Шанг-Шунг-загадочная империя Тибета | Тайны мира и человека
5 768
Пионер изучения истории Шангшунга, американский тибетолог, автор путеводителя по Тибету Джон Винсент Беллецца исследовал Тибет и Большие Западные Гималаи с 1983 г. Результаты его исследований опубликованы в многочисленных статьях и двух академических книгах. В главной своей работе «Древняя цивилизация в Тибете», в 1997 он пишет: «Согласно традициям, территория Шангшунга не была ограничена в пределах текущей границы Китая в Тибете. Так что мы должны расширить границы изучения на другие гималайские регионы типа Ладакха и Уттар-Прадеша в Индии и Мустанга в Непале.
Сравнительные археологические исследования должны охватить Пакистан, Афганистан, и другие места в Средней Азии. Мои результаты исследований демонстрируют, что Тибет обладал высокой культурой намного раньше рассвета эры буддизма, до его прихода в VII в. в Тибет. Эта более ранняя цивилизация была близко связана с ранней бон религией, местной системы веры, которая была обогащена различными традициями, прибывающими от смежных стран». С начала 1990-х гг. он документировал 512 участков в северном и западном Тибете, доказав что обширная цивилизация Шангшунга предшествовала Тибетской империи, это стало сенсацией для научного сообщества. Время существования Шангшунга, на основе археологических находок, определяется приблизительно – с 600 г. до н.э. до VII в, пока его последние следы не исчезли около X в.
Шангшунг господствовал на всем Тибетском нагорье, простираясь от Гилгита на западе до озера Намцо на востоке и от Хотана на севере до Мустанга на юге. Центральная часть королевства Шангшунга находилась на берегу верхнего Сатледжа в Западном Тибете от долины Кьюнглунга (долина Гаруды) до индийской границы. По заключению тибетолога Дж. Беллеццы цивилизация Шангшунга – воинственного народа, историю которого еще предстоит узнать и осветить, располагалась в западной и северо-западной части Тибета между 89° 27? и 79° 40? восточной долготы, что соответствует примерно расстоянию между современными тибетскими городами от Али до Шигадзе. Она состояла из конфедерации племен, из 18 королевств и властвовала над главной частью Крыши мира. Во главе первых династий князей, были потомки, которые вела свое происхождение от эпического Гэсэра.
Образ шангшунгского воина запечатлен в наскальной живописи Тибета. Из коллекции Дж. Беллеццы
Тибетский ученый Намкай Норбу пишет: «Столицей Шангшунга был Кьюнглунг Нулкар близ горы Кайласа. Шангшунг делился на три области: внутреннюю, соответствующую Западному Тибету, центральную, соответствующую Центральному Тибету, и внешнюю, включающую Восточный Тибет и пограничные с Китаем области. Когда маленькое независимое королевство Ярлун в Центральном Тибете стало расширять свои владения и завоевывать соседние области во времена правления царя Сонцэн Гампо (617–698 гг. н.э.), сам Шангшунг также был включен в его состав. Таким образом, все королевство стало называться Тибетом (Бод)».
В дуньхуанских свитках, которые были обнаружены в пещере оазиса Дуньхуан, сообщается о завоевании великим тибетским царем Сонцэн Гампо (Сронцзангамбо) королевства Шангшунг. В цикле сохранившихся тибетских песен рассказана следующая история. Сестра тибетского царя была выдана замуж за короля Шангшунга, девушка отправилась к своему жениху в далекие края, но молодожены не познали друг друга. Когда об этом узнал Сонцэн Гампо, он был обескуражен и посчитал, что виновата его сестра. Он немедленно приказал ей исполнить свой супружеский долг и дать жизнь сыну, но на самом деле вина лежала на муже – он не хотел иметь наследника, который оказался бы вассалом Тибета. Принцесса была оскорблена и обратилась к своему брату за помощью. Она направила ему аллегорическое послание – цикл песен, где рассказывала о положении в стране, описывала придворных, которые не были верны королю и хотели иностранного вмешательства. В ответ Сонцэн Гампо послал армию и в 644–645 годах завоевал королевство Шангшунг.
В VII в. Шангшунг имел более 100 крепостей, множество храмов и деревень. Дополнительно к укрепленным каменным цитаделям для защиты своих земель, возведенных на вершинах гор, жители Шангшунга строили пещерные города и каменные храмы, скрытые в глубоких долинах гор. Замки дардов и монов – арийских племен, близких к индийским располагались в западной части Тибетского плато. Наскальные рисунки сохранили образ Шангшунгского воина, лошади, домашних животных – овец, коз и яков. Тибетские войско уже в VII в. имело латную конницу. Культура воина и лошади, распространенная в Шангшунге, как и во всей Центральной Азии, свидетельствует о гордых и воинственных людях, чьи священники даже брали в руки оружие и помогали вести отряды в сражение. Согласно бонской традиции, короли и жрецы Шангшунга носили рогатые головные уборы и белые шелковые тюрбаны, и одевались в одежды из шкур тигра, рыси и волка. В музее Лхасы есть фотографии наскальных тибетских рисунков, сделанных красной охрой. На них изображены всадники в головных уборах с двумя рогами. Они носили драгоценности из бирюзы и агата и защитные талисманы. По исследованиям Дж. Беллеццы, распространенным украшением на одежде были Тhogchags – тибетские талисманы, искусно сделанные из бронзы и метеоритного металла, что свидетельствуют о значительном уровне их технологических достижений. Слово thokcha получено из тибетских слов thog (первый, исконный, удар молнии) и lcags (железо, металл), и поэтому может быть переведено как «первый металл» или «железо удара молнии». Несмотря на культурные и исторические достижения Шангшунга, эти найденные в большом количестве железные амулеты – ценные источники древней материальной культуры, все еще не известны художественным историкам или ученым. Люди Шангшунга имели косички и носили длинные одежды из меха. Основным занятием было разведение домашнего скота. В древних летописях говорится, что этот народ умел добывать полезные ископаемые и в частности золото, которым богата эта земля.
В персидской географической литературе VI–VII вв. о чудесах мира упоминаются племена Тибета, и говорится: «У них есть храмы, сделанные из шкур яков. Внутри храмы украшены оленьими рогами». Дж. Беллецца, подробно изучивший древние тексты о Шангшунге, поддерживает версию о проживании его жителей в черных палатках из шкур яков. Бонские, священные писания, описывают группы мудрецов и жрецов в Шангшунге, занимающихся тайными практиками, астрологией, предсказаниями и волшебством, применявших для достижения экстатических состояний алкогольные напитки. Эти методы принадлежат к добуддийским практикам, известной под названием бонпо, в настоящее время ее исповедует только 10% тибетцев. Люди в Шангшунге изучали движение звезд, чтобы предсказать будущее, и могли использовать лекарственные травы, чтобы лечить больных. Некоторые из медицинских терминов, принятых в тибетской медицине были изобретены тогда и тибетская медицина многим своим достижениям обязана древним знаниям бонских шенов. Шангшунг обладал высоко развитыми понятиями загробной жизни. В Западном Тибете обнаружены огромные древние кладбища, содержащие до 10 000 вертикально установленных надгробных каменных плит.
Согласно устной истории пастухов, обитатели Шангшунга построили сеть религиозных центров, объединенных в пещерные города. Многочисленные религиозные святилища и пещеры Кьюнглунга свидетельствуют о существовании здесь процветающей культуры намного раньше прихода буддизма Тибет в VII в. Эта более ранняя добуддийская цивилизация Шангшунга исповедовала ранний бон. В бонской традиции ее связывают с Олмолунгрингом – Первоначальным Святым Местом. В религии последователей бона, Шамбала известна как Олмолунгринг, и ее традиционно изображали на площади квадрата вместо круга, как это позже было принято на буддийских танках. По определению бона Шамбала – «центр, где желание Бога известно. Шамбала – центр счастья и место цели. Это – цель, которая не может быть понята, пока План не проявится. Здесь находится ключ».
Тибетский ученый Намкай Норбу пишет: «В отдаленном прошлом, страна по имени Шангшунг была известна как большая империя повсюду на Востоке. Другие цивилизации, которые производили строительство городов, оставили после себя руины, как свидетельство их существования, но Шангшунг был в основном кочевой цивилизацией, и поэтому сохранилось немного следов ее физического присутствия. История Шангшунга, однако, была сохранена и в традициях буддистов и бон. Эти источники упоминают места, где люди Шангшунга жили и указывают горы и озера, которые они считали священным. Весь Тибет в древних временах был известен как «Три области Шангшунга». Шангшунг – источник тибетской культуры и истории. Изучение Шангшунга чрезвычайно важно, если мы хотим понять старину, уникальный характер и универсальную важность тибетской культуры, прошлой и настоящей».
Божественная птица Гаруда. Роспись в тибетском монастыре
Существование столь мощной древней цивилизации, ранее совершенно не известной ученым, многим казалось неправдоподобным, потому что в настоящее время северный Тибет представляет собой непригодную для длительного проживания высокогорную пустошь. По гипотезе Дж. Беллеццы, подтверждаемой данными по изучению палеоклимата – ледников, спор растений и колец деревьев, в древние времена на Тибетском плато было более влажно и более тепло, даже росли деревья, необратимое ухудшение климата пришлось на конец I тыс., когда климат становился все более и более холодным и сухим. Это привело в северных областях Тибета к отказу от сельского хозяйства и прекращению разведения домашнего скота, и переходу к кочевому образу жизни. Каменные дома были оставлены, люди не смогли выдерживать суровые условия проживания. Ухудшение климата совпало с возрастанием мощи Тибета. Королевство Шангшунг было завоевано Тибетом в 645 г. 33-м Королем Тибета Сонцэн Гампо, во время правления которого Тибет раздвинул свои границы и стал следующей после Шангшунга могущественной империей в Центральной Азии.
По подсчетам китайских историков первый небесный правитель, его имя Ньяти-цэнпо, появился в 95 г до н.э. Династия Тубо с 95 г.до н.э до 846 г насчитывает 42 правителя. Центр власти на Тибетском плато переместился на центральные равнины в Лхасу. С этого времени Шангшунг постепенно стал тибетезироваться, и его язык, культура, многие из верований были интегрированы в общую структуру тибетской культуры. Местные жители говорили на тибетско-бирманском языке, и правила ими династия царей, закончившаяся в IX веке н.э., когда последний царь – Лигминчя (Lig-min-skya) – был убит по приказу тибетского царя Тисон Дэцэна, и Шангшунг военным путем был аннексирован Тибетом. Из-за своей географической близости к крупным культурным центрам Средней Азии, вроде Гилгита и Хотана, именно через Шангшунг многие религиозные концепции и идеи достигали Тибета. Ранняя история Тибета имеет определенные следы влияния Шангшунга. Согласно исследованию тибетского ученого Намкай Норбу Ринпоче, Шангшунг имел более раннюю систему письма, которая была взята за основу тибетской письменности.
Образ мифической Гаруды имеет широкое распространение в Тибете
В своей книге «Друнг, Дэу и Бон» Намкай Норбу сообщает, что само название этого государства ранее звучало как «Шун (zhung) и соответствовало тибетскому слову кьюн или чун (khyung), т.е. гаруда – особая магическая птица, превышающая своими размеров орлов с рогами на голове, которая в древности символизировала энергию огня, считавшегося в боне самым активным среди пяти элементов. Гаруда – одно из главных божеств бона. Недалеко от Кайласа находится Кьюнглунг («долина птицы Кьюн») – место, где раньше находилась столица царей Шангшунга.
Металлические тибетские амулеты, изображающие Гаруду. Из коллекции Дж. Белеццы
Многие индийские легенды содержат сюжеты о мифической птице гаруде, огромных размеров и способной перевозить людей. В одной из них рассказывается о похищении этой птицей сомы-амриты – напитка бессмертия из сада Индры на вершине горы Меру. В красочном древнем описании гаруда предстает перед читателем в облике «царя пернатых, птицечеловека», умеющего говорить по-человечьи. По преданию великая гаруда была сотворена первой из пернатых птиц и впоследствии стала ездовой птицей бога Вишну. Согласно тексту Вишна-пуране, власть над птицами получила гаруда. Она была наделена великой мощью и неизмеримой силой, на своей спине птица могла доставлять одновременно несколько святых мудрецов на далекую северную гору Меру. Красочный облик гаруды в описании дополняется сказочными подробностями: тело из золота, крылья ослепительно красного цвета, человеческая голова с клювом, когда гаруда садился на деревья, то под его тяжестью ломались гигантские ветви и стволы. Облик древнеарийской огненной птицы, источника ослепительно красного света, так что при рождении гаруды, боги ослепленные его сиянием приняли его за олицетворение самого солнца, сильно напоминает описание жар-птицы из русских народных сказаний и царя птиц – симурга из персидских сказаний. В тексте Вишна-пуране гаруда-сын Кашьяпы, царь птиц, ездовое животное Вишну.
Деревянная статуэтка Хангаруды. Монголия /
Образ Гаруды в бронзе. Тибет
Образ гаруды сохранился в мифах многих северных народов и Центральной Евразии. У бурят он известен под именем Хердига, у калмыков – Хэрда, у монголов – Хангаруда. На северном Урале найдено множество бронзовых фигурок птицелюдей. Некоторые из найденных бронзовых фигурок существ имеют по три головы. Металлические амулеты гаруды чрезвычайно широко распространены в Западном и Северном Тибете. Первоначальное Святое Место – Олмолунгринг близко связывают с ранней бон религией, центральный ее город располагался в долине Гаруды. Практически все ведущие востоковеды отмечают, что до седьмого века страна Шангшунг существовала как отдельное государство, включавшее в себя весь западный Тибет вокруг горы Кайлас и озера Манасаровар. Столицей его был город Кьюнглунг Нулкар, «Серебряный Дворец в долине Гаруды».
В настоящее время в мире совсем немного специалистов по древнему Шангшунгу и научных работ по этому региону. Один из наиболее известных трудов по этой теме принадлежит востоковеду А. Франке, изданному в 1907 г. в Лондоне, который носит название, актуальное до сегодняшнего дня: «История Западного Тибета. Одна из Неизвестных Империй». Современные результаты исследований по Шангшунгу отражены в работах американского тибетолога Дж. Беллеццы.
Сергей Волков
taynikrus.ru
Тибет в оккупации | ФОТОГРАФ ЛЮСЯ МАРАТКАНОВА
С 1959 года национальная тибетская культура начала понемногу разрушаться. Годы, последовавшие после бегства Далай-ламы, были ужасными для тибетцев. Кровавые репрессии, усиленная коммунистическая пропаганда, раздача земель и пастбищ «трудовым массам», публичные суды над неверными, уничтожение монастырей, разграбление произведений искусства и вывоз их в Китай. Необходимо «уничтожить тибетские реакционные силы» и «освободить рабов», — говорили китайцы. «Демократическая реформа» была осуществлена в Тибете в 1961 году. Кругом царил голод и болезни. Семьи и религиозные сообщества распадались,облавы на «контрреволюционеров» и «реакционеров» стали систематическими. Неугодные отправлялись в исправительные трудовые лагеря, где умирали от непосильного труда. Реальное количество заключенных, скончавшихся в лагерях, неизвестно, хотя некоторые называют цифру в 70 000 человек [Поммаре, Ф.]
Разразившаяся в 1966 году культурная революция в Китае усугубила тяжелое положение тибетцев. Монастыри, дворцы, книги, статуи, картины, ступы были сметены с лица земли. В стране процветали доносы, неугодные подвергались пыткам. Культурная революция затронула все районы Тибета, даже отдаленный Западный Тибет; древние памятники были разрушены и разграблены.Сохранившиеся во время вторжения начала 1950-х годов монастыри были названы «рассадниками реакционизма и суеверия»; они намеренно разрушались, уничтожались предметы культа. Произведения искусства из драгоценных металлов отправляли в Пекин на переплавку. Из 6000 храмов и монастырей, существовавших в Тибете до 1959 года, к 1976 году не осталось почти ни одного. Некоторые тибетцы, пытаясь спасти национальные культурные ценности, прятали статуи и книги у себя в домах, порой закапывали их, маскировали храмы под сараи.
Правительство убило или посадило в тюрьму 93% всех представителей духовенства, многие из которых также прошли через пытки.
Призыв тибетцев остановить геноцид в их стране
С 1969 года начали создаваться коммуны (колхозы), к 1975 году коллективизация уже закончилась. Частной собственности больше не существовало. Вместо традиционного выращивания ячменя было приказано культивировать пшеницу. Остальные отрасли сельского хозяйства были забыты. Начался голод.
В 1975 году китайское правительство начало переселение китайцев-хан в центральный Тибет. Амдо и часть Кама вошли в состав китайских провинций Ганьсу, Цинхай , Сычуань и Юньнань. Тысячи китайцев прибывали в Тибет на постоянное место жительства (правительство награждало и награждает по сей день щедрыми субсидиями переселенцев).
Период правления Мао – это целенаправленное уничтожение тибетской религии, культуры и уклада жизни, истребление или «перевоспитание» их носителей, насильственная китаизация народа. По разным оценкам, в Большом Тибете погибло от 5 до 30% тибетцев, свыше 100 тыс. стали беженцами. Это подпадает под действие Конвенции о предупреждении геноцида, принятой ООН.
Китайские силы «охраны правопорядка» арестовывают тибетских монахов
После смерти Мао начался короткий период «оттепели», но уже вскоре восстановительные реформы свернулись, и все возвратилось в прежнее русло.
Далай-лама уже не добивался полной независимости Тибета, а ратовал за автономный Тибет в составе Китая, требовал соблюдения Китаем прав человека и остановки переселения китайцев в Тибет, прекращения захоронения ядерных отходов в стране и создания здесь зоны мира. Однако китайцы все равно отклонили все требования Далай-ламы.
Несмотря на то, что Далай-ламе не удалось добиться положительных результатов, мировая общественность оценила его деятельность, и в 1989 году он был награжден Нобелевской премией мира за ненасильственную борьбу за свободу своей страны.
Экономическая политика Китая по отношению к Тибету оказалась по своей сути колониальной, так как результаты эксплуатации тибетских природных ресурсов предназначались, прежде всего, для китайцев, а не для тибетцев. За сорок лет площадь лесов на территории Тибета сократились с 25,2 миллиона до 13,7 миллионов гектаров; 18 миллионов кубометров лесоматериалов было вывезено из Юго-Восточного Тибета в Китай. В Тибете было обнаружено более 70 видов полезных ископаемых, добыча которых все быстрее набирает силу. Так как страна изначально была малонаселена, приток сюда иммигрантов подверг сложившуюся экосистему (уже без того нарушенную вырубкой лесов, истощением и эрозией почв, истреблением некоторых видов животных и захоронением на севере Тибета радиоактивных отходов) дополнительной опасности.
Самым значительным результатом деятельности китайцев в отношении окружающей среды стало истощение высокогорных пастбищ, что явилось причиной опустошения значительных ареалов, прежде пригодных для проживания как диких, так и домашних животных. Традиционное тибетское скотоводство находится под угрозой исчезновения.
Строительство плотин на священных реках разрушает экосистему Тибета
Сегодня мало что поменялось. Влияние Китая на Тибет порой доходит до абсурдных ситуаций: к примеру, коммунистическая партия пытается взять под свой контроль процесс воплощения лам. Там, где не помогли ни террор, ни идеология, китайское правительство решило действовать с помощью массового переселения китайцев. Сейчас тибетцы, проживающие в Лхасе, составляют меньшинство. Некогда столица величественного Тибета застроена высотными домами и торговыми центрами, а тибетцы заселяют своего рода гетто – небольшой тибетский квартал.
В 2008 г. Олимпийские игры в Пекине привлекли пристальное внимание международного общества к политической ситуации в Китае, и у тибетцев появился шанс быть услышанными. Начиная с марта 2008 г. по тибетским областям прокатилась волна протестов. Сотни монахов и мирян вышли на улицы, требуя возвращения Его Святейшества Далай-ламы и свободы Тибета. В ответ китайская милиция разгоняла толпу при помощи слезоточивого газа и открывала огонь по безоружным протестующим.
За протестами последовали массовые аресты подозреваемых в участии и организации демонстраций, в некоторых регионах власти проводили обыск домов и монастырей. Было опознано более сотни погибших во время протестов или после арестов. Тысячи людей были арестованы, подвергались допросам, избиению и пыткам. Большинство из них были отпущены после нескольких месяцев, но многие получили приговоры различной тяжести: от трёх лет заключения до смертной казни.
Рассказы о бесчеловечной жестокости китайских властей вызвали негодование в тибетских диаспорах и среди мировой общественности, а также пробудили интерес независимых средств массовой информации. Однако жители Китая получили совершенно искажённую версию событий.
Разгон мирных тибетских демонстрантов китайской полицией
Китайские СМИ, призванные служить проводниками воли властей, представили тибетцев как воинствующих и опасных бунтарей, угрожающих единству китайской нации и суверенитету государства. О жертвах кровавых протестов, арестов и заключений не было сказано ни слова, зато съемки отдельных поджогов нескольких машин и китайских магазинов тибетскими протестующими, а также публичных приговоров активно транслировались, чтобы создать в сознании китайских граждан, ранее питавших глубокое уважение к тибетским братьям, восприятие тибетцев, как агрессивных дикарей, выступающих против Китая. Для независимых репортёров Тибет был закрыт.
Религиозная жизнь в Тибете сейчас полностью контролируется государством. Оно заведует всеми аспектами религии, как в общественной, так и в частной сфере. С учётом важности буддизма в жизни тибетцев, многими эта политика воспринимается как прямая угроза их национальному самосознанию. Некоторые описывают текущие репрессии как не менее вопиющие, чем в тёмные годы культурной революции.
Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы с 1999 года классифицировала Китай как «страну, вызывающую особое беспокойство», поставив его в один ряд с самыми отъявленными нарушителями религиозных свобод в мире. Согласно отчету Комиссии за 2013 год: «Положение с соблюдением религиозных свобод в областях Китая, где практикуется тибетский буддизм, сейчас хуже, чем когда бы то ни было за последние десять лет» [Годовой отчет за 2013 г., Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы свободам]. Текущая политика демонстрирует желание китайского правительства полностью взять тибетский буддизм под свой контроль. Как следствие применения такой политики в отношении Тибета, систематически разрушаются религиозные учреждения и традиции, которые веками поддерживали непрерывную передачу учений тибетского буддизма.
Лозунг перед зданием ООН: «Сколько еще нужно отдать жизней во имя свободы и справедливости?»
Стремительное экономическое развитие КНР не перерастает в уважение, защиту и осуществление экономических, социальных и культурных прав тибетцев.
Многие тибетцы сталкиваются с дискриминацией, когда пытаются пользоваться своим правом на работу, что угрожает их экономическому выживанию. Массовые насильственные выселения и переселения продолжают происходить в Тибете, разрушая традиционный кочевнический образ жизни и усиливая китайскую политику контроля над тибетским населением.
Право на полноценные стандарты жизни постоянно нарушается: при добыче полезных ископаемых в Тибете загрязняются реки и источники питьевой воды для местного населения, что угрожает соблюдению права на воду. Расхождения в статистике материнской и детской смертности между провинциями КНР и Тибетом, а также недостаток здравоохранительных учреждений в тибетских регионах, указывают на серьёзное нарушение права на здоровье тибетского населения.
Тибетский язык и культурное наследие находятся на грани уничтожения из-за политики КНР по притеснению тибетского языка и урбанизации исторических объектов, таких как Старый Город в Лхасе.
Уродливая застройка исторического района Лхасы типовыми домами для китайских переселенцев
Несмотря на небольшую численность тибетцев и невысокую плотность населения в Тибете, китайцы ограничивают число детей, которых позволяется рожать тибетским женщинам, хотя эти ограничения не столь жестоки, как для китайских женщин. Эти ограничения, различные в разных регионах, подкрепляются принудительными абортами и стерилизациями, проводимыми в нарушение декларируемых прав и свобод и очень часто в ущерб здоровью женщин. Дети, появившиеся на свет «без разрешения» часто становятся объектом дискриминации при поступлении в школу и при распределении материальных благ.
И стоит обратить особое внимание на практику самосожжения в Тибете как наивысшую форму протеста против существующих условий. Ни одна страна современного мира не имела и не имеет аналогов подобного волеизъявления среди мирных жителей. На сегодняшний день (начиная с 2009г.) общее число буддийских монахов, мирян, женщин и подростков, предавших себя огню, выкрикивая в последние минуты призывы к освобождению от Китайской зависимости и возвращению Далай-ламы на родину, достигло 145 (123 мужчины и 23 женщины, 138 – в оккупированном Тибете и 7 в Индии и Непале)
Широкое освещение западными СМИ установило данную практику, как тип политического протеста против оккупации и репрессивного режима китайского правительства.
Карта случаев самосожжений в регионе Амдо, Тибет
gunganima.com
ДРЕВНИЙ ТИБЕТ | ТАНГУТЫ | КОРОЛЕВСТВО БУТАН |
ТИБЕТСогласно легендам, Тибет основал бодхисаттва Авалокитешвара в облике обезьяны, вступил в брак с демоницей, его потомки до сих пор населяют Тибет. Первый царь древнего Тибета был Ньяти-цэнпо. По преданию он спустился с неба. Во всем Тибете почитался как божество. | ИМПЕРИЯ СИ СЯЗападная Ся, которая также называется Тангутское царство, государство, которое существовало с 1038-1227 гг. на территориях китайских провинций Ганьсу, Шэньси, Нинся. Было образовано Тангутами. Западная Ся контролировала важный торговый Шелковый путь, недалеко от границ Северного Китая. | БУТАНКоролевство Бутан — государство на севере Южной Азии. Бутан часто называют гималайским отшельником. На протяжении столетий его правители наглухо захлопывали двери перед европейцами, Бутан был полностью изолирован от мира. В 8 веке Бутан посещал сам йогин Падмасамбхава. |
КОРОЛЕВСТВО МОНТАНГ | ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО КАМАРУПА | ЦАРСТВО ПУРАНГ |
МУСТАНГМустанг — важное место в тибетских горах. Гималайское королевство Мустанг сумело сохранить самобытную культуру, являющуюся неотъемлемой частью культуры. Первым королем был Аме Пал, правивший с 1380 по 1440 гг. Ло-Монтанга — столица королевства Мустанг. | ПРАГДЖОТИШАЦарство Камарупа или Прагджотиша — было первым царством на территории Ассама. Царство существовало в период с 4-12 ва. Столицами царства были древние города Гувахати, Тезпуру. Территория царства простиралась на долину реки Брахмапутра, северную Бенгалию, Бангладеш. | ЦАПАРАНГВ 9 веке, примерно около 921 г., 2 внука легендарного царя Ландармы, мигрировали в Западный Тибет. Старший из сыновей Ньима Гон, заложил город в Пуранге, а также присоединил территорию Ладакха и Спити. После того как он скончался, его царство разбилось на Гуге, Пуранг и Марьюл. |
ДРЕВНИЙ НАРОД ДОГРА | ДРЕВНИЙ НЕПАЛ | КОРОЛЕВСТВО КАРГИЛ |
ДОГРЫНарод Догра произошел от Сурьявамша Раджпутов касты Чаттари, мигрировавших в древности из Раджпутаны в холмистые земли Пенджаюа. Населяют Джамму, Кашмир, Пакистан. Большинство Догр — индуисты, сикхи. Догры издавна селился возле склонов Шивалика, озёр Сароиэн-сар, Маннсар. | НЕПАЛНепал — последнее индусское королевство, родина самого Будды. Культурное наследие Непала огромно, населен разнообразными этническими группами с яркими праздниками. В Непале находятся покрытые снегом горные цепи Гималаев, где по преданию обитают Боги. | КАРГИЛКоролевство Каргил состояло раньше из ряда независимых царств, в который входили Чиктан, Покхар, долина Суру. Эти крошечные княжества часто воевали между собой. В 9 веке н.э., Гашо Татха Хан объединил разрозненные территории, стал первым правителем царства Каргил. |
ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ТОГОН | ТИБЕТСКАЯ ИМПЕРИЯ | НАРОД ДАРДЫ |
СЯНЬБИВ 285 г. образовалось государство Тогон. В 6 в. Тогон превратился в реликт эпохи переселения племен. Сохранение традиций кочевого быта обеспечило несколько столетий независимости. В 431 г. Тогон разбил Хуннское государство Ся. В 633 г. попало под влияние династии Тан. | ТИБЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВОПримерно в 632 году н.э. царь Тибета — Сронцзангамбо, покорив соседние княжества, основал в городе Лхасе Тибетскую империю. При Сронцзангамбо была создана тибетская письменность. Древняя Тибетская империя, существовавшая 310 лет, была завоевана и раздроблена. | НУРИСТАНЦЫКак Дарды, так и Нуристанцы распадаются на ряд народов. Среди Дардов самый крупный народ — Кашмирцы, населяющий одноимённый штат, ныне разделённый между Индией и Пакистаном. Другие известные Дардские народы — Шины и Кохистанцы, живут в области северо-западной Индии. |
МЕНГИРЫ ТИБЕТА | ДРЕВНИЙ ГОРОД ДУГГАР | КОРОЛЕВСТВО НАНЬЧЖАО-ДАЛИ |
ТИБЕТСКИЕ МЕНГИРЫЦелые комплексы менгиров были открыты во время экспедиции Рерихов в Гималаи. В До-Ринге, возле соленого озера Пангонг, Рерих и его сын обнаружили значительный по размерам комплекс: 18 параллельных рядов менгиров, каменных плит, ориентированных с запада на восток. | ДЖАММУСогласно легенде, Джамму основал в древности раджа Джамбу Лочан. До 18 века Джамму неразрывно связан с историей Пенджаба. Сикхский махараджа Ранджит Сингх признал некое подобие автономии для проживавших в районе Джамму кланов Догров во главе с Гулябом Сингхом. | ДАЛИНаньчжао — древнее государство народа Ицзу, Бай в VIII-X вв. на территории провинций Юньнань, Гуйчжоу. Государство образовалось примерно в 648 году. Расселение народов произошло возле озера Эрхай. Шесть княжеств — Чжао объединились между собой, создали одно единое царство. |
ЦАРСТВО АССАМ | ЦАРСТВО БА | |
АХОМЦарство Ахом — древнее государство, существовавшее в период с 1227 по 1826 гг.. Первым царем был тайский принц Сукапхаа. Царь Нададхар окончательно отсоединил царство от влияния Моголов. Вслед за ним, после царствования сына Рудра Сингха, царство Ахом достигло наивысшего расцвета. | БАСтолица царства — легендарный предгорный город Эньши. Дата образования государства Ба неизвестна, возможно 2000 год до н.э. Свергнуто царство Ба в результате вероломного предательства со стороны союзника Цинь. В 316 год до н.э царь Ба взят в плен. | ЦЯНЦян являются предками тибето-бирманских народов. В китайских летописях, говорится, что у западных Цян характер героический. Цян не только включают в себя племена Цюаньжунов, но и Тибетцев. Корни слов тибетской группы языков берут начало из древнего языка народа Цян. |
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО ВИДЕХА | КОРОЛЕВСТВО ШАНГ ШУНГ | ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО ЛАДАКХ |
ВИДЕХАВидеха — древнее царство в северной части нынешнего штата Бихар, существовавшее в период с VI по V вв. до н.э. Столица Видехи был город Митхила — современный Непал. В 7 веке в писаниях Махабхараты, царь Джанаку упоминается, как великий философ-король Видехи, союзник Кауравов. | ШАНГ ШУНГВ западной части территории Тибета существовало царство Шанг Шунг. Согласно бонским источникам, один из первых царей Шанг Шунга по имени Триер, жил за триста или четыреста лет до исторического Будды Шакьямуни. Во времена правления этого царя жил и первый известный учитель Бонпо. | КОРОЛЕВСТВО ЛАДАКХДревний город Ладакх стал одним из центров буддизма во II веке до н.э. Столетиями создавались здесь монастыри и буддийские храмы, украшенные прекрасными росписями и скульптурами. Согласно легенде, Канишка был покровителем буддийских монастырей и святилищ в Кашмире. |
ДРЕВНЯЯ КУЛЬТУРА САНЬСИНДУЙ | ДРЕВНИЙ КАШМИР | ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО ГУГЕ |
САНЬСИНДУЙКультура Саньсиндуй возникла на территории провинции Сычу-ань на юго-востоке современного Китая. С одной стороны этот регион непосредственно примыкает к Тибету, с другой — граничит с центральными китайскими территориями. Здесь жили племена, именовавшиеся Шу и Ба. | КАШМИРКашмир был колыбелью многих древних цивилизаций. Самое раннее упоминание Кашмира содержится в древней китайской летописи ранней династии Хан, датируется 220 годом н.э. Кашмир упоминается у греческих историков: Птолемея, Дионисия, Геродота, в арабских летописях аль-Масуди. | ГУГЕВ те времена не было названия — Тибетское царство, но и это не начало истории Тибета. Здесь находилось царство Гугэ, рядом с горой Кайлаш, озером Маносаровар. Столицами царства были города — Цапаранг, Тхолинг, ныне разрушенные. Царем царства был Намде Восунг. |
ancientcivs.ru
Тибетский буддизм — Википедия
Тибетские монахи в монастыре в СиккимеТибе́тский будди́зм (ранее также некорр. ламаи́зм[1]) — направление в буддизме, характерное для Тибета (c прилегающими областями Гималаев), Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тувы и ряда других регионов.
Тибетский буддизм — комплекс учений и медитативных техник[неизвестный термин] традиции Махаяны, включая Ваджраяну.
Характерной чертой традиционного тибетского буддизма непосредственно в Тибете (и отчасти в других регионах) является передача буддийского учения, духовной и светской власти в рамках традиции «перерождений» (тулку) видных буддийских деятелей. В своём развитии данная идея привела к объединению духовной и светской власти в институте Далай-лам.
Проникновение буддизма в Тибет[править | править код]
Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были цяны, жившие на территориях, в настоящее время входящих в юго-западные провинции Китая. Это произошло в конце IV века н. э., что, однако, не оказало влияния собственно на Тибет.
В первой половине VII века состоялись первые контакты Тибета с буддизмом махаянской традиции, пришедшим из Хотана (южной части бассейна реки Тарим в Восточном Туркестане). Эти события происходили во время правления царя Сонгцен Гампо (627—649), который правил в центральном и восточном Тибете, в Шанг-Шунге (Западный Тибет), в северной части Мьянмы (Бирмы) и некоторое время — в Непале[источник не указан 954 дня]. Он женился на китайской и непальской принцессах, привёзших с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым следовали. Царь направил в Кашмир миссию с целью разработки более совершенной системы тибетской письменности; существовавшее в Тибете письмо было заимствовано из Шанг-Шунга, и также испытало некоторое влияние хотанской письменности[источник не указан 954 дня]. В это же время начали переводить с санскрита буддийские тексты, однако работы не имели большого масштаба.
Между этим периодом и известным диспутом в монастыре Самъе в конце VIII века, когда во время правления царя Трисонг Децена было принято решение, что в Тибете будет принята не китайская (в форме Чань), а индийская форма буддизма, состоялись контакты с другими буддийскими традициями. В это время владычество Тибета распространялось на государства-оазисы пустынь Восточного Туркестана, контакты с буддизмом в Западном Туркестане простирались до Самарканда. Именно царь Трисонг Децен завоевал и в течение короткого времени удерживал китайскую столицу Чанъань[источник не указан 954 дня]. Хотя на этом диспуте китайский буддизм был отвергнут, некоторое влияние традиции Чань можно обнаружить в тех школах тибетского буддизма, которые говорят о двух типах верующих: о тех, кто достигает всего сразу, и о тех, кто проходит путь постепенно[источник не указан 954 дня]. Первая школа напоминает учение Чань о стремительном просветлении, однако в Тибете оно интерпретируется совершенно по-другому.
Добуддийская тибетская религия бон достигла расцвета в царстве Шанг-Шунг[источник не указан 954 дня]. Самый западный район её распространения — Тазик[источник не указан 954 дня]. Трудно сказать, расположен ли Тазик на территории современного Таджикистана. Эту религию не следует отождествлять с распространенным в Центральной Азии шаманизмом, хотя они и имеют общие черты. В тибетском буддизме присутствует некоторое влияние шаманизма, преимущественно в таких ритуалах, как привязывание к деревьям молитвенных флагов, выполнение всевозможных обрядов с целью умилостивить духов, хранителей горных перевалов и т. д. Бон существует и в наши дни и, хотя сильно обогатился элементами буддизма, остаётся отдельной религией[источник не указан 954 дня]. В этой традиции используются другие терминология и названия священных образов, однако основные техники имеют очень много общего с буддийскими техниками, развившимися на основе первой волны распространения буддизма в Тибете.
Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям Падмасамбхавы[источник не указан 954 дня], или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он положил начало традиции Ньингма («старая школа»).
В середине IX века имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма продолжала существовать в основном тайно; многие тексты были спрятаны в пещерах и были обнаружены лишь спустя несколько столетий[2][3].
В Киргизии были обнаружены руины буддийских монастырей, датируемые VI—X веками. Неясно, принадлежат ли они традиции западных тюрков или уйгуров, а также сколь велико было здесь влияние Тибета. В долинах рек Или и Чу, расположенных в районе озера Иссык-Куль, найдено множество наскальных буддийских надписей на тибетском языке, датируемых этим и более поздним периодами, что свидетельствует о присутствии тибетской буддийской культуры в этих районах.
После наступления более благоприятного времени, начиная приблизительно с X века, из Индии пригласили новых учителей и в Тибет пришла другая волна буддизма. Она известна как период «новых переводов», когда получили развитие четыре главные традиции (школы): Сакья, Кагью, Джонанг и Кадам. В XIV веке традиция Кадам была преобразована в Новую Кадам, или Гелуг.
Развитие школ тибетского буддизма[править | править код]
Монастырь Сакья был основан в 1073 году Контаном Кончок Гьялпо (1034—1102), что сделало эту традицию первой в линии Сарма. Ученик Миларепы (1040—1123) Гампопа (1079—1153) позже основал Горный Монастырь Гампо в 1121 году, давая начало традиции Кагью. Затем, в 1294 году Кунпанг Чодже Цондру (1243—1313), прибывший в Джомонанг, дал начало традиции Джонанг. Более века спустя, в 1407 году, Дже Цонкапа (1357—1419) дал иное толкование существовавшей школе Кадам и основал монастырь Ганден в Центральном Тибете, положив начало школе Гелуг.
Традиция Сакья идёт от великого индийского мастера Вирупы. В традиции Кагью существуют две главные линии. Дагпо Кагью развилась из линии Тилопы, Наропы, Марпы, Миларепы и Гампопы. Она подразделяется на 12 линий, одна из них — Карма Кагью, главой которой традиционно является Кармапа. Наиболее важными из этих 12 линий являются Друкпа Кагью, Дрикунг Кагью и Таглунг Кагью. Вторая главная линия Кагью, Шангпа Кагью, восходит к индийскому учителю Кхьюнгпо Налжор. Традиция Джонанг восходит к индийскому мастеру Соманатхе, а Кадам — к индийскому мастеру Атише, который прежде чем отправиться в Тибет, совершил путешествие в Индонезию с целью возрождения некоторых линий Махаяны, попавших туда из Индии.
Традиция Новая Кадам, или Гелуг, была основана Цонкапой. Одной из величайших фигур в тибетском буддизме является Далай-лама; Далай-лама I был учеником Цонкапы. Когда его III-е «воплощение» прибыло в Монголию, ему присвоили титул «Далай», по-монгольски «океан», а предыдущие его рождения были задним числом признаны Далай-ламами I и II. Далай-лама IV родился в Монголии; Далай-лама V объединил весь Тибет и стал не только духовным, но и политическим лидером. Неверно полагать, что Далай-лама является главой традиции Гелуг; её возглавляет Ганден Трипа. Далай-лама является покровителем всего тибетского буддизма. Панчен-лама I был одним из учителей Далай-ламы V. В последующем тот из них, кто старше, становится учителем, кто моложе — учеником.
Тибетский буддизм содержит в себе множество заимствований из коренной тибетской религии Бон и Несторианства, при этом Будда Майтрейя ассоциируется с Христом.[4][5][6].
Сопоставление школ тибетского буддизма[править | править код]
Анализируя пять традиций тибетского буддизма, мы приходим к выводу, что все они следуют учениям Индии как своей первоначальной основе. Все они изучают философские догматы четырёх буддийских традиций Индии, рассматривая это как путь к достижению все более тонкого понимания реальности. В этом отношении они все признавали, что наиболее совершенной является Мадхьямика. Все они соблюдают традицию проведения диспутов, широко распространённую в индийских монастырях, а также традицию великих созерцателей Индии, махасиддх. Все они следуют объединённому пути сутры и тантр, которые являются общей махаянской основой этих учений. Общей для них является и традиция монашеских обетов; это традиция хинаянской школы Муласарвастивада, развившаяся из Сарвастивады и незначительно отличающаяся от распространенной в Юго-Восточной Азии и Китае традиции Тхеравады. В Тибете не получила распространения традиция полностью посвящённых монахинь, хотя в тибетских монастырях существовал институт послушниц. Приблизительно 85 % монашеских обетов не отличаются от обетов других традиций. Однако незначительные различия существуют. Одежда монахов тёмно-бордового цвета, а рубашки не имеют рукавов. Буддийские тексты переводились на тибетский язык главным образом с санскрита, лишь некоторые были переведены с китайского, в случае, когда был утерян санскритский подлинник.
Тексты хранятся в двух главных собраниях: Кангьюр (Ганджур), объединяющий подлинные слова Будды, и Тенгьюр (Танджур), в котором собраны комментарии. Это самый крупный корпус буддийской канонической литературы[2], содержащий наиболее полное изложение индийской буддийской традиции, что особенно ценно, так как начиная с XII-XIII веков буддизм в Индии потерял влияние в результате тюркских вторжений из Афганистана. Большинство утраченных санскритских подлинников сохранилось исключительно в тибетских переводах. Великий вклад тибетцев в буддизм состоит в дальнейшем развитии его организации и методов обучения. Тибетцы разработали способы раскрытия всех основных текстов, системы толкования и обучения.
Распространение тибетского буддизма[править | править код]
Сопредельные с Тибетом территории[править | править код]
Под влиянием Тибета буддизм в Средние века распространился в других районах Гималаев, таких как Ладакх, Лахул-Спити, Киннуар, область Шерпа в Непале, Сикким, Бутан и Аруначал.
Монголия[править | править код]
Монголы познакомились с тибетской буддийской традицией в XIII веке, когда сын Угэдэй-хана Годан пригласил главу школы Сакья Кунга Гьелцена в качестве своего духовного наставника. Во времена правления хана Хубилая в Монголию прибыл следующий глава школы Сакья — Пагба-лама. Для помощи в переводе буддийских текстов он разработал новую монгольскую письменность. Примерно в это же время в страну пришла также традиция Карма Кагью. Помимо Хубилая, тибетский буддизм был принят некоторыми другими наследниками Чингисхана, а именно: ханами Чагатайского улуса, правившими в Восточном и Западном Туркестане, а также ильханами, правившими в Персии. В середине XIV века, незадолго до отделения Китая от монгольской империи Юань, влияние буддизма в ней ослабело.
Новая волна буддизма пришла в Монголию в XVI веке благодаря усилиям западномонгольских ханов и первых Далай-лам, официально принявших этот титул от монгольского хана (Далай-лама III, Далай-лама IV и Далай-лама V)[источник не указан 1624 дня], когда главной формой распространившегося среди монголов тибетского буддизма стала традиция Гелуг. При этом незначительные следы традиций Сакья и Кагью сохранились, несмотря на то, что эти школы не признавались официально.
В конце XVI века в Монголии стал формироваться особый стиль буддийской храмовой архитектуры, в частности, при постройке монастыря Эрдэни-Дзу на месте древней столицы монголов — Каракорума. В тот же период с тибетского языка на монгольский были переведены полные собрания текстов Ганджура и Танджура. Крупнейшие монгольские учёные стали писать комментарии к буддийским сочинениям, иногда на монгольском, но большей частью на тибетском языке. Из Тибета в Монголию перешла и монашеская традиция.
Ключевым событием в адаптации тибетского буддизма в Монголии стало появление на основе линии перерождений тибетского Джецуна Таранатхи линии Богдо-гэгэнов, или Халха-Джебдзундамба-хутухт, которые стали традиционными главами буддизма в стране. Резиденция Богдо-гэгэнов находилась в Урге (ныне Улан-Батор).
С течением времени тибетский буддизм естественным образом приспособился к условиям Монголии. Например, первый Богдо-гэгэн Дзанабадзар (конец XVII — начало XVIII вв.) создал специальную одежду монгольских лам для ношения главным образом в свободное от выполнения церемоний время. На основе уйгурской и монгольской письменности он разработал алфавит Соёмбо, использовавшийся для транслитерации тибетских и санскритских слов.
Маньчжурия и Китай[править | править код]
В XVII веке тибетский буддизм, и в первую очередь традиция Гелуг, попал к маньчжурам, а после завоевания ими Китая — и в северные области Поднебесной. В Пекине был основан тибетский монастырь, а в Гехоле, летней столице маньчжуров, расположенной на северо-востоке от Пекина, были построены точные копии лхасской Поталы — Путоцзунчэн, и монастырей Самье и Ташилунпо. Канон Ганджур был полностью переведён с тибетского языка на маньчжурский, в основе письменности которого лежит адаптированный монголами уйгурский алфавит.
Бурятия[править | править код]
В начале XVII века тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из тибетского монастыря Лабранг Ташикьил в провинции Амдо. С целью ослабления позиций Богдо-гэгэнов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царское правительство в 1764 году дало настоятелям Тамчинского дацана, как главам бурятского буддизма, титул Пандидо Хамбо-лам, чтобы сделать бурятскую традицию официально независимой от монгольской.
Обучение бурят в Тибете продолжалось, и многие из них делали карьеру и духовный рост в монастырях Лхасы и других центрах. Ценшапом — партнёром Далай-ламы XIII по философским диспутам, которые являются важной частью буддийского образования, был бурятский лама Агван Доржиев. Под его влиянием в Петрограде в 1915 году был построен тибетский буддийский монастырь традиции Гелуг.
В 1920-х годах часть бурят переселилась из Забайкалья во Внутреннюю Монголию и там продолжила буддийские традиции, прерванные в Бурятии в период советской власти.
Тыва[править | править код]
В XVIII веке тибетский буддизм из Монголии попал также к тюркоязычному населению Тывы, хотя, как было отмечено ранее, первая волна буддизма пришла сюда ещё в IX веке от уйгуров. Как и в Забайкалье, это была главным образом традиция Гелуг; традиция Ньингма также получила значительное распространение. Настоятели Чаданского хурэ, как главы буддистов Тывы, получили титул Камбы-лама. Поскольку Тыва, подобно Монголии, до 1912 года находилась под маньчжурским правлением, тувинские Камбы-ламы подчинялись непосредственно Богдо-гэгенам в Урге: буддизм эдесь имел значительно более тесные связи с Монголией, чем буддизм Бурятии, и мирно сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других — к буддийским священникам.
Ойраты и Джунгарское ханство[править | править код]
К западным монголам, ойратам, тибетский буддизм впервые попал в XIII веке, однако не получил широкого распространения. Более глубокие корни он пустил в конце XVI — начале XVII веков, когда получила распространение традиция Гелуг, пришедшая непосредственно из Тибета и, отчасти, из Монголии и была воспринята в Джунгарском ханстве[источник не указан 1624 дня] в Восточном Туркестане (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, Восточный Казахстан, а также Алтай). Шаманизм в этих районах был запрещён Советом ханов.
Калмыкия[править | править код]
Когда часть ойратов[источник не указан 1624 дня] отделилась от Джунгарии в начале XVII века и переселилась в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, организовав новое Калмыцкое ханство[источник не указан 1624 дня], они принесли с собой собственную традицию тибетского буддизма. Большую помощь им оказал получивший образование в Тибете ойрат Зая-Пандита, Намкхай Гьяцо, который на основе монгольского письма разработал калмыцко-ойратскую письменность. Глава калмыцкого буддизма назначался царём и именовался Лама калмыцкого народа. Его резиденция располагалась в Астрахани, и, подобно бурятскому Пандито Хамбо-ламе, он не входил в буддийскую иерархию Внешней Монголии. Вплоть до XIX века духовное руководство калмыки получали непосредственно из Тибета. Несмотря на то, что наибольшее распространение у калмыков имела традиция Гелуг, они приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью[7][8].
После падения Джунгарского ханства[править | править код]
В XVIII веке маньчжурская империя Цин завоевала Джунгарское ханство и во второй половине того же столетия многие калмыки вернулись из России в Джунгарию и присоединились к ойратам, ещё остававшимся в этой области, принеся с собой сильную буддийскую традицию. Эта традиция продолжает существовать среди ойратов в северных районах Восточного Туркестана. Одна ветвь тувинцев, также подвергшихся гонениям маньчжуров, дошла до центральной части Восточного Туркестана, и, очевидно, основала собственную традицию тибетского буддизма в районах Урумчи и Турфана[2][9][10].
Далай-лама[править | править код]
После подавления антикитайского восстания Далай-лама был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.
Шамбала-буддизм[править | править код]
Шамбала-буддизм — одна из первых организаций тибетского буддизма, которая начала преподавание в странах Запада.
В 1959 году, уже широко известный на родине как учитель буддизма, лама Кагью Чогьям Трунгпа Ринпоче бежал от китайского нашествия из Тибета в Индию пешком через Гималаи и начал проповедовать тибетский буддизм на Западе.
После его смерти в 1987 году, его сын Сакйонг Мипам Ринпоче продолжает традицию Шамбала-буддизма, соединяющей элементы школ Карма Кагью и Ньингма.
Одним из символов тибетского буддизма является бесконечный узел.
- ↑ Большинством современных исследователей термин «ламаизм» признаётся ошибочным (см., напр.: Торчинов Е. А. Буддийская традиция Тибета // Введение в буддологию. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000; Lopez D. Prisoners of Shangri-La: Tibetan Buddhism and the West. Chicago: University of Chicago Press, 1999). Это понятие было введено в оборот немецкими учёными XIX века, желавшими подчеркнуть высокое положение лам (духовенства) в тибетском обществе. Очевидно, с похожей целью оно долгое время использовалось в советской науке. Однако почитание духовного наставника не является чем-то особенным для буддизма как такового (а, возможно, и для большинства восточных религий). Тибетский буддизм практически полностью, лишь с некоторыми изменениями, не затрагивающими фундаментальных основ, перенял классическую индийскую буддийскую традицию. Таким образом, выделять его в отдельную конфессию не оправдано.
- ↑ 1 2 3 Берзин А. Тибетский буддизм: История и перспективы развития — М., 1992. Часть 3
- ↑ Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись. История буддизма в Тибете VI—XV вв. М., 2001. С. 55
- ↑ Энциклопедия Философия буддизма — Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В. Г. Лысенко (заместитель ответственного редактора), С. М. Аникеева, Л. Б. Карелова, А. И. Кобзев, А. В. Никитин, A.A. Терентьев, ст. Д. Э. Ермакова / 2011 г.
- ↑ Бон и тибетский буддизм. Д-р Александр Берзин. Публикация на Study Buddhism.
- ↑ Джон Мирдин Рейнольдс «Буддийский и Бонский Дзогчен» / 2009 г.
- ↑ Справка о традиционности школы Кагью (Правительство Калмыкии) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 4 мая 2008. Архивировано 2 июня 2004 года.
- ↑ Китинов Б. У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII—XVII вв.). М.: КМК, 2004
- ↑ http://asiaharvest.org/pages/profiles/china/chinaPeoples/T/Tuva.pdf
- ↑ Монгуш М. В. Тувинцы России, Монголии и Китая: этнические и этнокультурные процессы, современная идентичность: Дис. … д-ра ист. наук. М,, 2005. Гл. III
Переводы[править | править код]
ru.wikipedia.org
Тибет (Tibet)
Общая информация
Тибет (Tibet) – район на западе Китая, расположен на Тибетском нагорье, в самом высокогорном регионе Земли и занимает площадь 1 228 400 км². На юге региона находятся склоны Гималайского хребта, а на границе с Непалом — гора Эверест. Столица и крупнейший город — Лхаса.
В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. Перешёл под контроль Китая в 1950 году после победы под Чамдо.
Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо. Правительство Китая раздробило территорию исторического Тибета, выделив в нём Тибетский автономный район (ТАР) и переподчинив некоторые территории другим провинциям.
Сейчас Тибетский автономный район (ТАР) в Китае занимает меньше половины всего исторического Тибета (провинцию У-Цанг и западную часть Кхама), а население ТАР составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в другие китайские провинции: Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.
Долгое время Тибет был самой труднодоступной частью света. Причиной этого были не столько суровые климатические условия высокогорья и природная изолированность этого региона, сколько политика правителей Тибета, запрещавших доступ сюда иностранцам.
Регион не стал доступнее и в ХХ веке. Затяжной и кровавый конфликт между сторонниками независимости Тибета и официальным Пекином делал невозможным путешествие по этому краю. Тибет долго был запретной зоной для туристов и открылся для посещения лишь в 1984 году.
Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народа. Китайское правительство в ответ говорит о том, что якобы после 1959 года в Тибете было ликвидировано рабство, возросла грамотность и стабильно повышается уровень жизни населения.
География
Тибет занимает площадь 1 228 400 км². Средняя высота территории: 4 000 метров над уровнем моря.
Самая высокая гора: Джомолунгма (Эверест).
На территории Тибета берёт исток ряд великих рек, которые протекают затем по территории проживания других народов и поэтому более известны по названиям на языках этих народов (указаны в скобках), а не по тибетским. Это Ярлунг-Дзангбо (Брахмапутра), Ма-Чу (Жёлтая река), Джи-Чу (Янцзы), Сенгге-Дзангбо (Инд), Пунг-Чу (инд.: Арун), Наг-Чу (бирм.: Салуин) и Дза-Чу (Меконг).
Крупнейшие озёра: Цонаг, Нам-Цо, Ямджоюм-Цо, Мапамъюм-Цо (Манасаровар).
Средняя температура: 14 °C в июле и −4 °C в январе.
Средний уровень осадков: сильно различается, в западных областях 1 мм в январе и 25 мм в июле; в восточных областях 25-30 мм в январе и 80 мм в июле.
Наверх Последние изменения:Население
Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве. Проживающие на территории Тибета китайцы — в управлении, торговле, секторе обслуживания. Связано это с тем, что до включения в состав Китая Тибет отличался малоразвитой аграрной экономикой. Специалистов для новых отраслей, создаваемых китайским правительством, среди этнических тибетцев не было.
Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это, во-первых, с отсутствием точного определения территории Тибета, во-вторых, с предвзятостью источников.
Правительство Тибета в изгнании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев (Хань).
Однако правительство Китая приводит следующие данные:
Тибетский автономный район: 2 616 329 тибетцев, 158 570 ханьцев и более 30 000 других национальностей (2000 год).
Так называемый «Великий Тибет», к которому тибетское правительство в изгнаниии относит также территории, не имеющие в нынешнем Китае автономного статуса: 5,24 миллиона тибетцев, 3,62 миллиона хань (китайцев) и 1,64 миллиона представителей других национальностей (2000 год).
Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %.
Тибетское правительство в изгнании и правозащитные организации считают, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году (по данным международных правозащитных организаций — численность сократилась как минимум в 5 раз). С того времени по сей день местное коренное население Тибета устраивало множество акций сопротивления китайским властям. Каждый раз бунты подавлялись очень жестко с многочисленными случаями убийства и повсеместным применением пыток в тюрьмах.
До 1959 года в Тибете существовало всего 2 тюрьмы. Сегодня только в центральном районе Тибета насчитывается 12 тюрем на площади в 5 тысяч км. Остается неизвестным количество тюрем на северо-востоке Тибета из-за дробления этой области и переподчинения земель другим провинциям.
Генеральная ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.
Численность тибетцев в изгнании — около 134 тыс. человек: в Индии — 100 000 человек, в Непале — 20 000, в Бутане — 1 500, в Швейцарии — 2 000, в Европе — 400, в Австралии и Новой Зеландии — 200, в США — 8 000, в Канаде — 1 200, в Скандинавии — 100.
Культура
Этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон. Тибетский язык относится к тибето-бирманской языковой группе сино-тибетской языковой семьи. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведётся на тибетском, с постепенным переходом на китайский язык к старшим классам. Но обучение в школах повсеместно платное и большая часть населения совершенно неграмотна.
С 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, был полностью запрещен местный старинный обряд погребения «Небесные похороны». Только с 1974 после многочисленных просьб монахов и рядовых тибетцев китайское правительство позволило возобновить церемонию «Небесных похорон». Именно такой способ погребения тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.
Все монастыри Тибета сейчас контролируются Комитетами Коммунистического Демократического Управления. Члены этого комитета — китайцы, живут в монастырях и проводят в жизнь религиозную политику китайского правительства.
Данные комитеты официально установили критерии приёма тибетцев в монастыри.
Выдержка:
Кандидату должно быть, по крайней мере, 18 лет, он должен «любить свою страну и коммунистическую партию», иметь разрешение родителей и получить одобрение Комитета демократического управления монастырями; получить согласие областных или районных властей в Бюро общественной безопасности. Кандидат и его родители должны быть «политически благонадежными».
По данным международных правозащитных организаций из 6 тысяч тибетских монастырей 95 % разрушены или полностью снесены.
Например, женский монастырь города Шикаце, построенный ещё в XII веке, был полностью уничтожен по приказу китайских властей с формулировкой — «строительство монастыря изначально не было согласовано с властями».
Интересные факты
4 июня 1926 года в Тибете Далай-Ламой был введён налог на уши. Страна создавала армию, срочно требовались деньги, а все обычные налоги уже были. Надо признать, что никто из тибетцев не отрезал себе уши, чтобы не платить налог. Все платили. Деньги на армию были собраны в течение одного года.
Лидерство по числу невероятных налогов также принадлежит Тибету. За что только не заставляли раскошеливаться на рубеже XIX-XX веков. Тибетцы должны были платить налог на свадьбу, на рождение детей, на право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабаны. Усталому путнику не дозволялось даже просто так вздремнуть на травке: за ночлег он должен был заплатить налог хозяевам земли.
История
Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются со времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.
Более детально тибетская история известна c VII по XI век, когда империя распространялась от Бенгалии на юге до Монголии на севере. Тибетцы противостояли в большей степени Китаю чем Индии по причине труднопроходимости Гималаев, Китай тибетцы называли Rgya-nag (Чёрная Империя), а Индию — Rgya-gar (Белая Империя).
617-650гг.. — правление царя Сонгцена Гампо, который известен тем, что что принёс в Тибет буддизм. Про него сложено много противоречивых и фантастических легенд, отчего восстановить исторически ход событий непросто. После смерти Сонгцена Гампо формально власть перешла к его внуку, но реально страной стал править министр, а буддизм пришёл в упадок.
755-797гг.. — правление Трисонг Децена, который восстановил в стране Учение Будды, пригласив для этой цели из Индии великих индийских гуру Шантаракшиту и Падмасамбхаву, которые организовали перевод с санскрита текстов Учения и создали буддийскую сангху Тибета. В Центральном Тибете был построен монастырский университет Самье, который до сих пор является одним из важнейших центров буддизма.
815-838гг.. – правление Ралпачана, внука царя Трисонг Децена. Он пригласил мастеров, скульптуров, художников из Непала, Индии, Китая, Кашмира для выполнения задуманного им плана строительства буддийских храмов и монастырей. Он ввёл в органы управления страной монахов, дав им права решающего голоса наравне с главными министрами, приравняв статус монаха к статусу высшего чиновничества.
В 822г. был заключён мирный договор с Китаем, подтверждающий право тибетцев на занятую территорию.
Во время правления Ралпачана империя ослабевала, правительство погрузилось в запутанные интриги, активность проявили сторонники религии Бон.
838-841гг.. – правление Ландармы. В результате переворота царь Ралпачан был убит, власть получил Ландарма, который опирался на бонских сторонников и жестоко преследовал буддизм. Монахи и учёные вынуждены были скрыться в дальних провинциях или бежать в сопредельные страны.
У Ландармы не было наследников, и после его смерти империя распалась на много малых царств: Гуге, Ладак, Пулань и др. С этого момента на несколько сотен лет отсутствует систематическое изложение тибетской истории.
842-1247гг.. — период раздробленности Тибета.
В конце XVIII — начале XIX веков в свете соперничества Великобритании и России в Азии, Тибет стал объектом колониальных интересов этих держав. В целях недопущения преобладания влияния сильного соперника, обе державы признавали нахождение Тибета под суверенитетом ослабевшего Китая. Великобритания, несмотря на договорённости, испытывала значительные опасения, связанные с фигурой одного из ближайших приближенных Далай-Ламы — пророссийски настроенного Агвана Доржиева. Кульминацией соперничества за Тибет и Большой Игры в целом стала британская экспедиция в Тибет в 1903-1904 под командованием Френсиса Янгхазбенда.
В 1911 году в Китае с Учанского восстания началась Синьхайская революция. В её ходе губернаторы отдельных провинций и территорий Китая один за другим заявляли о своей независимости от Пекина. Не остался в стороне и Тибет, провозгласивший независимость от центральной власти в конце 1911 года. Прочие страны мира считали происходящие в стране революционные события внутренним делом Китая, и заняли позицию строгого нейтралитета, ожидая, пока какая-нибудь из многочисленных противоборствующих сил не одержит верх и не создаст новое правительство, способное представлять страну на международной арене, поэтому независимость Тибета никто не признал.
В 1950 китайские войска вошли в тибетский район Чамдо, подавив номинальное сопротивление плохо вооружённой тибетской армии. В 1951 под давлением китайских военных представители Далай-ламы подписали с Пекином «Соглашение о Мирном Освобождении Тибета из 17 пунктов», в котором подтверждались китайские права на Тибет. Это соглашение было ратифицировано тибетским правительством через несколько месяцев.
В дальнейшем китайцы постепенно наращивали своё присутствие в Тибете. В 1956 г. был учреждён Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района. Согласно китайским источникам, в 1959 г. в Тибете были проведены «демократические реформы», в ходе которых был ликвидирован «отсталый феодально-крепостнический режим». Правительство Тибета во главе с Далай-ламой бежало и с 1959 года функционирует на территории Индии. В 1965 г. был официально провозглашён Тибетский автономный район. В дальнейшем Китай проводит активную политику освоения Тибета и развития его инфраструктуры. На территории Тибета разместились войска, и расположилось значительное количество приехавших этнических китайцев.
Второй и последний выпуск марок Тибетского правительства в изгнании, 1974г.
По утверждению правительства в изгнании, китайцы на территории Тибета стали превосходить в количестве коренное население. Официальная статистика, однако, этого не показывает. Сопоставляя разные данные, можно оценить, что подавляющее большинство этнических китайцев сосредоточено в районе Лхасы, где их количество составляет порядка трети населения. В остальных районах Тибетского автономного района тибетцы превалируют.
В 2008 году в Тибете произошли массовые беспорядки, зачинённые тибетскими монахами. Монахи устроили мирную акцию протеста к годовщине изгнания Далай Ламы в Индию, которая позже переросла в массовые беспорядки. В провинции Сычуань было совершено нападение на китайский полицейский участок, начались разгоны митинга, по некоторым данным китайская полиция применила огнестрельное оружие. Китайская сторона это отрицает.
Просмотров: 9121
tourweek.ru
О Тибете: интересные факты о Тибетском плато
Вы здесь: Главная » О Тибете: интересные факты о тибетском платоТИБЕТ
Тибет — одно из самых красивых мест в мире. Регион охватывает более 1.2 миллионов кв. Км. Тибет находится на тибетском плато в северной части Гималаев. Это традиционный дом тибетского народа, а также некоторые этнические группы. Это самый высокий регион на Земле, со средней высотой 4500 метров. Гора Эверест, самая высокая гора на планете, поднимающаяся на 8,848 метров над уровнем моря, расположена в Тибете, на границе между Тибетом и Непалом.
Есть много причин, почему Тибет привлекает посетителей. Некоторые приезжают, чтобы увидеть самые высокие горы в мире, другие хотят узнать больше о культуре и богатом наследии Тибета. Тибет может многое предложить каждому: от старых буддийских монастырей с древними артефактами до впечатляющих пейзажей.
РАСПОЛОЖЕНИЕ ТИБЕТА
Регионы Тибетского платоИсторический и административный Тибет имеют разные границы. Исторически территории Тибета были обширными, распространяющимися на Тибетском плато. В настоящее время название «Тибет» обычно ассоциируется с Тибетским автономным районом (ТАР). Однако территория, на которой живут тибетцы и где культура преимущественно тибетская, распространяется за пределы границ ТАР. Тибетские территории являются частью нескольких других префектур Китая, включая Сычуань, Цинхай, Ганьсу и Юньнань.
Дополнительная информация о разных регионах Тибета »
Тибет граничит с Бутаном, Непалом и Индией, а величественные Гималайские горы отделяют Тибет от соседних стран. Между Тибетом и Непалом лежат одни из самых высоких гор на планете, такие как Эверест, Чо-Ойю и Шишапангма. Существует сухопутная граница между Непалом и Тибетом в порту Гиронг. Путешествие между этими странами — это долгое путешествие, однако трудно найти более живописный маршрут. Граница между Тибетом и Индией в настоящее время открыта только для граждан Индии.
Подробнее о Тибете: место, история и современный Тибет »
wondersoftibet.com
это… Описание, расположение, климат, история и интересные факты
Тибет – самое загадочное и недоступное место на Земле. Особенно удивляет красота местной растительности и разнообразие животных. Что такое Тибет, и какова его история, читайте далее в статье.
Полная информация о Тибете
Тибет богат своей историей, о чем свидетельствуют многочисленные источники тех времен, когда существование культуры Тибета происходило независимо от других стран-соседей. История Тибета с детальными подробностями стала известна с периода распространения империи от Бенгалии до Монголии.
Перечислим основные исторические вехи:
- Распространение буддизма. Этот период приходится на годы правления Сонгцена Гампо, с 617 по 650 гг. После смерти царя власть официально переходит к внуку, хотя реально правил министр, что привело буддизм в упадок.
- Восстановление учения Будды приходится на 755-797 гг. В это время переводятся тексты Учения на тибетский язык, строится университет Самье при монастыре, который и сегодня является важным центром буддизма.
- Строительство монастырей и храмов, введение монахов в управление страной (с 815 по 838 гг.).
- Преследование буддизма, так как правление страной оказывается в руках царя Ландарма – сторонника религии бон. Ученым и монахам пришлось бежать из страны.
- Распад Тибета на маленькие царства. Это произошло после смерти Ландарма, поэтому систематические исторические сведения с 842 по 1247 годы отсутствуют, так как у правителя не было наследников.
- Колониальные интересы в отношении Тибета со стороны других стран. Кульминационным моментом в их соперничестве становится организация британской экспедиции в Тибет в 1903-1904 гг.
- Тибет провозглашает себя независимым государством от влияния центральной власти в 1911 году, хотя данное событие не признавалось в мире.
- Войска Китая вошли на территорию Тибета в 1950 году, в результате чего в 17 пунктах утвердилась власть захватчиков. Свое присутствие здесь китайцы наращивали постепенно, когда, наконец, в 1965 году Тибет был провозглашен автономным районом Китая.
Место расположения
Тибет – это единственный автономный край Китая. Туристов привлекает его загадочность и удивительная красота природы. Коренное население исповедует буддизм, поэтому Тибет регулярно посещают тысячи паломников со всего света.
Где находится Тибет? Пространство от Индии до Китая занимает Тибетское нагорье, площадь которого достигает миллионы километров. Тибет, расположившийся тут, граничит со многими провинциями и государствами: Непалом, Индией, Бирмой.
И чтобы узнать, где находится Тибет, достаточно вспомнить о Гималаях и самой высокой горе в мире — Джомолунгме, получившей еще одно название — Эверест. Ее высота достигает 8 848 м. Чтобы покорить эту вершину, сюда приезжают туристы со всех уголков мира.
Кстати, именно территория Тибета дает рождение многим крупным рекам Азии. Тсангпо начинает свой путь с юга, Сутлей и Инд протекают возле священной для тибетцев горы Кайлаш, Салвин и Меконг берут начало с его восточных земель.
Климат
Не трудно понять, определив, где находится Тибет, — климат территории, расположенной на 4-8 тыс. м выше уровня моря, желает быть лучшим. Специалистами он характеризуется как сухой субтропический континентальный. Это значит, что погода здесь неустойчива, отличается частыми перепадами температур в дневное и ночное время.
Шквалистые ветры и пыльные бури – частые гости на территории Тибета. Непредсказуемо и выпадение осадков: в разных провинциях их количество разное и незначительное. Осадков мало потому, что их выпадению здесь препятствует высота гималайских хребтов, которые не пропускают муссонные ветры с запада, приносящие ливневые дожди.
Население
Тибет – это автономный район. Его территория огромная, но при этом малонаселенная — на ней проживает 6 млн. тибетцев и 7,5 млн. – китайцев. Грамотность местного населения на низком уровне и составляет менее 50 %.
Самым крупным городом края является Лхаса. Здесь расположены главные административные и религиозные центры Тибета. На территории нагорья расположены и другие города, имеющие промышленное значение: Чамдо, Шигацзе и др.
Местные жители занимаются скотоводством и земледелием. Это их основные занятия. В долинах рек они выращивают пшеницу, кукурузу, ячмень, табак и овощи. Кроме того, тут разводят овец, коз и яков, которые используются в качестве тягловой силы.
Растительность
Тибет – это край, на территории которого произрастает скудная растительность пустынь, степей и тундры. Хотя леса здесь тоже есть. Местами их произрастания являются долины рек. Выше отметки 6 000 м простираются вечные снега и ледники.
Особенность растительности этого чудного края заключаются в ее молодости, так как флора древнего периода уничтожена полностью с наступлением периода оледенения. Для данной местности характерны поясные границы и пестрота растительности внутри них. Здесь растет ковыль и осока, горец и кобрезия карликовая, ива и вереск, горечавка и многие другие растения.
Животные
В степях, пустынях и горах Тибета сохранились такие редкие животные как лошадь Пржевальского, верблюд двугорбый, кулан и др. Эта местность является родиной верблюдов, яков и ослов, которые относятся к домашним животным. В горных лесах много маралов, косуль, лосей, а в пустынных – горных баранов, антилоп, козлов, снежных барсов и других животных.
Степи полны сайгаками, джейранами, сусликами, сурками, тушканчиками, зайцами, песчанками, полевками. Местом обитания серого волка являются равнины, а красного – горы. Здесь распространены лисицы, колонки, куницы, хорьки, ежи, рыси, манулы. Тибет отличается наличием множества птиц: снежных грифов, горных гусей, галок и др.
Культура
Вероисповеданием этнических тибетцев является религия бон и буддизм. С того времени, когда Тибет стал частью Поднебесной, китайский язык является тут официальным. Но делопроизводство и начальное обучение в школе разрешено вести на тибетском языке. Поскольку обучение платное на всей территории края, большинство населения остается неграмотным, так как платить им нечем.
Когда Китай окончательно распространил свою власть на всю территорию Тибета, был запрещен обряд «Небесные похороны», который соблюдался на протяжении многих веков местным населением при погребении усопших. Но с 1974 г., по многочисленным просьбам монахов и простого народа, правительство Китая разрешило проводить данную церемонию, которую тибетцы считают единственно возможной для своих усопших.
Монастыри на территории Тибета контролируют китайцы. Для приема в них установлены отборочные критерии. В настоящее время почти все монастыри (95%) разрушены или снесены. Причиной тому является несогласованность с китайскими властями при их строительстве.
Зато сегодня на Тибете пышно отмечаются праздники и фестивали, представляющие яркое зрелище и привлекающие множество туристов.
Тибет – это край, богатый традициями и обычаями, секретами медицины и кухни, потрясающе красивыми ландшафтами и мистическими праздниками.
Тибетская кухня
Тибет – это край загадок и древней истории, которая берет свое начало со времен монастырей буддистов. Поэтому первое место здесь занимает духовная пища. Но, в любом случае, никто из туристов голодным не остается. Главной едой тут является мясо и овощи, а популярным блюдом являются сосиски из мяса баранины и говядина, вяленая особым способом.
Местные жители сладкие блюда и фрукты употребляют очень редко. Пожалуй, единственной сладостью на Тибете является хворост, который едят с медом. Алкоголь считается несовместимым с молитвами напитком, поэтому тибетцы относятся к нему с прохладцей. Но слабое вино из риса здесь продается.
Основное блюдо кухни – цампа. Для ее приготовления используется яичная мука, мясо яка, ячменное пиво и чай. Кстати, чай в Тибете пьют с добавлением масла и соли.
В меню для туристов, как правило, включают такие блюда как шадпу и чуру – сыр на основе ячьего молока. В гостиницах больших городов также готовят момо – блюдо, похожее на русские пельмени, начинкой которых является мясо или овощи, и тукпу – суп с мясом и лапшой, заправленный овощами.
Как доехать
В Лхасу, столицу Тибета, попасть легко, если местом отправления будет крупный город Китая. Но туристам лучше следовать другим маршрутом, чтобы избежать резких перепадов высоты.
Самым популярным и щадящим туристическим маршрутом является такой: группа отправляется из Куньмина, следует до Дали, а затем до Лиянга. Высота увеличивается постепенно. Последним этапом является перелет на самолете до города Лхасы.
Из Пекина в столицу Тибета можно добраться и поездом, который следует по Цинхайскому железнодорожному пути двое суток, а также с организованной группой, используя автодорожный транспорт.
Это интересно
При создании армии нужны были большие деньги. Так как все налоги были уже введены и действовали, в 1926 году начал действовать новый налог, который взимался со всех людей, у которых были уши. Абсурд, но это так было! Однако тибетцы не стали отрезать себе уши, а платили налог, хотя никто не понимал, за что. Деньги для армии собрали за год.
Тибет, между прочим, является лидером по сбору налогов. Люди платили налог, когда рождались, женились, пели, танцевали, били в барабан или звонили в колокольчик. Если путник заблудился в дороге, то ему, прежде чем уснуть на траве, нужно было заплатить хозяевам за такой ночлег.
fb.ru