Туристический коврик — из чего сделан?
Те, кто любит походы и активный отдых, всегда берут с собой в путешествие огромное количество необходимых вещей, одежду, посуду. Но самое главное — побеспокоится о своем спальном месте, для этого необходимы палатка и спальный мешок. Но чтобы избежать переохлаждения, на землю необходимо постелить специальный туристический коврик — еще его называют каремат или изомат. Сейчас на рынке полно разных видов. Можно найти изделие больших размеров и компактный, предназначенный для сидения туристический коврик. Из чего сделан вариант той или иной модели, можно ли создать такую полезную в походе вещь своими руками — мы и расскажем в данной статье.
Размеры и толщина коврика
Основной задачей каремата является защита спящего или сидящего человека от влаги и холода. Даже тонкие коврики легко справляются с данной задачей. Они изготовлены из полимеров, которые наделены прекрасными теплоизоляционными и влагонепроникающими материалами.
Толщина
Большое значение для комфортного отдыха играет толщина данного изделия. Естественно, чем толщина больше, тем мягче и надежней будет подстилка.
Толщина изделий бывает от 3 до 16 мм — она зависит от материала, из которого сделана модель, и количества слоев:
- Толстым считается изделие, у которого толщина не меньше 16 мм.
- Существуют и надувные коврики, толщина их может быть 6-10 см.
- У изоматов, предназначенных для сидения, это значение составляет 3-6 см.
Ширина и длина:
- Размеры стандартного каремата примерно в длину 1,8-2 метра, в ширину — 0,5-0,6 метра.
- Бывают размеры побольше, к примеру, 1,2-1,35 м при стандартной длине. Отлично подойдет для двуспальной палатки.
к содержанию ↑Важно! Вес варьируется от 200 до 900 грамм — все зависит от производителя, толщины, материала изделия. Модели, специально предназначенные для экспедиций, могут достигать веса до 4 кг.
Из чего сделан туристический коврик?
Тип подстилки зависит от материала, из которого он сделан.
Рассмотрим, из чего делают туристические коврики:
- Карематы, которые имеют хорошие изолирующие качества, производят из фольгированного пенофола.
- Подстилки с прекрасными теплоизоляционными свойствами, толстые, износоустойчивые изготавливают из сшитого изолона.
В производстве также могут использовать этиленвинилацетат — этот материал обладает как прекрасными изолирующими свойствами, так и сохраняет даже при невысоких температурах мягкость изделия. Есть и недостаток покрытий из данного материала — при высоких температурах они деформируются.
Важно! Коврики бывают по структуре гладкие и рифленые. Лучше использовать рифленую структуру — она не впитывает влагу и не скользит.
Самонадувные или надувные туристические коврики делают из:
- Легкого, при этом недорогого поливинилхлорида.
- Более дорогой и тяжелой прорезиненой ткани.
- Устойчивого к ультрафиолету и прочного полиэстера.
Также могут быть использованы:
- Быстросохнущее микроволокно, но она недолговечное.
- Износоустойчивый пух, но он не переносит влагу.
- Долговечный пенополиуретан, который собирает в себя воздух во время накачивания.
Сколько слоев коврика лучше?
Определяясь с тем, из чего сделать туристический коврик, сколько в нем должно быть слоев, учитывайте такие особенности:
- Самые простые изоматы сделаны из двух слоев пенополиэтилена. Также дополнительно может быть использована фольга для изоляции.
- Бывают и жесткие, при этом долговечные подстилки из однослойного этиленвинилацетата.
- Коврики из трех слоев — очень редкая вещь, при этом уступает другим коврам в теплоизоляции. Их делают из неопрена, пенополиэтилена и этиленвинилацетата.
- Можно считать двухслойными и надувные модели. Для покрытия применяют прорезиненную ткань, полиэстер или поливинилхлорид. Во втором слое используют пух, микроволокно или пенополиуретан, предназначены для утепления изделия.
к содержанию ↑Важно! Существует показатель термического сопротивления. Чем выше значение его, тем каремат теплее. Классифицируется он посезонно, а именно:
- Показатель до 3 — используют лишь летом.
- От 3 до 5 — подойдет для зимы.
- От 5 — коврик всесезонный.
Виды и способы складывания
Виды ковриков:
- Карематы или изоматы, сделанные в форме двух-трехслойной подстилки.
- “Сидушки”- теплые и компактные, предназначены для сидения.
- Тяжелые и дорогие, но при этом мягкие матрасы или самонадувающиеся коврики.
- Надувные матрасы, которые можно использовать лишь в летний период.
Существуют такие способы складывания подстилки:
- Сворачиваются рулоном или трубкой. Их легко чистить, но они достаточно объемные.
- “Гармошки” или складные. Очень компактны и легко поместятся в рюкзак, но их чистить сложнее.
Выбор туристического коврика
Многое в походе зависит от правильного выбора каремата.
Важно! Очень большой популярностью пользуются самонадувающиеся карематы. Единственным недостатком их может быть непрочный клапан, который может испортиться со временем.
Покупая подстилку, обратите свое внимание на:
- Размер, который вам подойдет. Если ваша палатка двуспальная, выбирайте соответствующего размера коврик.
- Термическое сопротивление и толщину изделия. Всесезонные изделия будут самыми теплыми. От толщины будет зависеть срок эксплуатации — чем толще, тем долговечнее.
- Вес изделия. Чем дальше расстояние похода, тем легче коврик выбирайте.
- Метод складывания. Удобнее всего каремат, свернутый в рулон, который легко можно прикрепить снаружи рюкзака.
- Расцветка. Очень большой выбор предоставлен на рынке, есть и коврики с детскими рисунками.
к содержанию ↑Важно! Вид коврика напрямую зависит от ваших потребностей. Более удобно транспортировать будет пенки, мягкими и комфортными станут самонадувающиеся модели, а для не длительных выездов загород подойдут так называемые “сидушки”.
Стоимость изделия
Цена изделия зависит от производителя и популярности. Иностранные модели будут в разы дороже от отечественных. Например:
- Немецкие бренды обойдутся примерно в 180-190 долларов. Имеют прекрасные характеристики и качество.
- Цена на изделия среднего качества составляет около 110-120 долларов.
к содержанию ↑Важно! Дополнительно можно приобрести чехол — стоимость таких изделий невысокая, около 2-3 долларов.
Каремат своими руками
Хороший туристический коврик своими руками сделать реально, уверяют опытные путешественники:
- Для этого вам понадобится листовой или рулонный пенополиэтилен, толщина его должна быть минимум 8 мм. Капроновые ленты, которыми необходимо будет сшить несколько листов вместе.
Важно! Такое изделие очень легко будет транспортировать, так как оно с легкостью сложится в гармошку.
- Взяв за основу полиэстер, вы можете сшить чехол для каремата. Используя молнию, кнопки или липучки, чехол можно закрывать.
к содержанию ↑Важно! Такой коврик можно использовать не только в походах, но и дома для занятия фитнесом или йогой.
Видеоматериал
Рассмотрев все виды и варианты, из чего делают туристические коврики, становится очевидным необходимость их использования в походах и даже в домашних условиях. Без них невозможно обойтись любителям активного отдыха и выездов за город на пикник. Подходите к выбору очень внимательно, чтобы он соответствовал вашим потребностям и не разочаровал.
Поделиться в соц. сетях:
serviceyard.net
Как выбрать туристический коврик
ЕвропаАзияЮжная АмерикаСеверная АмерикаАфрикаAвстралия
Альпы Болгария Греция Исландия Испания Кавказ Карпаты Кипр Корсика Мадейра Норвегия Пиренеи Румыния Татры Черногория Швеция Армения Бутан Вьетнам Грузия Индонезия Иордания Иран Китайpohod-v-gory.com
Материалы туристических ковриков
В качестве материала в современных туристических ковриках как правило используют пенополиэтилен в виде листов. Коммерческое название — изолон.
Это упругий и эластичный материал, основу которого составляет полиэтилен или его сополимер с винилацетатом. Материал вспенивается путём химической реакции разложения порофора — азодикарбонамида. Плотность пенополиэтилена варьируется 33 — 200 кг/м³. Коэффициент теплопроводности материала до 0,037 Вт/м², поэтому у него высокие теплоизоляционные свойства.
К тому же, у пенополиэтилена очень низкое водопоглощение. Работать с ним просто: легко резать, перерабатывать горячим прессованием, формировать термоваккуумом, варить, клеить и совмещать с полимерными плёнками, тканями и металлизированными материалами. Окрашивать пенополиэтилен можно в различные цвета.
Пенополиэтилен токсикологически безвредный, инертный и химически стойкий материал и имеет гигиенический сертификат. Допускается контакт полиэтилена с пищевыми продуктами и телом человека. Эксплуатировать его можно в температурном диапазоне -60 — +80 °C.
До температуры +140 °C токсические вещества из пенополиэтилена не выделяются. При более высокой температуре могут выделяться летуче продукты. Если в стандартную марку пенополиэтилена не добавлена огнегасящая добавка, то он хорошо горит.
Другие материалы туристических ковриков
Также в качестве материала для туристских ковриков применяют пенофол — это многослойный материал из вспененного полиэтилена с алюминиевой фольгой. Тут изоляционный эффект суммируется из низкой теплопроводности пенополиэтилена и отражающими качествами фольги.
Отечественные и туристические коврики импортного производства изготавливают из похожих материалов. Различные названия торговых марок ещё не значат, что они имеют разные материалы.
Ещё посмотреть на эту тему:
Эволюция туристического коврика. Два или три десятка лет назад назад в качестве туристических теплоизоляционных ковриков использовали обыкновенные надувные матрацы. Они свободно продавались в спортивных и хозяйственных магазинах и предназначены были для использования на пляже.
Материалы спальных мешков. В первых спальных мешках в качестве утеплителя применяли хлопок (вату). Хлопок хорошо сохранял тепло, но ватные спальные мешки были объёмными, имели большой вес и очень плохо сушились. Намокший спальник из ваты прибавлял вдвое в весе. Современным туристам это конечно…
Материал туристической палатки. Давно прошли времена брезентовых палаток и тэнтов из полиэтилена. Современные палатки хорошего качества изготавливают на основе полиэстерных или полиамидных тканей. Каждая из них отличается своими особенностями…
velomasterclass.ru
Выбираем туристический коврик: как не ошибиться с размером и формой
Сон. Просто произнеся это слово вслух, непроизвольно хочется зевнуть. Мы с нетерпением ожидаем тех блаженных часов, когда можно погрузиться в сон. Во время сна наше сознание приостанавливается, мозг отдыхает — вот почему это время так важно для здоровья. Вот почему мы так чутко относимся ко сну.
На самом деле, когда речь заходит о том, как мы спим, у каждого есть свои предпочтения. Именно поэтому Therm-a-Rest создают туристические и кемпинговые коврики различных форм и размеров. И при выборе коврика бренд советует обратить внимание на несколько важных моментов.
Форма коврика
Фото: Ben Matthews.
Овальный коврик
В прошлом Therm-a-Rest делали все коврики одинаковой прямоугольной формы, а в 2003 году выпустили первый коврик по форме спортивного спального мешка-кокона — овальный. Поначалу производителю больше всего нравился собственно необычный внешний вид такого коврика, но к 2009 стало ясно, что таким образом можно ещё и облегчить снаряжение на несколько десятков грамм.
Если вы привыкли считать каждый грамм веса снаряжения, то коврик в форме кокона — ваш выбор. По сравнению с «обычным», он также более компактный и занимает меньше места в рюкзаке.
.
Коврик традиционной прямоугольной формы
С другой стороны, меньший транспортировочный объём означает не только больше свободного места в рюкзаке, но и меньше пространства для сна. Поэтому для тех, кто не любит чувствовать себя «ограниченным» во время сна, отличным выбором будет коврик традиционной прямоугольной формы. В среднем он тяжелее коврика-кокона на 150 и более грамм, зато у вас будет больше места, чтобы комфортно расположиться на ночлег.
.
Температурный фактор
Ещё один важный фактор — температура, при которой вы планируете использовать свой коврик. Поклонники зимних походов чаще предпочитают ковры традиционной прямоугольной формы. Почему? Такой коврик имеет большую площадь, следовательно, покроет и большую площадь пола палатки. К тому же два прямоугольных коврика вплотную ложатся рядом и могут полностью покрыть пол палатки, не оставив «холодных зон».
Размеры ковриков
Фото: Ben Matthews.
Чтобы определить подходящий размер туристического коврика, нужно определиться с двумя измерениями — длиной и шириной.
Коврики Regular и Large
Все спортивные коврики Therm-a-Rest (не кемпинговые!) выпускаются в двух основных размерах. Это две «полноразмерные» ростовки:
- Длиной 183 см и шириной 51 см (Regular)
- Длиной 196 см и шириной 63 см (Large)
.
Small: укороченные коврики
Однако некоторые спортсмены выбирают укороченные размеры длиной всего 119 см — на таком коврике умещаются только голова и туловище, а под ноги обычно кладут рюкзак. При таком подходе приходится жертвовать комфортом, но получается радикально сэкономить на весе и транспортировочном объёме.
В конечном итоге длина коврика зависит от ваших предпочтений, ну и от вашего роста, конечно.
.
Regular Wide: коврики увеличенной ширины
Вернёмся на минуту к ширине. Как было сказано выше, спортивные коврики Therm-a-Rest имеют два стандартных варианта ширины (51 и 63 см), которые напрямую зависят от длины коврика. Однако недавно бренд представил новый размер Regular Wide — это коврик длиной 183 и шириной 63 см. Therm-a-Rest постоянно стремится обеспечить нам максимально широкий выбор, чтобы каждый мог найти коврик оптимального для него размера.
.
Женские коврики
Фото: Alisa Geiser.
Но есть ещё один вариант размера, о котором важно рассказать. Therm-a-Rest создали специальные женские модели туристических ковриков, учитывая два аспекта: тепло и длину.
Размер женского коврика
Как правило, женщины ниже мужчин, поэтому был создан «женский» размер коврика WRegular — 51×168 см, что позволит девушкам сэкономить вес и объём, не теряя при этом в комфорте.
Теплоизоляционные свойства женского коврика
Учитывая, что из-за физиологических особенностей организма женщины более восприимчивы к холоду, чем мужчины, в женских версиях спортивных ковриков были улучшены теплоизоляционные свойства.
В самонадувающихся ковриках для повышения теплоизоляции уменьшена перфорация в области туловища, бедер и ног — это зоны максимального давления на коврик. И для этих же целей в ковриках NeoAir Xlite добавлен дополнительный слой теплоизоляции ThermaCapture.
.
Женский коврик для мужчин?
Сам собой напрашивается вопрос: ну а если я мужчина, могу ли я использовать «женский» коврик? Ответ: запросто.
Если вы ищете более тёплый коврик и вас при этом устраивает сокращённая длина, со спокойной совестью выбирайте из ковриков с ярлычком «специально для женщин». Не прогадаете! Например, выбрав женскую версию коврика NeoAir Xlite, вы получите коврик с фактором R-Value 3,9 легче и компактнее других моделей из этого класса 😉
По материалам оригинального обзора Jim Meyers на сайте www.thermarestblog.com
Перевод Сергея Корниенко
alpindustria.ru
Из каких материалов изготавливаются туристические коврики
Если вы любите ходить в поход, то наверняка знаете, что нужно брать с собой. Туристы набирают еду, посуду, необходимые средства личной гигиены и так далее. Но чтобы поход был удачным, важно позаботиться о своем спальном месте. Логично, что если вы не выспитесь, то и весь день будет испорчен. Ведь поход подразумевает под собой длительные пешие прогулки, и, если вы спали плохо и у вас болит спина, путешествие в миг станет тяжелым и изнурительным. Хуже будет если вы не обеспечите себе комфортное место и простудитесь. Чтобы избежать этого, нужно купить себе специальный коврик, которые обеспечит не только комфорт, но и не даст вам замерзнуть на холодной земле.
Что нужно знать о ковриках для туристов
Коврик для похода, он же каремат, выполняет две основных функции:
- Комфорт. Сидеть на таком коврике намного комфортнее нежели на голой земле;
- Не дает туристу замерзнуть. Когда на улице не особо жарко, сидеть на холодной земле – опасно, так как можно простудиться. Используя такое приспособление поможет избежать серьезные последствия.
Коврик для туриста изготавливают из полимеров. Они в свою очередь наделены такими свойствами как теплоизоляция и влагонепроницаемость. Это говорит о том, что он нужен туристу в любом случае.
При покупке такого изделия стоит обратить внимание на такие параметры:
- Толщина. Именно толщина играет важную роль не только в комфорте, но и в безопасности. Логично, чем толще коврик, тем мягче на нем сидеть. Такое изделие бывает от 3мм до 16мм. Толщина зависит материала коврика и от количества его слоев;
- Ширина и длина. Есть стандартные карематы размеры которого – 1,8-2м (длина) 0,6 м (ширина). Конечно, производители предлагают и другие размеры, которые считаются двуспальными – 1,3 м ширина при длине 1,8 м. на таком коврике отлично поместятся сразу два человека;
- Вес. Такое изделие не тяжелое и его вес варьируется в пределах 200-900г. Благодаря тому, что они не тяжелые, ходить с ними в поход удобно. Но есть специальные туристические коврики, которые берут в экспедиции, они могут быть весом 4кг.
Материалы из которых делают коврик для туристов
Перед тем, как купить коврик в поход, нужно понимать из какого материала он будет лучше. Производители предлагают несколько вариантов материала, каждый из которых имеет свои плюсы:
- Фольгированный пенофол. Коврик с отличным изолирующим качеством;
- Пенополиэтилен. Такое изделие не будет рваться, при этом оно легко мнется и его легко можно уместить в рюкзак;
- Сшитый излон. Износоустойчивые и имеют отличные теплоизоляционные свойства. Отлично подойдет тем, кто идет в поход не на один день.
Чтобы выбрать хороший коврик нужно отметить и то, сколько слоев имеет коврик. Самый просто вариант каремата – изготовлен из двух слоев, также может быть использована фольга для того, чтобы повысить изоляционные свойства изделия. Если коврик сделан из одного слоя материала, то нужно понимать, что он будет жесткий, но он прослужит вам долго.
Если вам повезет, вы сможете найти коврик из трех слоев. Он имеет хорошую теплоизоляцию, мягкий и комфортный. Его изготавливают из неопрена.
Что еще стоит знать о ковриках для похода
Чтобы подобрать правильный коврик для сидения и сна, нужно знать и то, в каком температурном диапазоне его можно использовать. Есть специальный показатель – термическое сопротивление, которое отвечает за температурный режим:
- Если показатель до 3, то коврик используют летом;
- От 3 до 5, отлично подойдет для зимних походов;
- Показатель от 5 и выше считается демисезонным вариантом.
7veter.ru
Как выбрать туристический коврик — Обо всем и ни о чем
Как выбрать туристический коврик
Ваш комфортный сон на природе обеспечивают две составляющие: спальный мешок и коврик, предохраняющий от холода снизу, от земли. Коврик — незаменимый элемент бивачного снаряжения, без него ночлег на природе превращается в серьезное испытание. Если пренебрегать ковриком, со временем могут развиться радикулит и прочие неприятные болезни.
Коврики можно разделить на два типа: надувные и изготовленные из вспененных полимеров. В первом случае теплоизоляцию обеспечивает слой воздуха, во втором — тоже воздух, но заключенный в полимерный материал в виде пузырьков. В некоторых моделях эти типы ковриков совмещены.
История
Лет 25-30 назад в качестве теплоизоляционных ковриков применялись обычные надувные матрацы, те, что продавались в магазинах и предназначались для пляжа. Интересно, что в 90-х годах эволюция сделала очередной виток своей спирали, и западные производители вернулись к идее надувного матраца на новом технологическом уровне. Это вполне объяснимо, поскольку воздух — непревзойденный теплоизолятор.
Матрацы были тяжелы и громоздки. Изготовленные из непрочной прорезиненной ткани, они часто протыкались, быстро изнашивались. Часто посреди ночи из них вылетали затычки, и спящий спускался с блаженных высот на холодную грешную землю.
С 70-х годов для теплоизоляции от земли туристы стали использовать вспененные полимеры, такие как пенополиэтилен и пенополиуретан. В народе распространилось словечко «пена», которое в туристском обиходе обозначет любой коврик. При производстве в расплавленный полимер вводят газообразователь или газ под давлением. При нагревании и снижении давления в массе полимера образуются пузырьки газа. После остывания вспененный материал становится твердым.
Вначале коврики делали из жестких пенопластовых брусков. Они продавались в спортивных магазинах в виде распорок для хранения беговых лыж. Бруски пилили надвое по толщине и вшивали в ткань, получая этакую циновку. К такому изделию не очень подходило слово «компактный», но вес и надежность имели гораздо лучшие показатели, чем у надувного матраца.
Долгое время самым доступным и популярным вариантом была так называемая «жесткая пена», которая применялась для наполнения борцовских матов. Маты производили на заводе спортивного оборудования «Динамо». В продаже «пена» отдельно практически не появлялась, туристы всеми правдами и неправдами добывали ее на производстве или на окрестных помойках. У жесткой пены было много плюсов: при толщине в 22 мм она обеспечивала очень хорошую теплоизоляцию, за счет своей жесткости лист такой пены использовали в рюкзаках в качестве внутреннего каркаса. Листом пены можно было копать сег на зимнем биваке, раздувать костер из углей, ставить в качестве ветрозащиты возле примуса и т.д. В 80-х годах сложилась даже очень популярная конструкция рюкзака, ориентированного на листы жесткой пены. Но были у нее и свои минусы: приходилось брать два листа («классический размер», с оглядкой на рюкзак — 80х38 см), которые ночью норовили разъехаться под спиной, особенно зимой на снегу или полиэтиленовой пленке. Против этой неприятности боролись шнуровками, текстильной «липучкой», даже застежки-молнии приклеивали к листам пены!
В 90-х годах производство «жесткой пены» прекратилось. Но свято место пусто не бывает. Ижевский завод полимеров с 1985-го года начал производство физически сшитого пенополиэтилена и пеносэвилена под торговой маркой ИЗОЛОН. Именно из этого материала и изготавливаются самые популярные на сегодняшний день «ижевские» коврики.
Примерно тогда же к нам в страну начали проникать западные образцы. В обиходе появилось слово «каремат», под которым понимают длинный полимерный коврик, при переноске сворачивающийся в рулон. Этимология слова «каремат» совершенно загадочна. В английском языке такого слова нет; ни европейские, ни американские путешественники свои коврики так не называют. По одной из версий слово каремат происходит от care material (то есть «материал заботы»). Есть и иная версия: английская фирма Karrimor некогда производила туристский коврик под названием karrimat. В англоязычной альпинистской литературе вы найдете слово sleeping pad.
На Западе лет 15 назад начали распространяться самонадувающиеся коврики под торговой маркой Terma-Rest. Патент на них принадлежит американской фирме Cascade Designs. Они совмещают в себе тонкий слой «пены» и надувные секции.
Несколько особняком стоят коврики из тонкой металлизированной пленки. Они не заменяют полностью обычный коврик, и используются в экстремальных ситуациях. За счет очень маленького веса и габаритов такую пленку можно носить в кармане куртки или под каской.
Применяемые материалы
На практике чаще всего используют пенополиэтилен. Официальное название этой разновидности «пены» — «Листы пенополиэтиленовые марок ППЭ-Р и ППЭ-РЛ ТУ 6-55-26-89Е». Торговая марка — изолон.
Он представляет собой упругоэластичный материал на основе полиэтилена или его сополимера с винилацетатом, вспененный посредством химического разложения порофора — азодикарбонамида. Пенополиэтилен изготавливается плотностью от 33 кг/м3 до 200 кг/м3; имеет высокие теплоизоляционные свойства, коэффициент теплопроводности 0,034-0,037 Вт/(м.К), низкое водопоглощение (за 96 часов менее 1% объема). Пенополиэтилен легко режется, может перерабатываться горячим прессованием, термовакуумным формованием, склеиванием, сваркой, дублироваться с тканями, полимерными пленками, в том числе металлизированными. Пенополиэтилен может окрашиваться в различные цвета.
Пенополиэтилен является инертным, химически стойким материалом, токсикологически безвредным. Имеется гигиенический сертификат 18.УЦ.02.224.Т.0010.9.М.98, допускающий контакт с пищевыми продуктами и кожей человека. Температурный диапазон эксплуатации пенополиэтилена от -60 до +80 градусов С, при отсутствии механических нагрузок допускается до + 100 градусов.
При температуре до +140 градусов выделение токсических веществ из материала не происходит, при нагревании выше + 140 градусов возможно выделение летучих продуктов. Стандартные марки пенополиэтилена (без огнегасящих добавок) являются горючим материалом.
Для изготовления туристских ковриков используется также пенофол, представляющий собой многослойный материал, состоящий из вспененного полиэтилена и алюминиевой фольги. Эффект изоляции определяется как низкой теплопроводностью пенополиэтилена, так и высокими отражающими характеристиками фольги.
Коврики иностранного производства делают из сходных материалов, просто имеющих другие торговые марки.
Какой коврик выбрать?
В нашей стране традиционно популярны коврики из полимеров, в первую очередь — ижевские, а также аналогичные импортные. Проще всего купить в магазине коврики такого типа.
На что надо обратить внимание? Во-первых, на размеры. Ижевский «Ковер туристский» имеет габариты 1800х600х8мм. Этого вполне хватает, более того, если ночевать втроем в двухместной палатке, а тем более — вчетвером в трехместной, то можно брать на один коврик меньше, экономя вес и место в рюкзаках. Существуют и другие способы экономии: для маленьких одноместных палаток имеют смысл импортные коврики неправильной формы, сужающиеся к ногам. Многие укорачивают коврики, поскольку под голову все равно кладут вещи, да и под ноги можно что-то положить вместо пены (например, в горном походе — веревку). В результате получается коврик размерами примерно 1200х400 мм. Если такой экстрим кажется вам излишним, и основная сфера ваших путешествий — простые выезды на природу, то вам как нельзя лучше подойдет коврик обычных размеров.
Помимо рулонных ковриков, популярны также складные. Они состоят из отдельных кусков пены, зашитых в легкую ткань. Коврик складывается гармошкой. Такой вариант наиболее подходит для велопоходов, поскольку удачно помещается на велобагажнике, под рюкзаком. Обычный коврик в таком случае менее удобен, его приходится крепить сверху на рюкзаке. Основной минус складного коврика — в намокании ткани, приходится сушить перед сном.
Надувающиеся коврики типа Terma-Rest обеспечивают хорошую теплоизоляцию, но они более дороги (до 100 долларов), и требуют бережного обращения, поскольку надувные емкости можно случайно проткнуть, и уж точно не рекомендуется на таком коврике резать колбасу. На Terma-Rest не поставить горячий котелок, чтобы меньше остывал, и вообще хлопот больше. Вес также несколько больше, чем у полимерных аналогов. Так что из положительных качеств остаются только меньшие габариты при переноске и лучшая термоизоляция. На заграничных альпинистских сайтах такие коврики рекомендуют для зимних восхождений в сочетании с дополнительным, пусть более тонким, обычным ковриком. Таким «бутербродом» обеспечивается повышенный комфорт в самых экстремальных условиях.
Будьте острожны с металлизированными ковриками — некоторые производители столь свято уверовали в магические свойства фольги, что делают полимерный слой слишком тонким. Автор имел опыт использования такого типа сверх-тонкого и легкого коврика в зимнем путешествии в Заполярье. Получилось так, что из четверых участников похода у каждого был свой тип коврика. Утром после снятия палатки на снегу четко было видна степень термоизоляции каждого типа: на месте, где лежал человек на старой «жесткой» пене, снег был даже не спрессованным, нога проваливалась. Под ижевским ковриком и «термарестом» снег покрывался тонкой ледовой корочкй, что говорило о прохождении изрядной доли тепла. Но владельцы этих ковриков на холод все же не жаловались. Я же просыпался, погрузившись сквозь дно палатки на несколько сантиметров в протаявщую яму. На этом месте на снегу отпечатывался четкий силуэт, а уж о том, как я мерз, лучше вообще не вспоминать. Так что — не повторяйте ошибок, очень тонкие коврики расчитаны только на жаркое лето и нагретую землю!
Использование коврика
Первый вопрос, который обычно возникает, — это как переносить коврик. Как уже упоминалось выше, раньше листы «жесткой» пены носили вдоль спины рюкзака, специально для этого сконструированного. Складные коврики просто кладут внутрь рюкзака, мирясь с занимаемым местом. С появлением рулонных ковриков возникла новая технология: коврик сворачивается по диаметру рюкзака и укладывается внутрь, образуя трубу-каркас. Проверено, что при этом при использовании стандартного ижевского коврика теряется 11 литров полезного объема рюкзака. Есть еще минус: невозможно использовать по назначению «подвал» рюкзака (если он есть). Из-за прямоугольной, а не овальной, формы днища большинства рюкзаков теряется также некоторый объем в нижних углах рюкзака.
Другой способ переноски коврика — сбоку или сзади рюкзака. Полезный объем остается нетронутым, но зато коврик можно случайно потерять, или порвать ветками в лесу. От последнего, также как от снега и дождя, защищает специальный легкий чехол-тубус из прочной ткани, с ременными петлями для разных вариантов крепления к рюкзаку.
Зимой, особенно в случае многодневных лыжных путешествий, часто берут два коврика на одного, поскольку за 2-3 недели пена набирает понемногу влагу, которая замерзает внутри материала, и его теплоизоляционные качества ухудшаются. Два коврика, постеленные один на другой, частично решают эту проблему.
В горах иногда возникает необходимость в ночлеге на очень неровном месте, например на осыпи. Конечно, место под палатку предварительно выравнивают, насколько это возможно. Но все равно добиться идеально ровной площадки не удается. Тогда под коврик подкладывают вещи, а сама подстилка окончательно сглаживает поверхность.
Вернувшись из похода домой, коврик рекомендуется просушить в развернутом состоянии, не менее суток при комнатной температуре. После этого уже можно убрать до следующего выезда. Со временем любой коврик сминается, что снижает теплоизоляцию. Поэтому раз в несколько лет (в зависимости от интенсивности использования) коврик придется менять. Кроме того, пенополиэтилен постепенно испаряется, и за несколько лет даже не используемый коврик теряет часть своего объема.
Советы помогут сделать ваш ночлег в походных условиях более комфортным. Плохой или недостаточный отдых — вовсе не то, к чему вы стремились, покидая дом!
www.nakop.ru
Современные коврики для велотуризма — Снаряжение
Введение
Туристический коврик — это один из предметов экипировки (наряду с палаткой и спальником), от которых непосредственно зависит комфорт туриста при ночевке. Раньше туристы на ночлеге рубили лапник и подкладывали его под палатку. Теперь же это выглядит дикостью, и современные туристы используют классические пенки с закрытыми порами либо высокотехнологичные надувающиеся коврики.
Важно понимать, что теплый спальный мешок (особенно это относится к пуховым) не имеет смысла без теплого коврика, поскольку именно коврик отвечает за защиту нижней части тела от холода. Дело в том, что спальник под весом человека проминается и не защищает от холода снизу — вся защита ложится на коврик.
Кроме того, коврик предохраняет спальный мешок от намокания из-за конденсата на дне палатки и случайных следов воды, нанесенных с улицы. Если на дно палатки уложены туристические коврики, оно меньше изнашивается и лучше защищено от случайных повреждений (например, от чашек с кипятком или оброненных острых предметов). Иногда туристы укладывают коврики под дно палатки — таким образом, дно лучше защищается от контакта с землей, но в то же время ткань больше изнашивается сверху (особенно если учесть, что водостойкое полиуретановое покрытие наносится внутри) и может быть случайно повреждена.
Наконец, важная задача коврика — обеспечение комфорта при ночевках. Очень редко удается поставить палатку на идеально ровной поверхности — обычно под вами оказываются кочки, шишки, корни, камни и прочие неровности. Коврик призван сглаживать все эти неровности, с чем плоховато справляются классические пенки с закрытыми порами, зато надувные коврики обеспечивают непревзойденный комфорт.
В этой статье мы расскажем о применяющихся в велотуризме видах ковриков, рассмотрим их особенности, достоинства и недостатки, а также дадим советы по выбору подходящего коврика для летних велопоходов.
Коврик с закрытыми порами (классическая пенка)
Это классический привычный всем коврик (изредка его называют «каремат») из вспененных полимеров с закрытыми порами. Обычно для изготовления используется сшитый пенополиэтилен (он же изолон, он же XLPE) или, реже, этиленвинилацетат. Плотность используемого материала (от 30 до 70 кг/м3) влияет на массу коврика и его устойчивость к тяготам туристической жизни — чем выше плотность, тем такой коврик тяжелее и долговечнее (меньше изнашивается и проминается со временем), но при этом увеличивается склонность к излому при сворачивании в трубочку. На теплопроводность коврика его плотность влияет несущественно.
Простые российские коврики стоят от 5–10$. Фирменные импортные модели с металлизированным покрытием и насечкой, служащей для улучшения теплоизоляции, могут стоить до 70$.
Классические пенки отличаются очень хорошей теплоизоляцией для своей толщины и стоимости, но они имеют очень большие габариты в сложенном виде, поскольку поры материала закрыты и весь воздух приходится возить с собой. Пенки стоимостью выше среднего могут включать в себя теплоотражающий слой из фольги или металлическое напыление, что эквивалентно увеличению толщины примерно на 20 %. Но со временем металлизированный слой постепенно стирается.
По своей толщине пенки делятся на 3 группы:
- Тонкие (4–6 мм) — предназначены только для теплой погоды (или в качестве дополнения к более толстой пенке), обычно имеют теплоотражающий слой и могут складываться в 2 плоскостях.
- Средние (8–12 мм) — для ночевок в теплую погоду.
- Толстые (15–20 мм) — для ночевок при любых плюсовых температурах. Обычно изготавливаются из ППЭ низкой плотности.
Чем толще пенка, тем лучше ее теплоизоляция и тем больше габариты в сложенном виде.
Обычно пенка скручивается в рулон и перевязывается резинками или стропой. Но также встречаются пенки, складывающиеся гармошкой — это либо коврик из отдельных прямоугольников, зашитых в чехол из ткани, либо единый коврик с «запрограммированными» местами сгиба. Среди них стоит выделить коврики, имеющие рифлёную поверхность и складывающиеся довольно компактно, подобно коробкам от яиц.
Складные пенки удобны тем, что их можно очень быстро сложить или разложить. В сложенном виде они образуют достаточно компактный параллелепипед, на котором сидеть гораздо удобнее, чем на рулонной пенке. Но теплозащита получается хуже из-за наличия просветов между составными частями. Если у складной пенки есть чехол, то он склонен к промоканию и износу. В некоторых случаях складную пенку сложнее закрепить на снаряжении из-за того, что через нее нельзя продеть эспандер.
Как правило, пенку привязывают к велорюкзаку специальными лямками в верхней или задней части. Благодаря удобному внешнему креплению, габариты коврика не доставляют особых проблем, а свободное место в рюкзаке не тратится (в отличие от способа размещения коврика внутри рюкзака).
Классические пенки широко используются в качестве скатерти, сидушки или упаковки для велосипеда в самолет
Достоинства:
- Абсолютная надежность.
- Высокая долговечность.
- Низкая цена.
- Небольшая масса.
- Хорошая теплоизоляция для своей толщины.
- Многофункциональность (можно использовать как сидушку, скатерть, упаковку велосипеда, для защиты от ветра и т. д.).
- Быстрое свертывание-развертывание коврика, особенно складного, а не рулонного.
Недостатки:
- Плохо подходят для минусовых температур из-за вынужденно небольшой толщины (самая толстая пенка по толщине — как самый тонкий надувной коврик).
- Жесткость и низкий уровень комфорта.
- Очень большие габариты в сложенном виде.
Надувающиеся коврики
Пенка из вспененного полимера с закрытыми порами весьма хороша. Но у нее есть принципиальный недостаток — турист вынужден возить с собой много воздуха. Для велотуристов это не так критично, а вот для водников и легкоходов большие габариты пенки — это серьезная проблема.
Чтобы свернутая пенка сохраняла разумные габариты, она вынужденно делается не очень толстой, до 1,5–2 см. Несмотря на хорошую теплоизоляцию самого материала, такой толщины недостаточно при ночевках в морозы — приходится брать с собой еще одну пенку. Также небольшая толщина негативно влияет на комфорт ночевки — лежать на пенке жестко, чувствуются все неровности земли.
Избавиться от этих недостатков можно с переходом на надувающиеся коврики. Но здесь туриста подстерегает проблема конвекции: внутри надутого коврика теплые и холодные слои воздуха начинают непрерывно перемешиваться, таким образом, теплоизоляция пропадает. Этим грешат дешевые надувные коврики, предназначенные только для улучшения комфорта в однодневных выездах «на шашлык», но не для обеспечения теплоизоляции. Использование таких ковриков в туризме не имеет смысла — любая пенка будет теплее.
Для избавления от конвекции надувной коврик необходимо наполнить тем или иным легким материалом (пухом, поролоном и т. п.), либо перегородить внутри на достаточно мелкие секции. Это многократно улучшает теплоизоляцию и позволяет пользоваться таким ковриком в туризме.
Большая толщина надувающихся ковриков полезна не только в холодную погоду. Для многих туристов очень важно, что такие коврики отлично скрадывают неровности почвы. Часто палатка ставится на неровном месте с камнями, корнями, рытвинами или колеями, при этом на классической пенке лежать неприятно. А вот надувающийся коврик толщиной хотя бы 25 мм уже гораздо комфортнее.
Самонадувающийся коврик
Самонадувающийся коврик — это фактически пластина из пенополиуретана (поролона) с открытыми порами, как у поролоновой губки. Для того, чтобы человек своим весом не выдавливал воздух из коврика, он заключается в приклеенную герметичную тканевую оболочку с клапаном. Таким образом, у нас получается надувной коврик, наполненный внутри поролоном, из которого большую часть воздуха можно выпустить для уменьшения габаритов при транспортировке. Существуют облегченные «трёхсезонные» самонадувающиеся коврики с вырезами в наполнителе (в виде «точек» на фото выше), что ухудшает теплоизоляцию при сохранении того же комфорта, но снижает вес и объем в сложенном виде.
При открытии клапана сжатый поролоновый наполнитель благодаря своей эластичности стремится принять прежнюю форму, и, таким образом, коврик «самонадувается» (кстати, для сохранения упругости наполнителя коврик желательно хранить в расправленном виде с открытым клапаном, например, под кроватью). Если давление после этого недостаточное, можно слегка поддуть коврик ртом. (Лучшая теплоизоляция у надувного коврика достигается, когда он минимально прогибается под весом человека.) После этого клапан закрывается, и воздух из коврика не выходит. При необходимости сдуть коврик следует открыть клапан и свернуть-сжать в рулон, выдавливая из него воздух.
Если сравнивать с обычной пенкой, то при равных размерах в сложенном виде самонадувающийся коврик заметно толще (20–70 мм против 4–20 мм) и поэтому гораздо комфортнее и теплее. В расчете на единицу массы, самонадувающиеся и обычные коврики «греют» примерно одинаково (это значит, что толстый самонадувающийся коврик, к сожалению, будет тяжелым). Но для того, чтобы достичь уровня теплоизоляции и комфорта толстого самонадувающегося коврика, потребовалось бы сложить друг на друга несколько обычных пенок.
Самонадувающийся коврик требует осторожного обращения, поскольку оброненный острый предмет, уголек от костра, торчащая ветка или острый камень могут повредить оболочку, и турист рискует остаться без теплоизоляции. Заклеить такое повреждение можно, но при активной эксплуатации в суровых условиях ткань может изнашиваться и начинать травить воздух по площади, после чего коврик придется выкинуть. Спущенный самонадувающийся коврик изолирует как обычный лист поролона, то есть весьма плохо. Поэтому в походах необходимо возить с собой ремонтный набор для заклейки коврика, а в морозы — обязательно иметь «аварийную» классическую пенку.
Некоторые модели самонадувающихся ковриков проблематично использовать зимой, поскольку в мороз они не могут расправиться сами, а надувать их ртом не рекомендуется — при этом влага будет попадать внутрь коврика и замерзать. Впрочем, проблема с замерзанием влаги внутри коврика актуальна только в многодневных зимних походах, а по возвращении домой коврик с открытым клапаном высыхает сам собой.
Специфический дефект самонадувающегося коврика — «грыжа», образующаяся, когда наполнитель отклеивается от оболочки, и в этом месте вспухает воздушный пузырь. Со временем «грыжа» растет, вплоть до полной невозможности использования коврика. Во избежание этого, запрещается изгибать надутый коврик, слишком сильно надувать его ртом и оставлять на солнце в надутом виде. Существует мнение, что для большей долговечности коврик лучше не складывать вдоль при упаковке (хотя у многих ковриков это штатный способ упаковки).
Достоинства:
- Компактность в сложенном виде. В свернутом виде размер самонадувающегося коврика толщиной 25 мм примерно равен размеру скатанной пенки толщиной 5-10 мм (зависит от используемого материала оболочки).
- У толстых ковриков — очень хорошая теплоизоляция.
- У толстых ковриков — высокий комфорт.
- У толстых ковриков — возможность выбора между мягкостью и максимальной теплоизоляцией путем изменения давления.
Недостатки:
- Риск прокола, прожигания или износа оболочки.
- Нежелательно использовать коврик вне палатки.
- Большая масса у толстых ковриков.
- У тонких самонадувающихся ковриков комфорт и теплоизоляция (такие же, как у толстых пенок) могут быть для кого-то недостаточными.
- Сложности с самонадуванием зимой.
- Нежелательность закрепления снаружи рюкзака.
- Более высокая цена по сравнению с обычными пенками.
- Длительное свертывание-развертывание коврика.
Утеплённый надувной матрас
Обратите внимание: утеплённый надувной матрас нельзя путать с простыми надувными матрасами для выездов «на шашлык». У последних нет особенностей конструкции, препятствующих развитию конвекции, в результате теплоизоляция такого матраса стремится к нулю. Использовать их в туризме нет смысла.
Принципиальный недостаток самонадувающихся ковриков — невозможность сделать такой коврик легким, теплым и комфортным одновременно. Толстые коврики весят весьма много, в разы больше классических пенок. Тонкий же самонадувающийся коврик имеет только одно действительно важное преимущество перед толстой пенкой — возможность компактного складывания. Чтобы вырваться из этого тупика, были придуманы утеплённые надувные матрасы.
По сравнению с классическим надувным матрасом (который является чуть ли не самым «холодным» видом коврика), в утеплённых матрасах применяются многочисленные металлизированные отражающие слои, ячеистая структура или пуховый наполнитель для предотвращения конвекции, а также передовые материалы оболочки. В результате, при равной с толстым самонадувающимся ковриком теплоизоляции, такой надувной матрас в разы легче и заметно компактнее в сложенном виде.
Обратная сторона медали — это стоимость, которая у таких матрасов начинается от 80$ у простых моделей и легко доходит до 200$.
Матрасы не требуется надувать ртом, в комплекте идет насос. Однако матрас точно так же уязвим к повреждениям оболочки, как и самонадувающийся коврик, при этом из-за отсутствия поролонового наполнителя теплоизолирующие свойства сдутого матраса падают до нуля. Ультралегкие конструкции требуют еще более бережного отношения, поскольку они изготавливаются из очень тонкой ткани.
Достоинства:
- Низкий вес.
- Очень хорошая теплоизоляция.
- Очень высокий комфорт.
- Компактность в сложенном виде.
- Возможность выбора между мягкостью и максимальной теплоизоляцией путем изменения давления.
Недостатки:
- Очень высокая цена.
- Риск прокола, прожигания или износа оболочки.
- Полная потеря теплоизоляции в спущенном виде.
- Длительное свертывание-развертывание коврика.
- Некоторые модели издают звуки под лежащим на них человеком.
Выбор коврика для велотуризма
Для сравнения, приведем параметры типичных представителей различных видов ковриков (не рассматривая сверхлегкие модели):
Тип коврика | Толщина | Сложенный размер | Масса | Сезонность | Стоимость |
Тонкая пенка | 5 мм | ∅15×25 см или ∅10×50 см | 200 г | Строго летний | 5–40 $ |
Толстая пенка | 15 мм | ∅20×50 см или 15×18×50 см | 400 г | 3-сезонный | 5–50 $ |
Самонадувающийся коврик (тонкий) | 25 мм | ∅10×50 см | 500 г | 3-сезонный | 30–80 $ |
Самонадувающийся коврик (толстый) | 50 мм | ∅15×50 см | 1000 г | 4-сезонный | 40–120 $ |
Утеплённый надувной матрас | 65 мм | ∅15×25 см или ∅10×50 см | 500 г | 4-сезонный | 80–200 $ |
Какой тип коврика вам нужен
В самом начале нужно определиться с тем, какой тип коврика вам больше подходит. Как и в случае с другими видами снаряжения, идеального коврика не существует — у всех вариантов есть как весомые достоинства, так и серьезные недостатки. И самый дорогой коврик не становится автоматически самым лучшим.
Классические пенки — сравнительно тонкие, но дешевые и максимально надежные
Вам скорей всего нужна классическая пенка, если:
- Ваш бюджет ограничен.
- Для вас важна максимальная надежность коврика.
- Вы планируете раскладывать коврик вне палатки и использовать его в качестве скатерти, сидушки, экрана от ветра, для упаковки велосипеда в самолет и т. д.
- У вас есть риск повреждения пенки уроненными острыми предметами, маленькими детьми или домашними животными.
- У вас нет особых требований к мягкости коврика и комфорту при ночлеге.
- Вы занимаетесь в основном классическим велотуризмом или пешим туризмом, где нет особых проблем с закреплением пенки снаружи рюкзака.
Вам может больше подойти самонадувающийся коврик, если:
- Вы можете позволить себе заплатить несколько десятков долларов за коврик.
- Для вас важны комфорт при ночлеге и мягкость коврика.
- Вы редко используете коврик вне палатки.
- Вы планируете ночевать при минусовых температурах (в этом случае разумно иметь и самонадувающийся коврик, и классическую пенку на случай прокола).
- Вы занимаетесь видом туризма, в котором критичны маленькие размеры коврика в походном положении.
- Для вас не очень важна повышенная масса коврика.
Можно рассмотреть покупку утеплённого надувного матраса, если:
- Ваш бюджет практически не ограничен.
- Вы готовы обращаться с ковриком чрезвычайно осторожно.
- Вы хотите иметь максимально легкий и компактный, но при этом очень теплый и комфортный коврик.
- Для вас очень важна мягкость коврика.
- Вы не планируете использовать коврик как-либо иначе, кроме сна в палатке.
Таким образом, для большинства начинающих велотуристов выбор очевиден — классическая пенка. Она дешева, прощает ошибки и допускает использование в условиях, при которых любой надувной коврик мгновенно выйдет из строя. Например, автор насчитывает около 100 отверстий от искр и острых сучков в тканевом чехле своей складной пенки.
Пенку можно легко закрепить сверху и/или сзади велорюкзака
Для велотуризма не так важен основной недостаток пенки — ее большие габариты, — поскольку она все равно закрепляется снаружи рюкзака и не занимает полезное место. Кстати, внутри свернутой пенки очень удобно возить дождевой чехол для рюкзака — так его можно быстро достать или спрятать, и он не может промочить или запачкать ваши вещи. С другой стороны, для достаточной теплоизоляции при минусовых температурах уже стоит возить с собой две пенки, а их габариты в сложенном виде уже будут слишком большими.
Как правило, велотуристы не пользуются чехлами для защиты пенки от воды. Дело в том, что коврик крепится на рюкзаке горизонтально, вода не попадает внутрь него, а летящую из-под колеса грязь легко отряхнуть. В пеших походах обратная ситуация — коврик нередко висит вертикально и без чехла активно собирает в себя воду. Впрочем, для эстетов есть в продаже соответствующие чехлы, однако такой чехол быстро порвется о кусты и ветки, а по мере износа ткани — начнет впитывать воду. Кстати, если вы любите возить в пенке какие-либо вещи, то чехол убережет их от потери.
Самонадувающиеся коврики стоит рассмотреть опытным туристам, готовым обращаться с ковриком осторожно и имеющим повышенные требования к комфорту (в ущерб массе). Кроме того, при минусовых температурах самонадувающийся коврик в сочетании с обычной пенкой обеспечат и хорошую теплоизоляцию, и разумные общие габариты (самонадувающийся коврик можно уложить внутрь свернутой пенки). Использовать же в мороз один самонадувающийся коврик — это риск ночевки на холодной земле в случае прокола, поскольку искать и заделывать микроскопическое отверстие в ткани зимней ночью — не самое легкое занятие.
Утеплённый надувной матрас — это специфический выбор. Можно сказать, что он подойдет для тех, кто готов очень дорого заплатить за сочетание компактности, малого веса, комфорта и теплоты. По всем остальным параметрам, особенно по цене и надежности, надувной матрас проигрывает всем остальным видам ковриков. Простые недорогие модели, кроме того, отличаются плохой теплоизоляцией — как у во много раз более тонкой пенки.
Толщина коврика
От толщины коврика напрямую зависят ваш комфорт во сне и качество теплоизоляции. В общем случае, чем толще коврик, тем он теплее и комфортнее, хотя у различных конструкций ковриков при равной толщине теплоизоляция немного различается. Впрочем, этим различием вполне можно пренебречь и прикинуть ночную температуру, на которую рассчитаны коврики различной толщины, чтобы спать было действительно тепло и комфортно:
- Классические коврики:
- 4–6 мм — +15 °С и выше,
- 8–12 мм — +10 °С и выше,
- 15–20 мм — 0 °С и выше.
- Надувные коврики:
- 25 мм — 0 °С и выше,
- 35–40 мм — −10 °С и выше,
- 50–60 мм — −15 °С и выше.
Нередко как начинающие, так и опытные туристы пользуются ковриками чуть ли не в 3 раза тоньше, чем указано здесь. Причины этого могут быть самыми разными — природная устойчивость к холоду, привычка воспринимать холод от земли, как нечто само собой разумеющееся, банальное незнание о существовании более толстых ковриков и о взаимосвязи их толщины и граничной температуры. Читатель статьи сам вправе решать, стоит ли ему руководствоваться указанными здесь заведомо «безопасными» значениями или же осознанно использовать более тонкий коврик.
Видно, что для летнего велотуризма наиболее универсальной с точки зрения теплоизоляции и веса выглядит толщина 15–25 мм — это соответствует толстой пенке или тонкому самонадувающемуся коврику. Диапазон комфортных температур от 0°С покрывает холодные летние ночи и не даст замерзнуть даже при заморозках, нередко случающихся в велопоходах даже по казалось бы теплой погоде. Более тонкие коврики уже могут быть слишком холодными даже для летних ночей, а более толстые — уже слишком тяжелые (в случае пенок — неудобные в перевозке).
С другой стороны, коврик толщиной 1–2 см многими ощущается как слишком жесткий. Особенно это чувствуется, если под вами из земли торчат корни или камни, а также кочки, колеи и тому подобное. Если вы предпочитаете спать в комфортных условиях, то стоит присмотреться к самонадувающимся коврикам толщиной 4 см и более. Однако у толстых ковриков есть специфическая особенность — с ними потолок палатки кажется ниже, чем с тонкими. Это может быть критично, если высота вашей палатки меньше 100 см.
Термическое сопротивление (R)
Этот параметр (как правило, имеющийся в документации на коврики от крупных производителей) характеризует способность коврика препятствовать оттоку тепла и упрощает сравнение различных ковриков между собой. Это особенно важно для надувающихся ковриков, поскольку там термоизоляция гораздо сильнее зависит от внутреннего устройства, чем у пенок (толстый надувающийся коврик не всегда теплее тонкого). Чем выше значение R, тем больше теплоизоляция коврика, и тем он «теплее». При использовании двух ковриков значения их сопротивлений складываются.
Ориентировочные значения R для различных видов ковриков:
- Классические пенки:
- толщиной 8–12 мм — 1–1,5,
- толщиной 15–20 мм — 2–3.
- Самонадувающиеся коврики:
- тонкие (толщиной 2–3 см) — 2–3,
- толстые (толщиной 3–5 см) — 3,5–5,
- кемпинговые (толщиной более 5 см) — 5–11.
- Надувные матрасы:
- обычные — около 1,
- утеплённые — 2–6.
Габаритные размеры и форма
Как правило, коврики имеют ширину 50-55 см (стандартные), 60 см (увеличенные) или 75 см (большие). Чем шире коврик, тем он тяжелее и крупнее в сложенном виде. Оптимальная ширина пенки для велотуризма — 50—55 см. Более широкая будет заметно выпирать за габариты велорюкзака, цепляться за кусты и деревья и мешаться при посадке в поезд (вплоть до невозможности пройти в дверь).
С другой стороны, для большего комфорта при ночлеге ширину ковриков лучше подбирать так, чтобы вся ширина палатки была закрыта. Это улучшает теплоизоляцию, позволяет более эффективно использовать площадь палатки и улучшает защиту дна от повреждений изнутри. Слишком широкую пенку можно легко обрезать.
Стандартная длина коврика — порядка 180–185 см, чего достаточно для большинства применений. Те, кто не отличается высоким ростом, могут обрезать пенку под свой рост или купить надувной коврик уменьшенной длины (160 или 120 см). Также короткие коврики удобны для использования в качестве второго слоя, улучшая защиту туловища от холода.
Если же у вас высокий рост, то во время сна длины коврика не будет хватать, и вам придется подкладывать под голову пакет с одеждой прямо на дно палатки. Чтобы избежать этого, можно найти в продаже коврик длиной 195–200 см.
Легкий надувной коврик
Легкие модели надувных ковриков обычно выполняются овальной формы (якобы для большего соответствия форме тела, но на самом деле для облегчения), что может уменьшать комфорт и не давать закрыть пол палатки ковриками без щелей и зазоров. Правда, если ваша палатка сужается к ногам, то овальные или сужающиеся к ногам коврики размещаются внутри более удачно.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели современные виды туристических ковриков и дали рекомендации по выбору подходящего коврика для своих задач. В принципе, выбор подходящего коврика для большинства велотуристов достаточно очевидный — большинство использует классическую пенку. При особых требованиях к комфорту стоит рассмотреть самонадувающиеся коврики.
Нужно отметить, что многие туристы недооценивают необходимость достаточной толщины коврика для защиты от холода и покупают модели толщиной всего 8–12 мм, в том числе и для зимних походов. Однако теплоизоляции такого коврика может оказаться недостаточно даже для летних ночевок. Поэтому здесь лучше не экономить и покупать более толстые модели толщиной 15–20 мм, которые уверенно соперничают по теплоизоляции с 25-миллиметровыми самонадувающимися ковриками.
© 2016–2017 Владимир Горбунов (VORON)
Фото из архива автора и фирм-производителей
velopiter.spb.ru