Путеводитель. Виды путеводителей по туризму, что такое путеводитель
Путеводитель
В сфере туризма широко используются такие дискурсивные жанры, как брошюра, проспект, буклет, справочник, путеводитель, каталоги, записки путешественника, статьи и другие. Все они могут быть отнесены к письменно-информативным жанрам, так как в них преобладает функция сообщения, информирования потенциальных туристов. Дискурсивные жанры туристических проспектов, брошюр и путеводителей являются наиболее распространенными, а, следовательно, востребованными печатными непериодическими информационно-справочными изданиями, используемыми в туристическом бизнесе.
Рассмотрим подробнее такой жанр туристического дискурса, как путеводитель. Путеводитель (или гид) определяется как печатное, электронное или аудиовизуальное справочное издание, содержащее сведения об экономике, истории, достопримечательностях страны, региона, города, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности.
Путеводитель имеет особую прагматику, где отсутствует тенденциозность, напротив, обычно декларируется объективность и исчерпывающий характер преподносимой информации. Но обращение к истории местности позволяет автору отбирать факты, компоновать их, конструировать маршрут движения так, чтобы обозначить свою позицию и одновременно ответить на ожидания читателя. Последнее важно в тех случаях, когда путеводитель предназначен для аудитории, уже имеющей некоторые представления о посещаемой стране.
Обратимся к истории появления этого жанра. Предшественники путеводителей появились в древности. Существовавшие в Древнем Риме прообразы путеводителя, дорожники (Itineraria), были двоякого рода: 1) Itineraria adnotata или scrípta — расписания дорог, которые содержали только названия и расстояния до мест, лежащих по известному пути; 2) Itineraria picta, состоявшие из измерений расстояний и географических карт.
Начиная с раннего Средневековья в Европе стали развиваться проскинитарии , предназначенные для христиан, которые отправлялись в Святую Землю. Выделяют два жанра такой литературы — собственно путеводители (практические сведения и рекомендации по маршруту) и «хождения» (описания совершённых путешествий).
В XVI веке, стали появляться многочисленные тексты, которые разными способами рассказывали о путешествиях. Как отмечает профессор Университета Париж VII имени Дени Дидро Ш. Лиарутсус, в тот период воссоздавались дорожные путеводители античности, развивалась литературная традиция рассказов о путешествиях в Средние века, появлялись новые размышления на тему путешествий. В 1552 г. Шарль Этьен (Charles Estienne) издает La Guide des Chemins de France. Книга становится первым напечатанным дорожным гидом, целиком посвященным Франции, на разговорном языке, а не на господствующей тогда латыни. Конечно, существовали и предшественники, в частности путеводители для паломников. Например, путеводитель по Сантьяго де Компостела, знаменитому трансъевропейскому паломническому пути Средневековья, составленный Эмри Пико (Aimery Picaud). В нем представлена информация не только о святых местах и о реликтах, но и сведения о питании, характере жителей, условиях безопасного путешествия.
В начале XVI в. во Франции публикуются два путеводителя для паломников — Le voyage de Jacques и Le Saige Le voyage de la terre sainte composé par Maistre Possot. Авторы путеводителей были практичны и точны, это отличало жанр путеводителя от рассказов о путешествиях. Они давали уточнения расстояний, время, необходимое для того, чтобы достигнуть той или иной точки в пространстве, наземные и морские способы путешествия, советы для безопасного путешествия.
Следующие два путеводителя прерывают оригинальное представление Франции, используемое Этьеном. Это L’Ulisse Кулона (Coulon) и Le voyage de France, depressé pour le commodité des François et Estrangers Дю Вердье (Du Verdier). Изменился способ подачи информации о путешествии. Теперь автор выступал в роли гаранта предоставляемой информации. Форма рассказа позволяла придать речи большую достоверность.
Новаторство путеводителей Этьена состояло в том, что огромная часть в них отводилась концепции «пространство-время». Перемещения рассматривались не только, как цель пути, но и как источник удовольствия сами по себе. Этьен ввел условные обозначения (légende) для карт, привел минимальные данные о местности, ее истории, пересекаемых городах, расстоянии между ними. Дорожная сеть Франции в путеводителях Этьена представлена в форме листа топонимов, сопровождаемых короткими сведениями или указаниями. Эти сведения носят этимологический, исторический, экономический характер.
Хотя первые путеводители по Европе для светских путешественников появились в XVI в., но получили широкое распространение они только в XVIII-XIX вв. с появлением нового вида культурной практики — туризма, ставшего возможным благодаря изменениям в структуре западноевропейского социума и развитию общедоступного массового транспорта. Второй фактор, способствовавший росту потребности в путеводителях, — развитие курортов и курортной индустрии, нуждавшейся в рекламе своих услуг и в привлечении отдыхающих.
Начало современного этапа истории развития путеводителя как жанра географической литературы и как специального типа книжного издания связана с именем Карла Бедекера , основавшего в 1827 г. в немецком городе Кобленце издательство путеводителей по различным странам, их столицам и другим городам. Был выработан тип серийного универсального дорожного справочника, ставшего непременным спутником любого путешествующего по миру обывателя. В последствии имя К. Бедекера стало нарицательным. Путеводители по городом, выпущенные в его издательстве, позже получили название бедекеры.
О точности и дотошности К. Бедекера рассказывали анекдоты: поднимаясь на крышу Миланского собора, он считал ступени и на каждой 20-й ступеньке перекладывал одну горошину из жилетного кармана в брючный; спускаясь, он повторил подсчет — чтобы удостовериться в его правильности. Точность Бедекера была даже воспета поэтом А.П. Хербертом (1890-1971) в куплетах английской версии 1929 г. оперетты Ж. Оффенбаха «La Vie Parisienne»: «Kings and governments may err, but never Mr. Baedeker» (Государства и правительства могут ошибаться, но не ошибается господин Бедекер).
В настоящее время исследователи жанра путеводителей отмечают, что объективность и беспристрастность, прославившие немецкие и английские бедекеры и сделавшие их образцами жанра, это всего лишь установка, по-разному реализуемая (и неизменно, хотя и в разной степени нарушаемая) в различные эпохи в разных странах. Своеобразная «функциональность», ориентация на определенный слой читателей, на их запросы — характерная черта путеводителей XIX в.
Если говорить о «территориальном» охвате описываемых объектов, то следует отметить, что в XIX-начале ХХ вв. преобладали бедекеры, посвященные отдельным городам.
В это же время во Франции печатаются такие издания, как Murray1 и Hachette/Joanne2. В 1853 году в издательстве Hachette вышла La Bibliothèque des chemins de fer, содержащая разнообразные сведения о железных дорогах. Эта библиотека постоянно пополнялась, и к 1857 г. появилась целая коллекция Guide Joanne, в которой было уже 150 наименований путеводителей.
За последние 100-150 лет путеводители сформировали культуру путешествий, которая в значительной мере способствовала развитию вкуса в туристической деятельности человека. Выходят такие путеводители, как le Petit Futé, le Visa, le Michеlin, le Routard, les Guides Voir, которые играют определяющую роль среди всех средств по развитию туризма, опережая телевидение, фильмы и другие печатные издания о туризме. Именно путеводители вводят моду на культурный туризм и способствуют появлению такого направления, как популярный культурный туризм. Чуть позже появляются узкоспециальные путеводители, посвященные не просто какому-то определенному виду туризма, а конкретному виду досуга. Например, путеводитель по парижскому Диснейленду.
Современный путеводитель представляет собой словесный жанр с определяемыми автором/составителем прагматикой и коммуникативной стратегией, включенный как в рекламный, так и в идеологический дискурс, и четко моделирующий восприятие описываемого пространства. Риторические средства такого моделирования:
— отбор объектов для осмотра;
— создание их иерархии с помощью специальной системы помет, астерисков, или использования ценностных эпитетов при характеристике;
— ссылки на авторитетные точки зрения;
— введение в действие разных стилистических регистров.
Специалисты в сфере туризма выделяют на современном этапе шесть видов печатных путеводителей.
Наглядные. Само название этого вида говорит о том, что в путеводителе представлено много фотографий и иллюстраций. Такие путеводители нередко дополняют рельефной 3D картой, чтобы легче можно было разобраться на местности.
Информационные. В таком путеводителе путешественник найдет не только информацию о достопримечательностях, но и адреса отелей, ресторанов, которые будут еще и иллюстрированы.
Для отдыха. Это путеводитель с заранее составленными маршрутами. В таких изданиях минимум текста и максимум иллюстраций, поэтому они пользуются особой популярностью у детей.
Для бэкаперов . Такие путеводители появились относительно недавно. В них путешественники делятся своим опытом поездки в ту или иную страну. Первый путеводитель для бэкаперов появился в 1971 г., когда молодая пара, вернувшись из свадебного путешествия, решила рассказать о своей поездке и вдохновить других молодоженов. Так появилась книга «Через Азию, недорого», положившая начало ныне всемирно известному издательству Lonely Planet.
Для диванных путешественников. Издания созданы для людей, которые только собираются в путешествие. Это своего рода ознакомительный путеводитель, который дает читателю понять, хочет он ехать в ту или иную страну или нет.
Для самостоятельных путешественников. Путеводители этого подвида в Европе и США существуют уже не один десяток лет. Они рассчитаны на тех, кого не устраивают стандартные маршруты, предлагаемые туристическими фирмами, но кто хочет каждую ночь проводить в комфортных условиях. Сюда относятся:
1 Английское издательство, основанное представителем известной шотландской династии издателей Джоном Мюрреем (англ. John Murray; 1778-1843).
2 Книгоиздательская и торговая фирмы Л. Ашетта, основанная во Франции в 1826 г.
3 Бэкапер — турист, стремящийся путешествовать за минимальные деньги.
• Европейская серия Fodor’s — самая старая из существующих ныне серий — начиналась с путеводителя по Европе, выпущенного Юджином Фодором в 1936 г. В ней впервые стали описываться не только сами достопримечательности, но и современная жизнь, появилась практическая информации, путеводители стали регулярно обновляться, отражая происходящие в жизни изменения.
• Серия Frommers рассчитана на американских туристов из среднего класса. В книгах нет цветных фотографий, а карты встречаются очень редко. Зато к каждому, даже самому маленькому, городку прилагается подробный список гостиниц и ресторанов. Путеводители этой серии предназначены для путешествующих на автомобиле.
• Американская серия Rick Steve’s создана Риком Стивенсом, автором популярной американской телепрограммы, где в легкой юмористической манере рассказывается о том, как лучше всего американцам путешествовать по Европе. В серии вышло свыше 30 путеводителей по Европе под общим заголовком Europe through the Back Door («Европа с заднего входа»).
• Книги французской серии Michelin ориентированы главным образом на автомобилистов и рассчитаны на тех, кто хочет посмотреть побольше, но только самое интересное. Для этого все достопримечательности распределены по степени звездности. Характерный формат, наличие уникальной информации и карт делает эти путеводители очень удобными и полезными. Принцип подачи материала — алфавитный. Для гурманов выпускаются гастрономические путеводители по ресторанам (ресторанный рейтинг Michelin считается самым авторитетным в мире), а для автомобилистов — очень неплохие карты.
• В российской серии «Вокруг света» выпускаются книги двух полиграфических форматов: черно-белые с цветными вставками и полноцветные, объемом до 360 страниц. Каждый путеводитель «Вокруг света» — книга, текст которой заказывается корреспондентам-путешественникам. Они объезжают города страны, останавливаются в отелях, едят в ресторанах, обследуют достопримечательности, заходят на авто- и железнодорожные вокзалы, порты, аэропорты. Переписывают расписания паромов, автобусов, самолетов. Берут машины напрокат, едут платными и бесплатными дорогами. Затем возвращаются на родину и профессионально описывают все, что видели на хорошем русском языке, точно передавая всю собранную информацию, сохраняя при этом субъективную интонацию.
Таким образом, история развития жанра путеводитель прежде всего в европейском ареале показывает, что доминантой стали печатные издания. Они получили широкое распространение и были в значительной мере востребованы.
Первичный анализ текстов данного жанра показывает, что все многообразие путеводителей (guide de voyage) можно разделить на два основных типа:
— рекламно-справочные и справочно-рекламные издания, представленные проспектами, буклетами и брошюрами;
— авторские путеводители, представляющие собой информационно-рекламные и справочно-энциклопедические издания.
Путеводитель — Википедия
Путеводитель (или гид) — печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности, содержащее сведения о стране, регионе, городе, туристском маршруте.
Функции и жанровые особенности путеводителя[править | править код]
Функции и жанровые особенности путеводителя[1]
1. Справочное издание — сложно организованная, эклектичная структура, соединяющая научно-популярную и бытовую информацию, разделяя пространство путешествия на: «сакральную» и профанную части и для каждой использующая разные виды информации (например, научную и не претендующая на научность), разные формы справок, разный стиль изложения (например, строгий и свободный). Бытовое пространство путешествия (транспорт, расписания, цены) при этом может актуализироваться от издания к изданию.
В зависимости от структуры и содержания путеводитель формирует различные виды «чтения»: выборочное ознакомление; «академическое»; прерывистое «чтение в движении». Последнее является уникальным для путеводителей и использует алфавитную, тематическую или маршрутную формы подачи информации, в разной степени подчиняющие читателя и его свободу передвижения тексту.
2. Трансляция научного знания на уровень обыденного сознания — объединение научно-справочного и научно-популярного стилей, текст для «культурной рекреации», бедекер, упрощающий и эмоционально окрашивающий сообщаемую читателю информацию при помощи специальных терминов, цитирования, эпитетов, гипербол и метафор.
3. Воздействия на читателя с целью формирования новых поведенческих стереотипов — обслуживание массового запроса на руководство, порожденное массовой культурой. Используемые приемы весьма разнообразны: демонстрация престижности тех или иных действий, советы, императивы и зависят от уровня развития туристской индустрии в регионе: развитая инфраструктура туризма практически не оставляет путешественнику свободы действий. Путеводитель отбирает объекты и степень детализации при осмотре, может предписывать «соответствующие» реакции и впечатления.
4. Реклама, в которой регион выступает «товаром» — привлечение внимания потенциальных туристов. Используется персонификация имиджа, визуализация, преувеличение, и другие классические рекламные приемы. Сам факт публикации путеводителя в пространстве массовой культуры неизбежно оборачивается рекламированием, призывом посетить регион, превращает туриста в потенциального клиента.
5. Инструмент конструирования достопримечательностей. Достопримечательность — это не просто памятник истории или искусства, но объект массового потребления, своеобразный конструкт, товар, созданный массовой культурой для туриста-потребителя. Конструирование достопримечательностей включает: переведение памятника истории или искусства в поле функционирования массовой культуры; упрощение, а зачастую и искажение смыслов, ценностей, значений; тиражирование и организация массового потребления; достопримечательность из объекта незаинтересованного эстетического восприятия становится объектом престижного потребления[2]. Путеводитель переводит предметы истории, культуры, элитарного искусства в объекты массовой культуры, влияет на ожидания и задачи путешественника. Он отбирает достопримечательности (то, чего нет в путеводителе, для большинства туристов просто не существует). Зачастую путеводитель подменяет процесс внимательного рассматривания памятника «своими глазами» процессом «пребывания в пространстве достопримечательности», соединенным с усвоением информации[3].
Предшественники путеводителей появились ещё в древности. По принципу путеводителя построена, например, книга древнегреческого историка Павсания «Описание Эллады», в которой подробно рассматриваются достопримечательности греческих областей и городов.
Существовавшие в Древнем Риме прообразы путеводителя, дорожники (лат. Itineraria), были двоякого рода:
- Itineraria adnotata или scrípta — расписания дорог, которые содержали только названия и расстояния до мест, лежащих по известному пути;
- Itineraria picta, состоявшие из измерений расстояний и географических карт.[4]
В Средние века создавались литературные произведения, содержащие описания маршрутов для паломников — итинерарии. Можно выделить два жанра такой литературы — собственно путеводители (практические сведения и рекомендации по маршруту) и «хожения» (описания совершённых путешествий).[5]
Первым из дошедших до нас средневековых «путеводителей» считается «Бордоский путник», составленный жителем города Бордо, посетившим в 333 году Константинополь и Иерусалим. Первую часть книги занимает перечисление населенных пунктов на пути Бордо-Милан-Константинополь-Иерусалим с указанием расстояний между ними. Во второй части сочинения содержится краткое описание палестинских святых мест, некоторых памятников библейской истории, указывается их расположение.[6]
Самые древние из известных образцов этого жанра в Древней Руси — «Житие и хожение» игумена Даниила в Иерусалим и Святую землю (начало XII века), уникальное по своей исторической ценности, и «Книга Паломник» Антония, архиепископа Новгородского, о его «хождении» в Царьград (конец XII века). А самый известный и, наверное, самый совершенный — «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Обилие и достоверность фактического материала в его записях были для своего времени ценным источником информации об Индии и Персии. Это выдающееся произведение благодаря наблюдательности и литературному дару автора, конечно, выходит за рамки путеводителя, оно признано значительным памятником древнерусской литературы, переведено на многие языки мира.
К концу XVIII в. в Европе имелось достаточное число книг, которые можно отнести к типу путеводителей, и они были способны удовлетворить разнообразные запросы. Так, в сер. XVI в. Андреа Палладио сочинил два пособия: «Древности города Рима» и «Описание церквей, часовен, мощей святых тел и мест получения индульгенций в городе Риме» (на русском языке никогда не издавались). Спустя два века французский художник Николя Кошен издал трехтомник «Путешествие по Италии», в котором предложил маршрут для любителей искусств, включавший все доступные на тот момент художественные собрания, как частные, так церковные и государственные. Наконец, перед Французской революцией выдержало несколько изданий любопытное «Новое описание достопамятностей Парижа» Антуана Дюлора, в котором все достопримечательные места были собраны в алфавитном порядке вместе с сообщением о банях, клубах, театрах, гуляньях и прочих полезных заведениях с их адресами, которые могли привлечь путешественника.
Принадлежность того или иного произведения к путеводителям заключается в стремлении автора подсказать «путь», объяснить как легче добраться, увидеть и проч. К примеру, «Подробное описание пути… от Рущука чрез Шумлу… с показанием способа провесть и продовольствовать от 30-ти до 40-ка тысяч войска», явно написано с целью просветить тех, кто этот путь будет прокладывать. К путеводителям нельзя отнести известный труд Иоганна Георги «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного», выдержавший в 1790-х гг. несколько изданий на немецком, французском и русском языках, и уж тем более таковым не может быть перечень московских улиц и церквей, составленный и опубликованный Василием Рубаном в 1782 г. под названием «Описание императорского столичного города Москвы… собранное и изданное в свете для удовольствия общества». На первый взгляд кажется, что пособие для путешественника скрывается под названием «Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву старичков и старушек, невест и женихов, молодых и устарелых девушек, щёголей, вертопрахов, волокит, игроков и проч.» , составленная и изданная Н. И. Страховым в 1791 г., однако этот труд — всего лишь сатирический сборник советов всем московским прожигателям жизни [7].
Можно сказать, что к типу путеводителей относится забытый ныне труд российского немца Хайнриха Шторха «Картина С.-Петербурга», имевший две публикации на немецком языке в 1793 и 1794 гг. и одну 1801 г., несколько измененную, на английском. Автор взял за основу сочинение И. Георги, но значительно опростил его, убрал многие ненужные в путешествии сведения и разделы, добавил много полезных сообщений о гостиницах, найме транспорта и лошадей, «общепите» и т.п. И, возможно, первым путеводителем по всей центральной части России можно назвать два «российских» тома пятитомника «Путешествие двух французов на Север Европы» Форсия де Пилеса, изданного в Париже в 1796 г. Автор сам объяснил поставленную цель: «Я трудился более для путешественников, нежели для кабинетных читателей; я пожелал послужить наставником тем, которые посетят сии страны вослед за мною, я пожелал избавить оных от затруднений, мною перенесенных от недостатка Труда, нарочно написанного для них». В этом очень любопытном сочинении достопримечательности сгруппированы по тематическому принципу (музеи, учебные, лечебные заведения, фабрики, нравы, праздники и т.п.), но везде, где можно, автор сообщает способы попасть в то или иное место, стоимость, к кому обратиться, как попасть, полезные советы, как одеться, какую взять карету и др. В книге есть и краткий разговорник, который мог помочь обойтись в России без переводчика. Российская часть включает описание Петербурга с окрестностями, Москвы и лежащих между ними городов [8].
Начало современного этапа истории развития путеводителя как жанра географической литературы и как специального типа книжного издания связана с именем Карла Бедекера (1801—1859), основавшего в 1827 году в немецком городе Кобленце издательство путеводителей по различным странам, их столицам и другим городам. Его путеводителя были очень популярны в Европе, переводились на многие языки, название «бедекер» стало нарицательным для изданий такого рода, в том числе и в русском языке.[9] Именно «бедекеры» с их скрупулёзным подходом к подбору и отображению информации послужили образцами для лучших русских путеводителей середины XIX — начала XX вв. Наряду с переводными компиляциями из «бедекеров» и других подобных изданий в России появились и свои роскошно изданные путеводители по зарубежным странам «Русский бедекер», снабжённые «подробным описанием страны с приложением многих планов и многокрасочных карт, в том числе большой топографической карты» (см., например,[10]). Формат и ярко-красные переплёты не оставляют сомнений — вдохновлялись их создатели именно красными книжками бедекеров. Дальнейшее становление жанра было тесно связано с появлением и развитием транспортной инфраструктуры (в первую очередь железных дорог и пароходного сообщения). Путешествия для развлечения (то есть собственно туризм) стали доступными не только привилегированным слоям общества, но и средне- и даже малообеспеченной его части. Появились и путеводители, отвечавшие запросам новых путешественников. Они не отличались полнотой информации, большим количеством прилагаемых карт и схем, высоким качеством полиграфии. Зато в них по доступной цене можно было найти практически необходимый путешественнику набор географических, исторических и других полезных сведений.
- Подробное описание пути чрезвычайнаго и полномочнаго российскаго императорскаго посольства, после Ясскаго мира, от Рущука чрез Шумлу в Константинополь, в 1793 году. С военными замечаниями о земле, с показанием способа провесть и продовольствовать от 30-ти до 40-ка тысяч войска / Примеч. Н. А. Осокина // Русская старина, 1878. — Т. 21. — № 1. — С. 100—124.
- Страхов Н. И. Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву старичков и старушек, невест и женихов, молодых и устарелых девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и проч. или Иносказательные для них наставления и советы, писанные сочинителем Сатирического вестника. — Изд. 2-е. — Ч. 1. — М.: Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1795. — 107 с.
Серии путеводителей на русском языке[править | править код]
- ↑ Руцинская И. И. Образы российских регионов в культурном пространстве России второй половины XIX — начала XX в.: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. М.: МГУ, 2012. — 45 с.
- ↑ Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина XIX – начало XX в.) (рус.) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2011. — № 1. — С. 74-93.
- ↑ Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина XIX – начало XX в.). Визуальные задачи восприятия (рус.) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.. — 2011. — № 2. — С. 53-64.
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей, пер. с нем. — М., 2001. Издание на CD-ROM: — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007.
- ↑ Антонова З. В. Становление и развитие путеводителя как вида издания. — М.: МГОУ, 2006.
- ↑ Бордосский путник. Православный Палестинский сборник. — СПб. 1882. — Т. 1. — Вып. 2. — Кн. 2.
- ↑ Современное издание: Карманная книжка для приезжающих в Москву…В трех частях. М.: Альпина паблишер, 2016.
- ↑ Описание столицы и россиян опубликовано в: Форсия де Пилес. Прогулки по Петербургу Екатерины Великой: Записки французского путешественника. СПб.: Паритет, 2014. В качестве приложения к книге опубликована часть указанной книги Х. Шторха «Картина Петербурга»
- ↑ БСЭ, статьи «бедекер», «путеводитель»
- ↑ Издания П. Копельмана. Русские путеводители по Западной Европе «Русскій Бедекеръ». Путеводитель по Швейцарии. — СПб, Одесса, 1909.
- Путеводитель как семиотический объект. Сборник статей / Тартуский государственный университет. Кафедра русской литературы; ред. Л. Киселева [и др.]. — Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2008. — 321 с.
- Руцинская И. И. Путеводитель как феномен массовой культуры. Образы российских регионов в провинциальных путеводителях второй половины XIX — начала XX в. — М.: Ленард, 2013. — 288 с.
Как написать путеводитель – советы составителям печатного гида
Хороший путеводитель – это не просто справочник. У современного туриста нет недостатка в информации: загрузить в смартфон карту местности со всеми объектами – дело пары минут, да и интернет всегда под рукой. Бумажная книга — путеводитель может привлечь путешественника только в том случае, если будет отличаться от множества других. Как сделать ее полезной и увлекательной, подскажет материал knigastudio.ru
Составление путеводителя: с чего начать
Главные задачи автора – соблюдать точность при описании объектов и фактов, выдерживать оригинальный авторский стиль, показать личный взгляд на предмет и добавить интригу.
- Точность информации. Опирайтесь только на проверенные факты – мир вокруг постоянно меняется. Если вы делитесь информацией, к примеру, о частном парижском музее, который лично посещали в прошлом году, уточните, не закрылся ли он, не подвергался ли реконструкции. Это относится ко всем включаемым в книгу объектам – досконально проверьте всю информацию при подготовке материала и перед сдачей рукописи в печать.
- Структура. Проанализируйте другие справочники, но не снимайте с них структуру под копирку, подключите фантазию и задействуйте креатив. Ваша книга должна быть уникальной, иначе не выдержит конкуренции.
- Эксклюзивность. Недостаточно просто описать географические и исторические объекты. Важно дать читателю посмотреть на них под иным углом, в этом суть авторской подачи. Постарайтесь собрать максимум информации, нигде не представленной ранее.
Что включить в путеводитель
Кроме исторических и культурных объектов, в содержание путеводителя могут входить и сведения о более приземленных вещах – лучших гостиницах, магазинах, кафе (с особенностями меню), ценах на билеты в музеи, в развлекательные заведения и так далее.
Актуальны будут описания сезонных и культовых событий, например, городских фестивалей, а также схемы пеших прогулок по интересным местам. Если вы снабдите их подробными картами, туристы будут вам благодарны.
Особое внимание уделите иллюстрациям – не поленитесь нанять профессионального фотографа. Качественное оформление путеводителя – один из важных аспектов его успеха у читательской аудитории.
Виды путеводителей
Характер контента печатного гида во многом зависит от его направленности.
Путеводитель по стране
Опишите самые известные старинные храмы, замки, древние памятники архитектуры и природные заповедники. Важно включить в книгу и популярные маршруты для туристов, и малоизвестные «тропы». Объясните читателю, как удобнее добираться до ключевых объектов и укажите примерное время в пути.
Путеводитель по городу
Не стремитесь подробно описывать каждую достопримечательность. Сконцентрируйтесь на самых необычных – экспозиции с редкими экспонатами, авторские кофейни, рестораны с особыми фирменными блюдами, культовые для города объекты, характеризующие его историю и современность.
Краеведческий путеводитель
Кроме горных, лесных, водных, конных, автомобильных и пеших маршрутов, в нем должны присутствовать интересные факты и легенды об истории края, флоре и фауне. Практические советы, включающие подробные планы маршрутов и особенности их прохождения, не менее важны.
Гастрономический путеводитель
В зависимости от региона, в него можно включить винодельческие маршруты и гастрономические туры, описание лучших таверн, ресторанов и пивоварен, советы при выборе характерных для местности блюд.
Путеводитель по легендам
Особенно актуален, если город традиционно туристический. Искренний интерес к выбранной теме поможет вам составить маршруты по самым загадочным местам, с которыми связаны городские легенды. Таинственная изнанка привычного города всегда вызывает повышенный интерес.
Литературный путеводитель
Составление такого справочника потребует от вас исключительного знания литературы и истории. Маршруты, включенные в литературный путеводитель, обычно связаны с жизнью и творчеством известных писателей и героев их книг. Помните, что разработка путеводителя – это научная и творческая работа в пропорциях 50 на 50.
Топ — 5 небанальных путеводителей
- «Адреса любви», Вячеслав Недошивин. Литературный путеводитель по Москве, Парижу и Петербургу, где жили и любили русские поэты – Хлебников, Мандельштам, Ахматова.
- «Прага. Короли, алхимики, привидения…и пиво!», Александр Розенберг. Исторические байки о пражских закоулках, домах и пивных.
- «Пьемонт. Вина Италии», Анатолий Корнеев. Гастрономический путеводитель по Италии.
- «Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты», Сергей Романюк. Рассказы о старых домах столицы, расположенных в районе Садового кольца.
- «Екатеринбург в оранжевом настроении», Владимир Шахрин. Авторский дневник-путеводитель по родному городу от лидера группы «ЧайФ».
Для чего нужны путеводители? Чтобы не просто сориентировать туриста в незнакомом городе или стране, а зарядить его эмоциями и «влюбить» в определенный город или страну. Ваша книга должна давать четкий и очень подробный ответ на вопрос: почему сюда непременно стоит приехать?
Что такое путеводитель? — Other
Поскольку считаю себя бывалым путешественником, думаю, разбираюсь в вопросе неплохо. Возьму на себя смелость не только рассказать что такое путеводитель, а дать несколько советов как выбрать оптимальный вариант.
Какие бывают путеводители
Эту маленькую книжечку никогда не лишне иметь под рукой в любом путешествии. Даже если в план отдыха не входит самостоятельное посещение достопримечательностей, никто не даст гарантии, что экскурсовод окажется толковым. Из своего опыта могу сказать, что порой лучше самому ознакомиться с описанием объекта, чем слушать монотонный бессмысленный рассказ. Ну а если путешествие носит самостоятельный характер, тогда эта вещь просто незаменима. Но необходимо выбирать такой путеводитель, в котором будет минимум «красивостей» и максимум полезной информации. Итак, условно данная продукция делится на 3 категории:
- дорого, красиво, но неудобно;
- «все включено»;
- для бывалого путешественника.
Дорого, красиво, но неудобно
Как правило, этот тип представляет собой яркое издание с глянцевыми фото и массой информации. Можно узнать абсолютно все, что происходит на другом конце света, при этом даже увидеть это на объемных картинках. Такая продукция сопоставима с энциклопедией, что, конечно, познавательно, но неудобно — очень жаль затирать такое великолепие. 🙂
«Все включено»
Такой вариант отлично подойдет для пляжного отдыха в пятизвездочном отеле с посещением нескольких экскурсий. Издания содержат достаточно сведений о самом объекте, его истории и так далее. Здесь же можно найти минимум информации для особых случаев, например, номера экстренных служб, адреса посольств и больниц.
Для бывалых путешественников
Сюда входят издания, ориентированные на самостоятельных путешественников. Они имеют удобную форму, поэтому легко поместятся в карман или рюкзак. Содержат как стандартные сведения, так и совершенно бесполезную для любителя «отельного отдыха» информацию: место недорогого ночлега, опасные кварталы города и многое другое. Отличительная черта этого типа — актуальность и отличная разверстка по регионам мира.
Лучшие путеводители, виды и описание путеводителей
Выбрать тур, маршрут, гостиницу — не значит, до конца подготовится к путешествию. Тем, кто предпочитает гулять по новым местам без гида и компании таких же туристов, надо выбрать путеводитель. И от этого выбора будет зависеть результат путешествия, останется человек довольным или нет, сколько времени и сил будет затрачено на знакомство с достопримечательностями, и не окажется ли, в конце концов, что самое интересное осталось за пределами путеводителя.
В первую очередь стоит учесть то, что лучшие путеводители продают не на родине путешественника, а в местах отдыха. И в большинстве случаев эти путеводители на английском языке. Такие путеводители имеют определенное преимущество, поскольку рассчитаны на огромное количество людей из разных стран, они должны быть более качественными по содержанию, чем, например, те, что написаны на русском.
В мире изданий для туристов самыми полными, популярными, удобными, понятными и полезными для начинающих путешественников считаются путеводители от «Lonely Planet» и «Dorling Kindersley».
Издательство «Lonely Planet» ежегодно обновляет содержание книг, что позволяет сохранять их актуальность. В содержании обычно есть указания на качественные, но недорогие места для проживания, питания, развлечения. Однако, сам путеводитель для русского туриста может оказаться значительно дорогим, к тому редким на полках книжных магазинов. Более широкий и доступный по цене выбор в зарубежных интернет-магазинах.
«Dorling Kindersley» предлагает кратко познакомиться с самой нужной информацией о месте поездки в режиме «10 лучших» отелей, кафе, клубов, пляжей, событий истории и связанных с ними памятников. С этим путеводителем не надо специально готовиться к поездке, выбирать места для посещения, искать места для отдыха и перекуса. Этот путеводитель, что называется, более наглядный, с ним проще путешествовать тем, кто плохо знаком с английским языком.
Качество печати этих изданий самое высокое, как и цена. Красивые фотографии, качественная бумага. Но все же это не самое главное в путеводителе, красивые фото вряд ли повлияют на впечатление от реального вида.
На русском языке выходит серия путеводителей «Афиша». В этих путеводителях содержится живая, понятная информация о крупнейших городах мира, где постоянно происходят события, кипит жизнь. Путеводитель адаптирован под интересы и наиболее популярные запросы российских туристов.
Если же возможности или времени ждать заказ из интернет-магазина нет, можно отложить выбор до приезда в место путешествия, и купить путеводитель, например, в аэропорту.
Открыв путеводитель, бегло просмотрев его, несложно понять, заслуживает тот доверия или нет. Хороший, качественный путеводитель отличает наличие следующей информации:
- Гостиницы разного класса, другие места для проживания
- Рестораны, кафе, бары с режимом работы.
- Торговые центры, специализированные магазины, которые могут понадобиться туристу, сувенирные лавки.
- Транспорт, наземные, подземные, водные пути.
- Карты города, метро.
- Описание туристических районов.
- Историческая и географическая справка.
- Разговорник.
Вообще, существует несколько типов путеводителей, которые отличаются по характеру представляемой в них информации.
Путеводитель-рассказ.
Такие путеводители содержат минимум справочной информации об отелях, кафе и автобусах. Это скорее иллюстрированное издание по истории и географии. Их выбирают люди, заранее знающие, где остановятся, где и как будут питаться, и к кому обратиться в экстренной ситуации. Их больше интересуют достопримечательности, причем не только те, что входят в Топ-10, но менее известные, оттого может быть, более привлекательные.
Информативные туристические путеводители: содержат краткое перечисление, что нужно знать туристу. Как правило, сама страна описана кратко, внимание уделяется только самым-самым туристическим местам. Транспорт, жилье, места питания вне крупных городов могут вообще не упоминаться.
Путеводитель по путеводителям | KM.RU
Кто из нас не встречал на полках книжных магазинов путеводителей — книг небольшого формата в ярких, красочных обложках
Однако путеводители бывают разные. Одни не содержат ничего, кроме сухих фактов и перечисления достопримечательностей, другие больше напоминают энциклопедии, посвященные тем или иным городам и странам, и некоторые, написанные, как правило, опытными путешественниками или талантливыми авторами, читаются как захватывающий роман.
История
Появились эти книги далеко не вчера. Так, например, еще древнегреческий историк Павсаний написал свое «Описание Эллады», в котором содержится подробное описание греческих достопримечательностей, городов и областей того времени.
Практичные римляне составляли Itineraria — «дорожники», в которых, кроме описаний дорог и расстояний до того или иного пункта, ничего больше не было.
В Средние века для паломников выпускались прообразы современных путеводителей, которые разделялись на два вида: непосредственно путеводители, в которых содержались маршруты и практические советы, и «хожения», в которых паломники описывали совершенные ими путешествия.
На Руси тоже не гнушались составлением подобного рода путеводителей. Так, например, самым знаменитым путеводителем того времени является «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, которое тогда читалось, скорее, не как путеводитель, а как захватывающий и подробный рассказ о жизни людей в Персии и Индии.
Издавалась такая литература для путешественников и в более позднее время, однако путеводители в их современном понимании берут свое начало в XIX веке и тесно связаны с именем Карла Бедекера, основавшего первое издательство, занимавшееся исключительно путеводителями по разным городам и странам. Книги издательства для удобства стали называть «бедекерами», а позднее этим именем окрестили любые путеводители.
Постепенно возможность путешествовать для развлечения появилась не только у состоятельных особ, но и у других слоев населения. У новоявленных туристов возникала острая потребность в путеводителях, и издательства, выпускающие книги для путешественников, стали расти и множиться как грибы после дождя.
Виды путеводителей
Путеводители могут быть обзорными, с той или иной степенью подробности рассказывающие о стране или городе в целом. Именно такие путеводители можно покупать в качестве книги для приятного чтения.
Есть более наглядные путеводители с огромным количеством иллюстраций, которые, в общем, тоже можно посоветовать не только туристам, но и просто любознательным людям. Лидерами в этой категории путеводителей считаются издания Dorling Kindersley и путеводители журнала National Geographic.
Путеводители могут быть информационными, посвященными тому или иному историческому событию или культуре. В них содержится обилие исторической, археологической, культурологической, географической и этнографической информации в ущерб практическим советам. Это, скорее, учебники, нежели путеводители. Хотя, надо признать, учебники очень интересные.
Туристические путеводители содержат слишком мало информации для самостоятельных путешественников и предназначены для тех, кто предпочитает заранее подготовленные и проработанные маршруты в составе группы таких же туристов, купивших тур. Как правило, набор достопримечательностей в них ограничивается теми экскурсиями, которые предлагаются местными туркомпаниями.
Золотой серединой между сверхподробными информационными путеводителями и поверхностными книгами для туристов являются путеводители для путешественников.
Самые популярные путеводители
Сегодня лидером среди издательств путеводителей для путешественников по праву считается Lonely Planet. Его основала в 1972 году семейная чета Тони и Морин Уиллер, которые решили провести необычный медовый месяц, отправившись из Великобритании в Австралию не на самолете, а по суше и морю. Путь их пролегал через Голландию, Грецию, Турцию, Иран и Афганистан, где они смогли выгодно продать свой автомобиль, после чего продолжили путешествие автостопом. Так они добрались до Сингапура, а уже оттуда на корабле отправились в Австралию.
Идея выпустить книгу, рассказывающую об их приключениях, с советами для туристов пришла семейной паре после того, как друзья буквально засыпали их расспросами о путешествии. Уиллеры посчитали, что проще написать книгу-путеводитель, чем рассказывать каждому о своем необычном медовом месяце. Так появилась книга «Через Азию, недорого», положившая начало издательству Lonely Planet.
За почти 40 лет своего существования издательство выпустило более 500 путеводителей от 300 авторов, которые неизменно пользуются популярностью среди путешественников всего мира. При этом книги эти — не столько утилитарные советчики во время поездок, сколько увлекательная литература, написанная легким и доступным языком. Кроме того, одной из главных задач этих путеводителей является экономия денег туриста, поэтому в них можно найти информацию и советы о том, каким транспортом лучше путешествовать, где остановиться на ночь, где поесть и так далее.
Правда, раньше на русский язык они не переводились, однако в этом году в России выйдет сразу 15 переведенных путеводителей издания, что не может не радовать.
Впрочем, Lonely Planet были не первыми, кто поставил себе цель помочь туристам отправиться в путешествие с минимальным бюджетом, получив при этом максимум впечатлений и удовольствия. В 60-е годы прошлого века группа студентов Гарварда, съездив в Европу, решила собрать свои впечатления и советы в единую книжицу. В результате получился небольшой двадцатистраничный буклет, получивший название Let’s Go: Europe («Поехали! Европа»).
Книга настолько пришлась по душе студентам-путешественникам, что ежегодно стали выходить все новые путеводители серии Let’s Go, рассчитанные на путешественников с ограниченным бюджетом.
Появились и многочисленные подражатели, которые в каждой книге занижали планку ежедневных расходов путешественника. Однако оригинал переплюнуть им не удалось — в 1969 году Let’s Go издали книгу о путешествии из Парижа в Прагу за «ноль долларов в день». Передвигаться там предлагалось автостопом, а зарабатывать на еду — пением на улице. Там даже давались советы, где уличным певцам подают больше, а где драть глотку просто бесполезно.
Впрочем, у популярных путеводителей есть свои подводные камни, которые едко высмеял английский писатель Уильям Сатклифф в своей книге «А ты попробуй!». В ней главный герой, путешествует по Индии с путеводителем, благоговейно называемым туристами «Книгой», в котором явно угадываются характерные черты изданий Lonely Planet. Куда бы герой книги не отправился, везде он встречает одних и тех же людей, которые руководствуются советами «Книги». В итоге вместо оригинального и индивидуального путешествия получается эдакий организованный тур неорганизованной группой.
Поэтому опытные туристы советуют пользоваться не настолько раскрученными путеводителями, либо взять с собой сразу несколько книг.
К слову, автор нескольких путеводителей Lonely Planet Джон Кинг перешел из популярного издательства в Trailblazer, обвинив бывших заказчиков в утрате истинного духа путешествий в пользу рыночной и конкурентной борьбы. Не знаю, стоит ли обвинять издательство в том, что оно пытается выжить на рынке, однако туристам стоит обращать внимание на менее популярные путеводители. Ведь новички зачастую предлагают более оригинальные и интересные идеи, чем матерые мамонты литературы для путешественников.
Путеводитель — это… Что такое Путеводитель?
Путеводитель (или гид) — печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена рекомендуемым маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности.
История
Предшественники путеводителей появились ещё в древности. По принципу путеводителя построена, например, книга древнегреческого историка Павсания «Описание Эллады», в которой подробно рассматриваются достопримечательности греческих областей и городов. Существовавшие в Древнем Риме прообразы путеводителя, дорожники (Itineraria), были двоякого рода: 1) Itineraria adnotata или scrípta — расписания дорог, которые содержали только названия и расстояния до мест, лежащих по известному пути; 2) Itineraria picta, состоявшие из измерений расстояний и географических карт.[1]
В Средние века создавались литературные произведения, содержащие описания маршрутов для паломников. Можно выделить два жанра такой литературы — собственно путеводители (практические сведения и рекомендации по маршруту) и «хожения» (описания совершённых путешествий).[2] Первым из дошедших до нас средневековых «путеводителей» считается «Бордоский путник», составленный жителем города Бордо, посетившим в 333 году Константинополь и Иерусалим. Первую часть книги занимает перечисление населенных пунктов на пути Бордо-Милан-Константинополь-Иерусалим с указанием расстояний между ними. Во второй части сочинения содержится краткое описание палестинских святых мест, некоторых памятников библейской истории, указывается их расположение.[3]
Самые древние из известных образцов этого жанра в Древней Руси — «Житие и хожение» игумена Даниила в Иерусалим и Святую землю (начало ХII века), уникальное по своей исторической ценности, и «Книга Паломник» Антония, архиепископа Новгородского, о его «хожении» в Царьград (конец ХII века). А самый известный и, наверное, самый совершенный — «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Обилие и достоверность фактического материала в его записях были для своего времени ценным источником информации об Индии и Персии. Это выдающееся произведение благодаря наблюдательности и литературному дару автора, конечно, выходит за рамки путеводителя, оно признано значительным памятником древнерусской литературы, переведено на многие языки мира.
Вместе с тем, определенная утилитарность жанра остается. Принадлежность того или иного произведения к путеводителям как раз и заключается в стремлении автора подсказать «путь», объяснить как легче добраться, и проч. К примеру, «Подробное описание пути… от Рущука чрез Шумлу… с показанием способа провесть и продовольствовать от 30-ти до 40-ка тысяч войска», явно написано с целью просветить тех, кто этот путь будет прокладывать. Сюда же можно отнести и адрес-календари, например, знаменитый адресный справочник Петербурга Георги. Ряд других путеводителей составлены больше в помощь читателю найти искомое, и потому акцентированы на описаниях. Порой это делается в прекрасной литературно-художественной форме. К ним принадлежит «Карманный книжка…» о Москве Страхова.
Напротив, те издания, где акцент делается на описаниях событий не применительно к утилитарной ценности данной информации, можно отнести к мемуарам. Впрочем, жанровые границы расплывчаты и условны. Начальный этап традиции издания полноценных путеводителей в России, можно отнести к концу XVIII века.
Начало современного этапа истории развития путеводителя как жанра географической литературы и как специального типа книжного издания связана с именем Карла Бедекера (1801—1859), основавшего в 1827 году в немецком городе Кобленце издательство путеводителей по различным странам, их столицам и др. городам. Его путеводителя были очень популярны в Европе, переводились на многие языки, название «бедекер» стало нарицательным для изданий такого рода, в том числе и в русском языке.[4] Именно «бедекеры» с их скрупулёзным подходом к подбору и отображению информации послужили образцами для лучших русских путеводителей середины XIX — начала XX вв. Наряду с переводными компиляциями из «бедекеров» и других подобных изданий в России появились и свои роскошно изданные путеводители по зарубежным странам «Русский бедекер», снабжённые «подробным описанием страны с приложением многих планов и многокрасочных карт, в том числе большой топографической карты» (см., например,[5]). Формат и ярко-красные переплёты не оставляют сомнений — вдохновлялись их создатели именно книжками бедекеров. Дальнейшее становление жанра было тесно связано с появлением и развитием транспортной инфраструктуры (в первую очередь железных дорог и пароходного сообщения). Путешествия для развлечения (то есть собственно туризм) стали доступными не только привилегированным слоям общества, но и средне- и даже малообеспеченной его части. Появились и путеводители, отвечавшие запросам новых путешественников. Они не отличались полнотой информации, большим количеством прилагаемых карт и схем, высоким качеством полиграфии. Зато в них по доступной цене можно было найти практически необходимый путешественнику набор географических, исторических и других полезных сведений.
Первые русские путеводители
- Подробное описание пути чрезвычайнаго и полномочнаго российскаго императорскаго посольства, после Ясскаго мира, от Рущука чрез Шумлу в Константинополь, в 1793 году. С военными замечаниями о земле, с показанием способа провесть и продовольствовать от 30-ти до 40-ка тысяч войска / Примеч. Н.А. Осокина // Русская старина, 1878. — Т. 21. — № 1. — С. 100-124.
- Страхов Н.И. Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву старичков и старушек, невест и женихов, молодых и устарелых девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и проч. или Иносказательные для них наставления и советы, писанные сочинителем Сатирического вестника. – Изд. 2-е. – Ч. 1. – М.: Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1795. – 107 с.
Серии путеводителей на русском языке
См. также
Примечания
- ↑ Любкер Ф., Реальный словарь классических древностей, пер. с нем., М., 2001. Издание на CD-ROM — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007
- ↑ Антонова З. В. Становление и развитие путеводителя как вида издания, М.: МГОУ, 2006
- ↑ Бордосскнй путник. Православный Палестинский сборник. СПб. 1882. Т. 1. Вып. 2. Кн. 2.
- ↑ БСЭ, статьи «бедекер», «путеводитель»
- ↑ Издания П. Копельмана. Русские путеводители по Западной Европе «Русскiй Бедекеръ». Путеводитель по Швейцарии, СПб, Одесса, 1909