Вопросы науки и технологии связаны со стратегическими приоритетами британской политики, и в первую очередь с поддержкой экономических интересов Великобритании в открытой глобальной экономике.
Великобритания относится к тем странам, которые можно с уверенностью отнести к авторитетным участникам межкультурного обмена в мире. Это государство, которое уже не один год использует активно возможности своей культурной дипломатии. Распространение культуры и возможностей для обучения английскому языку представляет собой неотъемлемую часть деятельности государства в рамках культурной дипломатии, а ее важнейшим актором стал Британский совет.
Особенность современной культурной дипломатии Великобритании состоит в ее большой заинтересованности в распространении в других странах. Это выражается во все больших семинарах, фестивалях, выставках, организации языковых курсов и иных мероприятий. Важным является то, что культурная дипломатия Великобритании идет в ногу с современными технологиями. Разрабатывались и разрабатываются сайты, что делает намного легче доступ к информации, а также дает людям возможность обучаться из любого уголка мира дистанционно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Особенность британской культурной политики состоит в том, что основополагающим в ней является принцип «вытянутой руки», в соответствии с которым правительство, определяя общую сумму дотаций на культуру, не участвует в их распределении. При этом страна никогда не отказывалась от вторжения политической власти в культуру. Вопросы культуры активно включаются в различные «повестки дня». Характерная черта британской культурной политики состоит в согласовании в процессе определения ее основных направлений и целей позиций государственных правительственных органов и интеллектуальной и художественной элиты.
Важнейшим направлением культурно-гуманитарных связей с другими государствами является информационный, образовательный и научно-технологический обмен. Для Великобритании международное сотрудничество в сферах, связанных с культурой, в настоящее время замыкается на технологиях и науке и представляет собой средство для экономического процветания государства в стремительно развивающемся мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
.
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Сравнительный анализ деятельности зарубежных культурных центров и проблемы внешней культурной политики. //Компаративистика — II. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. — СПб., 2013. — С. 267 — 271.
Жидков В. С. Культурная политика: теория и история. Учебное пособие для высшей школы / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. — М.: Академический проект, 2017. — 592 c.
Лавров A.Н. Кризис европейской культуры //Вопросы культурологического образования. Сб.ст. Серия: науки о культуре и человеке. Вып. 3. -М.: МГУ-Диалог, 2013.-С. 12−19.
Лозовая Н. С. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития // Общие проблемы кульуры. Обзор информ. Гос. б-ка им («https://nanayna.ru», 15).
В.И.Ленина, 2014. — Вып. № 3. С. 36.
Савицкая Т. Е. Культурная идентичность и глобализация // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. Научн.
инф. сб. — Вып. 4. — М.: Изд-во РГБ, 2013. — С. 3−24.
Жидков В. С. Культурная политика: теория и история. Учебное пособие для высшей школы / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. — М.: Академический проект, 2017. — С. 386.
Савицкая Т. Е. Культурная идентичность и глобализация // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. Научн.
инф. сб. — Вып. 4. — М.: Изд-во РГБ, 2013. — С. 17.
Лавров A.Н. Кризис европейской культуры //Вопросы культурологического образования. Сб.ст. Серия: науки о культуре и человеке. Вып. 3. -М.: МГУ-Диалог, 2013.-С. 15.
Лозовая Н. С. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития // Общие проблемы кульуры. Обзор информ. Гос. б-ка им. В. И. Ленина, 2014. — Вып. №.
3. С. 36.
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Сравнительный анализ деятельности зарубежных культурных центров и проблемы внешней культурной политики. //Компаративистика — II. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. — СПб., 2013. — С. 267.
КАК В БРИТАНИИ ФОРМИРУЮТ КУЛЬТУРНУЮ ПОЛИТИКУ?
Прошло 50 лет с тех пор, как по инициативе Дженни Ли, первого министра культуры и искусств, была опубликована первая «Белая книга» по искусству. В этом документе министр написала об «однообразии и безрадостности социальной инфраструктуры» и о важной роли «живого художника» в решении данной проблемы.
За прошедшие годы преодолен большой путь. Роль правительства в поддержке культуры и искусств значительно выросла и видоизменилась; ответственность за сферу искусств, музеи, библиотеки и культурное наследие теперь возложена на один правительственный департамент; Национальная лотерея создала для культурных индустрий возможности финансирования; а британские национальные музеи, благодаря свободному доступу, открыли свои двери новой аудитории.
Тем не менее, с момента выхода «Белой книги» Дженни Ли правительство ни разу не проводило подобный обзор культурных индустрий и своей роли в их развитии, а публиковало лишь общее видение и программу планируемых мероприятий. И вот пришло время для такого обзора.
Четыре обширные темы
В новой «Белой книге», которая увидит свет в ближайшие месяцы, будут рассмотрены четыре основные темы:
- Первая тема – это роль культуры в обустройстве мест, где люди хотели бы жить, работать и отдыхать; это вклад культуры и культурного наследия в создании живых, здоровых местных сообществ по всей стране, а также поддержка данного процесса со стороны правительства.
- Вторая тема будет касаться обеспечения финансовой устойчивости культурных организаций и учреждений за счет новых моделей финансирования, чтобы такие организации и учреждения могли выживать и процветать в жестких экономических и финансовых условиях.
- Третья тема посвящена людям и их вовлеченности в сферу культуры, в частности тому, как будет обеспечиваться то, чтобы все могли познавать культуру, обучаться через нее, а также получать поддержку и возможности для участия в культурной деятельности на протяжении своей жизни.
- И, наконец, четвертая тема будет охватывать сотрудничество с культурными учреждениями в сфере продвижения Великобритании за рубежом в государственных отношениях с другими странами и международными организациями, а также в сфере развития торговли, экспорта, внутренних инвестиций, въездного туризма и представления культурных артефактов.
Поделитесь своими идеями
С целью поддержки готовящейся к публикации «Белой книги», запускается тематическая дискуссионная платформа «Наша культура», на которой в течение следующих месяцев будет поочередно обсуждаться каждая из четырех тем. Данная платформа – это возможность представить и обсудить идеи по каждой теме. Правительство хотело бы, чтобы на обсуждение были вынесены инновационные предложения, и будет радо живым дискуссиям, ведь последние продемонстрируют активный интерес нации к культурным индустриям и способность обеспечить выживание и процветание этой отрасли для будущих поколений. #OurCulture
Подробнее: http://dcmsblog.uk/2015/09/share-your-ideas-for-a-new-cultural-programme/
Аннотация. В статье рассматривается роль Британского совета в осуществлении культурной дипломатии Великобритании. Автор анализирует различные проекты и программы Британского совета в области культуры, образования и изучения языка. На этих примерах прослеживаются основные тенденции и методы культурной дипломатии в начале 21 века. Особое внимание автора посвящено работе российских отделений Британского совета и тем, проблемам, с которыми столкнулась данная организация в 2008 году. Статья опирается на работы отечественных и зарубежных исследователей, а также на оригинальные документы Британского совета.
Ключевые слова: культурная дипломатия, международный культурный обмен, Великобритания, Британский совет, российско-британские культурные связи.
Abstract. The article considers the role of the British Council in the performance of cultural diplomacy of the United Kingdom. The author analyzes different programs and projects carried out by the British Council in the field of culture, education and language learning. These examples help to trace the basic trends and methods of cultural diplomacy at the beginning of the 21
Keywords: cultural diplomacy, international cultural exchange, Great Britain, the British Council, the Russian-British cultural relations.
Культурная дипломатия — сравнительно новое понятие как научная категория, но очень старое как явление в международных отношениях. Сегодня все чаще взаимопонимание между обычными людьми, государственными деятелями, организациями достигается через уважение к культурным традициям того или иного народа, что повышает ценность культурной дипломатии.
Для подробного рассмотрения истории культурной дипломатии Великобритании следует дать обозначение этого термина. «Культурная дипломатия лучше всего может быть описана как курс действий, основанный на и использующий обмен идеями, ценностями, традициями и другими аспектами культуры или идентичности, будь то для укрепления отношений, расширения социально-культурного сотрудничества или распространения национальных интересов. Культурная дипломатия может осуществляться как государственным сектором, частным сектором, так и гражданским обществом» [10]. Определение было разработано нынешним президентом Академии Культурной Дипломатии Эмилем Константинеску.
Культурная дипломатия не идентична понятию дипломатии, которое описывает отношения между дипломатами и государственными представителями. Но данный вид дипломатии связан с различными моделями культурного обмена, например, при заключение союза или договора, либо для достижения понимания между странами. Соответственно должен осуществляться диалог, который непосредственно затрагивает культурные вопросы.
Культурная дипломатия Великобритании прошла длительный путь становления и оформления. Основное внимание международным культурным связям Великобритании уделяется с середины 1930-х годов. Безусловно, эта страна и ранее эффективно использовала свои культурные связи. Важно отметить, что влияние английской культуры в мире началось еще со времен распространения английского влияния в колониях. Данная политика особенно отразилась на американской культуре. Как пишет профессор Университета Северной Каролины Марк Канада: «От создания Джеймстауна до Парижского договора и в какой-то степени даже после этого, американская культура сильно походила на британскую» [5]. Было заметно, что американский вкус на коммерческие товары (парики и табакерки), литературу был схож с британскими предпочтениями. Данное стечение обстоятельств очевидно. Мощная Британская империя пыталась установить власть в малоразвитых, новых землях. Для этого требовалось навязывать свою политику, но для начала свои порядки и обычаи, а порядки — это отражение культуры страны. Так и начинала развиваться культурная дипломатия Великобритании.
На рубеже XIX-XX веков существовала концепция «бремени белого человека». Она предполагала, что британское общество несет моральную ответственность за свои заморские территории, за поиск путей взаимопонимания и за освоение ими христианских ценностей. Мир на месте не стоял, происходили изменения, происходили европейские исследования, разрабатывались теории. Требовалась организация, которая поможет управлять всем этим и контролировать культурное влияние Великобритании. Появляется межгосударственная организация — Британское Содружество Наций [1, с. 15].
Важнейшим участником культурной дипломатии Великобритании по праву считается Британский совет. Эта организация была создана в 1934 году. Разговоры о создании организации, отвечающей за распространение британской культуры, образования, науки и техники, за развитие культурных связей в других странах, по аналогии с существующими французскими, немецкими и итальянскими организациями велись на высоком уровне в 20-х годах XX века. Так, в 1934 году учрежден «Британский Комитет по сотрудничеству с другими странами». Позже название было изменено, в конечном итоге оно представляет собой нынешний вариант наименования организации — «Британский совет» [1, с. 17]. Так появился орган в Великобритании, отвечающий за культурную дипломатию страны.
В то время, когда создавался Британский совет, Европа была в постоянном движении. И было принято решение, соответствующее решения для распространения и укрепления влияния посредством развития культурных связей. Еще при учреждении Британского Совета была изложена миссия — «содействие более широкому признанию за рубежом британской культуры и цивилизации путем поощрения культурных, образовательных и других связей между Соединенным Королевством и остальными» [3]. Считается, что обмен информацией, общение — не является сложной задачей, а понимание между людьми и их культурами представляется хрупкой вещью. Поэтому важно продолжать преследовать изначально поставленную цель [3].
Изначально работа Британского комитета по сотрудничеству с другими странами фокусировалась на двух сферах: поддержка Английского образования за рубежом и распространение британской культуры через лекции, музыкальные коллективы и художественные выставки. Первыми географическим районами были восточное Средиземноморье и Ближний Восток [4].
Первое десятилетие работа велась через британские посольства. Первый представитель был назначен в Египте в 1938 году, в том же году они были назначены в Португалии, Польше, Румынии [1, с. 18]. По началу, деятельность Совета была ограничена бюджетом. Прогресс был невелик, но это не помешало основать представительство в выше указанных странах и Италии.
В военный период Британскому Совету пришлось уже защищать британский престиж от преднамеренного нападения на объекты. Начало войны положило конец работе в крупных районах Европы. Представительство в Польше, Италии и Румынии было прекращено. Но война также привнесла свои плюсы. Она дала толчок культурным отношениям, которые стали инструментом укрепления связей с союзниками, реальными и потенциальными, и помощью для тех, кто искал убежище в Великобритании для формирования послевоенного будущего [11, p. 20-21].
В 40-е года Совет расширял свое представительство в таких странах, как Турция, Испания, Швеция, а затем в Бразилии, Венесуэле, Чили, Аргентина и Боливия. Работа внутри страны занимала не менее важное место. Домашнее подразделение было официально ответственно за образование и культурное благополучие союзнических граждан и торговых моряков и развивало связь с вооруженными силами. Великобритания принимала изгнанные правительства из восьми стран, включая Бельгию, Чехословакию и Грецию, вместе с Французским Национальным Комитетом под руководством Шарля де Голля. Совет помог данным правительствам разработать национальные центры в Лондоне, чтобы служить в качестве клубов, образовательных центров и общих объединяющих мест для их сообществ [16, р. 12-18].
Работа не ограничивалась Лондоном: беглецы, изгнанники, квалифицированные работники заморских служб были раскиданы по всему Соединенному Королевству. Совет активно процветал, открывали центры по стране и миру [11, р. 23-25].
После войны британские центры продолжали свою деятельность, Британский Совет расширял свою деятельность в Европе. Несмотря на возникающие трудности бюджетного финансирования и сокращения работы организации, правительство Великобритании продолжало представлять регулярные отчеты о направлениях деятельности организации. В общем можно отметить, что 40е-50е года были периодом активного распространения организации, особенно в 50-е года произошло переключение внимания с Содружества на страны Восточной Европы и Дальнего Востока. По мере увеличения географии присутствия появлялись новые подразделения такие, как: Отдел прессы, Отдел книг, Отдел кино. Проводилась поддержка местных преподавателей, которые непосредственно отвечали за пропаганду истории и культуры. Увеличивался интерес к союзническим странам, к их культурным достижениям. Устанавливались национальные культурные общества и институты в странах, находящихся под крылом Британского Совета (Лагосский институт, Тринидадский институт) [1, с. 22].
Данный промежуток времени отмечен активным географическим расширением Совета. Сотрудничество в культурной среде, способствование развитию культурных связей и общей культурной политики Великобритании. Столь активное поведение страны и Британского совета можно связать со стремлением государства укрепить свой имидж и авторитет на мировой арене. Такого рода действия оказывали положительное влияние, как на Соединенное Королевство, так и на страны, в которых производится пропаганда и помощь.
Следующим этапом в истории культурной дипломатии были 60-е годы. Увеличение международной напряженности в условиях холодной войны вызвало у Британии необходимость найти новые средства и методы выполнения своей работы. В ситуации осложнения взаимоотношений США и СССР Британский совет продолжал развивать отношения с людьми в Советском Союзе. Так в 1963 году был организован театральный тур, на финальном выступлении которого в Москве присутствовал президент Н.С. Хрущев [11, р. 39]. После одностороннего провозглашения Независимости Родезии в Южной Африке в 1965 году, Представители Британского совета были отозваны. С углублением кризисной ситуации ряд стран Южной Африки разорвали дипломатические, в том числе и культурные, взаимоотношения с Великобританией, но многие разрешили Британскому совету продолжить свою работу. Все происходящее на Ближнем Востоке и в Южной Азии сильно отражалось на работе Совета, но при этом многие видели необходимость Британских библиотек и обучение английскому языку [11, р. 40-42].
В 70х годах было обширное расширение программ молодежных обменов, контактов по линии общественных организации и научных проектов. Данный толчок был обусловлен активным сотрудничеством между Францией и Великобританией. Также такие изменения спровоцированы общими тенденциями международного сотрудничества, демократизацией мировой политики [1, с. 30].
Выставки в этот период стали важным фактором развития культурного сотрудничества. По всей Европе и в Средиземноморье проходили выставки искусства Великобритании, начиная с конца 19-го — начала 20-го века, которые знакомили людей с лучшими достижениями британского искусства и культуры [17].
В конце 1970-х и начале 1980-х годов в эпоху устойчивой глобальной политической борьбы возникали барьеры в построении культурных связей. Фолклендская война принесла за собой кризисы в Афганистане и Иране, что повысило напряжение в отношениях с США. Успешная модель партнерства позволила Совету продолжать работать и ломать барьеры понимания, в частности по поводу расовой сегрегации в Южной Африке. Британский Совет проводил свои программы помощи организациям против насилия, против апартеида. Проходили образовательные программы в Великобритании для темнокожихюжноафриканцев и обучение языку в начальных школах для темнокожих [11, р. 49].
К концу 80-х барьеры, мешающие культурным связям, начали рушиться, падение Берлинской стены привело к возобновлению контактов с Восточной Европой, что увеличило возможности для культурно-просветительной работы. Британский Совет создал много новых офисов, проектов и центров преподавания английского языка в странах бывшего Советского Союза и планировал обширное расширение своей деятельности непосредственно в самой России [11, р. 50].
Крушение коммунистических режимов позволило Совету сильно расширить свое присутствие в мире. «Организация наибольшее внимание уделяла вопросам образования, построению гражданского общества, демократии, подготовке кадров для управления бизнесом в условиях рыночной экономики» [1, с. 34].
В целом, можно отметить, что за 20-й век был сделан большой прорыв в развитии культурной дипломатии Великобритании. Это проявлялось в расширении географии и распространении культурных идей и событий по всему миру. Культурная дипломатия Великобритании дала возможность обучения языку и культуре во многих странам, что привлекло больший интерес для познания культуры страны. Этому же в немалой степени способствовали и организуемые британским правительством выставки.
Культурная дипломатия Великобритании к началу 21 века была развита на высоком уровне. Британский Совет уже существовал как стабильная организация, обладающая широким географическим распространением и высокой репутацией среди стран и организаций. Начало нового столетия ознаменовано появлением новых форм обучающихся программ, увеличивается количество услуг Совета, особенно в режиме он-лайн. В соответствие с развитием технологий Британский совет пытается строить работу с учетом тенденций. Немалое внимание уделяется проблемам гуманитарного взаимодействия. Британский совет по праву считается одной из сильнейших организаций по распространению культуры Великобритании по всему миру [1, с. 36], основным актором ее культурной дипломатии.
Так, например, после террористической атаки 11 сентября 2001 года Британский совет выделил 2 млн фунтов сбережений, разработал программу действий, направленную на нахождение связи мусульманского и христианского миров. Другими словами попытка объединить молодых людей из групп этнических меньшинств в Великобритании с молодыми людьми из мусульманских стран (от Нигерии до Египта и с Индонезии) и принять усилия для улучшения их взаимопонимания [13, р. 22]. Также в течение последующих трех месяцев Британский Совет продолжал работу в Пакистане.
Помимо этого в начале 21-го века Совет запустил серию популярных сайтов, таких как Learning English и Football Culture (сайт просуществовал до 2005 года) [12]. Таким образом, открытие данных сайтов дало толчок в развитии организации, привлечении людей и развитию интернет коммуникаций [13, р. 77].
Организовывались фестивали, которые собирали ирландских, шотландских и уэльских поэтов и музыкантов вместе в Будапеште. Проходили ежегодные британско-бельгийские конференции вместе с Министерствами иностранных дел Бельгии и Великобритании. В 2002 года, благодаря Совету, проводился семинар под названием «Представляя культуры» («Representing Cultures»), который исследовал то, как народы представляют себя перед другими, и на котором решались вопросы национальной идентичности и национальной культуры или культур. В семинаре приняло участие 30 специалистов из различных институтов культуры и университетов, министерств туризма и СМИ. Были представители из таких стран, как Болгария и Эстония [15, р. 428].
Наряду с фестивалями проводилось огромное количество выставок, подтверждающих уже статус культуры Великобритании. Так проводились выставки Генри Мура, различных молодых художников, а также выставки скульптур и дизайна. География этих выставок представляла уже более широкую аудиторию по всему миру [17].
В Ежегодном отчете Британского совета от 2007-2009 года, отмечалось, что работа организации была нацелена на расширение географического присутствия Совета. Основной акцент был сделан на трех программных областях, которые имели важнейшее значение для международных интересов Великобритании: межкультурный диалог, особенно в странах и сообществах, где Великобритании менее всего доверяют; оказание поддержки творчеству Соединенного Королевства и знаниям по экономике; привлечение внимания для решения проблем, связанных с изменением климата [6, р. 5-8].
В России Британский совет имел довольно широкую сеть представительств. В 1992 г. первый Британский совет открылся в Москве. В Петербурге Британский совет был создан в 1994 г. В 2000 г. Британский совет открыл свои представительства в Самаре, Иркутске и Петрозаводске, в 2002 г. — в Томске и Красноярске. В 2005 г. Британский совет заработал в Нижнем Новгороде, а в 2006 г. в Екатеринбурге. Всего в России до 2008 года действовало 15 центров Совета. В январе 2008 г. формально из-за неурегулированности правового статуса организации, а в действительности вследствие напряжённых отношений Великобритании и России российскими властями были закрыты все отделения Британского совета, кроме отделения в Москве.
К слову, проблемы в деятельности Британского совета в России наблюдались и раньше. В 2007 году были закрыты региональные филиалы совета на территориях дипломатических миссий. Связано это было с тем, что «в начале июня 2004 года МВД России обвинило Британский совет в незаконной коммерческой деятельности и неуплате налогов со средств, собираемых за курсы английского языка» [2].
В ежегодном отчете 2009-2010 года отмечается, что за эти годы работы отношения с Россией снова улучшались. Говорится, что сильные культурные отношения между Россией и Великобританией помогают широким двусторонним отношениям. Британский совет продолжает концентрироваться на сфере искусств, образования и английского языка [7, р. 20].
Сегодня Британский совет, несмотря на сложность своего положения в России, проводит различные культурные мероприятия. Так, например, в сентябре 2012 г. в Подмосковье был организован семинар по переводу поэзии прерафаэлитов и поэтов их круга. Итогом этого семинара стало первое российское издание антологии поэзии и эссеистики Братства прерафаэлитов и их окружения. Издательский проект приурочен к выставке художников-прерафаэлитов, которая состоялась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в 2013 году в партнёрстве с Галерей Тейт и Британским советом.
Также на территории Российской Федерации Британский совет проводит конкурс «Твоя Британия» в апреле, в котором могут принять участие все желающие в возрасте от 16 до 40 лет с уровнем владения английским языком не ниже Pre — Intermediate. Награда победителю конкурса — месяц в Британии. Также проводится конкурс для молодых предпринимателей в области дизайна и моды в рамках программы конкурсов для молодых творческих предпринимателей, объединяющей новаторов и предпринимателей творческих индустрий со всего мира.
В преддверии Олимпиады в Лондоне в 2012 году в центре Москвы при поддержке Британского совета был построен макет Олимпийской Британии, проведены соревнования по настольному футболу, пинг-понгу и дартсу, сеты в бинго.
В сфере образования Британский совет организует выставку «Обучение в Британии», оказывает помощь в изучении английского языка, поддерживает создание программ двойных дипломов путем сотрудничества российских и британских университетов, организует серию встреч с британскими учеными, преподавателями.
В целом, можно отметить, что основной задачей Британского совета на первое десятилетие 21-го века стояла приспособление к новому, модернизированному мир, наполненному открытиями, инновациями и новыми интернет-ресурсами.
Благодаря интегрированию и созданию программ, Британский совет поддерживал репутацию высококачественного поставщика с опытом в области экономического развития, управления образованием и реформ, прав человека и юстиции, государственного управления и реформ, социального развития, а также технического образования и обучения [9].
Совет ответил на быстрый рост цифровых и информационных технологий следующим образом: была начата разработка собственных цифровых продуктов обучения, особенно в английском языке [9].
На данный момент Британский совет продолжает свое активное существование, увеличивая свою репутацию по всему миру. В Долгосрочном плане на 2013-2015 кардинальных изменений не наблюдается [8]. Приоритетами являются: ускорение разработок новых услуг и продуктов, увеличение доходов и влияния, улучшить соотношение цены и качества. К 2015 году планируется разработать ряд новых услуг и продуктов в следующих областях: поддержка развития и совершенствования государственной системы образования, английский язык для приобретения навыков в различных секторах, английский язык для академических целей, развитие навыков в области искусства и в культурных сферах, двусторонняя работа школ, молодежь и гражданское общество.
За всю историю развития культурной дипломатии Великобритании скопилось огромная документальная база. Помимо этого произошло внедрение культурной политики страны во многие страны мира, улучшилось положение многих стран в образовательном аспекте за счет гуманитарной и образовательной помощи со стороны Великобритании. Большое количество союзнических соглашений и активность со стороны Британского совета помогают зарабатывать Соединенному Королевству статус надежного культурного посредника и распространителя гуманитарных связей по всему миру.
Великобритания относится к тем странам, которые с уверенностью можно отнести к числу авторитетных участников межкультурного обмена в мире. Это страна, которая уже не один год активно использует возможности своей культурной дипломатии. Распространение культуры и возможностей для обучения английскому языку является неотъемлемой частью деятельности страны в рамках культурной дипломатии, а ее важнейшим актором стал Британский совет.
Особенностью современной культурной дипломатии Великобритании является ее большая заинтересованность в распространении в других странах. Это выражается во все больших выставках, фестивалях, семинарах, организации языковых курсов и других мероприятий. Важно то, что культурная дипломатия Великобритании идет в ногу с современными технологиями. Разрабатывались и разрабатываются сайты, что делает доступ к информации намного легче, а также дает возможность людям со всего мира обучаться дистанционно.
Список источников и литературы:
Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран. Учебное пособие. СПб: Изд. Санкт- Петербургского университета, 2007.
Британский Совет в России. История вопроса. 2007 //http://www.kommersant.ru/doc/835782
Британский Совет. История. // http://www.britishcouncil.org/organisation/history
Британский Совет. История. Timeline //http://www.britishcouncil.org/organisation/history/timeline
Канада М. Колониальная Америка, 1607-1783. История и культура.// http://www2.uncp.edu/home/canada/work/allam/16071783/history/history.htm
British Council Annual Report, 2007-2008. //http://www.britishcouncil.org/sites/britishcouncil.uk2/files/2007-08_annual_report.pdf (date of access: 15.03.2014)
British Council Annual Report, 2009-2010. //http://www.britishcouncil.org/sites/britishcouncil.uk2/files/2009-10_annual_report_2.pdf (date of access: 15.03.2014)
British Council, Corporate plan 2013- 2015 //http://www.britishcouncil.org/sites/britishcouncil.uk2/files/corporate-plan-2013-5.pdf (date of access: 15.03.2014)
British Council, History, Timeline: 2000s //http://www.britishcouncil.org/organisation/history/timeline (date of access: 15.03.2014)
Dr. Emil Constantinescu. What is Cultural Diplomacy? //http://www.culturaldiplomacy.org/index.php?en_culturaldiplomacy (date of access: 05.03.14)
Fisher A. A story of engagement: the British Council 1934-2009. // http://www.britishcouncil.org/new/PageFiles/12882/A%20Short%20History%20of%20the%20British%20Council%202009.pdf> (date of access: 10.03.2014)
Football Culture //http://web.archive.org/web/20050318034307/http://www.footballculture.net/ (date of access: 12.03.2013)
Leonard M. Public Diplomacy. London: The Foreign Policy Centre, 2002.
Learning English http://learnenglish.britishcouncil.org/en/ (date of access: 18.01.2015)
Report on the state of cultural cooperation in Europe. Interarts and EFAH. 2003. //http://ec.europa.eu/culture/pdf/doc948_en.pdf (date of access: 12.03.2013)
The Council in Britain: The origins and work of the Home Division, British Council Annual report, 1966-67.
Visual Arts. What’s On. http://visualarts.britishcouncil.org/whats-on (date of access: 12.03.2014)
Внешняя культурная политика, Международная общественная деятельность
Франция
Герой Сопротивления, писатель и философ Андре Мальро стал госчиновником во многом случайно — и отвечал в ведомстве генерала де Голля за культуру, идеологию и пропаганду
Фотография: Getty Images / Fotobank
Важнейшие культурные институты Франции, такие как Лувр и Comédie-Française, создавались королями и правительствами, и эта традиция предопределила устройство французской культурной политики. Франция — это классический пример того, что принято называть континентальной моделью: государство, как на общенациональном, так и на региональном уровнях, не только финансирует учреждения культуры (в том числе и независимые), но и активно формирует культурную среду.
Главный игрок на этом поле — Министерство культуры, которое было создано в 1959 году президентом де Голлем (сейчас оно называется Министерство культуры и коммуникаций). Этому ведомству, которое возглавил писатель Андре Мальро, уделялась ведущая роль в поддержании французской идентичности. Главный принцип, сформулированный тогда, остается неизменным: «Министерство культуры будет отвечать за то, чтобы важнейшие произведения искусства были доступны максимальному количеству людей, и особенное внимание будет уделяться французскому искусству».
Три главных направления французской культурной политики — наследие, создание произведений искусства и художественное образование. Участие государства объясняется тем, что наследие является общей для всего народа собственностью, а поддержка и продвижение искусства важны для местных сообществ. Государство декларативно действует так, чтобы рыночные механизмы были неприменимы к сфере культуры и искусства.
Кроме того, для французской культурной политики чрезвычайно важны протекционистские меры в отношении французского языка и пропаганда франкофонии, французской культуры и науки за рубежом. Этим занимаются несколько организаций, самая известная из которых — Французский институт (Institut français) с его более чем 200 отделениями по всеми миру.
Великобритания
Британский агитплакат, протестующий против 25-процентного сокращения расходов на культуру
Фотография: Mark Wallinger
Именно в этой стране в 1940-м был создан первый в мире прообраз министерства культуры — Совет по поддержке музыки и искусств (Council for the Encouragement of Music and the Arts). Советом руководил знаменитый экономист-дирижист Джон Мейнард Кейнс, но принципы, которые лежат в основе британской культурной политики, не предполагают, что государство будет активно вмешиваться в дела культуры. Главное правило — «принцип вытянутой руки»: участие без управления. Более того, британский минкульт (Департамент культуры, медиа и спорта) сам ничего не финансирует, а распределяет бюджетные средства через агентства, существующие в форме некоммерческих организаций и управляемые независимыми директорами. Главное из таких агентств в Англии — Совет по культуре (Arts Council England), а в Шотландии — Creative Scotland.
Система финансирования британских учреждений культуры радикально отличается от стран континентальной Европы тем, что агентства распределяют не только бюджетные деньги, но и средства, которые поступают от Национальной лотереи — она финансирует примерно треть расходов Совета по культуре. Кроме того, Совет по культуре получает деньги от частных спонсоров и фандрайзинговых кампаний.
Такой подход, наряду с традиционным в последние 20 лет вниманием к творческим индустриям и поощрению предпринимательства в сфере культуры, отражен и в перечне главных направлений британской культурной политики. Это поддержка искусства, обеспечение доступа молодежи к культурной деятельности, поддержка программы «Город культуры» (поощрение культурного туризма), помощь организациям культуры в поиске новых источников финансирования и продвижение британской культуры за рубежом.
Германия
Гете-институт и его многочисленные филиалы в разных странах мира — важнейший инструмент пропаганды немецкой культуры
Фотография: Viktor Justratow / goethe.de
Как и во Франции, культурная политика в этой стране замкнута на государство. С одним существенным отличием: в Германии она полностью децентрализована. Здесь нет федерального министерства культуры, а культурные институции получают субсидиии от правительств федеральных земель и муниципалитетов, при этом часто роль городов оказывается значительнее.
Для немецкой культурной политики существенно представление о государстве как гаранте свободы слова и художественной независимости. В Германии также работает правило «вытянутой руки»: государственное финансирование не должно влиять на способы высказывания, и поэтому немецкие организации культуры самоуправляемы.
Если в Великобритании государственные принципы и направления культурной политики пересматриваются правительством раз в несколько лет, то в Германии три главных принципа остаются неизменными и предельно общими: децентрализация, государственная поддержка и разнообразие.
Федеральное правительство поддерживает одно из важнейших направлений культурной политики Германии: продвижение культуры, науки и немецкого языка во всем мире. Эту деятельность осуществляют независимые, но получающие государственное финансирование организации: Гете-институт, Немецкий академический обмен (DAAD), Институт международных связей (IFA) и многие другие.
Финляндия
Для москвичей финская культурная политика во многом ассоциировалась с музыкальными фестивалями «Дни независимости Финляндии», которые устраивал при поддержке соответствующего посольства бывший клубный обозреватель «Афиши» Григорий Гольденцвайг
Фотография: www.cleaningwomen.com
Притом что никакой официальной или общепринятой формулы национальной культурной политики не существует, классическое государство всеобщего благосостояния удачно использовало весь лучший европейский опыт. Учреждения культуры и художественные проекты финансируются через Совет по искусству частично из национального бюджета, частично — за счет доходов от национальной лотереи и отчислений букмекерских контор. В рекордном 2001 году доля лотереи и букмекеров составила 70% бюджета на культуру, сейчас снизилась примерно до 50%. Кроме того, многие институты финансируются совместно национальным и местным бюджетами.
Кроме принципа «вытянутой руки» финская культурная политика строится еще и на правилах горизонтальной и вертикальной децентрализации. Горизонтальная децентрализация — это передача ответственности за политические и финансовые решения независимым организациям, профессиональным ассоциациям и союзам, которые консультируют министерство культуры и образования. Вертикальная — распределение полномочий и средств от центрального правительства муниципалитетам. За счет трансфертов в местные бюджеты полностью финансируются библиотеки, оркестры, театры, музеи, художественное образование и образование для взрослых.
В финской культурной политике огромную роль играют разнообразные некоммерческие организации и инициативы, в частности мощное волонтерское движение, которое является важным источником поддержки фестивалей.
США
В Америке нет своего минкульта и «Основ культурной политики», но это не значит, что власть не пытается играть на этом поле — так, сравнительно недавно стало известно, что после войны ЦРУ скрытно спонсировало продвижение абстрактного экспрессионизма.
картина: Jackson Pollock
Это единственная большая в экономическом и культурном смысле страна, где нет сформулированной на уровне декларации или закона культурной политики. Она определяется не государством, а через взаимодействие самых разных акторов, и ее можно сформулировать как «разнообразие, самостоятельность, инициатива и широкая поддержка». В Америке вообще нет министерства культуры. Федеральное правительство содержит несколько крупных, имеющих национальное значение организаций: Смитсоновский институт, куда входят 20 крупнейших музеев и некоторые библиотеки (Библиотека Конгресса считается подразделением самого Конгресса). Та часть федерального бюджета, которая предназначена культуре, распределяется в виде грантов через Национальный фонд искусств (National Endowment for the Arts). Спектр деятельности фонда чрезвычайно широк: от литературы до художественного образования. Культуру и искусство поддерживают штаты и муниципалитеты, но их роль несущественна. По данным Национального фонда искусств, в 2012 году музеи и некоммерческие художественные коллективы получили из федерального бюджета всего 1,2% финансирования, от штатов — 2,2%, из местных бюджетов — 3,3%, от фондов — 9,5%, корпораций — 8,4%, индивидуальных меценатов — 20,3%, 14,4% составили доходы от ценных бумаг и эндаументов, а 40,7% они заработали сами.
Китай
Современному искусству китайская компартия уделяет большое внимание — считается, что в каждом крупном городе должен быть свой музей современного искусства
В марте этого года Лю Цибао, директор отдела пропаганды ЦК Коммунистической партии Китая, заявил, что разработан план углубления структурной реформы культуры Китая и его реализация должна быть завершена к 2020 году. Среди общих формулировок официального доклада отчетливо прозвучали слова «менеджмент», «повышение самостоятельности» и «рынок». Это совершенно новая риторика. Пока Китай живет в полностью социалистической модели: Министерство культуры отвечает за все сферы искусства, сохранения наследия и масс-медиа, а ведомство Лю Цибао раз в пять лет публикует новые принципы культурной политики. Последний 5-летний план был опубликован в 2012 году. Помимо привычных коммунистических и патриотрических клише, в нем содержался главный тезис о создании гармоничного общества, а принципиально новым стало заявление, что Китай будет сотрудничать с международными организациями, для того чтобы вывести свою культуру на мировой уровень.
Фактическая открытость — или приоткрытость – получает идеологическое обоснование и одобрение: новая китайская культурная политика должна служить большей модернизации общества и усилению веса страны в мире. Китай заслуженно гордится тем, что стал быстро растущим мировым художественным рынком, и открытие новых галерей и ярмарок современного искусства стало главным трендом последних лет.
Аннотация. Данная статья посвящена британскому направлению официальной внешней культурной политики США. В ней была предпринята попытка проанализировать деятельность и функции основных государственных институтов Соединенных Штатов, занимающихся внешней политикой. Были рассмотрены наиболее заметные и популярные программы Бюро по делам образования и культуры при Государственном департаменте, а также мероприятия Посольства США в Великобритании, которое находится в Лондоне. Культурное и образовательное направления их деятельности за рубежом объясняются необходимостью государства взаимодействовать с общественностью других стран в целях продвижения идей и интересов своей политики. Одной из причин, по которым население одной страны может оказывать поддержку другому государству, является интерес, уважение и благоприятное отношение к его культуре, быту и народу. Именно поэтому формирование положительного образа своего государства за рубежом выступает одной из обязательных задач внешней политики. Взаимоотношения США и Великобритании в культурной сфере представляют собой особый интерес для исследования в связи с общностью богатой истории и неразрывных культурных связей двух государств.
Ключевые слова: внешняя культурная политика, публичная дипломатия, образ, имидж, Госдепартамент США, образовательные обмены.
Abstract. The article is dedicated to the British course of the official foreign cultural policy of the United States. The article presents an attempt to analyse the activities and the functions of the main state insitutes of the USA, responsible for the foreign policy. There is a review of the most prominent and popular programmes of Bureau of Educational and Cultural Affairs of the Department of State, as well as social events, sponsored and organized by the US Embassy that is situated in London, UK. The cultural and educational course of their work abroad can be explained by the necessity of a country to interact with the public of other countries in order to promote the ideas and achieve the goals of its foreign policy. One of the reasons why people of a country may support another country in the world community is their interest, respect and favourable attitude towards this country’s culture, life and nation. For that, one of the essential aims and tasks of the foreign policy should be to form a positive image of the state abroad. US-UK relationships in the cultural sphere are especially interesting to study and investigate because of the evident connections between their rich history and culture.
Keywords: foreign cultural policy, public diplomacy, image, Department of State, academic exchanges.
В современном мире, благодаря процессам демократизации и большей открытости государств, общественность стала играть важную роль в политике, так как может оказывать влияние на правительство и принимаемые им решения. В связи с этим, «борьба за умы» людей с каждым годом становится активнее и масштабнее. Формирование положительного образа государства среди иностранной аудитории стало одним из обязательных направлений внешней политики. Специалисты в сфере международных отношений также все большее внимание начинают уделять понятиям образа, имиджа государств. Сложившиеся на мировой арене образы государств оказывают заметное влияние не только на проведение их собственной внешней политики, но и на ее восприятие другими государствами и, как следствие, на их ответные действия. В связи с этим, можно утверждать, что создание, формирование и контроль своего образа за рубежом должны быть одним из стратегических аспектов внешней политики государства.
Взгляды на то, что подразумевает собой понятие образа государства, отличаются большим многообразием. как считает отечественный исследователь А.В Федякин, взгляды ученых можно разделить на две группы в зависимости от трактовок данного понятия: объективистской и субъективистской. Сторонники объективистской трактовки полагают, что образ — это некая совокупность, комплекс характеристик страны и ее государственной системы. Образ формируется стихийно в индивидуальном и общественном сознании. Согласно субъективистской трактовке, образ государства строится целенаправленно и состоит из совокупности представлений о государстве [13]. В парадигме последней трактовки образ воспринимается как имидж, то есть намеренно искаженное представление о стране, деятельность по формированию которого преследует определенную цель — произвести нужное впечатление [16]. Как правило, такое впечатление, имидж специально создается для того, чтобы дать возможность государству в дальнейшем реализовать свои внешнеполитические намерения и интересы.
Неоспоримым остается то, что образ страны в целом и как она воспринимается за рубежом — это явление массового сознания граждан другой страны, а не отдельно взятой личности. Следовательно, как явление массового сознания, образ склонен поддаваться формированию и манипуляциям [4]. В том числе именно для этих целей создаются определенные программы, которые финансируются правительством и направлены на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах [19]. Подобные программы являются мерами публичной дипломатии по формированию положительного образа государства за рубежом. Образ страны за рубежом составляют многие факторы, например, такие, как внутренняя и внешняя политика государства, его экономика, дипломатические действия, культура.
Культурный фактор формирования образа страны за рубежом очень важен в связи с тем, что распространяет свое влияние не только на правящие круги и экономическую элиту других государств, а на все население в целом. Это способствует закреплению образа государства среди иностранных граждан, а в современном мире, особенно учитывая глобализационные процессы, их мнение, в свою очередь, не может не учитываться правящими кругами и экономической элитой в странах с демократическими ценностями.
Несомненно, важность положительного образа своей страны среди населения за рубежом осознают главы ведомств, ответственных за реализацию публичной дипломатии, мер по взаимодействию с общественностью других стран. Например, бывший заместитель госсекретаря США по публичной дипломатии Джудит Макхейл в своем выступлении «Публичная дипломатия: национальный стратегический императив» в июне 2009 года подчеркнула, что правительства других государств, пусть и склонные поддерживать политику США, перестанут делать это, если их население потеряет доверие к США. Дж. Макхейл отмечает, что такой негативной тенденции можно будет избежать, «если развивать связи с народами всего мира, если они станут доверять нам [США] как партнеру» [2].
Трудно оспаривать позицию С.Анхольта и Дж.Хильдрета, утверждающих, что США с самого начала построения государства «умело, изобретательно, мощно, упорно и страстно» занимались формированием своего имиджа и заботились о репутации свободной и справедливой страны [18, c.33]. Уже на протяжении долгих лет для жителей многих стран Соединенные Штаты служат «неким объектом «вожделения», своеобразным миражом, мечтой» [14, c.90]. Люди стремятся повторять американский образ жизни, следовать американским стандартам и включать в свою жизнь определенные черты американских традиций. Во всем мире наблюдается высокий спрос на продукты американской культуры. Такого отношения к ценностям и культуре США за рубежом удалось добиться, в том числе, благодаря внешней культурной политике США.
Внешняя культурная экспансия США со времен идеологического противостояния в течение «холодной войны» с СССР является частью их официальной внешней культурной политики и служит важным инструментом распространения американских ценностей, мировоззрения, традиций, взглядов, а следовательно, и американского влияния во всем мире [14].
Официальная внешняя культурная политика США в первую очередь представлена Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США. Итак, Бюро считает своей миссией укрепление взаимопонимания между народами США и народами других стран, используя для этого академические и образовательные программы, которые способствуют развитию мирных международных отношений. Спрос на подобные программы особенно увеличился в связи с глобализацией, что привело к большей мобильности в сфере образования [1]. Также Бюро по делам образования и культуры развивает программы культурного и образовательного обмена и направления сотрудничества с общественным и частным сектором.
Одна из самых известных и престижных программ обмена в сфере образования, финансируемых Бюро по делам образования и культуры, носит название The Fulbright Program. Данная программа была создана в 1945 году по инициативе сенатора Уильяма Фулбрайта, который считал обмен студентами в сфере культуры, образования и науки важным аспектом внешней политики, необходимым для улучшения взаимопонимания наций в первую очередь для избежания конфликтов и войн в будущем. С тех пор и до наших дней программа дает возможность иностранным студентам и ученым получать гранты на получение образования или прохождение стажировки в университетах Соединенных Штатов. Программа действует в 155 странах мира, в том числе и в Великобритании [12].
Сотрудничество двух государств в рамках данной программы началось 22 сентября 1948 года с заключения договора о создании Комиссии Фулбрайта. Программа Фулбрайта ставит своей целью улучшение взаимопонимания между культурами через образовательные обмены. Работа Комиссии финансируется и британской, и американской сторонами, а также другими спонсорами и партнерами программы. Однако, согласно финансовому отчету за 2012 год, Государственный департамент США, представленный Бюро по делам образования и культуры, потратил на £86,401 больше, чем его британские партнеры [20]. Финансирование программы определяет Конгресс США. За все время существования Британско-Американской Комиссии Фулбрайта более 15 тысяч студентов из Великобритании прошли обучение в различных университетах и колледжах Соединенных Штатах, воспользовавшись грантами, полученными по программе Фулбрайта. Среди европейских стран Великобритания по количеству студентов, получивших эти гранты, уступает лишь Германии [11], [17].
Проанализировав деятельность Госдепартамента США в лице Бюро по делам образования и культуры и направленность его образовательных и культурных программ, можно сделать определенные выводы относительно роли и значения Великобритании в формировании официальной внешней политики США. Стоит отметить, что Великобритания не является основной целью США в программах по сохранению мирового культурного наследия, развития музейной деятельности и кросс-культурного диалога в области музыки, театра, танца и других творческих сфер. Бюро представляет небольшое количество исключительно культурных программ, участниками которых могут стать граждане Великобритании. Однако граждане Великобритании имеют возможность участвовать практически во всех образовательных программах Госдепартамента, а также получают достаточное количество информации о престижности американских вузов и уровне их образования, которая формирует положительный образ системы образования Соединенных Штатов и влияет на желание британцев поступать в американские учебные заведения. Интерес и стремление к получению образования в США отражается на статистике, показывающей большое количество британских студентов, обучающихся в Соединенных Штатах, и указывающей на ведущую роль Великобритании среди европейских государств в «поставке» иностранных студентов в США.
Большое значение в реализации внешней политики по распространению американской культуры и позитивного отношения к Соединенным Штатам в Великобритании имеет Посольство США, находящееся в Лондоне. Оно обращается к различным видам и формам мероприятий по представлению культуры, истории, традиций, достижений и быта своего государства. В структуре Посольства США в Лондоне выделен Офис Культурных Связей (The Cultural Affairs Office), целью которого является поддержание связей между США и Великобританией в сфере культуры и образования, продвигая американское искусство, музыку, литературу и кинематограф. Государственный Департамент США спонсирует несколько профессиональных программ обмена, в которых могут принять участие жители Великобритании. Например, Посольством представлена программа для преподавателей в рамках комиссии Фулбрайта, а также программы для членов Парламента и членов Правительства Великобритании [10]. На сайте Посольства в разделе Офиса Культурных связей опубликован обширный список, включающий более 30 музеев, церквей, библиотек и других центров, мест и заведений Лондона, в которых проводятся концерты, семинары, конференции и встречи, посвященные американской культуре, культурным связям двух государств и свидетельствующие об их общей истории [8]. Офис Культурных Связей также отвечает за работу Бюро Спикеров от Посольства США [9]. Данное Бюро занимается организацией встреч и конференций с представителями Посольства для групп школьников и студентов, журналистов и представителей СМИ, членами неправительственных организаций и лицами, связанными с управлением культурными мероприятиями и программами. Целью подобных встреч и конференций является предоставление возможности жителям Великобритании ближе познакомиться не только непосредственно с деятельностью Посольства, но и американской историей, культурой и политикой в целом. Участники встреч могут напрямую обратиться к представителям Посольства США и задать интересующий их вопрос. Встречи могут освещать такие темы, как культура, политика, выборы, СМИ, образование, спорт, законодательство и бизнес Соединенных Штатов. Встреча организуется бесплатно, а представители могут приехать на место конференции или же провести ее через интернет, используя современные технологии и вэб-камеры. Подобные бесплатные мероприятия, несомненно, приближают американскую культуру к жителям Великобритании, открывают для них ценности и установки американского общества, что и должен отражать образ государства [3, с.200]. В определенной степени они вызывают интерес к культуре США как раз за счет открытости представителей Посольства США и их готовности к диалогу и обмену мнениями и опытом, что, несомненно, способствует установлению диалога между двумя народами и формированию положительного имиджа Соединенных Штатов в Великобритании.
Посольство США в Лондоне курирует еще одну организацию, занимающуюся культурными и образовательными программами обменов. Британская Ассоциация Американских Исследований была основана в 1955 году и ставит перед собой следующую цель — развивать и поощрять изучение Соединенных Штатов в Великобритании, а также поддерживать университеты, колледжи и независимых ученых, занимающихся Американскими исследованиями [5]. Исследователи и ученые–члены Ассоциации имеют возможность участвовать в конкурсе на получение денежного гранта и других наград. Например, Ассоциация предлагает поддержку и содействие ученым, собирающимся отправиться в США с целью проводить исследование и собирать информацию и материалы по изучению американской истории, политики, общества, искусства, культуры и так далее [6]. Также денежные призы могут получить ученые и студенты за лучшую статью, эссе и изданную книгу на темы, входящие в сферу Американских исследований. Подобные конкурсы, несомненно, привлекают ученых и студентов, интересующихся Американскими исследованиями, так как позволяют им глубже погрузиться в изучаемую сферу, получить незаменимый материал для исследований и оказаться непосредственно в стране изучения. В дальнейшем информация об обществе и образе жизни Соединенных Штатов распространяется за рубежом посредством работ, публикаций, исследований и рассказов участников, получивших подобные награды. Это отвечает целям и задачам внешней культурной политике США о продвижении проамериканских настроений и формированию позитивного имиджа своего государства как открытого, готового к диалогу и предоставляющего множество возможностей для образования и работы. Британская Ассоциация тесно сотрудничает с лучшими университетами Великобритании, совместно с которыми организует лекции, семинары и конференции по темам, связанными со многими аспектами жизни и политики США. Так, в Оксфордском университете прошла серия семинаров, посвященных американской литературе, а в ближайшем будущем состоится интерактивный студенческий форум, на который приглашены преподаватели и студенты из США [7].
Анализ направлений деятельности Посольства США в Великобритании показал, что большинство программ и мероприятий Посольства объединяют в себе культурную, информационную и образовательную составляющую. Именно эти аспекты — культура, информация, образование — являются ключевыми для понятия «мягкая сила», согласно утверждению отечественного исследователя Г.Ю.Филимонова. Понятие «мягкая сила» подразумевает использование «культурных инструментов с информационно-пропагандистскими, образовательными» средствами в целях оказания влияния на общественность за рубежом, формируя у людей доброжелательное отношение, интерес к своей стране и также ее положительный образ[15, c.22]. Следовательно, официальная внешняя культурная политика США активно применяет « мягкую силу» и использует все ее необходимые компоненты в своей деятельности.
Проанализировав деятельность и направленность основных институтов США, проводящих официальную внешнюю культурную политику, можно отметить, что наиболее значимые и популярные программы и мероприятия, осуществляемые в британском направлении, в первую очередь связаны со сферой образования, что, в свою очередь, пользуется в Великобритании большим спросом. У двух стран есть множество общих моментов истории и взаимосвязь их культуры — например, языка, литературы и музыки — не подвергается сомнению. Именно этот факт успешно используют США в составлении и планировании своих культурных программ и мероприятий в британском направлении с целью формирования своего положительного образа. Это способствует поддержанию и развитию более тесного сотрудничества между народами и поощрению взаимного уважения и интереса. Доброжелательное отношение жителей обеих стран друг к другу не может также положительно не сказаться на отношении стран уже на государственном уровне и на проведении внешней политики государств на международной арене.
Список источников и литературы:
Бондарева Т.Е. Академическая мобильность как цель и средство формирования межкультурной компетенции//Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 4 (11). Тамбов, 2011. C. 22-25
Выступление Джудит Макхэйл «Public Diplomacy: A National Security Imperative»: http://video.state.gov/en/video/26110211001.
Галумов А.Э. Международный имидж России: стратегия формирования. М, 2003.
Кононенко В. А. Формирование национального образа Финляндии как аспект внешней политики современного государства. СПб, 2005;
Официальный сайт Британской Ассоциации Американских Исследований: http://www.baas.ac.uk/
Официальный сайт Британской Ассоциации Американских Исследований; гранты для исследований: http://www.baas.ac.uk/awards/baas-founders-research-travel-awards/
Официальный сайт Британской Ассоциации Американских Исследований; семинар по американской литературе в Оксфорде: http://www.baas.ac.uk/american-literature-research-seminar-university-oxford-hilary-term/
Официальный сайт Посольства США в Великобритании; раздел Офиса Культурных Связей: http://london.usembassy.gov/culture/cultural_connections.html
Официальный сайт Посольства США в Великобритании; раздел Офиса Культурных Связей; Бюро Спикеров от Посольства США: http://london.usembassy.gov/ukpaspeakerprogram.html
Официальный сайт Посольства США в Великобритании; раздел программ обмена: http://london.usembassy.gov/eca/index.html
Официальный сайт программы Фулбрайта: http://www.fulbright.org.uk/about/what-we-do
Сайт Государственного Департамента США, раздел Бюро по делам образования и культуры; программа Фулбрайта: http://eca.state.gov/fulbright/
Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа российского государства (Теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа). М, 2010
Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М, 2010
Филимонов Г.Ю. Роль «мягкой силы» во внешней политике США. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. политических наук. М, 2013.
Ширин С.С. Роль внешнеполитических факторов в формировании научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии. СПб, 2008.
2010-2011 Fulbright Annual Report: http://eca.state.gov/files/bureau/2010_2011fsbannualreport.pdf
Anholt S., Hildreth J. Brand America: The Mother of All Brands. 2004.
Dictionary of International Relations Terms. Washington, D.C., 1987.
- Fulbright Program; US-UK Educational Commission Financial Statement For the Year Ended 2012: http://fulbright.org.uk/media/Commission_finstat_2012.pdf
Внешняя культурная политика
Культура Великобритании. Кратко
Великобритания — удивительная страна с богатой историей и многовековыми традициями. Пабы и кебы, фамильные замки с привидениями, старинные университеты, королевская семья — гордость нации — все это неповторимая Великобритания.
Музей мадам Тюссо
Культура Соединенного Королевства богата и разнообразна. Она оказала и продолжает оказывать значительное влияние на мировую культуру. Культура Великобритании главным образом определяется культурой Англии, при этом имеют значение и местные традиции Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также десятка стран, которые были колониями Британской империи.
Верховая езда и охота на лис — любимые занятия британцев
Ведущие музыкальные коллективы Британии — Лондонский филармонический и Лондонский симфонический оркестры и Шотландский национальный оркестр.
Британия также оказала значительное влияние на развитие музыки во второй половине ХХ века, благодаря огромному количеству прославившихся на весь мир групп и исполнителей, таких как «Битлз», «Роллинг Стоунс», «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат», «Квин», «Продиджи», Элтон Джон, Дэвид Боуи, Род Стюарт, Том Джонс, Эми Уайн-хаус и многие другие.
«Битлз» — группа, прославившая Англию на весь мир
Всемирную известность получили музеи и галереи Соединенного Королевства. В Музее мадам Тюссо собрана уникальная коллекция восковых фигур знаменитостей. Этот музей имеет 14 филиалов в различных городах мира, среди которых Амстердам, Нью-Йорк, Гонконг, Шанхай, Вена, Берлин.
Один из крупнейших исторических музеев Великобритании — Британский музей в Лондоне. Огромная коллекция картин регулярно демонстрируется в Лондонской национальной галерее.
Страна славится различными фестивалями и выставками, например такими, как фестиваль трубочистов Рочестера, праздник цветов, фестиваль «Битлз» в Ливерпуле, церемонии друидов, королевская регата.
Все англичане — заядлые театралы, поэтому в Великобритании множество театров, самые знаменитые — Королевский оперный театр «Ковент-Гарден» и Английская национальная опера, Роял Альберт Холл и Лондонский Колизей, Шекспировский театр «Глобус» в Лондоне, Королевский театр в Шотландии, Валлийская национальная опера и другие.
Традиционными занятиями англичан являются садоводство (в каждом городке огромное количество клумб и садов), а также охота и рыбалка. Популярные виды спорта — хоккей на траве, теннис, гольф и, конечно, футбол. Верховая езда, охота на лис — также любимые занятия британцев.
Традиционный английский сад
Англичане являются приверженцами традиций. Они стремятся жить обособленно, в собственном отдельном доме с его непременным атрибутом — камином. А некоторые многоквартирные дома строятся так, чтобы каждая квартира имела свой вход с улицы. Обычный дом в Великобритании — двухэтажная постройка с множеством дверей, выкрашенных в разные цвета. Многоэтажек в Англии по-прежнему мало. Практически в каждом дворе — традиционный английский сад.
Поделиться ссылкой
Справочная информация, расписание лекций, детали заданий и списки литературы для модуля д-ра О’Брайена на 2011-12 гг. «Современная культурная политика Великобритании».
Заключительная лекция начинается с тематического исследования BBC в качестве примера тем курса.Лекция начинается с изучения критики и защиты роли Би-би-си в современной британской культуре, прежде чем перейти к анализу роли Би-би-си в восстановлении городов и реформе управления на Би-би-си. Эти два обсуждения связаны с первой и второй лекциями курса, показывая продолжающуюся оспариваемую природу культуры, пространства и места, а также показывая дебаты вокруг …
Слайды из заключительной лекции доктора О’Брайена о современной культурной политике Великобритании.
Заключение к курсу — обсуждение культурной политики Коалиции. Коалиционная политика сравнивается с подходом New Labour, и предлагаются сходства и различия. Необходимость справиться с финансовым кризисом, как представляется, является доминирующей структурой для политики Коалиции, создавая фон для стратегических приоритетов вокруг Олимпиады, цифрового обеспечения и инноваций и новых форм финансирования для организаций культуры.Успехи и неудачи ранней фазы коалиции …
Слайды из лекции доктора О’Брайена об общественной ценности в культурной политике.
В четвертой лекции обсуждается понятие общественной ценности. Первая часть лекции знакомит с контекстом развития общественной ценности, в том числе с идеями о новом государственном управлении (NPM), подходе New Labour к правительству и ограниченности методов управления эффективностью, связанных с NPM.Затем в лекции описывается развитие общественной ценности — от ее истоков в творчестве Марка Мура до ее нынешнего фрагментированного использования в британской государственной администрации сегодня …
Во второй части лекции четвертой рассматриваются три тематических исследования использования общественной ценности в культурной политике. Первое тематическое исследование, посвященное дебатам по искусству в Англии, показывает, как общественная ценность использовалась как форма институционального обучения.Во-вторых, из использования Общественной ценностью Фонда лотереи «Наследие» этот термин рассматривается в качестве основы измерения. В последнем тематическом исследовании об использовании общественной ценности Би-би-си концепция рассматривается как защитная стратегия против идеологической критики и сокращения финансирования. Все …
В третьей лекции рассматривается современное культурное участие и его связь с творчеством. Обе части лекции исследуют тезис индивидуализации, изложенный в первой лекции, противопоставляя эту концепцию с подходами Фуко к управлению и управлению собой.В первой части лекции обсуждается культурное потребление в современном британском обществе, исследуется, кто делает, почему и почему, на фоне духа творческих работников. Культурный тезис о всеядности — это …
Вторая часть третьей лекции посвящена творчеству. В нем излагаются идеи творческих индустрий, затрагиваются ключевые объяснения возникновения дискурсов творческих индустрий. Затем лекция связывает творческие отрасли с ростом предпринимательства и важностью концепции творческого работника как ответа на продолжающиеся дилеммы в британской экономике.Лекция раскрывает амбивалентности творческого труда, выделяя вопросы эксплуатации, самоуправления и …
Слайды из лекции доктора Дэйва О’Брайена «Творческая работа и участие в культурной жизни».
Во второй части этой лекции представлено подробное тематическое исследование Ливерпуля, культурной столицы Европы 2008 года. В лекции рассказывается о влиянии размещения культурной столицы Европы на ряд областей, включая социальные, экономические и художественные воздействия.Затем в лекции рассматриваются вопросы лидерства и трансформации сети управления городом, в частности роль сектора искусства и культуры, в результате подготовки и проведения 2008 года. В заключении рассматриваются …
Эта лекция является первым из четырех тематических исследований, иллюстрирующих вопросы, обсуждаемые в первой лекции. В первой части этой лекции обсуждается возрождение культуры и ее преобладание в британской культурной политике в период правления новой лейбористской администрации.На примере культурной столицы Европы в лекции излагаются теории возрождения, основанного на культуре, и аргументируется важность места и различий, а не рассказы об однородности в рамках местной культурной политики в …
Слайды доктора О’Брайена из лекции 2, «После золотого века» культуры и возрождения городов.
Слайды д-ра О’Брайена из лекции 1 «От правительства к управлению: непростое место культурной политики».
Вторая часть этой вводной лекции охватывает переход от правительства к управлению в рамках политики Великобритании и обрисовывает важность этих изменений для культурной политики. Управление, ключевая концепция для понимания второй лекции о возрождении городов, понимается на фоне более широких социальных изменений в британском обществе в современности и после.
Заключительная часть вводной лекции предлагает контрапункт идеям индивидуализации с теориями государственного управления, связанными с Мишелем Фуко.Правительственность исследуется наряду с рефлексивностью социальных научных методов, особенно экономики, в рамках основанной на фактических данных политики и управления рисками в современном государственном управлении. Лекция заканчивается критикой современного мышления в современной британской администрации и ограничениями этого …
В этой вводной лекции изложены основные темы курса — современная культурная политика на фоне изменений в британском государственном управлении и британском обществе.В первой части лекции излагается «проблема» культурной политики для современной британской администрации и раскрываются причины второстепенного места культурной политики как в теории, так и в практике британской политики. Затем введение описывает движение менеджера, …
Справочная информация, расписание лекций, детали заданий и списки литературы для модуля д-ра О’Брайена на 2011-12 гг. «Современная культурная политика Великобритании».
Заключительная лекция начинается с тематического исследования BBC в качестве примера тем курса.Лекция начинается с изучения критики и защиты роли Би-би-си в современной британской культуре, прежде чем перейти к анализу роли Би-би-си в восстановлении городов и реформе управления на Би-би-си. Эти два обсуждения связаны с первой и второй лекциями курса, показывая продолжающуюся оспариваемую природу культуры, пространства и места, а также показывая дебаты вокруг …
Слайды из заключительной лекции доктора О’Брайена о современной культурной политике Великобритании.
Заключение к курсу — обсуждение культурной политики Коалиции. Коалиционная политика сравнивается с подходом New Labour, и предлагаются сходства и различия. Необходимость справиться с финансовым кризисом, как представляется, является доминирующей структурой для политики Коалиции, создавая фон для стратегических приоритетов вокруг Олимпиады, цифрового обеспечения и инноваций и новых форм финансирования для организаций культуры.Успехи и неудачи ранней фазы коалиции …
Слайды из лекции доктора О’Брайена об общественной ценности в культурной политике.
В четвертой лекции обсуждается понятие общественной ценности. Первая часть лекции знакомит с контекстом развития общественной ценности, в том числе с идеями, касающимися нового государственного управления (NPM), подхода New Labour к правительству и ограничений методов управления эффективностью, связанных с NPM.Затем в лекции описывается развитие общественной ценности — от ее истоков в творчестве Марка Мура до ее нынешнего фрагментированного использования в британской государственной администрации сегодня …
Во второй части лекции четвертой рассматриваются три тематических исследования использования общественной ценности в культурной политике. Первое тематическое исследование, посвященное дебатам по искусству в Англии, показывает, как общественная ценность использовалась в качестве формы институционального обучения.Второе, из использования Общественной ценностью Фонда лотереи «Наследие», рассматривает этот термин как систему измерения. В последнем тематическом исследовании об использовании общественной ценности Би-би-си концепция рассматривается в качестве защитной стратегии от идеологической критики и сокращения финансирования. Все …
В третьей лекции рассматривается современное культурное участие и его связь с творчеством. Обе части лекции исследуют тезис индивидуализации, изложенный в первой лекции, противопоставляя эту концепцию с подходами Фуко к управлению и управлению собой.В первой части лекции обсуждается культурное потребление в современном британском обществе, исследуется, кто делает, почему и почему, на фоне духа творческих работников. Культурный тезис о всеядности — это …
Вторая часть третьей лекции посвящена творчеству. В нем излагаются идеи творческих индустрий, затрагиваются ключевые объяснения возникновения дискурсов творческих индустрий. Затем лекция связывает творческие отрасли с ростом предпринимательства и важностью концепции творческого работника как ответа на продолжающиеся дилеммы в британской экономике.Лекция раскрывает амбивалентности творческого труда, выделяя вопросы эксплуатации, самоуправления и …
Слайды из лекции доктора Дэйва О’Брайена «Творческая работа и культурное участие».
Во второй части этой лекции представлено подробное тематическое исследование Ливерпуля, культурной столицы Европы 2008 года. В лекции рассказывается о влиянии размещения культурной столицы Европы на ряд областей, включая социальные, экономические и художественные воздействия.Затем в лекции рассматриваются вопросы лидерства и трансформации сети управления городом, в частности роль сектора искусства и культуры, в результате подготовки и проведения 2008 года. В заключении рассматриваются …
Эта лекция является первым из четырех тематических исследований, иллюстрирующих вопросы, обсуждаемые в первой лекции. В первой части этой лекции обсуждается возрождение культуры и ее преобладание в британской культурной политике в период правления новой лейбористской администрации.На примере культурной столицы Европы в лекции излагаются теории возрождения, основанного на культуре, и аргументируется важность места и различий, а не рассказы об однородности в рамках местной культурной политики в …
Слайды доктора О’Брайена из лекции 2, «После золотого века» культуры и возрождения городов.
Слайды д-ра О’Брайена из лекции 1 «От правительства к управлению: непростое место культурной политики».
Вторая часть этой вводной лекции охватывает переход от правительства к управлению в рамках политики Великобритании и обрисовывает важность этих изменений для культурной политики. Управление, ключевая концепция для понимания второй лекции о возрождении городов, понимается на фоне более широких социальных изменений в британском обществе в современности и после.
Заключительная часть вводной лекции предлагает контрапункт идеям индивидуализации с теориями государственного управления, связанными с Мишелем Фуко.Правительственность исследуется наряду с рефлексивностью социальных научных методов, особенно экономики, в рамках основанной на фактических данных политики и управления рисками в современном государственном управлении. Лекция заканчивается критикой современного мышления в современной британской администрации и ограничениями этого …
В этой вводной лекции изложены основные темы курса — современная культурная политика на фоне изменений в британском государственном управлении и британском обществе.В первой части лекции излагается «проблема» культурной политики для современной британской администрации и раскрываются причины второстепенного места культурной политики как в теории, так и в практике британской политики. Затем введение описывает движение менеджера, …
Прошло 50 лет с тех пор, как Дженни Ли, первый министр искусств, опубликовала первую Белую книгу по искусству. В ней она говорила о «скучности и безрадостности социальной мебели» и о важной роли «живого художника» в решении этой проблемы.
Роль правительства в поддержке искусства и культуры возросла и изменилась; ответственность за искусство, музеи, библиотеки и наследие была объединена в одном отделе; Национальная лотерея изменила возможности финансирования секторов культуры; и свободный доступ помог открыть национальные музеи для новой аудитории.
Однако правительство не рассмотрело секторы культуры и роль правительства в их поддержке и не опубликовало общее видение и повестку дня на будущее после Белой книги Дженни Ли. Время пришло.
Четыре широких темы
В нашей Белой книге, которая должна появиться в ближайшие месяцы, будут рассмотрены четыре ключевые темы:
- Первая из них — это роль, которую культура играет в создании мест, где люди хотят жить, работать и посещать.Как наша культура и наследие могут способствовать созданию здоровых и здоровых общин по всей стране и как мы в правительстве можем поддержать их в этом.
- Вторая тема будет сосредоточена на создании финансовой устойчивости в культурных организациях и учреждениях с помощью новых моделей финансирования, чтобы они могли выжить и процветать в сложных экономических и финансовых условиях.
- Третья тема — о людях и их взаимодействии с культурой. Как мы можем гарантировать, что каждый может узнать о культуре и через нее, а также получить надлежащую поддержку и возможности для участия в культурных мероприятиях и участия в них на протяжении всей жизни.
- И, наконец, четвертая тема посвящена работе с нашими учреждениями культуры по продвижению Великобритании за рубежом, в наших отношениях с другими странами и международными организациями, а также по поддержке торговли, экспорта, внутренних инвестиций, въездного туризма и презентации культурных артефактов.
Поделитесь своими идеями
Для поддержки предстоящей Белой книги, начиная со следующей недели, мы запустим специальную дискуссионную платформу #OurCulture, по очереди рассмотрим каждую тему, чтобы дать вам возможность представить и обсудить свои идеи по каждому из четырех темы.Мы ищем инновационные предложения для стимулирования дискуссий, и я с нетерпением жду множества оживленных дебатов, которые подчеркивают нашу страсть к культурным секторам и то, как мы должны обеспечить, чтобы они продолжали адаптироваться и процветать для будущих поколений.
Вы также можете присоединиться к беседе в своих социальных сетях, используя хэштег #OurCulture.
Дополнительная информация: http://dcmsblog.uk/2015/09/share-your-ideas-for-a-new-cultural-programme/
.Откройте для себя роль ЕС | Культура
Что такое Генеральный директорат по образованию, молодежи, спорту и культуре?
Генеральный директорат по образованию, молодежи, спорту и культуре — это отдел Европейской комиссии, занимающийся вопросами образования, обучения, молодежи, спорта, языков и культуры.
Роль ЕС в сфере культуры определена в статье 167 Договора о функционировании ЕС.
Деятельность Департамента в этой области основана на Европейской программе развития культуры, цель которой — укрепить роль и положение культуры во все более глобализирующемся мире.
Что это делает?
Департамент разрабатывает основанную на фактических данных политику и руководит инициативами, такими как «Творческая Европа», в поддержку культурного наследия Европы .
Как исполнительный орган ЕС, Европейская комиссия подотчетна Европейскому парламенту, в частности, в этой области, Комитету по образованию и культуре.
Каковы его обязанности?
Основные обязанности отдела в области культуры:
Что уже достигнуто?
В последние несколько лет Европейская комиссия сосредоточила свое внимание на реализации Европейской повестки дня в области культуры, которая регулярно пересматривается для оценки прогресса.
До запуска программы Creative Europe отдел работал преимущественно через:
Департамент также заказал различные исследования, доклады и статистические обследования для содействия международному диалогу и сотрудничеству в области культуры, а также поддерживает действия в нескольких областях, направленные на развитие культуры и аудиовизуальных секторов.
Каковы следующие шаги?
После утверждения Европейским парламентом программа Creative Europe была запущена в начале 2014 года.Он рассчитан на 2020 год и предоставляет различные возможности организациям и специалистам в сфере культуры.
Параллельно ГД будет продолжать предоставлять государствам-членам ЕС политическую поддержку и рекомендации. Основные приоритеты определены в стратегических рамках ГД.