Кто мы? Что мы делаем? Зачем это нужно? Как поехать с нами к детям-сиротам? Новости
Страницы: 1 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] |
d-volonter.ru
Социальное волонтерство в детских домах
Социальное волонтерство — весьма ответственный вид добровольной работы. Связано это с тем, что подопечные таких волонтеров — люди, столкнувшиеся в жизни с тяжелыми испытаниями, прошедшие нелегкую жизненную школу. Они часто оказываются оставленными родными и близкими на произвол судьбы, а заботы сотрудников социальных структур хватает разве что на удовлетворение элементарных нужд — присмотра, питания и т.п.
Почему волонтеры выбирают детские дома
Волонтерская деятельность, сопряженная с таким человеческим качеством, как милосердие, направлена на помощь различным категориям нуждающихся — одиноким старикам, тяжелобольным детям и взрослым, инвалидам, ветеранам войны и труда, неблагополучным и/или многодетным семьям. Но наибольшее число волонтеров задействовано в оказании поддержки самым слабым и незащищенным — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Такие малыши вызывают наибольшее сочувствие со стороны общества, поскольку являют собой наиболее беззащитных его представителей — не имея папы и мамы, родного дома, любящих близких, они вынужденно лишены нормального детства, а возможно, и благополучного будущего. Ведь этим детям недоступна постепенная интеграция в социум под руководством старших членов семьи. Разумеется, сиротам необходимо гораздо большее внимание общества, и волонтеры стараются, насколько это возможно, восполнить для этих деток недостаток заботы и тепла.
Еще одна причина, по которой многие волонтерские группы делают основой своей деятельности помощь детским домам — с малышами работать куда приятнее. Они дарят позитивные эмоции, улыбки и хорошее настроение. Помощь бездомным, брошенным старикам и людям с тяжелыми заболеваниями и ограниченными возможностями такой отдачи не дает. Да и не каждому волонтеру хватит моральных сил постоянно видеть горе и страдание.
Особенности волонтерской деятельности в детских домах
В первую очередь, каждому волонтеру, стремящемуся помогать детям, которые содержатся в сиротских учреждениях, важно иметь первичное представление о том, что их ждет в стенах детдома. Ведь дети-сироты разительно отличаются от “семейных” детей не только в плане поведения. Это, как правило, серьезное отставание интеллектуального, эмоционального и психического развития, а также отсутствие доверия к миру и неуверенность в своих силах.
Такая картина зачастую приводит к тому что 90% выпускников детских домов не могут найти свое место в жизни и стать полноценными членами общества. Эту тенденцию должны понимать социальные волонтеры, если они хотят принести реальную пользу детям-сиротам.
Да и маленьким подопечным благотворительных фондов нужны вовсе не подарки и развлекательные мероприятия — хотя для сирот (как и для вообще любых детей) это любимая часть общения с волонтерами. И тому, и другому дети рады, но они очень быстро привыкают к тому, что каждый посетитель детского дома стремится одарить их и вниманием, и сладостями с игрушками. И все же куда острее сиротам требуется помощь в социализации и профориентации — во всем, что поспособствует им в успешной адаптации во взрослой жизни в будущем, когда они покинут стены учреждения.
Волонтеры должны понимать, что на них, как и на сотрудников детских домов или школ-интернатов, возложена определенная ответственность за маленьких подопечных, за их психо-эмоциональное состояние. Поэтому, собираясь заняться тем или иным видом деятельности, связанным с поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каждый доброволец должен сам для себя ответить на вопрос: а принесет ли моя помощь реальную пользу детям?
Что нужно для работы с детьми-сиротами
Каждому, кто желает скрасить жизнь маленьких сирот, можно предложить свои услуги любой благотворительной организации, занимающейся именно этим видом деятельности. Очень часто волонтерские движения ведут набор новичков для задействования их в различных мероприятиях, акциях и программах.
Но наиболее важно для любого, кто хотел бы принимать самое деятельное участие в жизни воспитанников сиротских учреждений — это искреннее желание, это возможность с максимальной отдачей работать с детьми.
Итак, вы решили стать волонтером и делаете это не на эмоциях, а трезво и спокойно оценив свои силы, свое время и свои возможности. Вы определились, в какое волонтерское движение хотели бы влиться и с кем вместе помогать сиротам. С чего же начать?
Обратитесь в выбранную некоммерческую организацию — сейчас сделать это можно и удаленно, через специальную форму на официальном сайте НКО. Практически каждый фонд помощи располагает анкетами для желающих присоединиться к благотворительным программам. Такие опросники содержат ряд вопросов касательно личности будущего волонтера и его мотиваций, на которые нужно ответить, чтобы создать правильное впечатление о себе. Не лишним будет указать образование, опыт работы и интересы заявителя.
Многие волонтерские движения с определенной периодичностью организуют для кандидатов в добровольцы встречи, на которых можно познакомиться и задать вопросы. Если человек принимает решение стать частью этого движения, ему предлагаются списки ближайших мероприятий, где требуется помощь и участие.
Любой серьезный фонд или организация обязательно проводит обучение вновь прибывших — инструктаж, тренинги. Их задача — ввести новеньких волонтеров в курс дела, ознакомить их с нюансами обязанностей и особенностями работы с детьми-сиротами. Также даются азы психологии, педагогики.
Следует понимать, что, приходя работать с детьми, необходимо иметь не только желание. Волонтеру требуется представление о работе, теоретическая база и понимание, насколько он подходит этой работе. Конечно, если желание очень сильно, одного энтузиазма на первое время может быть достаточно. Но такому волонтеру базовые знания и тренинги просто необходимы. Не исключено возникновение форс-мажорной ситуации, благополучный выход из которой может во многом зависеть от того, насколько волонтер был подготовлен к своим обязанностям.
Все представители волонтерских движений отмечают, что одна из наиболее важных составляющих оказания помощи волонтерами — регулярность. Пусть человек располагает малым временем (1-2 часа в неделю), но его участие должно быть регулярным — тогда и от такой помощи будет большая польза.
Немного о вероятных сложностях
Как уже было сказано выше, работа с детьми-сиротами по умолчанию куда приятнее, чем помощь другим целевым группам благотворительных фондов и организаций. Устраивая для детей развлекательные программы, закупая и преподнося подарки, сопровождая их в цирки, музеи и зоопарки, волонтеры получают в ответ чистую детскую радость; воспитанники государственных учреждений с нетерпением ждут новой встречи.
Минусы же волонтерства в детских домах связаны с негативными последствиями неверного подхода. Причем последствия эти возникают как для детей, так и для самих волонтеров. Например, очень часто волонтеры (особенно новички, кто давно мечтал помогать деткам), попав в детские дома, начинают не просто общаться с подопечными, а дарить им чрезмерную любовь и ласку. Это приводит к тому, что дети привыкают к нежным отношениям и очень страдают после отъезда добровольцев — сотрудники государственных учреждений не имеют возможности восполнить для детей эти эмоциональные пробелы. Частенько даже сами нянечки и воспитатели настоятельно просят не перебарщивать с нежными чувствами, а то и вовсе отказаться от них в пользу формального общения. Это очень тяжело переживается волонтерами, только начинающими свою деятельность на поприще сотрудничества с сиротскими учреждениями.
А ведь в процессе взаимодействия с детьми-сиротами у волонтера, со всей полнотой отдающегося благотворительной помощи, может естественным образом возникнуть сильнейшая привязанность к своим подопечным. Такой волонтер начинает жить жизнью тех, кому он помогает. Это может проявляться в очень частых, регулярных посещениях детских домов; в желании волонтера объять необъятное, совмещая сразу несколько функций — и педагога, и друга, и аниматора, и ответственного за сбор средств и закупку подарков. В какой-то момент доброволец может “выдохнуться” или хуже — столкнуться с непреодолимыми трудностями и прекратить работу, составив о ней негативное впечатление. У бывшего волонтера зачастую остается неприятных осадок от неудавшейся деятельности.
Вместо заключения
В наш коммерческий век, когда люди больше озабочены зарабатыванием денег, бескорыстная помощь нуждающимся ценится особенно высоко, ведь волонтерские движения незаметно делают поистине большое дело. И конечно, в их помощи особенно нуждаются маленькие воспитанники детских домов. Не имеет значения, как именно готов помогать волонтер — материально, удаленно, тратить свое время, силы, кипучую энергию и даже профессионализм — направленная в нужное русло, эта помощь принесет несомненную пользу каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
dobro.fund
Волонтер в детском доме: как стать, обязанности, советы
Волонтёрское движение в России набирает силы и развивается, но в то же время оно имеет глубокие исторические корни. 2018 год был годом волонтёров и добровольцев в России. Эта деятельность приобретает различные направления, охватывает всё больше нуждающихся людей.
Социальное волонтёрство – детские дома
Одним из направлений волонтёрской деятельности является посещение и помощь в работе с воспитанниками в детских домах. Это особый вид социальной деятельности, который подходит не всем. Подопечные волонтёров в таком случае получают только элементарный уход – присмотр, питание. Они нуждаются в любви, ласке, внимании, заботе. На это у работников социальных учреждений не хватает сил и времени.
Бесплатная консультация юриста по телефону
Задать вопрос юристу
По Москве и Московской области
Санкт-Петербург и область
Федеральный номер
Волонтёрская деятельность всегда была связана с милосердием, оказанием помощи слабым и незащищённым членам нашего общества, например, детям, которые по каким-то причинам остались без родителей. Работать с детьми приятно, но моральных и физических сил требуется много. Не всем под силу постоянно видеть душевные страдания детей.
Особенности волонтёрской работы в детском доме
Каждому волонтёру, который хочет работать в детском доме, нужно иметь представление, о том, что его ждёт. Ребята из социальных учреждений будут значительно отличаться от своих сверстников из обычных семей.
Сложности, с которыми можно столкнуться:
- отставания интеллектуального, психологического, эмоционального развития;
- отсутствие доверия к окружающим;
- неуверенность в собственных силах;
- агрессивное поведение к волонтёрам;
- желание манипулировать взрослыми;
- воровство;
- моральные проблемы — ребёнок из детского дома больше всего хочет в семью, будет проситься забрать его. Нужно быть морально устойчивым, чтобы не давать пустых обещаний, самим волонтёрам относиться к таким просьбам уравновешенно.
Волонтёр, который приходит в сиротское заведение, должен иметь устойчивые моральные принципы. Он приходит в качестве старшего друга, не нужно брать на себя другие, посторонние функции.
Чем полезны волонтёры
На сотрудников детских социальных учреждений возложена обязанность по присмотру за детьми. Развитию эмоциональной сферы достаётся остаточный принцип, здесь помочь могут волонтёры. Ребёнок, от которого отказались родители, 1 месяц живёт в больнице, затем его переводят в дом малютки. Там он находится до достижения 3 лет. Потом отправляется в детский дом, где проживает до 18 лет.
Детей в самом маленьком возрасте важно держать на руках. Тактильный контакт нужен для формирования у малышей психики, правильного развития. В домах малютки часто не хватает персонала. За детьми нужен постоянный уход и получается, что гулять с малышами нянечки не успевают. Добровольцы помогают выносить младенцев на прогулки, отвозят на процедуры, прививки, осмотры к врачам, перевозят и сортируют пожертвованные вещи, игрушки, средства гигиены.
Детские дома Москвы, Санкт-Петербурга, многих крупных городов хорошо обеспечены всем необходимым. Волонтёры приходят в гости к ребятам с целью чему-то научить, расширить кругозор. Ценными для ребят из социальных учреждений являются практические знания, которые пригодятся им во взрослой жизни. В обычной семье таким навыкам учат родители. Детям из приютов могут помочь добровольцы.
Часто детдомовские ребята путают, какую пищу хранят в холодильнике, а какую в шкафу, потому что продукты за них раскладывают повара на кухне. Отсутствие элементарных бытовых навыков приводит к большим стрессам. Совместное просматривание фильмов, прослушивание музыки, занятие рукоделием, физкультурой, спортивные игры – это всё помогает получить новые умения, формирует вкус.
Советы волонтёрам
При посещении детских домов нужно соблюдать определённые правила. Они помогут сохранить хорошие отношения с воспитанниками социальных учреждений, сберечь волонтёрам своё душевное равновесие.
Полезные советы:
- Не говорите о родителях, не расспрашивайте о семье. Эта больная тема должна быть под запретом.
- Нельзя называть детей сиротами, у многих живы родители, дети об этом знают. Лучше всего обращаться по имени.
- Не давать пустых обещаний. Легче привыкнуть к отказу, чем ждать и надеяться, что будет подрывать веру в человека.
- Научиться говорить слово «нет». Воспитанники умеют добиваться отношений, им трудно отказать. Важно уметь ставить рамки в общении.
- Не относиться к детям из социальных заведений с жалостью. Такие мысли обязательно найдут воплощение в поступках, фразах, которые больно заденут воспитанников, понизят их самооценку.
- Нужно быть естественным, маленькие дети ещё не понимают, что в их жизни что-то не так, ведь другого они не видели.
При решении стать волонтёром, посещать детдома, нужно рассчитать своё время для регулярного посещения таких учреждений. Можно приезжать не каждую неделю, всего 2-3 раза в месяц, но постоянно. Детям важно систематически видеть человека, ждать и встречать его. Прочность людских отношений позволит во взрослой жизни не потеряться, суметь найти друзей.
Как стать волонтёром
Бесплатная консультация юриста по телефону
Задать вопрос юристу
По Москве и Московской области
Санкт-Петербург и область
Федеральный номер
Решение стать волонтёром, помогать брошенным детям, должно быть принято спокойно и взвешенно. Все свои возможности нужно оценить, ведь придётся потратить время и деньги на поездки.
Чтобы стать волонтёром нужно обратиться в некоммерческую организацию. Их в России много, например, «Измени одну жизнь», «Надежда», «Домик детства», «Волонтёры — детям», «Будущее сейчас». Обратиться можно через интернет. На официальном сайте есть анкеты для заполнения. Нужно быть готовым, что организаторам потребуется узнать некоторые стороны личности будущего волонтёра, его мотивы для занятия такой деятельностью. Можно указать своё образование, опыт работы, умения и навыки, которые пригодятся на общения с воспитанниками.
Волонтёрами берут лиц, которые достигли совершеннолетнего возраста, то есть могут отвечать за свои поступки. В некоторых организациях подписывают договор. Он имеет больше психологическое, чем юридическое значение. Человек должен ответственно и серьёзно относиться к выбранному делу. На него надеются люди в волонтёрской организации, будут ждать воспитанники детского дома.
Часто волонтёрские движения организуют встречи для кандидатов в добровольцы. На них можно встретиться с руководителями, опытными волонтёрами, задать вопросы. Если человека принимают в ряды волонтёров, ему сообщают, но к участию в работе в серьёзных организациях допускают не сразу.
С новичками-волонтёрами проводится предварительная работа. Их приглашают на тренинги, инструктажи. Добровольцы должны получить начальные знания по психологии, педагогике, ознакомиться с тонкостями работы с детьми-сиротами. При контактах с людьми, особенно с детьми, всегда есть вероятность возникновения форс-мажорных ситуаций. Нужно достойно выйти из них. Это зависит от того, как был подготовлен волонтёр.
Далее новичок получает список мероприятий, проводящихся в ближайшее время. Он определяет дела, в которых будет участвовать. Для волонтёров, работающих с детьми, возможно, потребуются медицинские справки, подтверждающие отсутствие некоторых заболеваний, например, туберкулёза.
homeurist.com
Как ездить в детский дом
Есть волонтерские организации, которые вообще никак не работают с самими волонтерами. Кидают клич – «мы завтра едем в детский дом, собираемся в 7 утра на автозаправке». И вот какие-то люди куда-то едут… Нет, ребята, визит волонтеров в детское социальное учреждение – дело не простое, оно требует определенных знаний и подготовки. Итак, как же организовать поездку таким образом, чтобы принести максимум пользы подопечным?
Официально
Детский дом – это режимный объект. Прежде чем приехать сюда, надо выстроить определенные отношения с его администрацией. Она здесь – власть и она отвечает за детей. И когда волонтеры заявляются без документов, без договора, когда за ними не стоит никакая организация, то в данном случае директор пускает вас нас свой страх и риск и несет за вас ответственность. И если, не дай бог, что-то произойдет, например, ребенок бежал на мастер-класс и упал, это все равно связано с вашим приездом, хоть и косвенно. Поэтому, когда вы выстраиваете отношения с детским домом, то лучше делать это на официальной основе и подписывать двусторонний договор о сотрудничестве. Иначе нет гарантии, что вас в принципе пустят к детям.
Регулярно
Разовая поездка ничего не даст. Пользу обеим сторонам принесет только системная работа. Периодичность поездок вы устанавливаете сами – раз в месяц, раз в три недели, раз в 6 недель. И если вы собрались поехать в детский дом, вы должны у себя спросить: готовы ли вы приехать через месяц снова? На сколько вас хватит? Готовы ли работать на привлечение волонтеров? Потому что, если в первый раз приехали 10 человек, через месяц вас осталось пятеро, а потом и вовсе двое – это плохо. Если так происходит, значит, вы что-то делаете неправильно. Помимо работы непосредственно с детьми волонтерская группа должна вести инфраструктурную работу по привлечению новых волонтеров. Люди могут меняться, но присутствие волонтеров должно быть заметно, общение и обучение не должны прерываться.
Не слишком часто
Вопрос о периодичности визитов очень важный. Когда вы ездите каждую неделю, дети перестают вас ожидать. Они привыкают и уже не относятся к вам как к чему-то важному и светлому в их жизни. А они должны вас ждать, должны готовиться к встрече и усидчиво сидеть на ваших мастер-классах. Ездить редко тоже не очень хорошо – вас забудут, вам придется заново знакомиться и устанавливать контакт.
Большими группами
Если в детском доме 100 человек, то должно приехать не меньше 20 волонтеров. Лучше отменить поездку, если людей собралось меньше, чем необходимо. Волонтеров должно быть столько, чтобы охватить все задуманное, прийти к детям разных возрастов, всех занять полезным и интересным делом, всем уделить внимание, чтобы не возникало нездорового настроения в детском коллективе, что к малышам приехали, а к подросткам – нет.
С фотографом
Фотографировать надо много и качественно. Эти фотографии нужны не только для того, чтобы их размещать на сайте волонтерской группы, хотя это тоже очень важно и работает на привлечение. Человек заходит на сайт, видит на форуме ветку о том, что ребята, такие же, как он сам, делают важное дело. То есть это не секта какая-то, а нормальные люди. Это его успокаивает и подстегивает.
Однако у этих фотографий есть еще одна миссия. У каждого из нас есть фотоальбом. Для нас это было важно, нам это делали родители. Детям в социальном учреждении никто такой фотоальбом, кроме нас, не создаст. Эти альбомы нужно делать и постоянно пополнять новыми снимками.
Подготовленными
Нельзя просто собраться и поехать в детский дом. Вы должны четко представлять, куда и зачем вы едете и какой результат хотите получить. Если вы приехали и просто слоняетесь, ничего не делаете, не привезли мастер-класс, не знаете, о чем побеседовать с детьми, во что с ними поиграть – то вам еще рано. Если вы не готовы воспринимать реальность детского дома без горячего желания немедленно там все улучшить и всех спасти – то вам еще рано. Если вы психически и эмоционально не слишком устойчивы и при этом очень абстрактно представляете, что происходит в душе и голове у ребенка, находящегося на государственном содержании, – то вам еще рано. Именно поэтому мы и говорим, что волонтерство должно стать предметом глубокого обучения. И вы, читая это, на правильном пути.
Материал подготовлен редакцией сайта Школы социального волонтерства на основании выступления Ильи Екушевского на семинаре «Как устроен и работает “Клуб волонтеров?». Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.
www.volonter-school.ru
Детский дом — чем занимаются волонтеры: kids — LiveJournal
«Вообще мы с Олей давно задумали нечто подобное — мы давно говорили о том, что есть разные грани благотворительности, можно-по-разному к этому относиться, и помощь бывает разная и вся она — нужная.
И я сама помню свою первую поездку в детский дом несколько лет назад, когда я поняла, что все, что я знала об этом — совсем не так. Я собственными глазами увидела, что этим детям вообще не нужны подарки как таковые. Более того, всегда найдутся те, кто эти подарки подарит. Гораздо важнее оказалось то, что что, выходя из детского дома, у этих детей совсем нет опыта общения с теми, кто «там», кто живет в семьях, у них совсем нет опыта семейной жизни и как правило, семьи, которые они строят в будущем, испытывают большие трудности и рушатся. Мы задумали проект на постоянной основе, в котором мы бы задействовали тему социального волонтерства — когда и представители разных компаний, и блогеры и обычные люди — объединяются и делают что-то важное и нужное. Все вместе.
Потому что сейчас действительно много компаний хотят помогать и готовы это делать. Но, к сожалению, вариантов кроме «собрать подарки к новому году», у них нет. Мы познакомились с ребятами из компании «Газпромнефть» , быстро нашли общий язык по поводу того, чем именно займемся и вместе с ними готовили эту поездку. Компания профинансировала расходные материалы и предоставила транспорт, «Матрёшки» все организовали.
Почему мы поехали в Тихвин? Все очень просто. Если вы позвоните в любой близлежащий детский дом, вам ответят что-то в духе: «приезжайте шестнадцатого в 15:30, у вас есть час, потому что дальше плотный график». Это означает, что в эти учреждения очередь из желающих помочь. А вот если километров на 100 подальше — уже энтузиазма меньше. Сама судьба отправила нас в Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Светлячок», или попросту, тихвинский приют.
Это заведение «пограничное» — то есть это не детский дом как таковой, но и не пионерский лагерь. Сюда попадают дети из неблагополучных семей — кто-то приходит днем (занимается, делает уроки, общается с психологами и уходит обратно), кто-то живет постоянно (из забирают из семьи на реабилитацию, из сложных условий, и в течение года работают с ними, потом около 80% возвращаются обратно, а остальные, к сожалению, отправляются в детские дома).
И эти дети — непростые. Директор, Тамара Александровна, рассказала нам такое, от чего волосы шевелились — и все это происходит с одиннадцатилетними девочками и десятилетними мальчиками, просто потому, что некому им помочь, поддержать, направить, выслушать, посоветовать. Они даже не понимают, что с ними не так, они воспринимают все ужасы, что с ними происходят, как данность.
Как это не парадоксально, но таким детям больше всего нужно общение. Общение с теми, кто живет «в городе», с девочками и мальчиками, которые имеют профессию и могут чему-то научить. Да просто поговорить о том, о сем.
Мы довольно быстро собрали группу из желающих присоединиться: помимо волонтеров из «Газпромнефти» с нами поехала Катя Грибанова (у которой, к слову, большой опыт участия в благотворительных проектах, она вообще человек- сердце)- старшие ребята делали новогодние веночки вместе с ней.
Катя Коверник из Гоголь-Шоп — малышня с таким удовольствием расписывала игрушки и развешивала их потом на елку!
Ваня Табаков показывал фокусы — мальчики были в дичайшем восторге и взяли у него несколько фокусов на заметку.
было реально весело!
Маша Горелик привезла с собой всяческой декоративной красоты и мы вместе делали новогодние открытки.
Знаете, что самое интересное? Когда ты спрашиваешь, для кого открытка, каждый отвечал: «для мамы».
А маленьких деток развлекали наши любимые «Зайцы PR» — они знают толк в том, как развеселить народ.
C нами поехали Маша Сурикова, Оля Бояркина , Саша Ольха , Вадим Нефедьев — спасибо вам, ребята, огромное.
На втором этаже был «шумный зал», — там было много малышей, криков, все довольно сумбурно и громко. А на первом, где дети постарше, были такие задушевные разговоры и спокойствие. Как-то так получилось, что мы абсолютно естественно распались на пары-тройки и общались в своем узком кругу.
У меня были девочка Таня и мальчик Андрей, с которыми мы сразу нашли общий язык. А с другой стороны сидели еще две красотки Ира и Лиза — вот это категория, скажу я вам… Я даже не представляю, каково им это все дается, потому что в теле ребенка (они совсем дети, 11 и 13 лет) уже довольно неприятный опыт взрослого, побитого жизнью человека и это такая странная смесь наглости и смущения, бойкости и низкой самооценки… Каждую хотелось прижать к себе и никуда не отпускать. Но у них есть свои родители, к которым им возвращаться и .. выстраивать отношения заново.
Мы просто разговаривали о всякой ерунде — слово за слово, про разное, без всяких нравоучений. Мы дали понять, что пришли «без лозунгов и транспарантов». Они довольно живо интересовались тем, «как там, в Питере», кто чем занимается, можно ли продавать такие открытки, неужели флористы и визажисты могут зарабатывать… Мальчики харахорились, рассказывали о своих успехах. Ну вобщем обычные дети. Просто немного тревожные и непричесанные. Вот и все.
Мы спокойно занимались, общались, разговаривали, зайцы делали свое веселое дело, потом вручили каждому по именному прянику от Пряники-shop — дети были в восторге увидеть свое имя (правда, мы немного запутались на раздаче) — Даша, тебе просили передать, что они вкуснейшие! А еще спасибо нашим друзьям из компании 101 чай — мы вручили чай преподавателям и воспитателям приюта — обычно ведь привозят подарки только воспитанникам. Представляете, как они были растроганы этим подарком? Обещали чаевничать, говорить за чаем о хорошем и вспоминать добрым словом). А еще спасибо моей подруге Ане , которая главная по конфетам в ООО Марсель-сити, и затарила нас разными вкусняшками так, что хватило бы еще на одну поездку.
Потом сидели в столовой вместе с директором, пили чай, разговаривали про разные особенности системы воспитания, о работе. Лично я много узнала про «гостевую» семью — в каком-то смысле переходный этап перед усыновлением. Ты становишься сотрудником заведения, получаешь зарплату, берешь себе ребенка на воспитание и фактически не имеешь претензий на родительство, ты помогаешь ему адаптироваться к жизни в семье, понять, чем это отличается от детдомовского проживания, научиться тому, чему в детском доме не научат. А потом уже ваше дело — если все сложится, если вы нашли друг друга, можно и усыновлять.
Это хорошая практика для довольно взрослых детей, которым очень важен этот социальный опыт, а получить негде.
Обратно мы ехали в полнейшей темноте, шел снег и дождь одновременно, даже страшно было, автобус попал в небольшую аварию, но все в итоге закончилось хорошо. Думаю, каждый, кто был с нами в Тихвине, кое-что понял, в первую очередь о себе. И уж точно сделал кое-что хорошее для тех, кто сидел рядом.
Мы намерены продолжать в том же духе. Если вы представитель компании, которой интересны подобные проекты, напишите нам на [email protected] — мы обязательно сделаем это вместе. Если вы хотите присоединиться к нам в качестве волонтеров, у нас есть группа Вконтакте, называется MATRЁSHKI-CHARITY.
Если у вас есть знания, которыми вы можете поделиться, то дайте знать здесь — мы обязательно спланируем поездку и включим это в программу!
Отчет о поездке блогера Вадима Нефедьева тут
Фото:Александр Ольха
kids.livejournal.com
Волонтеры в детском доме интернате. Зачем они нужны?
(Первая часть статьи. Продолжение читайте тут)
Детский дом интернат (ДДИ) N24, где проживают дети с умственной отсталостью находится в Москве представляет из себя 2 корпуса. В первом корпусе малыши до 7 лет. Во втором – старшие дети до 18 лет. В каждом из корпусов проживает около 100 детей. Вокруг зданий есть своя территория. Самих детей делят на две категории – с родителями и без. “Семейные” дети проживают в ДДИ так же, как и сироты. Часто родители есть только формально. Но есть и такие дети, которых на выходные берут домой.
Дети распределены по группам по 8 человек, мальчики отдельно от девочек. Группы разнятся от степени “сохранности детей” – более “тяжелые” проживают в своих группах. У каждой группы детей есть воспитатель и няня, медсестра. Воспитатель находится в течении рабочего дня, няни работают круглосуточно и посменно. Более “сохранные” дети ездят в специализированную школу. Есть и такие, к кому ежедневно приезжают педагоги.
Мне очень важно сказать, что несмотря на свои особенности развития и внешний вид – наши подопечные дети – это прежде всего дети. Они ничем не отличаются от каждого из нас и им дорого все, что дорого любому из нас.
Зачем в ДДИ волонтеры?
Детский дом-интернат хорошо обустроен, у детей есть очень многое. Для сторонних людей и порой для персонала даже непонятно, а зачем волонтеры туда ходят?
Для меня ответ очевиден. Слишком часто, у детей там нет самого важного – близкого человека. Детям не с кем поделиться впечатлениями и переживаниями. У них почти нет личного пространства, поскольку воспитатель всегда с ними. Сами же дети почти всегда находятся в группах, то есть в своих больших комнатах. Воспитатель так или иначе находится на работе, и следуя достаточно строгой дисциплине и инструкциям, держит дистанцию с детьми.
Одна из трагедий этих детей в том, что у них нет выбора. Сказали ехать куда-то, значит едешь. Сказали заниматься – занимаешься, даже места в столовой у них всегда одни и те же. И именно выбор в некоторую свободу – это еще одна вещь, которую волонтеры им дают. Мы стараемся не ограничивать свободу, даже в мастер классах. Я всегда говорю волонтерам, что тут важен не результат, а творческий процесс и общение.
Волонтер не является частью системы ДДИ и поэтому дает детям возможность искреннего доверительного общения, дарит им внимание и все то, что для нас является довольно обыденными и повседневными вещами, обнимашки, комплименты и прочее.
Для меня ДДИ – это особый мир. Если в больницах дети часто лежат с родителями, то в ДДИ они находятся одни. Поэтому, с одной стороны, это мир грустный, даже несмотря на то, что детей постоянно возят на экскурсии и в музеи. Но с другой стороны ребята, которые там проживают – очень искренние и добрые. Дети там дают очень своеобразную, но сильную отдачу, которую нужно прочувствовать. Они всегда бегут к нам и к каждому из волонтеров, помнят каждого и делают это очень искренне. И приходя туда, потратив несколько часов свободного времени, ты осознаешь, что внес в их мир частичку добра и радости.
Мы волонтеры стараемся подбирать детям то, чего им не хватает. Например, мы знаем, что им не хватает мужского общения (т.к. почти весь персонал женский). У детей мало подвижности. И мы стараемся позвать спортсмена, который может провести мастер класс и поиграть с ними в подвижные игры. Дети любят фотографироваться. Но больше всего они радуются, когда ты просишь их что-то сфотографировать. Им кажется это большой ответственностью и когда у них получается, то они просто светятся изнутри. Так или иначе мы стараемся привнести что-то свое, чего им не хватает, но на первом месте все еще стоит сам факт того, что ты приходишь.
Самый главный вопрос для нас – в силах ли волонтер, дать детям что-то на будущее? И по началу мне казалось, что нет. Но сейчас, я считаю, что мы можем подготовить ребят ко “взрослой” самостоятельной жизни во взрослых учреждениях – психоневрологических интернатах. Если сейчас они целиком и полностью находятся за воспитательницей, а выбора как такового почти не имеют, то там они, как бы сами за себя, у них появляется свобода и необходимость отстаивать собственные интересы, перед другими ребятами. И если так или иначе ребятам из ДДИ придется привыкнуть к такой жизни, то почему бы волонтерам не сделать этот процесс менее болезненным.
Про волонтеров
Для меня волонтер – это прежде всего человек, который пришел помогать детям осознанно, который понимает весь труд и ответственность. Волонтерство – это в первую очередь ради наших подопечных. Мы приходим к детям, чтобы скрасить их повседневную жизнь. При этом очень важно, что мы – волонтеры очень разные, начиная от профессий и заканчивая увлечениями. Волонтерство нас объединяет, каждый из нас вносит что-то свое в общее доброе дело.
Волонтеры во главе с координатором формируют команду, а команда это единство и общая цель, к которой мы идем. Координатор для волонтеров – это не столько руководитель, сколько помощник. Человек, который готов прийти в трудную минуту, готов взять на себя определенную ответственность. Нам нельзя стоять на месте и бояться задать вопрос или сделать ошибку. И самое важное тут, это быть искренним с остальной группой и координатором. Мы должны быть открыты друг другу и, что самое важное, самому себе. Я думаю, что волонтером не может быть человек, не способный слышать и слушать. На мой взгляд именно это самое важное в волонтерах.
Мы все становимся друзьями и товарищами для наших подопечных детей. Настоящее доверие и серьезные отношения с детьми приходят постепенно. В наших учреждениях разовые акции не столь актуальны, как постоянство. Доверие со стороны детей появляется только когда есть стабильность и искренняя заинтересованность. Для детей это очень важно, ведь они хотят делиться своими переживаниями и опытом, что-то рассказывать, знать, что они лично дороги. А для этого лучше всего подходит общение с уже знакомым человеком. Именно поэтому мы работаем группой, где всегда есть постоянные волонтеры. Мы очень ценим в волонтерах постоянство. Для работы в ДДИ – это одно из самых важных качеств.
Что волонтер отдает по отношению к детям, в чем его “волонтерский ресурс”. В первую очередь это время и силы. Именно их волонтер жертвует, чтобы подготовить встречу с детьми, мастер-класс или игру, чтобы потратить время на дорогу и на само посещение детей. Нужны силы и время, чтобы урегулировать отношения (а порой и конфликты) с персоналом, обсудить что-либо.
Но ресурс – это то, чем человек распоряжается. Само волонтерство сильно зависит от его мотивации. Несмотря на то, что все люди разные, очень важно каждому найти себя. Не все любят проводить мастер-классы. Кто-то гораздо лучше себя ощущают в стороне с фотоаппаратом. Мне, как координатору очень важно организовать этот процесс и подобрать каждому его роль и место в группе.
Мотивация. определяет то, насколько человек задержится у нас в группе и какое место он займет. Я могу сформулировать несколько причин, по которым люди чаще всего приходят в волонтерство. Очень распространенная причина – это горе в семье или среди знакомых, опыт общения с умственно-отсталыми. Такие люди как правило чувствуют в себе силы. Вторая по популярности причина – это удобство по времени и месту расположения ДДИ. Третий тип людей – которые хотят общаться с самостоятельными и более сохранными детьми, а не малышами или “колясочниками”. Но так или иначе, чаще задерживаются именно те люди, которые уже имеют какую-то жизненную историю связанную с “особыми” детьми.
Нерабочая мотивация, если человек приходит не столько помогать, сколько искать помощи. Они хотят прийти, излить душу, но в первую очередь это несет негатив и в волонтерскую группу, и детям, которые хорошо это чувствуют.
Стоит затронуть вопрос “выгоды”. Что получает человек, который становится волонтером? Для большинства- это хобби, место, где можно себя реализовать. Кто-то играет на гитаре, фотографирует, рисует и таким образом использует свое умение. И приезжая в ДДИ понимает свою значимость и важность. Если говорить о глубокой мотивации, то они получают внимание подопечных, их любовь, то что о них помнят и всегда ждут.
Виктория Дороничева, координатор волонтерской группы
в Детском доме интернате для умственно отсталых детей №24
Текст подготовил к публикации Арсений Белановский
www.volonter-school.ru
Юный волонтер в детском доме: техника безопасности
Почему подросткам непросто «волонтерить с сиротами», рассказывает психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Инна Пасечник. Кажется, и для взрослых волонтеров информация будет небесполезна
Инна Пасечник, психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Фото с сайта otkazniki.ru
Спасая мир – не покалечься
— В широком сознании бытует мнение, что волонтер от своей деятельности должен получать огромное удовольствие, что эта работа окрыляет. Почему здесь начинаются разговоры о психологической безопасности, супервизии и прочее?
— Наверное, нужно сразу сузить тему, потому что истории бывают разные. Одно дело, когда волонтер, скажем, едет восстанавливать монастырь. Другое, — когда происходит общение с людьми, конкретно – детьми. То, о чем я буду говорить, основано именно на опыте нашего фонда, а мы много занимаемся как раз волонтерством и сопровождением волонтеров.
Да, волонтер идет «нести добро», но, если он при этом не подготовлен, добро оборачивается злом для всех – и для него самого, и для тех, кому он намеревался это добро причинить. И, если говорить совсем конкретно о помощи детям-сиротам в сиротских учреждениях, вопрос о подготовке волонтера стоит особенно остро.
Дети из детдомов имеют очень непростую историю жизни. Она откладывает сильный отпечаток на то, как они формируются эмоционально и психически. Причем под «эмоциональным» я имею в виду конкретно эмоциональные трудности, а под «психическим» — познавательное развитие и особенности коммуникации. Если все это не учитывать, травмироваться можно уже от самой первой картины, которую ты увидишь.
Например, вдруг выясняется, что ребенок, которому биологически – двенадцать лет, интеллектуально развит лет на шесть, а эмоционально – вообще непонятно, на какой возраст, потому что у него еще куча всяких травматических проявлений. Уже это рассогласование ожидаемого и реального может травмировать неподготовленного волонтера. Кроме того,
поведение со стороны детей-сирот в отношении волонтеров бывает агрессивным. Они могут жестко отвергать, либо использовать и манипулировать; встречаются и кражи вещей у волонтеров.
Все это происходит не потому, что они кому-то желают зла. Просто, если до детдома они были в неблагополучной среде, то, естественно, научились вести себя так, чтобы в этой среде выжить. Они не делают скидку на то, что обстоятельства поменялись, что эти люди хотят добра.
Провокационное поведение – это вообще беда, с которой часто сталкиваются волонтеры. К нему не подготовлены даже взрослые, но у них хотя бы есть жизненный опыт – ресурс, на который они могут опереться. Человека же совсем «свеженького», с «розовым» взглядом на мир столкновение с такой действительностью может просто разрушить.
Больше всего любой ребенок хочет в семью, поэтому любой волонтер очень быстро услышит вопросы: «А когда ты возьмешь меня к себе?» «Ты будешь меня усыновлять?» «Где моя мама?»
От них даже опытный волонтер часто испытывает душевное волнение.
И здесь мы сталкиваемся с необходимостью супервизии, потому что люди начинают думать о том, что этого ребенка надо срочно взять к себе, не имея при этом ни условий, ни моральных сил для усыновления или опеки.
Фото с сайта otkazniki.ru
Резонанс вместо отстройки
— Какие психологические проблемы могут обостриться, если в качестве волонтеров приходят подростки?
— Волонтер, который приезжает в сиротское учреждение, должен быть личностно устойчив: должен помнить, кто он, каковы его моральные принципы, и зачем он сюда пришел. Профессиональной позицией волонтера относительно тех детей, к которым он пришел, должно быть состояние старшего друга, который что-то знает об этой жизни, и при этом достаточно тепло общается с ребенком.
Именно профессиональная позиция позволяет не вестись на провокационное поведение детдомовца – вспышки агрессии, резкое отвержение, когда ребенок вдруг перестает общаться.
Именно она позволяет не сбиваться на то, что сейчас волонтер дать ребенку не готов – например, усыновить. Отсюда следует, что волонтер должен быть зрелой личностью.
Подростковый возраст характеризуется тем, что молодой человек ищет себя в этой жизни, расставляет свои приоритеты, у него еще не созрела ценностная иерархия, и это нормально. Но, когда мы говорим с подростками, все время сталкиваемся с тем, что они сверяются с реальностью: его представления о мире соответствуют реальности или нет?
Когда такой неустоявшийся подросток приходит к эмоционально еще более шатким, его неустоявшиеся представления начинают рушиться.
В худшем варианте это может обернуться дурной компанией. В менее жестком случае подросток выходит из такого контакта абсолютно дезориентированным: он не знает, где правда, а где – ложь, что хорошо, а что – плохо.
В результате может получиться такой воинствующий субъект, который будет действовать по принципу «куда шатнет»: может начать злоупотреблять вредными веществами, может пойти защищать всех от несправедливого мира. Например,
в самом детском доме подросток-волонтер может начать вести какие-то жесткие переговоры с администрацией, органами власти, чего-то «добиваться», «реформировать».
Чтобы не было: стенка на стенку
Фото с сайта iamhuman.ru
— Как этого избежать? Значит ли это, что подростков нельзя привлекать к «контактным» видам волонтерства?
— Я бы не утверждала этого так категорично. Но, во-первых, для подростков нужно проводить обучение. Они должны понимать, с кем они имеют дело; даже если они этого сходу до конца не поймут, то будут хоть сколько-то предупреждены. Это должно быть серьезное обучение, в ходе которого подросткам разъясняют смысл термина «нарушение привязанности» и основных механизмов, из-за которых эти дети сформировались именно так и так себя ведут. Второе:
у подростков-волонтеров обязательно должен быть взрослый сопровождающий.
Это такие устойчивые взрослые люди, которые будут следить за тем, что происходит. Если в какой-то момент они увидят, что что-то пошло не так, то будут просто выцеплять юного волонтера, приводить его в чувство или, например, временно выводить из процесса, пока тот не восстановится.
При этом у юных волонтеров не должно быть покровительственной позиции по отношению к подросткам-сиротам.
Верная позиция — не «наставничество», а «создание здоровой среды сверстников».
Можно устраивать общение подростков с детьми помладше. При этом не будет, по крайней мере, такого дурного влияния, о котором мы говорили выше. Это будут, скорее, старшие дети, которые умеют играть с младшими. Пожалуй, этот способ общения – более здоровый, при нем будет меньше контактов одного несформировавшегося мира с другим.
— А насколько это корректно делать на территории детдома? Мы ведь сейчас фактически вывозим волонтеров на «чужую территорию» и ждем, что они начнут демонстрировать там «правила игры».
— Думаю, если это младшие дети, то встречу можно устраивать на территории детского дома. При взаимодействии с подростками, лучше, если обитатели сиротских учреждений тоже вынуты из своей среды. Можно это делать на какой-нибудь нейтральной территории – например, футбольный матч. Причем со смешанными командами, чтобы это не было стенка на стенку: «домашние против детдомовцев».
Но даже в случаях, когда мы старших отправляем к младшим, волонтеров надо обучать. И еще очень важно, чтобы это были стабильные команды, которые приезжают регулярно. Однократный «праздничный» заезд ничего не даст, а может даже и ухудшить ситуацию – потому что мы ничего не сделали, чтобы показать: в этом мире существуют стабильные люди. Единоразово устроенный праздник только укрепит детдомовца в позиции иждивения.
Отбор волонтеров
Фото с сайта iamhuman.ru
— Бывают ли люди такого склада, которых даже в ситуацию «старшие к младшим» возить не стоит?
— Сейчас все организации, которые работают с волонтерами, ездящими в детские дома, отбор проводят очень тщательно. С одной стороны, чтобы устанавливать контакт с незнакомыми людьми, нужны хорошие коммуникативные навыки, но в то же время нужна устойчивость: достаточная уверенность в себе, четкая жизненная позиция, достаточная устойчивость к стрессу.
Я везде говорю «достаточная», потому что понятно: идеала нет. Но в любом случае
это не должен быть мечущийся невротик, который сам страдает по любому поводу, никак не может отстроить свою жизнь, понять, что хорошо и что плохо, который сам переживал, например, ситуации травли в школе.
Таких людей, особенно со свежими, непроработанными жизненными травмами, среди волонтеров быть не должно.
— Но ведь люди, вышедшие живыми из травли, как раз наиболее эмпатичны. Они всем сочувствуют, потому что сами побывали в этой шкуре. А тут выясняется, что из волонтеров их надо гнать.
— Бывает два типа людей, которые вышли из травли. Один – про который говорите вы. И тогда речь идет о том, что опыт травли пережит, интегрирован и человек должен снова почувствовать свою значимость. Потому что если он будет кому-то неконтролируемо сочувствовать, то попросту не сможет отстоять свои границы.
Увы, поскольку дети из детдомов – асы в манипуляции и «разведении» мирного населения на свои блага, то у травматика больше опасности быть использованным.
Фото с сайта bf-dsn.com
Он будет приносить им свои деньги, покупать телефоны, они будут рассказывать ему, что голодают. Они «поимеют» его не только эмоционально, но и материально, просто разорят.
И делать это они будут не потому, что они – негодяи; просто в их системе мира это – нормально: на всякие блага они пробуют развести каждого вновь пришедшего. И опыт того, что приезжают разные люди, задаривают их подарками, а потом исчезают, у них распространен.
Другие люди, которые выходят из травли живыми, напротив, становятся очень черствыми. Они могут быть склонны добиваться власти за счет других. И тогда он едет в детский дом доказать свою крутизну. Но это совершенно не нужно детям, которые и так неважно учатся в школе и получают мало любви.
Если придет очередной нарцисс и будет за их счет самоутверждаться, пользы им это не принесет.
А поскольку в детском доме вполне могут найтись «бóрзые» подростки, этому нарциссу очень быстро покажут, кто тут главный.
О великой и чистой любви
Фото с сайта otkazniki.ru
— Еще сложный вопрос: что делать, если между волонтером и детдомовцем возникают романтические отношения?
— Это очень сложно. Основная особенность подросткового возраста – это переживание романтической влюбленности, и ради нее подростки готовы на всякие безумства. Причем дети из хороших семей, как правило, менее осведомлены о сексуальной стороне жизни, менее подготовлены к взрослым половым контактам. Грубо говоря, девочка из детского дома гораздо больше знает о сексуальной стороне жизни, пусть даже и в извращенной форме.
— Ну, у нее, как минимум, было время этим интересоваться, а если у подростка четыре репетитора в неделю, у него контакт с собственным телом-то иногда нарушен…
— Вот и представьте, что происходит с восемнадцатилетним мальчиком-ботаном, когда он встречается с четырнадцати- или пятнадцатилетней барышней из детдома, которая пышет здоровьем.
Тут на самом деле возможен «срыв крыши», после которого ситуация станет неконтролируемой. И вполне возможны кошмарные истории вплоть до побегов. Не говоря уже о том, что, если парню восемнадцать, у него вообще-то есть юридическая ответственность. Не будем фантазировать, но как психолог я сталкивалась с очень разными историями на эту тему. Потому так обязательна супервизия.
Работа после визита: супервизия и телефонные контакты
Фото с сайта volontery.ru
— Даже опытных волонтеров мы часто собираем в супервизорские группы, особенно после первых поездок. И конечно нужен опытный человек, чтобы пообщаться с новенькими.
В базовых курсах волонтеров знакомят с «теоретической» частью, но после детдома мы снова проходимся по тем же вопросам: что делать, если ребенок спрашивает: «Когда ты возьмешь меня домой?» и так далее. И приходится обратно этих волонтеров отстраивать, чтобы они могли держать границы общения с ребенком.
— Что делать с контактами после поездки? Все же обмениваются телефонами. С одной стороны, хорошо. С другой, надо ли этот момент контролировать?
— То, что дети начинают потом звонить, — это нормально. Но волонтеру неплохо бы заранее понимать свой временной ресурс. То есть, если я, например, не могу общаться в течение недели, лучше об этом прямо сказать сразу, чем бесконечно скидывать эти звонки. И эта договоренность должна быть установлена с самого начала. Второй момент:
волонтер должен быть готов к тому, что ребенок из детского дома может звонить и рассказывать, какая у него ужасная жизнь, и как ему срочно нужны деньги.
Когда ты находишься с человеком рядом, то можешь как-то соотнести рассказы с окружающей обстановкой. А по телефону очень хочется сразу бежать и спасать.
И здесь опять бывают всякие необдуманные истории, когда волонтер начинает призывать милицию, администрацию детского дома, а потом выясняется, что ребенок все придумал.
Опять же, по телефону проще разводить на деньги, потому что «позвонила кровная мама, а я не могу перезвонить…» И волонтер должен очень четко понимать, что любая денежная помощь в этой ситуации вредна.
Для того, чтобы уменьшить опасность от таких ситуаций, с волонтером неплохо бы даже заключать договор, в котором заранее проговаривать:
сколько времени он готов тратить на волонтерскую помощь, что он должен посещать детский дом регулярно. Что во всяких резких ситуациях он, прежде всего, обращается к супервизору.
Но на самом деле звонки из детского дома – это прекрасно. Потому что в идеале так волонтеры становятся наставниками. А наша задача – обеспечить ребенка контактами, на которые он мог бы опираться после того, как выпустится из детского дома. Чтобы у этого ребенка был телефон человека, которому можно позвонить и спросить, что делать в той или иной ситуации.
Оформляем волонтерскую поездку – юридически и структурно
Фото с сайта smoldaily.ru
— Как волонтерская работа оформляется юридически?
— Мы стараемся сотрудничать с людьми, достигшими совершеннолетия. Только в этот момент человек способен нести полную юридическую ответственность, а значит, мы предполагаем, что он может отвечать за свои действия в широком смысле слова.
Но вообще тот договор, который мы заключаем, имеет не столько юридическое, сколько человеческое значение.
Когда подписывается некий документ, ты начинаешь понимать, что занимаешься серьезным делом.
Если же мы берем несовершеннолетнего волонтера, то автоматически есть старший, который в этой ситуации несет ответственность за него и за всю ситуацию, поскольку мы как фонд еще за одного ребенка отвечать не готовы. При этом супервизор, вывозящий группу, очень похож, например, на учителя, вывозящего класс на экскурсию. Учитель же несет ответственность за детей и за всякие происшествия с группой.
— Как велики обычно выезжающие группы и на сколько людей приходится супервизор?
— Думаю, одного взрослого примерно на шесть вменяемых и сознательных подростков. Это – тот формат, когда при условиях хорошего контакта можно более-менее за всеми уследить. Хотя, конечно, если волонтер едет в детдом с целью совершить какую-нибудь глупость, он совершит ее независимо от пригляда.
Плюс – это тот размер группы, с которым потом можно за пару часов обсудить все, что было, собрать обратную связь и, при необходимости, вправить мозги. То есть, возить двадцать неконтролируемых подростков в детдом – смерти подобно. Пятнадцать – тоже много. П вот шесть – проверенное оптимальное число.
www.miloserdie.ru