Туркмены религия – Государственная религия Туркменистана — ислам

Содержание

Государственная религия Туркменистана — ислам

Большая часть населения исповедует ислам и признает его, как неотъемлемую часть своей культуры. Государственной религии в Туркменистане нет, а в конституции страны предусматривается свобода веры. Хотя ислам и распространен, отмечается низкая, по отношению к другим странам, приверженность к религии. Мусульмане в Туркменистане не так строго посещают службы, но признают необходимость восстановления значимости языка, как важного элемента возрождения страны.

Религиозная демография

Рассматривая религию Туркменистана в процентах, стоит отметить, что ислам имеет самую широкую долю населения страны — 89%. Суннитский ислам — самая практикуемая ветвь среди мусульман в стране. Религия меньшинства в Туркменистане — христианство с 9%. Другие верования в стране составляют лишь 2% населения.

Появление многих верований можно соотнести с европейской иммиграцией 20-го века в Туркменистан. Значительную численность переселенцев составляют русские, армяне, поляки и немцы. Большинство этих иммигрантов считают себя православными христианами, католиками или лютеранами. Меньшие христианские общины — Свидетели Иеговы, баптисты и пятидесятники.

История ислама в Туркменистане

До появления ислама в религиях Туркменистана, он, как и многие его соседи из Центральной Азии, имел буддизм, зороастризм и христианство как доминирующие вероисповедания. Суфийским шейхам было поручено распространение ислама и введение его в страну. Их приняли как «основателей» определенных этнических групп или кланов, что впоследствии заложило основу крайне локализованных изменений в религии Туркменистана на какое-то время. Часть туркменской племенной структуры — это святое племя, называемое övlat. Шесть из святых племен являются действующими, и каждое из них, как полагают, прослеживает свое происхождение к Пророку Мухаммаду через одного из халифов. Члены övlat сохраняют определенный уровень духовной власти на сегодняшний день.

Ислам в Туркменистане был сильно подавлен в советское время при атеистических доктринах. Мечети по всей стране были закрыты, и власть запретила различные исламские обычаи. Только в 1990 году в независимом Туркменистане начали возрождать религию. Ислам изучался в образовательных учреждениях, а по всей стране происходило возведение мечетей и религиозных школ.

Религия в Туркменистане со временем превратилась в смесь суннитского ислама, суфийского мистицизма и зороастризма, а также шаманских традиций. Такие шаманские обычаи включают широко распространенные убеждения в ворожбе, сглазе и амулетах. Шиитский ислам, в основном, практикуется иммигрантами, такими как иранцы и курды.

Современный ислам

Нынешнее правительство контролирует официальный ислам через структуру, унаследованную от советского периода. Мусульманский религиозный совет Туркменистана вместе с Узбекистаном представляет собой мусульманское религиозное управление Мавараннахра. Он был основан в Ташкенте и оказывает значительное влияние на назначения религиозных лидеров в стране. Руководящий орган исламских судей (Казиат) зарегистрирован в Министерстве юстиции Туркменистана, а совет по делам религий при Кабинете министров следит за деятельностью клира. Лица, желающие стать членами официального духовенства, должны посещать официальные религиозные учреждения; однако некоторые из них могут доказать свою квалификацию, просто сдав экзамен.

С 1990 года предпринимаются усилия по восстановлению части культурного наследия, утраченного при советской власти. Президент Ниязов приказал, чтобы основные исламские принципы преподавались в государственных школах. Появились больше религиозных учреждений, в том числе школ и мечетей, многие из которых созданы при поддержке Саудовской Аравии, Кувейта и Турции. Религиозные классы проводятся с преподаванием Корана и хадиса, а также истории ислама на арабском языке.

Некоторые государственные лидеры и учителя, работающие вне официальной структуры, пообещали повысить осведомленность населения об Исламе, расширить роль религии в обществе и усилить приверженность его принципам. Встревоженные, что такая активизация может усугубить напряженность между суннитами и шиитами и особенно отчуждать православных славян, правительство разработало планы по повышению Совета религиозных дел до статуса министерства в целях более строгого регулирования религиозной деятельности

Свобода религии в стране

Туркменистан является мирным государством и обеспечивает свободу религии для своих граждан. Но незарегистрированная религиозная деятельность является незаконной, в том числе создание мест поклонения (алтарей), проведение богослужений и распространение религиозных материалов. Вся религиозная деятельность в стране проверяется и контролируется Советом по делам религий (CRA).

Религиозные группы меньшинств не имеют представительства в Совете, что препятствует и затрудняет их деятельность и получение разрешения на нее в CRA. В СМИ сообщалось, что незарегистрированные религиозные группы подвергались преследованиям, штрафам, тюремному заключению и депортации. Этнические туркмены, которых обращают в другие религии, сталкиваются с самым высоким уровнем социальных проблем. Религиозный ландшафт Туркменистана относительно неблагоприятен для меньшинств.

Религия и закон

Уголовные и административные кодексы запрещают преследования в отношении зарегистрированных религиозных групп, но запрет не распространяется на незарегистрированные. Власти обычно не применяют его из-за отсутствия сообщений от зарегистрированных религиозных групп, которые выразили озабоченность в связи с тем, что власти увеличили преследование или контроль за их деятельностью. Административный кодекс предусматривает наказание в размере 200-500 манатов (70-176 долларов США) для должностных лиц, нарушающих право человека на свободу поклонения или воздержания от оного, а также штрафы в размере до 10 000 манатов (3 521 доллар США) за религиозные группы, получающие несанкционированные пожертвования из-за пределов страны.

Мистицизм и сила амулетов

Туркмены верят в заговоры и амулеты, которые они считают наделенными особыми магическими силами. Считается, что бусины, птичьи перья, рога баранов и другие предметы способны отгонять злых духов, вызывать добрых и защищать своих владельцев от различных неприятностей и несчастий. Эти вещицы могут быть в форме глаза, сердца, головы змеи, маленьких раковин или жуков-скарабеев. Амулеты и талисманы, и связанные с ними изображения встречаются в коврах, вышивке и одежде, а также ювелирных изделиях.

Волшебные силы приписывались определенным видам фруктов, семян и зерен в течение сотен лет. Одним из самых ранних амулетов было ожерелье из семян джиды, граната, фисташки и гвоздики. Согласно древним убеждениям, сильный запах этих растений мог защитить владельца от сглаза, а женщина, одетая в такое ожерелье, могла быстро забеременеть.

fb.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Википедия – самый крупный и популярный веб ресурс, собирающий в свою копилку огромное количество нужной и полезной информации. История Википедии начинается с 1995 года и продолжается по сей день.

Благодаря огромному количеству информации сайт стал самым посещаемым веб ресурсом по всему миру. Многие студенты и абитуриенты обращаются к Википедии при написании своих дипломных работ.

Википедия обладает рядом преимуществ, среди которых особо выдающимися являются следующие:

Википедия позволяет пользователям писать историю самостоятельно и редактировать ее согласно нынешнему положению;
Это самая крупная и большая библиотека с информацией в интернете;
Мультиязычность. Данный сайт доступен более чем на 10 мировых языках, в том числе на русском, немецком, английском и многих других;
Википедия – самый популярный и доступный интернет портал с огромным количеством достоверной и полезной информации.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к поиску

Википедия — бесплатная энциклопедия в онлайн-режиме, которая доступна всем пользователям. Особенность интернет-ресурса в том, что все желающие могут создавать, а также редактировать статьи. Википедию можно назвать самым большим, универсальным справочником на просторах Интернета. Статус справочного сайта этот ресурс приобретал с 2001 года (со времени создания).

Проект wikipedia.green имеет одно важное преимущество. К каждой опубликованной статье есть качественное видео. Посетители нашего ресурса могут не только прочесть информацию, но и просмотреть видео-ролик. Для удобства пользователей создан поиск в правом верхнем углу. Чтобы редактировать или публиковать текстовый контент, нужно создать свою учетную запись.

Википедия — один из наиболее посещаемых сайтов. Информация из этого универсального справочника используется в научных исследованиях, на конференциях, в работе разных ведомств.

Искать среди 1 504 449 статей

Сейчас в Википедии 1 504 449 статей на русском языке.

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сра

ru.wikipedia.green

Религия в Туркмении — Википедия

В современной Туркмении преобладает ислам (до 89 % населения[1]). Европейские переселенцы исповедуют различные направления христианства: русские принесли на туркменскую землю православие (до революции в Ашхабаде было 11 православных храмов[2]), немцы лютеранство (сейчас в Туркмении действует три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань, Туркменбаши и Серахс[3]), а поляки католицизм[4]. В древние времена на территории Туркмении широко был представлен зороастризм и несторианское христианство, центром которого был город Мерв. В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община[5]

В современной Туркмении существуют малочисленные общины пятидесятников, баптистов, адвентистов, бахаистов и кришнаитов — все они получили официальную регистрацию только в 2004 году

[6]. На нелегальном положении находятся свидетели Иеговы[7].

Законодательство

Согласно статье 28 Конституции Туркмении Граждане Туркменистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной и иной охраняемой законом тайной. Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий, их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер. Каждый человек самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов согласно статье 28 Конституции Туркменистана.

Положение религиозных организаций и верующих регламентировано вступившим в силу в 2016 году законом Туркмении «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»[8].

Регистрация религиозных организаций

Статья 7 Закона 2016 года обязывает все религиозные организации зарегистрироваться и вводит запрет для организаций, «тайно осуществляющих религиозную деятельность»

[8]. Для регистрации религиозной организации необходимо наличие инициативной группы не менее, чем из 50 совершеннолетних верующих, являющихся туркменскими гражданами и уплатить регистрационный сбор (ст.ст. 13, 16 Закона 2016 года)[8]. При этом зарегистрированная религиозная организация должна иметь устав (ст. 14 Закона 2016 года)[8].

Имущество религиозных организаций

Закон 2016 года закрепляет право религиозных организаций на владение собственностью, в том числе получаемой из-за рубежа, но требует обязательной регистрации всех программ иностранной безвозмездной и грантовой помощи (включая отчетов об их выполнении)[8]. Закон также закрепил передачу религиозным организациям на безвозмездной основе культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности (ст. 23)

[8].

Обряды в закрытых государственных учреждениях

В медицинских учреждениях, в местах лишения свободы в социальных учреждениях закон 2016 года обязывает администрацию содействовать просьбам содержащихся в них граждан по приглашению священнослужителей (ст. 25)[8].

Религиозное образование

Закон 2016 года установил жесткий контроль над религиозным образованием[8]:

  • В государственных образовательных учреждениях обучение религии запрещено (ст. 8).
  • Частное преподавание «духовного вероучения» запрещено (ст. 9)
  • Обучение религии несовершеннолетних разрешено лишь с согласия не только родителей и с разрешения специальной Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. При этом продолжительность обучения не может превышать 4 часов в неделю (ст. 8).
  • Разрешено создание духовных образовательных учреждений. Однако к ним очень высокие требования — преподаватели религиозных дисциплин должны иметь религиозное образование и осуществлять свою деятельность с согласия вышеуказанной Комиссии (ст. 9), сами духовные учреждения обязаны получить лицензию.

Государственные структуры по контролю за религиозными организациями

Закон 2016 года создал специальную Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. Ее полномочия весьма широки (ст. 10 — 12)[8]:

  • контроль за деятельностью религиозных организаций по исполнению ими законодательства о свободе вероисповедания, в том числе прием жалоб граждан на религиозные организации;
  • утверждение в должности руководителя религиозной организации, центр которой находится за пределами Туркмении;
  • представление экспертных религиоведческих заключений, в том числе для суда;
  • экспертиза ввозимой в страну религиозной литературы;
  • внесение предложения по регистрации религиозной организации;
  • внесение предложения по открытию религиозного образовательного учреждения.
  • принятия решений (совместно с местными органами власти) о строительстве религиозного сооружения.

Местные органы власти также имеют некоторые полномочия (ст. 11 Закона 2016 года) — в частности согласовывают проведение религиозных обрядов за пределами культовых зданий[8].

Генгеш (Совет) по делам религии

В Законе 2016 года существующий Генгеш по делам религии при Президенте Туркмении не упоминается. Этот орган был создан в 1994 году для надзора за религиозными организациями[9]. В состав Генгеша были включены муфтий, заместитель муфтия, православный благочинный и гражданский чиновник. Члены Генгеша, несмотря на светский характер государства, стали получать жалованье из бюджета, также как и члены велаятских советов по делам религии (их возглавляют местные главные имамы)

[9]. В соответствие с «Положением о Генгеше по делам религии при Президенте Туркменистана», Генгеш являлся государственным экспертным и консультативным органом по вопросам религий. Представители Генгеша участвовали в богослужениях, праздничных и других мероприятиях, проводимых религиозными организациями, а также во встречах с верующими. Например, в мае 2007 года с участием Генгеша была проведена выставка «Здоровый образ жизни» религиозной группой «Адвентисты седьмого дня», где с помощью наглядных пособий были продемонстрированы способы ведения здорового образа жизни и отвыкания от вредных привычек. При содействии Генгеша в апреле 2008 года в Туркменистане находился гражданин Германии пастор Андреа Шварц, который вёл проповеди, службы в Церкви «Адвентистов седьмого дня» в городе Ашхабад, посещал достопримечательности, памятники истории и мечети. По его просьбе 25 апреля 2008 года вместе с частью верующих указанной Церкви они участвовали в совершении пятничного моления совместно с мусульманами в одной из крупнейших мечетей Ашхабада. В рамках международной деятельности по осуществлению обмена опытом, духовного наставничества и попечения соответствующих религиозных общин, в апреле 2009 года в Ашхабаде находились граждане Германии Вольфганг Надольный и Томас Хэрм («Новоапостольская Церковь Туркменистана»), а также граждане Китая — супруги Шидваш и Джон Фарид («Религиозная организация Бахаи Туркменистана»).

Религия и политика

Закон 2016 года жестко запретил создание политических партий на религиозной основе, а также создание и деятельность религиозных организаций, «цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии»(ст. 7)[8]. Впрочем до принятия этого закона в Туркмении не было зарегистрированных политических партий, созданных на религиозной основе.

Православие

Православная Покровская церковь в Мары

В 2011 году число православных в Туркмении было около 445 тыс. человек, примерно, 8 % населения страны[10].

Из православных церквей в стране представлена лишь Русская православная церковь. Православные приходы в Туркмении административно объединены в благочиние Патриарших приходов.

Протестанты

Несколько тысяч жителей Туркмении являются прихожанами различных протестантских церквей. Первые протестанты (баптисты, меннониты, лютеране) появились в этом крае ещё в конце XIX века. В годы советской власти в республике возникла община адвентистов. В настоящее время в Туркменистане действуют несколько пятидесятнических объединения (общее число прихожан — 1,1 тыс.[11]), два баптистских союза (несколько сот прихожан), лютеране, адвентисты, Новоапостольская церковь, Международная церковь Христа (реставрационисты) и движение евангельских христиан «Великая благодать». В мае 2004 года в Министерстве юстиции Туркменистана была зарегистрирована религиозная группа протестантского течения христианской религии «Адвентисты седьмого дня». Кроме этого, в июне 2004 года были зарегистрированы религиозная организация «Церковь Евангельских христиан-баптистов». В 2005 году были зарегистрированы религиозная организация «Церковь Евангельских христиан Великая благодать», религиозные группы «Церковь Христа» (Евангельские христиане), «Христиане Полного Евангелия» (Евангелисты-протестанты), «Новоапостольская Церковь» (Новоапостольские христиане) и в Дашогузском велаяте «Свет Востока» (Евангельские христиане).

Ислам

Первые мусульмане на территории современной Туркмении появились во времена Арабских завоеваний в VI веке. Обширная исламизация началось в сельджукский период. Среди исповедующих ислам около 80 % — туркмены, около 10 % — узбеки, 3 % — казахи, оставшиеся — азербайджанцы, белуджи и другие народности. В небольших районах вдоль границы с Ираном и в городе Туркменбаши проживают мусульмане-шииты, представленные иранцами, азербайджанцами, курдами[12].

Соответствующими постановлениями Президента Туркменистана ежегодно отмечаются религиозные праздники Ураза-байрама по завершении месяца Рамазан (1 нерабочий день) и Курбан-байрама (3 нерабочих дня). По официальным данным (2010 год) в стране было 398 мечетей[9].

Другие религии

Из них 100 организаций зарегистрированных в Туркменистане 10 представляют различные религиозные организации, исповедующие другие религии. В июне того же 2004 года зарегистрирована религиозная организация «Бахаи». Кроме этого, в июне 2004 года была зарегистрирована религиозная группа «Общество Сознания Кришны».

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Религия в Туркменистане

Развитие ислама в стране, строительство мечетей и их снос, подготовка, а также назначение священнослужителей, находятся под контролем государства. Общество в Туркменистане исторически пассивно, а та узкая прослойка, которая могла бы повлиять на политическую жизнь, была вытоптана еще во времена Сапармурата Ниязова. Даже в наиболее религиозных областях Туркменистана не существует исламских политических структур.

В результате страна в политическом плане превратилась в мертвое море. Не получил распространения и политический ислам. В отличие от соседей, Туркменистан избежал появления на своей территории «ваххабитских» группировок и их агентов влияния. Однако имеет место распространение на границе с Узбекистаном специфической формы ордена Накшбанди.

Туркмены никогда не тяготели к радикальным исламским учениям, но нищета и идеологический вакуум могут породить такую тягу.

Туркменистан относится к ханафитскому мазхабу суннитского ислама. Для туркмен как народа кочевого несвойственна активная ритуальная религиозность, как, например, для таджиков и узбеков. Для отправления религиозных обрядов им достаточно уединения.

Ислам — это он

В начале 1990-х гг., когда Ниязов только начинал перевоплощаться из партийного деятеля в лидера нации, ислам был ему полезен в деле строительства новой национальной идеи. Он использовал ислам как подручное средство, но лишь в формах, определенных и регулируемых государством. Еще в 1993 г. он заявил, что Туркменистан возвращается к исламу не столько как к религии с догматическими постулатами, сколько как к части национальной культуры.

В целях контроля за религиозной деятельностью в 1994 г. был создан Генгеши (Совет) по делам религии, полностью подчиненный президенту страны.

По мере укрепления своей власти Ниязов пытался узурпировать исламский символизм и донести до народа идею, что Ислам — это он, требуя, чтобы его труд «Рухнама» котировался наряду с Кораном. Мечети получили официальное предписание хранить не менее 2-х экземпляров «Рухнамы», а цитаты оттуда были вырезаны на стенах многих мечетей. Какое-то время приближенные к Ниязову подумывали объявить его пророком, но вовремя одумались.

В 1997 г. не прошли перерегистрацию более половины действующих в стране мечетей. Однако они продолжали действовать при молчаливом согласии местных властей. Одновременно многие имамы молчаливо игнорировали официальное предписание после каждого намаза произносить клятву на верность родине и президенту. Такое положение вещей не устраивало власть, что привело к чисткам в рядах нелояльных имамов.

В 2000 г. под знаменем борьбы с экстремизмом власти начали поход против инакомыслящих. В результате было сожжено 40 тысяч экземпляров Корана, переведенного на туркменский язык опальным Хаджаахметом Оразклычевым.

В 2003 г. был проведен громкий процесс над муфтием Туркменистана Насруллой ибн-Абадуллой, который резко негативно отреагировал на приказ расписать мечети наряду с текстами из Корана цитатами из «Рухнамы». К тому же он отказался признать Ниязова божьим наместником. Бывший муфтий был осужден на 22 года. В дальнейшем религиозные деятели уровня Насруллы ибн-Абадуллы муфтиятом не руководили. Предпочтение отдавалось кандидатам менее образованным в религиозном плане, но более лояльным в плане политическом. Тем более все имамы фактически являются государственными служащими, получающими жалование от государства, а потому очень уязвимы.

Весной 2006 г. Ниязов заявил, что тот, кто трижды прочтет его книгу «Рухнама», станет умным, поймет природу, законы и человеческие ценности. И после попадет прямо в рай. Он утверждал, что сам просил Аллаха о таком способе выявления праведников.

Рухнамизация всей страны стала важнейшей составляющей светской религии, а также главной линией, определяющей государственную политику по отношению к религиозным объединениям.
В 1990-е гг. на территории Туркменистана в некоторых кишлаках стали одновременно функционировать по 2 мечети: одна государственная, вторая — молельный дом, где собирались местные жители, чтобы не только отправлять религиозные обряды, но и обсуждать насущные проблемы. Государственный религиозный гнёт вызвал недовольство в рядах обычных мусульман.

В эпоху Ниязова были построены роскошные мечети. Но большинство населения прохладно восприняли эти шедевры, поэтому популярностью они не пользовались.

Подготовка религиозных кадров

Религиозное образование находится под жестким контролем властей ещё со времен правления Ниязова. С 1990-х гг. в страну практически не поступала религиозная литература. Какое-то время чистоту преподавания удавалось сохранять в турецких школах, но в 2000 г. Ниязов заявил, что все медресе и религиозные школы должны быть закрыты. По его словам, достаточно было иметь одно медресе, действующее под контролем муфтията. Таким образом он выразил недоверие к исламским структурам после выявления на севере Туркменистана подпольных структур исламских радикалов, которые использовались узбекской оппозицией в качестве перевалочных баз.

К тому же были депортированы 300 иностранных (в основном иранских) проповедников.

В 2005 г. в Туркменистане был закрыт единственный на всю страну Факультет теологии (теперь это отделение теологии Факультета истории), а контракты с турецкими богословами, которые в основном и преподавали там, были расторгнуты, количество студентов резко сократилось.

Атагельды Нурыев, Ашхабад

Источник: www.islamsng.com

Другие записи

islamnur.ru

Религия в Туркмении — Википедия

В современной Туркмении преобладает ислам (до 89 % населения[1]). Европейские переселенцы исповедуют различные направления христианства: русские принесли на туркменскую землю православие (до революции в Ашхабаде было 11 православных храмов[2]), немцы лютеранство (сейчас в Туркмении действует три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань, Туркменбаши и Серахс[3]), а поляки католицизм[4]. В древние времена на территории Туркмении широко был представлен зороастризм и несторианское христианство, центром которого был город Мерв. В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община[5]

В современной Туркмении существуют малочисленные общины пятидесятников, баптистов, адвентистов, бахаистов и кришнаитов — все они получили официальную регистрацию только в 2004 году[6]. На нелегальном положении находятся Свидетели Иеговы[7].

Православие[править]

В 2011 году число православных в Туркмении было около 445 тыс. человек, примерно, 8 % населения страны[8].

Из православных церквей в стране представлена лишь Русская православная церковь. Православные приходы в Туркмении административно объединены в благочиние Патриарших приходов.

Несколько тысяч жителей Туркмении являются прихожанами различных протестантских церквей. Первые протестанты (баптисты, меннониты, лютеране) появились в этом крае ещё в конце XIX века. В годы советской власти в республике возникла община адвентистов.

В настоящее время в Туркменистане действуют несколько пятидесятнических объединения (общее число прихожан — 1,1 тыс.[9]), два баптистских союза (несколько сот прихожан), лютеране, адвентисты, Новоапостольская церковь, Международная церковь Христа (реставрационисты) и движение евангельских христиан «Великая благодать».

Ислам[править]

Первые мусульмане на территории современной Туркмении появились во времена Арабских завоеваний в VI веке. Обширная исламизация началось в сельджукский период[10].

Среди исповедующих ислам около 80 % — туркмены, около 10 % — узбеки, 3 % — казахи, оставшиеся — азербайджанцы, белуджи и другие народности. В небольших районах вдоль границы с Ираном и в городе Туркменбаши проживают мусульмане-шииты, представленные иранцами, азербайджанцами или курдами[11].

www.wiki-wiki.ru

Религия в Туркмении — Википедия

В современной Туркмении преобладает ислам (до 89 % населения[1]). Европейские переселенцы исповедуют различные направления христианства: русские принесли на туркменскую землю православие (до революции в Ашхабаде было 11 православных храмов[2]), немцы лютеранство (сейчас в Туркмении действует три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань, Туркменбаши и Серахс[3]), а поляки католицизм[4]. В древние времена на территории Туркмении широко был представлен зороастризм и несторианское христианство, центром которого был город Мерв. В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община[5]

В современной Туркмении существуют малочисленные общины пятидесятников, баптистов, адвентистов, бахаистов и кришнаитов — все они получили официальную регистрацию только в 2004 году[6]. На нелегальном положении находятся свидетели Иеговы[7].

Законодательство

Согласно статье 28 Конституции Туркмении Граждане Туркменистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной и иной охраняемой законом тайной. Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий, их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер. Каждый человек самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов согласно статье 28 Конституции Туркменистана.

Положение религиозных организаций и верующих регламентировано вступившим в силу в 2016 году законом Туркмении «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»[8].

Регистрация религиозных организаций

Статья 7 Закона 2016 года обязывает все религиозные организации зарегистрироваться и вводит запрет для организаций, «тайно осуществляющих религиозную деятельность»[8]. Для регистрации религиозной организации необходимо наличие инициативной группы не менее, чем из 50 совершеннолетних верующих, являющихся туркменскими гражданами и уплатить регистрационный сбор (ст.ст. 13, 16 Закона 2016 года)[8]. При этом зарегистрированная религиозная организация должна иметь устав (ст. 14 Закона 2016 года)[8].

Имущество религиозных организаций

Закон 2016 года закрепляет право религиозных организаций на владение собственностью, в том числе получаемой из-за рубежа, но требует обязательной регистрации всех программ иностранной безвозмездной и грантовой помощи (включая отчетов об их выполнении)[8]. Закон также закрепил передачу религиозным организациям на безвозмездной основе культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности (ст. 23)[8].

Обряды в закрытых государственных учреждениях

В медицинских учреждениях, в местах лишения свободы в социальных учреждениях закон 2016 года обязывает администрацию содействовать просьбам содержащихся в них граждан по приглашению священнослужителей (ст. 25)[8].

Религиозное образование

Закон 2016 года установил жесткий контроль над религиозным образованием[8]:

  • В государственных образовательных учреждениях обучение религии запрещено (ст. 8).
  • Частное преподавание «духовного вероучения» запрещено (ст. 9)
  • Обучение религии несовершеннолетних разрешено лишь с согласия не только родителей и с разрешения специальной Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. При этом продолжительность обучения не может превышать 4 часов в неделю (ст. 8).
  • Разрешено создание духовных образовательных учреждений. Однако к ним очень высокие требования — преподаватели религиозных дисциплин должны иметь религиозное образование и осуществлять свою деятельность с согласия вышеуказанной Комиссии (ст. 9), сами духовные учреждения обязаны получить лицензию.

Государственные структуры по контролю за религиозными организациями

Закон 2016 года создал специальную Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. Ее полномочия весьма широки (ст. 10 — 12)[8]:

  • контроль за деятельностью религиозных организаций по исполнению ими законодательства о свободе вероисповедания, в том числе прием жалоб граждан на религиозные организации;
  • утверждение в должности руководителя религиозной организации, центр которой находится за пределами Туркмении;
  • представление экспертных религиоведческих заключений, в том числе для суда;
  • экспертиза ввозимой в страну религиозной литературы;
  • внесение предложения по регистрации религиозной организации;
  • внесение предложения по открытию религиозного образовательного учреждения.
  • принятия решений (совместно с местными органами власти) о строительстве религиозного сооружения.

Местные органы власти также имеют некоторые полномочия (ст. 11 Закона 2016 года) — в частности согласовывают проведение религиозных обрядов за пределами культовых зданий[8].

Генгеш (Совет) по делам религии

В Законе 2016 года существующий Генгеш по делам религии при Президенте Туркмении не упоминается. Этот орган был создан в 1994 году для надзора за религиозными организациями[9]. В состав Генгеша были включены муфтий, заместитель муфтия, православный благочинный и гражданский чиновник. Члены Генгеша, несмотря на светский характер государства, стали получать жалованье из бюджета, также как и члены велаятских советов по делам религии (их возглавляют местные главные имамы)[9]. В соответствие с «Положением о Генгеше по делам религии при Президенте Туркменистана», Генгеш являлся государственным экспертным и консультативным органом по вопросам религий. Представители Генгеша участвовали в богослужениях, праздничных и других мероприятиях, проводимых религиозными организациями, а также во встречах с верующими. Например, в мае 2007 года с участием Генгеша была проведена выставка «Здоровый образ жизни» религиозной группой «Адвентисты седьмого дня», где с помощью наглядных пособий были продемонстрированы способы ведения здорового образа жизни и отвыкания от вредных привычек. При содействии Генгеша в апреле 2008 года в Туркменистане находился гражданин Германии пастор Андреа Шварц, который вёл проповеди, службы в Церкви «Адвентистов седьмого дня» в городе Ашхабад, посещал достопримечательности, памятники истории и мечети. По его просьбе 25 апреля 2008 года вместе с частью верующих указанной Церкви они участвовали в совершении пятничного моления совместно с мусульманами в одной из крупнейших мечетей Ашхабада. В рамках международной деятельности по осуществлению обмена опытом, духовного наставничества и попечения соответствующих религиозных общин, в апреле 2009 года в Ашхабаде находились граждане Германии Вольфганг Надольный и Томас Хэрм («Новоапостольская Церковь Туркменистана»), а также граждане Китая — супруги Шидваш и Джон Фарид («Религиозная организация Бахаи Туркменистана»).

Религия и политика

Закон 2016 года жестко запретил создание политических партий на религиозной основе, а также создание и деятельность религиозных организаций, «цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии»(ст. 7)[8]. Впрочем до принятия этого закона в Туркмении не было зарегистрированных политических партий, созданных на религиозной основе.

Видео по теме

Православие

Православная Покровская церковь в Мары

В 2011 году число православных в Туркмении было около 445 тыс. человек, примерно, 8 % населения страны[10].

Из православных церквей в стране представлена лишь Русская православная церковь. Православные приходы в Туркмении административно объединены в благочиние Патриарших приходов.

Протестанты

Несколько тысяч жителей Туркмении являются прихожанами различных протестантских церквей. Первые протестанты (баптисты, меннониты, лютеране) появились в этом крае ещё в конце XIX века. В годы советской власти в республике возникла община адвентистов. В настоящее время в Туркменистане действуют несколько пятидесятнических объединения (общее число прихожан — 1,1 тыс.[11]), два баптистских союза (несколько сот прихожан), лютеране, адвентисты, Новоапостольская церковь, Международная церковь Христа (реставрационисты) и движение евангельских христиан «Великая благодать». В мае 2004 года в Министерстве юстиции Туркменистана была зарегистрирована религиозная группа протестантского течения христианской религии «Адвентисты седьмого дня». Кроме этого, в июне 2004 года были зарегистрированы религиозная организация «Церковь Евангельских христиан-баптистов». В 2005 году были зарегистрированы религиозная организация «Церковь Евангельских христиан Великая благодать», религиозные группы «Церковь Христа» (Евангельские христиане), «Христиане Полного Евангелия» (Евангелисты-протестанты), «Новоапостольская Церковь» (Новоапостольские христиане) и в Дашогузском велаяте «Свет Востока» (Евангельские христиане).

Ислам

Первые мусульмане на территории современной Туркмении появились во времена Арабских завоеваний в VI веке. Обширная исламизация началось в сельджукский период. Среди исповедующих ислам около 80 % — туркмены, около 10 % — узбеки, 3 % — казахи, оставшиеся — азербайджанцы, белуджи и другие народности. В небольших районах вдоль границы с Ираном и в городе Туркменбаши проживают мусульмане-шииты, представленные иранцами, азербайджанцами, курдами[12].

Соответствующими постановлениями Президента Туркменистана ежегодно отмечаются религиозные праздники Ураза-байрама по завершении месяца Рамазан (1 нерабочий день) и Курбан-байрама (3 нерабочих дня). По официальным данным (2010 год) в стране было 398 мечетей[9].

Другие религии

Из них 100 организаций зарегистрированных в Туркменистане 10 представляют различные религиозные организации, исповедующие другие религии. В июне того же 2004 года зарегистрирована религиозная организация «Бахаи». Кроме этого, в июне 2004 года была зарегистрирована религиозная группа «Общество Сознания Кришны».

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Религия в Туркмении — Википедия. Что такое Религия в Туркмении

В современной Туркмении преобладает ислам (до 89 % населения[1]). Европейские переселенцы исповедуют различные направления христианства: русские принесли на туркменскую землю православие (до революции в Ашхабаде было 11 православных храмов[2]), немцы лютеранство (сейчас в Туркмении действует три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань, Туркменбаши и Серахс[3]), а поляки католицизм[4]. В древние времена на территории Туркмении широко был представлен зороастризм и несторианское христианство, центром которого был город Мерв. В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община[5]

В современной Туркмении существуют малочисленные общины пятидесятников, баптистов, адвентистов, бахаистов и кришнаитов — все они получили официальную регистрацию только в 2004 году[6]. На нелегальном положении находятся свидетели Иеговы[7].

Законодательство

Согласно статье 28 Конституции Туркмении Граждане Туркменистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной и иной охраняемой законом тайной. Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий, их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер. Каждый человек самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов согласно статье 28 Конституции Туркменистана.

Положение религиозных организаций и верующих регламентировано вступившим в силу в 2016 году законом Туркмении «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»[8].

Регистрация религиозных организаций

Статья 7 Закона 2016 года обязывает все религиозные организации зарегистрироваться и вводит запрет для организаций, «тайно осуществляющих религиозную деятельность»[8]. Для регистрации религиозной организации необходимо наличие инициативной группы не менее, чем из 50 совершеннолетних верующих, являющихся туркменскими гражданами и уплатить регистрационный сбор (ст.ст. 13, 16 Закона 2016 года)[8]. При этом зарегистрированная религиозная организация должна иметь устав (ст. 14 Закона 2016 года)[8].

Имущество религиозных организаций

Закон 2016 года закрепляет право религиозных организаций на владение собственностью, в том числе получаемой из-за рубежа, но требует обязательной регистрации всех программ иностранной безвозмездной и грантовой помощи (включая отчетов об их выполнении)[8]. Закон также закрепил передачу религиозным организациям на безвозмездной основе культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности (ст. 23)[8].

Обряды в закрытых государственных учреждениях

В медицинских учреждениях, в местах лишения свободы в социальных учреждениях закон 2016 года обязывает администрацию содействовать просьбам содержащихся в них граждан по приглашению священнослужителей (ст. 25)[8].

Религиозное образование

Закон 2016 года установил жесткий контроль над религиозным образованием[8]:

  • В государственных образовательных учреждениях обучение религии запрещено (ст. 8).
  • Частное преподавание «духовного вероучения» запрещено (ст. 9)
  • Обучение религии несовершеннолетних разрешено лишь с согласия не только родителей и с разрешения специальной Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. При этом продолжительность обучения не может превышать 4 часов в неделю (ст. 8).
  • Разрешено создание духовных образовательных учреждений. Однако к ним очень высокие требования — преподаватели религиозных дисциплин должны иметь религиозное образование и осуществлять свою деятельность с согласия вышеуказанной Комиссии (ст. 9), сами духовные учреждения обязаны получить лицензию.

Государственные структуры по контролю за религиозными организациями

Закон 2016 года создал специальную Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. Ее полномочия весьма широки (ст. 10 — 12)[8]:

  • контроль за деятельностью религиозных организаций по исполнению ими законодательства о свободе вероисповедания, в том числе прием жалоб граждан на религиозные организации;
  • утверждение в должности руководителя религиозной организации, центр которой находится за пределами Туркмении;
  • представление экспертных религиоведческих заключений, в том числе для суда;
  • экспертиза ввозимой в страну религиозной литературы;
  • внесение предложения по регистрации религиозной организации;
  • внесение предложения по открытию религиозного образовательного учреждения.
  • принятия решений (совместно с местными органами власти) о строительстве религиозного сооружения.

Местные органы власти также имеют некоторые полномочия (ст. 11 Закона 2016 года) — в частности согласовывают проведение религиозных обрядов за пределами культовых зданий[8].

Генгеш (Совет) по делам религии

В Законе 2016 года существующий Генгеш по делам религии при Президенте Туркмении не упоминается. Этот орган был создан в 1994 году для надзора за религиозными организациями[9]. В состав Генгеша были включены муфтий, заместитель муфтия, православный благочинный и гражданский чиновник. Члены Генгеша, несмотря на светский характер государства, стали получать жалованье из бюджета, также как и члены велаятских советов по делам религии (их возглавляют местные главные имамы)[9]. В соответствие с «Положением о Генгеше по делам религии при Президенте Туркменистана», Генгеш являлся государственным экспертным и консультативным органом по вопросам религий. Представители Генгеша участвовали в богослужениях, праздничных и других мероприятиях, проводимых религиозными организациями, а также во встречах с верующими. Например, в мае 2007 года с участием Генгеша была проведена выставка «Здоровый образ жизни» религиозной группой «Адвентисты седьмого дня», где с помощью наглядных пособий были продемонстрированы способы ведения здорового образа жизни и отвыкания от вредных привычек. При содействии Генгеша в апреле 2008 года в Туркменистане находился гражданин Германии пастор Андреа Шварц, который вёл проповеди, службы в Церкви «Адвентистов седьмого дня» в городе Ашхабад, посещал достопримечательности, памятники истории и мечети. По его просьбе 25 апреля 2008 года вместе с частью верующих указанной Церкви они участвовали в совершении пятничного моления совместно с мусульманами в одной из крупнейших мечетей Ашхабада. В рамках международной деятельности по осуществлению обмена опытом, духовного наставничества и попечения соответствующих религиозных общин, в апреле 2009 года в Ашхабаде находились граждане Германии Вольфганг Надольный и Томас Хэрм («Новоапостольская Церковь Туркменистана»), а также граждане Китая — супруги Шидваш и Джон Фарид («Религиозная организация Бахаи Туркменистана»).

Религия и политика

Закон 2016 года жестко запретил создание политических партий на религиозной основе, а также создание и деятельность религиозных организаций, «цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии»(ст. 7)[8]. Впрочем до принятия этого закона в Туркмении не было зарегистрированных политических партий, созданных на религиозной основе.

Православие

Православная Покровская церковь в Мары

В 2011 году число православных в Туркмении было около 445 тыс. человек, примерно, 8 % населения страны[10].

Из православных церквей в стране представлена лишь Русская православная церковь. Православные приходы в Туркмении административно объединены в благочиние Патриарших приходов.

Протестанты

Несколько тысяч жителей Туркмении являются прихожанами различных протестантских церквей. Первые протестанты (баптисты, меннониты, лютеране) появились в этом крае ещё в конце XIX века. В годы советской власти в республике возникла община адвентистов. В настоящее время в Туркменистане действуют несколько пятидесятнических объединения (общее число прихожан — 1,1 тыс.[11]), два баптистских союза (несколько сот прихожан), лютеране, адвентисты, Новоапостольская церковь, Международная церковь Христа (реставрационисты) и движение евангельских христиан «Великая благодать». В мае 2004 года в Министерстве юстиции Туркменистана была зарегистрирована религиозная группа протестантского течения христианской религии «Адвентисты седьмого дня». Кроме этого, в июне 2004 года были зарегистрированы религиозная организация «Церковь Евангельских христиан-баптистов». В 2005 году были зарегистрированы религиозная организация «Церковь Евангельских христиан Великая благодать», религиозные группы «Церковь Христа» (Евангельские христиане), «Христиане Полного Евангелия» (Евангелисты-протестанты), «Новоапостольская Церковь» (Новоапостольские христиане) и в Дашогузском велаяте «Свет Востока» (Евангельские христиане).

Ислам

Первые мусульмане на территории современной Туркмении появились во времена Арабских завоеваний в VI веке. Обширная исламизация началось в сельджукский период. Среди исповедующих ислам около 80 % — туркмены, около 10 % — узбеки, 3 % — казахи, оставшиеся — азербайджанцы, белуджи и другие народности. В небольших районах вдоль границы с Ираном и в городе Туркменбаши проживают мусульмане-шииты, представленные иранцами, азербайджанцами, курдами[12].

Соответствующими постановлениями Президента Туркменистана ежегодно отмечаются религиозные праздники Ураза-байрама по завершении месяца Рамазан (1 нерабочий день) и Курбан-байрама (3 нерабочих дня). По официальным данным (2010 год) в стране было 398 мечетей[9].

Другие религии

Из них 100 организаций зарегистрированных в Туркменистане 10 представляют различные религиозные организации, исповедующие другие религии. В июне того же 2004 года зарегистрирована религиозная организация «Бахаи». Кроме этого, в июне 2004 года была зарегистрирована религиозная группа «Общество Сознания Кришны».

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *