Культура марокко – Культура Марокко — Википедия

Культура Марокко — Википедия

Керамическая мастерская в Фесе

Культура Марокко богата и разнопланова в силу многоэтничности страны и её насыщенной истории. На протяжении истории Марокко, многие народы внесли свой вклад в формирование культуры страны — помимо коренного населения (берберов), своё привнесли в неё и с востока (финикийцы, арабы), и с юга (народы, обитавшие к югу от Сахары), и с севера (римляне, вандалы, андалузцы). В культуре Марокко оставили свой след многие конфессии — язычество, иудаизм, христианство и ислам. Каждый регион Марокко имеет свои уникальные черты национальной культуры. Сохранение культурного наследия и защита его разнообразия является одним из приоритетов политики страны.

История марокканской литературы начинается в раннем средневековье, приблизительно с начала XI века. Литература Марокко включает сочинения на арабском, берберском, французском и испанском языках, написанные марокканскими авторами, а также авторами из Аль-Андалус.

Традиционная марокканская одежда для мужчин и женщин — джеллаба: длинная, свободная одежда с капюшоном с пышными рукавами. В особых случаях мужчины также носят красную шапку

бермусс, более известную как феска. Женщины носят также кафтаны, украшенные орнаментами. Почти все мужчины, и большинство женщин, носят бальгха (بلغه) — мягкие кожаные тапочки без каблука, часто жёлтого цвета. Женщины также носят сандалии на высоком каблуке, часто с серебряной или золотой мишурой.

Различие между джеллабой и кафтаном в том, что джеллаба имеет капюшон, в отличие от кафтана. Джеллабы большинства женщин ярко окрашены и имеют декоративные узоры, шитьё или украшение из бисера, в то время как мужские джеллабы, как правило, изготавливаются более нейтральных цветов. Женщины сильно привязаны к своим «марокканским гардеробам», несмотря на то, что изготовление такой одежды сравнительно дорого, так как большая часть работы делается вручную. Большинство марокканских женщин ежегодно приобретает как минимум один новый кафтан или такчиту (англ.)русск. для того, чтобы надеть их на важные мероприятия (религиозный праздник или свадьбу). Согласно неписаному правилу, на такие мероприятия следует надевать традиционное марокканское платье.

В 1944 был создан «Марокканский кинематографический центр» — правительственный орган для по организации и управления национальной кинематографией. Первый художественный фильм марокканского режиссёра Мохаммеда Усфура «Проклятый сын» был снят в 1958 году, а в 1968 первый средиземноморский кинофестиваль состоялся в Танжере. Средиземноморский кинофестиваль в новом формате проводится в Тетуане. Первый национальный кинофестиваль в Марокко прошёл в Рабате в 1982, а в 2001 международный кинофестиваль состоялся в Марракеше.

Наиболее распространенным типом домостроения в Марокко является Дар, по которому в основном строились дома в «Медине» (городском районе, окружённом стеной). Большинство марокканских домов выстроено в стиле Дар аль-Ислам, соответствующему традиционному укладу жизни мусульман.[1] Экстерьеры домов этого стиля, как правило, лишены украшений и окон, за исключением небольших отверстий возле лестниц и служебных помещений, которые обеспечивают свет и вентиляцию

[2]. Здания в стиле Дар обычно имеют толстые, высокие стены для защиты жителей дома. Для арабской культуры в целом характерно, что экстерьер символизирует место для работы, а интерьер — убежище[3].

Согласно канонам исламской архитектуры, здания в стиле Дар располагаются вокруг небольшого открытого патио, окружённого очень высокими толстыми стенами, которые скрывают прямые солнечные лучи и спасают от жары[2]. Трёхарочные портики обычно ведут в симметрично расположенные комнаты — 2 или 4. Комнаты должны быть длинными и узкими, вытянутыми по вертикали, поскольку в строительстве в Марокко обычно используются балки длиной менее тринадцати футов (3,9 метра)

[2].

При входе в дом в стиле Дар, гости двигаются через зигзагообразный проход к центральному дворику. Проход завершается лестницей, ведущей наверх в специальную зону для приёма гостей, которая называется dormiria — как правило, это самая богато убранная комната в доме, украшенная декоративной кладкой, расписной мебелью, грудами вышитых подушек и ковров. В домах богатых семей бывает и вторая dormiria. Служебные помещения и лестницы всегда расположены по углам зданий[2].

Современное искусство в Марокко находится в процессе становления. В 1990-х 2000-х годов в ряде марокканских городов прошли мероприятия по распространению современного изобразительного искусства: L’Appartement 22 и Radioapartment 22 в Рабате, Синематека де Танжер в Танжере, La Source Du Lion в Касабланке, Дар аль-Мамун, Ярмарка искусств и биеннале в Марракеше.

В Марокко также работает несколько художественных галерей, где представлено современное искусство, таких как Galerie Villa Delaporte, Atelier 21, Galerie Matisse и Galerie FJ[4].

Современные марокканские художники выставляют свои работы на международных выставках, таких как «Африка Ремикс» (2004) и «Шероховатая география» (2010), а также участвуют в крупнейшем художественном форуме современного африканского искусства — Дакарской биеннале (англ.)русск..

Среди современных марокканских художников наиболее известны Мунир Фатми, Латифа Эшакш, Мохамед Эль-Баз, Бухра Халили, Маджида Каттари, Мехди-Жорж Лалу и Юнес Баба-Али.

Марокканские художники с 1990-х годов предприняли ряд инициатив для развития рынка современного искусства в стране. Например, в 1995 году Хасан Дарси создал художественную студию La Source Du Lion для поддержки национальных художников, а Ито Баррада (англ.)русск. в 2006 году основала Синематеку в Танжере для содействия развитию марокканской кинематографии. Известна группа марокканских художников под названием «Collectif 212» (Амина Банбушта, Хасан Эшер, Джамиля Ламрани, Сафаа Эрруа и Юнес Рахмун).

Маркканские художники Батул Шим и Карим Рафи приняли участие в проекте «Работа для перемен», проходившем в рамках Венецианской биеннале 2011 года

[5].

Марокканская кухня сформировалась под влиянием берберских, мавританских и арабских кулинарных традиций. Известна такими блюдами, как кускус, пастилла и другими. Популярностью пользуются восточные сладости — халва и другие. Кухни соседних стран также влияют на кулинарные традиции страны.

В Марокко представлены как традиционные направления музыки (берберская народная музыка, чааби (англ.)русск., гнауа, малхун (англ.)русск., суфийская музыка и другие), так и современная рок-музыка и поп-музыка.

Большое внимание уделяется также классической музыке, в стране имеется 27 консерваторий.

  • Verner, Corince. (2004). The villas and riads of Morocco. New York: Harry N. Abrams, Inc., Publishers maghreb

ru.wikipedia.org

Религия, культура и традиции королевства Марокко

На севере Африканского континента, омываемое Средиземным морем и Атлантическим океаном, расположилось Королевство Марокко. Марокко, или на арабском, Магриб аль- Акса, означает «дальний запад». В этой, необычной для православного человека стране, смешались многие культуры и традиции, от Карфагена, позже завоеванного римлянами, до испанских колонистов. Мавританская культура уникальна, она разливается сотнями ярких цветов, музыкой, карнавалами и театральными действиями.

Марокко, государство, в котором смешаны нравы местных берберских племен, Тонкости Востока и европейские ценности испанцев и французов. Вся жизнь марокканцев строится исходя из правил и догм Ислама. Эта религия в Марокко не просто основная, она фактически единственная.

Людей, исповедующих христианство, крайне мало, христианская вера не приветствуется на территории страны. Для туристов поведение и нравы местных жителей могут показаться довольно суровыми. Но такие нормы поведения связаны с религией и требуют своего исполнения у граждан страны, к туристам же, марокканцы относятся более снисходительно.

Жители Марокко очень гостеприимный и радушный народ, но поскольку в стане хорошо развит туризм, стоит помнить, что за любое гостеприимство нужно платить. Сфотографироваться с местными колоритными жителями или спросить направление стоит денег. Для приезжего из СНГ стиль жизни марокканцев может показаться несколько неторопливым, делают они все не спеша.

Call to prayer, Hassan II Mosque

Правила хорошего тона в Марокко.

На улицах не приветствуются излишние проявления тактильности, объятия и поцелую романтического характера. Женщинам не стоит носить слишком откровенную и вызывающую одежду. В общении с местными жителями стоит вежливо спросить о здоровье и семье, это будет признаком дружелюбия.

Если вы откажетесь от предложенной вам чашки чая, то сильно обидите хозяина дома. За столом, к пище не прикасаются левой рукой, ее берут тремя пальцами правой руки. Хлеб – один из признаков благосостояния, его едят не много и относятся к нему бережно.

Марокканская культура не однородна и зависит от географического расположения. Поскольку на территории государства раньше жили множество племен, их культура хоть и имеет общие характеристики, все же отлична. Жизнь в пустыне и на морском побережье имеет отличия.

Drank their tea, bought a rug

Декоративно-прикладное искусство в Марокко.

Прилавки марокканских рынков и магазинов пестрят настоящими произведениями искусства, наполненными африканскими мотивами местных племен, смешанных с символикой арабского мира. Главная гордость Марокко — ковры и ткани. Не зря, марокканская девушка, умеющая ткать ковры, будет желанной невестой для любого марокканца. Все ковры ткут вручную из натуральных тканей и овечьей шерсти. Марокканские ковры бывают двух видов – рабатские и берберские.

Издавна искусство ковроткачество было семейной традицией. Все тайны этого ремесла передавались из поколения в поколение по женской линии. Марокканские женщины, не имеющие большой свободы действий, вкладывали в рисунки ковров свои чувства и переживания, послания к любимому.

В каждом городе свои секреты мастерства ковроткачества. Изображения на коврах придумывают сами женщины, оно может иметь растительный или животных орнамент, схематические изображения архитектуры, символы исламского мира и обереги от сглаза и порчи. Цветовая гамма ковров просто удивительна, они яркие и пестрые. Самыми дорогими считаются рабатские узелковые ковры, метр такого ковра может стоит больших денег.

Признаком высокого статуса женщины в Марокко являются ювелирные украшения. Украшения изготавливают в основном из серебра. Золото берберы не слишком чтят, считая его металлом дьявола.

Изготовлением ювелирных изделий занимаются мужчины и это ремесло, как и женское ковроткачество, является частью семейных традиций, секреты передают от отца к сыну.

Стиль ювелирных украшений можно разделить на испано — мавританский и берберский. Берберскому стилю характерны более сдержанные цвета и простые формы с причудливыми орнаментами. Испано — мавританский стиль славен своей ажурностью и способностью авторов, заполнять орнаментом все имеющееся пространство целиком.

Кожаные изделия Марокко. Обработкой кожи, в этой стране, начали заниматься много веков назад. Основные технологии не изменились по сей день. Столицей кожаного производства является марокканский город Фес. Выделка и окраска кожи происходят вручную. Шкуры животных вымачивают в особых смесях и растворах, красят натуральными красителями, моют в деревянных емкостях, сушат и обрабатывают специальным составом, для того, чтобы кожа стала мягкой.

Марокканская кожа одна из самых нежных и мягких в мире. Из нее шьют потрясающие кожаные изделия: сумки, ремни, кошельки. Помимо качественной кожи, на таких изделиях присутствуют необыкновенные тиснения и орнаменты, которые делают специальным прессом.

Leather Makers

Оказавшись на рынке Марокко, глаза просто разбегаются от разнообразия оттенков. Здесь можно приобрести знаменитые восточные туфли с загнутыми носками, восточные сладости, лампу Аладдина, ароматные специи и натуральную косметику.

В медине ( старом городе) Мекнеша, Феса или Марракеша находятся лучшие сувенирные лавки и мастерские. В них делают удивительные столы, столешницы которых, собираются из цветной мозаики.

Не смотря на Исламское вероисповедание, многие жители до сих пор занимаются шаманизмом и магическими обрядами. В местных лавках можно найти все необходимые магические атрибуты и компоненты для изготовления зелий и проведения ритуалов, а также талисманы, защищающие от сглаза, порчи и темных сил.

gold and silver

Праздники, фестивали и обряды в Марокко.

В Королевстве Марокко вся система праздников зависит от дат исламского календаря. Гражданские праздники – День независимости, День революции, праздник труда, праздник молодежи, европейский Новый Год, отмечают довольно сдержанно. В отличии от мусульманских празднеств, которые сопровождаются интересными обрядами, пышными приготовлениями и шумными фестивалями.

Самый священный и важный праздник всего мусульманского мира – Рамадан. Днем верующие мусульмане соблюдают строжайший пост, не пьют и не едят, несколько раз в день молятся. После захода солнца открываются ресторанчики и увеселительные заведения. В период Ид ас – Сагира происходят театральные представления, карнавалы и яркие уличные шествия до рассвета.

В Марракеше проводится ежегодный двухнедельный Фестиваль народных искусств. Он начинается в середине лета либо в начале осени, в древних руинах дворца эль – Бадии. Со всех уголков Марокко съезжаются фольклорные труппы, ремесленники и деятели искусств.Фестиваль народных искусств – грандиозное шоу, одно из главных празднований страны.

Photo 154

В Марокко проводится большое количество фестивалей. Самые интересные и известные из них – Международный Фестиваль Рабата, Фестиваль воска, Фестиваль верблюдов в Гулимине, Международный Фестиваль духовной музыки в Фесе, Конный Фестиваль в Тиссе, Песчаный марафон по пустыне.

Муссем – это религиозные праздники местного значения. Они посвящены определенным событиям и проводятся в определенные дни календаря. Каждый год в Марокко может проходить почти 650 муссем.

В «муссем» совершаются религиозные обряды и паломничества, открываются многочисленные я

www.miraterra.ru

Культура Марокко

В потрясающих фестивалях ярким образом проявляется культура Марокко. Будь то музыка, искусство или танцы – эти события не забываются никогда. Страна имеет довольно разнообразное прошлое. Люди из трех разных континентов оказали огромное влияние на становление марокканского народа, и сегодня это одна из самых богатых культур в мире.

Разная культура Марокко

Чтобы отпраздновать свое богатое наследие, страна проводит разнообразные фестивали, в крупных городах это могут быть масштабные события, которые длятся на протяжении нескольких дней, с привлечением артистов и исполнителей со всей страны. Культура Марокко сочетает в себе богатство традиций и современные проявления. Народная музыка переплетается с новейшими жанрами, пожиратели огня выступают вместе с традиционными сказочниками.

Религия Марокко

Доминирующая религия Марокко – это ислам, вариант суннитов в частности. Мечеть находится в центре всех мусульманских обрядов. Также насчитывается около 100 тысяч христиан и 8 тысяч евреев, в основном французского происхождения. Католические церкви, протестантские храмы и синагоги находятся во всех крупных городах. Культура и религия тесно связаны между собой.

Экономика Марокко

Относительно либеральная экономика Марокко регулируется законом спроса и предложения. С 1993 года страна проводит политику приватизации определенных секторов, которые раньше были в руках правительства. Это 5-я по счету африканская экономика по ВВП. Большое внимание уделяется горнодобывающей промышленности, строительству и производству. К активно развивающим отраслям относятся туризм, телекоммуникации, информационные технологий, текстильное производство. Марокко даже когда-то занимала 1-е место на континенте по качеству жизни, даже обогнав ЮАР.

Наука Марокко

В последние годы техника и наука Марокко начали развиваться довольно стремительно. Правительство осуществляет реформы, направленные на поощрение научных исследований. Страна имеет хороший запас хорошо подготовленных квалифицированных кадров, главной проблемой остается разрыв связи между исследованиями и инновациями. Ученую степень можно получить в университете Аль-Карауин.

Искусство Марокко

Традиционные деревянные изделия, мебель, декоративная керамика и красочные тканые ковры, яркие цвета и смелые проекты, это все лишь в малой степени характеризует необъятное искусство Марокко. В каждом городе можно заметить переплетение различных культур, которое впоследствии были использованы во многих формах художниками и мастерами. Их можно найти в художественных галереях Марокко, а также на оживленных торговых площадках страны. В большой степени на искусство оказала влияние и география Марокко.

Кухня Марокко

С бесконечным количеством блюд и вариаций кухня Марокко считается одной из лучших в мире. Помимо крупных городов, местные жители, как правило, не едят в ресторанах, поэтому выбор туриста ограничивается интернациональными блюдами китайской, индийской и французской кухни. К традиционным относится такое блюдо, как кускус из манной крупы, который служит гарниром к тушеному мясу. Тажин – это пряное рагу из мяса и овощей, которое готовится на медленном огне в течение многих часов в коническом глиняном горшке.

Популярный деликатес Bastella представляет собой послойные тонкие кусочки теста с начинкой из сладкого и пряного мясного фарша (чаще баранина, курица или голубь) и миндальной пасты.

Обычаи и традиции Марокко

Важнейшим традиционным событием является празднование Рамадана. В этот месяц мусульмане постятся в светлое время суток от рассвета до заката. Последние три дня произносятся специальные молитвы, устраиваются праздник со сладостями и подарками. Бережно хранятся обычаи и традиции Марокко касательно искусства верховой езды, происходящей за пределами городских стен.

Спорт Марокко

Популярный спорт Марокко включает сразу несколько направлений, включая гандбол, футбол, гольф, теннис, баскетбол и легкую атлетику. Регулярно проводят гран-при Марокко на спортивных автомобилях, а также уличные гонки в Марракеше.

travel247.ru

Традиции и обычаи Марокко

Самая западная страна Африканского континента имеет много общего с европейскими государствами, поэтому «нашему» человеку будет не так уж и трудно сориентироваться в ней в социальном плане. Однако все-таки стоит перед поездкой ознакомиться с некоторыми традициями и обычаями Марокко, ведь, как и в любом другом месте на Земле, они уникальны и обязательны для исполнения. Соблюдая принятый этикет и традиции страны, вы проявляете уважение к ней и выказываете благодарность за гостеприимство, что просто необходимо, если вы считаете себя воспитанным человеком.

Традиции гостеприимства

Пожалуй, стоит начать с самой весомой традиции Марокко, которая касается гостеприимства. Марокканцы – народ широкой души, и, как это принято в странах СНГ, гостям они всегда рады. Гость в берберском доме – главный человек, который всегда окружен теплом и заботой хозяев, и для которого будут поданы лучшие блюда и будут соблюдены все правила радушного приема.

Учтите, что по традиции гостеприимства в Марокко не принято приходить в дом с пустыми руками. Если вас пригласили на семейный ужин, непременно отправляйтесь за небольшими сувенирами и фруктами. Никогда не пренебрегайте этой традицией, ведь от этого зависит то, как пройдет вечер, и отношение к вам в целом.

Обувь принято оставлять у порога, хотя вы, скорее всего, так и поступите, ведь мы привыкли так делать. Тапочки вам не дадут; в марокканских домах принято ходить босиком.

Особенности поведения за столом

Итак, вы пришли с подарком, однако не знаете, как вести себя за столом – ни столовых приборов, привычных для нас, ни селедки с пюре на столе нет. Вместо этого в центре стола стоит блюдо из пшеничной крупы – это традиционный марокканский кускус. Его едят по пятницам в кругу семьи, обсуждая все насущные вопросы и дела домочадцев. Не удивляйтесь тому, что на столе нет ни вилки, ни ложки. Дело в том, что в Марокко принято есть своими руками – они, дескать, гораздо чище, чем какие-то приборы, которые непонятно кто использовал и мыл до этого. Обратите внимание, что едят не обеими руками, а только правой, беря пищу тремя пальцами. Перед тем, как подадут первое блюдо, вы обнаружите перед собой две небольших миски. Одна из них будет со специальной жидкостью, а другая – с водой. Так берберы моют руки перед приемом пищи и после. Вам нужно будет, по примеру других сидящих за столом, омыть руки, отодвинуть миску, а после приготовиться к самому приятному – к ужину.

Во время еды не увлекайтесь хлебом – к нему здесь относятся крайне уважительно, поэтому экономят и едят с большим достоинством. Что касается напитков, не ждите, что вам нальют большущую кружку ароматного чая. Нет, это не потому, что берберы жадные. Наоборот, чай наливают в небольших количествах, чтобы потом была возможность добавить и вы всегда могли бы пить горячий, вкусный чай. Не отказывайтесь от второй и третьей чашек чая, ведь лишь на отказ от четвертой на вас не обидятся.

Алкоголь в Марокко – большая редкость, в гостях его не пьют и даже на свадьбу принято пить обычный чай. Это связано с религией, так как ислам подразумевает полный отказ от этого «дьявольского пойла».

Язык мой – враг мой

Разговоры во время ужина могут быть самые разные. Марокканцам не чужды беседы о личной жизни, о работе и людях. Поболтать здешний народ очень любит, и ничуть не стесняется этого. Однако избегайте разговоров о религии. Мусульмане трепетно относятся к своей вере, поэтому одно ваше неосторожное слово может очень ранить собеседника. Если вам нравится общаться с человеком, но его вера вам кажется странной – лучше промолчите. Атеист вы, католик или православный – не важно, вам не будут навязывать ислам, но и вы примите образ жизни другого человека и ни в коем случае не показывайте ему свое пренебрежение к его личным правилам. В ином случае вы покажите себя как глупого, невежливого и неблагодарного человека, которого не стоило приглашать в дом.

Поведение в общественных местах

Как же порой удивляешься, когда попадаешь в другую страну, а кажется, будто в другой мир занесло. Марокко, его особая культура и традиции – большая неожиданность для русского туриста; даже привычные вещи могут оказаться огромной ошибкой на берберской территории. К примеру, если вы – женщина, от вас будут требовать очень сдержанного и крайне скромного поведения. Нельзя улыбаться мужчинам или рассматривать их. Это может быть сочтено за флирт, и тогда от вас вряд ли отстанут.

Не надевайте в Марокко то, что носите летом на родине – женщины здесь прикрывают почти всё тело, и открытая одежда считается не просто моветоном, а даже признаком вульгарного поведения. Встречают, как говорится, по одежке, поэтому постарайтесь оставить впечатление приличной и скромной женщины, дабы обезопасить себя и не упасть лицом в грязь перед местными. Женщины носят здесь длинное платье – джеляб, а на голове у каждой должен быть платок. Эта одежда идеально подходит под климатические условия страны и продиктованные Кораном правила.

Находясь за пределами номера отеля, не обнимайтесь и не целуйтесь с близким вам человеком. Тактильное общение на людях здесь не приветствуется. При знакомстве или при встрече с человеком своего пола можно поцеловать его трижды чисто символически и закрепить знакомство рукопожатием, а к лицам противоположного пола лучше вообще не прикасаться. Вы можете кивнуть девушке или пожать ей руку, но не более того. Ни в коем случае не целуйте девушке или женщине руку, это будет принято как наглое приставание.

Турист? Плати!

За любую, даже совершенно незначительную услугу, в Марокко придется платить. Хочешь сделать фото прохожего – заплати ему. Хочешь спросить дорогу – заплати. В кафе и ресторанах чаевые в виде 10-15% от суммы обязательны, и они не включаются в счет. Чаевые никогда не оставляют на столе – это считается проявлением неуважения к месту, где вас накормили. По этой причине всегда передавайте чаевые официанту из рук в руки. Любым людям, которые оказали вам услугу, стоит оставить от 2 до 10 дирхам. Мойщикам машин обычно оставляют 5-6 дирхам, а уборщицам около 7-8. В любом случае, не жадничайте. Больше всего средств уйдет на экскурсии. На чаевые водителю и гиду скидывается весь автобус по 5-20 дирхам. Если экскурсия была индивидуальной, не скупитесь на относительно крупную сумму в виде 100 дирхам своему сопровождающему.

Марокканцы живут небогато, поэтому чаевые – естественный и само собой разумеющийся способ выразить свою благодарность, когда у нас в стране эту роль играет вежливость.

Рамадан в Марокко

Ежегодно в Марокко проходит великий праздник — священный месяц Рамадан. Считается, что именно в девятый месяц исламского календаря Аллах передал пророку Мохаммеду главную книгу для мусульман – Коран. Во время Рамадана жизнь в стране словно замирает. Начинается пост, большинство магазинов и кафе не работают или сокращают рабочий день. Мусульмане чтят традиции и обычаи этого месяца, поэтому даже не пытайтесь переубедить своих новых знакомых их нарушить. Уважайте священность и важность Рамадана для местных жителей, не показывайте своего безразличия к соблюдению обычаев этого длинного и великого торжества.

 

womanadvice.ru

Культура Марокко — Википедия

Керамическая мастерская в Фесе

Культура Марокко богата и разнопланова в силу многоэтничности страны и её насыщенной истории. На протяжении истории Марокко, многие народы внесли свой вклад в формирование культуры страны — помимо коренного населения (берберов), своё привнесли в неё и с востока (финикийцы, арабы), и с юга (народы, обитавшие к югу от Сахары), и с севера (римляне, вандалы, андалузцы). В культуре Марокко оставили свой след многие конфессии — язычество, иудаизм, христианство и ислам. Каждый регион Марокко имеет свои уникальные черты национальной культуры. Сохранение культурного наследия и защита его разнообразия является одним из приоритетов политики страны.

Литература

История марокканской литературы начинается в раннем средневековье, приблизительно с начала XI века. Литература Марокко включает сочинения на арабском, берберском, французском и испанском языках, написанные марокканскими авторами, а также авторами из Аль-Андалус.

Видео по теме

Традиционная одежда

Традиционная марокканская одежда для мужчин и женщин — джеллаба: длинная, свободная одежда с капюшоном с пышными рукавами. В особых случаях мужчины также носят красную шапку бермусс, более известную как феска. Женщины носят также кафтаны, украшенные орнаментами. Почти все мужчины, и большинство женщин, носят бальгха (بلغه) — мягкие кожаные тапочки без каблука, часто жёлтого цвета. Женщины также носят сандалии на высоком каблуке, часто с серебряной или золотой мишурой.

Различие между джеллабой и кафтаном в том, что джеллаба имеет капюшон, в отличие от кафтана. Джеллабы большинства женщин ярко окрашены и имеют декоративные узоры, шитьё или украшение из бисера, в то время как мужские джеллабы, как правило, изготавливаются более нейтральных цветов. Женщины сильно привязаны к своим «марокканским гардеробам», несмотря на то, что изготовление такой одежды сравнительно дорого, так как большая часть работы делается вручную. Большинство марокканских женщин ежегодно приобретает как минимум один новый кафтан или такчиту (англ.)русск. для того, чтобы надеть их на важные мероприятия (религиозный праздник или свадьбу). Согласно неписаному правилу, на такие мероприятия следует надевать традиционное марокканское платье.

Кинематограф

В 1944 был создан «Марокканский кинематографический центр» — правительственный орган для по организации и управления национальной кинематографией. Первый художественный фильм марокканского режиссёра Мохаммеда Усфура «Проклятый сын» был снят в 1958 году, а в 1968 первый средиземноморский кинофестиваль состоялся в Танжере. Средиземноморский кинофестиваль в новом формате проводится в Тетуане. Первый национальный кинофестиваль в Марокко прошёл в Рабате в 1982, а в 2001 международный кинофестиваль состоялся в Марракеше.

Архитектура

Наиболее распространенным типом домостроения в Марокко является Дар, по которому в основном строились дома в «Медине» (городском районе, окружённом стеной). Большинство марокканских домов выстроено в стиле Дар аль-Ислам, соответствующему традиционному укладу жизни мусульман.[1] Экстерьеры домов этого стиля, как правило, лишены украшений и окон, за исключением небольших отверстий возле лестниц и служебных помещений, которые обеспечивают свет и вентиляцию[2]. Здания в стиле Дар обычно имеют толстые, высокие стены для защиты жителей дома. Для арабской культуры в целом характерно, что экстерьер символизирует место для работы, а интерьер — убежище[3].

Согласно канонам исламской архитектуры, здания в стиле Дар располагаются вокруг небольшого открытого патио, окружённого очень высокими толстыми стенами, которые скрывают прямые солнечные лучи и спасают от жары[2]. Трёхарочные портики обычно ведут в симметрично расположенные комнаты — 2 или 4. Комнаты должны быть длинными и узкими, вытянутыми по вертикали, поскольку в строительстве в Марокко обычно используются балки длиной менее тринадцати футов (3,9 метра)[2].

При входе в дом в стиле Дар, гости двигаются через зигзагообразный проход к центральному дворику. Проход завершается лестницей, ведущей наверх в специальную зону для приёма гостей, которая называется dormiria — как правило, это самая богато убранная комната в доме, украшенная декоративной кладкой, расписной мебелью, грудами вышитых подушек и ковров. В домах богатых семей бывает и вторая dormiria. Служебные помещения и лестницы всегда расположены по углам зданий[2].

Современное искусство

Современное искусство в Марокко находится в процессе становления. В 1990-х 2000-х годов в ряде марокканских городов прошли мероприятия по распространению современного изобразительного искусства: L’Appartement 22 и Radioapartment 22 в Рабате, Синематека де Танжер в Танжере, La Source Du Lion в Касабланке, Дар аль-Мамун, Ярмарка искусств и биеннале в Марракеше.

В Марокко также работает несколько художественных галерей, где представлено современное искусство, таких как Galerie Villa Delaporte, Atelier 21, Galerie Matisse и Galerie FJ[4].

Современные марокканские художники выставляют свои работы на международных выставках, таких как «Африка Ремикс» (2004) и «Шероховатая география» (2010), а также участвуют в крупнейшем художественном форуме современного африканского искусства — Дакарской биеннале (англ.)русск..

Среди современных марокканских художников наиболее известны Мунир Фатми (англ.)русск., Латифа Эшакш, Мохамед Эль-Баз, Бухра Халили, Маджида Каттари, Мехди-Жорж Лалу и Юнес Баба-Али.

Марокканские художники с 1990-х годов предприняли ряд инициатив для развития рынка современного искусства в стране. Например, в 1995 году Хасан Дарси создал художественную студию La Source Du Lion для поддержки национальных художников, а Ито Баррада (англ.)русск. в 2006 году основала Синематеку в Танжере для содействия развитию марокканской кинематографии. Известна группа марокканских художников под названием «Collectif 212» (Амина Банбушта, Хасан Эшер, Джамиля Ламрани, Сафаа Эрруа и Юнес Рахмун).

Маркканские художники Батул Шим и Карим Рафи приняли участие в проекте «Работа для перемен», проходившем в рамках Венецианской биеннале 2011 года[5].

Кухня

Марокканская кухня сформировалась под влиянием берберских, мавританских и арабских кулинарных традиций. Известна такими блюдами, как кускус, пастилла и другими. Популярностью пользуются восточные сладости — халва и другие. Кухни соседних стран также влияют на кулинарные традиции страны.

Музыка

В Марокко представлены как традиционные направления музыки (берберская народная музыка, чааби (англ.)русск., гнауа, малхун (англ.)русск., суфийская музыка и другие), так и современная рок-музыка и поп-музыка.

Большое внимание уделяется также классической музыке, в стране имеется 27 консерваторий.

Примечания

Литература

  • Verner, Corince. (2004). The villas and riads of Morocco. New York: Harry N. Abrams, Inc., Publishers maghreb

Ссылки

wiki2.red

Культура Марокко — Википедия

Керамическая мастерская в Фесе

Культура Марокко богата и разнопланова в силу многоэтничности страны и её насыщенной истории. На протяжении истории Марокко, многие народы внесли свой вклад в формирование культуры страны — помимо коренного населения (берберов), своё привнесли в неё и с востока (финикийцы, арабы), и с юга (народы, обитавшие к югу от Сахары), и с севера (римляне, вандалы, андалузцы). В культуре Марокко оставили свой след многие конфессии — язычество, иудаизм, христианство и ислам. Каждый регион Марокко имеет свои уникальные черты национальной культуры. Сохранение культурного наследия и защита его разнообразия является одним из приоритетов политики страны.

Литература

История марокканской литературы начинается в раннем средневековье, приблизительно с начала XI века. Литература Марокко включает сочинения на арабском, берберском, французском и испанском языках, написанные марокканскими авторами, а также авторами из Аль-Андалус.

Традиционная одежда

Традиционная марокканская одежда для мужчин и женщин — джеллаба: длинная, свободная одежда с капюшоном с пышными рукавами. В особых случаях мужчины также носят красную шапку бермусс, более известную как феска. Женщины носят также кафтаны, украшенные орнаментами. Почти все мужчины, и большинство женщин, носят бальгха (بلغه) — мягкие кожаные тапочки без каблука, часто жёлтого цвета. Женщины также носят сандалии на высоком каблуке, часто с серебряной или золотой мишурой.

Различие между джеллабой и кафтаном в том, что джеллаба имеет капюшон, в отличие от кафтана. Джеллабы большинства женщин ярко окрашены и имеют декоративные узоры, шитьё или украшение из бисера, в то время как мужские джеллабы, как правило, изготавливаются более нейтральных цветов. Женщины сильно привязаны к своим «марокканским гардеробам», несмотря на то, что изготовление такой одежды сравнительно дорого, так как большая часть работы делается вручную. Большинство марокканских женщин ежегодно приобретает как минимум один новый кафтан или такчиту (англ.)русск. для того, чтобы надеть их на важные мероприятия (религиозный праздник или свадьбу). Согласно неписаному правилу, на такие мероприятия следует надевать традиционное марокканское платье.

Кинематограф

В 1944 был создан «Марокканский кинематографический центр» — правительственный орган для по организации и управления национальной кинематографией. Первый художественный фильм марокканского режиссёра Мохаммеда Усфура «Проклятый сын» был снят в 1958 году, а в 1968 первый средиземноморский кинофестиваль состоялся в Танжере. Средиземноморский кинофестиваль в новом формате проводится в Тетуане. Первый национальный кинофестиваль в Марокко прошёл в Рабате в 1982, а в 2001 международный кинофестиваль состоялся в Марракеше.

Архитектура

Наиболее распространенным типом домостроения в Марокко является Дар, по которому в основном строились дома в «Медине» (городском районе, окружённом стеной). Большинство марокканских домов выстроено в стиле Дар аль-Ислам, соответствующему традиционному укладу жизни мусульман.[1] Экстерьеры домов этого стиля, как правило, лишены украшений и окон, за исключением небольших отверстий возле лестниц и служебных помещений, которые обеспечивают свет и вентиляцию[2]. Здания в стиле Дар обычно имеют толстые, высокие стены для защиты жителей дома. Для арабской культуры в целом характерно, что экстерьер символизирует место для работы, а интерьер — убежище[3].

Согласно канонам исламской архитектуры, здания в стиле Дар располагаются вокруг небольшого открытого патио, окружённого очень высокими толстыми стенами, которые скрывают прямые солнечные лучи и спасают от жары[2]. Трёхарочные портики обычно ведут в симметрично расположенные комнаты — 2 или 4. Комнаты должны быть длинными и узкими, вытянутыми по вертикали, поскольку в строительстве в Марокко обычно используются балки длиной менее тринадцати футов (3,9 метра)[2].

При входе в дом в стиле Дар, гости двигаются через зигзагообразный проход к центральному дворику. Проход завершается лестницей, ведущей наверх в специальную зону для приёма гостей, которая называется dormiria — как правило, это самая богато убранная комната в доме, украшенная декоративной кладкой, расписной мебелью, грудами вышитых подушек и ковров. В домах богатых семей бывает и вторая dormiria. Служебные помещения и лестницы всегда расположены по углам зданий[2].

Современное искусство

Современное искусство в Марокко находится в процессе становления. В 1990-х 2000-х годов в ряде марокканских городов прошли мероприятия по распространению современного изобразительного искусства: L’Appartement 22 и Radioapartment 22 в Рабате, Синематека де Танжер в Танжере, La Source Du Lion в Касабланке, Дар аль-Мамун, Ярмарка искусств и биеннале в Марракеше.

В Марокко также работает несколько художественных галерей, где представлено современное искусство, таких как Galerie Villa Delaporte, Atelier 21, Galerie Matisse и Galerie FJ[4].

Современные марокканские художники выставляют свои работы на международных выставках, таких как «Африка Ремикс» (2004) и «Шероховатая география» (2010), а также участвуют в крупнейшем художественном форуме современного африканского искусства — Дакарской биеннале (англ.)русск..

Среди современных марокканских художников наиболее известны Мунир Фатми (англ.)русск., Латифа Эшакш, Мохамед Эль-Баз, Бухра Халили, Маджида Каттари, Мехди-Жорж Лалу и Юнес Баба-Али.

Марокканские художники с 1990-х годов предприняли ряд инициатив для развития рынка современного искусства в стране. Например, в 1995 году Хасан Дарси создал художественную студию La Source Du Lion для поддержки национальных художников, а Ито Баррада (англ.)русск. в 2006 году основала Синематеку в Танжере для содействия развитию марокканской кинематографии. Известна группа марокканских художников под названием «Collectif 212» (Амина Банбушта, Хасан Эшер, Джамиля Ламрани, Сафаа Эрруа и Юнес Рахмун).

Маркканские художники Батул Шим и Карим Рафи приняли участие в проекте «Работа для перемен», проходившем в рамках Венецианской биеннале 2011 года[5].

Кухня

Марокканская кухня сформировалась под влиянием берберских, мавританских и арабских кулинарных традиций. Известна такими блюдами, как кускус, пастилла и другими. Популярностью пользуются восточные сладости — халва и другие. Кухни соседних стран также влияют на кулинарные традиции страны.

Музыка

В Марокко представлены как традиционные направления музыки (берберская народная музыка, чааби (англ.)русск., гнауа, малхун (англ.)русск., суфийская музыка и другие), так и современная рок-музыка и поп-музыка.

Большое внимание уделяется также классической музыке, в стране имеется 27 консерваторий.

Примечания

Литература

  • Verner, Corince. (2004). The villas and riads of Morocco. New York: Harry N. Abrams, Inc., Publishers maghreb

Ссылки

wikipedia.green

Культура Марокко — Culture of Morocco

Марокканском родился певец Хинди Зара , который пишет песни и поет на французском, английском и берберов

Культура Марокко отражает берберов и арабских влияний , представленные населением. Большинство Марокко населения определяет как берберы и арабская. По крайней мере , треть населения говорит об берберском языке . После исламских завоеваний , арабские племена пришли в Марокко и поселились в регионах с низким уровнем, такими как Тадл и Доуккал . Например, есть группы , называемые Charkawa и Arbawa, осевшие в Марокко из Аравии . Charkawa утверждал, что произошли от Umar Хаттаба , второго халифа из ислама .

Литература

История марокканской литературы началась в раннем средневековье. В эпоху династий берберов, совпадающий с расцветом Аль-Андалус , есть несколько важных марокканских писателей, особенно в области религии.

Этнические группы и языки

Марокко рассматривается некоторыми как арабо-Amazigh страны. Другие настаивают на берберской-африканской идентичности Марокко.

Классический арабский и Tamazight являются официальным языком Марокко. Классические арабский , а не родной язык, и используются в ограниченном и формальном социально-экономическом и культурном спектре деятельности (например , газеты и официальные документы), в конкуренции с французами. Наиболее распространенные языки Марокко являются Tamazight и марокканский арабский .

Языковой Amazigh принадлежит афразийской группе , и имеет много вариантов. Три основные разновидности , используемые в Марокко Shilha , Тамазигхтские языки и Riff (также называемого Tamazight его динамики). Все вместе, они известны как Shelha в марокканском арабском, а также Barbaria в классическом арабском языке используется на Ближнем Востоке. Термины Barbar и Shelha считаются оскорбительными большинство активистов берберов, которые предпочитают термин Tamazigh .

Shilha (также известная как локально Soussia ) говорит на юго — западе Марокко, в области между Сиди Ифни на юге, Агадир на севере, и Марракеш и Draa / Sous долины на востоке. Тамазигхтские языки говорят на Среднем Атласе, между Тазом , Khemisset , Azilal и Errachidia. Riff говорится в районе Рифа северного Марокко в таких городах , как Надор , Al Hoceima , Ajdir , Tétouan , Taourirt и Таз .

Большинство Amazigh приняли ислам быстро, хотя их неарабское этническое и лингвистическое различие сопротивлялось влияние арабо-исламского. Сотни берберских (берберов) ассоциаций были созданы , чтобы защитить свою культуру и идентичность в последние несколько десятилетий в Марокко и Алжире. Газетные киоски и книжные магазины во всех крупных городах заполнены новыми публикации берберов , которые предоставляют статьи и очерки о берберской культуре и искусстве. В 1994 году государственная телевизионная станция RTM (теперь TVM ) начал вещание ежедневно, 10-минутный длинный бюллетень новостей в 3 берберских диалектов. Берберские активисты неоднократно требовали 50% долей эфирного времени в стандартизированных берберах (Tamazight) на все государственные телеканалы. Существует также национальный Tamazight канал в Марокко, называется Tamazight TV . Он открылся в 2010 году и вещает на протяжении более 13 часов в день, с расширенной трансляции по выходным ..

Религиозные праздники

Официальной религией Марокко»является ислам. В течение всего года, марокканцы жизнь rhythmed многие религиозные праздники , как Рамадан и Ид аль — Адха . Во время этих праздников, большинство из которых являются государственными праздниками, марокканцы сосредоточиться на молиться и проводить время со своей семьей. Другие религиозные праздники включают еженедельную пятничную молитву , где большинство марокканцев идут в мечеть в пятницу в середине дня молитвы.

Традиционная одежда

Традиционное платье для мужчин и женщин называют джеллабом ; длинная, свободная, с капюшоном одежда с пышными рукавами. Джеллабе имеет капюшон , который приходит к точке , называемой QOB . QOB защищает владельца от солнца или в холодном климате, как горы, QOB держит в тепло тела и защищает лицо от падающего снега. Для особых случаев, мужчины также носить красную шапку называется bernousse , чаще упоминается как Фесе . Женщины носят кафтаны , украшенные орнаментом. Почти все мужчины, и большинство женщин, носить бальгх (بلغه) — мягкие кожаные тапочки, без каблука, часто окрашивали в желтый. Женщины также носить на высоких каблуках сандалии , часто с серебром или золотом мишуры .

Различие между джеллабом и кафтаном является капюшоном на джеллабе , в то время как кафтан не делает. Большинство женских djellabas являются яркими и имеют декоративные узоры, шить или бисер, в то время как мужские djellabas , как правило , проще и цветными нейтрально.

Средства массовой информации

Кино

  • 1944: Создание «Марокканский криминалистической Центр» (СКК / руководящий орган). Студии были открыты в Рабате .
  • 1958: Мохаммед Ousfour создает первый марокканский фильм «Le Fils Maudit»
  • 1982: Первый национальный фестиваль кино — Рабат .
  • 1968: Первый фестиваль Средиземноморское кино состоялся в Танжере . Фестиваль Средиземноморского кино в новой версии проводятся в Тетуане .
  • 2001: Первый Международный кинофестиваль в Марракеше проходил в Марракеше .

Фильмы в Марокко

Некоторые режиссеры поставили фильмы в Марокко. В 1952 году Орсон Уэллс выбрал Эс — Сувейра в качестве места для нескольких сцен в его адаптации Шекспира «Отелло», который выиграл Гран — дю Международный фестиваль дю фильм на этот год Каннского кинофестиваля . В 1955 году Альфред Хичкок направлен Человек , который слишком много знал и в 1962 году, Дэвид Лин стрелял в TAFAS резня сцены Лоуренс Аравийский в городе «Варзазат», в котором находится Atlas Studios . Айт Benhaddou была установка многих фильмов. Фильм Hideous кудрявый был снят в Марракеше.

Сады

Марокко имеет много прекрасных садов, в том числе Мажорели сада в Марракеше и андалузский сад в Касба Удайи в Рабате .

Внутренняя архитектура

Taraditonal Марокканский слесарный, Fes . 2004 фото

Дар , имя , данное одному из наиболее распространенных типов внутренних структур в Марокко, является домом нашел в Медине , или стене городской площади города. Большинство марокканских дома традиционно придерживается Дар аль-Ислам , ряд принципов по исламской внутренней жизни. Dar экстерьеры , как правило , лишены украшений и окон, за исключением случайных небольших отверстий в средних четвертях, такие как лестницы и зоны обслуживания. Эти проколы обеспечивают свет и вентиляцию. Дарс , как правило , состоят из толстых, высоких стен , которые защищают жителей от воровства, животных и других подобных опасностей; Однако, они имеют гораздо более символическое значение с арабской точки зрения. В этой культуре внешность представляет собой место работы, а интерьер представляет собой место убежища. Таким образом, марокканские интерьеры часто бывает очень щедрые в оформлении и ремесле.

В соответствии с большинством исламской архитектуры , ДАРС основаны вокруг небольших открытых двориков, окруженных очень высокими толстыми стенами, чтобы блокировать прямой свет и свести к минимуму тепла. Промежуточные тройные арочные портики , как правило , приводят к от двух до четырех симметрично расположенных комнат. Эти номера должны быть длинными и узкими, создавая очень вертикальные пространства, так как региональные ресурсы и технология строительства , как правило , только позволяют балки , которые, как правило , меньше , чем тринадцати футов.

При входе в DAR гости перемещаться по зигзагообразной канал , который скрывает внутренний двор. Проход открывается лестница , ведущая на верхний этаж приемной называется dormiria , который часто является наиболее щедрой комнатой в доме , украшенный декоративной кладкой, расписная мебель, и грудах вышитых подушек и марокканских ковров . Более богатые семьи также имеют оранжереи и второй dormiria , доступные с лестницы на уровне улиц. Служебные помещения и лестницы были всегда на углах конструкций.

Современное искусство

Современное искусство в Марокко еще в создании еще с большим потенциалом роста. С 1990-2000 -х годов марокканские города приветствовали учреждения , способствующие распространению современного искусства и изобразительного искусства: L’Appartement 22 и Radioapartment22 в Рабате, в синематека де Танжера в Танжере, La Source Du Lion в Касабланке, Дар Аль-Мамуна ординатура и центр, Marrakech Art Fair и Marrakech биеннале все в Марракеше.

Местные художественные галереи, такие как Galerie Villa Делапорт, Atelier 21, Galerie Матисса и Galerie FJ также платформы показ, в определенной степени, современного искусства и вклад в его развитие.

Глобальный рынок искусства также участвует в разработке и дает видимость современному искусству в Марокко. Международные выставки , такие как «Африка Remix» (2004) и «нечетные» регионы (2010) признаки современные художников из Северной Африки, в том числе того , Марокко. Региональные события , такие как Дакар биеннале (или Dak’Art — Биеннале де l’Art Africain Contemporain), который является одним из основных современной африканского искусства выставки и дает большую видимость для художников этого континента.

Марокканские художники и их инициативы

Художники , рожденные в Марокко или с марокканскими происхождения включают в себя такие , как Маунер Фатми . Другие художники включают Латиф Echackhch, Мохамед Эль — Баз, Баучр Халиль, Маджид Khattari, Мехдите-Жорж Лахл и молодую Younes Бабу-Али.

Есть несколько инициатив от марокканских художников , чтобы помочь разработки современного арт — рынка в стране. К примеру, такие художники, как Хасан Дарси создали La Source Du Lion в 1995 году, художественную студию , который приглашает художников-в-резиденции и Yto Barrada основал Синематека де Танжер в 2006 году, который посвящен содействовать марокканской кинематографической культуры. Группа марокканских художников называется Collectif 212 особенности марокканских художников , таких как Амина Benbouchta, Hassan Echair, Jamila Ламрани, Сафаа Erruas и Younes Rahmoun. Эта группа стремится развивать более артистический опыт и сотрудничает с другими перспективными художниками , таким Hicham Benohoud.

Есть также перспективные местные художники , такие как Batoul Shim и Карим Рафи, которые и приняли участие в проекте «Работа для перемен», проект пытается действовать в ткани марокканского общества, в течение 2011 года Венецианской биеннале .

Арт-рынок

Там в bourgeoning рынок современной и современной art.According к данным составляет от Global Report Market Art Африки с Южной Африки и Нигерии, Марокко является одним из самых важных рынков в Африке.

Кухня

Марокканская кухня является домом для берберов и мавританского . Он известен блюда , как кускус , Tajine , Пастилья и др. Марокканская кухня использует много специй , как корица , куркума , имбирь и шафран , придавая ему оригинальный вкус. Марокканцы каждый день идти к трапезе является тажиным , как это сбалансированное и быстро сделать еду. В особых случаях, более сложные блюда , как марокканский Pastilla и некоторые специальные пирожные , как газель мозоли и briwates подаются для гостей.

Сладости , как Halwa популярны, а также другие сладости. Cuisines из соседних стран также влияет на кулинарные традиции страны.

Музыка

Марокканская музыка из берберского и арабского происхождения. Рок-группа под влиянием chaabi распространена, как музыка транса с историческим происхождением в мусульманской музыке.

Марокко является родиной андалузской классической музыки, которая встречается по всей Северной Африке. Это, вероятно, эволюционировали под маврами в Кордове, и персидской родился музыкант Ziryab обычно приписывают его изобретение. Жанр известен как современная андалузская музыка и искусство является детищем Morisco визуального художника / композитора / oudist Тарика Banzi, основатель Аль-Андалус ансамбля.

Chaabi ( «популярная») является музыкой, состоящей из многочисленных разновидностей, которые происходят от многообразных форм марокканской народной музыки. Chaabi первоначально была выполнена на рынках, но в настоящее время встречается на любом празднике или встречи.

Популярные западные формы музыки становятся все более популярными в Марокко, такие как фьюжн, рок, кантри, металла и, в частности, хип-хоп.

Марокко приняли участие в 1980 Евровидение, где он закончил в предпоследнем положении.

Смотрите также

Рекомендации

Список используемой литературы

  • Вернер, Corince. (2004). Виллы и риады Марокко . Нью — Йорк: Гарри Н. Абрамс, Inc., издательство

внешняя ссылка

ru.qwertyu.wiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *