Культура белорусов – Культура Белоруссии — Википедия

Содержание

Культура Белоруссии — Википедия

Культура Белоруссии — совокупность достижений материальной и духовной культуры Белоруссии.

Культура современной Белоруссии восходит к расселению славянских племён и их взаимодействию с уже населявшими эти земли ранее балтами. В то же время, во время археологических раскопок найдено множество предметов материальной культуры дославянского и доиндоевропейского населения Белоруссии.

Проблема славянизации балтского населения территории Белоруссии и характер балто-славянских взаимоотношений плохо поддаются изучению, и на данном уровне развития науки эти моменты остаются весьма спорными. В связи с этим, наиболее распространённым источником знаний по древнейшей истории Белоруссии остаются летописи, впрочем, достоверность данных которых практически не находит поддержки среди археологов.

В соответствии с летописными свидетельствами, на территории современной Белоруссии расселились кривичи, дреговичи и радимичи. Их традиционно отождествляют с тремя ареалами распространения различных видов височных колец — браслетообразные, перстнеобразные и семилучевые соответственно.

В 988 году белорусские земли были вместе со всей Киевской Русью крещены по византийскому обряду. В 992 году была основана Полоцкая епархия, а в 1005 году — Туровская.

Первоначально христианство приняли городские верхи, а окончательная христианизация затянулась. Вместо прежних видов погребения распространялись христианские кладбища. Велась борьба и с другими артефактами языческих времён. На «борисовых камнях», ранее являвшиеся объектами поклонения язычников, во время христианизации были выбиты надписи христианского содержания.

Принятие христианства содействовало распространению грамотности. Сохранилось созданное в XI веке Туровское евангелие. На территории Белоруссии найдены и берестяные грамоты — по одной было найдено в Витебске и Мстиславле.

В архитектуре господствующим направлением было сакральное (церковное) зодчество, а наиболее распространённым типом сооружений был крестово-купольный храм. Существовали две региональных разновидности древнерусского зодчества (школы) — полоцкая и гродненская.

Полоцк был одним из древнейших и крупнейших городов Киевской Руси. В середине XI века (около 1050-х) здесь началось создание третьего на землях восточных славян Софийского собора.

Наиболее почитаемой белорусской святой является Евфросиния Полоцкая (Предслава), внучка полоцкого князя Всеслава Чародея. Покинув княжеский дом, она приняла монашество под именем Евфросиния и посвятила себя духовному просвещению полочан, занимаясь вместе с двоюродной сестрой Звениславой организацией школы, библиотеки, скриптория для переписки книг. Евфросиния также явилась ктитором женского монастыря, впоследствии названного её именем. Около 1161 года в Полоцке был построен Спасо-Преображенский собор (зодчий Иоанн). Собор является одним из древнейших дошедших до наших дней практически в первозданном виде памятников восточнославянской архитектуры. Восстанавливаемые в настоящее время фрески собора являются одним из наиболее ранних образцов монументальной живописи в Белоруссии.

По заказу Евфросинии в 1161 году мастер Лазарь Богша создал один из наиболее известных памятников искусства, созданных на белорусских землях — напрестольный крест Евфросинии Полоцкой. Шестиконечный крест был выполнен из золотых и серебряных пластин и украшен драгоценными камнями. На кресте находилось 20 изображений святых, 60 орнаментированных фигур и около 40 деталей различных орнаментов. По преданию, при создании креста были использованы мощи святых и часть креста, на котором был распят Иисус Христос.

Туровский епископ с 1169 года, Кирилл Туровский, известен как писатель и проповедник. Кирилл получил прозвище «Златоуст» в честь сравнения своих заслуг с Иоанном Златоустом.

Известно о существовании в XII веке по меньшей мере 10 храмов в Полоцке, 3 — в Гродно, 1 — в Минске, Витебске, Волковыске, Новогрудке, Пинске и Турове[1].

В последней четвери XIII века (приблизительно в 1276 году) по приказу волынского князя Владимира Васильковича в районе Беловежской пущи была построена Каменецкая (Белая) вежа. В составе Великого княжества Литовского активно строились оборонительные сооружения, наиболее известные из которых — Лидский (1320-е), Кревский (1330-е) и Мирский замки (XVI век), а также Новый замок в Гродно. К числу наиболее известных культовых сооружений этого времени относятся готические церковь св. Михаила в Сынковичах Зельвенского района Гродненской области, Троицкий костёл в Ишкольди Барановичского района Брестской области — самый старый (из неперестроенных) костёл на территории современной Белоруссии

[2], и Церковь Святого Казимира вo Вселюби в Новогрудском районе Гродненской области — старейший из сохранившихся католических храмов на территории современной Белоруссии[3].

Декоративно-прикладное искусство долгое время развивалось преимущественно на основе народных традиций. Скульптура в Великом княжестве Литовском получила распространение и развитие под влиянием католицизма; сохранилось распятие XIV века из Глубокского района Витебской области. На искусство фрески оказали влияние переселившиеся сербские мастера. Становление самостоятельной белорусской школы иконописи относят к XV—XVI векам. Наиболее распространённым сюжетом в иконографии являлись иконы с изображением Богородицы. Большая часть икон сохранилась на территории Полесья.

В 1517 году выходец из Полоцка Франциск Скорина, изучавший медицину в университетах Кракова и Падуи, издал в Праге Псалтырь — первую печатную книгу на церковнославянском языке с присутствием понятных простому народу лексических белорусизмов. Благодаря этому Скорина считается основоположником белорусского книгопечатания.

В 1596 году по инициативе иезуитов и при поддержке королевской власти, некоторых магнатов, а также католических и части православных иерархов была заключена Брестская церковная уния. В то же время, большинство православных верующих не признало унию. В 1599 году по инициативе Константина Острожского в Вильно прошёл съезд представителей православных и протестантов Речи Посполитой, на котором было принято решение о совместной борьбе против дискриминационной политики. В 1623 году горожане Витебска подняли бунт, во время которого был убит архиепископ Иосафат Кунцевич. Чуть ранее один из активных приверженцев заключения унии Лев Сапега в письме Кунцевичу критиковал методы, которыми тот проводит унию в жизнь. В 1617 году на манер ордена иезуитов был основан орден базилиан Святой Троицы (позднее переименован в честь канонизированного Иосафата Кунцевича; устав утверждён в 1631 году). В 1633 году известный своей религиозной терпимостью Владислав IV пошёл на частичное восстановление прав православия на территории Великого княжества Литовского, передав им епархии во Львове, Луцке, Перемышле и Мстиславле. Также для православных была декларирована свободы культа и равноправие. Благодаря этим мерам религиозная напряжённость в Великом княжестве Литовском значительно ослабла. Между тем, в конце XVII века униатская церковь значительно укрепила свои позиции и стала доминировать в прежде православных регионах

[4].

Значительную роль в культурных процессах играл орден иезуитов. В начале XVII века иезуиты в Речи Посполитой перешли от агрессивной политики, не нашедшей понимания у населения, к миссионерской и культурно-просветительской деятельности. Иезуиты придавали особое значение формировавшему католическое мировоззрение образованию в виде иезуитских школ и коллегий. Кроме того, орден вёл активную пропаганду среди магнатов и шляхты, в том числе и православного происхождения

[5]. В 1603 году в Кракове начал выходить собственный индекс запрещённых книг для Речи Посполитой, которые, однако продолжали выходить на территории Великого княжества Литовского[6].

Перевод делопроизводства на польский язык и усиление полонизации местной шляхты отрицательно сказались на развитии белорусской культуры.

В начале XIX века на территории белорусских губерний, вошедших в состав Российской империи, проявился повышенный интерес к народной культуре, который выразился в её систематическом изучении и формировании традиций современной белорусской культуры. Около истоков национально-культурного возрождения стояли преимущественно выходцы из католической полонизированной шляхты белорусского происхождения

[7]. Мноиге из них считали своей родиной Польшу, а белорусские земли — «малой родиной»[8]. В то же время, важный вклад в развитие белорусского языка и литературы внесли и представители воспитанной в русском духе интеллигенции[9].

Важную роль в становлении белорусской литературы сыграл Ян Чечот, собравший и издавший большой фольклорный материал и написавший несколько стихотворений на белорусском языке

[8]. Александр Рыпинский издал в Париже этнографическо-фольклорную работу «Białoruś» (1840) на польском языке[8]. Один из основателей современной белорусской литературы Ян Барщевский написал по-польски, но на белорусском материале сборник «Szlachcic Zawalnia, czyli Białoruś w fantastycznych opowiadaniach» («Шляхтич Завальня, или Белоруссия в фантастических повествованиях»), а также оставил ряд стихотворений, написанных по-белорусски[10]. В первой половине XIX века была написана поэма Энеида наизнанку, её наиболее вероятный автор — Викентий Равинский. Усилиями Винцента Дунина-Марцинкевича белорусская литература приобрела большее сюжетное разнообразие
[10]
. Благодаря ему стала терять популярность практика отрицания самобытности белорусской культуры[9], а его произведения способствовали подъёму национального самосознания[11]. В середине XIX века была написана сатирическая поэма «Тарас на Парнасе», её вероятный автор — Константин Вереницын. В 1862-63 впервые на белорусском языке латинской графикой выходила газета Мужицкая правда, издаваемая Константином (Кастусём) Калиновским и положившая развитие белорусской публицистике[12]. Дальнейшее развитие белорусская литература получила благодаря Франциску Богушевичу, который разрабатывал патриотическую и социальную тематику, а также активно выступал в поддержку белорусского языка[11]. Его основные сборники оставались неизданными до 1890-х годов[11].

После восстания 1863 года и запрета на использование в белорусском языке латинской графики издание книг на нём было приостановлено до рубежа 1880-х — 90-х[11]. Официальная печать в белорусских губерниях («Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости») проводили русификаторскую политику[13]. В 1886—1902 в Минске выходил Минский листок — независимое издание, на страницах которого часто печаталась белорусская интеллигенция[13]. Большая роль в распространении белорусского языка в печати принадлежит Александру Слупскому и Николаю Янчуку, которые в конце XIX века начали издавать «Северо-Западные календари» (или «Календари Северо-Западного края») с использованием текстов на белорусском языке[12].

Серьёзным препятствием для развития национальной культуры в начале XIX века было слабое владение белорусским языком местной интеллигенцией; в основном образованные люди говорили и писали по-русски и по-польски[10]. Формирование белорусского литературного языка происходило на основании народных говоров и практически без опоры на западнорусский (старобелорусский) язык[9]. Более того, многие достижения средневековой литературы были практически забыты[9].
Культурную жизнь республики освещают, в основном, республиканские газеты «Літаратура i мастацтва» (Литература и искусство) (1932), «Культура» (1991), «Вестник культуры» (1996) и журнал «Мастацтва» (Искусство) (1983).

Также выделяется и материальная культура привилегированного сословия в Беларуси XIV—XVI вв. Развитие культуры привилегированного сословия в Беларуси проходило различные стадии, как и культура других европейских государств. Более того, белорусская культура привилегированного сословия перенимала и черты культуры западноевропейских государств. Вначале жилой комплекс был обусловлен военизированным характером, потому что особое значение предавали обороне. Типичными считались места пребывания в замках. В XV—XVI вв. в сооружениях стали просматриваться оборонные элементы такие, как башни и рвы. Находясь под влиянием Западной Европы, на территорию Беларуси стали проникать оборонительные элементы и системы. Стала распространяться анфиладная планировка, в интерьере стали распространяться камины вместо печей, появляются новые элементы мебели такие, как кресла, буфеты, книжные шкафы. Почти все виды кафли стали распространяться в Беларуси в качестве декора интерьера: кафля портретная, кафля с изображением букета в вазе и кафля с кованым орнаментом. Кафля с геометрическим орнаментом пользовалась меньшей популярностью. Например, образцы, найденные в Мирском замке и Заславле, идентичны образцам мебели из Германии[14].

Элементы одежды также, как и элементы жилищного комплекса, находились под влиянием западноевропейской культуры. Большой популярностью и престижем пользовались шелковые ткани с богатым цветным растительным орнаментом и золотым шитьем или золотыми нитями. Такие материалы чаще всего пользовались для шитья парадной одежды. Покрой же представителя белорусского привилегированного сословия также претерпевал изменения, как западноевропейский костюм. Например, началось распространение женского платья на основе корсета, построение цветовой гаммы костюма на контрастных сочетаниях темного и светлого, наличие общих для Европы особенностей кроя одежды ([[Жупан (одежда) | жупану]] соответствовал чешский и венгерский доломан, французский пурпуэн, английский джеркинд). Активно использовались ткани из других стран. Костюм представителей мужского привилегированного сословия сохранял дольше свои национальные черты на протяжении XV—XVI вв. в то время, как женский костюм подвергался большему влиянию западноевропейской культуры. Отношение людей к таким видоизменениям считалось одинаково негативным, потому такие заимствования нарушали традиции и нравственные устои. Культура питания носила региональный характер, потому что базировалась на местных продуктах. Однако европейским заимствованием все же можно считать употребление привозных вин (в XIV в. — византийских, позже, в XV—XVI вв. — венгерских, итальянских, французских) в среде верхней прослойки привилегированного сословия. Появление элементов западноевропейского заимствования обусловлено тем, что данные элементы воспринимались как престижные, прогрессивные и комфортные. Материальная культура привилегированного сословия развивалась в контексте западноевропейской культуры, а заимствование культурных элементов не влияло на культурную самобытности привилегированного сословия Беларуси[14].

XX век

В стране существуют три общереспубликанских союза писателей:

Библиотеки[править | править код]

Коллекционеры искусства

Помимо государственных музейных собраний, с 1990-х годов в Белоруссии значительную роль в сохранении культурного наследия начинают отыгрывать частные коллекции.

Наиболее крупной и ценной является корпоративная коллекция Белгазпромбанка, признанная наибольшим собранием работ художников Парижской школы в Восточной Европе [15]. Собственными коллекциями произведений искусства владеет холдинг «Атлант-М», Приорбанк.[источник не указан 1287 дней]

Развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX—XX вв.

В настоящее время работают 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в том числе:

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь наиболее известен. Его постановки завоевали грандиозный успех как у отечественного, так и у зарубежного зрителя.

Фестивали

Часто проходят масштабные театральные фестивали, среди которых:

  • «ТЕАРТ» (Минск)
  • «Панорама» (Минск)
  • «Белая вежа» (Брест)
Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ»

«ТЕАРТ» проводится в Минске с 2011 года. Главные организаторы форума — Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» и ОАО «Белгазпромбанк». Фестиваль «ТЕАРТ» делает акцент на экспериментах и художественном новаторстве в театре. География стран-участниц форума включает Аргентину, Белоруссию, Венгрию, Германию, Южную Корею, Израиль, Италию, Латвию, Литву, Польшу, Россию, Эстонию, Францию. Авторами постановок выступают известные режиссёры: Василий Бархатов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Кшиштоф Варликовский, Дмитрий Волкострелов, Ромео Кастеллуччи, Ян Клята, Оскарас Коршуновас, Штефан Кэги, Кристиан Люпа, Охад Наарин, Кирилл Серебренников, Алвис Херманис, Гжегож Яжина[16][17].

Расцвет белорусского кинематографа приходится на 1959 г. — 1-ю половину 1980-х годов. Тогда были сняты самые яркие и известные картины. Вот некоторые из них:

  • «Часы остановились в полночь» (1959, ч/б): Драматичная история подготовки и проведения минскими подпольщиками покушения на гауляйтера Белоруссии фон Кубе. Работа, принесшая «Беларусьфильму» славу «Партизанфильма».
  • «Через кладбище» (1965, ч/б): Дебютный фильм В.Турова. Будни партизанской войны глазами режиссёра-шестидесятника. В 1994 г. решением ЮНЕСКО фильм внесен в список 100 лучших фильмов мира.
  • «Я родом из детства» (1966, ч/б): Дети войны, Туров и Шпаликов, вспоминают послевоенные будни маленького белорусского городка. Песни В.Высоцкого звучат как саундтрек «лирического дневника» минувшего детства.
  • «Я, Франциск Скорина…» (1970, цв.): Биографическая лента о великом первопечатнике. Динамичный сюжет и качественная актерская работа, натурные съемки в Праге делают фильм образцовым опытом превращения исторического персонажа в поп-икону для последующих поколений. Опыт этот, увы, до сих пор остается невостребованным белорусским кино.
  • «Вся королевская рать» (1971, ч/б): Телесериал по мотивам романа Роберта П.Уоррена. Никогда прежде (да и после) на советском ТВ не появлялось столь достоверной картины «из американской жизни». Звездный час Георгия Жженова и Михаила Козакова.
  • «Приключения Буратино» (1975, цв.): телемюзикл, подаривший песню про великого плута с именем из четырёх слогов. История деревянного шалопая, устроившего революцию в отдельно взятом кукольном театре под музыку А.Рыбникова.
  • «Венок сонетов» (1976, ч/б): Поэтическая фантазия о последней военной весне. Музыка Е.Глебова, стихи Б.Ахмадуллиной (звучащие «от автора»), операторская работа Т.Логиновой создают на экране неповторимый мир, сравнимый с фильмами Ф.Феллини. Фильм критиковался чиновниками Союза кинематографистов СССР за «манерность» и «стилистические виньетки».
  • «Про Красную Шапочку» (1977, цв.): Продолжение известной сказки превратилось в музыкальную комедию. За роль Красной Шапочки Яна Поплавская в 11-летнем возрасте получила Государственную премию СССР.
  • «Дикая охота короля Стаха» (1979, цв.): Экранизация остросюжетного романа В.Короткевича. Попытка скрестить «Дубровского» и «Собаку Баскервилей». Опыт создания «фильма ужасов» на материале истории и фольклора Белоруссии. Ещё одна оборванная жанровая нить белорусского кино.
  • «Люди на болоте» (1982, цв.): Экранизация одноименного монументального романа И.Мележа. Редкий образец подлинно национального кино: белорусская речь героев естественна и красива. Режиссёр, оператор Д.Зайцев, художник Е.Игнатьев, композитор О.Янченко, актеры Е.Борзова, Г.Гарбук, Ю.Горобец получили Госпремию СССР.
  • «Белые росы» (1983, цв.): Лирическая «народная комедия»: молодые жители деревни Белые Росы выбирают городскую жизнь. Яркие актерские работы, «шукшинская» стилистика, фольклорный юмор. Лучшая комедия 1984 года по опросу журнала «Советский экран».

На данном этапе Республиканское унитарное предприятие «Киностудия „Беларусьфильм“» выпускает низкорейтинговые картины и в небольшом количестве. Но в стране появляются другие кинопроизводители.

В 2016 году отечественный кинофильм «Государственная граница: Ложная цель» посмотрело 50,4 тыс. зрителей в кинотеатрах, независимый фильм «ГараШ» — 6,7 тыс. Из зарубежных фильмов наиболее популярными стали фильмы «Варкрафт» (281,4 тыс. зрителей), «Дэдпул» (221,2 тыс.), «Зверополис» (200,4 тыс.) и «Экипаж» (151,6 тыс.)[18].

Белорусская музыка в основном стремится сохранить национальные традиции. В концертных залах можно увидеть классику белорусской музыки[19].

Музыкальные группы и исполнители[править | править код]

В 1970-х годах были известны ВИА Верасы, Сябры, женская «Чаровницы»[20]. Но самыми популярными из белорусских исполнителей были Песняры. Они стали первой советской группой, которая выехала на гастроли в США[21].

Современная музыка[править | править код]

Наибольшее развитие получили такие направления, как инди, рок и фолк.

Самые популярные поп-рок команды в стране: J:Морс и Без билета.

Альтернативные: Серебряная свадьба, Аддис Абеба, Кассиопея, Open Space (группа), Akute и другие.

К грандам музыкальной сцены можно отнести группы Ляпис Трубецкой, также Троица (фолк), N.R.M. (рок).

Ежегодно проходит до 60 фестивалей:

также: Белоруссия на конкурсе песни Евровидение, Белоруссия на детском конкурсе песни Евровидение

ru.wikipedia.org

Народы Беларуси: культура и традиции

Белорусы являются основным населением своей страны, а также жителями других государств — России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Польши, США, Канады, Аргентины, Австралии, Франции и Великобритании.

Общепринятым языком является белорусский, но имеются и территориальные диалекты. Помимо национального языка, белорусы используют русский, польский и литовский языки. Большая часть населения исповедуют православие, а некоторые католицизм.

Народы, населяющие Беларусь

Белорусы относятся к восточным славянам. Белорусский народ образовался благодаря слиянию дреговичей, кривичей и радимичей с другими восточными народностями. Образованию белорусской народности способствовал ряд факторов — региональные особенности древних общностей, экономическая и культурные сферы того времени и язык.

Белорусская народность начала зарождаться в 14-16 веках, тогда она называлась Белая Русь. Формирование этой народности происходило во времена споров православной и католической церквей и русификации, поэтому к 17 веку белорусский язык был вытеснен из общественной жизни и заменен на польский. Только в 20 веке появились первые публикации на белорусском языке.

Белорусов долго не признавали как отдельную народность, считали их частью русских и польских народов. На сегодняшний день Республика Беларусь включает в себя более 100 наций, основными представителями которых являются сами белорусы, русские, поляки, евреи, украинцы, евреи, армяне, татары, цыгане. Также представителями Беларуси являются молдаване, немцы, грузины, китайцы, арабы и казахи. С момента образования Белорусского государства сложилось так, что сельскую местность населяли сами белорусы, города — евреи, на северо-западе — поляки, а на востоке — русские. Но в настоящее время белорусы заняли большую часть своих территорий.

Культура и быт

 Большой отпечаток на культуру и быт Беларуси наложили национальные традиции и привычки прошлого.  

Как и раньше, национальная одежда белорусов шьется из белых тканей. Мужчины носят рубахи навыпуск, с разрезом на груди и цветным поясом. Также национальный костюм мужчин включает безрукавку, холщовые штаны и различные головные уборы.

Женщинам принято носить рубахи или туники и поневы. Нижняя часть женской национальной одежды — клетчатая юбка, поверх которой повязывался фартук и цветной пояс. Также неотъемлемой частью женского костюма является яркая безрукавка. Головы женщин украшают венки или повязки из ткани. Женщины, состоящие в браке должны убирать волосы под чепец.

Национальной верхней одеждой являются: суконные свитки и дубленки и полушубки.

Традиционными блюдами считаются те, что приготовлены из муки, круп, овощей, картофеля. В момент зарождения и становления Беларуси, мясо являлось редкостью на столах людей. Но сейчас мясные блюда готовят многие, а национальными являются — печист, жаркое, верешалка и мачанка. Квас является неотъемлемой частью каждого застолья.

Если говорить о характере этой народности, то стоит отметить их уважительное отношение к старшим. Практически каждый представитель этого государства считает должным помнить своих предков.

Гостеприимство также считается отличительной чертой белорусов. Они стараются поддерживать с людьми хорошие, доверительные и открытые отношения. Дружелюбие и отзывчивость у них в крови.

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи белорусов очень похожи на славянские. Они взяли в себя всего по чуть-чуть от обычаев Польши, Литвы, России и Украины.

Помимо всего, что ассоциируется со славянскими традициями, в Белоруссии до сих пор сохранились языческие ритуалы — Масленица, Купалье, Коляды и Дожинки. Белорусы смогли соединить эти языческие праздники с христианскими и получили необычные и яркие празднества. При этом влияние языческого направления куда больше, нежели чем христианское.

Любовь к природе наложила большой отпечаток на традиции белорусов. Ежегодно люди проводят обряды, связанные с землей, зерном и урожаем. Например, ритуальные праздник Дожинки — он проводится по окончанию жатвы и является символом окончания сельскохозяйственного периода.

Как и во многих государствах праздники Беларуси можно разделить на общественные и семейные. К первым относятся Рождество, Каляды, Масленица, Пасха и другие, а ко вторым дни рождения, свадьбы и другие.

Рождественские гадания стали неотъемлемой частью жизни белорусов. А Гуканне весны является одним из самых любимых и красочных праздников народа. Он проводится в конце зимы, символизирует наступление весеннего тепла и солнечных дней. В этот день люди выходят на улицу и устраивают всеобщее гуляние.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Культура белорусского народа, его традиции и обычаи

История культуры Беларуси

У каждого народа есть свои неповторимые культура, обычаи и традиции. У кого-то они сформировались совсем недавно, а кто-то трепетно следовал им от самых истоков и до наших дней. Так случилось и с белорусской культурой. Она сформировалась еще в древности и продолжала совершенствоваться на протяжении многих веков. В Беларуси успешно развивались школы архитектурных и художественных искусств, создавались музыкальные и литературные произведения на родном языке. Многие ценные экземпляры и образцы белорусской культуры находятся под защитой государства, их можно увидеть в музеях, выставках, частных коллекциях в Беларуси и по всему миру.

Белорусская культура на телеканале «Беларусь 24»

Культура нашей страны развивается и сейчас. Ежегодно в Беларуси проводятся около 60 фестивалей, открываются необычные выставки, зрителя покоряют театральные постановки. О самых интересных событиях в мире белорусского современного искусства вы узнаете в передаче «АРТиШок» на телеканале «Беларусь 24». В ней рассказывают об успехах дизайнеров, актеров, музыкантов и режиссеров нашей страны, освещают значимые культурные мероприятия, а также знакомят зрителя с самыми необычными арт-проектами наших современников.

Культура белорусского народа

Культура Беларуси — это удивительный пример сочетания самобытности и традиций, который формировался много веков. Ремесленники, музыканты, художники и поэты — все они внесли свой вклад в культурное наследие страны. Работы белорусских мастеров известны во всем мире, пример тому, знаменитые «слуцкие пояса». Такие имена, как Франциск Скорина и Марк Шагал, Янка Купала, Якуб Колас и Адам Мицкевич знают за пределами Беларуси. О талантливых современниках, их мастерстве и достижениях Вы узнаете в разделе «Культура». В разделе «Мероприятия» вы найдете анонсы театральных постановок, кинофестивалей и ближайших концертов и выставок.

«Беларусь 24» — все о белорусской культуре и обычаях

Наша страна богата талантливыми людьми. Белорусы сумели сохранить свои традиции, народные обычаи, которые делает нашу культуру самобытной и непохожей на другие. Изучайте Беларусь, ее историю и национальное богатство на телеканале «Беларусь 24». Мы рассказываем о нашей стране, ее культуре, знакомим с интересными белорусами, которые делают нашу культуру богаче.


belarus24.by

Народная культура Беларуси. История и развитие культуры в Беларуси

Говорить об истории и развитии культуры Беларуси — то же самое, что пытаться рассказать длинную и увлекательную историю. На самом деле это государство появилось достаточно давно, первые упоминания о нем появляются еще в 862 году, когда существовал город Полоцк, считающийся древнейшим населенным пунктом. Культура Беларуси развивалась на протяжении многих веков и переплеталась с самыми разными событиями того времени. Возможно, именно поэтому она такая яркая и разнообразная.

Возникновение культуры

Если говорить о том, как появлялась культура республики Беларусь, и о том, что на нее особенно повлияло, то сложно будет не отметить такие направления, как Возрождение, Реформация и Просвещение. Период Ренессанса для Беларуси отметился таким ярким представителем этого времени, как Франциск Скорина. Он не только был известным печатником и гуманистом, но и старался максимально донести до общества ценности духовности, а также пытался как можно более подробно раскрыть такие понятия, как «общество» и «человек». Именно он создал первую в Беларуси типографию.

Культура Беларуси 18 века запомнилась периодом Просвещения, когда элита европейских стран готовилась к наступлению «царства разума». В этот период активно развивается белорусская литература, несмотря на то, что вовсю идут страшные разорительные войны. По мнению историков, наиболее продуктивный период для развития культуры Беларуси пришелся на 17 век, когда у населения максимально вырос уровень индивидуального самосознания.

Советский период

За всю историю своего существования нынешние земли Беларуси успели побывать в составе самых разных княжеств и владений. На сегодняшний день эта страна является отдельным и при этом вполне самодостаточным государством. Но когда-то, как и многие другие страны, Беларусь считалась частью БССР и СССР. В этот период развитие культуры в Беларуси было особенно ярким и необычным. По мнению экспертов, ярче всего культура этого государства проявилась во время Февральской революции в 1917 году. Также специалисты отмечают, что этот отрезок времени можно смело назвать периодом белорусизации.

Еще во времена немецкой оккупации активные деятели в этой стране смогли не только восстановить «Белорусское издательство», но и начать выпуск газеты «Гомон». Одновременно с этим активисты добились открытия 200 белорусских школ, что еще раз подтверждает стремление народа к развитию и самосовершенствованию. Впрочем, историки полагают, что в этот период государственность стремилась скрепить народ при помощи национального самосознания. Создавались самые разнообразные партии и выдвигались наиболее активные деятели. Особенно себя смогли проявить такие яркие представители советской современности, как М. Голодед и А. Червяков.

Современная культура

Во время советского периода культура Беларуси смогла добиться многого. Например, возвысились языковые ценности, самобытность, а также белорусский этнос. Но все это достаточно быстро пало под давлением сталинской политики. Взгляды большевиков практически полностью оставили тот процесс национализации, который только начал свое благополучное восстановление на этих территориях. Этот период времени запомнился Беларуси как времена, в которые был один правящий и неделимый народ. Поэтому говорить о развитии культуры в этой стране достаточно сложно.

Впрочем, к 1991 году ситуация полностью переменилась, смена власти и порядков взяли свое, и Беларусь вновь принялась восстанавливать свои традиции и национальность. Была принята государственная программа по развитию белорусского языка, а также возродился Белорусский фонд культуры. Процесс восстановления серьезно отразился на всех направлениях, но особенно заметен он в литературных произведениях того времени. Сегодня Беларусь отличается от других стран не только своей самобытностью, но и разнообразием стилей, форм и направлений в своей культуре.

Национальные костюмы

Неудивительно, что историки, изучая особенности культуры Беларуси, особенно отмечают уникальность национальных костюмов. Действительно, практически вся идейность этого народа собрана в простом, казалось бы, одеянии. Но на самом деле в красочных вышиванках и просторных нарядах кроется нечто большее, чем просто одежда. Народная культура Беларуси, как уже отмечалось, переплетается и другими странами. Так, яркие вышивки на простых рубашках и клешеных юбках представительниц прекрасного пола, которые было принято носить в давние времена, часто встречаются и у других народов. При этом белорусы всегда с трепетом относились к тому, что изображено на ткани. Каждый орнамент оберегал или помогал в определенном смысле обладателю одежды. Поэтому женщины всегда старались максимально украсить не только свои наряды, но и создать некий оберег на одежде мужского пола. Нередко можно встретить национальный костюм Беларуси, где присутствуют яркие головные уборы.

Музыка

Вовсе не удивительно, что сегодня практически все Дни культуры Беларуси проходят ярко и массово. В городах звучит национальная музыка, а на улицах можно увидеть самые разнообразные белорусские костюмы. Если говорить о том, какую музыку любят представители этого народа, то однозначно можно выделить обрядные песни.

Еще со времен восточных славян берет свое начало развитие музыки в этой стране. Основные инструменты, которые можно по праву назвать национальными, – это белорусская цимбала и дуда.

В древние времена народы этого государства исполняли чаще всего обрядные песни: колядки, свадебные мотивы, жатвенные песни или масленичные куплеты. Удивительные мелодии необычных белорусских инструментов могут влюбить в себя с первого звука, а заводные мотивы и простота исполнения заставляют навсегда полюбить музыку этой страны. Впрочем, тексты песен также отличаются своей двусмысленностью. Порой в самых простых куплетах кроется глубокий смысл, который передает определенную информацию, незаметную для посторонних. Ежегодно в этой стране открывается огромное количество песенных фестивалей, на которых можно не только посмотреть красочное шоу, но и заслушаться национальной музыкой!

Театр

Те, кто хоть раз побывал в белорусском театре, навсегда запомнят это событие, ведь указанное направление искусства в государстве особенно отличается от того, что можно увидеть в других странах. Культура Беларуси всегда выделялась своей яркостью и необычностью, но театр – и вовсе нечто особенное и неповторимое, что можно встретить исключительно у этого народа. Как известно, профессиональный театр в стране берет свое начало еще со времен древних народных обрядов. Возможно, именно поэтому он не похож ни на один другой театр в мире.

В древние времена на территории Беларуси часто встречались и бродячие музыканты, и придворные труппы, и, конечно же, любительские коллективы. Не секрет, что белорусы – творческий народ, который всегда стремится к саморазвитию. На сегодняшний день в стране функционирует около 28 государственных театров, которые работают с самыми разными направлениями. Кроме драматического и музыкального в Беларуси можно встретить и кукольный театр, который отличается своей яркостью и необычными постановками. Но самым известным в этой стране считается Большой театр оперы и балета Беларуси, вот где нужно побывать хотя бы один раз в жизни!

Литература и художественное искусство

Наука и культура Беларуси всегда отличалась от подобных направлений в других государствах. Литературу и вовсе можно назвать отдельным направлением, ведь всемирно известные авторы чрезвычайно красочно описывали события в своих произведениях. В целом на счету у Беларуси огромное количество знаменитых имен, которые и сегодня вызывают интерес у современного читателя. Например, фамилии Котляров, Рагуцкий, Аношкин и многие другие покорили сердца настоящих любителей ярких произведений. Также в Беларуси имеется огромное количество научных деятелей, которые внесли свою лепту в развитие мировой науки.

Художественными талантами этот народ также не обделен. На счету белорусского государства немало художников, которые смогли прославиться, благодаря своим работам, на весь мир. Чаще всего они изображали национальные пейзажи и красоты родного края, но нередко среди известных художников можно встретить и талантливейших портретистов.

Кухня и национальные блюда страны

История культуры Беларуси просто не могла обойтись и без национальных блюд. Те, кто хоть раз пробовал вкуснейший свекольник, никогда не забудут его вкус. Многие считают, что основное блюдо белорусской кухни – драники, но это вовсе не так. Конечно, в давние времена кухня народа отличалась своей простой и доступностью, а для приготовления блюд использовали в основном картофель, который можно было легко выращивать. Но уже сегодня историки выяснили, что в первую очередь народ Беларуси предпочитал питаться первыми блюдами. С другой стороны, нет ничего удивительного в том, что на столах древних белорусов нередко появлялись и мясные лакомства. Например, верашчака, разнообразные колбасы и мясо, приготовленное по особым рецептам с добавлением трав и пряностей. Но больше всего славятся белорусские напитки и сладости. Например, сбитень, кулага, похлебка из пива и крамбамбули. Существует даже рецепт специального белорусского закисного хлеба, который отличатся не только высокими вкусовыми качествами, но и полезными свойствами.

Национальные особенности

Среди национальных особенностей народа Беларуси определенно можно выделить стремление к сохранению государственности и к развитию. Во все времена народ этой страны стремился сберечь самое главное – свою уникальность и самобытность.

Несмотря на то, что на территории этой страны часто проходили войны и революции, людям удалось сохранить не только величайшие памятники культуры Беларуси, но и в целом сберечь историю своего народа. Историки отмечают, что национальную идею просто так придумать нельзя, и для того, чтобы выразить ее, народам приходится столетиями не только развивать свою культуру, но и делать все возможное для того, чтобы сохранить свои корни. Беларусь – это яркий пример государства, которому удалось, несмотря на множество трудностей, сохранить самое главное.

Будущее белорусской культуры

Как известно, белорусы – это очень гостеприимный и добродушный народ. По характеру и складу ума они очень похожи на своих братьев славян. Не секрет, что сегодня практически все государства стремятся не только сохранить свою культуру, но и активно помогают ей восстановиться. Культура Беларуси хранилась веками, и сегодня для страны самое главное – продолжать так же активно оберегать и любить свою историю.

Впрочем, прогнозы для культуры Беларуси самые светлые, ведь и по сей день на территории государства творят новые художники, писатели и научные деятели, которые мгновенно завоевывают своими работами аудиторию. По-прежнему театры, музеи и галереи полны народа, а это значит, что сами люди стремятся к развитию и чтят историю своего края.

fb.ru

Культура Белоруссии

Белорусы накапливали свое духовное богатство не один век, от чего оно и настолько разнообразно и привлекает к себе окружающих. Культура Белоруссии имеет очень древние корни, при этом традиций и обычаи, хоть и в дополненном и немного видоизмененном варианте, дошли и до нашего времени.

Духовная культура Белоруссии

Формирование общества на протяжении столетий принесло хорошие плоды. На сегодняшний день культура Белоруссии настолько красочна, насыщена и всесторонне развита, что она является всемирным достоянием. Белоруссия также популярна своими реалиями, которые со временем перешли к символам самобытности страны. Наиболее популярными являются слуцкие пояса, резьба, многоцветный кафель, ажурная вытынанка и многое другое.

Религия Белоруссии

Что касается религиозных верований, то выделяют три направления. Основная и ведущая религия Белоруссии – это христианство. По данным 2012 года православие исповедует 77 % населения, всего 10 % католиков и 1,5 % исповедует другие религии, среди которых ислам, иудаизм, бахаизм и индуизм.

Экономика Белоруссии

По объему ВВП Белоруссия занимает 64-е место мирового рейтинга. Экономика Белоруссии развивается в основном за счет экспорта. Тем не менее, рост экономики связан также и со сферой услуг, сельским хозяйством и туризмом. На сегодняшний день валюта – белорусский рубль.

Наука Белоруссии

Страна развивается в разных направлениях, не исключением стала наука. Сегодня в центре научного центра Белоруссии проводятся исследования по вопросам политики, идеологии, управления. Наука Белоруссии и достижения в этой области отражены в журнале «Проблемы управления».

Искусство Белоруссии

Страна, у которой культура, обычаи, история и традиции тесно связаны с природой просто не может быть без художников и поэтов.  Поэтому искусство Белоруссии тесно связано с именами знаменитых на весь мир художников. Иван Шишкин является самым известным мастером кисти, который приезжал сюда на работу. Кроме того, Илья Репин также занимался творчеством на просторах этой страны, в чем можно убедится, глядя на его удивительной красоты картины.

Кухня Белоруссии

Белоруссия славится своими блюдами из картофеля. Также кухня Белоруссии подразумевает использование в приготовлении блюд грибов, колбас, свинины и круп. Она имеет длительную историю, ее формирование длилось на протяжении столетий. Национальной кухней и визитной картой Белоруссии принято считать колдуны, драники и клецки, но на этом разнообразие блюд не заканчивается. Может быть, многих именно этим и привлекает туризм Белоруссии

Обычаи и традиции Белоруссии

Существующие традиции и обычаи, которые устанавливались еще в древние времена, довольно разнообразны и тесно соприкасаются со всеми славянскими странами. Обычаи и традиции Белоруссии тщательно соблюдаются. Главными праздниками считаются пасха, коляды, громницы, масленица и прочие.

Спорт Белоруссии

Культуре тела в Белоруссии отводится особое внимание. Отличным подтверждением тому стали спортивные достижения. В стране были возведены мирового класса сооружения. Спорт Белоруссии включает в себя совершенно все существующие виды.

travel247.ru

Культура Белоруссии – ARRIVO

Народные гуляньяДевушки в национальных костюмах

Описание белорусской культуры

Культура Белоруссии имеет древние корни, которые восходят к временам расселения славянских племен. Уникальная самобытность белорусской культуры складывалась на протяжении столетий. Белорусская музыка, живопись и национальный костюм впитали в себя не только традиции и верования славян, но и многих народов с которыми соседствовали белорусы, среди них большое влияние оказали племена балтов.

Уже в эпоху Средневековья большое влияние на культуру Белоруссии оказало вхождение ее в состав Великого княжества Литовского, а затем и польско-литовского государства – Речь Посполитая.

Под влиянием Речи Посполитой белорусская культура обогатилась новыми чертами в живописи, музыке, архитектуре. Достаточно большое распространение в этот период среди населения Белоруссии получил католицизм, также оказавший влияние на белорусский народ.

В 1517 году произошло важное для культуры Белоруссии событие, была издана первая белорусская книга. Издал ее Франциск Скорина в Праге. Это был Псалтырь, изданный на церковнославянском языке.

В XIX веке переход белорусских земель в состав Российской империи вызвал рост национального самосознания, что привело к появлению современной белорусской культуры.

Белорусский национальный костюм

Музыканты в белорусских костюмахНародный белорусский ансамбль

Белорусский национальный костюм – один из ярких символов народа Белоруссии. Белорусский народный костюм имеет множество общих черт с русскими и украинскими костюмами. Также большое влияние на народный костюм литовские и польские традиции. Яркие и самобытные национальные костюмы белорусов стали неотъемлемым символом различных праздников.

Белорусская музыка

Белорусская музыка – яркое явление в современной мировой культуре. Свое начало музыка Белоруссии берет еще со времен восточных славян, что подчеркивает общность многих музыкальных традиций среди россиян, белорусов и украинцев.

Белорусская цимбалаБелорусская дуда

Народная белорусская музыка

Народная белорусская музыка – самобытное, яркое и удивительное явление. Отличительной чертой народной музыки в Белоруссии являются обрядные песни – колядные, масленичные, жатвенные, свадебные и многие другие.

Также большую роль в народной музыке белорусов сыграла церковная музыка. Еще одним ярким аспектом национальной музыки стали народные танцы и пляски, которые можно увидеть на различных праздниках во всех городах Белоруссии.

Современная белорусская музыка

Группа Ляпис ТрубецкойГруппа Троица

Современная белорусская музыка представлена множеством различных музыкальных направлений. Первым ансамблем, ставшим популярным в Советском Союзе, стали «Песняры», исполнявшие современную обработку народных белорусских песен. И по сей день выступления «Песняров» продолжают собирать множество поклонников на свои концерты. В настоящее время большую известность приобрели группы «Ляпис Трубецкой», «Троица», «Без билета» и другие исполнители.

Каждый год в городах Белоруссии проходит множество фестивалей, среди которых особую популярность приобрел «Славянский базар» в Витебске.

Национальные особенности Белоруссии

Белорусы – очень гостеприимный и радушный народ. По характеру и укладу жизни они очень схожи со своими соседями-славянами: русскими и украинцами. По сравнению с другими странами Восточной Европы, в Белоруссии сохранилось самое большое количество обрядов и традиций язычества.

Национальные особенности Белоруссии во многом определились благодаря природе страны. Величественная и неспешная, она и свой народ сделала подобным себе. Белорусы не любят «выносить сор из избы» и устраивать прилюдные сцены, уважительно относятся к старшим, внимательно выслушивают собеседника.

В одежде особых предпочтений нет – с удовольствием носят как повседневную одежду европейского стиля, так и национальные костюмы.

Приветливость, взаимопомощь, уважение, доверие, общинность – вот основные национальные особенности Белоруссии.

О кухне Белоруссии и ее культуре можно подробно прочитать в разделах: Кухня Белоруссии и Культура Белоруссии.

www.arrivo.ru

Интересные традиции белорусского народа. Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 67 г. Гродно»

                                         Интересные традиции белорусского народа 

Белорусская культура — одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий. Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием. Наглядно это представляется в интересных традициях и праздниках.

                                                      Праздник Дожинки 

Культура и традиции белорусского народа являются отражением быта простых людей. Культура белорусов сильно связана с землей. Одним из таких проявлений считается праздник Дожинки. Проводится по окончанию посевных работ. В Беларуси довольно плодородные районы, богатые урожаем. Этот древний обычай знают все народы, которые связаны с земледелием. Праздник оказался столь востребованным, что никакие войны не смогли его убить. Народ сохранил его на протяжении многих веков. В России эта красивая традиция нашла свое отражение в ежегодном празднике Сабантуй. На нем выбирают лучших тружеников и дарят им подарки.

                                            Праздник Купалье 

Это День Ивана Купалы. Считается, что происходят необычные вещи: звери начинают разговаривать, деревья оживают, а в реках и озерах можно наблюдать, как плавают русалки. День наполнен большим количеством преданий. И никто не может выяснить, что правда, а что ложь. Проводится с шестого на седьмое июля. Этот праздник является самым древнейшим из обычаев. Он имеет языческие корни. Наши прадеды связывали Купалье с поклонением солнцу. «Купало» — означает горячее, яркое создание, кипящее злостью. В давние времена народ благодарил огонь, воду, землю в купальскую ночь. По обычаю, молодые люди прыгали через костер. Так проходил обряд очищения. Язычество и христианство после принятия христианского верования стали тесно связаны. Полагалось, что именно в день летнего солнцестояния и появился на свет Иоанн Креститель. А слово «купало» произошло от слова «купать», так как крещение проводилось в воде. Существует предание, что именно в эту ночь все, что чудилось во сне, становилось явью. Оживали души умерших в виде русалок, купающихся в реке. Их можно было разглядеть в чистой воде. 

Одним из обрядов в купальскую ночь был поиск папоротника. Именно он по обычаю имел ключ ко всему происходящему. Хозяин этого цветка понимал речь животных и птиц, глядел на русалок и наблюдал, как перемещаются деревья с места на место. Это растение – не единственный цветок, которому поклонялись наши прадеды. В то время считали, что все цветы наделены невероятной целебной силой. Женщины и дети собирали различные травы, освещали их в церкви и лечились ими целый год. В этот праздник проводился еще один обряд – очищение водой. Если искупаться в эту ночь, то чистым будешь чувствовать себя весь год, так гласило поверье. Утром после праздника все катались по росе. Народ полагал, что роса наделит всех крепким здоровьем и силой. Праздник Купалье отмечали всей деревней, спать в эту ночь не разрешалось 

                                                              Коляды  

Этот праздник у белорусов был самым красивым среди зимних. Сначала он проводился с 25 декабря по 6 января. С принятием христианства этот праздник перенесли на день рождения Христа. Святки длились с 6 января по 19 января. По языческому верованию «коляда» появилось от слова «коло», то есть солнце. Здесь имеется в виду день зимнего солнцестояния и постепенное увеличение дня. Еще «кол-яда» означает «круговая еда». Народ собирается большой компанией и заглядывает в каждый двор с песнями и танцами. За это их благодарили вкусной едой. Затем люди собираются в одном месте и угощают друг друга собранными яствами. Коляды — особый обычай. К его празднованию готовились заранее, хорошенько мылись в бане, проводили уборку дома, вышивали новую одежду. В это день народ был чист душой и телом. В наше время колядуют с 7 по 8 января. Эти традиции белорусского народа больше относят к розыгрышу. Переодеваются в различные наряды и ходят в гости к близким. 

                                                            Праздник Гуканне вясны 

Это самый веселый и радостный из всех праздников. Так белорусы называют проводы зимы. Нужно было красиво проводить зиму и встретить красавицу-весну. Этот обычай уходит своими языческими корнями глубоко в старину. Люди зовут весну, чтобы ускорить ее приход. Празднество проходит в начале апреля. Аист — самая главная птица на нем. Люди делают их из теста, из бумаги, из картона. Украшают птицами деревья. На эту еду из теста слетались все пернатые в округе. Тем самым птицы несут с собой весну на крыльях. Было поверье: на чей дом сядет больше птиц, тот дом и будет самым счастливым. Народ веселился в этот день, плясал, пел, водил хоровод.

  Белорусская свадьба

Она схожа со свадьбами других народов восточнославянских племен. Свадьба начинается со сватовства. Сваты от родных жениха приходят свататься к родителям невесты. Всех гостей усаживают за стол и заводят разговор, просят руки и сердца. По окончании разговора родители отвечают согласием или отказывают. Затем проводят смотрины. Родители невесты осматривают дом жениха, где будет жить будущая жена. Далее сватья и кумовья договариваются о приданом и о дате свадьбы. Невеста дарит будущим родственникам подарки, этот обычай называется заручины. Если кто-то против брака, то он оплачивает все расходы. Затем устраивали девичник. Плелись венки, молодые девушки танцевали и пели. И наконец, друзья жениха забирают невесту в дом, и начинается празднование свадьбы. 

Белорусы — открытая и гостеприимная нация. Интересные традиции белорусского народа сохранились по сей день. Это делает общение с ними исключительно приятным и непринужденным.

                                                  Масленица

Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей.

Иноземный путешественник, некто Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа такпотому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни ониупотребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; онипекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом иводкою до упаду и до беспамятства».

В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, безособенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел,олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к нимлишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины напоминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище.

Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просятпрощения у близких.

Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины,стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. Вболее богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки смясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье,когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенноусердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперьбы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумноимпровизированные качели (гойданки).

                                               Пасха 

Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленнымиветочками вербы будить остальных, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, за тыдзень вялікдзень» (Не я бью,верба бьет, за неделю пасха). Вербою же выгоняли коров пастись.

Как и громничные свечи, верба играла не последнюю роль в жизни белорусского крестьянина. С началомнедели все отправлялись в церковь, чтобы вербу освятить. Причем некоторые несли чуть ли не целые пуки.

Какие же волшебные свойства признавались за освященной в эти дни вербой? Во-первых, хозяин сразу жесъедал одну пупырышку — чтобы летом уберечься от молнии. Затем, придя из церкви, он стегал вербнымпрутиком каждого члена семьи, говоря: «Верба крест бьет до слез, не я бью, верба бьет, пускай на здоровьеживёт!». То же самое делали и с ним. Потом он обходил хозяйственные пристройки, втыкая в щель каждойпрутик, хлеща легонько по три раза скотину. С другим прутиком обходил огород, озимое поле, опять же потри раза хлеща в разных местах и втыкая после прутик в землю. То же делали на кладбище на могилесвояков.

Оставшиеся веточки хранились до будущей вербницы и лишь тогда сжигались в понедельник перед пасхой.Но всегда этот пучок был под рукой — в красном углу божницы. При грозе его ставили на окно, чтобы отвестимолнию. Когда кто-то заболевал, больного обкуривали вербой, а истолченной веточкой посыпали раны.

Если доводилось перебираться в новый дом, вербный пучок делили пополам и одну часть оставляли. Впервую среду после вербницы мыли в хатах все деревянные вещи — иначе станут гнить. В четверг передпасхой все шли в баню. Этот четверг так и звался в народе — чистый.

Со времен язычества — это праздник встречи тепла, солнечных дней. Потом уже он слился с церковнымпраздником Воскресения Христова, или Пасхи. На Беларуси его в основном называют Вялікдзень, иногдавяличка, В зависимости от календаря выпадает он на разные дни — между 4 апреля и 8 мая. Накануненичего нельзя было делать, иначе год пройдет без пользы. Считалось, что с этого дня до Вознесенья поземле бродят Христос с апостолами в виде нищих, награждая добрых людей и осуждая плохих.

В белорусских деревнях полагали, что в этот день «солнце играет», то есть переливается. Молодежь ходилана пригорки, взбиралась на звонницу, чтобы увидеть восход, ладила качели, водила хороводы.

Обязательно накануне пекли пасху — высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывалииз теста крест. Оставшиеся корки потом сушили, толкли и клали в водку — это оберегало от нечистой силы.

Символом праздника были яйца. Их отваривали в луковой шелухе, потом освящали в церкви. Освященноеяйцо, придя, домой, клали в воду, водой этой после умывались, а девушки яйцом гладили лицо, чтобы бытькрасивыми.

Очень любили в эти дни играть в битки — чье яйцо крепче — и катать яйца: катившееся с бугорка яйцоударялось о чьё-нибудь и играющий забирал его.

В первый пасхальный вечер по селам под окнами пели пасхальные (волочебные, от слова волочиться)песни. Песенников называли волочебниками, а запевал починальниками.

                                                                 Радуница

Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи.

В Троицкой летописи 1372 года написано:

«Литва и ляхи и жемоть приедоша изгоном к Переяславлю по Велице дни на другой недели во вторник назаутрие на радунице».

На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухеяйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на которыйставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители,ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились. выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Моиродители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «нарадуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

                                                     Троица

У белорусов этот праздник называется называется Сёмухой или Зелёными святками. Понедельник послеТроицы — Духов день, или «Брэзжыны»: именно тогда, по преданию, на апостолов снизошёл Святой Дух,подвинувший их на проповедь христианства. Это богословский смысл праздника. Обрядность же его исходитиз глубин язычества.

Окна и двери хат украшали берёзовыми вениками или аиром. В церковь к обедне тоже несли веточки берез илуговые цветы. Потом их высушивали и хранили за иконами, за печью. Считалось, если на сёмуху походитьбосым по земле — не будут болеть ноги.

Из рощ в деревню приносили берёзки и сажали их на выгоне, где обычно гулял народ, убираяразноцветными лентами.

Происходила, собственно, встреча лета и проводы весны. И берёзовые ветки с почками, ранними листочкамисимволизировали возрождение живого, расцвет природы. Эти берёзки называли «май» и сохраняли их доКупалы, сжигая потом в купальском костре.

ys67grodno.schools.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *