El panot: история барселонской тротуарной плитки. Испания по-русски
Наверняка каждый, кто хотя бы раз побывал в столице Каталонии, обратил внимание на узор в виде стилизованного цветка с четырьмя лепестками, украшающий тротуары большинства улиц города. Этот орнамент, или panot на каталанском, известный также как барселонская роза, уже стал визитной карточкой города и широко используется в самой разнообразной сувенирной атрибутике, а история его существования насчитывает более ста лет.
Появлением узора Барселона обязана одному из самых известных архитекторов – автору многих знаменитых зданий, таких как Дом Амалье, Дом с шипами, Дом Марти, каталонскому мастеру Жозепу Пуч-и-Кадафалку, который впервые использовал это изображение в оформлении зоны въезда для экипажей Дома Амалье. Существует версия, что источником вдохновения для архитектора послужил цветок миндального дерева, на который отдаленно похож рисунок.
Позднее, в 1916 году, властями города был объявлен конкурс на лучший дизайн плитки для тротуаров, в котором лидировали пять рисунков: четыре круга, плитка шоколада, ромб с четырьмя кругами, концентрические круги и знаменитый ныне цветок. Победу с дизайном последнего одержала компания Escofet, с конца XX века применяющая технику изготовления плитки из цемента, песка и воды с помощью гидравлического пресса. Такая техника обеспечивала серийное производство плитки, пришедшее на смену экономически невыгодному ручному изготовлению, и позволяла замостить весь город, что ранее являлось невыполнимой задачей.
Удобный формат новой плитки быстро сделал ее популярной: прочная, недорогая в производстве, небольшого размера (площадью 20 на 20 см и толщиной 4 см), нескользящая и при необходимости легкозаменяемая, она явилась идеальным решением для оформления городских тротуаров.
Кроме того, простой и запоминающийся дизайн быстро стал одним из символов города и в настоящее время активно эксплуатируется множеством компаний, занимающихся изготовлением сувенирной продукции, аксессуаров и ювелирных изделий. Практически любой туристический магазин переполнен футболками, сумками, кружками, брелоками, украшениями с этим узором, а некоторые фирмы выпускают целые коллекции продуктов, основанные на нем: например, популярная дизайнерская марка Barcelovni, кондитерская Enric Rovira, делающая шоколад в форме барселонской розы или компания-производитель сумок Calpa, вовсе взявшая знаменитый рисунок за основу своего логотипа. Многие компании используют барселонскую розу в оформлении пола в своих офисах, подтверждая тем самым неослабевающую популярность узора.
Барселонская роза приобрела настолько высокую значимость в культурной жизни города, что когда Олимпийский музей в Лозанне (Швейцария) запросил у каталонских властей какой-либо идентификационный символ города, в качестве его был выслан квадратный метр плитки из барселонского района Vila Olímpica.
Еще одним неоспоримым доказательством большого значения барселонской розы является ее использование как ориентира на так называемом «маршруте модернизма» (La Ruta del Modernismo), включающем в себя 120 творений знаменитых архитекторов, сделавших город мировой столицей модернизма. Чтобы начать путешествие по этому маршруту, требуется обзавестись специальным путеводителем, который можно найти в крупных книжных магазинах Барселоны или специальных Центрах модернизма, однако сориентироваться помогут и плитки с изображением барселонской розы, окрашенные в красный цвет и расположенные около каждого из объектов маршрута.
Без сомнения, барселонская роза является главным узором улиц, однако на территории города есть и другие достойные внимания орнаменты. Например, в честь легендарного каталонского мастера Антонио Гауди в 1997 году бульвар Passeig de Gracia был вымощен плиткой замысловатого узора, получившего его имя.
А в 2008 году была выпущена плитка с рисунком в виде повернутых под разными углами латинских букв “В”, который был призван стать дизайном барселонских тротуаров нового тысячелетия, однако на практике рисунок не оправдал возложенных на него ожиданий и даже стал поводом для шуток.
Гуляя по городу и забираясь в его самые укромные уголки, вы наверняка найдете еще немало любопытных образцов, украшающих тротуары, но самым популярным все-таки остается барселонская роза – орнамент с более чем столетней историей, который остается актуальным и сегодня.
Если вы желаете поближе познакомиться с Барселоной, лучше узнать ее историю и культуру, центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» готов предложить вам составление индивидуального тура, в ходе которого вы сможете открыть для себя город с самых разных сторон. Наши специалисты учтут все ваши пожелания и организуют увлекательное путешествие с профессиональными гидами.
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Да
(0) (0)espanarusa.com
Барселонская плитка «el Panot» — искусство под ногами! — BARCELONA
Барселона полна загадок и интересностей. Иногда достаточно всего лишь внимательно присмотреться под ноги, чтобы увидеть… искусство! А именно знаменитую барселонскую плитку, «el panot».
Дабы понять всю значимость плитки для каталонской столицы, давайте перенесемся в Барселону конце 19 — начала 20 века. Когда легендарный каталонский инженер Ильдефонс Серда взялся за расширение Барселоны за пределами снесенных городских стен, в его план также входило мощение новых улиц. Однако поначалу процесс покрытия дорог в Эшампле — т.н. «новой Барселоне» — пошел уж очень неравномерно: каждый резидент стелил перед своим домом 2,5 метра покрытия, авторизованного городскими властями — асфальтом, натуральным камнем или цементом. Поскольку покрытие происходило не одновременно, то большие куски улиц долгое время оставались непокрытыми. А потому как только начинался сильный дождь, новый район Эшампле просто утопал в грязи. Чтобы не испачкаться, прохожим приходилось подворачивать штанины и прыгать через огромные грязевые лужи.
В 1903 году в Барселоне шли обильные дожди, и легендарный каталонский еженедельный сатирический журнал «L’Esquella de la Torratxa» (1872 — 1939) выпустил карикатуры с заголовком «Город грязи» (кат. «la ciutat del fang»), изобразив утопающие в грязи ботинки, штанины и юбки барселонских буржуа. За Барселоной тут же закрепилось неофициальное название «Can Fanga» — «Дом Грязи», а за барселонцами — «fanguers» или «de Can Fanga».
Раз и навсегда избавить Барселону от грязи помогла именно новая плитка, кат. «el panot», повсеместной кладкой которой наконец-то решил заняться Городской совет Барселоны. Видимо, сильные дожди стали последней каплей и уже через три года после «грязевого потопа» — в 1906 году — Департамент общественных работ представил общественности 18 дизайнов плитки:
Плитка «el panot» представляла собой кусок гидравлического цемента (портландцемент, песок и вода) весом в 1,5 кг. Такое универсальное покрытие дешево по себестоимости, привлекательно, легко моется, обладает устойчивой поверхностью и не скользит даже во влажном состоянии. В общем, это было настоящее спасение для барселонцев, их штанин, юбок, обуви, домашних питомцев на выгуле и т.д.
Чуть позже, в 1907 году, Городской совет Барселоны зафиксировал обязательный размер «el panot» в 20 см х 20 см и ее толщину в 4 см:
Также Городской совет сузил количество дизайнов до пяти (хотя некоторые из вышеуказанных восемнадцати уже начали класть в Эшампле): цветок (кат. la flor de Barcelona), череп (кат. calavera), концентрические круги (кат. cercles concèntrics), четыре плитки с четырьмя кругами (кат. quatre pastilles amb quatre cercles) и, наконец, просто четыре плитки (кат. quatre pastilles):
В тендере участвовали восемь барселонских производителей плитки. И хотя первоначально, в 1907 году, тендер выиграла компания Ramona Escobara, в итоге работа была передана легендарной компании Escofet, ранее специализировавшейся только на иньерьерной плитке. Но компания была действительно лучшей из лучших: в 1888 году за свои дизайны интерьерной плитки Escafot получила золотую медаль на всемирной выставке Universal Exhibition. В 1913 году Escofet впервые представила уличную плитку и приступила к ее покладке на улицах Барселоны в 1916 году. Компания существует и по сей день — F. Escofet i Cia, однако не занимается больше покладкой именно этой плитки.
Сегодня из тех самых исторических дизайнов «el panot» производятся только два вида: цветок Барселоны (la flor de Barcelona) и четыре плитки (quatre pastilles). Превратившись в урбанистические символы Барселоны, они считаются не только самыми ценными с исторической точки зрения, но и самыми функциональными.
Цветок Барселоны — La Flor de Barcelona
Именно «цветку Барселоны» (el flor de Barcelona, также rosa de Barcelona, el panot de flor) суждено было стать одним из главных урбанистических символов Барселоны. Именно этим узором, окрашенным в красный цвет, обозначается знаменитый туристический маршрут в Барселоне, посвящененый модерну — «la Ruta del Modernismo».
«Цветок Барселоны» чаще всего используется на барселонских сувенирах, дизайнерских предметах декора, драгоценностях, аксессуарах и одежде. В Готическом квартале Барселоны даже есть магазин кожаных сумок и аксессуаров «CALPA» («Bosses de Pell Calpa») на улице Ферран (Carrer de Ferran, 5), в котором продаются сумки с «цветком Барселоны»:
Магазин CALPA. Carrer de Ferran, 5.Принято считать, что автором «цветка Барселоны» был знаменитый каталонский архитектор Пуиг-и-Кадафалк. В 1900 году он разработал дизайн для внутреннего дворика для повозок в Каса Аматье. Однако это был более примитивный узор из четырех кругов, которые лишь напоминали цветок. С течением времени узор стал почти неузнаваемым, но в данный момент проводится реставрация.
Casa Ametller (c) Irina Golenkova FerreroПримечательный факт: когда Олимпийский музей в Лозанне (Швейцария) запросил Городской совет Барселоны направить им какой-либо значимый символ города, швейцарцы получили в ответ по почте квадратный метр тротуара Олимпийской деревни с плиткой «цветок Барселоны».
Четыре плитки — Quatre pastilles
Второй по историко-культурной значимости и самый распространенный вид исторической плитки в Барселоне — это т.н. «четыре плитки» или просто «плитка». Посколку в каталонском языке, как и в русском, «плитка» ( кат. «rajola») может быть и напольной, и шоколадной, то благодаря этой игре слов в 90-х в Барселоне появился аналогичный сладкий сувенир известного барселонского шоколадного мастера Энрика Ровиры. Он выпускает шоколадные конфеты с дизайнами легендарной барселонской плитки, включая и «цветок Барселоны». Изделия мастера можно посмотреть и в его онлайн-магазине (также и на английском):
Сегодня плиткой «el panot» покрыто более 5 миллионов квадратных метров и встерчается она вот в таких исторических дизайнах. При этом последний, четыре плитки, — самый распространенный в Барселоне вид плитки:
Бесконечная мозаика Гауди
Прогуливаясь по знаменитой Пассеж-де-Грасиа (Passeig de Gràcia), пешеходы могут полюбоваться под своими ногами настоящим искусством от Антонио Гауди. Плитка появилась в Барселоне в 1997 году в честь великого каталонского архитектора по решению Городского совета Барселоны. Если присмотреться повнимательней, то станет понятно, в чем здесь проявился гений Гауди: покрытие из его шестиугольной плитки с природными морскими орнаментами бесконечно! Всеми своими углами каждая плитка образует совместный узор с соседними аналогичными плитками — так что одна плавно переходит в другую и так до бесконечности — пока не закончится дорога…:
Этот дизайн Гауди разработал в 1904 году для интерьерной плитки компании Escofet. Компания по сей день хранит металлическую пресс-форму оригинального дизайна. Первоначально планировалось класть эту плитку в Каса Батьо (Casa Batlló), но в итоге ей был покрыты полы в служебных помещениях в Педрере (La Pedrera). Оригинал плитки намного больше, поэтому гравировку изначально было легче рассмотреть, чем сейчас на Пассеж-де-Грасиа. По всей видимости, уменьшить первоночальный дизайн пришлось из-за того, что на улице слишком крупная плитка быстрее бы поломалась. Именно за эту плитку компания Casa Escafot получила золотую премию Дельта за лучший дизайн продукта в 1965 году.
«Вибрирующая» плитка — «El Vibrazo»
В 1950 году casa Escofet представила еще один вид плитки — «el vibrazo» — архитектора Адольфа Флоренсы. С 1968 года центральный отрезок Рамблы начали покрывать этой плиткой. В 1992 году одной из разновидностей этой плитки — el vibrazoli — покрыли площадь в Олимпийском парке Барселоны на холме Монжуик — la Plaça de l’Anella Olímpica de Montjuïc.
К сожалению, по улицам Барселоны периодически ступают ноги и тех, кто отколупывает для себя кусочек плитки. Может быть, таким людям недостаточно плиток шоколадных, а может быть, им столь дорога Барселона, что они пытаются увезти ее кусочек с собой. Но тем самым, эти люди крадут историю у самой Барселоны, а вместе с тем и деньги добропорядочных каталонских налогоплательщиков. Ведь городу приходится ежегодно инвестировать новые средства в новое покрытие. Вот такие вот издержки бывают у туристического города с историей…
ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА СТАТЬЮ — ПОДДЕРЖАТЬ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛ
Если вам была полезной и интересной эта статья, вы можете отблагодарить автора одной, двумя или даже тремя чашками кофе и вдохновить писать новые статьи о Барселоне и культуре Каталонии, основанные исключительно на оригинальных источиках на каталонском и испанском языках! Спасибо! 🙂 Ирина Голенкова Ферреро
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
Онлайн-магазин шоколадного мастера Энрика Ровиры (кат., исп., англ.):
http://www.enricrovira.com/shop/
Компания Escofet 1886 SA
http://www.escofet.es/
Репортаж «El panot, un símbol barceloní» (кат.)
https://www.youtube.com/watch?v=7twjoE4X0uk
Panot, a symbol of Barcelona (англ.)
http://eldigital.barcelona.cat/en/my-new-post-1709_26816.html
Paseos curiosos por Barcelona (19ª parte)
http://milerenda.blogspot.ru/2013/01/paseos-curiosos-por-barcelona-19-parte.html
Panot Gaudí. Архитектурный архив Каталонии.
http://www.arxiusarquitectura.cat/disseny_det.php?id=45
De ‘guiris’ i ‘can fangues’, n’hi ha pertot
http://blogs.elpunt.cat/nuriapuyuelo/2012/04/10/de-%E2%80%98guiris-i-%E2%80%98can-fangues-nhi-ha-pertot/
Los panots de la ciudad de Barcelona
El Bloc De arquitectura y urbanismo de Barcelona: Panots Barcelona
El far de Maians: Panots de Barcelona
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
barcelona-magazine.com
Царство битой плитки или Парк Гуэля в Барселоне.
Имя испанского архитектора Антонио Гауди неразрывно связано с Барселоной. Дом Мила, дом Бальо, дом Висенс, Собор Святого Семейства, дворец Гуэля, склеп Гуэля, и, наконец, парк Гуэля — все это творение рук этого неординарного мастера.
По заказу одного из самых богатых людей Каталонии, Эусеби Гуэля, в 1901 году Антонио Гауди приступил к созданию чудо-парка на окраине Барселоны. Сперва Гуэль планировал распродать эти земли под строительство жилых домов, но они не пользовались спросом, так как находились далеко от центра, и ему пришла идея о создании на этом пустыре огромного парка.
2.
В парк мы попали не совсем с парадного входа. Руководствуясь картой, набрели на эскалатор, на котором поднялись на холм, и вошли в парк с бокового входа.
3.
Улица ровной полосой разрезает город.
4.
С холма открывается живописный вид на всю Барселону.
5.
В основном город невысокий, лишь редкие многоэтажки выделяются на общем фоне городской застройки.
6.
Слева виднеется знаменитая Саграда Фамилия или Собор Святого Семейства.
7.
Он является самым известным долгостроем в мире. Строительство собора началось еще 1882 году, и до сих пор не закончено. За время строительства много раз менялись и проекты и архитекторы, даже знаменитый Гауди работал над собором в течении 43 лет, но по-прежнему собор обнесен строительными лесами, и за ним возвышаются гигантские строительные краны. Не взирая на все перепетии, Саграда Фамилия является самой главной достопримечательностью Барселоны.
8.
Повстречалось несколько креативно разукрашенных вездесущим граффити домов.
9.
Или вот, например.
10.
Рисуют здесь даже на кактусах.
11.
Замочная традиция шагает по планете семимильными шагами.
12.
Причудливые крыши домиков, расположенных у ворот центрального входа.
13.
Надпись «Гуэль» — мы на месте.
14.
Вдалеке показалась самая знаменитая часть парка – длинная скамейка-смотровая площадка, совершенно невероятно украшенная кусочками керамической плитки.
15.
Парк очень зеленый и ухоженный.
16.
17.
С обзорной площадки открывается отличная панорама Барселоны, поэтому основная масса фотографий «на память» делается именно здесь.
18.
Знаменитая скамейка, которая полностью облицована различными частями битой плитки, керамической посудой и прочими казалось бы уже не пригодившимися мелочами.
19.
Дальше – искусство для людей не без хорошего воображения.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
На территории парка есть кафе.
31.
Поскольку парк Гуэля располагается на холме, то все достопримечательности находятся на разных ярусах.
32.
33.
Под обзорной площадкой находится «Зал ста колонн», хотя на самом деле их всего 86.
34.
Здесь особый интерес представляет свод потолка, украшенный в уже знакомой нам технике «битой плитки».
35.
36.
37.
Местами выглядит красиво.
38.
39.
Зал обладает отличной акустикой, и поэтому в нем частенько проводят концерты.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
По количеству людей с фотоаппаратами можно сделать вывод, что парк довольно популярен у туристов, хотя с недавних пор за вход в него стали брать плату, 8 евро, если в кассе при входе, и 7, если бронируешь билет на сайте парка www.parkguell.cat.
46.
Ежегодно парк Гуэля посещают около девяти миллионов человек, а в 1984 году парк Гуэля вместе с другими творениями Антонио Гауди был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
47.
48.
49.
50.
51.
У центрального входа в парк располагаются два пряничных домика: один с крестом, в котором сейчас находится администрация парка, а в доме с грибом на крыше – охрана.
52.
53.
54.
55.
Барселона – по-настоящему уникальный и многогранный город, и этот парк – всего лишь один из керамических осколков, находящихся в нем, но все же его стоит посетить, чтобы дополнить картину, которую творил неординарный мастер Антонио Гауди.
mir-mak.livejournal.com
Гауди под ногами | BarcelonaMania.com
Барселона. Это самая замысловатая плитка в городе, которая уложена на самой «витринной» улице Барселоны — Пасео де Гасия (Paseo de Gracia(исп.) Passeig de Gracia(кат.)).
Дизайн придумал сам Антони Гауди, правда для одного из помещений в знаменитом доме Мила, того самого, что по прозвищу Ля Педрера (Casa Mila/La Pedrera), вот он на фото ниже.
Шестиугольные плитки-соты важно укладывать в общий спирально-растительный орнамент. Хотя случались и ляпы, однажды, группа студентов подняла шум в соц.сетях из за неправильно уложенных плиток и после мэрия устраняла ошибки:)
Кроме Барселоны, эти плитки, но более крупного размера, можно встретить в городе Реус — родине Гауди. В общем, в Барселоне хорошо развивать шейные мышцы и вертеть головой не только по сторонам, но и вверх и вниз!
© Руслан.
Если вам понравились фотографии выше, приглашаю на мои винно-гастрономические фото-экскурсии по необычной Барселоне, каталонской глубинке и семейным винодельням. Вас ждут горы Монсеррат, мир Сальвадора Дали, средневековые деревни и старинные таверны, удивительная архитектура Барселоны, невероятно вкусные, отобранные лично мной, обжорные и питейные заведения, плюс красивый фоторепортаж или фотосессия на память!
barcelonamania.com
Мозаики Антонио Гауди, выдающегося испанского архитектора (1852-1926)
Архитектурные и дизайнерские работы Гауди потрясают новизной подхода. Я восхищаюсь его талантом, его гениальностью. Свободный полёт фантазии, превращённый в реальные шедевры. Слом вековых канонов архитектуры и строительства, смелая эклектика, совмещение, казалось бы, несовместимого, которое оказывается гармоничным и прекрасным. Глядя на его работы понимаешь, как убого многое из того, что мы обычно видим вокруг себя на улицах, в квартирах, каким великолепным, необычным, красочным мог бы быть наш мир! Но увы, гении штучны.
В этой статье показаны примеры только мозаичных работ архитектора, которые, конечно, только одна из граней его супертворческой натуры.
Шедевры Гауди будят фантазию, побуждают к творчеству, заставляют по-новому посмотреть вокруг, наслаждают зрение.
Гауди говорил, что прямую линию придумал человек, а круг – Бог. Поэтому в его творениях так много неправильных геометрических форм, пластичности, округлости, овальности, текучести. Наряду с облицовкой знаний мозаикой из колотой керамической плитки это стало его узнаваемым стилем.
В творчестве Гауди переплетаются и ренессанс, и готика, и венецианская архитектура с мавританским стилем, всё это объединяется великолепными чертами эпохи модерна. Но нельзя сказать, что стиль Гауди это эклектика, потому что его талант ярок, необычен, впечатляющ и сразу узнаваем. Вдохновлялся Гауди природой – причудливой формой облаков, крон деревьев, корней, животных, а также литературными сказаниями и народным испанским зодчеством.
Архитектор очень органично сочетал многообразие форм и контраст красок, например, грубый необработанный кирпич и блестящую керамическую плитку. Он был не только архитектором, знал и столярное дело, и ковку металла, и работу со стеклом. Поэтому так необычны и впечатляющи его эксклюзивные работы с мебелью, великолепные кованые решётки эркеров, ворот, балконов, блики и отражения во вставках толстого волнистого стекла.
При облицовке своих зданий он часто применял мозаику, керамическую плитку, эскизы для которой он рисовал сам. Например, дом Бальо в Барселоне как бы одет в керамическую чешую, которая меняет свой цвет в зависимости от освещения.
В парке Гуэля в Барселоне строения и беконечно струящаяся на несколько сот метров скамейка украшены керамической мозаикой в стиле тренкадис – кусочки неправильной формы фарфора, цветного стекла, битой керамики складываются в причудливые картинки калейдоскопа. Такая мозаика стала фирменным, сразу узнаваемым стилем Гауди. Многие дизайнеры подражают ему и сегодня.
Статья авторская. Фото взяты из свободного доступа в интернете с последующей обработкой.
www.livemaster.ru
Шедевры Гауди в Барселоне | Euromapa.net
Самыми узнаваемыми достопримечательностями столицы Каталонии являются храм Святого Семейства и другие творения великого Антонио Гауди в Барселоне, создавшего свой уникальный стиль в архитектуре, называемый «каталонский модерн». На них и остановимся подробнее, ведь именно эти здания придают неповторимый облик Барселоне, многие из них находятся под охраной ЮНЕСКО.
Дымоход дома Бальо Антонио Гауди в БарселонеГауди был гением. Он родился в 1852 году и значительно опередил свое время. Обожествляя природу, он воплотил ее в архитектуре, в его сооружениях практически нет прямых линий – плавные изгибы, причудливые формы, яркие цвета. Стиль Гауди невозможно перепутать ни с каким другим. Самые известные его работы, находящиеся в Барселоне: дом Висенс, дом Кальвет, дом Бальо, дом Мила, парк Гуэля и вершина его творчества – храм Святого Семейства.
Не осталось туриста, который ни разу не слышал бы о «гении Гауди». А уж те, кто отправляется посетить столицу Каталонии Барселону, и подавно. Многие включают в свой обязательный маршрут объекты, которые украсили город, благодаря стараниям Антонио Гауди. Этот архитектор искусно переплел природу и архитектуру, ведь многие идеи он почерпнул, наблюдая за природными явлениями, деревьями, растениями, животными. Он черпал вдохновение, наблюдая за полетом разноцветных бабочек или каплями весеннего дождя, переливающимися на выглянувшем из-за облаков солнце. Барселона – это именно тот испанский город, в котором можно увидеть большинство творений Гауди.
Дом Висенс Антонио Гауди в БарселонеВыйдя из метро на станции Fontana, нужно идти в сторону центра, а затем свернуть на Carrer de les Carolines. Дом под номером 26-30 по этой улице является проектом Гауди – это дом Висенс — наиболее ранняя работа и первая, в которой он использовал керамическую плитку.
Этот особняк в мавританском стиле, напоминающий дворец, украшают круглые башенки по углам и разноцветные керамические плитки. При строительстве Гауди был очень ограничен в площади, поэтому дом как бы устремлен ввысь. Архитектор использовал неожиданные решения и причудливое смешение различных стилей.
Поворачиваемся спиной к дому Висенс и двигаемся в сторону Carrer de Gracia. Пройдя несколько кварталов по улице, обратите внимание на дом красноватого оттенка – здесь на первом этаже находится кондитерская Farga. Сам дом имеет изящные полукруглые балконы, а верхний этаж его имеет волнистую форму. Можно заглянуть в кондитерскую, чтобы отведать ароматного кофе с пирожным.
Дом Кальвет Антонио Гауди в БарселонеПервый дом, который можно увидеть на улице Carrer de Casp – это дом Кальвет (Casa Calvet). Здесь живут люди, поэтому, прогуляться внутрь и осмотреть интерьер не получится. Но можно просто полюбоваться фасадом здания, в котором переплелись причудливые волнистые формы, созданные с помощью изогнутых кружевных оград балконов.
Пятиэтажный жилой дом, считается самым традиционным сооружением Гауди, однако архитектор удостоился городского приза за его постройку. Элегантный дом в стиле барокко выглядит достаточно просто – бурной фантазии Гауди негде было разгуляться из-за стесненных условий постройки. Но и в этом здании есть оригинальные новаторские решения мастера.
Далее нужно следовать вперед, оставив дом Кальвет за спиной, а, спустя два квартала повернуть на Passeing de Gracia, чтобы затем следовать вправо.
Дом Бальо Антонио Гауди в БарселонеЭто длинная торговая улица с множеством магазинов и кафе, а дом под номером 43 более известен как дом Бальо (Casa Battlo). Это здание можно осмотреть и внутри и лучше всего взять на входе аудиогид, который подробно расскажет обо всех тонкостях архитектурных форм, которые использовал Гауди при перестройке дома по заказу его владельца – Жозепа Бальо. В этом доме практически не осталось прямых линий. Все, и стены, и оконные рамы, и даже лестница имеет волнистую форму.
Дом Бальо был построен Гауди в начале XX века. Он очень необычен и вызывает ассоциации с мифическим существам – то ли ящером, то ли драконом, его крыша покрыта черепицей, напоминающей рыбью чешую.
Этот особняк также называют «Домом костей» из-за формы колонн, напоминающих кости, и балконов, похожих на черепа. Несмотря на это, дом выглядит очень нарядным благодаря отделке фасада и крыши.
Дом Мила Антонио Гауди в БарселонеЕще чуть впереди через пару кварталов на этой улице неподалеку от станции метро Diagonal располагается дом Мила (Casa Mila). Этот дом имеет уникальную систему вентиляции, о которой также подробно расскажет выдаваемый при входе аудиогид. Стоит также подняться на крышу, чтобы побродить между причудливой формы вентиляционными трубами, выложенными разноцветной керамической плиткой, большая часть которой представляет собой отдельные кусочки старой плитки, используемой при оформлении других зданий.
Дом Мила – роскошное здание в стиле модерн. Сейчас это жилой дом, на его последнем этаже расположен музей Гауди. Он ассоциируется у кого-то с морскими волнами, у кого-то – с каменоломней или с пещерой. Два внутренних двора выполнены в форме овальных колодцев с колоннами. С крыши дома можно полюбоваться потрясающим видом на Барселону.
Центральный вход в парк Гуэля Антонио Гауди в БарселонеСледующее место, к которому приложил руку гений Гауди – знаменитый парк Гуэля (Park Guell). Именно здесь фантазия великого мастера разыгралась не на шутку. Нужно обязательно сфотографироваться со знаменитой ящерицей, посидеть на волнистой скамейке, которая, несмотря на странную форму, кажется, принимает форму тела, прогуляться по галереям, колонны которых похожи на стволы дерева. Буйство красок, разноцветной керамической плитки и слияние творений рук человеческих с природой – все это оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто когда-либо прогуливался по парку Гуэля.
Мозаичная саламандра в парке ГуэляПарк Гуэля – это совместный проект, задуманный Гауди и предпринимателем Гуэлем, но так и не оконченный, к сожалению. Не взирая на это, парк считается одним из главных шедевров мастера, воплощением безудержной фантазии Гауди, ожившими сказками братьев Гримм. Это памятник не только архитектуры, но и скульптуры – «пряничные» домики, фантастические фигуры зверей, покрытые мозаикой, и среди них знаменитая ящерица-талисман Гауди, дарующая благополучие и удачу.
Парк Гуэля ошеломляет нестандартными архитектурными решениями, свойственными Гауди. В одном из домиков на территории парка жил сам архитектор, теперь там располагается его Дом-музей.
Саграда-Фамилия Антонио Гауди в БарселонеСамым грандиозным творением Гауди является храм Святого Семейства (Sagrada Familia), ставший символом современной Барселоны. Мастер посвятил строительству этого храма 43 года жизни – с 1883 по 1926 годы, но строительные работы ведутся там до сих пор. И никто не может назвать дату его завершения (по предварительным подсчетам, нужно еще 60–70 лет). Это связано не только со смертью великого архитектора (Гауди и не надеялся закончить строительство при жизни, и оставил подробные чертежи и эскизы своим последователям), но и с недостатком средств на возведение храма. Деньги на строительство собираются буквально «всем миром», ежегодно на эти цели уходит примерно 3 млн. долларов. Сам Гауди после своей трагической гибели в 1926 г. был похоронен в склепе храма.
Внутри храма Святого СемействаМасштабы собора и его архитектурные формы просто поражают воображение. Немалое впечатление также производит и внутренняя обстановка собора. Чего стоят только одни колонны, которые, кажется, поднимаясь ввысь к высокому потолку, меняют не только свою толщину, но и количество граней. Согласно задумке архитектора, собор строится только на добровольные пожертвования, и власти города свято блюдут навет мастера. Может быть, поэтому даты окончания строительства никто пока не знает.
Этот собор – один из самых необычных в Европе, он задумывался в стиле неоготики, но план был изменен Гауди и дополнен декоративными элементами в стиле модерн.
В настоящее время, несмотря на непрекращающуюся стройку в храме, можно посетить музей, посвященный его строительству (с эскизами и макетами Гауди), а также подняться на башню собора, чтобы с высоты птичьего полета оценить величие Барселоны.
Творчество Гауди в Золотом квадрате Барселоны
Барселона – мечта любого туриста. Это второй из крупнейших городов Испании, столица области Каталония, средиземноморская жемчужина Испанского королевства. Достопримечательностей в Барселоне не счесть: это и памятники средневековой архитектуры в Готическом квартале и современные сооружения района 22@, поющие фонтаны, гора Тибидабо с уникальным храмом Святого Сердца, а также памятник Колумбу и немало музеев, наиболее посещаемым из которых является музей Пикассо.
Невозможно представить Барселону без уникальной архитектуры Гауди. Его произведения разбросаны по всему городу и формируют неповторимый образ столицы Каталонии. Испанцы гордятся своим соотечественником, а каталонцы подчеркивают его происхождение, произнося имя великого архитектора в каталонской вариации – Антони Гауди (в отличие от испанского Антонио).
Причудливые очертания зданий и фантастические образы, украшающие фасады и крыши домов, по которым узнается почерк Гауди, можно увидеть в центральном квартале Эщампле и в Старом городе в квартале Раваль. Парк Гуэля полностью обязан своим появлением Антони Гауди. Мифические образы и природные плавные линии придают особенный вид воротам усадьбы Гуэля и усадьбы Миральес, которые обустроены в предгорных районах Барселоны.
Эксклюзивным районом, где наиболее сконцентрированы шедевры Гауди, является, так называемый, Золотой квадрат, охватывающий часть квартала Эщампле и включающий проспект Пасео де Грасия. Непосредственно на Грасия расположены неповторимый и всеми узнаваемый дом Мила, прозванный «Педрера», и не менее известный дом Бальо. В центральной части Эщампле возвышается храм века, строительству которого Гауди посвятил почти 40 лет своей жизни – храм Святого Семейства.
Шедевры Гауди на карте Барселоны
euromapa.net
Антонио Гауди и его Барселона. Парк, плитка и формы нашедшие отражение в архитектуре. Путь гения: alkopona — LiveJournal
Представляете себе роскошь Барселоны начала XX века? Как и в Париже тут собираются самые сливки культурного общества, создающие собственными руками такие шедевры, которыми будут восторгаться не только современники, но и потомки в нашем с вами лице. У них было особое место для тусовок, как и местные проститутки они слетались в известное кафе под названием El Quatre Gats — «Четыре кота», естественно чтобы вкусить алкоголя смешанного с похотью и развратом. В прокуренном помещении забегаловки устраивали поэтические вечера, своеобразные барселонские квартирники, модные вернисажи. Тут, кстати, прошла и самая первая выставка Пикассо, главным холстом на которой были «авиньонские девицы», которые согласно легендам современников квартировали совсем рядом, в борделе готического квартала на улице Авиньо.
Спросите, а причем тут великий девственник? Ну вот если у товарища Пикассо с личной жизнью все было намази, то главный архитектурный владыка Барселоны оставался «нераспечатанным» до самой смерти. В юности наш любитель круглых цилиндров и лайковых перчаток еще пользовался неким интересом у женщин, но его сердце волновала лишь одна Пепета, которая не испытывала взаимности к Антонио и захлопнула перед ним ворота во взрослый мир. Такого поворота судьбы он не выдержал и съехал с катушек окончательно, сохранив целомудренность до скончания веков и бросая всю скопившуюся энергию растекаться по плавным изгибам собственных строений.
2.
Насчет психического состояния нашего героя высказывался и его руководитель из архитектурного университета: «Господа, мы находимся в обществе либо гения, либо сумасшедшего». Да на это тонко намекала и выбранная тема итогового учебного проекта. Гауди выбрал ворота кладбища, которые должны отделять мир мертвых от мира живых, и на суд публики сотворил нечто в собственном стиле. Удивительно, что его в тот момент не затыкали осиновыми кольями.
3.
Вообще же Антонио вывел на улицы любимого города новый вид архитектуры! Как повернутый фанатик он работал исключительно со странными формами, отказавшись от традиционных прямых. Гауди ненавидел геометрически правильные пространства, а прямые стены доводили его до нервной трясучки, которая отдавала ужасной болью по сраженным ревматизмом суставам. Ведь как говорил ему внутренний голос: «прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога». Ну вот шевеля губами он и повторял за ним: «…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света».
4.
Идеальным природным отображением его мыслей было обычное куриное яйцо, со следами помета на скорлупе. И дабы доказать всем свою правоту, он постоянно носил его с собой, пряча в карман со стола на завтраке. Тем самым он хотел подтвердить знакомым и сомневающимся в теории природной крепости и идеальности яйца. Ну и видать под впечатлением от продукта жизнедеятельности куры наш гений без каких либо компьютеров придумал собственную, неповторимую безопорную систему перекрытий. Дабы вы понимали насколько это круто, то скажу вам, что только спустя сто лет в НАСА появилась программа, способная повторить подобные расчёты. А он это делал на глазок, советуясь с яйцом!
5.
фото с сайта https://sasha-lotus.livejournal.com/197995.html
Но главную роль в жизни нашего героя играет не женщина, а мужчина. Причем это не то, о чем вы подумали. Конечно в латентной Европе такой роман не считался бы странным, но все же своим «девственным» идеалам наш герой был верен до самого конца, не делая исключений для мужского пола, несмотря на выше озвученную тягу к яйцам.
6.
фото с сайта https://sasha-lotus.livejournal.com/197995.html
Так вот, судьбоносным знакомством не самого популярного на тот момент архитектора была встреча с Эусеби Гуэлем. «Текстильный король» Каталонии и самый богатый человек в регионе становится его главным другом и покупателем. С легкой руки промышленного гиганта Антонио создает проекты павильонов усадьбы в Педральбесе, винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль, ну и парка во имя своего заказчика.
7.
На сегодняшний день именно парк является одной из главных жемчужин в короне архитектурного наследства Барселоны и в качестве основного рубина, возвышается поверх центрального городского зубца. При этом достопримечательности парка входят в ТОП-3 самых фотографируемых мест планеты по версии Sightmap.
8.
Думаю, все знают эту несколько странную историю возникновения парка? Гуэль был настолько уверен, что окружающая его буржуазия поддержит радикальный проект, поэтому купил видовой участок на вершине горы Кармель и заложил там базовую инфраструктуру для постройки коттеджного поселка элит-класса. Пару первых домов выстроил собственной рукой Гауди, ну так, для «примера». Оставалось только привлечь богатеньких друзей в обмен на их купоны.
9.
Но то ли данная архитектура оказалась слишком специфичной, то ли Гуэль заломил просто неподъемные деньги за квадратный метр земли, то ли и правда в те времена это было слишком далеко от центра города, но в итоге за всю историю продаж объекта ни одного покупателя он так и не нашел.
10.
Ну как ни одного. Благодаря своему влиянию он вынудил самого Гауди построить себе дом здесь и переехать на постоянное жительство. Возможно, это тоже была часть спланированной рекламной акции.
11.
Так они тут вдвоем и встретили свои концы, а опечаленные родственники бизнесмена быстро слили тянущий вниз пассив, продав все в казну государства. Те, не долго думая, сделали тут городской парк, который благодаря входным билетам приносит немыслимые богатства новым хозяевам, ежедневно увеличивая банковский счет мэрии Барселоны.
12.
Кстати, поговаривают, что всемирно известная мозаичная скамья в форме змеи, которая является главной изюминкой всего парка, получила свою форму благодаря оголенным задницам рабочих. Ведь чтобы получить нужную форму, Гауди просил трудящихся по очереди усаживаться на свежезалитый цемент. Ну и дабы не испачкать драгоценные штаны, они их снимали и мяли оголенными пятыми точками. Легенды говорят, что таким образом он рассчитывал получить идеально эргономичное по всем своим параметрам сидение.
13.
Мы кстати в платную часть так и не попали. Так как не подсуетились, билеты заранее не купили, а ждать в очереди пять часов не было никакого желания. Посмотрели нелегально с высоты, погуляли по бесплатной части, посидели на удобных, но совершенно иных скамейках, а фотографии нагло стыбрил у sasha_lotus и timon_timonich, вот такая он блогерская взаимопомощь.
14.
фото с сайта https://sasha-lotus.livejournal.com/196242.html
Выстроив дворец Гуэля Антонио Гауди окончательно сбрасывает оковы неизвестного ноунейма, прославляется и становится самым модным архитектором Барселоны. Клиенты выстраиваются в очередь и готовы отвалить полцарства вместе с собственной принцессой за непозволительную роскошь жить в доме, который собственными руками слепил этот гениальный чудик.
15.
Причем на счет чудика я не шучу. Полностью подавшись в католицизм, выглядевший в молодости сексуальным денди, Антонио перестал следить за собой. Оброс, перестал покупать новые вещи, ну и к старости его все принимали за нищего. Это и сыграло с ним злую шутку. Выйдя из дома до церкви он попал под трамвай, а прибывшие на место происшествия полицейские отправили бродягу в больницу для бомжей, откуда он и ушел в мир иной.
16.
После себя он оставил не только шедевры архитектурного зодчества, но и «стройку века», которую начали строить еще в 1882 году, продолжали возведение при закладке «Зенит-Арены» и строят до сих пор, в те дни, когда на стадионе в западной части Крестовского острова играют полуфиналы ЧМ-2018.
17.
фото с сайта https://timon-timonich.livejournal.com/222139.html
Естественно, как и положено недостроенной конструкции, он оставил после себя небольшую инструкцию по сборке сего шедевра в лучших традициях ИКЕИ. Только в отличии от главного штамповщика мебели здесь из-за сумасшедших форм не возможно пустить в ход одни и те же клонированные детали, поэтому каждый кусок камня проходит индивидуальную обработку.
18.
Да еще и строится исключительно за счет пожертвования прихожан, как того и пожелал великий мастер. Поэтому завершения стройк
alkopona.livejournal.com