священная индийская река, шокирующая туристов
Ганг – священная река считается индусами продолжением высшей силы, воплощением Ганги, богини, которая является источником всех вод земных и водоемов. Если туристы называют реку привычным мужским именем, то индусы непременно поправят: не Ганг, а Ганга и она, как и Версаль (см. http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/europa/versal.html) для французов, является одним из символов страны. Такой чистой она в горах, в ней еще можно купаться, однако, ниже по течение все выглядит ужасно.
Ганга – женщина, пославшая очищение от скверны умерших людей, дабы могли они перейти в другую жизнь с чистой кармой. Посылая воду на Гималайские горы, Ганга собирает их в реку, которую назвали индусы ее светлым именем.
Ганг и город мертвых – Варанаси
Любители путешествовать и познавать мир таким, какой он есть на самом деле, приезжают за особыми впечатлениями в город Варанаси, что стоит на берегу реки Ганг. Желая посмотреть на этот «город мертвых», как его называют многие, туристы уже бывают в курсе того, что им предстоит увидеть собственными глазами.
Цивилизованный мир богат не только замечательными достопримечательностями, но и порой удивляющими традициями и, непонятными иноземцам, ритуалами. Между тем, для индусов обычная жизнь, это их вероисповедание, культура и просто образ мыслей, поведения.
Живя в штате Керала, я спросила у знакомого индуса, почему я не видела кладбищ и что они делают со своими мертвыми. Надо отметить, что Керала считается в Индии самым образованным штатом. Ответ меня поразил, достаточно весело он ответил: «Фрай», этим словом, насколько я знаю, обозначают процесс поджаривания. То есть, он со смехом ответил мне, что они поджаривают своих умерших.
Варанаси – город контрастов
Варанаси – центр паломничества. Существует мнение, что город этот появился более 1000 лет до н. э. и развивался как цивилизованный город. За тысячелетия существования города здесь было возведено много религиозных храмов, появлялись университеты и открывались библиотеки.
Мусульмане, нападавшие на город, уничтожили почти все, что было построено. Библиотечные книги сгорели. А самое главное, были уничтожены жители города, которые являлись носителями культуры и знаний. Город восстанавливался долго, но былого величия ему вернуть так и не удалось. Сегодня это город с миллионом жителей живет своей обычной для него жизнью.
Самым знаменитым местом города являются ныне гхаты – ступени набережной Ганги. Именно эти ступени принято считать самым главным местом для индусов, которые мечтают быть сожженными именно здесь, на берегу священной реки.
Не все так печально на гхатах. Кроме сожжения трупов, паломники и жители города, общаются, веселятся, молятся, стирают, умываются, гуляют и даже разговаривают по мобильной связи. Здесь люди просто живут. Они себя считают самыми счастливыми, находясь рядом с водами великой Ганги.
Варанаси – уникальный город, который соединяет жизнь и смерть воедино. Индусы, которые становятся старыми и немощными стремятся приехать сюда отовсюду. Почетно встретить здесь в молитвах последний рассвет и оторваться от суеты земной.
Город Варанаси в индуизме – это центр Вселенной. Здесь проявляются контрасты существования человечества настолько сильно, что понять до конца происходящее вокруг не под силу иностранцу.
Но, как утверждают сами индусы, Варанаси – город вечности.
Ганга – необычный храм
Набережная Ганги здесь – своеобразный храм. Здесь не прекращают молиться, медитировать или заниматься йогой. По древнейшей легенде, этот город основался богом Шивой (читайте тут – http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/indiya/kerala-shiva.html), и именно поэтому определен почетным местом для паломничества в Индии.
Все, что здесь происходит, производит неизгладимое впечатление на приезжих иностранцев. Самые отчаянные пытаются хоть немного увидеть и понять происходящее, поскольку нигде больше такого не встретишь.
Одна из традиционных молитв, совершаемая на берегу реки Ганга в первых лучах солнца, является самой впечатляющей достопримечательностью в мире. Огромное количество туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на нее.
Река Ганга в роли кладбища
Многим известно, что у индийцев принято кремировать трупы, и развеивать прах над водой. Ганг в этом случае является самым почетным приютом сожженных тел индусов. Можно, конечно, удивляться тому, что кремацией занимаются не только многочисленные крематории в округе, которые не прекращают свою работу ни на час.
Прямо на берегу у самого известного места в Варанаси, на гхатах, лежат рядами трупы, ожидая своей очереди быть сожженными тут же. Костры пылают здесь день и ночь. Зрелище это не для слабонервных.
А индийцы просто делают свое дело, соблюдая традиции и обряды, как это все происходило многие столетия подряд.
Однако, религия индусов не позволяет сжигать трупы священных коров, монахов, детей и беременных женщин. Их «погребение» происходит по другому способу: привязывается камень и тело умершего погружается в реку. Воды принимают тела умерших в любом виде, так повелевала небесная Ганга.
Ганга – грязнейшая река в мире
Факт того, что в Ганг сливаются все отходы производств и канализационные стоки без прохождения через очистительные фильтры, это, как говорится, еще не беда. Дело в том, что, на самом деле, в реку спускается невероятное количество трупов по множеству причин.
Одной из главных причин является бедность населения Индии. Они влачат настолько нищенское существование, что средств не хватает даже на кремацию трупов на обыкновенных кострах, поскольку сжигание трупов в Индии это настоящий бизнес, а дрова стоят дорого и не каждой семье по карману.
Вот и отправляют вниз по реке тела умерших, которые плывут, пока окажутся съеденными рыбами, либо их выбросит волной на берег. В здешних местах даже есть такая профессия: разгребатель трупов. В узких местах на реке скапливается настолько много мертвых тел, что их скопление образовывает «пробку», а тела все подплывают и подплывают.
Несмотря на проплывающие трупы, на берегу Ганги кипит жизнь. Самое удивительное, что индусы пьют воду прямо из реки. Европейские исследователи взяли анализ воды и просто ужаснулись наличию грязи в ней и вредных веществ. А жители Индии считают: вода в реке Ганг священна, они пьют ее с самого рождения.
Ганг многие столетия мог очищать сам себя. Развитие промышленности добавило проблем и уже несколько десятилетий происходят попытки властей очистить священные воды. Однако добиться успеха в решении этого вопроса пока не удалось.
Выделяются огромные деньги на работы по очистке воды от пепла, мусора, отходов промышленности, канализации и по уборке трупов с берегов реки Ганг. Деньги выделяются, а грязь и ужасный запах остается. Причиной этому, скорее всего, образ жизни многих миллионов жителей, населяющих страну и желающих предать свое тело водам Ганги, а также коррупция, которая тоже пока непобедима.
А это получасовый шокирующий фильм о Ганге
www.moyaindia.ru
Ганг — Википедия
Ганг[1] (хинди गंगा, gaṅgā IAST, [ˈɡəŋɡaː] слушать, Ганга[2]; англ. Ganges) — одна из самых полноводных (вместе с Брахмапутрой 3-е место в мире по водоносности после Амазонки и Конго
Ганга в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг. С давних времён считается священной рекой для индуистов. Индуисты совершают к ней паломничества, особенно к её истокам и городам Харидвар, Варанаси и Аллахабад (место впадения Джамны). На её берегах проходят кремации, в воде рассеивается прах умерших индуистов и осуществляются ритуальные омовения.
Река активно используется для орошения. Бассейн Ганга, площадью более 1 млн км², является одним из наиболее густонаселённых регионов Земли. Судоходство на реке сейчас несколько усложнилось и возможно лишь от устья до города Канпур на плоскодонных лодках. Ганг является главной водной артерией Бенгалии и северо-восточных штатов Индии, часто рассматривается как символ всей страны. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру в своей классической работе «Открывая Индию» 1946 года писал:
Верховье реки ГангГанг, в большей степени, чем остальные реки Индии, удерживал её сердце и привлекал к своим берегам бессчётные миллионы людей с древнейших времён. История Ганга, от истоков до моря, от древности до наших дней, является историей цивилизации и культуры Индии, зарождения и падения империй, больших и гордых городов, приключений человека…
Оригинальный текст (англ.)
The Ganges, above all is the river of India, which has held India’s heart captive and drawn uncounted millions to her banks since the dawn of history. The story of the Ganges, from her source to the sea, from old times to new, is the story of India’s civilization and culture, of the rise and fall of empires, of great and proud cities, of adventures of man…[6]
Русло и направление течения[править | править код]
По большей части своего русла, Ганг — типичная равнинная река с медленным и спокойным течением, хотя она и берёт своё начало высоко в Гималаях, питаясь многочисленными притоками, которые также проистекают с гор. Индо-Гангская равнина, на которую приходится большая часть течения реки, чрезвычайно плоская. Разница высот между Дели, расположенном на реке Джамна, и Бенгальским заливом, расстояние между которыми составляет 1600 км, составляет всего 210 метров. Уклон русла Ганга между городами Харидвар и Аллахабад составляет 0,22 метра на километр, а от Аллахабада до Калькутты 0,05 метра на километр. Само русло извилистое, образует многочисленные рукава, много перекатов, островов, проливов между рукавами, отмелей[5].
Направление течения Ганга несколько раз меняется: от истоков река течёт на юго-запад, у Харидвара поворачивает на юго-восток и течёт в этом направлении до Аллахабада, далее, почти до слияния со своим притоком Коши, — прямо на восток, а от места впадения Коши — в юго-восточном направлении. При этом основное русло и некоторые рукава Ганга текут в юго-восточном направлении, а затем возвращаются на юг до Бенгальского залива, а другие, такие как Бхагиратхи и Джаланги, сразу идут в южном направлении. Часть рукавов сливается с рукавами Брахмапутры и Мегхны и впадают в залив вместе с ними. Ширина реки в её срединной, самой широкой, части колеблется от 800 до 1500 м[5]. В нижнем течении река расходится многочисленными рукавами, образуя общую с Брахмапутрой дельту протяжённостью 300 км и шириной около 350 км[7][8].
Водосборная площадь и водный режим[править | править код]
Бассейн Ганга — самый большой по площади в Южной Азии. Хотя по длине Ганг меньше Инда и Брахмапутры, однако он превосходит их размерами своего бассейна, который занимает площадь 1 060 000 км², а вместе с бассейном Брахмапутры, с которой Ганг формирует общую дельту, — 1 643 000 км².
Часть питания реки — дождевое, за счёт влаги, которую приносят юго-западные муссоны и тропические циклоны (в нижнем течении) с июля по октябрь, а часть — снеговое, за счёт гималайских снегов, тающих с апреля по июнь. В декабре—январе в бассейн реки выпадает очень незначительное количество осадков. В среднем, показатели осадков в бассейне реки колеблются от 760 мм/год в его западной части до более 2300 мм/год на востоке. На большей части собственно течения реки, кроме дельты, осадки составляют 760—1 500 мм/год. В дельте часто бывают сильные циклонные ливни как во время сезона муссонов, так и после него, то есть с марта по октябрь[8].
В результате переменного режима осадков, река подвержена ежегодным разливам, хотя и не столь периодическим или длительным, как известные разливы Нила. Два главных влажных сезона — это с апреля по июнь (в результате таяния снегов) и с июля по сентябрь (в результате муссонов). Так, во время сезона муссонов вода в районе городов Варанаси и Аллахабад может подниматься на 15—16 м[5]. Зимой уровень воды в реке снижается до минимума.
Общая водная масса реки очень велика, например, около Варанаси, на расстоянии 1224 км от устья рукава Хугли, даже в сухое время года Ганг имеет 430—440 м в ширину и до 12 метров глубины, а во время сезона дождей — 900—950 м шириной и до 20 метров глубины. Среднее количество воды, выносимое рекой в Бенгальский залив, оценивается в 12 000[9] м³/с (для сравнения, сток Ганга примерно в восемь раз больше, чем сток Днепра).
Река в течение всего года отличается очень мутной водой, что связано с содержанием в ней большого количества осадочных пород во взвешенном состоянии. Ежегодно в дельте откладывается около 180 млн м³ осадков, и этим определяется изменение цвета воды в Бенгальском заливе, которое бывает заметно уже на расстоянии 150 км от берега. Когда река возвращается в берега после сезонных разливов, она оставляет огромное количество ила, который обеспечивает чрезвычайное плодородие почв равнины[5].
Притоки[править | править код]
Притоки Ганга различаются по своему типу и происхождению на несколько видов. Сначала это реки и ручьи, которые формируются в Западных Гималаях в районе ледника Ганготри:
От остальных притоков отличается крупнейший приток Ганга — река Джамна (Ямуна), которая также берёт начало в Гималаях и впадает в Ганг справа, до этого протекая через города Дели и Агра.
Значительные массы воды и ила попадают в Ганг в его среднем течении с левой стороны, куда впадают притоки, берущие начало в Гималаях. Из них наибольшие:
С правой стороны в Ганг впадают притоки, которые берут начало в горах Деканского плоскогорья (Индийское плато):
Ганг условно делят на три части: верхнее течение (около 800 км, от истока до города Канпур), среднее (от Канпур до границы Индии с Бангладеш, примерно 1500 км по прямой) и нижнее (от границ Бангладеш до устья, около 300 км).
Верхнее течение[править | править код]
Главным истоком реки является Бхагиратхи (не путать с одноимённым рукавом Ганга — Бхагиратхи), берущая своё начало в районе Гаумукх (название нижней части ледника Ганготри) в Гималаях на территории индийского штата Уттаракханд, на высоте 4023 метра над уровнем моря. У источника расположен одноимённое с ледником селение Ганготри — священное место проживания богини Ганги и важный центр паломничества индуистов.
Направляясь на северо-запад, Бхагиратхи принимает вблизи селения Бхайронгхати на высоте 2770 м бурный приток Джадх-Ганга (Джахнави), который ранее считался европейцами за исток Ганга. Далее река протекает через Нижние Гималаи на высоте 2478 метров и возле селения Девпраяг, на высоте 636 метров, соединяется с прозрачной Алакнандой, которая также берёт начало с гималайских ледников. С этого места река и получает название «Ганг».
Соединённые воды Бхагиратхи и Алакнанды протекают через цепь холмов Шивалик на высоте 403 метров у священного города Харидвар и, протекая через болотистую равнину Тера, выходят на огромную, чрезвычайно плодородную Индо-Гангскую равнину. В своём верхнем течении Ганг несётся бурным потоком преимущественно в южном направлении, а оставив позади горы, он становится спокойнее и поворачивает на юго-восток[5]. Только на равнине река становится судоходной, хотя до строительства Гангского канала суда поднимались до территории современного парка Раджаджи[en].
Среднее течение[править | править код]
В среднем течении Ганг замедляет своё движение, направляясь в океан в юго-восточном направлении, образуя многочисленные извилины, возле которых расположены крупные города: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш) и другие. Хотя по прямой линии длина этого участка 1529 километров, но через изгибы длина русла составляет в действительности 2597 километров. Не доходя до Каннауджа, Ганг с левой стороны принимает большой приток Рамгангу. Далее, у Аллахабада, в Ганг справа впадает его главный приток — Джамна (Ямуна), — которая вместе с Гангом (по легенде также и с Сарасвати) образуют так называемый Тривени-Сангам, священный для индуистов, и своими кристально-чистыми водами расширяет русло грязно-жёлтого Ганга до 800 метров. В результате значительного отбора гангской воды, Джамна несёт в среднем примерно в полтора раза больше воды, чем Ганг перед слиянием, поэтому по формальным гидрологическим правилам далее по течению река должна называться Джамна, но из-за глубоких традиций и верований вопрос о переименовании существующего названия не ставится. По Аллахабаду в Ганг впадают: слева Гомти, справа Тамса и Карманаша, а чуть выше Патны — слева Гхагхра, справа Сон, а напротив Патны, возле Хаджипура, — большой приток Кали-Гандаки.
Наконец, ниже Бхагалпура, Ганг принимает в себя многоводную Коши, спускающаяся непосредственно с Гималайских гор. Достигнув в своём срединном течении ширины 1500 метров при глубине не более 10 метров, Ганг круто поворачивает на юго-восток, попадая на наиболее плоскую западную часть Индо-Гангской равнины. Здесь начинается его нижнее течение, где он разветвляется на рукава дельты. Вблизи Сахебганджа влево отходит огромный рукав Бхагиратхи, а главное русло Ганга получает с этого места название Падма. Через 100 км дальше по течению от Падмы отделяется ещё один крупный рукав, Джаланги[5].
Нижнее течение и устье реки[править | править код]
Пройдя по низине 160 км, рукава Бхагиратхи и Джаланги соединяются в один общий рукав Хугли, на котором расположен город Калькутта. После соединения с рекой Дамодар возле города Чанданнагар, Хугли становится доступен для морских кораблей, а близ острова Сагар, ниже Калькутты, впадает в Бенгальский залив. Отдав часть воды в рукав Хугли, Падма, главный рукав Ганга, продолжает своё движение на юго-восток и, распадаясь на мелкие рукава (Мартабангу, Гуру, Чундну), принимает в себя слева большой приток Махананду, а возле городка Раджбари соединяется с Джамуной, мощным рукавом ещё одной священной для бенгальцев реки — Брахмапутры.
Соединённые воды обеих рек изливаются в Бенгальский залив, сливаясь с Мегхной. Начиная с Раджбари наблюдается настоящая дельта Ганга и Брахмапутры, самая сложная и самая большая на земном шаре, подверженная постоянным изменениям. Участок земли между Хугли и Мегхной носит название Сундарбан. Это лабиринт из топей, рек, рукавов и бухт вдоль Бенгальского залива длиной в 265 км и шириной в 350 км, разделённых неожиданно возникающими и зачастую столь же быстро исчезающими илистыми и песчаными островами, покрытыми огромными лесными массивами, частично затапливаются наводнениями и морскими приливами, которые оставляют на островах слои ила и остатки смытых животных и растений[5].
Дельта Ганга делится на восточную (более активную) и западную (менее активную) части. Сундарбан, крупнейший регион мангровых лесов в мире, является частью дельты Ганга. Дальше от береговой линии, в глубине континента, дельта очень быстро высыхает после наводнений, образуя плодородную часть Бенгалии. Сейчас она почти полностью используется для нужд сельского хозяйства, а последние необитаемые участки покрыты роскошной, почти непроходимой растительностью. Несмотря на риски наводнений, цунами и тропических циклонов (так в 1961 и 1991 годах от этих природных явлений погибло более 700 тысяч человек) в дельте Ганга продолжают проживать свыше 145 миллионов человек.
Как известно из исторических свидетельств, долины Ганга и Джамны были покрыты густыми лесами, ещё в 16—17 веках здесь оставались значительные нетронутые участки. В этих лесах водились слоны, буйволы, носороги, львы, тигры. Прибрежная зона Ганга привлекала спокойной и благодатной средой множество разновидностей водоплавающих птиц, по меньшей мере 140 видов рыб, 35 видов пресмыкающихся и 42 вида млекопитающих.
На этой территории и сейчас распространены редкие виды животных, находящиеся сейчас под защитой — бурый медведь, лисица, леопард, снежный барс, несколько видов оленей (в том числе пятнистый олень), кабарга, дикобраз и другие. Также здесь распространены бабочки и другие насекомые разнообразных цветов.
Из-за повышения демографического давления со стороны людей, вся фауна медленно перемещалась из долины Ганга к остаткам лесов. На Индо-Гангской равнине можно иногда встретить оленей, кабана, дикого кота, волка, многие виды лисиц. В реке встречаются пресноводные дельфины двух видов, речная и гангская акулы и другие пресноводные рыбы.
Больше всего биоразнообразия сохранилось в устье реки, на стыке с Бенгальским заливом в районе Сундарбан, где всё ещё распространено очень много форм малоизученной и редкой флоры, а также обитает жемчужина животного мира региона — бенгальский тигр. Типичные рыбы этого района включают нотоптерид (Notopteridae), карповых (Cyprinidae), лягушковый клариевый сом (Clarias batrachus), ползающих Гурама (Anabantidae) и ханос (Chanos chanos).
Этнический и религиозный состав населения[править | править код]
Общая численность населения бассейна Ганга по состоянию на 2001 год составляла около 500 млн человек, проживающих на территории Индии, Непала и Бангладеш, а небольшое количество также в КНР и Бутане. Обычно разделения на этнические группы здесь не проводится, этническая принадлежность (за исключением меньшинств) не является частью переписей, а отдельные группы обычно определяются по лингвистическим и религиозным признакам.
Население бассейна Ганга смешанного происхождения. В западной и средней частях жители преимущественно являются потомками древних дравидских народов, к которым позднее присоединились носители индоарийских языков. В исторические времена к ним присоединились тюрки, монголы, афганцы, персы и арабы. На востоке и юге, особенно в Бенгалии, дравиды смешивались с индоарийцами и носителями тибето-бирманских языков. Европейцы, прибывшие последними, составляют незначительную часть населения[8].
В целом жители бассейна реки разговаривают на нескольких десятках языков, большинство из которых индоарийской группы, и более чем на 200 диалектах этих и других языков. Наиболее распространёнными из этих языков является хинди (51—61 %), бенгальский (25 %, преимущественно в Бенгалии), урду (6 %), майтхили (3 %, преимущественно в Непале и Бихаре), непальский (3 %, преимущественно в Непале), панджаби (0,7 %), бходжпури (0,4—7,5 %), тхару (0,3 %), тамангский (0,3 %), ория (0,3 %), магахи (0—2,3 %, в Бихаре), мунда и английский[10]. Английский, хотя и не входит в опубликованные данные переписей, является очень распространённым вторым языком населения и применяется в письменности.
Среди жителей региона большинство индуисты, около 75 %, другую крупную религиозную группу составляют мусульмане, которых около 23 %, из них примерно треть живёт в Бангладеш, где они составляют подавляющее большинство. Меньшими религиозными группами являются буддисты (0,8 %), сикхи и христиане (по 0,5 %), джайны (0,1 %)[11]. Малыми, но культурно важными группами являются анимисты (среди адиваси) и зороастрийцы.
Политическая география[править | править код]
Река Ганг течёт преимущественно по территории Индии, лишь незадолго до впадения в Бенгальский залив проходит по территории Бангладеш. На территории Индии река протекает по территории штатов Уттаракханд, Уттар-Прадеш, Бихар, Джаркханд (на границе) и Западная Бенгалия. На территории Бангладеш главный рукав реки, Падма, служит границей областей Раджшахи и Кхулна, а затем протекает по области Дакки; области Кхулна и Барисал полностью входят в дельту реки, а области Раджшахи, Дака и Читтагонг — частично. К бассейну реки относится и территория Непала, поскольку практически все реки, берущие начало из Гималаев на территории этой страны, текут в направлении гангской долины и являются притоками Ганга.
Города на берегах Ганга[править | править код]
Долина Ганга является одним из самых густонаселённых мест на нашей планете. Ниже приведены наиболее крупные из городов, расположенных непосредственно на реке. Список отсортирован вдоль течения, за исключением дельты (в штате Западная Бенгалия и в Бангладеш). Большая часть Западной Бенгалии и почти треть территории Бангладеш входят непосредственно в бассейн Ганга. Указанные в списке города расположены преимущественно на рукавах Хугли и Падма (главном русле), а также на многочисленных небольших протоках. В скобках указано население по данным переписи 2001 года для Индии и оценка по состоянию на 2000—2008 год для Бангладеш.
ru.wikipedia.org
Ганг — священная для индусов река
Ганг — одна из великих рек планеты — имеет протяженность 2700 километров. Истоки ее лежат в Гималаях, устье — у Бенгальского залива. Но для индусов это не просто река: она священна. Мифы, изложенные в Ведах, Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате», рассказывают о том, что в древние времена Ганг протекал по небесам, но позже спустился на землю.
Традиционно в русском звучании название реки — Ганг — мужского рода, а в индийском женского — Ганга. В современном хинди и на санскрите «ганг» означает «река». Но исследователи полагают, что слово имеет доиндоевропейское происхождение, и не исключают его связи с различными восточными наименованиями: вьетнамское — конг (Меконг), корейское — ган, китайское — цзян, тунгусо-маньчжурское — кан.Индусы почтительно именуют свою священную реку «матерью-Гангой».
Кстати, ее название меняется в зависимости от места, где она протекает. На высоте 4200 метров река носит название Бхагирати. Через 70 километров она сливается с Алакнанды, далее следует еще несколько санскритских имен, которые переводятся как «Дочь повелителя Гималаев», «Рожденная из ступни Вишну» и т. п.
Но на всем протяжении река почитается как священная, а воды ее — целебными. И, возможно, не без основания, поскольку Ганг выносит с гор много ценных микроэлементов. К тому же, воды его, по поверью, обладают способностью к самоочищению.
Мифы гласят, что было время, когда Ганг протекал не по земле, а по небесам. Почетно, конечно, вознестись на такую высоту, но пользы от этого мало. Потому и вызвался один из могущественных богов, Шива, переманить реку оттуда к себе, на вершину Кайласу. Но падение могучего потока с такой верхотуры могло повредить Землю. И остроумный Шива нашел выход: он подставил свою голову — пусть, мол, река запутается в его волосах, и удар смягчится…Боги радовались, что вновь наполнился пересохший океан.
Правда, случилась одна заминка, когда волшебная птица Гаруда, науськанная демонами, выпила всю воду из Ганга для тушения пожара. Но подоспели боги, началась потасовка, и при этом из золотого кубка выплеснулось несколько капель драгоценного эликсира… И на месте их падения, на берегах Ганга, возникли священные города. Еще более привлекательной стала река. К ней потянулись миллионы паломников из отдаленных стран Востока.
Читайте также: Чудотворцы: Шанкара — значит благой
Как требует обычай, каждый индус хотя бы раз в жизни должен посетить священные берега Ганга, совершить омовение в его водах. Лучше всего, говорят, делать это на рассвете, когда индуисты молятся солнцу. После того как купание в Ганге закончено, следуют молитвы одному или нескольким божествам и подношение им даров: обычно это фрукты, сладости и цветы. Ритуалы также сопровождаются песнопениями, посвященным божествам.
С Гангом связан также ритуал Аарти. В ходе его зажигаются лампадки, сделанные из листьев различных деревьев, фитиль которых погружен в топленое масло. Считается, что чем дольше горит лампадка, тем скорее исполнится просьба, с которой индуист обращается к богам.
Паломники часто наполняют емкости водой из священной реки — «гангаджал». Есть компании, которые занимаются поставкой воды из Ганга во все регионы Индии. Почти в каждом жилище хранится кувшин с этой водой, которая используется во всех важнейших индуистских церемониях, в частности, для омовения новорожденных младенцев, во время свадебных ритуалов, для предсмертных омовений и, наконец, во время похорон… Кроме того, гангская вода входит в состав многих индийских традиционных лекарственных препаратов.
Читайте также: Могила Христа находится в Индии?
Индусы называют Ганг еще Дасахарой, что значит — «смывающая десять грехов». Считается, что, если пепел усопших попадает в воды этой реки, они достигают мокши (спасения) и попадают на небеса.
Лети туда, где Ганга низвергает
Себя с небес на горные вершины,
И простирает волны, словно руки,
Готовые схватить луну на челе Шивы,
И пенится, и радостно хохочет, —
вдохновенно писал древний индийский поэт-классик Калидаса. Зачастую сюда привозят тела умерших издалека, чтобы подвергнуть их кремации. У лона священной реки тело сжигается, пепел развеивается над водами и уносится в океан. Можно привезти к Гангу уже готовый пепел и даже поручить процедуру рассеивания специальной компании, оказывающей такие услуги. Кстати, поскольку самым бедным индийцам кремация не по карману, они нередко просто сбрасывают мертвые тела в воду, надеясь, что душа и так сможет достичь небесных просторов…
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
www.pravda.ru
Река Ганг – священная река и воплощение высшей силы в Индии
У каждой нации есть свой, индивидуальный и искренне почитаемый символ, религиозный оберег или даже само воплощение высшей силы. У индусов такой верховной и божественной мощью, которую можно потрогать, является река Ганг. Если путешественник, попавший в пряные земли Индии, назовет благословенный водоем по имени, которое известно нам с уроков географии и истории – Ганг, индусы с раздражением поправят его: «Не Ганг, а Ганга». Потому как они называют реку на женский лад, отождествляя ее исключительно с женским началом божественной сущности бога Вишну.
Почитаемая как земное воплощение вселенской силы река Ганг собирает на своих берегах миллионы людей. Они стремятся к священным водам с непреодолимым желанием смыть с себя все грехи, очиститься разумом и телом. Индусы верят, что река Ганг обладает целительными свойствами и является своего рода пастырем, отпускающим грехи. Когда христианин желает покаяться, он идет в церковь. Когда у индуса плохо на душе, и он желает избавиться от гнета грехов, он окунается в Гангу. Именно благодаря Индии на весь мир стало знаменито выражение «смыть свои грехи». Вода реки считается священной, то же самое можно сказать о городах, расположенных на берегах Ганги. К ним относятся Аллахабад, Ришикеш, Варанаси, Хардвар и многие другие.
Реки Индии – это огромное количество водоемов, протекающих как в горах Гималаев, так и вьющихся по просторам долин и низин. Однако ни одна из них не является столь почитаемой и священной для индусов, как Ганга. Существует огромное количество легенд, связанных с появлением этого водного рукава. Одна из них гласит следующее. В небесном раю протекала восхитительная река, воды которой обладали целебными и излечивающими свойствами. Каким-то образом, прознав об этом, один индийский царь Багират стал молить бога Шиву (одна из ипостасей бога Вишну) о том, чтобы тот даровал кусочек великолепного водоема и своим детям – индусам. Просьбы человека были услышаны, и с тех пор жители страны радуются священным водам, которые подарила им река Ганг.
Вторая легенда звучит совершенно по-другому. Ее мне рассказывают брахманы у храма Вайшно Деви в Гималаях. Немногим известно, что у жены Шивы – Сати (Деви) – имелось несколько ипостасей, одной из которых являлось женское начало, символ матери – богиня Мата Рани. Именно с ее именем и связано возникновение реки.
Когда-то давным-давно в высоких горах Гималаях жил пастырь, всю свою жизнь посвятивший служению Мата Рани. В той же деревне жил злобный Бхейрон, не веривший ни в какую могущественную силу, кроме своей. Он мечтал искоренить веру в богиню и заставить всех людей верить только в себя. Бхейрон стремился найти Мата Рани и убить ее. Для того чтобы дать мужчине шанс одуматься, богиня скрылась в пещере Гималаев, по дороге к которой она ударила посохом по горной насыпи. Земля раскололась, и из нее недр полилась кристально-чистая вода, которая положила начало возникновению реки Ганг.
Считается, что священные воды не только смывают все грехи, но и служат путем к новому миру для усопших – они являются проводником в рай. Поэтому неудивительно, что огромному количеству умерших индусов, стремящихся попасть туда, дает приют река Ганг. Трупы усопших сжигаются на специальных погребальных кострах. После сожжения прах собирается в урну, и родственники, устроившись в лодке, развеивают его над священными водами реки.
fb.ru
Как индусы убивают священный Ганг / Туристический спутник
Река Ганг в Индии — одна из самых полноводных и протяженных рек Южной Азии. Кристально чистая вода бежит в долину, но постепенно загрязняется отходами человеческой жизнедеятельности до катастрофического состояния…Река Ганг считается священным, потому что является воплощением богини Ганги, источника всех земных рек. Ей поклоняется миллиард индусов, из нее берет воду для питья 400 миллионов человек, что больше, чем из любой другой реки.
Начинается Ганг от слияния притоков Алакнанда и Бхагиратхи, а те в свою очередь формируются из ручьев с ледника Ганготри. Проследим путь Ганги от горного источника до мегаполиса Калькутты, где она впадает в Бенгальский залив.
Девпраяг — здесь место рождения реки, и ее воды кристально чисты.
Лучшее место для купания.
Индуистские священники молятся на берегу Ганга.Девпраяг — одно из мест паломничества и одно из мест «священных слияний». На фото священник с масляным светильником. Река Ганг в Харидваре. Время вечерней молитвы, во время которой тысячи людей омывают тела для очищения от грехов. Люди окунают не только себя, но и освящают божеств. Некоторые из них так и остаются в воде.
В Индии люди не только пьют из Ганги, но и моются в ней, стирают одежду и купают скот. Кишечные болезни — одна из ведущих причин детской смертности. Первые серьезные проблемы начинаются в крупном промышленном городе Канпур. Отходы производства без малейшей очистки сливаются в реку.
В этом месте в реке плавают клочья химической пены. А кое-где река цветная из-за красителей.
Из Канпура вытекает совсем не прежний Ганг… Куча отбросов по берегам вызывает брезгливость. Этот ручей — тоже химический слив в Ганг. Даже козам не стоит туда ступать. Вот сточные воды сбрасываются в реку. Следующий город Мирзапур, и опять канализационные сливы выведены прямо в реку. В этом же городе очередной сток химической дряни. Бытовой мусор скидывают в реку и на ее берега. Далее Ганг приходит в Варанаси, который называют городом мертвых. Это место имеет для индусов такое же значение, как Ватикан для католиков. Сюда стекаются старики, мечтающие умереть в святом месте, и похоронные процессии здесь проводятся регулярно. Здесь сжигают мертвецов и сбрасывают пепел в реку. Бедняки, у которых нет денег, чтоб похоронить близкого, опускают труп в реку. В этом месте уже ничего не осталось от кристально чистого истока Ганга, теперь это священная могила. И священная помойка. Следующий крупный город, до которого доходит Ганг, — это Калькутта. Ее берега усыпаны мусором. В Калькутте совсем рядом с рекой находится крупный кирпичный завод, и, конечно, все отходы сливают в реку. По статистике, более двух третей предприятий сбрасывают сточные воды без очистки. Вот такая теперь вода в реке Ганг.
tursputnik.com
Река Ганг (Индия): характеристики, описание, карта
Река Ганг для индийцев – священна. Они убеждены в том, что она есть продолжение небесной силы богини Ганги, которая считается покровительницей источников всех рек, морей и иных водоемов на Земле.
Иностранцы называют эту реку в мужском роде: «Ганг», а индийцы – в женском: «Ганга». Эта богиня очищает всех умерших от земной скверны. Поэтому в Индии покойников отправляют по реке навстречу иному миру.
В Гималайских горах, где находится исток реки Ганг, это кристально чистая вода. Но по мере продвижения в сторону Бенгальского залива Индийского океана к своему устью река выглядит очень загрязненной.
Характеристика реки Ганг
Длина Ганга составляет боле 2 700 км, а его бассейн – более 1 000 000 кв. км. Исток реки располагается в Западных Гималаях высоте около 500 м, а её устье – у Бенгальского залива.
Воды Ганга широко используются для полива сельскохозяйственных культур. Судоходство на нем развито слабо. Главная функция Ганга – быть символом индуизма и всей Великой Индии в целом.
Практически по всей своей длине Ганг – это обычная равнинная река с медленным течением. Она питается водами бесчисленных притоков, тоже текущих с Гималаев, а также горными снегами, водами муссонных дождей и циклонов.
В процессе течения река Ганг много раз меняет своё направление: юго-запад, юго-восток, юг. В конце она сливается с еще одной знаменитой индийской рекой Брахмапутрой, и вместе они впадают в залив.
Флора и фауна реки
Еще несколько сотен лет назад здесь произрастали густые, не тронутые человеком тропические леса, водились слоны, носороги и тигры. На берегах Ганга жили многочисленные виды водоплавающих птиц, животных, рыб, пресмыкающихся.
Здесь и сейчас обитает довольно много животных: медведей, лис, леопардов, барсов, оленей и пр. Пойма Ганга знаменита уникальными тропическими бабочками и насекомыми.
Река известна крокодилами, черепахами, гангскими пресноводными дельфинами, коих здесь два вида, акулами и пр. В нижнем течении можно найти малоизученную биологами флору. Здесь же живут бенгальские тигры.
Паломничество и туризм
Оба направления человеческой деятельности широко развиты в Индии и Бангладеш. Целые регионы этих стран живут за счет паломников и путешественников на священную реку Ганг, прибывающих сюда со всех концов мира.
Туристы и паломники посещают Харидвар, Аллахабад и Варанаси. Любят бывать в средней и нижней части Великой реки. А в её верхней части есть пороги, где удобно заниматься рафтингом.
Ганг в культуре
Первые упоминания об этой реке имеются в древнеиндийской литературе: Ведах, Пуранах, Рамаяне, Махабхарате и др. Везде подчеркивается, что река Ганг имеет небесное, божественное происхождение.
Легенды рассказывают о рождении богини, отправке её на Землю и жизни там. В них подчеркивается, что Ганга способна очищать и снимать грехи у людей. Она же символизирует материнство и неразрывную связь между мирами живых и мертвых.
В искусстве богиня Ганга изображается как очень привлекательная женщина с кувшином. Всем своим образом она символизирует полноту и богатство земной жизни. Часто она восседает на мифическом животном, чем-то среднем между рыбой и крокодилом.
В современной литературе, кинематографе, эстраде Ганг также занимает одно из главных мест. Поклонники индийского кино прекрасно знают, что большинство сюжетов фильмов взято из древнеиндийской литературы.
Обряды и церемонии на реке Ганг
Омовение
Индусы убеждены, что воды Ганга снимают с окунувшегося в них человека все его грехи, т.к. обладают божественным происхождением. В Ганге течет святая вода, способная из грешника сделать праведника.
Индусы, живущие в Варанаси и окрестностях, приходят купаться на реку по нескольку раз в день. Каждый индус хотя бы раз в жизни должен совершить омовение в святой воде на рассвете, поэтому ежедневно со всей страны для омовения прибывают паломники.
Аарти
На набережной Варанаси во время этого обряда зажигаются лампадки с фитилем, окунутым в топленое масло. Индусы молятся и поют песни своим богам с просьбой об исполнении желаний. Если лампадка долго горит, желание исполнится.
Вода реки
Паломники обязательно набирают воду Ганга в кувшины и отправляются с ней домой. В каждом доме индуса должна быть эта вода, чтобы омыть ею новорожденного или умершего, использовать в церемониях. Широко налажен бизнес по поставке воды из Ганга в другие регионы страны.
Город мертвых Варанаси
Этот город стоит на берегу Ганга и чрезвычайно популярен среди туристов, ищущих в своих путешествиях приключения погорячей. Чаще всего путешественников приводят в изумление некоторые местные традиции и ритуалы.
Но для индийцев, исповедующий индуизм, кремация мертвых на берегу реки Ганг в Варанаси совершенно естественное событие. Оно соответствует их вероисповеданию, многотысячелетней культуре, менталитету и пр.
В Варанаси три тысячелетия на набережной Ганга на ступенях гхаты сжигают умерших индусов. Здесь же происходят различные религиозные и национальные праздники, просто веселятся и общаются люди, соединяя жизнь и смерть.
Все индусы мечтают встретить свой последний день на набережной Варанаси, воспринимая ее как храм. Здесь они молятся, медитируют, занимаются йогой и возносятся на свое индуистское небо.
После смерти индусов кремируют, а пепел развевают над рекой Ганг. Происходит сожжение не только в крематориях Варанаси, но и прямо на набережной. Здесь всегда можно увидеть горы трупов в очереди на кремацию на костре.
Нельзя в Индии сжигать только детей, монахов, беременных женщин, а также священных для каждого индуса коров. К их телам просто привязываются грузы, и они погружаются на дно Ганга. Так повелевает богиня Ганга.
vsya-planeta.ru