Что такое русская культура | Я русский
Определение понятия «Русская культура»
Русская культура — это деятельность, поведение и мышление русского человека или русского общества, которая осуществляется на основе русских ценностей, норм, мировоззрения и менталитета.
Русская культура это не только художественные произведения известных писателей, поэтов и художников. В первую очередь, к русской культуре относятся специфичная манера жить и думать, народные традиции и обряды, духовные ценности и отношение к чему-либо, поведение и привычки, менталитет и мировоззрение. Это некий код, который ежесекундно управляет человеком.
Статья по теме: Российская культура. Что это такое?
Давайте дадим слову «культура» почти научное и максимально краткое определение, отталкиваясь от которого попытаемся ответить на вопрос: что такое русская культура? Так вот, культура — это деятельность, поведение и мышление человека или общества, которая осуществляется по определенным правилам и в следствие определенных причин, а результат этой деятельности имеет стабильные узнаваемые характеристики.
Русская культура на примере быта русских крестьян
То есть, правила и причины сильно влияют на узнаваемость и стабильность характеристик. Теперь, попытаемся привести примеры правил и причин, а также стабильных характеристик, которые формируют русскую культуру как узнаваемый результат деятельности русского народа. Разумеется, все это будет несколько общо и универсально, без претензий на полный перечень.
Правила и причины русской культуры
- отношение к справедливости
- терпимость и терпение
- страдание и сострадание
- нетребовательность и неприхотливость
- стремление к идеалу
- щедрость и незлопамятность
- обломовщина и самокопание
- коллективизм и общинность
- богатство не ценность
- мечтательность и созерцательность
- исторические традиции
Характеристики русской культуры как результата
- не агрессивность и доброжелательность
- одухотворенность и лиричность
- прямота и незлопамятность
- не идеальность и простота
- нравственность и религиозность
- натурализм и естественность
- богатая палитра выражения чувств
- решимость и самопожертвование
В русской культуре есть некоторые нюансы, а точнее видимые различия между художественными произведениями и повседневной культурой, между имиджем высшего света и простыми людьми. Эти различия обусловлены не тем, что русская культура бывает нескольких типов, а бытием, которое, как известно, определяет сознание. Истоки же, то есть правила и причины формирования и проявления русской культуры, всегда одинаковы. Просто у людей из верхних слоев общества больше времени на обучение и размышление, что делает их результаты более утонченными и изящными.
Правила и причины формирования и проявления русской культуры, всегда одинаковы.
Но есть кардинальная разница в возможностях реализации русской культуры в виде художественных произведений и бытовом наборе действий. Художественные произведения более технологичны в плане воплощения, здесь многое можно выучить в образовательных учреждениях или скопировать с известных предшественников. Бытовая же русская культура простых людей формируется и реализуется только в результате нахождения в специфическом обществе с момента своего рождения. То есть можно разово и не часто имитировать стиль Васнецова или Пушкина, но ежедневно подделываться под житейскую русскую культуру не получится.
Статьи по теме
Русские ценности как основа русской культуры
Русский стиль оформления книг в Российской Империи
Материал создан: 30.04.2014
комментарии к статье
iamruss.ru
Русская культура — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Культура России — культура русского и остальных народов и народностей Российской Империи и её государств-предшественников, а также советской и современной России.
Древняя Русь[править]
Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для нее характерны следующие черты:
- Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
- Локальность, замкнутость, разобщенность русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
- Сильное влияние религии. Совмещение Христианской церкви и языческих обрядов. Двоеверие.
Несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.
Культура России XIII—XVII вв.[править]
В 1237—1242 годах произошло монголо-татарское нашествие на Русь. После этого Русь попала более чем на 200 лет в зависимость от Золотой Орды. Естественное развитие Руси было нарушено. В этот период особенно ярко проявляются различия русской культуры от культуры западноевропейской.
Ключевые особенности культурного развития в тот период:
- Необходимость самоидентификации русского народа и, как следствие, размытие различий между отдельными княжествами и формирование общерусской культуры.
- Влияние восточной культуры, привнесенной татаро-монголами.
- Возвышение православной церкви как хранительницы культурно-политических традиций русского государства. Двоеверие становится естественным для русского человека. На верхних слоях — вера в Бога, в Церковь. На нижних бытовых — магичность и вера в мир низших духов (домовой, водяной, леший, чёрт, др.)
- Самоизоляция Руси не только от мусульманских, но и от католических стран.
Российская Империя[править]
В XVIII веке характерна общая подражательность русской культуры, заимствование элементов наиболее развитых западноевропейских культур: голландской (Петр I), французской (Елизавета), английской (Екатерина II) — и все это на основе культуры немецкой. Общая первоначальная отсталость в области наук и искусств, вызванная изоляцией России в прошлую эпоху, была достаточно быстро преодолена с основанием академии наук, Академии художеств, академии Российской (т.е. русского языка) и двух университетов — Санкт-Петербургского и Московского. Уже в скором времени появилась целая плеяда ученых-естествоиспытателей, художников, архитекторов европейского уровня. В этот период таже отмечается падение авторитета православной церкви, вызванное упразднением института патриархата, а также реорганизация церкви по образцу протестанских церквей, сопровождавшееся конфискацией монастырских земель и закреплением за императором функции главы церкви. В начале XIX века начинается «Золотая эпоха» русской культуры — громкой известности в России и за рубежом достигли литераторы Жуковский, Пушкин и Гоголь, композитор Глинка, художник Брюллов, математик Лобачевский. Далее культура развивалась по нарастающей и достигла пика ближе к концу XIX — началу XX в. В этот период шедеврами русских писателей, композиторов и художников, открытиями русских ученых восхищался весь мир. Для XIX века характерен переход русской культуры из состояния «формируемой» другими культурами к состоянию «формирующей» другие культуры — русские внесли едва ли не крупнейший вклад в культуру Европы XIX века.
Особенности культурного развития в этот период:
- Масштабные внутренние реформы: 1) Формирование сложных европейских институтов власти — сената, коллегий, канцелярии. 2) Разделение страны на губернии и уезды. 3)Учреждение разветвленной судебной системы. 4)Подчинение церкви государству: создание Священного Синода, упраздннение патриархата, секуляризация церковных земель.
- Бурный экономический рост. Размер госбюджета: 1.2 млн. руб (1699), 8.4 млн. руб (1725), 82 млн. руб (1796).
- Резкое сокращение культурного отставания. Построение образовательной системы под влиянием идей французского просвещения.
- В XVIII веке: культурное развитие под сильным влиянием стран Западной Европы. В XIX веке — процесс обратный: существенное русское влияние на культуры стран Европы и мира.
Советское государство[править]
Культура СССР является кумулятивной культурой стран и народностей, проживающей на территории Советского Союза. Государствообразующей была русская культура, также огромен вклад в культуру СССР таких народов как казахи, узбеки, грузины и т.д.
Интенсивно развивалось театральное искусство, кинематограф, изобразительное искусство. В отдельные периоды поощрялось развитие культур этнических меньшинств, национальных культур.
Современная история[править]
Современная культура в России находится в бесконтрольном, хаотичном состоянии. Нет ед
traditio.wiki
Российская культура. Что это такое?
Да, именно российская, а не русская. Несмотря на некоторую синонимичность этих слов они ни в коем случае не тождественны. Главная особенность российской культуры в том, что она формирует российского гражданина или человека мира, но отнюдь не русского человека. Алгоритмы такого явления как российская культура уходят корнями в массовую индустриальную культуру, поэтому оно имеет очень мало общего с национальностью, этничностью и традиционализмом.
Немного истории вопроса
Досоветская Россия была единым, не субъектным, по большей части сельскохозяйственным государством, в котором было очень сильно влияние русской консервативной традиции и русской провинции с ее вековым общинным укладом жизни. Само же государство придерживалось традиционалистского консервативного подхода в культурном поле, а влияние западных тенденций было ограничено высшими кругами российского властного истеблишмента. Народная масса жила в рамках этничных особенностей и творческие выходцы из нее создавали свои произведения в унисон с ними.
Предтечей современной российской культуры стала советская культура
Советский союз, как многонациональное государство индустриального типа, нуждалось в унифицированном гражданине со стандартизированным массовым сознанием. Поэтому государственная власть берет под жесткий контроль культурную сферу и информационное поле. Начинается формирование массовой культуры, масскульта, как идеологической основы производственного единообразия.
Отказ от всего старого, его физический слом и уничтожение, осмысленный отказ от этничной уникальности при формировании советского человека приводит к ощутимой ширпотребизации культуры. Отныне — человек это станок, как в движениях, так и в мыслях.
Государственный механизм активно боровшийся с «черносотенной культурой великороссов-шовинистов» формирует нового «многонационального советского человека». Перед нами появляется интернациональный массовый человек вручную созданный государственными институтами по лекалам слабо связанным с историческим прошлым этого человека. Советская культура была массовой и по сути, и по способам создания, и по преследуемым целям.
Что имеем сегодня
Крушение СССР открыло ворота для западной массовой культуры, которая хлынула на постсоветскую территорию подобно шквалу. Но нельзя сказать, что советские массы испытали слишком уж большой шок: принципы формирование массовой культуры везде имеют сходные принципы. Происходит смешение двух массовых индустриальных культур: советской и западной. И та и та лишены этничности, и та и та не приемлют традиционализма, и та и та управляются истеблишментом. Кульминацией формирования российской культуры являются российский медийный «шоубиз», журнальный гламур и либеральные средства массовой информации. Основной инструмент продвижения российской культуры в массы россиян — это телевидение.
Теперь перейдем к определению: что такое российская культура?
Российская культура — это массовая русскоязычная культура, которая сформировалась в результате смешения двух культмассовых течений: советского и западного.
Массовая культура не несет в себе заряда уникальности, поэтому российская культура и существует отдельно от русской. Современный россиянин привык поглощать из телевизора и массмедиа рандомный миксованный калейдоскоп, который влияет на его мировосприятие двояко: одновременно приучая потреблять его и заставляя производить его же.
Чтобы читателю было понятно, приведем несколько несложных примеров:
- русская культура: Билибин, Некрасов, сказки-былины, поговорки-присказки, Рождество Христово, Пушкин, Серов, Тургенев, русский балет и т.д.
- российская культура: Тимати, Киркоров, эмо-готы, сатанисты, Хэллоуин, Быков, Кади, Садулаев, тверк, Деньги.Sex.Радикулит и т.д.
Читатель! Поглощая современный масскульт в виде российской культуры ты формируешься как россиянин, но теряешь свои уникальные этничные корни. Выбор, конечно, за тобой, но умение дозировать свое культурно-информацинное потребление явно пойдет тебе на пользу.
Немного теории массового человека
Цитаты из труда В.И. Самохваловой «Массовый человек как герой и потребитель масскульта»
Массовый человек — реальность современного информационного общества.
Общее информационное поле в современном обществе — это определенная целостная система коммуникации-развлечения-управления, структурированная по социально значимым векторам, отражающим приоритетные ценности общества, а точнее говоря — его управляющей группы.
Показательно, что характерной особенностью духовной атмосферы в современной культуре, определяющей тип плоскостного современного восприятия и мышления, становится всепроникающий юмор. Поверхностный взгляд не только принципиально не идет в глубину, замечая лишь видимые несообразности или несоответствия, но и цинично предает осмеянию действительность, которая, тем не менее, принимается им как она есть: в конечном счете, довольный собою и жизнью человек остается с той действительностью, которую он сам же осмеял и унизил.
Массовый человек это человек, искусственно маргинализированный, с точки зрения нормальных, традиционных человеческих ценностей.
Массофикация же — это процесс становления массового человека, т.е. качественная характеристика процедуры «подгонки» личности под массовый стандарт, когда мышление и сознание личности подстраиваются под образцы, не просто господствующие в массе, но требуемые обществом.
Современная система мифов выполняет роль адаптированной к современному массовому мышлению идеологии, которая пытается убедить людей в том, что навязываемые им ценности «правильнее» жизни, а отражение жизни более действительно, более правдиво, чем сама жизнь.
Массовый человек не является и автором массовой культуры: ее создает не он, но для него — другие, те, кто ставит себе целью управлять массами и писать для них «содержание» и образ «их» жизни.
Сохранение же прежней тенденции на фатальное расхождение естественных потребностей развития общества и человеческого «материала» для его осуществления будет означать или безвыходность ситуации и обреченность социального организма, или установку на жесткую интеллектуальную стратификацию общества, преодоление его гомогенизации в заданных и управляемых пропорциях и направлениях.
Массовый человек обладает пониженной способностью к рассуждению, на него производит большее впечатление не аргументированный и обоснованный анализ, а энергичное, уверенное, пусть и легковесно-бездоказательное утверждение: подчиняя волю, оно снимает с человека необходимость принимать самостоятельное решение, а, следовательно, и нести ответственность.
Мифы выступают как своего рода симулякры: политические мифы — симулякры политических идеалов, мифы в искусстве — симулякры жизни, которая представлена не через художественное мышление, но через систему накачанных коммерческой энергией условных социальных схем.
Мощный поток разрозненной, сумбурной, неорганизованной информации буквально забивает восприятие, лишая человека возможности нормально размышлять, сопоставлять, анализировать. Совокупность сведений непрерывно меняется, трансформируется, составляя, как в калейдоскопе, то один, то другой узор. Это совокупное поле втягивает человека в себя, обволакивает, внушает ему нужные идеи, представления, мнения.
Совокупность управляющих мифов создает пространство и задает доминанты формирования массовой психологии, она не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления.
Современное информационное общество выступает обществом перехода от индустриализации к созданию цивилизаций особых высоких технологий, позволяющих фактически независимо от реального состояния производства и распределения благ создать виртуальное социальное пространство за счет сформирования нужного типа сознания и культуры, которые и позволят поддерживать существующее положение вещей.
Материал создан: 20.11.2016
комментарии к статье
iamruss.ru