как рассказать ребенку о волонтерстве (и зачем это вообще делать)
Когда родители не говорят со своим ребенком о смерти, это их выбор. Когда родители не говорят со своим ребенком о благотворительности, добре, волонтерстве и других подобных вещах, это, возможно, их ошибка.
В июле центр корпоративного волонтерства «ДаДобро» и Центр поддержки гражданских инициатив проводят акцию «Моя семья», приуроченную ко Дню семьи, любви и верности. Мы попросили сотрудников центра рассказать о благотворительности для самых маленьких: как объяснить ребенку сложные (но важные) вещи, когда это лучше сделать и зачем это делать вообще. Ниже — инструкция с примерами на тему.
Одна волонтерская семья
Маленькой Милане всего шесть, но о добрых делах она знает очень много. Родители девочки — волонтеры, так что Милана часто ходит с мамой играть в шашки с одинокими стариками в дом престарелых, а после детского сада бежит выгуливать собак из приюта.
«Четыре года назад коллега позвала поехать с ними на Новый год в детский дом, и я сразу согласилась. Это была очень волнительная поездка. Я долго и ответственно искала подарок для малыша — именно тот, о котором он мечтал целый год. Я очень сентиментальный человек, перед поездкой меня будто накрыло волной, я даже расплакалась от мысли, что это безумно несправедливо таким чудесным мальчишкам и девочкам расти без мамы и папы»
«Собраться было тяжело, но отказаться было уже нельзя, — продолжает Оксана. — Мы приехали, а дальше было какое-то волшебство. Дети тоже готовились к нашему приезду – что-то пели, танцевали. А после выступлений мы вручали им подарки вместе с Дедом Морозом, и вот тогда я уже не могла перестать улыбаться. Я увидела, как они нас ждали, как готовились, настолько искренне радовались и празднику, который мы им приготовили, и простому общению! Перед отъездом мы долго обнимались, фотографировались. Я поняла, что моя жизнь уже не будет прежней».
По словам Оксаны, муж Никита тоже быстро включился в волонтерскую историю. «Когда дочке было 2,5 года, впервые взяли и ее. Представляете, она даже не испугалась больших и лохматых собак, — вспоминает Оксана. — Теперь она подросла и любит рассказывать бабушке или воспитателям в садике, как она выгуливает приютских собак или как играет с детьми из детского дома. И каждый раз, когда возвращается домой после поездки к ним, перебирает свои игрушки и откладывает, что она в следующий раз отвезет ребятам в детский дом».
Сложные вещи простым языком
Порой дети чувствуют мир даже лучше нас, так что не нужно бояться разговаривать с ними о благотворительности. Другое дело, что если мы берем дошкольников и младших школьников, то мозг ребенка в этом возрасте продолжает активно разв
«Мама, папа, я волонтер»: зачем современные дети становятся добровольцами
Волонтерство для Алены — это «целая жизнь, наполненная своими яркими красками и эмоциями», а РДШ — возможность проявить себя.
Алена настроена на добрые дела очень серьезно. В этом январе она вместе с другими ребятами-волонтерами собиралась организовать проект по сбору отработанных батареек, и даже 30-градусный братский мороз их не остановил.
«Мы очень сильно тогда замерзли, но не зря! Теперь в школах и магазинах нашего города стоят ящики, а нам удалось спасти несколько сотен ежиков, — с восторгом рассказывает девочка. — Содержащиеся в батарейках вещества очень токсичны. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами почти 20 квадратных метров земли — в лесу такую площадь могут занимать два дерева, два крота, один ежик и несколько тысяч дождевых червей».
Кажется, что в 13 лет у ребенка вообще нет свободного времени. Но, по словам Алены, ее родители положительно относятся к волонтерской прыти дочери.
Они знают: если я решила что-то делать, то меня не остановить», — скромно заверяет волонтер со стажем.
В волонтеры я б пошла, но мама не велела
Елена Иванова, мать уже взрослой дочери-волонтера, в отличие от родителей Алены, придерживается осторожной позиции по поводу добровольчества и называет эту деятельность «использованием забесплатно».
Вместо того чтобы еще один язык учить (пригодится) или деньги зарабатывать, она тратит время на ерунду. Кто-то пиарится за ее счет, а она бесплатно работает!» — сетует Елена.
С такой же осторожностью Елена относится и к мероприятиям молодежных движений.
«Вы знали, что там мальчики и девочки в одной палатке живут? Вообще неизвестно, чем они на этих «молодежных форумах» занимаются», — поделилась переживаниями мать волонтера.
Возмущение нашей героини можно принять за излишние волнение и заботу. Но Елена непоколебима, и ей приходится ставить дочери ультиматум: сначала получи диплом, выйди на работу и замуж, а потом волонтерствуй на здоровье.
Замруководителя дирекции «Года волонтера», директор Росдетцентра, ответственный секретарь координационного совета РДШ Алиса Крюкова считает, что волонтерство среди детей — это совсем не эксплуатация труда, а воспитательный элемент.
Интересное — детям
РДШ, представители которого находятся во всех 85 регионах страны, по словам Крюковой, к каждому школьнику находит индивидуальный подход.
Мы придумываем проекты, интересные в первую очередь самим детям. Над ними работают не взрослые, а старшие школьники», — говорит она.
На российских слетах РДШ собираются дети из разных регионов. Там проходят форсайт-сессии, на которых организаторы вместе с детьми ищут те форматы добровольческой деятельности, которые им интересны.
Волонтеры и волонтерство. Как можно делиться теплом?
Доброго времени суток, друзья. Сегодня я хочу с вами поделиться своим любимым явлением, которое занимало все мое время до путешествий. Этим волшебным явлением в моей жизни было, есть и будет — волонтерство, помощь детским домам, онкологическим больницам и домам инвалидов.
Мне пишут наши читатели и просят рассказать, как стать волонтером, с чего начать, где и как можно помогать. Я хочу всем ответить, что возможностей помогать очень много. Ещё есть множество точек на нашей планете, где наша помощь нужна. Я расскажу об этом с позиции своего собственного опыта и опыта моих любимых друзей волонтеров.
Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN
1. Кто такие волонтеры и как стать волонтером?
Волонтерством можно назвать форму социальной ответственности, когда обычные граждане любой страны берут на себя ответственность за некие «бреши» в государственно устройстве, считая себя человеком, который может изменить ситуацию и начинает делать шаги для этих изменений.
Волонтер – это человек, который добровольно делает что-то полезное для тех людей, у которых есть потребность в помощи. У волонтера есть своя жизнь, семья, работа, а в свое свободное время он старается помочь тем, кому это необходимо. Это стремление идет от души, поэтому волонтером невозможно стать надуманно или неосознанно. Как правило, все стремления волонтеров происходят от сердца, которое им подсказывает, в каком направлении они могут делать что-то полезное для других людей.
Волонтеры бывают самые разные и сейчас эти движения (к нашей большой радости!!!) очень развиты в мире.
Я расскажу, что знаю и чем занималась сама, а после ещё подготовлю статью, как можно заниматься волонтерством в путешествии. Но сегодня, именно о волонтерстве в любом большом и маленьком городе.
2. Детские дома, интернаты, дома малютки.
Расскажу свою историю, с чего у меня все началось. Еще много лет назад, я решила, что хочу каким-то образом дружить и общаться с детками-сиротами. При этом я не совсем знала, как мне начать, на тот момент у меня не было знакомых единомышленников, а волонтерские движения тогда ещё не были развиты. Я открыла телефонный справочник и нашла ближайший от моего дома «Дом малютки», куда и позвонила. Спросила, могу ли я как-то приходить к деткам и помогать, на что меня пригласили на собеседование.
Там мне рассказали, что детей сейчас неплохо усыновляют, и так как я хочу быть «шефом» или «помощником», что они в общем-то и не против, вот только дети сильно привыкают к приходящим к ним людям, а после могут отказаться идти к новым родителям из-за этого. И поэтому мне разрешили приходить к мальчику Кирюше, которого, по их мнению ( 🙁 ), никто усыновлять не будет — так как у него было ДЦП и синдром дауна.
Кирюше было 5 лет. А тут приводят совсем малыша, который из-за своего сложного заболевания выглядит на 1,5 года. Я с ним ходила гулять, и заодно, воспитатели мне позволяли брать с собой на прогулку почти всю группу. Кирюша и остальные детки очень радовались, когда я приходила, и я тоже была счастлива, занимаясь с детками. Это был мой первый опыт.
Через некоторое время, я встретила множество единомышленников, с которыми мы начали ездить в различные детские дома, придумывать различные обучающие программы, которые можно привозить детям. Главным образом, мы делали упор на дружбу с детьми — это был первоначальный фактор. Мы старались быть для детей старшими товарищами, друзьями, — теми людьми, с кем можно поделиться наболевшим, спросить совета, обратиться за помощью. Также мы собирали сборы помощи, зная нужды детских домов изнутри. Это было в самом начале.
Сейчас наш Клуб Волонтеров продолжает помогать детским домам, обхват которых увеличился многократно, у нас появилось много коррекционных интернатов, где дети с нетерпением ждут приезда своих друзей.
Я могу очень долго рассказывать о нашем клубе волонтеров, который люблю от всей души. В настоящее время, в клубе уже создана очень стабильная основа, фундамент, с помощью которой любой человек, который чувствует в себе потребность поехать в детский дом или интернат, чтобы поделиться своим теплом, знаниями, дружбой с детьми — может сделать это. Главное, иметь искреннее желание!
Если вы хотите начать ездить в детские дома, первое, что нужно сделать — это зайти на волонтерский форум, рассказать о себе и записаться на ближайшую поездку к детям. Также нужно приехать на встречу волонтеров, где поучаствовать в обсуждении программы поездки, решить, чем лично вы будете заниматься в детском доме, — рисовать с детьми, лепить, заниматься различными обучающими творческими программами, или вы захотите предложить свое познавательное занятие.
«Клуб волонтеров» – общественная организация единомышленников, объединенных желанием поддержать детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Клуб на регулярной основе поддерживает более тридцати пяти детских домов и интернатов. Основное внимание уделяется учреждениям в поселках, селах и небольших городах на окраинах областей, в которых воспитываются несколько тысяч детей, нуждающихся во внимании и помощи.
Главная миссия – поддержка, общение и дружба с детьми из детских домов и школ-интернатов. Мы проводим увлекательные занятия, ориентированные на развитие различных способностей и бытовых навыков, которые пригодятся детям при первых шагах во взрослой жизни. Поддерживаем воспитанников после выпуска за стены детских учреждений и помогаем выпускникам лучше адаптироваться к новым жизненным условиям.
«Клуб волонтеров» существует с 2004 года и является одним из самых первых массовых волонтерских сообществ в стране. В деятельности организации ежегодно участвуют свыше 3000 волонтеров.
Мы – обычные люди. Среди нас менеджеры, юристы, программисты, студенты, руководители предприятий, спортсмены и многие другие представители разных профессий. Мы вне политики. Мы независимы, так как едины. У нас одна на всех цель. Мы делаем все возможное, чтобы изменить будущее детей к лучшему!
Телефон: +7 (916) 814-74-88, mail: [email protected]. Официальный сайт: www.club-volonterov.ru
Несколько советов начинающим волонтерам:
В первую очередь, нужно быть естественным, не надо придумывать какой-то особый язык для особых детей. Это совершенно нормальные дети. Они не с другой планеты.
Они даже не всегда понимают (особенно когда маленькие), что в их жизни что-то не так. Будьте естественны. Задавайте обычные вопросы, которые интересны и вам и детям. Должно быть именно взаимодействие, то есть, интерес с обеих сторон.
Ведь мы часто являемся примером для детей. Через свой собственный пример, мы можем прививать детям созидательные качества характера: доброту, чуткость, заботу, умение дружить, искренность, честность, уверенность, умение решать вопросы мирным способом и так далее.
Также один из аспектов ответственности волонтера является (!) не использовать поездки в детские дома для поднятия своей самооценки, к примеру: «я хороший, я сделал благое дело». Такие поездки в основном носят единоразовый характер. А в поездках зарождается дружба, и нужно прививать детям чувство уверенности и стабильности в этой дружбе.
И ещё важный совет начинающим волонтерам: никогда не относиться к детям с жалостью. Относясь к детям с жалостью, мы принижаем их чувство собственного достоинства. Перед нами в первую очередь должен быть РЕБЕНОК, а не сирота. Не уместно даже думать так. Своими мыслями мы можем и помочь, и ранить.
Дети очень чутко реагируют на отношение к ним, без слов поймут фальшивую улыбку и почувствуют жалость к ним. Поверьте, им это не нужно. Своей жалостью, мы можем принизить самоценность ребенка, заставляя его почувствовать себя в чем-то «ущербным». А это не так! Поэтому давайте посылать детям только светлые чувства и мысли, дружбу, радость, любовь, думать о них, как о творческих, талантливых и счастливых детях.
Моя дорогая Верушка уже вышла замуж и родила ребенка!
3. Онкологические больницы
Больница – это грустное место, особенно, когда ребенок попал туда на месяц, на два, а если лечение длится весь год? Привычная жизнь осталась где-то позади, а маленький человек живет в четырех стенах казенного заведения, а вместо друзей у него болезненные процедуры, капельницы, таблетки.
Каждый день похож друг на друга. Ребенок и его мама оказываются в условиях некой «социальной изоляции», учась проживать новую жизнь, не унывать и верить в то, что все будет хорошо. И когда находишься в таких трудных обстоятельствах, это довольно сложно — продолжать верить в чудо, сохранять позитив и улыбаться.
Увы, часто бывает такая ситуация, когда попадаешь в больницу – даже близкие друзья пропадают из окружения. А если ребенок из далекого города, он и его родители (а часто это только мама) остаются один на один со своей бедой.
И тогда на выручку приходят волонтеры, как неиссякаемые источники доброй энергии, которые никогда не признаются, что им тяжело, грустно и глаза на мокром месте, когда они видят болеющих деток. Нет, они будут улыбаться, придумывать совершенно разные, волшебные, яркие занятия, которые смогут хотя бы на час отвлечь ребенка и его маму от серых больничных будней. Волонтеры приносят с собой неувядающий позитив, дружескую заботу о маленьких пациентах, веру в их выздоровление.
Волонтеры узнают, в чем нуждаются семьи, как можно помочь, ведь это очень грустно осознавать, что человек в трудной ситуации может остаться совсем один.
Мы ходили в онкологический центр им. Блохина на Каширской и в центр Рентгенорадиологии (РНЦРР) на Калужской. В центр на Каширке вас не пустят самостоятельно, договаривайтесь через фонд «Настенька». Для того, чтобы прийти позаниматься с ребятами, нужно придумать программу, что именно вы будете делать, закупить материалы и уже с готовым проектом приезжать в больницу. Иногда фонд Настенька просит помочь в разных интересных мероприятиях, например, в праздниках для деток и концертных программах.
Благотворительный Фонд «Настенька» создан в феврале 2002 года, при поддержке и содействии НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ РАМН им. Н.Н.Блохина. Фонд создан по инициативе неравнодушных людей из разных стран мира, объединенных стремлением помочь больным детям.
Наши задачи: Приобретение лекарств, медицинского оборудования, повышение квалификации медицинского персонала, улучшение бытовых условий в больнице.
Материальная помощь и психологическая поддержка семьям больных детей, оплата лечения конкретных больных.
Привлечение внимания правительства и общественности к проблемам детских онкологических отделений и семей детей с онкологическими заболеваниями.
Проведение праздников, развлекательных и творческих занятий, концертов в больнице.
Привлечение к работе в Фонде добровольных работников (волонтеров).
Звоните: Телефон/факс: (495) 980-53-77, 585-41-01 или пишите www.nastenka.ru
В центре Рентгенорадиологии (РНЦРР) существует детское отделение, где проходят лучевую терапию детки с опухолями мозга и лейкозами. Сейчас в центре рентгенорадиологии можно помогать детям через фонд «Подари жизнь». «Подари жизнь» — это самый замечательный фонд помощи, который я знаю. Они действительно живут тем, что находят возможности помощи детям в их беде. Волонтеры фонда давно уже стали своими в нескольких больницах, их ждут мамы и малыши, их помощи рады врачи и медсестры.
«Подари жизнь» Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой.
Задачи фонда:
-сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями;
-помощь онкологическим и гематологическим клиникам, где лечатся дети и молодые взрослые;
-привлечение общественного внимания к проблемам больных детей;
-содействие развитию безвозмездного донорства крови;
-оказание социальной и психологической помощи больным детям;
-содействие работе волонтерских групп при детских онкологических клиниках.Читайте подробности — podari-zhizn.ru, телефон: 8-800-250-5222
Как можно помогать в больницах?
1. Приходить и общаться с детьми, как волонтер и друг.
Придумывать всяческие позитивные, жизнерадостные занятия — лепить, рисовать, петь, играть, в общем, творить всё что угодно — позитивное, чтобы отвлечь деток и их мамочек от серых больничных будней. Тут ваша фантазия может развернуться на всю, главное, чтобы ваши занятия были яркие, добрые и не очень трудные, так как детям после процедур не всегда физически возможно участвовать в сложных процессах. Иногда лекарства, облучение и химиотерапия действуют на детей так, что может быть нарушена, например, моторика пальцев, или другие грустные явления.
Можно делать стенгазеты и вывешивать их на серые больничные стены, каждую неделю новую. Галерею рисунков о лете, о солнце, о космосе, о волшебных планетах. Играть все вместе в пантомимы. Написать сценарий и создать спектакль. Многие дети очень стесняются носить маски, а им ношение обязательно. Поэтому можно провести мастер-класс по маскам-на-выход, украсить их бисером, бусинками, рисунками. Да много ещё чего можно придумать!
Создаем большой аквариум
Или веселую стенгазету
Делаем рамки для фотографий своими руками
Или мастерим целое озеро, в котором плавают совершенно разные предметы
А можно мастерить аппликации из всевозможных материалов
2. Приходить к детям для обучения.
Детки в онкобольницах проводят очень много времени, они отстают от школьной программы и не ходят на всяко-разные образовательные занятия, куда ходили бы они дома. Поэтому очень ценятся волонтеры, которые могут приходить к детям, чтобы их чему-то обучать. Это может быть компьютерная грамотность, английский (немецкий, французский и т.д) язык, азы фотографии и так далее. А если вы профессиональный педагог — вы можете вести уроки по какому-либо предмету, заниматься репетиторством в виде благотворительной помощи детям.
Очень ценятся:
- учителя начальных классов;
- учителя русского и математики для всех возрастов;
- учителя физики-химии-биологии.
3. Купить необходимые вещи в больницу.
Многие детки и их родители лежат в больницах по году и больше, и бывает ложатся летом, не зная конкретных сроков лечения, и остаются на зиму. Бывает, что приезжим издалека семьям не хватает каких -то совершенно бытовых предметов или одежды (например постельного белья или зимней одежды). Поэтому всегда можно помочь необходимыми нуждами.
Что нужно всегда:
- Памперсы всех размеров. Самые ходовые размеры: 4, 5, 6, 7 от любых производителей и памперсы для взрослых от Seni: Seni Super размер 0 и 3;
- Маски большие для родителей, маски маленькие для детей;
- Одноразовые пеленки любых производителей, желательно размер 60*90;
- Моющие жидкие средства, содержащие хлор (Доместос), туалетная бумага, тряпочки мебельные, тряпка половая, тряпки/губки для мытья посуды, жидкость для мытья посуды;
- Бумажные полотенца в рулонах, шампунь, детское мыло, ватные палочки, ватные диски, перекись водорода, зубная паста, зубные щетки;
- Влажные салфетки для детей;
- Мирамистин;
- Освежители для воздуха;
- Бакалея: чай, сахар, крупы, макароны, мука, масло подсолнечное, что-нибудь к чаю (печенья, конфеты). Подписывайте на пакетах «на общую кухню» и сразу отдавайте на кухню мамам, когда будете искать старшую маму.
- Одежда для взрослых: халаты / пижамы / спортивные костюмы / футболки либо какая-либо домашняя одежда для взрослых женщин.
- Одежда для детей: то же самое что и для взрослых только размеров от 3 месяцев до 18 лет.
4. Помочь перевезти ребенка.
Часто нужна помочь с перевозкой. Тут могут помочь автомобилисты. Деткам с сильно ослабленным невозможно пользоваться общественным транспортом, поэтому водители тут могут очень хорошо помочь.
5. Переписываться с детьми.
Этот супер проект тоже придумали ребята из «Подари жизнь». Вы можете переписываться с ребенком, находясь в любой точке мира. Выберите себе любого ребенка (желательно того, которому меньше всего пишут) и пишите ему теплые письма, присылайте вдохновляющие цитаты, сказки, рассказывайте просто о своей жизни! Дети всегда очень радуются письмам. Только не напоминайте в письмах о болезни, о доме, дети очень скучают по друзьям и родным, и не стоит лишний раз напоминать об этом. Вот рекомендации для писем:
Основные рекомендации переписки:
- Прежде, чем написать какому-либо ребенку, проверьте количество людей, которые ему пишут. Если их более чем достаточно, лучше выбрать другого ребенка, которому достается меньше внимания. Конечно, приятнее переписываться, когда тебе отвечают, но тут уж ничего не поделаешь.
2. Нежелательно напоминать детям о доме, о жизни до болезни. Они очень скучают по родным и близким, по друзьям. Лучше не бередить рану.
3. Очень здорово в конце вашего письма включить какой-то анекдот, веселую историю, картинку или карикатуру. Дети это любят!
4. Лучше не расспрашивать у ребенка чем он там занимается в больнице — по большей части они скучают, поэтому лучше переписываться на отвлеченные темы, писать о себе, об интересных событиях в мире, о том где вы сами бывали.
6. Старайтесь писать оптимистичные письма (грустного и в больнице хватает), однако и перебарщивать с лозунгами типа «Всё будет супер, я обещаю!», тоже не стоит. Всего лучше в меру.
7. Постарайтесь не заваливать одного ребенка кучей писем. Лучше дождаться ответа, либо подтверждения волонтёра о том, что предыдущие письма он донёс.
Запрещается:
- Расспрашивать ребёнка о его болезни, врачах, проблемах, сопутствующих лечению.
Обсуждать врачей и методы лечения.
Склонять ребёнка к переписке на религиозные темы. - Запрещается упоминать нетрадиционные методы лечения!
Если вы хотите начать ездить волонтером в больницы через фонд «Подари жизнь», то зайдите на их форум, там вы найдете всю необходимую информацию для себя.
Сердечки, которые подписывали обычные прохожие на улицах, мы собирали их для дерева жизни, которое стоит в онкоцентре на Каширке.
6.
6. Сдать кровь.
Доноры нужны не только в Москве, но и в любом регионе России. Где бы вы не находились, рядом должна быть станция переливания крови или больница, в которой работает отделение переливания. В Москве работает более 25 станций и отделений переливания крови. Всю подробную информацию можно узнать на сайте:
7. Доктор клоун.
Чудесные ребята, с которыми мы познакомились в больницах — это Костя Клоун и его команда. Сейчас расскажу подробней. Много лет назад, Замечательный волонтер Константин Седов стал задумываться, как он может помогать детям в больницах, чтобы сделать их жизнь чуточку ярче. Надел белый халат, красный клоунский нос, парик и стал приходить к детям, рассказывая им смешные истории, показывая трюки с шариками, заставляя малышей хохотать, а взрослых детей невольно улыбаться.
И Костя заметил, что дети стали доверять ему, ждать его приезда и рассказывать ему всю свою грусть и боль, а наш чудесный клоун всех выслушивал и совершал такие чудеса, что грустинки забывались, а глаза малышей наполнялись радостью. Через некоторое время Костя решил, что его одного мало, и создал целую школу больничных клоунов. И научится такому волшебного явлению, как помощь в виде добрых клоунов, может каждый, кто чувствует это.
«Мы — больничные клоуны. Мы приходим к тяжелобольным детям и проводим с ними время: играем, показываем фокусы, отвлекаем, насколько это возможно, от ежедневной боли, которую они испытывают. Когда дети смеются, им проще пережить больничную атмосферу.» (Константин Седов)
АНО «Больничные Клоуны» является первой и единственной в России профессиональной организацией, практикующей регулярную и системную реабилитацию детей с помощью средств больничной клоунады. Мы помогаем в реабилитации детей, находящихся на стационарном лечении. Помогаем средствами клоунады, арт-терапии и игротерапии: не лекарствами, а путем создания позитивных эмоций.
Больничная клоунада и школа больничных клоунов — это регулярная работа с тяжелобольными детьми в различных детских отделениях больниц. За период обучения и работы клоуны не только получают ценные навыки импровизации, развития воображения и реакции, но и совершают благотворительную помощь творчеством для детей, родителей и медицинского персонала больницы.
Узнать больше: medclown.ru. Телефон: +8 (499) 755 54 26.
4. Дома инвалидов.
Существуют дома инвалидов, где живут дети почти всю свою жизнь. Как правило, в таких домах живут дети с ДЦП и синдромом Дауна.
Мы ходили в дом инвалидов в районе м. Крылатское. Несколько лет назад там был большой дефицит добровольцев, которые необходимы для того, чтобы даже просто пойти погулять с ребенком. Иногда нужно было вывести на прогулку маленьких детей, а иногда и взрослых. Представьте, дети с ДЦП, поэтому их довольно сложно переложить с кровати на коляску для прогулки (а также переодеть в уличную одежду, а после окончания прогулки — раздеть). Нянечки, конечно, не успевают, тут ведь получается для каждого ребенка нужны отдельные руки, а иногда и несколько рук (когда дети уже тяжелые и из-за своего заболевания не двигаются). Поэтому помощь здесь очень и очень нужна!
Несколько лет назад, мы ещё приезжали в дом инвалидов самостоятельно, нас пропускали. Но сейчас там действует пропускная система и нужно подобрать какое-нибудь волонтерское общество, кто ездит в этот ДИ. Насколько я знаю, это можно сделать через православный фонд взаимопомощи «Милосердие».
Служба добровольцев фонда «Милосердие» объединила тех, кто добровольно помогает одиноким пожилым людям на дому и в больницах, инвалидам, многодетным семьям, восполняет недостаток общения и развивающих занятий сиротам из интернатов для детей инвалидов, спасает бездомных, замерзающих зимой на московских улицах.
Добровольцы гуляют с больными, передвигающимися на инвалидных колясках, отвозят их на процедуры, помогают пересаживать и поворачивать лежачих больных, осуществляют санитарно-гигиенический уход за ними, оказывают моральную поддержку.
Добровольцы устанавливают дежурства у детей инвалидов из детских домов, находящихся на лечении в московских больницах, присматривают за ними и осуществляют санитарно-гигиеническую помощь.
Также добровольцев организуют досуг, игры, кружки для детей, находящихся на длительном лечении.Добровольцы помогают находящимся на лечении в больницах Москвы бездомным людям восстановить документы, устроиться в приют или связаться с родными и вернуться домой.
И много чем другим могут заниматься добровольцы, читайте здесь: www.miloserdie.ru или звоните +7 (495) 542-00-00.
Если вы хотите присоединиться к добровольцам и помогать нуждающимся, приходите на встречу новых добровольцев.
Встречи проходят каждое воскресенье в 11.45 в храме св. блгв. цар. Димитрия при Первой Градской больнице (г. Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12).
5. Дома престарелых.
Есть волонтеры, которые посещают дома престарелых, помогают в моральной и хозяйственной помощи бабушкам и дедушкам. Большинство домов престарелых находятся в аварийных условиях, поэтому нужна хозяйственно-бытовая помощь в виде ремонта или наведения чистоты.
Также важна духовная составляющая встреч. Поговорить с бабушками и дедушками, устроить им небольшой концерт или совместное чаепитие. Есть чудесный проект «Старость в радость», ребята уже много лет курируют многие дома престарелых.
«Старость в радость» – это благотворительный фонд помощи инвалидам и пожилым, живущим в домах престарелых. Наша цель – дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны.
Мы пытаемся внести праздник в их однообразные будни, по возможности улучшить условия их жизни, а главное – донести до других людей, что это — проблема, острая и актуальная, на которую нельзя закрывать глаза. В дома престарелых мы привозим сладости, одежду, средства ухода, инвалидные коляски, белье и одеяла – это насущные, элементарные нужды. Но ведь общаться, получать и писать письма, знать, что есть человек, которому ты небезразличен, – не менее важно для одиноких пожилых людей, поэтому мы также ищем бабушкам-дедушкам друзей по переписке, и многие с удовольствием вызываются стать «дистанционными внуками».
Сейчас наша деятельность охватывает более 120 домов престарелых в Московской, Архангельской, Брянской, Калужской, Кировской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Тульской и Ярославской областях, в Мордовии, Татарстане и в Алтайском крае.
С бабушками и дедушками этих домов престарелых мы поддерживаем переписку. Кроме того, стараемся регулярно посещать большую часть из них, привозя туда необходимые вещи или просто навещая бабушек и дедушек. Помогайте одиноким бабушкам и дедушкам вместе с нами!
Пишите и звоните нам! Наш телефон:8-985-862-95-02, наш сайт www.starikam.org
…
Друзья, на этом я завершаю список добрых дел, который можно продолжать и дальше, ведь потребность помогать и потребность в помощи идут рука об руку. Если у вас достаточно внутреннего тепла, и появилась потребность делиться своими лучиками не только с близкими, но и с незнакомцами, то вы обязательно найдете, как можно это делать 🙂
Ещё, у меня есть письма, где читатели пишут: «Наташа, да, можно волонтерить в больших городах, там легко найти единомышленников, а что делать мне? Я живу в небольшом городке, волонтерских движений тут нет, а так хочется кому-то помочь, с чего начать?»
Отвечу так: «Будьте первым. Начните делать шаги, найдите того, кто нуждается в помощи. Может сосед по лестничной площадке, может дом малютки в соседней деревне. И узнавайте — чем вы можете помочь? Там, где волонтеров мало, вы будете самым ценным волонтером, которого уже давно кто-то ждет. А единомышленники подтянутся». 🙂
С уважением, авторы блога «Жизнь с мечтой» — Александр, Наталия и малышка Ярослава.
Читать о других наших путешествиях!
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников
В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Ключевые слова: волонтерское движение в ДОУ.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.
Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника. Коллектив МДОУ д/с № 98 «Ивушка» начал искать новые современные формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Возникло много вопросов:
– Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?
– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?
–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Одной из таких форм в МДОУ д/с № 98 стала реализация технологии «Дети – волонтеры». Волонтёрское движение уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.
Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.
В нашем детском саду понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет. Творческой группой педагогов МДОУ д/с № 98 «Ивушка» был разработан и представлен на педагогическом совете проект «Добрые дела дошколят».
Цель проекта: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формировать у воспитанников высокое патриотическое сознание.
Этапы работы проекта:
1. Подготовительный. Социально-психологическая подготовка волонтеров.
2. Организационный. Формирование волонтерского движения.
3. Практический. Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтерского движения, проведение акций и мероприятий.
Создание волонтерского отряда в нашем учреждении начиналось с призыва: «Хочу помочь!», символизирующего суть волонтерского движения. В состав отряда волонтеров «Добрые дела дошколят» вошли воспитанники трех подготовительных групп МДОУ д/с № 98, в которых проходило обучение волонтеров определенным знаниям и коммуникативным навыкам.
Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.
2. Доведи начатое дело до конца.
3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.
4. Умеешь сам – научи другого.
5. Уважай мнение других.
6. Будь настойчив в достижении целей.
На первом этапе работы над проектом у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтер». Здесь проходит развитие навыков коммуникации, уверенности в себе, разработка атрибутов волонтерского движения.
На втором этапе было создание добровольцев школы «Добрые дела дошколят» среди воспитанников трех подготовительных групп. Ребята волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа из 10-12 человек, которые больше остальных проявляли желание.
На третьем этапе добровольцы школы «Добрые дела дошколят» путешествовали в мир добрых дел и поступков под лозунгом «Делай добрые дела!». Ребята ощущали себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Разновозрастное общение между детьми формировало у добровольцев школы ощущение «взрослости», возникало желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получали внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка и уверенность в себе. Своим примером и конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами»,– так говорили ребята волонтерского отряда «Добрые дела дошколят», когда изготавливали с особым удовольствием для младших ребят игрушки самоделки, подарки ко Дню матери, новогодние игрушки на елку. Ребята выступали в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарили им книжки малышки.У ребят возникало огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для детей младшего возраста. И у них это неплохо получалось. Волонтеры нашли место для применения способностей в проведении театральной недели «В гостях у сказки». Героев сказки «Теремок» с интересом встречали самые маленькие зрители, потому что сказка о дружбе всегда актуальна и находит отзыв в сердце зрителя. Сказка учит дружелюбию и терпимости к другим людям.
На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка». Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта «Добрые дела дошколят».
1. «Мир один на всех».
В рамках проекта прошла акция «Мир один на всех» для ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В каждом человеке есть хоть капля сочувствия к этим детям. Так почему бы не помочь им, отдавая хоть маленькую, но частичку своей души для них. Воспитанники МДОУ д/с № 98 и добровольцы школы «Добрые дела дошколят» приготовили концерт «Доброта спасет мир» для ребят из центра реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда». Дети с удовольствием приняли участие в весёлых играх, пели песни и танцевали. Наши воспитанники подарили детям частичку тепла, добра и любви. В ноябре 2017 г. на базе МОУ СШ № 17 состоялся I региональный фестиваль детских идей, где у наших ребят была возможность проявить себя в номинации: «Бумеранг Добра». Был представлен проект «Мир один на всех», который не оставил никого равнодушным. Представлял данный проект на конкурсе Смирнов Иван (воспитанник подготовительной группы №4), доброволец школы «Добрые дела дошколят», где стал победителям конкурса и решил для себя продолжить работу, так как не стоит останавливаться на достигнутом.
2.«Дом, в котором я живу».
Наш детский сад принял участие в городской акции «Дом, в котором я живу». Ребята вместе с воспитателями и родителями подготовили плакаты, рисунки, коллажи с призывами к жителям нашего 21 микрорайона сделать дома, дворы чистыми и уютными, соблюдать чистоту и порядок в подъездах. На экскурсии по микрорайону дети уже другими глазами взглянули на свои дворы и дома: как приятно, когда подъезд чистый, а рядом с домом заботливые соседи ухаживают за цветниками и радуют людей. Обратили внимание и на мусор, разрисованные грязные стены: всё это заставило детей задуматься над тем, от кого зависит порядок в доме, дворе, городе. «Чистый двор–чистый город!», «Чистота города – в наших руках», «Чистый двор – хорошее настроение», «Заботься о доме, в котором живёшь!» такие надписи на плакатах увидели жильцы домов, где побывали ребята и волонтеры из школы «Добрые дела дошколят». Дети встретились с дворником и побеседовали о его нелегком труде. Надеемся, эта акция разбудит в жителях нашего микрорайона добрые чувства.
3. «Подари улыбку другу».
Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помог нам осуществить акцию: «Подари улыбку другу». Эта акция добра веселила и радовала как детей, так и взрослых. Во время прогулки добровольцы школы «Добрые дела дошколят» обошли вокруг детского сада и зарядили хорошим настроение всех вокруг. Дети читали стихи, пели песни, дарили подарки, говорили добрые слова. Все ребята получили большой заряд положительных эмоций. Родителям, сотрудникам МДОУ д/с № 98 раздавали смайлики с улыбкой, сопровождаемые доброжелательными пожеланиями и шутками. Позднее некоторые ребята признались, что этот день, был самым лучшим днем в их жизни.
4. «Покормите птиц зимой».
В декабре 2017 г. МДОУ д/с № 98 прошла акция «Покормите птиц зимой!». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» и воспитанники МДОУ д/с № 98 приняли активное участие в акции. Ребята многое узнали о жизни птиц зимой и о том, чем они питаются. Вместе с родителями ребята смастерили кормушки, принесли корм для птичек. Кормушек было так много, что вначале была организованна выставка, в которой дети сами презентовали свои кормушки. Выставка поразила своим разнообразием. На участке группы состоялось открытие «птичьей столовой». Теперь у детей есть замечательная возможность помочь зимующим птицам пережить холода, а также понаблюдать за ними. Копилка добрых дел пополняется! Кормушки для птиц развесили по участкам детского сада. Волонтеры школы призывают всех детей и родителей принимать участие в подкормке зимующих птиц!
5. «Быть здоровым – это модно».
В июле 2017г. в МДОУ д/с № 98 прошла акция «Быть здоровым – это модно», где приняли активное участие родители воспитанников. Основная цель данного мероприятия – формирование общественного мнения о необходимости формирования здорового образа жизни. Ребята совместно с родителями сами составляли распорядок дня и придумывали правила по здоровому питанию и гигиене. Волонтеры рассказала ребятам, что нужно делать для того, чтобы расти здоровыми, сильными и крепкими. Дошколята получили много интересной и полезной информации и с пользой провели время.
6. «Трудовой десант».
Все лето работал волонтерский отряд «Трудовой десант», которые проявили инициативу и помощь в наведении порядка в МДОУ д/с № 98. При этом главная цель отряда-воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Выделилась группа добровольцев из школы «Добрые дела дошколят» в составе 7 человек. Ребята следили за порядком на участке детского сада, ухаживали за клумбами, изготавливали совместно с младшими дошкольниками украшения для участка. Волонтерский отряд вместе с младшими дошкольниками на метеоплощадке «Маленькие метеорологи» проводили элементарные опыты, исследовали свойства предметов и явлений, развивали познавательную активность, логическое мышление и фантазию у малышей. Каждому участнику хотелось внести свою посильную помощь в общее дело и быть полезным. И нам это удалось!
7. «Бессмертный полк».
В преддверии Дня Победы 8 мая 2018 года в МДОУ д/с № 98 прошел парад воспитанников «Бессмертный полк», посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Дошкольники всех групп, начиная с самых маленьких, шествовали колонной в костюмах военных с транспарантами и фотопортретами своих родственников, шарами, цветами по территории детского сада. Память о героизме и подвиге прадедов, близких родственников дети, родители и сотрудники детского сада почтили минутой молчания и запуском разноцветных, воздушных шаров в небо. В холле была оформлена стена памяти «Бессметный полк». Волонтеры школы «Добрые дела дошколят» представили презентации и рассказы о своих прадедах-ветеранах, где рассказали о героических подвигах. В рамках акции старшие дошкольники оформили «фронтовые» письма, конверты-треугольники в память о страшных днях войны. По окончании акции у старших дошкольников прошел музыкально-литературный вечер «Память бережно храним», где дети пели и слушали военные песни, танцевали, читали стихи. От искренности и проницательности строк замирало сердце, а от боли потерь капали слезы. Это был потрясающий праздник! Необыкновенные эмоции детей и родителей.
8. «Президентская компания».
В преддверии выборов президента РФ 2018 в МДОУ д/с № 98 по инициативе детей состоялась деловая игра «Выборы президента группы». Развернулась нешуточная «политическая борьба»: ребятам предстояло выполнить нелегкую задачу – они должны были выбрать президента группы. На этот пост претендовали 2 кандидата из школы волонтеров «Добрые дела дошколят» Ярослав Саломатин и Кирилл Павлов, воспитанники подготовительной группы № 4, которые представили свои предвыборные программы юным жителям детского сада «Ивушка». По итогам состоявшихся выборов победил Кирилл Павлов, что не удивительно, ведь он пообещал изменить жизнь в саду к лучшему, построить футбольное поле для мальчиков, а для девочек–салон красоты. Будущий президент получил удостоверение президента и подарок. Деловая игра «Выборы» вызвала огромный интерес не только у детей, педагогов, но и у их родителей, которые пришли после работы проголосовать за своего кандидата. Мэр города Волжского Игорь Воронин лично поздравил Кирилла Павлова с победой.
9. Семейный фестиваль «Чудный миг».
В преддверии старого Нового года в камерном зале Центра культуры и искусства «Октябрь» прошел семейный фестиваль «Чудный миг». Спеть рождественские песни пришли волонтеры, а также воспитанники МДОУ д/с № 98 с родителями и педагогами. Был издан сборник рождественских песен, которые малыши разучивали заранее. В завершение мероприятия перед собравшимися выступил благочинный Волжского округа протоиерей Александр Копейкин. Он вручил музыкальным руководителям дипломы участников, а ребятам – сладкие подарки.
10. Праздничный карнавал «Яркие люди».
В Волжском 16 июля 2017 г. состоялся праздничный карнавал, посвященный Дню рождения города! Разноцветье масок, атмосфера веселья, юмора и прекрасного настроения–самый необычный творческий проект под открытым небом! Колонна ярких волжан под веселые песни проследовала от Дворца творчества детей и молодежи до пл. Ленина, где участники карнавала представили красочные флешмобы. Волжане с восторгом встречали участников карнавала на главной площади города в парке «Волжский». Педагоги города ярким шоу «Мэри Поппинс» напомнили гостям праздника, что все мы–родом из детства! А наши «Стиляги» воспитанники МДОУ д/с № 98 и волонтеры школы «Добрые дела дошколят» были самыми яркими участниками праздника, которые зарядили публику драйвом и зажигательными танцами.
Детям очень нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу, не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть волонтерского движения в МДОУ д/с № 98 «Ивушка».
Анализируя опыт работы «волонтеского» движения в МДОУ д/с № 98 мы пришли к выводу, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд стали более коммуникабельны, легко вступают в контакт, научились слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Мы считаем, что главный ресурс технологии «волонтерства» – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, социального и познавательного) от старших к младшим дошкольникам и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Мы не останавливаемся на достигнутом, в перспективе развития волонтерского движения МДОУ д/с № 98 «Ивушка» –это включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
Литература:
- Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 184 с. – (Тропинки).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
- Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, волонтерское движение, ребенок, ребята, дело, доброволец школы, дошколенок, волонтерский отряд, волонтер школы, воспитанник.
Кто такой волонтёр • Грани добра
Немного официальной информации
Слово «Волонтёр», он же «Доброволец» произошло от латинского слова voluntarius означающего «Добровольный». И хотя изначально волонтёрами называли солдат-добровольцев, которые сражались исключительно за славу и военную добычу, впоследствии понятие распространилось на различные сферы и стало означать человека, который ведёт бескорыстную деятельность в любых полезных всему обществу сферах.
С точки зрения законодательства Российской Федерации, доброволец это физическое лицо, ведущее благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и оказания услуг.
Кто такой волонтёр
Волонтёр – это человек, который готов добровольно потратить частичку себя и своего времени для пользы общества в целом или определенного человека. Иногда люди немного путают понятия и называют волонтёром тех, кто не взял оплату за какую либо проведённую работу. Это неправильно, т.к. цель добровольца не в бесплатной работе, а в том, чтобы принести пользу обществу и окружающим людям, сделать мир лучше. Однако безвозмездность является одним из основных принципов волонтёрского движения, но самоцелью не является.
Настоящий волонтёр должен стараться быть примером нравственности, бескорыстия, уметь сотрудничать и работать с самыми разными коллегами и слоями населения.
Мифы о волонтёрстве
Миф №1 – благотворительная деятельность это удел богатых.
Совсем нет, скорее это состояние души, которое не зависит от финансового благополучия конкретного человека. Помогать можно как денежными средствами, так и личным участием: в рамках своей профессии или пробовать что-то новое. Каждый может найти себе занятие по душе и силам.
Миф №2 – добровольцы это герои, которые отдают всего себя на благо других и обязаны работать бесплатно.
Волонтёры это совершенно обычные люди с обычными человеческими потребностями. Постоянно работать на общество, забывая о себе, среднестатистический человек не может и ни в коем случае не должен. Ему, как и всем, необходимо ходить на работу, получать зарплату, отдыхать в свободное время и так далее. Волонтёрство стоит рассматривать как хобби или возможность реализовать себя в интересном деле вместо того, чтобы провести время лёжа на диване перед телевизором.
Миф №3 – добровольный труд это обязанность школьников, студентов и других похожих категорий.
На самом деле волонтёр действует по велению сердца и предпочитает делать добрые дела может и понемногу, но постоянно и добровольно, а не участвуя в принудительных разовых акциях.
Почему люди становятся волонтёрами
Каждый человек приходит к идее добровольной помощи своим неповторимым путём, но можно выделить несколько основных:
- Психологическая потребность быть нужным – волонтёрская деятельность как никакая другая может эту потребность удовлетворить.
- Интерес к новому и необычному – быть волонтёром как правило предполагает участие в различных мероприятиях и осваиванию новых видов деятельности.
- Потребность в общении с интересными людьми – в волонтёры идут люди совершенно разных социальных слоёв, убеждений и интересов, но благодаря одной цели, выбранной добровольно, волонтёры прекрасно общаются между собой, заводя интересные знакомства и полезные связи.
- Решение собственных проблем – как бы странно не звучало, но это правда. Волонтёрство помогает преодолеть собственные страхи и неуверенность. К примеру: человеку с проблемами общения добровольческая деятельность поможет найти новых друзей и единомышленников.
- Досуг – деятельность волонтёра может предоставить большое количество разнообразных занятий и возможность реализовать себя.
- Творческая реализация – возможность проявить себя и поучаствовать в любой сфере: журналистика, выступления, написание планов и сценариев, дизайн и многое другое.
- Карьера и авторитет – многие крупные западные компании, а за ними и наши благосклонно смотрят и поддерживают участие своих сотрудников в добровольческой деятельности. Кроме того, активные волонтёры развивают в себе необходимые в карьере качества и способности: лидерские, организационные и т.д.
Это лишь немногие примеры, почему люди идут в волонтёры. На самом деле их намного больше и у всех они уникальны и неповторимы.
Некоторые функции и возможные задачи волонтёров
- Организация и проведение занятий, тренингов, мастер-классов
- Организация и проведение массовых мероприятий (акции, игры, соревнования, выставки и т.д.)
- Распространение информации
- Профессиональная помощь в любой сфере как волонтёрскому движению, так и их подшефным
- Творческая деятельность в виде написания сценариев, участия в концертах или праздниках, дизайна плакатов, брошюр и т.д.
- Работа с детьми или взрослыми
- И многое другое
Кто может стать волонтёром
Волонтёром может стать абсолютно любой человек, имеющий такую потребность. Конечно же в зависимости от вида предполагаемой деятельности могут возникать некоторые требования и ограничения. Например:
- Дети до 14 лет могут участвовать только с разрешения или в сопровождении родителей.
- Дети до 18 лет могут участвовать, если волонтёрская деятельность не приносит вреда их здоровью, нравственному развитию и не мешает процессу обучения.
- Волонтёры в медицинских и подобных учреждениях не должны болеть туберкулёзом и другими подобными заболеваниями.
- Волонтёр-водитель должен иметь действующее водительское удостоверение нужной категории.
Абсолютно все добровольцы должны соблюдать законы РФ, правила той организации, которую они представляют, и правила учреждения, которому они помогают.
С чего начать
Для начала стоит определиться с интересующей Вас областью. Варианты самые разнообразные: животные, экология, помощь детям, помощь и уход за взрослыми и пожилыми людьми и многое другое.
Можно действовать самостоятельно, а можно примкнуть к уже действующим приглянувшимся волонтёрским движениям или некоммерческим организациям. Как правило у всех имеются представительства в социальных сетях или сайты, на которых можно почерпнуть информацию о текущей деятельности и дальнейших планах, а также новости и отчёты за предыдущие периоды.
Не стоит стесняться задавать вопросы и прояснять для себя интересующие моменты. Очень важно выбрать для себя компанию по душе. Как правило, уже действующие волонтёры с радостью ответят на практически любые вопросы, подскажут дальнейшие действия или порекомендуют похожую группу или организацию.
С нами всегда можно связаться по телефонам +7-912-62-62-912 (Анатолий), +7-922-617-73-96 (Наташа), по электронной почте [email protected] или воспользовавшись формой обратной связи на этом сайте.
Статья: Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
О.В. Казанцева
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №18 г. Йошкар-Олы «Изюминка»»
Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.
Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.
В нашем детском саду социализация воспитанников начинается с технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
По мнению Н.П. Гришаевой, технология «Дети — волонтёры» — это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Само понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, когда Указом Президента Российской Федерации 2018 год был объявлен годом добровольца (волонтерства) в России. Мы считаем, что детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству. В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».
Волонтерство — очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать на основе проектного метода «Твори добро». На начальном этапе реализации проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали программу и план мероприятий, придумали эмблему волонтерского движения, провели ряд бесед: «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей», «Что такое добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность.
Данный вид деятельности был интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех возрастных групп, заинтересовал родителей, которые были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, доставило эмоциональную радость.
Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало проведение акций: «Покорми птиц зимой», «Плюшкин день», «Добрые сердца», «Помоги бездомным животным», «Помоги пойти учиться», «Подари радость». Благодаря таким акциям мы произвели сбор благотворительных пожертвований для бездомных животных, изготовили кормушки, скворечники для птиц. Сдали 500 кг макулатуры, оказали помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, передали игрушки, одежду в детский дом «Малютка», совершили экскурсии и подарили игрушки, книжки-малышки младшим группам. Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание, милосердие к окружающим.
Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Я считаю, что приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.
Библиографический список
1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //
Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных
исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –
С. 80-81.
2. Вертинская В.И. Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи.
3. Каблучко Л.Б. Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников. 2012 год.
4. Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2010. — №4 с. 214-220.
Волонтерство в школе и волонтёрство для школьников
В настоящее время, всё большую популярность набирает волонтерство в школе. В каждом учебном заведении России есть организация подростков, желающих помогать и поддерживать других людей.
Основные задачи отряда добровольцев:
- поддерживать инициативы учеников школы;
- содействовать развитию учащихся по всем аспектам, формировать у них собственное мнение по отношению к окружающему миру.
- расширять сферы внеурочной практики и трудоустройства учащихся на базе образовательного учреждения;
- вовлекать учеников всех возрастов в проекты, связанные с помощью социально незащищенным слоям населения.
Волонтёрство для школьников включает в себя в основном 4 направления: здоровье, милосердие, экология и гражданское право.
Права, обязанности и поощрение волонтеров
Права участника волонтёрского отряда:
- Выбрать наиболее понравившееся направление.
- Принимать участие в форумах общественных молодёжных объединений.
- Вносить предложения при обсуждении форм и методов внедрения работы волонтёров.
- Не выполнять задание, при условии объяснения уважительной причины.
- Выйти из волонтерского объединения, при наличии уважительной причины.
- Пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке.
Обязательства волонтёра:
- Точное и грамотное выполнение порученной работы.
- Знание, уважение и следование целям и принципам волонтерского движения.
- Соблюдение принципов конфиденциальности (не разглашать непредназначенные для этого сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).
- Чёткое выполнение поставленных при инструктаже задач.
- Отказ от представления своего учебного учреждения только в случае предварительного соглашения с руководством.
- Уведомление организации об окончании своей деятельности не раньше, чем за две недели.
- Посещение занятий, обучающих мероприятий, тренингов и так далее для повышения уровня своей подготовленности к добровольной деятельности.
Поощрение волонтёра.
- Объявление благодарности приказом по школе.
- Награждение грамотой.
- Вручение подарка, сувенира.
- Публичное выступление участников отряда в СМИ.
- Размещение достижений волонтёра в социальных сетях, на сайте школы.
Как стать волонтером в школе?
В наши дни, оформить документ о волонтёрстве в школе и стать волонтёром официально очень просто. Необходимо предоставить паспорт и две фотографии размером 3х4 вашему социальному педагогу либо школьному секретарю, который сделает вам волонтерскую книжку или оформить её самому онлайн на портале добровольцы.рф. Волонтерская книжка является документом, подтверждающим и регламентирующим деятельность добровольца. Часто этот документ называют паспортом волонтёра. В нём записаны все достижения и мероприятия, в которых он участвовал. Её обладателем можно стать, если вам больше 14 лет, и вы зарегистрированы на территории региона.
Потом следует задать себе вопросы. Почему я хочу помогать людям? Каким образом я буду это делать? Какие у меня цели? Определить временной период, который вы хотите посвятить волонтерству, ведь это занятие будет занимать достаточное количество времени.
Как волонтерство в школе может помочь в учёбе, вузе и карьере?
На сегодняшний день, нет официального документа, в котором бы говорилось о привилегии обладателей волонтерской книжки. Не смотря на это, в некоторых университетах при поступлении учитывается её наличие. Это же правило и работает с приёмом на работу. Иногда работодателям важен опыт волонтёрства в школе, как социально значимая деятельность потенциального сотрудника.
К примеру, некоторые вузы при поступлении добавляют к баллам за ЕГЭ абитуриента дополнительные баллы (до 10) за волонтёрский опыт. Статус волонтера будет учитываться при условии, что с окончания волонтерской деятельности и до момента поступления в высшее учебное заведение прошло не больше 4 лет. В приемную комиссию будущие студенты обязаны предоставить личную книжку волонтера, подтверждающую занятия добровольной деятельностью. Но есть еще одно условие — чтобы получить 10 дополнительных баллов за волонтерство, нужно иметь в запасе не меньше 150 отработанных часов работы в организациях подобного типа.
Опираясь на исследование, проведенное Ассоциацией волонтерских центров совместно с Федеральным институтом развития образования, из 271 высших образовательных учреждений 111 учитывают волонтерство в школе как индивидуальное достижение при поступлении в университет, а 160 организаций не учитывают. Вот некоторые вузы, которые учитывают волонтёрскую деятельность:
- Московский государственный психолого-педагогический университет – 7 баллов.
- Московский институт гос.управления и права – 10 баллов.
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна – 4 балла.
- Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации – 2 балла
- Сибирская академия финансов и банковского дела (город Новосибирск) – 2 балла.
- Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (город Екатеринбург) – 5 баллов.
- Кубанский государственный аграрный университет (город Краснодар) – 2 балла.
С полным списком университетов и количеством баллов, засчитываемых при поступлении, можно ознакомиться на этом сайте: http://vuzopedia.ru/individualnye-dostizheniya#40
Книжка также может оказаться полезной, когда он проходит отбор на крупные добровольческие мероприятия с большим количеством желающих.
Школьные волонтёрские отряды в России
1.Всероссийские отряды волонтёров-медиков.
Волонтёры-медики проводят лекции детям, в ходе которых делятся знаниями о здоровье, организовывают флешмобы, акции и мероприятия, посвященные здоровому образу жизни, помогают в медицинском сопровождении спортивных и массовых мероприятий, популяризируют донорство и волонтерское сопровождение донорских акций. Устраивают зарядки, уроки добра школьникам до 11 лет.
Волонтёры-медики в школьных отрядах учатся сами разрабатывать форматы просветительской работы, перенимая опыт у активистов движения. Старшеклассники, начиная с 14 лет, после прохождения программы профориентации могут оказывать помощь медперсоналу в больницах и в поликлиниках. Благодаря участию в этом движении, участники могут понять свою роль и место в жизни.
В такую организацию можно вступить любому желающему с 1 по 11 класс. Для создания такого отряда необходимо зарегистрироваться на сайте волонтеры-медики.рф и создать свою команду неравнодушных. Позже вам пришлют подробный план действий.
2.Отряд волонтёров «Новое поколение».
За волонтерство в школе Бобылевской Филиал МАОУ Исетская СОШ №2 отвечают ребята из отряда «Новое поколение». Основной упор коллектива сделан на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся, так как эта в наши дни проблема стоит наиболее остро. В работе волонтёров заинтересованы не только сами дети, но и их родители, а также коллектив учителей, который поставил цель воспитывать здоровое поколение.
Главной миссией волонтерского отряда является вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, улучшение жизни окружающих. За последние три месяца участники успели провести веселые старты для учащихся младших классов, выступления «Я выбираю жизнь», «Модно быть молодым, стильно быть здоровым», акцию «Внимание-дети», классные часы «Курение опасное увлечение», спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья».
Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.
Волонтерство для школьников играет важную роль в формировании характера, учит бескорыстно помогать другим и трудиться на благо общества, проявлять инициативу, легко налаживать контакт с людьми, развивает лидерские способности и удовлетворяет потребность в самореализации. Еще одним плюсом служит возможность выбрать из множества вариантов именно то направление, которое придётся по душе.
Если вы станете волонтёром, то ваша жизнь наполнится смыслом, станет ярче и интереснее. Вдобавок, такой опыт обязательно пригодится и сможет помочь при поступлении в вуз или при устройстве на работу. Помните про эффект бумеранга – всё хорошее или плохое, что вы сделали, рано или поздно, вернётся к вам обратно.
Читайте также Меры социальной поддержки безработных граждан
Еще больше полезных статей на нашей площадке взаимопомощи ЛДЛ в разделе Новости.