Хайкинг на Айгире. Караташ — гора Уфа
Красивое ущелье реки, причудливые скалы на хребте и множество вариантов заброски делают это место особенно любимым для похода выходного дня. Вариант хорошего маршрута по хребту Караташ с осмотром основных достопримечательностей вокруг Айгира.
- Нитка маршрута: мост через Малый Инзер у деревни Реветь – Зубы Шурале – Гора Уфа – Борисовы Печи – Приют Айгир – Порог Айгир — мост через Малый Инзер у деревни Реветь.
Айгир — одно из самых популярных мест у туристов Башкирии. Основной поток идёт на, так называемые Зубы Шурале, откуда отрывается отличный вид на порог Айгир с высоты птичьего полёта. Однако не стоит ограничиваться только скалами над порогом, ведь в этих краях можно пройти и по другим интересным тропам. При желании и нормальной физической форме маршрут можно пройти за один день.
Точки старта
Вариантов начала маршрута много, всё зависит от транспорта, на котором вы будете добираться. На автомобиле повышенной проходимости, способном проехать реку вброд, можно доехать прямо до деревни Айгир. На любой другой машине можно проехать до деревни Реветь или, если вас не пугают 3 километра плохой дороги, до железнодорожного моста через Малый Инзер.
До села Инзер можно добраться из Уфы на электричке или на автобусе. Если идти пешком прямо от железнодорожного вокзала, то ваш путь увеличится ещё на 6 километров в каждую сторону, поэтому лучше сократить дистанцию, доехав на попутке или такси до Ревети.
Начало маршрута из Ревети
Убедившись, что поблизости нет поездов, аккуратно переходим железнодорожный мост через Малый Инзер и движемся в сторону Айгира. Идти можно прямо по железной дороге, соблюдая технику безопасности (пропуская поезда!), а можно по автомобильной дороге, идущей вдоль железки. Второй вариант приятнее, но периодически поднимается в гору, обходя прижимы реки. Кроме того, если вы пойдёте по железке, есть возможность проскочить начало подъёма на Караташ, – он будет примерно через 6 километров после моста. Хороший яркий столб-указатель находится прямо у лесной дороги, от него начинается подъём на Зубы Шурале. Подъём сопровождается бело-зелёными метками на деревьях
После небольшого участка с курумом тропа проходит через узкое ущелье и выходит к террасам, большинство облюбованных туристами стоянок находятся справа по ходу движения, к ним ведут множество троп. Небольшой родник с питьевой водой находится слева от подъёма: нужно пройти в сторону и немного спуститься вниз, к роднику тропа тоже хорошо читается.
Здесь можно остановиться на ночлег, но необходимо быть максимально осторожным. Помните, любое неосторожное действие на скалах может привести к печальным последствиям. Ночью обрыва не видно вовсе. И самое главное: категорически запрещается употреблять алкоголь наверху! Будьте предельно осторожны на скалах!
Траверс хребта Караташ
От стоянок нужно пойти по тропе на юг. Троп поначалу несколько, но затем они сходятся в одну. Здесь тропа гораздо менее протоптана, но всё равно читается. Метки пути есть, только в основном они расположены в обратном направлении: обернувшись назад, на деревьях можно заметить бело-красные круги. Вдоль всего хребта высота практически не меняется, вы идёте траверсом. До подножья горы Уфа чуть менее трёх километров. Гору периодически можно рассмотреть на открытых полянах, не заросших высокой травой.
Подъём на самую высокую точку хребта Караташ начинается с небольшого курумника, вскарабкавшись по которому, вы попадёте на небольшой пологий участок – это и есть гора Уфа. Соответствующая табличка прибита на большом камне, во все стороны открывается отличная панорама, хорошо виден проделанный путь и предстоящий спуск к деревне Айгир.
Насладившись видами, спускаемся в долину ручья Айгир. Спуск начинается прямо от вершины, по куруму на восток, идти нужно в сторону ближайшего леса, там, между курумом, начинается тропа с метками на камнях и деревьях.
Примерно через три километра тропа выйдет на покосные поляны, от этих полян можно пройти до ещё одной достопримечательности – Борисовых Печей. Для этого нужно повернуть направо и по лесовозной дороге пройти ещё полтора километра до самой дальней поляны, на краю которой и находятся знаменитые печи углежогов.
Обратно идём по той же дороге, буквально в пятистах метрах от места где вы повернули находится приют Айгир, стоящий на краю одноимённой деревни. В приюте можно вкусно поесть и, что самое приятное, остановиться на ночлег. Таким образом, вы можете не брать с собой снаряжения для ночёвки и налегке пройти хороший пеший маршрут.
- Сайт горного приюта Айгир: aigir.com
Вернуться также можно разными способами: дождаться электрички, уточнив расписание в приюте, или снова пойти пешком вдоль реки по железной или автомобильной дороге.
Конечно же, не забудьте по пути спуститься к порогу Айгир и посмотреть на него вблизи. В разное время года, порог абсолютно разный и всегда очень красивый. Если идти по железной дороге, порог мимо не пройти, — он вплотную прижимается к длинной гравийной насыпи, напоминающей гигантский козинак.
Пользуйтесь маршрутом, придумывайте свои и путешествуйте налегке. Ведь в походах главное не то, что вы несёте на себе, а то что вы увидите!
trekkingmania.ru
Экскурсия на Борисовы печи
Борисовы печи представляли собой три каменных здания высотой в один этаж. Находятся они у подножия хребта Караташ в Белорецком районе республики Башкортостан, а построены были более 150 лет назад.
Экскурсия на Борисовы печи очень интересная, а маршрут удобный. Длительность экскурсии составляет примерно 2 часа. В начале пути немного придется идти в гору, но потом полчаса маршрут проходит по прямой комфортной дороге. Тропа проходит вдоль красивого зеленого леса и полей. Также по пути можно остановиться и полюбоваться на ручьи.
История добычи древесного угля в Башкирии
Древесный уголь, с использованием которого изготавливалась сталь, стал очень востребован во время появления металлургических заводов в Башкирии. Так как металлургические заводы находились в Белорецке и Инзере, между этими двумя городами проходила железная дорога. Уголь изготавливался в деревнях, перевозился на подводах к железной дороге и поставлялся на заводы.
Помимо Борисовых печей там же находились и другие малоизвестные или совсем неизвестные печи. Например, Красавины печи, Суховы печи и многие другие.
Стоит обратить внимание на то, что владельцы печей носили русские фамилии. Объясняется это тем, что в то время на металлургических заводах работали крепостные крестьяне, которые принадлежали владельцам этих заводов. Промысел древесного угля был крайне тяжелым видом работы, но это являлось возможностью получить вольную. Поэтому работники заводов старались уходить на добычу древесного угля.
Процесс добычи угля был довольно долгим и происходил в несколько этапов. Сначала нужно было срубить сосны, длина которых подходила бы размерам печи. А была она длиной около 10 метров. Затем, обрубив все ветки, сосны укладывали до верху каменной печи. После заполнения ее тщательно замазывали глиной, чтобы исключить попадание внутрь воздуха. После поджигания начиналось горение, которое продолжалось 7 дней. Еще 7 дней происходило остывание. Затем снимали глину, доставали уголь и грузили его на телеги, которые отправлялись на железнодорожную станцию Айгир.
Не всегда получалось вывести уголь полностью, поэтому он складировался и вокруг печей, и вокруг железнодорожной станции. В подтверждении этому угольные горы сохранились там до сих пор.
Борисовы печи в наши дни
В 2000 годах Борисовы печи, благодаря уфимской группе энтузиастов, были полностью очищены от мусора. Там же был построен домик в шотландском стиле с камышовой крышей.
В 2010 году, который запомнился невероятной летней жарой, по всей территории республики Башкортостан происходили сильные пожары. Причина, по которой загорелся лес около Борисовых печей, неизвестна. Но уголь не могли потушить целый год.
В 2108 году бригада лесорубов варварски уничтожила первую и третью Борисовы печи, чтобы их камнем укрепить и выровнять сделанную тяжелой техникой колею. К сожалению, у Борисовых печей нет никакого официального статуса, хотя они пользуются популярностью у туристов, поэтмоу привлечь виновных к ответственности не удалось.
Зола, которая образовалась в результате долгого горения, служит отличным удобрением. Благодаря этому теперь там можно найти очень крупную и необычайно сладкую клубнику.
О других интересных местах республики и Южного Урала читайте по тегу Красивые места Башкирии.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!
rb7.ru
TERRA BASHKIRIA | ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ НА АЙГИР
О маршруте
- Республика Башкортостан | Terra Bashkiria
- Уфа – Инзер – Айгир – Инзер – Уфа
- 380 км. — общая протяженность
- 350 км. — дороги асфальтированные
- 20 км. — дороги проселочные
- 10 км. — бездорожье
Маршрут на Айгир известен, наверное, каждому уфимскому туристу, и по популярности с ним вряд ли сравнится какой-либо другой. Тысячи любителей активного отдыха приезжают сюда не только в теплое время года, но и зимой, и делают это отнюдь не зря. Здесь есть и грандиозные скалы, и горная река с шумным живописным порогом, и множество отличных мест для стоянок. Эта территория уже несколько десятков лет привлекает туристов-водников, скалолазов и просто любителей отдохнуть на природе.
Жеребец
Айгир переводится с башкирского как «жеребец». Так называется и железнодорожная станция на берегу реки Малый Инзер, и порог на ней, и небольшая речка, устье которой находится возле станции. Добраться сюда можно двумя способами: на автомобиле и по железной дороге. В первом случае это должен быть как минимум хороший внедорожник, а если поездка планируется весной или после сильных дождей, еще и с грязевой резиной и подготовленный для преодоления водных преград. Лебедка также не будет лишней. Зимой дорогу туда чистят крайне редко и шансы доехать на машине невелики. В любом случае, если вам не знакомо слово «оффроуд», лучше предпочесть второй вариант.
Первая дорога на Айгир
От села Инзер к станции Айгир ведут две дороги. Первая начинается недалеко от кафе «Инзер», на трассе Уфа – Белорецк, через полкилометра от которого, после моста через речку Камаелга, нужно повернуть направо. Через 2 километра, на развилке, следует повернуть направо, на крутой глинистый подъем, который в сырую погоду под силу далеко не каждой машине. Затем дорога, петляя по горам, выходит на трассу газопровода, с которой нужно свернуть налево через 8 километров от вышеуказанной развилки. После брода через ручей Катаскин, чуть менее чем через километр, на поляне возле бывшего одноименного хутора будет выход на дорогу, проложенную вдоль железнодорожных путей. Необходимо учитывать, что весной брод может быть очень глубоким. Следуя по дороге направо, через 5,5 километра прибудем на станцию Айгир. Чуть дальше, справа, находится турбаза, где можно с комфортом переночевать или припарковать машину, если решили остановиться в палатке.
Вторая дорога на Айгир
Вторая дорога значительно проще, если уровень воды в Малом Инзере не очень высок. Проезжаем мимо села Инзер до деревни Реветь, где находится центральная усадьба Южно-Уральского государственного природного заповедника, чуть не доезжая которой сворачиваем направо, в проезд под железнодорожным мостом. Вдоль железнодорожных путей едем до следующего моста через Малый Инзер, возле которого будет брод, а через пару километров от него все тот же хутор Катаскин. Справедливости ради надо сказать, что существует еще одна, причем самая простая, дорога до Айгира, но, поскольку проходит она по территории вышеуказанного заповедника, проезд по ней официально запрещен.
Прямая дорога через железнодорожный вокзал
Если же вы не любитель внедорожных приключений, то вам – прямая дорога на железнодорожный вокзал, откуда дважды в день отправляются электрички до станции Инзер. В Инзере нужно сделать пересадку на поезд из двух-трех вагонов, прозванный туристами «кукушкой», который за полчаса и символическую плату домчит вас до станции Айгир. Расписание поездов часто меняется, поэтому лучше уточнить его перед поездкой в Интернете.
Когда лучше ехать на Айгир?
Самое эффектное время на Айгире – начало мая, когда под напором талых вод бурлит и неистовствует весенний порог. Сотни туристов приезжают сюда со всех концов страны, чтобы покататься на бушующих волнах или просто посмотреть на это чудо. Сложность порога весной в зависимости от уровня воды может доходить до третьей категории.
Правый берег Малого Инзера
Пробиваясь через скальные толщи красноватых рифейских песчаников, Малый Инзер делит горный массив на две части. На правом берегу находится хребет Малый Ямантау, высотой 976 метров, имеющий несколько вершин, украшенных многочисленными скальными выходами. Несмотря на то что название хребта переводится с башкирского как «дурная гора», в верхней части он чрезвычайно красив и восхождение на него обязательно будет увлекательным мероприятием. Находится хребет на особо охраняемой природной территории, поэтому, если не хотите иметь сложности при общении с егерями, необходимо приобрести билет в заповедник в его центральной усадьбе. Возле последней есть небольшая гостиница, где за символическую плату можно переночевать в весьма скромных условиях. От гостиницы начинается подъем на гору по оборудованной тропе, снабженной информационными указателями. Довольно простой, без резких перепадов, путь приводит к избе на окраине предвершинного плато. Здесь можно переночевать или просто сделать привал перед восхождением на одну из трех основных скальных вершин Малого Ямантау. Каждая из них интересна по-своему. За день, даже при неспешном темпе движения, можно совершить траверс всех трех.
Южно-Уральский государственный природный заповедник был образован в 1979 году в целях сохранения горно-таежных елово-пихтовых лесов, высокогорных растительных сообществ и болот. Общая площадь заповедника составляет свыше 250 тысяч гектаров. Более 90 процентов его территории находится в Башкортостане, в пределах Белорецкого района, остальная часть – в Челябинской области. Это самый большой заповедник на Южном Урале. Деятельность заповедника осуществляется по трем основным направлениям: охрана уникального природного комплекса, наблюдение за состоянием окружающей среды и эколого-просветительская работа.
Левый берег Малого Инзера
На левом берегу Малого Инзера находится не менее живописный хребет Караташ, ощетинившийся в долину реки грандиозной скальной стеной, напоминающей гребень дракона. Туристы прозвали это место «Орлиными скалами». Здесь множество уютных стоянок, большинство из которых расположены прямо на краю отвесного обрыва. С него открывается потрясающий вид на реку, порог, хребет Малый Ямантау на противоположном берегу и высшую точку Южного Урала – Большой Ямантау. Подняться к стоянкам в среднем темпе можно менее чем за час. Тропа наверх начинается через 2 километра от железнодорожной станции, возле памятника погибшему туристу, который напоминает нам о соблюдении мер предосторожности при движении по железнодорожному полотну.
Хребет Караташ
В 3 километрах южнее, на отметке 919 метров, находится главная вершина хребта – гора Караташ, с недавнего времени на картах обозначенная как гора Уфа. Логика в такой топонимии явно отсутствует, но теперь уже из песни слова не выкинешь. Всего за один день можно пройти увлекательнейший и насыщенный радиальный маршрут. Для начала следует совершить восхождение на Караташ, а затем спуститься по его восточному склону в долину речки Айгир, где примерно в 5 километрах вверх по течению находится достаточно интересное место – Борисовы печи. В конце XIX – начале XX века здесь селились углежоги, выжигавшие древесный уголь для нужд Инзерского завода, о чем свидетельствуют остатки печей на поляне слева от дороги. Кладка из натурального необработанного камня, несмотря на солидный возраст, прекрасно сохранилась, а после реконструкции, проведенной силами участников уфимского исторического клуба, одно из сооружений стало вполне пригодным для жилья. Первые восстановительные работы здесь были осуществлены в 2005 году, и с тех пор на поляне каждое лето проводятся различные фестивали и спортивно-исторический лагерь для любителей шотландской и кельтской культуры.
Борисовы печи
В долине реки Айгир, примерно в 5 километрах вверх по течению находится достаточно интересное место – Борисовы печи. В конце XIX – начале XX века здесь селились углежоги, выжигавшие древесный уголь для нужд Инзерского завода, о чем свидетельствуют остатки печей на поляне слева от дороги. Кладка из натурального необработанного камня, несмотря на солидный возраст, прекрасно сохранилась, а после реконструкции, проведенной силами участников уфимского исторического клуба, одно из сооружений стало вполне пригодным для жилья. Первые восстановительные работы здесь были осуществлены в 2005 году, и с тех пор на поляне каждое лето проводятся различные фестивали и спортивно-исторический лагерь для любителей шотландской и кельтской культуры. От Борисовых печей вниз по течению речки Айгир ведет лесовозная дорога, по которой, даже не спеша, можно за час-полтора добраться до железнодорожной станции.
Сплав по реке
К счастью, так сложилось, что Творец щедро наделил наш край природными ресурсами. Не стали исключением и сотни больших, средних и малых рек, чья разветвленная сеть делает территорию Башкирии похожей на кровеносную систему человека. Все это создает отличные условия для развития водного туризма. Безусловно, не все реки пригодны для сплава и не весь теплый сезон, но в жаркие дни летних отпусков любители спокойного отдыха всегда найдут чем заняться. К тому же сплав по горной реке – прекрасная возможность сделать множество отличных фотографий, затратив на это минимум усилий.
Предлагаю взять небольшой отпуск и отправиться в увлекательное водное путешествие по рекам Южного Урала, прихватив с собой фотокамеру. Лучший сезон – с мая по сентябрь, но предпочтительнее, конечно, летние месяцы, когда вода теплая и можно с удовольствием купаться в чистейших горных водоемах. В Башкирии легко выбрать маршрут на любой вкус – от короткого двухдневного сплава до продолжительного похода на 2–3 недели. Море позитивных эмоций и прекрасный фотоматериал в любом случае будут долго напоминать вам о том, что это время прожито не зря.
travelvillage.ru
Знаете кто и зачем уничтожает Борисовские печи в Башкортостане?: kabzon — LiveJournal
Лесорубы. Им оказывается камни нужны, для того что бы накидать на дорогу. которую они сами и разломали. Сотню лет стоял этот памятник архитектуры позапрошлого века.
Хоть туристов води. хоть кино снимай.
Сохранившуюся печь переделали в жилую хижину, снаружи напоминающую хижину колдуньи. Внутри хижины можно разжигать костер, но не вокруг, так как угли ещё сохранились и может возникнуть пожар.
Координаты: 54.107914145799235,57.70393952418233—————————————-
Пишет Андрей Трубников: Более 100 лет простояли эти печи и никто их так варварски не разрушал как это сделали рабочие-заготовщики леса под руководством своего «хозяина» Байбурина Булата Буранбаевича, его ФИО я узнал у рабочих.
Проживает он в Инзере, занимается сбором металлолома и его приемом, имеет несколько грузовых лесовозных машин и тракторов.
В воскресенье 8 октября я поехал в Инзер поговорить с «хозяином» лесорубов.
Застав его в пьяном состоянии. Около часа беседовал с ним объясняя, что они сломали и спрашивал зачем они это сделали.
ОКАЗАЛОСЬ, что с помощью фискера, трактора и грузовых машин они разрушили стены печей, чтобы отвезти камень на дорогу в колею, которая залилась грязью после того, как они разбили дорогу тракторами и лесовозами.
ОСТАНОВИТЬ ВАРВАРСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ «БОРИСОВСКИХ ПЕЧЕЙ». МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕПОСТ ИНФОРМАЦИИ!!!
7-8 Октября я выехал в Айгир, в урочище Борисовские печи, чтобы связать снопы из тростника, который заготовил в августе, чтобы отремонтировать крышу тростниковую. Но приехав на поляну Дома Чертополоха (урочище «Борисовские печи») я обнаружил трактора, лесовозы, фургоны и технику лесорубов, которые валят лес на соседних склонах реки Айгир. Технику загнали прямо на полянку между бывшими печами углежогов. В доме я обнаружил тростник, который заготовил раньше в августе- весь перевернутый измятый сброшенный на пол. Поломали стойки забора и перекладины забора. На поляне были трое рабочих, начальника не было, он уехал в Инзер. Пытался узнать у лесорубов, зачем они все ломают и портят на «печах». НО САМОЕ ГЛАВНОЕ ЛЕСОРУБЫ РАЗРУШИЛИ ПЕРВУЮ И ТРЕТЬЮ ПЕЧИ УГЛЕЖОГОВ. От рабочих я так ине добился ответа зачем разрушили каменные строения. Более 100 лет простояли эти печи и никто их так варварски не разрушал как это сделали рабочие-заготовщики леса под руководством своего «хозяина» Байбурина Булата Буранбаевича, его ФИО я узнал у рабочих.Проживает он в Инзере, занимается сбором металлолома и его приемом, имеет несколько грузовых лесовозных машин и тракторов. В воскресенье 8 октября я поехал в Инзер поговорить с «хозяином» лесорубов. Застав его в пьяном состоянии. Около часа беседовал с ним объясняя, что они сломали и спрашивал зачем они это сделали. ОКАЗАЛОСЬ, что с помощью фискера, трактора и грузовых машин они разрушили стены печей, чтобы отвезти камень на дорогу в колею, которая залилась грязью после того, как они разбили дорогу тракторами и лесовозами. В общем ничего лучше они не придумали, кроме как разрушать старинные печи и этим камнем засыпать разбитую колею, чтобы можно было проехать.
ПРОШУ ВСЕХ НЕРАВНОДУШНЫХ откликнуться на данную проблему, много организованных туристических групп посещает данный туристический, исторический объект, мне кажется практически не найдется именно такого объекта -каменной печи углежогов в республике, который многие городские жители могли бы посетить пройде легким пешим маршрутом 2 км от станции Айгир. При попустительстве подобных варварских действий мы теряем интересные достопримечательности нашей Республики!!!
kabzon.livejournal.com