Самарканда: Самарканд — Википедия – Самарканд – достопримечательности, еда и развлечения в фирменном гайде

Содержание

Самарканд — Википедия

Вид Самарканда и его окрестностей со спутника. Samarkand registan 08.jpg Samarkand registan 09.jpg Вид Самарканда и его окрестностей со спутника. Samarkand registan 09.jpg Реконструкция вида древнего города Афрасиаб, который находится на северной окраине Самарканда.

Самарка́нд (узб. Samarqand/Самарқанд) — 3-й[6] по величине и 2-й по численности населения город Узбекистана, административный центр Самаркандской области (вилоята).

Общая площадь территории города составляет 120 км². Численность населения по состоянию на 1 января 2018 года составляла 529 900 жителей.

Город расположен на высоте около 720 метров над уровнем моря. Исторический центр города — площадь и ансамбль Регистан.

В 2001 году город и его исторические архитектурные и археологические памятники были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд — перекрёсток культур».

Самарканд — один из древнейших городов мира[7][8], основанный, по археологическим данным, в VIII веке до н.э.[9]; центр исторической области и государства Согдиана.

Более 2000 лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока.

В XIV веке был столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда.

В 1925-1930 годах Самарканд являлся столицей Узбекской ССР.

Согласно наиболее обоснованной и научной версии, название Самарканд восходит к согдийскому Smʼrknδh и происходит от слов асмара́ (камень или скала) и канд (форт или город)[10][11].

Город в античной литературе известен также как Марака́нда

(др.-греч. Μαράκανδα)[12]. По письменным источникам Самарканд происходит от тюркского Семи́з кент, что означает «Богатое/тучное поселение» (семиз — богатый/тучный, кент — город).

Об этом сообщают средневековые китайские источники, называя Самарканд Си-ми-се-кан и объясняя, что это означает «тучный город».

Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан Аль-Бируни[13]. Армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» означает «жирный город», или «тучный город».

Испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, но оговаривает, что настоящее его имя — «Симескинт», что значит «богатое селение»

[14].

Версии Абу Тахирходжи Самарканди[править | править код]

Известный самаркандский историк, краевед и учёный Абу Тахирходжа Самарканди, живший в XIX веке, в своей знаменитой книге «Сама́рия» на персидском языке, посвящённой Самарканду, приводит 5 версий происхождения и этимологии названия города.

В 1-й версии происхождения названия города Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую историческую книгу «Бурхани́ кате́ъ», где сказано, что в древности на нынешней территории города поселяется некий человек по имени Сама́р и создаёт поселение, куда начинают переезжать люди с окрестностей.

Впоследствии город называют в его честь

Самарке́нтом, а через большое количество времени название постепенно приобретает форму Самарка́нд (особенно после арабского завоевания Средней Азии). Этот вариант названия окончательно закрепляется за городом[15].

Во 2-й версии происхождения названия города Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую историческую книгу «Масали́к-уль-Мамали́к», где сказано, что некий хан по имени Сама́р Баки́р «с краев Ферганы и Кашгара» нападает на город с помощью подкопа под внешними оборонительными стенами и таким образом захватывает город и разрушает его стены.

После этого город становится известен как Сама́р козди́ (слово козди́ с тюркского языка переводится как подко́п/копа́ть), то есть буквально может переводиться как

Подко́п Сама́ра или Копа́л Сама́р.

3-я версия близка ко 2-й: Абу Тахирходжа Самарканди на этот раз ссылается на некую книгу «Тари́хи Табари́», где говорится, что некий хан по имени Самар со своим войском приходит на нынешнюю территорию города и создаёт поселение.

В новое поселение переезжает жить некое тюркское племя канд, и после арабского завоевания город получает название Самарканд.

4-я версия также близка ко 2-й и 3-й: на этот раз Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую книгу «Хафт икли́м», где говорится, что один из маликов из Яман Туббаи по имени Самар разрушает стены города, и после прихода арабов город стали называть Самарканд

[15].

Немного иначе выглядит последняя, 5-я версия Абу Тахирходжи Самарканди. На месте города существовал родник, который называли Сама́р.

Впоследствии вокруг этого родника поселяются люди, и возникает город, который называют Самарканд, то есть Город с родником[15].

Древнейшая история[править | править код]

К верхнему палеолиту относят фрагментарные черепа из Самаркандской стоянки. В культурных слоях Самаркандской стоянки обнаружены очажные пятна, вокруг которых концентрировалась основная жизнедеятельность людей эпохи позднего палеолита[16].

Самарканд — один из древнейших существующих городов мира, основанный в VIII веке до н.э.[17]. Таким образом, Самарканд является ровесником Рима и Нанкина.

Именно во время первых десятилетий существования Самарканда начали проводить первые Олимпийские игры в древней Греции. На фоне финикийской письменности происходит возникновение греческого алфавита.

В эпоху первых столетий существования Самарканда в Средней Азии возникают древние государства и цивилизации, такие как Согдиана[18], Бактрия, Хорезмия[17].

В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного в священной книге зороастризма — Авесте.

В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда (греч. Μαρακάνδα), которое использовали Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и другие биографы Александра Македонского, который в 329 году до н.э. завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом

[19].

Примечательным событием является битва у Политимета (река Зерафшан) около Самарканда. Тогда Спитамен впервые за 7-летнюю военную кампанию Александра Македонского смог разгромить войска его полководцев Менедема, Карана и Андромаха. Благодаря умелому руководству Спитамена и помощи кочевников восстание создало серьёзную угрозу для греков.

В IV-V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами и включён в их империю, куда входила и Бактрия.

Эпоха раннего средневековья[править | править код]

Послы в Самарканд в живописи Афрасиаба.

В 567-658 годах Самарканд, будучи центром Согдианы, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганатов.

В период правителя Западного Тюркского каганата Тон-ябгу кагана (618-630) с правителем Самарканда были установлены родственные отношения — Тон-ябгу каган выдал за него свою дочь[20].

Важнейшим из согдийских было самаркандское владение, а в соседнем с Самаркандом Пенджикенте, в конце VII — начале VIII веков правил тюрок Чакин Чур Бильге[21].

По данным энциклопедиста XII века Наджм ад дина Абу Хафса ан-Насафи, ихшид Согда Гурек имел тюркские корни[22]. Часть тюрок Самарканда придерживалась этнических религиозных представлений, что видно по тюркскому захоронению с конём на территории города Самарканда

[23].

В конце VI — середине VII веков в Согде повсеместно распространяются тюркские кафтаны, что заметно в живописи Афрасиаба[24]. В этот период усилилось слияние тюрков и согдийцев.

Согласно брачному договору от 27 апреля 711 года, фиксировался брак между тюрком Ут-тегином и согдианкой Дугдгончей[25].

Самая многочисленная группа фигур на западной стене афрасиабской живописи VII века представляет собой изображение тюрок[26].

Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка:

yttuku — «посылать», «посольство»; bediz — «резьба, орнамент» и другое[27].

Война с арабскими захватчиками[править | править код]

В 712 году Самарканд был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом. В конце того же года в Согде появились тюркские отряды Бильге кагана и Кюль тегина, пытавшиеся оказать помощь самаркандцам в борьбе против арабов[28].

В конце 740-х годов в Арабском халифате возникает движение недовольных властью Омеядов, которых возглавил полководец Абу Муслим, ставший после победы восстания наместником Хорасана и Мавераннахра (750-755). Он выбрал своей резиденцией Самарканд. С его именем связано строительство многокилометровой оборонительной стены вокруг города и дворца

[29].

В 776-783 годах Самарканд был в центре восстания Муканны. В 806-810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали Саманиды, за что халиф пожаловал им власть в Мавераннахре.

Эпоха Мусульманского ренессанса[править | править код]

Эпоха Саманидов[править | править код]

В 875 году образовалось Государство Саманидов, которым правила персоязычная династия Саманидов. Саманидское государство было вассалом Арабского Халифата.

Сразу после его образования столицей был выбран Самарканд, который являлся ею вплоть до 892 года. За это время в Самарканде правили Нух ибн Асад, Ахмад ибн Асад и Наср ибн Асад[en] брат Исмаила Самани, правившего в Бухаре.

В 892 году столицей огромного государства, которое занимало Мавераннахр и Большой Хорасан, стала Бухара, но Самарканд всё равно оставался одним из главных городов этого государства[30][31][32], наряду с Мешхедом, Гератом, Балхом, Гурганджем, Мервом, Нахшабом, Нишапуром, Шахрисабзом и Шашем.

В Х веке среди крупных саманидских сановников, владельцев уделов, в основном были представлены лица тюркского происхождения[33].

Географ Ибн Хаукаль даёт следующую характеристику самаркандцам: «Жители города считаются красивыми и отличаются чрезмерностью в щедрости, затратах и заботах о себе, в чём они превосходят большинство городов Хорасана, так что и это истощило их средства. Самарканд — средоточие утончённых людей Мавераннахра…»[34].

Ибн Хаукаль приводит названия ворот Самарканда, которых было 4: Китайские (восточные), Наубехарские (западные), Бухарские (северные) и Большие (южные). Он также упоминает внешние ворота города: Гадавад, Исбаск, Сухашин, Варсанин, Фенек, Кухек, Ривдад и Фаррухшид, Афшины[35].

Во время правления династии Саманидов развивалась наука и культура, Мавераннахр стал одним из центров персидской культуры и ислама.

Саманиды всячески способствовали развитию науки, персидской поэзии, архитектуры и распространяли свою культуру в соседние регионы, устанавливая контакты в том числе с государствами Европы[36][30][31][32].

В настоящее время в Самарканде ни одного из зданий, построенных в период Саманидов, не сохранилось из-за монгольского нашествия.

Появлялись знаменитые в своё время исламские богословы (например Абу Назр Самарканди, Абу Лайс Самарканди и Абу Бакр Самарканди). Именно во время господства Саманидов жил и творил известный персидский поэт Фирдоуси.

В Самарканде в период Саманидов проводили разные периоды своей жизни такие персидские поэты, как Рудаки, Шахид Балхи, Абу Шакур Балхи.

Также по некоторым данным (место рождения оспаривается Тусом и Балхом) в ту эпоху в Самарканде родился другой персидский поэт — Дакики. В Самарканде побывал такой известный философ и учёный, как Аль-Фараби.

  • Samarkand registan 09.jpg

    Золотые дирхамы эпохи Саманидов.

  • Samarkand registan 09.jpg

    Золотые дирхамы эпохи Саманидов.

  • Samarkand registan 09.jpg

    Серебряные дирхамы эпохи Саманидов.

Эпоха Караханидов[править | править код]

После падения государства Саманидов в конце 900-х годов ему на смену пришло Государство Караханидов, где правила тюркская династия Караханидов.

Караханиды гораздо больше, чем другие династии тюркского происхождения, имели в надписях на монетах тюркские титулы[37].

После того, как государство Караханидов раскололось на 2 части, Самарканд вошёл в Западно-Караханидский каганат и в 1040-1212 годах являлся его столицей.

Основателем Западного Караханидского каганата был Ибрахим Тамгач-хан (1040-1068). Он впервые на государственные средства возвёл медресе в Самарканде и поддерживал развитие культуры в регионе. При нём, в Самарканде были учреждены общественный госпиталь (бемористан) и медресе, где велось обучение и по медицине. При госпитале была амбулатория (нимак бемористан), где получали медицинскую помощь больные, не нуждавщиеся в стационарном лечении. Врачебное дело в больнице Самарканда было на довольно высоком уровне[38].

Ибрагим Буритакин избрал столицей Самарканд. Как свидетельствуют источники, период его правления характеризуется подъёмом в экономической и культурной жизни страны.

Ибрагим тамгач-хан беспощадно боролся с коррупцией и преступностью в государстве. Он установил строгий контроль за ценами на продукты на рынках страны. Его политику продолжал его сын Шамс аль мульк (1068-1080). Преемником Шамс аль мулька был Хызр-хан (1080-1087).

Караханиды построили в Самарканде и Бухаре ряд грандиозных архитектурных сооружений. Но в отличие от Бухары, где до наших дней сохранились постройки времён Караханидов (например, минарет Калян), в Самарканде остался только минарет в комплексе Шахи-Зинда (остальные разрушил Чингис-хан).

Дворец Ибрагим Хусейна караханида в Самарканде[править | править код]

Наиболее известной постройкой Караханидов в Самарканде являлось медресе 1040 года Ибрагим ибн Наср Табгач-хана, а также большой дворец Ибрахима Хусейна (1178-1202), который согласно историческим данным был полностью украшен живописью.

Одним из государственных языков Западно-Караханидского каганата являлся персидский язык[39][40]. В эпоху правления Караханидов в Самарканд ко двору караханида Шамс Аль-Мулька из Нишапура был приглашён Омар Хайям[41]. Наряду с медресе Балха и Бухары, Омар Хайям обучался также в одном из медресе Самарканда. В Самарканде он написал главный труд по алгебре[41].

В эпоху Караханидов в Самарканде жил выдающийся среднеазиатский мыслитель, учёный философ, теолог-богослов, исламский законовед-фиких Бурхануддин аль-Маргинани (1123-1197).

При дворе караханидов в Самарканде сложился научный и литературный центр Мавераннахра. Одним из знаменитых учёных был историк Маджид ад-дин ас-Сурхакати, который в Самарканде написал «Историю Туркестана», в которой излагалась история династии Караханидов.[42]

Наиболее ярким памятником эпохи Караханидов в Самарканде был дворец Ибрахим ибн Хусейна (1178-1202), который был построен в цитадели в XII веке. При раскопках были обнаружены фрагменты монументальной живописи. На восточной стене был изображён тюркский воин, одетый в жёлтый кафтан и держащий лук. Здесь же были изображены лошади, охотничьи собаки, птицы и периподобные женщины[43].

Самарканд в составе государства Хорезмшахов[править | править код]

После окончательного падения Караханидского государства (Западно-Караханидского и Восточно-Караханидского каганатов) Самарканд вошёл в состав Хорезма, который в научной среде более известен как Государство Хорезмшахов.

С момента возникновения этого государства в 1097 году и до 1220 года столицей являлся Гургандж. Впоследствии это государство расширилось на юг и восток и занимало весь Мавераннахр, Хорасан и всю оставшуюся часть нынешнего Ирана.

Государственным языком являлся персидский, несмотря на то, что государством управляла тюркская династия Ануштегинидов.

В 1212 году шах Хорезма Алауддин Мухаммед II подавил восстание караханида Усмана в Самарканде и окончательно установил свою власть.

В 1221 году Государство Хорезм было сокрушено в результате масштабного нашествия монголов во главе с Чингисханом.

В эпоху существования Государства Хорезмшахов Самарканд продолжал оставаться одним из важнейших городов государства и мусульманского мира того времени.

В городе был сооружён ряд зданий, вдобавок ещё не были разрушены постройки эпохи Караханидов и более ранних периодов[44][45][46].

Монгольское нашествие во главе с Чингисханом[править | править код]

Руины Афрасиаба — древнего Самарканда, разрушенного Чингис-ханом.

В последние годы существования Государства Хорезмшахов набирало обороты масштабное монгольское нашествие на запад.

Сразу к западу от тогда ещё небольшой Монгольской империи находилась Средняя Азия, и одной из первых мишеней монголов во главе с Чингисханом стало именно Государство Хорезмшахов.

Уже в 1220 году монголы с Чингисханом напали на Самарканд. Город был осаждён монголами 3 дня. Как писал историк Ибн ал-Асир: «На 4-й день они объявили в городе, чтобы всё население вышло к ним, а если кто замедлит с этим, его убьют. К ним вышли все мужчины, женщины и дети, и они сделали с ними то же, что и с жителями Бухары — учинили грабежи, убийства, угон в неволю и всяческие бесчинства. Войдя в город, они разграбили его и сожгли соборную мечеть. Они насиловали девушек и подвергали людей всяческим пыткам, требуя деньги. Тех, кто не годился для угона в неволю, они убивали».

Самарканд был полностью разорён. Именно во время нашествия монголов были разрушены почти все постройки и архитектурные шедевры, построенные в эпоху Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов.

К 1223 году Монгольская империя занимала всю восточную часть Государства Хорезмшахов. В 1365 году в Самарканде вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари[47].

Эпоха Тимура[править | править код]

Samarkand registan 09.jpg Тимур на пиру в Самарканде. Мавзолей Рухабад в Самарканде.

Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370-1499) Самарканд являлся столицей его империи.

Подавляющее большинство существующих ныне архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда.

Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран.

В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы — медресе, усыпальницы.

Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, отсюда огромные масштабы и роскошь убранства.

Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока: Багдад, Шираз, Дамаск, Миср. Он стремился собрать видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран.

В 1371 году Тимур начал восстановление разрушенной крепости Самарканда, оборонительных стен Шахристана с 6-ю воротами (Шейхзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Каризгах и Чорсу).

В арке были построены 2 4-этажных здания: Куксарай (в нём расположились государственная казна, мастерские и тюрьма) и Бустон-сарай (в котором расположилась резиденция эмира).

Тимур сделал Самарканд одним из центров торговли в Центральной Азии. Как пишет путешественник Клавихо: «В Самарканде ежегодно продаются товары, привезённые из Китая, Индии, Татарстана (Дашт-и кипчака) и других мест, а также из самого богатого царства Самарканда.

Так как в городе не было специальных рядов, где бы удобно было торговать, Тимурбек приказал проложить через город улицу, по обеим сторонам которой были бы лавки и палатки для продажи товаров».

Тимур очень большое внимание уделял развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульманина мест.

В мавзолеях Шахи Зинда он устроил гробницы над могилами своих родственников. По указанию одной из жён, которую звали Туман ака, там были возведены мечеть, обитель дервишей, усыпальница и Чартаг.

Были построены Рухабад (усыпальница Бурханеддина Согарджи), Кутби чахардахум (гробница Шейх ходжа Нуриддина Басира) и Гур-Эмир (фамильная усыпальница рода тимуридов). Также в Самарканде он возвёл много бань, мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев.

Мавзолей Гур-Эмир, где похоронен Тимур и его потомки.

В течение 1378-1404 годов в Самарканде и близлежащих землях было взращено 14 садов: Баг-и бихишт, Баг-и дилкуша, Баг-и шамал, Баг-и булди, Баг-и нав, Баг-и джаханнума, Баг-и тахти карача и Баг-и давлатабад. В каждом из этих садов находились дворец и фонтаны.

В своих трудах о Самарканде упоминает историк Хафизи Абру. Он пишет, что «возведённый раньше из глины, Самарканд перестроили, возведя здания из камня». Парковые комплексы Тимура были открыты для простых горожан, которые проводили там дни отдыха[48]. Ни один из этих дворцов до наших дней не сохранился.

В области науки и просвещения получили распространение юриспруденция, медицина, богословие, математика, астрономия, история, философия, музыковедение, литература и наука о стихосложении.

Видным богословом в то время был Джалалиддин Ахмед аль Хорезми. Больших успехов в астрологии достиг Маулана Ахмад, а в правоведении — Абдумалик, Исамиддин и Шейх Шамсиддин Мухаммад Джазаири.

В музыковедении — Абдулгадир Мараги, отец и сын Сафиаддин и Ардашер Чанги. В живописи — Абдулхай Багдади и Пир Ахмад Багишамоли. В философии — Садиддин Тафтаззани и Али аль-Джурджани. В истории — Низамиддин Шами и Хафизи Абру.

В 1399-1404 годах в Самарканде построены соборная мечеть и медресе напротив неё. Мечеть позже получила название Биби Ханум (в переводе с тюркского — госпожа бабушка).

Мечеть Биби Ханум.

Самарканд в начале XV века:

Самарканд расположен на равнине и окружён земляными валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба. Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти: всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев. (Из дневника кастильского посла ко двору Тимура)

Эпоха Тимуридов[править | править код]

Мавзолеи Шах-и Зинда.

После смерти Тимура власть была захвачена его внуком Халил-султаном (1405-1409), непродуманная деятельность которого привела к разорению государственной казны.

В 1409 году он потерял власть, и Самарканд перешёл в руки младшего сына Тимура — Шахруха, который назначил наместником в Мавераннахре своего старшего сына Мирзо Улугбека.

Превращение Самарканда в центр мировой науки в эпоху Улугбека[править | править код]
Миниатюра с изображением Улугбека, созданная

Самарканд – достопримечательности, еда и развлечения в фирменном гайде

В Самарканд все едут за древними мечетями и мавзолеями, которые позволят тебе почувствовать себя героем восточных сказок. Главные достопримечательности сосредоточены в центре в пешей удаленности друг от друга.

Начать осмотр города стоит с его визитной карточки – площади Регистан. Это сердце города и одна из самых известных достопримечательностей всей Средней Азии. Это именно то, за чем ты едешь в далекий Узбекистан. В ансамбль площади входят три медресе (духовные школы) XV-XVII веков: медресе Улугбека, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор, – они считаются старейшими в мире и являются образцами небывалого мастерства строителей тех времен. 

После Регистана отправляйся в Медину. Просто следуй туда, где видишь жилой квартал. Медина – это место, где обитают местные жители. Именно тут тебя будет ждать очередной культурный шок. Ты удивишься, но на протяжении сотен лет во времена Шелкового пути таджикский язык был главным языком в Самарканде – он имел здесь ту же значимость, что и французский во времена Российской империи: на нем общались аристократы и поэты писали на таджикском стихи. Так и повелось, что в этом городе до сих пор живет много таджиков, которые, помимо всего прочего, очень дружелюбны и, увидев тебя, обязательно пригласят на плов или просто выпить чаю.

Продолжить знакомство с местными ты можешь на Сиабском базаре, который находится в 10 минутах пешком от Регистана. Рынок – это обязательный пункт программы, тут можно увидеть настоящую Среднюю Азию. Здесь – буйство красок, эмоции, вкусные запахи, здесь город живет и бурлит. 

После знакомства с местными направляйся в Самаркандский областной краеведческий музей (ул. Джами, 51). Он расположился в старинном особняке, построенном в XX веке и принадлежавшем одному из богатейших купцов I гильдии Самарканда рубежа XIX-XX века Абраму Калантарову. Внутренняя отделка здания выполнена в европейском и среднеазиатском стиле. Сам музей состоит из двух отделов: истории и природы, тут собрана старая керамика, чучела животных и артефакты из разных исторических периодов жизни города. Значительная часть экспозиции посвящена европейским и бухарским евреям. Музей работает в будни с 9.00 до 17.00.

Побывай в галерее Чорсу, которая находится на месте старейшего рынка города, прямо за Регистаном. Тут можно побродить, рассматривая картины лучших самаркандских художников (а какую-то и купить, если понравится). Также здесь найдешь изделия узбекских национальных мастеров: одежда, скульптуры, керамика, сувениры.

Если тебе интересна астрономия, то посети остатки обсерватории и музей Улугбека, которые находятся на окраине Самарканда, на холме Кухак (Ташкентский пр-т, 1). Вход сюда обойдется тебе в € 3. Именно тут внук Тамерлана – Улугбек – проводил все свободное от государственных дел время, он сам принимал участие во многих исследованиях и экспериментах. В стенах этой обсерватории были описаны 1018 звезд и составлен каталог звездного неба (Гурганский зидж), также тут определили длину звездного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд. 

Если время позволяет, обязательно доберись до самаркандской бумажной мастерской «Мерос», которая находится в 10 км от центра Самарканда в кишлаке Конигил во дворе Зарифа Мухтарова. Тут можно увидеть, как в средние века производилась знаменитая самаркандская бумага, которой вплоть до XII века пользовались чуть ли не все европейские страны. 

В городе есть целый квартал, который называется русский Самарканд (его еще иногда называют «Южным Петербургом») (Университетский бульвар). Это исторический район, который сформировался здесь в царскую эпоху.

 

 

Мечети и мавзолеи

Обязательно включи в свой маршрут мечеть Биби-Ханым (ул. Бибикхоним) – это самая большая мечеть в Средней Азии. Согласно легенде, ее построила старшая жена Темура – Сарай-Мульк-Ханум – совместно с мастерами из Индии, Ирана, Хорезма и Золотой Орды. Говорят, если загадать желание и трижды обойти вокруг склепа Биби Ханум, расположенного в мавзолее, то оно обязательно исполнится. Вход в мечеть стоит € 2,30.

Другая мечеть, на которую стоит обратить внимание – это Хазрет-Хызр, которая датируется VIII веком. Мечеть возвышается на холме, на окраине древнего городища Афросиаб (пресечение улиц Шахизинда и Ташкентской) и считается самой красивой в Самарканде. Тут в 2018 году открыли мавзолей первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Обязательно поднимись на минарет – оттуда откроются потрясающие виды на Биби-Ханым и Шахи-Зинду.

Самый популярный мавзолей Гур-Эмир (ул. Шохрух Мирзо) посвящен национальному герою узбекского народа – Тамерлану (Амиру Тимуру). Здесь похоронен он сам и члены его семьи. Входной билет сюда обойдется тебе в € 2,30. Тут ты сможешь насладиться красотой древних построек, а также узнать про походы Тамерлана. Путешественники советуют узнать больше об этом месте с помощью местных гидов.

Другой интересный ансамбль мавзолеев – Шахи Зинда (ул. Шахи Зинда) находится недалеко от мечети Биби-Ханум. Комплекс состоит из 11 мавзолеев XIV-XV веков. Именно тут в свое время были похоронены царские особы и знать. Этот ансамбль очень важен для религиозных паломников. В стародавние времена хадж в Мекку мог быть заменен посещением Шахи Зинда, где по преданиям покоятся останки великого проповедника – Куссаму ибн Абассу, двоюродного брата пророка Мохаммеда. Вход в комплекс мавзолеев стоит € 1,30.

Мавзолей Ходжа Дониера (пророка Даниила) (городище Афросиаб) является местом паломничества верующих сразу трех религий: мусульман, христиан и иудеев. В этом месте захоронена часть праха ветхозаветного библейского пророка Данияр, который привез в Самарканд Тамерлан.  

Самарканд — Путеводитель Викигид Wikivoyage

Самарканд находится в Узбекистане. Второй по величине город страны, центр одноименной области. В Самарканде интересно посмотреть не только на всемирно знаменитые памятники эпохи Тамерлана, но и на практически неизвестный широкой публике городской ансамбль XIX—ХХ веков.

Открыть карту Открыть карту Скоростной поезд Afrasiab курсирующий из Ташкента в Самарканд Открыть карту Самолет авиакомпании Uzbekistan Airways

Самарканд, пожалуй, наиболее интересный с точки зрения туризма город Узбекистана (и всей Средней Азии). Центр города внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Самарканд — один из самых древних городов Средней Азии, ему более 2750 лет. Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом в Великом Шелковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки и архитектуры средневекового Востока. Амир Тимур (Тамерлан) сделал Самарканд столицей своего государства. Основные достопримечательности относятся к эпохе правления Тимуридов (1370—1499): медресе Улугбека, ряд мавзолеев и грандиозная мечеть Биби-Ханым.

С XVI века город попал в подчинение бухарским эмирам. Хотя в середине XVII века было построено несколько значимых сооружений, в том числе медресе Шер-Дор, к началу ХIX века в результате феодальных раздоров жизнь в городе постепенно пришла в упадок.

Новую жизнь Самарканд получил после присоединения Туркестана к Российской Империи, когда город стал столицей Самаркандской губернии. Русские переселенцы фактически построили на окраине туземного города новый русский квартал, хорошо сохранившийся до сих пор.

Самарканд — исторически таджикский город. До прихода советской власти основным языком был персидский (таджикский близок к персидскому и иногда считается диалектом последнего). Частью Узбекистана Самарканд стал только в 20-е годы XX века. До сих пор в городе проживает много таджиков. От узбеков их легко отличить по европейским, а не монголоидным, чертам лица. Также в городе проживает много русских, украинцев и других национальностей, причем многие жители общаются между собой по-русски.

Ориентация[править]

Главной улицей русского квартала является широкий и зеленый Университетский бульвар. Он упирается в площадь Амира Тимура, откуда начинается туземный город: по улице Регистан вы дойдете до одноименной площади, а оттуда пешеходная улица Ташкентская идет к Сиабскому базару и мечети Хазрат-Хизр.

Туристы, как правило, посещают город по земле, приезжая на поезде или на автомобиле из Бухары (с запада) или Ташкента (с северо-востока), либо из соседнего Таджикистана (с востока). В 35 километрах к востоку от Самарканда находится международный пограничный переход «Самарканд-Пенджикент» (официально «Джартепа-Саразм»). До марта 2018 года данный пограничный переход несколько лет был закрыт из-за сложных отношений между странами, которые сейчас нормализовались. Данный погранпереход связывает Самарканд с таджикистанским городом Пенджикент. Прямое такси из Самарканда к погранпереходу и от погранперехода в Самарканд в среднем стоит 30—60 тысяч сумов (8—10$). Процедура прохождения границы проходит довольно быстро с обеих сторон, в течение от 5 до 20 минут в зависимости от количества людей на пункте пропуска.

На самолёте[править]

1  Международный аэропорт «Самарканд», Улица Ибн Сино. Расположен в северной части города, примерно в 10 км от площади Регистан. Здание аэропорта новое. Людей без билета и провожающих не пускают внутрь вокзала, и провожающие ждут обычно на площади у главного входа. Внутри работают киоски с водой и едой, продуктами и сувенирами, работают кафе. По состоянию на июнь 2019 года, самаркандский аэропорт имеет регулярное авиасообщение с Москвой (Шереметьево, Домодедово и Внуково), Санкт-Петербургом и Екатеринбургом. Также есть регулярное авиасообщение со Стамбулом (два раза в неделю) и Душанбе (раз в неделю). Из внутренних рейсов имеется авиасообщение с Ташкентом, Нукусом и другими городами страны. Также осуществляются чартерные рейсы. Добраться до аэропорта можно на такси, которое обойдётся примерно в 5-8 тысяч сумов (1$), или на городском автобусе за 1200 сумов (15 центов). Следует учесть, что автобусная остановка находится в 450 метрах от аэропорта, тогда как такси может вас доставить прямо до входа в терминал. июн 2019

На поезде[править]

Самарканд — сравнительно крупный железнодорожный узел, и через него проходят поезда до крупных городов Узбекистана и соседних стран: в Ташкент, Бухару, Ургенч, Саратов, Волгоград, Москву, по южному, западному и центральному Казахстану.

2  Железнодорожный вокзал «Самарканд», Улица Беруни. Вокзал расположен в северо-западной части Самарканда, примерно в 12 км от площади Регистан. Здание формально двухэтажное, но проход на второй этаж закрыт. Построен в интересном стиле, и внутри вокзал украшают разноцветные стеклянные панно. Внутри работают ряд киосков с водой, едой, продуктами и сувенирами, а также небольшое кафе, в меню которого есть как европейские, так и национальные блюда. Людей без билета и провожающих не пускают внутрь вокзала, и для того, чтобы приобрести билеты, нужно войти в специальное здание сбоку от вокзала, где они и продаются. По сравнению с вокзалом Ташкента пассажиров и толчеи здесь заметно меньше: все формальности займут три минуты. июн 2019

На автомобиле[править]

Из Ташкента в Самарканд от автостанции «Ташкент» (ст. метро «Алмазар») круглосуточно ходят частные такси, в основном седаны. По состоянию на осень 2018 года, цена в среднем составляет 40-60 тысяч сум (7-8$) за место. Чем комфортабельнее автомобиль (например кроссовер или седан с кондиционером, или мало пассажиров), тем выше цена; она может доходить до 80 тысяч сум (10$) за человека, но не более. Конечная таких такси в Самарканде — автостанция «Улугбек», (северо-восточная окраина города, рядом с обсерваторией Улугбека). Проезд по Самарканду до нужного места назначения лучше сразу оговорить с водителем, который везёт вас из Ташкента; это будет на пару долларов дешевле, чем брать такси в самом Самарканде. Соответственно, от автостанции Улугбек (в народе «пятак на Ташкент») отправляются такси на Ташкент.

3  Автостанция у Гребного канала, Трасса M39 (Самаркандская кольцевая автодорога) (Местность Конигиль). Находится прямо напротив самаркандского гребного канала. Импровизированная автостанция, откуда можно поехать на юг (Ургут, Шахрисабз, Термез) и восток (Таджикистан). Такси на автостанции обычно ждут пополнения пассажиров и только потом едут к месту назначения. Можно договориться поехать без подсадки других пассажиров, но цена будет немного выше (также всё зависит от настроения таксиста).
Поездка в Шахрисабз обойдется в среднем около 20000 сум на человека в одну сторону; туда-обратно можно сторговаться дешевле, для чего вам надо будет знать, сколько вы проведёте в Шахрисабзе. Обычно трёх часов должно хватить с запасом. Убедитесь, что вас повезут именно в Шахрисабз, а не на его автостанцию в Китабе, в 20 км от города. июн 2019 4  Автостанция у северного кольца трассы M39, Северное кольцо трассы M39. Находится в паре сотне метров к северу от автостанции у гребного канала. Также импровизированная автостанция, откуда можно поехать на северо-восток (Джизак и др.) и восток (Таджикистан). июн 2019 5  Автостанция у Шахи-Зинды, Пересечение улиц Шахи-Зинда и Абдурахмана Джами. Находится в нескольких сот метрах к юго-востоку от ансамбля Шахи-Зинда. Официальная автостанция, откуда можно поехать в различные районы и кишлаки Самаркандской области. Есть как автобусы, которые едут по расписанию, так и частные такси и микроавтобусы. июн 2019

На автобусе[править]

Также между городами несколько раз в день (обычно утром или вечером) курсируют частные автобусы. Средняя цена в этих автобусах 20-40 тысяч сум (3-5$) за человека, но следует учесть, что желающих хватает, и мест зачастую хватает не всем. Автобусы также едут от автостанции «Улугбек». Дорога занимает 4-5 часов.

6  Улугбек (100 м от обсерватории Улугбека). Импровизированная автостанция, откуда отправляются такси, маршрутки и автобусы на Ташкент. мар 2019 7  Междугородняя австостанция у Гребного канала. Отсюда можно уехать во многие города и кишлаки к югу и востоку от Самарканда. В частности, в Шахрисабз, Термез, а также в Таджикистан. Дорога до международного погранперехода «Джартепа-Саразм» (то есть «Самарканд-Пенджикент») в среднем займёт час. Таксисты могут подвезти как до границы, так и пройти ее вместе с вами и ехать дальше в нужное вам место. Цена за человека в среднем от 40 до 60 тысяч сум (8$). Обычно туристы едут с узбекистанскими таксистами до границы, проходят ее пешком, и садятся на таджикистанской стороне уже на местное такси. мар 2019 Открыть карту Трамвай в Самарканде

В Самарканде очень много такси, которых можно узнать по характерному жёлтому цвету, с соответствующей атрибутикой такси. Стоимость проезда на такси по городу — от 3 до 10 тысяч сум (0,5 или 1$) с человека в зависимости от расстояния. Таксист обычно по дороге возьмёт в машину 2—3 других попутных пассажиров если вы согласитесь, и цена может упасть незначительно. Если вы хотите ехать без подсадки дополнительных пассажиров, то заранее обговорите с водителем стоимость. С туристов могут запросить и больше, особенно около достопримечательностей. Цену надо обязательно оговаривать до начала поездки.

Открыть карту Жёлтые такси на улицах Самарканда

С учётом дешёвых такси, среди туристов не популярен общественный транспорт города. По городу курсируют в основном муниципальные автобусы и небольшое количество маршруток. Самаркандские автобусы имеют любопытную особенность в виде кондукторов-зазывал: на крупных остановках кондуктор выходит на улицу и громко объявляет дальнейший маршрут, называя следующие и ключевые остановки. Самаркандский автобус имеет довольно разветвлённую сеть маршрутов. Цена за проезд в автобусах составляет 1200 сум (15 центов), а в маршрутках от 800 (10 центов) до 1500 сум (20 центов) в зависимости от маршрута. Также по городу с весны 2017 года курсируют трамваи. Цена за проезд на трамваях 1000 сум. Трамвай пока имеет три, но довольно длинных маршрута: «Железнодорожный вокзал — Сиабский базар», «Железнодорожный вокзал — массив Сартепа», «Улица Буюк Ипак Юли — посёлок Кимёгарлар».

На муниципальных автобусах и трамваях также можно рассчитаться с помощью карт Visa (вне зависимости от страны и банка) бесконтактным способом оплаты. Карту нужно приложить к терминалу TEZCARD, который установлен почти в 500 автобусах и трамваях, курсирующих по Самарканду.

Достопримечательности[править]

Открыть карту Площадь и ансамбль Регистан Вид на медресе Тилля-Кари Вид на медресе Улугбека из центра площади Регистан Вид на медресе Шердор с северного минарета медресе Улугбека

Ключевые достопримечательности в Самарканде платные. Однако если вы не ищете лёгких, но затратных путей, во многие места можно попасть через какую-то заднюю калитку. К вам подойдет смотритель, с которым можно договориться за полцены билета. Вход для граждан Узбекистана существенно дешевле; если вы наняли гида, он купит вам билет по цене для местных.

Многие достопримечательности были сильно разрушены землетрясением 1897 года, поэтому их современный вид — во многом заслуга советских и узбекских реставраторов. В некоторых местах визуально видно старую кладку или облицовку и отреставрированную (заново построенную).

Район площади Регистан[править]

1  Площадь и ансамбль Регистан Статья в ВикипедииЭлемент Викиданных (Улица Регистан). Визитная карточка и главная достопримечательность Самарканда. июн 2019 2  Медресе Тилля-Кари. Статья в ВикипедииЭлемент Викиданных  июн 2019 3  Медресе Улугбека. Статья в ВикипедииЭлемент Викиданных  июн 2019 4  Медресе Шердор. Статья в ВикипедииЭлемент Викиданных  июн 2019 5  Чорсу Статья в ВикипедииЭлемент Викиданных (Улица Ислама Каримова). Находится в двадцати метрах к северо-востоку от медресе Шердор (фактически сзади). Построенное 17 веке на месте более древнего крытого базара куполообразное здание, где вплоть до начала 20 века размещались лавки и магазинчики по продаже одежды, головных уборов, книг, лекарств и других вещей. Вокруг этого здания располагался большой базар. В настоящее время здание Чорсу превращено в галерею, где постоянно проходят выставки известных художников, живописцев и скульпторов. Стоит заглянуть, так как возможно наткнётесь на интересную для себя выставку. Само здание (имеет четыре входа с каждой стороны света) и его внутренний интерьер достаточно интересны в глазах ценителей архитектуры. июн 2019 6  ☆ Мечеть Биби-Ханым, Toshkent koc. 12000 сум. Грандиозная соборная мечеть Тамерлана, самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших в мире. По народному преданию строительство этой мечети организовала старшая жена Тимура во время его отсутствия — на самом же деле мечеть была заложена Тимуром после победоносного похода на Дели. В конструкции и оформлении мечети было использовано всё лучшее, что было достигнуто мастерами к началу XV века: фактически, Биби-Ханым стала кульминацией развития традиционных мечетей средневековья: гигантские двойные ворота, стройные цилиндрические (а не конусообразные) минареты, купола на барабанах. В центре двора стоит огромный мраморный аналой для Корана (называется лаух), изготовленный для Улугбека. Инженерные подходы к строительству XV века не успевали за фантазией архитектора: 40-метровый купол и минареты довольно быстро начали разрушаться. К началу ХХ века от комплекса остались руины основного здания и один минарет из четырех. Реставрация шла до начала XXI века, и сейчас внешнее оформление восстановлено почти полностью. Всё самое красивое можно увидеть с улицы, не платя за вход. Но если хотите получить представление о том, как ещё сравнительно недавно выглядел весь комплекс, зайдите внутрь основного здания мечети через обрушенный дверной проем: внутри гнездятся птицы, а реставрация внутреннего убранства, кажется и не планируется. Впрочем, на одной из стен до сих пор видны следы декора XIV века.  7  Мавзолей Биби-Ханым, Toshkent koc. Усыпальница для женщин из династии тимуридов стоит напротив мечети, через дорогу. Здесь интересен не декор и не масштабы сооружения, а его восьмигранная форма. апр 2015 8  ☆ Мавзолей Матуриди Статья в ВикипедииЭлемент Викиданных (Улица Бухарская). Находится на границе между еврейским кварталом и кварталом самаркандцев-мусульман, в конце улицы Бухарская, с правой стороны, в нескольких метрах к югу от средней школы №26. В мавзолее погребён известный исламский богослов, мыслитель, знаток Корана и шариата — Абу Мансур Матуриди, который также является основателем Матуридизма — суннитской школы. Является главны

Достопримечательности Самарканда — Википедия

Ансамбли
ФотоФотоНазваниеТипДата постройкиОписание
Registan 2015.jpgАнсамбль РегистанАнсамбль, площадь1415-1660 Исторический ансамбль зданий и площадь в центре Самарканда.
Ансамбль Шахи ЗиндаАнсамбль мавзолеевXIV—XV векАнсамбль мавзолеев Самаркандской знати и комплекс исторических построек. Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV—XV веков.
Antiquities of Samarkand. Mosque of Khodzha Abdu-Berun. View of the Mosque from the Northwest WDL3746.pngАнсамбль Абди БирунМемориальное здание1630-е годыМемориальное здание культового назначения. Построен в 1630-х годах визирем и дядей правителя Бухарского ханства Имамкули-хана Надиром диван-беги на мазаре XII века. Считается одним из крупнейших средневековых мемориалов (хазира) на территории Средней Азии.
Ensemble Abdi Darun 04.jpgАнсамбль Абди ДарунАнсамбль мавзолеевXV или XIX векМемориальное здание у могилы известного исламского правоведа IX века Абд-ал Мазеддина.
Khoja Ahrar entrance.jpgMASamarkandNadirDiwanBeg.jpgАнсамбль Ходжа-АхрарАнсамбль мавзолеевXIX и XX векаНаходится на окраине древнего кладбища Джакердиза в южной пригородной зоне города Самарканда.
Мавзолеи
ФотоФотоНазваниеТипДата постройкиОписание
Усыпальница ТимуридовМавзолей1404 годМавзолей завоевателя Амира Тимура (также известного как Тамерлан).
Мавзолей Биби ХанумМавзолей1404 годМавзолей завоевателя Амира Тимура где захоронена жена Тимура Биби-Хонум.
Мавзолей Ходжа ДониёрМавзолей1900 годСчитается местом погребения останков библейского и коранического пророка Даниила (Дониёр, Даниэль).
Imammaturidi.jpgМавзолей Абу Мансур МатридийМавзолей1300 годыМесто погребения Абу Мансура аль-Матируди.
Мавзолей РухабадМавзолей1380 годМесто погребения исламского проповедника, богослова и учёного-мистика шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи и других богословов.
Мавзолей АксарайМавзолейXV векУсыпальница других представителей Тимуридов.
AlBukhari mausoleum.jpgAlBukhari Mausoleum.jpgМавзолей Имама Аль-БухариМемориальный комплекс, мавзолейXVI векМавзолей известного мусульманского деятеля Имама аль-Бухари.
Mausoleum Ishrathona 03.jpgМавзолей ИшратхонаИсторическое здание, мавзолей1451—1469 годыАрхитектурный памятник в Самарканде, построенный во времена правления тимурида Абу-Сеида. Здание, по-видимому, было местом погребения представительниц династии тимуридов, так как при раскопках 1940 года были обнаружены несколько женских погребений.
Медресе
ФотоФотоНазваниеДата постройкиОписание
Registan Ulugbek madrasah 2015.jpgМедресе Улугбека1415—1420мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XV века.
Медресе Тилля-Кари1646—1660мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XVII века.
Registan Sherdor madrassah 2015.jpgМедресе Шердор1619—1636мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XVII века.
Медрессе Ходжа Ахрармусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XVII века.
Мечети
ФотоФотоНазваниеТипДата постройкиОписание
Соборная мечеть Биби ХанумСоборная мечеть1404 годМечеть была воздвигнута по приказу Тамерлана после его победоносного похода в Индию. Строительство было начато в мае 1399 года. Месторасположение будущей мечети выбирал сам Тимур. В строительстве были задействованы мастера из различных стран: Индии, Ирана, Хорезма. К сентябрю 1404 года основная часть комплекса была уже построена. Во дворе мечети могут одновременно молиться 15 тысяч человек.
Мечеть Хазрет-ХызрМечеть712 год (восстановлен в 1919 году)Мусульманское культовое сооружение в Самарканде на южной оконечности Афрасиаба. Название мечети связано с именем пророка (наби) Хызра — покровителя путешественников, легендарного обладателя «живой воды».
Мечеть Ходжа ЗиемуродМечетьIX — начала X веководно их древних культовых сооружений Самарканда. Нынешнее здание построено на фундаменте конца IX — начала X веков. В фундаменте мечети в ходе реставрации были обнаружены кирпичи времён правления султана Сельджукской империи Ахмада Санджара (1086—1157).
Мечеть Ходжа НисбатдорМечетьконец XIX векаМечеть конца XIX века в Самарканде, расположена в центре города к югу от площади Регистан. Названа в честь богослова Ходжи Нисбатдора, жившего до XV века. Мечеть построена из жжённого кирпича, обнесена айваном и имеет минарет.
Мечеть НамазгохМечетьXVII векЗагородная мечеть в Самарканде.
Мечеть КукМечеть
Мечеть Кош-ХаузМечеть
Мечеть Ходжа АхрорМечеть
Обсерватория Улугбека
ФотоФотоНазваниеТипДата постройкиОписание
Обсерватория УлугбекаСредневековая обсерватория, музей1424—1428 годыОдна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построенная Улугбеком на холме Кухак в окрестностях Самарканда
Торговый купол Чорсу
ФотоФотоНазваниеТипДата постройкиОписание
Торговый купол ЧорсуИсторическое здание, галереяXV векЗдание, расположенное рядом с Медресе Шердор в Регистане.
Церкви
Фото церквиФото внутри церквиНазваниеКонфессияДата постройкиОписание
Церковь Пресвятой БогородицыАрмянская апостольская церковь1903 годЦерковь Армянской апостольской церкви. Церковь была построена в 1903 году, на средства местного армянского населения.
Церковь Святого Иоанна КрестителяРимско-католическая церковь1916 годВ 1915 году в Самарканд стали пребывать военнопленные поляки, австрийцы и венгры. В этом же году было получено разрешение на строительство католического храма в Самарканде. Церковь по проекту архитектора Е. Нелле была построена в 1916 году.
Собор
Фото собораФото внутри собораНазваниеКонфессияДата постройкиОписание
Orthodox church in Samarkand.jpgСобор Святителя Алексия, Митрополита МосковскогоРусская православная церковь1910 годТоржественная закладка и освящение первого камня были произведены в 1909 году. Сам же собор был построен к осени 1911 года, по проекту Санкт-Петербургского зодчего Фёдор Михайлович, составленным для Самаркандского собора и гарнизонного храма в Термезе и Фергане и других городах.
Храмы
Фото храмаФото внутри храмаНазваниеКонфессияДата постройкиОписание
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносцаправославный храм1882 годНосит имя святого великомученика Георгия Победоносца. Один из старинных храмов Самарканда. Архитектор В.А. Лемке.
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносцаправославный храм1925 годНосит имя святого великомученика Георгия Победоносца.
Church of the Grand Prince Alexander Nevsky in Samarkand 75.jpgХрам Святого Александра Невскогоправославный храм1899 годНосит имя святого великомученика Александра Невского. Один из старинных храмов Самарканда, к сожалению был снесен.
Храм Покрова Пресвятой Богородицыправославный храм1900 годОдин из старинных храмов Самарканда.
Church of St. Nicholas Wonderworker in Samarkand 10-05.jpgХрам Святого Николая Чудотворцаправославный храм1900 годОдин из старинных храмов Самарканда.
Часовни
Фото церквиФото внутри церквиНазваниеКонфессияДата постройкиОписание
Часовня Святого Великомученика Георгия Победоносцаправославная часовня1925 годНосит имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Самарканд — древнейший город мира

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)

Самарканд. Часть 1: история и ремёсла: varandej — LiveJournal

Самарканд — второй по величине (509 тыс. жителей) город Узбекистана и его политический центр: местный клан крепко держит страну уже добрых полвека. А в прошлом… Самарканд значился древнейшим «живым» городом Советского Союза, и если за сам возраст соперники у него были (скажем, Керчь), то по вкладу в мировую историю Самарканд и Бухара уступают разве что молодым выскочкам Москве и Петербургу. Бухару в обзорном посте я называл Восточные Афины, а эпитет Самарканда придуман давно — Рим Востока. Бухара издавна была городом денег, Самарканд — городом крови; герои Бухары — купцы и святые, герои Самарканда — цари и повстанцы с Тамерланом во главе. Соперничество их длилось долго, и если путь Бухары — пологая парабола, то путь Самарканда — синусоида с крутыми зигзагами. Впрочем, то история, в современности же они соотносятся несколько иначе: Самарканд — не только Рим, но и Вавилон, где уживаются попавшие туда в разные времена и по разным причинам таджики и узбеки, персы и арабы, русские и поляки, армяне и корейцы, евреи бухарские и ашкеназские, татары крымские и волжские, цыгане-люли и цыгане-рома, и всё это не враждует, а взаимодействует. Но историчечская суть по-прежнему верна: Бухара, я бы сказал — город мысли, а Самарканд — город дела. И в отличие от простой, но очень красивой Хивы Самарканд многослоен и многогранен: туристы «второго уровня», вольные, но поверхностные, считают правилом хорошего тона сказать, что Самарканд их разочаровал, но это лишь от того, что Самарканд требует глубокого и неспешного погружения.

Увидеть Самарканд было моей мечтой с тех пор, как я начал путешествовать. Рассказ о нём будет состоять из 9-10 частей, не считая уже написанного поста про дорожные встречи в знаменитой гостинице Баходира и поездок в окрестные Ургут и пещеру Давида. В первой части — история, колорит, ремёсла, традици (включая петушиные бои), люди.

Для начала полюбуемся Самаркандом с высоты минарета Улугбекова медресе на Регистане. Туда водят полулегально, а виды на сам Регистан я оставлю до следующей части. Но как в 19 веке Самарканд был городом лачуг у руин грандиозных древних построек, так и сейчас Самарканд — город махаллей из современных материалов с крышами ядовитых цветов у шедевров старины, прошедших грандиозную реставрацию при Советах. Вот вид на север (а пойдём мы по часовой стрелке, то есть каждый следующий вид правее предыдущего), на крупнейшую в Средней Азии мечеть Биби-Ханум (1399-1406) времён Тамерлана. Она и на заглавном кадре, а «наш» минарет на нём дальний, слегка накренившийся от веков и землетрясений:

2.

О происхождении столь звучного названия Самарканд (или Мараканда) есть несколько версий со всех окрестных языков: согдийское Асмараканд («Каменный город», как и Ташкент), тюркское Самускент («Богатый город»), а то и вовсе переиначенное на другие языки «Согдиан».  Афросиабом, вопреки расхожему мнению, он никогда не назывался, это имя легендарного царя-повелителя Турана, тёмной кочевничьей стороны мира, противолежавшей «светлому» земледельческому Ирану, то есть Самарканду персы отводили роль туранской столицы. История его известна с 8-6 веков до нашей эры, и первым, кто его покорил, был персидский «царь царей» Кир Великий. Более известно взятие Мараканды Александром Македонским в 329 году до нашей эры, после которого Согдиану охватило мощнейшее восстание: её жители встретили Искандера как освободителя от Ахеменидов, но поняв, что он такой же захватчик, поддержали ахеменидского потомка Спитамена, сумевшего на подступах к Самарканду нанести Александру единственное за весь его восточный поход поражние. После нескольких лет восстание выдохлось, Спитамена убил предатель, а над Ираном воцарились греки Селевкиды, основатель династии которых взял в жёны Спитаменову дочь Аламу. Самарканд отошёл на периферию, Бухара в те века ещё не поднялась из тени соседнего Пайкенда, а через Туран, «как птицы через комнату» пролетали кангюйцы, эфталиты, тюрки… От тогдашнего города осталось и Афросибаское городище, заметное и на кадре выше (за мечетью), и на кадре ниже (кладбище за мавзолеем Биби-Ханум; на переднем плане домики пешеходной Ташкентской улицы):

3.

А следующий крутой поворот истории принёс в начале 8 века Кутейба ибн Муслим — полководец Арабского Халифата, вторгшийся с юга в это край, который арабы называли Маверанахр. Если Бухара в 709 году покорилась ему мирно, обменяв старую веру на власть в своём тучном оазисе, то Самарканд в 712 году был разрушен и опустошён жестоким штурмом. Лет на 200 «самаркандская» эпоха Средней Азии выпервые сменилась «бухарской», и эта ситуация, — Бухара договорилась, Самарканд героически пал — повторится здесь ещё не раз. Впрочем, главным в эти краях оставался Мерв в нынешней Туркмении, где 775 году объявился «Хаким из Мерва, красильщик в маске» (так назывался рассказ Борхеса об этих событиях) Муканна и начал проповедовать странное учение на стыке манихейства, исламского суфизма и веры в переселением душ, согласно которому в пророков воплощался сам бог, и последний пророк — он, Муканна, носивший маску, чтобы не слепить людей своей красотой (на самом деле, говорят, наоборот — он был плешив и кос). Начавшееся восстание «людей в белых одеждах» быстро перекинулось в Маверанахр, бушевало там 10 лет, и под Самаркандом «покровенный пророк» в 785 году погиб, в осаждённой крепости совершив самосожжение.
На кадре ниже — древний некрополь Шахи-Зинда на Афросиабском городище и довлеющая над городом сопка Кухак с загадочным мавзолеем Чупан-Ата («Отец пастухов») без могилы:

4.

И хотя ислам за сто лет тут вполне прижился, попытки свергнуть Халифат продолжались, и в 806 году в Самарканде Рафи ибн Лейс поднял новое восстание, быстро разошедшееся до Ферганской долины. В этот раз, однако, кончилось всё полюбовно, Рафи сложил оружие и получил прощение халифа-учёного аль-Мамуны, однако важнее было то, что за помощь в подавления восстания арабы возвысили персидский род Саманидов, в 819 году ставших наместниками Самарканда, а в 875 — и всего Маверанахра, превратившись в де-факто независимую от Багдада династию. Столицу они перенесли в Бухару, и эпоха Саманидов, в 999 году сменившихся пришедшими с востока тюрками Караханидами (с распадом империи которых надвое в 1040 году Самарканд стал столицей её западной части) пришлась на Азиатский ренессанс, культурный расцвет Большого Ирана. В окрестностях Самарканда в 858 родился Рудаки — основоположник персидской поэзии, а в 1064-68 годах здесь жил, учился и преподавал медресе самый известный на Западе поэт Востока Омар Хайям. Впрочем, это всё равно была эпоха Бухары, и список её персонали тех веков куда масштабнее.

На фото портал разрушенного землетрясением мавзолей Ишратхана 15 века и минарет некрополя Абди-Дарун. А ледяные вершины Зерафшанского хребта, по среднеазиатским меркам не высокие (около 2500м) невооружённым глазом видны из города еле-еле — но ультразум даёт такой почти алматинский сюжет:

5.

В 1212 году над Самаркандом вновь сменилась власть — Караханидов потеснили Хорезмшахи (а Хорезм — это отдельная история), но всего считанные годы отделяли Среднюю Азию, к тому времени уже больше тюркскую, чем персидскую, от величайшей в здешней истории беды — вторжения Чингисхана. Не поладил Потрясатель Вселенной именно с Хорезмом, где шах готовил поход на Багдад и вряд ли воспринимал монголов всерьёз, пока монголы за пару лет не стёрли Среднюю Азию в мелкую серую пыль, и из её городов избежать полного разрушения смогла каким-то чудом только Бухара. Самарканд договориться не смог, и потому опустел на десятилетия, возродившись в нескольких километрах от своих старых руин, так пропитанных кровью, что в них не росла трава. Но бойкое место пустым не бывает: уже в 1266 году в отстроившийся Самарканд переместилась столица Чагатайского улуса — всей Средней Азии от Афганистана до Алтая, которую Чингисхан в 1224 году отдал своему среднему и любимому сыну. Вскоре выделившись в отдельное государство, улус просуществовал ещё полтора века, но в 1347 году таки рассыпался напополам — на западный Мавверанахр и восточный Могулистан.

5а. флаг Чагатайского улуса.

Последний был сильнее, и за Среднюю Азию началась новая война могульского хана Тоглук-Тимура и эмира Хусейна, в которой как-то незаметно появился свой герой — Тимур из племени Барлас. О его молодости и начале пути наверх ничего не известно, в первых упоминаниях под 1361 годом он значится эмиром-наместником Тоглук-Тимура в родном городе Кеш (ныне Шахрисабз), но вскоре от интриг был вынужден бежать за Амударью, в туркменские пески, где у колодца повстречал Хусейна. В степи два эмира-изгнанника, как в каком-нибудь фэнтези, несколько лет вели разбойничью жизнь, побеждали и проигрывали, попадали в плен и были на волосок от продажи в рабство, а в одном из боёв Тимур лишился двух пальцев и получил рану ноги, на всю жизнь оставшись хромым, за что его прозвали Тимур-е-Лянг, то есть Хромой Тимур или Железный Хромец.
На фото — Гур-Эмир, мавзолей Тамерлана:

6.

Наконец, в 1363 году эмиры крепко обосновались в Афганистане, в районе Балха, и как Ганнибал через Альпы, через Памир спустились в Маверанахр и деморализовав отряды местных узбеков иллюзией огромного войска (например, разведя в горах тысячи костров или снабдив каждую лошадь охапкой хвороста, поднимавшей пыль) в битве у Каменного моста разбили могульского царевича Ильяса-ходжу. В это же время умер Тоглук-Тимур, а Хусейн и Тамерлан в 1364-65 годах вновь овладели Самаркандом. Однако затем уже полноправный хан Ильяс-ходжа вернулся, и на Сырдарье произошла эпическая Битва в Грязи — в самый разгар боя хлынул ливень, и это спасло Тимура и Хусейна от разгрома — они отступили, открыв могулам путь на Самарканд.
На фото летняя и зимняя мечети Рухабада (1880-е годы) и горка, сущность которой для меня так и осталась загадкой:

7.

И всё бы ничего, но в Самарканде в это время объявились сербедары — «персидские коммунисты» 14 века, с немалой жестокостью (говорят, идею башен из черепов Тамерлан почерпнул у них) свергавшие монархов и строившие

Краткая история одного из древнейших городов мира и Узбекистана

История Самарканда исчисляется 2700 годами. Не в последнюю очередь она уникальна географическим положением города. Расположенный в долине реки Зеравшан город с момента основания был узлом торговых путей и одним из центров геополитических интересов Азии.

Город захватывался персами, Александром Македонским, арабами, монголами, тюрками. За долгую историю переживал расцвет, полностью разрушался и создавался заново. Входил в различные царства периферийной областью, был столицей древнейшего государства Согдианы, могущественной империи Тамерлана, тюркского царства Караханидов, Узбекской ССР.

Древний Самарканд

Древний Самарканд

Сейчас это третий по величине город Узбекистана с населением 500 000 человек. Столько же здесь проживало и в 11 веке. Это музей под открытым небом и сосредоточение памятников культуры и истории.

Древний город Самарканд

Не вспомнить, кто первым назвал Самарканд не просто восточным городом, а жемчужиной Востока. Определение верное: в Самарканде замысловато пересеклись культуры азиатских и восточных народов, переплелись история и политика многих государств и правителей, стоят памятники разных эпох. Отдельные памятники старины получили новую жизнь (мечеть Хазрат-Хызр), другие теперь музеи Самарканда – например, краеведческий, расположившийся в особняке 20 века, принадлежавшем когда-то купцу первой гильдии Абраму Калантарову. Сегодня само здание – история и пример соединения в Самарканде различных стилей в архитектуре.

Регистан Самарканд

Регистан Самарканд

Но не в годах уникальность: достопримечательности разбросаны по всему Самарканду, придавая особенный колорит городу в целом, а не только площади, где главенствует центральный памятник – Регистан.

Туристы любят Самарканд не только за историю и атмосферу. Они говорят, что здесь место силы. Каждая эпоха оставила на этой земле свой след.

Сколько лет Самарканду: древнейшая история

Истории Самарканда отводится несколько этапов. К самому древнему относится период, когда Самарканд в 8 веке до нашей эры был столицей Согдианы. В 546-539 гг. до н. э. был завоеван персидским царем Киром Великим. Созданная им империя просуществовала 200 лет. Согдиана платила дань персам, развивала ремесла, устраивала большие ярмарки. Население исповедовало зороастризм и говорило на согдийском языке, относящемся к восточно-иранской группе языков. История сохранила лишь отрывочные сведения о той далекой эпохе.

В 329 году до н. э. Александр Македонский захватил Согдиану. Согдийский военачальник Спитамен поднял мятеж, гарнизон македонцев был осажден в районе Самарканда, называвшемся тогда на греческий лад Маракандом, и почти полностью уничтожен. Только небольшому числу воинов удалось спастись. Александр Македонский под страхом смерти запретил говорить о случившемся.

После смерти Александра в 323 до н. э. империя распалась. Восточная часть вместе с Самаркандом перешла под начало Селевка – бывшего полководца Македонского.

В 250 году до н. э. Бактрия, куда входила Согдиана, объявляется независимым Греко-бактрийским царством. Оно пало в 125 до н. э., не выдержав набега кочевников тохаров, позже органично влившихся в оседлую жизнь Кушанского царства на месте Греко-бактрийского.

Древний Самарканд

Древний Самарканд

История царства завершается в III веке, потерпев поражение от иранских шахиншахов Сасанидов, под властью которых оказался и Самарканд.

На этом заканчивается древнейший этап истории города. Но хронология не дает ответа на вопрос, насколько древняя самаркандская земля. Возраст Самарканда, определенный советской наукой и указанный в учебниках истории, был изменен Указом Президента страны И. А. Каримовым.

В 2007 году Самарканд отметил 2750 лет. Дата условная – точный возраст города продолжает вызывать споры ученых. Еще в 70-х годах было праздничное мероприятие, посвященное его 2500-ой годовщине. Археологи продолжают работать на раскопках в Афросиабе. Не исключено, что Самарканд продлит свою историю и отметит 3000-летие.

Эпоха раннего средневековья

В 651 году в персидские владения вторглись арабские войска. В 712 Самарканд взят халифом Кутейбой ибн Муслимом из династии Омейядов. Земли зороастрийцев становятся исламскими, а другие религии, история и верования вытесняются.

достопримечательности Самарканда

достопримечательности Самарканда

Как показали раскопки, в IX-X веках Самарканд был одним из культурных центров исламского Востока. Мавзолеи на территории ансамбля Шахи Зинде стали возводиться еще в 9 веке. В западной части Афрасиаба стоял царский дворец. К X веку площадь поселения достигала 220 га, здесь был водопровод из свинцовых труб, налажено сложное производство китайской бумаги. Южнее образовался пригород с мечетями, базарами, банями, караван-сараями и медресе. В 1072 в одно из них приехал на учебу поэт Омар Хайям.

В XI-XIII веках Самарканд стал столицей государства тюркской династии Караханидов. В этот период возводится новый дворцовый комплекс. При раскопках обнаружились фрагменты монументальной живописи.

Все это было разрушено Чингисханом. После взятия Бухары он двинулся на Самарканд и в марте 1220 года подошел к его стенам. В период захвата самаркандских земель Золотая орда еще входила в состав Монгольской империи, и покоренная территория стала частью монгольских владений.

Есть мнение, что поводом для нападения стала обида Чингисхана на подчиненного хорезмшаха Отрара, который без причины разбил караван монгольских купцов и убил посла. Часть истории и памятников древнего города была погребена под пеплом.

Жители покинули разоренные дома и стали строить новый Самарканд – новую историю.

Эпоха мусульманского ренессанса

Период подъема Самарканда совпал с закатом Монгольской империи. Между ханами начинается вражда, предпринимаются попытки освободиться от империи монголов и образовать собственное государство.

вид с минаретавид с минаретаРегистан. Вид с минарета

В середине 13 века первый монгольский хан Берке принимает ислам, создает мусульманское войско, начинает возрождать мусульманскую историю и культуру. На территории Мавераннахра строятся ханаки, поддерживаются суфийские братства, в Самарканде открываются книжные базары, строятся мечети. Основная часть мавзолейного комплекса Кусама ибн Аббаса была построена именно в этот период.

При царствовании Кебека в начале 14 века ханы впервые поселяются в Мавераннахре. После смерти Кебека власть переходит к его брату, который делает ислам официальной религией.

Самарканд: столица Тамерлана

Тимур родился в 1336 году, в Кеш (Шахрисабз), около 75 км к югу от Самарканда. Объединившись с братом жены, эмиром Хусейном, они подчиняют себе Мавераннахр.

После смерти супруги Тамерлан избавляется от Хусейна (в то время – правителя Самарканда) и объявляет себя единоличным правителем империи, а Самарканд – ее столицей. Сюда привозятся лучшие зодчие, строители и ученые с земель, захваченных Тамерланом.

самарканд

самарканд

Большинство торговых путей сходятся в Самарканде. По замыслу Тимура, столица должна достойно представлять могущество империи и быть самым красивым городом мира. Здесь развивается торговля, поощряемая Тамерланом путем снижения пошлин и усилением охраны дорог. За нападения на купеческие караваны он нещадно карает.

Столица реконструируется, в пригородах высаживаются фруктовые сады, строятся дворцы. Созиданием охвачены все. Старшая жена Тамерлана руководит строительством медресе, другая – ханакой для дервишей.

В 1398 Тамерлан решает построить в столице самую большую мечеть. Такой должна была стать Биби- Ханум, названная в честь жены правителя. Тогда же возводится мавзолей Гур-Эмир. Стройкой руководил внук Тамерлана. Он, опередив своего деда, был похоронен там первым, положив начало истории захоронений в Гур-Эмире потомков Тамерлана по мужской линии. Сейчас в Самарканде недалеко от мавзолея стоит памятник Тамерлану.

Есть еще его монумент в Шахрисабзе и в столице Узбекистана – Ташкенте, но многие считают: лучшая скульптурная композиция, посвященной Тимуру, находится в Самарканде.

История позднего средневековья

История говорит о возникновении Бухарского ханства в 1500 году. На следующий год хан Шейбани начинает в Самарканде выпуск серебряных и медных монет, строительство большого Медресе и моста в Керш. Но в 1533 году новый хан Убайдулла переносит столицу в Бухару. Правитель Самарканда Абдусаид заменяется сыном Убайдаллы. Потеря столичного статуса негативно повлияла на экономику города.

Новый подъем наступит в 17 веке при правлении Ялангтуша Бахадура. Эмир был первым правителем из узбекского племени алчин. Он родился в Джизаке, недалеко от Самарканда, детство провел во дворцах бухарских ханов. При нем началось строительство знаменитой соборной «золотой» мечети Тилла Кори, объединенной с медресе, и с одним из самых уютных внутренних дворов, где с удовольствием сегодня отдыхают жители и гости Самарканда.

Ялангтуш начал реставрацию медресе Улугбека и построил учебное заведение Шердор на Регистанской площади Самарканда. Но упадок начинал давать себя знать. Длительное время находившийся на участке Великого шелкового пути город утрачивает свои позиции вместе с развитием морской торговли, резко снизившей значимость тысячелетнего торгового маршрута, который постепенно становится историей.

В середине 18 века образуется Бухарский эмират, куда входит Самарканд, начинается соперничество с Хиванским ханством, укрепляются торговые связи с Россией. В этот же период у Англии возникает интерес к региону. В начале 30-х годов XIX века Россия выдвигает войска к границам Средней Азии для контроля за степными районами и недопущения английской политической экспансии в Среднюю Азию.

Под крылом Российской империи

В 19 веке Российская империя активизирует действия в этом направлении, что сопровождается войнами с Кокандским царством и Бухарским эмиратом. Один из эпизодов военной кампании в 1868 году – оборона города Самарканда. Начав военные действия с эмиром Бухары, русская армия оставляет в Самарканде небольшой отряд из 600 человек. Тут же на городском рынке вспыхнули волнения против русских, к стенам города стали стягиваться армии неприятеля. Часть русского отряда засела в цитадели, другая – охраняла городские ворота и отражала натиск шахрисабцев. После сожжения ворот началась атака на цитадель, но взять ее не удалось.

под Российской империей

под Российской империей

К городу шло подкрепление из казаков и армия Генерала Кауфмана. На подходе они запустили сигнальные ракеты, что было знаком их приближения. К моменту вхождения в город вражеских войск на его территории уже не было, противостоять русскому войску никто не хотел. Оборона длилась 8 дней, погибло 49 русских военных, 172 человека получили ранения. Самаркандский базар был сожжен.

Понятие русский Самарканд возникло в 19 веке при губернаторе А. К. Абрамове, который разделил его на две части – «туземную» с местными жителями и европейскую. Последняя начала быстро застраиваться, привнося свою культуру, историю и архитектуру. Был открыт театр, созданы хор и военный духовой оркестр, проводились маскарады, вырастали современные для того времени магазины и торговые лавки. В этот же период Самаркандская область (губерния) становится административной единицей российского Туркестана. В начале 20 века это наименование исчезло, появилось название «Средняя Азия».

Археологические раскопки и составление справочников по истории, начатые русскими исследователями в 1870 году в городище Афросиаб, прекращаются в начале 20 века в связи с революционными событиями в Российской империи.

После 20-х годов эта деятельность будет продолжена уже силами Советской России. Архитектура резко поменяет свой облик.

Это единственный город Средней Азии, где администрация занимает дореволюционное русское здание, используемое по назначению все время своего существования. Здесь заседал горисполком, до него – управа и резиденция губернатора.

Современная история Самарканда

С приходом советской власти в 1918 году начинается гражданская война и борьба с басмачеством. В 1924 образовывается Узбекская ССР, столицей провозглашается Самарканд. Он пробудет в этом качестве до 1930 года, когда центром станет Ташкент.

Современный самаркандСовременный самаркандСовременный Самарканд, ул.Мирзо Улугбека

В 30-е годы открываются школы, институты и Университет, начинается реставрация памятников истории. Выпрямляется 35-метровый минарет медресе Улугбека, покосившийся после землетрясения. Но как духовные учебные заведения все медресе закрываются.

В период ВОВ сюда эвакуировались военная академия, художественные вузы Москвы, Киева, Ленинграда, производственные мощности и большое количество русских семей, для которых Самарканд становится домом.

Огромную роль в развитии советского Узбекистана сыграл Рашидов Ш.Р. При нем в 1970 город отпраздновал 2500-летие. К этой дате открыли музей истории города Самарканда, театр оперы и балета. В 1991 году после развала СССР Узбекистан открыл в истории новую страницу.

Самарканд – популярное туристическое направление: большой выбор туров с акцентом на историю разных периодов, гостиниц любого ценового уровня, кафе и ресторанов. Лучшее время для посещения – апрель-май и сентябрь-октябрь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *