Вклад Италии в становление западной цивилизации трудно переоценить. Несколько столетий она была ядром огромной Римской империи. В VIII веке возле Рима была образована Папская область, с тех пор этот город стал мировой столицей католичества. Что касается культуры, то мощный прорыв в её развитии наступил в эпоху Ренессанса, которая стала настоящей революцией во многих сферах человеческой деятельности по всему Старому Свету. В эпоху Возрождения происходили мощные трансформации творческого потенциала, воображения, мировоззрения и в целом человеческого интеллекта. Итальянский ренессанс подразделяют на ряд этапов (дученто, кватроченто и чинквеченто), имевших свою очерёдность и культурные особенности.
Живопись
Итальянское изобразительное искусство существовало ещё в древности. Именно Италия в Древнем Риме стала сосредоточением архитектуры и искусства. Даже во время мрачного Средневековья в Италии работали талантливые художники, но с наступлением Ренессанса началось процветание искусства. Затем были другие стили: барокко, маньеризм, рококо, а в прошлом веке появился футуризм. Особенным художественным достоянием в Италии обладает Флоренция.
Неоценимым вкладом Италии в мировую культуру стало творчество таких титанов Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и много других гениев. Туристов и сегодня поражают ватиканские расписные потолки Сикстинской капеллы, самый знаменитый в мире портрет Моны Лизы кисти да Винчи, находящийся в Лувре, или выставляемая в Германии «Сикстинская Мадонна».
Архитектура
Первые шедевры архитектуры были связаны с религией. В Древнем Риме научились строить монументальные и грандиозные сооружения храмов для античных богов.
Поражает архитектура прекрасно сохранившегося Пантеона или Колизея, которому чуть меньше повезло в плане сохранности. В XI веке в архитектуре главенствовал строгий и простоватый романский стиль, который отражал ту мрачную эпоху. Вслед за ним пришла гораздо более изощрённая готика: дворцы Веккьо и Дожей, церкви Сан-Франческо и Сан-Петронио. С началом в конце XIV века эпохи Ренессанса архитектура жилых и общественных зданий стала более светской. Красоту и изящность архитекторы умело переплетали с элементами античности, такова ватиканская Сикстинская капелла, флорентийский дворец Питти, генуэзская церковь Мадонна-да-Кориньяно
.
Скульптура
Основателем школы итальянской скульптуры стал Никколо Пизано, заложивший прочное основание для развития этого вида искусства. Его идеи были востребованы до середины XIV века и быстро распространились по территории страны. Одной из важнейших его работ было создание шестигранной кафедры из мрамора для баптистерия в Пизе.
Литература
Знаменитый поэт Петрарка в комедии «Филология» использовал новый стиль сонета, который после него использовал Шекспир. Писатель и философ Никколо Макиавелли в книге «Государь» размышляет о ценностях и методах управления страной. Идеи Макиавелли использовались многими политиками в последующие столетия, востребованы они и в наши дни.
Наука и техника
Эпоха Ренессанса оказалась чрезвычайно благотворной и для развития науки и техники. Галилей внёс несравненный вклад не только в развитие астрономии, но и в восприятии людьми нашего мироздания. Гораздо позднее физик Вольт много работал с электричеством, создавая батареи, а Энрико Ферми внёс огромный вклад в разработку квантовой теории. Ещё стоит отметить математика Лагранжа и сделавшего доступным к использованию принцип радио Маркони, который получил за это Нобелевскую премию.
Музыка
В итальянской музыке в разное время использовались разные стили: её вершиной были оперы выдающихся композиторов XIX века, в XX веке на смену опере пришла экспериментальная музыка и слащавая «попса». Традиционная народная итальянская музыка невероятно разнообразна по причине этнического разнообразия страны.
Современная музыкальная инфраструктура Италии очень развита, здесь много не только концертных залов, театров и консерваторий, но и студий звукозаписи, телевизионных и радиостанций, центров изучения музыки. В стране проводится много музыкальных фестивалей, поэтому музыкальная жизнь страны необычайно оживлённая. А Миланский театр «Ла-Скала» продолжает оставаться эталоном оперной музыки.
Значение моды для итальянского общества также трудно переоценить. Стоит перечислить лишь названия таких домов моды, как
Армани, Бриони, Гуччи, Прада, Валентино, Версаче, как станет ясно, кто задаёт тон в мировой моде. Неслучайно Милан является неофициальной мировой столицей моды и дизайна.
Религия
Расположенный в Риме Ватикан является средоточием всего католического мира и статус «государства в государстве». 92% итальянцев являются католиками. Для страны церковь по-прежнему имеет большое значение, в том числе и политическое. Современные отношения между церковью и государством регулируются на основе принятого в 1984 году закона о новом конкордате. Католическая ветвь христианства имеет в Италии явный приоритет
, дистанцируясь от «некатолических» конфессий – иудейских, протестантских, мусульманских, хотя тем и предоставлены равные права с католиками.
Государственный язык
93% населения Италии говорит на итальянском языке. Но половина жителей помимо него в равной степени пользуется региональными диалектами.
Вклад Италии в мировую культуру переоценить невозможно. Прежде всего, это культурное наследие Древнего Рима, которое обогатило весь европейский континент. Это также и прекрасные творения эпохи Возрождения.
Итальянские художники эпохи Возрождения принесли Италии всемирную славу.
Леонардо да Винчи, к примеру, был не только талантливым живописцем, но и математиком, физиком и архитектором. Миру известны полтора десятка его работ, самые главные и знаменитые из которых — «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с цветком», «Мадонна с младенцем», «Портрет дамы с горностаем», «Витрувианский человек».
Творчество Микеланджело Буонаротти было не менее плодотворным. Его скульптуры «Давид», «Моисей» и «Пьета» являются достоянием мировой культуры.
Творчество Рафаэля Санти — создателя «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны Конестабиле» — тоже получило всемирное признание.
Эмилио Греко, Микеланджело да Караваджо, Ренато Гуттузо — лишь немногие из большого количества итальянских мастеров. Всемирная известность в литературе принадлежит Франческо Петрарке, Карло Гоцци, Джованни Боккаччо, Джани Родари, Карло Коллоди, придумавшему Пиноккио, с которого впоследствии А. Н. Толстой списал своего Буратино.
Говоря о культуре Италии, нельзя не сказать о национальных особенностях этой страны.
Бойкие и жизнерадостные итальянцы славятся гостеприимством и радушием. Если вы оказались в Италии, готовьте щеки для дружеских проявлений — поцелуи здесь привычное дело даже при встрече с не очень хорошо знакомыми людьми. В некоторых случаях вас даже могут потрепать за щеку!
Итальянская нация
формировалась сложно в силу многовековой политической разобщенности отдельных ее частей. Это привело к образованию этнографических групп итальянского народа — пьемонцев, кампанцев, венецианцев, сицилийцев и других. Но постепенно, особенно после объединения Италии, культурные и бытовые различия ее населения существенно сгладились. Только некоторые национальные меньшинства Италии, такие как сардинцы и фриулы, сохранили свои особенности быта, традиции и обычаи.
Сохранились многовековые традиции Италии и в ее сельской архитектуре. Но крестьянская одежда, напротив, постепенно теряла свою популярность и в конце XIX века полностью вышла из употребления. Дольше всего традиционный костюм носили жители островов и южных областей. Но в горных районах Сардинии и Сицилии можно встретить крестьянина в традиционной одежде и сегодня. В других областях страны национальный костюм надевают только в дни больших праздников или во время фестивалей песни и танца.
Все эти мероприятия сопровождаются театрализованными спектаклями, процессиями или соревнованиями по какому-либо из местных видов спорта. В прошлом традиционные итальянские костюмы всех областей страны были особенно яркими и многообразными. Они отличались друг от друга расцветкой, отделкой, украшениями, но их покрой и основные элементы народного костюма оставались неизменными.
Признанные итальянские ценности — семья, местная кухня и футбол. Язык жестов — обязательный элемент общения итальянцев.
Женский традиционный итальянский костюм обязательно должен был состоять из длинной широкой юбки, блузки с широкими рукавами и так называемого корсажа — короткой кофточки, которая плотно облегает фигуру. Также неотъемлемой частью женского народного костюма являлся передник, который чаще всего был длинным и сшитым из яркой ткани.
Для мужского традиционного костюма обязательно нужны были короткие штаны, белая вышитая рубаха и коротенькая курточка или безрукавка. Самые популярные мужские головные уборы — это шляпа, фасон которой зависел от области страны, и берретто (по форме напоминал чулок). Такой головной убор до сих пор надевают крестьяне большинства островов и южных областей. Сегодня итальянцы предпочитают одежду общеевропейского покроя, а современные крестьяне одеваются так же, как и обычные городские жители.
В стране, где сиеста (послеобеденный сон) почти утверждена на законодательном уровне, любят больше отдыхать, чем работать. Какие традиции и обычаи Италии сохранились до наших дней? Какие изжили себя и забыты? Чем примечательны люди этой прекрасной страны? О самых интересных традициях и обычаях Италии можно узнать из публикации.
Население
На территории этого средиземноморского государства, которое на карте Южной Европы напоминает по форме сапог, проживает около 60 млн человек. В прославленной столице – Риме – примерно 3 млн. Официальным языком парламентской республики считается итальянский. Долгие годы в стране оставался достаточно однородный национальный состав (итальянское большинство). Однако в связи с создавшейся мировой геополитической ситуацией и большими миграционными потоками сегодня в Италии проживают албанцы, французы, немцы, греки и представители других народностей (численностью около 10%).
Неудивительно, что по религиозному составу преобладают католики (92%). Итальянцы обожают своего папу, практически каждый житель страны хотя бы один раз в жизни посетил государство-анклав Ватикан, которое находится на территории Рима.
В Италии также можно встретить протестантов, мусульман, православных и иудеев.
Традиционное жилище и костюм
Типичной постройкой в небольших поселениях остается домик средиземноморского типа. Согласно традициям и обычаям, в Италии их издавна строили в два этажа из камня. Уютно смотрится среди зеленых деревьев и кустарников черепичная двускатная крыша жилища. Постройка делилась по горизонтали на два уровня. Первый отводили под хозяйственные помещения, кухню, а на втором этаже была жилая часть. Внутреннее убранство отличалось массивной деревянной мебелью, которую сегодня редко встретишь в современных домах.
Жизнерадостные и энергичные представители нации, следуя традициям и обычаям Италии, носили очень яркие многообразные наряды. В основе женской одежды – длинная и широкая юбка, которую украшал белый или зеленый передник, рубаха с широкими рукавами, корсаж подчеркивал достоинства фигуры. Мужское население облачалось в короткие штаны, белые рубахи, куртки или безрукавки, шляпы или береты.
Настоящего итальянца всегда отличает опрятный внешний вид, аккуратность даже в мелочах. Здесь и мужчины уделяют много внимания своему облику.
Особенности национальной кухни
Согласно традициям и обычаям, в Италии на столе всегда присутствовало много свежих морепродуктов и разнообразных мучных изделий (спагетти, каннеллони). В наши дни кулинарные пристрастия населения этой страны изменились незначительно. Любимыми кушаньями остаются равиоли и тортеллини, лазанья, ризотто, пицца.
Популярным напитком в Италии является кофе, который часто подают с лимоном (espresso romano). Из алкогольных предпочтений можно выделить амаретто, граппу, кампари, самбуку, лимончелло. На десерт часто подают тирамису (кстати, в переводе с итальянского название лакомства означает «делает меня счастливым»).
Праздники
Это особая строка – чем больше праздников для итальянца, тем лучше. Устраиваются гулянья, конечно же, с размахом, песнями, танцами. Свято чтут итальянцы Рождество (25 декабря), считая его исключительно семейным торжеством. Как и в нашей стране, здесь отмечают 8 Марта и 1 Мая. День отца (в честь Св. Джузеппе) проводят 19 марта, через два дня (21 марта) наступает День дерева, 1 апреля – День смеха, а День основания Рима (21 апреля) плавно переходит в День освобождения Италии (25 апреля), потом идет День матери (10 мая) и т. д. Итальянцы не только четко знают, но и чествуют дни всех своих святых покровителей. Эти даты не являются официальными, но де-факто банки, магазины и прочие заведения закрыты.
Национальный характер
Внутренний мир итальянцев полон парадоксов и противоречий. Центром вселенной для жителей этой страны является семья, причем в самом широком смысле этого слова. Люди очень трепетно относятся к матерям и детям, ценят и свято берегут дружбу. Это одна из немногих стран, в которой отсутствуют детские дома.
Итальянцы – прирожденные актеры, в компании очень любят выставлять себя напоказ. Этих людей отличает легкое отношение к жизни, оптимизм, любовь к веселью и смеху. Они очень общительны, разговаривают громко и эмоционально, четко выговаривая звуки. Нетерпимо относятся к неправильному произношению, очень часто поправляют речь иностранцев. Люди в этой стране активно жестикулируют во время общения. В то же время эта черта считается допустимой лишь для мужчин, женщине так вести себя неприлично. Однако общительность не означает открытость, с незнакомцами они держат себя очень осторожно, не болтают лишнего.
Виды туризма и достопримечательности
Обычно Италию посещают путешественники, которые любят горные лыжи, пляжный отдых, экскурсионный, лечебно-оздоровительный и деловой туризм. Последние 10-20 лет стремительно набирают обороты шоп-туры в страну именитых кутюрье и дизайнеров.
Традиции, обычаи, культура Италии неразрывно переплетаются с ее историей, отследить которую можно, посетив самые известные достопримечательности страны. Столица государства примечательна античным Пантеоном, постройка этого храма датируется 27 г. до н. э. Также в Риме можно увидеть знаменитый Колизей, несколько триумфальных арок, Римский и Императорский форумы, термы (бани) Каракаллы. Базилики Св. Иоанна Латеранского, Св. Павла не оставят равнодушными религиозных ценителей. Обязательно нужно посетить Пьяцца Навона с тремя фонтанами, известность эта площадь обрела со времен Древнего Рима. Экскурсии в Капитолийский, Национальный Римский музей и галерею Боргезе непременно предлагаются посетителям столицы.
Милан славится доминиканским монастырем, в трапезной которого находится фреска «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи. Нельзя не посмотреть шикарное представление в знаменитом театре Ла Скала.
Чудо-город Венеция стоит на 122 островах, город пересекают 170 каналов и 400 мостов. Здесь можно увидеть собор Св. Марка, дворец Венецианских дождей. Флоренция знаменита собором Санта-Мария-дель-Форе, баптистерием Сан-Джованни, галереями Уффици и Питти, гробницей семьи Медичи.
Самые интересные факты
Обычаи и традиции Италии хранятся до сих пор. Например, в этой стране принято ужинать строго в полном составе семьи, а по воскресеньям следует навещать любимых бабушек и дедушек. Если вы хотите расположить к себе делового партнера-итальянца, попросите его показать семейное фото. Не волнуйтесь, оно у него обязательно окажется в портмоне.
Жители Италии очень суеверны. Например, они боятся распространяться об успехах и здоровье своих родных, никогда не устраивают свадьбы в мае, а в Новый год каждому члену семьи непременно нужно съесть 12 виноградин. Кстати, есть традиция выбрасывать (не в окно, конечно) в уходящем году все старые и ненужные вещи. Возможно, кто-то распрощался и с телевизором.
Итальянцы – одна из самых добрых и милосердных наций. Например, за жестокое отношение к кошке можно получить до 3 лет тюрьмы. Несмотря на это, северяне и южане страны очень холодно и пренебрежительно относятся друг к другу. Южные итальянцы считают северных занудами, а северные уверены, что южане – непроходимые лентяи.
Вместо заключения
Мы рассмотрели кратко традиции и обычаи Италии, теперь стало понятно, почему эта чудесная страна занимает четвертое место в мире по посещаемости туристами. Здесь более 50 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО – такой цифрой не может похвалиться ни одна другая страна нашей планеты.
Изучая обычаи и традиции народов Италии, важно помнить, что в этой стране очень любят родной язык, а иностранные изучают с неохотой. Поэтому стоит запастись разговорником, чтобы как следует проникнуться местным колоритом.
Художественная культура и литература Италии в XIX веке
Южный Федеральный Университет
Факультет философии и культурологии
кафедра исторической культурологии
Реферат на тему:
«Художественная культура и литература Италии
в XIX веке»
Выполнил: студент II курса группы 2
Романенко Максим
Преподаватель:
Протоковилова Елена Александровна
Ростов-на-Дону
2011 г.
План.
I. Социокультурная обстановка в Италии в XIX веке.
II. Художественная культура начала XIX века. Искусство неоклассицизма.
III. Бунт романтизма. Реализм.
IV. Итальянская литература XIX века.
V. Заключение.
I. Социокультурная обстановка в Италии XIX веке.
Для истории художественной культуры Италии XIX век – один из самых сложный и противоречивых этапов. В течение длительного времени авторитет итальянского искусства был для всей Европы непререкаемым. Так, даже в XVIII веке, когда значительного успеха достигли английская литература, пластические искусства Франции, музыкальное искусство Австрии и Германии, Италия все еще была для Европы своеобразной «художественной Меккой», которая поражала и притягивала единством традиций древности и нынешним цветением и многообразием самых различных видов искусств.
Наступает новое столетие, которое коренным образом меняет роль Италии в западноевропейской художественной культуре. На фоне стремительных подъемов и бурных потрясений, которые переживало искусство Германии, Англии, Франции – стран с устойчивым художественным традициями, будто бы получившими с наступлением века «второе дыхание», а также и на фоне вхождения в европейскую художественную семью искусства славянских и скандинавских народов, положение итальянской культуры становится все более сомнительным и неустойчивым.
Изменения в искусстве Италии XIX века вызваны важнейшими, трансформирующими общественное сознание историческими событиями. Рисорджименто (в переводе с итальянского означает «возрождение») – семидесятилетняя борьба итальянского народа за освобождение и объединение. Это было время крупных политических действий, которые не могли не вызвать подлинное культурное обновление страны. За период с 1799 по 1870 год в Италии произошел целый ряд буржуазных революций, способствовавших объединению страны в 1871 году.
Вторжение французских войск под предводительством Наполеона Бонапарта в пределы страны уничтожило монархические государства. На их месте были учреждены подвластные Франции республики. После поражения наполеоновской армии Венский конгресс в 1815 году реставрировал в Италии феодально-абсолютистские монархии: Сардинское королевство, Королевство обеих Сицилий, Папское государство, герцогства Модену, Парму, Лукку и Тоскану. Ломбардия и Венеция были включены в состав Австрийского империи. Так, по словам тосканского поэта-сатирика Джузеппе Джусти Италия в тот период напоминала «сапог, сшитый из разноцветных лоскутков и нуждающийся в починке, когда в руки его возьмет настоящий сапожник».
Борьбой за освобождения Италии от гнета и за ее объединение руководили карбонарии (в переводе – угольщики). Кульминацией национально-освободительного движения стали революции 1848-1849 и 1859-1860 годов. Все это, в конечном счете, привело к соединению страны в 1871 году в единое, общенациональное, независимое государство – Итальянское королевство. Последняя точка в этом процессе была поставлена уже в 1871 году – к Италии был присоединен Рим.
Таким образом, на первый план выходят вопросы национальной свободы, новой политической организации страны и языкового единства. Идеи исторического прогресса, все более крепнущей связи времен обусловили формирование философско-эстетических взглядов эпохи Рисорджименто, которые в свою очередь отразили всю сложность и кризисность сознания этого времени. Была провозглашена вера в духовное и политическое объединение страны.
Характерной особенностью итальянского искусства в XIX веке стала тесная и неразрывная связь политики, культуры и искусства. Проблема «итальянизма» стала превалирующей в эстетике начала девятнадцатого столетия, затем на первый план выходит требование правдивости искусства и его социальной значимости. Сейчас мы рассмотрим, как именно развивалась художественная культура Италии в этот период во всем ее многообразии и противоречивости.
II. Художественная культура начала XIX века. Искусство неоклассицизма.
Искусство Италии в XIX столетие вступает в русле неоклассицизма, последнего эпохального стиля, близкого по универсальности стилям классической поры, но при этом имевшем свою специфику. Зародившись в культуре XVIII века, неоклассицизм совпадает с периодом исторического размежевания двух пограничных эпох, когда позднее Просвещение, Великая французская революция, наполеоновская кампания, Реставрация последовательно сменяют друг друга, но при этом нередко совмещаются и живут рядом в одном духовном пространстве. Таким образом, это определило богатство и противоречивость в мироощущение современников.
Итак, неоклассицизм. Это прямое следование традиций классики или нечто другое?
Неоклассицизм нельзя считать простым восстановлением классики. Отличие его кроется в том, что это осознание невозможности возвращения классики как периода в историческом развитии, восприятие настоящего как пустоты.
Как в этико-политическом плане признается необходимость свободы человека, так и в эстетическом – необходимость свободы в искусстве. Художник должен заниматься искусством и только искусством, отказавшись от остальных дел. Художник больше не связывает художественный замысел с мастерством, творческий процесс ассимилируется с философией. Искусство выступает как результат возвышения истории, отказавшись от идеи антиисторизма. Таким образом, неоклассицизм – поэтика возвышенного в отместку опытности XVIII века.
Что касается архитектуры, то на ее развитие в этот период значительное влияние оказали архитектурные идеи эпохи Просвещения. Главная особенность – размах градостроительства и при этом отсутствие шедевров. Теперь задача архитектуры – служить обществу. Но жизнь людей меняется очень быстро, а следовательно было необходимо следовать все новым требованиям и новым типам зданий. Нужно было строить не только церковь или дворец, но прежде всего дом среднего достатка, больницу, школу, музей, порт и прочие общественно полезные здания. То есть происходит отказ от здания-памятника и переход к зданию, имеющему определенную социальную функцию. Город представляется нам живым организмом, а его структура – координация функций различных объектов. Все это основано на принципах разумности, рационализма. Превалирует идея взаимосвязи человека и природы, которая находит свое выражение в большом количестве зеленых зон, парков и скверов.
Сведение задач архитектуры только к выполнению задач градостроительства приводит к типизации и упрощению форм. Так, Джакомо Кваренги был одним из первых художников, решительно упростившим традиционные типы зданий. Его линию продолжил венецианец Антонио Сельва. Его планы всегда отличались многофункциональностью и математической ясностью. Маленькая церковь Сан-Маурицио с прекрасными барельефами на фронте и на стенах является собой красоту математической формулы.
Работы превосходного чистого стилиста, без амбиций на создание масштабных творений, можно наблюдать в Риме. Джузеппе Валадье лучший итальянский архитектор того времени, для которого высший смысл его творчества – достижение отточенной формы и совершенного вкуса. Когда он приводил в порядок Пьяцца дель Пополо, то был озабочен не достижением грандиозных эффектов, а стремлением увязать с помощью лестниц и проспектов архитектурные и природные элементы. Его идеал – спокойное равновесие, без помпезности. Это и можно заметить в фасаде церкви Сан-Рокко, где легко и превосходно соединяются центральная, возвышенная части и колонны.
В скульптуре неоклассицизм выразился в творчестве Антонио Кановы. Его творчество отражало потребности аристократической феодальной верхушки общества в изящном. Надо было создать иллюзию гармонии и благополучия, сгладить все «неровности» жизни. Известна фраза Кановы – «Искусства — прислужницы прекрасного, принуждать их к изображению безобразного значит распинать их…» Это был призыв к своеобразному изменению реальности.
К концу XVIII века итальянская скульптура изжила себя, поэтому с большим восторгом были встречены в Венеции первые произведения Антонио Кановы — парные статуи «Орфей» и «Эвридика» и особенно «Дедал и Икар», в которых новым было отсутствие вычурности и нарочитой помпезности. В группе «Дедал и Икар» ясно выступал темпераментный и даровитый подход к натуре. Переселившись в Рим, Канова постепенно под влиянием теоретиков классицизма отходит от природы в сторону все большей идеализации.
Обладая высоким мастерством в обработке мрамора, он умел придать «изящество» своим фигурам из античной мифологии. Так, широко стали известны два его произведения: «Амур, слетающий к Психее» и «Амур и Психея, любующиеся бабочкой». Произведения Кановы были различными по характеру. Его прогремевший «Персей с головой Медузы» является довольно безжизненным подражанием Аполлону Бельведерскому, а статуя «Геракл и Лихас» достаточно натуралистична.
Черты итальянского искусства этого, столь заметные в скульптуре и архитектуре, проявились также и в живописи, но с той разницей, что итальянская живопись эпохи неоклассицизма не создала крупных явлений, как, например, Канова. При этом была решительно порвана связь с традициями прошлого.
Так, Андреа Аппиани сложился в Миланской Академии. В росписях Королевского дворца в Милане он прославляет Наполеона в виде «Юпитера — владыки земного шара». Самая известная его работа – «Аполлон на Парнасе среди муз»; искусно сгруппированные фигуры оживляются контрастами движений и ракурсов, но при этом образы безжизненны, оставляют впечатление холода.
Большим успехом в свое время пользовался Винченцо Камуччини. Наиболее известной его картиной является «Смерть Юлия Цезаря». Композиция ее театральна, эффектное сочетание групп и поз интересуют художника.
При всей очевидности главенства музыки в художественной культуре Италии XIX века ее развитие было полно различного рода противоречий. Одним из проявлений кризисы итальянской музыки XIX века стала практически полная концентрация на таком жанре, как опера. Это было связано с особенностями, которые ярко характеризовали итальянское художественное видение в целом. Так, искусству Италии XIX века было свойственно стремление к особым формам монументальности, к созданию нового художественного образа – наполненного переживаниями и в то же время отлученного от бытовых подробностей. Другой аспект это приверженности – тяга к зрелищности, нарядности, яркой праздничности, ведущие происхождение из древних романских традиций.
В расцвете оперного искусства в Италии «повинен» Джоаккино Россини. Россини вывел музыкальный театр из кризисного состояния, в котором он пребывал к концу XVIII века. Его сочинения полны чарующей легкостью, юмора, блеска и движения. Порой Россини упрекают в поверхностности, в изображении в основном только светлых сторон жизни. Но это явление замечательно тем, что Россини создавал свои произведения в тягостные годы итальянской истории. Например, его знаменитый «Севильский цирюльник» был написан в 1816 году, сразу после Венского конгресса. Можно представить, как радовались люди этому лучику солнца в тяжелые времена после наполеоновской эпопеи.
Россини создал около сорока опер, в которых выразил чувство патриотизма и стремление к вольности. Во всех своих произведениях он стремился к единству музыкальной линии и цельность драматического образа.
Следующий «лидер» итальянской оперы – Гаэтано Доницетти. Театральный темперамент, сильный драматизм (местами даже мелодраматизм), вокальная виртуозность, легкая мелодика – все это обеспечило успех многих его опер, к числу которых можно отнести «Любовный напиток», «Лючия де Ламмермур», «Дон Паскуале»и другие.
III. Бунт романтизма. Реализм.
Итак, 30-е гг. были некоторым рубежом в жизни и искусстве Италии. Зарождается романтизм. Он отвергает идеологию предыдущего художественного течения – неоклассицизма, – опиравшегося на идею сведения искусства к философии. История уже рассматривается романтиками не со стороны, а они видят в ней, прежде всего, жизненный опыт, который нужно пережить в гуще политических, социальных и религиозных событий своего времени. Сущность истории – это не творение героя или вечных, оторванных от общества принципов, а выражение чувств и жизни народов и их достижение свободы.
Романтизм вел к жизни, а не уводил от нее, что хорошо видно в исторических произведениях Франческо Хайеца. Его произведение, как «Сицилийская вечерня» говорит о повороте к жизненности, о бунтарской настроенности романтика. Стремление к правде видно в его портретах прогрессивных деятелей эпохи, а также в жанровых картинах на литературные темы— «Поцелуй. Прощание Ромео и Джульетты».
Освободительная война повлияла почти на всех ведущих художников эпохи рисорджименто и дала толчок развитию реализма. В основном картины пишут в это время уже не для «святейшего престола» папы и не для монархов, а для общественности. Почти во всех областях Италии проявилось стремление к правде в искусстве («веризм»). Пейзаж постепенно начинает занимать довольно значительное место в живописи эпохи.
Реалистические тенденции наиболее ярко проявились в творчестве Антонио Фонтанези. Он изображал природу Италии не условно-декоративно, а реально, одушевляя увиденное поэтическим чувством.
Центрами более широкого и глубокого обновления искусства в годы освобождения и становления новой объединенной Италии стали главным образом Неаполь и Флоренция. В 30-х годы В Неаполе было создана «школа Позилиппо» – объединение пейзажистов-реалистов. Ведущими художниками этой школы были Доменико Морелли и Филиппе Палицци.
В творчестве Палицци нет актуальных тем современности, но в искренности и правдивости его картин довольно убедительно выразилось обращение итальянского искусства к реалистическому изображению действительности.
Что касается Доменико Морелли, то он даже евангельские сюжеты изображает как реалистические сцены восточного быта, например, —«Дочь Иаира». Резкое противопоставление темного и светлого усиливают убедительность его образов.
В другом художественном центре — во Флоренции формируется группа мастеров, получивших название «маккиайоли» (в переводе «пятно»). Это были: Сильвестре Лега, Телемако Синьорини, Джованни Фаттори и некоторые другие. Художники требовали непосредственной связи искусства с современностью, из которой, по их мнению, необходимо черпать сюжеты для своих произведений
Остановимся на творчестве Телемако Синьорини. Круг тем его работ обширен: ряд пейзажей, жанровые композиции и т.д. Так, например, в картине «Буйные в больнице св. Бонифация во Флоренции» художник отчетливо фиксирует резко движения душевнобольных женщин, а их темные силуэты на мрачном фоне стен поистине трагичны.
Самыми ценными работами в наследии Лега являются его жанровые композиции с почти исключительно женскими фигурами в пейзаже или интерьере. Он любит сочетать неподвижные или почти неподвижные фигуры со скупым жестом, сдержанным движением. Его композиции всегда пространственно строго построены.
Главенствующими жанрами в итальянском искусстве в 70—80-х годов являются городской пейзаж и бытовая живопись. Некоторое итальянские художники были тесно связаны с импрессионистами. Например, два мастера, принимавшие участие на выставках импрессионистов,— Джузеппе де Ниттис и Федериго Зандоменеги. Импрессионизм этих художников сохраняет черты своеобразия итальянской живописи и тогда, когда они правдиво и темпераментно передают уличную жизнь Парижа или когда пишут воды Сены.
К середине века в скульптуре начинает проявляться тяга к несколько большей жизненной правдивости. Это заметно сперва в творчестве Лоренцо Бартолини, а затем еще отчетливее в произведениях Джованни Дюпре.
Тенденции реализма проявились в творчестве Винченцо Вела. Статуя Спартака, разрывающего цепи, полного ненависти к угнетателям,— произведение, провозгласившее политический призыв. Постепенно в его творчестве усиливаются демократические тенденции: все чаще обращается к образам простых обездоленных людей («Крестьянка с ребенком), наконец, к миру рабочих. Композиция «Жертвы труда» изображает четырех шахтеров, несущих умирающего товарища — жертву подземной катастрофы. Социальной направленности произведения соответствует и его форма, стремление передать натуру во всей цельности и характерности, не сглаживая ее недостатки.
Немало новых зданий, преимущественно социального значения, было построено в основном в эклектическом стиле, отличающемся пышной репрезентативностью. Из крупных официальных построек выделяется в Риме Дворец юстиции Гульельмо Кальдерини. Соединяя в одном здании разные стили, используя рустику, ордеры классического Ренессанса и элементы романского стиля, Кальдерини стремится достичь впечатления роскошности.
Определяющее значение в этот период также имеют градостроительные задачи — приспособление города к новым потребностям — быстрому росту населения, новым задачам транспорта. Например, в Риме от центра к вокзалу через площадь Терм была проложена большая магистраль (Виа Национале). Окраины застраиваются новыми кварталами. Площади Италии заполнялись во второй половине 19 в. многочисленными памятниками Виктору Эммануилу II и великому Гарибальди. Большей частью они отмечены помпезностью, вычурностью. Характерным примером является грандиозный по размерам претенциозный и пустой памятник Виктору Эммануилу в Риме архитектора Джузеппе Саккони. Перегруженность сооружения деталями, подавляющими друг друга, и неоправданно огромный масштаб лишают памятник подлинного величия.
Театр Италии XIX века – единственная трибуна, с которой звучал голос правды. Он существовал в борьбе с цензурой, ограничения которой были довольно жесткие. Но любые запреты, «крамольные» слова звучали несмотря ни на что. Лейтмотив развития итальянского театра в этом веке – мысль о родине.
В начале XIX века итальянский театр отходит от канонов классицизма, навязываемых ему Австрией. Эта полемика между классицистами и романтиками проходит на фоне политической борьбы. Романтики провозглашают приверженность новым свободным формам, новое отношение к реальности и отказ от жестких правил.
Основной жанр театра XIX века – трагедия. На протяжении всего столетия из репертуара итальянского театра не выходили трагедии драматурга Альфьери, которые являются явлением национального значения.
Главный источник вдохновения драматургов-романтиков – история. Но произошел уход от абстрактности и невовлеченности в восприятии истории, теперь же исторический сюжет наполняется современными мыслями и чувствами.
IV. Итальянская литература XIX века.
Начало XIX века в итальянской литературе это эпоха романтизма, тесно связанного с развитием национально-освободительным движением.
Романтизму предшествовал революционный классицизм, предвосхитивший основные черты романтической литературы — патриотизм и героический пафос.
На рубеже XVIII и XIX веков появилось произведение, которое уже можно назвать романтическим,— это роман Уго Фосколо «Последние письма Джакопо Ортиса». В центре романа трагическая судьба одинокого патриота, вынужденного созерцать страдания своей родины, преданной и проданной Бонапартом.
В 1817 году Джакомо Леопарди создает свои стихи «К Италии», исполненные огненной энергии и мощи. Поэт горько оплакивает судьбу родины, бросает своим соотечественникам гневные упреки за их долготерпение, призывает их взяться за оружие. Поэт готов один встать на защиту родины:
Никто не защищает тебя, Италия? Никто из твоих сыновей? Оружие! Я один, Я один встану и умру за нее, О, если бы вспыхнула огнем Моя кровь в сердцах итальянцев!
Другой выдающийся представитель романтизма — Алессандро Мандзони. Он создал первый в итальянской литературе исторический роман — «Обрученные», где нарисовал широкую панораму жизни своей страны в XVII веке.
Сила романа — в утверждении мужества народа, способного отстоять свое счастье в борьбе с социальной несправедливостью и стихийными бедствиями. Мандзони удалось умело вплести личные судьбы героев в общую канву истории народа.
Далее романтизм приобретает более демократические черты. В этот период в литературе центральной становится тема народа-носителя героического начала. Особый интерес приобретает историческая тема в литературе. Художники ищут в истории яркие моменты героической освободительной борьбы, вдохновляющие современников. Исторический роман становится ведущим жанром. Традиции Мандзони продолжают романы Гросси, Канту, Д’Адзелио, Франческо Гверрацци.
В 30—40-е годы появляется романтическая сатира, выдающимся сатириком выступает поэт Джузеппе Джусти. Его сатира содержит убийственный гротеск на преуспевающих дельцов Италии.
40—50-е годы — расцвет революционной поэзии в Италии. Борьба за освобождение отражается в страстных патриотических произведениях поэтом: Гоффредо Мальели, Алессандро Поэрио, Алеардо Алеардиа, Луиджи Меркан-тини. Все они – непосредственные участники битв за свободу Италии, один из них — Алессандро Поэрио — погиб на поле боя в 1848 году.
Сатирическая поэзия Джусти и героическая лирика поэтов-гарибальдийцев, отражавшие подъем национального движения, подготовили почву для реализма, который как направление развернулся в конце XIX столетия.
Реализм в Италии только начал свое развитие, когда в европейской литературе он достиг своего расцвета, а в некоторых странах подошел к кризису. Итальянский реализм отставал от общеевропейского. Большинство итальянских писателей не могли разорвать круг национальной ограниченности, их творчество было подчинено идеи национальной независимость и единства.
V. Заключение.
Становится понятно то, что действительно искусство XIX века – это один из самых сложных и противоречивых этапов в становлении итальянского искусства. Италия теряет значимое до этого положении в общеевропейской художественной культуре. Политические изменения, произошедшие в странах Европы в XIX веке, оказались губительны для итальянского искусства из-за тесной его связи в XVIII веке с аристократическим бытом и крупнейшими европейскими державами, что на языке новой эпохи презрительно называлось «старым режимом». Это неразрывная связь с традициями прошлого и привела Италию к ее культурной изоляции.
Итальянская литература и драматургия замыкались на тесном круге вопросом, которые для остальной Европы казались вопросами «вчерашнего дня». Непревзойденные шедевры предыдущих эпох на целый век были вытеснены из сознания современников, их место заняли идеальные образы скульптур Кановы. И только музыка– это результат неисчерпаемости итальянского художественного стиля.
Тем не менее итальянское искусство, несмотря на неблагоприятные условия для своего развития и саму противоречивость этого развития, сохранило черты гуманизма и народности, а также приблизилось к решению большим социальных задачам век.
Список используемой литературы.
1) Ротенберг Е.И. История искусств стран западной Европы с начала Возрождения до начала ХХ века. Книга II. – СПб.: Дмитрий Булавин, 2004.
2) Дж. К. Арган. История итальянского искусства. Т.2. – М.: Радуга, 1990.
3) Федотова Е.Д. Италия. История искусств. – М.: Белый город, 2006.
4) Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. – М.: Академия, 1999.
5) Елизарова М.Е. и др. История зарубежной литературы XIX века. – М.: Просвещение, 1972.
6) Всеобщая история искусств. Т.5. Искусство 19 века \\ под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Н.В. Яворской – М.: Искусство, 1964.