Молдавские традиции: Традиции Молдовы — Интересная Молдова

Содержание

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи жителей молдавской земли, уходящие своими корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение.

Гостеприимство является отличительной чертой молдавского народа. Гостей принято встречать хлебом-солью и стаканом доброго вина.

Каждое селение Молдовы чтит определенного святого, который является их покровителем, и в связи с этим отмечают Храм села/города.

В этот день во всех домах наводится чистота и накрываются столы. Хозяйки готовят вкусные блюда: сэрмэлуце молдовенешть (голубцы), кырнацеи, мититеи, вертуты, плацинды, мамалыгу, брынзу и многие другие.

В национальной игре трынте определяется сильнейший, который получает главный приз – барана. Объединяет всех хора – коллективный танец.

Столичный Кишинев празднует свой день рождения на Покров Божией Матери – 14 октября. С утра во всех храмах проходят богослужения, а затем на улицах города устраивают празднества.

В эти же дни – второе воскресенье октября – в Молдавии официально узаконена национальная традиция отмечать День вина. Угостить своим молодым вином на центральную площадь съезжаются виноделы со всей страны и на конкурсе определяется лучший. Поучаствовать в этом празднике съезжаются гости из многих стран мира.

Молдавская Свадьба

Осень в Молдове богата не только на урожай, но и на свадьбы. Многие молодожены предпочитают создавать семьи именно в это время года.

Обычаи молдавской свадьбы направлены на создание крепкой семьи, с этой целью молодожены выбирают посаженых родителей – нанаша и нанашку, для которых они становятся финами. В дальнейшем нанаши – наставники молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам, навещать, поздравлять с праздниками.

Ритуал дарения подарков молодоженам, согласно народной традиции, называется – Маса Маре (Большой Стол). Каждый гость с поздравлениями и пожеланиями объявляет во всеуслышание о своем подарке. Пример подают посаженые родители и, как правило, дарят самый значимый подарок.

С рождением ребенка – Молдавия, в основном, православная страна – его крестят, выбрав крестных родителей и отмечают кумэтрию (крестины). Все кумовья, а их может быть до 50 человек, получают от родителей калачи и в свою очередь дарят малышу подарки.

Мэрцишор

Издавна всех молдаван объединяет праздник Мэрцишора, который отмечают с приходом весны – 1 марта. Все от мала до велика дарят друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетенных нитей с цветочками на конце.

Мэрцишор носят в течение месяца, прикрепив к одежде, на левой стороне груди. В конце месяца его снимают, загадывают желание и вешают на дерево.

В общенациональные праздники, отмечаемые во многих странах мира, молдавский народ добавил свой колорит. Так в первый день Нового года в домах принято разбрасывать зерно, как символ будущего богатого урожая; на Рождество дети ходят по домам, поют колядки, с пожеланиями мира и благополучия, а в ответ получают сладости.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Всех родственников объединяет Поминальный день, который отмечают через неделю после Пасхи. Семьи собираются в родительском доме, навещают могилы родных и близких и поминают усопших, чтя память о них.

Национальная кухня

Много блюд Молдавской кухни напоминают украинские, румынские и турецкие блюда.

Брынза – это главный продукт национальной кухни Молдовы. Она делается из овечьего молока и имеет солоноватый вкус. Здесь брынзу употребляют ежедневно, как закуску. Ее кладут в салаты, овощные, мясные и мучные блюда и, конечно же, в мамалыгу.

В 18 столетии в Молдове широко распространилась кукуруза, на сегодняшний день из нее делают каши, пекут хлеб и прочее. Изначально это была пища для бедняков, но со временем завоевала почетное место среди всего населения. Мамалыга, готовится из кукурузной муки. Подается вместе с брынзой, сметаной, шкварками, чесноком или грибами. На сегодняшний день мамалыга считается хозяйкой национальной кухни Молдовы.

Чорба – это самое популярное первое блюдо, которое готовят на хлебном квасе. В этот суп обязательно нужно добавлять только свежие овощи – петрушку, сельдерей, морковь, лук, помидоры, иногда добавляют фасоль, картофель, перец и рис. Варят суп на баранине, свинине или курице.

Вертуты – это дрожжевые рулеты, которые готовятся из соленого или пресного теста. Готовят их с самой разнообразной начинкой. По форме это рулет, который завертывают по спирали.

Мититеи – блюдо не только молдавской, но и румынкой кухни. Это колбаски без шкурки, похожие на котлеты. Готовятся из бараньего и говяжьего мяса с добавлением чеснока, перца и прочих специй. Жарят его на гриле.

Вэрзэре – пироги с квашенной капустой завернутые в форму конвертов. Тесто имеет очень нежный вкус.

Макарешты – это вяленые перцы, которые закупоривают на зиму. Их поджаривают на сковороде до появления черных пятен, после чего сразу же кладут в банку и поливают уксусом.

Являются отличным дополнением для вторых блюд.

Национальный молдавский пирог (малай) готовят из кукурузной муки с добавлением изюма, орехов, вишни.

Зама – горячий суп, который готовится на основе курицы, петрушки, яичной лапши, любистка и отрубного кваса. На стол подают вместе со сметаной и зеленью.

Сырбушка – суп, приготовленный на основе молочной сыворотки и крупы. Изначально использовали овечью сыворотку, но в наше время, чаще всего готовят на коровьей. Крупа для супа берется кукурузная или манная.

Природа наградила Молдову плодородными землями. Фрукты и овощи здесь растут очень хорошо, поэтому в национальной молдавской кухне многие блюда готовят из овощей, их жарят, варят, маринуют, запекают и т. д. Мясные блюда тоже всегда подаются с овощами, поэтому молдавская кухня не только вкусная, но и полезная.

Главным напитком национальной молдавской кухни является красное вино. Большой выбор вин дает возможность подобрать напиток к любому блюду.

Разнообразие фруктов и ягод позволяет готовить различные соки, кисели и компоты, которые пользуются гораздо большей популярностью, чем чай или кофе.

Молдавский национальный костюм

Национальный молдавский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия молдавского этноса с соседними народами.

Не так давно каждая мастерица обязана была самостоятельно изготовить себе наряд. Причем копирования хитросплетений и узоров не допускалось. По характеру узора, цветовой гамме, особенностям покрова можно было судить о социальном статусе девушки, склонностям ее характера. Обязательным условием была гармония костюма с общим внешним обликом – цветом глаз, волос, головного убора.

Материалом для изготовления полотен традиционно служили натуральные ткани: шерсть, лен, конопля, хлопок.

Материал костюма отражал благосостояние семьи. Молдаване скромного достатка использовали конопляную ткань, а более зажиточные – льняную или хлопковую, которая была значительно более нежной, чем конопляная.

Причем сами полотна зачастую изготавливались в домашних условиях. Также использовали шелк для изготовления полотенец, которые служили женщинам для покрытия головы.

Украшения молдавского костюма напрямую были связаны с местностью, в которой проживал этот народ. Плодородие почвы, мягкий климат, богатые урожаи – все находило отражение в вышивке и узорах на ткани. Узор в виде листьев, цветов, гроздей винограда сочетающийся с геометрическим узором вышивки создавал неповторимый колорит молдавского национального костюма.

В состав женского национального костюма традиционно входят следующие компоненты: головной убор, верхняя одежда, обувь, украшения и аксессуары, которые меняются в зависимости от условий.

Различные детали костюма: характер украшения, покрой верхней одежды, орнамент и цветовая гамма свидетельствуют не только о социальном положении и виде занятий, но даже и о возрасте.

Так, замужние женщины предпочитали более спокойные расцветки, простой покрой и скромные материалы. Девушки, напротив, носили яркие и обращающие на себя внимание наряды. Их костюм часто не подразумевал ношение головного убора и фартука.

В то же время необходимо отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и в области костюма, несут на себе отпечаток демографической структуры конкретной этнографической области.

В северной части Молдавии проживает большое число украинцев, а на юге вместе с молдаванами живут гагаузы, болгары. В результате взаимного обмена традициями, в национальный костюм этих географических областей включаются элементы, характерные для других этносов.

Одним из главных элементов молдавского костюма является рубашка, которая изготавливалась из белой ткани, имела простой покрой, напоминала тунику с квадратным или круглым разрезом для головы. Рубашка зачастую украшалась простым геометрическим или растительным рисунком. Цветовая гамма обычно представлена 2-3 цветами, но нередки были и монохромные узоры и орнаменты. Рубашка выкраивалась из трех прямоугольных частей: спинки, переда и рукавов. Для пошива верхней части использовалась мягкая ткань, а нижняя часть – плотная.

В комплект национальной одежды женщины в обязательном порядке входила юбка. На первом месте по популярности стояла разновидность «катрина». Особенно характерна она была для севера Молдовы. Полотно для этого типа юбки не сшивают, а запахивают одну полу за другую. Крепилось такое полотно к поясу. Девушки дополнительно украшали такую юбку ярким платком. «Катрина» встречалась двух видов. В первом случае отличались по цвету верх и низ юбки, а во втором – бока и центральная часть. В целом повседневные юбки не отличались яркими цветами или узорами и были в основном черными или коричневыми. Праздничный вариант юбки расписывался и расшивался цветочным узором и цветными нитками. На юге страны женщины надевали только юбку «фота». Основой для нее были два фартука из шерсти. Юбка «фуста» сшивалась из нескольких клиновидных полотен, которые украшали разноцветными ленточками. Холщовый передник молдавские женщины стали использовать только в конце XIX века. По внешнему виду передника можно было узнать статус женщины. Его могли надевать девушки только после свадьбы.

Жилет был характерен для лета, безрукавка из шерсти, отделанная мехом – для зимы. Также теплые безрукавки шили из меха, из овчины, из плотной суконной ткани. Фасоны верхней одежды могли быть очень разнообразными. Длина, цвет, местоположение разрезов, количество пряжек и застежек сильно различалось в разных частях Молдавии. Но общим для верхней одежды во всех регионах была богатая роспись и вышивка одежды. Разноцветные шнурки, атласные и шелковые ленты, тонкие кружева, аппликации, вышивка крестом и гладью – все это можно было встретить в народном костюме.

Головными уборами пользовались только замужние женщины. На свадьбе с невесты снимали фату и дарили ей первый головной убор. До этого момента девушки украшали косы только венками из цветов либо вообще распускали волосы. Существовало два вида уборов: для торжественных случаев neframa и повседневный cîrpa. Cîrpa – сложная конструкция с основой из деревянного ободка с концами в виде рогов, обмотанного платком. Концы платка покрывали плечи и грудь. Neframa – это шелковый или хлопчатобумажный платок, повязанный разными способами, но таким образом, чтобы хорошо были видны вышитые и украшенные концы. Зимой женщины носили те же уборы, только ткали их из более плотной пряжи либо пользовались шапками, похожими на мужские, с опушкой из меха животных.

Древней молдавской обувью были сыромятные opinci. Просто стянутый по краю шнурком отрезок кожи. Их носили повсеместно. В зиму надевали сапоги или ботинки только богатые молдаване. Туфли для девушек были большой редкостью. Сшитые только по торжественному случаю, они бережно хранились несколькими поколениями и передавались по женской линии.

Мужчины носили менее яркую и красочную одежду. Хлопчатобумажные или льняные рубахи носились навыпуск и подпоясывались различными поясами.

Самым древним и самым популярным была косоворотка, похожая на тунику с круглым воротником, разрезанным посередине. Молодые парни в основном носили богато украшенные косоворотки. Вышивались мелким ярким узором манжеты, края ворота и низ рубахи.

Рубаха на кокетке вошла в моду в начале ХХ века и понемногу завоевала популярность среди мужского населения, вытеснив косоворотки.

Существовало несколько разновидностей брюк. В разных районах Молдавии использовали разные ткани и фасоны. Izmene – легкие повседневные брюки из натуральных материалов (льна, конопли или хлопка). Со временем эта модель перешла в разряд нательного белья, надеваемого под более плотные штаны. Iari – шерстяные узкие брюки белого цвета имели очень большую длину, из-за чего собирались на голени в многочисленные складки. Популярны были среди пастухов в северных районах Молдавии. Cioareci – зимний вариант шерстяных брюк, часто украшался в районе пояса простым геометрическим узором. Meini – самые теплые зимние штаны, сшитые из овечьих шкур. Обычно носили только пастухи из-за очень долгого пребывания на холоде.

Верхняя мужская одежда, как и женская, была довольно разнообразна. Жилеты, шерстяные и меховые безрукавки, суконные долгополые пальто тоже имели разнообразный крой и материалы, в зависимости от сезона. Отличалась мужская одежда более скромным узором, меньшим количеством украшений и вышивки. Зажиточные крестьяне могли себе позволить сшить натуральный овечий тулуп.

Головные уборы мужчин были не столь разнообразными и состояли из конусовидной овечьей шапки зимой и соломенной или войлочной шляпы летом. Парни дополнительно украшали шляпы перьями или цветами.

В молдавском национальном костюме, и у мужчин, и у женщин большое значение придавали поясам. Их заговаривали, дарили на свадьбы, считая, что правильный пояс принесет счастье, благосостояние или хороший урожай. У женщин они символизировали возраст, у мужчин достаток. Девушки подпоясывали юбку шелковыми или сатиновыми поясами, а крестьянки в возрасте – шерстяными.

Мужчины из богатых семей изготовляли пояса на заказ. Использовали кожу с металлическими вставками, а бедняки пользовались обычной веревкой.

Глядя на молдавский костюм, не перестаешь удивляться тому, сколько радости и позитивной энергии сумели древние мастера вложить в свои изделия. Конечно, в современном мире ему находится место только на праздниках, мероприятиях, посвященных народному творчеству и в музеях. Сложный узор, яркие краски, разнообразные элементы делают национальный костюм молдаван произведением искусства.

Источник:

  1. Молдавский национальный костюм [Электронный ресурс] // В-Платье.ру : офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/moldavskij/ (дата обращения 16.10.2018). – Загл. с экрана.

Рождественские и новогодние обычаи молдаван / Travel.Ru / Страны и регионы

Со многими из них мы знакомы, ведь по телерадио одна Колинда сменяет другую, в дверь то и дело стучат «semanatorii» — маленькие сеятели, а Моша Крэчун, шествие «Cu steaua» — «Со звездой» и новогодние маски Козы, Медведя, Старика и других сказочных героев можно увидеть просто на нашей главной улице. Теперь странно, что были времена, когда соблюдать народные молдавские обычаи, а тем более пропагандировать их, мягко говоря, не поощрялось. Бессарабский фольклорист Петре В.Штефанукэ стал жертвой репрессий, «провинившись» лишь в том, что ездил по селам и расспрашивал, как люди отмечают праздники. Эти записи сохранились, но только в наши новые времена (полвека спустя после его смерти) изданы книгой на румынском языке «Фольклор и народные традиции». Правда, судя по чистеньким, кое-где не разрезанным страницам можно судить о том, что в Национальной библиотеке этот труд мало кем востребован. Давайте заглянем в эту книгу.

«Lichie» — обмен угощениями

В канун Рождества у молдаван есть обычай обмениваться угощениями. Пекут «lichie» — лепешки, пряники или хлебец из пшеничной муки (без дрожжей). Мальчики и девочки берут обычно по две лепешки, а впридачу — конфеты и яблоки, заворачивают все это в платок и отправляются к родственникам и крестным. Здороваются с теми, кто в доме, а старикам целуют руку и говорят: «Мама и папа послали вам ликие». Хозяйка дома берет верхний пряник, на его место кладет другие, испеченные ею, а сверху — орехи, яблоки, мелкие деньги. Обмен хлебом означает, что люди помнят о своих родственниках и поддерживают с ними связь.

Пришел Игнат

На праздник Игната, который предвещает наступление Рождества, режут свиней. Те, кто «не могут, потому что жалеют», зовут соседа. Потом свинью шмалят, моют и заворачивают в ковровую дорожку, на нее верхом садятся дети, «чтобы размягчить шкурку». Перед тем как вынуть внутренности, на лбу животного вырезают форму креста и благословляют. Это означает, что еда предназначается для христиан. После вынимают пузырь, моют, перетирают золой, надувают через камышовую трубочку и кладут зерна кукурузы — чтобы звенели, когда с ним играют дети.

«Сu steaua»

Как известно, Звезда привела волхвов с востока к яслям, где родился Иисус Христос. Поэтому обычай колядовать «Cu steaua» имеет особый религиозный смысл. Перед тем как идти по селу, парни сначала отправляются к священнику, чтобы получить его согласие и взять церковную кружку. Тот, кто несет Звезду, держит в руке колокольчик. В доме, где ребят принимают, после нескольких строчек Колинды раздается звон колокольчика, потом Звезду несколько раз наклоняют к иконам. Звезда разукрашена ленточками из цветной бумаги, которая наклеена на полоски полотна. Полученные от хозяев калачи ребята делят между собой, а собранные деньги относят в церковь.

«Plugusor»

Дети, обычно после обеда, ходят по домам с маленьким деревянным плугом, украшенным базиликом и ленточкой из красной шерсти. Парни ходят вечером с большим плугом. Они выбирают те дома, где есть невесты. Девушки заранее предупреждены о том, что должны быть готовы принять и потчевать гостей. Колинда «Plugusora» связана по смыслу с пожеланием доброго урожая. После нее ребят приглашают к столу. Девушка дарит им красиво сделанный, украшенный базиликом калач.

«Сalutel»

Это целый спектакль. Парень, играющий Лошадку, сидит верхом на палке, которая соединяет два круга сита. К переднему кругу прикреплена голова лошади (глаза из пуговиц, грива, уздечка), а к заднему — лошадиный хвост. Капитан ведет лошадь под уздечку, но она все время брыкается. Появляется Скрипач, играющий Сырбу, и все танцуют. Вдруг Лошадка падает. Звучит грустная «Дойна», но недолго. Тут же к Лошадке подходит Доктор и дает лекарство. Лошадка резво вскакивает на ноги, и все вокруг нее начинают петь и веселиться. Доктор подходит к мужчинам и женщинам и в шутку предлагает им вырвать зубы.

«Hurdughie»

На все время зимних праздников парни нанимают какой-нибудь дом — Hurdughie. Здесь они собираются, чтобы учиться колядовать, и сюда же приносят полученные дары. Хора в эти дни тоже называется «Hurdughie». Говорят: «Иду на Hurdughie», что значит «Иду на Хору». Но сначала они идут колядовать с Плугошором, а после остаются на Хоре до утра. Из дома приносят еду, играют и танцуют всю ночь.

Куда идут доходы

Собранные продукты — калачи, сало, орехи (те, что не съедены) — продают одному из хозяев села. Делают торги, и тот, кто дает более высокую цену, их забирает. Часть денег идет музыкантам, приглашенным на хору, другая — священникам на церковные нужды. На эти средства принято также строить колодцы или делать еще что-то полезное для села.

01.01.2001

Источник: MldNet

Диаспора в России – Центр поддержки молдавской молодежи

Диаспора уже на протяжении многих лет продолжает играть важную роль в жизни Республики Молдова.  Это обусловлено тем, что в начале 2000 годов из-за тяжелой экономической ситуации в стране многие граждане стали эмигрировать. На сегодняшний день практически в любой стране и на всех континентах мира можно встретить человека из Республики Молдова. Большинство наших граждан выбирают для эмиграции Россию и страны Европы. Это обусловлено знанием языка, историческими и культурными связями. Однако уже на протяжение многих лет главным направлением для молдаван остается Российская Федерация.

По официальным данным на 2017 г. в России проживает 477949 тысяч наших граждан. Среди них семья, которые переехали на постоянное место жительство, те, которые приехали работать и молодежь, которая ежегодно приезжает получать образование.

На сегодняшний день студентов из Молдовы можно найти во всех ведущих вузах России. Больше всего наших студентов в РУДНе, ВШЭ, ДА МИД РФ, МГИМО, МГУ, ГУУ и т.д. Практически во всех университетах есть землячества, которые представляют из себя сообщества студентов из определенных стран. На протяжение всего учебного года в каждом вузе проходят фестивали, выставки на которых наши студенты активно представляют молдавские традиции, кухню и страну в целом. Это способствует построению хорошего имиджа Молдовы за рубежом.

Во время пребывания в чужой стране все наши соотечественники сталкиваются с определенными проблемами юридического и социального характера. Для решения этих проблем, интеграции наших граждан в российское общество, сохранения молдавских традиций и культуры появляется необходимость создания НКО. Со списком и контактами молдавских национально-культурных организаций осуществляющих свою деятельность на территории России можете ознакомиться ниже:

а) Российская Федерация

г. Москва

– Региональная общественная организация «Центр содействия объединению и поддержки молдавской молодежи», http://youthmoldova.ru/, e-mail: [email protected] , Тел.: 8 (495) 123-39-44; +7 (977) 293-48-42, адрес офиса: 119180, Москва, ул. Большая Полянка 7/10, стр. 3, 606 офис

– Конгресс молдавских промышленников и предпринимателей, г. Москва, [email protected], тел.: 8 (495) 992-37-02; 8 (495) 993-37-01

– Союз Гагаузов, г. Москва, [email protected], тел.: 8 (499) 409-41-65

г. Санкт-Петербург

– Молдавская Национально-Культурная Автономия, г. Санкт-Петербург, [email protected], [email protected], тел.: 8 (812) 571-94-06

Субъекты Российской Федерации

– Молдавский культурный Центр «Флуераш», г. Мурманск, [email protected], тел.: 8 (911) 324-95-33

– Молдавская Национально-Культурная Автономия, г. Рязань, [email protected], 8 (915) 593-99-93

– Костромская региональная общественная организация «Молдавская община», г. Кострома, +7 494 230 14 05, +7 494 264 81 87, +7 910 661 43 36, [email protected]

– Общественная организация «Молдавский центр», г. Кострома, +7(960)738-57-03, [email protected]

– «Община молдаван» Курская область, г. Курск, [email protected], тел.: 8 (920) 712-76-98

– ИРОО «Молдавский национально-культурный центр «Каса маре», г. Иваново, [email protected], тел.: 8 (4932) 42-42-22

– Краснодарская Краевая Молдавская национально-культурная общественная организация «Букурия», г. Краснодар, [email protected], тел.: +7 (88-131) 6-94-07, fax: +7 (88-131) 6-93-42

– Национально-культурный Центр молдаван «КОДРУ», г. Уфа, [email protected], тел.: (8-347) 27-280-900

– Молдавская Национально-Культурная Автономия, г. Сургут,  [email protected], тел.: 8 (922) 797-67-77

– Общественная Городская Ассоциация «Молдова», г. Мегион, [email protected], тел.: +7 (3466) 33-64-23

– Региональная общественная организация «Ассоциация молдаван тюменской области»
625000, г. Тюмень, ул. Республики 53, офис 701, e-mail[email protected],       Тел: +7 932-47-96-77

– Региональная общественная организация Молдавский национально-культурный центр «Полярная Звезда», г. Новосибирск, [email protected], тел.: +7 (913) 915-27-55

– Красноярский Молдавский национальный Культурный Центр “Vatra”, г. Красноярск, [email protected], тел.: 8 (913) 198-18-18

– Общественная организация молдаван, г. Братск, [email protected], тел.: 8 (902) 561-97-77

– Молдавская общественная организация «Стругураш», г. Мирный, [email protected], тел.: 8 (924) 164-15-47

– Тульская региональная национальная общественная организация «Молдавский центр», г. Тула, [email protected], тел.: +7 966 014 45 82

– МОО Нефтеюганский Городской Молдавский Культурный Центр «Наш дом», г. Нефтеюганск, [email protected], тел.: 8 (3462) 21-60-10, 8 (932) 427-10-33

-Липецкая региональная общественная организация содействия развитию и поддержке молдавской культуры «РОДИНА», г. Липецк, [email protected], www.podina.ru, тел.: +7 (929)012-04-69

б) Республика Казахстан

– Карагандинской культурной ассоциации румын «Дачия», г. Караганда, [email protected], тел.: (810) 77012189472

Традиции Молдовы — солнечный край музыки и виноделия

Вино — главная гордость Молдовы


Первое, что приходит на ум при упоминании Молдавии, — великолепное вино и бесконечные виноградники. Даже взглянув на карту страны, можно увидеть очертания виноградной грозди. Здесь Праздник вина в начале октября — национальное торжество.

 

В этот день, который проводится под патронатом самого президента, проходят народные гуляния. Народ поет, танцует, смотрит выступления фольклорных коллективов, веселится и, конечно же, пьет вино с изумительным вкусом.

С виноградом и аистами (еще одним из символов Молдовы) связана красивая древняя легенда. Когда турецкие янычары пытались завоевать крепость Городешты, защитники родины стояли насмерть. Силы были на исходе, провизия и вода кончились, но гордые молдаване сражались до последнего. И вдруг в небе появились белые аисты, их было видимо-невидимо, и каждый нес в клюве виноградную гроздь.

 

Удивленные завоеватели замерли, а воины — защитники крепости — насытились виноградом и с удвоенной силой продолжили сражение. Крепость отстояли, а белокрылый аист с гроздью винограда в клюве превратился в символ свободы и счастья.

Молдова — аграрная страна, здесь на каждом подворье есть свой виноградник и подвальчик для хранения вина. Возделывание виноградников и изготовление вина — это и источник дохода, и сохраненная на протяжении многих веков традиция. Фетяска Албэ, Фетяска Регалэ, Рарэ Нягрэ — самые знаменитые сорта вина, которые страна производит на экспорт.

 

Песенные и танцевальные традиции Молдовы


Дойны и колинды — народные песни молдаван, необычайно красивые и мелодичные, до сих пор используются в проведении народных обрядов — свадеб, Крещения, Рождества и многих других. Лиричность и плавность дойн особенно выражаются в женском и ансамблевом пении. Изначально они были напевами пастушков, позже переродились в один из символов национальной культуры.

Зажигательные молдавские народные танцы — жок, молдовеняска, хора — известны всем. В советские времена блистал на мировых сценах танцевальный коллектив «Жок». Сейчас народными танцами можно полюбоваться на национальных праздниках и фестивалях искусства.

 

Неразрывно связано с Молдовой имя Евгения Доги — советского композитора, автора прекрасного «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других произведений. Молдавская певица Надежда Чепрага, популярная в свое время исполнительница эстрадных и национальных песен, воспитывалась на народных напевах и уникальных традициях песенной культуры.

Песенные и танцевальные обряды молдаван бережно и с любовью хранятся как величайшая ценность. До сих пор их можно увидеть — например, на праздновании свадьбы. Народная музыка создает радостное, возвышенное настроение. И молодожены, и родители, и гости с удовольствием участвуют в пении, танцах под музыку, исполняемую на народных инструментах (флуер, най, цимбалы, кобза).


Праздник Мэрцишор


Одной из красивейших традиций Молдовы считается весенний праздник Мэрцишор. Отмечается он в первый день весны и также связан с народной легендой. Весна, вступая в свои права, расчищала землю от снега, чтобы помочь пробиться первому цветку — подснежнику. Зима, не желая уступать место, рассердилась и напустила метель на красавицу Весну. Та, защищая от ветра подснежник, оцарапалась о колючки терновника. Капли крови упали на снег.

 

Символом праздника считаются сплетенные из нитей красного и белого цвета украшения — мэрцишоры. Их в честь наступления весны дарят друг другу жители Молдавии. Эти нежные украшения носят целый месяц, а в конце марта развешивают их на деревьях в лесу, загадывая при этом заветные желания. Считается, что они всегда сбываются.


Народные ремесла


Древнейшее ремесло Молдовы — гончарное — заслужило признание во многих уголках Европы. Керамика ручной работы декорирована национальным орнаментом и рисунками с изображениями животных и растений. Горшочки и другая глиняная посуда широко применяются в молдавской кухне, запеченные овощи и мясо получаются особенно вкусными.

 

Молдавские мастера резьбы по дереву создают восхитительные узорные сувениры и предметы интерьера. Также распространено украшение резьбой деревянных построек. Особенно красивы дома в Каларашском, Резинском и Страшенском районах Молдовы.

 

Ковры и национальная вышивка — еще один вид рукоделия, которым гордятся жители страны. Ковры, украшенные цветами, на ощупь совершенно гладкие. Это говорит о высоком мастерстве молдавских рукодельниц. Вышитые изделия — настоящие произведения искусства. Полюбоваться на них можно в кишиневском музее краеведения.


Каждый народ имеет свои уникальные традиции и обычаи. Молдова — страна с особенным колоритом, ее культурное наследие отличается яркими красками и солнечным настроением.

Молдавские традиции на земле Олонхо

«Bine ati venit la Martisor!», – с таким призывом столица алмазного края встретила весну. На молдавском языке это значит: «Добро пожаловать на Мэрцишор!».


Первого марта молдаване по всему миру отмечают свой национальный праздник, привечая гостей. Мэрцишор в Мирнинском районе очень любят и ждут. Традиция пришла к нам из глубины веков, когда далекие предки молдаван Новый год отмечали с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу миниатюрную красно-белую бутоньерку в виде всевозможных цветов, колокольчиков, бусинок. Она и называется – мэрцишор. Вот и всем гостям праздника в Мирном достался такой букет, их своими руками сделали женщины алмазной столицы, а часть привезли к празднику с родины. Кстати, традиционный ежегодный праздник искусств – международный музыкальный фестиваль «Мэрцишор», нынче проводится в Молдавии в 54-й раз, и включен в список культурного наследия человечества под эгидой ООН. Текущий год в Молдавии объявлен Годом России и запланировано участие мирнинской общины «Стругураш» в мероприятиях как на родине, так и в регионах России, где действуют молдавские общины.
Мэрцишор – еще и предмет гордости. Любой житель Молдавии с восхищением рассказывает об истории его появления, о приметах, связанных с ним. Красивая легенда о Мэрцишоре передается из поколения в поколение. И интерпретации этой доброй сказки гостям праздника продемонстрировали юные артисты молдавской общины – Мария Марандич, Кристина Василаки и Андрей Ямбогло.
В уютном малом зале ДК «Алмаз» на торжества молдавской общины «Стругураш» собралось много гостей. В праздничном концерте приняли участие артисты молдавской общины и творческие коллективы дворца культуры: ансамбль «Сударушка», рок-группа «Авеню», баянист Игорь Сергеев. Зрителей покорили искрометная «молдовеняску» от воспитанниц детского театра балета «Алмазы Якутии» и «Смуглянка» в исполнении дуэта Максима Андреева и Веры Анохиной. В этот день звучало много песен на молдавском, русском, украинском языках. Пришли поздравить своих друзей молдаван и представители всех национальных общин Ассамблеи.


В фойе ДК были организованы выставка прикладного творчества, экспозиция, посвященная празднованию 75-летия Победы. Она повествует о вкладе Героев Советского Союза из числа уроженцев Молдавской СССР в нашу общую Великую Победу.
Как всегда, ни один праздник не обходится без угощения, и на этот раз молдавские женщины постарались на славу. Голубцы в виноградных листьях, плацинды с начинкой, мамалыга, брынза овечья, всякие блинчики!


Председатель общины Анна Кудалб приветствовала земляков, поздравляла тех из них, кто в этом году отметил юбилей.
Община «Стругураш» с любовью и трепетом относится к обычаям и традициям своего народа, к литературному наследию и своим героям.
Нас особо радует активное участие в деятельности общины нашей молодежи, – отметила Анна Ивановна – На Крайнем Севере молодые молдаване не забывают свои корни. А значит – Мэрцишор, другие молдавские праздники станут хорошей и доброй традицией на земле Олонхо! Martisor fericit! Cчастливой весны! Мира, добра и благоденствия всем!

Молдавская община «Стругураш»

Фото Алины Ведерниковой.

Сообщение Молдавские традиции на земле Олонхо появились сначала на Ulus.Media – все главные новости из районов Якутии.

Как в Молдавии отмечают зимние праздники

«Кричалки» на удачу

Колядки и прочие зимние песнопения – наследие славян, которые славили в эти дни бога Коляду, хотя слово «колядка» в молдавском языке звучит как «колинда» — от римских календ, священных дней. Один из главных атрибутов колядок и новогодних «сеяний» (на Руси – Овсень: «Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!») – коза.

Колядующие обычно ходят по дворам с котомками, куда складывают полученные от хозяев дары. По поверью, кто щедро одарит колядующих, к тому в Новом году придут удача и достаток. Традиционный дар – хлеб, символ достатка. Парням предназначались специально испеченные калачи, детям – калачики, голубки из теста, орехи и конфеты. В сельской местности сохранился обычай принимать поздравления от ряженых. Возглавляет их переодетый в козла мужчина. На его голове — рога, поверх одежды — овечий тулуп, вывернутый наизнанку.

Козел олицетворяет нечистую силу: он прыгает вокруг прохожих, пугает их. Другой ряженый несет в руках специально изготовленный к этому празднику национальный инструмент «бугай». Остальные колядующие звенят колокольчиками. В народной памяти хранятся сотни рождественских мотивов. Среди них своеобразные кричалки — «урэтурь» и «стригэтурь», в которых звучат пожелания счастья, здоровья, урожайного года.

Колядки обязательно сопровождаются еще одним характерным для праздника элементом — звездой. Несут ее дети. В центре звезды помещают икону с ликом младенца Иисуса, колядующие поют о появлении на небе звезды, возвестившей о рождении Сына Божьего и приведшей трех восточных королей к месту его рождения. Большинство колядок начинаются словами: «Восходит высоко звезда». Эта традиция также тесно переплетается с язычеством.

Детям дарит подарки Мош Крэчун (дословно переводится как «Старик Рождество»), аналог русского Деда Мороза. Многие этнологи сравнивают его с языческим богом славян Карачуном. Однако в молдавских легендах это добрый старик. Вместе с ним приходит поздравлять детей Алба ка Зэпадэ (Белоснежка или Снегурочка). Им пытается помешать ведьма Хырка, аналог Бабы Яги. Как правило, в селах разыгрываются разнообразные сценки с масками этих персонажей.

Сценарий МОЛДАВСКОЙ свадьбы. Обряды, обычаи и традиции молдаван

Молдавская свадьба, традиционно проходит осенью. Осень является сезоном свадеб в Молдавии. Начинается церемония бракосочетания с праздничного обеда. Длинные столы обычно уставлены таким большим количеством разнообразных блюд, что не хватает места для тарелок гостей. Проходит молдавская свадьба по старинным, всем хорошо известным ритуалам. Стихи, песни, танцы в национальных костюмах, всё это присутствует на традиционной свадьбе у молдаван.

 

 

Церемония молдавской свадьбы начинается с того, что жених приходит в дом невесты, и просит её руки, у родителей. А в это время, родственники и друзья молодых, ходят по деревни и приглашают всех знакомых на торжество. Перед закрытыми воротами, стоят родственники невесты, которым жених, вместе со своим шафером рассказывают древнюю легенду. Эта легенда повествует о молодом императоре, который собрав всё своё многочисленное войско, собрался на охоту. Во время охоты, он повстречал прекрасную лесную фею. Молодой император, приказал своим воинам разыскать эту волшебницу. И вот идя по её следам, дорога привела его к дому своей невесты.

 

Свадебное платье и причёска, играют большую роль в традиционной молдавской свадьбе. Обычно, невеста надевает традиционное молдавское платье, расшитое бисером.

 

В некоторых районам Молдовы, принято испытывать жениха на ум и сообразительность. Он должен справится с несколькими старинными молдавскими загадками, что бы доказать что он достоин своей будущей жены. После того как невеста становится замужней женщиной, по традиции, она меняет свою прическу и покрывает голову шелковым шарфом. Шарф в Молдавии символизирует замужество. Эта церемония сопровождается старинными молдавскими народными песнями.

 

Танцы играют центральную роль в свадебной церемонии. Национальные молдавские танцы, особенно для молодых людей, являются неотъемлемой частью молдавской свадьбы. Главный свадебный танец называется «Гора», он символизирует заключение брачного союза между молодоженами. Обычно свадьба в Молдове длится в течение трех дней. Последний день свадебной церемонии принято заканчивать, так называемым, «Танцем масок».

 

Свадьба начинается с праздничного обеда. Длинные столы обычно уставлены таким большим количеством разнообразных блюд, что не хватает места для тарелок гостей. Свадебный обед, как правило, начинается около 7 часов вечера и продолжается всю ночь. Молодежь и старики едят. И танцуют до 5-6 часов утра. Все столы уставлены тарелками с домашней национальной едой. Когда тарелка пустеет, её сразу же заменяют новой.

 

В Молдове, на свадьбу, не принято дарить вещи, всегда дарят деньги в конвертиках. И считается плохим тоном, если подаренная сумма меньше средней молдавской зарплаты. Каждый гость, должен встать и озвучить сумму, которую он подарил. Полученные деньги, молодожены тратят на покупку дома или машины.

Молдова — Культура

Молдова Содержание

Культурные традиции Молдовы находились под влиянием, прежде всего, Румынское происхождение большинства населения и непонятно вне развития классической румынской культуры, в которой она сыграли значительную роль.

Корни румынской культуры восходят ко второму веку нашей эры, период римской колонизации Дакии. На протяжении веков после ухода римлян в A.Д. 271, население области находился под влиянием контактов с Византийской империей, соседней славянской и мадьярское население, а затем турки-османы. Начиная с девятнадцатого века, сильная западноевропейская (особенно французская) влияние стало очевидным в румынской литературе и искусстве. В в результате мланже породил богатые культурные традиции. Хотя зарубежные контакты были неизбежным следствием географии, их влияние служило только укреплению жизненно важных и устойчивых популярная культура.

Население области стало широко идентифицировать себя как «Молдавский» к четырнадцатому веку, но продолжал поддерживать тесные культурные связи с другими румынскими группами. Восточные молдаване, однако жители Бессарабии и Приднестровья также были под влиянием славянской культуры из соседней Украины. В течение периоды 1812-1917 и 1944-89 гг., на восточных молдаван оказали влияние Русский и советский административный контроль, а также этническими русскими иммиграция.

Бессарабия была одной из наименее развитых и наименее образованных европейских стран. регионы Российской Империи. В 1930 году его уровень грамотности составлял всего 40 человек. процентов, согласно румынской переписи. Хотя советские власти продвигали образование (не в последнюю очередь для распространения коммунистической идеологии), они также сделали все возможное, чтобы разорвать культурные связи региона с Румыния. Многие этнические румынские интеллектуалы либо бегут, либо убиты или депортированы как во время, так и после Второй мировой войны, Ухудшилась культурная и образовательная ситуация в Бессарабии.

Чтобы восполнить этот пробел, советские власти развивали городские культурные и научные центры и учреждения, которые впоследствии были заполнены Русских и других нерумынских этнических групп, но эта культура была наложенный и чуждый. Городская культура пришла из Москвы; сельский этнический Румынскому населению разрешалось выражать себя только в фольклоре или народное искусство.

Хотя народное искусство процветало, сходство с румынской культурой были скрыты.Музыка и танцы, особенно поощряемые советскими властей, были превращены в витрину, но были слегка искажены, чтобы скрыть их румынское происхождение. Примером может служить национальный народный костюм, в заменены традиционные румынские мокасины ( opinca ) русским сапогом.

Народная культура Молдовы чрезвычайно богата, а древние народные баллада «Миорита» играет центральную роль в традиционном культура. Народные традиции, в том числе керамика и ткачество, по-прежнему сохраняются. практикуется в сельской местности.Традиции народной культуры пропагандируются в на национальном уровне и представлена, среди прочих групп, республиканскими танцевальный ансамбль Joc и народный хор Doina.

Первые молдавские книги (религиозные тексты) появились в середина семнадцатого века. Выдающиеся деятели культурного развития включают принца и ученого Димитрия Кантемира (1673-1723), историк и филолог Богдан П. Хасдеу (1836-1907), автор Ион Крянга (1837-89) и поэт Михай Эминеску (1850-89).

Выдающиеся современные писатели: Владимир Бесляга, Павел Боту, Аурелиу Бусиок, Николае Дабижа, Ион Друца и Григоре Виеру. В 1991 г. Всего в Молдове издано 520 книг, из них 402 Румынский, 108 на русском, восемь на гагаузском и два на болгарском.

В начале 1990-х в Молдове было двенадцать профессиональных театров. Все выступала на румынском языке, кроме Русского драматического театра им. А.П. Чехова в г. Кишинев и Театр русской драмы и комедии в Тирасполе, оба который исполняется исключительно на русском языке, и кукольный театр Licurici Republic Puppet Театр (в Кишиневе), который выступал на румынском и русском языках.Члены этнических меньшинств руководят рядом фольклорных коллективов и любительские театры по всей стране.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Молдова — история и культура

Как и многие новые независимые страны, Молдова имеет долгую историю и интересную культуру, которые являются источником настоящей гордости для ее народа. Страна все еще пытается избавиться от пережитков советской эпохи и развиваться вместе с современной Европой, сохраняя при этом свои традиционные ценности и уникальную идентичность.

История

Как и весь Балканский регион, история Молдовы восходит к временам первых поселенцев эпохи неолита на обширной территории между украинским Днестром и за пределами Карпатских гор Румынии. Между I и VII веками нашей эры римляне несколько раз приходили и уходили, и вплоть до раннего средневековья происходили многочисленные вторжения готов, авар, гуннов, болгар, мадьяр, монголов и татар. Молдавское княжество было основано в середине XIV века и ограничивалось Черным морем и рекой Дунай на юге, Карпатами на западе и рекой Днейстер на востоке.

Крымские татары продолжали свои вторжения до прихода османских войск в 15 веке, и к 1538 году страна была подчиненным государством Османской империи, сохраняя при этом внутреннюю автономию. По Бухарестскому мирному договору 1812 года Османская империя уступила восточную часть княжества России и переименовала ее в Молдавскую и Бессарабскую области. Первоначально области была предоставлена ​​значительная степень автономии, но между 1828 и 1871 годами регион подвергался все большим и большим ограничениям по мере того, как русификация захватила власть.

В XIX веке была проведена поощряемая русскими колонизация казаками, украинцами и другими национальностями, а незадолго до Первой мировой войны тысячи граждан были призваны в русскую армию. В ходе революции 1917 года в России была создана Молдавская Демократическая Республика как часть федеративного российского государства, но год спустя объединение румынской и французской армий привело к провозглашению независимости и объединению Молдовы с Румынией. Новая коммунистическая Россия отвергла изменения, снова захватив власть к 1924 году и образовав Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, признанную нацистской Германией в 1930 году.

К 1941 году вторжения стран Оси привели к сотрудничеству с немцами, включая истребление или депортацию почти миллиона еврейских жителей и мобилизацию более 250 000 молдаван в ряды Советской Армии. В сталинский период с 1940 года произошли массовые депортации граждан Молдовы, жестокие преследования и насильственная миграция русских в города. После смерти Сталина лидеры патриотов были брошены в тюрьмы или убиты. В движениях российской гласности и перестройки 1980-х годов произошел рост молдавского националистического рвения, что привело к требованиям независимости, массовому митингу в Кишиневе в 1989 году и продолжающимся беспорядкам.

К 1990 году прошли демократические выборы, и была подписана Декларация суверенитета. Несмотря на попытку советского переворота в 1991 году, Молдова наконец провозгласила свою независимость и год спустя была признана ООН. Хотя Коммунистическая партия изо всех сил пытается удержать власть в стране, Молдова управляется коалицией Демократической и Либеральной партий. Коммунизм по-прежнему является ведущим фактором влияния в сепаратистском Приднестровье.

Культура

Богатая культура Молдовы восходит к римским временам, с древним наложением, окрашенным византийским, мадьярским, сербским, османским, русским и советским влиянием.Начиная с XIX века, к нему добавлялись европейские и французские элементы, формирующие разнообразный, живой и устойчивый образ жизни, выраженный в традициях, фестивалях, искусстве, музыке, танцах и литературе. Элементы народной культуры, такие как резьба по дереву и вышивка, характерны для других балканских стран, но многие аспекты, такие как украшение керамики и лирические песни Дойны 2000-летней давности, уникальны для Молдовы.

Народные традиции и костюмы страны высоко ценятся на национальном уровне и хранятся в столичных музеях, в ее республиканской танцевальной труппе и хоре Дойна, а также являются частью каждого молдавского праздника.Рождественская традиция Колинды, когда певцы, музыканты и танцоры в масках и костюмах ходят от двери к двери, чтобы давать представления и получать подарки, имеет сходство с христианской традицией колядования, но уходит корнями в дохристианские языческие обычаи.

Вино глубоко уходит корнями в молдавскую культуру, а виноградники — одни из старейших в мире, известные и ценимые римлянами и являющиеся основным источником экспортных доходов в средние века. Община молдавских цыган внесла свой вклад в сферу музыки, хотя по-прежнему считается неблагополучной группой.Большинство традиционных культурных мероприятий связаны с сельским хозяйством, религией, фольклором или мифологией и отмечаются с радостью и пиршеством.

Аспекты культуры — Молдова


Обзор страны
В Республике Молдова проживает 4 460 000 человек. Он занимает площадь 13 143 квадратных миль и граничит с Украиной с одной стороны и Румынией с другой.

Столица — Кишинев, население 735 000 человек.

Язык Молдовы — румынский, хотя также говорят на русском и турецком диалекте, называемом гагаузским. Большинство людей имеют молдавско-румынское происхождение, а также проживают значительные украинские и русские общины. Остальную часть населения составляют гагаузы, еврейское и болгарское меньшинства.

Основной денежной единицей является молдавский лей (MDL).

Молдова — республика, возглавляемая президентом и премьер-министром.
граждан Молдовы могут голосовать в возрасте 18 лет.Два года военной службы являются обязательными для всех мужчин старше 18 лет.

Молдова имеет долгую историю пограничных споров и борьбы за свободу от оккупации со стороны политических империй, сначала османов, а затем Советов, которые установили контроль в 1944 году. Крах советского коммунизма в 1980-х годах привел к подъему молдавских националистов. Народный фронт.

После нескольких лет политической перестройки Молдова наконец провозгласила полную независимость в 1991 году, а коммунист Мирча Снегур стал ее первым демократически избранным президентом.Флаг республики включает красную полосу, символизирующую кровь, пролитую в борьбе за независимость.

В настоящее время Молдова находится в состоянии экономических, социальных и политических преобразований. Основное внимание новой администрации уделяется созданию прочной основы для посткоммунистической экономики. Приспосабливаются и граждане Молдовы, их общество обретает новую идентичность в Республике Молдова.

Молдова имеет богатые народные традиции с зажигательными танцами и песнями.Танцоры носят ярко вышитые дирндли и туники, двигаясь под аккомпанемент волынки, флейты и скрипки. Ансамбль танца «Жок» — предмет национальной гордости.

Среди известных музыкантов — композитор Евгений Дога и певица Мария Биешу, которая, по мнению некоторых, была лучшей мадам Баттерфляй на свете. Оперный певец Михаил Мунтяну хорошо известен в Европе.

Виноделие — давняя традиция и важная часть жизни Молдовы.В стране находятся одни из самых больших виноградников в Европе. Многие молдавские вина и коньяки высшего качества, и, по слухам, вино «Кагор» является фаворитом королевы Англии. Ковроткачество — еще одно прекрасное ремесло, и молдавские ковры пользуются большим спросом на международных рынках.

Традиционные блюда Молдовы включают рулеты из фарша на гриле, перец и лук-порей, фаршированные мясом, кислый суп с фасолью и творожный пирог.

Особо популярным блюдом является tochitura Moldoveneasca, жареная свинина в остром перечном соусе, подается с мамалыгой (мягкой кукурузной мукой) и покрывается жареным яйцом.Холодец из свинины — традиционное праздничное блюдо.

Блюда в Молдове состоят из основного блюда из мяса, рыбы или яиц. Чай обычно пьют в течение дня, а за ужином — вкусное молдавское вино.

Завтрак и ужин — это легкие закуски из йогурта, каши, яиц-пашот или хлеба, которые подаются с чаем или кофе.

Обед — это большой обед из трех блюд. Обычно он начинается с супового блюда, а салат обычно едят с основным блюдом из мяса или рыбы.Десерт — это часто яблочный пирог, фруктовый салат или мороженое.

Школа
В Молдове образование является обязательным с 7 до 16 лет. Это бесплатно, учебный год длится с сентября по июнь. Студенты обычно посещают занятия с 9:00 до 15:00. пять дней в неделю.

Система общего образования разделена на три уровня. Начальное образование состоит из первых четырех лет, также называемых «формами». Вторые четыре года (или «классы») — это «гимназия», а последние три — «лицей».Студенты, успешно завершившие все уровни, получают диплом бакалавра.

Ясли и детский сад не являются обязательными.

Высокий уровень непрерывного образования: почти две трети выпускников средних школ поступают в колледжи.

Подростки
Популярные формы отдыха молдавских подростков аналогичны американским — встречи с друзьями, вечеринки, занятия спортом, прослушивание музыки и танцы. Подростки часто собираются в кафе или в гостях друг у друга.Примерно в 15 лет они начинают ходить в танцевальные клубы. Летом они часто едут в деревню и устраивают барбекю.

Самые популярные виды спорта — футбол, баскетбол, волейбол, плавание и бодибилдинг.

Многие подростки играют на музыкальных инструментах, таких как пианино, гитара или скрипка. Молдавский национальный инструмент — наи, или панфлейта, тоже очень популярный.

Стили одежды такие же, как для подростков в большинстве стран — джинсы, футболки, свитера и кроссовки.

Подростки начинают встречаться в возрасте 15–16 лет.

СПИД, секс и контроль рождаемости не обсуждаются открыто публично. Многие считают, что это частные вопросы, которые нужно обсуждать дома.

У большинства подростков есть комендантский час, хотя время меняется индивидуально.

В Молдове установленный законом возраст для получения водительских прав составляет 18 лет. Лишь немногие подростки водят или владеют автомобилями, так как это значительно дороже, чем в США.

Возраст разрешенного употребления алкоголя в Молдове составляет 18 лет, но законы не соблюдаются строго.Подростки могут пить по праздникам и по особым случаям, например, в дни рождения и в канун Нового года. Поскольку это более приемлемо, чем в США, питье — это не то «острые ощущения», которые могут быть для американских подростков. Выпивка часто является частью общественных мероприятий, но молдавские подростки обычно не пьют только для того, чтобы напиться.

Сообщество
Во многих семьях среднего класса есть кабельное телевидение. В среднем подросток может смотреть 1-2 часа в будние дни и 3-4 часа в выходные.
Стандартное рабочее время с 9:00 до 17:00. Часовой перерыв на обед.

Машины очень дороги, поэтому общественный транспорт — наиболее распространенный вид транспорта.

Существуют программы по переработке металла и стекла.

Семья Обычно в большинстве семей есть два работающих родителя. Однако в свете недавнего роста безработицы во многих семьях работает только один родитель.

Среднее количество детей варьируется от городской до сельской местности.В городе семьи имеют в среднем 2 ребенка, а в сельской местности — 3-4 ребенка. Домашние животные довольно распространены. Любимые домашние животные — собаки, кошки и птицы.

В Молдове растет количество разводов. Некоторые статистические данные показывают, что уровень разводов достигает 50.

Молдаване очень часто живут дома до свадьбы, как правило, в возрасте 23–24 лет.

Только очень обеспеченные семьи могут позволить себе экономку в Молдове. Как правило, у большинства подростков есть определенные обязанности по дому, и они должны заниматься своим собственным пространством в доме.

До недавнего времени для пожилых родителей было обычным делом жить со своими детьми. Тем не менее, молодые пары сегодня более независимы, и большие семьи все реже живут в одном доме.

Таможня Когда незнакомцы встречаются впервые, они обычно обмениваются рукопожатием.

При встрече с кем-то, кого они знают, мужчины обычно обмениваются рукопожатием и говорят «привет», «добрый день» и т. Д. Женщины, которые знают друг друга, обычно целуются как форма приветствия, а также «привет» своему другу.В знак уважения мужчина часто целует руку женщины.

98,5% молдаван исповедуют восточную православную религию. Остальные 1,5% молдаван — евреи. Люди не очень часто посещают религиозные службы, но отмечается тенденция к празднованию религиозных праздников.

Самыми важными праздниками в Молдове являются Новый год, Рождество, Международный женский день, Пасха, Мартишор (первый день весны) и День независимости Молдовы, который приходится на 27 августа.

Молдаване едят на елку и обмениваются подарками в канун Нового года. Рождество отмечается 7 января, и это в первую очередь праздник.

Международный женский день отмечается 8 марта и является официальным государственным праздником. В этот день женщины обычно получают подарки от мужчин.

Мартишор — это молдавское название марта. В этот день молдаване обмениваются подарками небольшими амулетами, которые носят до Пасхи.Амулет призван приносить здоровье и красоту.

назад наверх

4 продукта, которые вы должны попробовать в Молдове

В следующий раз, когда будете в Молдове, принесите аппетит.

Сармале

Сармале

Сармале (sar-moll-ayy) — типичное молдавское блюдо, которое также встречается во многих других частях мира в несколько других вариантах.Сармале и подобные блюда распространены в странах бывшей Османской империи, от Ближнего Востока до Балкан и Центральной Европы.

Самый распространенный вид сармале, с которым я столкнулся в Молдове, — это капустные листья или перец, фаршированные приправленным рисом, смешанные с нарезанным перцем, морковью и несколькими другими овощами, а затем запеченные в масле в течение нескольких часов. Иногда здесь сармале добавляют мясо в рисовую начинку, но в целом это не так, и обычно оно довольно маслянистое. В Молдове сармале обычно подают со сметаной для окунания.

Мамалига

Мамалыга

Мамалыга (мама-лигах) — это молдавский эквивалент кукурузного хлеба — гораздо более влажный кукурузный хлеб. Мамалига (помимо забавного слова) было традиционным крестьянским блюдом Молдовы и Румынии, но сейчас оно очень распространено и доступно даже в традиционных ресторанах высокого класса. (Она чем-то похожа на итальянскую поленту.)

Мамалига готовится путем кипячения воды, соли и кукурузной муки в неглубокой чугунной кастрюле с изогнутым дном.Его можно сделать двумя способами — более толстым, когда его можно нарезать ломтиками, как хлеб, или более мягким, похожим по консистенции на густую овсянку. Поскольку мамалыга липкая и в свежем виде прилипает к ножу, ее часто режут швейной нитью.

Обычно это блюдо подается с бритой бринзой (соленый домашний сыр) и мясом или рыбой, но иногда есть сметана или чеснок на стороне, или это блюдо растолочь в миске с горячим молоком. Это идеальное сочетание сытного, соленого и вкусного, если все сделано правильно и, самое главное, есть свежим.Если хотите попробовать Молдову, закажите жареную рыбу, бринзу, сметану, чеснок и мамалыгу — это уникальное сочетание вкусов и текстур, не похожее ни на что другое.

Zeama

Зеама

Зеама (Зама) — традиционный молдавский суп, который готовят и едят круглый год, обычно на обед. Я бы сказал, что ближайшим американским эквивалентом является куриный суп с лапшой, но даже домашняя версия вашей бабушки не соответствует стандартам zeama.

Зеама легкий и ароматный, приготовленный из куриного бульона, лапши и целой курицы (у меня еще не было дома заама, где курица не была свежей из дома). В супе также много овощей — мелко нарезанный лук, нарезанная кубиками морковь, нарезанный кубиками картофель, много петрушки, немного перца и соли, а иногда и помидоры или другие специи.

Этот суп был моим обедом почти каждый день тренировок, но он всегда был идеальным. Его всегда подают с хлебом и солью, как это принято на любом молдавском столе.Мой любимый способ съесть зааму — это окунуть в нарезанный острый перец (чтобы добавить немного специй) и посыпать суп большой ложкой сметаны.

Placinta

Placinta

Когда я впервые попробовала домашнюю, еще теплую от сковороды placinta, я знала, что хочу жить в Молдове.

Пласинта (произносится как пла-чин-та) здесь повсюду. Его невозможно пропустить; Примерно в каждом алиментара (круглосуточный магазин) это эквивалент хот-дога 7–11 лет — дешевая закуска, которую можно брать с собой.Но это всего лишь купленная в магазине версия; это традиционное блюдо также входит в состав каждых маса (большой праздничный обед) в Молдове.

Плацинта — это жареный хлеб с начинкой, обычно бринза (домашний сыр), варза (капуста) или картофи (картофель). Осенью вы можете увидеть бостонскую (тыквенную) плацинту, летом — вишню (вишню), а круглый год — яблочную плацинту или мясную плацинту. Иногда бринза смешивается со сметаной, чтобы получилась паста в виде начинки; иногда бринза и капуста смешиваются, а иногда летом бринза смешивается с укропом — моей любимой начинкой.

Соотношение начинки и хлеба, толщина используемого хлеба или теста, мало ли жареное или во фритюре, количество и тип начинки сильно различаются, и правильное их приготовление — вот что создает идеальную плацинту. Купленные в магазине плацинты обычно бывают хлебными, почти как круглые и плоские круассаны с начинкой в ​​каждом слое теста, но иногда это просто жареное во фритюре тесто филло, почти как большие клецки. Домашние плацинты варьируются от плиток с корками из филло-теста, которые почти похожи на спанакопиту по текстуре и очень легкие, до более распространенных плоских тяжелых плацинтов, где тесто раскатывается с начинкой, помещенной в центр, затем складывается и обжаривается во фритюре.

Домашняя, обжаренная во фритюре тяжелая плацинта — идеальное блюдо для комфорта; капуста и сыр идеальны, так как зимой температура опускается, бринза и укроп в филло-тесте — идеальная легкая летняя еда, а разнообразие магазинов на углу идеально подходит для дешевого и легкого рабочего обеда.


ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В МОЛДОВЕ — Ешьте, как молдаване

Позвольте мне рассказать вам немного о пасхальных традициях в Молдове. Это один из самых значимых праздников в нашей культуре.Праздник состоит из серии красивых ритуалов, передаваемых от родителей к детям из поколения в поколение. Цветущие деревья и свежая зеленая трава добавляют волшебства и делают отдых еще более приятным.

Дата православной Пасхи меняется каждый год. В 325 году Вселенский Синод в Никее установил, что дата Пасхи зависит от двух важных природных событий: весеннего равноденствия, которое происходит 21 марта, и следующего за ним полнолуния. Поскольку полнолуние бывает разным, дата Пасхи бывает разной, но также в четвертом веке было установлено, что Пасха всегда будет отмечаться в воскресенье.Для детей не существует охоты за яйцами, но мы весело проводим время с красными яйцами и Паской, которые никогда не пропустят на наших столах. Кстати, в пасхальное утро происходит настоящая яичная битва, когда каждый член семьи выбирает яйцо красного цвета и бьет яйцом своего соседа за столом. Яйцо, которое без единой трещины выдерживает все схватки, приносит удачу и силу тому, кому оно принадлежит.

Духовные приготовления к Пасхе начинаются с Великого поста, 40 дней воздержания и поста. «Духовный пост призван укрепить внутреннюю жизнь поклоняющегося, ослабляя влечение плоти и приближая его или ее к Богу.Во многих восточных церквях пост по-прежнему соблюдается со значительной строгостью, то есть мясо не употребляется, продукты животного происхождения (яйца, молоко, масло, сыр) не употребляются, а рыба — только в определенные дни ».

Пасхальные традиции в Молдове начинаются с поста и продолжаются на протяжении всей Страстной недели. Во время пасхального бдения православные церкви отмечают субботний вечер шествием при свечах возле церкви и благословением еды, которую люди приносят в церковь.

Когда я был ребенком, бабушка Вера несколько раз брала меня ассистировать на пасхальные церемонии, и, честно говоря, это один из самых волшебных моментов моего детства.Бодрствовать всю ночь и смотреть, как сотни свечей освещают ночь, а люди молча ходят по кругу вокруг церкви и произносят молитвы — это оказало на меня такое сильное влияние, как на ребенка, что даже сегодня, как взрослому, который не очень закрытый для церкви, я с волнением вспоминаю то шествие.

Denis Jardan Photography

Тем, кто не ходил в церковь в пасхальную ночь, строго запрещалось есть что-либо до того, как член семьи принесет священный свет и еду из церкви.Рано утром детям предлагалось умыться металлической монетой и красным яйцом, произнося молитву о том, чтобы быть сильными, как монета, и здоровыми, как яйцо.

Denis Jardan Photography

Первые укусы пасхального утра должны были состоять из продуктов, поступающих из церковной корзины: паска, яйца красного цвета, вино, овечий сыр, зеленый лук и хрен (считается мощным корнем против всех болезни). Только после того, как мы съели благословенную пищу, мы могли начать наслаждаться другими блюдами, приготовленными с таким усердием женщинами семьи (надеюсь, мужчины все больше и больше вовлекаются в «типично женские» хаус-аккорды).Баранина — традиционное мясо праздника. Подается со свежими весенними овощами и зеленью. Также на пасхальный стол у нас могут быть сармале (фаршированная виноградная лоза и голубцы), плацинте (традиционные пироги с начинкой из творога, квашеной капусты или картофеля).

Denis Jardan Photography

Обычно после 40 дней голодания люди с трудом контролируют переедание, поэтому в следующие дни все выпуски новостей каждый год обычно содержат одни и те же новости о том, скольким людям потребовалась медицинская помощь из-за несварения желудка.Но вернемся к традиционным пасхальным блюдам. Это Паска, и она заменяет хлеб на пасхальных столах. Его готовят за несколько дней до Пасхи, в четверг перед Пасхой, и каждая женщина принимает на себя личную задачу приготовить самую красивую и вкусную Паску. Для этого нужно было отбросить все негативные мысли, иначе бабло не встанет должным образом.

Я поделюсь с вами рецептом Паски моей мамы. Родом с севера страны.

Lidia Barreiros Photography

Pască [paskə] — наш традиционный пасхальный хлеб, похожий на итальянский панетоне, сделанный с сырной начинкой.Наши бабушки и мамы пекут паску вечером в четверг, перед Пасхой, и не разрешают вам есть ее, пока она не будет освящена во время пасхальной церемонии. Говорят, что перед тем, как делать тесто для этого традиционного сырного хлеба, нужно закрыть все двери и окна, чтобы избежать попадания холодного воздуха, иначе тесто не поднимется. Также следует помолиться перед замешиванием теста и быть беззаботным. Секрет вкусной паски — в доброй душе, позитивных мыслях и энергичном замешивании.

Доходность 1 ServingQuarter (0.25 порций) Половина (0,5 порции) По умолчанию (1 порция) Двойная (2 порции) Тройная (3 порции) Время приготовления 1 час Время приготовления 4 часа Общее время 5 часов

600 г муки 200 мл

50 г дрожжей

200 мл воды или жидкой сыворотки

100 мл подсолнечного масла

700 г творога

3 яйца от кур свободного выгула

3 щепотки соли и сахара

1

Сначала приготовьте закваску. Смешайте дрожжи с одной столовой ложкой сахара, добавьте 100 мл жидкой сыворотки или теплой воды и взбейте.Добавьте несколько столовых ложек муки и взбейте. Накройте закваску полотенцем и оставьте
в теплом месте, пока объем не увеличится вдвое.

2

Просейте муку над миской; добавьте закваску, жидкую сыворотку или теплую воду, приправленную солью. Начните замешивать
тесто. Хорошо перемешайте тесто, пока оно не станет средней густоты. Для лучшего результата постепенно добавляйте масло. Месить не менее 25-30 минут.

3

По окончании замешивания дайте тесту подняться в теплом месте.После того, как тесто увеличится в объеме вдвое, перекладываем на деревянную доску. Вынуть 2/3 теста, замесить и выложить на круглый противень, смазанный маслом.

4

Разделите оставшееся тесто на шесть равных частей и сделайте три косы. Уложите одну косу по окружности противня, а две другие в форме креста расположите над хлебом. Заполните промежутки между косичками начинкой
из творога, смешанного с яйцами и щепоткой соли. Если сыр слишком мягкий, добавьте 2–3 столовых ложки манной крупы.

5

Смажьте хлеб яичным желтком. Разогрейте духовку до 200 C и выпекайте паску 1,5-2 часа

Ингредиенты

600 г муки 200 мл

50 г дрожжей

200 мл воды или жидкой сыворотки

100 мл подсолнечного масла

700 г творога

3 яйца от кур на свободном выгуле

3 щепотки соли и сахара

Указания

1

Сначала приготовьте закваску. Смешайте дрожжи с одной столовой ложкой сахара, добавьте 100 мл жидкой сыворотки или теплой воды и взбейте.Добавьте несколько столовых ложек муки и взбейте. Накройте закваску полотенцем и оставьте
в теплом месте, пока объем не увеличится вдвое.

2

Просейте муку над миской; добавьте закваску, жидкую сыворотку или теплую воду, приправленную солью. Начните замешивать
тесто. Хорошо перемешайте тесто, пока оно не станет средней густоты. Для лучшего результата постепенно добавляйте масло. Месить не менее 25-30 минут.

3

По окончании замешивания дайте тесту подняться в теплом месте.После того, как тесто увеличится в объеме вдвое, перекладываем на деревянную доску. Вынуть 2/3 теста, замесить и выложить на круглый противень, смазанный маслом.

4

Разделите оставшееся тесто на шесть равных частей и сделайте три косы. Уложите одну косу по окружности противня, а две другие в форме креста расположите над хлебом. Заполните промежутки между косичками начинкой
из творога, смешанного с яйцами и щепоткой соли. Если сыр слишком мягкий, добавьте 2–3 столовых ложки манной крупы.

5

Смажьте хлеб яичным желтком. Разогрейте духовку до 200 C и выпекайте паска 1,5-2 часа

Паска — Молдавский пасхальный хлеб

Выдающиеся традиции, превосходное молдавское наследие — Обзор винодельни Cricova, Крикова, Молдова

Мы забронировали пакет Premum Gold и, несмотря на его стоимость 105 евро мы сочли хорошо компенсированным идеальным туром. У вас есть весь подземный мир для себя (и для вашего проводника)! Вас возят на небольшом электропоезде, чтобы избежать выхлопных газов.Температура постоянно составляет от 13 до 14 ° C.

Мы действительно хотели попасть в другой мир. Посетив винные погреба по всему миру, Крикова всегда останется чем-то особенным! Сначала мы взяли бутылку игристого вина (которое могло соответствовать характеру шампанского), которое затем нам подали в новом кинотеатре под землей, только нам и два бокала Cricova Extra Brut — идеальный способ настроиться на мир Кривова.

Затем мы посетили отдел ремюажа и дегоргажа в погребах и несколько рядов шампанского в процессе приготовления.

Пройдя через крошечную музейную часть, которая освещает историю вина в западном мире, мы посетили Золотую коллекцию. Впервые в своей жизни я стоял перед бутылками 1930-х годов из Франции, Германии, Италии, Венгрии и других стран. Основные моменты коллекции — Иерусалимское пасхальное вино 1902 года и Ян Бехер (основатель Бехеровки, даже бутылка была похожа на Бехеровку) 1902 года.

Затем последовал свет — дегустационные залы, просто великолепно, что еще сказать…
У нас была каминная комната для себя — с едой и напитками, что напомнило мне римский пир. Стол был приготовлен со всеми видами закусок и 5 бутылками вина для нас двоих. Во время еды было подано больше бутылок.

Наш знающий и добрый гид был вишенкой на торте.

Не упустите этот шанс!

Единственное неудобство — необходимость ехать туда уже накануне, чтобы внести предоплату. Мы надеемся, что в будущем это изменится, и вы сможете сделать перевод из-за границы или просто зарезервировать, гарантировав бронирование с помощью кредитной карты.

Молдавская этнографическая наука (вторая половина ХХ века) о традициях и народной культуре румын (молдаван) из Черновицкой области (Украина)

70 А. Мойсей, Ю. Руснак, Т. Никифорук

практика , музыкальные инструменты и инструментальная музыка и т. д.

Мы считаем целесообразным персонализировать вклад каждого из упомянутых ученых в полевые исследования, чтобы развить тему, затронутую в этой статье,

исследовать, осмыслить теоретически и опубликуйте накопленные материалы.

Николай Бэешу (1934-2015) родился в селе Каракушенские Вечи Хотинского района.

р-н. В 1952 году окончил педагогическое училище в Черновцах, затем с

историко-филологический факультет Кишиневского государственного университета (1956-1961).

Работал в Институте языка и литературы АНМ (фольклорная секция

ция), Институте этнографии и фольклора АНМ, Институте филологии

огий. Круг научных интересов: фольклор календарных обрядов, детский фольклор,

предания, история фольклора.Он изучал румынское нематериальное культурное наследие в Бес-

Сарабии, Приднестровье, Северной Буковине и Карпатской Малороссии. В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию

, в 1994 году получил докторскую степень, а с 2004 года — профессор

. За время своей работы опубликовал около 800 научных работ, в том числе 30 книг (6 монографий —

фотографий). творческая карьера. Наиболее известные произведения: Молдавские народные стихи

новогодних обрядов (1972), Поэзия календарных обрядов (1975), Народный фольклор Чили (1978), Ритуальный фольклор и жизнь (1981), Народное искусство. Теоретическая

Курс румынского фольклора из Бессарабии, Приднестровья и Буковины (в со-

авторстве

, 1991), Пановские праздники (т.Я в 2004 г .; т. II в 2006 г.) Этнографические традиции

зимних праздников (2008 г.), Обряды и фольклор зимних праздников (Типология.

Корпус этнографических и фольклорных текстов) (2004 г.).

В своих работах ученый использовал полевые материалы, собранные в Черновицкой области

, в частности, в ходе своих экспедиционных исследований, проведенных в деревнях

Сторожинца: Красна, Чирец, Чудей; Глубока: Волока, Опришень, Купча; Новосе-

Лица: Динэуцы; Герда: Тырнаука; Хотин: Колинкэуцы; Сокирянские районы: Кенцэуць.

Н. Бэешу изучил народные трудовые традиции, которые были распространены в румыно-

-говорящем населении Буковины, и пришел к выводу, что весенние обычаи

и обряды более распространены, чем зимние. Особое внимание ученый уделил изучению цикла трудовых традиций и праздников: 1/14 марта — первый день весны

, День Алексия Римского (17/30 марта), Благовещение, Введение,

Пасха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *