Путешествие афанасия никитина в индию: Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Географические открытия

Содержание

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Географические открытия

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Первым русским исследователем таинственной страны Индии стал купец из Твери Афанасий Никитин. В 1466 году с товаром, взятым в долг, он поплыл на двух кораблях вниз по Волге. В устье реки его суда были ограблены астраханскими татарами. Купец не стал возвращаться домой, так как рисковал угодить в тюрьму за долги. Он отправился в Дербент, затем в Баку, а оттуда по морю попал на южный каспийский берег. Купец оказался в Персидском заливе, откуда по морю отплыл в Индию. Он вез с собой жеребца, которого рассчитывал продать.

Афанасий Никитин в Индии

Индия поразила Никитина. Свои впечатления он записывал в дневник. Удивляли его темнокожие люди, ходившие почти раздетыми. Записи русского купца рассказывают об обычаях, жизни и быте населения Индии, о ее растениях и животных. Вот как он описывает обезьян, которых в стране несметное количество: «Обезьяны же живут в лесу, и есть у них князь обезьянский, ходит он со своей ратью. И если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. А рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них есть свой». Возможно, Никитин познакомился с индийским эпосом «Рамаяна», один из персонажей которого — царь обезьян.

Европейские купцы с давних времен посещали Индию, привозя из нее пряности и всевозможные диковинные товары. Для России, прекрасно знавшей Персию, Ближний Восток и страны Закавказья, Индия долго оставалась загадкой.

Никитина, изучавшего язык чужой страны и стремившегося приспособиться к обычаям Индии, везде хорошо принимали и даже предлагали остаться там навсегда, приняв «басурманскую» веру. Но путешественник, горячо любивший родину, отправился домой. Он вернулся в Россию и привез свои записи, названные «Хождение за три моря». В так называемой Львовской летописи (1475) есть такие слова о путешественнике и его сочинении: «Смоленска не дойдя, умер. А писание то своею рукою написал, и его рукописные тетради привезли гости (купцы) к Мамыреву Василию, дьяку великого князя».

Путевые записки Никитина заинтересовали современников и потомков, книга много раз переписывалась, становясь источником знаний о далекой Индии для русских людей. Тем не менее купцы не стремились посетить ее, вероятно потому, что в своем интересном и увлекательном сочинении автор написал честно: «Мне солгали псы-басурмане: говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Перец и краска дешевы. Но возят товар морем, иные же не платят за него пошлины, а нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлины высокие, и на море разбойников много». Скорее всего, Никитин был совершенно прав, и потому торговые интересы России в это время простирались в основном в северном и восточном направлениях. Оттуда вывозилась пушнина, которую у русских с удовольствием покупали в странах Западной Европы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

§ 15. ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ. История Тверского края

§ 15. ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ

Благополучие Тверского княжества во многом зависело от развития торговли. Активных и предприимчивых тверских купцов знали по всей Руси, в Литве, Золотой Орде, генуэзских колониях в Крыму.

Далёкие странствия купцов за пределы русских земель были делом опасным, рискованным. Немногие решались отправиться в чужие края. И всё же такие торговые экспедиции давали купцам в случае удачи редкие на Руси товары, а значит, и большие прибыли.

В 1468 г. в Москву пришло посольство из Ширвандского ханства, расположенного в Закавказье. Ответную московскую миссию возглавил выходец из Твери Василий Папин. Воспользовавшись случаем, русские купцы собрали караван для торговой экспедиции на Кавказ и в Персию. В путь собрались и несколько тверитян, среди них «Офонас тверитин купец» — Афанасий Никитин. Небогатому тверскому купцу пришлось взять для поездки товары в

кредит.[65]

Описание своего путешествия Афанасий начал такими словами: «Поидох от Спаса святаго златоверхого и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго, и от владыкы Генадия Тверскаго». Торговый караван отправился с ширвандским посольством по Волге к Каспию. Однако сначала под Астраханью на караван напали татары и разграбили часть товаров, а затем в Каспийском море корабли разметала буря. Купцам пришлось прервать свой путь в Дербенте.

«И мы заплакав да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел куды его очи понесли». Тверитянину возвращаться на Русь было нельзя, поскольку расплатиться за взятые в долг товары он не мог. В поисках удачи Афанасий пошёл дальше на Восток, через Баку в Персию, где провёл около двух лет.

В 1471 г. Афанасий Никитин отправился морским путём в Индию. Там он прожил три года и побывал во многих городах и государствах, увидев то, что не открывалось доселе глазам европейца. Устав от долгих странствий в чужих землях, Афанасий задумал вернуться на родину и отправился в трудное и опасное путешествие через Индийский океан. Корабль прибило к берегам Эфиопии. Оттуда тверитянин прошёл через Персию и Турцию и добрался до берегов Чёрного моря. На попутном корабле Афанасий переплыл море и попал в Крым. В порту Кафа он присоединился к русским купцам, едущим на родину. Однако добраться после долгих скитаний на чужбине домой, в родную Тверь, Афанасию Никитину не удалось. В пути он заболел и умер в 1475 г. под Смоленском.

Удивительное путешествие тверского купца в далёкую Индию было неслыханным для европейцев. Лишь спустя четверть века португалец Васко да Гама сумел достичь этих земель морским путём. Афанасию Никитину удалось увидеть жизнь Индии взглядом заинтересованного и вдумчивого наблюдателя. Он оказался и первым русским, достигшим Африки.

Рис. 25. Памятник Афанасию Никитину в Твери

События, свидетелем и участником которых стал Афанасий Никитин, известны по его путевым записям. После смерти путешественника эти заметки попали в московский Посольский приказ,[66] и в 1475 г. их включили составной частью в летописный свод.

Свой труд тверитянин назвал «Хожением за три моря». В таких произведениях, известных с XII в., авторы рассказывали о паломничествах[67]к святым местам, о деятельности посольств и торговых миссий за границей.

В «Хожении за три моря» упоминаются Каир и Дамаск, Эфиопия, Цейлон, Бирма, Китай. Сообщения о быте, нравах, государственном устройстве неведомых стран подробны и правдивы. В них нет фантастических преувеличений, многоруких рогачей, пёсьеголовцев, какими рисовали жителей Индии на страницах европейского «Сказания об Индийском царстве». Это нормальные люди, со своими заботами, проблемами, жизненным укладом и бытом: «Индеяне же не едят никоторого же мяса, ни яловичины, ни боранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, а свиней же у них велми много… А едят, покрываются платом, чтобы никто не видел его». Спокойное и уважительное отношение к чужим обычаям и вере сочеталось у Афанасия Никитина с твёрдой приверженностью православию. Русская земля и христианская вера для автора «Хожения за три моря» неразрывны: «Русская земля да будет Богом хранима! Боже, сохрани её! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя вельможи Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».

«Хожение» написано понятным, неусложнённым языком. В нём звучит живая народная речь, характерная для Руси второй половины XV в.

Записки тверского купца сохранили своё выдающееся значение и по сей день как памятник русской литературы, один из редких источников изучения средневекового Востока.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Путешествие в Индию Афанасия Никитина

   В XV в. Новгород, Тверь, Москва и другие русские города вели оживленную торговлю с далекими восточными соседями. Русские купцы ездили в Царьград, их встречали в Самарканде, бывали они в Крыму, Малой Азии, в странах побережий Каспийского и Черного морей. На юг они возили товары, которыми была богата Русская земля, – льняные полотна, кожу, меха, а привозили шелка, краски, перец, гвоздику, персидское мыло и сахар, индийский жемчуг и драгоценные камни.
   Торговцы в те времена были смелыми, отважными людьми, искусными воинами: в пути им встречалось немало опасностей.
   Летом 1466 г. в далекое плавание отправились купцы из Твери для заморской торговли. Они плыли вниз по Волге, к морю Хвалыпскому, как тогда называли Каспийское море.

   Город Тверь. Во второй половине XV в. город Тверь был столицей самостоятельного княжества. Его окружала деревянная, обмазанная глиной стена. В городе было много больших домов и церквей.
   (С гравюры XVII в. Из книги Олеария «Описание путешествия в Россию и Персию».)

   Главой каравана купцы избрали Афанасия Никитина – человека предприимчивого, бывавшего в далеких поездках и грамотного. Он с первых же дней стал вести дневник.
   В то время Волга в нижнем течении еще была занята татарской ордой. И, боясь нападения татар, тверские купцы для безопасности присоединились в Нижнем Новгороде к каравану посла, ездившего в Москву к князю Ивану III от правителя Шемахи – небольшого государства, расположенного на юго-западном побережье Каспийского моря. Вместе с караваном посла по Волге плыли московские купцы и тезики (купцы из Средней Азии), приезжавшие торговать в русские города.
   В конце речного путешествия, когда суда были близ Астрахани, на них напал отряд татарского хана Касима.
   Во время боя одно судно каравана застряло на рыболовном язу1, а другое село на мель. Татары разграбили оба судна и захватили в плен четырех русских. Афанасий Никитин находился на корабле шемаханского посла. Этому судну и еще одному из каравана удалось уйти от нападавших, но весь товар Афанасия Никитина остался на судне, захваченном татарами.
   Купцы продолжали плавание по Каспийскому морю. Меньшее судно, на котором плыли шесть москвичей и шесть тверичей, во время бури было выброшено на косу у дагестанского побережья. Жившие там кайтаки разграбили товар, а людей увели в плен.
   Афанасий Никитин с десятью русскими купцами благополучно добрался до Дербента. Там он стал хлопотать, чтобы выручить из плена своих товарищей. Лишь год спустя ему удалось добиться их освобождения. Некоторые из освобожденных купцов вернулись на Русь, а Никитин отправился в Баку, а затем дальше, в Персию (Иран). Для заморской торговли еще в Твери он взял товар в долг и боялся возвратиться на родину должником, где его отдали бы под суд.
   Пробыв шесть месяцев в приморском городе Чапакуре и несколько месяцев в Сари и Амоли, Афанасий Никитин перебрался в г. Рей, один из самых древних персидских городов. Из Рея по древнему караванному пути Афанасий Никитин пошел на юго-восток Персии. Весной 1469 г. он добрался до торгового города Ормуза, расположенного на небольшом бесплодном и безводном острове в Персидском заливе. В этом порту Персии пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая.

   Город Ормуз в XV в. был крупнейшим портом Азии. Он расположен на маленьком островке Персидского залива.
   (Старинная гравюра.)

   «Гурмыз2… есть пристанище великое, всего света люди в нем бывают и всяки товар в нем есть, что на всем свете родится, то в Гурмызе есть все…» – писал в дневнике Никитин.
   Никитин, знакомясь с торговлей, пробыл в Ормузе месяц. Он узнал, что отсюда вывозят в Индию лошадей, которые там очень дорого ценятся. Купив хорошего коня, Никитин поплыл с ним на корабле в Индию.
   Полтора месяца продолжалось это плавание. Высадился Афанасий Никитин в индийском порту Чаул – гавани на Малабарском побережье, к югу от Бомбея.

   В Индии Афанасий Никитин увидел и узнал многое потому, что индийцы относились к нему с доверием. (Гравюра А. Д. Гончарова.)

   Многому удивлялся русский путешественник, осматривая город: «…и тут есть индейская страна, и люди ходять наги все, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу плетены… А детей у них много, а мужы и жены все черны», – записал Никитин в дневник.
   Да и сам русский возбуждал всеобщее внимание. В его записях можно прочесть так строки: «…яз хожу куды, ино за мною людей много, дивятся белому человеку…»
   Из Чаула Афанасий Никитин отправился в глубь Индии. Хотя у него и был конь, он берег его и шел пешком. Коня он хотел продать как можно дороже.
   В г. Джунейре, который, по описанию Никитина, стоял на высокой горе и представлял неприступную крепость, с ним случилась беда. Джунейрский хан отобрал коня и обещал возвратить его лишь при условии, если Никитин примет мусульманскую веру.
   В то время для русского человека принять чужую веру означало отречься от Роднны. Никитин отказался подчиниться хану и едва не поплатился за это жизнью. Спасло его заступничество знакомого перса – хоросанца ходжи3 Мухаммеда. Удалось выручить и коня. Рассказывая подробно в дневнике об этом случае, Никитин не забыл сделать запись о климате в Джунейре, где в течение четырех месяцев идут дожди; сделал он заметки и о земледелии, товарах и вере жителей.
   Как только после долгого периода дождей просохли дороги, Никитин отправился в дальнейшее путешествие по Индии.
   Коня он с выгодой продал в г. Бидаре.
   В этом городе Никитин прожил четыре месяца. Русский человек, уважая и ценя обычаи страны, очень близко познакомился со многими индийскими семьями. Он рассказал им откровенно, что он не мусульманин и не Хозе Исуф Хоросани, как его здесь называют, а христианин, и зовут его «Офонасий» (Афанасий). Отнесясь к нему с доверием, индийцы знакомили русского друга со своей жизнью и обычаями.
   В дневнике путешественника несколько страниц посвящено Бидару. Наряду с рассказом о жизни простых людей Никитин описывал пышные выезды султана на прогулку, которого сопровождали 10 тыс. конников и 50 тыс. пеших воинов. В этом шествии участвовали сотни трубачей и барабанщиков, 200 слонов, наряженных в золотые доспехи, 300 коней, запряженных в золоченые кареты.
   Во дворце султана, рассказывает далее Никитин, семь ворот, и у каждых ворот – по 100 сторожей и 100 писцов. Всех, кто войдет и кто выйдет, записывают, а иностранцев во дворец и вовсе не впускают.

   Встреча победителя.
   (Индийская миниатюра XVII в.)

   Наблюдая разные стороны жизни индийского народа, Никитин подчеркивал в дневнике социальное неравенство людей.
   Из Бидара Никитин со своими друзьями-индийцами отправился в священный г. Парват на праздник «ночь бога Шивы».
   Русский путешественник очень точно и интересно описал этот праздник, на котором собиралось до 100 тыс. человек.
   Говоря о пище народа, Никитин отмечает, что индийцы не едят мяса, и объясняет, что это делается по религиозным убеждениям: «…индияне же вола зовут отцом, а корову матерью».
   Находясь на чужой земле, Никитин подмечал, что многое там непохоже на его родину: тепло бывает «с покрова дня», а прохладно здесь «с троицына дня»4. Наблюдая звездное небо, Никитин отмечал, что и звезды в Индии расположены по-другому.
   Все чаще и чаще Афанасий Никитин переносился мечтой на Русь, которая была для него прекраснее всех стран. «В сем мире нет подобной ей земли, хотя бояре Русской земли не добры. Да устроится Русская земля», – находим мы в дневнике путешественника проникнутые патриотизмом слова о родной земле.
   Никитин покинул Бидар и отправился на побережье Индийского океана, в порт Дабул.

   Карта путешествия Афанасия Никитина.

   После трехлетнего пребывания в Индии из Дабула Афанасий Никитин отправился на родину. Он снова поплыл в знакомый ему Ормуз.
   Бурное море больше месяца трепало небольшое судно и занесло его к берегам Африки. Береговые жители хотели разграбить судно, но купцам удалось откупиться подарками.
   Затем судно направилось к берегам Аравии, в порт Маскат, а оттуда – в Ормуз. Примкнув к каравану купцов, Афанасий Никитин добрался до турецкого города Трапезунда, на побережье Черного моря.
   Впереди было последнее – третье море. После благополучного плавания корабль вошел в Балаклавскую бухту, а затем направился в большой торговый порт Кафу – так в старину называли г. Феодосию.
   Здесь часто бывали русские купцы. Никитин встретился с земляками и с ними отправился в родные места.
   Но отважному путешественнику не пришлось вернуться домой. Вблизи Смоленска Никитин умер в 1472 г.
   Спутники Никитина доставили его записи в Москву и передали главному дьяку Ивана III Василию Мамыреву.
   «Хождение за три моря» было высоко оценено современниками. Да иначе и быть не могло.

   Отрывок из «Хождения за три моря Афанасия Никитина». В переводе это значит: «Написал я грешное свое хождение за три моря: первое море Дербентское – море Хвалынское, второе море Индийское – море Индостанское, третье море Черное – море Стамбульское».

   Индия, которую русские люди знали по сказаниям и былинам как страну, где небо сходится с землей, где много сказочных богатств, фантастических зверей и птиц, великанов и карликов, была впервые пройдена русским путешественником и правдиво описана им.
   В дневнике содержались разнообразные сведения о караванных и морских путях Персии и Индии, о городах, хозяйстве, торговле, обычаях, верованиях и нравах населяющих эти страны народов.
   Записки Афанасия Никитина были лучшим для своего времени описанием Индии.
   …Прошли столетия. Дневник Афанасии Никитина затерялся. Только в 19 веке известный историк и писатель Карамзин в рукописях Троице-Сергиевской лавры нашел переписанный в летопись (Троицкий список) дневник Никитина «Хождение за три моря». Впоследствии было обнаружено еще шесть разных списков, но подлинник до сих пор не найден.
   На берегу русской реки Волги, в г. Тверь, в 1955 г. был открыт памятник Афанасию Никитину. Он напоминает нам о первом русском землепроходце в Индию и о нерушимой дружбе нашего народа с великим индийским народом. Об этом говорят и слова, высеченные на пьедестале памятника:
   «Отважному
  русскому путешественнику »
  Афанасию Никитину
в память о том, что он в 1469–1472 годах с дружественной целью посетил Индию».

_____________
1Яз (ез) – забор, плетень из прутьев, устраиваемый рыбаками на реках для ловли рыбы.
2 Так Никитин называл Ормуз.
3Ходжа по-персидски значит «господин».
4 «покров день» – осенью, а «троицын день» – весной.

Первый европеец в XV веке в Индии — купец Афанасий Никитин — Реальное время

Путешествие Афанасия Никитина: что видел автор и что «подчищали» православные цензоры? Часть 1

Антипаломничество Афанасия Никитина за границу: татарский рэкет, нагие индусы и заморские верованияФото: go-on-travels.ru (Памятник Афанасию Никитину в Твери)

Восток всегда манил к себе пытливых европейцев: кто устремлялся туда ради новых торговых и политических связей, кто в поисках духовной истины и культурного обогащения. Первым европейцем, побывавшем в XV веке в Индии, оказался русский купец Афанасий Никитин. Колумнист «Реального времени», историк Булат Рахимзянов, в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, анализирует путевые заметки более, чем 500 летней давности — «Хожение за три моря» и находит там интересные факты об астраханских татарах и жителях Индии.

Свидетельства Афанасия Никитина, который в 1468—1474 годах совершил путешествие по территориям современных Ирана (Персии), Индии и Турции (Османской империи) и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря», показывают нам нестандартный, не принятый в большинстве сохранившихся источников, взгляд на взаимоотношения разных народов, разделенных как территорией, так и верой. Этот текст позволяет расставить некоторые акценты в том числе и в вопросах взаимного восприятия Москвы и татарского мира.

Кто такой Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин (умер в 1475 г.) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Стал первым европейцем, достигшим Индии в XV веке, более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы.

Афанасий родился в семье крестьянина Никиты («Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). В 1468—1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии (Иран), Индии и территории современной Турции и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Три моря — это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное. В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырева, и текст ее был внесен в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также записки Никитина сохранились в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный, но при этом сильнее отредактированный составителем текст имеется в Троицком сборнике.

Антипаломничество Афанасия Никитина за границу: татарский рэкет, нагие индусы и заморские верования

Странствия Афанасия

Произведение Афанасия было первым в русской литературе описанием не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл свое путешествие «грешным», и это первое в русской литературе описание антипаломничества. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: ее политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирических отступлений и автобиографических эпизодов.

Это была обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути.

Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия, как видно из его записей, была «рухлядь», то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны — Византию, Молдавию, Литву, Крым — и благополучно возвращался домой с заморским товаром.

Интересно, что изначально Никитин посещения Персии и Индии не планировал.

Путешествие А. Никитина можно условно разделить на четыре части:

  1. путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
  2. первое путешествие по Персии;
  3. путешествие по Индии и
  4. обратное путешествие через Персию на Русь.

Первый этап — путешествие по Волге. Оно шло благополучно вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована местными татарами, корабли потоплены и разграблены:

И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: «Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар». И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю. И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.

Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: «Качма, не бегайте!». А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

Антипаломничество Афанасия Никитина за границу: татарский рэкет, нагие индусы и заморские верования

Возле Астрахани экспедиция была атакована местными астраханскими татарами, корабли потоплены и разграблены. Фото tvercult.ru

Астраханцы отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно — пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.

Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза) продолжалось более года, от зимы 1467 года до весны 1469 года.

Индия

Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

Антипаломничество Афанасия Никитина за границу: татарский рэкет, нагие индусы и заморские верования

Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru

Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:

И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.

А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Афанасий Никитин – первооткрыватель Индии: sergeytsvetkov — LiveJournal

На исходе XV века из европейских портов одна за другой отплывали флотилии на поиски далекой Индии. Западная Европа вступала в эпоху Великих географических открытий. Но европейские первооткрыватели и не подозревали, что лет за двадцать до них простой тверской купец уже вел торговлю на берегу Индостана и беседовал с местными жителями о догматах их веры. Звали его Афанасий Никитин.

История знаменитого путешествия Афанасия Никитина изложена им самим в путевых записках, получивших название «Хождение за три моря». Году в 1471-м он отправился с товарами из родной Твери на Северный Кавказ. Под Астраханью с ним случилась беда, впрочем довольно обычная в то время: его подчистую ограбили ногайские татары. Чтобы не возвращаться домой неоплатным должником, Афанасий решил раздобыть деньжат в чужих краях. Пускаясь то в одно, то в другое коммерческое предприятие, он пробирался все дальше на юг, пока наконец не оказался в Индии – на два десятилетия раньше, чем туда добрались каравеллы Васко да Гамы.

В представлении русских людей того времени Индия была блаженной землей, где нет «ни татя, ни разбойника», ибо она «полна всякого богатства». Афанасий увидел совсем другую Индию, в которой, по его словам, простой люд нищ и гол, а бояре сильны и пышны. В этой реальной Индии русскому пришельцу пришлось несладко. В минуты отчаяния он клял «черных людей» (то есть индусов): «А все черные люди – все злодеи». Для женок «черных людей» у него и вовсе припасено особливое русское словцо. Но постепенно у Никитина завязались более человечные отношения с местными жителями. Взаимопонимание дошло до того, что Никитин – православный человек до глубины души – внес в свои путевые записки мусульманскую молитву к Богу.

Тем не менее торговые дела у него так и не заладились. Спустя четыре года Афанасий вернулся домой, имея в активе одни лишь дорожные впечатления. Утешение он нашел в писательстве. И надо сказать, его литературный талант оказался больше коммерческого. Недаром «Хождение за три моря» было включено в состав русских летописей.
Повидавший полмира Афанасий Никитин до конца остался патриотом России. Ему принадлежат слова, под которыми до сих пор может подписаться любой русский путешественник: «А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей».

P.S.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина было обнаружено Н.М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи XVI века и опубликовано в 1821 году. Историк писал:
«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии».

Отрывки из «Хождения»:

«В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: „И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день!»

«Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится».

«И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»

Афанасий Никитин. Биография, открытия, путешествие в Индию

Афанасий Никитин – тверской купец средней руки, стал первым европейцем, изучившим и описавшим средневековую Индию за четверть века до прихода туда португальских колонизаторов.

Его записки «Хождение за три моря» стали ценнейшим литературно-историческим памятником, в котором многосторонность наблюдений сочетается с веротерпимостью и преданностью к родной земле.

Биография Афанасия Никитина. Начало пути

Когда начинается биография Афанасия Никитина, неизвестно. Фактом является то, что он – сын крестьянина Никиты, а это означает, что Никитин его отчество, а не фамилия. Каким образом он стал купцом тоже неведомо. Сейчас мы знаем только то, что русский путешественник Афанасий Никитин к середине 1460 годов уже был достаточно состоятельным человеком, торгующим мехами с заграницей. К этому времени он стал уже бывалым купцом, успевшим побывать в Византии, Молдавии, Литве и Крыму. И везде ему сопутствовала удача.

Судя по всему, грамотный купец всегда заручался соответствующими документами (грамотами) от тверского князя. Большая география торговых поездок путешественника Афанасия Никитина косвенно указывает на то, что он знал ряд тюркских языков и фарси. Кроме того, не следует упускать из виду, что Тверское княжество тогда входило в состав большого и мощного татарского государства Золотая Орда, что позволяло русским купцам беспрепятственно торговать со многими мусульманскими странами. Самое известное путешествие в биографии Афанасия Никитина также начиналось вполне гладко.

Маршруты Никитинского «хождения»

Точную дату начала выхода купеческого каравана сейчас установить невозможно. Некоторые историки датируют его 1466 годом, другие сдвигают на 1468. Опуская точные даты и опираясь на конкретные факты, можно утверждать следующее.
Поездка, давшая миру открытия Афанасия Никитина, началась весной. Тогда группа русских купцов снарядила караван судов для торговой поездки на Нижнюю Волгу и Северный Кавказ. Караван имел два судна, груженые, в том числе, и «мягкой рухлядью», т.е. мехами, хорошо ценившимися в тех краях.

Великий князь Тверской Михаил Борисович дал Никитину грамоту, разрешавшую ему начать широкую торговлю на юге Золотой Орды возле Астрахани. Для большей безопасности караван планировалось присоединить к русскому посольству Василия Папина, однако оно ушло раньше. Тогда караван дождался татарского посольства Ширвана Хасан-бека, вместе с которым и отправился на Нижнюю Волгу.

Увы! Прикрытие купцам не помогло. Вблизи Астрахани на караван судов напали местные разбойники, даже не посмотревшие на посольское прикрытие, и отняли весь купеческий товар. Возвращение назад без денег и без товара влекло за собой грозные последствия, поэтому разоренные купцы разбрелись кто куда. Никитин направился на юг в Баку, входившего тогда в состав Персии, и дальше в Мазандеран. Так начались географические открытия Афанасия Никитина.

Путь в Индию и обратно

В Персии Никитин прожил свыше двух лет, пытаясь как-то восполнить добро, потерянное под Астраханью. Узнав, что в Индии породистые жеребцы стоят хороших денег, он направился туда. Путешествие Афанасия Никитина в Индию началось в 1471 году, когда он с купленным в Персии конем загрузился на судно, направлявшееся к индийскому порту Чаул.

К сожалению, сразу продать животное по пристойной цене у купца не получилось, и тогда путь Никитина пролег по индийским городам. В столице государства Бахмани Бидаре он наконец-то продал своего коня и отправился в Парват, священный город, в котором прожил полтора года. Оттуда маршрут Афанасия Никитина пролег в «алмазную» провинцию Райчур, где он провел еще полгода, зарабатывая средства на обратную дорогу.

Три года путешествий Афанасия Никитина по Индии разочаровали его. Для своей родины он не увидел там почти ничего полезного. Дешевый товар без пошлины вывезти не давали, да и разбойников на море было много, что крайне усложняло торговлю. Не особо преуспев в индийской торговле, русский путешественник стал собираться домой.

Этот маршрут Афанасия Никитина пролег через Аравийский и Сомалийский полуострова, Ормуз, Тебриз, Трабзон. Здесь, заподозрив в нем туркменского шпиона, у него арестовали все товары, оставив Никитину только его записки. Из Трабзона он добрался до Кафы, где перезимовал, дожидаясь русского купеческого каравана. В Кафе он сошелся с московскими купцами, с которыми весной 1475 года и отправился домой.

К сожалению, ослабленное годами путешествий здоровье подвело Никитина, и неподалеку от Смоленска он внезапно умер. Его же записки были привезены в Москву и впоследствии прославили купца

Путешествие Афанасия Никитина — кратко

Афанасий Никитин – знаменитый русский путешественник. Запомнился в истории благодаря прозаическому труду «Хождение за три моря», кратко описывающем все его путешествия, продлившиеся около 7 лет. Никитин стал одним из первых европейцев, что посетили Индию, побывав в ней за 30 лет до Васко да Гамы.

Родился будущий путешественник в Твери в семье простого крестьянина. О ранних года его жизни известно очень мало. О юношестве его осталось в истории несколько заметок, утверждающих, что Афанасий стал купцом и пытался заниматься торговой деятельностью. Также известно, что Никитин был человеком глубоко верующим, о чем свидетельствует целый ряд случаев, описанных далее.

Само путешествие началось в 1468 году, когда купец вышел из Твери и двинулся на юго-восток. Дойдя до Нижнего Новгорода, он прожил там две недели в ожидании ширваншахского посла, после чего продолжил вместе с ним речной путь по реке Волге. Судьбоносное несчастье заставило их изменить свои планы. В районе современной Астрахани купцы были ограблены татарами. Без возможности вернуться в родные края, Никитин и другие купцы принимают решение плыть в Дербент. Не доплыв до города, судно потерпело кораблекрушение, после чего весь экипаж был взят в плен кайтагскими правителями.

Добравшись до Дербента, Афанасий нашел там русского посла и обратился к нему с целью высвобождения его из плена, однако его просьбы не увенчались успехом. Хоть Никитин и другие пленные были высвобождены и отпущены, однако, не располагая средствами они не могли вернутся на родину, и поэтому пошли с прошением к ширваншаху с просьбой о финансовой помощи в возвращении. В планы купцов входила коммерческая поездка, однако на месте оказалось, что товары, производимые в Дербенте, не будут пользоваться спросом на Руси. И к тому же, аудиенция русских купцов подверглась опасности со стороны дербентских местных властей.

Хан, правитель города, выдвинул ультиматум, гласивший, что принявши ислам, Афанасий Никитин получит коня, денег и останется жив и свободен. Если же купец откажется, то его жизнь будет отнята. Получив 4 дня на раздумья, Афанасий спасся лишь благодаря счастливому случаю. На помощь Никитину пришли влиятельные знакомые из Персии.

Двинувшись на юг, через Персию, русский путешественник дошел до Индии. В его записях имеется множество записей о его жизни в Индии. Особым культурным феноменом того времени стало его описание всех сфер жизнедеятельности индусов, их традиции и обычаи, экономические и бытовые отношения и, конечно же, семейные и религиозные основы. Сам же Никитин себя чувствовал чужаком, так как местные жители даже никогда не видели людей с настолько белым оттенком кожи, характерным для представителей славянского этноса, и воспринимали его как экзотику, с удивлением и любопытством. Также, судя по его описаниям, на территории Индии присутствовало огромное количество религиозных конфессий, среди которых не было православия.

Заработав достаточно средств для пути домой, русский купец отправился в путь. Пройдя всю Персию, он вышел к побережью Черного моря. Затем добрался до Крыма. Оттуда уже его повел прямой путь на север, в родные края. Но увидеть родину ему было не суждено. Умер Афанасий Никитин на Смоленщине осенью 1474 года. Эта предположительная дата и считается окончанием путешествия.

После его смерти, записки о путешествиях под названием «Хождение за три моря» попали в руки московского дьяка Василия Момырева, который переписал их в несколько летописей таким образом сохранив наследие великого русского путешественника. Позже, в 1818 году, о «Хождении…» стало известно широкой публике, после того, как Н. М. Карамзин опубликовал их в своей «Истории государства Российского».

Попурри Камата: Никитин — Первый русский путешественник в Индию

Никитин — Первый русский путешественник в Индию

, доктор Джотсна Камат
Первое онлайн: 13 июля 2005 г.
Последнее обновление страницы: 18 декабря 2019 г.

Афанасий Никитин 1466-1472

Культурные контакты между странами Центральной Азии и Россией существовали с древних времен. Буддийские миссионеры и торговцы путешествовали за пределы бурных морей, огромных пустынь и высоких горных хребтов и установили религиозные и коммерческие связи.Но об этих пионерах и авантюристах нет никаких письменных свидетельств.

Афанасий Никитин, живший во второй половине XV века, был первым русским, записавшим свой уникальный опыт в Индии. Он родился в Тверском княжестве (ныне Калинин), где две небольшие реки встречаются с великой Волгой. Тверь была процветающим регионом и крупным торговым центром. Купцы путешествовали повсюду и приносили захватывающие новости о сказочных землях, в которых было много бриллиантов, золота, шелка, специй.Индия была главной страной, и Афанасий Никитин решил попытать счастья. Он слышал, что в Индии не разводят хороших лошадей. Он купил очень хорошую лошадь и доехал до Ормуза. торговый центр Ближнего Востока, отправился в Индию на хрупком маленьком морском корабле «Дабба».

После бурного и утомительного путешествия он достиг Чаула на западном побережье Арабское море. В то время местный правитель был мусульманином и подчинялся Бахаманский король Мухаммад Шах III (1463-1482). Мохаммед Гаван был визирем «или премьер-министр и всемогущий.Он носил титул Малик эт-Туззар. Никитан называет его Туццар. У царей Бахмани была Гулбурга, а затем Бидар. их столицы. Никитин посетил оба города. Затем он посетил части Виджаянагар, а также Райчур и Голконда.

Он пишет, что был введен в заблуждение рассказами мусульманских купцов о том, что Индия была страной изобилия. Но ничего полезного для своих соотечественников он не нашел. Все бесплатные товары предназначались для мусульманских земель и людей. Перец и краситель были дешевыми. Плата за них была очень высокой.Повсюду были пиратские корабли. Все пираты были язычниками!

Он называет индусов кафирами (неверующими). «В Индии все ходят голыми, а женщины ходят с голой головой и обнаженной грудью (!) »- было его наблюдение. Сильная жара в южных районах, особенно в прибрежных районах, заставляет людей носить скудную одежду. Возможно, эта практика заставила Никитина подумать, что они ходили« голыми ». Однако он признает что они носили украшения и украшения.Маленькие мальчики и девочки до семи лет голыми.Все были босиком, быстро ходили и были сильными.

Было много людей, прибывших из Хорасана (северо-восток Ирана). Цари Бахмани поддерживали тесную связь с регионом, и ученые были приглашены поселиться в Бидаре. Мухаммад Гаван. Это исторический факт, подтвержденный Никитиным.

Земля была очень густонаселенной, а сельские жители были очень бедны. Но дворяне жили в большой роскоши. Никитин был поражен, увидев, как король и вельможи едут на людях! Возможно, он имеет в виду паланкины, которые носят от четырех до двадцати человек по особым случаям.Все хорошие лошади были импортированы «волы», т. е. воловьи повозки, были основным средством передвижения. Он описывает слонов, которых используют для переноски «замки ( howdas ), в которых иногда находилось по двенадцать человек. В сражениях использовались слоны. Длинные мечи были привязаны к бивням, и они бросались в ряды врагов, убивая сотни. Дрессированный слон, одетый в дамаст, с большой железной цепью на своем во время шествия султана били людей и лошадей в пасть, Никитин дает живописное описание царского шествия во время Улу-байрам (Ид Великого праздника).

В Бидаре на рынке продавали лошадей, парчу из шелка и черных людей. У дворца было семь ворот, у каждых сто вооруженных стражников. Сотни писцов зарегистрировали имена абитуриентов. Дворец был красиво украшен золотым орнаментом.

Он продал привезенную из Ормуза породистую лошадь в Бидаре по хорошей цене.

Никитин пообщался с индусами и сказал им, что он христианин и его зовут Афанасий. «Они не прятались от меня, когда ели, торговали, молились и т. Д.он заметил, что они не скрывали своих жен. Индусы ели баранину, птицу, яйца, свинину, но не говядину. Они не пили, хотя имеется в виду Татна (Тодди) и вино из кокосов. «Кафиры (индусы) поклонялись разным« бусам »(идолам) разной формы и Слон человек (Ганеш) и Обезьяно-человеческие формы », — пишет он.

Обычной пищей был (и остается) рис, кичри, овощи, топленое масло и молоко.

Никитин отправился в Парват (Шри Шайла), куда тысячи паломников шли пешком и в телегах с волами.В Индии они называют быка своим отцом, а корову своей матерью! Он упомянул, что коровий навоз используется в качестве топлива для приготовления пищи и мазать лоб и тела пеплом.

Никитин подробно описывает армию царей Бахмани и Виджаянагар. (Он называет последнего губернатором Индии!) Они часто воевали. Он называет правителя Виджаянагара очень могущественным и столицу, расположенную в красивой долине, окруженной высокими горами с одной стороны, густыми джунглями с другой стороны и тремя большими рвами с третьей стороны.«Виджаянагара хорош для всего!» — заявил он.

Он посетил алмазные рудники вокруг Райчура и Голконды, где на ограненные алмазы приходился мировой рынок. Он упоминает Цейлон и Пегу, но, похоже, не посещал их. Камбей и Каликут были международными портами. В Каликуте были перец, имбирь, мускатный орех, корица, гвоздика хорошего качества, которые продавались за границу. Он также видел продаваемых там рабов. Цейлон славился драгоценными камнями и прекрасными слонами.

Никитин отправился в обратный путь из Дабхола (в сегодняшней Махараштре) после трехлетнего пребывания и непрерывного путешествия.Его не было в России шесть лет. Он отплыл в Ормуз через Эфиопию, достиг Персии, а затем русского поселения в Кафле в Крымском порту. Похоже, он умер, не доехав до своего родного города.

Наблюдения Никитина актуальны и заслуживают внимания даже спустя пятьсот лет. Набожный христианин, он тактично избежал нескольких шагов, чтобы обратить его в ислам. Он сменил имя на Ходжа Юсуф Хорассани, очень хорошо знал турецкий язык, одевался и ел как мусульманин и соблюдал их посты и пиршества, когда того требовал случай.Но у него было либеральный ум. «Что касается истинной веры, ее знает только Бог, а истинная вера — это верить в единого Бога и призывать Его имя в чистоте в каждом чистом месте» — заявил он.

См. Также:

,

Что открыл Афанасий Никитин? Афанасий Никитин «Выход за три моря» — Среднее и общеобразовательное

Наверняка вам будет любопытно узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот великий путешественник. Годы жизни Афанасия Никитина — 1442-1474 (75). Он родился в Твери, в семье крестьянина Никиты, поэтому Никитин — это отчество, а не имя путешественника. У большинства крестьян в то время не было имен.

Его биография известна историкам лишь частично. Достоверных сведений о юности и детстве путешественника нет. Известно только, что он стал купцом в довольно молодом возрасте и по торговым делам посетил Крым, Византию, Литву и другие государства. Торговые предприятия Афанасия были довольно успешными: он благополучно вернулся с заморскими товарами на родину.

Внизу памятник Афанасию Никитину, расположенный в Твери.

В 1468 году Афанасий отправился в экспедицию, во время которой посетил страны Востока, Африки, Индии и Персии.Это путешествие описано в книге Афанасия Никитина «Переход за три моря».

Ормуз

Никитин через Баку пошел в Персию, после чего, перебравшись через горы, двинулся дальше на юг. Он путешествовал без спешки, надолго останавливаясь в деревнях и изучая местные языки, а также занимаясь торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 года в Ормуз, большой город, расположенный на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.

Ормузские товары уже были известны в России. Особенно известна была Ормузская жемчужина. Афанасий Никитин, узнав, что лошадей вывозят из этого города в города Индии, решил взяться за дело. Он купил арабского жеребца и сел на корабль, надеясь выгодно перепродать его в Индии. Афанасий отправился в город Чаул. Так продолжилось открытие Россией Индии. Афанасий Никитин путешествовал сюда морем.

Первые впечатления от Индии

Шесть недель занимались плаванием.Сильнейшее впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, также заинтересовался этнографическими исследованиями. Он подробно записал в дневниках увиденное. В его записях Индия представляется прекрасной страной, в которой все совсем не так, как в России. Афанасий писал, что все люди здесь ходят обнаженными и черными. Его поразило, что даже бедные люди носят золотые украшения. Сам Никитин, кстати, тоже ударил индейцев. Раньше люди редко видели белых людей.Никитину не удалось выгодно продать своего жеребца в Чоуле. Он направился в глубь страны, посетив небольшой городок, расположенный в верховьях Сины, а затем в Джуннаре.

О чем писал Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин в путевых заметках отмечал бытовые детали, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание жизни Индии не только для России, но и для Европы. Афанасий писал о том, что едят местные жители, чем кормят свой скот, какими товарами торгуют, как одеваются.Они даже описали процесс приготовления опьяняющих напитков, а также обычай домашних хозяйок в Индии спать в одной постели с гостями.

История, произошедшая в крепости Джуннар

В крепости Джуннар путник задержался не по своей воле. Местный хан выбрал жеребца у Афанасия, когда узнал, что он пришелец из России, а не басурман, и поставил условие для нехристианина: либо он обратился в

.

Афанаси Никитин — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Афанаси никитин».


Busca Afanasi nikitin en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (обучающие / руководства)
Wikiquote Викицитатник (цитаты)
Wikiviajes Wikisource (biblioteca)
Wikinoticias Викинотики (нотиции)
Wikiversidad Wikiversidad (Contenido académico)
Commons Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Викиданные (данные)
Wikiespecies Викивиды (особые)
  • Comprueba Comprueba si имеет указание на номер правильного искусства, в Википедии es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Afanasi nikitin» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Nuvola apps fonts.png Проконсультируйтесь с листом произведений искусства, который комментирует «Афанаси никитин».
  • Enlaces Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Афанаси никитин».
  • ¿Borrada? Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Википедии.
  • Aviso En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые вы не можете найти в Интернете, о том, что вам нужно, чтобы не было никаких условий.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
,

Что открыл Афанасий Никитин? Афанасий Никитин «Путешествие трех морей»

Наверняка вам было бы любопытно узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот великий путешественник. Годы жизни Афанасия Никитина — 1442-1474 (75). Он родился в Твери, в семье крестьянина Никиты, поэтому Никитин — это отчество, а не фамилия путешественника. Большинство крестьян в то время не имело имен.

Его биография известна историкам лишь частично.Достоверных сведений о юности и детстве путешественника нет. Известно только, что он в довольно молодом возрасте стал купцом и для торговли посетил Крым, Византию, Литву и другие страны. Торговые предприятия Афанасия были весьма успешными: он благополучно вернулся с заморским товаром на родину.

Внизу памятник Афанасию Никитину, расположенный в Твери.

В 1468 году Афанасий предпринял поход, в ходе которого посетил страны Востока, Африки, Индии и Персии.Это путешествие описано в книге Афанасия Никитина «Путешествие по трем морям».

Ормуз

Никитин пошел в Персию через Баку, после чего, перейдя горы, пошел дальше на юг. Он путешествовал без спешки, надолго останавливался в деревнях и изучал местные языки, а также занимался торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 года в Ормуз — крупный город, расположенный на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.

В России уже были известны товары из Ормуза. В частности, знаменитый жемчуг Ормуз. Афанасий Никитин, узнав, что из этого города вывозят лошадей в города Индии, решил рискнуть. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде выгодно перепродать его в Индии. Афанасий отправился в город Чаул. Это продолжило русское открытие Индии. Афанасий Никитин попал сюда морем.

Первые впечатления от Индии

Шесть недель плавания.Сильнейшее впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, увлекся и этнографическими исследованиями. Он подробно записал в дневниках увиденное. В его записях Индия предстает прекрасной страной, в которой все совершенно не так, как в России. Афанасий писал, что здесь все люди голые и черные. Его поразило, что даже бедняки носят украшения из золота. Сам Никитин, кстати, тоже ударил индейцев. Раньше местные жители редко видели белых людей.Никитину не удалось продать своего жеребца в Чауле. Он отправился в глубь страны, посетив небольшой городок в верховьях Сины, а затем в Джуннаре.

О чем писал Афанасий Никитин?

Афанасий Никитин в путевых заметках отмечал домашние подробности, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание жизни Индии не только для России, но и для Европы. Афанасий писал о том, какую еду едят местные жители, чем кормят скот, какие продукты продают, как одеваются.Они даже описали процесс приготовления опьяняющих напитков, а также обычай домохозяек в Индии спать на одной кровати с гостями.

История, произошедшая в крепости Джуннар

В крепости Джуннар путешественник оставался не по своей воле. Местный хан взял жеребца у Афанасия, когда узнал, что пришелец с Руси, а не басурман, и поставил верным условие: либо он принимает ислам, либо не только не вернет коня, но будет продан хана в рабство.На медитацию было дано четыре дня. Только случай спас русского путешественника. Он встретил Мухаммеда, старого знакомого, который поручился за незнакомца хану.

Никитин в течение двух месяцев, которые он провел в Джуннаре, изучал сельскохозяйственную деятельность населения. Он заметил, что в Индии сеют и вспахивают пшеницу, горох и рис в сезон дождей. Он также описывает местное виноделие. В качестве сырья в нем используются кокосы.

Как Афанасий продал свою лошадь?

Афанасий посетил город Алланд после Джуннара.Здесь была большая ярмарка. Купец хотел продать арабскую лошадь, но повторить это было невозможно. А без него на ярмарке было много хороших лошадей.

Афанасию Никитину только в 1471 году удалось его продать, да и то без прибыли, а то и с убытком. Произошло это в городе Бидар, куда путешественник прибыл, ожидая сезона дождей в других населенных пунктах. Он пробыл здесь надолго, сдружился с местным населением. Афанасий рассказал жителям о своей вере и земле.Индусы также много рассказали о своем семейном быте, молитвах, обычаях. Многие записи Никитина посвящены религии местных жителей.

Парват в записях Никитина

Следующим, что обнаружил Афанасий Никитин, был священный город Парват. Он прибыл сюда, на берег Кришны, в 1472 году. Из этого города приезжали верующие со всей Индии на ежегодные празднества, посвященные богу Шиве. Никитин отмечает в своих дневниках, что это место так же важно для индийских брахманов, как Иерусалим для христиан.

Дальнейшее путешествие Афанасий Никитин

Еще полтора года купец путешествовал по Индии, пытаясь вести торговлю и изучая местные обычаи. Но коммерческие предприятия (почему Афанасий Никитин ушел за три моря) рухнули. Подходящих для вывоза в Россию из Индии товаров он не нашел.

Афанасий Никитин на обратном пути посетил Африку (Восточное побережье). В эфиопских землях, судя по дневниковым записям, ему чудом удалось избежать ограбления. Путешественник купил у бандитов хлеб и рис.

Обратный путь

Путешествие Афанасия Никитина продолжилось тем, что он вернулся в Ормуз и пошел на север через Иран, где в то время велись боевые действия. Афанасий миновал Кашан, Шираз, Эрзинджан и оказался в Трабзоне, турецком городе, расположенном на южном побережье Черного моря. Возвращение казалось близким, но удача снова отвернулась от Никитина. Турецкие власти взяли его под арест, так как приняли за иранского шпиона. Так Афанасий Никитин, русский купец и путешественник, был лишен всего своего имущества.Все, что ему осталось, — это дневник.

Афанасий занял деньги на дорогу условно-досрочно. Он хотел попасть в Феодосию, где планировал встретиться с русскими купцами и с их помощью расплатиться с долгами. В Кафу (Феодосий) он смог добраться только осенью 1474 года. Здесь Никитин провел зиму, составляя путевые заметки. Весной он решил вернуться в Россию на Днепр, в Тверь. На этом закончилась поездка в Индию Афанасия Никитина.

Смерть Афанасия Никитина

Но вернуться путешественнику не суждено: он скончался в Смоленске при невыясненных обстоятельствах.Вероятно, годы лишений и скитаний подорвали здоровье Афанасия. Его товарищи, московские купцы, привезли его рукописи в Москву и передали Мамыреву, диакону, советнику Ивана III. Позднее записи вошли в летописи 1480 года.

Они были обнаружены в XIX веке Карамзиным и опубликованы под авторским названием в 1817 году. В названии произведения упоминаются три моря — Каспийское, Черное и Индийский океан.

Что открыл Афанасий Никитин?

Задолго до прихода европейцев в Индию в этой стране появился русский купец.Морской путь сюда открыл португальский купец Васко да Гама несколько десятилетий спустя.

Хотя коммерческая цель не была достигнута, результатом путешествия стало первое описание Индии. В древнем

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *