Йеменец национальность – происхождение народа, где и как живут, фото

происхождение народа, где и как живут, фото

Йеменцев называют арабами Йемена. Они являются основным народом, населяющим одноименное государство Йемен. За свою историю народ сформировал уникальные традиции и культуру, хотя во многом их жизненный уклад определяется исламом.

Где живут (территория)

Жизненный ареал йеменцев не слишком широк. В основном они проживают в Йемене и Саудовской Аравии. Небольшая часть живет в Великобритании.

История

История страны изобилует завоеваниями. Изначально цивилизация представляла собой объединенные общины, занимающиеся преимущественно земледелием. На территории современного Йемена сменилось несколько царств, а первые поселения возникли здесь в 1 тысячелетии до н.э. С приходом персов здесь создается провинция, принадлежавшая долгое время Сасанидам. 16 век стал переломным для страны — она оказалась под контролем османов. В течение нескольких веков Османская империя контролировала земли Йемена до тех пор, пока на юг не вторглись англичане. В итоге независимость страна обрела только в 1918 году. Причем с того времени и до 1990 года страна делилась на южный и северный Йемен, а сейчас обе части объединены и являются республикой.

Язык

В Йемене распространены следующие диалекты:

  • Севернойеменский;
  • Южнойеменский;
  • Мехрийский;
  • Хадрамаутский;
  • Сокотрийский.

Таким образом, диалекты преобладают среди населения, хотя относятся к арабскому языку.

Жизнь

  1. Архаичность и сохранение старых традиций — две главные черты общественной жизни йеменцев. Самым почитаемым сословием считаются «сейиды», называющие себя потомками пророка Мухаммеда. Вместе с ними большим уважением пользуются «кади», которые воспринимаются в народе богословами. Землевладельцев называют «кабили».
  2. Торговцев, ремесленников, а также прочих людей йеменцы называют «слабыми». Они не могут быть кабили, а значит, не могут владеть землей. Зачастую «слабым людям» приходится подчиняться кабили, как вождям.
  3. На принадлежность к племени или конкретному сословию указывают особенности одежды и оружия. Большинство кабили хранило в домах оружие. Это не только автоматы, но и противотанковые гранатометы. Некоторые располагают легкой артиллерией.
  4. Большинство йеменцев занимается земледелием.

Более пригодными территориями для земледелия являются долины на юго-западе. Население северо-востока страны ведет кочевнический образ жизни и пасет стада. Заготовкой кофе занимаются в малых объемах — большинство кофейных плантаций было уничтожено в 1990 году, когда вспыхнула война. Одной из самых популярных культур для выращивания остается кат — вечнозеленый кустарник, весьма популярный среди местных из-за наркотических свойств.

Религия

99% местного населения являются мусульманами. Лишь малая часть исповедует иудаизм и христианство. Есть также небольшая община, исповедующая индуизм. Положение иноверцев достаточно сложное: государство не преследует их, однако и не обеспечивает защитой.
Около половины мусульман — шииты. Большая часть из них не является радикалами, а считает себя последователями Зейда ибн Али (именуется зейдитами).

Культура

Значительную роль в жизни йеменцев играет ислам. Население соблюдает нормы шариата, следует правилам, сложившимся еще при родоплеменном строе. Этот факт повлиял на культурный облик страны — здесь насчитывается множество мечетей и храмов. Примечательно отношение к науке.
Образование длительное время находилось во власти религиозных деятелей. Только вы последние десятилетия государство стремится вести политику просвещения и позволяет женщинам приобщаться к знаниям. Уровень грамотности в стране среди женского населения достаточно низкий — примерно 30% женщин умеет читать и писать, этот показатель среди мужчин несколько выше и достигает 70%. Университеты сосредоточены в городах Сана, Аден.

Наиболее развитый вид искусства Йемена — музыка. С давних времен музыканты и поэты почитаются в обществе, а в последнее время значительной популярности на этом поприще добились йеменские евреи. Литературные произведения Йемена считаются шедеврами и внесены в список ЮНЕСКО.

Традиции

Традиционный уклад в Йемене специфичен. Он резко отличается от других арабских стран в отношении к женщинам. Иерархия ценностей такова, что семья в ней является самым главным. Важную роль в жизни общества играют предводители общин, слово которых часто выше слова государственных деятелей.

В Йемене практикуется подбор невесты родителями жениха. Сам жених тоже имеет полное право выбирать женщину и даже покупать. Женщина обязана быть покорной мужу во всем, а в случае неповиновения он имеет право подать на развод.

Мужчины всегда жаждут наследников. Рождение девочки воспринимается без энтузиазма. Из-за этого женщине часто приходится воспитывать ребенка-девочку одной и оставаться без внимания. Жена обязана спрашивать у супруга разрешения выйти на люди.
В Йемене сохраняется традиция продажи женщин. Это практикуется в отношении бедных семей, причем до сих пор распространены случаи продажи несовершеннолетних. Родители сами назначают сумму и инициируют брак. Привилегии женщине будут дозволены только после рождения сына.
В последние годы правительство пытается изменить традиционные устои и дать женщинам больше свобод. Однако переменам препятствуют родоплеменной строй и главенствующая роль «вождей».

Свадьба

Свадьбы проводятся в традициях исламских обрядов. Руки и ноги невесты должны быть разрисованы хной, служащей ритуальным благовонием и обеззараживающим средством. Когда невеста выходит к гостям, над ее головой должны держать Коран и бахор — небольшую вазу с благовониями. Одновременно читают молитвы и мантры. На сам праздник устраивают обед. К столу приглашают родственников и соседей. Основным блюдом является рис с бараниной. Расходы на празднество, а также подготовку невесты в салоне красоты оплачивает семья жениха.

Еда

В йеменской кухне есть множество морепродуктов. Самым популярным блюдом является шурпа. В блюда постоянно добавляют приправы. Большим спросом пользуются салаты, хумус.
Одним из лучших, по мнению самих йеменцев, национальных блюд можно считать сальту. Это блюдо готовится из курицы в казане. К нему подают чечевицу, кориандр, бобы.
Фарш замешивают с различными специями, чтобы получить араду.
Второе место после шурпы в рейтинге популярности занимает ханид — мясо ягненка с рисом.
Йеменцы редко используют соусы, предпочитая приправы и специи. Соусы принято заменять растительным маслом и уксусом. В повседневной жизни йеменцы пьют чай, а на празднике позволяют себе мокко — довольно дорогой кофе, который раньше был доступнее из-за широкой распространенности кофейных плантаций. В мокко добавляют имбирь, кориандр и пьют вместе со сладостями.

Внешность

Одежда

Йеменцы носят довольно простую одежду. В основном это рубашки и пиджаки. Голову мужчины закрывают плотной материей белого или красно-белого цветов, на ноги надевают сандалии.
Особым предметов национального костюма является джамбия — ритуальный кинжал, имеющий характерную форму лезвия, подобную искривленному когтю. Ширина джамбии довольно велика, а в длину кинжал может достигать 20 см, что делает оружие внушительным. Мальчики с детства мечтают о таком оружии, а еще более почетным считается изготовление ритуального кинжала. Некоторые мужчины становятся подмастерьями в 16 лет и регулярно выполняют заказы на изготовление джамбии.
Кинжал носят на красивом поясе в ножнах. Это своеобразный способ показать статус. Фанатизм вокруг джамбии настолько велик, что йеменские мужчины часто говорят: «Без кинжала чувствую себя неодетым». В наши дни правительство Йемена начинает вводить запреты на ношение такого оружия, что вызывает массу недовольств. Тем не менее некоторые мужчины уже начали носить пояс с ножнами, но без кинжала. Одновременно от джамбии не стремятся избавляться — кинжал можно хранить дома, с гордостью демонстрируя гостям. Богатые йеменцы хранят целые коллекции, которые передают по наследству. По преданию, рукоятка кинжала выполнялась из рога носорога, хотя такой факт кажется сомнительным, поскольку на территории Йемена эти животные встречались нечасто. Самыми дорогостоящими экземплярами джамбии являются те, что были изготовлены более 100 лет назад. Подобное ритуальное оружие не продают, ведь оно имеет сугубо духовную ценность, хотя некоторые коллекционеры готовы предлагать за него десятки тысяч долларов США. Форма джамбии неслучайно является кривой — прямой кинжал мог бы ранить мужчину во время свадебного танца.

travelask.ru

Йеменцы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Йеменцы, арабы Йемена — народ, населяющий Йемен. Численность — 19,7 млн чел (данные на 2005 г.). Около 1,5 млн проживает в странах Персидского залива.

Йеменцы — автохтонное население Южной Аравии.

С древнейших времён в Южной Аравии существовала земледельческая цивилизация. На территории Йемена сменяли друг друга царства Маин, Катабан, Аусан, Хадрамаут, Саба’ и Химьяр (1 тыс. до н. э. — VI в. н. э.) В IV в. н. э. Юг Йемена был завоёван ненадолго Аксумским царством. В 570 году Йемен был завоёван персами и до прихода ислама в 628 году был далёкой провинцией Сасанидской державы. В XVI веке Йемен вошёл в состав Османской империи. В 1839 году англичане основали аванпост в Адене, со временем подчинив себе Южный Йемен. В 1918 году Северный Йемен стал независимым королевством, с 1962 года — республикой. В 1967 году независимым стал Южный Йемен. В 1990 году оба Йемена объединились в Йеменскую Республику.

Большинство йеменцев говорят на северо-йеменском и южно-йеменском диалектах арабского языка, субэтнические группы говорят на махрийском, хадрамаутском и сокотрийском диалектах.

Генетические исследования показывают, что Y-хромосомная гаплогруппа J достигает у йеменских арабов 72 %[1].

Арабы Йемена исповедуют ислам различных толков. Кочевое и полукочевое население Северо-востока шииты: большинство — зейдиты, меньшинство — исмаилиты. Оседлое население Юга и Юго-запада — сунниты.

Йеменец с кинжалом «джамбия»

В Северном Йемене особенно сильны старые племенные традиции и архаичная социальная структура. Привилегированные сословия — «сейиды» (потомки Мухаммада), а также «машаих» и «кади» (знатоки богословия). За ними следуют кабили — принадлежащие к племенам и владеющие землёй. Следом идут «слабые люди»: торговцы, ремесленники и прочие, не относящиеся к племенам, и занимающиеся недостойными настоящего кабили делом. Кабили могут быть патронами слабых, вторые зачастую выступают в качестве прослойки между племенами.

Большинство племён (в том числе крупнейшие союзы Хашид и Бакил) считаются «южными арабами» — кахтанитами, меньшинство, в том числе сейиды, причисляют себя к «северным» аднанитам. Одежда и оружие являются знаком принадлежности к определённому племени и сословию. Традиционный мужской костюм представляет собой рубаху, юбку и шапочку, либо платок. Женский костюм состоит из свободного платья и покрывала, закрывающего лицо. Изогнутый кинжал «джамбия» и винтовка — неотъемлемые атрибуты любого кабиля. В их домах есть пулемёты, гранатомёты и даже лёгкая артиллерия. Кроме кабилей, носить оружие могут только привилегированные сословия, но богословы обычно пренебрегают этим правом.

Йеменец, жующий листья ката

Традиционные занятия йеменцев — возделывание зерновых и технических культур во влажных долинах Юга и Юго-Запада, над которыми проливаются дожди из воздушных масс, упирающихся в горы, отделяющие побережье от пустыни. В сухих пустошах Северо-Востока пасут свои стада кочевники. Также распространены традиционные ремёсла. Веками Йемен был известен своим кофе, плантации которого серьёзно сократились во время войны 1990 г.

Пища йеменцев — зерновые продукты, плоды садов, молоко, мясо, на побережье — рыба. Очень распространено жевание листьев ката — наркотического растения. До 80 % населения обоих полов регулярно жуёт кат. Кат — самая выгодная культура, занимающая 9 % всех сельхозугодий, 18 % населения работает в этой индустрии.

Жилища йеменцев варьируются от палаток бедуинов до пещерных домов и уникальных 5—7-этажных «высоток», построенных из саманного кирпича века назад.

Очень богаты музыкальная культура и поэзия Йемена, имеющая многовековые корни.

ru.wikipedia.org

Йеменцы — Википедия. Что такое Йеменцы

Йеменцы, арабы Йемена — народ, населяющий Йемен. Численность — 19,7 млн чел (данные на 2005 г.). Около 1,5 млн проживает в странах Персидского залива.

Происхождение

Йеменцы — автохтонное население Южной Аравии.

История

С древнейших времён в Южной Аравии существовала земледельческая цивилизация. На территории Йемена сменяли друг друга царства Маин, Катабан, Аусан, Хадрамаут, Саба’ и Химьяр (1 тыс. до н. э. — VI в. н. э.) В IV в. н. э. Юг Йемена был завоёван ненадолго Аксумским царством. В 570 году Йемен был завоёван персами и до прихода ислама в 628 году был далёкой провинцией Сасанидской державы. В XVI веке Йемен вошёл в состав Османской империи. В 1839 году англичане основали аванпост в Адене, со временем подчинив себе Южный Йемен. В 1918 году Северный Йемен стал независимым королевством, с 1962 года — республикой. В 1967 году независимым стал Южный Йемен. В 1990 году оба Йемена объединились в Йеменскую Республику.

Язык

Большинство йеменцев говорят на северо-йеменском и южно-йеменском диалектах арабского языка, субэтнические группы говорят на махрийском, хадрамаутском и сокотрийском диалектах.

Генетика

Генетические исследования показывают, что Y-хромосомная гаплогруппа J достигает у йеменских арабов 72 %[1].

Религия

Арабы Йемена исповедуют ислам различных толков. Кочевое и полукочевое население Северо-востока шииты: большинство — зейдиты, меньшинство — исмаилиты. Оседлое население Юга и Юго-запада — сунниты.

Социальная организация

Йеменец с кинжалом «джамбия»

В Северном Йемене особенно сильны старые племенные традиции и архаичная социальная структура. Привилегированные сословия — «сейиды» (потомки Мухаммада), а также «машаих» и «кади» (знатоки богословия). За ними следуют кабили — принадлежащие к племенам и владеющие землёй. Следом идут «слабые люди»: торговцы, ремесленники и прочие, не относящиеся к племенам, и занимающиеся недостойными настоящего кабили делом. Кабили могут быть патронами слабых, вторые зачастую выступают в качестве прослойки между племенами.

Большинство племён (в том числе крупнейшие союзы Хашид и Бакил) считаются «южными арабами» — кахтанитами, меньшинство, в том числе сейиды, причисляют себя к «северным» аднанитам. Одежда и оружие являются знаком принадлежности к определённому племени и сословию. Традиционный мужской костюм представляет собой рубаху, юбку и шапочку, либо платок. Женский костюм состоит из свободного платья и покрывала, закрывающего лицо. Изогнутый кинжал «джамбия» и винтовка — неотъемлемые атрибуты любого кабиля. В их домах есть пулемёты, гранатомёты и даже лёгкая артиллерия. Кроме кабилей, носить оружие могут только привилегированные сословия, но богословы обычно пренебрегают этим правом.

Хозяйство

Йеменец, жующий листья ката

Традиционные занятия йеменцев — возделывание зерновых и технических культур во влажных долинах Юга и Юго-Запада, над которыми проливаются дожди из воздушных масс, упирающихся в горы, отделяющие побережье от пустыни. В сухих пустошах Северо-Востока пасут свои стада кочевники. Также распространены традиционные ремёсла. Веками Йемен был известен своим кофе, плантации которого серьёзно сократились во время войны 1990 г.

Пища йеменцев — зерновые продукты, плоды садов, молоко, мясо, на побережье — рыба. Очень распространено жевание листьев ката — наркотического растения. До 80 % населения обоих полов регулярно жуёт кат. Кат — самая выгодная культура, занимающая 9 % всех сельхозугодий, 18 % населения работает в этой индустрии.

Жилища йеменцев варьируются от палаток бедуинов до пещерных домов и уникальных 5—7-этажных «высоток», построенных из саманного кирпича века назад.

Очень богаты музыкальная культура и поэзия Йемена, имеющая многовековые корни.

Литература

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Йеменцы — это… Что такое Йеменцы?

Йеменцы, арабы Йемена — народ, населяющий Йеменскую Арабскую Республику. Численность 19,7 млн чел (данные 2005 г.). Около 1,5 млн проживает в странах Персидского залива.

Происхождение

Йеменцы — автохтоны Южной Аравии.

История

С древнейших времён в Южной Аравии существовала земледельческая цивилизация. На территории Йемена сменяли друг друга царства Мина, Катабан, Авсан, Хадрамаут, Саба’ и Химьяр (1 тыс. до н. э. — VI в. н. э.) В IV в. н. э. Юг Йемена был завоёван ненадолго Аксумским царством. В 570 году Йемен был завоёван персами и до прихода ислама в 628 году был далёкой провинцией Сасанидской державы. В XVI веке Йемен вошёл в состав Османской империи. В 1839 году англичане основали аванпост в Адене, со временем подчинив себе Южный Йемен. В 1918 году Северный Йемен стал независимым королевством, с 1962 года — республикой. В 1967 году независимым стал Южный Йемен. В 1990 году в результате гражданской войны оба Йемена объединились в Йеменскую Арабскую Республику.

Язык

Большинство йеменцев говорят на северо-йеменском и южно-йеменском диалектах арабского языка, субэтнические группы говорят на махрийском, хадрамаутском и сокотрийском диалектах.

Религия

Арабы Йемена исповедуют ислам различных толков. Кочевое и полукочевое население Северо-востока шииты: большинство — зейдиты, меньшинство — исмаилиты. Осёдлое население Юга и Юго-запада — сунниты.

Социальная организация

Йеменец с кинжалом «джамбия»

В Северном Йемене особенно сильны старые племенные традиции и архаичная социальная структура. Привилегированные сословия — «сейиды» (потомки Мухаммада), а также «машаих» и «кади» (знатоки богословия). За ними следуют кабили — принадлежащие к племенам и владеющие землёй. Следом идут «слабые люди»: торговцы, ремесленники и прочие, не относящиеся к племенам, и занимающиеся недостойными настоящего кабили делом. Кабили могут быть патронами слабых, вторые зачастую выступают в качестве прослойки между племенами.

Большинство племён (в том числе крупнейшие союзы хашид и бакиль) считаются «южными арабами» — кахтанитами, меньшинство, в том числе сейиды, причисляют себя к «северным» аднанитам. Одежда и оружие являются знаком принадлежности к определённому племени и сословию. Традиционный мужской костюм представляет собой рубаху, юбку и шапочку, либо платок. Женский костюм состоит из свободного платья и покрывала, закрывающего лицо. Изогнутый кинжал «джамбия» и винтовка — неотъемлемые атрибуты любого кабиля. В их домах есть пулемёты, гранатомёты и даже лёгкая артиллерия. Кроме кабилей, носить оружие могут только привилегированные сословия, но богословы обычно пренебрегают этим правом.

Хозяйство

Йеменец, жующий листья ката

Традиционные занятия йеменцев — возделывание зерновых и технических культур во влажных долинах Юга и Юго-Запада, над которыми проливаются дожди из воздушных масс, упирающихся в горы, отделяющие побережье от пустыни. В сухих пустошах Северо-Востока пасут свои стада кочевники. Так же распространены традиционные ремёсла. Веками Йемен был известен своим кофе, плантации которого серьёзно сократились во время войны 1990 г.

Пища йеменцев — зерновые продукты, плоды садов, молоко, мясо, на побережье — рыба. Очень распространено жевание листьев ката — наркотического растения. До 80 % населения обоих полов регулярно жуёт кат. Кат — самая выгодная культура, занимающая 9 % всех сельхозугодий, 18 % населения работает в этой индустрии.

Жилища йеменцев варьируются от палаток бедуинов до пепещерных домов и уникальных 5-7 этажных «высоток», построенных из саманного кирпича века назад.

Очень богаты музыкальная культура и поэзия Йемена, имеющая многовековые корни.

Литература

dic.academic.ru

Йеменские евреи — Циклопедия

Йеменские евреи

Народ

Численность300 700 человек
The Last jews of Yemen The Jews Of Yemen Jews In Yemen sa3da (tsa’ada) Jewish of Yemen History of the Yemenite Jews Danny Cohen- Yemenite Music- Live Show Yemeni Jewish Dance yemani dance

Йеменские евреи — еврейский субэтнос, исторически проживавший на территории Йемена (ныне — в Израиле)[1].

[править] Древняя история

Согласно преданиям, что ещё за 42 года до разрушения I Храма в 586 г. до н. э. Навуходоносором, 75 тысяч (цифра баснословная) благочестивых евреев, коганитов, левитов, членов военного и административного сословий и простолюдинов, уверенных в близком наступлении мрачных предсказаний пророка Иеремии[2], выступили под предводительством 25 начальников кланов, чтобы отыскать другую плодоносную страну; перейдя Иордан, они через пустыню Эдом и Сеир добрались до Йемена. Страна по плодородию не уступала Палестине, поэтому евреи решили поселиться в ней и, избрав себе царя, образовали самостоятельное государство, построили укреплённый город на горе Накосе, учредили самостоятельный свой культ и даже построили 4 города убежища (где спасались от кровной мести), сохранившиеся до сих пор.

Когда Эзра возвратился в Иудею, он, согласно этому преданию, послал ко всем евреям, в том числе и йеменцам, воззвания о возвращении на родину; но йеменские евреи, предвидя недолговечность еврейского государства в «Палестине», отказались последовать туда; Эзра проклял их, в ответ на что они предали его анафеме. У йеменских евреев с тех пор начались внутренние раздоры, которые привели, в конце концов, к упадку их самостоятельности и преобладанию над ними соседних арабских государств. Многие семейства до сих пор ведут происхождение от этих иудейских выходцев.

Некоторые города Йемена носят библейские имена. Так, Сана отождествляется с Узалом, Дамара с Гадорамом и т. д.

О народе, населявшем центр цивилизации Йемена — царство Сабы, Библия говорит, как о дальнем, богатом, мудром и предприимчивом народе, концентрировавшем в своих руках караванную торговлю золотом Себы[3], драгоценными камнями и благовонными товарами[4][5].

Еврейские войска при Ироде Великом совместно с римлянами захватывали Аравию, и возможно, что после разгрома в Наджране экспедиционного корпуса римского полководца Марка Элия Галла, вторгшегося в Сабейское царство (25–24 гг. до н. э.), там обосновались уцелевшие воины еврейского отряда (500 человек из личной гвардии Ирода I[6]).

Из найденных монотеистических надписей, «Книги химьяритов» и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-л-aфиды известно, что некоторые цари и часть знати в Химьяре принимают иудаизм.

По-видимому евреи стали селиться в Йемене со времён Соломона, женившегося на царице Сабы, что было связано с торговлей: через Красное море шла торговля с Индией, Офиром и Африкой. В конце Античности и в раннем Средневековье в этой торговле заметную роль играли евреи.

По ходу торговли, евреи основывали колонии – как на островах Крсаного моря (см. Иоктабе), так и на пути сухопутного участка пути по Аравии – в городах Хиджаза – Медина, Хайбар, Тейма и т. д. В Таифе большая еврейская колония была связана с земледельческим трудом. Виноделие и продажа вина были в руках иудеев.

Прокопий Кесарийский отмечал особенно большое значение торговых сношения по Красному морю, отмечая положение еврейских купцов на о. Иотабе и в городах Аил, Газа, Петра.

Колонизировали евреи и Йемен.

Колонизация областей Аравии, лежащих вдоль караванного пути по её западному побережью, была тесно связана с торговыми интересами «Палестины». Наряду с набатейскими колониями, еврейские издревле были известны в Аравии. Еврейские колонии имели вековую давность, они распространялись на отдельные острова Персидского залива и Красного моря, как, например, о. Иотабу / Иоктаб.

Еврейские колонии и еврейские купцы были известны государству Саба, и традиционные связи с ними перешли и к государству химьяритов. О приобщении химьяритов к иудаизму говорит целый ряд источников, в которых не может быть никакого сомнения. Прежде всего – это сабейские и химьяритские надписи, принадлежащие к серии монотеистических надписей.

Евреи не только занимались торговлей и колонизаторством в Йемене, но и стали распространять свою религию – иудаизм.

Поначалу евреи вступили в борьбу с астральным культом древних сабеев. Они нашли горячих адептов в городском торгово-промышленном классе. Последний, опираясь на иудейство, получил преобладание над землевладельческим классом, тяготев к древней сабейской религии. Борьба завершилась победой иудаизма.

От тех времён в Химьяре остались различные надписи, ясно указывающие на иудейскую религию их составителей. Например, от 3 в.: «Да будет благословлено и восхвалено имя Милосердного неба и Израиля, и Бога иудеев, который покровительствует своему служителю Шагиру и его матери (или дяде). В. М. и его невесте Шамсе, и его детям Абушаиру и Меиру и всему его дому».

Подтверждают иудейство в Йемене сабейские и химьяритские надписи, принадлежащие к серии монотеистических надписей, напр. из Катабана, высеченная на скале близ Низаба, сообщающую о больших работах, произвёденных авторами надписи, и завершённую указанием на помощь «милостивого господина неба и земли» (строка II). Также надпись, упоминает «милосердного» (Rahman). Другой пример: постройка, возведенная Абдкулалом «с помощью милостивого» (строка 3 надписи № 153), отмечена надписью, датированной 573 г. по эре химьяритов (458 г. н. э.).

Известно захоронение 3 в. «мужей Химьяра» в некрополе Бет-Ше‘арим, а также открытый в 1971 в мечети села Бейт ал-Хадир (7 км к югу – ю.-в. от Саны) фрагмент текста на иврите (между 3 в. и началом 6 в. н.э.) из так наз. «24-ех священнических чередов», высеченного на колонне, которая, видимо, попала туда из разрушенной синагоги соседней деревни Тан‘им близ руин химьяритской крепости.

Нельзя сомневаться в еврейском характере надписи[7], опубликованной Глазером, в которой Шахир, воздает благодарение «Рахману, который есть в небе и в Израиле, их бог, господин Иуды (евреев)».

Еврейская община Химьяра, владевшего с начала 1 в. до н. э. портами юго-западного побережья Южной Аравии и значительной частью Сабы, а с начала 4 в. н. э. – всей территории Йемена, была весьма влиятельной.

Не случайно талмудический памятник Midrasch Bereschit – толкование на Книгу Бытия (1030) – знает столицу Химьяра Тафар.

В середине 4 в. в Химьяре действовало много христианских миссий. Сообщающий об этом церковный автор Филосторгиос отмечает, что христианское миссионерство в Химьяре встретило резкую оппозицию со стороны местных евреев.

Началась борьба между христианами и приверженцами иудаизма, поклоняющихся Рахману («Милостивому»). В 425 царь Шарахбиль Иа‘фур изгнал из Химьяра евреев и митраистов, эта страна стала на время христианской. Но, имеются 2 надписи, связанные с разрушением плотины в Марибе, впервые опубликованные открывшим их Глазером. 1-я из надписей (Глазер 554) датирована 564 годом химьяритской эры, что соответствует 449/450 г. н. э., сообщает, что царь Шарахбиль Иа‘фур обновил и восстановил плотину Мариба. Упоминание «милостивого», с благословением и помощью которого производились работы (стр. 32), и наименование его «богом, на небе и земле» (строки 81 и 82), указывают на еврейский монотеизм её составителя.

Но антисемитизм Шарахбиля Иа‘фура был исключением. Общей же была такая расстановка сил: в одном блоке – Византия, Аксум и христиане-монофизиты Аравии. В другом блоке находились Персия, несториане, язычники и евреи.

Иудаизму пришлось таким образом теперь вести борьбу с христианством. 1-я и 2-я главы «Книги химьяритов» посвящены вопросу о проникновении в Химьяр иудаизма и христианства. Главы эти до нас не дошли, но сохранилось их оглавление: «1. Краткий рассказ об иудеях и зле их веры… 2. Рассказ о химьяритах, кто они и как они первоначально приняли иудейство. 3. Объяснение, сообщающее о том, как начало сеяться христианство в земле химьяритов». Таким образом, памятник, который стоит всецело на христианской точке зрения, признает первоначальное распространение в Химьяре иудаизма.

Христианство распространилось в области Наджрана. Его ввёл в Химьяре некий Фемион из Сирии и Хайан Старший, предок мученицы Хабсы, местный богач. Хайан Старший ездил по торговым делам в Константинополь, вернулся на родину, затем отправился в Иран и оставался в Хирте Наамановой, где вращался среди христиан. В Константинополе Хайан был «в дни Яздегерда», царствовавшего с 399–420. Христианизация высших слоев общества Неджрана и др. химьяритских городов, как, например, Тафара, были связаны с влиянием и торговлей с Византией и эфиопами.

Хайан, отец Хабсы, из рода Хайана Старшего, сжёг в свое время синагогу в Неджране.

Персы связали себя с еврейскими колониями и поддерживали их торговлю, в противовес христианским византийским купцам. При Хосрове Аношерване персы смогли захватить юг Аравии[8].

Начиная с царя Йасир Йохнаама, который в 270 году принял иудаизм, и заканчивая царём Сайф Зу Язаном (575−587 годы) на территории Йемена было еврейское государство —Химьяр.

[править] Под властью ислама

Yemeni jews musical tradition

Иудаизм оставил в Йемене неизгладимые следы, послужившие стимулом к развитию культуры страны. Евреи, сконцентрировав в своих руках торговлю с Индией, Византией и Персией, поддерживали живые сношения с остальным культурным миром.

Магомет отправил воззвание йеменским евреям о принятии ислама. Последовавший со стороны евреев отказ привел его в неописуемое бешенство. После долгой, отчаянной борьбы, Магомет жестоко отомстил им; большая часть евреев была вынуждена принять новую веру (до сих пор относят к их потомкам мусульманское население многих городов), а остальные были большей частью истреблены. Дальнейшая история евреев Йемена представляет непрерывную цепь преследований.

Из материалов Каирской генизы известно о существовании налаженных торговых связей евреев Адена (гл. порт Йемена) с Индией. Из 250 тысяч текстов этой генизы, более 7 тысяч связаны с торговлей или другими сторонами экономической, духовной и частной жизни евреев на огромном пространстве от Египта до Магриба и Испании на запад, или до Месопотамии, Йемена, Индии, Индонезии на восток. 400 текстов касаются торговли в бассейне Индийского океана. Язык всех этих документов – арабский, но написаны они еврейскими буквами, как было принято у евреев Йемена ещё полвека назад.

В письмах упоминается около 150 товаров. Важное место в индийско-средиземноморской торговле 11–13 вв. занимали ткани – полотно, лен, хлопок, шелк. Ценился краситель индиго, южноаравийские благовония и пряности, целебные и ароматические травы. Душистый тимьян, напротив, доставляли в Йемен из Греции.

Корабли везли железо и медь, свинец и жесть, оливковое масло, вино, воск и мед, финики, изюм и другие сушеные фрукты, вино, сахар, мыло, сыр. Десть бумаги высшего качества была лучшим подарком еврейского купца из Адена своему торговому партнеру в Индии. Надеясь на выгодные заказы, еврейские мастера по серебру плыли из Марокко через Баб эль-Мандебский пролив на Цейлон. До того как на время осесть в Йемене, еврей из Туниса Авраам бен Перахйа основал на Малабарском берегу в Индии завод, где с 1132 по 1149 годы изготовлялась медная утварь для кухонь, прачечных и бань. Предприимчивых евреев ждали бури и кораблекрушения, разбойники морские и сухопутные, несчастья и болезни, многолетняя разлука с близкими, тоска по дому.

Карим – это область международной торговли к юго-востоку от Каира, главным портом которой с 12 в. по 1484 год оставался Аден. Занимавшихся этим делом, в основном евреев, так и называли – «купцы Карима», возможно по имени ежегодного каравана торговых судов, издавна плававшего в южных водах. «Фута» – сейчас это мужская йеменская юбка, на манер малайского саронга или шотландского килта, которую в Йемене носили и носят все, не исключая евреев. В прошлом фута могла обозначать и меру ткани.)

К 9 в. относится «изгнание из Йемена», упоминаемое Саадией ибн-Дананом. Респонсы гаонов обнаруживают их полное знакомство с Йеменом. Вероятно, многие из тамошних евреев находились в числе учеников вавилонских академий. Вениамин Тудельский сообщает, что в Йемене жило около 3000 евреев.

Сложившиеся в период персидского владычества тесные связи евреев Йемена с центром еврейской учёности в Вавилонии (известно, что евреями Йемена почитался Са‘адия Гаон из Вавилонии, 882−942) продолжали существовать и после исламизации страны. Евреи Йемена оказывали материальную поддержку иешивам вавилонских гаонов. С приходом к власти к концу 10 в. Фатимидов в Египте и Йемене, но главным образом в результате завоевательных войн сельджуков на Ближнем Востоке (2-я половина 11 в.) и крестовых походов изменились маршруты международной торговли и возросло значение Йемена как посреднического торгового пункта на пути между Африкой и Юго-Восточной Азией.

Религиозные гонения, усилившиеся к концу периода Фатимидов и достигшие кульминации в указе местного имама Абд ан-Наби ибн Махди о насильственном обращении евреев Йемена в ислам (1165 год), рост шиитского фанатизма в стране, а также проповеди некоего еврея-отступника вызвали появление лжемессии (убит примерно в 1173 году) и мессианского брожения среди евреев Йемена. Это побудило нагида общины Я‘акова бен Нетан‘эля ал-Файюми обратиться за советом к Маймониду, который в ответ направил евреям Йемена «Иггерет Тейман» («Йеменское послание», примерно 1172 год), сыгравшее значительную роль в формировании их последующей духовной жизни. Послание публично читалось во всех общинах Йемена.

Насильственному обращению и другим видам преследования евреев был положен конец с установлением власти Айюбидов над большей частью страны (1174–1228 годы).

О существовании караимской общины в Адене известно из литературного памятника 12 в., в котором Мадмун бен Яфет (умер в 1151 году), нагид общин Южного Йемена, воспевается за его усердие в подавлении попытки этой секты распространить свое учение в Адене.

Появление в 1495 в Хадрамауте лжемессии вновь вызвало мессианские брожения. В 1618 по наущению турецкого правителя евреи Южного Йемена подверглись кровавым преследованиям и насильственному обращению в ислам.

В начале 16 в. в Йемен вторглись турки-османы (полностью захватить страну им удалось после многолетних войн в 1538), и еврейская община становится жертвой трений между завоевателями и зейдитскими имамами, частично утратившими власть. Турки обязали евреев Йемена носить чёрную одежду и обложили их непомерной податью. В 1618 по наущению турецкого правителя евреи Южного Йемена подверглись кровавым преследованиям и насильственному обращению в ислам.

Антиосманское восстание (начало 17 в.), изгнание турецких войск из большей части Йемена и создание в 1633 г. независимого зейдитского имамата, а в южных районах – мелких феодальных княжеств благоприятно сказалось на положении еврейских общин. Однако крайне экстатические настроения среди евреев Йемена, порожденные движением Саббатая Цви, привели к кровавым преследованиям со стороны правящего имама Исма‘ила ибн Касима ал-Мутаваккила. В 1667 им был казнён на глазах арабской толпы нагид евреев Йемена р. Шломо Джамаил.

Положение евреев ещё более ухудшилось с приходом к власти фанатичного имама Ахмада ибн Хасана ал-Махди (по другим данным Мухаммад ибн Хусейн ал-Махди), который, опираясь на хадис, приписывающий Мухаммаду мнение, что в Хиджазе не может быть более одной религии, перенес этот постулат на Йемен и в 1676 запретил общественные молитвы евреев и приказал разрушить все синагоги. В 1679 году евреям имамата было предоставлено право выбора – принять ислам или отправиться в изгнание в округ Мауза (в прибрежной солончаковой и пустынной низменности Тихама), отличавшийся нездоровым климатом. Абсолютное большинство евреев предпочло изгнание. Погибло около 2/3 высланных евреев; были утеряны книги общины. Изгнания избежали евреи района города Са‘ада (на севере Йемена), где местные правители были фактически автономны и не выполнили приказа имама. В результате изгнания Йемен лишился всех ремесленников, и местные правители обратились к центральной власти с просьбой о возвращении евреев.

В 1680 выжившие изгнанники были возвращены, однако они нашли свои дома разрушенными или занятыми мусульманами и были вынуждены поселиться за пределами городских стен в Сане и других городах. Изгнание привело к резким демографическим и социально-экономическим изменениям среди еврейского населения Йемена (особенно в общине Саны) и оставило травму в его памяти. Еврейская хроника, посвященная событиям 1717–26 в Йемене (Са‘ид Са‘ади «Дофи ха-зман» – «Пороки времени» или «Даппей ха-зман» – «Страницы времени»), повествует о новых бедствиях. Так, вследствие продолжительной засухи и голода значительное число евреев перешло в ислам.

В 1761 имам Аббас запретил евреям Саны строить высокие дома (выше домов мусульман) и разрушил 12 из 14 синагог столицы. В 1806 наряду с другими ограничительными мерами (запрещение носить хорошую или новую одежду и т. п.) на еврейскую общину Саны была возложена унизительная обязанность вывоза нечистот (оставалась в силе до 1950).

В 1839 Великобритания захватила Аден и во второй половине 19 в. – начале 20 в. распространила свое господство на весь юг Йемена. Многие евреи Йемена (в основном молодежь), а также евреи из Бомбея (преимущественно Бней-Исраэль) и Багдада устремились в Аден, привлеченные установленным британскими властями гражданским равенством всего населения и экономическим процветанием. Число евреев здесь между 1839 и 1947 возросло с приблизительно 250 до 4750 человек. (По некоторым данным, в 1948 на юге Йемена, контролируемом англичанами, включая Аден, проживало около 8 тысяч евреев.)

В 1849 Турция частично восстановила власть над Северным Йеменом (полностью в 1872, когда Йемен был объявлен вилайетом Османской империи). Но это не улучшило положения евреев; местное население подозревавшее евреев в симпатиях к турецким властям, относилось к ним крайне враждебно.

В 1861–64 лжемессия Иехуда бен Шалом по прозвищу Шукр Кухайл (1840?–64) объединил вокруг себя не только евреев, но и мусульман. Хотя он был убит по наущению имама, волнения не прекратились, так как народ верил в обещание Шукра воскреснуть. В 1868 появляется самозванец, объявивший себя воскресшим Шукром, женится на его вдове и рассылает послания общинам Йемена, Египта и Эрец-Исраэль о своём возвращении в мир. Посланец Эрец-Исраэль Я. Сапир в «Иггерет Тейман ха-шенит» («Второе йеменское послание»; 1873) предостерегал йеменских евреев от веры в этого нового лжемессию.

В 1874 отправился в Йемен Давид Самуил Карассо, турецкий путешественник и писатель, еврей, по возвращении выпустил на спаньольском языке книгу «Zichron T;man ; el Viage en el Jemen» (Константинополь, 1875). В ней описывается подробно жизнь йеменских евреев; между прочим, Карассо утверждает, что в Йемене имеется местность Sada, населённая воинами-евреями, находящимися в хороших отношениях с бедуинами.

В 1879 от эпидемии лихорадки умерло много евреев Йемена.

В 1883–1892 четыре экспедиции в Йемен предпринял австрийский арабист Эдуард Глазер. Ему, еврею по происхождению, оказывали действенную помощь местные евреи. С этого времени по существу началось систематическое изучение йеменских древностей и этнографии.

В 1893 в Йемене появляется ещё один лжемессия, – Юсуф ибн Абдаллах.

Одно имя «Иахуди» возбуждает в мусульманском населении Йемена более, чем в каком-либо другом месте на Востоке в конце 19 в., ненависть. Аристократическим классом у йеменских евреев считаются жители Саны. Последние гнушались вступать в браки с другими евреями. Внутри страны имелись евреи-бедуины, которые ничем не отличались от бедуинов.

Начавшееся в 1904 восстание имама Яхьи ибн Мухаммада Хамид ад-Дина (правил в 1904–48) против османского владычества вынудило турок в 1911 дать автономию горным (зейдитским) районам Йемена и признать светскую власть имама над ними. Восстание имело тяжелые последствия для еврейского населения Йемена; так, не более 150 евреев пережили осаду имамом города Сана (1905). Подобные потери понесло еврейское население и других городов центральных и северных районов страны. В 1919 Яхья провозгласил себя королем Йемена и таким образом окончательно разорвал вассальные отношения с Турцией.

Молодой рабочий из «Палестины» Шмуэль Явниэли вызвался отправиться в Южную Аравию для того, чтобы поднять на ноги по-прежнему отрезанные от мира и разрозненные общины йеменитов. В целях секретности его миссия была замаскирована под экспедицию Бецалеля за образцами традиционных еврейских ремесел. Другим прикрытием был вопросник, составленный рабби Авраамом Ицхаком Га-Когеном Куком для выяснения ряда ритуальных вопросов у йеменских раввинов. Эта маскировка не особенно помогла. Явниэли, профан в вопросах Иудаизма, легко отделался, выдворенный живым из страны как маскирующийся под иудея христианский лазутчик. Но ему удалось достичь многого. Столь редки в тех местах были гости из внешнего мира, что мусульмане, включая духовенство и высшую знать, не давали ему прохода, проявляя не меньшее любопытство, чем евреи. Они интересовались всеми новостями с «большой земли», в то время как евреев волновало только пришествие Мессии. Посланник ишува честно старался представить объективную картину положения в Земле Израиля, не скрывая трудностей, но подчеркивая важность начавшегося материального возрождения страны. Кто-то объявил его Машиахом бен Йосефом, предшествующим Сыну Давида. Народ стал сниматься с мест. В городке Дали все члены общины демонстративно вынесли на рынок всё свое имущество, готовые тронуться в путь. Местный правитель объявил, что не разрешит им выйти за городские стены. Но они отвечали, что не являются его рабами и имеют право идти куда угодно. Тогда правитель велел резать быков и овец и устроил роскошный банкет для евреев, уговаривая их остаться. Бедняга лишался лучших из своих налогоплательщиков! Но они не желали слушать. Разгневанный шейх огласил жестокий указ, запрещающий мусульманам покупать еврейскую собственность. Но и это их не остановило – они уходили с пустыми руками.

Специальным эдиктом имама в 1921 году был возобновлен существовавший с 17 в. закон, предписывавший обращение в ислам с последующим воспитанием в мусульманском духе всех малолетних еврейских сирот[9].

[править] Современность

Йеменских евреев заставили идти на демонстрацию славящую президента Йемена Али Абдалла Салеха. Yemen Jewish Boaz Mauda — Yad anuga

Решение ООН о разделе Палестины вызвало в Адене антиеврейские беспорядки, переросшие 2 декабря 1947 в погром (82 убитых, сожжены 4 синагоги, разграблены 106 из 170 еврейских лавок и магазинов и 220 домов). В феврале 1948 имам Яхья был убит, и престол занял его сын Ахмад.

В мае 1948 года Йемен, как и другие арабские государства, объявил войну Израилю. В декабре 1948 в Сане вспыхнули антиеврейские беспорядки в связи с обвинением евреев в убийстве 2-х арабских девочек; главы общины были арестованы. В Адене в 1965 вновь вспыхнули антиеврейские беспорядки, а во время Шестидневной войны (1967 год) арабы ворвались в еврейский квартал, убивая и грабя жителей.

С 1949 году из Йемена в Израиль переехало около 50 тысяч евреев — так называемая операция «Ковер-самолёт» (с иврита — «На крыльях орлов»).

Созданная в ноябре 1967 НДРЙ, в отличие от относительно умеренной ЙАР, заняла крайне экстремистскую позицию по отношению к Государству Израиль и предоставила базы террористам Организации освобождения «Палестины». После заключения мира между Египтом и Израилем (1978 год) НДРЙ вошла в так называемый Фронт отказа (Фронт упорства и конфронтации) экстремистских арабских государств.

10 июня 2002 году стало известно, что из Йемена секретно высылаются все евреи при помощи некоего йеменского бизнесмена, имя которого не называется. Причём речь не идёт именно не о насильственной депортации, а о «тайном соглашении между правительствами Израиля и Йемена и „некоторых других“ заинтересованных сторон». То есть это происходит вопреки официальному запрету йеменских властей на эмиграцию евреев в Израиль и явно в интересах самих евреев, безопасность которых в Йемене находится под угрозой.

22 января 2007 появилось сообщение, о том, что «Аль-Каида» приказала евреям Йемена покинуть страну: один из лидеров религиозных экстремистов Йемена Хусейн ад-Дин аль-Хуси опубликовал воззвание, направленное против еврейского населения страны и потребовал от евреев покинуть Йемен в течение 10 дней. Еврейская община Саады (к северу от Саны) восприняла угрозы всерьез, и 45 человек уже покинули родные дома, временно поселившись в гостиницах. Йеменские власти попытались успокоить их и убедить остаться в своих домах, даже издали специальную фатву (религиозное постановление), прославляющую добрые отношения между евреями и мусульманами, но тщетно. Евреи, получившие многочисленные угрозы в свой адрес, бросили дома и уехали в столицу. Еврейская община обратилась к президенту Йемена с просьбой вмешаться и принять меры против исламских экстремистов, угрожающих их жизни. Репатриироваться в Израиль они в настоящее время не хотят. В посланиях с угрозами, которые, как стало известно, распространяют ученики религиозного шиитского лидера Хусейна Бадер ад-Дин аль-Хути, говорится, что евреи «находятся на службе мирового сионизма, действия которого направлены на разложение народа с целью лишить его своих принципов, ценностей, нравственности и религии». Исламисты обвиняют евреев в том, что они продают алкогольные напитки, распитие которых запрещено Кораном.

Давид Мерхави, представитель еврейской общины Йемена, сообщил, что евреи не торгуют вином, и все обвинения исламистов безосновательны.

Тем не менее, 07.04.2008 появилось сообщение, боевики аль-Хути разрушили несколько домов в северо-западной провинции Саады, принадлежавших местной еврейской общине. «Сторонники аль-Хути разрушили часть моего дома и разграбили имущество», — сказал в интервью Reuters раввин Иехия Юсуф, житель столицы Йемена — Саны. Опасаясь угроз боевиков, 67 членов еврейской общины покинули город, говорит раввин.

По словам доктора Дова Левитана, изучающего историю йеменских евреев в университете Бар-Илан и Академическом колледже Ашкелона, кланы аль-Хути избрали своей мишенью евреев, для того чтобы подорвать интернациональную политику правительства. Борьба боевиков аль-Хути началась в июне 2004 и направлена против правительства и его союзников. С начала 1990-х правительство Йемена стало «заботится о своём международном имидже», объясняет Левитан: «Для него этот вопрос настолько важен, что евреи находятся под защитой государства». «Евреев вывезли на правительственном самолете в Сану. Там они получили небольшое пособие и живут в поселении, охраняемом государственными силами безопасности. Ещё 15 лет назад об этом нельзя было даже подумать», – говорит он. Сейчас в Сане живут около 400 евреев.

Многие поддерживают решение евреев остаться в Йемене. Так, антисионистское религиозное движение Сатмар многие годы проводит в йеменской общине пропаганду против репатриации в Израиль. По утверждению сатмарских хасидов, в Израиле их ждет насильственная секуляризация и отрыв от национальных корней. «Они дают евреям деньги и священные книги, возят их в Нью-Йорк и в Лондон – все, чтобы удержать их от переезда в Израиль», – говорит Д. Левитан.

26.12.2007 появилось сообщение о том, что евреев Йемена насильно обращают в ислам. Стал известен факт насильственного обращения в ислам еврейской женщины Аттмаль Рахман из общины деревни Рейда, севернее Цанны. «Аль-Каида» используют видеозапись интервью с обращенной в ислам Аттмаль Рахман для оказания влияния на еврейскую общину Йемена (состоящую из 200 человек)[10].

Общепринятыми у йеменских евреев являются кодексы Маймонида и «Шулхан Арух» Иосифа Каро.

В 2009 году бывший пилот йеменских ВВС Абдуа Азиз эль-Абди был приговорён к смертной казни за убийство еврея Моше эль-Нахари. Суд первой инстанции признал эль-Абди психически неуравновешенным и обязал его выплатить 27 тысяч долларов так называемых «кровавых денег» семье покойного, но суд высшей инстанции, однако, пересмотрел дело и вынес смертный приговор. Убийство Моше эль-Нахари вызвало возмущение среди еврейской общины Йемена, которая насчитывает 400 человек[11].

cyclowiki.org

О йеменских евреях и не только (дилетантская этнография)

Йеменские евреи(ивритское «тэйманим») – пожалуй, самая удивительная и любимая всеми в Израиле община. Смуглые, почти черные, как правило худосочные и невысокие, с тонкими чертами лица, они являют по отношению к себе пример всеобщего консенсуса в государстве победившего сионизма. В этнически-разношерстном еврейском государстве, где взаимоотношения некоторых общин и сейчас можно назвать тихим антагонизмом, а взаимоотношения евреев европейского и восточного происхождения временами доходило до сильной неприязни. Почему же йеменцев любят ? Почему даже анекдоты про них не сочиняют, как про другие этносы, составляющие народ Израиля ?

Вопреки цвету кожи, это, в большинстве своем, удивительно светлые люди. Отзывчивые, общительные, добродушные, без ярко-выраженного восточного коварства и камня за пазухой. Трудно, не будучи профессиональным этнографом, обьяснить, почему они так разнятся с евреями мароканскими, ливийскими, по которым в Израиле сложились совсем иные стереотипы. Может быть географическое положение аль-Джумхурия аль-Йамания — Юг Аравии, Красное море… Всё-таки не Левант. Нечто другое, менее изученное. Наверно потому и удивительна эта община.

Среди израильтян йеменцы являются абсолютными рекордсменами по долгожительству и наименьшей подверженности сердечно-сосудистым заболеваниям. Передают из поколения в поколение жизнеутвержающий ген «аравийского Тибета», секреты лекарств и легких наркотиков-транквилизаторов на основе чудодейственных трав. Кухня евреев – уроженцев Йеменской Арабской Республики очень своеобразна, изобилует блюдами из теста, приправами. В сравнении с остротой йеменского красного и зеленого схуга, меркнут аджика и вассаби.

Несмотря на свою отдаленность от западной цивилизации и общинно-патрархальный уклад жизни, включавший порой и неокончательно отвергнутое иудаизмом многоженство, йеменские репатрианты начала 50-х были в основном обучены грамоте. В отличие от многих своих североафриканских соплеменников, могли читать Тору на иврите, а некоторые и Талмуд на арамейском. Известная миру красота израильтянок во многом обязана своему неповторимому йеменскому оттенку. Стройные смуглые йеменки внесли немалую лепту в формирование образа израильской женщины. Преданные мужу и семье, хозяйственные и веселые, они дополнили образ еврейской матери, всегда зиждевшийся на типаже чрезмерно заботливой «польской мамочке»(аидише мама).

Евреи Йемена, как и представители других общин еврейской диаспоры, внешне схожи с представителями коренного населения своей страны. В даном случае — с йеменскими арабами. Удивительно, что три из четырех наиболее известных сегодня в мире человека йеменского происхождения, отнюдь не являют собой пример классических йеменских добродетелей.

Одним из них пугают детей. Сын богатого йеменского араба из провинции Хадрамаут, что на Юго-Западе республики, Усама Бен Ладен давно стал воплощением вселенского зла для иудео-христианской цивилизации. Джинн-мститель, сошедший на землю Сатана, всеразрушающий голем, которого так долго взывал к жизни Голливуд…

Второй — вот уже десять лет прочно удерживает звание «bad guy number one» среди евреев Израиля. Презираемый большинством сограждан, убийца премьер-министра Рабина Игаль Амир до конца дней своих пребудет в беер-шевском остроге…

Самый симпатичный(ая) из этой тройки, наверно, израильский певец Ярон Коэн, лишивший себя мужских половых признаков, и ставший победительницей конкурса Евровидения 1998 под именем Даны International…

Четвертая знаменитость йеменского происхождения — это покойная израильская певица Офра Хаза, чья популярность распостранилась далеко за пределы Ближнего Востока. Она сумела покорить западный музыкальный мир, не отказавшись от своих корней и этнической самобытности на сцене……

А мой сотрудник и сосед по open space, тот самый, который без ума от Юлии Тимошенко, усвоивший вместе со мной, что такое Карпатороссия – настоящий, справный йеменец. Миролюбивый, улыбчивый, открытый. Он размазывает по питте толстый слой обжигающего схуга. Он грызет острый зеленый перец, от прикосновения с которым раскаляется кончик вилки. Грызет, как бы человек западного происхождения грыз огурец. Впрочем вся эта генетическая предрасположенность прекрасно уживается с глубокими познаниями западной музыки и увлечением западной культурой вообще. Настоящий израильтянин… в котором нет лукавства !
Однажды он пожаловался мне, что в Израиле слабая горчица. Немедленно вспомнился французский гувернант — герой чеховского рассказа «На чужбине»:

— Смерть! — говорит помещик, вытирая слёзы, выступившие после куска ветчины, густо вымазанного горчицей.- Уф! В голову и во все суставы ударило. А вот от вашей французской горчицы не будет этого, хоть всю банку съешь.
— Кто любит французскую, а кто русскую…- кротко заявляет Шампунь.
— Никто не любит французской, разве только одни французы. А французу что ни подай — всё съест: и лягушку, и крысу, и тараканов… брр! Вам, например, эта ветчина не нравится, потому что она русская, а подай вам жареное стекло и скажи, что оно французское, вы станете есть и причмокивать…

Израильтяне – не французы. Зря своего хвалить не станут. Сочувствуя любителю острых вкусовых ощущений, я порекомендовал ему воспетую Чеховым, русскую горчицу. Естественно забылось. Но по прошествии некоторого времени наш герой случайно очутился в некошерном русском магазине. Искал какое-то заведение, да адресом ошибся. Выходя из магазина, спохватился – «русская горчица !». По его словам хозяин магазина был приятно удивлен. А горчица эта получила у истинного ценителя пищевого мазохизма наивысшую оценку. Более того слава о горчице прокатилась по всей многодетной йеменской мишпухе. Теперь семейные субботние застолья у братьев паренька не обходятся без «хардаль руси» — русской горчицы…

az-67.livejournal.com

Йеменцы — Howling Pixel

Йеменцы, арабы Йемена — народ, населяющий Йемен. Численность — 19,7 млн чел (данные на 2005 г.). Около 1,5 млн проживает в странах Персидского залива.

Происхождение

Йеменцы — автохтонное население Южной Аравии.

История

С древнейших времён в Южной Аравии существовала земледельческая цивилизация. На территории Йемена сменяли друг друга царства Маин, Катабан, Аусан, Хадрамаут, Саба’ и Химьяр (1 тыс. до н. э. — VI в. н. э.) В IV в. н. э. Юг Йемена был завоёван ненадолго Аксумским царством. В 570 году Йемен был завоёван персами и до прихода ислама в 628 году был далёкой провинцией Сасанидской державы. В XVI веке Йемен вошёл в состав Османской империи. В 1839 году англичане основали аванпост в Адене, со временем подчинив себе Южный Йемен. В 1918 году Северный Йемен стал независимым королевством, с 1962 года — республикой. В 1967 году независимым стал Южный Йемен. В 1990 году оба Йемена объединились в Йеменскую Республику.

Язык

Большинство йеменцев говорят на северо-йеменском и южно-йеменском диалектах арабского языка, субэтнические группы говорят на махрийском, хадрамаутском и сокотрийском диалектах.

Генетика

Генетические исследования показывают, что Y-хромосомная гаплогруппа J достигает у йеменских арабов 72 %[1].

Религия

Арабы Йемена исповедуют ислам различных толков. Кочевое и полукочевое население Северо-востока шииты: большинство — зейдиты, меньшинство — исмаилиты. Оседлое население Юга и Юго-запада — сунниты.

Социальная организация

В Северном Йемене особенно сильны старые племенные традиции и архаичная социальная структура. Привилегированные сословия — «сейиды» (потомки Мухаммада), а также «машаих» и «кади» (знатоки богословия). За ними следуют кабили — принадлежащие к племенам и владеющие землёй. Следом идут «слабые люди»: торговцы, ремесленники и прочие, не относящиеся к племенам, и занимающиеся недостойными настоящего кабили делом. Кабили могут быть патронами слабых, вторые зачастую выступают в качестве прослойки между племенами.

Большинство племён (в том числе крупнейшие союзы Хашид и Бакил) считаются «южными арабами» — кахтанитами, меньшинство, в том числе сейиды, причисляют себя к «северным» аднанитам. Одежда и оружие являются знаком принадлежности к определённому племени и сословию. Традиционный мужской костюм представляет собой рубаху, юбку и шапочку, либо платок. Женский костюм состоит из свободного платья и покрывала, закрывающего лицо. Изогнутый кинжал «джамбия» и винтовка — неотъемлемые атрибуты любого кабиля. В их домах есть пулемёты, гранатомёты и даже лёгкая артиллерия. Кроме кабилей, носить оружие могут только привилегированные сословия, но богословы обычно пренебрегают этим правом.

Хозяйство

Традиционные занятия йеменцев — возделывание зерновых и технических культур во влажных долинах Юга и Юго-Запада, над которыми проливаются дожди из воздушных масс, упирающихся в горы, отделяющие побережье от пустыни. В сухих пустошах Северо-Востока пасут свои стада кочевники. Также распространены традиционные ремёсла. Веками Йемен был известен своим кофе, плантации которого серьёзно сократились во время войны 1990 г.

Пища йеменцев — зерновые продукты, плоды садов, молоко, мясо, на побережье — рыба. Очень распространено жевание листьев ката — наркотического растения. До 80 % населения обоих полов регулярно жуёт кат. Кат — самая выгодная культура, занимающая 9 % всех сельхозугодий, 18 % населения работает в этой индустрии.

Жилища йеменцев варьируются от палаток бедуинов до пещерных домов и уникальных 5—7-этажных «высоток», построенных из саманного кирпича века назад.

Очень богаты музыкальная культура и поэзия Йемена, имеющая многовековые корни.

Литература

Примечания

  1. ↑ Distribution of European Y-chromosome DNA (Y-DNA) haplogroups by country in percentage

Ссылки

2012 год

2012 (две тысячи двенадцатый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в воскресенье. Это 2012 год нашей эры, 12 год 3 тысячелетия, 12 год XXI века, 2 год 2-го десятилетия XXI века, 3 год 2010-х годов.

«Год российской истории» в России.

По данным Всемирной метеорологической организации, 2012 год оказался одним из самых жарких более чем за полтора века наблюдений, начатых в 1850 году; год вошёл в десятку самых жарких, несмотря на аномальное охлаждение поверхности воды в восточной части Тихого океана, которое обычно заметно снижает годовые показатели. Он также стал двадцать седьмым подряд годом с температурой выше средней за историю измерений. На территории России эти явления обусловили небывалые до этого по масштабам аномальную жару и засуху.

«Международный год Ытри» по версии Юнеско.

Аль-Асвад аль-Анси

’Абхала ибн Ка‘б (араб. عبهلة بن كعب‎; ум. 632, Йемен), более известный как Аль-Асвад аль-’Анси (араб. الاسود العنسي‎ — один из «лжепророков» Аравии. Был также известен как Зу-ль-хима́р (араб. ذو الخمار‎).

Арабы

Ара́бы (араб. عرب‎‎) — группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 430—450 млн человек. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство.

Битва при Ярмуке

Битва при Ярмуке (араб. معركة اليرموك‎, греч. Ιερομυκησ, Иеромукос) — шестидневное сражение между Византией и Арабским исламским халифатом за контроль над Сирией в ходе мусульманского завоевания Сирии и Палестины, завершившееся 20 августа 636 года.

Джамбия

Джамби́я (араб. جنبية‎) — восточный кинжал с широким загнутым клинком без гарды. Элемент национального мужского костюма йеменцев. В Йемене джамбию носят большинство лиц мужского пола.

Кинжал Джамбия — непременный аксессуар мужской одежды. На севере Йемена редко на улице встретишь мужчину без огромного кривого кинжала, засунутого за специальный ремень из дублёной кожи или очень плотной ткани. Носится он на поясе, немного сбоку, из-за этого и происходит его название от арабского слова «бок, сторона»..

Евреи

Евре́и (МФА: ɪjehudɪm, ивр. ‏יְהוּדִי‏‎, (й)идн, идиш ‏ייִדן/אידן‏‎ и сеф. Judeos) — народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль). Численность на 2012 год 13,86 млн человек, из них 43 % в Израиле и 39 % — в США.

Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. В современном русском языке еврей — это национальность, а иудей — вероисповедание, религиозная принадлежность. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке (Война языков). В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых — идиш — входит в германскую группу языков.

История Йемена

Йемен — один из древнейших очагов цивилизации.

Йемен

Йе́мен (араб. اليمن‎), официальное название — Йеменская Республика (араб. الجمهوريّة اليمنية‎) — государство в Юго-Западной Азии, расположенное на юге Аравийского полуострова. Население, по итогам переписи 2011 года, составляет более 25 миллионов человек, территория — 527 970 км². Занимает 49-е место в мире по численности населения и 49-е — по площади территории.

Столица — Сана, Аден и Сайун.

Государственный язык — арабский.

Унитарное государство, президентская республика. C августа 2016 года Управляющим Республики Йемен является Абд-Раббу Мансур Хади. Подразделяется на 22 мухафазы.

По оценкам организации «Спасите детей» (англ. Save the Children), которая использовала базу данных Организации объединённых нациий (ООН), c 2015 по 2018 годы в Йемене умерли от голода 85 тысяч недостигших пятилетнего возраста детей, так как в результате гражданской войны мирное население оказалось в тяжелейших условиях острого недостатка продуктов питания. По оценкам ООН, около 14 миллионов граждан испытывали риск голодной смерти в 2018 в результате почти 4 лет кровавой бойни. В то же время, в 2018, около 150 тысяч детей оказались застигнуты ужасом войны в городе Ходейда и окрестностях, им грозила смерть от авиабомб и снарядов.

Йеменские евреи

Йеменские евреи или Феманим, Теманим (от ивр. ‏יהודי תימן‏‎ — иудеи Темана; араб. اليهود اليمنيون‎) — древняя иудейская община в Йемене, третья по численности после ашкеназов и сефардов.

Йеменско-малайзийские отношения

Йеменско-малайзийские отношения — двусторонние отношения между Йеменом и Малайзией. Дипломатические отношения между странами были установлены в 1990 году. Малайзия имеет посольство в Сане, а у Йемена имеется посольство в Куала-Лумпуре.

Йеменско-сомалийские отношения

Йеменско-сомалийские отношения — двусторонние дипломатические отношения между Йеменом и Сомали.

Карман, Тавакуль

Тавакуль Абдель-Салам Карман (араб. توكل عبد السلام خالد كرمان‎ [Tawakkul ‘Abd us-Salām Karmān], также Таваккуль, Тавакель; родилась 7 февраля 1979 года, Таиз, ЙАР) — йеменская правозащитница, журналист и политик. Лауреат Нобелевской премии мира за 2011 год совместно с Леймой Гбови и Элен Джонсон-Серлиф «за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира». Стала первым гражданином Йемена, первой арабской женщиной и второй мусульманкой, получившей Нобелевскую премию, а также одной из самых молодых нобелевских лауреатов.

Получила международную известность в 2011 году в ходе революции в Йемене (часть Арабской весны; йеменцы её даже называли «железной женщиной» и «матерью революции».

Журналистикой начала заниматься в 2005 году. В 2007 году выступила в защиту мобильного новостного сервиса, лишённого лицензии. Позднее организовывала еженедельные акции в защиту свободы прессы. Поддерживала «Жасминовую революцию» в Тунисе, приведшую к отставке Бен Али; была политическим оппонентом Президента Йемена Салеха.

По данным WikiLeaks (перехваченное саудовское сообщение), Тавакуль Карман, публично осуждавшая политику Саудовской Аравии, тайно встречалась с представителями властей этой страны и просила их о поддержке, а также обвиняла Мансура Хади в поддержке хути и Алькаиды.

Национальный состав России

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. В 2010 году русские составили 80,9 % или 111,0 млн из 137,2 млн указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей — 19,1 % или 26,2 млн чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 5,6 млн чел. (или 3,9 % от 142,9 млн жителей страны в целом). В 2002 году русские составляли 80,6 % или около 115,9 млн из 143,7 млн указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей — 19,4 % или 27,8 млн чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 1,5 млн чел. (или 1,0 % от 145,2 млн жителей страны в целом). Россия — это единственная страна СНГ, где доля титульной нации не возрастает.

Революция в Йемене (2011—2012)

Революция в Йемене — акции протеста, начавшиеся в Йемене с января 2011 года в ходе арабской весны, охватившей страны Ближнего Востока и Африки. Первая демонстрация с требованием отставки президента страны Али Абдаллы Салеха, который к тому времени находился у власти 32 года — с 1978 года, состоялась 22 января.. 27 января на улицы столицы страны города Сана вышли тысячи человек с требованием отставки президента..

Саудовцы

Саудовцы (ед. ч. араб. سعودي‎ — са’уди, мн. ч. араб. سعوديون‎ — са’удийюн) — арабский народ, проживающий на территории Саудовской Аравии. По общим оценкам его численность составляет более 26 млн человек, из которых приблизительно 50 тысяч человек проживают на территории Кувейта. Саудовцы говорят на аравийских диалектах арабского языка. Саудовцы являются мусульманами-суннитами, также на территории северо-восточной Аравии находятся и шиитские общины.Саудовская Аравия представляет собой государство с полной теократической монархией, и глава государства — король

Список названий жителей стран мира

Это список названий жителей (этнохоронимов) стран мира. Список отсортирован по названию стран в алфавитном порядке.

Большинство названий соответствуют названиям государствообразующих народов.

Фагот (ПТРК)

«Фагот» (индекс ГРАУ — 9К111, по классификации МО США и НАТО — AT-4 Spigot, англ. Кран (втулка)) — советский / российский переносной противотанковый ракетный комплекс с полуавтоматическим командным наведением по проводам. Предназначен для поражения визуально наблюдаемых неподвижных и движущихся со скоростями до 60 км/ч целей (бронированной техники противника, укрытий и огневых средств) на дальностях до 2 км, а ракетой 9М113 — до 4 км.

Разработан в КБ Приборостроения (Тула) и ЦНИИТочМаш. Принят на вооружение в 1970 году. Модернизированный вариант — 9М111-2, вариант ракеты с увеличенной дальностью полёта и повышенной бронепробиваемостью — 9М111М.В комплекс входят:

складная переносная пусковая установка с аппаратурой управления и механизмом пуска;

ракета в пусковом контейнере 9М111 (или 9М113).

Фарис

Фарис (араб. فارس‎) — деревня на юго-западе Йемена. Входит в состав мухафазы Абья. Население Фариса составляет 332 человека. Населённый пункт расположен в пустынном районе.

Хуситы

Хуси́ты, хути (араб. الحوثيون‎), или Анса́р Алла́х, Ансарулла (араб. أنصار الله‎) — военизированная группировка шиитов-зейдитов (джарудиты), действующая на территории Йемена.

В 2004 году подняла вооружённое восстание против правительства Йемена, постепенно захватив контроль над некоторыми южными территориями страны. Хуситы приняли участие в йеменской революции 2011 года, в результате которой ушёл в отставку президент Али Абдалла Салех.

С начала 2015 года, после захвата столицы Йемена Саны и создания Революционного совета, является де-факто правящей организацией в Йемене. Президентом Революционного совета является Мухаммед Али аль-Хуси. Легитимность его президентства над Йеменом не признана ООН, США и ССАГПЗ.

Предполагается, что хуситы пользуются скрытой военной и финансовой поддержкой Ирана и его союзников в лице партии «Хезболла».

Группа названа по имени её основателя и бывшего руководителя Хусейна аль-Хуси, который был убит йеменской армией в сентябре 2004 года.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *