Основная религия израиля – Религия в Израиле — Википедия

Содержание

Религия в Израиле — Википедия

Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве «национального очага» для всего еврейского народа и определяется в Декларации независимости как «еврейское государство»[1]. Закон о возвращении Государства Израиль даёт право всем евреям, детям евреев и внукам евреев получить гражданство Израиля[2]. При этом право репатриации в Израиль не распространяется на галахических евреев, принявших иную религию, кроме иудаизма[3].

В то же время Израиль — демократическое государство, где, наряду с евреями, равные юридические права имеют и все прочие религиозные и этнические группы: арабы-мусульмане, арабы-христиане, армяне, друзы, бедуины, самаритяне и др.

Государственно-правовое регулирование и роль религии в системе права Израиля[править | править код]

В Израиле формально нет государственной религии, но религия и не отделена от государства. Статус иудаизма в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и её роли в обществе. Тем не менее, большинство населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.

Специалисты сходятся во мнении, что Израиль, с одной стороны, не является теократическим государством, но, с другой стороны, он также не является страной, где религия отделена от государства; часть исследователей склонна видеть «нечто вроде официальной религии» (имея в виду иудаизм) и некое подобие официальной религиозной организации в лице ортодоксального раввината. Другая часть, наоборот, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, поскольку государство не обязывает граждан соблюдать религиозные нормы, а министерство по делам религий курирует все конфессии, говорить о наличии в стране официальной религии оснований нет

[4]. Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости. Однако полного отделения государства от религии нет, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом[4][5].

Ни одна из религий в Израиле не имеет преимущественного статуса. Отсутствие отделения религии от государства унаследовано правовой системой от системы права британского мандата и следует британской традиции[6].

Так, сфера семейного права (браки, разводы и связанные с ними вопросы) находятся в юрисдикции религиозных судов в соответствии с правом эпохи мандата. Согласно 9-му пункту Мандата Лиги Наций Великобритании: «Должны полностью гарантироваться уважение персонального статуса различных народов и общин и их религиозных интересов». Согласно п. 51 «Речи Короля в Тайном Совете»

[когда?], право в вопросах личного статуса — это религиозное право тех общин, к которым принадлежат супруги, и судебные полномочия по этим вопросам переданы религиозным судам общин. По законам, принятым Кнессетом, полномочия по вопросам личного статуса граждан Израиля зависят от их религиозной принадлежности. Принятый в 1953 году «Закон о полномочиях раввинских судов» устанавливает, что вопросы браков и разводов евреев в Израиле будут в исключительных судебных полномочиях раввинских судов, при этом «бракосочетания и разводы евреев в Израиле будут проводиться по законам Торы»
[6]
.

Сходным образом имеют полномочия в вопросах семейного права мусульманский, христианский и друзский религиозные суды[7]. Вместе с тем признаются заключённые гражданами Израиля за границей браки, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Как следствие, в Израиле не закреплена гражданская процедуры заключения браков, и из-за запретов, вытекающих из религиозного законодательства, право граждан Израиля на заключение брака ограниченно. В Израиле невозможно заключение брака, если его не признает одна из четырёх основных конфессий; в частности, невозможно заключение брака между представителями разных конфессиональных групп. Единственное исключение введено с 2010 года, когда понятие гражданского брака было закреплено законом для брака между лицами, не относящихся к традиционным для Израиля конфессиям

[8]. Значительные группы граждан не имеют возможности заключить брак в Израиле. В частности, многие репатрианты из стран бывшего СССР, не являющиеся евреями по Галахе, могут заключить брак в Израиле, только если они перейдут в еврейство, пройдя гиюр, либо официально примут иную религию. Такое положение дел является нарушением свободы совести и вероисповедания[9]. В то же время стоит отметить, что ограничения на возможность заключить брак фактически не зависят от отношения к религии. Так, неверующие и не соблюдающие заповеди евреи по Галахе могут заключить брак по еврейскому религиозному закону.

По мнению российских исследователей конституционного права, «пока все вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, находятся в ведении судов религиозных общин, проявление дискриминации на религиозной почве неизбежно. Наличие системы религиозных судов и отсутствие института гражданского брака способствуют сохранению в израильском обществе различных этнических и конфессиональных групп, полное равенство которых перед законом обеспечить практически невозможно»[10]. Существуют постановления Верховного суда Израиля, критикующие отдельные аспекты религиозного брачно-семейного права, поскольку он считает эти его нормы нарушающими права человека

[4].

Согласно Закону о регистре населения 1965 года, в удостоверение личности заносились сведения о вероисповедании и национальности[11]. Начиная с 2002 года в удостоверениях личности национальность и религиозная принадлежность не указываются. Это изменение было сделано непосредственно после того, как Верховный Суд Израиля постановил записывать евреями в удостоверение личности лиц, прошедших консервативный и реформистский гиюр (ранее таким правом обладали только люди, прошедшие ортодоксальный гиюр). Это вызвало протест религиозных партий, которые не признают консервативный и реформистский гиюр. В результате депутатом от партии Авода Аврумом Бургом было предложено компромиссное решение удалить графу «национальность» из удостоверения личности вообще. Тем не менее, во внутренних реестрах израильского МВД национальность каждого гражданина по-прежнему указывается

[12][13]. На 2009 год у граждан — евреев по Галахе, в отличие от остального населения, во внутреннем паспорте указана дата рождения по еврейскому календарю. В результате каждый человек, просматривающий паспорт, может определить, является ли гражданин евреем по Галахе или нет[14][уточнить].

Согласно К. Светловой, до недавнего времени репатрианты еврейского происхождения, скрывшие при получении гражданства факт их принадлежности к другой религии, либо перешедшие в христианство после получения гражданства, лишались израильского гражданства

[3]. Согласно социологу А. Синельникову, лишение гражданства еврея, крестившегося уже в Израиле, невозможно[15][уточнить].

С основанием Израиля для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Под юрисдикцией религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (вопросы семейного права, а также погребение). В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра. Существуют вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (ивр. ‏בית משפט גבוה לצדק‏‎, БАГАЦ). Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты. В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов. Около ста даянов заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы. В функции религиозных советов входит: устройство и содержание микве, оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над кашрутом в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ (Хевра кадиша) и т. п.

Существенная особенность правовой системы государства — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву[10]. Когда суду необходимо принять решение по какому-либо вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.). Профессор М. Н. Марченко полагает: «Иудейское право зачастую рассматривается не просто как обычная составная часть, а как подсистема израильского семейного, а также всего израильского права. Причём не только и даже не столько как органически связанная и взаимодействующая с ней, сколько как весьма противоречивая, а нередк

ru.wikipedia.org

Какая религия в Израиле преобладает? :: SYL.ru

Появившийся на политической карте мира лишь в 1949 году Израиль является одним из самых молодых государств на нашей планете. Вместе с тем древние традиции, хранимые евреями во всем мире, с созданием нового государства обрели новое развитие. Какая религия преобладает в Израиле? Имеет ли она статус государственной? Какие еще религии исповедуют жители Израиля? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Иудаизм в Израиле

Формально иудаизм не признан государственной религией станы, но большинство израильтян, отвечая на вопрос, какая религия в Израиле преобладает, отвечают: «Иудаизм».

Эта религия наложила отпечаток на все сферы жизни страны. Практически все заведения питания подают своим гостям кошерную пищу. Суббота — официальный выходной день, когда не только не работают большинство магазинов, кафе, ресторанов, но и не производятся пассажирские перевозки. Во многих регионах страны можно встретить ультраортодоксальных иудеев: их жизненный уклад почти не отличается от того, который был типичен для их предков в Европе XIX века.

Для большинства исследователей совершенно очевиден ответ на вопрос, какая вера и религия в Израиле преобладает. Конечно же, это иудаизм. Подавляющее число верующих иудеев являются ортодоксами. Еврейских протестантов и реформатских иудеев немного, хотя и они обладают влиянием в государстве и обществе.

Довольно сильны в иудаизме межконфессиональные различия, а потому религиозный сионист, облаченный в вязаную кипу, в ультраортодоксальном квартале может попасть в серьезные неприятности, если местные жители сочтут, что он с недостаточным уважением относится к еврейским традициям. Следует отметить, что во время военных действий все жители страны объединяются, что, бесспорно, является заслугой иудаизма.

Эта религия проповедует десять основных заповедей:

  • запрет на изображение Бога;
  • единобожие;
  • почитание родителей;
  • запрет на произношение понапрасну имени Бога;
  • запрет на воровство;
  • запрет на убийство;
  • запрет на прелюбодеяния;
  • запрет на лжесвидетельства;
  • запрет на желание чего-то чужого;
  • требование соблюдения Шаббата.

Чтобы понять, какую религию исповедуют евреи Израиля, необходимо оговориться, что по канонам иудаизма любой человек вправе выбирать между добром и злом, но при этом именно он должен быть в ответе за свои поступки. Интересно, что иудаизм не преследует цели привлечения в свои ряды новых последователей, которые на данный момент исповедуют другие религии. Процедура принятия в иудаизм не еврея – гиюр – чрезвычайно сложна и сопряжена с соблюдением особых требований: серьезного изучения Торы, а также способности применения изложенного в ней в обыденной жизни.

Религиозные практики

Религиозными лидерами еврейской общины Израиля являются раввины. В еврейском законе они рукоположены. Зачастую это люди с учеными степенями. Органом раввинов является главный раввинат, который проповедует законы религии, которым евреи подчиняются беспрекословно.

Молятся евреи в синагогах. По традиции мужчины здесь сидят перед женщинами, которые располагаются за их спинами, за особой перегородкой либо на балконе. Рош а-Шана (Новый год), приходится на сентябрь или октябрь. Евреи в течение двух дней посещают синагогу, слушают чтения Торы. Интересно, что и сегодня верующие евреи всего мира, совершая молитвы, поворачиваются к Израилю лицом, а евреи, которые находятся в Израиле, — к Иерусалиму. Верующие же, находящиеся в Иерусалиме, обращают свои молитвы к Храмовой горе.

Древние пророчества предсказывают, что Мессия (Машиах) на Храмовой горе построит Третий храм, который в итоге станет центром для евреев и всего человечества.

Другие религии страны: христианство

Выясняя, какая религия в Израиле преобладает, нельзя не упомянуть о христианстве, которое оказало сильнейшее влияние на государство. Долгое время эту землю делили и отвоевывали крестоносцы и мусульмане — воины-сарацины. Здесь были проложены торговые пути, которые способствовали смешению культур, языков и религий.

По официальной статистике, христиан в стране немного – 2% от общего населения. Христианство в стране представлено в основном католиками, ортодоксами и маронитами. Православие республики представляет греко-православная церковь, которую возглавляет патриарх Иерусалимский. Кроме того, имеют свои представительства румынская, русская и американская православные церкви. Очень мало в Израиле протестантов: их представляет лишь евангелическая епископальная церковь с двумя тысячами прихожан и лютеранская церковь (приход насчитывает не более тысячи человек).

В Иерусалиме есть и армянская церковь. Армянская община на сегодняшний день насчитывает около двух тысяч человек. На территории всей страны имеются христианские храмы, относящиеся к различным конфессиям, в том числе известный во всем мире храм Гроба Господня (Иерусалим).

Мусульманство

Мы выяснили, какую религию проповедуют евреи Израиля, а как обстоит дело с другими жителями страны? Подавляющее число арабов, проживающих в этом молодом государстве, исповедуют мусульманство. Но и среди них встречаются люди, придерживающиеся христианской веры.

Арабы имеют в Израиле свои магазины, школы для детей, а также предприятия общественного питания. Поразительно, но в Иерусалиме, к примеру, невозможно встретить араба среди иудеев, и наоборот. Языкового барьера между ними не существует: большинство мусульман прекрасно владеют английским и местными языками. Мусульманство в Израиле в основном представлено суннитами. Основными религиозными деятелями мусульманской общины являются муэдзины, которые в совершенстве владеют писанием Корана и осуществляют призыв к молитве в мечети.

Бахаизм

Какая религия у евреев Израиля считается самой молодой? Это бахаизм, история которого немногим более 100 лет. Как и все молодые религии, она претендует на мировое господство, поскольку заявляет о величии своих задач и гуманности целей.

Бахаисты являются приверженцами общечеловеческих ценностей и духовного единения всех жителей нашей планеты. У бахаи есть свой духовный лидер — Баб, и даже свой пророк — Бахаулла. Долгое время после смерти останки Баба не могли обрести покоя. Его мощи в течение 60 лет его адепты тайно перевозили с места на место, пока они были окончательно захоронены в Хайфе, на горе Кармель.

Во многих мусульманских странах сторонники бахаизма считаются вероотступниками. Иначе дело обстоит в Израиле: какая религия вам ближе, должен решить каждый человек самостоятельно. Именно поэтому ежегодно Хайфу посещают тысячи адептов новой религии.

Религиозные святыни Израиля

Мы рассказали, какие религии в Израиле исповедуют. Пришло время ознакомиться со святынями, принадлежащими каждой их них. Религиозными центрами страны являются пять городов: Вифлеем, Иерусалим, Цфат, Хеврон, Тверия.

Иудейские святыни: Храмовая гора

Высота горы — 774 метра над уровнем моря. Ее вершина обнесена высокими стенами и представляет собой прямоугольную площадь, высящуюся над остальными частями Иерусалима. Это священное место для представителей иудаизма. Они считают, что на это место Господь положил «эвен ха-штия» — краеугольный камень мироздания, камень основания. Храмовую гору отождествляют с горой Мориа. По преданиям, именно на ней Бог велел Аврааму принести в жертву Исаака — его единственного сына.

Пещера Махпела

Здесь захоронены святые Исаак, Иаков, Авраам и их жены — Лия, Сарра и Ревекка. Это место второе по значимости для иудеев после Храмовой горы. Является местом поклонения христиан и мусульман.

Гробница Рахили

На протяжении многих столетий сюда стекаются паломники из разных стран. Сюда стремятся попасть не только иудеи, но и христиане, и мусульмане.

Стена плача

Это в действительности остатки иудейского храма, который разрушили римляне в 70 году н.э., является одним из самых почитаемых мест для евреев всего мира. Существуют отдельные участки стены для женщин и мужчин. Нередко люди пишут на бумаге свои молитвы и просьбы к Господу и складывают их между камнями.

Христианские святыни

Паломники со всего мира ежегодно прибывают к церкви Гроба Господня, расположенной в Иерусалиме. Кроме того, здесь бывают и многочисленные туристы.

Храм Рождества Христова

Одна из двух главных христианских святынь Израиля. Наряду с храмом Гроба Господня этот храм ежегодно является местом паломничества христиан со всего мира.

Каср аль-Яхуд

Каждый год сюда прибывают тысячи верующих. Они принимают участие в праздновании Крещения Господня на реке Иордан.

Мусульманские святыни: Купол Скалы

Мусульмане уверены, что эта скала стала камнем мироздания. Они считают, что именно отсюда Господь и начал сотворение мира.

Аль-Акса

Это третья после мечети Аль-Харам (Мекка) и мечети Пророка (Медина) святыня мусульман. Ее посещают все приверженцы этой веры, прибывающие в страну.

Святыни Бахаи: всемирный центр

На склонах горы Кармель в Хайфе находятся «Сады Бахаи». В их состав входит и усыпальница Баба, которую жители называют храмом Бахаи.

Бахайский парк

Это святое место для представителей веры Бахаи. В самом центре парка располагается храм-мавзолей, в нем находится могила Бахауллы, который был основателем и пророком этой веры.

Надеемся, что, прочитав статью, вы сможете ответить на вопрос, какая религия в Израиле преобладает. Если представится такая возможность, посетите эту удивительную страну, чтобы увидеть ее уникальные достопримечательности, в том числе и культовые.

www.syl.ru

Какая религия в Израиле

Государство, расположенное на территории Юго-Западной Азии, называется Израиль. По данным на прошлый год (2013) его население составляло 8,08 миллионов человек, а территория – 22072 кв.км. Соответственно этим показателям, Израиль занимает 97 место в мире по числу населения и замыкает 200 место по территории, которая ему принадлежит.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 337
Источник: https://liliya-travel.ru/izrail/drugie-stati/kakaya-religiya-i-vera-v-izraile.html

Иерусалим

Несмотря на то, что все города государства по-своему красивы и интересны с точки зрения истории и религии, столицей государства является город Иерусалим. Он не имеет таких небоскребов, как Тель-Авив, но на его территории расположен Старый Город. Это памятник христианства и иудаизма, святое место для миллионов жителей планеты. Иерусалим производит на туристов и путешественников неизгладимое впечатление. С утра звучат колокола вперемежку с шумом звучного и современного города. Но современность (дорогие отели и рестораны, бары и кафешки) причудливым образом сочетается с достопримечательностями – памятниками, которые помнят еще шаги Создателя.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 660
Источник: https://liliya-travel.ru/izrail/drugie-stati/kakaya-religiya-i-vera-v-izraile.html

Иудаизм

Иудаизм (от др. евр. яхудут — жители древней Иудеи) – одна из старейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время. Иудаизм – это слово довольно часто употребляют для обозначений еврейской культуры и религии.

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ — II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа.

Главной святыней иудаизма считается Ковчег Завета (или Ковчег Союза), который находится в центре Храма, построенного в самом центре Иерусалима. По преданиям, центром мира был Эрец Исраэль, а в центре Эрец Исраэль находился Иерусалим. Надо добавить то, что перед Ковчегом Завета стоит краеугольный камень мира.

Иудаизм, как правило, передают по материнской линии. Другой способ стать иудеем – это путь гиюра, когда человек с другой верой, религией переходит в иудаизм.

Танаха — Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет).

Главной книгой верующих евреев является Святая Тора. Она состоит из ТаНаХа и Талмуда.

ТаНаХ или «Письменная Тора» состоит из следующих книг:
1. Пятикнижие Моисея: книги Берешит («В начале», христианское наименование «Бытие»), Шмот («Имена», христ. «Исход»), Вайикра («И воззвал», христ. «Левит»), Бемидбар («В пустыне», христ. «Числа») и Дварим («Слова», христ. «Второзаконие»), 2. Книги Пророков (Невиим)
3. Книги Писания (Кетувим).

Талмуд, вторую священную книгу иудаизма, составляют Мишна («Толкование» — свод правил и устных преданий) и Гмара ( к священным текстам). Талмуд имеет две редакции, получившие название «Иерусалимский» и «Вавилонский» Талмуд.

В период изгнания в иудаизме получили развитие мистические школы, известные под общим названием Каббала. Один из самых известных и влиятельных центров этого учения сформировался в XVI в. в галилейском городе Цфат под руководством раввина Ицхака Лурия, или Ари (1536-1572 гг.). Каббалисты стремилась постичь сокровенный смысл Торы и других книг Священного Писания, заключающих в себе символическое описание всех Божественных процессов. Главное книга каббалистов — «Зоар» («Сияние») – почитается ими наравне с Торой и Талмудом.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2281
Источник: https://kailash.ru/israel-info/1695.html

В Израиле формально нет государственной религии

Государство Израиль основано, в первую очередь, как «национальны очаг» для всего еврейского народа, поэтому в Декларации независимости оно определено как «еврейское государство». Согласно закону, о возвращении Государство Израиль предоставляет право гражданства всем евреям, детям евреев и внукам евреев получить гражданство Израиля. Галахические евреи, принявшие иную религию, кроме иудаизма, права на репатриацию в Израиль не имеют.

Оригинал Декларации независимости Израиля. Декларация независимости гарантирует свободу вероисповедания. Фото: upload.wikimedia.org

При этом необходимо отметить, что Израиль — демократическое государство и здесь, прочие этнические и религиозные группы имеют равные юридические права, наряду с евреями. Формально в Израиле отсутствует государственная религия, но при этом она не отделена от государства.

Вера исповедания в Израиле таким образом, как бы обладают равным статусом, так как статус иудаизма в стране законодательно не оформлен. При этом для Государства Израиль характерна поддержка большинством населения сохранения в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.

Формально в Израиле нет официальной религии, при этом неформально первенствует иудаизм.

Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости, при этом государство и религия полностью друг от друга не отделяются, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом. В Израиле нет официальной религии, поэтому ни одна из религий не имеет преимущественного статуса. Отсутствие отделения религии от государства унаследовано правовой системой от системы права британского мандата и следует британской традиции.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1815
Источник: https://hranitel.club/2180-vera-v-izraile

Устройство республики и его жители

Государственными языками страны являются иврит и арабский. По своему государственному устройству Израиль – это унитарная страна, демократическая республика. Отметим, что Израиль сложно назвать развивающейся страной. Это государство с высоким уровнем жизни среди стран Ближнего Востока. Но не только среди них, но и среди многих стран мировой арены. Декларация независимости

newsu.ru

Какая религия и вера в Израиле?

Государство, расположенное на территории Юго-Западной Азии, называется Израиль. По данным на прошлый год (2013) его население составляло 8,08 миллионов человек, а территория – 22072 кв.км. Соответственно этим показателям, Израиль занимает 97 место в мире по числу населения и замыкает 200 место по территории, которая ему принадлежит.

Иерусалим

Несмотря на то, что все города государства по-своему красивы и интересны с точки зрения истории и религии, столицей государства является город Иерусалим. Он не имеет таких небоскребов, как Тель-Авив, но на его территории расположен Старый Город. Это памятник христианства и иудаизма, святое место для миллионов жителей планеты. Иерусалим производит на туристов и путешественников неизгладимое впечатление. С утра звучат колокола вперемежку с шумом звучного и современного города. Но современность (дорогие отели и рестораны, бары и кафешки) причудливым образом сочетается с достопримечательностями – памятниками, которые помнят еще шаги Создателя.

Устройство республики и его жители

Государственными языками страны являются иврит и арабский. По своему государственному устройству Израиль – это унитарная страна, демократическая республика. Отметим, что Израиль сложно назвать развивающейся страной. Это государство с высоким уровнем жизни среди стран Ближнего Востока. Но не только среди них, но и среди многих стран мировой арены. Декларация независимости гласит, что Израиль является еврейским государством. В то же время, страна выступает в качестве демократического многонационального государства, где вместе с евреями проживают и представители иных национальностей. Каждые из них имеют свою веру. Но наибольшую численность имеют арабы, которые по приблизительным подсчетам составляют 21% от общего числа населения. Остальное население рассредоточено следующим образом:

  • евреи – 75%;
  • арабы — 21%
  • прочее население – 4%.

Среди прочего населения выделяются такие, как христиане, бедуины, армяне, самаритяне и т.д.

Религия и вера республики. Иудеи

Какая вера в Израиле? Если посмотреть данные о проживающих на территории страны, то становится понятным, что основная религия страны – это иудаизм. Более половины населения страны свято чтит иудейские традиции, посещают синагоги и воздают молитвы Создателю. Более 25% проживающих на территории государства – это ортодоксы, которые известны своими крайними религиозными взглядами. Ортодоксы имеют в парламенте большинство голосов, принадлежащих партии под названием «ШАС». Отметим, что вера и государство, неотделимы в Израиле друг от друга.

Евреи свято чтут десять заповедей Создателя. Одна из них – это Единобожие, то есть религия запрещает изображать Господа, произносить его имя вслух и согласно заповедям, детей учат:

  • чтить своих родителей;
  • не убивать себе подобных;
  • не воровать;
  • не прелюбодействовать;
  • не лжесвидетельствовать;
  • строго соблюдать Шабат – седьмой день недели, когда евреи не работают (закрыты многие магазины в различных городах).

Согласно вере иудеев, они – тот народ, которого избрал сам Бог. Понимая такую ответственность, многие граждане свято чтут религиозные праздники. И это не пустые слова. Концепцией иудаизма выступает тот факт, что человек — это существо свободное в избрании между двумя силами, которые противоборствуют друг другу. Это добро и зло. Только человек несет полную ответственность за то, что совершил: за свои поступки, а также помыслы. Существуют специальные школы для ортодоксов, кроме того, они предпочитают жить уединенно, вдали от основных жителей. Они создают свои общины. Так как вера в государстве – это его престиж, то с самого раннего возраста в любой школе иудеев детям прививают любовь к вере и семейным, а также религиозным традициям. Учат правилам нравственности и морали. Система образования республики представлена несколькими видами религиозных учебных заведений среднего профиля:

  • школы для детей из очень верующих семей;
  • школы для детей из семей, соблюдающих традиции еврейского народа;
  • школы для детей – из семей ортодоксов.

Школы для детей из ортодоксальных семей имеют собственное наименование – «ешивы». Они работают и обучают детей по программам специального содержания и школьники находятся как-бы на особенном положении. Дети семей ортодоксов не проходят обязательную воинскую службу в ВС израильской республики и не могут работать в светских учреждениях страны. Правительство предпринимало неоднократные попытки демократизировать еврейское общество, тем не менее, результатов пока не наблюдается.

Мусульмане

Большинство арабов исповедуют мусульманство. Но встречаются и представители, которые придерживаются христианства. У арабов свои школы для детей и магазины, предприятия общественного питания. В Иерусалиме нигде не встретишь араба среди иудеев и наоборот. Каким — то непостижимым образом, город делится на определенные части, в каждой из которой вполне мирно уживаются и иудеи, и евреи. Кроме того, они стараются уважительно относиться друг к другу. Языкового барьера не существует: многие мусульмане прекрасно знают английский и местные языки. В основном, мусульманство в Израиле представлено суннитами.

Христиане

Если не брать во внимание тех людей, которые живут в республике на правах иностранцев (украинцы, русские), то ситуация с представителями христианской религии очень неоднозначна. Если обратить внимание на существующую статистику, то христиан в нем очень мало – 2% от общей численности населения. Какая вера в Израиле? Христианство представлено маронитами, католиками и ортодоксами. Православие республики представлено Греко-православной Церковью, а ее главной выступает Патриарх Иерусалимский. Кроме того, Русская и Американская, Румынская православные церкви имеют свои представительства на территории Старого Города. Протестантов в Израиле очень мало, они представлены только Евангелической епископальной церковью (более 2000 человек) и лютеранской церковью (приход более 1000 человек). В Старом Городе можно встретить и Армянскую церковь. Ее представители – армянская община, которая на сегодняшний день насчитывает в своем составе около 2000 человек.

Таким образом, территории Израиля – это существование (отметим, мирное существование) трех мировых религий: христианство, иудаизм и мусульманство.


liliya-travel.ru

Религия Израиля – какая религия в Израиле? — Superfb

Религия
Основная статья: Религия в Израиле

Стена плача и Храмовая гора, Иерусалим

Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве «национального очага» для всего еврейского народа и определяется в Декларации независимости как «еврейское государство» [5]. Закон о возвращении Государства Израиль даёт право всем евреям, а также людям имеющим еврейское происхождение, получить гражданство страны [412]. В то же время, Израиль — демократическое государство, где, наряду с евреями, равные права имеют и все прочие религиозные и этнические группы: арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины, самаритяне и др.

Согласно Израильскому Центральному Бюро статистики, на конец 2006 года 75,8 % израильтян являлись иудеями, 16,5 % — мусульманами, 2,1 % христианами, 1,7 % друзами и оставшиеся 4 % не были отнесены ни к какой конфессии [413].

Среди еврейского населения Израиля (5,49 млн. ) 25 % определяют себя как ортодоксальные евреи (из них 8 % определяют себя как харедим, а 17 % как «приверженцев современного ортодоксального иудаизма») , около 55 % соблюдают заповеди иудаизма частично и 20 % считают себя совсем нерелигиозными [414].

Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле. Израильские арабы, которые составляют 19,8 % от населения страны, в большинстве своём исповедуют ислам (82,6 %), 8,8 % из них являются христианами и 8,4 % друзами.

Христиане составляют 2,1 % от всего населения Израиля и состоят в основном из арабов и армян. Некоторая часть христиан — русские, приехавшие в качестве «членов семей евреев» , однако по статистике они относятся к 4 % «других» , то есть не отнесены ни к какой конфессии. Есть также незначительное число евреев, исповедующих «мессианский иудаизм» [415].

Всемирный Центр Бахаи, Хайфа

Представители других религиозных групп, включая буддистов и индуистов, также присутствуют в Израиле, хотя и в небольших количествах [416].

Иерусалим занимает особое место в сердцах иудеев, мусульман и христиан, поскольку именно там располагается большая часть религиозных святынь, таких как Стена Плача, Храмовая гора, мечеть Аль-Акса и Храм Гроба Господня. Другие места важных религиозных событий, находящиеся на территории Израиля: место рождения Иисуса, могила Праматери Рахили в Вифлееме, Пещера Патриархов в Хевроне и многие другие.

Административный центр Бахаистов и Гробница Баба находятся в Хайфе, а основатель религии похоронен в Акко. Однако, кроме штата служащих у бахаи нет общины в Израиле, хотя он и является местом их паломничества.

Иудаизм сильно повлиял на все сферы жизни в Израиле. Подавляющее большинство заведений питания подают кошерную пищу. Официальным выходным днем является суббота, и в этот день во многих местах не работают магазины, рестораны и даже система пассажирских перевозок. Во многих местах можно увидеть ультраортодоксальных иудеев, чей уклад жизни практически не отличается от того, который был принят среди их предков в Европе 19 века.

По всей стране иудаизм является преобладающим вероисповеданием, причем большая часть верующих иудеев – ортодоксы. Реформатских иудеев и прочих «еврейских протестантов» сравнительно немного, но и они имеют свое влияние в обществе и государстве. Межконфессиональные различия в иудаизме достаточно сильны, и в ультраортодоксальном квартале религиозный сионист в вязаной кипе может попасть в неприятности, если местным жителям покажется, что он относится к еврейским традициям с недостаточным уважением. Однако во время военных действий все израильтяне объединяются, что во многом является заслугой иудаизма.

Помимо иудаизма, огромный вклад в жизнь страны вносят традиции ислама. И, хотя ислам не слишком сильно влияет на общественную жизнь, восточный колорит заметен по всей стране: от весьма западных, по сути, Тель-Авива и Нетаньи до как будто сошедшего со страниц восточных сказок Иерусалима. В последнем проживает множество арабов и расположено несколько важных мусульманских святынь, в том числе одна из важнейших – мечеть Купол Скалы.

Христианство тоже не могло не оказать сильнейшего влияния на Израиль. Долгое время Землю Обетованную делили и отвоевывали друг у друга крестоносцы и мусульманские воины-сарацины, здесь проходили торговые пути, также способствовавшие смешению религий, культур и языков.

Повсеместно имеются христианские храмы разных конфессий, в том числе известнейший Храм Гроба Господня в Иерусалиме – место, где, по преданию, был похоронен после крестной казни основоположник христианства Иисус Христос. Огромное количество паломников из разных стран приезжают каждый год помолиться на Святой Земле.

Центром еще одной авраамической религии – бахаизма – является город Хайфа на севере Израиля. В отличие от мусульманских стран, где сторонники бахаизма преследуются как «вероотступники», Израиль относится к этой религии весьма терпимо, а Хайфу ежегодно посещают многотысячные толпы адептов молодой религии.


superfb.site

Религия в Израиле — это… Что такое Религия в Израиле?

Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве «национального очага» для всего еврейского народа и определяется в Декларации независимости как «еврейское государство»[1]. Закон о возвращении Государства Израиль даёт право всем евреям, а также людям имеющим еврейское происхождение, получить гражданство страны.[2] При этом, право репатриации в Израиль не распространяется на евреев или их родственников, исповедующих иную религию кроме иудаизма (за исключением лиц не придерживающихся ни одной религии)[3].

В то же время, Израиль — демократическое государство, где, наряду с евреями, равные юридические права имеют и все прочие религиозные и этнические группы: арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины, самаритяне и др.

Государственно-правовое регулирование и роль религии в системе права Израиля

В Израиле формально нет государственной религии, но она и не отделена от государства. Статус иудаизма в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и её роли в обществе. Тем не менее, большинство населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.

Специалисты сходятся во мнении, что Израиль, с одной стороны, не является теократическим государством, но, с другой стороны, он также не является страной, где религия отделена от государства; часть исследователей склонна видеть «нечто вроде официальной религии» (имея в виду иудаизм) и некое подобие официальной религиозной организации в лице ортодоксального раввината. Другая часть, наоборот, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, поскольку государство не обязывает граждан соблюдать религиозные нормы, а министерство по делам религий курирует все конфессии, говорить о наличии в стране официальной религии оснований нет[4].

Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости. Однако, полного отделения государства от религии нет, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом[4][5]. Существуют постановления Верховного суда Израиля, критикующие отдельные аспекты религиозного брачно-семейного права, поскольку он считает эти его нормы нарушающими права человека[4].

Так, многие репатрианты из стран бывшего СССР не являющиеся евреями по Галахе не могут вступить в Израиле в брак если они не перейдут в еврейство, пройдя гиюр или официально не примут иную религию. Гражданская процедура бракосочетания в Израиле отсутствует. Таким образом лица не придерживающиеся ни одной религии не имеют юридической возможности вступить в Израиле в брак . В то же время стоит отметить что не религиозных евреев по Галахе это правило не касается, так как они имеют право заключить брак по еврейскому религиозному закону. Бракосочетание между представителями разных конфессиональных групп в пределах Израиля так же юридически невозможно.

Согласно Закону о регистре населения 1965 года, в удостоверение личности заносились сведения о вероисповедании и национальности;[6]. Начиная с 2002 года в удостоверениях личности национальность и религиозная принадлежность не указываются. Это изменение было сделано непосредственно после того, как Верховный Суд Израиля постановил записывать евреями в удостоверение личности лиц, прошедших консервативный и реформистский гиюр (ранее таким правом обладали только люди прошедшие ортодоксальный гиюр). Это вызвало протест религиозных партий, которые не признают консервативный и реформистский гиюр. В результате депутатом от партии Авода Аврумом Бургом было предложено компромиссное решение удалить графу национальность из удостоверения личности вообще. Тем не менее во внутренних реестрах израильского МВД, национальность каждого гражданина по прежнему указывается.[7][8] . В настоящее время у граждан — евреев по Галахе, в отличие от остального населения, во внутреннем паспорте указана дата рождения по еврейскому календарю. В результате, каждый человек просматривающий паспорт может определить, является ли гражданин евреем по Галахе или нет[9].

До недавнего времени репатрианты еврейского происхождения, заявившие при получении гражданства о не принадлежности к христанской конфессии, а затем к ней открыто примкнувшие, лишались израильского гражданства[3].

Существенная особенность правовой системы государства — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву[10]. Когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.). Профессор М. Н. Марченко полагает: «Иудейское право зачастую рассматривается не просто как обычная составная часть, а как подсистема израильского семейного, а также всего израильского права. Причём — не только и даже не столько как органически связанная и взаимодействующая с ней, сколько как весьма противоречивая, а нередко — противодействующая ей и конфликтующая с ней система.»[11]

Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом статус-кво, сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу (Шаббат) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать квасное (хамец) в Песах; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство (см. Закон о возвращении).

С основанием Израиля для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Под юрисдикцией религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (брак, развод, погребение). В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (ивр. בית משפט גבוה לצדק‎, БАГАЦ).

Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты. В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов. Около ста даянов заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы. В функции религиозных советов входит: устройство и содержание микве, оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над кашрутом в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ (Хевра кадиша) и т. п.

По мнению российских исследователей конституционного права, «пока все вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, находятся в ведении судов религиозных общин, проявление дискриминации на религиозной почве неизбежно. Наличие системы религиозных судов и отсутствие института гражданского брака способствуют сохранению в израильском обществе различных этнических и конфессиональных групп, полное равенство которых перед законом обеспечить практически невозможно.»[10]

Статистические данные

Согласно Израильскому Центральному Бюро статистики[12], на конец 2010 года 75,41 % израильтян являлись иудеями, 17,17 % — мусульманами, 1,98 % — христианами, 1,65 % — друзами, и оставшиеся 3,79 % (главным образом лица еврейского происхождения, но не являющиеся евреями по материнской линии) не были отнесены ни к какой конфессии.

Среди еврейского населения Израиля (5,49 млн.) 25 % определяют себя как ортодоксальные иудеи (из них 8 % определяют себя как харедим, а 17 % как религиозные сионисты (близко к понятию «модерн ортодокс» в диаспоре), около 55 % соблюдают заповеди иудаизма частично и 20 % считают себя совсем нерелигиозными[13].

Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле. Израильские арабы, которые составляют 19,8 % от населения страны, в большинстве своём исповедуют ислам (82,6 %), 8,8 % из них являются христианами и 8,4 % друзами.

По сообщению Центрального статистического бюро Израиля, к концу 2012 года в Израиле постоянно проживали 154 500 христиан, составляющих 2% всего населения страны.(Без учёта иностранных рабочих, исповедующих христианство.) 80,4% израильских христиан — арабы, а остальные — члены семей репатриантов, прибывших в Израиль в рамках Закона о возвращении, и их дети, родившиеся уже в Израиле[14].

Есть также незначительное число евреев, исповедующих мессианский иудаизм.

Представители других религиозных групп, включая буддистов и индуистов, также присутствуют в Израиле, хотя и в небольших количествах[15].

Святые места

Земля Израиля является средоточием святых и памятных мест иудаизма и христианства.

Иерусалим занимает особое место в сердцах иудеев, мусульман и христиан. Здесь располагаются главные святыни иудаизма — Стена плача и Храмовая гора; христианства — Храм Гроба Господня; ислама — Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.

Другие места важных религиозных событий, находящиеся на территории Израиля:

  • Святые места иудаизма: Пещера Патриархов в Хевроне, где, по преданию, покоятся Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков и Лия; Могила праматери Рахили в Вифлиеме, гробница Иосифа в Шхеме. На склоне горы Кармель находится пещера Илии; в Иерусалиме, по преданию, — гробница царя Давида на горе Сион, пещера, в которой захоронены члены Синедриона, а также могила Симона Праведного. На горе Мерон в Галилее находится гробница Рабби Шимона бар Иохая, ежегодно посещаемая в Лаг ба-Омер сотнями тысяч молящихся. В Тверии находятся гробницы раббана Иоханана бен Заккая, рабби Акивы, рабби Меира Ба‘ал-ха-Нес, а также Маймонида. В Цфате похоронены великие каббалисты XVI века — Ари, р. Моше Кордоверо, р. Иосеф Каро и многие другие.
  • Административный центр бахаистов и Гробница Баба находятся в Хайфе, а основатель религии похоронен в Акко. Однако, кроме штата служащих у бахаи нет общины в Израиле, хотя он и является местом их паломничества. Это связано с тем, что бахаисты не проповедуют своё учение в Израиле или израильтянам за границей, если у них есть намерение вернуться в страну. Тем не менее, члены общины из администрации бахаи отвечают на вопросы, но без стимулирования интереса к религии. Книги по учению бахаи доступны в библиотеках Израиля[16][17].

См. также

Примечания

  1. Декларация независимости Израиля — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. The Law of Return. Knesset. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 14 августа 2007.
  3. 1 2 Крещенный Исраэль, или Православные на Святой земле
  4. 1 2 3 Конституционное право зарубежных стран. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, профессора М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1030.
  5. Религиозные свободы в мире по версии Государственного Департамента США 2007 года: Израиль и оккупированные территории
  6. Конституционное право зарубежных стран. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, профессора М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1032.
  7. Conversion issue still muddled after court ruling JESSICA STEINBERG. Jewish Telegraphic Agency
  8. Israel and the occupied territories International Religious Freedom Report. Государственный департамент США
  9. Как узнать национальность человека?
  10. 1 2 Конституционное право зарубежных стран. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, профессора М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1031.
  11. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. М., 2008, стр. 472.
  12. Central Bureau of Statistics 2010, Government of Israel Population, by religion and population group (PDF). Архивировано из первоисточника 23 июня 2012. Проверено 29 марта 2012.
  13. Elazar, Daniel J. Religion in Israel: A Consensus for Jewish Tradition. Jerusalem Center for Public Affairs. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 6 сентября 2007.
  14. Израильские христиане — Рождество 2011/2012
  15. National Population Estimates (pdf) 27. Central Bureau of Statistics. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 6 августа 2007.
  16. The Bahá’í World Centre: Focal Point for a Global Community. The Bahá’í International Community. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 2 июля 2007.
  17. Teaching the Faith in Israel  (англ.). Bahá’í Library Online (23-06-1995). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 7 июля 2008.

Ссылки

dic.academic.ru

Религия в Израиле Википедия

Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве «национального очага» для всего еврейского народа и определяется в Декларации независимости как «еврейское государство»[1]. Закон о возвращении Государства Израиль даёт право всем евреям, детям евреев и внукам евреев получить гражданство Израиля[2]. При этом право репатриации в Израиль не распространяется на галахических евреев, принявших иную религию, кроме иудаизма[3].

В то же время Израиль — демократическое государство, где, наряду с евреями, равные юридические права имеют и все прочие религиозные и этнические группы: арабы-мусульмане, арабы-христиане, армяне, друзы, бедуины, самаритяне и др.

Государственно-правовое регулирование и роль религии в системе права Израиля

В Израиле формально нет государственной религии, но религия и не отделена от государства. Статус иудаизма в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и её роли в обществе. Тем не менее, большинство населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.

Специалисты сходятся во мнении, что Израиль, с одной стороны, не является теократическим государством, но, с другой стороны, он также не является страной, где религия отделена от государства; часть исследователей склонна видеть «нечто вроде официальной религии» (имея в виду иудаизм) и некое подобие официальной религиозной организации в лице ортодоксального раввината. Другая часть, наоборот, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, поскольку государство не обязывает граждан соблюдать религиозные нормы, а министерство по делам религий курирует все конфессии, говорить о наличии в стране официальной религии оснований нет[4]. Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости. Однако полного отделения государства от религии нет, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом[4][5].

Ни одна из религий в Израиле не имеет преимущественного статуса. Отсутствие отделения религии от государства унаследовано правовой системой от системы права британского мандата и следует британской традиции[6].

Так, сфера семейного права (браки, разводы и связанные с ними вопросы) находятся в юрисдикции религиозных судов в соответствии с правом эпохи мандата. Согласно 9-му пункту Мандата Лиги Наций Великобритании: «Должны полностью гарантироваться уважение персонального статуса различных народов и общин и их религиозных интересов». Согласно п. 51 «Речи Короля в Тайном Совете»[когда?], право в вопросах личного статуса — это религиозное право тех общин, к которым принадлежат супруги, и судебные полномочия по этим вопросам переданы религиозным судам общин. По законам, принятым Кнессетом, полномочия по вопросам личного статуса граждан Израиля зависят от их религиозной принадлежности. Принятый в 1953 году «Закон о полномочиях раввинских судов» устанавливает, что вопросы браков и разводов евреев в Израиле будут в исключительных судебных полномочиях раввинских судов, при этом «бракосочетания и разводы евреев в Израиле будут проводиться по законам Торы»[6].

Сходным образом имеют полномочия в вопросах семейного права мусульманский, христианский и друзский религиозные суды[7]. Вместе с тем признаются заключённые гражданами Израиля за границей браки, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Как следствие, в Израиле не закреплена гражданская процедуры заключения браков, и из-за запретов, вытекающих из религиозного законодательства, право граждан Израиля на заключение брака ограниченно. В Израиле невозможно заключение брака, если его не признает одна из четырёх основных конфессий; в частности, невозможно заключение брака между представителями разных конфессиональных групп. Единственное исключение введено с 2010 года, когда понятие гражданского брака было закреплено законом для брака между лицами, не относящихся к традиционным для Израиля конфессиям[8]. Значительные группы граждан не имеют возможности заключить брак в Израиле. В частности, многие репатрианты из стран бывшего СССР, не являющиеся евреями по Галахе, могут заключить брак в Израиле, только если они перейдут в еврейство, пройдя гиюр, либо официально примут иную религию. Такое положение дел является нарушением свободы совести и вероисповедания[9]. В то же время стоит отметить, что ограничения на возможность заключить брак фактически не зависят от отношения к религии. Так, неверующие и не соблюдающие заповеди евреи по Галахе могут заключить брак по еврейскому религиозному закону.

По мнению российских исследователей конституционного права, «пока все вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, находятся в ведении судов религиозных общин, проявление дискриминации на религиозной почве неизбежно. Наличие системы религиозных судов и отсутствие института гражданского брака способствуют сохранению в израильском обществе различных этнических и конфессиональных групп, полное равенство которых перед законом обеспечить практически невозможно»[10]. Существуют постановления Верховного суда Израиля, критикующие отдельные аспекты религиозного брачно-семейного права, поскольку он считает эти его нормы нарушающими права человека[4].

Согласно Закону о регистре населения 1965 года, в удостоверение личности заносились сведения о вероисповедании и национальности[11]. Начиная с 2002 года в удостоверениях личности национальность и религиозная принадлежность не указываются. Это изменение было сделано непосредственно после того, как Верховный Суд Израиля постановил записывать евреями в удостоверение личности лиц, прошедших консервативный и реформистский гиюр (ранее таким правом обладали только люди, прошедшие ортодоксальный гиюр). Это вызвало протест религиозных партий, которые не признают консервативный и реформистский гиюр. В результате депутатом от партии Авода Аврумом Бургом было предложено компромиссное решение удалить графу «национальность» из удостоверения личности вообще. Тем не менее, во внутренних реестрах израильского МВД национальность каждого гражданина по-прежнему указывается[12][13]. На 2009 год у граждан — евреев по Галахе, в отличие от остального населения, во внутреннем паспорте указана дата рождения по еврейскому календарю. В результате каждый человек, просматривающий паспорт, может определить, является ли гражданин евреем по Галахе или нет[14][уточнить].

Согласно К. Светловой, до недавнего времени репатрианты еврейского происхождения, скрывшие при получении гражданства факт их принадлежности к другой религии, либо перешедшие в христианство после получения гражданства, лишались израильского гражданства[3]. Согласно социологу А. Синельникову, лишение гражданства еврея, крестившегося уже в Израиле, невозможно[15][уточнить].

С основанием Израиля для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Под юрисдикцией религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (вопросы семейного права, а также погребение). В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра. Существуют вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (ивр. ‏בית משפט גבוה לצדק‏‎, БАГАЦ). Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты. В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов. Около ста даянов заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы. В функции религиозных советов входит: устройство и содержание микве, оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над кашрутом в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ (Хевра кадиша) и т. п.

Существенная особенность правовой системы государства — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву[10]. Когда суду необходимо принять решение по какому-либо вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.). Профессор М. Н. Марченко полагает: «Иудейское право зачастую рассматривается не просто как обычная составная часть, а как подсистема израильского семейного, а также всего израильского права. Причём не только и даже не столько как органически связанная и взаимодействующая с ней, сколько как весьма противоречивая, а нередко — противодействующая ей и конфликтующая с ней система»[16].

Статистические данные

Согласно Израильскому Центральному Бюро статистики[17], на конец 2010 года 75,41 % израильтян являлись иудеями, 17,17 % — мусульманами, 1,98 % — христианами, 1,65 % — друзами, и оставшиеся 3,79 % (главным образом лица еврейского происхождения, но не являющиеся евреями по материнской линии) не были отнесены ни к какой конфессии.

Среди еврейского населения Израиля (5,49 млн.) 25 % определяют себя как ортодоксальные иудеи (из них 8 % определяют себя как харедим), а 17 % как религиозные сионисты (близко к понятию «модерн ортодокс» в диаспоре), около 55 % соблюдают заповеди иудаизма частично («масортим») и 20 % считают себя совсем нерелигиозными[18].

Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле. Израильские арабы, которые составляют 19,8 % населения страны, в большинстве своём исповедуют ислам (82,6 %), 8,8 % из них являются христианами и 8,4 % друзами.

Представители других религиозных групп, включая буддистов и индуистов, также присутствуют в Израиле, хотя и в небольшом количестве[19].

Христиане

По сообщению Центрального статистического бюро Израиля, к концу 2012 года в Израиле постоянно проживали 154 500 христиан, составляющих 2 % всего населения страны (без учёта иностранных рабочих, исповедующих христианство). 80,4 % израильских христиан — арабы, а остальные — члены семей репатриантов, прибывших в Израиль в рамках Закона о возвращении, и их дети, родившиеся уже в Израиле[20].

Католики (90 тыс.[21]) представляют крупнейшее направление христианства в Израиле. При этом около половины израильских католиков принадлежат к Мелькитской католической церкви.

Немало в стране протестантов (30 тыс.[21]). Крупнейшими протестантскими конфессиями являются мессианские евреи (9-12 тыс.[22]), пятидесятники (9 тыс.[23]) и баптисты (3 тыс.[24]).

Прихожанами православных и древних восточных церквей являются 30 тыс. верующих[21]. Большинство из них принадлежит к Иерусалимской православной церкви. Русская православная церковь насчитывает 2 тыс. верующих[22], однако их статус как членов религиозной общины не определён государством.

Святые места

Земля Израиля является средоточием святых и памятных мест иудаизма и христианства.

Иерусалим занимает особое место в сердцах иудеев, мусульман и христиан. Здесь располагаются главные святыни иудаизма — Стена плача и Храмовая гора; христианства — Храм Гроба Господня; ислама — Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.

Другие места важных религиозных событий, находящиеся на территории Израиля:

  • Святые места иудаизма: Пещера Патриархов в Хевроне, где, по преданию, покоятся Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков и Лия; Могила праматери Рахили в Вифлиеме, гробница Иосифа в Шхеме. На склоне горы Кармель находится пещера Илии; в Иерусалиме, по преданию, — гробница царя Давида на горе Сион, пещера, в которой захоронены члены Синедриона, а также могила Симона Праведного. На горе Мерон в Галилее находится гробница Рабби Шимона бар Иохая, ежегодно посещаемая в Лаг ба-Омер сотнями тысяч молящихся. В Тверии находятся гробницы раббана Иоханана бен Заккая, рабби Акивы, рабби Меира Ба’ал-ха-Нес, а также Маймонида. В Цфате похоронены великие каббалисты XVI века — Ари, р. Моше Кордоверо, р. Иосеф Каро и многие другие.
  • Административный центр бахаистов и Гробница Баба находятся в Хайфе, а основатель религии похоронен в Акко. Однако, кроме штата служащих, у бахаи нет общины в Израиле, хотя он и является местом их паломничества. Это связано с тем, что бахаисты не проповедуют своё учение в Израиле или израильтянам за границей, если у них есть намерение вернуться в страну. Тем не менее, члены общины из администрации бахаи отвечают на вопросы, но без стимулирования интереса к религии. Книги по учению бахаи доступны в библиотеках Израиля[25][26].

См. также

Примечания

  1. Декларация независимости Израиля — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. ↑ The Law of Return (неопр.). Knesset. Дата обращения 14 августа 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  3. 1 2 Крещенный Исраэль, или Православные на Святой земле
  4. 1 2 3 Конституционное право зарубежных стран. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, профессора М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1030.
  5. ↑ Религиозные свободы в мире по версии Государственного Департамента США 2007 года: Израиль и оккупированные территории
  6. 1 2 Израильское конституционное право — из Зеэв Фарбер. Еврей — кто он? Национальное и религиозное определение еврейства в прецедентах постановлений Верховного Суда Израиля. Издательство: «Мосты культуры» / «Гешарим», 2007 г. 512 стр. ISBN 9785932732526, ISBN 9785932732520 (ошибоч.)
  7. ↑ ЭЕЭ, Государство Израиль. Судебная система, религиозные суды
  8. ↑ Вступление в силу Закона о гражданском браке для нерелигиозных граждан
  9. ↑ Ури Регев, Михаль Села, Григорий Котляр. «Религия и политика в Израиле» Архивная копия от 23 июля 2013 на Wayback Machine // Иерусалим: Библиотека культурно-просветительского общества «Теэна», вып. 12, 1998. 15 стр.
  10. 1 2 Конституционное право зарубежных стран. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, профессора М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1031.
  11. Конституционное право зарубежных стран. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, профессора М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1032.
  12. ↑ Conversion issue still muddled after court ruling JESSICA STEINBERG. Jewish Telegraphic Agency
  13. ↑ Israel and the occupied territories International Religious Freedom Report. Государственный департамент США
  14. ↑ Как узнать национальность человека? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 8 октября 2019. Архивировано 17 ноября 2009 года.
  15. ↑ А. Синельников. Еврейство по только матери — путь в тупик Архивная копия от 30 сентября 2013 на Wayback Machine — «Диаспоры» (Москва), № 3 за 2004 год, стр. 101—124
  16. ↑ Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. М., 2008, стр. 472.
  17. Central Bureau of Statistics 2010, Government of Israel Population, by religion and population group (неопр.) (PDF). Дата обращения 29 марта 2012.
  18. Elazar, Daniel J. Religion in Israel: A Consensus for Jewish Tradition (неопр.). Jerusalem Center for Public Affairs. Дата обращения 6 сентября 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  19. ↑ National Population Estimates (неопр.) (pdf) (недоступная ссылка) 27. Central Bureau of Statistics. Дата обращения 6 августа 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  20. ↑ Израильские христиане — Рождество 2011/2012
  21. 1 2 3 Global Christianity (англ.) (недоступная ссылка). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Дата обращения 13 мая 2013. Архивировано 22 мая 2013 года.
  22. 1 2 Э. Небольсин. Израиль // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 611-625. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  23. Patrick Johnstone, Jason Mandryk. Israel // Operation World 2001. — London: Paternoster Publishing, 2001. — 798 p. — (Operation World Series). — ISBN 1-8507-8357-8.
  24. ↑ About us (неопр.). Baptists in Israel. Дата обращения 2 июля 2015.
  25. ↑ The Bahá’í World Centre: Focal Point for a Global Community (неопр.) (недоступная ссылка). The Bahá’í International Community. Дата обращения 2 июля 2007. Архивировано 24 августа 2011 года.
  26. ↑ Teaching the Faith in Israel (англ.). Bahá’í Library Online (23-06-1995). Дата обращения 7 июля 2008. Архивировано 24 августа 2011 года.

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *