КАК — Коучинговые Ассоциативные Карты
КОУЧИНГОВЫЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ «КАК» И «БУДУЩЕЕ» ©
Карты «КАК» и «Будущее» — это возможность использования дополнительного инструмента для работы профессионального коуча, бизнес-тренера, сотрудника HR-отдела, психолога, педагога. Коучинговые ассоциативные карты можно применять как для решения личных вопросов, так и для работы с бизнес задачами. Карты «КАК» и «Будущее» можно использовать в индивидуальном или в командном коучинге.
Карты «КАК» состоят из двух колод, первая колода состоит из карт, содержащих разные коучинговые модели, вторая — из карт с изображениями, раскрывающими возможное содержание используемых моделей. Существует огромное количество различных комбинаций карт при совместном использовании двух колод.
Основной особенностью колоды «КАК» является ее широкая применимость в коучинговой практике, позволяющей обратиться коучи (клиент в коучинге) как ксобственному личностному потенциалу, обозначенному одним из основателей и разработчиков коучинга Т.Голви «Я2», так и к ресурсам сознания и интеллектуального опыта человека.
Благодаря комбинации слова (относящегося к той или иной коучинговой модели, например, GROW, где G- постановка цели) и изображения, карты «КАК» обращены к человеку, как к личности, способной выстраивать связи между своей творческой частью (правое полушарие) и рациональной (левое полушарие), способствуя целостному обращению к своему будущему, нахождением и принятием относительного него эффективных решений.
Комбинации слов и изображений можно делать как в свободном порядке (то есть выбирать карты «рубашкой» вверх), так и следуя логике используемых в коучинге моделей. В данной колоде используются следующие базовые модели: GROW , SWOT, SCORE, 4-х позиции описания реальности, НЛУ, а также слова, имеющие отношение к ценностям или важным сферам жизни человека.
Так же при создании карт мы иллюстрировали несколько известных метафор в помощь коучу и теперь Вы сможете рассказать коучи (клиенту) одну из метафор во время сессии или написать свою метафору вместе с клиентом.
Коучинговые карты «Будущее» являются прекрасным инструментом для любых техник, используемых на линии времени. Так как большинство людей воспринимает свой предыдущий и настоящий опыт как определенную линию: прямую, кривую, изогнутую или ломаную, мы разработали специальную колоду для работы с пространством человека, его прошлым, настоящим и будущим.
Данная колода будет особенно полезна для формирования будущих целей, в стратегических сессиях, в работе фасилитатора, а также в решении различных индивидуальных и профессиональных (бизнес) задач. Коучинговые карты «Будущее» затрагивают как возможности конвергетного, так и дивергентного мышления. Они позволяют сфокусировать внимание на раскрытие новых нетривиальных идей, согласовать имеющиеся противоречия в решении задач, дают хорошие результаты в индивидуальной коуч-сессии и в командной работе.
Использование в работе карт
Подробная инструкция по применению Коучинговых карт «КАК» и «Будущее» в брошюре.
kak4coach.ru
На Здесь вы сможете не просто подробно изучить историческое наследие Российской, Советской и иностранной картографии, но и применить полученную информацию в практических целях. Так, с помощью нашего сайта можно узнать историю вашей малой Родины или всей России на картах разных времен. Что раньше было на месте вашего дома, какие названия имели населённые пункты и улицы в древние времена, где не стоит покупать квартиру — если дом построили на бывшей свалке или погосте, где была бывшая деревня ваших предков, где стоит походить с металлоискателем в поисках клада, где поисковым отрядам искать незахороненные останки наших солдат времен Великой Отечественной Войны — на эти, и многие другие вопросы поможет ответить наш проект. Наша база поиска географических объектов содержит не только названия населенных пунктов, но и местоположение урочищ, объектов рельефа, старых названий времен СССР, места покинутых деревень. Для экономии памяти GPS навигатора вы можете скачать с привязкой не всю карту, а только нужный вам фрагмент. Выбранный кусок любой карты, можно распечатать, сохранить в виде картинки с наложенным указателем, экспортировать в «Google Планета Земля» для просмотра в 3D, вставить в свой блог или на свой краеведческий сайт. Если вас что-то заинтересовало на плане, то можно одним кликом скачать путевую точку wpt или gpx для GPS навигатора или метку kml с координатами этого места. Практически любую онлайн карту можно скачать себе на компьютер с нашего сервера и пользоваться вне доступа к интернету. Мы выкладываем карты как в виде обычных картинок и pdf, так и файлы для программ навигации работающих с растровыми картами: OziExplorer, OruxMaps, Androzic, Locus Map, Locus Pro, AlpineQuest, Galileo Офлайн Карты и т.д.! |
www.etomesto.ru
Метафорические карты – что это такое, как работать с ассоциативными картами?
Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, воображения.
Что такое метафорические карты?
Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.
Метафорические карты в психологии
Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.
Цель работы с метафорическими картами
Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:
- обход рационального мышления;
- осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
- реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение фобии, невроза, психотравмы;
- прояснение актуальных переживаний и потребностей;
- моделирование линии времени от прошлого к будущему.
Метафорические карты – виды
Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:
- «Персона / Persona» – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
«Танду / Tandu» – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;- «Экко / Ecco» – раскрытие творческого потенциала;
- «Коуп / Cope» – работа с душевными травмами;
- «Сага / Saga» –развитие воображения и творческого потенциала;
- «Морена / Morena» помогает увидеть ресурс;
- «Она» – женская, очень ресурсная колода;
- «Окна и двери» – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
- «Из сундука прошлого» – проработка детских травм, неврозов, установок.
Как выбрать для себя метафорические карты?
Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.
Метафорические карты – как работать?
Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:
- Открытая. Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
- Закрытая, или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.
Техники с метафорическими картами
Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:
- Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это — проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
- Рисунок. Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
- Анализ существующих отношений. Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
- «Что перестало работать в этих отношениях?»;
- «Моя ответственность в этих отношениях?»;
- «Ответственность партнера?»;
- «Что работает в отношениях?»;
- «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».
Метафорические ассоциативные карты – обучение
Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.
Метафорические карты – книги
Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:
- «Метафорические карты» Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
- «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем» Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
- «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании» С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
- «50 техник МАК на все случаи жизни» Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
- «Из жизни каждого» Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.
Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт
Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в подсознании, но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.
womanadvice.ru
Создание собственной карты — Технологии Яндекса
«},»resources»:[«images/tiles/0/tile-0-0.jpg»,»images/tiles/1/tile-0-0.jpg»,»images/tiles/1/tile-1-0.jpg»,»images/tiles/2/tile-0-0.jpg»,»images/tiles/2/tile-0-1.jpg»,»images/tiles/2/tile-1-0.jpg»,»images/tiles/2/tile-1-1.jpg»,»images/tiles/2/tile-2-0.jpg»,»images/tiles/2/tile-2-1.jpg»,»images/tiles/3/tile-0-0.jpg»,»images/tiles/3/tile-0-1.jpg»,»images/tiles/3/tile-0-2.jpg»,»images/tiles/3/tile-0-3.jpg»,»images/tiles/3/tile-1-0.jpg»,»images/tiles/3/tile-1-1.jpg»,»images/tiles/3/tile-1-2.jpg»,»images/tiles/3/tile-1-3.jpg»,»images/tiles/3/tile-2-0.jpg»,»images/tiles/3/tile-2-1.jpg»,»images/tiles/3/tile-2-2.jpg»,»images/tiles/3/tile-2-3.jpg»,»images/tiles/3/tile-3-0.jpg»,»images/tiles/3/tile-3-1.jpg»,»images/tiles/3/tile-3-2.jpg»,»images/tiles/3/tile-3-3.jpg»,»images/tiles/3/tile-4-0.jpg»,»images/tiles/3/tile-4-1.jpg»,»images/tiles/3/tile-4-2.jpg»,»images/tiles/3/tile-4-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-0-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-0-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-0-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-0-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-0-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-0-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-0-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-1-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-1-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-1-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-1-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-1-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-1-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-1-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-2-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-2-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-2-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-2-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-2-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-2-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-2-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-3-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-3-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-3-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-3-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-3-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-3-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-3-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-4-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-4-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-4-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-4-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-4-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-4-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-4-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-5-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-5-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-5-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-5-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-5-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-5-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-5-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-6-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-6-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-6-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-6-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-6-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-6-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-6-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-7-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-7-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-7-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-7-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-7-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-7-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-7-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-8-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-8-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-8-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-8-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-8-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-8-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-8-6.jpg»,»images/tiles/4/tile-9-0.jpg»,»images/tiles/4/tile-9-1.jpg»,»images/tiles/4/tile-9-2.jpg»,»images/tiles/4/tile-9-3.jpg»,»images/tiles/4/tile-9-4.jpg»,»images/tiles/4/tile-9-5.jpg»,»images/tiles/4/tile-9-6.jpg»],»directory»:»https://sandbox.api.maps.yandex.net/examples/ru/2.1/custom_map/»}custom_map.jscustom_map.html
tech.yandex.ru
6 секретов банковских карт, о которых полезно знать всем
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Мы пользуемся банковскими картами ежедневно. Снятие денег в банкомате, безналичная оплата покупок и счетов, расчеты с друзьями — вот лишь краткий список привычных финансовых операций. Но есть несколько мелочей, связанных с банковскими картами, о которых мы даже не задумываемся.
AdMe.ru рассказывает о маленьких секретах банковских карт, которые повысят вашу финансовую грамотность.
1. Расшифровываем номер карты
- У большинства карт 16-значный номер (реже 13 или 19 цифр). Первая цифра — идентификатор платежной системы (4 — VISA, 5 — MasterCard). Следующие 5 цифр идентифицируют банк-эмитент. Так, зная всего 6 цифр, можно узнать о типе карты, платежной системе и банке, который ее выпустил. Проверьте сами.
- Следующие 9 цифр пригодятся только банку, так как идентифицируют конкретного владельца карты. Куда интереснее проверить карту на подлинность по номеру.
2. Проверочное число и магия цифр
- Непосредственно номер карты определяют цифры с 9-й по 15-ю. Их присваивает специальный алгоритм. Вероятность совпадения всех 7 цифр номера на двух картах ничтожна мала, так как количество возможных вариаций числа из 7 цифр больше, чем жителей на Земле.
- Последняя цифра (проверочное число) высчитывается математически на основе алгоритма Луна. Именно она предотвращает непреднамеренные ошибки, которые возникают при ручном вводе. Алгоритм Луна легко проверить на собственной банковской карте.
3. Карта под ультрафиолетом
- Немногие знают, что банковские карты защищают так же, как и обычные деньги. Например, один из способов защиты — нанесение знаков подлинности, которые можно увидеть под ультрафиолетовым излучением. На картах Visa — букву «V», на MasterCard — буквы «M» и «С», на American Express — изображение орла.
4. Кредитная или дебетовая?
www.adme.ru
Как создать и распечатать электронную карту в хорошем качестве
Несмотря на удобство электронных систем навигации, иногда возникают ситуации, когда нужна старая добрая бумажная карта. В этой статье мы расскажем, как легко создать собственную карту, а затем распечатать её в высоком разрешении.
Необходимость использования бумажных карт возникает каждый раз, когда вы по каким-то причинам не можете воспользоваться электронными картами на своём смартфоне. Например, вам потребовалось вручить каждому участнику туристической группы маршрут экскурсии, захотелось сделать плакат с картой летнего путешествия или подготовить стенд о достопримечательностях своего города. Во всех этих случаях придёт на выручку «Конструктор карт» от компании «Яндекс».
С помощью этого инструмента можно легко и быстро отыскать интересующий вас участок карты, добавить на него разноцветные метки, нанести маршруты и выделить необходимые области. Обратите внимание, что карта может отображаться в обычном, спутниковом или гибридном виде, а также умеет показывать пробки на пути следования.
Готовую схему можно сохранить в качестве интерактивной, статической или печатной карты. Так как в рамках этой статьи нас интересует именно офлайновое применение, то выбираем вариант «Печатная». В этом случае становится доступен выбор размера и формата файла. «Конструктор карт» также даёт возможность сохранить карту в высоком разрешении — до трёхсот точек на дюйм, что значительно расширяет сферу её последующего применения.
После этого необходимо нажать на кнопку «Сохранить на «Яндекс.Диск». В результате в вашем облачном хранилище появится графический файл созданной вами карты, который впоследствии вы сможете загрузить на свой компьютер.
Что делать с изображением дальше, зависит только от вашей фантазии. Можно распечатать красивый постер с картой, использовать её в качестве принта для футболки или, например, создать рекламный буклет для туристов.
lifehacker.ru
как и почему / Habr
В сети можно найти достаточно материалов по созданию стилей карт (и на хабре в том числе), но в основном они показывают техническую сторону создания стиля в tilemill/mapbox studio. А вот с теорией дела обстоят гораздо хуже, в основном пишут о каких-нибудь отдельных аспектах дизайна, и то не всегда объясняют почему нужно делать так, а не иначе. В этой статье я постараюсь исправить эту ситуацию и поделиться опытом с начинающими картостроителями.
Всех интересующихся прошу под кат.
Начинать, как и всегда, нужно с постановки правильных вопросов. Зачем вам нужен собственный стиль? Кто целевая аудитория карты? Как стиль должен влиять на функциональность карты? После ответа на эти вопросы можно приступать непосредственно к проектированию стиля. Приведённые далее размышления справедливы для картостиля базовой подложки карты мира (как наиболее трудоёмкой) и не претендуют на истину в последней инстанции.
Итак, прежде всего карта — это данные, которые мы хотим показать пользователю. Данных этих много и между ними различные связи и не только пространственные. Так что первым делом необходимо построить смысловую иерархию данных: разбиваем все наши данные на слои и упорядочиваем согласно логике.
Изначально у нас пустой холст, иногда его принимают за мировой океан, поскольку добавлять данные об океанах не всегда целесообразно. Затем идут континенты, потом данные по землепользованию, потом водоёмы и так дальше. Хорошим ориентиром будет описание слоёв данных в Mapbox Streets. Особенно обратите внимание на слои с подписями, их очерёдность зачастую не совпадает с очерёдностью самих объектов. Так же заранее продумайте как могут пересекаться ваши слои: тоннели, мосты, эстакады и т.д. Для дорожной сети хорошим ориентиром является организация уровней в osm-bright. Ещё обратите своё внимание на железнодорожную сеть, трамваи и прочие виды транспорта, стоит ли их выделять в отдельные слои и как в этом случае поступать с пересечениями.
После того как данные выстроены в стройную иерархию — можно приступать непосредственно к построению визуальной иерархии. Наша визуальная иерархия будет полностью опираться на смысловую. Данных у нас много и в идеале нужно стремиться к тому, чтобы пользователь получал только ту информацию, которая необходима ему для решения текущей задачи. Причём делать это в удобном для него виде. Поэтому для каждого слоя данных необходимо сперва определить диапазон видимости в уровнях зума, иначе у нас будет не карта, а спагетти монстр. При этом иногда слой необходимо разделить на несколько, либо создать дополнительный атрибут, содержащий подкатегорию данных слоя. Таким образом, мы сможем прогрессивно увеличивать плотность данных на карте при увеличении зума.
Пример
Имеется слой данных со всеми строениями города, если начать показывать его на средних зумах, то сильно увеличивается количество обрабатываемых данных, при этом большинство зданий будут слишком маленькие, то есть будут больше похожи на информационный шум, чем на полезную информацию. С другой стороны в этом же слое хранятся данные о торговых центрах, складах и других весьма больших зданиях, которые на средних зумах будут хорошими ориентирами. Поэтому можно разбить здания на категории по занимаемой площади и показывать уже частями, в зависимости от зума. Главное убедитесь, что это не введёт в заблуждение ваших пользователей.
Иерархия готова (по крайней мере первая её версия), данные разбиты на слои, и, наконец, можно приступить к выбору цветов, шрифтов и всего остального, что большинство обывателей и считают дизайном. Тут у нас в распоряжении два основных инструмента цвет и паттерны. С использование паттернов нужно быть умеренным, дабы не перегружать карту визуальным шумом. Да, не забывайте в каком формате в итоге будут тайлы вашего стиля, и учитывайте связанные с этим ограничения (количество цветов, прозрачность) в самом начале разработки.
Цвет
Тема восприятия цвета человеком очень обширна и неоднозначна, советую вам изучить её самостоятельно, в сети достаточно материалов на эту тему. Я же в дальнейшем буду опираться на ряд устоявшихся мнений. Во-первых, нужно использовать «правильную» цветовую модель, я обычно использую HSB/HSL. Во-вторых, с точки зрения визуального веса яркость наш главный инструмент, затем уже идут тон и насыщенность.
UPD:
В комментариях справедливо заметили, что HSL не учитывает особенности восприятия цвета людьми. Следовательно эта модель не является «хорошей», в отличие от Lab, HCL, cubehelix и других. Но нам не нужно строить градиенты, а учитывать визуально воспринимаемую яркость (luminance) можно и отдельно. Собственно я так и делал, так что это вопрос удобства используемого инструмента. Я в своё время пересмотрел много различных color picker’ов и остановил свой выбор на варианте от WorkWithColor. Тут главное понимать, что ты делаешь и каковы последствия.
В соответствии с вышесказанным объекты разных уровней иерархии на карте должны быть, как минимум разной яркости. Это значит, что при приведении нашей карты к оттенкам серого, мы должны легко различать, например, главную дорогу от второстепенной. Вот несколько примеров.
Как видите на Яндекс-картах дела обстоят лучше чем в дефолтном стиле OSM.
А вот при наложении информации о пробках у Яндекса ломается иерархия, народ с нарушениями цветовосприятия давно уже жалуется, но увы…
На самом деле яркость не панацея, и всё дело в контрастности, а уж каким способом вы будете её достигать, дело ваше, главное чтобы это работало.
В текстовых редакторах есть светлые и тёмные темы, к картам такое деление тоже применимо (обычный и ночной режим отображения). Так вот, для светлой темы, где преобладают светлые цвета, более важные объекты лучше обозначать более тёмными цветами для увеличения визуального веса. В случае же тёмной темы обычно всё с точностью до наоборот.
При этом всегда нужно смотреть на контекст и учитывать известные фичи человеческого зрения.
Цветовое многообразие
Различных типов объектов на карте у нас очень много и цветов соответственно тоже. Как же решить какой цвет выбрать для того или иного типа объекта? Тут я могу дать следующие советы. Старайтесь разбить типы объектов на группы и внутри группы используйте близкие цвета.
Пример
Поля, леса, парки, заповедники вполне можно отнести к одной группе и присвоить им близкие цвета зелёных оттенков.
Старайтесь использовать естественные (логичные) цвета, не стоит делать водоёмы розового цвета. Используйте устоявшиеся ассоциации.
Принципы гештальта
Итак, вы старались учитывать все особенности работы с цветом, но объектов так много, что голова идёт кругом, правила начинают вступать в противоречие друг с другом. Паника. Тут нам на помощь приходят принципы гештальта, усвоив их, можно гораздо точнее обозначать визуальный вес объектов и расставлять нужные акценты.
Советую прочитать все статьи Steven Bradley из цикла Design principles, и особенно внимательно эти: Design Principles: Connecting And Separating Elements Through Contrast And Similarity, Design Principles: Visual Weight And Direction.
Вооружившись новыми знаниями, приступайте к экспериментам, пробуйте разные варианты, и смотрите что работает лучше.
Подписи
Как не удивительно, важно чтобы они были контрастными, поэтому цвет шрифта обычно зависит от цвета подписываемого объекта. А ещё используют гало для большего контраста. Про сами шрифты ничего говорить не буду, тут смотрите что у других на ваш вкус/опыт.
Прописными буквами подписывают большие площадные объекты. Ага, как заголовки верхнего уровня, и да, межбуквенный интервал тоже можно увеличить. Иногда улицы подписывают прописными буквами, это делается чтобы подчеркнуть форму и границы улицы, но на мой взгляд для этих целей лучше использовать капитель. Приоритеты размещения подписи точечного объекта следующие: справа сверху, снизу справа, сверху слева, снизу слева. Для стран, где читают справа налево приоритеты соответствующим образом поменяются. Делайте разницу между уровнями подписей заметной, пару кеглей разницы должно хватить.
Да, знаете ещё что. Не забывайте про иерархию, наносим подписи в соответствии с приоритетами. Это касается и кегля и начертания. Не бойтесь, если для некоторых подписей не останется места, и не пытайтесь их втиснуть во что бы то ни стало.
Иконки
Иконки добавляются одним из последних слоёв, наряду с подписями. К этому моменту плотность информации на карте уже довольно большая. Но у иконок есть преимущество — мы можем задавать их форму. Есть несколько вариантов иконок: только изображение иконки и изображение иконки на шильдике (в рамке какой-либо формы). Так вот, разным группам объектов на карте можно сопоставлять иконки разного типа. Вспомните, как некоторые категории дорожных знаков задаются формой и цветом. Здесь можно поступить таким же образом. Если не стоит задача создавать уникальный набор иконок с нуля, то можно воспользоваться одним из готовых, например набором maki, кстати, для его модификации существует отдельный инструмент: makizushi.
После того как вы закончили с визуальной стороной вопроса, можно переходить к оптимизации стиля. Суть оптимизации в уменьшении количества запрашиваемых данных, необходимых для отрисовки метатайлов. Поэтому первым делом убираем все данные, которые нам по какой-то причине так и не пригодились. Убираем тестовые данные, ненужные атрибуты и т. д. Затем нужно добавить дополнительные ограничения по охвату, зуму и плотности подписей на ячейку условной пиксельной сетки. Это существенно уменьшит время отрисовки метатайлов. Почитать про это можно в мануале по PostGIS от Mapbox: postgis manual.
Если вы работаете с данными OSM, а скорее всего это так, то не забывайте о двух вещах. Во-первых, в данных есть ошибки, так что учитывайте это, делайте соответствующие проверки. Во-вторых, вы можете легко модифицировать данные: добавлять свои атрибуты, менять и добавлять геометрии, объединять собственные данные с данными OSM.
На этом всё, надеюсь статья будет полезной начинающим картографам-дизайнерам. Создавайте свои стили и делитесь результатами с друзьями миром и вместе наслаждайтесь созданной красотой =)
Многое из вышеописанного справедливо так же и для картограмм и различных тематических карт. Ведь там, по сути, просто добавляется ещё один информационный слой поверх основной подложки. Конечно там достаточно своих нюансов, но это тема другой статьи.
На этом всё. Изучайте правила, чтобы знать, как правильно их нарушать. Как на этой картинке про контекст =).
Всем удачи.
habr.com