Что такое русская культура – Что такое русская культура | Я русский

Содержание

Что такое русская культура | Я русский

Определение понятия «Русская культура»

Русская культура — это деятельность, поведение и мышление русского человека или русского общества, которая осуществляется на основе русских ценностей, норм, мировоззрения и менталитета.

Русская культура это не только художественные произведения известных писателей, поэтов и художников. В первую очередь, к русской культуре относятся специфичная манера жить и думать, народные традиции и обряды, духовные ценности и отношение к чему-либо, поведение и привычки, менталитет и мировоззрение. Это некий код, который ежесекундно управляет человеком.

Статья по теме: Российская культура. Что это такое?

Давайте дадим слову «культура» почти научное и максимально краткое определение, отталкиваясь от которого попытаемся ответить на вопрос: что такое русская культура? Так вот, культура — это деятельность, поведение и мышление человека или общества, которая осуществляется по определенным правилам и в следствие определенных причин, а результат этой деятельности имеет стабильные узнаваемые характеристики.

Русская культура на примере быта русских крестьян

То есть, правила и причины сильно влияют на узнаваемость и стабильность характеристик. Теперь, попытаемся привести примеры правил и причин, а также стабильных характеристик, которые формируют русскую культуру как узнаваемый результат деятельности русского народа. Разумеется, все это будет несколько общо и универсально, без претензий на полный перечень.

Правила и причины русской культуры

  1. отношение к справедливости
  2. терпимость и терпение
  3. страдание и сострадание
  4. нетребовательность и неприхотливость
  5. стремление к идеалу
  6. щедрость и незлопамятность
  7. обломовщина и самокопание
  8. коллективизм и общинность
  9. богатство не ценность
  10. мечтательность и созерцательность
  11. исторические традиции

Характеристики русской культуры как результата

  1. не агрессивность и доброжелательность
  2. одухотворенность и лиричность
  3. прямота и незлопамятность
  4. не идеальность и простота
  5. нравственность и религиозность
  6. натурализм и естественность
  7. богатая палитра выражения чувств
  8. решимость и самопожертвование

В русской культуре есть некоторые нюансы, а точнее видимые различия между художественными произведениями и повседневной культурой, между имиджем высшего света и простыми людьми. Эти различия обусловлены не тем, что русская культура бывает нескольких типов, а бытием, которое, как известно, определяет сознание. Истоки же, то есть правила и причины формирования и проявления русской культуры, всегда одинаковы. Просто у людей из верхних слоев общества больше времени на обучение и размышление, что делает их результаты более утонченными и изящными.

Правила и причины формирования и проявления русской культуры, всегда одинаковы.

Но есть кардинальная разница в возможностях реализации русской культуры в виде художественных произведений и бытовом наборе действий. Художественные произведения более технологичны в плане воплощения, здесь многое можно выучить в образовательных учреждениях или скопировать с известных предшественников. Бытовая же русская культура простых людей формируется и реализуется только в результате нахождения в специфическом обществе с момента своего рождения. То есть можно разово и не часто имитировать стиль Васнецова или Пушкина, но ежедневно подделываться под житейскую русскую культуру не получится.


Статьи по теме
Русские ценности как основа русской культуры
Русский стиль оформления книг в Российской Империи

Материал создан: 30.04.2014

комментарии к статье


iamruss.ru

Российская культура. Что это такое?

Да, именно российская, а не русская. Несмотря на некоторую синонимичность этих слов они ни в коем случае не тождественны. Главная особенность российской культуры в том, что она формирует российского гражданина или человека мира, но отнюдь не русского человека. Алгоритмы такого явления как российская культура уходят корнями в массовую индустриальную культуру, поэтому оно имеет очень мало общего с национальностью, этничностью и традиционализмом.

Немного истории вопроса

Досоветская Россия была единым, не субъектным, по большей части сельскохозяйственным государством, в котором было очень сильно влияние русской консервативной традиции и русской провинции с ее вековым общинным укладом жизни. Само же государство придерживалось традиционалистского консервативного подхода в культурном поле, а влияние западных тенденций было ограничено высшими кругами российского властного истеблишмента. Народная масса жила в рамках этничных особенностей и творческие выходцы из нее создавали свои произведения в унисон с ними.

Предтечей современной российской культуры стала советская культура

Советский союз, как многонациональное государство индустриального типа, нуждалось в унифицированном гражданине со стандартизированным массовым сознанием. Поэтому государственная власть берет под жесткий контроль культурную сферу и информационное поле. Начинается формирование массовой культуры, масскульта, как идеологической основы производственного единообразия.

Отказ от всего старого, его физический слом и уничтожение, осмысленный отказ от этничной уникальности при формировании советского человека приводит к ощутимой ширпотребизации культуры. Отныне — человек это станок, как в движениях, так и в мыслях.

Государственный механизм активно боровшийся с «черносотенной культурой великороссов-шовинистов» формирует нового «многонационального советского человека». Перед нами появляется интернациональный массовый человек вручную созданный государственными институтами по лекалам слабо связанным с историческим прошлым этого человека. Советская культура была массовой и по сути, и по способам создания, и по преследуемым целям.

Что имеем сегодня

Крушение СССР открыло ворота для западной массовой культуры, которая хлынула на постсоветскую территорию подобно шквалу. Но нельзя сказать, что советские массы испытали слишком уж большой шок: принципы формирование массовой культуры везде имеют сходные принципы. Происходит смешение двух массовых индустриальных культур: советской и западной. И та и та лишены этничности, и та и та не приемлют традиционализма, и та и та управляются истеблишментом. Кульминацией формирования российской культуры являются российский медийный «шоубиз», журнальный гламур и либеральные средства массовой информации. Основной инструмент продвижения российской культуры в массы россиян — это телевидение.

Теперь перейдем к определению: что такое российская культура?

Российская культура — это массовая русскоязычная культура, которая сформировалась в результате смешения двух культмассовых течений: советского и западного.

Массовая культура не несет в себе заряда уникальности, поэтому российская культура и существует отдельно от русской. Современный россиянин привык поглощать из телевизора и массмедиа рандомный миксованный калейдоскоп, который влияет на его мировосприятие двояко: одновременно приучая потреблять его и заставляя производить его же.

Чтобы читателю было понятно, приведем несколько несложных примеров:

  • русская культура: Билибин, Некрасов, сказки-былины, поговорки-присказки, Рождество Христово, Пушкин, Серов, Тургенев, русский балет и т.д.
  • российская культура: Тимати, Киркоров, эмо-готы, сатанисты, Хэллоуин, Быков, Кади, Садулаев, тверк, Деньги.Sex.Радикулит и т.д.

Читатель! Поглощая современный масскульт в виде российской культуры ты формируешься как россиянин, но теряешь свои уникальные этничные корни. Выбор, конечно, за тобой, но умение дозировать свое культурно-информацинное потребление явно пойдет тебе на пользу.

Немного теории массового человека

Цитаты из труда В.И. Самохваловой «Массовый человек как герой и потребитель масскульта»

Массовый человек — реальность современного информационного общества.

Общее информационное поле в современном обществе — это определенная целостная система коммуникации-развлечения-управления, структурированная по социально значимым векторам, отражающим приоритетные ценности общества, а точнее говоря — его управляющей группы.

Показательно, что характерной особенностью духовной атмосферы в современной культуре, определяющей тип плоскостного современного восприятия и мышления, становится всепроникающий юмор. Поверхностный взгляд не только принципиально не идет в глубину, замечая лишь видимые несообразности или несоответствия, но и цинично предает осмеянию действительность, которая, тем не менее, принимается им как она есть: в конечном счете, довольный собою и жизнью человек остается с той действительностью, которую он сам же осмеял и унизил.

Массовый человек это человек, искусственно маргинализированный, с точки зрения нормальных, традиционных человеческих ценностей.

Массофикация же — это процесс становления массового человека, т.е. качественная характеристика процедуры «подгонки» личности под массовый стандарт, когда мышление и сознание личности подстраиваются под образцы, не просто господствующие в массе, но требуемые обществом.

Современная система мифов выполняет роль адаптированной к современному массовому мышлению идеологии, которая пытается убедить людей в том, что навязываемые им ценности «правильнее» жизни, а отражение жизни более действительно, более правдиво, чем сама жизнь.

Массовый человек не является и автором массовой культуры: ее создает не он, но для него — другие, те, кто ставит себе целью управлять массами и писать для них «содержание» и образ «их» жизни.

Сохранение же прежней тенденции на фатальное расхождение естественных потребностей развития общества и человеческого «материала» для его осуществления будет означать или безвыходность ситуации и обреченность социального организма, или установку на жесткую интеллектуальную стратификацию общества, преодоление его гомогенизации в заданных и управляемых пропорциях и направлениях.

Массовый человек обладает пониженной способностью к рассуждению, на него производит большее впечатление не аргументированный и обоснованный анализ, а энергичное, уверенное, пусть и легковесно-бездоказательное утверждение: подчиняя волю, оно снимает с человека необходимость принимать самостоятельное решение, а, следовательно, и нести ответственность.

Мифы выступают как своего рода симулякры: политические мифы — симулякры политических идеалов, мифы в искусстве — симулякры жизни, которая представлена не через художественное мышление, но через систему накачанных коммерческой энергией условных социальных схем.

Мощный поток разрозненной, сумбурной, неорганизованной информации буквально забивает восприятие, лишая человека возможности нормально размышлять, сопоставлять, анализировать. Совокупность сведений непрерывно меняется, трансформируется, составляя, как в калейдоскопе, то один, то другой узор. Это совокупное поле втягивает человека в себя, обволакивает, внушает ему нужные идеи, представления, мнения.

Совокупность управляющих мифов создает пространство и задает доминанты формирования массовой психологии, она не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления.

Современное информационное общество выступает обществом перехода от индустриализации к созданию цивилизаций особых высоких технологий, позволяющих фактически независимо от реального состояния производства и распределения благ создать виртуальное социальное пространство за счет сформирования нужного типа сознания и культуры, которые и позволят поддерживать существующее положение вещей.

Материал создан: 20.11.2016

комментарии к статье


iamruss.ru

Что такое Культура — Узнай Что Такое

Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также в социуме, частью которого он является. Другими словами, в понятие культуры входит как деятельность человека, так и всё то, что было им создано.

В каждой стране — своя культура. Она может меняться под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных и т. д.

Культуру можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Можно говорить о культуре страны, народа в целом и культуре отдельного человека.

В русском языке есть такое понятие, как культурный человек, что означает образованный, воспитанный, интеллигентный человек.

Культура России

Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.

Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.

Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:

  • Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
  • Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
  • Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
  • Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
  • Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
  • Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
  • Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).

Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).

Хоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской

Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет.

Балет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы

Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.

Кто ввёл понятие культура

Слово культура пришло в русский язык от латинского cultura (лат. возделывание, обработка). Впервые слово употребил древнеримский деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в своём трактате «Земледелие» (de agri cultura). В нём собраны советы, как вести сельское хозяйство. Уделяется внимание отношениям между рабами и хозяевами.

Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своей книге «Тускуланские беседы» впервые применил термин cultura в ином смысле. Он говорит о культуре души (лат. cultura animi).

«А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай».

В Россию термин культура пришёл в начале 19 века. Русский учёный и философ Данило Михайлович Велланский употребил его в своём сочинении «Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира».

Культура и философия

В философии под культурой понимаются материальные и духовные ценности человека, а также то, каким образом человек их создаёт, применяет для развития человечества и передаёт потомкам.

Однако культура является предметом изучения не только философии, но и других наук: истории, социологии, юриспруденции, экономики, культурологии и т. д. Каждая наука раскрывает понятие культуры по-своему.

Например, экономическая культура — это ценности, связанные с коммерческой деятельностью человека. Правовая культура — это правовой опыт человека, организаций, государств.

Смотрите также значение Философия.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

Смотрите также значение Религия.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

Функции культуры

С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.

Функция освоения и преобразования мира

Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).

Сигнификативная функция

Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.

Функция накопления и хранения информации

Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.

Нормативная функция

Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.

Функция проективной разрядки

Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.

Функция защиты

Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.

Смотрите также значение Искусство и Абстракция

www.uznaychtotakoe.ru

Русская культура

Культура занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания. Под русской культурой понимается совокупность достижений традиционной и современной культуры русского народа, его материальных, общественно-политических, научных, духовных и прочих ценностей, созданных в процессе исторического развития. Как и любая национальная культура, русская культура уникальна, самоценна и вместе с тем интернациональна, является частью мировой культуры.

Проблемы самобытности русской культуры, ее роли в развитии мировой культуры явились предметом обсуждений многих русских мыслителей XIX — начала XX в. Разумеется, русские философы и социологи по-разному отвечали на вопрос о самобытности русской культуры. Н.Я. Данилевский, как известно, гипертрофировал самобытность, уникальность русской культуры. Он полагал, что с общей культурно-исторической точки зрения Россия не может считаться составной частью Европы ни по происхождению, ни по становлению; напротив, ей предстоят только две возможности: или вместе с прочими славянами образовать особую самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения.

[adsense]

B.C. Соловьев считал, что если Запад и Восток, в сущности, уже исчерпали себя, то третья сила — славянство и народ русский —
полны жизни и в состоянии дать жизнь и обновление двум первым, причем на путях не борьбы с ними, а примирения их обоих. Будут ли сохранены культурное наследие русского народа, его тысячелетние традиции, выработанные в результате тесного взаимодействия с другими национальными культурами? На этот вопрос Г.П. Федотов дал вполне положительный ответ. Он рассматривал Россию как живой исторически выросший и культурно оправдавшийся организм.

По И.А. Ильину, Россия не могла и не должна была стать культурной баррикадой между Европой и Азией, Западом и Востоком, Севером и Югом. Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру. Перед нами задачи творить русскую самобытную духовную культуру из русского сердца русским созерцанием в русской свободе, раскрывая русскую предметность, отмечал он.

Основная мысль многих российских мыслителей XIX — начала XX вв. сводилась к тому, что Россия способна к великому духовному подъему. Необходимо противостоять попыткам Запада растворить русскую культуру в культуре европейской. Только овладев собственной духовной культурой, Россия способна в полной мере раскрыть свои потенциальные возможности.

Однако в 20-е гг. получили распространение идеи евразийства, в основе которых лежит тезис о том, что Россия — это Евразия, это Запад-Восток
. Авторы евразийства признают, что Россия — это особый мир. Ее история — это история развития уникальной мировой культуры, отличающейся от культур Запада и Востока. Российская культура имеет гетерогенный характер, соединяя в себе европейское личностное и азиатское общинное начало.

В конце XX в. все больше сторонников поддерживают точку зрения, что Россия, населенная в большинстве своем русскими, — это не Восток и не Запад. Исторический опыт, а также анализ современной ситуации в России показывает, что на русской национальной почве не могут прижиться индивидуалистические социокультурные идеалы и ценности. Причина этого состоит в том, что русская нация, как и вся российская многонациональная общность, сформировалась в условиях самых разнообразных евроазиатских связей и противоречий, в тесном взаимодействии со многими европейскими и азиатскими народами. Поэтому русская культура (в широком смысле, в том числе и в своем экономическом и политическом аспекте) — это не европейская индивидуалистическая и не азиатская коллективистская культура, а самобытная национальная культура, обогащенная включением в нее элементов культур тех различных европейских и азиатских народов, с которыми на протяжении многих веков сосуществовали русские.

В этот день:
  • Дни смерти
  • 1935 Умер Джеймс Брэстед — американский археолог и специалист по цивилизациям Древнего Ближнего Востока, ввел термин «Плодородный полумесяц».
Свежие записи

arheologija.ru

Русская национальная культура – наша гордость

Русские люди всегда гордились и гордятся своей культурой, являющейся поистине уникальной.
Когда культурология оформилась в самостоятельную науку, тогда и было обосновано учение о русской национальной культуре, как самобытной и уникальной, не похожей на все другие культуры.
Русская национальная культура начала проявлять себя еще в XI веке, когда началось становление русского независимого государства. Восточные славяне начали отделяться в самостоятельную культурно-этническую общность. Претерпевали изменение все сферы жизнедеятельности – от политического строя. Он только начал формироваться, до языка, быта, традиций. Начался необратимый процесс.
Эра язычества, как одной из религий, заканчивалась, славяне начали постепенно приобщаться к православию, пришедшему с Византии при известных обстоятельствах.
Оказавшись в положении между Востоком и Западом, русская культура начала впитывать в себя элементы обеих культур. Поэтому Древнерусская культура постепенно синтезировала в себе и европейские цивилизационные ценности, и византийские мистические представления, и азиатский принцип взаимного общежития. Однако не все черты брались за основу в русской жизни. Это были лишь элементы.
Геополитическая ситуация Руси складывалась таким образом, что постепенно страна подразделилась на части в соответствии со сторонами света. Так сформировались особые субкультуры.
Представители южной субкультуры проживали в южной части Руси, в степях. Это были бывшие тюркские кочевники, остатки печенежских войск, подчинившихся русскому князю.
Жители Новгорода и его окрестностей представляли собой северную и северо-восточную культуру. Это были так называемые торговые зоны с Европой. Соответственно новгородские земли имели несколько европезированный стиль жизни.
Когда произошло объединение русских земель вокруг Москвы Новгород постепенно стал утрачивать свое самобытное европейское своеобразие, которое ему удавалось поддерживать в эпоху татаро-монгольского ига, господствовавшего на Руси долгое время.
Русская национальная культура на современном этапе имеет специфические черты.
Прочное засилье православной веры качественно отличает русскую культуру от других типов культур. Мощным средством формирования ее стало массовое строительство православных храмов. Русское образование всегда начиналось с церкви, прихожане постигали искусство, литературу, историю по церковным книгам и записям. По мнению славянофила А. Хомякова XIX века, русская культура вняла всем веяниям – и восточной, и западной культур, но осталась не похожей на другие. Русское православие переросло установленные догматы классического православия. Так, бывшие восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) имеют несколько отличные верования от южных и западных славянских народов.
Кроме религии русские приобрели особый русский национальный характер. Так сформировалась русская идея об удалом мужике, свято верующим в своего бога, любящим свое Отечество и почитающим Царя. За русскими закрепилась слава необычных людей.
Русский этнос – особая нация, с сильным и мощным культурным архетипом, основанном на коллективном общежитии, характеризующимся неосознанностью и устойчивостью. Таким образом, уникальный генетический код передается из поколения в поколение: формируются одни и те же привычки, моральные установки и специфические нормы поведения.
Русский менталитет также является особенным. Это совокупность определенных символов, формирующихся в рамках определенной эпохи и передаются потом своим потомкам. Также важно такое понятие, как национальная идентичность – способность наделять какие-либо явления, реалии, понятия одинаковым значением.
Наиболее сложным понятием представляется национальный характер, включающий в себя все вышеперечисленное – национальную идентичность, менталитет, этнос и добавляющий определенный генофонд всей нации. Так получается, что все русские люди похожи своими характерами на своих предков даже на протяжении нескольких веков.
Национальные культурные архетипы – это своеобразные элементы символической природы, включают в себя ценностные, моральные, смысловые ориентации. Постижение происходит через область символического.
Конечно русская национальная культура никогда не испытывала застоя в своем развитии. Развивается она и сейчас, причем активно, копируя элементы других культур. Так возникает «диалог культур», который всегда принимает положительный для русской культуры, будь то участие в кровопролитной войне, или дипломатические отношения с представителями других культур. При этом русский человек никогда не уронит себя, не опозорит свою Родину.

www.istmira.com

Русская культура




Последние годы в СМИ и в разных изданиях, напрямую связанных с  политикой, проявляется повышенный интерес к культуре России, к ситуации. Вокруг великого Государства. Интерес вызван разбором событий и мероприятий, а также способов изучения влияния на события русской культуры. Культура это часть жизни народа, становление общества, влияющей на его духовное и творческое становление в любое время. Через культуру диагностируется ситуация, и, следовательно,  что в данный момент культура содержит еще и познавательно-нравственную функцию. Культура развивалась совместно с развитием самого Русского народа.

Русская культура содержит в себя:

  •  Культуру древней Руси
  • Русской империи
  • Современной РФ

с народами, входящими в ее состав(история России). Из-за собственной многонациональности Российская Федерации и культура России считается одной из самых многонациональных. Культура России – это ее литература, изобразительное искусство, зодчество, музыка и декоративно-прикладное искусство. Если говорить о современной культуре, то в ее состав еще входит и кино.




Для Древней Руси, культуру которой ещё именуют классической или же средневековой, свойственны постепенные становления, преданность обычаям и традициям предыдущих поколений. Не считая сего, огромную роль как вкаждом этапе, играло политическое положение на Руси – ведомо, собственно, что данный этап был временем разобщенности и раздробленности отдельных княжеств, вызванный отсутствием надобности совместной экономики – так как хозяйство в ту пору было естественным. Вера еще оказывала мощное воздействие на существующую в ту пору культуру. Очень не достаточно времени было проведено с тех пор, как было принято на Руси христианство, и данный прецедент вызвал смещение православной религии славян – язычества и его обрядов, и привел к многокультурности.

Впрочем, не обращая внимания на то, собственно что отличие меж европейскими странами и Российской Федерацией было бесспорным, русская культура брала за базу европейскую культуру. В живописи это – византийский художественный стиль. Письменность и беллетристика были принесены совместно с христианством, и слова числились священными. 1-ые каменные храмы были построены византийскими конструкторами. Ну, а декоративно-прикладное искусство как в это время, например и во все иные, было глобальным и «артельным».




Русская культура – это культура ее народов. Основой, естественно, считалась русская культура, но и другие народы занесли в нее существенный вклад: украинцы, казахи, белорусы, узбеки, грузины и т.п. В данный этап нужно обозначить активное становление свежий ветви культуры кинематографа.

Современная русская культура не имеет возможность строиться на отрицании предшествующего русского периода, как бы это не хотелось кое-каким не в меру ретивым реформаторам.

goldmuseum.ru

Что такое русская культура — Neveev — LiveJournal

Сегодня со всех сторон доносятся голоса говорящих о том, что кто-то разрушает русскую культуру. При этом под словами «кто-то» имеются в виду самые разные вымышленные и реально существующие силы. В таком большом объеме разноплановых и разноуровневых сообщений сложно разобраться, но это, конечно, необходимо сделать.

Чтобы разобраться в такого рода тревожных сообщениях нужно сначала четко понять, что такое русская культура.

А прежде чем разбираться в том, что такое русская культура, нужно определить, что такое культура вообще.

В процессе такого определения, конечно, не должно производиться простое перечисление ряда дефиниций, сформулированных академическими кругами. Речь должна идти о противоположном: о простом изложении, о предельно простых моментах, в которых культура проявляется.

В рамках такого подхода начать нужно со следующих посылок.

Во-первых, наличие культурной специфики России – это факт, который оспорить невозможно. Эта специфика проявляется сразу при пересечении границы нашей Родины, и вряд ли кому-то удастся эту специфику разрушить. Другое дело, хороша ли эта специфика России для русского народа, способствует ли она его выживанию.

Отсюда следует важное обобщение: действительно имеет значение не само по себе наличие неповторимой культуры, а то, способствует ли такая культура выживанию народа, который является носителем этой культуры. В этом плане можно вспомнить целый ряд стран с неповторимой и сложной культурой, которые, тем не менее, являются странами третьего мира и даже придатками США, например, Тайланд, а также Японию, которая, в целом не утратив культурной специфики, стала со странами Запада в один ряд.

Во-вторых, важнейшим элементом культуры является, конечно, язык, причем язык – это не только средство общения, не только набор языковых клише и устойчивых фразеологизмов, т.е. не только язык повседневный, но и язык литературный, а также язык во всей его истории. В этом плане контуры русской культуры становятся еще более четкими и еще более обширными. Таким образом, человек, читающий, перечитывающий творения русского народа и русских писателей и получающий удовольствие от такого чтения, безусловно, является носителем русской культуры, а совокупность таких людей составляет территорию русской культуры в духовном или, если хотите, информационном пространстве.

В-третьих, культура не существует вне общества носителей этой культуры. При этом необходимо видеть различие между общностью людей и простой людской совокупностью. Конечно, общество предполагает наличие общих целей, определенное единство взглядов, и, главное, взаимную идентификацию членов общества. Именно на этом рубеже русской культуры заметен прорыв сил противника. Сегодня носители русской культуры, русские люди, испытывают друг к другу скорее ненависть, зависть, конкурентные чувства, чем любовь, чувство близости и совместности, сотрудничества. С другой стороны, именно в этой части культуры конструктивно и продуктивно действовать может каждый, независимо от его талантов и способностей. Каждый должен начать с малого: уступать место в метро, не толкаться на входе в вагон, в автобус, не смотреть на окружающих с выражением ненависти, озлобленности. Помочь себе на этом пути можно, например, представив себя в окружении чужих стран и народов, когда единственные близкие люди — это земляки, соотечественники, которые снуют туда-сюда, защищая и ограждая.

В-четвертых, не следует смешивать общество с его культурой с властью, правящей этим обществом. На протяжении русской истории отношения власти с обществом большей частью были далеко не безоблачными, однако нужно понимать, что власть – это всегда отражение общества, и общество в целом достойно той власти, которая им управляет. Поэтому в данном срезе рассмотрения речь должна идти о совершенствовании власти через общество, через созидание консолидированного гражданского общества, которое постепенно, по мере собственного развития окультурит и стоящую над ним власть.

И последнее. Все перечисленные выше аспекты русской культуры гармонично соединяются в одном единственном элементе русской культуре – я говорю о русском православии. Именно оно сочетает в себе и культурные особенности, и язык в его истории и творениях его лучших носителей, и нравственные нормы, соблюдение которых превращает людскую массу, в которой каждый каждому волк, в настоящее общество, и конструктивные ответы на вопросы о природе и источнике власти.

Данный небольшой по объему текст, конечно, содержит лишь самое основное, но, на мой взгляд, все-таки наиболее важное.

И в заключение я бы хотел воспроизвести здесь небольшое стихотворение.

 О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Ее торжественный изменник,
Ее надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник темных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все – не русский вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живет, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живет
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас – он божий глас, —
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам ее преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрет неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог еще велик!

 Называется это стихотворение «К ненашим», а сочинил его Николай Михайлович Языков в 1844 году…

neveev.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *