Внешняя политика Швейцарии — Википедия
Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно-правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о делах Гельветического Союза и Акта относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности её территории. В отличие от других стран, избравших подобный путь исключительно под воздействием внешних факторов (например, как результат поражения в войне), нейтралитет Швейцарии сформировался и по внутриполитическим причинам: нейтралитет, став объединяющей нацию идеей, способствовал эволюции её государственности от аморфной конфедерации к централизованному федеративному устройству.
За годы политики постоянного вооружённого нейтралитета альпийской республике удалось избежать участия в двух опустошительных мировых войнах и укрепить свой международный авторитет, в том числе путём осуществления многочисленных посреднических усилий. Принцип поддержания связей «между странами, а не между правительствами» позволял вести диалог со всеми, вне зависимости от политических или идеологических соображений.
Швейцария представляет третьи государства там, где у них прерваны дипломатические отношения, к примеру, интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине во время англо-аргентинского конфликта 1982 года; в настоящее время Швейцария представляет интересы США на Кубе и в Иране, интересы Кубы в США, интересы Российской Федерации в Грузии после разрыва дипломатических отношений между этими странами в 2008 году. Швейцария оказывает «добрые услуги», предоставляя свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов (нагорно-карабахская, абхазская и южноосетинские проблемы, кипрское урегулирование и т. д.).
Из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский — наиболее длительный и последовательный. Сегодня Швейцарская Конфедерация не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС. В последние годы, в связи с переменами в Европе и мире, в правительстве и общественном мнении набирает силу настрой в пользу усиления интеграции с ЕС и более гибкой трактовки принципа нейтралитета.
В мае 2004 года подписан «второй пакет» секторальных договоров ЕС-Швейцария, который, вместе с «первым пакетом» (вступил в силу 1 июня 2002 года), является своего рода альтернативой вступлению Швейцарии в ЕС.
В рамках общенациональных референдумов, прошедших в 2005 году, народом Швейцарии положительно решён вопрос о присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому договорам (соглашение об этом с ЕС входит во «второй пакет»), а также о распространении положений Договора о свободе перемещений между Швейцарией и ЕС (входит в «первый пакет» секторальных договоров) на новых членов ЕС, вступивших в Союз в 2004 году. Вместе с тем, принято решение считать вопрос о вступлении Швейцарии в Евросоюз не «стратегической целью», как раньше, а только «политической опцией», то есть возможностью.
В 1959 году Швейцария стала одной из стран-учредительниц ЕАСТ, в 1972 году вошла в Европейское экономическое пространство, в 2002 году — в ООН.
Швейцария активно оказывает гуманитарную помощь жертвам конфликтов, содействует экономическому развитию стран третьего мира для преодоления нищеты. Швейцария поддерживает дипломатические отношения с Российской Федерацией. Дипломатические отношения между Швейцарией и РСФСР существовали с мая по ноябрь 1918 года, затем были прерваны и восстановлены уже с СССР лишь 18 марта 1946 года.
Нейтралитет Швейцарии
Внешняя политика Швейцарии согласно конституции этой страны строится с учётом международно-правового статуса постоянного нейтралитета.
Истоки нейтралитета
Исторические корни швейцарского нейтралитета восходят к Средневековью, и связать его начало с какой-то определённой датой представляется сложным. На этот счет существуют несколько точек зрения.
Многие современные, в том числе российские авторы, связывают начало истории швейцарского нейтралитета с поражением швейцарских войск в битве с французами при Мариньяно (1515 г.)[1]. Тогда в начале XVI века швейцарские кантоны вели завоевательную политику и в 1508 году захватили Ломбардию, но уже в 1515 году потерпели жестокое поражение от французов и потеряли власть над Миланом. И действительно, с тех пор Швейцария не вела завоевательных войн, но, конечно, это еще не означало постоянного нейтралитета. О швейцарском нейтралитете как о постоянном явлении до заключения после Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну, не упоминается.
Другая точка зрения состоит в том, что принцип нейтрального поведения впервые встречается в швейцарской истории не как внешнеполитический, но как внутриполитический принцип. Так швейцарский историк Эдгар Бонжур утверждает, что «понятие швейцарского нейтралитета возникло почти одновременно с понятием швейцарской нации»[2]. Конечно, с таким категоричным утверждением можно поспорить, ведь швейцарские кантоны в период, когда формировались феодальные государства в Западной Европе, нередко вмешивались в войны. Известно, что швейцарцы составляли наёмные войска у различных феодальных властителей. Однако не безынтересно заметить, что уже в XIV веке в договорах отдельных кантонов с их соседями употреблялся немецкий термин «stillesitzen» или «stille zu sitzen» (дословно — сидеть смирно, тихо), что примерно соответствует позднейшему понятию нейтралитета. Ещё в 1351 году, то есть в то самое время, когда в Конфедерацию вступал Цюрих, её границы пытались разместить так, чтобы остаться в стороне от жестоких усобиц, зачастую случавшихся в Ретии. Во временном союзе Берна и Золотурна с маркграфом Рудольфом фон Хашбергом в 1399 году закреплялось положение, в соответствие с которым оба города оставляли за собой право «сидеть тихо», если их партнёр по союзу окажется вовлечённым в конфликт. Следовательно, оба этих города не хотели вмешиваться в конфликты, которые не затрагивали их собственных интересов
После окончания Тридцатилетней войны «Свободное государство «Трёх Союзов»» оставалось желанным союзником, будь то в смысле поставки наёмной силы или предоставлении территории для транзита войск. Плата за такие услуги чаще всего принимала форму денежных компенсаций или обещания военной и политической помощи. Интересен тот факт, что только альянс с Францией в 1614 году был альянсом всех кантонов. Остальные же союзы и альянсы касались только некоторых кантонов, например союз католических кантонов с Испанией и Савойей. Такая ситуация не позволяла Конфедерации целиком «перейти» на чью-либо сторону и делала её неудобным партнёром в политическом и военном сотрудничестве.
В XVI веке Швейцария была уже не в состоянии вести политику территориальной экспансии, характерную для XV века. И уже после окончания Тридцатилетней войны Швейцария склонялась к занятию позиции нейтралитета и невмешательства в большие европейские дела. Знаковым событием этой тенденции был отказ швейцарских кантонов заключить альянс с находящейся в зените могущества Швецией.
В обстановке политической напряжённости в Европе в 30-е годы XVII века в Швейцарии впервые возникает идея вооружённого нейтралитета. В 1647 году было издано общее для всех кантонов «Военное уложение» («Heeresordnung», или «Defensionale»). Согласно этому «Военному уложению» создавался единый Военный совет и общая мобилизационная организация, основой которой были военные контингенты кантонов
В ходе Вестфальского конгресса швейцарские кантоны предприняли попытку высвободить из-под юрисдикции Священной Римской империи города Базель, Шаффхаузен и Санкт-Галлен. Особенную заинтересованность здесь имел Базель, потому что земли Эльзаса, которые являлись источником благосостояния как города, так и всей Конфедерации, должны были по результатам конгресса сменить своего владельца.
В конце XVII века швейцарские кантоны продолжали поставлять европейским феодалам солдатскую наёмную силу. И получалось так, что швейцарские наёмные солдаты служили у феодалов, враждующих друг с другом. Это был своего рода «нейтралитет наоборот», отличавшийся «ненахождением» целиком и полностью на чьей-либо стороне. И в конце концов, 11 сентября 1709 года в битве при городе Мальплак произошло кровавое столкновение между швейцарскими наёмниками, служившими во французском лагере с одной стороны, и в нидерландском — с другой
Уже в качестве нейтрального государства Швейцария принимала активное участие в процессе урегулирования последствий войны за испанское наследство, а один из мирных договоров был заключён в швейцарском городе Бадене. Это было первое вы
wiki2.red
Политика — RGGU
Швейцария – это нация, образованная по собственной воле (концепция «политической нации»). Она не образует этнического, языкового или религиозного единства. В 1848 г. Швейцария стала федеративным государством – одним из 23-ех в мире и вторым после США. Политическая структура Швейцарии имеет три уровня:
- федерация
- кантоны
- общины
Федерализм
Федерация (федеральные органы государственной власти) выполняет задачи, возложенные на нее Конституцией. В первую очередь это вопросы внешней политики, безопасности и денежного обращения, налогообложения, правового урегулирования и обороны страны. Задачи, не относящиеся к компетенции государства, возлагаются на политическую единицу менее высокого уровня – на кантоны.
В составе Швейцарии 26 кантонов. Часто встречающееся название «полукантон» не должно вводить в заблуждение. «Полукантоны» имеют все полномочия настоящих кантонов (каковыми они и являются). Это название просто указывает, что когда-то полукантоны (например, Аппенцель Внешний и Аппенцель Внутренний, Базель-городской и Базель-сельский, Обвальден и Нидвальден) были в административном смысле единым целым.
Кантоны являются первоначальными элементами, которые в 1848 г. добровольно объединились в союзное государство и передали ему часть своего суверенитета. Каждый кантон имеет собственную конституцию, свои законодательные и исполнительные органы и суд. Такая форма прямой демократии, как собрание всех жителей кантона (Landsgemeinde) существует только в кантонах Аппенцель Иннерроден и Гларус. Во всех остальных кантонах жители принимают решения путем всеобщего тайного голосования.
Все кантоны разделены на общины. На 1 января 2010 г. в Швейцарии насчитывалось 2 596 общин. Но их число постоянно сокращается вследствие слияния одних общин с другими. Около 20% общин имеют собственный парламент. В остальных 80% решения принимаются демократическим путем — на собрании всех жителей общины. Степень автономности общин различная и определяется соответствующими кантонами.
Прямая демократия
Ни в каком другом государстве так хорошо не развито право народа на участии в государственном правлении, как в Швейцарии. Демократические традиции, имеющие в Швейцарии глубокие корни, сравнительно небольшие размеры страны и численность населения (примерно 7,6 миллиона человек), а также высокий уровень грамотности и разнообразные СМИ обуславливают слаженное функционирование этой особой формы государственной власти.
В выборах парламента страны участвуют все граждане Швейцарии, достигшие 18-летнего возраста. Они имеют активное и пассивное избирательное право, т.е. право избирать и быть избранными. Выборы депутатов в Совет кантонов проходят в соответствии с кантональными законами и не входят в компетенцию федеральных властей. Следующие выборы в палаты парламента (а затем и в правительство) продут в октябре-декабре 2011 г.
Граждане Швейцарии имеют право вносить изменения в Конституцию страны посредством всенародного голосования. Если в течение 18 месяцев с этой целью будет собрано 100 тыс. подписей имеющих право голоса граждан, инициатива выносится на голосование. Органы власти отвечают на подобные инициативы иногда встречным предложением, в надежде, что оно будет принято народом и кантонами. Народные инициативы исходят не от парламента или правительства, а от самих граждан. Они считаются движущей силой прямой демократии.
Народ имеет право поставить на голосование уже принятые парламентом решения. Федеральные законы, федеральные постановления и бессрочные государственные договоры подлежат факультативному референдуму. Если в течение ста дней после опубликования закона 50 тыс. имеющих право голоса граждан Швейцарии не согласны с его принятием, он выносится на всенародное голосование. Для политического процесса в стране референдум играет в целом роль клапана, поскольку он затрудняет введение новых реформ, предложенных парламентом или правительством страны.
Федеральные органы власти
Согласно Конституции народ Швейцарии является «сувереном», т.е. высшей политической инстанцией. Под народом понимаются все совершеннолетние мужчины и женщины, имеющие швейцарское гражданство, что в пересчете на население составляет 4,8 млн. или примерно 64% от общего количества жителей. Швейцарские граждане, не достигшие 18-летнего возраста, и иностранцы не имеют политических прав на федеральном уровне.
Двухпалатный парламент Швейцарии, представляет собой законодательную власть страны. Национальный совет (большая палата парламента) в составе 200 депутатов является представительством народа. Совет кантонов (малая палата) представляет интересы 26-ти кантонов. 20 кантонов имеют по два представителя, 6 полукантонов – по одному. Таким образом, в целом Совет кантонов насчитывает 46 депутатов. Обе палаты избираются народом: Национальный совет – в соответствии с едиными государственными требованиями, Совет кантонов – в соответствии с кантональными предписаниями, отличающимися друг от друга. В обоих случаях кантоны являются избирательными округами. Обе палаты совершенно равноправны, и поэтому называть их «верхняя» и «нижняя» палата нельзя.
Правительство Швейцарии (Федеральный совет) состоит из семи членов (министров, федеральных советников). Федеральный совет – это коллективный орган высшей исполнительной власти. Его решения принимаются на основе общего консенсуса. Все члены правительства избираются Объединенным Федеральным собранием (обеими палатами на совместном заседании) сроком на четыре года. Президент Швейцарии избирается сроком на один год и в течение этого времени считается «primus inter pares», т.е. первым среди равных. Он ведет заседания Федерального совета (проходят по средам) и имеет определенный круг в основном представительских полномочий. В 2010 г. Федеральным президентом является министр экономики Швейцарии Дорис Лойтхард. В 2011 г. им стала министр иностранных дел Мишлин Кальми-Ре. Представитель правоконсервативной Швейцарской народной партии Уэли Маурер, возглавляющий федеральный департамент (министерство) финансов, избран президентом страны на 2019 год.
Высшая судебная власть в Швейцарии принадлежит Федеральному Верховному суду в Лозанне (с отделением в Люцерне), Федеральному административному суду в Санкт-Галлене и действующему с 2004 г. Федеральному уголовному суду в Беллинцоне.
Источник: Посольство Швейцарии в Москве
Print version
swiss-ce.rsuh.ru
Государственное устройство и политическая система Швейцарии
Швейцария — федеративная республика, в стране действует Конституция, принятая 29 мая 1874. В состав Швейцарии входит 26 кантонов (Ааргау, Аппенцелл Ауссер — Роден, Аппенцелл Иннер — Роден, Базель — Ландшафт, Базель — Штадт, Берн, Фрибург, Женева, Гларус, Граубунден, Юра, Люцерн, Невшатель, Нидвальден, Обвальден, Санкт Галлен, Шаффхаузен, Швиц, Золотурн, Торгау, Тичино, Ури, Валлис, Вауд, Цуг, Цюрих). Наиболее крупные города (тыс. чел.): Берн, Цюрих (337,9), Женева (175), Базель (166), Лозанна (114,9).
Принципы государственного управления страной отличаются некоторыми особенностями. Глава государства и правительства (т.е. Федерального совета) — президент. С января 2003 эту должность занимает П.Кушепин (P.Couchepin), вице-президентом является Р.Метцлер (R.Metzler). Они выбираются Федеральной ассамблеей на 1 год из членов Федерального совета (в его состав входит 7 человек), который также формируется ею, но на 4 года. В Федеральный совет входят представители четырёх партий, набравших наибольшее число голосов избирателей на выборах в Федеральную ассамблею (по два представителя от первой тройки партий и один — от замыкающей четвёртой).
Двухпалатная Федеральная ассамблея состоит из Государственного совета (т.е. Совета кантонов, 46 членов, избираемых на 4 года) и Национального совета (200 депутатов избираются в результате прямого народного голосования на основе пропорционального представительства на 4 года). Последние выборы в Государственный совет состоялись в 1999 (в разные месяцы в каждом кантоне), в Национальный совет — 24 октября 1999.
Наибольшее число голосов избирателей на последних выборах в Национальный совет было отдано: Швейцарской народной партии (SVP) — 22,6%, Социал-демократической партии (SPS) — 22,5%, Радикальной свободно-демократической партии (FDP) — 19,9% и Христианско-демократической народной партии (CVP) — 15,8%. На их долю приходится 80,8% всех голосов избирателей («большая четвёрка» получила все места в Государственном совете).
Высшая судебная власть осуществляется Федеральным Верховным судом. Его члены выбираются Федеральной ассамблеей (на 6 лет).
Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти проявляются прежде всего в ежегодной автоматической ротации глав государства (и правительства). Швейцария является единственной европейской страной, в которой действует принцип «системы соответствия» общественно-политических движений. Это позволяет представителям «большой четвёрки» политических партий, входящих в Федеральный совет, возглавлять на вполне определённый период государство и проводить свою политику. Но, чтобы добиться успеха в реализации своей концепции, общественно-политические партии, временно находящиеся во главе государства, должны опираться на принципы постоянного компромисса. Им необходимо достигать согласия с другими членами Федерального совета, которые неизбежно также будут временно возглавлять государство.
«Система соответствия», которая вовлекает различные партии в процесс формирования общенациональных стратегических целей, предотвращает таким образом неожиданные смены концепций в общественном развитии страны, она способна амортизировать конфликты и напряжённости, которые неизбежно должны возникать в стране со многими национальными менталитетами и различными религиями. Этот процесс обычно развивается сложно и медленно, но именно он считается одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивую, политическую стабильность и идентичность в стране.
Второй особенностью можно считать функционирование принципа своеобразной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии. Эта система позволяет каждому гражданину непосредственно включиться в решение государственных проблем на кантональном и федеративном уровнях. Для проведения народного референдума необходимо собрать не менее 50 тыс. подписей для вынесения решения по разрабатываемому законоположению и 100 тыс. — для внесения изменений в действующие правовые нормы. При проведении всенародных референдумов необходимо обеспечение большинства не только населения, но и кантонов.
На формирование основных принципов функционирования швейцарского общества серьёзное влияние оказывают и ведущие ассоциации деловых кругов. При этом особо выделяется Швейцарский союз промышленников и торговцев (он возник в 1870), который постоянно ориентирует основные направления стратегического хозяйственного роста страны. Ставка делается на увеличение доли капиталоёмкой и наукоёмкой продукции в национальном производстве. Не менее существенное влияние на формирование общества оказывает Ассоциация швейцарских банкиров. Она предпринимает огромные усилия для поддержания престижного уровня этого сектора в мировой экономике. Особенно важно при этом показать несостоятельность международного мифа о т. н. гномах Цюриха, которые в глубине своих подземелий обеспечивают «надёжную гавань» для не совсем добросовестных вкладчиков.
Основная стратегическая цель внутренней политики — обеспечение устойчивости общественно-экономического развития, стабильности политической системы и идентичности населения страны. Важность этой проблемы определяется тем, что в рамках Швейцарской конфедерации отсутствуют единый общий язык и национальная культура. В Швейцарии объединены три ведущие евроконтинентальные этнические группы, к каждой из которых примыкают соседние крупные страны с родственным менталитетом. Поэтому основная ставка в решении внутренних проблем делается на соблюдение равных прав меньшинств.
Важнейшим механизмом консолидации швейцарского общества считается активное использование на всех уровнях постулатов «системы соответствия». Амортизирующая способность этого принципа государственного управления была достаточно отчётливо продемонстрирована во время интеграции в правительствующую коалицию (в рамках Федерального совета) радикально-националистической партии известного швейцарского мультимиллионера К.Блохера. Используя популистские националистические лозунги (около 19% всего населения страны составляют иностранцы — самый высокий европейский показатель), эта партия получила на последних выборах почти 1/5 всех голосов избирателей. Однако выход на самый высокий уровень государственного управления представителей национал-радикалов не привёл к разрушению непоколебимой стабильности общественно-политической системы страны.
Во внешней политике наиболее радикальные сдвиги произошли в марте 2002 — Швейцария стала членом ООН. Длительные годы Альпийская Республика исходя из принципов «постоянного нейтралитета» избегала членства не только в НАТО, ЕС, но и даже в ООН. Правда, она состояла в некоторых специализированных агентствах этой организации, нередко придерживалась вводимых ею экономических санкций. Предпринятая в 1986 попытка страны вступить в ООН была заблокирована на всенародном референдуме, 75% швейцарских граждан высказались против. Но в марте 2002 уже более половины проголосовало позитивно, и Швейцария стала 190-м членом ООН.
Основная причина столь решительного изменения принципов внешней политики связана с экономическими факторами. У ведущих промышленно-финансовых корпораций объём производимой продукции (и услуг) за границей уже существенно превосходит национальные показатели. В этих условиях сохранение «традиционной альпийской замкнутости» стало угрожать швейцарской конкурентоспособности на мировых рынках.
Сложнее складывается ситуация со вступлением страны в ЕС, на который приходится подавляющий объём внешнеэкономического оборота. Но, по оценке швейцарских аналитиков, это вопрос скорее политический, чем экономический. Полагают, что около 90% всех хозяйственных проблем, возникающих от невхождения в ЕС, уже нашло своё разрешение в результате двустороннего соглашения (Швейцария — ЕС) в рамках Европейского экономического пространства. Речь идёт прежде всего об установлении принципа свободы перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и патентов (лицензий).
Серьёзные возражения по поводу возможного вступления страны в ЕС связывают с необходимостью приспосабливать существующую швейцарскую общественно-политическую систему к европейским нормам. Постепенное устранение основных достаточно специфичных постулатов государственного управления страной (автоматическая ежегодная ротация глав государства, «прямая демократия» через проведение всенародных референдумов и пр.) может нанести ущерб идентичности швейцарского населения, традиционной общественно-политической стабильности. Последние опросы (2002) показали, что только 1/3 населения выступает за присоединение к ЕС, 1/3 — категорически против и, наконец, остальные считают, что «головой» они одобряют этот процесс, а вот «сердце» выступает решительно против вступления в эту организацию.
Вооружённые силы страны считаются крупнейшими в Европе. Швейцарская регулярная армия насчитывает около 360 тыс. чел. (а в условиях мобилизации может быть в течение 48 ч увеличена до 500 тыс. чел.). В её состав входят Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, пограничная охрана и фортификационные подразделения (персонал горных бункеров). Ежегодный призыв в армию 42,6 тыс. чел. (2002). Военные расходы 2,5 млрд долл., что составляет 1% ВВП.
Резервный состав армии формируется на основе «милиционной системы», в соответствии с которой часть мужского населения (в возрасте 20—24 лет) регулярно призывается в качестве рекрутов на военную службу (18 недель). Вторую группу составляют резервисты, которые могут быть призваны в условиях полной мобилизации. Все военнообязанные получают на хранение дома обмундирование, оружие, необходимую амуницию и даже велосипед, чтобы самостоятельно прибыть в пункт назначения в полной боевой готовности.
Столь масштабная милитаризация общественной жизни Альпийской Республики опирается на вполне определённые исторические традиции. Многовековая борьба за независимость, длительный период участия швейцарских «наёмных солдат» в качестве наиболее профессионально подготовленных кадров многих европейских армий и пр. — всё это способствовало внедрению в общественное сознание важности военной службы для обеспечения безопасности и благополучия конфедерации. Кроме того, армия является своеобразным символом «швейцарской идентичности» жителей этой страны.
И всё же в кон. 2002 началась крупномасштабная военная реформа, согласно которой к кон. 2004 регулярная армия должна быть сокращена втрое (до 120 тыс. чел.). Соответственно произойдёт уменьшение количества рекрутов (до 20 тыс. чел.) и резервистов (до 80 тыс. чел.). Но при этом предполагается, что военные расходы не сократятся. Они будут в больших объёмах направляться на разработку и внедрение новейшего военного оснащения.
geographyofrussia.com
Внешняя политика Швейцарии Википедия
Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно-правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8 (20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8 (20) марта 1815 г., Декларации держав о делах Гветического Союза и Акта относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности её территории. В отличие от других стран, изобравших подобный путь исключительно под воздействием внешних факторов (например, как результат поражения в войне), нейтралитет Швейцарии сформировался и по внутриполитическим причинам: нейтралитет, став объединяющей нацию идеей, способствовал эволюции её государственности от аморфной конфедирации к централизованному федеративному устройству.
За годы политики постоянного вооружённого нейтралитета альпийской республике удалось избежать участия в двух опустошительных мировых войнах и укрепить свой международный авторитет, в том числе путём осуществления многочисленных посреднических усилий. Принцип поддержания связей «между странами, а не между правительствами» позволял вести диалог со всеми, вне зависимости от политических или идеологических соображений.
Швейцария представляет третьи государства там, где у них прерваны дипломатические отношения, к примеру, интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине во время англо-аргентинского конфликта 1982 года; в настоящее время Швейцария представляет интересы США на Кубе и в Иране, интересы Кубы в США, интересы Российской Федерации в Грузии после разрыва дипломатических отношений между этими странами в 2008 году. Швейцария оказывает «добрые услуги», предоставляя свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов (нагорно-карабахская, абхазская и южноосетинские проблемы, кипрское урегулирование и т. д.).
Из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский — наиболее длительный и последовательный. Сегодня Швейцарская Конфедерация не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС. В последние годы, в связи с переменами в Европе и мире, в правительстве и общественном мнении набирает силу настрой в пользу усиления интеграции с ЕС и более гибкой трактовки принципа нейтралитета.
В мае 2004 года подписан «второй пакет» секторальных договоров ЕС — Швейцария, который, вместе с «первым пакетом» (вступил в силу 1 июня 2002 года), является своего рода альтернативой вступлению Швейцарии в ЕС.
В рамках общенациональных референдумов, прошедших в 2005 году, народом Швейцарии положительно решён вопрос о присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому договорам (соглашение об этом с ЕС входит во «второй пакет»), а также о распространении положений Договора о свободе перемещений между Швейцарией и ЕС (входит в «первый пакет» секторальных договоров) на новых членов ЕС, вступивших в Союз в 2004 году. Вместе с тем, принято решение считать вопрос о вступлении Швейцарии в Евросоюз не «стратегической целью», как раньше, а только «политической опцией», то есть возможностью.
В 1959 году Швейцария стала одной из стран-учредительниц ЕАСТ, в 1972 году вошла в Европейское экономическое пространство, в 2002 году — в ООН.
Швейцария активно оказывает гуманитарную пом
ru-wiki.ru
Внешняя политика Швейцарии — Википедия
Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно-правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о делах Гельветического Союза и Акта относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности её территории. В отличие от других стран, избравших подобный путь исключительно под воздействием внешних факторов (например, как результат поражения в войне), нейтралитет Швейцарии сформировался и по внутриполитическим причинам: нейтралитет, став объединяющей нацию идеей, способствовал эволюции её государственности от аморфной конфедерации к централизованному федеративному устройству.
За годы политики постоянного вооружённого нейтралитета альпийской республике удалось избежать участия в двух опустошительных мировых войнах и укрепить свой международный авторитет, в том числе путём осуществления многочисленных посреднических усилий. Принцип поддержания связей «между странами, а не между правительствами» позволял вести диалог со всеми, вне зависимости от политических или идеологических соображений.
Швейцария представляет третьи государства там, где у них прерваны дипломатические отношения, к примеру, интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине во время англо-аргентинского конфликта 1982 года; в настоящее время Швейцария представляет интересы США на Кубе и в Иране, интересы Кубы в США, интересы Российской Федерации в Грузии после разрыва дипломатических отношений между этими странами в 2008 году. Швейцария оказывает «добрые услуги», предоставляя свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов (нагорно-карабахская, абхазская и южноосетинские проблемы, кипрское урегулирование и т. д.).
Из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский — наиболее длительный и последовательный. Сегодня Швейцарская Конфедерация не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС. В последние годы, в связи с переменами в Европе и мире, в правительстве и общественном мнении набирает силу настрой в пользу усиления интеграции с ЕС и более гибкой трактовки принципа нейтралитета.
В мае 2004 года подписан «второй пакет» секторальных договоров ЕС-Швейцария, который, вместе с «первым пакетом» (вступил в силу 1 июня 2002 года), является своего рода альтернативой вступлению Швейцарии в ЕС.
В рамках общенациональных референдумов, прошедших в 2005 году, народом Швейцарии положительно решён вопрос о присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому договорам (соглашение об этом с ЕС входит во «второй пакет»), а также о распространении положений Договора о свободе перемещений между Швейцарией и ЕС (входит в «первый пакет» секторальных договоров) на новых членов ЕС, вступивших в Союз в 2004 году. Вместе с тем, принято решение считать вопрос о вступлении Швейцарии в Евросоюз не «стратегической целью», как раньше, а только «политической опцией», то есть возможностью.
В 1959 году Швейцария стала одной из стран-учредительниц ЕАСТ, в 1972 году вошла в Европейское экономическое пространство, в 2002 году — в ООН.
Швейцария активно оказывает гуманитарную помощь жертвам конфликтов, содействует экономическому развитию стран третьего мира для преодоления нищеты. Швейцария поддерживает дипломатические отношения с Российской Федерацией. Дипломатические отношения между Швейцарией и РСФСР существовали с мая по ноябрь 1918 года, затем были прерваны и восстановлены уже с СССР лишь 18 марта 1946 года.
Нейтралитет Швейцарии[править]
Внешняя политика Швейцарии согласно конституции этой страны строится с учётом международно-правового статуса постоянного нейтралитета.
Истоки нейтралитета[править]
Исторические корни швейцарского нейтралитета восходят к Средневековью, и связать его начало с какой-то определённой датой представляется сложным. На этот счет существуют несколько точек зрения.
Многие современные, в том числе российские авторы, связывают начало истории швейцарского нейтралитета с поражением швейцарских войск в битве с французами при Мариньяно (1515 г.)[1]. Тогда в начале XVI века швейцарские кантоны вели завоевательную политику и в 1508 году захватили Ломбардию, но уже в 1515 году потерпели жестокое поражение от французов и потеряли власть над Миланом. И действительно, с тех пор Швейцария не вела завоевательных войн, но, конечно, это еще не означало постоянного нейтралитета. О швейцарском нейтралитете как о постоянном явлении до заключения после Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну, не упоминается.
Другая точка зрения состоит в том, что принцип нейтрального поведения впервые встречается в швейцарской истории не как внешнеполитический, но как внутриполитический принцип. Так швейцарский историк Эдгар Бонжур утверждает, что «понятие швейцарского нейтралитета возникло почти одновременно с понятием швейцарской нации»[2]. Конечно, с таким категоричным утверждением можно поспорить, ведь швейцарские кантоны в период, когда формировались феодальные государства в Западной Европе, нередко вмешивались в войны. Известно, что швейцарцы составляли наёмные войска у различных феодальных властителей. Однако не безынтересно заметить, что уже в XIV веке в договорах отдельных кантонов с их соседями употреблялся немецкий термин «stillesitzen» или «stille zu sitzen» (дословно — сидеть смирно, тихо), что примерно соответствует позднейшему понятию нейтралитета. Ещё в 1351 году, то есть в то самое время, когда в Конфедерацию вступал Цюрих, её границы пытались разместить так, чтобы остаться в стороне от жестоких усобиц, зачастую случавшихся в Ретии. Во временном союзе Берна и Золотурна с маркграфом Рудольфом фон Хашбергом в 1399 году закреплялось положение, в соответствие с которым оба города оставляли за собой право «сидеть тихо», если их партнёр по союзу окажется вовлечённым в конфликт. Следовательно, оба этих города не хотели вмешиваться в конфликты, которые не затрагивали их собственных интересов[3].
В 1411 году на тот момент ещё 7 швейцарских кантонов наложили на регион Аппенцелль обязанность оставаться нейтральным в случае конфликта между самими кантонами. Таким образом, принцип нейтрального поведения встречается впервые как внутриполитический принцип.
После окончания Тридцатилетней войны «Свободное государство «Трёх Союзов»» оставалось желанным союзником, будь то в смысле поставки наёмной силы или предоставлении территории для транзита войск. Плата за такие услуги чаще всего принимала форму денежных компенсаций или обещания военной и политической помощи. Интересен тот факт, что только альянс с Францией в 1614 году был альянсом всех кантонов. Остальные же союзы и альянсы касались только некоторых кантонов, например союз католических кантонов с Испанией и Савойей. Такая ситуация не позволяла Конфедерации целиком «перейти» на чью-либо сторону и делала её неудобным партнёром в политическом и военном сотрудничестве.
В XVI веке Швейцария была уже не в состоянии вести политику территориальной экспансии, характерную для XV века. И уже после окончания Тридцатилетней войны Швейцария склонялась к занятию позиции нейтралитета и невмешательства в большие европейские дела. Знаковым событием этой тенденции был отказ швейцарских кантонов заключить альянс с находящейся в зените могущества Швецией.
В обстановке политической напряжённости в Европе в 30-е годы XVII века в Швейцарии впервые возникает идея вооружённого нейтралитета. В 1647 году было издано общее для всех кантонов «Военное уложение» («Heeresordnung», или «Defensionale»). Согласно этому «Военному уложению» создавался единый Военный совет и общая мобилизационная организация, основой которой были военные контингенты кантонов[4].
В ходе Вестфальского конгресса швейцарские кантоны предприняли попытку высвободить из-под юрисдикции Священной Римской империи города Базель, Шаффхаузен и Санкт-Галлен. Особенную заинтересованность здесь имел Базель, потому что земли Эльзаса, которые являлись источником благосостояния как города, так и всей Конфедерации, должны были по результатам конгресса сменить своего владельца.
Для решения этого вопроса в феврале 1646 года специальная сессия Собора приняла решение направить посольство в Мюнстер и Оснабрюк. Миссию возглавил базельский бургомистр Рудольф фон Веттштайн. В ходе конгресса основная задача Веттштайна — освобождение Базеля от обязанности подчиняться и
www.wiki-wiki.ru
Политическая система Швейцарии
Политико-государственное устройство Швейцарии
Швейцария является федеративной республикой, в государстве действует Конституция, которая была принята 29 мая 1874 года. В состав Швейцарии вошли 26 кантонов: Ааргау; АппенцеллИннер — Роде; Базель — Штадт; Берн; Женева; Гларус; Граубунден; Невшатель; Обвальден; Шаффхаузен; Золотурн; Тичино; Валлис; Вауд; Цюрих и др.
Наиболее крупными городами (считая по численности населения) являются: Цюрих — 337,9 тыс., Женева — 175 тыс., Базель – 166 тыс., Лозанна — 114,9 тыс.
Высшая судебная власть реализуется Федеральным Верховным судом. Его члены избираются Федеральной ассамблеей сроком на 6 лет.
Замечание 1
Особенности функционирования законодательной и исполнительной власти состоят в ежегодной автоматической ротации глав государства и правительства.
Швейцария — единственная европейская страна, в которой реализуется принцип «системы соответствий» общественных политических движений. Это помогает представителям «большой четвёрки» политических партий, входящих в Федеральный совет, возглавить на определенное время государство, и тем самым провести собственную политику. Но для того, чтобы получить успех в осуществлении собственной концепции, общественные политические партии, которые временно находятся во главе государства, вынуждены опираться на принципы извечного компромисса. У них существует необходимость достижения согласия с иными членами Федерального совета, которые в свой срок также временно будут возглавлять государство.
«Система соответствия», вовлекающая разнообразные партии в процесс формирования общенациональных целей стратегического характера, может предотвращать таким образом внезапные перемены концепций касательно развития общества и государства. Более того, она способная амортизировать напряжённости и конфликты, которые обязательно будут образовываться в государстве с разными национальными менталитетами и разнообразными религиями. Этот процесс обычно развивается медленно и сложно, но именно он считается одним из главных факторов, которые обеспечивают равновесную, политическую идентичность и стабильность в государстве.
Следующей особенностью необходимо считать функционирование принципа своеобразной швейцарской культуры политики в образе демократии прямого типа. Данная система дает возможность любому гражданину непосредственным образом включаться в разрешение проблем государства на федеративном и кантональном уровнях. Для произведения общенародного референдума следует получить не менее 50 тысяч подписей для того, чтобы вынести решения по разрабатываемому законодательному положению и 100 тысяч — для изменения действующих правовых норм. При произведении общенародных референдумов важным является обеспечение множества не только населения, но и кантонов.
На образование базовых принципов жизнедеятельности швейцарского общества огромное влияние оказали так же лидирующиеассоциации деловых кругов. При том особенно отделяется Швейцарский союз торговцев и промышленников, возникший в 1870 году, который постоянно ориентировал главные направленности стратегического хозяйствующего роста государства. Ставка сделана на подъем доли наукоёмкой и капиталоемкой продукции в национальном производстве. Не менее важное влияние на образование общества оказывает Ассоциация швейцарских банкиров. Она предпринимает громадные усилия для поддержки уровня престижа данного сектора в экономике мира. Особенно значимым является при том показывать несостоятельность мифа огномах Цюриха, которые в глубинах своих подземелий обеспечивают «надёжную гавань» для не самых добросовестных вкладчиков.
Политическая система Швейцарии
В Швейцарии образовалась система многопартийности. На правом крыле находится Христианско-демократическая народная партия.
Собственную основную задачу она находит в защите учений и института Римско-католической церкви, а так же в отстаивании прав кантонов. Левый фланг заняла Социал-демократическая партия, выступающая за массовые социальные реформы, включивнаиболее широкое участие страны в экономической жизни государства, но с соблюдением партнерства меж государством и частным предпринимательством. В ядре политического конгломерата стоит Радикально-демократическая партия Швейцарии. Она являлась на самом деле радикальной по стандартам 19 века, когда задавала государственную политику. В условиях современности данная партия стала относительно консервативной.
Каждая из этих партий удержала примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Это соотношение сил сохранено от выборов к выборам, что дает Швейцарии политическое согласие и стабильность. С 1959 года любая из этих партий имела по два из семи мест в Федеральном совете, а остаточное место занял представитель крупнейшей из всех партий – Швейцарской народной партии. Посреди иных партий небольшого размера:
- «Зеленые»;
- Союз независимых;
- Либеральная партия;
- Партия свободы.
Замечание 2
Последняя, созданная в 1985 года, защищает права водителей автомобилей и выступает за ограничение иммиграции.
Принятие принципов федерализма играло значительную роль при объединении весьма разнообразных государств-кантонов в первое общешвейцарское союзное государство в 1848 году. Со временем федеральное правительство становилось более активным влияние на все аспекты жизни государства. Тем не менее, швейцарцы по-прежнему почувствовали мощную привязку к родным кантонам и их традициям.
Замечание 3
До 1971 года Швейцария являлась одним из немногих государств мира, в котором женщины не обладали избирательным правом на общенациональном уровне.
В феврале 1971 года мужской электорат принял поправку к конституции, которая предоставила швейцаркам право избирать и быть избранными на выборах федерального уровня. На уровне кантонов отдача избирательных прав женщинам затянулась: в немецкоязычном полукантоне Аппенцелль-Иннерроден женщины, наконец-то, возымели право голоса лишь в 1991 году.
spravochnick.ru
Внешняя политика Швейцарии — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Постоянный нейтралитет Швейцарии возник в результате подписания четырёх международно-правовых актов: Акта Венского Конгресса от 8(20) марта 1815 года, Приложения к Акту Венского Конгресса № 90 от 8(20) марта 1815 г., Декларации держав о делах Гельветического Союза и Акта относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности её территории. В отличие от других стран, избравших подобный путь исключительно под воздействием внешних факторов (например, как результат поражения в войне), нейтралитет Швейцарии сформировался и по внутриполитическим причинам: нейтралитет, став объединяющей нацию идеей, способствовал эволюции её государственности от аморфной конфедерации к централизованному федеративному устройству.
За годы политики постоянного вооружённого нейтралитета альпийской республике удалось избежать участия в двух опустошительных мировых войнах и укрепить свой международный авторитет, в том числе путём осуществления многочисленных посреднических усилий. Принцип поддержания связей «между странами, а не между правительствами» позволял вести диалог со всеми, вне зависимости от политических или идеологических соображений.
Швейцария представляет третьи государства там, где у них прерваны дипломатические отношения, к примеру, интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине во время англо-аргентинского конфликта 1982 года; в настоящее время Швейцария представляет интересы США на Кубе и в Иране, интересы Кубы в США, интересы Российской Федерации в Грузии после разрыва дипломатических отношений между этими странами в 2008 году. Швейцария оказывает «добрые услуги», предоставляя свою территорию для прямых переговоров между участниками конфликтов (нагорно-карабахская, абхазская и южноосетинские проблемы, кипрское урегулирование и т. д.).
Из всех существующих в современном мире видов нейтралитета швейцарский — наиболее длительный и последовательный. Сегодня Швейцарская Конфедерация не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС. В последние годы, в связи с переменами в Европе и мире, в правительстве и общественном мнении набирает силу настрой в пользу усиления интеграции с ЕС и более гибкой трактовки принципа нейтралитета.
В мае 2004 года подписан «второй пакет» секторальных договоров ЕС-Швейцария, который, вместе с «первым пакетом» (вступил в силу 1 июня 2002 года), является своего рода альтернативой вступлению Швейцарии в ЕС.
В рамках общенациональных референдумов, прошедших в 2005 году, народом Швейцарии положительно решён вопрос о присоединении Швейцарии к Шенгенскому и Дублинскому договорам (соглашение об этом с ЕС входит во «второй пакет»), а также о распространении положений Договора о свободе перемещений между Швейцарией и ЕС (входит в «первый пакет» секторальных договоров) на новых членов ЕС, вступивших в Союз в 2004 году. Вместе с тем, принято решение считать вопрос о вступлении Швейцарии в Евросоюз не «стратегической целью», как раньше, а только «политической опцией», то есть возможностью.
В 1959 году Швейцария стала одной из стран-учредительниц ЕАСТ, в 1972 году вошла в Европейское экономическое пространство, в 2002 году — в ООН.
Швейцария активно оказывает гуманитарную помощь жертвам конфликтов, содействует экономическому развитию стран третьего мира для преодоления нищеты. Швейцария поддерживает дипломатические отношения с Российской Федерацией. Дипломатические отношения между Швейцарией и РСФСР существовали с мая по ноябрь 1918 года, затем были прерваны и восстановлены уже с СССР лишь 18 марта 1946 года.
encyclopaedia.bid