Бирманцы народ – Бирманцы — Википедия (с комментариями)

Бирманцы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бирманская дама. 1920-е годы Бирманка в традиционном головном уборе.

Бирманцы или мья́нма, бама (мьянм.: — «бама́»; ဗမာလူမျိုး [bəmà lùmjó]: бама лумьоу) — народ, основное население Мьянмы, бывшего Бирманского союза. Численность — более 30 млн чел. (1987). Живут также в соседних странах. Язык — мьянманский (бирманский) — тибето-бирманской языковой группы сино-тибетской языковой семьи.

Доминирующая религия — буддизм.

Происхождение

Предки современного народа мьянма, тибето-бирманские народы, переселились из Восточного Тибета в Индокитай в 1 тысячелетии. Жившие здесь ранее мон-кхмерские народы были ассимилированы или вытеснены ими. Первыми мигрантами был народ тете (сок), который частично вошёл в состав араканцев, частично стал предками чинов. К IV веку в долине реки Иравади появился народ пью (пяо), который основал своё государство Шрикшетра. В V веке у языка пью уже была письменность на основе письма пали.

В IX веке на среднем Иравади появляется этническая группа мранма, которая становится ядром современного народа мьянма (бирманцев). Он

wiki2.red

Бирманцы. Основние занятия

Бирманцы. Основние занятия

Бирманцы (самоназвание мям, или мянь) — самый крупный и наиболее консолидированный народ Бирмы. Они составляют около 2/3 населения Бирманского Союза.

Бирма по-бирмански называется «Мямма» (мям — народ, ма — государство). В ранних палийских надписях это название, звучало, как «Мраньма», или «Браньма». Первые европейские путешественники в Бирму (XV— XVI вв.) узнали название этой страны, звучащее как «Баама», откуда и пошло европейское название Бирмы.

Соседние народы называют собственно бирманцев по-разному: шань и кхонтаи — «мань», китайцы — «минь», пал аун, ва и другие моны и кхмеры — «брань», население северо-восточной Индии — «марань».

Внутри бирманской нации существует несколько этнографических групп. Прежде всего это интха (дословно — озерные жители), которые расселены по юго-восточному берегу озера Инле. В период господства в стране шаньских феодалов интха оказались отрезанными от основной массы бирманцев. Более трех столетий они жили изолированно. В их языке сохранились некоторые архаические черты, и быт также несколько отличается от быта собственно бирманцев. Основное занятие интха — озерное рыболовство. Значительную роль в их хозяйстве играют водное огородничество и ремесла, из которых главное — шелкоткачество.

В южных районах Бирмы на полуострове Малакка расселены еще две этнографические группы бирманцев — мергуйцы и тавойцы. Они сформировались на базе военных поселений, созданных бирманскими императорами в XI—XVI вв. в период борьбы с Сиамом за господство над Малаккским полуостровом. Эти группы сохранили средневековый бирманский язык, По занятиям они не отличаются от собственно бирманцев (некоторую специфику их составляют ремесла, более близкие к традиционным монским).

Бирманский этнограф У Мин Наин описал еще одну этнографическую группу бирманцев. Это так называемые камман мямма лэйя (дословно — бирманцы четырех углов, или поселений), расселенные в восточной части бывшего шаньского княжества Ченгтун (Кендун). Эта группа также возникла на базе военно-сторожевых поселков в период бирмано-сиамских войн. Язык ее архаичен так же, как язык мергуйцевитавойцев. Но в отличие от них камман мямма лэйя вступали в хозяйственные и брачные связи с местным шаньским и ва-палаунским населением и в быту многое от него заимствовали.

Особое место среди бирманцев занимают жители Араканского побережья — рокай, или йокай (араканцы). Как уже упоминалось, араканцы — самая старшая или самая ранняя ветвь бирманцев. Их исторические судьбы сложились иначе, чем у остальных бирманцев. Исторически, особенно в последние столетия, араканцы были более связаны с мусульманским северо-востоком Индии. Этим объясняется распространение у них ислама. Политическая жизнь их часто строилась под флагом сепаратизма. Поэтому араканцев иногда выделяют как особую народность. Они имеют шесть подразделений: собственно йокай, марама ди, чаунда, мьо, дайна, тэ. Общее самоназвание араканцев — «марама ди» (от «мямма ди», т. е. большие бирманцы). Этнографическая и языковая близость араканцев к бирманцам такова, что нет достаточных оснований выделять их в особую народность.

Более 80% бирманцев заняты в сельском хозяйстве. Основное их занятие — земледелие, в первую очередь выращивание риса (под рисом занято 66,5% всей обрабатываемой площади страны, а в Сельское хозяйство Нюкней Бирме до 90%). в 1962 г. 45% риса экспортированного из капиталистических и слаборазвитых стран, составил вывоз из Вирмы.

Климатические условия и плодородие почвы позволяют снимать два, а кое-где и три урожая в год. Однако из-за технической отсталости урожаи довольно низки.

Как и в других странах Восточной и Южной Азии, в Бирманском Союзе преобладает сдособ выращивания риса на заливных полях, одинаковый для всех сортов (в Бирманском Союзе их выращивают более 40). Залирные поля представляют собой участки, огороженные невысокими земляными валиками с проемными шлюзами для заполнения поля водой и сброса лишней воды. Большие поля имеют несколько таких участков. Рассада риса выращивается в отдельном небольшом питомнике, откуда ее переносят на поле и размещают кустиками в шахматном порядке. Как правило, ежегодная нивелировка поля не производится. Полузалитое поле предварительно вспахивается плугом индийского типа: этот плуг (го) не имеет отвала. Иногда он целиком деревянный, но обычно с железной пластинкой на пропашнике.

В 1957 г. советские специалисты провели пробу однолемешного железного плуга с отвалом на землях северной и центральной части долины Иравади. С 1958 г. бирманские предприятия стали выпускать такие плуги. Правительство Бирмы содействует их распространению в крестьянских (прежде всего кооперативных) хозяйствах.

Боронуют поле редкозубой бороной тандон, на основу которой становится пахарь, чтобы тяжестью своего тела держать ее в рабочем положении. Таким образом, борона служит одновременно и рыхлителем-нивелиратором. Применяется и вертикальная борона, обычная в Юго-Восточной Азии. В этих случах после боронования по полю провозят каток (сетдон), который разравнивает борозды. В большинстве районов тягловой силой служит обычно буйвол, на севере — бык. Подкормка риса в процессе роста до последнего времени не применялась, так же как и севооборот. Жнут прямоугольным серпом на длинной ручке. Обмолачивают путем оббивки снопа риса палкой или ударами его о колоду; в крупных хозяйствах устраивают ток, где по разостланным снопам риса гоняют скот. На крайнем юге страны иногда «молотят», вытаптывая ногами зерна из колосьев, разложенных на циновке.

В годы колониального режима дельтовая часть страны стала областью монокультуры; натуральное хозяйство бирманского крестьянина было разрушено. Он вынужден был покупать недостающее на рынке. Но и риса не было достаточно даже для прокорма семьи до нового урожая. Полуголодное существование стало нормой жизни большинства крестьянства этой богатейшей области страны.

Большинство земледельцев в дельтовой части Бирмы составляли безземельные арендаторы, живущие впроголодь. Владельцами земли, как правило, были индийские помещики, которые обычно перепоручали ведение хозяйства управляющим, а сами в деревнях не жили.

Арендная плата натурой составляла 50% урожая. Отсутствие у крестьян тяглового скота, семян, а подчас и орудий труда и необходимость занимать их у помещика повышали арендную плату до 90% урожая. В закабалении бирманских крестьян участвовали и индийские ростовщики, ссужавшие их деньгами, а иногда зерном под чудовищные проценты в счет будущего урожая. Тяготы крестьянства усугублялись тем, что никакие стихийные бедствия (например наводнение 1947 г., уничтожившее V5 часть всех посевов страны) не освобождали от поборов, производимых центральными и местными властями.

Несколько иное положение сложилось в центральной и северной частях Бирмы и на ее полуостровном юге, где земли оставались в руках местной феодальной верхушки и крестьянских общин. Основной фигурой здесь был мелкий собственник, приарендовывавший землю к своему карликовому наделу. В поисках доходных культур крестьяне расширяли высев кунжута, хлопчатника, табака, арахиса (земляного ореха), перемежая их посевом риса. Однако и теперь в целом по стране под технические культуры занимается ежегодно не более 6% обрабатываемых земель. В послевоенные годы выросла (особенно в полуостровной части) доля плантационных культур — каучуконосов и др.

Обезземеленное, систематически голодающее бирманское крестьянство пополняло ряды сельскохозяйственного пролетариата — батраков и рабочих плантаций. Численность этого слоя населения страны не поддается точному учету в связи с распространением сезонничества’ (в основном из центральных районов). Сезонники и сейчас превышают число рабочих промышленности по крайне мере в два-три раза.

В независимом Бирманском Союзе положение крестьянства и продуктивность земледелия стали одними из узловых проблем развития национальной экономики.

Аграрные реформы, проводимые Революционным советом, изменили социальные отношения. Большую роль играет кооперирование крестьянства. В Бирме сельскохозяйственные кооперативы имеют сбытовой характер, но в последние годы их функции расширились. Кроме перевозок и сбыта урожая, кооперативы организуют обмолот, строительство зернохранилищ и т. д. Через них ведется борьба за повышение урожайности риса, распространяется опыт государственных селекционных станций, а также распределяются государственные кредиты тем крестьянским семьям, которые получили земельные наделы. Ссудный процент с самого начала государственного кредитования был в несколько раз ниже, чем при частном ростовщическом кредите, и продолжает снижаться. После проведения финансовой реформы роль ростовщиков в деревне была сведена к нулю.

Кроме полеводства, наиболее развито огородничество. В центральной области выращивают тыкву, огурцы, лук, редьку, горох, бобы и др. Огородничество — женское занятие, как и мелкая рыночная торговля овощами.

В южной и полуостровной частях некоторую роль и сейчас играет прежде широко развитое товарное садоводство. Здесь культивируют бананы, мандарины, апельсины, ананасы, папайю, дуриан и др. В дельтовой части по границам полей и на специальных плантациях выращивают пальмы — кокосовую, арековую. В долине Иравади часто встречаются рощи сахарной пальмы.

Скотоводство у бирманцев существует в основном для пополнения тягловой силы. Прежде мясо рогатого скота и молоко в пищу совсем не употреблялись. Свиней на мясо выращивает главным образом китайское население страны.;Развито птицеводство (преимущественно разведение кур и уток).

До 1 млн. человек в Бирме занято рыбной ловлей. Более половины из них—бирманцы. В морском лове рыбы основная роль принадлежит китайцам. В речном и озерном лове больше заняты бирманцы и моны. В море ловят камбалу, тунца различных видов, морского угря, окуня и т. д., в реках — карповые породы рыб, форель и т. п. Лов рыбы ведется переметами, вершами, мордами, бреднем (заводным и «пауком» с поставцом на перекрестной раме), заколами, ставными сетями; (в заводях и у морского побережья) и неводами. В горных реках применяется забор с лотком, у которого рыбу ловят руками. Развлечением считается ловля форелей на удочку с мушкой из легкой стружки. На морской лов выходят на лодках (лорчах) тайской и китайской работы. На реках применяют легкие долбленые или плоскодонные лодки, сшитые из трех досок. Продукты рыболовства занимают значительное место в питании бирманцев. Поэтому для народных масс была очень обременительна практиковавшаяся при англичанах система продажи с аукциона богатых мест ловли промышленникам, которые устанавливали высокие цены на рыбу.

В 1953 г. в Бирме было зарегистрировано более 2 млн. ремесленников, в большинстве профессиональных. В настоящее время эта цифра ниже, так как из ремесленников в значительной мере пополнялась в последние годы прослойка промышленных рабочих. Более 75% ремесленников составляют бирманцы. Заслуженная слава бирманских ювелиров, резчиков по кости и дереву, изделия которых не раз получали первые призы на выставках изделий художественного ремесла в Европе и в странах Востока, — результат творческого развития давних традиционных навыков и приемов.

В феодальной Бирме хозяйство крестьянских общин и феодалов различных рангов было в значительной степени натуральным. Потребность в тканях, орудиях труда, утвари, бытовой керамике и т. д. удовлетворялась в основном домашними промыслами и ремеслами. Занятие ремеслом обычно сочеталось с круглогодичным сельскохозяйственным производством или такими сезонными работами, как рыболовство, заготовка тикового леса и т. п.

Вместе с тем уже в XVIII в. определилась производственная специализация районов. Областные рынки и два столичных (в Рангуне и Мандалае) были центрами, где обменивали или продавали не только рис, лес, рыбу, овощи, фрукты и т. п., но и изделия ремесленников этой и других областей страны, порой очень отдаленных.

В XIX и первой половине XX в. традиционные (в первую очередь художественные) ремесла имели четкую цеховую организацию. Производственный процесс был разделен на мелкие операции тщательно разработанными приемами. Вплоть до наших дней в Мандалае сохранились специализированные кварталы лавок-мастерских, объединяющие ремесленников 50 специальностей (кварталы мебельщиков, ювелиров, мастеров по изготовлению зонтиков и вееров и т. д.). Сохранилась и специализация целых сел, городков и даже районов на том или ином ремесле. Она поддерживалась традицией закупки орудий труда и предметов домашнего обихода либо непосредственно на местах у ремесленников, прославившихся качеством своих изделий, либо на центральных рынках в лавках, торговавших изделиями этих мастеров.

Бирманцы издавна знали гончарство. В феодальной Бирме имелось несколько центров производства керамических изделий. Легкие, но толстостенные пористые сосуды, в которых вода и в зной остается холодной, привозили из Твантэ (около Рангуна), а большие политые глазурью корчаги для воды, расходуемой на ежедневные омовения, закупали в Магуэ (Верхняя Бирма). Дорожные керамические фляги прежде приобретали у горшечников среднего течения реки Чиндвин. Налепные украшения сосудов из Твантэ и характер лощения чиндвинских фляг поволяют говорить о сохранении древней техники налепа, характерной для женского гончарства и в Бирме наиболее присущей монам.

Повсеместно распространено производство плетеных изделий. Если гончарство стало теперь преимущественно мужским ремеслом (женщины и дети выполняют лишь некоторые вспомогательные операции), то плетением в равной мере занимаются как мужчины, так и женщины. Из тростника и травы изготовляют различной величины хпъя — прямоугольные или овальные циновки. Лучшие хпья делают в западных районах страны. Плетением из ротана славятся ремесленники Мандалая, но еще более ценятся ротановые изделия, производимые в районах прежнего расселения горных монов, кая и каренов.

Широко используется в плетении бамбук. Стены обычной крестьянской хижины заплетаются полосами из расплющенного («давленного») бамбука. Теперь во многих районах страны ремесленники готовят на продажу стандартные «панели» размером 120 X 80 см из бамбуковой дранки. Этими «панелями» заполняют пространство между столбами каркаса дома. Сборные стены позволили намного ускорить жилищное строительство в деревнях и пригородах. Из бамбука делают также плетенки, которые в домах сухой зоны настилают поверх бревен, составляющих основу пола, а иногда и настилы мостов и крыши временных навесов. Но вообще на крыши более всего идет рисовая солома, сравнительно мало используемая для плетения, и пальмовый лист.

Из бамбука изготовляют разнообразную утварь — черпаки, трубы для подвода воды, сосуды для хранения жидкостей и сыпучих тел, из него делают музыкальные инструменты и орудия труда. В производстве бытовых предметов и орудий труда широко применяются также различные породы дерева, причем особенно ценятся изделия из тика.

К традиционным ремеслам относится искусство резьбы по дереву и бамбуку, уходящее корнями в глубокую древность. В наши дни даже в храмовом зодчестве резьба по дереву используется все реже. Ее место занимают ажурные накладные украшения из листового железа.

Выплавка, ковка и кустарный прокат железа имеют в Бирме древние традиции. Особенно ценилась продукция кузнецов из Магуэ, отличавшаяся не только высоким качеством, но и художественной отделкой. Однако сталь для изготовления оружия бирманские ремесленники ввозили из-за рубежа. Железные мечи обычно имели на лезвиях узкие наварные полосы стали. Европейская и китайская конкуренция подорвали местное производство оружия. Вместе с ним выходит из употребления бирманская чернь, прежде высоко ценившаяся.

Широко распространено у бирманцев ткачество. В прошлом почти все нужные для одежды ткани, за исключением шелка, каждая крестьянская семья ткала сама на своем ткацком станке. Такие станки сохранились у многих семей до наших дней. Тип ткацкого станка зависел от сырья. Для хлопчатобумажных тканей чаще применялся наклонный стан, для шерстяных — низкий горизонтальный с узким полотнищем основы, для шелка — высокий с широкой основой. Лучшие хлопчатобумажные ткани вырабатывались в северо-западной части страны (Чинский округ славится и сейчас плотными одеялами яркой нетускнеющей расцветки и тканями для плащей), шерстяные — на севере Бирмы. Производство шелковых тканей, давно имеющее товарный характер, развито в нескольких районах (у интха, в Амарапуре и других местах).

В период английского владычества пришло в упадок лаковое производство — одно из наиболее интересных бирманских ремесленных производств. Теперь оно переживает новый подъем. Его изделия в значительной мере идут на экспорт, принося стране валюту. Характеристика бирманского лакового производства дана в разделе «Прикладное искусство» (см. стр. 328— 329).

К числу кустарных предприятий относятся также мастерские по выделке рисового уксуса и патоки, производство кондитерских, табачных изделий и т. п. Легкая промышленность Бирмы уже выпускает многие из необходимых предметов быта, в прошлом поставлявшихся ремесленниками. Но кооперирование ремесленников и подъем технического уровня их производств остаются важными задачами экономического развития страны.

В бирманской промышленности еще ощущается наследие времен колониальной зависимости, когда развитие экономики было подчинено интересам английского империализма. Рудники, нефтяные промыслы, оптовая внутренняя торговля и внешнеторговые связи до второй мировой войны были сосредоточены в руках смешанных англо-индийско-китайских компаний. В годы войны в э?и компании проникла компрадорская бирманская буржуазия. Годы независимости не были периодом неуклонного подъема промышленного производства. В тяжелую пору послевоенной разрухи ключевые позиции в основных отраслях промышленности сохраняли иностранные (главным образом английские) предприниматели.

В 1948 г. правительство Бирмы начало очень осторожно проводить политику национализации. Были национализированы некоторые транспортные компании. За крайне устаревшее и изношенное оборудование выплачивалась высокая компенсация. Но даже эти робкие мероприятия были встречены с недовольством бывшими хозяевами страны. Стремясь дискредитировать экономическую политику правительства, они вплоть до конца 50-х годов саботировали восстановление нефтяных промыслов, разрушенных в годы войны японцами, не выполняли обязательств по реконструкции смешанных государственно-частных (в основном англо-бирмарских) предприятий, срЬівали планы разведки недр и т. д. Еще в 1957 г. нефтяные промыслы Енанджауна более чем на 50% бездействовали, а галлон автомобильного горючего стоил в Бирме, производящей бензин, в пять раз дороже, чем в Англии, ввозящей его.

В этих сложных условиях правительство, хотя и непоследовательно, начало проводить в жизнь план более равномерного размещения промышленности в стране, преимущественно путем развития государственного сектора. В государстве кая была построена электростанция Лопито, которая обеспечивает энергией промышленность всей центральной Бирмы. В конце 50-х годов близ Рангуна стали работать железопрокатный завод, джутовая фабрика, фармацевтический завод и другие крупные государственные предприятия. Необходимые кадры готовили в два этапа: небольшие группы рабочих овладевали новыми специальностями в странах-поставщиках техники и по возвращении на родину передавали полученные знания сотням и тысячам рядовых рабочих.

В результате стала меняться структура рабочего класса. Если до второй мировой войны основными кадровыми пролетариями были транспортники, то теперь начал быстро расти промышленный пролетариат. В 1962 г., по официальным данным, в Бирме насчитывалось около 600 тыс. промышленных рабочих. Но фактически их значительно больше, ибо эта цифра не включает сезонных рабочих предприятий пищевой промышленности (рисоочистительных заводов, мельниц, маслобоен и т. д.). Рабочие-сезонники составляют один из наиболее крупных отрядов пролетариата Бирмы.

После прихода к власти Революционного совета были национализированы все крупные предприятия, принадлежавшие как иностранным, так и бирманским капиталистам. Государственный сектор в промышленности стал господствующим. На предприятиях создаются рабочие советы, которые направляют активность трудящихся не только на повышение производительности труда, но и на управление производством. Рабочие учатся искусству управления на специальных семинарах, проводимых Революционным советом в промышленных центрах страны.

В Бирме издавна наиболее развиты водные пути Пути сообщения сообщения. Самым ранним транспортным сред- н транспорт  ством был, по-видимому, плот. До наших дней

плоты сохранились как средство транспортировки грузов. Для коротких поездок у шань и других народов северной Бирмы применяется малый плот из пяти—семи стволов бамбука, концы которых с одной стороны загнуты кверху. Плывут на таком плоту стоя, отталкиваясь и управляя бамбуковым шестом. Плот с легкой хижиной на нем часто служит местом временного обитания лесосплавщиков.

Очень рано появилась и лодка-однодеревка, которую делали из кедра и других сравнительно легких, но плотных древесных пород. Однодеревка часто имеет надставные борта. Устойчивость таким лодкам придают аутригеры — бамбуковые стволы, закрепляемые вдоль обоих бортов обычно на некотором от них расстоянии. Рулевой размещается на корме и управляет ходом лодки с помощью короткого весла. Лодки чаще всего приводят в движение шестами. Лишь интха сохранили традиционную греблю ногой. В дни празднеств у них устраиваются гонки на «драконовых» лодках (узких, длинных, с резным носом в виде головы дракона и кормой в форме хвоста). Левые гребцы держат рукоять весла правой рукой, а ствол его почти до лопасти обвивают левой ногой; правые — наоборот. На такой лодке бывает до 20 пар гребцов. В особо торжественных случаях в гонках участвуют команды, целиком состоящие из женщин. Переправа через крупные реки и короткие поездки по ним обычно совершаются на лодке типа шлюпки, наиболее близкой к малайским прау как и у малайцев, она ярко разрисовывается. Весла обычно очень длинные. Часто гребут стоя.

Длинный путешествия по рекам и прибрежные морские перевозки совершаются на ботах (лорчах). Южный Таиланд и полуостровная территория Бирмы в период средневековья славились строительством судов среднего тоннажа, выдерживавших далекие морские путешествия. Лорчи бывают одно-, двух- и трехмачтовые. Оснастка одномачтовых ботов состоит из широкого поперечного прямого паруса; у двух- и трехмачтовых — из косых и прямых парусов разных размеров. Характерная черта бота — носовое украшение, нередко в виде золоченого шара. Над кормой возвышается помост рулевого управления, который служит и капитанским мостиком. Часто команду лорчи составляла одна семья.

В период колониального господства англичан на Иравади появились колесные пароходы. Они до сих пор совершают рейсы по рекам страны.

Морские берега Бирмы очень изрезаны и имеют много хороших портов. Океанские пароходы проникают глубоко в дельту Иравади и затем по каналу в реку Рангун. Причалы порта в Рангуне принимают крупные суда из многих стран мира.

Огромное значение в жизни страны имеют шоссейные дороги. Общая их протяженность — более 200 тыс. км (1963 г.). Некоторые из них известны с глубокой древности, например знаменитая «дорога под облаками» Лашо- Куньмин и тракт Ледо, конечные ответвления которого сливаются с караванным путем в Индию. Торговые тракты издавна связывают приморский юг страны с центральной частью долины Иравади. Старые королевские дороги пролегли от средневековых столиц Бирманской империи к областным центрам. В годы второй мировой войны появилась сеть стратегических шоссе, особенно в северной части страны. Но до недавнего времени ряд районов Бирмы не имел других дорог, кроме узких караванных или даже пешеходных троп. В последние годы широко развернулось строительство автотрасс в районах, населенных национальными меньшинствами.

Полностью сохранили значение местные формы колесного транспорта, перевозки вьюком и перенос тяжестей в двух корзинах на коромысле. В колесном и вьючном транспорте чаще всего используется крупный рогатый скот, главным образом быки. Основная форма телеги — двухколесная арба, обычно богато украшенная резьбой. В городах используется также простая крытая одноконная двуколка. Вместе с тем все большую роль играет автотранспорт. В 1960 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. автомашин всех типов. Развивается автобусное сообщение. На дорогах Бирмы можно встретить автомашины самых различных марок. Большой популярностью пользуются машины повышенной проходимости Горьковского автозавода.

С конца прошлого века в стране началось железнодорожное строительство. Первые железные дороги создавались на средства частных компаний; не было ни государственного стандарта колеи, ни единого типа подвижного состава. Ко времени второй мировой войны железнодорожные линии соединяли Рангун с Моулмейном, Пегу, Проумом (Пьи) и Мандалаем, Мандалай с Таунджи и т. д. Имелось несколько мелких линий на нефтепромыслах и рудниках. Во время войны железнодорожные линии жестоко пострадали от японских, а затем от английских и американских бомбардировок. Их восстановление заняло многие годы. Строительство новых линий почти не ведется. Общая протяженность железных дорог не превышает 4 тыс. км.

Все большее значение приобретает авиатранспорт. Столичный аэропорт Мингаладон (в 26 км от Рангуна) — один из лучших в Азии. Он принимает самолеты советской линии Москва — Джакарта, скандинавской линии Стокгольм — Токио, японских, индийских и других компаний. Внутри страны самолеты государственной авиакомпании БАК совершают регулярные рейсы между столицей и другими важнейшими городами, обеспечивают надежное сообщение с горными районами.

 

lib7.com

Бирманцы Википедия

Бирманская дама. 1920-е годы Бирманка в традиционном головном уборе.

Бирманцы или мья́нма, бама (мьянм.: — «бама́»; ဗမာလူမျိုး [bəmà lùmjó]: бама лумьоу) — народ, основное население Мьянмы, бывшего Бирманского союза. Численность — более 30 млн чел. (1987). Живут также в соседних странах. Язык — мьянманский (бирманский) — тибето-бирманской языковой группы сино-тибетской языковой семьи.

Доминирующая религия — буддизм.

Предки современного народа мьянма, тибето-бирманские народы, переселились из Восточного Тибета в Индокитай в 1 тысячелетии. Жившие здесь ранее мон-кхмерские народы были ассимилированы или вытеснены ими. Первыми мигрантами был народ тете (сок), который частично вошёл в состав араканцев, частично стал предками чинов. К IV веку в долине реки Иравади появился народ пью (пяо), который основал своё государство Шрикшетра. В V веке у языка пью уже была письменность на основе письма пали.

В IX веке на среднем Иравади появляется этническая группа мранма, которая становится ядром современного народа мьянма (бирманцев). Они постепен

ruwikiorg.ru

Бирманцы — населяющие Мьянма люди

Ну вот, вы, наконец, решились и летите вместе с другими такими же счастливцами в далекую Бирму, страну инопланетных ландшафтов, древних сокровищ, красочной культуры. Вы полны предвкушений, ожиданий и волнений. Самолет приземляется и вот вы уже на месте. Вы осматриваетесь, и первое, что бросается вам в глаза, впрочем как и любому другому, приехавшему впервые в  Мьянма, так это буйная тропическая растительность, яркие цвета, жаркое солнце и улыбчивые приветливые  люди, населяющие эту страну.

Кто живет в Мьянме

 

Здесь живет около 60 миллионов человек более чем 135 национальностей со своими диалектами и обычаями. Поэтому название страны Союз Мьянма абсолютно оправдано. Когда эта страна называлась Бирма, то люди, живущие в ней назывались бирманцы, сейчас это Мьянма, а люди, живущие в ней, носят название мьямма. Также называется самая многочисленная национальность страны.

Плотность населения Бирмы неравномерна: в речных долинах она значительная, а в горных районах жителей совсем мало. По общей плотности населения Мьянма занимает одно из последних мест по Азии. В стране семь центральных административных областей – Иравади, Пегу, Магуэ, Мандалай, Сикайн, Танинтайи, Янгон и семь национальных областей – Мон, Карен, Кайя, Шан, Качин, Чин и Аракан.

Население Бирмы, при всем своем богатом этническом разнообразии, можно представить таблицей:

      • бирманцы – 68%,
      • шаны – 9%,
      • карены – 7%,
      • араканцы – 4 %,
      • моны – 2%,
      • чины – 2%,
      • качины – 2%
      • и другие национальности.

Каждый этнос живет в своем штате: карены живут Нижней Бирме, шаны проживают возле границы с Таиландом, моны располагаются в около дельты, чины обитают в горах на Северо-Западе, качины – на севере рядом с Китайской границей. Каждая из этих народностей в свою очередь состоит из множества входящих в него этнических групп.

Проблемы многонациональной  Мьянмы

 

В состав населения Бирмы входят народности и племена, стоящие на различных уровнях общественного развития, порою очень низких.

Чего стоит хотя бы народность нага, проживающая на территории Индии и пограничных с нею территориях Мьянмы. Одежда, которую они носят пожалуй, наиболее красочная во всей стране. Их наряд дополняют перья, клыки, зубы, какие-то затейливые шарики. Лица женщин украшают татуировки на лбу и подбородке.

Их прежде, да и порой и теперь, называют “охотниками за головами”. Был у них такой милый обычай доказывать свою храбрость при вступлении во взрослую жизнь и правоту при всяких разборках, отрубая и высушивая голову поверженного врага. А потом этими мумифицированными трофеями украшать свое жилище.

А на груди носить колье с изображением голов. Сколько отрубил – столько и навесил изображений. А еще они практиковали человеческие жертвоприношения, задабривая духов. Правда в 70-х годах XX века главы кланов под давлением правительства официально запретили убийства людей, но прочно заработанная репутация все еще идет за ними следом.

Малые народности, живущие высоко в горах или на труднодоступных горных плато не ведают о существующих между пограничными странами границах и перемещаются куда им заблагорассудится между Бирмой и Таиландом, Лаосом, Камбоджей.

А некоторые из племен продолжают на высокогорье выращивать опиумный мак и коноплю, хотя это законодательно запрещено. Одна из бед современности – наркомания. И производство белого опиумного мака играет в этом не последнюю роль. Власти пытаются вести с наркомафией борьбу, но это непросто и в силу географической дислокации и из-за вооруженных сопротивления банд, охраняющих свои плантации.

Еще одной серьезной проблемой Мьянмы является сепаратизм национальных меньшинств. Некоторые из них в своем стремлении обрести национальную автономию или независимость даже ведут вооруженную борьбу.

Например народность Карен (или Кайин), представляющие обширный конгломерат племен, уже более полувека находятся в состоянии войны с властями, желая создать собственное независимое государство. И политические проблемы при этом здесь наслаиваются на проблемы с выращиванием и трафиком наркотиков. Решая их, правительство Мьянмы получило в стране свою Чечню, да к тому же и не одну.

Население Бирмы проживает в основном в сельской местности и занято производством риса, который является основной сельскохозяйственной культурой страны. Живут в деревянных или бамбуковых домиках. В свободной время любят совершать паломнические поездки к известным пагодам Мьянмы. Живут очень просто. Жители городов живут в более современных типовых домах, но тоже часто в свободное время ездят к пагодам. У них больше возможностей для развлечений и отдыха и есть стремление к получению образования. Но разница между сельским и городским жителем просто колоссальна. Общая черта всех бирманцев – трудолюбие.

Так какие же они, населяющие Мьянма люди ?

 

Наше время характеризуется стремительным и всеобъемлющем процессом глобализации, когда расширяются и углубляются связи между национальными культурами. В связи с этим возникла имагология, новое научное направление, которое исследует и объясняет, как одни народы видят другие.

Что и говорить, в принципе, независимо от национальной принадлежности, люди все одинаковы: когда им хорошо – они радуются, когда плохо – ну, вы поняли. Но все-таки при пристальном рассмотрении, можно найти те, порой еле уловимые, штрихи или детали, в которых люди разнятся. И именно эти различия и придают то своеобразие, которое называется национальным колоритом.

И вот какими же видятся европейцам живущие в Мьянма люди ? Ну пожалуй, бросается в глаза, что людей с лишним весом здесь гораздо меньше, чем в Европе. Множество людей занято обслуживанием туристов, это продавцы сувениров, работники гостиниц, водители такси, гиды и т.д. На лицах людей – улыбки. Никто не пытается обмануть иностранца или ограбить. В такси сразу называют адекватную цену проезда. Невероятная и поразительная честность мьянмцев. Может быть это обусловлено присущей им высокой буддистской моралью?.

В стране почти нет наркоманов и пьяниц. Девушки и женшины в откровенных нарядах по улицам не ходят. Нет в продаже журналов с откровенными фотографиями. Нет развернутой сети секс-услуг. Возможно и это благотворное влияние буддизма, с его оценками того, что является и что не является грехом.

В Мьянме живут очень радушные люди. В одном из прочитанных отчетов о путешествии в Бирму встретилось забавное: на автора в Мандалае залаяла собака, так за ее недостойное поведение перед приезжим гостем потом извинялось полулицы и преступному животному хозяева предрекали вечером в наказание быть съеденным, и лишь благородное заступничество рассказчика сохранило непутевую собачью жизнь.

В один голос все побывавшие в Мьянме говорят, что там живут сдержанные, позитивные, спокойные люди. Ссоры, выяснение отношений – чрезвычайно редки. Но даже если произошла ссора подвыпивших людей, то до рукоприкладства дело практически никогда не доходит. Причем если это незнакомые люди – то могут переругиваться, тыча пальцами друг в друга, но не более, ну а если дело доходит до потасовки, то  это конфликт хорошо знакомых людей. Отношение людей Мьянмы к “своим” и “чужим” разительно отличается.

Даже в перенаселенном Рангуне люди спокойны и невозмутимы. Вокруг людской сплошной поток, узкие улицы, забитые машинами, переполненный транспорт – и рангунцы – без ссор, никто никого не толкает , самые распространенные у них выражения : «Ничего, обойдется”, “Не беспокойтесь». Кстати, даже буквы и цифры бирманской письменности без изломов и острых углов, сплошная приятная округлость.

Пожалуй, можно еще отметить, что бирманцы любят размеренную спокойную предсказуемую жизнь, а всякого рода нештатные ситуации приводят их в сильное стрессовое состояние.

Часто людей, проживающих в Мьянме, называют простыми и бесхитростными. Но тут, пожалуй, прав один бирманец, который, обдумав эту характеристику, заметил, что совсем уж бесхитростных людей можно отыскать только на кладбище.

Бирманцы – люди с большим чувством собственного достоинства, попрошаек среди них практически нет. И, в отличие от назойливых жителей африканских стран, они не будут клянчат деньги, заметив направленный в их сторону объектив фотоаппарата. Хотя, если им предложить мелочь, то они ее примут.

Очень чистоплотные люди, всегда опрятны, аккуратно и чисто одеты.

Еще заметно любовное и бережное отношение к детям и уважительное отношение к старости. Бирманские бабушки и дедушки всегда опрятны и досмотрены. Возможно именно поэтому они сохраняют со глубоких преклонных лет бодрость и ясный ум.

Бирманцы чисты и непосредственны, добры ко всему миру, в них нет озлобленности и раздражения, с которыми приходится сталкиваться в нашей жизни.

Конечно, разные поколения населения Бирмы между собой сильно отличаются. И, безусловно, люди Мьянмы тоже очень разные. И все меняется со временем.

Рубрика: Бирма

www.control-point.ru

ТИБЕТО-БИРМАНСКИЕ НАРОДЫ • Большая российская энциклопедия

Фото Jean-Marie Hullot / flickr.com Тибето-бирманские народы. Женщина народа пао (северные карены). Национальная область Шан (Мьянма).

ТИБЕ́ТО-БИРМА́НСКИЕ НАРО́ДЫ, груп­па на­ро­дов, го­во­ря­щих на ти­бе­то-бир­ман­ских язы­ках. На­ро­ды, го­во­ря­щие на ги­ма­лай­ских язы­ках, жи­вут в Зап. Ки­тае, на кон­тро­ли­руе­мых Па­ки­ста­ном тер­ри­то­ри­ях Ка­шми­ра (вос­ток Гил­гит-Бал­ти­ста­на), се­ве­ре и се­ве­ро-вос­токе Ин­дии (вос­ток шта­тов Джам­му и Каш­мир, Хи­ма­чал-Пра­деш и Ут­та­рак­ханд, се­вер шта­та Зап. Бен­га­лия, шта­ты Сик­ким и Ару­на­чал-Пра­деш), се­ве­ре Не­па­ла и в Бу­та­не: ти­бет­цы, бал­ти, ла­дак­хи, бхо­тия, ки­нау­ри, ма­гар, та­манг, не­ва­ры, гу­рун­ги, ки­ра­ты, шер­па, леп­ча, че­панг, дхи­мал, кхам, ади (вет­ви та­ни) и др.; в пров. Сы­чу­ань про­жи­ва­ют цян, на се­ве­ре Юж. Ки­тая – туц­зя. На юго-за­па­де Ки­тая (пров. Юнь­нань, юг пров. Сы­чу­ань, се­ве­ро-за­пад Гуй­чжоу, за­пад Гу­ан­си-Чжу­ан­ско­го ав­то­ном­но­го р-на), се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии (се­вер шта­та Зап. Бен­га­лия, шта­ты Ару­на­чал-Пра­деш, Ас­сам, Мег­ха­лая, На­га­ленд, Ма­ни­пур, Ми­зо­рам, Три­пу­ра), се­ве­ро-во­сто­ке и юго-вос­то­ке Банг­ла­деш (обл. Чит­та­гонг), за­па­де и се­ве­ре Ин­до­ки­тая (Мьян­ма, Сев. Таи­ланд и Ла­ос, Сев.-Зап. Вьет­нам) жи­вут на­ро­ды, го­во­ря­щие на ло­ло-бир­ман­ских язы­ках (мьян­ма, ка­чи­ны, йи, ну, ли­су, ла­ху, ха­ни, ак­ха, цзи­но, на­си и др.), язы­ках бо­до (три­пу­ри, га­ро, бо­до), ку­ки-чин, на­га, ка­ре­ны и др. Чис­лен­ность в Мьян­ме 43,7 млн. чел., Ки­тае – св. 27 млн. чел. (2010, пе­ре­пись), Ин­дии – св. 10 млн. чел. (2001, пе­ре­пись), Не­па­ле – 7 млн. чел., Банг­ла­деш – 0,8 млн. чел., Бу­та­не – 0,7 млн. чел., Таи­лан­де – 0,5 млн. чел., Лао­се – 0,2 млн. чел., Вьет­на­ме – 50 тыс. чел., Па­ки­ста­не – 40 тыс. чел. (2015, оцен­ка).

Со­глас­но по­след­ним ги­по­те­зам, пра­ро­ди­на на­хо­ди­лась в Сы­чуа­ни-Юнь­на­ни ли­бо в Сев.-Вост. Ин­дии. Распад общ­но­сти Т.-б. н. и их расселение происходили, по данным глоттохронологии, в 5-м – нач. 4-го тыс. до н. э. Про­сле­жи­ва­ют­ся родств. свя­зи с ки­тай­ца­ми, воз­мож­но, с ке­та­ми на се­ве­ре и мун­да на юге. Для ми­фо­ло­гии ха­рак­тер­ны культ гор; кос­мо­го­нич. пред­став­ле­ния о пер­во­на­чаль­ном океа­не, о яй­це, из ко­то­ро­го соз­дан мир, и др. Мо­ти­вы Все­мир­но­го по­то­па, от ко­то­ро­го лю­ди спа­са­ют­ся на го­ре, строи­тель­ст­ва баш­ни и т. п. сбли­жа­ют ми­фы Т.-б. н. с ми­фа­ми Пе­ред­ней Азии.

bigenc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *