Почему Афанасий Никитин за три моря пошел?: историческая правда России от РВИО
Среди многих странствий, совершенных нашими предками в далекие времена, выделяется путешествие Афанасия Никитина в Индию. Сейчас примерно семь часов лету из Шереметьево или Домодедово – и вы на прекрасных песчаных пляжах Гоа или в предгорьях Гималаев. А во времена Никитина, в XV веке, до удивительной страны с молочными реками и кисельными берегами, где на земле лежат нетронутыми изумруды, жемчуг, алмазы и золото, годами искали дорогу лучшие первопроходцы мира.
В 1492 году Колумб открыл свою «Индию» (оказавшуюся Америкой), но очень скоро, в 1498 году, Васко да Гама все-таки добрался до настоящей Индии. Но наши и здесь опередили европейцев – и не на год или два, а на целых тридцать лет.
В 1468 году тверской купец Афанасий Никитин, не слишком богатый, но весьма энергичный, уехал из Москвы. Он стал путешественником поневоле: при спуске Волге до Астрахани один корабль разбился, другой ограбили разбойники.
Купец отправился на разведку в чужие страны, надеясь на судьбу и свою предприимчивость. Посуху он добрался до Дербента, перешел Персию и по морю попал в Индию. Здесь Никитин прикинулся странствующим дервишем (мусульманский монах), подолгу останавливался в каждом городе и все впечатления о быте и нравах населения записывал в свои путевые тетради. В Индии Афанасий провел три года, а затем через Африку (Сомали), турецкие земли Трабзона (Трапезунд) и Черное море он вернулся в Россию. Но, не доехав до дома, заболел и около 1475 года умер.
От Никитина остались его путевые записки («тетради»): их сохранили и доставили в Москву купцы, с которыми путешественник возвращался на родину. В Москве эти записи были включены в летопись. В дальнейшем ценный материал стал знаменитым «Хождением за три моря». Это памятник не только литературный, исторический и географический, но и памятник мужеству русского человека.
В начале XIX века путевые записи Никитина были обнаружены Николаем Михайловичем Карамзиным в архиве Троице-Сергиева монастыря в составе Троицкого сборника. Первоначально Карамзин опубликовал отрывки в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского» в 1818 году, а полное издание «Хождений за три моря» выпустил русский историк П. М. Строев в 1821 году.
Публикации / Русский век
Хождение или хожение – в древнерусской литературе жанр путешествия, в котором обычно рассказывалось о поездке к святым местам. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина – это путевые заметки, созданные во время деловой поездки, поэтому они и занимают особое место в литературе.
Тверской купец Афанасий Никитин, совершивший свое путешествие в Индию в период, по одним данным с 1469 по 1472, по другим данным с 1468 по 1474 годы, был в полном смысле этого слова великим путешественником, одаренным писателем и…величайшим авантюристом.
Как и большинство его современников и соотечественников, Афанасий Никитин был человеком глубоко верующим, и в первую очередь именно его вера была испытана его же путешествием.
Для такого рискованного мероприятия необходимо было благословение. И оно было получено: «И пришел в Калязин монастырь к Святой живоначальной Троице, к Святым мученикам Борису и Глебу. И у игумена Макария и святой братии получил благословение». Другой великий наш земляк Игумен Макарий родился в селе Грибково (Кожине) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи в 1400 году. После смерти родителей и супруги он был пострижен в Никольском Клобуковом монастыре г. Кашина, из которого вскоре удалился и основал свой монастырь. Преподобный прожил долгую жизнь и скончался в 1483 году. Мощи его обретены в 1521 году, которые до уничтожения монастыря в 1939 году хранились в его обители. В 1521 он был канонизирован. Это был великий подвижник, который пользовался огромным авторитетом и уважением среди своих современников. Благословение такого человека дорогого стоило, а вот как им распорядился Афанасий Никитин, мы узнаем несколько ниже.
Изначально путешествие готовилось основательно, в котором политические и торговые интересы взаимно дополняли друг друга. Дело в том, что Афанасий Никитин ехал вместе с московским послом Василием Паниным, который направлялся к правителю туркменских племен, воевавших в то время с Османской Турцией. Да и сам Никитин был человеком опытным и много до этого поездившим и повидавшим. Но судьба, как это часто бывает, внесла свои коррективы, превратив хорошо продуманное предприятие в путешествие авантюриста-одиночки.
Интересно, что с Афанасием было еще шесть москвичей и шесть тверичей, которые, по всей видимости, также планировали побывать в дальних странах. Но утрата имущества в самом начале пути для многих сделало такое путешествие бессмысленным.
«И мы, заплакав, разошлись, кто куда: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а который должен, и тот пошел, куда его глаза повели». Все это в полной мере относилось к самому Никитину. Ведь для путешествия он занял под проценты крупную сумму денег, а так как по законам того времени как неплатежеспособный должник при возвращении он и его семья неизбежно будут рисковать не только своей свободой, но и жизнью, то Никитин решает продолжить путешествие, но уже на свой страх и риск.
Потеря практически всего имущества была, к сожалению, лишь началом его злоключений, которые длились, без малого долгих шесть лет. Хотя, разумеется, были и у него маленькие радости…
В первый раз трагедии удалось избежать, но уже тогда, наверное, у Никитина, появилось осознание неизбежности повторения подобной ситуаций и впредь. По большому счету у него не было выбора, если он хотел остаться в живых и довести свое рискованное предприятие до конца. Ведь он был совершенно один и чтобы выжить, должен был пойти на самый тяжелый для верующего человека компромисс – на компромисс со своей совестью.
Не просто крик, но надрыв слышится в его словах: «Братья русские христиане, кто хочет пойти в Индийскую землю – оставь веру свою на Руси…».
Приём путешественника из России индийским купцом, Палех.
По всей видимости, Никитин сначала просто делал вид, что принял ислам. Но вскоре он уже зовется на местный манер – Юсуфом Хоресани, затем начинает соблюдать обряды ислама. Годы на чужбине тянутся долго, и вскоре Никитин пишет, что «забыл всю веру христианскую». Через всю книгу пронес Никитин эту душевную боль вероотступничества: «А иду я на Русь с думой: погибла вера моя…».
В муках пытается Никитин сохранить свою веру, даже когда он молится по местным обычаям, то старается молиться Христу и «другого никакого имени не призывал». Но сам себя не обманешь, и вновь рука его выводит страшные слова: «Я же, рабище божий Афанасий, сожалею о вере христианской». И каждый раз, начиная молитву по-русски, он как бы незаметно для себя переходит на мусульманскую молитву. И так повторяется несколько раз. Но особенно заметно это проявилось в конце его путевых заметок…
Нет сомнения, что Афанасий Никитин сколько мог старался, хотя бы в душе, оставаться православным христианином, но жестокая действительность диктовала свои условия: «Горе мне, окаянному, с пути истинного сбился и не знаю уже, по какому пути пойду».
В предисловии к изданию «Хожения за три моря Афанасия Никитина» (М., «Советская Россия, 1980 г.) Н.И. Прокофьева высказывает предположение, что у Никитина «сложилось представление о боге не какой-то одной религии, а о боге вообще для человечества». Видимо, для такого утверждения сам факт вероотступничества давал право. В своих предположениях Прокофьева пошла еще дальше: «Был ли Афанасий Никитин последовательным выразителем реформистских и еретических идей своего времени или его воззрения носили черты стихийного религиозного свободомыслия, сложившегося на основе собственного жизненного и религиозного свободомыслия, мы не знаем». Внимательное прочтение исходного текста убеждает нас в том, что переход в ислам был вынужденным и исключительно болезненным шагом, обусловленным жизненной необходимостью, а не чем-то иным, о чем говорит Н.И. Прокофьева.
Заметим, что немного позже в такой же ситуации оказался итальянский путешественник Никола де Кости, посетивший Индию в конце XV века. Он был также вынужден принять магометанство.
К теме религии мы еще вернемся, а пока зададим себе простой вопрос, как вообще столько лет смог Афанасий прожить в чужих краях? Конечно, после продажи его единственного достояния, коня, деньги у него были, но они нужны ему были для дела, и он не мог позволить себе их просто «проесть».
И здесь нашему земляку помогла одна удивительная местная традиция, о которой упоминается в хожение. «А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят спать к чужестранцам, да спят с ними, да дают им корм и приносят с собой сахарную еду и вино сахарное, да кормят и поят гостей, чтобы их любили, а любят гостей людей белых, потому что их люди очень черны. А зачнет жена от гостя дитя, и мужья дают корм. А родится дитя белое, тогда гостю пошлины триста тенек…». Слова Никитина не вызывают сомнения, так как об этом же спустя 25 лет писал и португальский мореплаватель Марко Поло. Так что способ выживания, а может быть и заработка, был найден. Оставалось главное – отыскать то, зачем он сюда пришел.
Афанасий Никитин был купцом, а это значит, что он был деловой человек и по Индии мотался он с вполне осознанной целью – ему нужно было не только расплатиться с долгами, но при хорошем стечении обстоятельств, он должен был еще и заработать на этом путешествии.
То, что Никитин искал нужный товар, никакого сомнения не вызывает. Это было его основной задачей – найти нечто, что можно было бы потом выгодно продать на Руси. И здесь поначалу его ждало разочарование: «Меня обманули псы басурмане, сказывали, что много всего нашего товара, а для нашей земли нет ничего…».
Но не такой был Никитин человек, чтобы отступать. Неудачи лишь удваивают его энергию, и вскоре он уже пишет о шелке, сандаловом дереве и жемчуге. Но и это его не устраивает, и он продолжает свои поиски.
Справедливости ради надо сказать, что время от времени Никитин интересуется довольно экзотическим товаром: «А рабы и рабыни-наложницы дешевы…черная-пречерная…маленькая, хороша».
Вскоре новая находка – фарфор, «продают его на вес, дешево». Но это тоже не то, что нужно, хотя уже явно чувствуется, что Никитин понял – он на правильном пути, и это для него главное. Спустя столько времени он уже точно знает, что ему надо, поэтому даже рубины, хрусталь и агаты упоминаются лишь вскользь.
«Кто ищет, то всегда найдет», – гласит народная мудрость. Его поиски продолжались в течение почти четырех лет, и, в конце концов, он нашел то, что ему было надо. Никитин нашел свой товар – алмазы!
Он подробно описывает все, что касается алмазов – где добываются, столько стоят и т.д. Эта тема его явно интересует. Так подробно он не пишет ни о чем другом и, может быть, напрасно. Хотя, как человек опытный, он уже не раз прибегал к оригинальному приему, когда наиболее рискованные мысли записывались не по-русски.
Но какой ценой ему далась его находка! Что пришлось пережить Никитину на чужбине, можно представить по короткой, но характерной реплике: «А все черные люди злодеи, а женки все бляди, колдуны да воры, да обман, да зелье, господ морят ядом».
А как измерить душевную травму, как замолить грех вероотступничества!
Предположение о том, что Никитин стал мусульманином, косвенно подтверждают и исследования его маршрута. Так, Сергей Кутейников отметил, что Никитин в основном перемещался по территориям, подконтрольным мусульманским правителям.
Однако цель столь долгого и рискованного предприятия достигнута, а значит, пора возвращаться. Но и дорога домой не оказалась для Никитина прямой и скорой.
Позади остаются берега Африки, Аравийский полуостров, территории современных Ирана, Ирака и Турции. Именно здесь, в Трабзоне, его опять обыскивают: «…и что было мелочи хорошей, все выграбили». Но, по всей видимости, не нашли самого ценного, так как искали другое – грамоты, т.е. официальные письма.
И вот уже Черное море и Крым. Вздох облегчения вырывается из груди нашего соотечественника, ведь это уже знакомые земли:
«Божьей милостью пришел я в Кафу за 9 дней до Филиппова поста». Это случилось 5 ноября 1474 года. И добавляет: « Бог творец».
На этом описание путешествия, практически, заканчивается. Практически, но не совсем. Афанасий Никитин завершает свое произведение удивительным во всех отношениях абзацем, который, наверное, ставит точку в высказанных выше сомнениях о вероисповедании Афанасия Никитина: «Милостиею Божиею преидох же три моря. Дигерь Худо доно, Олло перводигерь дано. Аминь! Смилна рахмам рагим. Олло акьбирь, акши Худо, илелло акшь Ходо. Иса рухоало, ааликъсолом. Олло акьберь. А илягаиля илелло. Олло перводигерь. Ахамду лилло, шукур Худо афатад. Бисмилнаги рахмам ррагим. Хуво могу лези, ля лясаильля гуя алимуль гяиби ва шагадити. Хуя рахману рагиму, хубо могу лязи. Ляиляга иль ляхуя. Альмелику, алакудосу, асалому, альмумину, альмугамину, альазизу, алчебару, альмутаканъбиру, алхалику, альбариюу, альмусавирю, алькафару, алькалъхару, альвазаху, альрязаку, альфатагу, альалиму, алькабизу, альбасуту, альхафизу, алльрравию, алмавизу, алмузилю, альсемилю, албасирю, альакаму, альадюлю, алятуфу».
Мы видим, что здесь только первая строчка написана по-русски, все остальное – это мусульманская молитва или что-то очень похоже на нее.
Вопрос вероисповедания для нас важен и в том смысле, что это вполне могло повлиять на дальнейшую судьбу Никитина, а вернее, привести к столь близкой развязке, которая наступила где-то под Смоленском. Сюда он попадает через Феодосию и Киев. Хотя, вполне возможно, роковым мог оказаться и тот товар, который привез из Индии Афанасий Никитин или его зашифрованные записи.
Никитин умер в Смоленске – это всего в нескольких днях пути от конечной цели, будь то Москва или Тверь. И это тоже загадка, ведь сегодня мы не можем с уверенностью сказать, куда же направлялся путешественник –в родную Тверь или в соседнюю Москву. Подобное сомнение высказали в своей книге «Русская философская мысль X-XVII веков» М.Н. Громов и Н.С. Козлов. Но эта тайна, скорее всего, так и останется неразгаданной.
В любом случае, трагическая смерть Афанасия Никитина должна иметь логическое объяснение. Маловероятно, что внезапно и своей смертью умер человек, который смог выжить в столь экстремальных условиях в течение нескольких лет. Тем более, что в своих путевых заметках он если и жалуется, то на муки духовные.
Все это не может не привести к мысли, что смерть Афанасия Никитина была насильственной. А то, что все это произошло, практически на пороге дома, делает судьбу Никитина вдвойне трагичной.
По существу — за свое путешествие, сделавшее его бессмертным, наш земляк заплатил своей жизнью.
***
Сегодня об этом удивительном человеке напоминают три памятника: один в г. Твери, воздвигнутый в 1955 году; другой в индийском городе Ревданда, (2002 г.) и памятник в Феодосии (Кафе, 2008 г.). Но самый главный – это литературный памятник «Хожение за три моря», которое сразу после его смерти русские купцы Гридя Жук и Степан Дмитриев доставили в Москву дьяку великого московского князя Василия Мамыреву, и где оно было включено в московские летописные своды (вторая Софийская летопись) под 1475 годом. И только в 1820 году его текст был напечатан П.М. Строевым в Софийском Временнике.
Имя его навсегда останется в ряду самих выдающихся путешественников не только России, но и всего мира.
***
К сожалению, путь, проложенный в Индию Афанасием Никитиным и довольно подробно описанный им в «Хожении за три моря», по сути так и остался невостребованным. Только в 1623 году другой русский путешественник, Федор Котов, воспользовался этим маршрутом, чтобы совершить путешествие в Персию.
Библиография
1 Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Макария Калязинского. Тверь, 1864.
2 Древняя русская литература. Составитель Н.И. Прокофьев. М. 1980.
3 Д.С. Лихачев «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси».
4 М.Н. Виташевская «Странствия Афанасия Никитина». М. «Мысль», 1972.
5 Хожение за три моря Афанасия Никитина. М., «Советская Россия, 1980 г.
6 М.Н. Громов и Н.С. Козлов «Русская философская мысль X-XVII веков». МГУ, 1990.
7 Хожение за три моря Афанасия Никитина. Тверь, 2003.
8 Сергей Кутейников «Афанасий Никитин». В книге «Неизвестные знаменитости», Старица, 2008.
В Твери и Индии торжественно отметят 550-летие путешествия Афанасия Никитина
В 2021 году исполнится 550 лет с момента прибытия тверского купца Афанасия Никитина в Индию. Индийская диаспора России, а также руководство Центра международного образования, расположенного в Твери, уже сейчас планируют масштабное празднование этого события.
«…А Ормуз — на острове, и море наступает на него всякий день по два раза… Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское… а морем шли шесть недель в таве до Чаула. И тут Индийская страна. ..». Отрывок из «Хожения за три моря» Афанасия Никитина.
Афанасий Никитин сошёл на индийский берег в первых числах июня 1471 года – именно эту дату называют большинство историков, исследовавших путевые заметки путешественника. Тверской купец после длительного и не очень удачного пути прибыл в индийский порт Чаул, он расположен на 120 км южнее современного Мумбаи.
— Это событие и последовавшее за ним путешествие знаменитого тверитянина по Индии являются важным символом межнациональной дружбы и служат плодотворному развитию современных российско-индийских отношений. Без преувеличения, Афанасий Никитин и его дневники о далёкой стране проложили путь к взаимопониманию и сотрудничеству двух великих народов, являющихся спустя полутысячелетие настоящими стратегическими партнёрами. Культурное и медийное значение указанного события трудно переоценить, в связи с чем мы планируем его отметить на самом достойном уровне, — говорит президент Центра международного образования Камруззаман Сайед.
В настоящее время Центр международного образования совместно с партнёрами приступил к консультациям на уровне посольств и министерств иностранных дел обоих государств по разработке плана мероприятий, связанных с приближением этой замечательной юбилейной даты. Активное участие в подготовке и проведении культурно-исторического события примет отделение Россотрудничества в Индии. Детали плана-графика пока не сообщаются.
В Индии, как и в Твери и в Феодосии, установлен памятник самому известному российскому купцу. Обелиск расположен в Ревданде, бывшем порту Чаул.
Записи Афанасия Никитина стали первым путеводителем по маршруту из Европы в Индию, с подробным описанием обычаев, верований и товаров, которыми можно торговать. Можно сказать, что это было единственное в своем роде изложение коммерческих перспектив сообщения между Россией и Индией.
Через пять с половиной столетий после знаменитого путешествия взаимоотношения России и Индии находятся на небывалом подъёме, а на тверской родине Афанасия Никитина живут и учатся более 500 студентов из Индии. Кто знает, может и среди них есть потомки тех людей, что когда-то оказали радушный приём диковинному чужестранцу, прибывшему из неведомого Тверского княжества.
Партнёрский материал.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
парень из Питера идет пешком в Индию
Молодой петербуржец Евгений Кутузов отправился в пешее путешествие от Твери до Индии, путь его проходит через Волгоград.
Для кого-то его поступок покажется сумасшествием, но для истинных путешественников и авантюристов – подвигом и невероятным приключением.
Молодой человек вдохновился путешествием Афанасия Никитина и решил, что ему тоже удастся пройти путь от Твери до Индии. Во время дороги Евгений Кутузов сталкивается с множеством трудностей: устают и болят ноги, погода не всегда благосклонна, но на выручку молодому путешественнику всегда приходят добрые люди. Сейчас парень подходит к Волгограду. Сегодняшней его стоянкой стал поселок Оленье, завтра по маршруту – Дубовка.
– Каждый шаг – маленькая победа, — отмечает Евгений.
На своей страничке в соцсетях он делится фотографиями и заметками из своего похода. Ночует молодой человек в палатке, но с каждым днем такие ночевки становятся все холоднее и холоднее, поэтому в дальнейшем придется отказаться от этой затеи и ночевать в тепле. В Волгограде он планирует провести неделю, погулять, посмотреть достопримечательности и дать отдых ногам.
– В городе я задержусь на неделю, –- планирует Кутузов. – Тут у меня будет ночлег, и все наладится!
Стоит отметить, что пеший поход Евгений Кутузова – это не просто авантюра и дань уважения Афанасию Никитину, но и благотворительная акция. На время похода молодой человек объявил сбор средств на лечение четырехлетнего Тимура Григолия, который из-за ДЦП не может встать на ноги. Малыш мечтает научиться играть в футбол, сейчас ему нужны деньги на реабилитацию.
Это не первый благотворительный поход Евгения. До этого молодой петербуржец уже проходил 5 тысяч километров из Питера до Эльбруса.
– Своими путешествиями я хочу привлечь внимание не только к особенностям и сложностям пути, но и к благотворительности, – отметил парень.
Не забывайте подписываться на наши новости в Яндексе, чтобы видеть их первыми.
открытия, биография, годы жизни путешественника
Афанасий Никитин — предприимчивый тверской купец с жилкой исследователя и неудержимым любопытством. Он добрался до Индии раньше других известных современников. Вышел купец от тверской пристани вниз по Волге, доплыл до Каспийского моря, пешком пересёк Персию, переплыл Аравийское море и высадился на «берег сказочной страны Индостана». Конечно, такой маршрут не пришёл бы в голову ни Васко да Гама, ни Христофору Колумбу. Афанасий, сам того не ведая, опередил знаменитых европейцев почти на четверть века. Русский путешественник «сходил за три моря» и оставил после себя богатую подробностями этнографическую рукопись.
Кадр из фильма «Хождение за три моря» 1958 г. В роли Афанасия снялся народный артист СССР Олег СтриженовЧто известно о купце из Твери
Биография отважного купца из Твери весьма обрывочна. Но все же по известным деталям можно кратко охарактеризовать путешественника.
- Внимательный читатель дневника «Хождение за три моря» без труда сделает вывод, что к 33 годам у Афанасия уже был опыт удачных коммерческих путешествий в заморские страны.
- Он был умён и образован.
- Очевидно, к началу путешествия заработал доброе купеческое имя и безупречную деловую репутацию, поскольку пушной товар для продажи получил в счёт будущей прибыли, в долг.
- Кроме того, торговую поездку к Каспию одобрил и сопроводил разрешающей грамотой глава княжества Тверского — великий князь Михаил Борисович Тверской. Это подтверждает успешность и влиятельность тверского купца на представителей русской знати и власти.
Цель и маршрут торговой поездки
Афанасий поставил себе ясную цель: продать ценную пушнину в далёкой прикаспийской стране Ширване, купить местный жемчуг и с новым товаром вернуться домой. И попутчиков Афанасий нашёл удачно. Как раз в это время плыл вниз по Волге в Ширван Хасан-бек, посол Ширван-шаха. Возвращался домой от московского царя Ивана III со своим караваном.
Пристроить к каравану два своих судна и держаться вместе — было разумным решением, ведь в низовьях Волги располагалась Золотая Орда. Не знал Афанасий, чем закончится это путешествие, и уж точно не помышлял «открывать» Индию. Но обстоятельства сложились иначе.
Такой маршрут прошёл Афанасий Никитин от Твери до Индии и обратно до СмоленскаЭТО ИНТЕРЕСНО. «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу». А. С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке» имеет в виду царицу того древнего Ширвана, столицей которого был город Шемаха. Сейчас Ширван — часть территории современного Азейрбайджана.
Развалины древней Шемахи. В X века Шемаха была столицей государства Ширван. Сегодня это районный центр АзербайджанаПуть по Волге до Каспия
Весной 1466 г., погрузив товары на ладьи, Афанасий Никитин вышел из родной Твери. Доплыл до Калязина и Углича. Оттуда без препятствий добрался до Костромы. Затем прошёл несложный участок до Нижнего Новгорода. Об этой части путешествия по Волге Афанасий в своём дневнике не пишет никаких примечательных подробностей. Без происшествий добрались купцы до Казани, а потом и до столицы Золотой Орды — Сарая. Везде имела пропускную силу охранная великокняжеская грамота.
Афанасий испросил благословения у игумена Макария в монастыре Святой Троицы в Калязине. Монастырь затоплен в 1940 г. при создании Угличского водохранилищаВ устье Волги располагался древний город Хазтарахан (Астрахань), где восток торговал с западом. Здесь произошла с караваном первая крупная неприятность. Местные «поганые татарины», промышлявшие разбоем, пообещали провести несведущих купцов безопасным путём по рукаву Волги до устья. Обманом вывели суда на мель, после чего напали и разграбили товар.
«Хождение» по Каспийскому морю
Разбойники оставили купцам два корабля и не велели возвращаться назад, чтобы не пожаловались гости местным властям на разбой и произвол. Поневоле Афанасий с товарищами двинулись дальше. По первому морю, Каспийскому, стали держать путь в город Дербент.
Каспийское море в Средневековье называлось Дербентское или ХвалынскоеВ пути приключилась вторая неприятность. Поднялась на море буря и разбила малую ладью о берег около местечка Тарки (нынешняя Махачкала). Пришлось выйти на сушу. Местные жители, кайтаки, тут же схватили чужеземцев. И туго пришлось бы пленникам, если бы не дипломатический шаг Афанасия Никитина. Дойдя до Дербента на уцелевшей ладье, Афанасий просил ширванского посла Хасан-бека заступиться за товарищей своих, взятых под Тарки. Замолвил посол слово, и отпустили кайтаки путешественников.
Древняя крепость Нарын-кала в Дербенте. В средние века цитадель преграждала путь в ПерсиюВ этом месте дороги измученных приключениями путешественников разошлись. У кого были причины вернуться, те «пошли на Русь». Кто не мог возвратиться из-за долгов, тот остался и «пошёл, куда глаза глядят». Афанасий продолжил путь из Дербента до Баку. В Баку он поселился на некоторое время, чтобы заработать на жизнь.
Развалины дворца ширваншахов в Баку. В этом городе Афанасий останавливался на заработкиЭТО ИНТЕРЕСНО. Афанасий Никитин нанялся в Баку на заработки: черпать вёдрами чёрную маслянистую жидкость. Нефтью в то время лечились, как мазью.
Пешие странствия по Персии
Что означает для купца вернуться домой без товара и выручки? Неминуемое бесчестье и долговая яма. Тут-то Афанасию и рассказали о сказочной стране Индии, богатой пряностями и другими невиданными товарами. Афанасий не терял надежды поправить дела и вышел из Баку. Приплыл в город Чапакур на южный берег Каспийского моря и провёл там полгода на заработках.
Персия, историческая область в южном Иране. Сухопутная часть маршрута Афанасия НикитинаДальше Афанасий пошёл пешком по территории Персии, останавливаясь в некоторых городах по месяцу, чтобы зарабатывать на еду и дорогу. Пересёк горный хребет, солёную пустыню Деште-Кевир и дошёл до острова Ормуз в Персидском заливе, славящегося своим жемчугом.
К 550-летнему юбилею путешествия вышло издание книги «Хождение за три моря» в оформлении художницы Людмилы ЮгаОн устал от странствий по хребтам и перевалам Иранского нагорья. И немудрено, ведь от начала путешествия минуло 3 года. Знающие люди рассказали, что индийские султаны ценят породистых жеребцов. Видимо, деньги у Афанасия к тому времени уже были. Потому что он покупает персидского скакуна и садится на парусник, идущий по второму, Аравийскому морю к берегам Индии.
Афанасий Никитин плывёт по Аравийскому морю в Индию продавать персидского скакуна. Художник Людмила ЮгаПутешествие по сказочной Индии
Через 25 дней пути Афанасий Никитин высадился в Чауле, что чуть южнее современного Мумбаи. Человек, который ступил на берег загадочной страны, уже не был похож на купца из Твери. Дорожное имущество осталось на разграбленном корабле. Одежду давно пришлось заменить на более подходящую для жаркого и влажного климата. Он пройдёт равнину, плоскогорье и доберётся до Центральной Индии. Будет оседать в индийских селениях, пока четыре месяца день и ночь идёт дождь. Наниматься и работать, чтобы достойно продолжать путь. Незапланированное путешествие по Индии продлится три года.
Какой увидел Индию заморский гость
Очень изумился русский гость нравам и обычаям «индостанцев»: «сельские люди очень бедны», ходят «все наги и босы», а «бояре богаты и роскошны» и ездят «на людях» (на носилках). Поразили его боевые слоны, покрытые булатными доспехами: «к хоботу и клыкам привязаны большие мечи кованые» и «делают на них городки», крепости, за которым прячутся воины с луками.
Одежда, нравы и обычаи «индостанцев» поразили Афанасия, но не вызвали неприязниПодробно описал Афанасий праздничный кортеж султана с конной и пешей многотысячной ратью, «наряженных в золочёные доспехи», с лошадьми в «золотых сбруях» и слонами в «золотых одеждах». Описал дворец султана в Бидаре, весь в золоте и драгоценных камнях, в который «ведёт семеро ворот». Удивление вызывали у него обычаи местных жителей, их жилища, одежда, еда и религиозные обряды. И сам Афанасий, светловолосый и голубоглазый, невольно становился центром внимания.
Попытка установить торговые отношения
Подолгу жил путешественник в каждом новом городе и записывал всё, что видел. Нигде в его записях не встретишь неприязни, только доброжелательное отношение и интерес. Судя по всему, Афанасий на ходу обучался языкам и легко заводил дружбу со многими «индостанцами». Находил новых спутников и провожатых, которые показывали ему дорогу вглубь страны к знаменитым торговым городам.
Так выглядел восточный базар в средние векаВ городе Джуннаре Афанасий пытался продать жеребца, но местный хан давал 1000 золотых монет с условием, чтобы заморский гость стал мусульманином. Афанасий отказался. Изучив рынок, опытный купец заключил, что возить товар из Индии на Русь невыгодно. Купить специи можно дёшево, но пошлины на провоз морем будут разорительны. А на море ещё и разбойники. И в торговом городе Бидаре он подтвердил: «На Русскую землю товара нет». Выходит, ничего интересного с коммерческой точки зрения в Индии он не нашёл. В Бидаре Афанасий всё-таки продал жеребца, но остался в минусе, потому что до этого весь год кормил животное и потратил больше, чем заработал.
Почему Афанасий Никитин вернулся домой
Ещё в Дербенте во время крушения у Афанасия погибли все церковные книги. В чужеземной стороне Афанасий, как мог, придерживался христианских постов и праздников. Держался за веру, как за якорь среди множества религий и богов. Видел, что есть земли обильные, где «всё есть и всё дёшево». Есть земли засушливые, есть богатые жемчугом. Но пришёл к выводу, что нет другой такой земли, подобной Руси и, в конце концов «надумал пойти на Русь». Вариант остаться жить в Индостане Афанасий Никитин не рассматривал.
К тому времени Персия оказалась в междоусобной войне. Дорога, которой он пришёл, сделалась опасной. Тогда сторговался он за два золотых и сел на корабль. И месяц плыл по Аравийскому морю до Ормуза. Дальше он двигался на северо-запад через древний Иран (Персию), не приближаясь к охваченному войной побережью. Путь его прошёл через Сирию, Турцию и Грузию.
Феодосия (Кафа), развалины крепости. Здесь стоит памятник Афанасию НикитинуТак дошёл он до прибрежного города Трапезунда, чтобы пересечь третье, Чёрное море. Удалось это не сразу. Дважды отчаливал корабль от пристани, но сильный ветер сносил его и заставлял вернуться в гавань. 15 дней пережидали мореплаватели непогоду.
Наконец, по Чёрному морю подошёл корабль к Балаклаве, Гурзуфу, а потом к Кафе (Феодосии). По Днепру с попутным торговым караваном доплыл герой до Киева, а затем достиг Смоленска. Возможно, Афанасий простудился в дороге и ослабленный путешествием организм не выдержал нагрузки. В 1472 г. Афанасий Никитин умер, не дойдя до Смоленска. Из имущества при нём было только несколько исписанных его рукой тетрадей.
Историческое значение путешествия
Товарищи Афанасия передали рукопись дьяку великого князя в Москву. Князь определил её как ценный документ, велел переписать и включить в летописный свод. Позже Николай Карамзин, работая в архивах над «Историей государства Российского», найдёт эту летопись, и сочинение «Хождение за три моря» станет широко известным.
Повествование о хождении за три моря честное и очень личное. Без литературной мишуры и ложного героизма. В нем есть пример духовной стойкости, веротерпимости и патриотизма.
Это всё, что привёз купец из заморских стран. Не создал Афанасий Никитин торговых связей со страной за тремя морями, но привёз ценное историческое знание о средневековой Индии. Его путешествие совершалось с познавательной и дружественной целью, в отличие от других европейцев, пришедших открывать эту землю позднее.
Интересные факты об Афанасии Никитине и его путешествии
Несмотря на то, что «Хождение за три моря» написано более 500 лет назад, изучать его весьма интересно и поучительно. Современные читатели найдут много любопытных фактов о самом путешественнике. Вот некоторые из них:
- Отправился в путь в 33 лет, возвращаясь на Родину, умер в 39 лет. Всего провёл в чужедальних странах 6 лет.
- Начал «хождение» в 1466 году из Твери, закончил в 1472 году в Смоленске.
- Афанасий перевёл свое имя на местный манер и звался Ходжа Юсуф Хоросани.
- Был способен к языкам и общался без переводчиков.
- Три моря — это Каспийское, Аравийское и Чёрное.
- В 2021 г. исполнится 555 лет с начала путешествия.
Память об Афанасии Никитине
Русский купец совершил свое путешествие более 5 столетий назад. Но и по сей день в России и в Индии сохраняют память о нем.
- В 1997 году Банк России отчеканил монету «525 лет путешествию Афанасия Никитина в Индию» достоинством 2 рубля.
- В 2003 г. памятник Афанасию Никитину открыли в Индии. Первоначально идею предложил президент РФ. Деньги на монумент дала Тверская областная администрация, а индийский городок Ревданда выделил участок земли из общественной собственности на его установку.
- С 2008 г. памятник Афанасию Никитину существует и в Феодосии.
- Путевая рукопись Афанасия Никитина вдохновила режиссёра Василия Пронина и его индийского коллегу Ходжу Ахмада Аббаса. Они сняли кинокартину на основе исторических фактов «Хождения за три моря». Фильм вышел на киностудии «Мосфильм» в 1958 году.
- В старинном городе Твери есть набережная Афанасия Никитина, где с 1955 года стоит памятник путешественнику. Рядом, на стыке двух рек, где Тверца впадает в Волгу, началось это знаменитое путешествие. Чугунная ладья рассекает волны, отважный купец выпрямился во весь рост, в руке у него бумага от Тверского князя, а на поясе дорожная сума.
НИКИТИН, АФАНАСИЙ | Энциклопедия Кругосвет
НИКИТИН, АФАНАСИЙ (умер в 1475) – тверской купец, путешественник, первым из европейцев посетивший в Индию (за четверть века до открытия пути в эту страну Васко да Гамой), автор Хожения за три моря.
Год рождения А.Никитина неизвестен. Крайне скудны и сведения о том, что заставило этого купца предпринять в конце 1460-х в рискованное и длительное путешествие на Восток, в сторону трех морей: Каспийского, Аравийского и Черного. Его он описал в своих заметках, озаглавленных Хожение за три моря.
Точная дата начала путешествия также не известна. В 19 в. И.И.Срезневский датировал его 1466–1472, современные российские историки (В.Б.Перхавко, Л.С.Семенов) полагают точной дату 1468–1474. Согласно их данным, караван из нескольких судов, объединивший русских торговцев, отправился из Твери по Волге летом 1468. Бывалый купец Никитин до этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром. Данное путешествие также началось гладко: Афанасий получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича, собираясь развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани (некоторым историкам это сообщение дало основание видеть в тверском купце тайного дипломата, лазутчика тверского князя, однако документальных подтверждений тому нет).
В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники – астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл «свой» и, к тому же, посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».
Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями.
На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в «земле Эфиопской», дойти до Трапезунда, затем оказаться в Аравии. Через Иран и Турцию он добрался до Черного моря. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрел какое-то хроническое заболевание. В Каффе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошелся с богатыми московскими «гостями» (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась все холоднее. Подорванное здоровье А.Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск.
Желая поведать другим то, что повидал сам, А.Никитин вел путевые записки, которым придал литературную форму и дал заглавие Хожение за три моря. Судя по ним, он внимательно изучал жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, обратил внимание на государственный строй, управление, религию (описал поклонения Будде в священном городе Парвате), рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных – змей и обезьян, таинственную птицу «гукук», якобы предвещавшую смерть и др. Его записки свидетельствуют о широте кругозора автора, дружественном отношении к чужим народам и нравам тех стран, где он побывал. Деловитый, энергичный купец и путешественник не только искал товары, нужные русской земле, но внимательно наблюдал и точно описывал быт и нравы.
Живо и интересно описал он и природу экзотической Индии. Однако как купец Никитин был разочарован результатами путешествия: «Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли. .. Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин, но нам они не дадут [ничего] провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много». Скучавший по родной земле, чувствовавший себя неуютно в чужих краях, А.Никитин искренне призывал восхищаться «землею Русской»: «Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей. И хотя вельможи русской земли не справедливы, пусть да устроится Русская земля и да будет в ней [достаточно] справедливости!» В отличие от ряда европейских путешественников того времени (Никола де Конти и др.), принявших на Востоке магометанство, Никитин до конца был верен христианству («не оставил веры своей на Руси»), все моральные оценки нравам и обычаям давал, опираясь на категории православной морали, оставаясь в то же время веротерпимым.
Хожение А.Никитина свидетельствует о начитанности автора, владении им деловой русской речью и в то же время очень восприимчивого к чужим языкам. Он привел в своих записках много местных – персидских, арабских и тюркских – слов и выражений, дал им русское толкование.
Хожение, доставленное кем-то в 1478 в Москву дьяку великого князя Василию Мамырёву уже после смерти их автора вскоре были включены в летописный свод 1488, в свою очередь вошедший в Софийскую Вторую и Львовскую летописи. Хожение переведено на многие языки мира. Его автору в Твери в 1955 был поставлен памятник на берегу Волги, на том месте, откуда он отправился «за три моря». Памятник был установлен на круглой площадке в виде ладьи, носовая часть которой украшена головой коня
В 2003 памятник был открыт и в Западной Индии. Семиметровая стела, облицованная черным гранитом, по четырем сторонам которой золотом выгравированы надписи на русском, хинди, маратхи и английском языках, спроектирована молодым индийским архитектором Судипом Матрой и построена на местные пожертвования при финансовом участии администраций Тверской области и города Тверь.
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
Хождение за три моря | Инфоцентр туризма
Путешествие Афанасия Никитина.
Музей Мирового океана не просто приглашает в сказочную Индию, он предлагает пройти маршрутом первого русского путешественника, побывавшего в этой экзотической стране и увидеть ее глазами Афанасия Никитина. Его «Хождение за три моря» легло в основу нового выставочного проекта, и гости Морского выставочного центра смогут «повторить» его путь спустя 550 лет, после того как тверской купец, опередив Васко Да Гамо на три десятилетия, водными путями добрался до одного из самых загадочных уголков планеты.
Уже 1 октября часть экспозиции «Люди моря» перенесет гостей в индийские храмы и дворцы, откроет тайны индийских богов и особенности жизни, культуры и быта жителей Индии.
Цикл иллюстраций, созданных к «Хождению за три моря» А.В. Мелиховым в 1970-е гг., и уникальные экспонаты одной из лучших в Европе этнографических коллекций о Юго-Восточной Азии, представленной в Музее Мирового океана, сложатся в удивительный рассказ о путешествиях, приключениях и открытиях Афанасия Никитина.
Частью выставочного проекта станут и предметы, относящиеся к индийской культуре, совсем недавно поступившие в фонды музея.
Благодаря редким экспонатам и художественному мастерству А. Мелехова музейным сотрудникам удалось воспроизвести атмосферу средневековой Индии.
Проект подготовлен Музеем Мирового океана при финансовой поддержке фонда «История Отечества» и приурочен к 550-летию путешествия Афанасия Никитина. Торжественное открытие выставки состоится 1 октября в 16:00.
Морской выставочный центр г. Светлогорск
ул. Ленина, 11 (здание театра эстрады «Янтарь-холл»)
загрузка карты. ..
Афанасий Никитин: Индия глазами русского путешественника: Живая история Индия
Как и все путешественники по миру, русский купец Афанасий Никитин собрал все необходимое для длительной заграничной поездки, но путешествовал он не налегке. Русский купец, который проделал путь из Твери в Россию по суше и по морю в Индию, взял с собой необычный груз — лошадь.
Никитин был хитрым торговцем и слышал, что в Индии не разводят хороших лошадей.Поэтому он решил, что получит за это хорошую цену. Это были времена средневековья, и поездка, подобная поездке Никитина, была чревата неопределенностью, поэтому нести ценные вещи было не вариант. Кроме того, была большая вероятность, что на него нападут и ограбят пираты. Так и было. Лошадь была бы его единственной страховкой в чужой стране.
Причина, по которой Никитин был готов рискнуть, заключалась в репутации, которую приобрела Индия. Для средневекового мира Индия была страной чудес, и многие иностранные путешественники путешествовали сюда в поисках специй, шелка, драгоценных камней и даже религии. Нам известны имена Мегасфен из Греции, Хиуэн Цанг из Китая, Аль Бируни из Персии, Ибн Батута из Марокко и Марко Поло из Италии, чьи рассказы упоминались на протяжении всей истории.
Никитин прибыл в Индию в 15 веке нашей эры, и его рассказ о путешествиях дает нам важные подсказки об индийском обществе того времени. Это также говорит нам о 500-летних связях между Индией и Россией.
Долгое, долгое путешествие
Афанасий Никитин родился в Тверском княжестве, процветавшем торговом центре.Купцы из разных уголков мира стекались в Тверь, привозя новости о различных товарах, и Индия занимала видное место в их рассказах. Это было время, когда Индией правил султанат Бахмани (1347-1518 гг.), Который вел активную торговлю с Персией. Услышав эти истории, Никитин решил попытать счастья.
Он, вместе с этой драгоценной лошадью, путешествовал по Черному и Каспийскому морям в Иран и Оман, а также в гавань Ормуз на Ближнем Востоке. Отсюда он начал свое путешествие через Аравийское море в Индию, сделав по пути несколько длительных остановок и зафиксировав все в своем дневнике, который он назвал Путешествие за три моря.
Поддержка Live History India
Если вам нравится работа Live History India, подумайте о том, чтобы оказать нам поддержку. Никакой вклад не будет слишком маленьким, и это займет всего минуту. Благодарим вас за участие.
Гавань Чаул | Куруш Далал
Никитин достиг западного побережья Индии в 1469 году и высадился в порту Камбей (Кхамбхат) в современном Гуджарате. Он купил здесь немного индиго и продолжил путь к Махараштре, где его конечным пунктом назначения была деревня Чаул в районе Райгад.Когда он приземлился в Чауле, он удивился, почему люди были почти голыми, с обнаженными головами и грудью и с круглыми животами. Он добавляет, что они носили украшения и украшения. Как они были для него источником удивления, так и он был для них, потому что они бежали за ним, глядя на них.
В то время местный правитель был подчиненным бахмани-султана Мухаммад-шаха III (1463–1482). Поскольку султан был еще ребенком, когда он взошел на трон, могущественный Махмуд Гаван действовал в качестве его визиря или премьер-министра. Он носил титул Малик эт-Туззар. В своем отчете Никитин называет его «Туццар». Бидар был столицей бахманистов, и Никитин решил его посетить.
Форт Бидара | LHI
Он писал в своей книге, что в Бидаре на рынке продавались лошади, парча, шелк и «черные люди». Предчувствие Никитина оправдалось. Он продал здесь свою породистую лошадь по хорошей цене и потратил деньги на оставшуюся часть своего тура. Он говорит, что у дворца в Бидаре было семь ворот, и у каждых ворот стояла «сотня» вооруженных стражников.«Сотня» писцов записала имена абитуриентов. Дворец был красиво украшен золотым орнаментом. Он описывает слонов, которых использовали для переноски «замков» ( howdas или сиденья с навесом), которые иногда переносили 12 человек.
Никитин дает живописное описание царской процессии во время Улу Байрам («великий праздник» или Ид). Он стал свидетелем помпезной прогулки султана и его сановников с 300 слонами и людьми, вооруженными мушкетами. Поезд сопровождали лошади в золотых упряжках, трубачи и танцоры, гаремные жены. Дрессированный слон, одетый в богатую ткань, с большой железной цепью во рту, ударил людей и лошадей, чтобы не подпустить их к султану. В его дневнике также упоминаются войны между султанатом Бахмани и империей Виджаянагара (1336–1646), которые боролись за власть на Декане.
Однако Никитина не впечатлило все, что он увидел. Он заметил, что высшие касты носили шелк, но большинство других носили мало. Он писал, что был введен в заблуждение рассказами мусульманских купцов о том, что Индия была страной изобилия.Ничего интересного, полезного для его соотечественников, нельзя было купить! Он писал, что хотя перец и индиго были дешевыми, пошлины для иностранцев были высокими, а транспортировка по морю была слишком опасной из-за пиратов.
Что касается пищевых привычек, Никитин отметил, что мужчины ели баранину, птицу, яйца и свинину, но не говядину. Обычной пищей был рис, кичри (приготовление из риса и чечевицы), овощи, топленое масло, и молоко, а вино готовили из кокосовых орехов. Он писал, что «из экскрементов быков пекли хлеб и готовили еду, а их пеплом раскрашивали лица, лбы и тела».
Никитин также пишет, что он отправился в священный город Парват и восхищался там большим храмом (возможно, Малликарджуна Джьотирлинга в Андхра-Прадеше). Он сказал, что храмовый комплекс был примерно вдвое меньше, чем его родной город Тверь! Паломники сюда приходили тысячами, пешком и на воловьих телегах.
Широкоглазый русский был очарован преданностью, которую он видел в людях. Он заметил: «Всего в Индии 84 веры, и все верят в Бога. Люди поклонялись разным балам, (идолам) разных форм, а также формам человека-слона (Ганеш) и человека-обезьяны (Хануман).Люди разных вероисповеданий не едят и не пьют вместе и не вступают в брак ».
Никитин также посетил алмазные рудники вокруг Райчура (в современной Карнатаке) и Голконды (в современных Андхра-Прадеш и Телангана), где на ограненные алмазы приходился мировой рынок. Он писал об их цене и качестве. Он также писал о Каликуте и Цейлоне, но ученые сомневаются, что он действительно посещал эти места. О Каликуте (Кожикоде) он упоминает, что это был центр всей торговли через Индийский океан.Перец, красители, орехи, камфора, корица, имбирь и всевозможные специи росли вокруг Каликута и продавались за границу. Цейлон (Шри-Ланка) славился драгоценными камнями и прекрасными слонами.
После всего этого времени в Индии Никитин скучал по дому. Он отмечает, что это был «четвертый раз, когда прошла Пасха» с тех пор, как он ушел из дома, и в этот день «его глаза искали утешение в звездах». Хотя он был набожным христианином, были времена, когда его заставляли принять ислам, но он «уклонялся от них всех», как отмечено в его книге.Но он также написал, что принял мусульманское имя «Ходжа Юсуф Хорасани» в Индии.
Пробыв в Индии три долгих года, Никитин отправился в долгий путь домой. Он отплыл из Дабхола (в районе Ратнагири в Махараштре) в Эфиопию, а затем в Маскат и далее в Россию. Поскольку его книга обрывается, было высказано предположение, что Никитин умер под Смоленском в России в 1472 году, всего в 400 км от своего дома в Твери.
Фильм о Никитине | Wikimedia Commons
Никитин не был ни философом, ни ученым, но в его трудах проявляется острая наблюдательность.Он изучал социальную систему, экономику, религию, образ жизни и многое другое в Индии и даже сегодня является ценным источником информации. В 1957 году о его захватывающем взгляде на жизнь Индии был снят фильм на хинди и на русском языке. Версия на хинди была названа Pardesi , где Притхвирадж Капур играл роль Махмуда Гавана. Сюжет рассказывает о путешествии Афанасия Никитина (российский актер Олег Стриженов), который путешествовал по Индии и влюбляется в местную девушку Чампу (ее играет Наргис Датт).
Попурри Камата: Никитин — Первый русский путешественник в Индию
Никитин — Первый русский путешественник в Индию, доктор Джотсна Камат
Первое онлайн: 13 июля 2005 г.
Страница Последнее обновление: 19 февраля 2021 г.
Афанасий Никитин 1466-1472
Культурные контакты между странами Центральной Азии и Россией существовали с древних времен. Буддийские миссионеры и торговцы путешествовали за пределы бурных морей, огромных пустынь и высоких горных хребтов и установили религиозные и торговые связи.Но об этих пионерах и авантюристах нет никаких письменных свидетельств.
Афанасий Никитин, живший во второй половине XV века, был первым русским, записавшим свой уникальный опыт в Индии. Он родился в Тверском княжестве (ныне Калинин), где две небольшие реки встречаются с великой Волгой. Тверь была процветающим регионом и крупным торговым центром. Купцы путешествовали повсюду и приносили захватывающие новости о сказочных землях, в которых было много бриллиантов, золота, шелка, специй.Индия была главной страной, и Афанасий Никитин решил попытать счастья. Он слышал, что в Индии не разводят хороших лошадей. Он купил очень хорошего коня и доехал до Ормуза. торговый центр Ближнего Востока, отправился в путешествие на хрупком маленьком морском корабле «Дабба» в Индию.
После бурного и утомительного путешествия он достиг Чаула на западном побережье Арабское море. В то время местный правитель был мусульманином и подчинялся Бахаманский царь Мухаммад Шах III (1463-1482). Мохаммед Гаван был визирем «или премьер-министр и всемогущий.Он носил титул Малик эт-Туззар. Никитан называет его Туццар. У царей Бахмани была Гулбурга, а затем Бидар. их столицы. Никитин посетил оба города. Затем он посетил части Виджаянагар, а также Райчур и Голконда.
Он пишет, что был введен в заблуждение рассказами мусульманских купцов о том, что Индия была страной изобилия. Но ничего полезного для своих соотечественников он не нашел. Все бесплатные товары предназначались для мусульманских земель и людей. Перец и краситель были дешевыми. Плата за них была очень высокой.Повсюду были пиратские корабли. Все пираты были язычниками!
Он называет индуистов кафирами (неверующими). «В Индии все ходят голыми, а женщины ходят с голой головой и обнаженной грудью (!) »- было его наблюдение. Сильная жара в южных районах, особенно в прибрежных районах, заставляет людей носить скудную одежду. Возможно, эта практика заставила Никитина подумать, что они ходили« голыми ». что они носили украшения и украшения.Маленькие мальчики и девочки до семи лет ходили голыми.Все были босиком, быстро ходили и были сильными.
Было много людей, прибывших из Хорасана (северо-восток Ирана). Цари Бахмани поддерживали тесную связь с регионом, и ученые были приглашены поселиться в Бидаре. Мухаммад Гаван. Это исторический факт, подтвержденный Никитиным.
Земля была очень густонаселенной, а сельские жители были очень бедны. Но дворяне жили в большой роскоши. Никитин был поражен, увидев, как король и вельможи едут на людях! Возможно, он имеет в виду паланкины, которые носят от четырех до двадцати человек по особым случаям.Все хорошие лошади были импортированы «волы», т. е. воловьи повозки, были основным видом транспорта. Он описывает слонов, которых используют для переноски «замки ( howdas ), в которых иногда находилось по двенадцать человек. В битвах использовались слоны. Длинные мечи были привязаны к бивням, и они бросались в ряды врагов, убивая сотни. Дрессированный слон, одетый в дамаст, с большой железной цепью на плече. во время шествия султана били людей и лошадей в пасть, Никитин дает живописное описание царского шествия во время Улу-байрам (Ид Великого праздника).
В Бидаре на рынке продавали лошадей, парчу из шелка и чернокожих людей. У дворца было семь ворот, у каждых сто вооруженных стражников. Сотни писцов зарегистрировали имена абитуриентов. Дворец был красиво украшен золотым орнаментом.
Он продал привезенную из Ормуза породистую лошадь в Бидаре по хорошей цене.
Никитин пообщался с индусами и сказал им, что он христианин и его зовут Афанасий. «Они не прятались от меня, когда ели, торговали, молились и т. Д.он заметил, что они не скрывали своих жен. Индусы ели баранину, птицу, яйца, свинину, но не говядину. Не пили, хотя имеется в виду Татна (Тодди) и вино из кокосов. «Кафиры (индусы) поклонялись разным« бусам »(идолам) разной формы и Человек-слон (Ганеш) и Обезьяно-человеческие формы », — пишет он.
Обычной пищей был (и остается) рис, кичри, овощи, топленое масло и молоко.
Никитин отправился в Парват (Шри Шайла), куда тысячи паломников шли пешком и в телегах с волами.В Индии они называют быка своим отцом, а корову своей матерью! Он упомянул, что коровий навоз используется в качестве топлива для приготовления пищи и мазать лоб и тела пеплом.
Никитин подробно описывает армию царей Бахмани и Виджаянагар. (Он называет последнего губернатором Индии!) Они часто воевали. Он называет правителя Виджаянагара очень могущественным и столицу, расположенную в красивой долине, окруженной высокими горами с одной стороны, густыми джунглями с другой стороны и тремя большими рвами с третьей стороны.«Виджаянагара хорош для всего!» — заявил он.
Он посетил алмазные рудники вокруг Райчура и Голконды, где на ограненные алмазы приходился мировой рынок. Он упоминает Цейлон и Пегу, но, похоже, не посещал их. Камбей и Каликут были международными портами. В Каликуте были перец, имбирь, мускатный орех, корица, гвоздика хорошего качества, которые продавались за границу. Он также видел продаваемых там рабов. Цейлон славился драгоценными камнями и прекрасными слонами.
Никитин отправился в обратный путь из Дабхола (в сегодняшней Махараштре) после трехлетнего пребывания и непрерывного путешествия.Его не было в России шесть лет. Он отплыл в Ормуз через Эфиопию, достиг Персии, а затем русского поселения в Кафле в Крымском порту. Похоже, он умер, не доехав до своего родного города.
Наблюдения Никитина актуальны и заслуживают внимания даже спустя пятьсот лет. Набожный христианин, он тактично избежал нескольких шагов, чтобы обратить его в ислам. Он изменил свое имя на Ходжа Юсуф Хорассани, очень хорошо знал турецкий язык, одевался и ел как мусульманин и соблюдал их посты и пиршества, когда того требовал случай.Но у него было либеральный ум. «Что касается истинной веры, то ее знает только Бог, а истинная вера — это верить в единого Бога и призывать Его имя в чистоте в каждом чистом месте» — заявил он.
См.
Также:Купить По следам Афанасия Никитина: путешествия по Евразии и Индии в XXI веке Забронировать онлайн по низким ценам в Индии | По следам Афанасия Никитина: путешествия по Евразии и Индии в XXI веке Обзоры и рейтинги
Язык: английскийСтраниц: 368 (18 черно-белых иллюстраций)
О книге
Афанасий Никитин был русским купцом, приехавшим в Индия в шестнадцатом веке, и оставил том воспоминаний о своем путешествии по трем морям.Со временем он стал символом отношений Индии с территориями бывшей Российской империи и Советского государства, а также с современной Россией.
В этом томе рассказывается об экспедиции Никитина, которая была организована в 2006-7 гг. Обществом искателей приключений и исследователей в Дели и которая прошла большую часть маршрута Никитина. Экспедиция спонсировалась различными агентствами, включая Министерство иностранных дел правительства Индии, и провела исследование впечатлений от Индии в регионе Евразии, прошлого и настоящего. В нем также рассказывалось о впечатлениях от Евразии в Индии. Экспедиция Никитина — автомобильная экспедиция, которая началась в Санкт-Петербурге и продолжилась через север России после снятия флага в родном городе Никтина — Твери. Экспедиция прошла через Москву на Волгу, двинулась по реке до Астрахани, затем направилась к Черному морю, которое машины пересекли из Сочи. Затем экспедиция проследовала через северо-восток Турции, Кавказ, побережье Каспийского моря и Иран до Бендер-Аббаса на Персидском заливе.Второй «этап» экспедиции охватил районы Махараштры, Гоа и Карнатаки в Индии.
Отчет об экспедиции излагается в форме дневника с вводным материалом о путешествии Никитина и перспективах, с которыми была предпринята экспедиция. Дневник вобрал в себя впечатления о нынешнем состоянии стран, охваченных экспедицией, и важных аспектах их истории.
Об авторе
Хари Васудеван — профессор кафедры истории Калькуттского университета. Специалист по истории и политике России и Европы.
Путешествие Афанасия Никитина за три моря — История русской литературы
В категории ::: 15 век, 2-я половина
«Путешествие за три моря» тверского купца Афанасия Никитина — произведение, стоящее особняком в литературе XV века. Внешне он напоминает рассказы о паломничестве в Святую Землю, существовавшие с XII века, или описание поездок на церковные соборы. Однако путешествие Никитина было не паломничеством в христианские земли, а торговой миссией в далекую Индию и не могло рассматриваться как акт благочестия, достойный соответствующего описания.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию в конце 1460-х — начале 1470-х годов было совершено не по чьей-либо просьбе. Это была частная инициатива купца.Отправляясь в «Ширванскую землю» (Северный Кавказ) с письмами своего государя тверского князя, Никитин надеялся присоединиться к каравану московского купца Василия Папина, но не встретился с ним. В Астрахани Никитин и его товарищи были ограблены ногайскими татарами; он обратился за помощью в Дербенте к местному князю и московскому посланнику, прибывшим ранее, но не получившим помощи. «И мы заплакали и разошлись; те из нас, у кого что-то было на Руси, уехали на Русь, а те, у кого там были долги, пошли куда могли. ” 32 [1]
Среди тех, кто имел долги в России и для кого, видимо, был закрыт путь домой из страха разорения и кабалы, был Афанасий Никитин. Он отправился из Дербента в Баку, оттуда в Персию, а затем через Ормуз и «Индийское море» в Индию. Отправившись в Индию из-за «множества несчастий», Никитин, похоже, не вел там успешной торговли. Вещь, которую он надеялся продать в Индии, лошадь, которую он с большим трудом перевезла, принесла ему больше несчастья, чем выгоды: хан забрал у него лошадь, требуя, чтобы Никитин принял ислам, и только с помощью знакомый ему персидский купец помог путешественнику из Твери вернуть себе имущество.Когда через шесть лет после начала путешествия Никитин с большим трудом вернулся в Россию (он умер где-то под Смоленском, не доехав до своего родного города Твери), он был едва ли более способен выплатить свои долги, чем в начале пути. Единственными плодами странствий Никитина были его записи.
«Путешествие за три моря» Никитина, сохранившееся в сборнике конца пятнадцатого или начала шестнадцатого века, а также в независимом летописном сборнике 1480-х годов (Софиевская Вторая и Львовская летопись), было совершенно неофициальным произведением; следовательно, в нем полностью отсутствовали черты, характерные для религиозной или официальной светской литературы. С «путешествиями» и «паломничеством» предшествующих столетий его связывало лишь несколько пунктов: перечисление географических названий с указанием расстояний между ними и заметки о богатствах той или иной страны. На самом же деле «Путешествие Никитина» было дневником путешествий, заметками о его приключениях, при записи которых автор не знал, чем они закончатся: «Четыре пасхальных воскресенья уже прошли на мусульманской земле, но я не оставил христианскую веру. ; и Бог знает, что еще может случиться … На Тебя я верю, О Боже, спаси меня, О Господи! Я не знаю своего пути.Куда мне идти из Индостана? » Позже Никитин отправился обратно в Россию и нашел путь «из Индостана», но и здесь летопись его странствий внимательно следует за ходом его путешествия и прерывается его прибытием в Каффу (Феодосию) в Крыму.
Записывая заграничные впечатления, тверской купец, вероятно, надеялся, что его Путешествие когда-нибудь прочитают его «христианские братья Руси». Опасаясь враждебных взглядов, он писал свои самые смелые мысли не на русском языке. Но он видел, что эти читатели появятся в будущем, возможно, после его смерти (что на самом деле так и было). А пока Никитин просто записал свои переживания: «А вот где лежит земля Индии, и куда все ходят голыми; женщины ходят с непокрытой головой и с непокрытой грудью, их волосы заплетены в одну косу. Многие женщины беременны … Все мужчины и женщины темные. Куда бы я ни пошел, за мной следовало множество людей, которые интересовались белым человеком ».
Купец из Твери отнюдь не понял всего, что он видел в этой чужой стране.Как и большинство людей, оказавшихся за границей, он был склонен видеть во всем, даже в самых необычных вещах, пример странных местных обычаев. Определенная легковерность очевидна в его рассказах о птице «гуггу», изрыгающей огонь, и о «принце обезьян», который имеет свою армию и посылает отряды воинов против своих врагов.
Когда Афанасий Никитин строит свои записи не на рассказанных ему историях, а на собственных наблюдениях, его взгляды трезвы и надежны. Индия, которую увидел Никитин, отнюдь не напоминала страну, «полную всяческих богатств» из «Сказки об Индийской империи», в которой все были счастливы и не было «ни воров, ни разбойников, ни завистников».Индия, которую видел Никитин, была далекой страной со своим пейзажем и своими обычаями, но ее система была такой же, как и у всех других земель, с которыми был знаком русский путешественник: «Земля очень густонаселенная; земляки очень бедны, а бояре богаты и живут в роскоши ». Никитин четко осознавал разницу между завоевателями-мусульманами и коренным населением, народом Индостана. Он также заметил, что мусульманский правитель «ездит верхом на людях», хотя «у него много слонов и хороших лошадей», и «люди Индостана ходят пешком… и все голые и босые».Бесправный иностранец, оскорбленный мусульманским правителем, Никитин сообщил индийцам, что он не мусульманин. Он не без нотки гордости отмечает, что индейцы, тщательно скрывающие свою повседневную жизнь от мусульман, «не прятались от меня, когда ели, торговали, молились или занимались чем-то еще, не скрывали своих жен».
Никитин, конечно, был одинок и тосковал по чужим краям. Тема ностальгии по своей стране, пожалуй, центральная в «Путешествии». Он присутствует не только в словах Никитина о том, что другой страны, как Россия, нет, «хотя князья Русские не братья друг другу…» (это замечание было написано на тюркском языке на всякий случай), но и в других отрывках, где его тоска по дому выражается косвенно, а не прямо.Никитин проклинает «мусульманских собак», которые уверяют его, что в Индии «много товаров» (то есть товаров, подходящих для продажи в России), и побуждают его совершить это нелегкое путешествие. Он сетует на то, как все дорого: «А жить в Индостане — значит потратить все, что у меня есть, потому что здесь все дорого; в одиночку трачу на еду два с половиной альтина в день. Что до вина или медовухи, я здесь ничего не пил. Больше всего Никитина угнетало то, что он далек от родного языка и веры, которая была для него неразрывно связана с родной землей и привычным для него образом жизни. Он был подавлен не только прямыми попытками обратить его в ислам, но и невозможностью соблюдать свои родные обычаи за границей: «У меня ничего нет — нет книги; мы брали с собой книги с Руси, но когда меня ограбили, книги тоже были изъяты ». Особенно поразительны медитации, в которые впадает Никитин после того, как один из его товарищей-мусульман говорит ему, что он не мусульманин, но и не знает христианства: «А потом я много подумал и сказал себе:« Горе мне. Несчастный грешник, ибо я отклонился от истинного пути и не зная другого, должен идти своими путями.Всемогущий Бог, Творец неба и земли, не отврати лица Твоего от раба Твоего, скорбящего … Бога и Защитника, Всевышнего, Милосердного и Милосердного. Слава Богу … »Последние несколько слов написаны по-персидски. Начав с обращения к Богу по-русски, Никитин переходит к мусульманской молитве.
Подобные обращения к Аллаху на восточных языках, а также мусульманская молитва, которой заканчивается «Путешествие за три моря», даже заставили некоторых специалистов предположить, что мусульманам в конечном итоге удалось обратить Никитина в ислам. 33 Это необоснованно. У нас нет причин сомневаться в истинности частых заявлений Никитина в своих записях о том, что, несмотря на все давление со стороны мусульман, он оставался верным христианству. Однако его контакты с другими религиями оказали определенное влияние на мировоззрение Никитина. Описав успехи мусульманского султана и «мусульманской веры» в Индии, Никитин написал: «Что касается истинной веры, ее знает только Бог, а истинная вера — это верить в единого Бога и в чистоте призывать Его имя. в каждом чистом месте.Такая точка зрения тверского купца на его родине не считалась бы ортодоксальной и могла бы доставить ему серьезные неприятности (как и его заявление о том, что на Русской земле «мало справедливости»), если бы он не умер на обратном пути домой.
Записки Никитина, написанные для него самого, являются одним из самых самобытных произведений Древней Руси: мы знаем Афанасия Никитина и можем представить его личность намного лучше, чем личность большинства русских писателей с начала до XVII века. Автобиографические и лирические элементы в «Путешествии за три моря», передающие эмоциональные страдания и настроение автора, были новыми чертами древнерусской литературы и характерными для пятнадцатого века. По своей прямоте и конкретности VoyageBeyondThreeSeas напоминает рассказ Иннокентиуса о последних днях Пафнутия Боровского, о котором говорилось выше. Но Афанасий Никитин, конечно, фигура более яркая и интересная, чем Иннокентий. Личностный характер путешествия, умение автора показать нам свои эмоции, свой внутренний мир — все эти черты дневника Афанасия Никитина вновь проявляются два столетия спустя в одном из лучших памятников древнерусской литературы — Житии протоиерея Аввакума.
[1] Цитата из книги Афанасия Никитина «За пределами трех морей», Издательство «Радуга», Москва, 1985.
Афанасий Никитин в Индии: историческая ретроспектива легендарного путешествия
- © Челышев Дмитрий Э. Кандидат Sci. (Всеобщая история), независимый исследователь, Москва, Российская Федерация de_chelyshev @ list.RU
Абстрактные
В статье определяется историческое значение путешествия тверского купца Афанасия Никитина с точки зрения его влияния на последующее развитие культурных контактов между Россией и Индией, а также раскрывается ряд обстоятельств, связанных с установкой единственного памятника этому памятнику. путешественник в Индии.Анализируется текст литературного памятника XV века «Путешествие за три моря». Использованы результаты исследований индийских и российских ученых и ряд англоязычных источников. Применяются системно-исторический, историко-генетический методы и ряд методов исторического источниковедения, связанных с интерпретацией и анализом текстового содержания. Книга Никитина изучалась в аспекте сравнения ее содержания с информацией, предоставленной, в том числе, португальскими авторами. Подчеркивается историческая ценность путевых заметок Никитина как единственного свидетельства реалий жизни индийского общества в государстве Бахманидов, что позволило автору обоснованно внести ряд исправлений в исторические данные. Изучаются публикации британских и индийских авторов конца XIX века, посвященные детальной реконструкции маршрута Афанасия Никитина и опубликованные в Gazetteer of the Bombay Presidency. Рассмотрены варианты толкования географических названий, данные в «Путешествии за три моря».В свете публикаций, появившихся на страницах Gazetteer, рассматриваются ключевые этапы путешествия Никитина по территории Западного Декана. Анализируются дискуссии, вызванные исследованием «Путешествия» индийскими авторами в конце XIX века. Автор утверждает, что в своих заметках Никитин стремился осмыслить и понять увиденное, а не сравнивать непонятное с обычными реалиями и осуждать за то, что это совершенно не укладывается в его собственные представления.Критикуется концепция ориентализма в оценке значения и мотивов деятельности известных русских путешественников и исследователей Востока. Представлена обширная фактическая история событий, связанных с установкой памятника Афанасию Никитину в окрестностях Мумбаи в 2002 году. Строительство памятника Никитину трактуется как событие, которое дало новый импульс развитию и расширению российско-индийского сотрудничества. Автор отмечает, что культурный ресурс является основой построения общей концепции межгосударственных отношений и продолжает играть значительную роль в межгосударственном сотрудничестве России и Индии.
Ключевые слова: Афанасий Никитин, Иван Минаев, Путешествие за три моря, государство Бахманидов, Индия, ориентализм
HG Streams: Индо-советский фильм Pardesi по мотивам путешествий русского путешественника
Индо-советские дипломатические отношения усилились после того, как Индия получила независимость от Британии в 1947 году.Общее чувство дружбы между двумя странами помогло Индии в борьбе с непрекращающейся борьбой против западного империализма и колониализма. После визита бывшего премьер-министра Джавахарлала Неру в СССР и визита советских руководителей премьер-министра Николая Булганина и тогдашнего секретаря Коммунистической партии Никиты Хрущева в Индию в 1955 году произошли радикальные изменения в советской внешней стратегии.
На фоне этих политических событий индийско-советское товарищество искало нового культурного апогея.В то время СССР и Индия совместно сняли ряд фильмов, первым из которых был « Путешествие за три моря», или «Пардези ». Созданный в 1957 году, его совместно поставили Ходжа Ахмад Аббас и Василий Пронин. Фильм, снятый по рассказам о путешествиях русского путешественника Афанасия Никитина, дублирован на хинди и на русский язык. В нем также снялась южно-индийская киноактриса Падмини. В фильме рассказывается история русского торговца Афанасия Никитина (побывавшего в Индии в середине XV века), который влюбляется в индийскую девушку Чампу, которую играет Наргис Датт.В фильме также снимался Олег Стриженов в роли Никитина, а в ролях второго плана фигурировали Притхвирадж Капур, Балрадж Сахни и Падмини.
Удивительно, но теперь он считается шедевром русской литературы.
Музыку к фильму написал выдающийся индийский музыкальный руководитель и исполнитель музыкальных произведений Анил Бисвас. Среди запоминающихся хитов, представленных в фильме, — Rasiya Re Man Basiya Re от Meena Kapoor и Na Dir Dim от Lata Mangeshkar. К сожалению, на сегодняшний день сохранилась только черно-белая копия фильма на хинди.
Если вам понравилось читать эту статью, мы предлагаем вам также прочитать:
Смотрите: потрясающее ночное замедленное видео в местных поездах Мумбаи
Наши подборки лучших фильмов ужасов и телешоу для потоковой передачи в эти выходные
HG Film Club: Сонам Наир перечисляет лучшие человеческие фильмы, потому что мы в этом вместе
Заметок о «Путешествии за три моря» Афанасия Никитина, Har Anand Publications Pvt.
Ltd., 9788124115978Известный русский индолог, работа Ивана Минаева о путешествии за три моря, путеводитель по русскому купцу и авантюристу Афанасию Никитину XV века, разработал оригинальную книгу. красиво, чтобы отразить современную Индию во всех ее разнообразных, но интегрированных экономических, социальных и культурных аспектах.
Книга начинается с двух примечаний: одна Ирина Челышева о вкладе Минаева в изучение Индии, а другая — самого Минаева, кратко представляющая рукопись Никитина. В заметке Челышевой резко подчеркивается наследие Минаева, которое продолжает оказывать заквасывающее влияние на российских индологов даже спустя 120 лет.
Первая из семи глав книги посвящена путешествию Никитина из Ормуза, крошечного острова Персии, 20-30 миль в периметре с бесплодной землей и суровым климатом, но с одним из самых стратегических портов.Далее следует рассказ о его торговом опыте в Камбее, порту, из которого корабли плыли по всем Индийским морям. Никитин жил в Чауле, торговом городе в королевстве Бхамини, расположенном в 23 милях к юго-востоку от Бомбея.
Бидар, куда Никитин прибыл из Джуннара через Кулунгир и Гулбаргу, широко обсуждается. Выдающаяся роль Бидара как средневекового пункта обмена и делового центра современной политико-культурной жизни; шах и его двор; и его походы и экскурсии — все это подробно описано.Контекстуализированная записка редактора, данная в конце, очень помогает читателю в сравнении путевых заметок Никитина с современными источниками.
ОБ АВТОРЕ Арун Моханти
Арун Моханти: доцент Центра исследований России и Центральной Азии Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру и директор Евразийского фонда, Нью-Дели
ОБ АВТОРЕ Евгения Ванина
Dr Евгения Ванина, канд. из МГУ, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН.
Библиографическая справка
Название
Старая Индия: Примечания к «Путешествию за три моря» Афанасия Никитина
Автор
Издание
1-е изд.
Издатель
ISBN
9788124115978
Длина
212p.