Традиции туркменистана – Обычаи и традиции Туркменистана. Обычаи Туркменистана, традиции в Туркмении

Обычаи и традиции Туркменистана. Обычаи Туркменистана, традиции в Туркмении

Культурное наследие туркмен насчитывает многие тысячелетия, о чем свидетельствуют многочисленные исторические памятники, многие из которых относятся к III-II векам до нашей эры.

Национальная культура этого региона как губка впитала религиозные традиции зороастризма, буддизма, христианства и некоторых других верований. Однако с приходом ислама в этот регион, именно он стал главенствующей религией, принесшей свои традиции и обряды согласно нормам шариата.

Поэтому дошедшиедо нас обычаи – некий «микс», принявший за основу общечеловеческие ценности, вобравший в себя культуру многих религий и базирующийся на многовековом опыте практического решения бытовых проблем.

Вообще, когда речь идет о Туркменистане, услужливое воображение, сразу рисует цветную картинку с бескрайними просторами полей, на которых резвятся «ахалтекинцы», огромных алабаев их охраняющих, старцев  в высоких папахах и красивых молодых женщин, в просторных разноцветных одеяниях, ткущих вручную толстые шерстяные ковры цвета крови.

Действительно, все это и есть древнее наследие туркмен, этим нужно гордиться и стараться сохранить еще на многие, многие века.

Восточное гостеприимство — один из определяющих признаков этого миролюбивого народа. Очень часто туркмены составляют свое мнение о человеке, по тому, как он принимает гостей. Здесь говорят: «Гость – от Аллаха!», а значит хорошо принять его не только обязанность, но и священный долг богобоязненного хозяина. Не зря же в Туркменистане ритуальными фразами для ступивших на порог, …

У туркменского народа очень много самобытных праздников, развлечений и игр. Когда — то они играли прогрессивную роль в условиях замкнутого, отсталого патриархально — феодального строя, который господствовал на территории страны до 1920года, скрашивали однообразные трудовые будни, поддерживали оптимизм и веру в прекрасное будущее, развивали художественный вкус и подталкивали к занятию …

Туркмены, пожалуй, больше всех жителей Средней Азии привержены своему национальному костюму и дело тут даже не в особом почитании этники народа. Такая одежда просто очень практична в жарком

asia-travel.uz

фото, описание, традиции и обычаи

Свадьбу принято считать одним из самых важных праздников в жизни. Многие готовятся к ней особым образом, а некоторые начинают подготовку буквально за несколько недель. Существуют семьи, которые не отмечают это событие, а есть такие, которые празднуют в кругу семьи. Если говорить о Туркмении, то в национальных семьях это событие проходит особым образом. Туркменская свадьба — это долгожданный праздник в жизни каждой девушки этой национальности.

Если городские жители отмечают ее в более скромных условиях, то в аулах свадьба происходит по всем традициям. У туркменов соблюдаются все условия для праздника.

Древние традиции

Очень давно туркменская свадьба по традициям и обычаям немного отличалась от современной. Браки заключались еще тогда, когда жених и невеста были в раннем возрасте. Родители самостоятельно выбирали пары, поэтому сватовства не было, все уже было решено за них. Совет родственников, который назывался «генеш той», решал вопросы о дате свадьбы и об условиях проведения торжества.

Чаще всего, свадьбу старались сделать в понедельник, ведь этот день считался самым удачным. Глашатаи — «джарчы» — оповещали почти всю окрестность о праздничном событии. После этого, на следующий день, самая уважаемая женщина в селении приходила к невесте для того, чтобы начать пошив свадебного одеяния. Также собирались все необходимые вещи для будущей жизни молодых: ковры, предметы домашнего обихода и другое. Для того чтобы пошить платье, тоже выбирался особенный день.

А вот ткань на его пошив должны были доставлять из дома жениха. Раскроем платья занималась уважаемая женщина, которая к тому же была многодетной матерью. Остатки от пошива наряда разбирали молодые невесты, принято считать, что это принесет счастье в семейной жизни.

Платье невесты

В туркменской свадьбе платье девушки всегда украшали большим количеством ювелирных украшений. Они пришивались в районе груди, обычно это делалось не только для красоты, такое расположение служило оберегом.

Когда невеста ходила, то платье издавало характерный звон, это отпугивало злых духов, которые всегда окружали девушку, ведь они были поражены ее красотой. В Туркмении невесту всегда старались уберечь от злых сил не только мелодичными звуками, но и различными оберегами, такими как косички из верблюжьей шерсти, зубы свиньи, а еще на руки невеста одевала оберегающие браслеты. Таким образом, свадебное платье могло весить до 40 кг.

Место торжества

Зачастую свадьба в Туркмении происходит в доме жениха, но начинается она у невесты. Там забивают столько голов скота, сколько потом забьют в семье у жениха. Чаще всего это было примерно по 10 голов с каждой семьи.

В торжественный день к невесте приходили рано утром подруги, они пели веселые песни и провожали ее в семейную жизнь. Снохи девушки также пели песни, но манера у них была шуточная, они обсуждали в них различные качества жениха. А вот его родственники, напротив, пытались расхваливать его, и говорили о самых хороших чертах характера.

Была шуточная традиция, которая говорила о том, что на невесту нужно одевать свадебную накидку-халат. Ее называли «пуренжек». Все это происходило до прихода свадебного каравана.

Затраты на свадьбу

Все средства, которые идут на свадьбу, предоставляются семьей жениха. Традиция по выкупу невесты существует и сегодня. В современной туркменской свадьбе также заведено давать калым. Во всех регионах он разный. Может колебаться от трех до десяти тысяч долларов.

Сыграть традиционную туркменскую свадьбу — очень дорого. Обычно приглашается большое количество людей, даже в самых маленьких поселках не принято приглашать менее 300 человек. Ведь, если кого-то не пригласить, это будет обида на всю оставшуюся жизнь. В больших городах количество приглашенных может достигнуть тысячи. Обычно звали известного певца, которому также нужно заплатить, плюс еще затраты на тамаду.

Приданое для невесты

Чаще всего в него входят золотые украшения. Но не только они, также к приданому относятся различные виды ткани: бархат, атлас и большие платки, они отличаются по размеру и окраске. Еще туда входят ковры, паласы, пальто, а в последнее время — даже плазменные телевизоры и другая аппаратура и техника.

Подготовка к празднованию

По традициям туркменской свадьбы молодые женились по любви. Вся подготовка требовала значительных материальных и моральных затрат. В редких случаях невесту брали из дальних родственников.

Если раньше разрешения у девушки не спрашивали, то сейчас родители советуются с сыном или дочерью, после чего происходит сватовство. Молодым разрешается видеться, договариваться о каких-либо вопросах и о дате свадьбы. Очень важной в особенный день является роль священника, называют его мулла, именно он совершает помолвку перед тем, как молодые отправятся в ЗАГС.

Свадебный переполох

В доме жениха творится подобие хаоса. Многие гости тоже принимают участие в подготовке. Во дворе готовятся национальные блюда: плов, шурпа, печется катлама и челпек. Ведь без этих блюд туркменская свадьба не будет считаться настоящей.

К этому времени жених одевается в национальную одежду для свадьбы: сапоги, туркменскую папаху «силькме-тельпек», подпоясывается кушаком. Только после этого со своими близкими друзьями и родственниками он едет в дом к невесте на шикарно украшенных машинах.

В это время невеста уже одета в свой особенный наряд. Наступает время для выкупа, затем молодые едут в ЗАГС и к местным достопримечательностям. Обязательным считается посещение «Вечного огня», там они возлагают цветы, оставляют монеты и в завершение отпускают в небо голубей. Это делается для семейного счастья. Для европейцев это тоже привычное дело.

Самым интересным моментом считается атгулак — обряд, в котором гости рассматривают подарки и приданое невесты. Во время свадьбы повсюду расставлены сладости, разбросаны монеты и игрушки. Также приготовлены подарки для гостей мероприятия и родственников. Свадебные украшения невесты очень тяжелые, они могут достигать до 30 кг. Наряд ее особенный, ведь после свадьбы она превращается в женщину.

Во время празднования молодожены сидят вместе с гостями, лицо девушки при этом закрыто. Но каждый раз многие хотят приоткрыть его, чтобы увидеть хоть немного молодую. При этом произносятся пожелания для счастливой жизни. После того как гости наелись, они уходят из дома жениха, а виновники торжества отправляются в ресторан для продолжения вечера.

К вечеру молодые переодеваются в более привычный современный наряд. Обычно это черный костюм для жениха и белое платье для невесты. После празднований принято разрезать свадебный торт, это делают молодожены. Первые кусочки отдаются родителям, и только после этого всем остальным гостям. Вот так появляется новая семья в Туркменистане.

Свадьба — это одно из самых важных событий в жизни. Туркменскую свадьбу в фото вы можете увидеть в этой статье.

Автор: Марина Демидова

labuda.blog

Путешествие в Туркменистан — Традиции и обычаи Туркменистана

Первое, на что всегда обращают внимание приехавшие впервые в Туркменистан люди – это безграничное радушие и гостеприимство. Никто не сможет упрекнуть туркмена в лицемерии, когда тот приветствует гостя словами «Хош гелдиниз!». Если вас пригласили в традиционный туркменский дом, то будьте готовы к настоящему пиршеству, где каждый элемент имеет сакральное значение.

 

Ещё одним важным аспектом туркменского кодекса чести является честность. Если туркмен сказал, что поможет в чём-либо, значит это будет действительно так. Крайне маловероятно, что туркмен нарушит данное вам слово.

 

Традиции гостеприимства

Всё начинается со скатерти, используемой для сервировки стола, которая считается священной. Очень дурной приметой считается наступить на неё или запачкать. Перед тем как туркмен начнёт наслаждаться трапезой, он в обязательном порядке будет славить господа. Восточная традиция подразумевает, что каждого гостя к двери правоверного мусульманина приводит сам Аллах, поэтому большим грехом считается плохо принять путника.

 

Этнографы, занимавшиеся изучением этого вопроса, считают, что традиция эта зародилась в древности. В те далёкие годы туркмены жили в пустыне, где были очень ограничены ресурсы для выживания. Если бы люди не поддерживали друг друга, то нельзя было бы говорить о высокой выживаемости. Именно поэтому, если вы приобрели горящие путёвки в Туркмению из Узбекистана, знайте, что даже в отдалённых районах страны вы можете рассчитывать на хлеб и соль, которые, как и трапезная скатерть, считаются святыми.

 

Традиция почитания предков

Страны Востока всегда отличались своим трепетным отношением к представителям старшего поколения. Здесь даже представить себе не могут, чтобы кто-то спорил, дерзил старшим или просто не выполнить их просьбу. Трепетное отношение на Востоке проявляется не только к пожилым людям, но и к родителям. Национальные традиции предписывают, что глава семьи может давать оценку деяниям своих детей, а также обязан защищать их. Даже малейшие попытки неуважительного отношения к родителям в Туркмении не просто осуждаются как родственниками, так и обществом, но и незамедлительно пресекаются.

 

Традиционные свадебные ритуалы

Классическая свадебная церемония в Туркмении окружена большим количеством легенд и сказаний. Особое место в ней занимала ритуальная одежда, каждый элемент которой нёс священный смысл. Именно поэтому будущие жених и невеста, а также родители молодых уделяли немало времени подготовке к свадьбе. Считалось, что если даже один элемент свадебного убранства будет подобран неправильно, это может навлечь великое множество невзгод на будущую семью.

 

Все подарки молодым приносились в специальных узелках, сделанных из цветных платков. Наиболее ценным свадебным подарком в Туркменистане считался дорогой платок с разнообразными украшениями. Он же использовался для украшения свадебной процессии. Если у вас появилось желание самостоятельно понаблюдать традиционную свадебную церемонию в Туркменистане, то можно об это договориться с администрацией отеля. Как правило, многие гостиницы Туркменистана готовы организовать экскурсионный тур подобного рода.

 

 

eastroute.com

Классный час «Обычаи, традиции туркменского народа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Нефтекумска

«Обычаи, традиции туркменского народа»

10 «в» класс

Классный руководитель:

АйдогдыеваХ.К.

2013 год.

Добрый день, дорогие друзья! Мы представляем вашему вниманию обычаи, традиции туркменского народа.

Туркменское гостеприимство – самый определяющий признак этого дружелюбного народа.

Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!»

Скатерть, на которой расставляют блюда с едой, считается священной, и наступать на нее грех.

Почтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших.

Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют».

Главное место в туркменской национальной кухне занимают мясные, молочные и мучные блюда. Из всех видов мяса наиболее любима баранина, много употребляется куриного мяса.

Из мясных блюд наиболее распространены мясные супы — чорба, гайнатма, бульон с накрошенными в него лепешками-дограма, плов (палов), жареное мясо — говурма, говурдак, шашлык и др

Исстари вступление туркмен в брак сопровождалось определенным комплексом свадебных обычаев и обрядов. Немалую роль в этом играла одежда, особенно женская.

Следует отметить, что сбор материалов по этой теме в современных условиях — задача не из легких, ибо сведущих в этой области людей осталось мало. В городском быту свадебная обрядность давно превратилась из культового ритуала в ритуал этикета, часть культурной традиции. Наиболее ярко свадебный цикл проявляется в сельской местности, однако даже аксакалы не помнят во всех деталях эти обряды.

На протяжении долгой эволюции свадьба впитала большое количество компонентов различных обрядов. Одежда невесты отличается от повседневной не только по качеству, но, прежде всего, по символике. В прошлом одежда, выполняя экономические, эстетические и другие функции, в обрядах приобретала и магическое значение. Свадебный костюм был тесно связан с магией, выполняя различные функции, в том числе оберега и очищения.

Туркмены, как и другие народы, придают особое значение времени совершения того или иного действия свадебного обряда: сватовство, сговор, шествие за невестой, выход ее из родительского дома, перевод в дом жениха. Свадебная обрядность отличалась многообразием различных церемоний, сохранявших архаические черты культуры и быта. О степени сохранности традиционных элементов наиболее полно свидетельствует женский свадебный наряд, представленный в комплексе.

Народные праздники по своей природе оптимистичны. В свадебном ритуале большое значение имел платок. На <гелин той> (свадьбу невесты) женщины со всего села несут свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков различных размеров. При уходе им возвращаются узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служил одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж (прежде из верблюдов и коней, ныне из автомобилей) девушки украшают разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам.

Платок — важное украшение свадебного ритуала. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом — используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, <чтобы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье>.

В наши дни на свадьбе гостям раздаривают маленькие куски ткани, платки <шапырдык>, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, произносит слова: <Бизеде худай етерсин>. Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, отрезы ткани, ковры, паласы, кошмы, подстилки — <ат гулак>.

Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое — на счастье.

Свадебное платье, при всей своей чрезвычайной консервативности, всегда отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками <апбасы>. Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело определенное символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.

При <кайтарма> невесты в первый день в родительском доме устраивали угощение (кайтарма — возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма). В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье — в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращается в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.

Обряды, связанные с бракосочетанием, отображают мировоззрение и целый комплекс представлений народа. Несомненно, свадебная одежда, помимо утилитарного назначения, выполняла роль оберега. Она и украшалась разного рода амулетами для защиты от вредоносных сил, помощи в сохранении здоровья и благополучия.

Широко было распространено поверье, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Существовало большое количество действий, амулетов, талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой (<Носящий дагдан не споткнется, а споткнется — не упадет> — гласит поговорка).

Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. <Дагдан> из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке <ара герби> между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль, по представлениям многих народов, имеет охранительное значение.

По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.

Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале — обряд смены девичьего головного убора на женский. Он проводится на второй день после свадьбы у одних групп туркмен, на третий день — у других, у некоторых — через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи — после рождения первенца.

Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп — сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).

Другой вариант: на халат невесты накидывают <уздечки> из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Здесь удвоенную силу несет белый цвет, имеющий очистительный характер, дарящий счастье, долголетие. Головной убор становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.

В этих обычаях — сохранение традиций. Религиозно-магический характер обрядов постепенно утрачивает силу. Многие обряды соблюдаются просто по принятому этикету. Современный свадебный костюм представляет собой трансформацию определенных глубоко архаичных, но в древности реально функционировавших явлений обрядовой жизни туркменского народа. Анализ изложенных материалов позволяет отметить, что как в селе, так и в городе сохранился ряд обычаев и обрядовых действий в свадебных торжествах. И если магические функции одежды заметно ослабли или вовсе исчезли, то эстетические имеют огромное значение в современных обрядах и традициях.

У туркменского народа много праздников, развлечений и игр. Они играли важную и прогрессивную роль в условиях замкнутого и отсталого патриархально-феодального строя, господствовавшего в Туркменистане до 1920-х годов, развивали у населения вкус к прекрасным творениям предков, скрашивали тяжелую однообразную жизнь, поддерживали у людей оптимизм и веру в светлое будущее и т. д.

Туркменские праздники были общенародными и семейными. Общенародные в большинстве случаев связаны с религией, с наступлением Нового года, началом весенне-полевых работ, уборкой урожая.

Следует отметить во время религиозных праздников (курбанлык и др.), духовенство запрещало какие бы то ни было игры, а также музыку.

Другая группа праздников, наиболее торжественная,— семейная.

Это рождение сына («огул тойы»), приобретение новой юрты, строительство нового дома («ей тойы», «там тойы»). У прибрежных туркмен справлялся праздник .в честь покупки или строительства новой лодки—«нав».

В семейной жизни туркмен бытовало и множество других торжественных обычаев и обрядов. Необходимо отметить, что народные певцы-бахши были и остаются постоянными спутниками народных и семейных праздников.

Без их участия не проходило ни одно праздничное торжество. Их профессиональное искусство ценилось чрезвычайно высоко.

Туркменские традиционные народные игры и развлечения, как и праздничные обряды, являются частью духовной культуры туркменского народа. Многие из них, возникнув еще в недрах первобытнообщинного строя, сохранились до наших дней. Народные игры и развлечения можно разделить на несколько категорий. Играми увлекались и дети, и взрослые. Естественно, подавляющее большинство их были детскими. Наиболее значительные игры, вернее развлечения, распространенные среди взрослых, организовывались во время праздничных обрядов. Большинство же игр являлись повседневными, хотя носили сезонный характер. Например, игра в бабки была популярна лишь в прохладное время года, вечерние сборы молодежи проводились обычно в зимнее время, свободное от полевых работ и т. д. Академик В.. А. Гордлевский отмечал: «Сознательно игра исключает все неприятное, сопровождающее труд».

Изучение календарных праздников, обрядов, развлечений и игр туркмен имеет большое значение и для выявления важных вопросов этнической истории туркменского народа.

Повседневная жизнь людей, а также праздники и обряды были тесно увязаны с н ародным календарем, возникшим на заре ранних человеческих цивилизаций на базе трудовой деятельности людей. Он помогал ориентироваться во временах года, предсказывать погоду, своевременно проводить сельскохозяйственные работы. Строго по народному календарю справлялись семейно-трудовые и религиозные (их не так много, как у христиан) праздники с учетом так называемых удачных (сэхетли гун — 7, 14 и 21 дни) и неудачных (сэхетсиз гун) дней.

Туркмены пользовались в основном распространенным в мусульманских странах Востока лунным календарем, иногда и солнечным.

Почти все дореволюционные праздники и развлечения независимо от их происхождения и назначения находились под влиянием религии. К ним в первую очередь относились религиозные и гражданские ритуалы и обряды, проводившиеся с участием духовенства, но тем не менее содержащие множество добрых, демократических тенденций и элементов.

В них отражены древние хозяйственно-трудовые навыки, стремление трудящихся масс с помощью праздников и развлечений разнообразить хотя бы на время свою трудную беспросветную жизнь.

Сравнительное изучение туркменских традиционных праздников, развлечений и игр позволяет проследить важнейшие этапы этнической истории туркменского народа, исторические особенности развития и формирования его духовной культуры в частности.

Одни из них (новруз, лунные и солнечные календари, игры «хан-хан», «патыша-везир» и др.) уводят нас в древнюю местную среду, другие (12-летний животный цикл, игра «ак суцк», «алтын габак»)—в далекую Центральную Азию и на Алтай—прародину древних тюрок, сыгравших большую роль в этнической истории туркмен и других тюркоязычных народов.

Изучение традиционных народных игр и развлечений имеет большое значение для воспроизведения истории духовной культуры, вопросов этнической истории туркменского народа и поэтому является актуальным вопросом этнографической науки.

Чтобы правильно определить значение и характер традиционных народных праздничных обрядов и игр, необходимо изучить их генеалогические корни. Почти все праздники туркмен (как и других народов) внешне носят оттенок религиозного влияния, во многих из них участвует духовенство.

Календарно-бытовые праздники, возникнув в глубокой древности, впитали в себя народную мудрость, жизненный опыт, потому поучительны и полны глубокого содержания.

Туркменский народ славится не только своей кухней, но и своими танцами.

infourok.ru

Традиции и обычаи Туркменистана

 

Традиции Туркменистана уходят глубоко в прошлое.

Туркменское гостеприимство – самый определяющий признак этого дружелюбного народа. Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!» и, кроме того, произносят ритуальные фразы: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!»

Скатерть, на которой расставляют блюда с едой, считается священной, и наступать на неё грех. Прежде чем приступить к приёму пищи, каждый по традиции возносит хвалу Господу. На Востоке говорят: «Гость – от Аллаха!» Отсюда следует, что хорошо принять гостя – не только обязанность, но и священный долг хозяина. Эта традиция зародилась в древности и прочно укоренилась в сознании современных туркмен. В те времена это была элементарная форма защиты. Люди не перенесли бы тягот пустыни, не выжили бы без поддержки друг друга. Поэтому человеку, не оказавшему гостеприимство путнику, выражали презрение даже его близкие и родственники. Туркмены всегда считали хлеб и соль святыми продуктами. Наступить на них – значит навлечь беду.

Традиционное почтение старших

Почтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Недопустимо не выполнить их просьбу, спорить с ними, смотреть на них исподлобья или выражать своё недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу или напоминать о ней. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Отец как глава семьи имеет право оценивать поступки своих детей, а также обязан защищать их. Также все дети должны с особым благоговением относиться к матери и уважать её. Малейшее проявление непочтительного отношения или невнимания к матери не только осуждается окружающими, но и должно тут же пресекаться.

 

Традиции нравственности

Традиции Туркменистана Туркмены – высоконравственный народ. В своём отношении к жизни они культивируют гостеприимство, почитание старших, скромность, благородство, правдивость, честность, смелость, душевную щедрость. «Благородный человек, утверждает туркменская пословица, если обещает, обязательно сдержит своё слово».

Туркмены высоко ставят понятие чести.

«Моя честь – это честь моей семьи, моего племени, моего народа», – любят повторять они. У туркмен сильно развит так называемый дух родства.

Туркмены всегда ценили искренность.

«Говори правду, даже если она против тебя» – гласит народная мудрость. Почитаются долг и обязательство, осуждаются легкомыслие и болтливость.

 

В туркменском обществе всегда негативно относились к злословию, считая, что «тот, кто сплетничает с тобой, сплетничает и в твой адрес». И, конечно же, осуждались такие недостойные черты, как трусость, малодушие, неблагодарность.

Туркмены дорожат чувством дружбы и любви, поддерживают добрые отношения с соседями. Традиции Туркменистана очень дружелюбные. Есть множество народных поговорок на эту тему: «Прежде чем построить дом, узнай, кто твой сосед», «Живи по соседству со счастливым, и сам будешь счастлив», «В первую очередь позаботься о соседе», «Близкий сосед лучше, чем далёкий брат».

Традиционные свадебные ритуалы

Свадьбы у туркмен всегда были «окружены» множеством различных обычаев и обрядов. Главную роль в их исполнении играла одежда. Считалось, что даже имеет магическое значение, выполняя функции оберега и очищения.

www.world-card.ru

Быт, нравы и обычаи туркмен

Все туркменские племена, а также присоединившиеся к ним племена, арабского и неизвестного тюркского происхождения, живут, за незначительным уклонением, одной общей жизнью, занимаются, смотря по месту жительства, общими занятиями, имеют почти одинаковые нравы и обычаи и судятся по одному общему адату («адат» — обычное право). Поэтому в дальнейшем изложении мы будем рассматривать их как общее целое и лишь попутно указывать на резко отличающиеся особенности отдельных племен.

Родовое устройство племен

Отдельные туркменские племена, как было указано выше, имеют строго определенные территории для своих поселений и кочевий, границы которых они ревностно оберегают от захвата соседями. В каждом племени они селятся отдельными родовыми группами. Так, у текинцев наиболее резко разграниченными являются поколения «отамыш» и «тохтамыш», у которых в Мервском и Тедженском оазисах выделены отдельные территории. В других оазисах оба эти поколения составляют отдельные аулы, хотя и расположенные чересполосно. Различие этих поколений проходит красной нитью во всех проявлениях совместной жизни текинцев, даже на войне или аламанах, скачках, в борьбе, или на состязании в стрельбе соревнование происходит всегда между представителями этих двух поколений. У йомудов такую же роль играет с одной стороны род «джефарбай», с другой — «ак» и «атабай», у сарыков — роды «фаладжа» и «алаша» и у салор — «караман», «кичи-ага» и «еловач».
To же самое следует сказать и о следующих родовых подразделениях поколений «отамыш» и «тохтамыш»: «бахши» и «сычмаз» и «бек» и «векиль» в Мерве и Теджене имеют отдельные места для посевов и отдельные оросительные канавы, а потому живут совершенно обособленной экономической жизнью.
В Асхабадском уезде эти роды также имеют отдельные поселения.
Дальнейшие родовые отделения текинцев не играют уже такой видной роли в жизни племен, и зачастую живут совместно, составляя отделения одного и того же аула.
Во всех оазисах, занятых туркменами «теке», мы можем видеть аулы всех родовых подразделений, что объясняется тем, что во всяком военном предприятии туркмены тохтамышского и отамышского поколений всегда выставляли одинаковое количество всадников и получали поровну из захваченных у неприятеля территорий.

Оседлые, кочевые и полукочевые туркмены

По образу жизни туркмен можно подразделить на 3 категории: оседлые, полуоседлые и кочевые.
Первые живут в постоянных аулах по оазисам, среди своих усадеб, садов и посевов; вторые — лето проводят среди своих посевов, а на зиму перекочевывают со своими стадами в пески и, наконец, третьи, скотоводы по преимуществу, всегда кочуют в песках и вовсе не занимаются земледелием. К первому типу принадлежат племена огурджали и все тюркские племена не туркменского происхождения, а также часть туркмен, населяющих Асхабадский и Мервский уезды; ко второму типу, полуоседлому, принадлежат гокланы и большая часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов и весь Тедженский уезд и, наконец, к типу третьему, кочевому, за редким исключением, принадлежат все йомуды, атинцы аула Кодж и часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов.
По роду занятий оседлые туркмены по преимуществу — земледельцы, кочевые — скотоводы и полукочевые — скотоводы и земледельцы одновременно.
Арабские племена там, где они наделены водой, как в Атекском, Каракалинском и Серахском приставствах, занимаются земледелием, остальные же скотоводством.

Жилище, его внутренняя обстановка

Туркмены живут в аулах, состоящих из кибиток. Исключение составляют огурджалинцы, из которых многие живут в деревянных домах русского типа, гокланы и тюркские племена не туркменского происхождения и немногие туркмены в оседлых аулах, живущие в мазанках, построенных из битой глины, или сырцового кирпича.
Туркменская кибитка общего с кибитками других кочевников среднеазиатских степей типа, отличается от киргизской разве своей более плоской формой; она состоит из решетчатого остова, сделанного из ивовых палок, скрепленных в местах пересечения кусочками верблюжьей кожи, серых кошем и камышовой циновки, покрывающих этот остов снаружи. Средний диаметр туркменской кибитки равен семи аршинам.
Аулы имеют иногда до 500 и больше кибиток, которые в местах оседлости располагаются по одиночке или группами среди садов, подворных участков, или в открытом поле, причем каждая родовая группа старается поместиться вместе. Во время кочевки в песках у кочевых и полукочевых туркмен аул разбивается на мелкие родовые группы по нескольку кибиток, располагающихся отдельно, иногда на далекое друг от друга расстояние, смотря по удобству пастбищных мест вокруг одного или нескольких принадлежащих аулу колодцев.
Хозяйственная обстановка туркменской кибитки не сложна и крайне примитивна. По решетчатым стенкам внутри кибитки вешаются продолговатые ковровые сумы большого и малого размера, служащие для складывания мелких домашних вещей. Пол, за исключением места для костра посредине кибитки, устилается кошмами и паласами. По полу вдоль стенок направо от входа расставляются предметы домашнего обихода: бурдюки с водой, кувшины или кувшинные тыквы для воды, масла или кислого молока, деревянные или медные чашки, блюда, чайники и хивинский, а иногда русский самовар. Налево от входа складывается иногда целая куча теплых ваточных одеял и продолговатых подушек; тут же ставятся мешки с хлебом, вешается оружие и предметы конской сбруи. Если к этому прибавить еще люльку, один или два сундука русской работы, то мы будем иметь полную туркменскую обстановку. В такой кибитке живет обыкновенно одно, а иногда и два семейства. Средняя кибитка в области имеет 4, 6 человек обитателей.

Костюм туркмен

Костюм туркмена состоит из белой бязевой или красной шелковой рубахи, белых или темных бязевых неимоверной ширины шаровар и одного или двух халатов, надетых один на другой. Халаты бывают бумажные, стеганые на вате, с красными продольными полосками, или красные шелковые, сделанные из грубой местной шелковой материи. Иногда встречаются халаты суконные, преимущественно синего цвета или из верблюжьей материи «чекмень» местного производства. Нижний халат подпоясывается большим шерстяным шарфом. На голову туркмен надевает тюбетейку, вышитую шелком, и большую баранью мохнатую шапку шарообразной формы, а на ноги шерстяные носки и туфли без задников. Во время верховых поездок надеваются большие желтые юфтовые сапоги. Зимой все мужчины кутаются в теплые бараньи шубы.
Женский туркменский костюм состоит из красной шелковой или пестрой бумажной длинной рубашки и панталон, узко обхватывающих ногу выше щиколотки, бумажного или шелкового полосатого короткого халата, надеваемого одним рукавом на голову, головной повязки и большого шерстяного шарфа, играющего роль пояса. На ноги женщины надевают такие же чулки и туфли, как и мужчины. Грудь рубашки обыкновенно увешивается небольшими серебряными кружочками, привесками и бляшками.
На лоб надевается серебряный налобник, на руки тяжелые серебряные браслеты и через плечо серебряная сумочка, предназначенная для помещения молитв, избавляющих от дурного глаза. Боле с богатые надевают на голову шелковый расшитый шелками халат зеленого, желтого или белого цвета, смотря по тому, будет ли это молодая, пожилая или старая женщина, и различной формы ошейники, нагрудники, привески на косы и другие украшения, сделанные из массивного серебра.
Женский костюм неизменен и летом, и зимой, с тем лишь отличием, что некоторые женщины надевают в холода небольшой стеганный халат; шубы женщины не носят вовсе.
Как туркмены разных племен, так и арабские и иные тюркские племена, живущие в области, носят один и тот же костюм без всяких существенных изменений; разве некоторое различие можно усмотреть в форме носимых разными племенами шапок. Исключение составляют огурджалинцы и племена, населяющие восточный берег Каспийского моря. Находясь с давних пор в торговых сношениях с Россией, племена эти одеваются преимущественно в ткани русского производства, а мужчины в русское сукно. Самый костюм огурджалинцев и прибрежных йомудов несколько изменился: мы видим у многих из них под халатом чекмень, напоминающий таковой же кавказских инородцев; изменился также покрой халата и обувь.

Антропологический тип и характер

Что касается антропологического типа туркменских племен, то никаких серьезных исследований в этом направлении до сего времени произведено не было. Но, тем не менее, не подлежит сомнению, что туркмены далеко не составляют чистых представителей какой-нибудь определенной расы, а есть результат смешения рас, причем преобладающими признаками нужно признать особенности арийского типа. Разные туркменские племена с трудом могут быть отличаемы одно от другого даже опытным глазом, но некоторая разница существует между туркменами чистокровными (иг), которых осталось немного, и туркменами смешанными (кул), составляющими большинство. У первых более широкое лицо, менее длинный нос и беднее растительность на усах и бороде.
Тюркские племена не туркменского происхождения по чертам лица еще больше напоминают пограничное персидское население и имеют удлиненные черты лица, покрытого густой растительностью.
Арабские племена по типу отличаются от туркмен незначительно.
Типы туркмен в высшей степени разнообразны, а потому мы их не будем описывать подробно.
Туркмены отличаются высоким ростом, статным и крепким телосложением. Малорослые и болезненные люди встречаются среди них редко; это можно объяснить тем, что в грубой кочевой обстановке, при постоянном отсутствии даже самых необходимых удобств, более слабые умирают еще в детском возрасте.
По характеру туркмен храбр, смел и презирает личную опасность; честен и правдив; серьезен, рассудителен и понятлив; гостеприимен и прямодушен; относится с уважением к старикам и безусловно подчиняется требованиям власти; не алчен, не низкопоклонен и не хитер; но вместе с тем, вспыльчив, мстителен, суеверен и недостаточно усерден в работе.
Неутомимый и лихой наездник, не знавший устали в деле войны и разбойничьих набегов, туркмен мало расположен к усиленному физическому труду и, зачастую, считает его для себя унизительным. Большинство крепостей и больших ирригационных сооружений прошлого времени построено руками пленных персов. И до сего времени при постройках кяризов (подземных водопроводов) туркмены прибегают к наемному персидскому труду. Правда, недостаток в рабочих руках заставляет их в настоящее время исполнять лично значительные работы по устройству плотин и очистке ирригационной сети в Мервском и Тедженском уездах. Единственное занятие, которое всецело лежит на туркмене, это — обработка своего поля. Стада свои он поручает наемным пастухам, а всю работу по хозяйству и уходу за домашним скотом за исключением лошадей предоставляет
своим женщинам. Даже расстановка и сборка кибитки производится без помощи мужчин. Остальное от полевых работ время туркмен проводит праздно, развлекаясь охотой, посещением соседей и разговорами у пылающего костра в прихлебку с зелёным чаем.
В отличие от мужчин, туземная женщина некрасива, нечистоплотна и высшей степени неряшливо относится к своей наружности и одежде. Все ее кокетство выражается в ношении серебряных украшений. Зато она очень трудолюбива и работяща. Насколько редко можно видеть туркмена за работой, настолько же туркменку без работы. Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот, обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься ковровым или иным кустарным производством, а, местами и выкормкой шелковичных червей.
Нравственный облик огурджалинцев и представителей тюркских племен не туркменского происхождения сильно отличается от туркменского. Первые отличаются своей лживостью и нечестностью, а вторые в большей или меньшей степени в разных племенах недостаточно правдивы, алчны к наживе, низкопоклонны, трусливы и хитры. Вместе с тем, они отличаются большим, чем туркмены трудолюбием.

Умственное развитие и образование

По отношению к умственному развитию туркмен не отличается ни особенной сообразительностью, ни восприимчивостью, но в то же время он далеко не глуп и очень рассудителен.
Грамотность развита весьма слабо, и количество школ стало увеличиваться лишь после замирения края. Грамотных насчитывается по одному или нескольку человек в каждом ауле, причем каждый, умеющий читать и писать и знающий, хотя и без понимания смысла, необходимый для совершения треб набор молитв, считается муллою.
Программа туземных школ такова, что образование в них ни мало не может способствовать расширению умственного кругозора учащихся и не дает никаких положительных знаний, а обучение ограничивается бестолковым заучиванием арабских молитв и книг шариата на том же непонятном им языке.

Религиозность

Причисляя себя к мусульманам суннитского толка и последователям учения Имам Агзама, как и все другие инородцы, населяющие нашу Среднюю Азию, туркмены не фанатичны и мало религиозны.
Они имеют весьма смутное понятие о коране и о сущности мусульманского учения, ограничиваясь, за редким исключением, весьма неаккуратным исполнением мусульманской обрядности: поста, молитвы и дачи закята. «Хадж» (хождение в Мекку на поклонение) и многие другие мусульманские обряды туркменами не исполняются совершенно. Малая религиозность туркмен зависит главным образом от почти поголовной безграмотности населения и малого количества мулл, знакомых с шариатским учением.
Руководство религиозным образованием туркмен лежит преимущественно на ишанах, которые и имеют под своим наблюдением духовные школы (медресе). В общественных делах ишаны никакого участия не принимают.


Предыдущая страница | Читать далее

raretes.ru

Обычаи и традиции Туркменистана. Обычаи Туркменистана, традиции в Туркмении

Культурное наследие туркмен насчитывает многие тысячелетия, о чем свидетельствуют многочисленные исторические памятники, многие из которых относятся к III-II векам до нашей эры.

Национальная культура этого региона как губка впитала религиозные традиции зороастризма, буддизма, христианства и некоторых других верований. Однако с приходом ислама в этот регион, именно он стал главенствующей религией, принесшей свои традиции и обряды согласно нормам шариата.

Поэтому дошедшиедо нас обычаи – некий «микс», принявший за основу общечеловеческие ценности, вобравший в себя культуру многих религий и базирующийся на многовековом опыте практического решения бытовых проблем.

Вообще, когда речь идет о Туркменистане, услужливое воображение, сразу рисует цветную картинку с бескрайними просторами полей, на которых резвятся «ахалтекинцы», огромных алабаев их охраняющих, старцев  в высоких папахах и красивых молодых женщин, в просторных разноцветных одеяниях, ткущих вручную толстые шерстяные ковры цвета крови.

Действительно, все это и есть древнее наследие туркмен, этим нужно гордиться и стараться сохранить еще на многие, многие века.


Восточное гостеприимство — один из определяющих признаков этого миролюбивого народа. Очень часто туркмены составляют свое мнение о человеке, по тому, как он принимает гостей. Здесь говорят: «Гость – от Аллаха!», а значит хорошо принять его не только обязанность, но и священный долг богобоязненного хозяина. Не зря же в Туркменистане ритуальными фразами для ступивших на порог, …

У туркменского народа очень много самобытных праздников, развлечений и игр. Когда — то они играли прогрессивную роль в условиях замкнутого, отсталого патриархально — феодального строя, который господствовал на территории страны до 1920года, скрашивали однообразные трудовые будни, поддерживали оптимизм и веру в прекрасное будущее, развивали художественный вкус и подталкивали к занятию …

Туркмены, пожалуй, больше всех жителей Средней Азии привержены своему национальному костюму и дело тут даже не в особом почитании этники народа. Такая одежда просто очень практична в жарком и сухом климате страны, а национальные орнаменты, ко всему прочему, несут в себе еще и знаки оберегов. Туркменская одежда с давних времен сохранила примитивность форм и деталей, а покрой когда-то …

Музыка для туркмен – это жизнь народа, обличенная в звуки, искренний рассказ о тревогах и радостях, страданиях и счастье, о красоте души и волнениях сердца. Она способно вылечить душевные раны, успокоить или влить в человека жизненную энергию, поэтому слушают музыку с благоговением и восхищением, нередко доходящим до экстаза. А какая же музыка без дутара — национального струнного …

Это еще одна из древних традиций страны и гордость туркменского народа. Ученые доказали, что Туркменистан был одним из центров зарождения искусства ковроткачества в мировой цивилизации. Похоже, что именно здесь изобрели первый в мире ковер, довели его до совершенства, здесь бережно хранят и передают из поколения в поколение тайны мастерства, а современные мастерицы продолжают создавать …

На протяжении тысячелетий было создано немало легенд об известных на весь мир ахалтекинских скакунах, которые по преданиям произошли от небесных коней. Именно о них еще в 5 веке до н.э. «отец истории» Геродот писал, что туранцы – далекие предки туркмен, избрали этих существ символом солнца, так как самому быстрому светилу на небе, должно соответствовать самое быстроногое животное …

Пастушеско — охранная порода, возможно, самая древняя порода собак на Земле, дошедшая до сегодняшних дней практически в неизменном виде. Оценивая возраст породы, специалисты говорят о 3-6 тысячелетиях, согласитесь, очень солидный возраст. Туркменские волкодавы, Туркменский алабай, азиат – как только не называют этих мощных, атлетического сложения животных. Собаки недоверчивы к …

Свадьба – самый значительный и долгожданный праздник для любой туркменской семьи. Однако сегодня традиционные свадебные обряды в городе из культа превратились в дань этикету, их соблюдение лишь схематично обозначено в канве свадебной церемонии. Наиболее ярко свадебный ритуал выполняется в сельской местности, но и там даже самые старые аксакалы уже не помнят всех деталей свадебного …

Народная музыка для туркмен, без сомнения, это звучание любимого дутара. Ведь если хорошенько прислушаться, то в его мелодии можно услышать хруст раскаленного песка в жаркой пустыне, переливчатое многоголосье горных речушек, шепот склонившихся над водой ив и плеск вод древнего Каспия — все звуки любимого, отчего края. Дутар – неотъемлемая часть многовековой культуры народа Туркмении, …

Туркменские алабаи – легендарные псы, про них говорят: «Алабай не встает — он воздвигается на пути врага, он не бежит — он мчит, он не кусает — он разит». За плечами этих собак 4 тысячелетия непрерывной борьбы за выживание, формировавших породу. Им выпала нелегкая доля – суровый безводный край, тяжелые испытания и извечный враг – волк. Но, благодаря этому, сегодня мы имеем замечательных, …

mail.asia-travel.uz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *