Сирия религия – Религия в Сирии — Википедия

Содержание

Религия в Сирии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Сирийской Арабской республики нет официальной религии. Конституция страны, принятая в 2012 году, обязывает государство «уважать все религии и обеспечивать свободу выполнения всех ритуалов, не нарушающих общественный порядок» (статья 3). Конституция также провозглашает равенство всех граждан, вне зависимости от их религии или вероисповедания (статья 33). Вместе с тем, согласно действующей конституции, религией президента республики является ислам, а исламская юриспруденция должна быть основным источником законодательства.

В 2010 году большинство жителей Сирии (92,8 %) исповедовали ислам. Крупнейшее религиозное меньшинство представляли христиане (5 % — 6 %).

Ряд религиозных праздников отмечаются в Сирии официально. Среди таковых Рождество, православная и западная Пасха, мусульманский Новый год, Курбан-байрам, Ураза-байрам и День рождения Пророка.

Ислам

В 634—640 гг. Сирия подверглась завоеванию арабами-мусульманами, в результате чего регион становится частью Исламской империи. При Омеядах в 661 году Дамаск превращается в столицу Арабского халифата, большинство жителей к этому времени были обращены в ислам. Вместе с тем, к оставшимуся христианскому и иудейскому меньшинству существовало терпимое отношение. В дальнейшем Сирия находилась под властью египетских мамлюков, тимуридов и турок-османов.

В настоящее время (2010 год) мусульмане составляют до 92,8 % населения Сирии[1]. В некоторых источниках существует меньшие цифры. Иногда это связано со спорной классификацией друзов, которых зачастую не причисляют к мусульманам.

При этом доля мусульман в населении страны последнее время увеличивалась — в 1990 году мусульмане составляли 87 % жителей Сирии

[2]. Связано это с существенной эмиграцией христиан и более высоким естественным приростом мусульман.

Сунниты

Большинство сирийских мусульман — сунниты (74 % населения)[3]. Суннизма придерживается основная часть сирийских арабов, подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен, турок, палестинцев. Сунниты составляют большинство в 12 из 14 мухафаз Сирии. Большинство суннитов придерживается ханафитской правовой школы, помимо них имеется значительное число стронников шафиитского мазхаба. В стране проживает небольшое число сторонников ханбалитской традиции, тесно связанной с консервативной ваххаб

wiki2.red

Сирия — Википедия

Си́рия (араб. سوريا‎), полное наименование — Сири́йская Ара́бская Респу́блика (араб. الجمهورية العربية السورية‎, аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя) — государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе.

Современная государственность Сирии насчитывает немногим более 70 лет, но цивилизация зародилась здесь ещё в IV тысячелетии до н. э. Столица — Дамаск, один из древнейших постоянно заселённых городов мира. Кроме этого, Дамаск — это ещё и самая древняя из всех современных столиц в мире

[10].

Население Сирии составляет 18,5 миллионов человек (2015). Почти 93 % сирийцев — мусульмане, разных направлений христианства придерживается 6 % жителей страны. Государственный язык — арабский.

С 1963 года по настоящее время республика находится под властью Сирийской партии «Баас» и её союзников. С 2011 года в Сирии идёт гражданская война между сторонниками официального правительства («Баас» и Башара Асада), вооружённой оппозицией, курдами, а с 2014 года — ИГИЛ и большим количеством иных группировок исламистского толка.

Название «Сирия» происходит от древнегреческого названия колоний Ассирии, образованных от семитского слова «Сирион». Местность на восточном побережье Средиземного моря южнее Киликии, между Египтом и Месопотамией, включающую армянские области Коммагену, Софену и ассирийскую область Адиабену, Плиний Старший описывает как «бывшую Ассирию». К тому времени, как Плиний закончил свой главный труд — «Естественную историю», этот регион был разделён Римской империей на несколько провинций: Иудея (позже — Палестина, современный Израиль, ПНА и часть Иордании), Финикия (современный Ливан), Месопотамия и Келесирия (то есть «Полая Сирия»).

Древняя Сирия[править | править код]

История сирийской цивилизации восходит, как минимум, к IV тысячелетию до н. э.

Эблаитский язык — древнейший из известных семитских языков. В библиотеке Эблы, обнаруженной в 1975 году, найдены более 17 тысяч глиняных табличек, посвящённых ремёслам, сельскому хозяйству и искусству. Среди ведущих ремёсел Эблы — обработка дерева, слоновой кости, жемчуга. К прочим известным городам эпохи относятся Мари, Угарит и Дура-Европос.

В XXIII веке до н. э. Эбла была завоёвана Аккадом, а столица была полностью разрушена. Затем на территорию Сирии вторглись ханаанские племена, образовавшие множество мелких государств[11]. За период между вторжением ханаанских племён и завоеванием Сирии в 64 г. до н. э. Римской империей её территория последовательно находилась под властью гиксосов, хеттов, египтян, арамеев, ассирийцев, вавилонян, персов, древних македонцев, эллинистической державы Селевкидов, Великой Армении Тиграна Великого.

С XVI века до н. э. на юге Сирии существует город Дамаск, изначально подчинённый египетским фараонам[11].

Сирия занимает важное место в истории христианства — согласно Библии, Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами (См. Деяния Апостолов).

Исламское правление[править | править код]

Ислам закрепился в Сирии в 661 году, когда Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира. В 750 году Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после чего столица Халифата переместилась в Багдад.

В XII веке на территории Сирии были образованы государства крестоносцев, просуществовавшие менее сотни лет. С XIII века Дамаск стал провинциальным центром Империи мамлюков. В 1400 году Сирия подверглась нападению со стороны Тимуридов. Тамерлан разгромил отряды мамлюков, разрушил Дамаск и вывез все его богатства в Самарканд. С 1517 года Сирия на 4 века вошла в состав Османской империи.

Накануне Первой мировой войны территория современной Сирии входила в состав трёх вилайетов Османской империи — Бейрут, Алеппо и Дамаск (Сирия). Восточная, малонаселённая и преимущественно пустынная часть современной Сирии представляла собой западную часть самостоятельного санджака Зор с центром в Дейр-эз-Зоре. Территория санджака Зор примерно совпадает с территорией, контролировавшейся в 2014—2017 годах Исламским государством

[12].

Французский мандат[править | править код]

Вскоре после поражения в Первой мировой войне Османская империя распалась, а многие её территории оказались оккупированными. В 1920 году было основано Сирийское арабское королевство с центром в Дамаске. Королём был объявлен Фейсал из династии Хашимитов, позже ставший королём Ирака. Но независимость Сирии длилась недолго. Уже через несколько месяцев французская армия оккупировала Сирию, разгромив 23 июля сирийские войска в битве у перевала Мейсалун.

В 1922 году Лига Наций приняла решение легализовать оккупацию земель Османской империи Великобританией и Францией. Великобритания в 1917 году оккупировала часть Османской империи — регион «Палестина». В 1922 году режим прямой оккупации заменяют на административное управление — Мандат от Лиги Наций. Впоследствии Палестина была разделена. От неё были отделены земли восточнее реки Иордан, где была создана Трансиордания под протекторатом Великобритании.

Франция в свою очередь получает в 1922 году Мандат Лиги Наций на территорию Сирии.

[13] В 1926 году подмандатная территория была разделена на Ливан и Сирию.

В 1926 году в Ливане была введена конституция страны, подтверждавшая мандат Франции и предусматривающая выборного президента и однопалатный парламент[11].

В 1936 году между Сирией и Францией был подписан договор, предусматривающий независимость Сирии, но в 1939 году Франция отказалась его ратифицировать. В 1940 году Франция сама была оккупирована немецкими войсками, и Сирия перешла под контроль Режима Виши (губернатор-генерал Анри Денц[en]). Нацистская Германия, спровоцировав мятеж премьер-министра Гайлани в британском Ираке, направила в Сирию подразделения своих ВВС.

В июне — июле 1941 года при поддержке британских войск подразделения Свободной Франции во главе с генералами Шарлем де Голлем и Жоржем Катру в ходе кровопролитного конфликта с войсками Денца заняли Сирию. Генерал де Голль в своих воспоминаниях прямо указывал, что события в Ираке, Сирии и Ливане были напрямую связаны с германскими планами по вторжению в Грецию (в том числе на остров Крит), Югославию и СССР, так как имели задачу отвлечь вооружённые силы союзников на второстепенные театры военных действий.

27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. 26 января 1945 года Сирия объявила войну Германии и Японии. В апреле 1946 года французские войска были эвакуированы из Сирии под давлением СССР и противодействием США

[14]. После чего сирийское правительство на десятки лет ушло в сторону преобладания зарубежных контактов с СССР.

Новейшая история[править | править код]

Президентом независимой Сирии стал Шукри аль-Куатли, боровшийся за независимость страны ещё при Османской империи. В 1947 году в Сирии начал действовать парламент. Основными политическими силами стали про-президентская Национал-социалистическая партия Сирии (в настоящий момент действует только на территории Ливана), Партия арабского социалистического возрождения и находившаяся тогда в подполье Коммунистическая партия Сирии. Национальная социальная партия Сирии была носителем профашистской идеологии «социального государства», отличалась антисемитизмом и симпатиям к нацистам. Многие нацистские преступники нашли укрытие в Сирии и стали основателями её спецслужб[15].

После обретения Сирией независимости усилились атаки на сирийских евреев, их бизнес бойкотировался. Новое правительство запретило эмиграцию в Палестину, преподавание иврита в еврейских школах было серьёзно ограничено.

После принятия 27 ноября 1947 года ООН решения о разделе Палестины в Сирии прошли еврейские погромы. Только в Алеппо, с еврейской общиной, жившей в городе 2,5 тысяч лет и насчитывавшей от 6 до 7 тысяч евреев, 1 декабря 1947 года были разрушены 150 домов, 5 магазинов и 10 синагог. От 8 до 75 евреев были убиты, несколько сотен — ранены. После погрома многие евреи бежали из города в Турцию и Ливан, на территорию будущего Израиля и в США. В 1948 году еврейская община Сирии, насчитывавшая в 1900 году 50 000 человек, сократилась до 30 000. Погромы продолжались и в 1948, и в последующие годы, в результате евреи были вынуждены практически полностью бежать из Сирии в Израиль, США и страны Южной Америки, и в настоящее время в Дамаске и Латакии проживает менее 100 сирийских евреев[16][17][18].

В 1948 году сирийская армия приняла ограниченное участие в арабо-израильской войне, начатой Лигой арабских государств. По окончании войны, в парламенте страны начали звучать обвинения в адрес правительства в некомпетентности и присвоении финансовых средств, что вынудило его, после массовых беспорядков, уйти в отставку, а военных — ввести в стране чрезвычайное положение. К власти пришёл полковник Хусни аз-Займ, отменивший конституцию 1930 года, запретивший политические партии и впоследствии провозгласивший себя президентом[11].

14 августа 1949 года аз-Займ был убит и власть перешла к полковнику Сами Хинауи, восстановившему гражданский режим. Для принятия новой конституции был выбран Народный Совет, большинство в котором получило Халебское отделение Национальной партии, выступающее за союз с Ираком. Идея политического союза с Ираком вызвала недовольство среди военных, лидером которых был Адиб аш-Шишакли, и 19 декабря Хинауи был смещён. 5 сентября 1950 года была провозглашена новая конституция, по которой Сирия становилась парламентской республикой, но уже в ноябре 1951 года действие конституции было приостановлено, а парламент страны распущен. В 1953 году Шишакли обнародовал новую конституцию и, после референдума, стал президентом.

В феврале 1954 года к власти в стране пришла военно-гражданская коалиция во главе с Хашимом Бей Халидом Аль-Атасси, вернувшая конституцию 1950 года. В 1954 году по итогам выборов большинство мест в парламенте получила Партия арабского социалистического возрождения, требующая кардинальных преобразований в промышленности и сельском хозяйстве. На выборах в 1955 году президентом страны, при поддержке Саудовской Аравии и консерваторов в парламенте, был избран Шукри аль-Куатли.

15 марта 1956 года между Сирией, Египтом и Саудовской Аравией был заключён договор о коллективной безопасности против возможной израильской агрессии.

В ноябре 1956 года, как прямой результат Суэцкого кризиса,[19] Сирия подписала договор с Советским Союзом. Это стало точкой опоры для коммунистического влияния в правительстве в обмен на военную технику.[20]Турция была обеспокоена этим увеличением силы сирийской военной техники, так как казалось возможным, что Сирия попытается отобрать Искендерун. Только жаркие дебаты в Организации Объединённых Наций приостановили угрозу войны.[21]

Объединённая Арабская Республика[править | править код]

22 февраля 1958 года, на волне популярности панарабского движения, Сирия и Египет объединились в одно государство — Объединённую Арабскую Республику с центром в Каире. Президентом нового государства стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер, но сирийцы также занимали многие важные посты. Однако вскоре Насер распустил все сирийские политические партии. В Сирии началась масштабная национализация сельского хозяйства, а затем промышленности и банковского сектора. Образование нового государства поддержало руководство СССР: ОАР были предоставлены кредиты, а также было объявлено об участии СССР в более чем пятидесяти проектах индустриального строительства[22].

В Сирии постепенно нарастало недовольство объединением. Сирийцы считали, что все ведущие позиции заняли египтяне, а они находятся в ущемлённом положении. Вскоре недовольство перешло в открытый мятеж: 28 сентября 1961 года в Дамаске под руководством группы офицеров произошёл государственный переворот; египтяне пытались подавить очаг сопротивления, но безуспешно[22]. Было создано национальное правительство во главе с Мамуном Кузбари[22]. Таким образом, ОАР просуществовала всего 3,5 года.

Сирийская Арабская Республика[править | править код]

Одно из наиболее светских государств арабского востока, в частности церковь отделена от государства, бюджет отделён от расходов правящей группы, проводятся выборы. После выхода Сирии из конфедерации страну возглавил либерал Назим аль-Кудси. Он вернул многие национализированные предприятия прежним владельцам. 28 марта 1962 года в стране вновь произошёл переворот под руководством всё той же группы армейских офицеров. Аль-Кудси и его премьер-министр были арестованы. Через 5 дней сторонники прежнего режима свергли временное правительство, и Аль-Кудси вновь стал президентом страны.

8 марта 1963 года в Сирии вновь произошёл военный переворот, в результате которого к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ) (часто используется название «Баас» (ар. «возрождение»)). В 1964 году была принята новая конституция, в которой была закреплена ведущая роль ПАСВ. Страну возглавил Амин аль-Хафез, начавший радикальные социалистические реформы. В частности, вновь была проведена национализация основных отраслей хозяйства. 23 февраля 1966 года Сирию потряс уже пятый за 4 года переворот под руководством Салаха Джадида и Хафеза аль-Асада. Амин аль-Хафез был свергнут, но ПАСВ осталась у власти, и социалистический путь развития Сирии остался в целом неизменным.

В 1967 году в ходе Шестидневной войны Голанские высоты были оккупированы Израилем. Удары израильской авиации в ходе войны нанесли огромный ущерб экономике. Неспособность правительства обеспечить восстановление промышленности после войны привела к антиправительственным акциям в 1968—1969 годах[11]. В ноябре 1970 года в результате «исправительного движения» в ПАСВ, которое возглавил Хафез аль-Асад, группировка Салаха Джадида была отстранена от власти. Таким образом, Сирия стала основным союзником Советского Союза на Ближнем Востоке[источник не указан 1355 дней]. СССР оказал Сирии помощь в модернизации экономики и вооружённых сил.

В 1973 году Сирия вместе с другими арабскими государствами напала на Израиль. Разгромить Израиль арабам не удалось и через 18 дней война была прекращена. По решению Совета Безопасности ООН по окончании войны в 1973 году создана буферная зона, разделяющая Израиль и Сирию. В настоящий момент Голанские высоты контролируются Израилем, но Сирия требует их возвращения.

В 1976 году по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в эту страну с целью остановить гражданскую войну. Война закончилась в 1990 году, когда в Ливане установилось правительство, поддерживающее дружеские отношения с Сирией. Сирийские войска покинули Ливан лишь в 2005 году, после убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири.

Сирия поддержала Иран в ирано-иракской войне 1980—1988 годов.

В 1976—1982 годах в стране развернулась вооружённая борьба исламистов против правящей партии Баас, сопровождавшаяся массовыми выступлениями и террористическими актами. События получили название исламского восстания. Во главе восстания стояла суннитская организация Братья-мусульмане. Ключевым эпизодом стала резня в Хаме в феврале 1982 года, в ходе которой сирийская армия подвергла бомбардировке, а затем взяла штурмом оплот оппозиции город Хама. По разным оценкам, от 17 до 40 тысяч человек были убиты, в их числе 1000 солдат[23].

После кончины 10 июня 2000 года Хафеза аль-Асада, бессменно руководившего страной почти 30 лет, президентом, по итогам референдума, был избран его сын Башар аль-Асад.

В опубликованном в 2002 году докладе Госдепа США «Черты международного терроризма в 2001 году» Сирия была названа государством, поддерживающим терроризм[24]. В 2003 году в ответ на критику вторжения коалиционных сил в Ирак США обвинили Сирию в поддержке терроризма и наложили на неё санкции.

По некоторым сведениям[25] в ходе израильско-ливанской войны в 2006 году Сирия поставляла оружие Хезболле.

27 мая 2007 года в ходе референдума Башар аль-Асад был переизбран на новый семилетний президентский срок. Его поддержали 97,62 % избирателей.

Отношения между Россией и Сирией основаны на взаимном доверии стран и общем настроении их граждан. По словам замглавы МИД РФ, двусторонние отношения РФ и Сирии включают политику, экономику, сферу инвестиций и культуру.[26]

По состоянию на 2011 год в Сирии проживало 75—100 тысяч граждан РФ[27]. Десятилетиями действуют договоры о сотрудничестве в различных сферах на уровне правительства[28]. Россия считает Сирийский Курдистан частью Сирии, и с 2016 в РФ открыта общественная организация сирийских курдов[29]

С XIX века Россия уже занимала четвёртое место в внешнеторговом обороте Сирии[14].

Гражданская война в Сирии (с 2011 года)[править | править код]

Революции, происходящие на Ближнем Востоке, перекинулись и на Сирию. В марте 2011 года в городе Даръа на юге страны, а затем и в других городах[30] страны начались выступления с требованиями изменить существующий режим. Эти выступления по большей части начинались по пятницам после пятничных молитв, что послужило к названию их «пятничной революцией». Требования выдвигались разные, от отставки правительства до свержения режима. В связи с этими событиями руководство страны пошло на серьёзные изменения: отменило закон о чрезвычайном положении, законы о СМИ и политических партиях, заявило о демократических реформах.

3 июня 2014 года в Сирии прошли первые выборы главы государства на конкурентной основе с момента прихода к власти партии Баас в 1963 году, на которых Башар Асад переизбран на третий срок.

К лету 2014 года восточная часть страны оказалась под властью Исламского государства, провозгласившего создание халифата на части территории Сирии и Ирака со столицей в городе Ракка[31].

На апрель 2015 г. в результате боевых действий 3,9 млн сирийцев покинули свою страну, ещё 7,6 млн — внутренне перемещённые лица[32]. В основном беженцы находят приют в Египте, Иордании, Ливане и Турции, около 200 тыс. человек выехали в европейские государства[33], из-за чего число мигрантов у границ Евросоюза достигло в июле 2015 года наивысшего показателя с начала ведения такового подсчёта в 2008 году[34]. По мере восстановления контроля властями над территориями начался возврат беженцев, готовы вернуться порядка 1-1,7 миллиона беженцев[35][36][37].

После ряда серьёзных поражений в 2015 году (потеря городов Идлиб и Пальмира, а также захват авиабазы Абу-эд-Духур) в конце сентября официальный Дамаск обратился к РФ за военной помощью[38]. 30 сентября Россия официально подтвердила переброску в Сирию авиационной группировки из нескольких десятков самолётов и вертолётов и подразделений обеспечения[39].

В период 2015—2016 годов боевые действия продолжались на всей территории страны. Вооружённая оппозиция в составе множества группировок[40][41][42] продолжала систематические обстрелы городов под контролем правительственных войск[43], шли уличные бои с применением тяжёлых вооружений в нескольких крупных городах страны, включая столицу.

Переломным моментом в военном конфликте стало освобождение сирийской армией города Алеппо 22 декабря 2016 года[44]. В начале 2017 года сирийская армия сконцентрировала основные силы на борьбе с Исламским государством, в результате чего, к концу осени Исламское государство потеряло большую часть своих территорий в Сирии[45], сохранив за собой лишь несколько небольших подконтрольных ему территорий в разных частях страны (лагерь Ярмук к югу от Дамаска, юг мухафазы Идлиб, мухафаза Эль-Кунейтра, а также небольшие территории восточного берега реки Евфрат). 6 декабря 2017 года президент России В. В. Путин официально объявил о полном разгроме террористов Исламского государства с сохранением отдельных очагов сопротивления[46]. После завершения операции на востоке

ru.wikipedia.org

Вероисповедание Сирии: история и современность

Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.

Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны – ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.

Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю «Шарли Эбдо», которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в исламском вероучении. Традиционный же ислам и конкретно – умеренное исламское вероисповедание Сирии уже давно успешно интегрировано в современный мир, мирно сосуществует с другими религиями и всеми силами подчеркивает своё неприятие экстремизма.

Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории

Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север – с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.

Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.

Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: боги дождя, урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего – человеческих.

Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.

История распространения ислама в Сирии

На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий – иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.

Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано исламское государство, в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства – халифат.

Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались праведными халифами. Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов – Абу Бакр – умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.

Первая задача, которая стояла перед халифатом, – нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.

Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.

Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам – христианские Иисус и Мария).

Современная религиозная палитра Сирии

В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные — алавиты, шииты и друзы).

Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины – сирийские православные, прочие же – католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).

Самое значительное национальное меньшинство Сирии – курды. Вероисповедание курдов в Сирии крайне многообразно: около 80% всех курдов – сунниты, также много шиитов и алавитов. Помимо этого, есть курды, исповедующие христианство и иудаизм. Самым же неординарным курдским религиозным течением можно назвать езидизм.

В наше время явление массового антиисламского психоза связано, по большей мере, с пропагандой террористов «Исламского государства». На просторах Интернета ежедневно появляются свидетельства новых «пиар-акций» экстремистов ИГИЛа, Аль-Каида и прочих транснациональных организаций, базирующихся на идеологии исламского радикализма. Данная идеология представляет собой решительное толкование исламского вероучения в контексте идеализации раннеисламского образа жизни и базирующейся на ней политической стратегии, направленной на формирование всемирного Халифата, руководимого законами Шариата.

Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.

Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение – идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.

fb.ru

Религия в Сирии — Religion in Syria

Религия в Сирии (2019)

  Не религиозен (1%)

  Другие (1%)

Религия в Сирии относится к ряду религий , практикуемых гражданами Сирии . Исторически сложилось, что регион был мозаикой различных конфессий с целым рядом различных сект в каждой из этих религиозных общин. Большинство сирийцев являются мусульманами , из которых сунниты наиболее многочисленны (формируется в основном из сирийских арабов , курдов , туркменском / Turkoman и черкесов ), за которыми следуют шиитских групп ( в частности , алавиты и исмаилиты ) и друзы . Кроме того, существует несколько христианских меньшинств ( в том числе армянской католической , греко — православной , сирийский православные группы). Существует также небольшая еврейская община.

ислам

сунниты

Самая крупная религиозная группа в Сирии мусульмане — сунниты , которые составляют около 86,5% населения, из которых арабский язык -speaking сунниты составляют большинство, за которым следуют курды , туркмены / туркменов , черкесов и палестинцев . Все крупных города Тринадцать из четырнадцати столиц акиматов есть суннитское большинство населения, для провинции и города , за исключением Сувайда .

Суннитский ислам устанавливает религиозный тон для Сирии и обеспечивает базовые ценности страны. Сунниты следуют почти всем профессиям, относятся ко всем социальным группам и почти в каждой политической партии, и живут во всех частях страны. Есть только два губернаторства , в которых они не являются большинством: Аль-Сувайде , где друзы преобладают, и Латакия, где алавиты составляют большинство. В Аль Хасек, сунниты составляют большинство, но большинство из них являются курдами , а не арабов.

Из четырех основных школ мусульманского права, представленных в Сирии является Шафия школа и Ханафи школа, которая делает больший акцент на аналогического дедукции и базисы решений более на прецедентах в предыдущих случаях , чем на буквальной интерпретации Корана или Сунны . После первого государственного переворота в 1949 году вакфы были взяты из частных религиозных руки и поставить под контроль правительства. Гражданские кодексы существенно изменились полномочия исламских законов и воспитательная роль мусульманских религиозных лидеров уменьшается с постепенным исчезновением kuttabs, традиционных мечетях аффилированных школ. Несмотря на гражданский кодексы , введенные в последние годы Сирия поддерживает двойную систему шариата и гражданских судов.

По данным Международного отчета о свободе вероисповедания, правительство Сирии все больше ориентации членов религиозных групп это считается угрозой. Сообщается , что суннитское большинство в первую очередь преследуют.

арабы

Сирийские арабы составляют самую большую суннитской мусульманской общины в стране. Они составляют большинство во всех районах страны , за исключением Эль-Хасака .

В 1991 году профессор Алистер Drysdale и профессор Раймонд Хиннебуш сказал , что около 60% территории страны была сформирована из арабских -speaking суннитов. Совсем недавно д — р Пьер Beckouche также сказал , что арабские мусульмане — сунниты сформировали 60% населения, в том числе 500000 Palestinan беженцев.

Хотя большинство суннитских сирийцев считаются «арабами», это термин , основанный на разговорном языке (арабский), а не этническая принадлежность. Следует отметить , что некоторые мусульманские меньшинства в Сирии были арабизированными в какой — то степени, особенно мелкие этнические группы (такие , как албанцев , боснийцев , критских мусульман , пуштуны , персы и т.д.). Кроме того, есть также некоторые члены крупных общин, особенно в курдских и туркменских / Turkoman меньшинств, которые больше не говорят на их родном языке и стали арабизацией.

курды

В курды в Сирии являются второй по численности этнической группой в стране (около 10% в 2013 году) и в основном мусульмане — сунниты. Большинство из них живет на северо — востоке, на границе с Ираком и Турцией . Есть также небольшие курдские общины в центральной части Сирии, а затем Айн-эль-Араб и Afrin . В столице Дамаске они арабизации и не говорят курдский очень хорошо. Единственная область , в которой курды составляют большинство является Хасака провинцией , где они составляют 60% населения.

В 1979 году доктор Николаос ван Дам утверждал , что сирийские курды (образующие 8,5% населения) были почти исключительно сунниты. К 1991 году профессор Алистер Drysdale и профессор Раймонд Хиннебуш также сообщил , что около 8,5% территории страны была сформирована из суннитских курдов. Совсем недавно д — р Пьер Beckouche сказал , что до 2011 года суннитских курдов формируется на 9-10% от общей численности населения страны.

Туркменский / Turkoman

Турецкий -speaking Туркменский / туркмены являются третьей по численности этнической группой в стране (около 4% -5% в 2013 году) и в основном мусульмане — сунниты. В основном они живут в городских центрах и сельской местности из следующих шести губерний: Алеппо губернаторстве , то Дамаск губернаторство , то Хомс губернаторство , то Хама губернаторство , то Латакия губернаторство и Кунейтра губернаторство .

В 1979 году доктор Николаос ван Дам утверждал , что сирийские туркмены / Turkoman (формирование 3% населения) были почти исключительно сунниты. К 1991 году профессор Алистер Drysdale и профессор Раймонд Хиннебуш также сообщили , что около 3% территории страны была сформирован из суннитского туркменского / Turkoman. Совсем недавно д — р Пьер Beckouche сказал , что до 2011 года суннит Туркменский / Turkoman образуется 4% населения страны.

Тем не менее, суннитское население туркмено , как полагают, значительно выше , если арабизированные Туркменский также принимаются во внимание; некоторые оценки показывают , что только 30% туркмен до сих пор говорят на своем родном языке, поэтому, арабоязычных туркмены, вероятно, будут исключены из оценок населения суннитского Туркменистана.

черкесы

Большинство черкесов в Сирии являются мусульманами — суннитами. Они образуют пятую по численности этнической группы в стране (около 1,5% в 2013 году) , но четвертый по величине суннитской общины в Сирии. Они живут в основном в три сирийских провинциях: Хам губернаторство , то Хомс губернаторство и Кунейтр губернаторство . Большинство черкесы говорят очень хороший арабский , но они также сохранили свой родной язык.

В 1991 году профессор Алистер Drysdale и профессор Раймонд Хиннебуш сказал , что менее 1% территории страны была сформирована из суннитских черкесов.

шииты

Мечеть Sayyidah Ruqayya была построена в 1985 году и имеет современную версию иранской архитектуры.

Другие мусульмане в стране, которые не практикуют суннитский ислам , составляют до 16% населения и формируются в основном из алавитов (11%) и других шиитами (например, исмаилитов ). Эти мусульманские секты включают в себя различные этнические группы, в том числе: арабы, курды, туркмены / туркмен и других небольших населенных пунктах .

алавиты

В алавиты являются второй по величине религиозной группой в Сирии, после того , как мусульмане — сунниты . Они делятся на две основные группы: традиционные алавитов, которые составляют большинство, и меньшинство Муршид алавиты (которые выросли из современного раскола в секты алавитов в начале 20 — го века).

В 1991 году профессор Алистер Drysdale и профессор Раймонд Хиннебуш сказал , что примерно алавиты формируется 11,5% населения страны. Совсем недавно д — р Пьер Beckouche говорит , что 11% населения страны было алавитов.

В алавиты в основном живут в сирийском прибрежной хребта , особенно в сельской местности провинции Латакия и Тартус губернаторства на западной стороне гор, а в сельской местности Хомс губернаторства и Хама губернаторства на их восточной стороне. Они образуют большинство (около 60%) в Латакии и Тартусе . В Хомс и Хама районах, они составляют около 10% населения как в сельской местности и городах, проживающих в Телль-Калах, Аль-Мухаррам, Аль-Qabo, Шин, Аль-Riqama, равнины Хуле, Maryamin, Qarmas, Al Muhani, а площади Захра и Назиха.

Треть 250000 алавиты мужчин призывного возраста были убиты в столкновениях в сирийской гражданской войне . В алавиты пострадали в результате их поддержки правительства Асада против преимущественно суннитской арабской оппозиции.

Исмаилиты (Seveners)

В исмаилитах образуют второй по величине шиитской группы в стране. По словам профессора Аласдера Drysdale и профессора Раймонда Хиннебуш исмаилиты формируется 1,5% населения страны в 1991 году.

Они в основном живут в двух провинциях: в Хаме губернаторства исмаилиты в основном живут в городе Salamiyah , который считается одним из «исмаилитов капитал». Кроме того, они живут в городе Масиафа и в окружающей сельской местности, а также небольшого меньшинства , проживающего в городе Хама . Кроме того, исмаилиты живут в Тартусе губернаторстве , в частности , в городе Qadmus и окружающей его сельской местности и в районе и селах Нар — эль-Khawabi .

Twelvers / Имамиты

В Twelvers / Имамиты образуют наименьшее из исламских сект в Сирии, что составляет около 0,5% населения. Они живут в районе Амин в Дамаске и в двух деревнях , расположенных вблизи Алеппо . В Джафарях шиитов находятся в основном в Qadmus , в Тартусе губернаторстве .

В Дамаске есть Twelvers / Имамиты живет недалеко от места паломничества шиитов, особенно в аль-Амара -quarter который находится недалеко от мечети Омейядов и мечети Sayyidah Ruqayya , и вокруг мечети Сайида Зейнаб . Другим важным местом является Баб Saghir кладбище . Шиитский Twelvers в Сирии имеет тесные связи с ливанскими шиитскими двунадесятниками. Имамитские шииты также находятся в деревнях в Идлиб , Хомс и Алеппо провинций.

Alevis

Основная статья: Alevi

На севере Сирии там живут некоторые курдские и туркмены Alevi . Город Маабатли в Afrin района большинство заселены курдскими аливитами. 2014 Alevi HEVI Ibrahim стал премьер — министром курдского контролируемых Afrin Кантон. Тысячи туркмен аливитами живут в Алеппо. На самом деле многие из них fleed в Турцию.

друзы

Сирийские друзы сообщество составляет третью по величине исламских сект в стране, формируя около 3% населения Сирии. Главный центр населения друзов находится в As-Сувайде ; малые города и деревни , находящиеся под его властью, называется Джебель-Друз ( «горой друзов»). Остальная часть сообщества в основном живут в Кунейтра губернаторстве , в Rif Dimashq губернаторство , и Идлиб губернаторства .

Тем не менее, следует отметить , что существует много сирийской друзы также проживающей за рубеж, особенно в Латинской Америке , которые жили там в течение последних ста лет. В Венесуэле одна есть примерно полмиллиона друзы сирийского происхождения.

христианство

Христианские общины Сирии в 2012 году приходилось около 10% населения и были разделены на пять традиций. Основная отличительная особенность является принятием или иным образом 3 — го и 4 — го Вселенских Соборов 431 и 451, которые касались точного Взаимоотношения человека и божественной природы Христа. Традиции являются: Восточные православные ( армянская православная и сирийский православный ) , который принимает 3 — й Вселенский Собор, Восточный ортодокс (например, греков или русских), римские католики , различные восточные католические церкви , которые находятся под властью папы, и протестанты , которые принимают 4 — й Вселенский Собор (две природы до и после воплощения в одном лице). Ассирийцы принимают только в первом и второй и отрицают свою причастность несторианскими в доктрине (два естества в личном несущественный союз). В Syriacs отвергают 4 — й Совет, отрицая будучи монофизитов (одна природа, человек относя в божественное) и утверждая , что вместо этого они miaphytes (две природы объединены как один в одном лице, без разделения, смеси, спутанность сознания или изменения). (Сиро-Восточный) Rite East Сирийский представлена Ассирийской Церкви Востока , халдейской католической и Древней Церкви Востока . Члены сирийской традиции все восточные арамейский -speaking этнических ассирийцы . Незначительные различия в отношении которых книги Библии, считаются каноническими также очевидны.

Общее число христиан до 2011 года, не включая иракский беженец христиан, насчитывало около 2,4-2,5 млн , или 11-12% от оценки численности населения 22,5 миллиона: 1,1 миллиона православных греков , 700000 сирийских православных , 70,000-100,000 армянских христиан ( Apostolics и католики ), 400000 католиков различных обрядов и церковь Восток чисел (ассирийский) неизвестно, и протестанты. Поскольку протестантизм был введен миссионерами, небольшое число сирийцев являются членами этих западных конфессий. Католики разделены на несколько групп: греко — католики (из раскола в греческой православной Антиохийского Патриархата в 1724 году), латинского обряда , армян — католиков, ассирийских католиков , халдеев — католиков и маронитов . Последние заявили о своей верности Престола Святого Петра в 1182 году, который был утвержден Папой в 1100 году : с другими православными и Восточными Православными Rite христиан , которые находятся в союзе с папством возникла в 18 — м и 19 — м веках. Католические и православные христиане были члены одной Церкви до 1054 Православного Патриарх Антиохии проигнорировали раскол: технически эта Церковь не была в союзе с Римом и Константинополем до раскола в 1724 году за спорные выборы (ирония заключается в том, что отлучение из Патриарх Папой в 1054 году был признан недействительным , так как он был уже мертв , когда он был доставлен в Константинополь).

Подавляющее большинство христиан относятся к восточным причастия, которые существовали в Сирии с первых дней христианства. В православных церквах автономны; в униатских церквах, которые находятся в общении с Римом; и Ассирийская Церковь Востока является независимой. Даже если каждая группа образует отдельное сообщество, тем не менее , христиане сотрудничают все чаще, в основном из — за страха перед мусульманским большинством. В 1920 году Сирия 25% христиане в популяции 2,5 миллионов. Христиане эмигрировали в большем количестве , чем мусульмане и имеют более низкий уровень рождаемости.

За исключением армян и ассирийцев , большинство сирийских христиан идентифицировать этнически , как арамейцы или арабские христиане . Многие христиане, особенно православные, присоединились к арабскому националистическому движению и некоторые из них меняют свои арамейском или Вестернизируются имена арабских. Сирийские христиане принимают участие более пропорционально Speakin в политических и административных дел , чем делают мусульмане. Особенно среди молодежи, отношения между христианами и мусульманами улучшаются.

Есть несколько социальных различий между христианами и мусульманами. Например, сирийские христиане более высоко урбанизированные , чем мусульмане; многие из них живут в доме или вокруг Дамаска, Алеппо, Хама , или Латакия , и относительно меньше из них в группах с более низким уровнем дохода. Пропорционально больше христиан , чем мусульман образованы за пределами начального уровня, и относительно более из них в белых воротничков и профессиональных занятий. Образование , которое христиане получают уже различалось родами от мусульман в том смысле , что многие дети христианских родителей посещали прозападные иностранные и частные школы. С их более высокой урбанизации, доход и уровень образования, христиане имеют , следовательно , несколько же отношение к другим сирийцев , как еврейская община ранее делали , прежде чем большинство евреев уехали в Израиль.

Присутствие христианских общин выражаются также наличие многих монастырей в разных частях страны.

иудейство

Большинство евреев сейчас живут в арабском мире принадлежат к общинам , начиная с библейских времен или происходящих в колонии беженцев , спасающихся от испанской инквизиции .

сирийские евреи

В Сирии, евреи обоих происхождения, насчитывающей в целом меньше , чем 3000 в 1987 году, найдены. После массовой эмиграции в 1992 году, сегодня менее 200 евреев живут в Сирии, в основном в столице. Сирийские евреи являются арабоязычными и едва отличимы от арабов вокруг них. В Сирии, как и в других местах, степень , в которой евреи подчиняются дисциплинами их религии меняется.

Правительство рассматривает евреев как религиозной общины , а не расовой группы. Официальные документы относятся к ним как musawiyin (последователи Моисея ) и не yahudin (евреи).

Несмотря на то, что еврейская община продолжает проявлять определенную власть над личным статусом своих членов, в целом она находится под значительным ограничением, больше из — за политических факторов , чем религиозные. Экономическая свобода евреев ограничена, и они находятся под постоянным наблюдением полиции. Их положение, хотя и не хорошо до июня 1967 года войны , как сообщается , значительно ухудшилось с тех пор.

Синагоги еврейской общины имеют охранный статус со стороны сирийского правительства.

израильские евреи

Голанские высоты , которая является международно признанной в составе Сирии, были заняты и регулируются Израилем с Шестидневной войны . Это привело в регионе решается притоком израильских евреев , которые стали в целом большинством. В 2010 году еврейские поселенцы расширили до 20000 , живущих в 32 населенных пунктах .

Езиды

В пятнадцатом и шестнадцатом веках этнорелигиозная группа езидов , чья религия восходит к доисламские времена, мигрировали из южной Турции и поселились в их нынешней горной крепости — Джебель Синджаре на северо — востоке Сирии и Ираке. Хотя некоторые разбросаны в Иране , Турции , и Кавказ , Ирак является центром их религиозной жизни, дома их эмира, а сайт ( к северу от Мосула ) гробницы их наиболее почитаемым, шейхом Ади .

В 1964 году насчитывалось около 10000 Езиды в Сирии, в первую очередь в Jazirah и северо-западе Алеппо; демографические данные не были доступны в 1987 году После полукочевой, большинство езидов в настоящее время урегулированы; у них нет больших начальников и, хотя в целом курдском говорить или говорящие на арабском языке, постепенно ассимилируются в окружающем арабское население.

Езиды вообще отказываются обсуждать свою веру, которая, во всяком случае, полностью известно, лишь немногие из них. Религия езидов есть элементы месопотамской религии.

Народные духовные убеждения

В дополнение к верованиям преподаваемых организованных религий, многие люди считают , что сильно по степеням добра и зла , и в эффективности местных святых. Прежние убеждения особо отмечены среди бедуинов , которые используют амулеты, талисманы и заговоры в качестве защитных устройств от злой силы джиннов (духи) и сглаза . Вера в святых широко распространена среди не-бедуин населения. Большинство деревень содержат усыпальницу святого, часто могилу местного считающиеся привел особенно праведную жизнь. Верующие, особенно женщины, посещают эти святыни , чтобы молиться о помощи, удачи и защиты. Хотя идентификация индивида с их религиозной общиной сильна вера в святых не ограничивается одной религиозной группой. Лица , регулярно печатал Ревер святых , которые были членами других религиозных общин, а во многих случаях представителей различных конфессий молятся в одном храме.

Неортодоксальные религиозные верования такого рода, вероятно, более распространены среди женщин, чем у мужчин. Потому что они исключены социальное разделение полов от большей части формальной религиозной жизни общины, женщины пытаются удовлетворить свои духовные потребности посредством неформальных и нетрадиционных религиозных верований и практик, которые передаются из поколения в поколение.

Официальные сирийские Переписи

религияНаселение
сунниты1 971 053
шииты12 742
алавиты325 311
исмаилиты28 527
друзы87 184
Езиды2 788
евреи29 770
Ассиро-халдеев-Syriacsсирийский православный40 135
сирийские католики16 247
халдеи9 176
«Несториан»4 719
Всего ассиро-халдеев-Syriacs70 277
армянеGregorians101 747
католики16 790
Всего армян118 537
протестанты11 187
латинские католики5 996
марониты13 349
Греческая православная136 957
греко-католики46 733
Всего христиан403 036
Всего 2 860 411
  • Другая сирийская перепись с религиозными данными: 1953 (с отдельными данными для каждой христианской общины, как и в 1943 г. один)
  • 1960
    • Сунниты: 75%
    • Шииты: 13%
      • Алавиты: 11%
      • Имамиты: 3%
      • Исмаилиты 1%
    • Друзы: 3%
  • Всего мусульмане: 92% (4,053,349)
  • Всего христиане: 7,8% (344,621)
  • Евреи: 0,2% (4860)
  • Итого: 100% (4403172)

В следующей переписи 1970 года, статистика религии не было больше не упоминается.

Религия и право

В вопросах личного статуса, таких как рождение , брак и наследование , меньшинства христиан, евреев и друзов следовать своим собственным правовым системам. Все остальные группы, в таких вопросах, подпадают под юрисдикцию мусульманского кодекса. Тем не менее, в 2016 году де — факто автономная федерация Северной Сирии — Сирийский Курдистан впервые в истории Сирии введены и начали продвигать гражданский брак как шаг в сторону светского открытого общества и бракам между людьми разных религиозных.

Хотя религии теоретически имеют равный правовой статус, в какой — то степени ислам выступает. Несмотря на гарантию свободы вероисповедания , некоторые наблюдатели утверждают , что условия немусульманских меньшинств постоянно ухудшаются, особенно после войны в июне 1967 года. Экземпляр этого ухудшения была национализация более 300 христианских школ, вместе с примерно 75 частных мусульманских школ, осенью 1967 г. С начала 1960 — х годов, тяжелая эмиграция христиан было отмечено; В самом деле, некоторые власти заявляют , что по крайней мере 50 процентов 600000 людей, оставшихся в течение десятилетия , заканчивающийся в 1968 году были христианами. В последние десятилетия, однако, эмиграция была медленной до сирийской гражданской войны .

Смотрите также

Рекомендации

 Эта статья включает в себя  материалы для общественности области из библиотеки Конгресса страновых исследований сайта http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/ .

дальнейшее чтение

  • Marcel Stüssi МОДЕЛИ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ: Швейцария, США и Сирии по аналитической, методической и эклектики представительства, 375 сл. (Лит 2012).

внешняя ссылка

ru.qwertyu.wiki

Религия в Сирии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Сирийской Арабской республики нет официальной религии. Конституция страны, принятая в 2012 году, обязывает государство «уважать все религии и обеспечивать свободу выполнения всех ритуалов, не нарушающих общественный порядок» (статья 3). Конституция также провозглашает равенство всех граждан, вне зависимости от их религии или вероисповедания (статья 33). Вместе с тем, согласно действующей конституции, религией президента республики является ислам, а исламская юриспруденция должна быть основным источником законодательства.

В 2010 году большинство жителей Сирии (92,8 %) исповедовали ислам. Крупнейшее религиозное меньшинство представляли христиане (5 % — 6 %).

Ряд религиозных праздников отмечаются в Сирии официально. Среди таковых Рождество, православная и западная Пасха, мусульманский Новый год, Курбан-байрам, Ураза-байрам и День рождения Пророка.

Ислам[ | ]

В 634—640 гг. Сирия подверглась завоеванию арабами-мусульманами, в результате чего регион становится частью Исламской империи. При Омеядах в 661 году Дамаск превращается в столицу Арабского халифата, большинство жителей к этому времени были обращены в ислам. Вместе с тем, к оставшимуся христианскому и иудейскому меньшинству существовало терпимое отношение. В дальнейшем Сирия находилась под властью египетских мамлюков, тимуридов и турок-османов.

В настоящее время (2010 год) мусульмане составляют до 92,8 % населения Сирии[1]. В некоторых источниках существует меньшие цифры. Иногда это связано со спорной классификацией друзов, которых зачастую не причисляют к мусульманам.

При этом доля мусульман в населении страны последнее время увеличивалась — в 1990 году мусульмане составляли 87 % жителей Сирии[2]. Связано это с существенной эмиграцией христиан и более высоким естественным приростом мусульман.

Сунниты[ | ]

Большинство сирийских мусульман — сунниты (74 % населения)[3]. Суннизма придерживается основная часть сирийских арабов, подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен, турок, палестинцев. Сунниты составляют большинство в 12 из 14 мухафаз Сирии. Большинство суннитов придерживается ханафитской правовой школы, помимо них имеется значительное число стронников шафиитского мазхаба. В стране проживает небольшое число сторонников ханбалитской традиции, тесно связанной с консервативной ваххабитской школой, отождествляемой с королевской семьёй Саудовской Аравии[4].

Шииты[ | ]

Ок. 13 % населения Сирии являются мусульманами-шиитами[3]. В это число входят алавиты (11,5 %), исмаилиты (1 %) и двунадесятники (0,5 %). Некоторые источники включают в число шиитов и сирийских друзов — в таком случае доля шиитов в общем населении Сирии возрастает.

Алавиты[ |

encyclopaedia.bid

Население Сирии — Википедия

Население Сирии — регистрируется с момента создания государства Сирия в 1946 году Центральным статистическим бюро Сирии.[1]

По данным Центрального статистического бюро Сирии население страны на 2011 год составляло 22 517 750 человек.[2] Из них:

  • 11 441 978 чел. — мужчины;
  • 11 075 722 чел. — женщины.

По данным Ближневосточного агентства ООН, население Сирии уменьшилось на 8 % за время гражданской войны в стране.[3]

Население Сирии составляет 18,5 миллиона человек (по данным на 2015 год).

Почти 93 % сирийцев — мусульмане; разных направлений христианства придерживается 6 % жителей страны.

Государственный язык — арабский.

Демографическая кривая Сирии Плотность населения
ГодНаселение
10 000 до н. э.100 000
1000 до н. э.2 500 000
15 000 000
2003 000 000
5005 000 000
10005 000 000
12005 000 000
15005 000 000
18005 000 000
19005 000 000
200016 071 000
201817 000 000

По данным Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения, общая численность населения Сирии в 2011 году составила 20,8 млн человек, в том числе 10,5 млн мужчин и 10,3 млн женщин; доля городского населения 56 %, темп роста населения в 2010—2015 годах составит 1,7 %, ожидаемая продолжительность жизни составит 74 года для мужчин и 78 лет для женщин[4].

Большинство населения сосредоточено вдоль берегов Евфрата и на побережье Средиземного моря. Плотность населения — 103 чел./км².

В Сирии гарантируется бесплатное образование с 6 до 11 лет и носит обязательный характер. 12 лет школьного обучения состоят из 6 лет начальной школы, трех лет общеобразовательной и ещё трех лет специальной подготовки, необходимой для поступления в университет. Грамотность среди сирийцев старше 15 лет составляет 86 % у мужчин и 73,6 % у женщин.

Крупнейшие города[править | править код]

Этнический состав[править | править код]

Карта этно-религиозного состава населения Сирии на 1976 год.

Сирийские арабы (в том числе около 400 тысяч палестинских беженцев) составляют около 90 % населения страны[6][7].

Крупнейшее национальное меньшинство — курды — составляет 9 % населения Сирии[6]. Большинство курдов проживает на севере страны, многие по-прежнему пользуются курдским языком. Курдские общины есть также во всех крупных городах.

Третьей по численности этнической группой страны являются сирийские туркмены.

Черкесы, являющиеся потомками мухаджиров-переселенцев с Кавказа, которые занимаются преимущественно скотоводством и земледелием. До Войны Судного дня и разрушения города Эль-Кунейтра половина черкесов проживала в мухафазе Эль-Кунейтра; многие из них переехали в Дамаск[8] . Самым малочисленным народом Сирии являются племена старшего жуза казахов — Сиргели, выходцы из Казахстана.

В стране имеются также крупные общины армян и ассирийцев (англ.)русск..

Религия[править | править код]

Крупнейшей по числу последователей религией в Сирии является ислам; в 2010 году мусульмане составляли 93 % населения страны[9]. Большинство мусульман — сунниты (74 %[10]), преимущественно ханафитского мазхаба. Значительное влияние в стране получило шиитское направление ислама (13 %[10]), представленное алавитами, исмаилитами и двунадесятниками. Ещё около 3 % население Сирии составляют друзы[11], положение которых в религиозной классификации не однозначно.

Доля христиан в 2010 году оценивалась в 5 % — 6 % населения[12][13]. На протяжении всего XX века доля христиан в общем населении страны неуклонно снижалась — с 16 % в начале века, к 7,8 % в 2000 году[14]. Это было связано как с более высоким естественным приростом у мусульман, так и существенной эмиграцией христиан в Северную и Южную Америку и более богатые страны Персидского залива. Численность католиков в 2010 году оценивалась в 430 тыс. человек[15]. Большинство из них — верующие пяти восточнокатолических церквей (мелькиты, сиро-католики, марониты, армяно-католики и халдо-католики). Православные представлены Антиохийской православной церковью (260 тыс., 2010 год[16]). Немало в стране и сторонников древних восточных церквей — Сирийской православной церкви (195 тыс.[16]), Армянской апостольской церкви (150 тыс.[16]) и Ассирийской церкви востока (70 тыс.[16]). Примерно половина протестантов (40 тыс.[15]) являются реформатами, остальные — верующие англиканских, перфекционистских, баптистских и пятидесятнических общин.

В 2011 году община езидов в Сирии насчитывала 80 тыс. человек[10]. Помимо вышеперечисленных в стране имеется весьма малочисленные группы сторонников веры бахаи, зороастрийцы и иудеи.

Языки[править | править код]

Государственный и наиболее распространенный язык — арабский. В северных регионах страны используется курдский язык.

В число распространенных языков входят также туркменский, адыгский (черкесский) и армянский.

В отдельных областях встречаются разнообразные диалекты арамейского.

Среди иностранных языков самые популярные — английский и французский.

  1. ↑ Центральное статистическое бюро Сирии (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 мая 2014. Архивировано 8 октября 2015 года.
  2. ↑ Население Сирии
  3. ↑ ООН: население Сирии уменьшилось на 8 % из-за войны
  4. Народонаселение мира в 2011 году [1],
  5. ↑ [http://www.citypopulation.de/Syria.html (1981) Отчет о переписи населения, 1981 год, Центральное бюро статистики. (1994) Демографический ежегодник ООН за 1999 год. (2004) Центральное статистическое бюро Сирийской Арабской Республики] (неопр.).
  6. 1 2 Население Сирии // Энциклопедия «Кругосвет».
  7. ↑ Раздел второй. Этнодемографический обзор регионов и стран мира. — Глава пятая. Зарубежная Азия. — Сирия, стр. 516. // Население мира. Этнодемографический справочник. Автор: Соломон Ильич Брук. Ответственный редактор: доктор исторических наук, профессор П. И. Пучков. Академии наук СССР. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо–Маклая. Москва: Издательство «Наука», 1981, 880 стр.

    Оригинальный текст (рус.)

    Этнический состав населения:
    Арабы Сирии (сирийцы) — 7000 тыс. — 86.5 %
    Арабы Палестины (палестинцы) — 250 тыс. — 3.1 %
    Арабы других стран — 40 тыс. — 0.5 %
    Ассирийцы — 20 тыс. — 0.2 %
    Евреи — 5 тыс. — 0.1 %
    Курды — 500 тыс. — 6.2 %
    Армяне — 180 тыс. — 2.2 %
    Черкесы — 35 тыс. — 0.4 %
    Туркмены — 35 тыс. — 0.4 %
    Цыгане — 10 тыс. — 0.1 %
    Турки — 5 тыс. — 0.1 %
    Другие и неизвестные — 10 тыс. — 0.2 %
    Всего — 8090 тыс. — 100.00 %

  8. ↑ name=»krugosvet»
  9. ↑ The Global Religious Landscape. A Report on the Size and Distribution of the World’s Major Religious Groups as of 2010 (англ.) (pdf) (недоступная ссылка). Pew Research Center (December 2012). Дата обращения 29 мая 2017. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  10. 1 2 3 Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. International Religious Freedom Report for 2015. Syria (англ.) (недоступная ссылка). 2015 Report on International Religious Freedom. U.S. State Department. Дата обращения 29 мая 2017. Архивировано 28 мая 2017 года.
  11. ↑ People and Society ::Syria (англ.). The World Factbook. Central Intelligence Agency. Дата обращения 29 мая 2017.
  12. ↑ Christian Population as Percentages of Total Population by Country (англ.). The Pew Research Center’s Religion and Public Life Project (12-19-2011). Дата обращения 29 мая 2017. Архивировано 7 января 2012 года.
  13. J. Gordon Melton. Syria // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann (нем.)русск.. — 2-е. — Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 2010. — P. 2788-2793. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6.
  14. David B. Barrett, George Thomas Kurian, Todd M. Johnson. Syria // World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World / David B. Barrett (Editor), George T. Kurian (Editor), Todd M. Johnson (Editor). — 2-е изд. — New York: Oxford University Press, 2001. — Т. 1. — P. 719-722. — 876 p. — ISBN 0-19-510318-1.
  15. 1 2 Global Christianity (англ.). The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Дата обращения 13 мая 2013. Архивировано 22 мая 2013 года.
  16. 1 2 3 4 Jason Mandryk. Syria // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. — 7-е изд. — InterVarsity Press, 2010. — P. 802-803. — 978 p. — (Operation World Set). — ISBN 0-8308-5724-9.

ru.wikipedia.org

Христианство в Сирии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 апреля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 апреля 2019; проверки требует 1 правка.

Христиане в Сирии составляют около 10 % населения. В Сирии есть греческая православная церковь, небольшое количество протестантов.

Дамаск был одним из первых регионов, где апостол Павел начал проповедовать христианство. В то время христиан в Дамаске было больше, чем в других городах. Но во время империи Омейядов распространился ислам, и многие стали мусульманами.

Христианских церквей в Дамаске много. Службы проходят каждое воскресенье. Христианские школы отдыхают в субботу и воскресенье, как в выходные дни, в то время как официальные сирийские выходные выпадают на пятницу и субботу. Сирийские христиане имеют свои собственные суды, которые занимаются гражданскими делами, такими как брак, развод и т. д. Они основываются на учении Библии.

Первой по величине христианской конфессией в Сирии является православие, представленное Антиохийской православной церковью. Вторая по величине община — Армянская апостольская Церковь.

Есть несколько социальных различий между христианами и мусульманами. Многие живут в Дамаске, Алеппо, Хаме, или Латакии. Сравнительно больше христиан, чем мусульман, имеют образование выше среднего уровня и т. п.

Основная христианская церковь в Сирии — Восточная православная, но христианство в Сирии не является монолитным, а представлено разными церквями, в том числе:

Протестанты[править | править код]

Первые протестантские миссии обосновались в Сирии в XIX веке. Это были преимущественно американские реформаты. После Первой мировой войны из соседней Турции в Сирию бежали значительное число армян, среди которых были протестанты-реформаты. Ими был создан Союз армянских евангельских церквей Ближнего Востока. После Второй мировой войны в Сирии начали деятельность баптисты, пятидесятники и др.

В 2010 году в стране проживали 40 тыс. протестантов[1]. Свыше половины из них являлись прихожанами церквей реформатской традиции. Общины перфекционистов, баптистов, пятидесятников и др. евангельских христиан были относительно немногочисленными. Помимо духовной работы, сирийские протестанты вовлечены в социальное служение, включая ряд медицинских и общеобразовательных проектов. Так, с 1855 года в Хомсе действует частная Национальная евангелическая школа (англ.)русск., в которой одновременно обучается более 2 тыс. детей разной религиозной принадлежности.

Христиане всей Сирии составляют большинство населения во многих провинциях и городах, главным образом в Алеппо, Хомс был и является вторым по величине христианским населением.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *