Форма правления в белоруссии – БЕЛОРУССИЯ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Форма правления в республике беларусь, площадь рб

Особенности формы правления в РБ.

Понятие формы государства

Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории известны две формы правления — монархия и республика.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом — монархом. В различных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей). Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.

Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства (президент), здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране.

Беларусь — смешанная республика

Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент — распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой.

Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления.

Билет 26

Принцип унитаризма и его реализации в государственном устройстве РБ

Унитаризм. Белорусское государство является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей — Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Причем, все ее административные единицы, представляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией страны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.

Билет 27

Демократия – важнейшая ценность бел. народа. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве РБ.

Читайте также:

Территория Республики Беларусь

Республика Беларусь расположена в восточной части Европы. На западе он граничит с Польшей, на северо-западе — Литвой, на севере — в Латвии, на северо-востоке и востоке — с Россией, на юге — с Украиной.

Границы (общая длина 2 969 км) проходят через плоские участки и не имеют четких естественных границ, что способствует формированию магистралей и развитию интенсивных экономических связей.

Один из основных евразийских маршрутов проходит по территории Беларуси, включая кратчайшие маршруты из центральных и восточных регионов России в страны Западной Европы и между Прибалтикой и Черным морем. Расстояние от столицы Минска до столиц соседних стран: Вильнюс — 215 км, Рига — 470, Варшава — 550, Киев — 580, Москва — 700, Берлин — 1060 км.

Территория Беларуси составляет 207,6 тыс. Евро.

км2. Это компактно. Его максимальная длина с запада на восток составляет 650 км и 560 км с севера на юг. Учитывая размер территории, республика занимает 13-е место среди европейских стран и 6-е место среди стран СНГ (Россия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Туркменистан).

Форма правления в Республике Беларусь

В Европе Беларусь немного меньше, чем в Великобритании и Румынии, более чем в 2,2 раза больше, чем в Португалии и Венгрии. Население Беларуси с 1 июля 2001 года составляло 9,972 тыс. Человек. Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ в России, Украине, Узбекистане и Казахстане со своими жителями.

Она является домом для 14 раз меньше людей, чем в России, в 5 раз меньше, чем в Украине, но в 1,3 раза больше, чем во всех трех балтийских странах бывшего Советского Союза вместе, в 2 раза больше, чем в Финляндии или Дании, больше, чем в Австрии, Бельгии, Болгарии, Швеции.

На территории Беларуси проживают представители более 100 национальностей. Большинство населения является представителем автохтонной белорусской нации, представляющей более 3/4 всего населения во всей республике, а также в городах и сельских районах.

В дополнение к белорусам в республике проживает большое количество россиян, поляков, украинцев и представителей других национальностей.

Рельеф Беларуси в основном плоский, со средней высотой 160 м, а самая высокая точка — всего 345 м.

Плоский характер района создает благоприятные условия для поселения людей, развития сельского хозяйства на территории, строительства промышленных предприятий, транспорта и технической связи, организации туристических и рекреационных услуг.

Местное время

Беларусь находится в Центрально-европейском часовом поясе: GMT + 2 часа. Когда он находится на полдня в Беларуси, 11:00 в Париже, 10:00 в Лондоне, 5:00 в Нью-Йорке, 2 часа ночи в Лос-Анджелесе, 13:00 в Москве.

климат

Климат в Беларуси умеренно умеренный и влажный зимой, теплое и влажное лето.

Средняя температура в январе составляет -6 ° C, в июле +18 ° С. В течение года выпадает 550-700 мм осадков.

Административный отдел

В Беларуси есть 6 регионов с центрами в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве. Каждый регион разделен на районы, города и другие территориальные и административно-хозяйственные единицы.

В Беларуси более 1000 городов, в том числе 12 городов с населением более 100 тысяч человек.

Водные ресурсы

Территория Беларуси является поворотным пунктом для Балтийского и Черноморского бассейнов. Всего насчитывается 20 800 рек общей протяженностью 90 600 км. Самая большая река длиной более 500 км — Днепр и ее притоки Припять, Березина, Сож; Неман и его приток; Западная Двина.

В Беларуси насчитывается 10 800 озер и более 9000 миротворцев.

Самые глубокие, самые разнообразные и живописные озера находятся на белорусских озерах. Самое большое озеро Нарочь занимает площадь около 80 км2. Они также создали 136 искусственных водоемов, самый большой из которых — Виле (79,2 км2) сопоставим с озером Нарочь.

Что касается водных ресурсов, Республика Беларусь находится в относительно благоприятных условиях.

Доступные природные водные ресурсы достаточно подходят для текущих и будущих потребностей страны в воде.

Поверхностные водные ресурсы в основном являются речным стоком в республике, что составляет 57,9 км3 в средние годы воды.

Приблизительно 55% годового стока приходится на Черное море и 45% в Балтике. В годы высокой воды весь отток воды увеличивается до 92,4 км3, а низкая вода (95% от предложения) сокращается до 37,2 км3 в год.

Свежие грунтовые воды распространены во всей Беларуси.

Их природные ресурсы составляют 15,9 км3 в год (0,043 км3 / день). Количество природных ресурсов зависит от условий для формирования подземных вод, которые наиболее благоприятны в центральной, северо-восточной и западной частях страны, в основном работает на мелководье (50-200 м) водоносные горизонты имеют тесную гидравлическую связь от грунтовых слоев грунтовых вод и поверхностных вод.

Земляные ресурсы

Земельный фонд Республики Беларусь составляет 20,7 млн. Человек.

га. Кондиционирование и литологические и гео-морфологические условия в Беларуси привела к развитию преимущественно подзолистой СОД и формирования Marsh почвы в чистом виде, или их комбинации, и образование следующих основных типов почв дерново-подзолистых дерново-подзолистых-болотистой СОД и др карбоната СОД и СОД -karbonatnyh заболоченные торф, торф потоп.

Механический состав почвы весьма разнообразен, но среди культивируемых поверхностей преобладает каменная глинистая структура — 42,5%, глины и глины — до 37,6%, песка — 13,6%, торфа — 6,3%.

При степени гидратации 45,3% всех культивируемых поверхностей занимают автофран (обычно влажную) почву, 40,3% — гидроморфные (слишком влажные) и 14,4% — гидроморфные (чрезмерно влажные).

Таким образом, основной фонд пахотных земель Беларуси состоит из дерново-подзолистых автоматических и полугидроморфных почв.

Государственные резервы и охрана природы

Существует пять национальных охраняемых районов.

Их работа поддерживается ЮНЕСКО.

  • Национальный парк «Беловежская пуща»
  • Березинский биосферный заповедник
  • Национальный парк «Браславские озера»

Парк был основан в 1995 году на северо-западе Беларуси. На их территории самые красивые в Витебской области Браславского озера.

Площадь парка превышает 69 000 гектаров.

В нем вырастает более 800 видов растений, из которых 20 близки к исчезновению. Парк также является домом: 30 видов рыб 189 видов птиц (85% всех размножающихся птиц в Беларуси) 45 видов млекопитающих 10 видов амфибий 6 видов рептилий

В районе парка находится древний город Браслав, впервые упомянутый в письменных источниках 11 века.

  • Национальный парк «Нарочанский»
  • Национальный парк «Припятский»

Статья использует информацию с веб-сайта

Республика – форма организации государственной власти (форма правление) в Беларуси.

Особенности формы правления в РБ.

Понятие формы государства

Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением.

Истории известны две формы правления — монархия и республика.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом — монархом. В различных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей).

Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.

Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане являются источником власти.

Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков.

Республика – форма организации государственной власти (форма правление) в Беларуси

Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним.

Глава государства (президент), здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте.

Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране.

Беларусь — смешанная республика

Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления.

С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент — распустить Парламент.

С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой.

Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства.

Все это — элементы президентской формы правления.

Билет 26

Принцип унитаризма и его реализации в государственном устройстве РБ

Унитаризм.

Белорусское государство является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление.

Ныне ее территория поделена на 6 областей — Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Причем, все ее административные единицы, представляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией страны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.

Билет 27

Демократия – важнейшая ценность бел.

народа. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве РБ.

Демократическое государство

Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.

Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа». демократии стали уточняться.

Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти.

Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства.

Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм.

В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок.

Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности.

Наличие данной предпосылки в нашей стране налицо. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры.

Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.

Билет 28

Идея правового государства и ее реализация в Конституции и законодательстве РБ.

Правовое государство

Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанавливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем референдума и охраняемых силой средств государственного принуждения.

Как видно, правовые нормы порождаются государством и обеспечиваются государством. Это означает, что право без государства не существует. В то же время и само государство без права обойтись не может.

Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства.

Принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений.

Это относится в первую очередь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рассмотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства закреплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».

Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, который означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы.

Принцип разделения властей, согласно которому различные органы государственной власти должны четко специализироваться в осуществлении властных полномочий.

В классическом варианте разделения властей государственную власть в целях исключения злоупотребления ею следует разделять на три относительно независимые и контролирующие друг друга ветви — законодательную (парламент), исполнительную (правительство и подчиненные ему органы управления) и судебную (органы правосудия и надзора). Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

Принцип верховенства права, который означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми.

К таковым принято относить перечисленные выше принципы правового государства. Принятый в соответ-ствии с ними Основной Закон государства — в противном случае он сам будет неправовым — становится той основой или, образно говоря, той матрицей, неукоснительное следование которой обеспечивает правовой характер и всех других законодательных актов.

Исходя из этого принципа, правовое государство можно определить как такое государство, в котором господствует право.

Билет 29



Государственная система Беларуси

Сегодня Республика Беларусь отмечает День Независимости и 74-ю годовщину освобождения Мины от нацистских завоевателей. В дополнение к белорусским солдатам, солдаты Народно-освободительной армии Китая и авиация российских космических сил также принимали участие в военном параде в столице. Воздушные полки Курской и Воронежской авиации пролетели по центральной дороге в Минск.

За несколько часов до вылета боевиков Курского и Воронежского авиаполков — в полной боевой готовности.

Стальные птицы ждут приказа. Инженеры и техники снова проверяют двигатели, полируют окна кабины.

Анна Сухова, открытка:«Пилоты не проводят маневры в аэропорту в Хале, у них есть особая задача. Бойцы готовы оторвать землю.

Курс находится в столице Республики Беларусь. «

Братская Республика празднует День независимости, организует освобождение Минска от немецких пленных в 1944 году, обширный военный парад. Связь между курскими и воронежскими истребителями — Су-30СМ и Су-34 — среди участников.

На парад планировалось отправить 8 самолетов.

Однако из-за погодных условий в Минске делегация сократилась вдвое. Беларусь имеет почти 800 километров. При средней скорости бойцы били дистанцию ​​небольшим за один час.

Иван, начальник Курского полка ВВС:«Полет прошел успешно, мы полетели на высоте 7900 метров над уровнем моря со скоростью 800 км / ч.

Через Беларусь погода хуже, но она работает. «

В праздничном шествии в Минске приняли участие более 4000 сотрудников из трех стран и 250 военных активов. В самой зрелищной воздушной части парада российские самолеты представляли супер-пилотируемые Су-30СМ и Су-34 западного военного округа. Зрители могли видеть последние бомбардировщики как можно ближе.

Сергей, навигационная эскадра Воронежского воздушного полюса:«Мы не в первый раз летаем на небо Беларуси, уже третий или четвертый парад.

Летает на высоте от 100 метров до 8 километров. Конечно, мы видим, как люди сталкиваются с тем, как он реагирует на диапазон самолетов. «

Высший командный состав Вооруженных Сил Беларуси также признал боевиков. Не было никакого визита в Курск и Воронеж. Задача была успешно завершена — вы можете вернуться в свой автохтонный полк.

Анна Сухова, Новости-Курск

17:08 | 03-07-2018

Беларусь — общая информация

Республика Беларусь

Республика Беларусь — государство в Восточной Европе. Население на начало 2016 года составляет 9 498 700 человек, территория — 207 600 км². Занимает девяносто третье место по количеству населения и восемьдесят четвёртое по территории в мире.

Столица и самый крупный город государства — город Минск. Государственными языками являются белорусский и русский.Унитарное государство, президентская республика.

20 июля 1994 года пост президента занял Александр Лукашенко, впоследствии побеждавший также на выборах 2001, 2006, 2010 и 2015 годов.Подразделяется на 6 областей, город Минск имеет особый статус города республиканского подчинения.

Географическое положение

Территория Беларуси составляет 207 600 км² (86-е место по площади среди стран мира).

Расположена в Восточной Европе. Беларусь является крупнейшим по территории европейским государством (из целиком расположенных в Европе), не имеющим выхода к морю. Беларусь граничит (начиная с северо-востока, по часовой стрелке) с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.

Климат

Климат Беларуси умеренно-континентальный, переходный от морского к континентальному, формирующийся под влиянием воздушных масс Атлантики.

В зимний период нередки оттепели.Средняя летняя температура колеблется от +17° С на севере (июль), до +18—19° С на юге. Осадки выпадают равномерно, с возрастанием с юга на север — от 500 мм на юге, до 800 мм на северо-западе. Максимальное количество осадков обычно выпадает в осенне-зимний период.

В лесных районах толщина снежного покрова может составлять 1—1,2 м.

Флора

Леса занимают около 2/5 территории страны.

Однако на территории Беларуси сравнительно мало крупных лесных массивов (2 крупнейших — Беловежская и Налибокская пущи), но нет и безлесных районов.

Фауна

Животный мир сочетает в себе представителей широколиственных лесов, тайги и лесостепи.

Среди представителей фауны наиболее часто встречаются дикий кабан, заяц, лось, бобр. Наиболее популярными и опасными обитателями леса являются волк, медведь, лиса и рысь.



Аист, дрозд, цапля, ворона, воробей, синица, иволга, снегирь — птицы, которые отражают колорит Беларуси.

В стране насчитывается множество видов рыб, так как страна богата водными ресурсами: реками, озерами и водохранилищами.

Наиболее распространенными из них являются: щука, плотва, лещ,карась,окунь.



Под охраной государства находятся: зубр, болотная черепаха, рысь, речной бобр и лесная куница.Повсеместно распространены насекомые.



Пчелы, осы, божьи коровки, бабочки и дождевые черви — насекомые, которые наиболее часто встречаются на территории страны.



Сельское хозяйство

Сельское хозяйство — исторически важная отрасль местной экономики, давая более 7 % национального ВВП, обеспечивает занятость более 9 % населения.

Республика – форма организации государственной власти (форма правление) в Беларуси.

Основной сельскохозяйственной отраслью является земледелие и молочное животноводство.Основные пищевые культуры: картофель (6,9 млн т), сахарная свёкла (4,8 млн т), пшеница (2,5 млн т)В прошлом традиционная для республики лесная отрасль играет незначительную роль во внешней торговле — вывезено лесопродукции и услуг в 2013 году на 144,8 млн долларов (0,39 % экспорта страны).

Транспорт, инфраструктура, связь

Железные дороги и автомобильный транспорт — главные виды транспортного сообщения в стране.

Сеть железных дорог ориентирована на главную магистраль, проходящую через Оршу, Минск и Брест, которая соединяет Беларусь с Москвой на востоке и Варшавой на западе. Эксплуатационная длина путей — 5512 км. Всего в Беларуси более чем 83 000 км дорог общего пользования и около 200 000 км ведомственных (сельскохозяйственных, промышленных предприятий, лесных и др.), в том числе 10 000 км в городах и населённых пунктах.

При этом плотность загородных дорог с твёрдым покрытием пока довольно низкая — 337 км на 1000 км² территории. На тысячу жителей в Беларуси приходится 261 автомобиль.Речной флот осуществляет перевозки по 1500 км судоходных водных путей (главным образом в бассейне Днепра). Воздушный транспорт развит относительно слабо; крупнейший аэропорт страны находится близ Минска. Всего в стране семь международных аэропортов.

statc.ru

Республика Беларусь

Границы современной Беларуси точнее совпадают с границами ВКЛ, чем границы РФ с границами Российской империи. То, что после 122 лет оккупации (1795-1917) и череды бурных событий (1914-1991) существует краина Беларусь — это чудо, за которым стоят кровь и усилия многих достойных людей.

1914

28 ліпеня Пачалася Першая Сусветная вайна (28.07. 1914 — 11.11. 1918) паміж Траістым Звязам і Антантай. Ад пачатку вайны і да 1915 Стаўка Вярхоўнага Глаўнакамандуючага расейскай арміяй знаходзілася ў Баранавічах, а пасьля ў Магілёве.

Траісты Звяз — Германія, Аўстра-Вугоршчына і Італія. Цягам вайны да іх далучыліся Асманская імпэрыя і Балгарыя, а Італія перайшла на бок Антанты. Склаўшыся блок менаваўся «Цэнтральныя дзяржавы».
Антанта («згода», фр.) — Брытанская імпэря, Расейская імпэрыя і Французская рэспубліка.

Па выніку вайны былі скасаваны чатыры імпэрыі — Расейская, Асманская, Аўстра-Вугоршчына і Германскі Kaiserreich.

1915-1916

1915 «Вялікі адступ» — шэраг параз Расейскай арміі і адступ ад Варшавы амаль да Менску. Лінія фронту, расьсекшая Беларусь з поўначы на поўдзень, пратрымаецца да самага сканчэньня вайны.

1915 У Вільне ўтвораны Беларускі Народны Камітэт на чале з Антонам Луцкевічам, як каардынацыйная ўстанова раз’яднаных нацыянальных грамадзянскіх арганізацый. Падтрымліваў канцэпцыю Канфэдэрацыі ВКЛ.

1917

23 лютага (8 сакавіка) Лютаўская рэвалюцыя ў Расейскай імпэрыі — скасаваньне манархіі і стварэньне Часовага Ураду. Спроба пераўтварыць манархію (што да 1906 года была абсалютнай) у рэспубліку.

25-27 сакавіка (7-9 красавіка) ў Менску адбыўся I З’езд беларускіх нацыянальных арганізацый. Быў утвораны Беларускі Нацыянальны Камітэт (БелНацКам) у складзе 18 чалавек на чале з Раманам Скірмунтам. З’езд выказаўся ў падтрымку Часовага Урада, за беларускую аўтаномію ў складзе Расеі, даручыў БелНацКам падрыхтаваць канстытуцыю «беларускага Краёвага Ураду».

3 чэрвеня Першы Усерасійскі з’езд працоўных і салдацкіх дэпутатаў (1090 чалавек). Пачатак фарміраванья сістэмы «Саветаў» (стварэньне ВЦИК — Всероссийского Центрального исполкома Советов депутатов).

8-10 ліпеня ў Менску адбыўся II з’езд нацыянальных партый. Замест скасаванага БелНацКам створана Цэнтральная Рада (з кастрычніка — Вялікая Беларуская Рада). Аснову яе праграмы склалі развіцьцё нацыянальнай культуры, арганізацыя беларускай арміі, аўтаномія Беларусі.

26 жніўня-1 верасьня Карнілаўская выправа — няўдалая спроба ўсталяваньня вайсковай дыктатуры, распачатая Вярхоўным галоўнакамандуючым Расейскім Войскам генералам Л. Г. Карнілавым дзеля адхіленьня бальшавікоў ад улады. Кіравалася са Стаўкі Глаўкома ў Магілеве. Параза Карнілава толькі ўзмацніла стан бальшавікоў ва ўладных установах.

18 (31) кастрычніка пачынаецца з’езд беларускіх вайскоўцаў Заходняга фронту, які стварае Часовы Выканаўчы камітэт Цэнтральнай беларускай ваеннай Рады на чале з Сымонам Рак-Міхайлоўскім. Установа павінна сфармаваць беларускае войска.

25 кастрычніка (7 лістапада) Кастрычніцкі пераварот

  • — узброенай вартай разагнаны Часовы Урад Расейскай рэспублікі, улада пераходзіць да бальшавікоў

  • — распачаўся Другі Усерасейскі з’езд дэпутатаў, сфарміраваны Савет Народных Камісараў (Совнарком) на чале з В. Леніным. Абвешчаньне РСФСР (Расейскай федэрацыі)

  • — распачалася Грамадзянская вайна ў Рассеі (1917-1922)

27 кастрычніка (9 лістапада) Вялікая беларуская Рада і Цэнтральная беларуская ваенная Рада выдалі Грамату «Да ўсяго народа беларускага» з абвяшчэньнем даты Першага Усебеларускага З’езду.

22 лістапада (4 сьнежня) у мястэчке Солы Смаргонскага павету заключана замірэньне на Заходнем фронце. Распачалася падрыхтоўка да Берасцейскга міру.

27 лістапада (9 сьнежня) бальшавікамі РСДРП(б) у Менску ўтвораны «ОблИсполКом» и «СовНарКом» Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (пред. А. Мясников и К. Ландер). Беларусь разглядалася толькі як Заходняя частка Расеі.

7 (20) сьнежня ў Менску распачаў работу Першы Усебеларускі з’езд (1872 дэлегата). Праходзіў ён у будынку гарадского тэатра, цяпер Нацыянальны тэатр імя Янкі Купалы. З’езд вызначў права беларусаў на самакіраваньне і усталяваньне дэмакратычных форм праўленьня. Прапановы ўдзельнікаў-бальшавікоў падтрымкі не знайшлі.

17 (30) сьнежня Першы Усебеларускі з’езд быў разагнаны узброенымі бальшавікамі (як калісьці Часовы Урад у Петраградзе). Вялікая беларуская Рада сыйшла ў падпольле.

1918

Студзень. Падоўжвецца падрыхтоўка Берасцейскага міру не чакаючы згоды ад хаўруснікаў па Антанце. Германія лічыць Прыбалтыйскія краіны Прускай спадчынай і ўсталюе жорсткія умовы замірэньня.

15(28) студзеня Дэкрэт аб утварэньні расейскай арміі — Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)

25-28 студзеня ў Вільні склікана Беларуская канфэрэнцыя прадстаўнікоў розных сацыяльных колаў і беларускіх арганізацый з акупіраванай Германіяй тэрыторыі Беларусі.

18 лютага Нямецкія войскі парушаюць замірэньне ў Солах. За 5 дзен яны рушылі наперад на 200-300 км. Да 1 сакавіка былі заняты Латвія, Эстонія, Менск, Гомель, Орша, Магілеў, Чарнігаў.

На адарваных ад былой Расейскай імпэрыі тэрыторыях адразу пайшоў працэс нацыянальнага самавызначэньня — былі абвешчаны Літоўская рэспубліка (16.02.1918), Эстонская рэспубліка (24.02.1918), БНР (25.03.1918), Латвійская рэспубліка (18.11.1918).

Але, калі краіны Прыбалтыцы разглядаліся Германіяй як безумоўная Пруская спадчына (германскі прынц нават быў запрошаны на пасаду літоўскага караля Міндаўгаса II) і атрымлівалі дапамогу ў фармаваньні войска і ўладных структураў, наш Край разглядался ў якасьці істоты гандлю на Берасьцейскій перамовах і аніякай падтрымкі не вынаходзіў.

21 лютага Выканаўчы камітэт Рады выдаў Першую устаўную Грамату, абвесьціушы сябе Часовым Урадам на Беларусі. У ей сцвярджалася, што ўрад павінен складацца згодна з волей народа Краіны і адрыналася неабходнасьць заставацца ў складзе Расеі.

3 сакавіка Берасцейскі мір. Зацьверджаны сепаратныя (асобна ад Антанты) мірныя пагадненьні Расеі з Германіей, які Антанта ўспрыняла вельмі варожа.

9 сакавіка Рада Усебеларускага з’езда выдала Другую Устаўную грамату да народаў Беларусі, паводле якой абвяшчалася Беларуская Народная Рэспубліка (БНР).

18 сакавіка Рада Усебеларускага з’езда была перайменавана ў Раду БНР. У склад Рады БНР былі кааптаваныя 6 прадстаўнікоў Віленскай беларускай Рады.

25 сакавіка ў Менску Рада БНР зацьвердзіла Трэцьцю Устаўную Грамату, якая абвяшчала незалежнасьць Рэспублікі.

Сакавік-студзень — абвешчаны першыя Савецкія Рэспублікі ў складзе Расеі — Терская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Ставропольская. І дзе яны зараз?

11 кастрычніка Рада БНР зацвердзіла Часовую Канстытуцыю БНР і перайменавала Народны сакратарыят у Раду Народных Міністраў Беларускай Народнай Рэспублікі, на чале якой стаў Луцкевіч.

11 лістапада Камп’енскае замірэньне. Пагадненьне аб спыненьні ваенных выпраў паміж Германіей і Антантай. Прадугледжавала адмову Германіей ад умоў Берасьцескага міру і вывад войск на стан 1914 году (межы Расейскай імпэрыі).

3 снежня Пасля адыходу нямецкіх войск Менск быў заняты Чырвонай Арміяй. Рада і ўрад БНР пераехалі ў Вільню, а 27 снежня 1918 — у Гародню. На гэтым гісторыя існаваньня БНР амаль скончваецца.

1919

1 студзеня ў Смаленску абвешчана стварэньне Советской Социалистической Республики Белоруссия (ССРБ) у складзе РСФСР.

1 студзеня Польскае войска Samoobrona kresowe na Litwie i Bialorusi займае Вільню.

Польшча, меўшая з часоў Царства Польскага ў Расейскай імпэрыі асабістые войска, казну і ўрадавыя установы, хутка сфармавалася як незалежная дзяржава і імкнулася адрадзіцца ў межах Рэчы Паспалітай.

28 студзеня Пачалася Савецка-польская вайна (28.01.1919 — 18.03.1921)

31 студзеня ССРБ выйшла са складу РСФСР і была перайменавана ў Социалистическую Советскую Республику Белоруссия (Смаленская губернія засталася ў РСФСР). Урад ССРБ пераехаў са Смаленска ў Менск.

27 лютага ССРБ з’ядналася з Літоўскай Савецкай Рэспублікай у Літоўска-Беларускую ССР.

19 ліпеня У сувязі з наступам польскіх войскаў СовНарКом ЛітБел ССР прыняў пастанову аб перадачы ўсіх спраў Менскаму губернскаму РВК. На гэтым гісторыя ЛітБел ССР скончылася.

8 сьнежня Акрэсьлена Лінія Керзана для ўсталяваньня ўсходняй мяжы Польшчы. Вызначана міністрам замежных спраў Вялікабрытаніі, лордам Дж. Керзанам, і прапанавана Парыжскай мірнай канферэнцыяй. Амаль супадае з сучаснай мяжой.

1920

10 студзеня набыла моц Версальская дамова. Пагадненне, якое афіцыйна завершыла Першую сусветную вайну 1914-1918 гадоў.

12 ліпеня Мірны дагавор паміж РСФР і Літоўскай рэспублікай. У адпаведнасьці з дамовай савецкі бок перадаў Літве занятую 14.7.1920 Вільню.

8 жніўня Савецкая РККА перайшла Буг і накіравалася на ўзяцьце Варшавы.

26-го верасня Вайсковы гуф Станіслава Булак-Балаховіча ўвайшоў у Пінск. Пінскі паход Балаховіча стаў асновай падзей рамана Б. Савінкава «Воспоминания террориста. Конь бледный. Конь вороной» (Савінкаў быў кіраўніком Русской Народной Добровольческой Армии РНДА).

9 кастрычніка Сярэдняя Літва. Першая Літоўска-Беларуская дывізія Люцыяна Жэлігоўскага ўвайшла ў Вільню. Сярэдняя Літва існавала да 8 студзеня 1922, калі шляхам галасаваньня была інкарпарыравана ў склад Польшчы.

27 лістапада распачаўся Слуцкі Збройны чын (27.11.1920 — 28.12.1920) — беларуска-расейская вайна за аднаўленьне БНР.

1921

18 сакавіка Сканчэньне Савецка-Польскай вайны. Заключана Рыжская дамова, падзяліўшая наш Край паміж Саветамі і Польшчай.

1922

29 сьнежня Заключаны Дагавор аб утварэньні СССР паміж РСФСР, УССР, БССР і Закаўказскай ССР. Акрамя РСФСР дагавор падпісалі толькі тыя рэспулікі, што моцна імкнуліся да самавызначэньня і стварэньня асабістых краін. Аніякія ССР, абвешчаныя ў 1918 у еднасьці з Расеяй, удзела ў ім не прымалі, атрымаўшы нейкую аўтаномію ў РСФСР.

У складзе СССР было больш за 200 народаў і ўсяго 15 Саюзных Рэспублік, якія сфармаваліся толькі там, дзе быў моцны нацыянальны рух, скіраваны на стварэньне сваей незалежнай дзяржавы. Тыя, хто імкнуўся застацца часткай Рассеі, імі і засталіся. Нават Сібірская Рэспубліка, меўшая 60-тысячнае войска, самаліквідавалася на карысьць быць часткай новай імпэрыі. Зараз гэта наўпрост «федеральный округ» альбо па-просту «нейкае жопіна недзе за Уралам».

history-belarus.by

Билет 25 Республика – форма организации государственной власти (форма правление) в Беларуси. Особенности формы правления в рб.

Понятие формы государства

Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории известны две формы правления — монархия и республика.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом — монархом. В различных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей). Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.

Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства (президент), здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране.

Беларусь — смешанная республика

Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент — распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой.

Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления.

studfile.net

Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Какая форма правления лучше?

Выборы в Украине показали, как в условиях информационного общества и пиар-технологий политик-профессионал может проиграть шоумену, далекому от политики.

 

Тенденции усилились

В последнее время обозначилось две противоположные тенденции в государственном развитии. С одной стороны, волна демократии накрывает все новые страны, освобождая их от забронзовевших диктаторских режимов.

Примером может быть Алжир, где Бутифлики правил 30 лет, но под напором народной энергии вынужден был отказаться от пролонгации власти. Медленно, но последовательно волна демократии оттеснила правящий клан в Армении.

Проявилась она и на последних выборах в Украине, где избиратели отказали в доверии президенту-олигарху.

С другой стороны, мы наблюдаем тенденцию укрепления личной власти в странах, где сохранились традиции авторитаризма. Прежде всего, это страны Ближнего и Среднего Востока. Например, Египет, где воцарился бывший фельдмаршал Ас Си-Си. Опираясь на силовой блок, он провел через парламент поправки в Конституцию, которые позволяют ему после завершения двух каденций снова быть на главном посту.

Персоналистский режим утвердился также в большинстве постсоветских республик. Его основой стала номенклатура, не пожелавшая расставаться с теплыми местами, и силовые структуры, сотрудники которых готовы служить за дополнительную пайку и бонусы после службы.

Однако после трех десятков лет началась деформация этих режимов. Идет поиск новых форм удержания власти, в том числе через увеличение сроков полномочий или путем передачи власти в надежные руки.

 

Беларусь на перепутье

Становится все более очевидным, что действующая система власти с единоличным правлением себя исчерпала. Это видно по череде «арестных» отставок, по провалам в экономике, по неудачам на международной арене, по закручиванию гаек внутри страны.

В таких условиях власти должны что-то предпринимать: либо ужесточать режим, либо идти на какие-то реформы. Как свидетельствует практика, режим у нас и так жесточайший. Поэтому закручивать гайки опасно. Значит, надо как-то трансформировать политическую систему. Сделать это можно лишь путем манипуляций с Конституцией по примеру Ас Си-Си или бывших коллег по СНГ Назарбаева, Алиева, Саргсяна.

На развитие событий в Беларуси все большее влияние оказывает «большой сосед» — Россия. В последнее время она четко проявила свои интересы. Это — принуждение к дальнейшей интеграции. Нынешняя власть, судя по всему, не может отказаться от такого предложения. Народ пока безмолвствует. Оппозиция не может повлиять на ситуацию.

Однако, на мой взгляд, есть одно легитимное и эффективное средство по выходу из сложившейся ситуации.

 

Беларусь без президента

Трансформация политических систем в современном мире убеждает в том, что единоличная форма правления изживает себя. С развитием демократии она уступает место коллективной форме.

Пример показывают европейские страны, где повсеместно установилась парламентская (парламентарная) форма правления. Все политики и популисты устремились в парламент. Оттуда — в правительство и другие государственные органы, а дальше — на европейский уровень (европарламент, еврокомиссия и другие институции).

В этих странах президенты находятся на третьем месте (после парламента и правительства). Полномочия у президентов весьма ограниченные, и они не пытаются всеми командовать. Продолжительность нахождения их в должности — не более двух сроков. В странах с монархической формой правления (Великобритании, Испании, Швеции, Бельгия) обходятся вовсе без этой должности. В Швейцарии на должность главы государства избирают на один год без права повторного переизбрания.

Пора и Беларуси трансформировать президентскую форму правления. Тем более что она имеет ряд особенностей.

Во-первых, после введения в действие новой редакции Конституции в ноябре 1996 г. институт президентской власти, как и другие властные институции, утратил свою легитимность в силу незаконности самого референдума.

Во-вторых, новая редакция Конституции наделила главу государства неограниченными полномочиями, что привело к единовластию.

В-третьих, снятие ограничений на замещение должности президента неопределенное число раз превратило республику, по сути, в монархию, а ее граждан — в подданных.

Следует учитывать, что в истории белорусского государства наработан опыт коллективного правления без «главного начальника». Так было вплоть до введения должности президента. В этой связи парламентская республика наиболее подходит для поступательного развития страны. Мы можем вполне обходиться без должности всевластного президента.

Как показала 25-летняя практика единоличной власти, эта должность стала причиной многих бед и страданий, который пережил белорусский народ за это время.

Общество разделилось на тех, кто «за президента» и «кто против». Установилась кастовость в управлении страной, имущественное расслоение на богатых, которые находятся под «крышей» власти, и всех остальных, обреченных на жалкое прозябание. При главе государства сформировалась узкая группа лиц, которая диктует свои требования всем остальным.

Упразднены базовые принципы государственного управления: разделение властей, верховенство закона, уважение прав и свобод граждан. Народ полностью отстранен от управления страной и вынужден довольствоваться теми крохами, которые ему дают в виде зарплаты, пенсий, пособий.

Надо ли нам такое продолжение истории? Может быть, стоит отказаться от этой должности?

С юридической точки зрения это сделать просто: исключить из Конституции главу «Президент Республики Беларусь» и всякое упоминание об этой должности. Основные функции главы государства, как и до президентских выборов 1994 г., можно возложить на общественных началах на председателя демократически избранного парламента, его заместителей и президиум.

Кто может принять такое решение? По Конституции (ст. 3) это может сделать сам народ, который является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета. От имени народа решение об изменении формы правления могут принять его представители на широком форуме (съезде, конгрессе, собрании). Эти вопросы могут быть вынесены на республиканский референдум, если он пройдет при соблюдении необходимых для этого условиях.

Ход истории покажет, как будут развиваться события. Однако время перемен приблизилось, и мы можем сыграть свою роль в судьбе страны — нашего общего дома.

 

 

 

 

naviny.by

Республика – форма организации государственной власти (форма правление) в Беларуси.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Особенности формы правления в РБ.

Понятие формы государства

Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории известны две формы правления — монархия и республика.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом — монархом. В различных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей). Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.

Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент — распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства (президент), здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране.

Беларусь — смешанная республика

Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент — Верховный Совет — не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент — распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой.

Президент Республики Беларусь, избираемый прямым народным голосованием, является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для осуществления этих обязанностей Президент наделен широкими полномочиями, в том числе в области функционирования институтов исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, формирует его состав, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, может председательствовать на заседаниях Правительства и вправе отменять акты Правительства. Все это — элементы президентской формы правления.

 

Билет 26

Принцип унитаризма и его реализации в государственном устройстве РБ

Унитаризм. Белорусское государство является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей — Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Причем, все ее административные единицы, представляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией страны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.

 

Билет 27

Демократия – важнейшая ценность бел. народа. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве РБ.

Демократическое государство

Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.

Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа». демократии стали уточняться.

Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Наличие данной предпосылки в нашей стране налицо. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.

Билет 28

Идея правового государства и ее реализация в Конституции и законодательстве РБ.

Правовое государство

Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанавливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем референдума и охраняемых силой средств государственного принуждения. Как видно, правовые нормы порождаются государством и обеспечиваются государством. Это означает, что право без государства не существует. В то же время и само государство без права обойтись не может.

Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства.

Принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений. Это относится в первую очередь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рассмотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства закреплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».

Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, который означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы.

Принцип разделения властей, согласно которому различные органы государственной власти должны четко специализироваться в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей государственную власть в целях исключения злоупотребления ею следует разделять на три относительно независимые и контролирующие друг друга ветви — законодательную (парламент), исполнительную (правительство и подчиненные ему органы управления) и судебную (органы правосудия и надзора). Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

Принцип верховенства права, который означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми. К таковым принято относить перечисленные выше принципы правового государства. Принятый в соответ-ствии с ними Основной Закон государства — в противном случае он сам будет неправовым — становится той основой или, образно говоря, той матрицей, неукоснительное следование которой обеспечивает правовой характер и всех других законодательных актов.

Исходя из этого принципа, правовое государство можно определить как такое государство, в котором господствует право.

Билет 29




infopedia.su

Республика Беларусь

Официальное название: Республика Беларусь (рус.), Рэспублiка Беларусь (белорус.), Republic of Belarus (англ.)

Столица: Минск
Официальные языки: белорусский, русский
Местоположение: государство в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе.
Площадь: 207 600 км²
Административное деление: Белоруссия делится на 6 областей, области делятся на районы и города областного подчинения. Общее число районов во всех областях составляет 118, а городов областного подчинения — 12. Город Минск является самостоятельной административной единицей, которая не входит ни в одну область.
Население: 9 млн. 465 тыс. чел. (на 2012 год)
Телефонный код: +375
Денежная единица: белорусский рубль (BYR)

Флаг Флаг Республика Беларусь Герб Герб Республика Беларусь Гимн В вашем браузере отключен JavaScript

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь

Основание: Был создан по итогам всенародного  референдума в ноябре 1996 года, после прекращения полномочий Верховного Совета Республики Беларусь. Начал работу 13 января 1997 года.

Состав: 64 представителя

Как избирается: 56 представителей избирают местные Советы. 8 представителей назначает Президент Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области или города Минска не менее 5 лет.

www.sovrep.gov.by Кочанова Наталья Ивановна

Кочанова
Наталья Ивановна
Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

Основание: Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь  — нижняя палата  парламента Республики Беларусь была создана по итогам всенародного  референдума в ноябре 1996 года, после прекращения полномочий Верховного Совета Республики Беларусь.

Состав: 110 депутатов.

Как избирается: Депутаты избираются на 4 года путем всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

house.gov.by Андрейченко Владимир Павлович

Андрейченко
Владимир Павлович
Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Родился в 1949 г. в д. Марьяново Лиозненского района Витебской области. В 1977 г. окончил Великолукский сельскохозяйственный институт, в 1988 г. – Минскую высшую партийную школу. Работал агрономом колхоза «Победа социализма», заведующим организационным отделом Лиозненского райкома комсомола.
С 1991 г. председатель комитета по сельскому хозяйству и обеспечению населения продовольствием Витебского облисполкома. С ноября 1994 г. по октябрь 2008 г. – председатель Витебского облисполкома.
27 октября 2008 г. избран Председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва, в декабре 2008 г. – первым заместителем Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Является членом Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Назад к парламентам

iacis.ru

30. Форма правления в Республике Беларусь.

Конституция Республики Беларусь провозгласила страну демократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Провозглашение нашего государства социальным означает то, что оно проводит справедливую политику по отношению ко всем слоям населения.

Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы (АТЕ), управление которыми базируется на жестком административном подчинении по вертикали (Республика Беларусь, Франция, Украина). К АТЕ Республики Беларусь относятся территории:

а) в границах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;

б) специального режима использования (заповедники, национальные парки, территории исторических памятников природы, территории оборонного значения).

Вся территория Республики Беларусь подразделена на несколько АТЕ: Области.Районы.Сельские советы.Города трех типов: г. Минск, города областного подчинения, города районного подчинения.Поселки городского типа 3 видов: городские, курортные, рабочие.

33. Государство — важнейший элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности, унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское.

В политической философии и теории государства и права существует 3 подхода к образованию государства:

Государство рассматривается как средство решения общих дел, т.е. власти и народа.

Марксистско-ленинский: подходит к сущности государства с классовых позиций.

Чисто правовой: государство рассматривается как юридическое государство, источник права и закона, которое организовывает жизнь общества.

В политической системе общества государство является важнейшим элементов. Под политической системой общества понимается совокупность элементов посредством которых народ осуществляет политическую власть.

Государство—политическая, исторически сложившаяся территориальная организация, предназначенная для управления обществом.

^ Государственный орган—гражданин или коллектив граждан, которые уполномочены государством на осуществление функций и наделены правом принимать определенные властные решения.

^ Государственное учреждение—организованная группа лиц, которая не имеет права принимать общеобязательные решения, а только исполняет, т.е. реализует решения государственных органов (например, почта, больница, ВУЗ).

^ Государственный аппарат—профессиональные государственные служащие, люди принимающие государственные решения и отвечающие за их исполнение.

Конституция РБ применяет термин близкий к понятию «государство»: республика, страна. В союзных или федеративных государствах часто синонимом является слово «федерация».

Любое государство действует на определенных принципах:

Демократический централизм.

Неделимость территории.

Социальный характер, в большинстве светский характер.

Политический плюрализм.

Федерализм.

Правовое государство.

34. Гражданское общество.

Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе[1].

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером[2]. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Признаки гражданского общества[править | править исходный текст]

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитая демократия;

правовая защищённость граждан;

определённый уровень гражданской культуры;

высокий образовательный уровень населения;

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

сильная социальная политика государства;

многоукладная экономика;

большой удельный вес в обществе среднего класса.

Функции гражданского общества[править | править исходный текст]

Защита частных сфер жизни людей;

Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

Стабилизация общественных отношений и процессов;

Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

36. Характеристика конституционных форм собственности. Регулирующая роль государ¬ства в экономической сфере.

^ Экономические отношения (экономическая система) — строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основания управления экономикой страны.

В настоящее время в соответствии с Конституцией существует 2 вида собственности:государственная , частная

Права собственника: распоряжаться ,пользоваться, владеть

Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ:

государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом

государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности

государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества

наличие наряду с государственной частной собственности

Современная экономическая стратегия РБ определена курсом на приватизацию и разгосударствление, интенсивное использование имеющихся природных ресурсов, ведение народного хозяйства на основе передовых технологий и развитие рыночных отношений.

Рыночная экономика основывается на принципе личной свободы. Его суть заключается в свободе:

потребителя выбирать из многих конкурирующих продуктов и видов услуг

производителя открыть или расширить свое дело, взять на себя риск и получить вознаграждение в случае успеха

работника выбирать себе карьеру или переходить от одного работодателя к другому

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *