Храм боробудур индонезия – Боробудур — Википедия

Содержание

Боробудур — Википедия

Название на яванском языке

Боробуду́р (индон. Borobudur) — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс (чанди) традиции буддизма махаяны. Боробудур расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява, 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Боробудур строился между 750 и 850 годами правителями государства Матарам из династии Сайлендра. Название может происходить от санскритского «вихара Будда Ур», что переводится «буддийский храм на горе». Боробудур и Прамбанан — места массового туризма в Индонезии.

Боробудур — общий вид

Общий обзор[править | править код]

Ступы верхнего яруса

Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная в форме мандалы. Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые. Форма мандалы представляет схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями (см. Абхидхарма). На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты.

До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне. Прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, согласно повериям, приносит счастье.

Конструкция[править | править код]

Весь объём всего сооружения составляет примерно 55 000 м³. Ступа сооружена из 2 000 000 каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства этого храма, — предполагают, что храм был возведён в VII—IX вв.[1]

Выбор места[править | править код]

В 1940 году голландский художник Нивенкамп выдвинул гипотезу, что Боробудур был построен в форме Будды на цветке лотоса, и по этой причине вероятно комплекс должен был находиться на озере. В 1949 году геологи нашли отложения, которые были интерпретированы как дно озера. Была выдвинута гипотеза, что озеро образовалось в результате извержения вулкана Мерапи в 1006 году или существенно ранее. Не ясно, осушалось ли озеро для построения ступы или это была природная катастрофа.

Вид со ступы на вулкан Мерапи.

Дальнейшие исследования показали, что озеро существовало в XII—XIV веках, подтверждая то, что храм символизировал лотос[2].

Интерпретация[править | править код]

По мнению исследователей, сооружение можно рассматривать как огромную книгу для паломников. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения.

Три уровня символизируют три сферы местопребываний — Камадхату (сфера страстей), Рупадхату (сфера форм) и Арупадхату (сфера без форм)[3].

Камадхату[править | править код]

Уровень Камадхату был закрыт позже, вероятно для стабильности сооружения. Согласно ранней рукописи, автором которой был буддийский святой Кармавибхангга, на первом уровне было установлено 160 рельефных панелей. Они описывали мир страстей или мир чувственного, и развитие проявления чувственности в соответствии с законами кармы. Первые 117 панелей показывают различные деяния, приводящие к одному и тому же результату, а оставшиеся 43 панели показывают, как один и тот же эффект приводит к 43 разным результатам. Несколько панелей осталось в юго-восточном углу комплекса.

Рупадхату[править | править код]

Рельефы на уровне Рупадхату иллюстрируют классические произведения Лалитавистара, Джатака-Авадана и Гандавьюха.

  • 120 панелей на основе Лалитавистары рассказывают истории из жизни Будды Гаутамы.
  • Некоторые панели рассказывают истории из классических джатак о предыдущих жизнях Будды в фольклорной форме. При этом Будда изображается богом, царём, обычным человеком или даже животным — львом, оленем, обезьяной, лебедем, черепахой. В каждом перерождении Будда показывает благородство и сострадание. Эти истории в популярной форме раскрывают буддийские принципы.
  • Некоторые панели рассказывают о Судхане, странствующем в поисках мудрости.
Арупадхату[править | править код]

Высший уровень, соответствующем Арупадхату (сфере без форм), представлен тремя круглыми террасами наверху. Здесь нет рельефов или плат, во времена строительства здесь помещались статуи будды в натуральную величину, обычно внутри ступ или ниш в стене. Многие из них не сохранились или повреждены.

Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями[4]. Как этот уникальный монумент оказался забытым и оставленным, пока не ясно. В середине XX века было выдвинуто предположение, что после извержения вулкана Мерапи несчастья вынудили жителей покинуть свою землю и искать другие места обитания. Извержение произошло в 1006 году, но многие учёные считают, что центр яванской цивилизации переместился в долину Брантас ещё в 928 году. Так или иначе, почему люди оставили Боробудур, остаётся загадкой.

В XVIII веке были лишь частично заметны верхние террасы. Голландские колониальные экспедиции находили другие монументы, но не упоминали о Боробудуре. Лишь в 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны. Когда он прибыл в Семаранг, он получил сообщение о том, что обнаружен холм с большим количеством камней с резьбой. Голландец Корнелиус организовал экспедицию, он собрал отряд в 200 человек и полтора месяца очищал монумент. Его работу продолжили другие между 1817 и 1822 годами. С 1835 года верхняя часть монумента была расчищена и весь комплекс стал хорошо обозреваем. В 1849—1853 годах художник Вильзен провёл работу по зарисовке рельефов. Его работы попали в Музей Античности в Лейдене. В 1873 году комплекс был сфотографирован. Тогда структура комплекса была совершенно не ясна, и в 1882 году инспектор по культуре предлагал полностью разобрать памятник и разместить в музее.

Тем временем памятник разворовывали, рельефы, скульптуры, орнамент растаскивали торговцы сувенирами. Король Сиама, посетивший в 1886 году губернатора, увёз с собой восемь бычьих упряжек со статуями и элементами орнамента и увёз скульптуру единственного сохранившегося хранителя храма.

В 1907—1911 годах Теодор ван Эрп предпринял первую капитальную реставрацию комплекса. С 1900 года молодой офицер входил в Боробудурскую Комиссию в Магеланге. Реставрация увенчалась большим успехом, и комплекс приобрёл торжественный и внушительный вид.

По причине ограниченного бюджета в первую очередь проводились работы по улучшению дренажа и восстановлению общей структуры. Для долгосрочной реставрации требовалось много дополнительной работы. Кроме того, Боробудур построен на холме, и необходима работа по предохранению памятника от размывания почвы, проваливанию, коррозии и повреждений от растительности джунглей.

Единственным решением была бы полная разборка сооружения, укрепление холма и полная реставрация. Эта огромная работа была проведена в 1973—1984 годах под эгидой ЮНЕСКО. В разработке проекта реставрации принимал участие известный индонезийский археолог Бухари, М. Сейчас комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия.

21 сентября 1985 года храм был слегка повреждён взрывами бомб мусульманских экстремистов.

Разворачивание массового туризма вызвало противоречия и скандалы. Власти парка подверглись критике.

27 мая 2006 года произошло землетрясение на юге Центральной Явы, которое вызвало тяжёлые разрушения в окрестности города Джокьякарта. Однако комплекс Боробудур, находящийся на некотором удалении от эпицентра, не пострадал

[5].

Галерея рельефов[править | править код]

  • Музыканты исполняют музыкальный ансамбль, возможно, раннюю форму гамелана.

  • Сцена короля и королевы со своими подданными.

  • Один рельеф на стене коридора.

  • Оружие, вероятно, ранняя форма кериса.

  • Детальный резной рельефный камень.

  • Великий отъезд из Лалитавистары

Галерея Боробудура[править | править код]

  • Надпись всемирного наследия храма Боробудур

  • Процедуры вывесок для посещения храма Боробудур

  • Надпись о реставрации Боробудура в 1973 году бывшим президентом Индонезии Сухарто

  • Разбросанные части храма Боробудур в Музее Кармавибханги. Люди всё ещё не могут найти их исходные позиции.

  • Статуя Будды внутри ступы

  1. ↑ Borobudur, salah satu keajaiban dunia; by Drs. Soediman; Yogyakarta, July 1980
  2. ↑ Murwanto, H. et al. «Borobudur monument (Java, Indonesia) stood by a natural lake: chronostratigraphic evidence and historical implications.»
    The Holocene
    . 14.3 (2004) pp 459—463.
  3. ↑ Tartakov, Gary Michael. Lecture notes for Asian Art and Architecture: Art & Design 382/582. Iowa State University. Draws heavily from Sherman Lee’s History of Far Eastern Art, 5th d.[1] accessed 21 May 2006
  4. ↑ Погадаев, Виктор. Восьмое чудо света. — Страны. Народы. Цивилизации : Энциклопедия для детей. — Т. 13 / Главный редактор М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1999, с. 407
  5. ↑ An ancient wonder reduced to rubble — World — smh.com.au

ru.wikipedia.org

Боробудур, Индонезия — подробная информация с фото

Видео: Боробудур

Основная информация

Боробудур возвышается в одном из живописных регионов острова Ява – священной долине Кебу – в 40 км от Джокьякарты. Обнаружение храма напоминает сюжет приключенческого романа об Индиане Джонсе. Долгое время Боробудур скрывался под вулканическим пеплом среди густых джунглей Явы и повторно увидел свет лишь в начале XIX века. Сейчас буддийский «каменный лотос» – одна из наиболее популярных достопримечательностей Индонезии.

Происхождение названия храма до сих пор остаётся загадкой и порождает новые гипотезы. Первая версия предполагает, что слово «боробудур» произошло из забытого диалекта индонезийского языка и означает «Тысячи Будд». Вторая теория гласит: «боро» – наименование территории, «будур» переводится как «древность». Соответственно, название буддийского храма означает «древняя территория». Третья версия наиболее логичная: так, словом «боро» называли комплекс монастырей, а вот «будур» – видоизменённая форма балийского наречия «бедухур» – «наверху».

История Боробудура

В документальных источниках не сохранилось точных сведений о периоде, который затронуло строительство храмового комплекса. Эпоху установили ориентировочно, опираясь на результаты сравнения резных рельефов скрытого подножия Боробудура и надписей, которые встречались в королевских грамотах VIII-IX вв. Вероятно, первый камень храма заложили в 800 году, когда власть над королевством Матарам находилась в руках династии Сайлендра. Строительство предположительно затянулось на 75 лет.

Историю Боробудура нельзя назвать счастливой. Пик популярности храмового комплекса среди паломников сменился длительным периодом запустения, когда жрецы-брахманы ушли из священного места. Причины так и остаются загадкой. В X-XI вв. король Мпу Синдок перенёс столицу Матарама в район Восточной Явы, опасаясь извержений вулканов. Во время очередного пострадал и Боробудур: его частично скрыл толстый слой пепла из вулкана Мерапи.

Впрочем, храм продолжал жить в памяти людей, но уже как источник суеверий, связанных с несчастьем и невезением. На этом месте казнили участников восстания против короля Пакубувоно I; после визита к «спрятанному» Боробудуру заболел и скончался наследный принц Монконагоро… К храмовому комплексу всё реже приходили любопытные путники, а джунгли и вовсе сделали это место недоступным. Так продолжалось вплоть до начала XIX века, когда Ява стала подчиняться британской короне.

В то время губернатор Т. С. Раффлз проявлял интерес к истории острова. Поскольку англичанин коллекционировал антиквариат, он нередко путешествовал по Яве и общался с местными жителями. Судьбоносной стала поездка в Семаранг, где Раффлзу рассказали о легендарном храме, спрятанном в джунглях неподалёку от деревушки Бумисегоро. Губернатор решил проверить, правдивы ли слухи, и отправил на разведку голландского инженера Г. Корнелиуса. Тот, заручившись помощью 2 сотен человек, значительно проредил растительность и начал раскопки Боробудура.

Опасаясь обрушения стен древнего храма, Корнелиус не рискнул освободить от вулканического пепла и земли все галереи. Впрочем, полученного результата было достаточно для рапорта, включавшего и детальные рисунки сооружения. Хотя Раффлз вскользь упомянул участие инженера, губернатору всё же приписывают повторное открытие храма и славу человека, который привлёк к Боробудуру внимание всего мира.

Работу голландца продолжил житель региона Кеду – К. Л. Хартманн, – и к 1835 году раскопки храмового комплекса завершились. За изучение и зарисовки памятника индонезийской архитектуры взялись Ф. К. Винсел и Я. Ф. Г. Брумунд. Они завершили исследование Боробудура в 1859 г. Впрочем, статья о храме так и не была опубликована: Брумунд в последний момент отказался от сотрудничества. Составление монографии поручили более сговорчивому учёному – К. Лимансу. Её опубликовали в 1873 г., а спустя год перевели на французский язык. Первую фотографию Боробудура сделали в тот же период.

Древний храмовый комплекс стал своеобразным магнитом для воров и охотников за сокровищами, желавших нажиться на «сувенирах» из Боробудура. Деятельность некоторых вандалов была даже одобрена колониальным правительством. Так, в 1896 году король Сиама Чулалонгкорн нанёс визит на остров и вернулся домой в сопровождении 8 телег, нагруженных скульптурами из храма. Среди них – статуи привратника (дварапалы) и львов, горгулья, изображения основателя буддизма, рельефные панели и даже водосточные трубы! Сейчас большинство экспонатов входит в коллекцию Национального музея Бангкока.

Пренебрежительно относился к святыне и инспектор культурных экспонатов. Говоря о нестабильном состоянии памятника, он предложил «разобрать» храм до основания, а скульптуры и барельефы – сделать частью музейных экспозиций. Лишь вмешательство В. П. Гроеневельда спасло Боробудур от незавидной участи. Куратор археологической коллекции Батавского общества искусств и наук провёл тщательное исследование святыни. Отчёт показал, что опасения инспектора безосновательны, поэтому храм не тронули.

Боробудур привлёк внимание в конце XIX века, когда председатель Археологического общества в Джокьякарте Я. В. Ижерман обнаружил скрытое подножие. Тогда же были приняты меры по охране религиозного памятника. В 1900 году по его инициативе создали комиссию для оценки состояния Боробудура. В неё вошли инженер Б. В. ван де Камер, офицер Т. ван Эрп и историк Я. Л. А. Брандес.

Реставрация святыни заняла около пяти лет (1907-1911). После того как стены галерей храма «провисли», а на рельефах появились трещины, реконструкцию Боробудура возобновили, но ненадолго. Вторая мировая война и индонезийская национальная революция приостановили восстановительные работы. Это привело к тому, что в середине XX столетия буддийский храм столкнулся с неизбежной угрозой разрушения. Инициатива представителей ЮНЕСКО и кампания Соэкмоно «Спасите Боробудур» помогли сохранить памятник.

С 1975 года началась масштабная реконструкция храмового комплекса. Спонсорами частично выступили Германия, Франция, Кипр, Бельгия и Австралия. Восстановление Боробудура обошлось в 6,9 млн долларов. В 1991 году храм внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас Боробудур признан наиболее посещаемой достопримечательностью Индонезии. Популярен «каменный лотос» и среди буддийских паломников.

Архитектура Боробудура

Храмовый комплекс занимает площадь 1,5 га. Он возведён в форме огромной ступы из 2 млн каменных блоков, а с высоты птичьего полёта напоминает мандалу (буддийскую модель Вселенной). Архитектором храма считают Гунадхарму. К сожалению, об этом человеке мало что известно. Даже его имя восстановлено не из официальных документов, а из яванских народных сказок. Фундамент Боробудура выполнен в форме квадрата, каждая сторона которого равна 118 м. На этом основании возвышаются 9 ярусов: 6 квадратных и 3 круглых. С увеличением высоты над землёй уменьшается площадь уровней храма.

Верхняя платформа «приютила» 72 ступы небольших размеров, которые окружают центральную ступу покрупнее. Их отличают колокообразная форма и многочисленные ромбовидные отверстия (вероятно, играющие роль декоративных элементов). Статуи Будды притаились за этими резными «ограждениями». Среди туристов распространено поверье: если незаметно просунуть руку в одно из отверстий ступы и дотронуться до каменных пальцев духовного учителя, вам будут сопутствовать счастье и удача.

Боробудур примечателен тем, что не имеет внутреннего пространства. Храмовый комплекс возвели вокруг холма, предварительно обложенного камнями. В результате получилось некое подобие пирамиды, которая возвышается над землёй более чем на 30 м. Каждая из сторон Боробудура сориентирована по сторонам света, имеет лестницу и вход на верхние ярусы. При этом центральные «ворота» в буддийский храм расположены с восточной стороны. Они открыты только для монахов. Лестницы проходят под арочными воротами, украшенными 32 скульптурами львов. В верхней части каждой арки установлена голова Кали, по бокам выступают фигурки макаров – мифических морских чудовищ.

Поднимаясь по ярусам Боробудура от центральных ворот, можно полюбоваться рельефами, повествующими об истории развития буддизма. Примечательно безукоризненное соблюдение сюжетной линии, которая растянулась более чем на 5 км. Она условно делится на три уровня – Камадхату, Рупадхату и Арападхату.

Первый уровень, представленный основанием храма, символизирует мир страстей. На 160 панелях изображались порочные соблазны и кармическое наказание за них. Второй – так называемая сфера форм, означающая борьбу с желаниями, – расположен на пяти квадратных платформах. Здесь повествуется о нескольких воплощениях Будды, в которых духовный учитель по-разному раскрывает принципы буддизма и рассказывает о странствиях в погоне за мудростью.

Третий уровень, занимающий круглые ярусы Боробудура, означает сферу без форм и предвкушение нирваны. Здесь нет барельефов, но без символического значения всё же не обошлось. Статуи Будды, спрятанные в небольших ступах, – воплощение абсолютной безмятежности и отрешённости от земного мира. Центральный «колокол» полностью скрывает скульптуру.

На первый взгляд статуи духовного учителя одинаковы. Если же внимательно приглядеться к ним, можно заметить разницу между мудрами – ритуальными расположениями кистей рук. В буддизме известны пять групп мудр, каждой из которых присуще символическое значение:

  • север – бесстрашие, смелость;
  • юг – доброжелательность, подача милостыни нуждающимся;
  • запад – медитация, сконцентрированность;
  • восток – просьба Земли даровать мудрость;
  • зенит – добродетель, рассудительность, вращение колеса дхармы (дхармачакра).

Мудры ориентированы на пять основных точек компаса, согласно одному из направлений религии – махаяне. Четыре балюстрады украшают скульптуры Будды с первыми четырьмя мудрами. Пятую балюстраду и ступы на верхней платформе – статуи с последней мудрой.

Раскопки на территории Боробудура показали: прежде храмовый комплекс был окрашен в чёрный, зелёный, красный, синий и золотой пигменты, нанесённые на белоснежную штукатурку. На протяжении столетий проливные тропические дожди смыли краску, превратив храм в тёмно-серую груду вулканического камня. Несмотря на свой невзрачный облик, Боробудур до сих пор считается главным религиозным сооружением индонезийской культуры.

Храмовый комплекс снабжён дренажной системой с многочисленными ливневыми стоками. В каждом углу храма установлено специальное «горлышко», украшенное небольшой резной скульптурой горгульи, гиганта или макары.

Музеи Боробудура

В нескольких сотнях метров к северу от храма расположен музей Кармавибхангга. Здесь хранятся фотографии барельефов Боробудура, каменные фрагменты и археологические артефакты, найденные в окрестностях храмового комплекса. Помимо этого, экспозиция музея включает документацию, которая повествует не только об архитектуре и структуре Боробудура, но и об официальном проекте реставрации храма.

В западной части Кармавибхангги находится и второй музей – Самудра Ракса. Его экспонаты рассказывают туристам о древней морской торговле между Индонезией, Мадагаскаром и Восточной Африкой (так называемый коричный торговый путь). Посещение обоих музеев входит в стоимость билета.

Практическая информация

Территория вокруг храмового комплекса ограждена забором, который образует археологический храм Боробудура. Вход сюда возможен только после приобретения билета (22 EUR), дающего право однократного посещения. Прогулка по территории комплекса в составе экскурсии обойдётся дешевле: в 6-8 EUR. За возможность увидеть Боробудур на рассвете или закате придётся заплатить больше: около 30 EUR.

Храм открыт для посещения с 6:00 до 17:00, но Manohara Hotel любезно предоставляет неофициальный тур для визита в Боробудур до или после закрытия. Им можно воспользоваться даже в том случае, если вы остановились в другом отеле. Всё, что требуется, – подъехать ко входу в Manohara Hotel как можно раньше (желательно около 4:00-4:30) и приобрести билет, когда откроются кассы. После встречи рассвета нужно выкупить стандартный билет и, при желании, забронировать экскурсию на закате.

Если вы мечтаете сэкономить на путешествии, стоит обратить внимание на возможность посетить не только Боробудур, но и Прамбанан (конечно же, по одному билету). В этом случае вы заплатите на 9-10 EUR меньше. Билет действителен в течение двух дней (включая день его покупки), но предоставляет право лишь однократного прохода на территорию обоих храмов. По неизвестным причинам продажа этих билетов не афишируется, так что придётся уточнить у кассира наличие Ticket Package Borobudur – Prambanan.

Как добраться до Боробудура

Доехать до храмового комплекса можно несколькими способами:

  • на микроавтобусе, воспользовавшись услугами туристических агентств Джокьякарты. Поездка обойдётся в 5 EUR. Чаще всего микроавтобусы заезжают на фабрики по производству батика, чтобы сподвигнуть туристов на покупку сувениров, так что путь до храма может занять больше времени, чем планировалось;
  • на автобусе. Транспорт отправляется от остановки Jombor. Вам нужно сесть на автобус, идущий до Магеланга. Обычно туристов высаживают на Muntilan Bus Terminal в деревне Мунтилан, но лучше уточнить остановку заранее. Стоимость проезда – 2 EUR. Выйдя из автобуса, сразу же садитесь на «попутку» до Боробудура. Остановка расположена в сотне метров от главного входа в археологический парк;
  • на арендованном транспорте. Стоимость проката начинается от 20 EUR в сутки. Автомобиль с водителем обойдётся дороже: 30 EUR. Этот вариант потребует меньше всего времени; к тому же он самый комфортный.

Посещение Боробудура возможно и в составе экскурсий. Их отправная точка – остров Бали или известные туристические города Явы.

wikiway.com

Боробудур: описание, фото и видео

Боробудур – это величайшее храмовое сооружение, крупнейшая буддийская ступа. Один из трех самых больших буддийских комплексов в мире после Ангкорвоата и Шведагона. Построен на острове Ява в Индонезии предположительно между VII и IX веком. Никаких письменных документов об этом, к сожалению, не осталось. С 1991 года Боробудур стал объектом списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История погребения

В 1006 году жители острова Явы оказались вынуждены переселиться из своих жилищ после большого извержения вулкана Мерапи. Поэтому на 800 лет это поистине величайшее творение буддийских зодчих было погружено под вулканическими излияниями и зарастало джунглями. По другим исследованиям храм был заброшен намного раньше из-за обращения жителей острова в ислам. Чтобы скрыть с глаз долой, его могли и намеренно засыпать землей.

История открытия

Только в 1814 году британские колонизаторы во главе с сэром Стэмфордом Раффльзом обнаружили на холме среди джунглей резные камни верхних террас Боробудура. От прежнего образа к тому времени не осталось почти ничего. Не хватало спонсорской помощи, чтобы реставрировать всю его архитектуру, поэтому пока было решено расчищать землю, вырубать деревья и просто придать ему прежнюю структуру. Многие части памятника опасно провисали, рабочие не решались полностью откапывать его.

В течение полутора столетий Боробудур потихоньку пытались реставрировать. Многочисленные вандалы, разоряющие скульптуры храма для частных коллекций или музеев, повлияли на внешний вид строений не в лучшую сторону.

Лишь после взятия памятника культуры под защиту ЮНЕСКО начались серьезные реставрационные мероприятия. Были вытесаны тысячи недостающих фрагментов и разобраны десятки тысяч каменных кубометров. Отныне Боробудур стал самым посещаемым историческим объектом в Индонезии. В 2012 году Книга рекордов Гиннеса внесла его в список как самое крупное буддийское место археологических раскопок.

Книга буддизма

Всю конструкцию храмового сооружения можно понимать как каменную энциклопедию буддизма. Это не просто символы учения Будды, но по мере восхождения к верхним ярусам ступы, паломники проходят три уровня храма, символизирующие как бы развитие души человека от нижней ступени до высшей в буддизме – нирване.

Три основные ступени развития души в буддизме:

  • Камадхату – чувственная сфера желаний, страстей.
  • Рупадхату – сфера форм, где над желаниями берется верх.
  • Арупадхату – бесформенная сфера, высшая ступень нирваны.

Конструкция храмового сооружения

Длина одной стороны основания более 120 метров, высота от подножия храма до вершины центральной ступы более 40 метров, общая протяженность всего пути по террасам более 5 км. Представляет собой девятиярусное строение, нижние шесть ярусов имеют форму квадрата, а верхние три — круглые.

Боробудур называют храмом тысячи Будд. Здесь находится более 1500 барельефов, более 500 статуй Будды и мифических существ, 72 малые ступы на трех верхних круглых ярусах. Венчает все это великолепие верхняя ступа — символ высшего просвещения и нирваны, через которую разрешено входить только буддийским монахам.

Со стороны Боробудур производит ошеломляющее впечатление огромного, динамичного, ни на что не похожего, богатого формами, концентрического кругового строения, со множественными шпилями, напоминающего форму мандалы – буддийской схемы мироздания.

Интересные факты

  1. В середине двадцатого столетия голландец, ученый и художник Ниеувенкамп Отто Янг доказал, что расположение храма специально приходилось на озеро, которое впоследствии высохло. Это символизировало цветок лотоса – символ Будды, явившегося в этом мире. Как цветок лотоса появляется из грязи, но остается чистым.
  2. В конце 80-х гг. XX столетия возле храма был совершен террористический акт, в результате значительно пострадали 9 ступ.
  3. Движение в храме идет по спирали строго справа налево. А противоположное движение в буддизме символизирует зло.
  4. На территории храма все посетители одевают саронг (что-то вроде платка, которым закрывают как юбкой нижнюю часть тела от пояса до пят), — таковы правила.
  5. Реконструкция храма по сей день не прекращается, большинство Будд так и остались безголовыми.
  6. Храм находится на холме, где дренажная структура постоянно размывалась, что однажды могло вызвать его полное обрушение. Благодаря укреплению почвы от коррозий и полной реконструкции храма буквально по камешку этот памятник истории до сих пор существует.
  7. Вокруг Боробудур находится четыре вулкана: Мерапи, Мербабу, Синдоро и Сумбинг. Активный из них только Мерапи, последний раз он извергался в октябре 2010, когда покрыл окрестности и храм Борободур вулканическим пеплом. Храм был закрыт на несколько дней на уборку, а жители разрушенных деревень были эвакуированы на некоторое время в целях безопасности.
  8. В пределах Боробудур находятся два музея: Самудра Ракса и Кармавибханга. Там вы совершенно бесплатно (цена включена в стоимость посещения храма) сможете ознакомиться с планом реставрационных работ под эгидой ЮНЕСКО, фотографиями того времени, а также оригинальными фрагментами Боробудур, которые не смогли вернуть в его устройство. А также со всевозможными памятниками истории, характеризующими жизнь того времени, с реконструкцией деревянной лодки, изображенной на барельефах. На такой же лодке когда-то местные торговцы добирались до берегов Африки.

Весак – день рождения Будды Гаутамы

Празднование дня рождения Будды выпадает на полнолуние второго месяца древнеиндийского календаря (по Григорианскому – май, начало июня). Название месяца по-индийски звучит как вайшакха. Весак символизирует не только рождение Будды, но главным образом его просветление и смерть. В честь этого в ночное небо запускают фонарики и расставляют масляные лампы вокруг Боробудур. Процессия неспешно проходит с молитвами и песнями вокруг храма, медитирует. Также в честь праздника всегда проводятся интересные выставки буддийских символов.

Вас приятно удивит развитая инфраструктура местных отелей и достопримечательностей!

tepler.ru

история, описание, интересные факты (фото)

В прадавние времена остров Ява не был прикреплён к одному месту, а потому постоянно менял свою дислокацию, плавая по всему океану, что не могло не вызывать беспокойства у местных жителей. Ими было принято решение закрепить остров, прибив его гвоздём к центру земли.

А через какое-то время на месте крепления образовался холм, вокруг которого обитатели острова возвели храм, воплощающий буддистское учение о восьми, ведущих к просветлению, ступенях и символизирующий объединение высшего с низшим, Неба с Землёй, богов с людьми.

Первый этаж, цоколь здания, означал мир плотских страстей, следующие четыре этажа говорили о борьбе человека со своими желаниями, а три последних яруса символизировали приближение к абсолютному покою, нирване.

Храм тысячи Будд

Находится храм Боробудур в Индонезии, на острове Ява, в священной долине Кеду, недалеко от вулкана Мерапи, в сорока двух километрах от Джакарты. На географической карте его можно найти по следующим координатам: 7° 36′ 29″ с. ш., 110° 12′ 14″ в. д.

Что именно означает Боробудур, учёные установить не смогли. По одной из версий, «боро» переводится как «комплекс храм и монастырей», а вторая часть «будур» похожа на балийское слово «бедухур», означающее «наверху» (это даёт возможность говорить о том, что название означает «Комплекс храмов на холме»).

Храм богини Артемиды в Эфесе43343.673

Существует ещё одна гипотеза, согласно которой «боро» – наименование территории, а «будур» означает «древность» – таким образом, название можно трактовать как «Древняя Бора». Третья версия говорит о том, что Боробудур в переводе означает «Тысячи Будд».

Как выглядит храм

Когда смотреть на Боробудур снизу, нередко создаётся впечатление, будто находишься возле огромной каменной пирамиды: террасы, ступени, ниши под углом уходят высоко вверх. По размерам древний буддийский храм значительно уступает древним египетским сооружениям: высота его составляет лишь 34 метра.

Зато по внешнему оформлению и дизайну превосходит их во всём: многочисленными барельефами, статуями, композициями нельзя не восхищаться. Нет ничего удивительного в том, что этот храм многие называют не только восьмым чудом света, но и каменной летописью буддизма.

Чтобы возвести Боробудур в Индонезии, древним строителям понадобилось более ста лет. Результаты превзошли все ожидания: возведённый в конце VIII – начале IX ст. Боробудур оказался самым крупным буддистским храмом за пределами Индии и Камбоджи.

Внутри нет никакого внутреннего пространства, поскольку возведён он был вокруг природного холма, который древние мастера обложили огромными каменными блоками. Учёные подсчитали, что на постройку этой грандиозной конструкции ушло около 2 млн. кирпичей, несколько тысяч декорированных панелей, было создано более 500 статуй Будд (археологи до сих пор не смогли найти каменоломню, где добывали и обрабатывали камни).

После того как был построен корпус Боробудур, получилась огромная ступенчатая конструкция пирамидальной формы, высотой более тридцати метров и длиной основания около 123 м. Сооружению придали квадратную форму (120 х 120 м), сориентировав каждую сторону по четырём сторонам света и соорудив с каждой стороны наверх лестницу и вход.

С каждой стороны пирамиды установили в определённых позах статуи Будды (всего их на территории храма около пятисот): скульптуры, расположенные на востоке, призывают землю свидетельствовать об истинности своего учения, с южной – обещают паломникам выполнить все их желания, с западной – медитируют, а с северной напоминают верующим продолжать путь к спасению.

Центральный вход храма традиционно оказался с восточной стороны и, поскольку символизирует момент просвещения Будды, входить сюда имеют право лишь буддистские монахи. Именно от центрального входа выбитые в камнях рельефы начинают свой рассказ об истории развития буддизма (повествование это растянулось более чем на пять километров).

Барельефы примечательны тем, что в них можно без труда проследить сюжетную линию, поскольку их характеризует наличие уравновешенной и строгой композиции.

Во время ритуального обхода каждого этажа Боробудур (а каждый ярус они должны пройти около семи раз) паломники, глядя на барельефы и статуи, имеют возможность ознакомиться с жизнью Будды и его учением. Состоит храм из нескольких уровней.

Камадхату (мир страстей)

В настоящее время доступ к первому ярусу для туристов закрыт (сделано это было для того, чтобы не повредить стабильности храма). Известно, что в цоколе храма изначально находилось 160 панелей, на которых был изображён мир чувственных страстей и рассказывающие, к чему они способны привести согласно законам кармы.

Рупадхату (сфера форм или борьба с желаниями)

На панелях, расположенных на этом уровне, изображены истории из жизни Будды. Одни из них повествуют о его предыдущих воплощениях в виде бога, царя, человека и даже животного (льва, оленя, обезьяны). В каждой своей жизни учитель проявляет сострадание и благородство, раскрывая буддийские принципы. Другие рассказывают о странствиях Будды в поисках мудрости.

Арападхату (сфера без форм или приближение к нирване)

Поднявшись на пятый ярус, паломник оказывается на высшем уровне, символизирующий приближение к нирване и оформленный в виде трёх террас округлой формы. В отличие от предыдущих ярусов, здесь полностью отсутствуют барельефы или плиты, но установлены статуи Будды (всего здесь расположено 72 скульптуры).

Размещали их или в нишах в стене, или в середине ступ, по форме напоминающих перевёрнутые колокола с маленькими ажурными отверстиями, через которые можно рассмотреть скульптуры. Такое их местонахождение было выбрано неслучайно: спрятанные под ступами статуи отображают идею отрешённости от мира и пребывание Будды в нирване.

В середине арападхату – центральная ступа, в которой находится последняя, самая большая скульптура Будды. Колокол этот полностью закрыт, поэтому статую увидеть невозможно. Когда скульптуру нашли, у неё отсутствовала голова – почему так получилось, существует несколько версий.

Храм Парфенон в Афинах43344.80

Согласно одной из них, она отвалилась во время землетрясения, другая говорит о том, что статуя почему-то с самого начала была не завершена. Версию о том, что кто-то увёз во время грабежа, ученые даже не рассматривают: огромные размеры скульптуры полностью исключают такую возможность.

Судьба храма

Сильнейшее извержение вулкана в 1006 году не только сильно разрушило Боробудур, но и на восемь столетий похоронило его под толстым слоем пепла, оставив в памяти народа о храме лишь предания. Лишь в начале XIX ст. английский губернатор Раффлз, услышав легенду, решил организовать научную экспедицию, которая довольно быстро нашла храм – и началось восстановление святилища.

Реконструкции эти проводились не один раз и после того, как храм восстановили, Боробудур и Прамбанан, находящийся рядом комплекс индуистских храмов, были признаны ЮНЕСКО памятниками Всемирного наследия.

awesomeworld.ru

Храм Боробудур и Прамбанан — достопримечательности Джокьякарты

В один чудесный день, который мы провели в на острове Ява, в городке Джокьякарта, я подумала, пора навестить знаменитые храмы Боробудур и Прамбанан. Это два древних места,  ради которых приезжают в Джогью — буддийский комплекс Борободур и индуистский храм Прамбанан.

Храм Борободур и лучики

Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN

Боробудур — буддийский храм на холме

Боробудур – это буддийский храмовый комплекс, который внешне выглядит, как масштабная, по своем размерам, мандала, где все элементы расположены в строгом порядке. Храмовый комплекс представляет собой трехмерную модель Вселенной буддизма махаяны.

Легенд его строительство несколько. Храм построен инопланетной цивилизацией для помощи землянам. Храм построен инопланетянами для порабощения землян. Храм построен брахманами из самой Индии, в 7-8 веке возникло королевство Шри Виджайя. Последняя версия считается официальной.

Давным-давно, приблизительно в 1006 году, вулкан Мерапи извергся так мощно, что частично разрушил Боробудур и засыпал его пеплом. А про Боробудур на долгое время забыли, да такой степени, что он зарос джунглями. И только в 19 веке храм нашли и приступили к реставрации. Нашел его, как ни удивительно, английский офицер.  Официально открыли отреставрированный храм сравнительно недавно, в 1983 году, с того момента он является мировым наследием ЮНЕСКО.

Название «Борободур» переводится, как «буддийский храм на холме». На верхнем ярусе храма расположены 72 малые ступы, те самые знаменитые борободурские колокола,  которые находятся вокруг центральной чеди.

Основание храма – квадрат со стороной 125 метров и высотой 4 метра. 

Сейчас ученые считают, что строительство храма велось сотню лет. Борободур построен с помощью  50-ти тысяч кубометров камня, сложенных без строительных растворов. Камни просто сложены, как паззл, в каком-то волшебном порядке.

Площадь храмового комплекса 1.5 га

Кусочек ступы-колокола и Ярославик

Внутри храма расположены 504 статуи Будды и 1460 барельефа, изображающие  сцены из земной жизни (крестьяне в поле, рыбаки на промысле, традиционные танцы и т.д.)  и божественной (сюжеты из индуистских эпосов – Рамаяны и Махабхараты).

Боробудур называют наглядным учебником по буддизму.

Враг Боробудура — вулкан Мерапи, который часто извергается и посыпает древний храм вулканическим пеплом. А части вулканического пепла это летучие соединения, которые при взаимодействии с водой образуют кислоту разьедающуюу камень. В видео ниже подробно описывается, как сотрудники Боробудура и волонтеры спасают храм от разрушения.

Видео про Борободур 

Полезная информация

Как добраться в Боробудур:

  • Jl. Badrawati, Borobudur, Magelang, Jawa Tengah
  • Гугл-координаты: -7.607876, 110.203817
  • Cайт: borobudurpark.com
  • Используйте такси gocar или gojek через приложение.

Цена: Взрослый билет – 325000 рупий, дети до 10 лет и студенты – 195000 рупий. Есть комплексный билет за Прамбанан и Боробудур: 520 тыс. рупий. Отдельно можно купить рассветный тур в Борободур, где можно приехать в храм до официального открытия и встретить рассвет солнца. Комплекс открыт с 6 утра до 17 вечера.

Цены на билеты в Борободур-Прамбанан

Как мы жили около Боробудура

А мы поехали жить в единственный отель, который находится на территории храма Борободур — Manoraha Resort. И, как постояльцы, мы могли посещать Борободур в любое время, с открытия до закрытия, утром, днем и вечером. 🙂

Фишка отеля, что все постояльцы, могут ходить в Борободур в любое время, когда храм открыт (с 6 утра до 5 вечера), бесплатно и сколько хочешь. Нам показалось это интересным, пожить около Борободура и гулять там, когда хочется, возвращаясь домой тут же.

Отель Manoraha Resort на территории Боробудура

Отель нам понравился!  Комнатки маленькие, но уютные. При отеле есть ресторанчик, поэтому идти куда-то в поисках еды нет необходимости. Стоимость отеля немаленькая — 2 млн. рупий, сюда входит завтрак + проходы в Борободур во время его открытия, с 6 утра до 17 вечера.  Отель занимает большую территорию, даже лесок рядом есть, а до храма идти две-три минуты по полянке. Храм виден с некоторых точек отеля.

Прожив в отеле сутки, мы очень насытились Борободуром.  Мы бродили неспешно по храмовому комплексу — днем, в пик посещаемости, на закате, на рассвете. В общем, погружение в храм произошло. Я хотела почувствовать пространство храма, почувствовать его содержание — have done. Это было интересно. 🙂

  • Рядом есть приятный отель Saraswati Borobudur, откуда можно добраться до храма в пешковой доступности (10-15 минут). Мы выбрали Manoraha Resort из-за возможности посещать Боробудур в любое время, кроме ночи.

Храм Прамбанан

Еще один знаменитый храмовый комплекс  — Прамбанан. Храм Прамбанан создан 900 года нашей эры!  Представляете, какой старец. И в 1991 году храм был признан ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. Прамбанан также пострадал от извержений вулкана Мерапи, и как Боробудур, был затерян в джунглях долгое время. Реставрация храма продолжается и в настоящий момент.

Наиболее вероятно, что храм был построен в начале X века правителем государства Матарам по имени Ракай Пикатан. Прамбанан считается храмом Шивы, несмотря на то, что тут представлена вся тройка индуистких богов. Тем не менее, Шиве дана более главная роль, его храм находится в центре и является объектом паломников.





Прамбанан состоит из 273 чеди, из них можно выделить главный храм Лара Джонгранг (Candi Lara Jonggrang), состоящий из трех храмов, посвященных тримурти — Браме — создателю, Вишну — хранителю и Шиве-разрушителю. Рядом находятся три храма поменьше, посвященные транспортным животным (ваханам), перевозящих Шиву, Брахму и Вишну —  быка Нанду, гуся Ангса и орла Гаруде.

Лара Джонгранг можно перевести, как «храм стройной девы», так называют богиню Дургу, статуя которой есть в одном их храмов. Есть легенда, что давным-давно богиня влюбилась в земного мужчину, но тот не ответил ей взаимностью, мало того, он был влюблен в простую, земную девушку. Богиня была в ярости, что вышла за пределы своих полномочий и  превратила земного мужчину в камень, чтобы никому не достался. И так его каменное изваяние и стоит где-то в храме.

Может быть это..

Я ходила в храм одна, мои любимые Саша и Ярослава отказались идти в яванскую святыню и предпочли водный парк неподалеку. Кстати, они остались очень довольны, может напишут про свой опыт в следующих заметках. Это может быть полезно для родителей с детьми, кто приедет в Джогью. Но я лишилась моих любимых фото-моделек 🙂

Я, действительно, по каким-то своим намерениям захотела побывать в Прамбанане, послушать это пространство, пообщаться с ним, провести свое исследование. И эти намерения я реализовала. А вот с фотками… Без моделек, мне пришлось фотографировать только храм, он показался мне достаточно однообразным, или жара на меня так повлияла, я сделала всего пару десятков одинаковых снимков, половину из которых удалила там же, а над остальными Саша иронично посмеялся, в итоге. Вот такая незадача. 🙂

В храме Шивы можно статуя Шивы в центральной камере, в северной комнате статуя Дурги, в западной  —  статуя Ганеша и в южной камере статуя Агастьи . Внутри храма Брахмы, соответственно, статуя Брахмы, а в храме Вишну можно увидеть Вишну.

Главый храм комплекса высотой 47 метров

В одной из Чанди сидит Ганешик

Барельефы из Рамаяны

В комплексе Прамбанана можно посетить еще несколько храмов — Candi Lambung, Candi Bubrah, Candi Sewu, которые находятся в пешей доступности от главного храма,  к нему можно добраться на трамвайчике (для иностранцев бесплатно, для местных 10 рупий).

Candi Lambung

На территории Прамбанана есть детская площадка и небольшой парк с лавочками, где можно отдохнуть в тени деревьев. Там же отправляются мини-вагончики к дальним храмам, если не хочется идти пешком. Можно арендовать велосипеды и прокатится к дальним храмам самостоятельно.

На обратном пути к выходу, можно заглянуть в небольшой археологический музей Прамбанана.  И встретить удивительных персонажей.

Грустный джин

Можно прокатиться на лошадках

Пострелять из лука

Покормить оленят

Чтобы выйти из Прамбанана нужно пройти достаточно большой рынок, это традиционная часть многих достопримечательностей Индонезии. А на выходе большой выбор макашниц с местной едой, по нормальным ценам.

Как добраться в Прамбанан:

  • Jl. Badrawati, Borobudur, Magelang, Jawa Tengah
  • Гугл-координаты: -7.752010, 110.491467
  • Автобус Trans Jogja 1A, идет с улицы Malioboro (другие остановки можно найти в интернете).
  • Cайт: borobudurpark.com

Цена:

  • Взрослый билет – 325000 рупий, дети до 10 лет и студенты – 195000 рупий.
  • Есть комплексный билет за Прамбанан и Боробудур: 520 тыс. рупий.

На этом все, друзья. Надеюсь, наши заметки будут познавательны и полезны для вас. Мы же летим в Малайзию, и в следующих статьях, мы вам расскажем про чудесный городок Мелака, куда мы переместились после Джогьи. До новых встреч! Шлем лучики 🙂

С благодарностью, авторы блога Жизнь с мечтой-  Александр, Наташа и дочка Ярославочка.

Про Джокьякарту:

Читать о других наших путешествиях!

life-with-dream.org

Боробудур – древней буддистский храм на Яве

«Мохнатый шмель – на душистый хмель,
Мотылек – на вьюнок луговой,
А цыган идет, куда воля ведет,
За своей цыганской звездой!»
Редьярд Киплинг

Боробудур – крупнейший памятник буддистской культуры, расположенный на острове Яве рядом с городом Джокьякарта. Внесённый в список культурного наследия ЮНЕСКО, этот храм привлекает тысячи туристов и паломников со всего мира. После глобальной реконструкции в 1973-84 годах, считается, что храм простоит ещё 1000 лет. Будем надеяться что инженеры не ошиблись – место хорошее, одни Просветлённые Шмели чего стоят!

Содержание статьи

История

Точная дата постройки Боробудура не известна, предполагают, что он строился между 750 и 850 годами нашей эры в эпоху могущественного царства Матарам династией Сайлендра. В 11 веке по таинственным причинам храм был заброшен и забыт, европейцы нашли его в 1814 году. В это время храм был сильно разрушен и покрыт джунглями. Через пару десятитий его расчистили, но должной охраны и внимания не уделили. Элементы храма постепенно растаскивались и разворовывались в известных, неизвестных, а то и вовсе таинственных направлениях. Головы Будд растащили почти все. Современный благопристойный вид храм приобрёл после глобальной реставрацией под эгидой ЮНЕСКО: его полностью разобрали, сделали новый фундамент и снова собрали. Параллельно по всем музеям мира искали стыренные головы Будд. Все, конечно, не нашли.

Идея храма

Восьмиэтажный Боробудур выполнен в форме мандалы.

Он олицетворяет буддистскую идею о 8 ступенях к просветлению. Кроме того, это огромная книга о 12-ти земных воплощениях Будды, записанная в форме барельефов.

На самом нижнем уровне изображён мир форм и страстей Камадхату, где человек себя не осознаёт и живёт полностью по законам кармы. Барельефы этого уровня отображают различные зарисовки из жизни.

Следующие три уровня это Рупадхату – тоже мир форм. Барельефы этих этажей рассказывают о жизни Будды, исследующего этот мир через воплощения и преодоление своих желаний.

На многих барельефах Будда изображается уже в своём последнем воплощении – принце Сиддхартха.

Высший уровень Арупадхату – мир без форм, Нирвана, поэтому изобразить его человеческими методами не просто. Это три круглые террасы со ступами, внутри которых сидят Будды.

Внутри самой верхней ступы не сидит Никто, потому что она символизирует Ничто, Никогда и Нигде – понятия, абсолютно не доступное для понимания ограниченному человеческому мозгу.

Каждый человек может пройти этим путём и достичь просветления, осознать себя как Всё, а не только отождествляться с своим умом. Путь сей занятен, притягателен, но хитростей полон и ловушек. Многие им «типа идут», но многие ли «доходят»?

Да и вообще есть ли какой-то «путь», если все гуру в один голос утверждают что ты уже То. Просто живешь не Здесь и не Сейчас – от того и все беды. Может, как шмель взлететь, сдать все экзамены на Просветлённость экстерном, хоп – и сразу на макушку Будды сесть – Просветлел…

Моё посещение храма Боробудур

Так получилось, что оба своих раза в Боробудуре я был занят с моими гостями: сначала с Александром, потом с туристами из Многоликой Индонезии. Поэтому допускаю возможность того, что может чего-то не углядел и моё внимание было занято сугубо мирским, а не сконцентрировано на Вечности. Ничего особенного в храме я не почувствовал, к тому же огромные стада индонезийских туристов создавали определённые помехи. Видимо придётся наведаться в третий раз, одному. Заныкаться где-нибудь, заночевать, побывать в храме одному – авось и на мою голову сядет Просветлённый Шмель. Или они по ночам не летают?

Ну ладно, это всё планы, а пока о том, что же мне понравилось в храме.

Очень здорово нарезать круги, поднимаясь из Ада в Рай, скажу я вам. Самое главное не залипнуть у какого-нибудь барельефа.

А то можно пропустить ворота на следующий уровень, да так и остаться крутиться на нижнем…

Усвоил урок – иди дальше. Чё залипать-то?

«Двигаться дальше,
Как страшно двигаться дальше…»
БГ

Будды… Они тут повсюду – и это хорошо.

Будд много не бывает. Увы, многие понимают это слишком буквально… Раньше статуй Будды в Боробудуре было 504, но 43 стырили бесследно исчезли, а у остальных часто отсутствует голова.

Головастым повезло: сидят, созерцают окрестности — они тут что надо!

Верхние уровни со ступами очень гармоничное, умиротворённое место.

Внутри каждой ступы сидит Будда.

Одна ступа отрытая. Открыли её специально для Просветлённого Шмеля. Он прилетает сюда каждое утро общаться с Космосом.

Конечно, самому Шмелю это на фиг не надо – он и Так Всё Знает, но делает это для нас, людей. Чтоб мы распутали свой клубок привычных мыслей и хоть раз направили своё внимание на Вечное. Такое вот шмелиное воплощение Бодхисаттвы.

Увы, напрасное.

Симпатичные яванские барышни фоткаются в соблазнительных позах в мире Арупадхату и Просветлённых Шмелей не замечают.

Полностью увлечены собой, самолюбованием. Да здравствует 21-ый век, эпоха Нарциссизма! Не знаете какой открыть бизнес? Продавайте селфи-палки — самый востребованный предмет современности.

Вокруг храма разбили красивый сад, приятно тут прогуляться, подняться на холм Даги. Это отличное место посреди соснового леса с хорошим видом на Боробудур.

Чтоб выйти из храма, нужно пройти сквозь длинные извилистые ряды сувенирщиков с кучами хлама различной степени бесполезности. Если есть нужда ими затариваться, то это лучше делать в Прамбанане – там дешевле. Помимо сувенирки попадаются и полезности – туалеты, едальни с нормальными ценниками. Я был удивлён, у нас бы накрутили раза в три.

Nasi Gudeg – фирменное блюдо этой местности. Это рис с джекфрутом-карри. Очень вкусно. Незрелый джекфрт употребляют как овощ. А когда созреет – как фрукт.

Ещё там продавали какой-то фрукт, который я нигде больше не видел. Это не хурма. Плод твёрдый и на вкус не очень.

Внутри сувенирных рядов притаился интересный музей лодки Samudra Raksa, созданной по мотивам этого барельефа.

На этой лодке в 2003-04 годах было совершено кругосветное плавание. Снаружи на лодку можно поглазеть бесплатно, а чтоб попасть внутрь надо заплатить 100000 рупий (8 долларов), что, по-моему, перебор, так что не пошёл.

Как добраться в Боробудур

Из Джокьякарты

Нет ничего прощё. Едем на автобусах Transjogja до терминала Jombor. Там садимся на прямой автобус в Боробудур. Цена проезда 20000 рупий, ехать один час. Автобус не доезжает до храма километр, будьте готовы пройтись или воспользоваться предложениями мототакси.

Где жить

Большинство путешественников живут в Джокьякарте, а сюда приезжают лишь на день. Но есть возможность остановиться и в непосредственной близости с храмом. Рядом с Боробудуром расположено множество гестхаусов и мелких отельчиков. Их подробный обзор я сделал здесь.

Есть здесь и крупные отели, доступные для бронирования онлайн.

Например, отель Manoraha Resort знаменитый тем, что гости живут буквально в двух шагах от Боробудура, куда им можно ходить бесплатно через отдельный вход. Ещё постояльцам этого отеля дают скидку на Sunrise Tour. Весьма экономично получится – плати только за проживание и ходи в храм хоть десять раз в день.

.

Другие варианты можно посмотреть в моём обзоре.

Цены

Билеты

Взрослые – 325000 рупий
Дети и студенты (со студенческим билетом) – 195000 рупий

Лайфхак: если купить билет сразу в два храма (Боробудур и Прамбанан), то цена «всего» 520000 рупий, экономия 10 долларов. Но нужно обязательно посетить оба храма в этот же день, или на следующий.

Рассвет

Есть особый тариф на рассвет в Боробудуре:

Взрослые – 450000 рупий
Дети – 225000 рупий (до 5 лет бесплатно).
Гости отеля Manoraha Resort– взрослые 350000 рупий, дети 175000 рупий.
Есть отличный альтернативный вариант встретить рассвет на холме Puncak Setumbu неподалёку, а уже потом пойти в храм. Это будет значительно дешевле, а виды ничуть не хуже!

Гид

Англоговорящий гид стоит 100000 рупий на группу 1-6 человек и 150000 рупий на группу более 7 человек.

Продолжительность экскурсии около 2-х часов.

В информационном центре рядом со входом есть информационные брошюры о храме на русском языке, там всё подробно рассказано.

Часы работы

С 6 до 17 часов ежедневно.

Как пройти бесплатно

Меня лично немного задевает тот факт что я, как иностранец, должен платить за вход в 10 раз больше местных, хотя ни разу их не богаче. Дискриминация же чистой воды. Поэтому существуют способы проникнуть в храм бесплатно. Я сам в Боробудур не лазил через забор, только в Прамбанан. Поэтому сведения из Дома для всех в Джокьякарте.

Для этого надо обойти храм по периметру и возле холма Даги есть место, где можно перелезть забор. Затем через холм можно попасть к храму.

«Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край!»
Редьярд Киплинг

Перелезть это полдела, ситуация осложняется тем что на входе всем иностранцам дают саронги тёмно-синего цвета, которые повязываются поверх бёдер. Но некоторые их не надевают, особенно если идут в храм в джинсах или брюках. Отсутствие саронга может вызвать подозрение у охранников, скажите им, что вы уже сдали саронг и просто решили ещё раз погулять по окрестностям, сходить на холм и так далее. Билеты в Боробудур не выдаются, поэтому по идее доказать что вы заяц они могут только если видели как вы перелезали забор.

Всем удачи, Просветлённых Шмелей и чтоб голова всегда была на месте!

Карта

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ

travel-to-parks.ru

Храмовый комплекс Боробудур в Индонезии

Самый большой в мире буддистский храмовый комплекс Боробудур находится в центре острова Ява недалеко от старой столицы Индонезии — Джокьякарты. Время постройки комплекса ученые относят к 7-9 веку н.э. и предполагают, что строительство заняло, по разным оценкам, от 40 до 100 лет. Примерно в 1006 году случилось извержение соседнего вулкана Мерапи и люди покинули эту землю, а храм утонул в пепле и зарос джунглями на многие века.

В 18 веке были слегка заметны верхние террасы храмового комплекса, но участники голландских колониальных экспедиций были слишком озабочены поисками сокровищ и, не найдя в камнях ничего ценного, шли дальше, даже не упоминая о Боробудуре в заметках и дневниках…

Фотографии  Марины МысцевойЛишь в 1814 году появляются упоминания о Боробудуре — во время англо-голландской войны тогдашний губернатор Стемфорд Раффлз (кстати, основатель Сингапура) заинтересовался заросшим холмом, который откапывали голландцы. А отправив экспедицию, обнаружил лишь гору камней с причудливым орнаментом.

После короткой оккупации англичан остров вновь вернулся голландцам и некто Корнелиус собрал людей и начал расчистку монумента. К 1835 году стало хорошо видно верхнюю часть комплекса:

А в 1849—1853 рисунки и барельефы были запечатлены художником Вильзеном, который выставил свои работы в музее Античности в Лейдене (Голландия), чем произвел фурор среди любителей древности. Поначалу храм даже хотели разобрать и вывезти в Голландию, чтобы собрать по кусочкам. Но как обычно, не нашлось денег.

Тем временем, в течение 19-го века комплекс активно разворовывался на сувениры. Даже король Сиама, будучи здесь на экскурсии, не побрезговал умыкнуть восемь бычьих упряжек с барельефа и единственную сохранившуюся статую хранителя храма.

Реконструкция продолжается и сегодня, но большинство Будд остаются безголовыми — их тоже растащили на сувениры по частным коллекциям:

Первая успешная капитальная реставрация храмового комплекса Боробудура состоялась в 1907—1911 годах и комплекс приобрёл торжественный и внушительный вид:

В первую очередь улучшалась дренажная структура и восстанавливался общий вид. Храмовый комплекс Боробудур возведен на холме и была необходима долгосрочная работа по предохранению памятника от размывания почвы, проваливанию, коррозии и повреждений от всепроникающих джунглей, иначе в любой момент храм мог бы развалиться:

Единственным решением была бы полная разборка сооружения, укрепление холма и полная реставрация. Эта огромная работа была проведена в 1973—1984 годах под эгидой ЮНЕСКО. Памятник разбирали по камешку и воссоздавали в соответствии с эскизами 19 века. Сейчас храмовый комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия:

В XX-м веке комплекс подвергся нескольким землетрясениям и даже бомбовой атаке — в 1985 году мусульманские экстремисты слегка повредили памятник. Но индонезийцы верят, что витающий над Боробудуром дух Будды не позволит храму исчезнуть с лица Земли.

Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная  в форме мандалы.

Мандала — сложная геометрическая модель, священное в буддизме изображение схемы мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Пять нижних ярусов комплекса символизируют буддийскую модель мира.

На верхнем ярусе на трех круглых терассах расположены 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся статуи Будды. Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 метров.

Путь к самому верху храма паломникам предстоит проделать, перемещаясь по спирали против часовой стрелки через все восемь ярусов комплекса. При этом  весь путь составит около пяти километров. Учитывая то, что каждый ярус надо обойти семь раз, получается внушительное расстояние. Но такой путь мало кто проделывает, да и при всем желании это проблематично сделать сейчас — на некоторых нижних ярусах идет реставрация и сквозной проход закрыт для посетителей.

Мы прилетели в Джокьякарту 17 декабря утром. От аэропорта такси до Боробудура стоит 200 тысяч рупий — около 22$. Ехать сорок километров, почти час. До храма добрались ближе к вечеру.

Обычный входной билет для иностранцев стоит 20$, для индонезов — 3$. Как и у нас, впрочем. Мы пришли за час до закрытия, но почти ничего посмотреть не успели потому, что нас оккупировали сотни индонезийцев с просьбой сфотографироваться. Сложилось впечатление, что они пришли не на храм посмотреть, а отловить белого человека (желательно несколько разных экземпляров) и зафотаться с ним:

В пять часов милые охранники начинают мягко, но настойчиво, подталкивать посетителей к выходу:

В связи с таким раскладом было принято решение прийти сюда еще раз рано утром. На стойку отеля «Manohara», который находится прямо на прилегающей к храму территории мы приехали в 4 часа утра. Здесь в это время собирают отдельную группу посетителей, которые за 45$ поднимаются на Боробудур встречать рассвет. В приложение к билету прилагается саронг (полоса цветной хлопчатобумажной ткани, которая обёртывается вокруг пояса), наклейка и фонарик.

Выход группы из отеля начинается в 4:30. Идти около десяти минут. Пока поднялись — уже светает:

Вид на восток с самого верха. В принципе, сюда можно проникнуть бесплатно, если аккуратно в темноте перелезть через забор и перебежками подобраться к храму. А в пять утра смешаться с первыми посетителями:

Самый нижний уровень комплекса,  именуемый Камадхату и представляющий мир страстей, в виде барельефов не сохранился. 160 изображений на тему чувственных проявлений не дошли до наших дней и то, что они существовали, мы узнаем только из древних рукописей:

Второй уровень —  пять ярусов с названием Рупадхату — символизирует реальный мир и содержит религиозные сюжеты. В скульптурах и 1460 барельефах отражена вся история буддизма. Здесь разместились 432 статуи Будды (целых практически нет): 104 на первой и второй террасе, 88 на третьей, 72 на четвертой и 64 на пятой:

И завершают эту красоту три верхних круглых террасы. Это  уровень Арупадхату. На нижней установлены 32 ступы, на средней 24, на верхней — 16. Внутри каждой — Будда в натуральную величину. Завершает строение одна самая большая ступа — символ вечности.

Из тридцати двух Будд нижней терассы головы уцелели только у тринадцати. По одной открытой ступе с Буддой имеется на нижнем и среднем ярусе:

Из двадцати четырех Будд на среднем ярусе головы имеются только у четырех скульптур:

А на третьем ярусе из шестнадцати ступ только одна имеет Будду с головой, а одна ступа вообще пустая! Это я лично посчитала и подсмотрела:

Большинство внутри выглядят так:

На заднем плане тот самый вулкан Мерапи, который действует и по сей день. Вон он — видно, как дымится:

Чем ближе было к восходу солнца, тем больше открывалось волшебных видов!

Утренний туман хорошо снимать как раз сверху и на рассвете!

Фантастическое зрелище!

А вот и рассвет!

Панорама верхних ярусов и  самой большой ступы:

В 6 утра начинают появляться обычные посетители. В основном это школьники. Как мы убедились предыдущим вечером, их в большей степени интересуют белые люди.

Думаю, если бы каждый из желающих сфоткаться с нами дал по тысяче рупий, мы бы отбили билеты 

8 утра:

Вот такая красота!

turism.boltai.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *