Особенности культуры древней греции кратко: кратко. Особенности культуры Древней Греции – Культура Древней Греции — Википедия

Содержание

кратко. Особенности культуры Древней Греции

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов – все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура Древней Греции, кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Троянская война относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» – единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

культура древней греции кратко

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Именно в этот период зарождается культура Древней Греции. Краткое сообщение о развитии ее жанров вы сможете прочитать далее.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

культура древней греции краткое содержание

Философия и наука, живопись и скульптура, ораторское искусство и поэзия – все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой – Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

культура древней греции кратко 5 класс

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, — период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, – это чернолаковая керамика – очень красивая и стильная посуда, экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

культура древней греции краткое сообщение

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

особенности культуры древней греции кратко

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы – во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, – самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя острова Итака в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура Древней Греции, кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники – все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

художественная культура древней греции кратко

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными инструментами художников данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции – кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина — греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, Фалес Милетский и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит – все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло – как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

культура древней греции краткое описание

Содержание пьес было не менее интересным. Ныне известная в Италии комедия масок берет свое начало именно из классического греческого театра. Механизмы, позволяющие двигать декорации с помощью блоков и грузов, назывались «бог из машины», они потрясали зрителей своей необъяснимостью.

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.

Культура Древней Греции — Википедия

Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Вершина её классического наследия относится ко времени Афинской демократии[1]. В числе главных особенностей отмечают её глубоко общественный характер[2].

Древняя культура Греции

Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в 5-м столетии до н. э.

Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества (и одновременно философии) относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Мифология — это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.

Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры[3].

Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Она начала складываться ещё в крито-микенский период. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи — земли и Урана — неба появились титаны, старшим был Океан, младшим — Кронос. Одна из дочерей Урана — Афродита, что родилась из пены морской возле острова Кипр, богиня любви и красоты. По мифологии Кронос решил отомстить своему отцу за то, что он заточил его братьев титанов в тартаре. Пока Уран спал, Кронос оскопил отца и стал царем всех богов. Сестра Кроноса — Афродита и ее племянники Посейдон, Аид, племянницы Гера, Деметра и Гестия — боги во главе с младшим из детей Кроноса и Реи — Зевсом в жестокой схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром. Анатолийская система верований о создании мира послужила основой развития восприятия героев мифов, претерпев необходимую логику повествования под пером многочисленных излогателей своего виденья: древнейшие боги как воплощения диких, непостижимых и стихийных, воплотились в титанах и гигантах, более человечные и по виду, и по поведенческой модели были провозглашены олимпийцами. Через хеттские заимствования древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Реальная наука для древних греков — это всегда практика, поэтому они не отличали ремесло и искусство от науки, включая в культуру все виды материальной и духовной деятельности. Ещё одной особенностью древнегреческого мировоззрения является внеличностный характер свойственного ему космологизма. В качестве абсолюта выступает сама природа, прекрасная и красиво организованная в космическом теле.

Отсюда и характерные для древнегреческого мировоззрения два подхода к трактовке возникновения и развития материальной культуры. Согласно первому (Протагор), упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. У греков боги — человекоподобны не только по внешнему облику, но и по их поведению.

Второй подход (Демокрит) творцом культуры считает человека, который создает её, подражая природе. Таким было первоначальное понимание культуры как целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение его самого. Поэтому древние греки различали в культуре два противостоящих друг другу начала: природное и нравственное.

С возникновением рабовладельческого строя происходил переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем), являвшаяся тогда началом научного исследования, все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.

Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Древней Греции, а вместе с тем и Европы, — милетской школы, основанной Фалесом в г. Милете. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу, развитый милетскими мыслителями — Фалесом (624—547 гг. до н. э.), Анаксимандром (610—548 гг. до н. э.) и Анаксименом (вторая половина IV в. до н. э.), заключается в том, что первичное всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову или «архе» всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимандр объявил в качестве «архе», из чего все возникает и во что все разрешается, «апейрон», то есть «беспредельное» — нечто среднее между воздухом и водой. Третий представитель милетской школы (Анаксимен) считал основой всех явлений воздух, который, разреживаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения — в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.

Роль представителей милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется одновременно и на естественнонаучные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Таким образом, их философские знания аккумулировали в себе, в определенной степени, и естественнонаучные.

В противовес материализму милетцев выступила математическая школа Пифагора (580—500 гг. до н. э.). Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер.

Продолжателем милетской школы выступил великий диалектик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики.

Особое место в культуре Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура (наиболее развитая форма античного атомизма), которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом — неделимый) — мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов.

Мир, согласно Демокриту, — не хаос случайных явлений, все в нём причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.

Материалистическая линия атомистов, особенно в лице её главного представителя Демокрита, встретила ярко выраженную отрицательную реакцию со стороны идеалистов, прежде всего Платона и его школы.

В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (около 470—399 гг. до н. э.). По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь стало то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.

Сократ совершил поворот в древнегреческой философии от Космоса к Человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека.

Новым в учении Сократа являлось то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики был, безусловно, шагом вперед.

Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427—347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма.

Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет суть человеческого существа.

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентирована на совершенствование человеческого рода, на создание совершенного общества, а отсюда и идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества воинов или «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живёт ради государства, а не государство ради человека, то есть ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал пустыми абстракциями, которые не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, а также познания вообще. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей. По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета.

В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.

С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, кончается эпоха расцвета рабовладельческой античной Греции и наступает новая эпоха — эпоха эллинизма во главе с Римской империей, так называемый римский эллинизм, охватывающий период с I века до н. э. по V век н. э. Основными философскими направлениями в культуре этого периода были: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.

The300Spartans » Культура древней Греции кратко

Опубликовал Spartan | Дата 18 апреля, 2015

Культура древней Греции еще имеет второе название — античная культура. Период античной культуры включает в себя начало 18 века до н.э. и до середины 2 века до н.э. Культура древней Греции считается феноменом в мировой культуре, которая была очень своеобразной и по-своему неповторимой.

Акрополь в Афинах Греция (acropolis of Athens Greece)

Мы знаем огромное количество греческих мыслителей, которые внесли огромной вклад в развитие такой науки, как философия. Например, древнегреческий мыслитель Демокрит  отрицал существование богов и интересно то, что он первым создал древнегреческий календарь.

Демокри́т Абдерский — великий древнегреческий философ

Также всем известен величайший древнегреческий философ и мыслитель – Сократ. Он считал, что истина рождается во время споров, когда каждый человек, высказывая аргументировано свою точку зрения.

Сократ — древнегреческий филосов

Что касается развитию архитектуры, то древние греки уделяли особое внимание строительству храмов. Изначально храмы строились из дерева, а позже их стали строить из камня. Они не были сильно вычурными, а, наоборот, на первый взгляд были похожи на жилые дома, только более привлекательные.
В период античности активно развивалась монументальная скульптура. Огромное количество скульптур известны нам и на сегодняшний день — это Аполлон Бельведерский,  Венера Милосская, Гермес с младенцем Дионисом и многие другие.

Театр Диониса в Греции

В литературе древние греки также достигли определенных вершин. Особенно популярны в литературе античности были гомеровские поэмы, которые складывались на основе документальных источников. Стихи писались в ярко выраженном эпическом жанре. Также свое место имело развитие музыкального искусства. Так называемые аэды исполняли различные лирические песни на различных торжествах правителей. И надо отметить, что они пользовали огромной популярностью, поскольку их исполнение было настолько нежным и приятным, что это вызывало колоссальное удовольствие у всех, кто посещал эти мероприятия.
Олимпийские игры, известны на весь мир, имели огромное значение для всей Греции. Соревнования носили не только спортивный, но и религиозный характер. Прежде чем принимать участие в состязаниях участники должны были доказать всем, что они упорно, с огромной ответственностью подошли к подготовке к соревнованиям.  Стадион, на котором проходили соревнования, была очень массивным и выразительным. Считалось огромной честью и великим достижением принять участие в этих соревнованиях. Позже, нам известно, что Олимпийские игры были запрещены, и в связи с природными катаклизмами сооружения были разрушены.

Акрополь в Афинах вид с юга

По-своему необычной была одежда древних греков. Чаще всего она была сшита из овечий шерсти, а такие ткани, как шелк и хлопок, считались роскошью и не все могли себе такое позволить. Интересен факт, что женщины в древней Греции должны  были уметь ткать и прясть. Знатные люди одевались в светлые тона, а сельские жители носили одежду природных цветов, в частности зеленую или коричневую. Когда работали с землей или убирались в свинарниках, одевали кожаные перчатки, дабы защитить свои руки. Из обуви особенно популярной были сандалии. Мужская и женская обувь не имела особых отличий. В целом можно сказать, что одежда древних греков была достаточно своеобразной, но при этом очень симпатичной.
Стоит отметить, что культура древней Греции составляет огромное количество прекрасных и неповторимых вещей, которые известны всем и на сегодняшний день, а также античность внесла значительный вклад в развитие мировой культуры.

Именно такой была культура древней Греции в вкратце.

Просмотров: 298

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Культура Древней Греции

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями. Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов. Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальному и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения. Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия. Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе. Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан. Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

Древняя Греция: ее история, религия, культура

История древней Греции
  • Ранний период

  • Период Архаики

  • Классический период

  • Эллинистический период

  • Культура древней Греции

  • Искусство древней Греции

  • Религия в древней Греции

  • Интересные факты о древней Греции

  • Древняя Греция, видео
  • Один грек стоит тысячи варваров. (Александр Македонский).

    Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

    История древней Греции

    Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

    • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
    • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
    • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

    Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

    Карта древней Греции

    Карта древней Греции.

    Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

    Ранний период

    Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

    Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

    Троянский конь

    Период Архаики

    Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

    Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

    Народное собрание в Афинах

    Народные собрания в Афинах.

    Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

    300 спартанцев

    Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

    Классический период

    Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

    Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

    марафонская битва

    Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

    Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до Индии. С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

    Эллинистический период

    Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

    Бамианская статуя Будды

    Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

    После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.

    И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

    Культура древней Греции

    Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

    Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

    древнегреческий театр

    Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

    Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

    Олимпийские игры

    Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

    Греческая фаланга

    Греческая фаланга.

    Искусство древней Греции

    Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

    Венера Милосская

    Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

    Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

    Парфенон

    Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

    Руины храма Аполлона в Дельфах

    Руины храма Аполлона в Дельфах.

    Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

    древнегреческая амфора

    Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

    Религия в древней Греции

    Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

    Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

    Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», – спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

    греческие боги

    А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

    Интересные факты о древней Греции

    • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
    • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
    • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
    • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», – говорили ему тамошние жрецы.

    Древняя Греция, видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


    греческие боги

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.


    Культура Греции — Википедия

    Культура Греции развивалась на протяжении тысячелетий, начиная от эгейской цивилизации, продолжая особенно бурно развиваться в классическую эпоху, позднее через влияние на Древний Рим и эллинизированный Восток воплотилась в культуре Византийской империи. Эпоха османского господства существенно повлияла на современную греческую культуру, однако историки ведущую роль в возрождении греческой национальной культуры отдают Греческой войне за независимость 1821—1829 годов.

    Современная Греция — наследница культуры Древней Греции и считается колыбелью западной цивилизации, родиной демократии[1], западной философии[2], искусства, театра[3], основ наук и Олимпийских игр. Греческий язык имеет древнейшую историю среди языков индоевропейской группы (известно 34 столетия только письменной эпохи). На основе греческого алфавита возникли латиница и кириллица[4].

    Греческий язык — официальный язык Греческой республики, один из древнейших языков мира (его история насчитывает более 3 400 лет письменного периода), который сегодня имеет около 15 млн носителей во всем мире. Относится к индоевропейской языковой семьи. Его предшественником в дописьменный период был протогреческий язык, позднее развившийся в микенский язык, который уже имел собственную систему письма — так называемое Линейное письмо Б, а также Линейное письмо А, связанное с минойской цивилизацией, которое до сих пор остается нерасшифрованным[~ 1].

    Греческий язык считается наследником не только микенского языка, но и критского письма, кипрского письма, и особенно разнообразных диалектов древнегреческого языка. Среди последних аттический диалект оказал наибольшее влияние на современный греческий.

    Современный греческий язык — единственный представитель греческой ветви языков (диалектов). При этом ранее существовавшие другие греческие языки и крайне обособленные диалекты, которые либо вымерли, либо находятся на грани исчезновения в результате ассимиляции. Наличие единственного полноценного представителя в наши дни сближает греческую группу с албанской и армянской, которые также фактически представлены одним языком каждая.

    Греческий язык оказал огромное влияние на другие европейские языки, непосредственно на романские языки, особенно на латынь периода становления Древнего Рима. Признаки этого влияния легко прослеживаются в словарном запасе европейских языков, в том числе и в русском, где эти заимствования получили название грецизмов. Кроме того, научная терминология во многом базируется на греческой лексике.

    Новогреческий период[править | править код]

    Основа современного стандарта греческого языка — димотика, южно-греческий диалект, адаптированный как стандарт языка. Он значительно отличается от кафаревуса, искусственно созданного на основе древнегреческого койне, на котором общались приблизительно в период 300 г. до н. э. — 300 г. н. э. Кафаревуса насаждалась по инициативе Адамантиоса Кораиса, греческого писателя и просветителя, который в основу своей новогреческой филологии положил народный язык, обогатив его повседневными выражениями из древнегреческого языка. Кораис имел многочисленных сторонников, преимущественно среди фанариотов, которые сформировали так называемую Афинскую школу.

    В то время как в Афинах и Константинополе образованные греки культивировали мертвый аттический диалект древнегреческого, пытаясь привить его народу, на Ионических островах развивается литературное движение, известное как Ионическая школа, которое особо ярко расцвело после Греческой революции. Наиболее известный его представитель — поэт Дионисиос Соломос. Его авторству принадлежит Гимн свободе, написанный в 1824 году народным живым языком — димотикой. Положенный на музыку, он стал национальным гимном новой Греции.

    Греция всегда была относительно однородной страной в лингвистическом отношении. В начале XX века произошел греко-турецкий обмен населением, который ещё более усилил процесс ассимиляции этнических меньшинств. На сегодняшний день греческим как первым, или даже единственным языком пользуются около 99 % населения страны[6].

    Основные диалекты греческого языка: понтийский, цаконский, еврейско-греческий, критский, каппадокийский. В среде греческой диаспоры также существует ряд диалектов, так среди греков Приазовья существуют два диалекта: румейский и урумский. В настоящее время все диалекты находятся на грани исчезновения.

    Распространение Интернет-услуг и мобильной связи в последних десятилетиях XX века вызвало латинизацию греческого письма. Это явление известное как Greeklish, распространен по всей греческой диаспоре и даже в странах с большинством греческого населения — в Греции и на Кипре. Ныне большинство контента на греческом языке набирается буквами греческого алфавита, однако неофициальное сетевое общение, особенно среди молодежи, все же тяготеет к Greeklish[7].

    Греческая литература делится на три периода: древнегреческую, византийскую и новогреческую[8]. В Древней Греции литература расцвела раньше, чем сложились классическая наука, образование и искусство. Приблизительно в VIII веке до н. э. Гомер создал «Иллиаду» и Одиссею — киклические поэмы, связанные с героическим эпосом, посвященные Троянской войне. Гесиод продолжил традицию Гомера в «Теогонии». Фрагментарно до нас дошли стихотворения Сапфо и Анакреонта, имена которых дали названия сапфической строфе и анакреонтике. Как самостоятельный жанр развивалась древнегреческая драма, среди наиболее ярких её представителей можно назвать Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана.

    Период византийской литературы охватывает IV—XV столетия, она была написана среднегреческим языком. Доныне сохранилась литература, созданная главным образом церковью, которая играла важную экономическую и политическую роль в Византии. В то же время последняя унаследовала традиции эллинистической прозы. Известная повесть «Александрия» полная сказочными эпизодами из жизни Александра Македонского, христианизованных в различных редакциях. Особенно выделяется поэзия Романа Сладкопевеца, с более тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. Важное историографическое значение имеют хроники Георгия Амартола[9].

    Новогреческий период[править | править код]

    Зарождение новогреческой литературы в эпоху Возрождения ознаменовала поэма «Эротокритос», написанная на Крите Вицендзосом Корнаросом (Винченцо Корнаро) народным языком. Поэма состоит из десяти тысяч стихов и воспевает доблесть, терпение и любовь героя Эротокрита. Однако настоящий толчок развитию новой греческой литературы дала Греческая революция. Появились Афинская школа пуристов, вдохновителем которой стал создатель кафаревусы Адамантиос Кораис, и Ионическая школа во главе с Дионисиосом Соломосом, пропагандировавшая живую народную форму греческого языка — димотику.

    Литература XX века представлена талантами многих писателей и поэтов, среди которых Андреас Калвос, Яннис Психарис, Александрос Паллис, Ангелос Сикелианос, Костис Паламас, сказочница Пенелопа Дельта, Яннис Рицос, Александрос Пападиамандис, Костас Кариотакис, Костас Варналис, Константинос Кавафис, Деметриус Викелас, Никос Казандзакис, а также нобелевские лауреаты Одисеас Алепуделис и Йоргос Сеферис.

    Древняя Греция является родиной западной философской традиции. Основоположниками греческой философской мысли можно назвать семь мудрецов — группу исторических лиц, живших в VII—VI веках до н. э., которые были авторами сентенций. Одним из них был Фалес, основоположник милетской школы.

    Новогреческий период[править | править код]

    Выдающиеся представители греческого Возрождения — клирик Теофилос Коридаллеус, Николай Маврокордат, Викентиос Дамодос, Антракитис, Мефодиос. Для новогреческого Просвещения характерно обращение к древнегреческому наследию, его деятели — Елевферий Булгарис, Иосипос Мисиодакас, Вениамин Лесбоский, революционер Ригас Фереос. В первые годы независимости от Османской империи широкое распространения получила религиозная философия и гегельянство[10].

    1. ↑ Хотя Линейное письмо А послужило основой для Линейного письма Б, исследователи считают что минойский язык не был родственным греческому, более того не входил в индоевропейскую языковую семью.[5]

    Культура Древней Греции ℹ️ основные этапы развития древнегреческой культуры, классический, гомеровский периоды, характерные черты и особенности

    Культура древней греции

    Зарождение и становление

    Кносс, известен как резиденция легендарного царя Миноса.

    Родоначальниками древнегреческой цивилизации можно считать первых поселенцев на острове Крите, живших во дворцах-государствах около второго тысячелетия до н. э. Один из них, Кносс, известен как резиденция легендарного царя Миноса. По его имени культура того времени была названа минойской. В дворцах проходила вся жизнь первых государств Крита. Убранство их постепенно становилось все богаче, строения были оснащены вентиляцией, водопроводом и канализацией, а их стены украшены цветными фресками. Тем не менее спустя 600 лет критская цивилизация была поглощена греками-ахейцами.

    Они расселились в основном на полуострове Пелопоннес, и вершиной их цивилизации стали города Тиринф, Пилоф и Микены, по имени последнего названа и культура того периода — крито-микенская, или эгейская. Ахейцы многое позаимствовали у критян:

    • линейное письмо;
    • знания о строительстве разных сооружений;
    • вооружение.

    Если коротко, основой их государственности тоже были дворцы-поселения, в которых уже появилось централизованное управление. Самым известным царством того времени является Троя, прославленная Гомером в его «Илиаде». После микенской эпохи триста лет эти территории переживали состояние упадка. Почему микенская цивилизация пришла в упадок, существуют две версии: извержение вулкана или завоевание греками-дорийцами, владевшими железным оружием и отличавшимися воинственностью.

    Город Троя

    В первой половине VIII в. до н. э. на смену дворцам пришли полисы — небольшие общины с самоуправлением и социальным расслоением на аристократов и рабов. Во времена архаической Греции благодаря освоению железа произошло отделение ремесел от сельского хозяйства. Стало быстро развиваться кораблестроение и керамическое искусство; к линейному письму добавились гласные буквы, преобразовав его в алфавитное; оформилась как отдельное занятие торговля.

    Такое экономическое положение способствовало развитию городов из полисов гомеровской эпохи, сохранивших это название. В греческом обществе произошли качественные изменения, благодаря которым и стал возможен расцвет культуры в дальнейшем.

    Настоящим чудом можно назвать величайший подъем культурного и общественно-политического развития Эллады во времена античности, начавшиеся еще в архаический период и длившиеся до II в. до н. э.

    Главные принципы

    Греческая культура отразила в себе жизненный уклад и взгляды большинства городских граждан Эллады. В ее основе лежит соблюдение четырех принципов:

    Древние греки
    • Активное участие большинства граждан в управлении страной.
    • Прославление достижений человека.
    • Уравнивание качеств людей и богов.
    • Отождествление всего непознанного с действиями богов.

    Зарождение демократии положило начало развитию равенства между людьми в античных городах, несмотря на рабство.

    Свободные граждане полисов имели равные права, привлекались к управлению городами и избирались на разные должности. Такое отношение к человеку вольному не могло не найти отражения в культуре и искусстве, направленных на воспевание телесной красоты и подвигов человека и сравнению его с богами.

    Акцент делается на важности устремлений человека, а его повседневная жизнь считается не менее значимой, чем божественные действия. Боги и богини наделяются простыми человеческими чувствами, движимы обычными мыслями и эмоциями. Они совершают поступки, далекие от божественных, если смотреть с точки зрения других религий. Божества изображаются со всеми достоинствами и недостатками, что и у обычных граждан, а все непонятное в природе приписывается спорам, любовным отношениям и проявлениям разных божественных эмоций.

    Боги греции

    Комбинация этих факторов породила уникальную культуру, поставившую человека во главу угла. Мыслители античности считали гармонию души, разума и тела залогом счастливой жизни. Такая философия оказала огромное влияние на науку и архитектуру, театр, литературу и спорт.

    Основные достижения

    Многие идеи и достижения европейской и мировой цивилизации — это наследие образов и идей Эллады. Само понятие античности ввели философы эпохи Возрождения для обозначения культурных и гуманистических традиций Греции и Рима, имевших общие черты, но развивавшихся в разное время. Все европейские народы так или иначе испытали на себе влияние античного искусства, политических, юридических и религиозных взглядов. Развитие и становление культурных ценностей происходило постепенно и пережило эпохи расцвета и заката в такой периодизации:

    • гомеровский;
    • архаический;
    • классический;
    • эллинистический.
     Сократ, Платон и Аристотель.

    Практически в каждой области культуры и науки у древних греков есть отец-основатель, мысли и открытия которого положены и в современные их формы. Основоположниками перехода от религиозно-мифологических мировоззрений к философскому пониманию человеческого разума считаются Сократ, Платон и Аристотель. Само слово «философия», как и многие другие термины, имеет греческое происхождение. Математика и связанные с ней разделы, такие как геометрия, оптика, механика, гидростатика, основаны Пифагором, Евклидом и Архимедом. Гиппократ считается основоположником современной медицины, а Геродот — истории.

    Развитию искусства можно дать такую же характеристику. Практически все его жанры берут начало в Элладе, а многие уже в те времена достигли своего расцвета, например, скульптура во главе с великим мастером Фидием. Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры, можно узнать из таблиц в учебнике по мировой художественной культуре (МХК).

    В Древней Греции зародились эпос и поэзия, античные трагедии и сегодня ставятся в театрах. Собственно, и сам театр — гениальное творение греческой культуры. Сама жизнь в Элладе проходила по законам красоты.

    Гомеровский период

    Гомеровский период

    На его ранних этапах профессиональные певцы, аэды или рапсоды, передавали национальные сказания устно и облекали их в особую ритмическую форму, чтобы лучше запоминать творения. Гомеровский период в истории Древней Греции был временем становления и расцвета эпической поэтической традиции. Именно из тех времен пришли понятия «стих» и «ритм».

    В эпических поэмах Гомера воспевались доблесть и честь, большое значение придавалось общественному мнению. Они представляли собой своего рода моральный кодекс. Знаменитый в то время деятель и классик Гесиод в своих произведениях «Труды и дни» и «Теогония» сосредоточился и на других ценностях — трудолюбии и доброте. Считается, что свое начало античная этика берет с системы морали Гесиода.

    Памятников того периода до сегодняшнего времени сохранилось мало, так как для строительства и создания монументальных скульптур чаще всего использовалось дерево. Больше всего известны керамические вазы, расписанные геометрическим орнаментом, бронзовые и терракотовые статуэтки. Кратко этот этап можно охарактеризовать как время упадка и застоя, но именно тогда созрели предпосылки стремительного расцвета в последующих периодах.

    Архаическая культура

    Архаическая культура

    В эту эпоху общество развивалось наиболее интенсивно. В цивилизации античного типа окончательно соединились чувство коллективизма и состязательное (агонистическое) начало. Достигать победы над соперником в любой области без материальной выгоды считается ценным и благородным качеством. Агональный дух возник среди аристократов и стал исторической особенностью, характерной для всех сфер духовной и материальной жизни.

    Появляются первые гипотезы о том, что Вселенная бесконечна и включает в себя множество миров. Ярким представителем архаической культуры был Пифагор, основавший со своими единомышленниками Пифагорейский союз — первую из научных школ. Он занимался далеко не одной математикой, его работы:

    • Учение о гармонии небесных сфер.
    • Доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела.
    • Учение о консонансах и диссонансах.

    Большая роль в архаической культуре отводится мифологии и пантеону богов. Аполлон и его спутницы музы обитают на горе Парнас, покровительствуют искусствам и наукам. Афина — богиня мудрости и покровительница главного центра Эллады, города Афины. В честь своих божеств древние греки проводят различные состязания.

    Афина — богиня мудрости

    В VIII в. до н. э. стали устраиваться всегреческие спортивные игры в Олимпии, посвященные Зевсу. Музыкальные исполнители на кифарах и арфах состязались в своем искусстве на Пифийских играх, посвященным победе Аполлона над змеем Пифием. Состязания в поэзии и музыке, конные и гимнастические проводились в Коринфе под покровительством Посейдона.

    Агонистическое начало развивается и в науке. Трактаты ученых оформляются в виде спора с собеседником, результатом которого является рождение истины. Именно это послужило началом зарождения науки как системы доказательств.

    Типы и формы в искусстве архаики

    В архаический период появились и получили развитие художественные формы, характерные для литературы и изобразительного искусства и более поздних времен античности. Для скульптуры обычным приемом стало раскрашивать статуи юных мужчин и женщин — куросов и кор, обнаженные тела которых изображались прекрасными, стройными и пропорциональными. Но в целом скульптура не имела еще очень большого значения.

    В архитектуре архаики главную роль занял тип здания, хорошо знакомый современным знатокам античного искусства — храм-периптер, окруженный колоннадами. Высокие несущие конструкции таких храмов были ордерами трех видов:

    Акрополь древней греции
    • дорический, имеющий определенные пропорции — основание ордера к высоте относится как 1/6;
    • ионический, отображающий пропорции женской фигуры;
    • коринфский, характерной чертой которого стали украшения в виде растительных орнаментов.

    Рельефные украшения на стенах зданий и внутренних панелях изображали батальные и спортивные сцены, а сосуды расписывались красными и черными фигурами. Литература обогатилась новым течением — лирикой, пришедшей на смену классическому эпосу.

    Классический этап

    Именно в V—IV вв. до н. э. родилось все то, что впоследствии будет называться греческим чудом. Благодаря политическому деятелю Периклу наибольшего развития достигла демократия в античных городах-полисах. Мыслители, и в первую очередь Сократ, сосредоточиваются на проблемах добра и зла в человеческой жизни впереди познания природы. Происходит зарождение таких философских направлений, как рационализм и эмпиризм.

    Храм Артемиды в Эфесе

    Особенно бурно развивается градостроительство по концепции застройки, распланированной по зонам, предложенной архитектором из Милета Гипподамом. Основой художественной архитектуры остаются храмы, и самые известные из них — афинский Акрополь, храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

    Классический период Древней Греции характеризуется новым подходом к образованию. Дети с семи до шестнадцати лет имели возможность обучаться в платных или государственных, находящихся на содержании богатых граждан, школах. Писали греки на свитках, и в домах многих знатных и ученых горожан были библиотеки. Свитки собирались и в общественных библиотеках, одна из них находилась в Акрополе.

    Высокая статуя Зевса в Олимпии

    Среди скульпторов самыми великими можно назвать Фидия, создавшего очень высокие статуи Зевса в Олимпии и Афины в Акрополе, Мирона — автора Дискобола и Праксителя, изваявшего изысканную скульптуру тонкой красоты Афродиты Книдской. Во время классического этапа возник и достиг своего расцвета древнегреческий театр с его великими трагедиями Эсхила и комедиями Аристофана.

    Этап эллинизма характеризуется концом демократии и завоеванием Древней Греции Филиппом II, отцом Александра Македонского. На смену рабовладельческой демократии приходит рабовладельческая монархия. Постепенно наступает упадок во всех сферах жизни и искусства.

    Так закончилась одна из самых значительных для истории и культуры человечества эпох — античность.


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *