Семь выдающихся испанских архитекторов и дизайнеров
Испания – страна свободы духа, ярких эмоций и сочных красок. Испанская культура всегда активно вбирала в себя элементы других культур, обогащала их своей самобытностью и, в свою очередь, влияла на мировые процессы. А испанский дизайн 20 века стал настоящим прорывом в этой сфере, подарившим миру множество имен феноменальных мастеров. О семи из них мы вспомним в нашем материале.
Антонио Гауди
Едва ли не самый известный сын Испании, а точнее – Каталонии, чьи творения узнают даже люди, далекие от архитектуры. Модернистские линии, вдохновленные самой природой, дерзость форм, неповторимый почерк сделали Гауди архитектором, чье наследие до сих пор вызывает интерес и массу подражаний.
Парк Гуэль, стирающий границы между архитектурой и природой, парящая в воздухе крипта Гуэля, дом Кальвет, позволивший Гауди доказать свое мастерство, ибо втиснуть здание в этот узкий промежуток мог только гений, – эти и многие другие проекты поражают воображение.
Вершиной его творчества многие считают Храм Саграда Фамилия. Закончить Гауди успел лишь один фасад. Понимая масштабность взятой на себя обязанности, он впервые в жизни стал делать чертежи, чтобы потомки могли продолжить его работу (для себя он руководствовался постулатом «Вся архитектура уже есть в природе, достаточно просто посмотреть вокруг»). Зодчий был прав – завершить создание великолепного храма он не смог, но строительство его продолжается и по сей день – во имя Бога и в память Антонио Гауди.
Сантьяго Калатрава
Еще один адепт Природы, воплощающий ее линии в своих творениях, – это Сантьяго Калатрава, которого называют создателем романтического хай-тека. Идеальное здание, по его мнению, – это скульптура, внутрь которой можно зайти. Многие обвиняют Калатраву в излишней увлеченности формой в ущерб функциональности строений, однако многие его проекты превосходно вписались в городские пейзажи по всему миру.
Так, «закрученная» башня в Мальме в 2005 году была названа лучшим жилым домом в мире.
Концертный зал в Тенерифе, напоминающий огромную рыбу, привлекает даже тех, кто далек от искусства (интересно, что у здания нет основного фасада – все его стороны одинаково интересны и цельны).
Совершенно преобразил облик Афин спорткомплекс, реконструированный Калатравой – теперь над стадионом взлетают 200 стальных арок, прикрытых стеклянным куполом, а легкий мост Арфа Давида изрядно повлиял на инфраструктуру Иерусалима, став в городе первым подвесным мостом (вообще же Калатрава построил больше тридцати мостов, в том числе мост в Венеции, вызвавший огромное количество споров).
При этом главная мечта Калатравы – чтобы после него остались здания, а имя его было забыто, как имя простого рабочего: «Никто, кроме историков, не помнит имен Анфимия из Тралл и Исидора из Милета, строителей Святой Софии в Константинополе. Когда попадаешь в эти соборы, кажется, никаких имен у них и быть не могло, потому что не может это идеальное пространство быть делом рук человеческих. Aрхитектор – он тот же рабочий. Вот и я бы хотел так же заниматься архитектурой. С восьми утра до восьми вечера. Каждый день».
Луис Монтанер
Монтанера вместе с Гауди можно назвать родоначальником испанского модернизма, который не только сам оставил ярчайший след в истории архитектуры, но и, будучи в течение двадцати лет главой барселонской Архитектурной школы, воспитал большое количество талантливых учеников.
Сегодня толпы туристов приезжают в Испанию, чтобы увидеть госпиталь Санта-Кру, госпиталь Сант-По, Дом Фрустер, Замок трех драконов, Дом Лео Морера и многие другие здания, автором которых стал Луис Монтанер.
Но, пожалуй, самым знаменитым его творением является Дворец каталонской музыки, один из лучших оперных театров мира (и единственный театр, где есть естественное освещение). Всего лишь три года ушло на строительство этого шедевра, и в 1908 году жители Барселоны увидели великолепное здание, богато украшенное скульптурами, колоннами, декоративной плиткой, разнообразными орнаментами и т.д. Не менее впечатляют и интерьеры, где бесконечно можно рассматривать мозаики и витраж, линии и цвета, декор и скульптуры… Немаловажно, что при таком обилии деталей звук в зале остается идеальным.
Патрисия Уркиола
На эту испанскую звезду равняются тысячи молодых дизайнеров. Уркиола – это страсть, энергия, эмоция. Она не стремится занять равное положение среди мужчин-дизайнеров – напротив, она всячески подчеркивает свое женское начало, утверждая, что именно женщины привносят в дизайн здравый смысл.
Серьезное влияние на Уркиолу оказала итальянская школа дизайна, научившая ее минимумом средств добиваться крайней степени выразительности и удобства, будь то интерьерный или предметный дизайн. Умение черпать вдохновение в природе, работать с национальными ремеслами, играть с материалами и текстурами снискали ей славу дизайнера, нашедшего золотые пропорции между чувством и функцией, современными технологиями и традицией, дерзостью и комфортом.
Знаменитая серия мебели для Moroso, узнаваемое кресло «Фьорд», соломенные стулья для Driade, интерьер отеля Mandarin Oriental в Барселоне – что бы ни создавала Патрисия Уркиола, ее имя всегда служит особым знаком качества, стиля и тонкого вкуса.
Сама же она говорит: «Возможно, что через пять лет я не буду заниматься ни архитектурой, ни предметным дизайном. Может быть, я буду плести макраме в Тоскане. Быть женщиной – часть моего образа мышления. Я не должна никому ничего доказывать».
Бенедетта Тальябуэ
Еще одна прекрасная испанка, на равных соперничающая с лучшими архитекторами мира. Ее девиз – «Архитектура должна служить людям». Тальябуэ подчеркивает: она создает не здание – она создает в первую очередь место, цельное общественное пространство.
Таков, например, реконструированный ею рынок Санта-Катарина в Барселоне, разноцветная лоскутная крыша которого привлекает множество туристов.
Такова и совершенно иная по характеру, но не менее впечатляющая высотная башня Gas Natural, идеально вписавшаяся в облик Барселоны – большие объемы, резкие линии, энергичный ритм.
Огромный интерес вызвал и павильон Испании на международной EXPO 2010 в Шанхае: огромная корзина, сплетенная из ротана.
Тальябуэ работает по всей Европе – Школа музыки в Гамбурге, станция метро в Париже, Сити-Холл в Утрехте, городской парламент Эдинбурга… Кроме того, команда ее бюро EMBT занимается реставрацией, ландшафтным дизайном, созданием декораций к спектаклям. И всегда делает это так, как любит Бенедетта Тальябуэ: человечно, с комплексным подходом и вниманием к контексту.
Рикардо Бофилл
Один из столпов современной испанской архитектуры, Бофилл активно работал в направлении постмодернизма, увлекался классической архитектурой и хай-теком… Он не боится быть разным, и тем особенно интересен.
Вот «Замок Кафки» – минималистичный дом из почти сотни кубов, малогабаритных квартир.
А вот другой пример социального жилья, возведенного мастером, – классический Абракас в пригороде Парижа.
Вот небоскреб в Чикаго, построенный в 1992 году из белого гранита и стекла.
Вот отель W, ставший символом побережья Барселоны. Трудно поверить, что все эти проекты принадлежат одному архитектору.
Но это вполне соответствует позиции Рикардо Бофилла, подчеркивающего: «Архитектура не может быть просто перенесена с одного места на другое. Архитектура должна подходить месту. Поэтому при помощи своего междисциплинарного подхода я, прежде всего, пытаюсь изобрести новые проекты, новые стили. Я хочу открыть себя заново».
Рафаэль Монео
Еще одна знаковая величина испанской архитектуры, лауреат Притцкеровской премии и Национальной премии по архитектуре. Главное достоинство Монео – умение не поддаваться веяниям моды.
По его зданиям нельзя определить, когда они были созданы, – их отличает лаконичность, разумность, добротность и проработанность каждой детали.
Рафаэль Монео преподавал, получил академическую степень, работал в Гарварде, много занимался теорией архитектуры. Он не гнался за количеством созданных объектов, но никогда не переставал работать как практикующий архитектор.
Среди его творений немало музеев (Национальный музей римского искусства в Мериде, Музей современного искусства и архитектуры Стокгольма и т.д.), культовые сооружения – например, собор Богoматери Ангелов в Лос-Анджелесе.
Кроме того, именно ему доверяют реконструкцию исторических зданий Европы – железнодорожного вокзала Аточа, музея Прадо в Мадриде…
Занимается Монео и предметным дизайном, черпая вдохновение в 1930-х годах и особенно увлекаясь созданием стульев, считая их самым архитектурным предметом мебели. «Архитекторы могут извлечь выгоду из знания в других областях, но вся их работа, по существу, это лишь опыт длясоздания архитектуры», – убежден он.
Фото
damlakimya.com, klubputeshestvennikov.com, media.timeout.com, curiosoturisto.ru, sm-news.ru, buzzworthy.com, inspain.org, metalflam.co.uk, idesignarch.com, arch3o.com, andrewmarcus.ru, ilonazhi.livejournal.com, iespanol.ru, shbarcelona.com, exterior-market.ru, hivemodern.com, designbd.ru, cdn.ostrovok.ru, g.denik.cz, peritoburrito-a.akamaihd.net, mirallestagliabue.com, img.zeit.de, justindoesblog.com, ttnotes.com, archute.com, architectural-photographer.euarchidom.ru
Стили архитектуры Испании. Самые известные памятники архитектуры Испании
Испания – страна конкистадоров и мореплавателей, торговцев и путешественников, пиратов и красивых женщин, изысканных блюд и живописной архитектуры. В испанском королевстве на всём протяжении его существования гремели революции, свергалась диктаторская власть, уничтожался послевоенный режим. Люди возвращались к мирной жизни и возрождали памятники исторических времён. Художники кропили полотна, а мастера ваяли здания и исполинские монументы. Испания жила по известным только ей неписаным законам и до сих пор существует в прекрасном и незаурядном исполнении как реликтовая цивилизация.
Архитектура Испании – культурная ценность мира
Пожалуй, к архитектуре такой прекрасной страны, как Испания, стоит относиться со всем почтением. Это непредсказуемый и фантастический мир, окружённый с разных сторон высотными хребтами Пиренеев и Кантабрии, а также иберийских и каталонских гор с примыкающими к ним Канарскими островами. На всём протяжении этих природных скрижалей и находится гордое королевство испанского народа. Башенки дворцов и музеев, колонны амфитеатров, статуи римских богов и героев древнегреческой Эллады. Ажурные дома и мозаичные палисадники, аллеи и фонтаны, парки и галереи. Соборы и мечети, памятники европейских и исламских стилей, незабываемые сооружения, покоряющие сказочностью и неповторимостью. Архитектура Испании потрясает своим великолепием, несмотря на скромные размеры атлантического государства.
Стиль испанских предков
Побывав в этом райском уголке, притягивающим миллионы туристов, всю жизнь будешь вспоминать возникшие волнующие ощущения от пережитых красот. Стили архитектуры в Испании поражают глубиной вдохновения и уникальностью творения. Множество построек времён Рима сооружены из прочного кирпича, до сих пор шлифуемого ветрами историй. Мудехар – так называется стиль архитектуры, созданный из этого благородного материала. Он вобрал в себя рукотворство и интеллект европейских, еврейских и мавританских мастеров. Также в кирпичных кладках присутствуют стили готический и барокко, возникшие в начале 17-18 веков. А в 19-20 столетиях зародился модерн – образ школы искусства талантливого зодчего Антонио Гауди. Многие работы включены во всемирное наследие ЮНЕСКО. Это такие экспонаты, как парк с замком, возведённые по заказу каталонского промышленника и политического деятеля Эусеби Гуэля и названные в его честь, дом Висенса, поместье Бальо и церковь Святого Семейства в Барселоне. На закате 19 века в моду вошёл облицовочный стиль Неомудехар, в эксклюзиве которого преобладала выделка арок, куполов и стен мозаикой и цветолепной глиняной плиткой.
Памятники Испании как ожившее наследие Каталонии
Многообразие и величие памятников культуры и наследия, которыми пышут испанские плато горной страны, зачаровывают и окунают в далёкие вехи былин и преданий. Начиная с руин римских переселенцев Ла Льоса, можно проделать сногсшибательную экскурсию по территориям и весям. Это прекрасные памятники архитектуры Испании, такие как:
- Укреп-стена, начинающаяся у храма святой Марии и протягивающаяся до площади Каталонии.
- Осадные стены и ворота Алькудии;
- Архитектурные руины Баэло Клаудиа и Ла Льоса.
- Башни Тавира и Торре-дель-Оро, Torre Vella и Альменарас, Санта-Крус-де-Тенерифе и крепость Мавров.
- Мосты Алькантара, Марии-Кристины, Субисури и железный Pont De Ferro;
- Ворота Солнца и Хереса, Пуэрта-де-Тьерра и Алькудии.
- Фонтаны водяного лабиринта, светящиеся и фееричные.
- Пьедесталы Колумбу, Дон Жуану, медно-бронзовый памятник «Победа».
- Некрополи и театры, муниципалитеты и госпитали, дворцы и истуканы.
А также много других раритетов культурного общества всех времён собраны в одном удивительном королевстве. Она рассказывают о прошлых событиях и будоражит при прикосновении к ней, заставляет погрузиться полностью в роскошные сотворённые причуды, и имя ей – архитектура Испании. Фото раритетов этой очаровательной искусительницы переполняют альбомы не только знатоков, но и любителей-завсегдатаев, любящих возвращаться вновь и вновь к наследиям Каталонии.
Мавританский стиль как чудо Золотого века
В Средние века на восходе VIII-го столетия в испанском графстве зародился уникальный стиль мавританского происхождения. В его основу легли исламская и испанская кисти зодчих. Такое совокупление архитектуры было привнесено становлением арабского просвещения на пиренейском полуострове. Главным событием культуры явилось строительство в 784 году Мескиты – католического римского собора. В последующие годы эти элементы и дизайн совершенствовались и насыщались диковинным декором творцов. Это наличники резные и арки с ажурными переплётами, стены и башни дворцов, выполненные в виде зубьев и ромбов. На кирпичные остовы накладывались резные кружева, металлическая майолика и дроблёная плинфа. Крыши башен стали обрамлять восьмиконечные звёзды.
В продолжение о Мавритании и соборах
В книге ЮНЕСКО взяты под охрану такие конструкции, как королевские алькасары (замки) Альфонса 11-го и Севильи, собор святой Марии и приход Сантьяго-дель-Аррабаль, выполненные в непревзойдённом мавританском стиле. Тронные залы палат обрамлялись позолотой и инкрустацией, а колонны и постаменты – фигурной резьбой и лепкой со встроенными в них элементами декора. Чудо-стиль вмешался в художественные деяния эпох и смешал готические и романские традиции с новым всепоглощающим направлением. Мавританская архитектура Испании расчертила своей росписью причудливые каталоги и воплотила исторические замыслы человечества.
Стиль барокко как музейная драгоценность Испании
Значимую лепту в музейные скрижали привнёс стиль барокко Испании. Архитектура этого произведения богата декорациями фасадов жилищ, оранжерей и святых домов. Свой путь барокко начинает со второй половины 17 века и вихрем врывается в восемнадцатый. Вершителями столь грациозного стиля были немногие мастера, но те, кто отдал дань уважения ему, стали, по сути, «олигархами» данной рукописи. Такими зачинщиками и виртуозами своего дела явились братья Чурригера. Пятеро родственных душ — Хоаким, Мигуэль, Альберто, Мануель и Хосе Бенито — облагородили красотой барокко большую часть Испании.
Испанские архитектурные скрижали 17-го века
Вообще архитектура Испании 17 века начинает поражать своей раскрепощённостью и роскошью. Религиозная скульптура появляется в стране вместе с народными традициями, укрепляя и образуя их. Сурбаран Франсиско – деревянный зодчий, выполняющий первые абстракционные работы по пластике с элементами мистицизма. Наиболее материальными творениями художника стали: «Натюрморт с лимонами и апельсинами» – 1633 г., «Мадонна в отрочестве» – 1660 г., «Натюрморт ваз и чашек» – 1640 г. Семнадцатый век полон драматических эпизодов в искусстве и контрреформационных настроений в обществе. В этот сложный период выразительно развилась реалистичная форма этюдного сложения.
Что 19 век нам приготовил, или Гламурная Испания
В 19 веке русло совершенства перетекло в эпоху готики и модерна. Начали возводиться каркасные скелеты зданий из железобетонных конструкций. Отделка велась из камня и кованой стали, стекла и фанеры. Также применялись твёрдые породы глины, асбест и изразцы. Архитектура Испании 19 века расширила свои границы, внедрившись в будущее скульптур и сооружений более прочными и совершенными основами. Предпринимать и строить теперь можно было свободно из любых подручных материалов. Пластичность и стойкость масс, динамика и художественные эффекты росписи, правильные геометрические контуры – главная черта архитектурных изваяний и декоративной отделки девятнадцатого века.
О, сколько там открытий чудных!
В лазурной стране испанских предков задействовано превеликое множество архитектурных достопримечательностей и стилевых открытий. Перечислить их все не представится возможным из-за обилия таковых. Архитектура Испании насчитывает тысячи памятных мемориалов и сооружений. Перечислим главные и значимые творения рук именитых людей:
- Храмы готического стиля – Алькасар, Бургас и Севилья, Толедо и Таррагон.
- Замки и дворцы – Рахаделя и Аргимона, Виласара и Медиона, Мантаплана и Манресана, Аренч де Эмпорда и Монтсори, а также сотни каменно-лепных творений.
- Каталонский национальный музей с готическим кварталом и монастырём Монтсеррата, парки Гуэля и Цитадели.
- Дома Кальвета, Мила, Винсенса и капелла фамильной саграды.
Такими изысками может похвастать не каждая мировая империя. То, что вложено в Испанию, это все заслуга когда-то обитавших здесь редких кустарей и спецов.
Творцы культуры
Архитектура возрождения в Испании начинается ещё далеко до 711 года, когда королевство ознаменовалось заселением мусульман. В пиренейских землях были найдены архитектурные строения древних цивилизаций доримской эпохи. Ими значились представители племён, называемых кантабрами, кельтиберами и иберами. После древней эры в культуру Испании пришли неподражаемые вдохновители и деятели, такие как: Гауди Антонио и Хуан де Вильянуэва, Хосе Асебильо и Висенте Асеро, Сантьяго Калатрава и Хуан Гомес де Мора, Педро Мачука и Рафаэль Монео, Дамиан Формент и Хосе Бенито Чурригера, Мануэль Нуньес-Яновский и Хоакин Рукоба. А также десятки феноменальных творцов разных поколений. Всеми ими была проделана трудоёмкая работа по расцвету и созиданию испанских территорий. Благодаря таким архитекторам, скульпторам, каменотёсам и остальным рукодельным мастерам Испания стала зеницей Божьей и сердцем культурного мира.
Ваять изящество – не катакомбы рыть
Теперь мы знаем, как зачиналась и какой путь проделала архитектура Испании, прежде чем достичь высот бесценной презумпции обожания. Сколько умов и рук трудилось над великой испанской просвещённостью, чтобы сотворить невиданное. То изящество, которое передастся детям, внукам и правнукам и дальше по родословной ветви древа. Даже для того, чтобы катакомбы строить, нужны умение и смекалка. А уж создавать бессмертные творения — тем более. Ведь в каждую деталь вложена душа отдельного зодчего, каждую из них он ублажал своим дыханием и терпением, тепло гладил вдоль и поперёк и бережно вставлял на место. Поездка в Испанию будет лучшим подтверждением того. И лучше увидеть всё на самом деле своими глазами и привезти кусочек благородного воспоминания оттуда, где увлекательные высоты мостов и огромные холлы храмов и музеев подарят истинное наслаждение на всю оставшуюся жизнь.
fb.ru
Испанский архитектор Гауди Антонио: биография, творчество :: SYL.ru
Нельзя представить романтичный Париж без башни Гюстава Эйфеля, вечный Рим без Колизея, чопорный Лондон без Биг-Бена, а знойную Барселону без зданий Антонио Гауди. Великий мастер и гений архитектуры создал тот облик города, по которому теперь его узнает весь мир. Работая на благо людей практически за бесценок, возводя свои шедевры в удовольствие богатым горожанам, он посвятил всю жизнь без остатка искусству, окончив свой путь в нищете. Однако талант мастера и память о нем запечатлены навеки в камне.
Антонио Гауди, архитектор: биография
Будущий известный архитектор появился на свет 25 июня 1852 года, по одним данным, это произошло в городке Реусе близ Таррагоны, по другим – в Риудомсе. Его отца звали Франческо Гауди-и-Съерра, а мать — Антония Корнет-и-Бертран. Он был пятым ребенком в семье. Имя получил в честь своей матери, а двойную фамилию Гауди-и-Корнет приобрел по старой испанской традиции.
Отец Антонио принадлежал к потомственным кузнецам, он занимался не только ковкой, но и чеканкой по меди, а мать была обычной домохозяйкой, посвятившей себя воспитанию детей. Сын довольно рано приобщился к пониманию предметной красоты мира, а заодно полюбил рисование. Пожалуй, именно к отцовской ремесленной кузнице уходят истоки творчества Гауди. На долю матери архитектора выпали тяжелые испытания, практически все дети умирали во младенчестве. В своих воспоминаниях она говорила о том, что Антонио гордился тем, что смог выжить, несмотря на сложные роды и болезнь. Мысль о своей особой роли и предназначении он пронес через всю жизнь.
После смерти всех братьев и сестры, матери, в 1879 году Антонио вместе с отцом и маленькой племянницей обосновались в Барселоне.
Учеба в Реусе
Базовое образование А. Гауди получил в Реусе. Успеваемость у него была средняя, единственный предмет, который он знал просто блестяще, – это геометрия. Со сверстниками общался мало и шумному мальчишескому обществу предпочитал уединенные прогулки. Впрочем, у него все же были друзья – Хосе Рибера и Эдуардо Тода. Последний, в частности, вспоминал, что Гауди особенно не любил зубрежку, а учебу затрудняли частые приступы болезни.
В сфере искусства впервые он проявил себя в 1867 году, когда попробовал свои силы при оформлении театральной сцены в качестве художника. С этим заданием Антонио Гауди справился блестяще. Однако его уже тогда манила архитектура – «живопись в камне», а рисование он расценивал как попутное ремесло.
Учеба в Барселоне и становление
После окончания в 1869 году школы в родном Реусе у Гауди появилась возможность продолжить свое образование в высшем учебном заведении. Однако он решил немного подождать и хорошо подготовиться. С этой целью в 1869 г. он отправился в Барселону, где первым делом устроился в архитектурное бюро на должность чертежника. Параллельно 17-летний юноша записался на подготовительные курсы, на которых проучился 5 лет, что является довольно большим сроком. В период с 1870 по 1882 год он работал под руководством архитекторов Ф. Вильяра и Э. Сала: участвовал в различных конкурсах, выполнял мелкие работы (фонари, ограды и проч.), изучал ремесла и даже проектировал мебель для собственного дома.
В это время Европа находилась во власти неоготического стиля, и юный архитектор не был исключением. Он восторженно следовал его идеалам, а также идеям энтузиастов неоготики. Это период, когда формировался стиль архитектора Гауди, его особый и уникальный взгляд на мир. Он всецело поддержал декларацию искусствоведа Д. Рескина о том, что декоративность – это начало архитектуры. Его творческий стиль год от года становился все более неповторимым и далеким от общепринятых традиций. Провинциальную школу архитектуры Гауди окончил в 1878 г.
Архитектор Гауди: интересные факты
- В студенческие годы Гауди состоял в обществе Nui Guerrer («Новое воинство»). Молодые люди занимались тем, что украшали карнавальные платформы и разыгрывали пародии исторической и политической тематики из жизни известных каталонцев.
- Решение на выпускном экзамене в школе Барселоны принималось коллегиально (большинством голосов). В завершение директор обратился к своим коллегам и сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На эту реплику Гауди ответил: «Похоже, я теперь архитектор».
- Отец и сын Гауди были вегетарианцами, приверженцами чистого воздуха и особой диеты по методике доктора Кнайпа.
- Однажды Гауди поступил заказ хорового общества с просьбой изготовить хоругвь (знамя с ликами Христа, Богородицы или святых) для религиозных процессий. По всем подсчетам оно должно было быть крайне тяжелым, однако архитектор проявил смекалку и вместо обычного дерева использовал пробку.
- С 2005 года творения Антонио Гауди включены в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первая работа
Финансовое положение студента было довольно хрупким. От семьи из Реуса поддержки ждать не приходилось, а работа чертежника приносила весьма скромный доход. Гауди едва сводил концы с концами. У него не было рядом близких, почти отсутствовали друзья, но был талант, который стали замечать. В тот момент творчество архитектора Гауди проходило этап становления, он был далек от своих поисков и считал, что эксперименты – это удел профессионалов своего дела. В 1870 г. к реставрации монастыря в Поблет власти Каталонии привлекали архитекторов самой различной категории. Юный Гауди отправил на конкурс проектов свой эскиз герба настоятеля монастыря и победил. Эта работа стала первой творческой победой и принесла ему неплохой гонорар.
Чем, если не везением, считать знакомство Гауди с Жоаном Марторелем в гостиной богатого предпринимателя Гуэля? Владелец текстильных фабрик представил его как самого перспективного архитектора не только Барселоны, но и Каталонии. Марторель согласился и предложил помимо своей дружбы работу. Он был не просто известный испанский архитектор. Гауди наладил отношения с профессором архитектуры, чье мнение в данной сфере считалось авторитетным, а мастерство было блестящим. Знакомство сначала с Гуэлем, а затем и с Марторелем стало для него судьбоносным.
Ранние работы
Под влиянием нового наставника появляются первые проекты, стилистически относящиеся к раннему модерну, богато декорированные и яркие. В их числе напоминающий пряничный домик Дом Висенс (жилой, частный), который вы видите на фото далее.
Его проект Гауди закончил в 1878 году, практически параллельно с окончанием учебы и получением диплома архитектора. Дом имеет почти правильную четырехугольную форму, симметрию которой нарушает только столовая и курительная комната. Гауди использовал много декоративных элементов помимо цветных керамических плиток (дань деятельности владельца здания), а именно: башенки, эркеры, выступы фасадов, балконы. Чувствуется влияние испано-арабского стиля мудехар. Даже в этой ранней работе прослеживается желание создать не просто дом, а настоящий архитектурный ансамбль, характерное для всего творчества Гауди. Архитектор и его дома – это гордость не только Барселоны. Гауди творил и за пределами каталонской столицы.
В 1883-1885 гг. в городе Комильясе провинции Кантабрия был построен Эль Каприччо (на фото ниже). Роскошный летний особняк, облицованный снаружи керамической плиткой и ярдами кирпича. Еще не такой витиеватый и причудливый, но уже неповторимый и яркий.
Затем последовали Дом Кальвет и школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне, Дом Ботинес и неоготический епископский дворец в Леоне.
Встреча с Гуэлем
Встреча Гауди и Гуэля – этот счастливый случай, когда сама судьба подталкивает людей друг к другу. Дом текстильщика и мецената собирал весь интеллектуальный цвет столицы Каталонии. Впрочем, он и сам знал толк не только в бизнесе и политике, но и в искусстве, живописи. Получив прекрасное образование, предпринимательскую жилку от природы и одновременно скромность, он активно способствовал продвижению социальных проектов и развитию искусства. Возможно, без его помощи как архитектор Гауди и не состоялся бы либо его творческий путь сложился бы иначе.
Существуют две версии знакомства архитектора и мецената. Согласно первой судьбоносная встреча произошла в Париже, на Всемирной выставке 1878 года. В одном из павильонов он обратил внимание на амбициозный проект молодого архитектора – рабочий поселок Матаро. Вторая версия менее официальная. После окончания учебы Гауди брался за любую работу в целях улучшить материальное положение и заодно набраться опыта. Ему пришлось даже оформлять витрину магазина перчаток. За этим занятием его и застал Гуэль. Он распознал гениальный талант сразу, и вскоре Гауди стал частым гостем в его доме. Первая работа, которую он ему доверил, был как раз поселок Матаро. И если верить второй версии, именно с подачи промышленника макет оказался в Париже. Вскоре будущий великий архитектор Гауди занялся строительством Дворца Гуэля (1885-1890 гг.). В этом проекте впервые нашли отражение главные особенности его стиля – соединение структурных и декоративных элементов между собой.
Поддержав Гауди в самом начале его творческой карьеры, впоследствии Гуэль опекал его в течение всей жизни.
Парк Гуэля
Яркий, живописный и необычный парк в верхней части Барселоны получил название в честь Эусеби Гуэля – главного инициатора его построения. Это одна из самых интересных работ Гауди, над созданием ансамбля он трудился с 1900 по 1914 год. Изначально планировалось создать жилую зеленую зону в стиле города-сада – концепция, модная в те времена в Англии. С этой целью Гуэлем была приобретена территория площадью 15 гектаров. Участки продавались плохо, территория вдали от центра города не особо привлекала внимание жителей Барселоны.
Работы начались в 1901 году и осуществлялись в три этапа. Первоначально было проведено укрепление склонов холма и их обустройство, затем прокладывались дороги, строились павильоны на входе и окружающие стены, на заключительном этапе была создана знаменитая извилистая скамейка. Над всем этим трудился не один архитектор. Гауди привлек к работе Жули Бальевеля и Франсеско Беренгера. Дом, построенный по проекту последнего, не удалось продать. Поэтому Гуэль предложил поселиться в нем самому Гауди. Архитектор купил его в 1906 г. и прожил там вплоть до 1925 г. Ныне в здании расположен дом-музей его имени. Проект получился экономически не совсем удачным, и Гуэль в конце концов продал его мэрии города, которая трансформировала его в парк. Сейчас это одна из визитных карточек Барселоны, фото этого парка можно увидеть на всех проспектах, открытках, магнитах и т. д.
Дом Бальо
Дом текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса был построен в 1877 г., а в 1904 г. принялся за его перестройку архитектор Гауди, работы которого к тому времени были популярны и известны далеко за пределами города. Он сохранил изначальную структуру здания, которое боковыми стенами примыкало к двум соседним строениям, и кардинально изменил два фасада (на фото — парадный), а также перепланировал бельэтаж и нижний этаж, создав для них авторскую мебель, добавил подвал, мансарду и ступенчатую террасу крыши.
Световые шахты внутри были объединены в дворовую площадку, и это позволило улучшить не только освещение, но и вентиляцию. Многие историки и искусствоведы придерживаются мнения о том, что дом Бальо – это начало нового в творчестве мастера этапа. С этого момента архитектурные решения Гауди становятся исключительно его собственным видением пластики мира, без оглядки на какие-либо архитектурные стили.
Дом Мило
Необычный жилой дом мастер создавал в течении 4 лет (1906-1910 гг.), ныне это одна из главных достопримечательностей столицы Каталонии (Испания, Барселона). Дом, построенный архитектором Гауди на пересечении улицы Carrer de Provença и бульвара Passeig de Gràcia, стал его последней светской работой, после чего он полностью посвятил себя храму Саграда Фамилия.
Здание отличается не только внешней оригинальностью и новаторским для своего времени внутренним проектом. Продуманная система вентиляции позволяет отказаться от использования кондиционеров, а для смены обстановки владельцы квартир могут свободно переставлять межкомнатные перегородки, кроме того, обустроен подземный гараж. Здание имеет железобетонную конструкцию без несущих и опорных стен, которая держится на несущих колоннах. На фото ниже — внутренний двор дома и оригинальная волнистая крыша с окнами.
Жители Барселоны прозвали здание «каменоломней» за тяжелую конструкцию и вид фасада, так как не сразу прониклись чувством прекрасного к этому творению Гауди.
Архитектор и его дома стали настоящим украшением города. Разбросанные в разных его частях, они создают впечатление целостности столицы Каталонии. Куда ни взгляни, везде вы почувствуете присутствие ее главного архитектора: от тяжеловесных фонарей до величественных куполов и колонн, немыслимых по форме фасадов зданий.
Искупительный храм Святого Семейства (Sagrada Família)
Барселонский храм Святого Семейства является одним из самых знаменитых долгостроев во всем мире. Начиная с 1882 года его возводят исключительно на пожертвования горожан. Здание стало самым известным проектом мастера и наглядно демонстрирует тот факт, насколько исключительный, талантливый и уникальный А. Гауди архитектор. Собор Святого Семейства был освящен папой Бенедиктом XVI в 2010 г., 7 июня, и в тот же день его официально признали готовым к ежедневным богослужениям.
Идея его создания появилась в 1874 г., а уже в 1881 г. благодаря пожертвованиям горожан был приобретен участок в районе Эшампле, на тот момент располагавшийся в нескольких километрах от Барселоны. Первоначально проектом занимался архитектор Вильяр. Он видел новый храм в стиле неоготической базилики в форме креста, который образуют пять продольных и три поперечных нефа. Однако ближе к концу 1882 года Вильяр по причине разногласий с заказчиком покинул строительную площадку, уступив место А. Гауди.
Работа над проектом всей его жизни шла этапами. Так, в период с 1883 по 1889 г. он полностью завершил крипту. Затем он решил внести серьезные изменения в первоначальный проект, и связано это было с небывало крупным анонимным пожертвованием. Над фасадом Рождества Гауди начал работу в 1892 г., а в 1911 г. был создан проект второго, строительство которого началось уже после его смерти.
Когда великого мастера не стало, работу продолжил его близкий соратник Доменек Сугранес, с 1902 г. помогавший Гауди. Великие архитекторы запомнились миру по масштабным и амбициозным, уникальным проектам. Таковым стал и Гауди, посвятивший храму Святого Семейства более 40 лет своей жизни. Он годами экспериментировал с формой колоколов, до мельчайших деталей продумывал конструкцию здания, которая должна была стать грандиозным органом под влиянием ветра, проходящего через определенные отверстия в башне, а внутреннее убранство он представлял себе как многоцветный и яркий псалом во славу Господа. На фото ниже — вид храма изнутри.
Строительство храма ведется по сей день, не так давно власти Испании официально заявили о том, что закончить его вряд ли удастся раньше 2026 года.
А. Гауди посвятил архитектуре всю свою жизнь без остатка. Несмотря на популярность и известность, которые пришли к нему, он оставался скромен и одинок. Малознакомые люди утверждали, что он был груб, высокомерен и неприятен, в то время как немногочисленные близкие отзывались о нем как о прекрасном и верном друге. С годами Гауди постепенно с головой ушел в католичество и веру, при этом кардинально изменился и образ жизни. Собственный заработок и сбережения он отдавал храму, в крипте которого и был похоронен 12 июня 1926 года.
Кто же он на самом деле? Известный испанский архитектор Гауди – это наследие мировой архитектуры, ее отдельная глава. Он человек, опровергший все авторитеты и творивший за пределами известных искусству стилей. Каталонцы его боготворят, а остальной мир им восхищается.
www.syl.ru
зодчий — Русский-Испанский Словарь — Glosbe
ru Желаете увидеть великого зодчего, взгляните налево
opensubtitles2es Créeme… mataríaru Мы уделяем особое внимание наделению нашего народа возможностями, и мы стараемся делать это посредством уделения приоритетного внимания образованию, здравоохранению и сельскохозяйственному сектору, а также путем наращивания потенциала наших женщин, являющихся зодчими стабильных и прочных обществ
MultiUnes Primera preguntaru Зодчий… наконец я встретился с тобой.
OpenSubtitles2018.v3es Ella es tan inocente como lo fue Katieru С другой стороны, Аллах выказал человечеству свое величайшее доверие, наделив его разумом, выполняющим роль зодчего в сфере всех личных и мировых дел
MultiUnes Yo también estoy solaru 21 Иегова Бог есть великий Зодчий и Хранитель человечества (Псалом 126:1; 144:16; Екклесиаст 3:10—13).
jw2019es El plano después de ésteru Поэтому мы одобряем предусматриваемую «четверкой» перспективу и ее, равно как и других зодчих ближневосточного мирного процесса, вовлеченность в это дело
MultiUnes Vamos, Henri.¡ Vamos!ru Арабские строители наряду с природным зодчим — рекой Нил — настолько хорошо справились со своей задачей, что на черной земле на месте древнего города, в радиусе нескольких километров, невозможно найти ни единого камня».
jw2019es Has estado ofendiéndome y yo he tenido la cortesía de no decirte que puedo tirar esta puerta cuando quieraru Желаете увидеть великого зодчего, взгляните налево
opensubtitles2es Bueno, él intentó acabar con una partida que jugábamos algunos reclutas, y un par de entrenadoresru В общем и целом, весьма прискорбно, что позиция Соединенных Штатов Америки не только была благосклонна на протяжении столь многих лет по отношению к Израилю, но что она вообще стала такой, что израильская логика и позиция воспринимаются почти целиком, до такой степени, что она фактически превратилась в тяжелую, темную тень над всем процессом, не позволяющую Соединенным Штатам играть в арабо-израильском конфликте беспристрастную роль или действовать в качестве добросовестного зодчего мирного процесса
MultiUnes queden prohibidos la comercialización y el uso de los productos que no sean conformes a la presente Directiva a más tardar el # de marzo deru В этот же период имел место расцвет культуры Азербайджана, подарившего миру знаменитых философов, зодчих, поэтов и ученых.
UN-2es Tenemos a los mejores médicos del planeta trabajando en élru В средние века, когда строились первые соборы, стены порой не выдерживали сильных ветров, и тогда зодчим пришла идея использовать контрфорсы.
UN-2es Púdrete, payaso!ru Поэтому мы одобряем предусматриваемую «четверкой» перспективу и ее, равно как и других зодчих ближневосточного мирного процесса, вовлеченность в это дело.
UN-2es Soy una oveja descarriada, por favor, confiésemeru В общем и целом, весьма прискорбно, что позиция Соединенных Штатов Америки не только была благосклонна на протяжении столь многих лет по отношению к Израилю, но что она вообще стала такой, что израильская логика и позиция воспринимаются почти целиком, до такой степени, что она фактически превратилась в тяжелую, темную тень над всем процессом, не позволяющую Соединенным Штатам играть в арабо-израильском конфликте беспристрастную роль или действовать в качестве добросовестного зодчего мирного процесса.
UN-2es No obstante, permítanme subrayar que corresponde a los Estados miembros tomar la decisión final.ru По преданию, его зодчий позднее был ослеплен, чтобы уже никогда не создать ничего подобного.
jw2019es ¿ Por qué no me llevas a la fuerza, si tanto deseas casarte conmigo?ru С другой стороны, Аллах выказал человечеству свое величайшее доверие, наделив его разумом, выполняющим роль зодчего в сфере всех личных и мировых дел.
UN-2es Restricciones en el uso del dispositivo (si las hubieraru Поэтому мы должны прилагать еще больше усилий для того, чтобы реализовать мечту ее зодчих и претворить в жизнь их замысел.
UN-2es No estamos aquí para esoru Воспитанию в духе мира и понимания, а также достижению мира будет способствовать вновь появившийся интерес к повседневной жизни рядовых зодчих мира на всех уровнях — этих невоспетых героев, которых, как мы знаем, немало в нашем мире.
UN-2es Este sujeto Tim y tú…… ¿ es cierto?ru Однако следует отметить, что даже главный зодчий Дейтонских соглашений посол Ричард Холбрук размышлял над необходимостью модификации этого подхода во время конференции по Дейтонским соглашениям, проведенной в Сараево в ознаменование их пятой годовщины.
UN-2es Ponele un poco de hieloru Однако следует отметить, что даже главный зодчий Дейтонских соглашений посол Ричард Холбрук размышлял над необходимостью модификации этого подхода во время конференции по Дейтонским соглашениям, проведенной в Сараево в ознаменование их пятой годовщины
MultiUnes Si, lo haré volarru Известно, что строить церковь помогали мексиканские зодчие.
Common crawles No serán subvencionables los gastos incurridos antes de la fecha en que la Comisión haya recibido la solicitud de ayuda correspondienteru Воспитанию в духе мира и понимания, а также достижению мира будет способствовать вновь появившийся интерес к повседневной жизни рядовых зодчих мира на всех уровнях- этих невоспетых героев, которых, как мы знаем, немало в нашем мире
MultiUnes En lo tocante a los volúmenes concretos de ventas cautivas a que se hace referencia en la segunda alegación, la Comisión observó que, hasta julio de #, la fábrica de tubos catódicos que hoy constituye Thomson Displays Polska Sp. Zo.o (Piaseczno, Polonia) era junto con la fábrica de televisores de Zyrardow, Polonia, una entidad jurídica única, la empresa TMM Polska, perteneciente íntegramente a la empresa matriz Thomson SAru Это продемонстрировало добрую волю и те отношения сотрудничества, которые теперь установлены между МООНК и правительством в Белграде и одним из главных зодчих которых является г-н Чович
MultiUnes Esos le llamar mutantes…… forme un superior de raza…… para hombres ordinarios…… a quién tenemos casi eliminadosru ОН БЫЛ поэтом, зодчим, царем.
jw2019es Tolero tus obsesiones, hasta las aliento, por unmotivo, salvan vidasru Итальянские, немецкие и французские архитекторы работали вместе с талантливыми русскими зодчими над созданием города, который в «Британской энциклопедии» называется «одним из самых величественных и гармоничных городов Европы».
jw2019es Fomentar la participación en programas reconocidos de aseguramiento de la calidad certificados de manera independiente mediante el pago de los costes de inspección y certificación por parte de terceros correspondientes a los programas de aseguramiento de la calidad, en el ámbito de los parámetros del artículo #, apartado #, letra f), del Reglamento (CE) no #/# de la Comisiónru.glosbe.com
Список испанских архитекторов — это… Что такое Список испанских архитекторов?
Следующий список содержит архитекторов которые творили на территории Испании. (Они не обязательно являются испанцами по этнографическому признаку, а архитекторами внесшими вклад в архитектуру Испании).
А
- Висенте Асеро (1680—1739) — испанский архитектор в стиле испанского барокко. Строил соборы Гранады, Гуадиса, Кадиса и Малаги.
- Хуан Баутиста Антонелли
- Мартин-де Альдеуэла (5 ноября 1729 — 7 сентября 1802) — испанский архитектор, построил водопровод в Сан-Тельмо.
- Антонио Лопеса Агуадо
- Жозе Мануэль Аизпуруа
- Хосе Мария де Аизпуруа
- Хуан-де-Алава
- Мартин-де-Альдеуэла (1729—1802)
- Мартин-де-Андуджар Кантос (1602 -?)
- Хуан Баутиста Антонелли (1550—1616)
- Клаудио де Арсиниега (1520—1593)
- Эмилио Родригес Айюсо
Б
- Альберто Кампо Баеза (род. 1946, Вальядолид) — испанский архитектор, лауреат первой премии для испанского павильона на биеннале в Венеции (2000), премии Биеннале де Майами (2000) и премии COAM (2002) для дома Блас, COAB премии (2003).
- Херонимо Балбас (18 век)
- Хосе Банус
- Франсиско Бесерра (ок. 1545—1605)
- Франсеск Беренгер Местрес (1866—1914)
- Алонсо Берругете Алонсо Гонсалес де Берругете (исп. Alonso Berruguete, 1488, Паредес-де-Нава, провинция Паленсия — 1561, Толедо) — испанский скульптор, живописец-маньерист и архитектор испанского Возрождения.
- Рикардо Бофиль (также Бофилл исп. Ricardo Bofill Leví; род. 5 декабря 1939, Барселона) — испанский архитектор, который черпает вдохновение для своих масштабных постмодернистских проектов в идеях мастеров классицизма — Палладио, Мансара и Леду.
- Жауме Бускетс (1904—1968)
- Бартоломе Бустаманте
- Сезар Мартинел Брюне
- Исидре Пуч Боада
В
Г
Д
- Хосеп Мария Джуджол (1879—1949)
Ж
- Андрес Жак (род. 1971)
З
- Алехандро Заера (род. 1963)
- Секундино Зуазо (1887—1971)
К
- Сантьяго Калатрава (исп. Santiago Calatrava Valls, род. 28 июля 1951) — испанский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек в разных странах мира. Его эстетику иногда определяют как «био-тек».
- Феликс Кандела (1910—1997)
- Алонсо Кано (1601—1667)
- Антони Бонет Кастеллана
- Елой Келая
- Мария Роза Кепбепа
- Хосеп Торрес Клайв
- Хосеп Антони Кодерч (1913—1984)
- Симона де Колония (?-1511)
- Алонсо де Коваррубиас
- Франсиско-де-Куба
- Хосеп Пуч Кадафалч
- Джоан Маргарит Косарнау
- Мартин-де-Андужар Кантос (1602-?) — испанский архитектор и скульптор. Жил на острове Тенериф. Учился у Хуана Мартинеса Монтаньеса. Среди его учеников: Блас Гарсия Равело.
Л
- Хоакин Лабаэн
- Антонио Ламела
- Хулио Кано Лассо (1920—1996)
- Еуфрасиоо Лопес де Рохас (17 век)
М
- Педро Мачука (исп. Pedro Machuca) (около 1485, Толедо — 1550, Гранада) — испанский художник и архитектор XVI века, один из первых представителей маньеризма в Испании.
- Сесар Манрике (1919—1992)
- Луис Доменек Монтанер (1850—1923)
- Хусто Гальего Мартинес (род. 1925) — испанец, бывший монах, который строит свой собственный собор в испанской деревне Мехорада дель Кампо, в 20 км от Мадрида.
- Фернандо Гарсия Мерсадаль
- Энрик Мираллес (1955—2000)
- Рафаэль Монео (исп. José Rafael Moneo Vallés; род. 9 мая 1937, Тудела) — испанский архитектор.
- Беренгер де Монтагут
- Карлос Моралес Кинтана
- Адольфо Моран
- Альберто Де ла Мадре Диос (1575, Сантандер, Кантабрия — 27 декабря 1635) — испанский архитектор, сын дворянина Херонимо де ла Пуебла и Исабель де Кос. Принадлежал к ордену Кармелитов.
Н
О
- Франсиско Хавьер Саенс де Оиза (1918—2000)
- Хоакин Отаменди
П
- Альберто Паласио
- Антонио Паласиос (1874—1945)
- Карме Пинос
- Хавьер Гомес Пиоз
- Сальвадор Валерий Пупурулл
Р
- Диего де Рианьйо
- Педро де Рибера
- Вентура Родригес
- Гинер Бернардо де-лос-Риос (1888—1970)
С
- Энрик Санье
- Хосеп Луис Серт (1902—1983)
- Диего Силое (1490—1563) — испанский архитектор и скульптор эпохи Возрождения, родоначальник Гранаданской скульптурной школы. Работал в основном в Андалусии.
- Алехандро де ла Сота (1913—1996)
- Луис Гутьеррес Сото (1890—1977)
Т
- Тиода
- Хуан Баутиста де Толедо
- Мануэль Толса
- Диего Томе
- Нарциско Томе
- Эдуардо Торроджа
Ф
Х
- Родриго де Гиль Хонтаньён (1500—1577)
- Хуан Гиль де Хонтаньён (1480—1526)
- Франциско Хареньо
- Фернандо Хигуерас (1930—2008)
Ч
Ш
- Каста Фернандес-Шоу (1896—1978)
Э
dic.academic.ru
зодчий — с русского на испанский
ЗОДЧИЙ — Акад. А. И. Соболевский предполагал, что слово зодчий вошло в русский литературный язык в период второго югославянского влияния, т. е. не ранее конца XIV начала XV в. Это слово родственно словам здание, здати, созидати, и, по мнению А. И.… … История слов
Зодчий — журнал по вопросам архитектуры и строительства Петербургского общества архитекторов (с 1924 Ленинградского общества архитекторов). Выходил в 1872 1917 и 1924 (в 1872 1901 ежемесячно, в 1902 1917 еженедельно, в 1924 вышел 1 номер). Редакция… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
«Зодчий» — «Зодчий», журнал по вопросам архитектуры и строительства Петербургского общества архитекторов (с 1924 Ленинградского общества архитекторов). Выходил в 18721917 и 1924 (в 18721901 ежемесячно, в 19021917 еженедельно, в 1924 вышел… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
зодчий — архитектор Словарь русских синонимов. зодчий см. архитектор Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЗОДЧИЙ — ЗОДЧИЙ, зодчего, муж. (книжн. устар.). Архитектор. Улица зодчего Росси (в Ленинграде). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗОДЧИЙ — ЗОДЧИЙ, его, муж. То же, что архитектор. Шедевры старых зодчих. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Зодчий — иллюстрированный журнал по вопросам архитектуры и строительства. Издавался Петербургским обществом архитекторов в 1872 1917 и в 1924 (1 выпуск). Имел несколько приложений. Публиковал материалы по современной архитектуре и строительному… … Художественная энциклопедия
зодчий — , его, м. ** Великий Зодчий. патет. О И.В.Сталине. ◘ Нашей отчизны Великий Зодчий стал полководцем в тревожный час (Н.Рыленков. Солдаты Сталина). Нов. мир, 1946, № 4 5, 2 … Толковый словарь языка Совдепии
ЗОДЧИЙ — Великий Зодчий. Публ. Патет. О И. В. Сталине. Вайскопф 2001, 365 … Большой словарь русских поговорок
Зодчий — древнерусское, восточнославянское укр. зодчий, белорус. зодчы, образовано с помощью суффикса ЧИЙ от зедати строить, производного от существительного зед глина, стена из камня. В древнерусском языке (XII в.) существительное ЗЪДЪЧИЙ наряду со… … Архитектурный словарь
зодчий — ЗОДЧИЙ, его, м Книжн. То же, что архитектор. Было заметно, что при постройке его [дома] зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина (Г.) … Толковый словарь русских существительных
translate.academic.ru
ЗОДЧИЙ — с русского на испанский
ЗОДЧИЙ — Акад. А. И. Соболевский предполагал, что слово зодчий вошло в русский литературный язык в период второго югославянского влияния, т. е. не ранее конца XIV начала XV в. Это слово родственно словам здание, здати, созидати, и, по мнению А. И.… … История слов
Зодчий — журнал по вопросам архитектуры и строительства Петербургского общества архитекторов (с 1924 Ленинградского общества архитекторов). Выходил в 1872 1917 и 1924 (в 1872 1901 ежемесячно, в 1902 1917 еженедельно, в 1924 вышел 1 номер). Редакция… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
«Зодчий» — «Зодчий», журнал по вопросам архитектуры и строительства Петербургского общества архитекторов (с 1924 Ленинградского общества архитекторов). Выходил в 18721917 и 1924 (в 18721901 ежемесячно, в 19021917 еженедельно, в 1924 вышел… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
зодчий — архитектор Словарь русских синонимов. зодчий см. архитектор Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ЗОДЧИЙ — ЗОДЧИЙ, зодчего, муж. (книжн. устар.). Архитектор. Улица зодчего Росси (в Ленинграде). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗОДЧИЙ — ЗОДЧИЙ, его, муж. То же, что архитектор. Шедевры старых зодчих. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Зодчий — иллюстрированный журнал по вопросам архитектуры и строительства. Издавался Петербургским обществом архитекторов в 1872 1917 и в 1924 (1 выпуск). Имел несколько приложений. Публиковал материалы по современной архитектуре и строительному… … Художественная энциклопедия
зодчий — , его, м. ** Великий Зодчий. патет. О И.В.Сталине. ◘ Нашей отчизны Великий Зодчий стал полководцем в тревожный час (Н.Рыленков. Солдаты Сталина). Нов. мир, 1946, № 4 5, 2 … Толковый словарь языка Совдепии
ЗОДЧИЙ — Великий Зодчий. Публ. Патет. О И. В. Сталине. Вайскопф 2001, 365 … Большой словарь русских поговорок
Зодчий — древнерусское, восточнославянское укр. зодчий, белорус. зодчы, образовано с помощью суффикса ЧИЙ от зедати строить, производного от существительного зед глина, стена из камня. В древнерусском языке (XII в.) существительное ЗЪДЪЧИЙ наряду со… … Архитектурный словарь
зодчий — ЗОДЧИЙ, его, м Книжн. То же, что архитектор. Было заметно, что при постройке его [дома] зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина (Г.) … Толковый словарь русских существительных
translate.academic.ru