Музыка Испании: краткий экскурс. Испания по-русски
Какой бы ни была многогранной страна с ее различными регионами, традициями, обычаями и языками, музыка всегда будет ее зеркалом. Мрачные монастыри Галисии, разливающееся в сладком воздухе Андалусии пение кантаора, пышные залы дворцов Мадрида – небольшое путешествие по истории испанской музыки откроет нам Испанию с неизвестной прежде стороны.
По монастырям Каталонии и Галисии
Профессиональная музыка Испании, как и других европейских стран, рождалась в монастырях, которые в давние времена были не только оплотом духовной жизни, но и крупными центрами науки и искусства. Санта Мария де Риполь (Вик), Санта Мария дель Мар (Барселона), кафедральный собор Сантьяго де Компостела становятся центрами григорианского пения – одноголосного сопровождения католической службы певчими.
Позже на его основе создаются первые театральные представления, литургические драмы, которые ставились во время службы. Некоторые из них продолжают свое существование и сегодня, например, Песнь Сивиллы можно услышать в кафедральном соборе Майорки в рождественскую ночь с 24 на 25 декабря. В XIII веке начинает развиваться поэзия на национальных языках, а вместе с ней и творчество менестрелей – придворных певцов и бродячих музыкантов.
Их одноголосные песни повествовали о безответной любви к прекрасной даме, рассказывали о военных походах и дружбе. Нередко образ возлюбленной в средневековой поэзии трансформировался в образ Девы Марии, а любовь земная – в любовь небесную. Самый известный памятник испанской средневековой лирики Cantigas de Santa María отражает эту тенденцию: около 420 кантиг (песен), написанных, по преданию, королем Альфонсо Мудрым на галисийско-португальском диалекте, содержат чудесные истории о Святой Деве и молитвы в ее честь.
Сценами из музыкальной жизни средневековой Испании славятся барельефы над порталами соборов, например, El Pórtico de la Gloria над входом в собор Сантьяго де Компостела, где можно увидеть изображения музыкальных инструментов того времени. В XIV веке народные языки проникают в богослужение, разбавляя сухую и непонятную простым людям латынь. Появляются духовные песни на религиозный сюжет, которые исполнялись верующими за пределами церкви. Ценным собранием является Красная книга Монсеррат, или Llibre Vermell, до сих пор хранящаяся в библиотеке монастыря: в нее включены песни на каталанском языке, латыни, которые исполнялись паломниками в честь главной святыни этого места – Черной Девы Марии. Некоторые песни из этой книги сопровождались круговыми танцами.
Музыка al Andaluz
Арабы оказали большое влияние на культуру Испании: вплоть до 1492 года, падения Гранады, они были полноправными властителями южных территорий государства. В период Кордовского халифата расцветают такие музыкальные жанры, как заджаль и мувашшах – куплетные песни, в которых куплет часто исполнялся солистом, а припев – хором. Особая изысканность мелодий, тонкая орнаментика и импровизационность не только станут отличительными чертами арабской музыки, но и окажут большое влияние на музыкальную культуру христианской Испании.
Позже, в XIX веке, на этих южных землях рождается страстное и притягательное фламенко – синтез танца, гитары и голоса. Вобрав в себя разные элементы андалузской, цыганской, еврейской, арабской культур, этот жанр к концу столетия достиг небывалой популярности. Появились кафе и салоны, в которых выступают такие звезды фламенко, как Ла Макаррона, Ла Куэнка, Рита Ортега, Лампарилья.
В XX веке и по сей день популярность фламенко не угасает: элементы этого танца используются в классическом балете, появляются экспериментальные площадки, объединяющие традиционный андалузский танец с джазом, продолжают появляться новые звезды, такие как Исабель Байлон и другие.
«Золотой век»
Период с середины XVI века до середины XVII-го по праву считается расцветом испанской культуры в живописи, литературе и музыке. Складывается национальная школа композиторов строгого стиля, развиваются национальные жанры многоголосной музыки, на придворной сцене блистает опера, а король инструментов – орган – достигает пика популярности. Большую роль продолжает играть религиозная музыка, своими возвышенными многоголосными сочинениями славятся Кристобаль Моралес, Франсиско Герреро, Томас Луис де Виктория.
С другой стороны, силу набирают светские сочинения, уходящие своими корнями в народные жанры – вильянсико и энсалада. Вильянсико, родившееся из бесхитростной народной песни (не зря его название происходит от слова «villan», крестьянин), в XV–XVI становится важной темой творчества таких композиторов, как Хуан дель Энсина, Педро де Эскобар, Хуан де Анчьета, Хуан де Триана и многих других. Музыка сохранилась в песенниках того времени – cancioneros («кансьонерос»), в частности, Cancionero musical de Palacio, Cancionero de la Colombina, а также Cancionero de Uppsala, где появляются рождественские вильянсико. В XVII веке любовная тематика вильянсико полностью сменяется религиозной.
Энсалада (дословно «салат») – жанр не менее интересный, чем вильянсико. Немного гротескный и саркастичный, он допускал комбинацию разных текстов, стилей и даже языков в рамках одного произведения. Сочинением энсалад прославились композиторы, Матео Флеча (Старший и Младший), Бартоломе Касерес и другие.
Тогда же создается испанская гитара – она утверждается в профессиональной музыке наряду с другими инструментами. Выходит в свет большое количество сочинений Лукаса де Рибайяса, Антонио де Санта Круса, Гаспара Санс. В музыке для органа главенствует жанр тьенто, блестящими авторами которого становятся Хуан Кабанильес и Франсиско Корреа де Арраухо.
На сцене королевского театра в Мадриде при сотрудничестве двух выдающихся фигур эпохи Хуана Идальго и Педро Кальдерона появляется опера: созданная по итальянскому образцу, на испанской сцене она приобретает национальные черты. Такие шедевры, как «Одним лишь взглядом ревность убивает» и «Пурпур розы», славились не только благородством музыки и метафоричностью поэтического языка, но и эффектной театральной машинерией, придуманной и воплощенной придворным архитектором итальянского происхождения Антонио Антоноцци.
От Просвещения к романтизму
В XVIII веке Испания испытывает влияние итальянской музыки. При королевском дворе работают выдающиеся композиторы Доменико Скарлатти, Луиджи Боккерини, Гаэтано Брунетти и другие. Они приносят в испанскую музыку новые жанры: начинает развиваться оратория и кантата.
В это время на арену музыкальной жизни Испании выходит сарсуэла. Она зарождается еще в XVII веке как небольшой эксперимент в сочетании театра, музыки и шутки. Обязательными ее составляющими были комический незамысловатый сюжет и разговорные диалоги, перемежающиеся музыкой. В XVIII веке сарсуэла сближается с итальянской оперой в творчестве Хосе де Небры и Антонио Саморы. Но уже в конце века этот жанр начинает приобретать самостоятельность и национальные черты, уходя от итальянских влияний в сторону испанских сюжетов и героев из повседневной жизни, а также использования жанров испанского фольклора – сегидильи, фанданго.
Серебряный век испанского искусства
В конце XIX – начале XX веков музыка Испании переживает «новое рождение», или Ренасимьенто. Под началом Фелипе Педреля, музыковеда и композитора, организуется национальная композиторская школа. Музыканты все больше обращаются к национальным истокам: старинному фольклору («канте хондо»), музыке фламенко. Появляются поэтические музыкальные зарисовки Испании в творчестве Исаака Альбениса (фортепианная сюита «Иберия»), Энрике Гранадоса («Испанское каприччио», «Испанские танцы» для фортепиано), а в операх и балетах Мануэля де Фальи впервые на классической сцене начинают выступать танцоры фламенко и народные певцы («Любовь – волшебница», «Короткая жизнь»). Влияние романтизма испытывают поэтические миниатюры каталонских композиторов Фредерика Момпоу и Хавьера Монтсальватже, а Хоакин Родриго создает знаменитый «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром.
музыка, изобразительное искусство и традиции. Кратко о культуре Испании и ее особенностях
Культура и традиции Испании существенно отличаются от культурного наследия, обычаев и духовных ценностей других стран Европы. Многочисленных туристов привлекают колоритная атмосфера, темпераментность, приветливость и доброжелательность местного населения.
В чем особенности культуры Испании
Благодаря особому географическому положению страны, испанская культура наделена неповторимым своеобразием, богатством и красотой. Территориальное расположение на границе между Африкой и Европой, берега, омываемые теплым Средиземным морем и мягким Атлантическим океаном, – все это находит отражение в традициях и обычаях гостеприимной Испании.
Многолетнее наслоение культурных пластов происходило благодаря воздействию различных народов и религий. Культура Испании – это уникальное сочетание исторических памятников и фольклорного наследия древних римлян, греков, арабов. Испанский стиль «мудехар» представляет собой симбиоз архитектуры, живописи, музыки, декоративно-прикладного искусства, выраженный через интернациональные культурные особенности.
Испанская архитектура
Исторические постройки отличаются разнообразием, продиктованным модными веяниями различных периодов. Культура Испании широко представлена в монументальных сооружениях: готических соборах, средневековых замках, роскошных дворцах. По количеству всемирно известных памятников Испания находится на втором месте, уступив первенство Италии.
Любознательным туристам стоит обязательно увидеть Триумфальную арку и дом Каса Льео Морера в Барселоне. Направляясь в Валенсию, нельзя пропустить крепостные ворота Торрес де Серрано, сооруженные еще в XIV веке. Ступенчатые пирамиды Гуимар, расположенные на острове Тенерифе, поражают воображение своей масштабностью и остаются вековой загадкой для человечества. Арабский минарет Хиральда с Золотой башней является символом Севильи. В соборе Сантьяго-де-Компостелла хранятся древние мощи святого Иакова, в честь которого названо историческое сооружение.
Особенности культуры Испании находят свое отражение и в современных постройках. Башня Агбар, здание в виде рыбы зодчего Френка Гери, «дом Бен Ладена» – вот небольшой перечень всемирно известных произведений архитектурного искусства, достойно представляющих свою страну.
Испанское изобразительное искусство
Искусство Испании оставило широкий след в мировой истории культуры. Всемирную известность живописи принесли произведения Золотого века. К ним относятся шедевры религиозного жанра, созданные художником Эль Греко. Не менее известны такие творцы, как Франсиско Рибальта, Диего Веласкес, Бартоломео Мурильо, Хусепе Рибера. Художественные традиции были впоследствии продолжены гениальным творчеством Франсиско Гойи. Неоценимый вклад в современное искусство живописи внесли Сальвадор Дали, Хуан Миро, Пабло Пикассо и Хуан Грис.
Испанская литература
В период Золотого века культура Испании обогащается выдающимися произведениями литературного жанра. Славу своей родине принес автор знаменитого «Дон-Кихота» Мигель де Сервантес. Не менее известными являются литературные герои Феликса Лопе де Вега, Педро Кальдерона де ла Барка и Мигеля де Унамуно. Современную писательскую славу поддержали драматург и поэт Федерико Гарсия Лорка, Хуан Гойтисоло, Мигель Делибес и Камило Хосе Села, ставший лауреатом Нобелевской премии. На театральных подмостках было прославлено искусство драматургии в основном благодаря Рамону дель Валье-Инклан.
Культура Испании отмечена благодаря успехам отечественного кинематографа. Режиссер Луис Бунюэль, автор шедевра «Андалузский пес», за сорок лет своей кинодеятельности создал целую галерею всемирно известных произведений. Упрочили славу мастера такие авторы, как Педро Альмодовар и Карлос Саура.
Испанская музыка
Испания является одной из старейших музыкальных стран Европы. Удивительное своеобразие песенных жанров, инструментальной музыки, танцевального искусства обусловлено историческими особенностями этой земли. В первоначальный период своего развития музыкальная культура Испании включала различные направления, свойственные определенным провинциям. С течением времени разнообразные культуры все теснее переплетались между собой, образуя особый испанский стиль, заметно отличающийся от всех других.
Уже с начала XIII века музыка Испании была известна искусством игры на гитаре. Сегодня традиционный музыкальный инструмент представлен двумя видами: фламенко и акустической гитарой. Современная музыка содержит в своей основе истоки фольклора, отличающие испанские произведения своеобразием и узнаваемостью.
Классические произведения получили свое развитие в шестнадцатом веке, взяв за основу церковные мелодии. В начале XX века общеевропейскую известность испанской музыке принесли композиторы Энрике Гранадос, Исаак Альбенис, Мануэль де Фалья. Современное классическое певческое искусство представлено гениальными голосами Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.
Фламенко
Темпераментный и зажигательный стиль фламенко – это традиционная музыка Испании, родившаяся в Андалузии. Он представлен в трех направлениях: песнях, танцах и игре на гитаре. Основой стиля послужили древние цыганские обрядовые танцы, которые передавались по наследству, сохраняя свои традиции и обогащаясь новыми музыкальными красками.
Сегодня танцы фламенко преподносят в виде музыкальных спектаклей, наполненных смысловым содержанием, с выражением особой чувственности и страсти. Непременные атрибуты танцевальных номеров (длинные платья, пестрые шали, веера) помогают лучше выражать чувства и подчеркивают народное происхождение стиля. Нередко танцы фламенко сопровождаются ритмичными звуками кастаньет, хлопаньем в ладоши (пальмас), экспрессивной игрой на барабане-кахоне.
Танцевальная культура фламенко объединяет под одним названием несколько различных музыкальных рисунков. Характерной чертой испанского стиля является обязательный элемент импровизации, позволяющий создавать совершенно уникальные произведения танцевального искусства.
Фестивали и праздники Испании
Древнее происхождение и богатство культурных проявлений определяют яркую красоту и оригинальность национальных праздников. Музыкальная страна ежегодно проводит разнообразные фестивали, карнавалы и шествия.
В феврале проводится общенациональный карнавал, особенно ярко представленный на острове Тенерифе. Канун праздника Пасхи не обходится без множества крестных ходов и религиозных процессий, украшенных колоритной и красочной атрибутикой.
Наиболее известные фестивали проходят летом и осенью: музыкальные, театральные, танцевальные. К разряду оригинальных событий можно отнести Томатину – праздник помидоров, на котором устраивается грандиозное томатное побоище.
Коррида
К культурному достоянию Испании, несомненно, стоит отнести знаменитую корриду – бой с быками. Зрелищное мероприятие представлено ярким спектаклем, включающим в себя вековые традиции искусства, основанные на уважении к священным животным, азарте и смертельном риске.
В древние времена коррида была обязательным элементом национальных праздников. Сегодня это целое искусство, воплощающее в себе испанский дух и национальную идентичность. Красота корриды сродни балетному танцу, где тореро проявляет свое мастерство, храбрость и талант.
Прекрасные люди, прославляющие историю своей страны на протяжении множества веков, создавали и продолжают поддерживать национальное наследие, имя которому — культура Испании. Кратко рассмотрев творческие направления человеческой деятельности, нельзя не проникнуться глубоким уважением к испанскому народу, бережно хранящему и преумножающему культурные традиции своей Родины.
fb.ru
Музыкальная культура Испании -Мусикия
Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 веке. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес
(1500–1553)и его ученикТомас Луис де Виктория(около 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа. В 19 веке после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения. В конце 19 начале 20 веков испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Исаак Альбенис (1860–1909), Энрике Гранадос(1867–1916) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.
Испанская музыка в ее народных и профессиональных формах — наследие древней и богатой культуры. Ее истоки — в высокоразвитом и устойчивом в своих традициях музыкальном искусстве древнейших обитателей страны — иберов, в 6 веке до нашей эры смешавшихся с кельтами. Последующие завоеватели привносили свою музыкальную культуру, также накладывавшуюся на первоначальную иберийскую основу. Исторические судьбы Испании и ее специфические географические условия определили многообразие местных музыкальных культур и стилей, из которых выделяются 5 основных: Музыка басков,галисийская музыка, каталонская музыка, кастильская музыка, музыкаАндалусии. В16 веке получила распространение инструментальная музыка, главным образом для виуэлы. В эпоху Возрождения испанская полифоническая музыка достигла расцвета в творчестве Кристобаль де Моралеса и Франсиско Герреро, писавших и культовую, и светскую музыку, Среди крупных композиторов 18 века — Антонио Солер, Висенте Мартин-и-Солер, Рамон Карнисер, Сорс (сор) Хосе Фернандо (гитарист и автор театральных и инструментальных сочинений). Соткрытием консерваторий в Мадриде (1830) и Барселоне (1847) и постоянных оперных театров в Барселоне (1847) и Мадриде (1850) музыкальная жизнь активизировалась. В последней четверти 19 века в Испании началось движение за возрождение художественно-самобытной национальной музыкальной культуры (так называемое Ренасимьенто), возглавленное композитором и музыкально-общественным деятелем Фелипе Педрелем. Высокого уровня достигло в 20 веке исполнительское искусство: выдвинулись пианисты Хоакина Турина, Рикардо Виньес, скрипачиПабло Сарасате , Ханс Манен, виолончелисты Пау Казальс, Гаспар Касадо, гитаристы Франсиско Таррега, Мигель Льобет, Андрес Сеговия и другие.
1. «Цыганские напевы» исполняет Пабло Сарасате (запись 1904 года).
Литература: Грубер Р. И., Музыкальная культура Испании XV — начала XVII веков, в его кн.: История музыкальной культуры, М., 1953, т. 2, ч. 1, с. 337-406; Пичугин П., Пламя за Пиренеями, «Советская музыка», 1966, Ї 6; Subirá J., Historia de la musica espanola e hispanoamericana, Barcelona, 1953; Salazar A., La música de Espana, Buenos Aires-México, 1953; López Chávarri E., Música popular espanola, 3 ed., Barcelona, 1958; Liberovici S. et Straniero М. E., Chansons de la nouvelle résistance espagnole, P., 1963; Marco Т., La música de la Espana contemporánea, Madrid, 1970. П. Ахундов, «Большая Российская энциклопедия»
Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта: http://eomi.ws/plucked/vihuela/ http://classic-online.ru/ru/production/20756 http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post325200866/ http://www.music.edusite.ru/p320aa1.html https://www.youtube.com/watch?v=Xhits_HAeKM
borgo.ucoz.ru
музыка, изобразительное искусство и традиции. Кратко о культуре Испании и ее особенностях
Культура и традиции Испании существенно отличаются от культурного наследия, обычаев и духовных ценностей других стран Европы. Многочисленных туристов привлекают колоритная атмосфера, темпераментность, приветливость и доброжелательность местного населения.
В чем особенности культуры Испании
Благодаря особому географическому положению страны, испанская культура наделена неповторимым своеобразием, богатством и красотой. Территориальное расположение на границе между Африкой и Европой, берега, омываемые теплым Средиземным морем и мягким Атлантическим океаном, – все это находит отражение в традициях и обычаях гостеприимной Испании.
Многолетнее наслоение культурных пластов происходило благодаря воздействию различных народов и религий. Культура Испании – это уникальное сочетание исторических памятников и фольклорного наследия древних римлян, греков, арабов. Испанский стиль «мудехар» представляет собой симбиоз архитектуры, живописи, музыки, декоративно-прикладного искусства, выраженный через интернациональные культурные особенности.
Испанская архитектура
Исторические постройки отличаются разнообразием, продиктованным модными веяниями различных периодов. Культура Испании широко представлена в монументальных сооружениях: готических соборах, средневековых замках, роскошных дворцах. По количеству всемирно известных памятников Испания находится на втором месте, уступив первенство Италии.
Любознательным туристам стоит обязательно увидеть Триумфальную арку и дом Каса Льео Морера в Барселоне. Направляясь в Валенсию, нельзя пропустить крепостные ворота Торрес де Серрано, сооруженные еще в XIV веке. Ступенчатые пирамиды Гуимар, расположенные на острове Тенерифе, поражают воображение своей масштабностью и остаются вековой загадкой для человечества. Арабский минарет Хиральда с Золотой башней является символом Севильи. В соборе Сантьяго-де-Компостелла хранятся древние мощи святого Иакова, в честь которого названо историческое сооружение.
Особенности культуры Испании находят свое отражение и в современных постройках. Башня Агбар, здание в виде рыбы зодчего Френка Гери, «дом Бен Ладена» – вот небольшой перечень всемирно известных произведений архитектурного искусства, достойно представляющих свою страну.
Испанское изобразительное искусство
Искусство Испании оставило широкий след в мировой истории культуры. Всемирную известность живописи принесли произведения Золотого века. К ним относятся шедевры религиозного жанра, созданные художником Эль Греко. Не менее известны такие творцы, как Франсиско Рибальта, Диего Веласкес, Бартоломео Мурильо, Хусепе Рибера. Художественные традиции были впоследствии продолжены гениальным творчеством Франсиско Гойи. Неоценимый вклад в современное искусство живописи внесли Сальвадор Дали, Хуан Миро, Пабло Пикассо и Хуан Грис.
Испанская литература
В период Золотого века культура Испании обогащается выдающимися произведениями литературного жанра. Славу своей родине принес автор знаменитого «Дон-Кихота» Мигель де Сервантес. Не менее известными являются литературные герои Феликса Лопе де Вега, Педро Кальдерона де ла Барка и Мигеля де Унамуно. Современную писательскую славу поддержали драматург и поэт Федерико Гарсия Лорка, Хуан Гойтисоло, Мигель Делибес и Камило Хосе Села, ставший лауреатом Нобелевской премии. На театральных подмостках было прославлено искусство драматургии в основном благодаря Рамону дель Валье-Инклан.
Культура Испании отмечена благодаря успехам отечественного кинематографа. Режиссер Луис Бунюэль, автор шедевра «Андалузский пес», за сорок лет своей кинодеятельности создал целую галерею всемирно известных произведений. Упрочили славу мастера такие авторы, как Педро Альмодовар и Карлос Саура.
Испанская музыка
Испания является одной из старейших музыкальных стран Европы. Удивительное своеобразие песенных жанров, инструментальной музыки, танцевального искусства обусловлено историческими особенностями этой земли. В первоначальный период своего развития музыкальная культура Испании включала различные направления, свойственные определенным провинциям. С течением времени разнообразные культуры все теснее переплетались между собой, образуя особый испанский стиль, заметно отличающийся от всех других.
Уже с начала XIII века музыка Испании была известна искусством игры на гитаре. Сегодня традиционный музыкальный инструмент представлен двумя видами: фламенко и акустической гитарой. Современная музыка содержит в своей основе истоки фольклора, отличающие испанские произведения своеобразием и узнаваемостью.
Классические произведения получили свое развитие в шестнадцатом веке, взяв за основу церковные мелодии. В начале XX века общеевропейскую известность испанской музыке принесли композиторы Энрике Гранадос, Исаак Альбенис, Мануэль де Фалья. Современное классическое певческое искусство представлено гениальными голосами Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.
Фламенко
Темпераментный и зажигательный стиль фламенко – это традиционная музыка Испании, родившаяся в Андалузии. Он представлен в трех направлениях: песнях, танцах и игре на гитаре. Основой стиля послужили древние цыганские обрядовые танцы, которые передавались по наследству, сохраняя свои традиции и обогащаясь новыми музыкальными красками.
Сегодня танцы фламенко преподносят в виде музыкальных спектаклей, наполненных смысловым содержанием, с выражением особой чувственности и страсти. Непременные атрибуты танцевальных номеров (длинные платья, пестрые шали, веера) помогают лучше выражать чувства и подчеркивают народное происхождение стиля. Нередко танцы фламенко сопровождаются ритмичными звуками кастаньет, хлопаньем в ладоши (пальмас), экспрессивной игрой на барабане-кахоне.
Танцевальная культура фламенко объединяет под одним названием несколько различных музыкальных рисунков. Характерной чертой испанского стиля является обязательный элемент импровизации, позволяющий создавать совершенно уникальные произведения танцевального искусства.
Фестивали и праздники Испании
Древнее происхождение и богатство культурных проявлений определяют яркую красоту и оригинальность национальных праздников. Музыкальная страна ежегодно проводит разнообразные фестивали, карнавалы и шествия.
В феврале проводится общенациональный карнавал, особенно ярко представленный на острове Тенерифе. Канун праздника Пасхи не обходится без множества крестных ходов и религиозных процессий, украшенных колоритной и красочной атрибутикой.
Наиболее известные фестивали проходят летом и осенью: музыкальные, театральные, танцевальные. К разряду оригинальных событий можно отнести Томатину – праздник помидоров, на котором устраивается грандиозное томатное побоище.
Коррида
К культурному достоянию Испании, несомненно, стоит отнести знаменитую корриду – бой с быками. Зрелищное мероприятие представлено ярким спектаклем, включающим в себя вековые традиции искусства, основанные на уважении к священным животным, азарте и смертельном риске.
В древние времена коррида была обязательным элементом национальных праздников. Сегодня это целое искусство, воплощающее в себе испанский дух и национальную идентичность. Красота корриды сродни балетному танцу, где тореро проявляет свое мастерство, храбрость и талант.
Прекрасные люди, прославляющие историю своей страны на протяжении множества веков, создавали и продолжают поддерживать национальное наследие, имя которому — культура Испании. Кратко рассмотрев творческие направления человеческой деятельности, нельзя не проникнуться глубоким уважением к испанскому народу, бережно хранящему и преумножающему культурные традиции своей Родины.
autogear.ru
Музыкальная культура испании первой половины 20 века. Испания
Энциклопедичный YouTube
1
/
3
✪ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ИСПАНИИ О КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ
✪ Как танцевать танго КУЛЬТУРА ИСПАНИИ Тема танго Школа NOVA
✪ События ЮФУ: конференция «Культура и цивилизация Испании и Латинской Америки»
Субтитры
Архитектура
Испания является третьей страной в мире по количеству объектов, объявленных ЮНЕСКО Всемирным наследием, уступая в этом рейтинге только Италии и Китаю . В ряде городов Испании целые исторические кварталы стали Всемирным наследием .
Развитие архитектуры началось с прибытием на Пиренейский полуостров римлян , которые оставили после себя некоторые из наиболее впечатляющих сооружений Римской Испании . Последовавшее за падением Римской империи нашествие вандалов , саевов и вестготов привело к глубокому упадку в использовании технологий, которые были введены римлянами, и принесло за собой ряд более строгих строительных технологий с религиозным значением. Появление мусульман в 711 году радикально определило развитие зодчества на много веков вперёд и повлекло за собой значительный культурный прогресс, в том числе и в архитектуре.
Одновременно в христианских королевствах постепенно стали появляться и развиваться самобытные архитектурные формы, не подвергнутые поначалу европейскому влиянию, но присоединившиеся со временем к крупным европейским архитектурным течениям — романике и готике , достигшим необыкновенного расцвета и оставившим за собой многочисленные образцы религиозного и гражданского строительства на всей испанской территории. Одновременно, с XII по XVII века , развивался некий синтетический стиль, мудехар , сочетающий европейские конструкции и арабское декоративное искусство.
Живопись
Основная статья: Живопись Испании
Литература
В истории испанской литературы выделяется четыре крупных периода:
период зарождения;
период расцвета — эпоха Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона, Аларкона;
период упадка и подражания.
период возрождения, обещающий обновление и вторичный расцвет испанской литературы.
Период зарождения (XII-XV века)
Самое древнее произведение испанской литературы — «Песнь о моём Сиде » («El cantar de mío Cid»), в которой воспевается великий национальный герой Родриго Диас де Бивар , известный в истории под арабским прозвищем «Сид». Эта поэма неизвестного автора была написана не позднее 1200 года.
Типичные жанры этого периода — исторические романсы, исторические хроники, придворная литература, рыцарские романы .
Политические, военные, религиозные и литературные связи Испании и Италии, активизировавшиеся во второй половине 15-го века, способствовали увеличению культурного обмена между обеими странами, в рамках которого в Италии начали переводить и публиковать работы испанских литераторов, а в Испании — итальянских. Пребывание на папской должности двух валенсийцев, Каликста III и Александра VI, ещё сильнее упрочило отношения Кастилии, Арагона и Каталонии с Римом.
Период расцвета (XVI-XVII века)
Период упадка
В XX веке
С установлением диктатуры Франко кинематография попала под жёсткий административный нажим. Стало обязательным озвучивание на кастильском наречии всех фильмов, демонстрирующихся в стране. В 1940-е-1950-е наиболее популярными режиссёрами стали Игнасио Ф. Икино, Рафаэль Хиль («Huella de luz», 1941), Хуан де Ордунья («Locura de amor», 1948), Артуро Роман, Хосе Луис Саэнс де Эредия («Raza», 1942 — по собственному сценарию Франко) и Эдгар Невильe. Также смог отличиться фильм «Fedra» (1956) режиссёра Мануэля Мур Оти.
В 1950-х в Испании начали проходить два важных кинематографических фестиваля. 21 сентября 1953 впервые состоялся Фестиваль Кино (El Festival de Cine) в Сан-Себастьяне, который с тех пор не прерывался ни на один год. А в 1956 прошла первая Неделя Международного Кино в Вальядолиде (Semana Internacional de Cine — SEMINCI).
В период франкистского режима многие испанские режиссёры эмигрировали из страны, некоторые из них возвращались ещё при жизни Франко. Например, Луис Буньюэль
Мончо Армендариса, чёрного юмора Алекса де ла Иглесии и грубоватого юмора Сантьяго Сегуры (Santiago Segura), а также работ Алехандро Аменáбара до такой степени, что, по словам продюсера Хосе Антонио Фелеса (José Antonio Félez), в 2004 году «50 % сборов собрали 5 фильмов, а 8-10 фильмов дали 80
avon-rossiya.ru
Музыка Испании
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: формирование первых детских представлений о музыкальной культуре Испании.
Задачи:
Учебные: Раскрытие национальной самобытности музыкально-художественной культуры Испании;
Познавательные: Знакомство детей с выдающимися представителями испанской исполнительской и композиторской школы;
Развивающие: Музыкальное развитие учащихся через непосредственное участие их во всех видах музыкальной деятельности;
Воспитательные: Воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и художественных искусств.
Методы:
Словесный.
Наглядный.
Практический.
Объяснительно-иллюстративный.
Приемы.
Слушание.
Исполнение.
Оборудование.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран..
Музыкальный материал урока.
М.де Фалья «Испанский танец»
Испанская народная песня
Ж.Бизе увертюра к опере «Кармен»
Дополнительный материал.
Портреты Г.Лорка, М.де Фалья, М.И.Глинки, Ж.Бизе;
Фотографии Испании, карта Испании.
Ход урока
Музыкальное приветствие на слова:»Здравствуйте, мальчики, девочки, здравствуйте все!».
Исполнение в мелодическом миноре.
Знакомство с новой темой.
Учитель: Сегодня мы не случайно начали урок с мелодии, прозвучавшей в мелодическом миноре. Почему?
Дети: Мы сегодня снова говорим о музыке Испании, в которой часто используется звучание мелодического минора. (Слайды 1, 2)
Учитель: Испанию можно назвать страной контрастов. (Слайд 3).
Там есть горы и плоскогорья. (Слайд 4).
На плоскогорьях сухо и жарко, а на морском побережье – прохладно. Испанцы шутят: «У нас три месяца холода и девять месяцев ада».
(Слайд5) На юге Испании родился пламенный стиль испанской музыки – фламенко, с его танцами, песнями под гитару и игру на кастаньетах.
(Слайд 6) К гитаре у Испанцев какое-то особое отношение. Она для них живая. В руках профессионала гитара и поёт и плачет, и звучит как целый оркестр.
(Слайд 7) Испанский поэт Гарсия Лорка так сказал о гитаре:
Начинается плач гитары.
Разбивается чаша утра.
Начинается плач гитары.
О, не жди от неё молчанья,
Не проси у неё молчанья!
Неустанно гитара плачет,
Как вода по каналам – плачет,
Как ветра под снегами – плачет,
Не моли её о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
Так плачет стрела без цели,
Так песок раскалённый плачет
О прохладной красе камелии…
(Слайд 8) Мануэль де Фалья – выдающийся испанский композитор XX века. В своём творчестве он возрождал испанскую национальную музыкальную культуру.
(Слайд 9) Слова, ставшие принципом творчества композитора:
«Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства – порождать чувства во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть» (М. де Фалья)
(Слайд 10 )Слушание произведения М. де Фалья «Испанский танец» в исполнении гитары.
Обсуждение с детьми характера произведения.
(Слайд 11) У испанских танцев свой ритмический рисунок. Давайте прохлопаем данный ритм.
Дети прохлопывают ритм, затем при слушании произведения («Испанский народный танец») сопровождают его хлопками, используя ритмический рисунок №1.
(Слайд 12)
Учитель: какие традиции существуют в Испании?
Дети: бой быков
Учитель: Как называется поединок быка с человеком?
Дети: коррида
(Слайд 13) Учитель: испанский поэт Рафаэль Альберти так рассказал о корриде в стихотворении «Бой быков»:
Из тени смерть и солнце стали вдруг.
Цирк загудел, арена завертелась –
Её пронзил фанфары алый звук.
Раскрылись, словно веера, хлопки.
С трибун, кружась, летят они – за смелость
Тореро присуждённые венки…
Начинается коррида с парада участников: пикадор – всадник с пикой, которой колет быка и злит его; тореадор с красным плащом, которым ин дразнит быка.
(Слайд 14) В испанском городке Кордова установлен памятник знаменитому тореадору Манолете и быку, убившему этого тореадора. Коррида – жестокое зрелище.
(Слайд 15) Учитель: в каком произведении французский композитор Жорж Бизе музыкой воссоздал праздничную атмосферу корриды?
Дети: в опере «Кармен»
Учитель: какое произведение нам знакомо из этой оперы?
Дети: марш Тореадора.
(Слайд 16, 17) Учитель: сегодня мы познакомимся с увертюрой к этой опере. Это пылающая радостью, нарядная и ликующая музыка. В средней части мы услышим знакомый марш – марш Тореадора. Постепенно музыка из простой поступи превращается в грандиозный и торжественный марш.
Слушание увертюры из оперы «Кармен».
(Слайд 18) Закрепление полученных знаний:
Как называется танец, родившийся в Испании? (фламенко)
Какой инструмент чаще всего сопровождает испанские танцы? (гитара)
Какой ударный инструмент получил наибольшее распространение в Испании? (кастаньеты)
Какой композитор в своей опере воссоздал атмосферу корриды? (Ж.Бизе)
Урок заканчивается выходом из класса под повторное звучание увертюры.
urok.1sept.ru
Музыкальная культура испании 20 века. Западноевропейская музыка
В мире столько много разных культур, но многие культурологи сходятся во мнении, что именно Испания- одна из самых удивительных стран всего мира: от кухни до традиционных ежегодных фестивалей, которые можно увидеть только на улицах этой страны. Многие традиции распространены по всей территории Испании, однако есть и уникальные, присущие каждой конкретной провинции или области.
Культура Испании в своё время подверглась влиянию нескольких стран и народов — благодаря интересному географическому положению на стыке Европы и Африки и некоторымисторическим событиям. На язык и религию большой отпечаток наложили римляне: в период с 1000 по 1492 г. Испания была римско-католической страной. Многие слова в испанском языке заимствованы так же у арабов. К смешению культур причастны и евреи.
Архитектура Испании
В Испанию стоит ехать уже за одними лишь архитектурными ансамблями.
Это сплетение стилей и времён, одновременное существование напыщенной помпезности и аристократической сдержанности, величия и скромной простоты. Испания держит первенство по количеству знаменитых соборов среди всех стран мира. Это и готические храмы Севильи,
и мавританский Назарет в Гранаде,
а ещё аскетичный Эскориал возле Мадрида,
соборы Валенсии в стиле ренессанс,
романский собор Сантьяго-де-Компостела,
дом Террадес (Каса-де-лес Пунчес) или «дом с шипами» в Барселоне и многие другие.
Нельзя не упомянуть о великом испанском архитекторе А