Очередной выезд на визаран был запланирован в Албанию. Мы наивно полагали, что там очень низкие цены на продукты и даже мечтали там закупить целый багажник всяких ништяков на пару недель хотя бы. Но как всегда, все было против нас. Резко и безосновательно в этот день пошел дождь, в Шкодере не нашлось ни одного дельного супермаркета (не, не то чтобы их там не было, просто мы не нашли, объехав его трижды).
С утра (кстати, «сутра» по-сербски — «завтра», что весьма логично) мы арендовали ставший уже классикой фольц и поехали встречать ребят, с которыми договорились визаранить, попилив расходы пополам. Расходов на трип вышло немного — аренда и бенз вместе вышли на 50 евро. Правда была неприятная ситуация, когда после границы на обратном пути загорелась лампочка стремительно угасающего топлива, но заправок тьма и все обошлось. А, на лукойле заправился — их, как выяснилось, здесь несколько штук.
Доехали до Шкодера быстро, также быстро прошли границу. Как проходится автомобильная граница в Европе: подъезжаем к одинокой будке со шлагбаумом, даже не выходя из авто, протягиваем грустному пограничнику паспорт, белый картон и дозволу на наше возило с гринкартой. Он закрывает окно, шебуршит там чем-то, ставит штамп о пересечении границы и поднимает шлагбаум. Стандартно на все уходит минуты три.
Шкодер — стандартный югославский город с широкими улицами, страшными пятиэтажками и неожиданно очаровательным бульваром в центре. Несколько мечетей, на въезде разрушенная крепость с жуткой человеконенавистнической легендой о том, как у двух братьев-руки-из-жопы никак не получалось построить ее, и вместо того, чтобы начать использовать цементный раствор вместо сена, они решили принести в жертву жену младшего из них и заточили ее вместе с младенцем заживо в стене крепости. На удивление, эта феерическая нелепость им помогла и их таджикстрой таки заладился. В этом мифе есть одна непонятка — никто не объяснил зачем они вообще ее строили.
Пешеходный бульвар в центре
Как видим, вполне цивилизованный европейский город. Выдает превалирующую религию разве только несколько мечетей.
Авто там, как и у нас в ЧГ, небогатые, в основном вторичка немецкого автопрома, но иногда попадаются старые югославские раритеты «Застава», что значит «флаг».
Эта пешеходная улочка изобилует недорогими кафе и ресторанами.
Местная валюта — леки. 140 леков равны 1 евро, в рубли переводить смысла нет, т.к. пока пишу, курс уже будет неактуален.
Албанский язык совершенно непонятен ни в письменном виде, ни на слух. Принадлежит он единственной группе языков, в которую входит только сам, и не имеет родственных. Настоящим спасением было то, что почти все, с кем мы так или иначе взаимодействовали из местных, говорили на английском. Это было удивительно.
Не отличить от какой-нибудь греческой деревушки.
Подозреваю, что это самая крупная мечеть в Шкодере. А город по балканским меркам очень большой — 240 000 человек населения.
Здесь очень развит велотранспорт. Специальных дорожек нет, но велосипедисты обычно занимают целиком правую полосу и всех это устраивает.
Она же.
Городская архитектура мрачноватая, в основном за счет старых пятиэтажек. Но зачем-то и новые дома они делают темными и суровыми как крепость. Надеюсь хоть не по старому рецепту строят с интеграцией
родственников в стены))
Все Балканы имеют какую-то необъяснимую тягу к кружным токам. Там, где можно сделать обычный перекресток, они делают круговое движение. Учитывая тотальное неуважение ПДД, заехать и съехать с круга иногда бывает нелегко. Странный памятник, похожий на кристаллы в крепости Супермена.
Прилегающие к центру улочки сплошь торговые. Вы наверное сейчас представили себе Рим, дель Пополо, сверкающий бутик Hermes или Brioni с разодетыми манекенами… а вот и нет. Типичный вьетнамский рынок, вещи на асфальте и прочее.
Чем не Шри-Ланка?)
В магазинчике наткнулись на интересную форму сыра. Покупать не стали. Колбаса слева — 180 лек\кг, сыры по 225-290 лек\кг. Евро-полтора-два в среднем все это стоит, но мы искали магазин еще больше и тут ничего не купили.
Во всех окнах сушится белье. Вероятно из-за влажности в квартирах, сушить его имеет смысл только на улице.
В каждой подворотне по дантисту.
Выглядит жутко)
Ни слова не понял, но все дешево.
Еще одна непонятная мне особенность албанцев, сродная с греками и итальянцами, это сиеста. В 3 часа дня все лавки затворяют жалюзи и ставни и купить что-либо становится невозможно. В жару это объяснимо тяжелыми условиями, а вот что мешает работать дальше в +15 — непонятно.
Знакомые любому русскому хрущевки. Тут они, может, тоже имеют название какое-нибудь. Титовки, например.
Романтичное название подушки «Отелло». Все ведь помнят?)
В качестве бонуса — Скадарское озеро, но уже в ЧГ, по дороге в Подгорицу.
Да, на миниатюре поста — Свети Стефан ночью, ехали ночью от друзей, не мог не сфоткать.