Дети волонтеры – . , — .

Содержание

«Мама, папа, я волонтер»: зачем современные дети становятся добровольцами

Волонтерство для Алены — это «целая жизнь, наполненная своими яркими красками и эмоциями», а РДШ — возможность проявить себя.

Алена настроена на добрые дела очень серьезно. В этом январе она вместе с другими ребятами-волонтерами собиралась организовать проект по сбору отработанных батареек, и даже 30-градусный братский мороз их не остановил.

«Мы очень сильно тогда замерзли, но не зря! Теперь в школах и магазинах нашего города стоят ящики, а нам удалось спасти несколько сотен ежиков, — с восторгом рассказывает девочка. — Содержащиеся в батарейках вещества очень токсичны. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами почти 20 квадратных метров земли — в лесу такую площадь могут занимать два дерева, два крота, один ежик и несколько тысяч дождевых червей».

Кажется, что в 13 лет у ребенка вообще нет свободного времени. Но, по словам Алены, ее родители положительно относятся к волонтерской прыти дочери.

Они знают: если я решила что-то делать, то меня не остановить», — скромно заверяет волонтер со стажем.

В волонтеры я б пошла, но мама не велела

Елена Иванова, мать уже взрослой дочери-волонтера, в отличие от родителей Алены, придерживается осторожной позиции по поводу добровольчества и называет эту деятельность «использованием забесплатно».

Вместо того чтобы еще один язык учить (пригодится) или деньги зарабатывать, она тратит время на ерунду. Кто-то пиарится за ее счет, а она бесплатно работает!» — сетует Елена.

С такой же осторожностью Елена относится и к мероприятиям молодежных движений.

«Вы знали, что там мальчики и девочки в одной палатке живут? Вообще неизвестно, чем они на этих «молодежных форумах» занимаются», — поделилась переживаниями мать волонтера.

Возмущение нашей героини можно принять за излишние волнение и заботу. Но Елена непоколебима, и ей приходится ставить дочери ультиматум: сначала получи диплом, выйди на работу и замуж, а потом волонтерствуй на здоровье.

Замруководителя дирекции «Года волонтера», директор Росдетцентра, ответственный секретарь координационного совета РДШ Алиса Крюкова считает, что волонтерство среди детей — это совсем не эксплуатация труда, а воспитательный элемент.

Интересное — детям

РДШ, представители которого находятся во всех 85 регионах страны, по словам Крюковой, к каждому школьнику находит индивидуальный подход.

Мы придумываем проекты, интересные в первую очередь самим детям. Над ними работают не взрослые, а старшие школьники», — говорит она.

На российских слетах РДШ собираются дети из разных регионов. Там проходят форсайт-сессии, на которых организаторы вместе с детьми ищут те форматы добровольческой деятельности, которые им интересны. 

sn.ria.ru

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников



В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Ключевые слова: волонтерское движение в ДОУ.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника. Коллектив МДОУ д/с № 98 «Ивушка» начал искать новые современные формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Возникло много вопросов:

– Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?

– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?

–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Одной из таких форм в МДОУ д/с № 98 стала реализация технологии «Дети – волонтеры». Волонтёрское движение уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.

В нашем детском саду понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет. Творческой группой педагогов МДОУ д/с № 98 «Ивушка» был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Добрые дела дошколят».

Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формировать у воспитанников высокое патриотическое сознание.

Этапы работы проекта:

1. Подготовительный. Социально-психологическая подготовка волонтеров.

2. Организационный. Формирование волонтерского движения.

3. Практический. Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтерского движения, проведение акций и мероприятий.

Создание волонтерского отряда в нашем учреждении начиналось с призыва: «Хочу помочь!», символизирующего суть волонтерского движения. В состав отряда волонтеров «Добрые дела дошколят» вошли воспитанники трех подготовительных групп МДОУ д/с № 98, в которых проходило обучение волонтеров определенным знаниям и коммуникативным навыкам.

Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2. Доведи начатое дело до конца.

3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.

4. Умеешь сам – научи другого.

5. Уважай мнение других.

6. Будь настойчив в достижении целей.

На первом этапе работы над проектом у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтер». Здесь проходит развитие навыков коммуникации, уверенности в себе, разработка атрибутов волонтерского движения.

На втором этапе было создание добровольцев школы «Добрые дела дошколят» среди воспитанников трех подготовительных групп. Ребята волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа из 10-12 человек, которые больше остальных проявляли желание.

На третьем этапе добровольцы школы «Добрые дела дошколят» путешествовали в мир добрых дел и поступков под лозунгом «Делай добрые дела!». Ребята ощущали себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Разновозрастное общение между детьми формировало у добровольцев школы ощущение «взрослости», возникало желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получали внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка и уверенность в себе. Своим примером и конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами»,– так говорили ребята волонтерского отряда «Добрые дела дошколят», когда изготавливали с особым удовольствием для младших ребят игрушки самоделки, подарки ко Дню матери, новогодние игрушки на елку. Ребята выступали в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарили им книжки малышки.У ребят возникало огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для детей младшего возраста. И у них это неплохо получалось. Волонтеры нашли место для применения способностей в проведении театральной недели «В гостях у сказки». Героев сказки «Теремок» с интересом встречали самые маленькие зрители, потому что сказка о дружбе всегда актуальна и находит отзыв в сердце зрителя. Сказка учит дружелюбию и терпимости к другим людям.

На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка». Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта «Добрые дела дошколят».

1. «Мир один на всех».

В рамках проекта прошла акция «Мир один на всех» для ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В каждом человеке есть хоть капля сочувствия к этим детям. Так почему бы не помочь им, отдавая хоть маленькую, но частичку своей души для них. Воспитанники МДОУ д/с № 98 и добровольцы школы «Добрые дела дошколят» приготовили концерт «Доброта спасет мир» для ребят из центра реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда». Дети с удовольствием приняли участие в весёлых играх, пели песни и танцевали. Наши воспитанники подарили детям частичку тепла, добра и любви. В ноябре 2017 г. на базе МОУ СШ № 17 состоялся I региональный фестиваль детских идей, где у наших ребят была возможность проявить себя в номинации: «Бумеранг Добра». Был представлен проект «Мир один на всех», который не оставил никого равнодушным. Представлял данный проект на конкурсе Смирнов Иван (воспитанник подготовительной группы №4), доброволец школы «Добрые дела дошколят», где стал победителям конкурса и решил для себя продолжить работу, так как не стоит останавливаться на достигнутом.

2.«Дом, в котором я живу».

Наш детский сад принял участие в городской акции «Дом, в котором я живу». Ребята вместе с воспитателями и родителями подготовили плакаты, рисунки, коллажи с призывами к жителям нашего 21 микрорайона сделать дома, дворы чистыми и уютными, соблюдать чистоту и порядок в подъездах. На экскурсии по микрорайону дети уже другими глазами взглянули на свои дворы и дома: как приятно, когда подъезд чистый, а рядом с домом заботливые соседи ухаживают за цветниками и радуют людей. Обратили внимание и на мусор, разрисованные грязные стены: всё это заставило детей задуматься над тем, от кого зависит порядок в доме, дворе, городе. «Чистый двор–чистый город!», «Чистота города – в наших руках», «Чистый двор – хорошее настроение», «Заботься о доме, в котором живёшь!» такие надписи на плакатах увидели жильцы домов, где побывали ребята и волонтеры из школы «Добрые дела дошколят». Дети встретились с дворником и побеседовали о его нелегком труде. Надеемся, эта акция разбудит в жителях нашего микрорайона добрые чувства.

3. «Подари улыбку другу».

Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помог нам осуществить акцию: «Подари улыбку другу». Эта акция добра веселила и радовала как детей, так и взрослых. Во время прогулки добровольцы школы «Добрые дела дошколят» обошли вокруг детского сада и зарядили хорошим настроение всех вокруг. Дети читали стихи, пели песни, дарили подарки, говорили добрые слова. Все ребята получили большой заряд положительных эмоций. Родителям, сотрудникам МДОУ д/с № 98 раздавали смайлики с улыбкой, сопровождаемые доброжелательными пожеланиями и шутками. Позднее некоторые ребята признались, что этот день, был самым лучшим днем в их жизни.

4. «Покормите птиц зимой».

В декабре 2017 г. МДОУ д/с № 98 прошла акция «Покормите птиц зимой!». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» и воспитанники МДОУ д/с № 98 приняли активное участие в акции. Ребята многое узнали о жизни птиц зимой и о том, чем они питаются. Вместе с родителями ребята смастерили кормушки, принесли корм для птичек. Кормушек было так много, что вначале была организованна выставка, в которой дети сами презентовали свои кормушки. Выставка поразила своим разнообразием. На участке группы состоялось открытие «птичьей столовой». Теперь у детей есть замечательная возможность помочь зимующим птицам пережить холода, а также понаблюдать за ними. Копилка добрых дел пополняется! Кормушки для птиц развесили по участкам детского сада. Волонтеры школы призывают всех детей и родителей принимать участие в подкормке зимующих птиц!

5. «Быть здоровым – это модно».

В июле 2017г. в МДОУ д/с № 98 прошла акция «Быть здоровым – это модно», где приняли активное участие родители воспитанников. Основная цель данного мероприятия – формирование общественного мнения о необходимости формирования здорового образа жизни. Ребята совместно с родителями сами составляли распорядок дня и придумывали правила по здоровому питанию и гигиене. Волонтеры рассказала ребятам, что нужно делать для того, чтобы расти здоровыми, сильными и крепкими. Дошколята получили много интересной и полезной информации и с пользой провели время.

6. «Трудовой десант».

Все лето работал волонтерский отряд «Трудовой десант», которые проявили инициативу и помощь в наведении порядка в МДОУ д/с № 98. При этом главная цель отряда-воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Выделилась группа добровольцев из школы «Добрые дела дошколят» в составе 7 человек. Ребята следили за порядком на участке детского сада, ухаживали за клумбами, изготавливали совместно с младшими дошкольниками украшения для участка. Волонтерский отряд вместе с младшими дошкольниками на метеоплощадке «Маленькие метеорологи» проводили элементарные опыты, исследовали свойства предметов и явлений, развивали познавательную активность, логическое мышление и фантазию у малышей. Каждому участнику хотелось внести свою посильную помощь в общее дело и быть полезным. И нам это удалось!

7. «Бессмертный полк».

В преддверии Дня Победы 8 мая 2018 года в МДОУ д/с № 98 прошел парад воспитанников «Бессмертный полк», посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Дошкольники всех групп, начиная с самых маленьких, шествовали колонной в костюмах военных с транспарантами и фотопортретами своих родственников, шарами, цветами по территории детского сада. Память о героизме и подвиге прадедов, близких родственников дети, родители и сотрудники детского сада почтили минутой молчания и запуском разноцветных, воздушных шаров в небо. В холле была оформлена стена памяти «Бессметный полк». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» представили презентации и рассказы о своих прадедах-ветеранах, где рассказали о героических подвигах. В рамках акции старшие дошкольники оформили «фронтовые» письма, конверты-треугольники в память о страшных днях войны. По окончании акции у старших дошкольников прошел музыкально-литературный вечер «Память бережно храним», где дети пели и слушали военные песни, танцевали, читали стихи. От искренности и проницательности строк замирало сердце, а от боли потерь капали слезы. Это был потрясающий праздник! Необыкновенные эмоции детей и родителей.

8. «Президентская компания».

В преддверии выборов президента РФ 2018 в МДОУ д/с № 98 по инициативе детей состоялась деловая игра «Выборы президента группы». Развернулась нешуточная «политическая борьба»: ребятам предстояло выполнить нелегкую задачу – они должны были выбрать президента группы. На этот пост претендовали 2 кандидата из школы волонтеров «Добрые дела дошколят» Ярослав Саломатин и Кирилл Павлов, воспитанники подготовительной группы № 4, которые представили свои предвыборные программы юным жителям детского сада «Ивушка». По итогам состоявшихся выборов победил Кирилл Павлов, что не удивительно, ведь он пообещал изменить жизнь в саду к лучшему, построить футбольное поле для мальчиков, а для девочек–салон красоты. Будущий президент получил удостоверение президента и подарок. Деловая игра «Выборы» вызвала огромный интерес не только у детей, педагогов, но и у их родителей, которые пришли после работы проголосовать за своего кандидата. Мэр города Волжского Игорь Воронин лично поздравил Кирилла Павлова с победой.

9. Семейный фестиваль «Чудный миг».

В преддверии старого Нового года в камерном зале Центра культуры и искусства «Октябрь» прошел семейный фестиваль «Чудный миг». Спеть рождественские песни пришли волонтеры, а также воспитанники МДОУ д/с № 98 с родителями и педагогами. Был издан сборник рождественских песен, которые малыши разучивали заранее. В завершение мероприятия перед собравшимися выступил благочинный Волжского округа протоиерей Александр Копейкин. Он вручил музыкальным руководителям дипломы участников, а ребятам – сладкие подарки.

10. Праздничный карнавал «Яркие люди».

В Волжском 16 июля 2017 г. состоялся праздничный карнавал, посвященный Дню рождения города! Разноцветье масок, атмосфера веселья, юмора и прекрасного настроения–самый необычный творческий проект под открытым небом! Колонна ярких волжан под веселые песни проследовала от Дворца творчества детей и молодежи до пл. Ленина, где участники карнавала представили красочные флешмобы. Волжане с восторгом встречали участников карнавала на главной площади города в парке «Волжский». Педагоги города ярким шоу «Мэри Поппинс» напомнили гостям праздника, что все мы–родом из детства! А наши «Стиляги» воспитанники МДОУ д/с № 98 и волонтеры школы «Добрые дела дошколят» были самыми яркими участниками праздника, которые зарядили публику драйвом и зажигательными танцами.

Детям очень нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу, не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка».

Анализируя опыт работы «волонтеского» движения в МДОУ д/с № 98 мы пришли к выводу, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд стали более коммуникабельны, легко вступают в контакт, научились слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Мы считаем, что главный ресурс технологии «волонтерства» – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, социального и познавательного) от старших к младшим дошкольникам и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского движения МДОУ д/с № 98 «Ивушка» –это включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

Литература:

  1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 184 с. – (Тропинки).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
  3. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, волонтерское движение, ребенок, ребята, дело, волонтерский отряд, доброволец школы, дошколенок, волонтер школы, воспитанник.

moluch.ru

Проект (средняя группа): Проект «ДЕТИ-ВОЛОНТЁРЫ»

Слайд 1

Комитет по образованию Администрация Г.о . Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №57 «Ладушки» Проект: « ДЕТИ-ВОЛОНТЁРЫ » Подготовили и провели : воспитатели Ибрагимова Д.Г., Корбут О.В .

Слайд 2

Волонтеров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Но есть то, что их объединяет – это бескорыстие (отсутствие стремления к наживе, личной выгоде). Добровольцы (волонтёры)-люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда. Волонтеры — это люди, которые бескорыстно делают добро.

Слайд 3

Актуальность: В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Слайд 4

Цель проекта «Дети-волонтёры » — Внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников;

Слайд 5

ЗАДАЧИ : Создать условия для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности , при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим Развить самостоятельность и ответственность у дошкольников навыков общения в разновозрастном коллективе Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

Слайд 6

Ожидаемые результаты реализации проекта: Внедрение волонтёрского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, воспитателей и детей, деятельность которых продиктована доброй волей , а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств ка к милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизация детско-родительских отношений; повышение рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство « СЕМЬЯ-ДЕТСКИЙ САД- СОЦИУМ,»

Слайд 7

Социальная значимость проекта: В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности .

Слайд 8

Для того, чтобы познакомиться с вашим багажом добрых дел предлагаем сыграть в игру «Ларец добрых дел» Подумайте и скажите какие добрые дела вы сделали за последнюю неделю (а может месяц) в детском саду, на улице, на природе?

Слайд 9

Волонтёрство — это встречи с интересными людьми, новые знакомства. Волонтёрство — это приобретение практических знаний, умений, навыков, которые могут быть полезными как в профессии, так и в повседневной ж изни.

Слайд 10

. Педагогический коллектив нашего детского сада внедряет в работу с детьми инновационные методы работы. В рамках экспериментальной деятельности педагогами Ибрагимовой Д.Г. и Корбут О.В был разработан и внедрен проект « Дети –волонтёры» Инновация проекта : состоит в том , что организация волонтёрской деятельности предполагается в детском дошкольном учреждении, где педагоги , родители и дети выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в нашем дошкольном учреждении для участия в добровольческих мероприятиях. Благодаря волонтёрскому движению в детях воспитывается толерантность и формируются ценности. Миссия волонтёра – всегда быть готовыми прийти на помощь . «Дети –волонтёры» нашего детского сада знают, что они главные помощники взрослых и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым дети получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Слайд 11

Какие виды добровольческой деятельности вам известны, а может быть знакомы не понаслышке?

Слайд 12

Предлагаем вашему вниманию деловую игру «Волонтерская организация»

Слайд 13

Перед нами стоит 4 задачи: 1. помочь приюту бездомных животных, который находится на грани банкротства 2. организовать досуг детей из неблагополучных семей в летний период 3. оказать помощь одиноко проживающим пожилым людям 4. провести яркое спортивно-игровое мероприятие в День Здоровья

Слайд 14

Необходимо: 1 . придумать название вашей волонтерской организации 2. рассказать как вы будете решать поставленную перед вами задачу 3. пригласить окружающих поддержать вашу инициативу

nsportal.ru

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»

Подготовила: Богачева А.С. Шарыпово 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Красноярского края г. Шарыпово

Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей

Вы хотите поиграть?
Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?

И сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс.

 

Скачать конспект

Тема мастер-класса: «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры».

Задачи:

  • Расширить знания участников мастер-класса о педагогической технологии «Дети волонтёры» и возможности вариативности её применения в работе с детьми
  • Cформировать у участников мастер – класса мотивацию к использованию педагогической технологии «Дети волонтёры» в работе с детьми.

Этапы мастер – класса:

  • Теоретическая часть
  • Практическая часть
  • Рефлексия (заключительная).

Актуальность

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно — нравственных качеств личности дошкольников.

Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Меня заинтересовало волонтёрство и я решила организовать в своей группе волонтёрское движение. Мне бы хотелось поделиться частичкой своего опыта работы по данной теме. А кто же такой волонтёр? Уважаемые коллеги на этом слайде вы можете ознакомиться с формулировкой — кто такой волонтёр…

Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».

Волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Цель — раззвитие духовно — нравственных качеств личности дошкольников

мной были определены следующие задачи:

  1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет;
  2. Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
  3. Учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
  4. Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

5)Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка

6) Развивать навыки общения детей.

7) Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

8) отслеживать развитие духовно-нравственных качеств воспитанников.

Работа по данной технологии ведется не спонтанно. На месяц составляется план работы, иногда в течение месяца он корректируется. Но это, как правило, не влияет на конечный результат. Разрабатывая систему работы, я изучала и проанализировала методическую литературу.

Установила партнерские отношения с родителями, привлекла к совместному сотрудничеству.

В своей дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, я выделила 4 этапа:

Этапы:

1этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров

2 этап. Формирование волонтёрского движения.

3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков

4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.

1этап. «Социально-психологическая подготовка волонтёров».

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия.

  1. Беседы: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Кто такие волонтёры»
  2. Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Красная шапочка» и т.д..
  3. Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын» и т.д.
  4. Слушание песен: «Будьте добры!» — автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» — автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
  5. Игры: Игра «Объятия», Игра «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек, Игра «Тропинка», «Гномики», Игра «Раздувайся пузырь», Игра «Паровозик», «Пирамида любви» и т.д.
  6. этап. «Формирование волонтёрского движения»

Создание волонтёрского отряда начиналось с разработки визуального ряда, а именно эмблемы, много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстук всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!», символизировало суть волонтёрского движения.

Мои воспитанники волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 6-7 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес.

3 этап. «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания. Любимой волонтёрами движением является поиграть с младшими дошкольниками. Ведь старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.

По возможности, мы стараемся заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах умение хождения по закаливающим дорожкам, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно — ролевые игры.

Наши дети волонтёры изготовили подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравили их, рассказали им как здорово в детском саду

Это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

4этап. «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»

С «Детьми волонтёрами» мы проводим ряд акций. Акция «Сохрани жизнь! Сбавь скорость!» призвали водителей выбирать разумную скорость. Наши дети волонтёры решили напомнить водителям, что от них зависит жизнь детей и взрослых. Водители были тронуты обращением к ним детей, каждый из них задумался о безопасности на дорогах, ребятам они обещали, что станут более дисциплинированными и законопослушными участниками дорожного движения.

А так же провели акцию «Пристегни самое дорогое»

С детьми волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли на улицы города с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

В рамках празднования Дня Победы наши дети волонтёры приняли участие в проведении акции » Георгиевская ленточка». Дети дарили георгиевскую ленточку пожилым людям и поздравляли с наступающим праздником. Дети были довольны, что внесли частичку своего труда в празднование Великой Победы.

У детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Ведём работу по активному включению родителей в жизнь ДОУ, поэтому стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал как традиционных форм взаимодействия с семьей, так и актуальную форму сотрудничества — волонтёрство. Волонтёрский отряд оказал помощь в изготовлении кормушек на участках детского сада совместно с родителями — волонтёрами. Это способствовало воспитанию любви к птицам и заботливого отношения к ним.

Участвовали в акции «Помоги пойти учиться»

С детьми волонтёрами проводим рефлексию. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние полтора года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).

Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Моя работа с детьми и родителями будет продолжена по совершенствованию духовно- нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Практическая часть

Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.

(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):

— Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.

— Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.

— Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.

— Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе то похлопайте в ладоши.

— Считаете ли вы что волонтёр имеетвозможность испытать чувство того, что он кому-то нуженто помашите рукой

— Если вы полагаете, что волонтёрпроявлять толерантность к мнению других людей то похлопайте в ладоши.

— Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.

— Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.

Уважаемые коллеги, прошу вас помочь мне. Мне нужно 5 участников.

Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете ниток. В помощь вам моя схема. Приступайте.

…Уважаемые педагоги, пока здесь изготавливают куклы, мы с вами поговорим о правилах деятельности волонтера. Приглашаю по одному педагогу, лопаете шарик и зачитываете правила и объясните, как вы понимаете…

Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.

Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.

(8 участников выходят каждому надувной шарик, в которых спрятаны бумажки с правилами, они лопают шары, затем зачитывают правила, и объясняют эти правила как они их понимают)

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  2. Будь генератором идей!
  3. Уважай мнение других!
  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!
  5. Обещаешь – сделай!
  6. Не умеешь – научись!
  7. Будь настойчив в достижении целей!
  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Эта Игра необходима для понимания собеседника и передачи информации, а также для сформированности правил деятельности в рамках волонтёрского движения.

Итак, куклы готовы первой о своей кукле расскажу я, разрешаете?

— Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.

  • Познакомимся с вашим героем.
  • Теперь вы расскажите о своем герое.
  • Узнаем о следующем герое.
  • Что вы можете рассказать о своем герое.

(Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка. Последний дает описание куклы из черных ниток)

Мой человечек появился на свет из ниток черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других. У него нет друзей, ему одиноко.

— Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?

— Конечно, да. Что мы можем для него сделать?

Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.

Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце. Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая друг друга.

Это упражнение помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность.

Данные игры используются на 1 этапе «Социально-психологическая подготовка волонтёров».

Я поделилась с вами частичной своего опыта. А теперь предлагаю вам помочь нам. Я прошу вас протянуть нам руку помощи. Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр, про которого можно сказать, что он добрый?

Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.

Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это — любовь, милосердие,

бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность,

скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали на этом мастер-классе. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.

По горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. (волонтёры)

По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса: …… деятельности волонтёров. (правила). 2) Каким качеством должен обладать волонтёр? 3). Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:

Сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс, перед вами острова

остров-ГРУСТИ, остров- НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, остров- УДОВЛЕТВОРЕНИЯ,

остров-НАСЛАЖДЕНИЯ, остров-РАДОСТИ как вы думаете на каком острове вы побывали сегодня… (клеят наклейки на острова)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.

Пробуйте. И у вас все получится!

Я вам сказку рассказала
Мастер класс свой показала.
Тут истории конец
А кто слушал – молодец!

Спасибо за внимание

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Проект «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»

МБДОУ детский сад№2 комбинированного вида

Проект на тему:

» Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят».

Подготовила: воспитатель Редько М.С.

2018год.

Проект «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят».

Краткое содержание проекта:

        Гуманное отношение к людям — способность к сопереживанию, к сочувствию — проявляется в самых разных жизненных ситуациях. В наше время актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

Цель проекта:

Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

-Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.  

-Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

-Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

-Развитие коммуникативных навыков детей.

-Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

В нашем детском саду традиция помогать ближним существует уже много лет. Самые близкие нам — это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.  Они уже могут провести настоящий мастер- класс на разные темы.

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.

Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать » Дни помощи».

  Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.

А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.

Умение делать подарки — это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., — не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.

Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.

Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, одиноких пенсионеров. А потом ребята поздравляют и вручают подарки.

Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры -это сильные люди, способные прийти на помощь.

    Участие детей и родителей в эколого-патриотической акции «Лес Победы», в эко-марафоне «Сдай макулатуру-спаси дерево!», в экологических субботниках «Чистое Подмосковье», «Помоги пернатым зимой!», «Помощь братьям нашим меньшим» и т.д.

Все это развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача -научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.

Одной очень важной традицией нашего детского сада является поздравление ветеранов ВОВ во время митинга, посвященного Дню Победы. Дети с гордостью и трепетом чествуют ветеранов и благодарят за счастливое детство и мирное небо над головой.

Данный вид работы для нас является новым, но очень интересным и детям, и взрослым.

Предполагаемые результаты проекта: 

  1. Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

  2. Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности

  3. Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

  4. Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

  5. Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

  6. Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений — дети, взрослые и пожилые люди.

 Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь 2017 года по май 2018 года. Работа в данном направлении будет продолжается в дальнейшем.

 

Актуальность

  Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» — животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей.  В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

 

Проблема:

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?

А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?

Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Слово » Волонтер» иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Новизна:

  1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.

  2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

  3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Этапы реализации проекта

Первый этап: подготовительный

Сроки: сентябрь2017г. — октябрь2017г.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Довести до участников важность данной темы.

  • Подобрать методическую литературу.

  • Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (соответствующие теме проекта).

  • Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

  • Вечер пословиц и поговорок «О добре и дружбе»

  • Работа детей с раскрасками на тему «Добрые дела» в центре ИЗО деятельности

  • Фотовыставка «Наши добрые дела»

  • Чтение С. Михалкова «Песенка друзей»

  • Изготовление настольный игр: «Ласковое слово», «Копилка добрых дел»

  • Памятки для родителей «Учите детей бережливости

  • Подвижные игры: “Эстафета добрых дел”, “Волшебный стул”.

  • Ситуативные игры: “Что тут хорошо и что тут плохо”, “Оцени поступок”, “Что бы сделал ты”.

Второй этап: основной

Сроки: октябрь2017г. — май2018г.

  • Выступление детей в школе на день пожилого человека и вручение открыток пожилым людям.

  • Показ кукольного театра в младшей группе и изготовление вместе с родителями игрушек своими руками.

  • Изготовление и установление родителями кормушек для птиц.

  • Участие детей и родителей в эколого-патриотической акции «Лес Победы».

Третий этап: итоговый

Сроки: май 2018г.

  • Подведение итогов.

  • Выставка поделок и открыток в виде фронтового письма на тему Великой Отечественной войны.

  • Выступление детей на празднике Победы перед ветеранами и тружениками тыла.

Возложение цветов к могиле неизвестного солдата.

Заключение

Данный проект расширил представления дошкольников о патриотизме, мужестве, героизме, доброте и её роли в жизни каждого человека, познакомил с художественными произведениями на данную тему, воспитывал гуманные чувства, доброжелательное отношение к
окружающему миру, развил способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению, повысил мотивацию детей к ведению здорового образа жизни. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, радовались выполненным ими добрым поступкам. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку.

infourok.ru

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации детей – дошкольников

Морозова Н. В.

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель,

1 квалификационной категории,

Чернышева Р. Ф

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель.

Граф Т. А.

МБДОУ «Детский сад «Антошка»

г. Абакан, воспитатель,

Технология «Дети – волонтеры» как средство

эффективной социализации детей – дошкольников

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком… Д.С. Лихачев [5, 3]

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов — направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально — личностного развития.

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. [9] В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей

В нашем дошкольном образовательном учреждении социализация воспитанников начинается с работы в группах кратковременного пребывания. Эти группы дети посещают вместе с родителями, которые включены в творческий и педагогический процесс. Именно здесь приобретается первый опыт общения и взаимодействия между детьми посредством наблюдения и подражания, прежде всего своим родителям.

Однако, понимая всю важность процесса социализации детей, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.

Несмотря на то, что технология «Дети — волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» — одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка — дошкольника.

В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. [10]

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении — стремлении делать добро.

В сотрудничестве коллектива педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Дети – волонтеры как средство эффективной социализации ребенка – дошкольника».

Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия (см. табл. 1)

Таблица 1

Перспективный план работы с детьми в детской «Школе волонтеров»

Месяц

Тема

Задачи

Содержание работы

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Кто такие волонтеры?

Наша дружная семья

Создать условия ознакомления детей о том, что детский сад – это дружная семья, взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники — о малышах.

Беседа «Кто такие волонтеры?». Экскурсия по детскому саду. «Школа волонтера». Составление правил и обязанностей учеников «Школы волонтеров».

Изготовление флага и герба «Школы волонтеров». Выяснение детей о том, чем они любят заниматься.

Привлечение родителей к разработке флага и герба «Школы волонтеров».

Октябрь

Научим малышей одеваться.

Научим малышей убирать за собой игрушки.

Создать условия для развития самостоятельности и ответственности, детей.

«Неделя добрых дел» — оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании . Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке.

Практикум «Самообслуживание в условиях семьи».

Консультация на тему «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников»

Ноябрь

Создадим сказку

Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере

Показ кукольного театра «Репка», «Колобок».

Рекомендация привлечение родителей к подбору художественных произведений для чтения в кругу семьи.

Декабрь

Как играть с малышами

Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.

Конструирование на тему «Терем Деда Мороза».

Мастер — класс «Елочные игрушки».

Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.

Привлечение родителей и детей к совместному изготовлению новогодних игрушек из бросового материала

Январь

игр-забавы

Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.

«Неделя добрых дел» — оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании

Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках).

Клубный час «Зимушка хрустальная».

«Рождественский концерт».

Ситуативный разговор «Что такое самостоятельность?»

Февраль

Интересные занятия

Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста «Необычное приключение Колобка».

Показ теневого театра «Храбрый заяц»

Мастер — класс «Поздравительная открытка для папы

«Может ли ребенок быть самостоятельным?»

Март

Театр

Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей Поддержка индивидуальности и инициативности детей через недирективную помощь.

Театрализованная постановка по литературному произведению для формирования и развития личности ребенка: Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Мастер — класс «Поздравительная открытка для мамы»

Клубный час «Играй-ка» — разучивание п/и «Солнышко и тучка», «Цветные автомобили» и др.

Привлечение к изготовлению театральных

Апрель

разрешим конфликты

Создать условия для осознания великой силы добра. Развить коммуникативные навыки детей. позволяющие решать конфликтные ситуации с сверстниками.

Показ мультипликационных фильмов «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».

Целевые прогулки на территории детского сада.

Конкурс рисунков на асфальте «Сохраним землю».

Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.

Май

Я — ты — он — она вместе дружная семья

Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка.

Развлечение

«В гостях у Светофорчика».

Акция «Игрушка на память».

Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей» — работа по росписи деревянных игрушек.

Родительское собрание «Что может мой ребенок?»

Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогает нам решать следующие задачи:

​ развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

​ развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;

​ создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя. [7, 69]

Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.

Взаимодействие детей проявлялось:

​ дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;

​ у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;

​ у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;

​ дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

​ в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;

​ многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;

​ педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.

Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист». [10, 7]

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети — волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:

1.​ Создание бригады волонтеры- родители.

2.​ Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

3.​ Совместно с психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.

Закончить статью хочется словами Д.С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»». [10, 7]

Библиографический список

1. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

2. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.

3.Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета.. 1988. 30 июня

4. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99

5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с. — (Тропинки).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32с.

7. Филипович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь.с.75

8. http://www.efremova.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер

10. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=147913&lfrom=236997940 «Письма о добром»: Азбука, АзбукаАттикус; СПб.:; 2013 ISBN 9785389058774

infourok.ru

Кто такой волонтер — Благотворительный центр «Верю в Чудо»

Кто такой волонтёр?

Сегодня в Благотворительном центре «Верю в чудо» регулярно трудятся свыше 400 волонтёров: детских социальных и волонтёров-участников мероприятий.

Волонтёры являются важной движущей силой, участвующей в благотворительных социально-значимых программах «Верю в чудо». Они приходят к детям в больницы, детские дома, социальные учреждения, домой в семьи, дарят детям радость и улыбки, вместе играют в занимательные игры, малышей и ребят постарше учат рукоделию. Волонтеры устраивают детям анимационные праздники и веселятся с ними вместе, сами на время возвращаясь в детство. Среди волонтёров «Верю в чудо» – самые разные специалисты, самых разных профессий!

Одни помогают в роли дизайнера или журналиста, другие – безвозмездно оказывают психологическую помощь детям и их семьям, третьи – помогают ребятам, проходящим длительное лечение в освоении курса школьной программы.

В «Верю в чудо» возможность проявить себя не ограничивается перечнем видов деятельности. Важно лишь то, что Вы готовы принести с собой в наш центр и какими умениями готовы поделиться! И даже если, несмотря на огромное желание помочь детям и их родителям, Вы еще не уверены в собственных силах и талантах, и не определились с тем, чем именно хотели бы помогать – приходите в «Верю в чудо», и мы постараемся помочь Вам подобрать занятие по душе, которое принесет пользу нашим маленьким друзьям!

По вопросам волонтёрства звоните по тел. +7 (4012) 37-55-14 или пишите на [email protected].

 

КАК СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ?

Что нужно сделать сегодня (и в течение ближайших 2-ух месяцев), чтобы стать волонтером «Верю в чудо»?

 

ШАГ 1. До участия в Дне открытых дверей:

  1. Убедиться в своём желании и намерении стать волонтером. Спросите себя: «Хочу ли и могу ли я регулярно помогать бескорыстно?», «Готов ли я уделять время волонтерству регулярно или хочу помогать по мере возможности?», «Как и кому хочу я помогать в первую очередь?
  2. Ознакомиться с основными программами «Верю в чудо» (раздел какой?), посмотреть фотоархив (например, в группе в Вконтакте), сформировать для себя «образ» волонтера и первичное понимание принципов волонтерства (бескорыстие, добросовестность, инициативность и др.)
  3. Следить за информации о ближайшем Дне открытых дверей (время и место встречи) на официальном сайте или в официальных группах социальных сетей. Уточнить информацию можно по тел. +7 (4012) 37-55-14.

 

ШАГ 2. День открытых дверей

  • Продолжительность: 1 час 20 минут.
  • Периодичность: 2 раза в месяц.

! Стать полноправным волонтёром с доступом в детские социальные учреждения можно, если Вам исполнилось 18 лет. С 16 лет Вы можете быть помощником волонтера, участвовать в отдельных проектах, акциях, мероприятиях «Верю в чудо».

Что ждёт Вас на ознакомительном Дне открытых дверей?

  1. Мы коротко расскажем об истории основания «Верю в чудо», благотворительных программах и проектах, реализуемых сегодня;
  2. Расширим Ваши представления о формах волонтерства и поможем выбрать наиболее подходящий вариант лично для Вас;
  3. Расскажем о дальнейших этапах обучения и разъясним, какие документы и справки будет необходимо предоставить;
  4. Ответим на все интересующие вопросы;
  5. Угостим чаем с печенюшками.

 

ШАГ 3. Этап обучения

Подробнее о том, какие тренинги и практические занятия Вам предстоит пройти, а также, какие документы необходимо будет предоставить до официального принятия в ряды волонтеров, координатор по волонтерам расскажет на Дне открытых дверей.

 

!ВНИМАНИЕ:

Этап обучения обязателен, если Вы хотите стать конкретно детским волонтером! Если Вы хотите помогать разово/дистанционно/документально/транспортно и иными способами, общий базовый тренинг необязателен.

Стать волонтером, хотя и без официального именного бейджа-удостоверения, можно даже на этапе обучения! А если во время Вашей подготовки проводятся выставки, ярмарки и благотворительные акции в поддержку детей, Ваша помощь на них будет особенно актуальна! Но будьте готовы пройти инструктаж.

«Верю в чудо» оставляет за собой право отказать в принятии в волонтеры без объяснения причин. Но мы всегда готовы подсказать другие организации Калининградской области, где возможно Вы реализуете свой социальный потенциал!

 

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ?

Супер-профи-волонтером сразу стать невозможно. Здесь, как и в любом другом деле важен опыт. На момент вручения Вам именного, Вы уже расширите свои представления о центре, получите базовые знания по детской возрастной психологии, узнаете особенности выстраивания взаимоотношений с детьми-сиротами и детьми с тяжелыми заболеваниями. Уверены, страхи и опасения, вызванные отсутствием нужной информации, обязательно исчезнут, как только мы расскажем Вам, как лучше поддержать родителя, ребенок которого серьезно болен, с «какой стороны» подойти к медицинским работникам, чтобы сделать общение с медиками максимально комфортным, как избежать трудностей и не «сгореть эмоционально», помогая людям.

Важно помнить, вступление в ряды волонтеров, хотя и очень ответственный этап и, для многих даже «переломный», жизнеопределяющий, — это только начало пути.

Начинающих и опытных волонтеров мы будем рады видеть на творческих мастер-классах и дополнительных обучающих тренингах, на волонтерках и «маёвках».

Двери «Верю в чудо» всегда открыты для творческих, инициативных, ответственных, добродушных, предприимчивых и активных, молодых и не очень, для тех, кто хочет менять мир вокруг себя и дарить людям частичку своей теплоты, заботы и любви!

www.deti39.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *