Древняя эллада это – Древняя Греция — Википедия

Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады

Эллада – это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фундамент мировой культуры, сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. Эллада – это удивительная страна, а ее история полна тайн и загадок. В этой публикации вы найдете самые интересные факты из прошлого Греции.

Из истории Эллады

В истории Древней Греции принято выделять 5 периодов: крито-микенский, Темные века, архаический, классический и эллинистический. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Крито-микенский период связывают с появлением первых государственных образований на островах Эгейского моря. Хронологически он охватывает 3000-1000 гг. до н. э. На этом этапе появляются Минойская и Микенская цивилизации.

Период Темных веков именуют «гомеровским». Этот этап характеризуется окончательным упадком Минойской и Микенской цивилизаций, а также формированием первых предполисных структур. Об этом периоде источники практически не упоминают. Кроме того, время Темных веков характеризуется упадком культуры, экономики и утратой письменности.

Архаический период – это время формирования главных полисов и расширения эллинского мира. В VIII в. до н. э. начинается Великая греческая колонизация. В этот период греки расселяются по берегам Средиземного и Черного морей. Во время архаики складываются ранние формы эллинского искусства.

Классический период – это время расцвета греческих полисов, их экономики и культуры. В V-IV вв. до н. э. появляется понятие «демократия». В классический период происходят самые значительные военные события в истории Эллады – греко-персидские и Пелопонесская войны.

Эллинистический период характеризуется тесным взаимодействием греческой и восточной культур. В это время наблюдается расцвет искусства в государстве Александра Македонского. Эллинистический период в истории Греции длился до установления римского господства в Средиземноморье.

Самые известные города Эллады

Стоит отметить, что в Греции в период античности не сложилось единого государства. Эллада – это страна, которая состояла из множества полисов. В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору (земледельческого поселение). Политическое управление полисом находилось в руках Народного Собрания и Совета. Все города-государства были разными и по количеству населения, и по размеру территории.

Самые известные полисы древней Греции – это Афины и Спарта (Лакедемон).

  • Афины – это колыбель греческой демократии. В этом полисе жили знаменитые философы и ораторы, герои Эллады, а также известные деятели культуры.
  • Спарта – это яркий образец аристократического государства. Главным занятием населения полиса была война. Именно здесь были заложены основы дисциплины и военных тактик, которые в дальнейшем использовались Александром Македонским.

Культура Древней Греции

Объединяющую роль для культуры государства сыграли мифы и легенды Древней Греции. Каждая сфера жизни эллинов была подчинена общим представлениям о божествах. Стоит отметить, что основы древнегреческой религии сформировались еще в крито-микенский период. Параллельно с мифологией возникла и культовая практика – жертвоприношения и религиозные празднества, сопровождавшиеся агонами.

С мифологией также тесно связана древнегреческая литературная традиция, театральное искусство и музыка.

В Элладе активно развивалось градостроительство и создавались прекрасные архитектурные ансамбли.

Самые известные деятели и герои Эллады

  • Гиппократ – отец западной медицины. Он является создателем врачебной школы, которая оказала огромное влияние на всю античную медицину.
  • Фидий – один из самых знаменитый скульпторов классической эпохи. Он является автором одного из семи чудес света – статуи Зевса Олимпийского.
  • Демокрит – отец современной науки, знаменитый древнегреческий философ. Он считается основателем атомистики – теории, согласно которой материальные вещи состоят из атомов.
  • Геродот – отец истории. Он занимался изучением истоков и событий греко-персидских войн. Результатом этого исследования стал знаменитый труд «История».
  • Архимед – греческий математик, физик и астроном.
  • Перикл – выдающийся государственный деятель. Он сделал значительный вклад в развитие Афинского полиса.
  • Платон – знаменитый философ и оратор. Он является основателем первого учебного заведения на территории Западной Европы – академии Платона в Афинах.
  • Аристотель – один из отцов западной философии. Его труды охватывали практически все сферы жизни общества.

Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Эллада – это страна, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Здесь родились такие понятия как «философия» и «демократия», были заложены основы мировой науки. Представления греков о мире, медицине, гражданском обществе и человеке также повлияли на судьбы многих западноевропейских государств. Любая сфера искусства связана с этим великим государством, будь то театр, скульптура или литература.

autogear.ru

Древняя Эллада. Что такое «начало европейской цивилизации»?

Древнюю Грецию неспроста называют колыбелью европейской цивилизации. Эта относительно небольшая страна оказала огромное влияние на развитие самых разнообразных сфер человеческой жизни. Например, мифы Древней Греции не потеряли своей актуальности и сегодня. Как и в те времена, они достаточно четко отражают внутренний мир человека, взаимоотношения людей между собой и с силами природы.

Что означает «Эллада»

Другое название, которым называли греки свою родину – Эллада. Что такое «Эллада», каким значением наделялось это слово? Дело в том, что именно так свою родину называли эллины. Греками же эллинов назвали древние римляне. В переводе с их языка «грек» означало «каркающий». По всей видимости, это произошло из-за того, что древним римлянам не нравилось звучание языка эллинов. В переводе с древнегреческого слово «Эллада» означает «Утренняя заря».

Колыбель европейских духовных ценностей

Многие дисциплины, такие как медицина, политика, искусство и литература, зародились именно на территории Древней Греции. Ученые сходятся во мнении, что человеческая цивилизация не могла бы достичь современного развития без тех знаний, которыми располагала Древняя Эллада. Именно на ее территории были сформированы первые философские понятия, которыми оперирует вся нынешняя наука. Здесь были заложены и духовные ценности европейской цивилизации. Спортсмены Древней Греции были первыми олимпийскими чемпионами. Первые представления об окружающем мире – как материальном, так и нематериальном – были предложены древнегреческим философом Аристотелем.

Древняя Греция – родина науки и искусства

Если взять любую отрасль науки или искусства, то она так или иначе будет уходить своими корнями в знания, добытые во времена Древней Греции. Большой вклад в развитие исторического знания был сделан ученым Геродотом. Его труды были посвящены исследованию греко-персидских войн. Также огромен вклад в развитие математики ученых Пифагора и Архимеда. Древние греки изобрели огромное количество приспособлений, которыми пользовались в первую очередь в военных походах.

Интерес для современных ученых представляет также уклад жизни греков, родиной которых была Эллада. Что такое жить во времена рассвета цивилизации, очень ярко описано в произведении под названием «Илиада». Этот памятник литературы, который дошел до наших дней, описывает исторические события тех времен и обыденную жизнь эллинов. Самое ценное в труде «Илиада» — это реальность описываемых в нем событий.

Современный прогресс и Эллада. Что такое «колыбель европейской цивилизации»?

Ранний период развития древнегреческой цивилизации официально называется Темным веком. Он приходится на 1050-750 годы до н. э. Это время, когда уже разрушилась микенская культура – одна из самых величественных цивилизаций, которой уже была известна письменностью. Однако определение «Темный век» скорее относится к недостатку сведений об этой эпохе, нежели к конкретным событиям. Несмотря на то что письменность тогда уже была утрачена, именно в это время начинают проявляться политические и эстетические свойства, которыми обладала Древняя Эллада. В этот период начала железного века уже появляются прообразы современных городов. На территории Греции вожди начинают управлять небольшими сообществами. Наступает новая эпоха в обработке и росписи керамики.

Началом неуклонного развития древнегреческой культуры считаются эпосы Гомера, которые относятся к 776 году до н. э. Они были записаны при помощи алфавита, который позаимствовала у финикийцев Эллада. Значение слова, переводящегося как «утренняя заря», в данном случае оправдано: начало развития культуры Древней Греции полностью совпадает с зарождением европейской культуры.

Наибольший расцвет Эллада переживает в эпоху, которую принято называть классической. Она относится к 480-323 годам до н. э. Именно в это время жили такие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Софокл, Аристофан. Все более сложными становятся скульптурные произведения. Они начинают отражать положение человеческого тела не в статике, а в динамике. Греки того времени любили заниматься гимнастикой, пользовались косметическими средствами, делали прически.

Отдельного рассмотрения заслуживает зарождение жанров трагедии и комедии, которое также приходится на классическую эпоху в истории Древней Греции. Трагедия достигает пика своего развития в 5 веке до н. э. Самые известные трагедии этой эпохи представлены произведениями Софокла, Эсхила и Еврипида. Жанр возник из церемоний почитания Диониса, в процессе которых разыгрывались сцены из жизни бога. Сначала в трагедии выступал всего лишь один актер. Таким образом, и родиной современного кино также является Эллада. Это (что известно каждому историку) является еще одним доказательством того факта, что истоки европейской культуры следует искать на территории Древней Греции.

Эсхил ввел в театр второго актера, таким образом, став создателем диалога и драматического действия. У Софокла же количество актеров уже достигло трех. Трагедии раскрывали конфликт человека и неумолимой судьбы. Сталкиваясь с безличной силой, которая царила в природе и в обществе, главный герой узнавал волю богов и подчинялся ей. Эллины считали, что главная цель трагедии – это катарсис, или очищение, которое происходит у зрителя при сопереживании ее героям.

fb.ru

Эллада: etymology_ru — LiveJournal

Э́ллины (от греч. Έλληνες) — самоназвание греков. В современном русском языке обычно используется для обозначения жителей Древней Греции. Впервые небольшое племя эллинов в южной Фессалии упоминается у Гомера. Там же их помещали Геродот, Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор. Однако Аристотель переносит древнюю Элладу в Эпир. По мнению Эд. Мейера, высказанного в работе «Geschichte des Altertums» (II т., Штуттгарт, 1893), в доисторический период греки, занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в новые земли и прежние племенные и областные названия. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном Девкалиона и Пирры, переживших великий местный потоп и считавшихся родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала в лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийской амфиктионии. Члены амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, привыкли называть себя эллинами и распространили это название по Северной и Средней Греции, а дорийцы перенесли его в Пелопоннес. В VII веке до нашей эры преимущественно на востоке возникли соотносительные понятия варваров и панэллинов, но это последнее название было вытеснено уже вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена, говорившие на греческом языке, за исключением македонян, живших обособленной жизнью. Как общенациональное название имя эллины встречается впервые в VIII веке до нашей эры у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге. Ἑλλάς
I. -άδος 1) adj. f греческая 2) adj. m (редко) греческий
II. -άδος Эллада, Греция

=====================================================

ἐλ- приставка = ἐν- (перед начальной λ основного слова).

Два варианта этимологии слова Эллада, эллин.

1. λαός войско, пешие бойцы, пехота, сухопутная армия, люди, население, собрание, толпа, народ, племя.

Одно из значений ἐν «во власти (в руках) у, в зависимости от»

Эллада < ἐλ-λαός = во власти народа. Демократия.

2. «Города греческого мира, — говорил Цицерон, — расположились вокруг Средиземного моря, как лягушки вокруг пруда». Согласно наиболее распространенной гипотезе истощение и без того малоплодородной каменистой почвы Греции, перенаселенность, жестокая конкуренция заставляли многих сынов Эллады уже в самые древние времена снаряжать парусно-весельные суда и переселяться в другие прибрежные районы Средиземноморья — на острова Эгейского моря, побережье Малой Азии, Северной Африки и Апеннинского полуострова, берега Адриатики, Ионического, Тирренского морей.

Эллада < ἐλ-λᾶας = «среди камней».

стяж. λᾶς ὁ (gen. λάαος, λᾶος и λάου, dat. λᾶϊ, acc. λᾶαν, λᾶν и λᾶα; pl.: nom. λᾶες, gen. λάων, dat. λάεσι(ν) и λάεσσιν, acc. λᾶας; dual. λᾶε) камень, каменная глыба Hom., Eur., Anth.

© trueview

etymology-ru.livejournal.com

Древняя Эллада и не только (часть 2)

3 901

Продолжение. Начало статьи — читать.

Любопытно, что «старые» народы Месопотамии, хорошо осведомленные об этом изобретении, так и не сумели приспособить его к своей традиционной письменности. В итоге ассирийский царь диктует свои указы сразу двум писцам — ассирийцу и арамею; первый записывает их по-аккадски, иероглифической клинописью, а второй — по-арамейски, пользуясь финикийским алфавитом (который пока состоит из одних согласных, но в семитских языках, где основной смысл слова передается согласными, это не создает больших неудобств). Ясно, к чему это приведет: арамейский язык скоро вытеснит аккадский из деловой переписки, а затем и из разговорной речи. Все позднейшие письменности народов Евразии прямо или косвенно произойдут из древнефиникий-ского алфавита, распространяемого арамеями (и греками).

Включение арамеев в ближневосточную государственность прошло с меньшим успехом, ибо не хватило пустых «экологических ниш». Только на севере будущей Сирии сложилось сильное Дамасское царство, но оно живет под вечной угрозой ассирийского нашествия. Другая ветвь арамеев поселилась на землях самого Шумера, в Южной Месопотамии, приняв здесь имя халдеев. Пока Ассирия сильна, она не позволяет халдеям создать свое государство, но они активно проникают во все слои вавилонского социума, и в VII веке именно халдеи возглавят общее восстание ассирийских подданных против их грозных владык. Вожди халдеев Набопаласар и Навуходоносор разрушат Ассирию и создадут могучее Нововавилонское царство — последнюю державу в стиле древних шумерских традиций.

Территория Финикии (будущего Ливана) ничем не напоминает равнину Вавилонии. Здесь лесистые горные хребты почти вплотную подступили к теплому морю, здесь каждый город — прежде всего порт; это страна моряков, чьи взоры обращены на запад, в Великое Зеленое море. Ни вавилонский, ни египетский образ жизни здесь не привились. После того как в XV веке пришло в упадок великое морское царство на Крите, финикийцы заняли место критян, стали владыками морей и создали свою особую ветвь ближневосточной цивилизации, гораздо менее отягощенную устаревшими традициями, чем Египет или Вавилон. Именно тогда был изобретен алфавит, создана та культура, которую позднее переняли пришельцы — арамеи. Теперь финикийцы освоили Средиземноморье вплоть до Геркулесовых столбов, основали свои колонии в Сицилии и на Иберийском полуострове, по всему северному берегу Африки. Там уже более полувека процветает Новый Город — Картадашт (Карфаген), юный наследник древнего Тира. Интересно, что беспрепятственная (пока) морская экспансия финикийцев, вызванная бурным ростом товарной экономики и демографическим взрывом в приморских городах, помешала образованию единого государства в самой Финикии. Жители Тира, Сидона, Библа, Арвада слишком заняты морскими делами, чтобы участвовать в континентальных распрях или воевать между собой. И позднее, когда ассирийские армии ворвутся в Финикию, реакция финикийцев будет необычной: после краткой или упорной обороны каждый город подчинится ассирийцам, уплатив огромный выкуп, чтобы уцелеть и сохранить свободу действий на море. Именно прибыли от заморской торговли позволят финикийцам платить дань чужеземным царям, не беднея при этом, как беднеют земледельцы Месопотамии. Маленькая разобщенная Финикия переживет громадную централизованную Ассирию; здесь впервые в мировой истории товарно-денежная экономика, не стесненная чрезмерно политической уздой, продемонстрирует свою живучесть сравнительно с государственным хозяйством, эксплуатирующим подневольный труд земледельцев. Это уже поступь нового времени: Финикия первая вступила в античную эпоху.

Перенесемся теперь на восточную границу Месопотамии, туда, где она смыкается с Иранским нагорьем. Отсюда когда-то спустились в болотистую долину Евфрата горцы-шумеры, и позже немало разноязычных варваров вторгалось отсюда в сказочно богатое Двуречье. Последними пришли из Средней Азии индоевропейские племена — кочевники, обладатели самых быстрых коней и могучих двугорбых верблюдов, знакомые с металлургией и земледелием, но еще не знакомые с царской властью и жреческой иерархией. К IX веку новые переселенцы добрались до границ Ассирии и столкнулись с ее грозной военной машиной; в отчаянной борьбе с нею сложился союз разноязычных местных племен (близких по культуре к их древнему южному соседу Эламу) и пришлых медов, или мидян, так их прозвали ассирийцы, а греки потом переймут это слово. В начале VII века этот союз превратится в мощное царство — Мидию, будущую победительницу Ассирии. Пока же мидяне платят ассирийцам дань конями, бронзой и лазуритом, а сами быстро совершенствуются в военном деле, перенимают навыки градостроительства и государственной администрации…

Такова этническая и социальная ситуация в Месопотамии и вокруг нее в середине VIII века до новой эры. Она напоминает срез ствола некогда могучего, но старого и больного дерева: сердцевина уже сгнила, лишенная притока свежих соков, но соки эти свободно движутся еще по живой заболони, под самой корой, и дерево продолжает зеленеть и расти, хотя ствол потерял прочность и скоро рухнет при очередной буре. Посмотрим, такова ли судьба египетской цивилизации, она ведь ровесница своей месопотамской сестры, хотя есть между ними важное различие: в силу своего географического положения Двуречье издавна служит как бы проходным двором для все новых и новых народов-пришельцев, а долина Нила всегда была несколько на отшибе, сюда мало кто входил.

Египетский этнос пребывает в глубоком упадке, впрочем, не впервые за свою долгую историю, а по крайней мере в третий раз. Новое царство времен Рамзеса II рухнуло так же, как до него погибли Среднее и Древнее царства. Очевидно, в этом процессе проявились общие закономерности развития рабовладельческой формации: правящая верхушка все более отрывается от народных масс, бюрократия теряет способность реагировать на изменения в ходе социального развития, и весь режим гибнет; после эпохи усобиц социум возрождается почти в прежней форме, пока новый переворот в развитии производительных сил не делает возможным переход общества в новую экономическую формацию. В середине VIII века Египет переживает именно такую эпоху усобиц: страна опять распалась на Север — землю лотоса и кобры, и Юг — землю папируса и коршуна (таковы древние символы Нижнего и Верхнего Египта). В обоих регионах господствуют бывшие «варвары»: ливийцы на севере, нубийцы — на юге. И те, и другие за много веков соседства с египетской цивилизацией усвоили ее достижения в полном объеме, создали свои царства по египетскому образцу, при очередном кризисе египетской державы подчинили себе ее север и юг и теперь соперничают за власть над всем Египтом, идя по проторенному пути фараонов. Ливийцы раньше вступили на этот путь. В X веке фараон Шешонк, вмешавшись в распри сыновей царя Соломона, вторгся в Палестину и захватил Иерусалим; впрочем, удержать эти завоевания ливийцы не смогли — все их силы заняла война на юге, в «стране Нуб». Так издавна зовут египтяне степные земли выше нильских порогов, богатые россыпным золотом и населенные темнокожими и курчавыми семитоязычными скотоводами (позднее греки назовут их эфиопами).

Когда-то фараоны Нового царства сделали страну Нуб своей колонией, их преемникам-ливийцам это уже не удалось — наоборот, им пришлось защищать Верхний Египет от нападений с юга, и в этом ливийцы не преуспели. К середине VIII века их военные наместники в Верхнем Египте прониклись местными интересами, нашли общий язык с южными эфиопскими правителями,породнились с ними и утратили единство с ливийскими фараонами Нижнего Египта, что сидят в дельте Нила.

Ливийско-эфиопский властитель Кашта уверенно правил всем Верхним Египтом и «страной Нуб» из древней общеегипетской столицы Уасет (которую греки впоследствии назовут Фивами, по аналогии со славнейшим городом Эллады).

Его сын Пианхи стремится к большему. Около 730. года военный флот южан, спустившись по Нилу, возьмет штурмом древнюю столицу Нижнего Египта Мен-нефер (по-гречески — Мемфис). Удельные князья-ливийцы сразу же изменят побежденному владыке, и «ливийская» династия фараонов сменится новой, «эфиопской» династией.

И опять все пойдет по старому трафарету: новые фараоны вторгнутся в Палестину и Сирию, а там столкнутся с ассирийской военной машиной. Армия Ассархаддона разгромит эфиопские войска и даже завоюет Египет, но удержать в подчинении далекую чуждую страну Ассирия не сумеет. А дальше судьба проявит всю свою иронию: слабеющая Ассирия станет жертвой халдеев и мидян, и тут египетская армия еще раз войдет в Сирию, чтобы спасти вчерашнего врага от окончательной гибели или хотя бы участвовать в дележе его наследства. Ничего из этого не выйдет: халдеи разобьют египтян.

Итак, египетское общество поражено теми же недугами, что и месопотамское. Кажется, весь Ближний Восток превратился в заповедник «живых ископаемых», и одни лишь финикийцы держат в своих руках золотой ключик от дверей в будущее — они и те, кто сумеют последовать их примеру. Мы знаем, что это сделают греки, но за что им такая удача?

Вспомним, что в VIII веке греки — уже довольно древний народ, их речь звучит на берегах и островах Эгейского моря около тысячи лет, со времен господства здесь великой Критской державы, первой учительницы греков (вернее, ахейцев, ионийцев, эолийцев, дорийцев — так они сами себя называют; греками, то есть «каркающими», их назовут позднее жители Италии). Во II тысячелетии ранние греки переняли у критян искусство мореплавания, многие ремесла, основы государственности (в форме дворцово-храмовой бюрократии) и иероглифическую письменность, которую греки смело приспособили к своему индоевропейскому языку, совсем не похожему на древнекритский. Потом настала «железная революция», а за ней — переселение варваров, перевернувшее старый, «микенский» мир. Встряска пошла во благо: архаическое государственное устройство рухнуло, но полезные технические и культурные навыки сохранились, и диковатые новые люди стали строить свой новый мир, не испытывая нехватки в сырье и не оглядываясь на забытое прошлое, запечатленное лишь в легендах о Троянской войне да в именах древних героев, но отнюдь не в их нравах! Дело в том, что гомеровские поэмы уже в эпоху их создания были, скорее, историческими романами, чем летописью или мемуарами очевидца. Их герои ведут себя, как лихие варварские вожди эпохи военной демократии, а сам автор поэм (о котором мы почти ничего не знаем) и его слушатели (о которых мы знаем довольно много) живут в эпоху становления полисов, когда времена военной демократии стали уже былинными.

Почему же Гомер выбрал именно этот сюжет и почему он пришелся так по вкусу его современникам? Очевидно, они тоже чувствуют себя молодыми хозяевами нового мира, небывало вольными в замыслах, и хотят видеть своих предков подобными себе, хотя эпоха настала совсем иная.

Греция — страна гор и моря, как и Финикия, но береговая линия здесь на редкость изрезана: тут множество островов, проливов и закрытых от ветров бухт, на берегах которых испокон веку складывались поселения рыбаков и земледельцев — они всегда численно преобладали здесь над горцами-пастухами. Удобных мест для городов-портов в Греции в десятки раз больше, чем в Финикии,— это важное преимущество греков в их будущем соревновании с финикийцами за морское господство.

Другим преимуществом оказалось сочетание давнего культурного единства Греции с той пестрой мозаикой племен, обычаев и хозяйственных укладов, которая возникла здесь в ходе «варварских» переселений в начале I тысячелетия. В таких условиях почти каждый из новых городов Греции возникал, подобно позднейшему Новгороду на Волхове, как результат симбиоза нескольких деревень, нередко населенных людьми разных племен, и, естественно, становился полисом — самоуправляемой городской республикой, школой нового античного образа жизни. При этом влияние более зрелой финикийской культуры было очень заметно. Именно у финикийцев переняли новые греки алфавит и уже добавили в него гласные буквы. Финикийский пример сыграл важную роль и в стихийно. складывающемся «разделении труда» между греческими полисами по спектру экспортируемых товаров: так формируется общегреческий рынок — основа «Разъединенных Штатов Эллады», как их назовут позднейшие историки. Именно в VIII веке идея греческого единства впервые становится материальной силой: в 776 году или около того состоялись первые Олимпийские игры, равносильные межгородскому «конгрессу доброй воли»; в эту же эпоху складывается и обретает огромную популярность «Илиада» Гомера, где легендарные войны полузабытых царей изображены как первое общегреческое предприятие — символ рождающейся нации. «Одиссея» (созданная примерно тогда же) не менее актуальна для греков середины VIII века: в это время греческие полисы начинают интенсивно создавать свои торговые фактории за морем, на востоке и на западе, ищут новые рынки для обмена своей ремесленной продукции (в первую очередь керамики) на иноземное сырье — прежде всего на металлы, которыми Греция не богата. На востоке греки без посредников общаются с купцами из могучей Ассирии, Урарту и богатой Фригии — царства Гордия (отца легендарного Мидаса), контролирующего всю Малую Азию, а на западе — с энергичными этрусками, тоже выходцами из Малой Азии, которых переселение народов забросило в глубь Италии. На ближних и дальних берегах возникают греческие колонии, поскольку в греческих полисах уже возникло относительное перенаселение и многие города рады выселить своих лишних людей на новые земли. Вот такие люди слушают Гомера и вдохновляются примером его героев; впереди у греков три века быстрого экономического и социального развития. А пока они уверенно смотрят в трудное и многообещающее будущее, чувствуют себя почти полубогами, как Ахилл и Аякс перед лицом олимпийцев. Огромная разница в мировоззрениях жителей юной Эллады и древней Передней Азии особенно заметна по их отношению к богам. Грек, вавилонянин и иудей равно чужды наивной вере во всемогущих небожителей. Однако грек считает своих богов как бы старшими родственниками, почитание которых есть долг человека, но долг взаимный,— не в свое дело даже боги не должны вмешиваться, а то им худо будет. Просвещенный скептик-вавилонянин думает иначе: мир богов — это инородный довесок к миру людей, требующий жертв и послушания, но ничего не дающий взамен. Наконец, пламенный Исайя, провозглашающий единого бога — творца Вселенной, очень старается наделить его человеческими качествами, но тщетно: дерзкая эллинская мысль о влиянии людей на богов не умещается в его умной голове… Даже с помощью самых лучших переводчиков Гомер и Исайя не поняли бы друг друга, ибо они думают о разных проблемах бытия, и их боги воплощают совсем разные социальные силы.

Так живет в середине VIII века ближневосточная ойкумена. Но ведь есть еще Индия, Китай. Что там творится? Об этом мы знаем гораздо меньше.

Индия стала как бы отдельной планетой с тех пор, как в середине II тысячелетия древняя индская цивилизация пришла в упадок и морской путь отсюда в Персидский залив был забыт. Через два-три века из Средней Азии в Индию вторглись индоевропейские племена, которые мы называем индоариями,— старшие братья мидян и персов, скотоводы и земледельцы, еще не знакомые с железом и письменностью, они нашли здесь большей частью руины древних городов и начали строить свой новый мир практически заново, оттесняя в леса или порабощая местных жителей — дравидов.

Китайская ойкумена всегда была особым миром — слишком она удалена от других регионов древнейших цивилизаций. Можно сказать, что Желтая река, Хуанхэ, играет здесь ту же роль, что Нил в Египте. Но Нильская долина зажата среди бесплодной пустыни, а земли вокруг Хуанхэ были покрыты девственными лесами, поэтому Древний Китай (как и Индия) не знал перенаселения, и социальное развитие здесь шло менее быстрыми темпами. Древнее царство Инь медленно расширяло свою территорию на восток, вниз по течению Хуанхэ, пока в XI веке острый политический кризис не сделал Инь добычей западных «варваров» — чжоу. Они сыграли в Китае роль, сходную с ролью эфиопов в Египте, только вместо ливийского наместника Кашта и его воинственного сына Пианхи мы видим здесь могущественного воеводу Запада Чан Си-бо и его сына Фа У-вана, который убил последнего иньского царя и основал новую державу Чжоу, впервые охватившую все равнинное течение Желтой реки до ее устья. Разложение родового строя в новом царстве ускорилось: уже в X веке правитель Му-ван ввел свод письменных законов, оформивший новую общественную ситуацию. Веком позже социальные конфликты обострились до народного восстания: в 841 году царь-абсолютист Ливан был изгнан, а его наследник Сюань-ван поставлен под контроль государственного совета, представлявшего военную аристократию Чжоу. Но остановить естественный ход политического развития державы было невозможно: возмужавший Сюань-ван провел в стране первую перепись населения, а затем отказался участвовать в ежегодном ритуале «первой борозды» — открытия полевых работ. Это был полный разрыв с традицией общинного владения землей и коллективной ее обработки; так бюрократический механизм державы оттеснял на второй план древние родовые институты социума. И, конечно, политическая эволюция шла не только в столице: войска Чжоу захватывали все новые земли у окрестных варваров, создавали новые провинции, а правители этих провинций чем дальше, тем успешнее превращают их в княжества, лишь номинально зависимые от центрального правительства. В 770-х годах коалиция таких князей, включавшая и «западных варваров» — жунов, разгромила царскую столицу и вынудила правителей Чжоу перенести свою ставку дальше на восток, где они вскоре станут бессильной игрушкой соперничающих княжеств — Чжен и Цзинь, Ци и Чу, Цинь, У и Юэ…

Быстрый распад державы Чжоу на сотни мелких владений открывает пятивековую эру созревания новой суперэтнической общности людей, которая охватит всю дальневосточную ойкумену и встанет вровень с древним средиземноморским миром. Во всех концах бассейна Хуанхэ на фоне мелкой политической грызни царьков и князей развертывается великое многообразие малых диалогов между племенами — носителями разных хозяйственных укладов, языков и верований, порою принадлежащих и к различным расам. В этой среде зарождаются новые этносы, оформляются небывалые прежде социальные институты, накапливаются и распространяются по всей стране оригинальные культурные новинки. Одним словом, готовится базис будущей китайской цивилизации — достойной представительницы «второго поколения» цивилизаций земли, ровесницы Индии и Эллады.

В чем же разница между этим новым античным миром и древнейшими- мирами локальных цивилизаций в речных долинах Нила, Евфрата, Инда? Прежде всего в разнообразии — оно колоссально возросло с тех пор, когда первые земледельцы, гонимые засухой, спустились в зеленый ад речных джунглей и начали отвоевывать у них пахотную землю — основу первых цивилизаций. Речь идет не только о разнообразии природных условий, в которых может теперь процветать человеческий социум. Еще важнее накопленное разнообразие средств производства, которое позволяет многочисленным уже этносам, вступившим в эпоху технической эволюции, создавать весьма различные типы хозяйственных укладов и совсем не похожие друг на друга культуры в разных регионах Земли. Эта небывало пестрая мозаика впервые в истории человечества создает возможность международного экономического сотрудничества и интенсивного культурного взаимовлияния народов-соседей на огромных территориях, будь то Средиземноморье или Индийский субконтинент, степная зона Евразии или весь Китайский мир. Незаметно человечество перешагнуло тот порог, за которым развитие цивилизации становится уже глобальным самоускоряющимся процессом, местные кризисы и гибель отдельных рабовладельческих держав не могут теперь затормозить его. Нет возможности жить как бы в тени минувшего «золотого века»: путь социума ведет только вперед, и неустанно идти по нему способны лишь люди нового склада — граждане Античности, которых становится все больше во всех концах Земли. Античная эпоха была зарей этого процесса, а сейчас солнце близится к полудню, оттого такими близкими и понятными кажутся нам наши пращуры гомеровских времен.

via

taynikrus.ru

Древняя Греция

Древняя Греция

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности, никогда не составлявшая в то время единого государства, но распадавшаяся на массу мелких государств-городов, среди которых особенно важны: Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет, Сиракузы. В 338 году до н.э. Грецию покорила Македония; в 146 году Греция — римская провинция в составе империи; до XV века — в составе Византии; с XVI века — в составе Османской империи с XIX века — самостоятельное государство.

Крит, государство Древней Греции.

Древняя Греция (Эллада)

Древнейшие греческие государства возникли в прибрежных землях материковой Греции и на островах Эгейского моря, вероятно, в конце III тыс. до н. э. Созданы они были греками-ахейцами и ионийцами. К середине II тыс. до н. э. мелкие государства начинают укрупняться. Постепенно наиболее мощным в Пелопоннесе становится Микенское царство. Вначале там правила династия Персеидов (8 правителей), а примерно в 1270 г. до н. э. её сменила династия Пелопидов (6 или 7 правителей). Свои династии правителей имели также Аргос, Сикион, Афины, Тиринф, Фивы, Мегары. Списки их запутаны, переплетены с мифами. Выделить из них реальных лиц и отделить от мифологических персонажей трудно. Поэтому здесь они не приводятся. В конце XII в. до н. э. большинство ахейских государств было завоёвано пришедшими с севера Балканского полуострова племенами греков-дорийцев.

Дорийские цари

Эгилий (по легенде усыновил сына Геракла Гилла)

Династия Гераклидов

Гилл

Клеодай

Аристомах

Согласно преданиям, дорийцы под предводительством Гераклидов завоевали Пелопоннес, после чего разделили его на три части, где правителями стали три сына Аристомаха — Темен в Арголиде, Аристодем в Лаконии и Кресфонт в Мессении.

Древнегреческие государства:

Спарта (Лакония, Лакедемон), античное государство.

Мессения — область Древней Греции, располагавшаяся в юго-западной части Пелопоннесского полуострова. .

Арголида (Аргос), античное государство, существовало в кон. XII — XI в. до н. э.

Афины, античное государство.

Крупнейшие древнегреческие тирании:

Коринф, античное государство, древнегреческая тирания.

Сикион (Сицион), античное государство, древнегреческая тирания.

Акрагант (=Аргигент, на острове Сицилия), античное государство, древнегреческая тирания.

Сиракузы (на о. Сицилия), античное государство, древнегреческая тирания.

Гела (на о. Сицилия), античное государство, древнегреческая тирания.

Регий (в Южной Италии), античное государство, древнегреческая тирания.

Феры (в Фессалии), античное государство, древнегреческая тирания.

Аргос, античное государство, древнегреческая тирания, существовала в 271 — 224 гг. до н. э.

Гераклея Понтийская (на севере Малой Азии), античное государство.

Эфес (греч. Ephesos), древний город в Карий (на зап. побережье М. Азии).

Милет (в Ионии), античное государство.

Киренаика, царство в Северной Африке.

Эпир, царство.

Боспорское царство.

Македония c V — II вв. до Р.Х.

 

Далее читайте:

Эллинистические государства.

Греция до н.э. (хронологическая таблица).

Исторические лица Греции (биографический справочник).

 


Какие ассоциации сегодня вызывает у гражданина России слово «Греция»? Древнюю историю этой страны все мы учили в школе. Вспоминается Гомер с его Иллиадой и Одиссеей. Древние Афины. Спарта и Сиракузы. Войны с персами. В голове всплывают сценки: рогатая трирема вспарывает бок персидскому военному кораблю… Кто-то представит в своем воображении сценку из времен эллинистических государств — Клеопатру VII вместе с римским гением Юлием Цезарем. Нет? Не цезаря представят себе нынешние россияне? Да, пожалуй. Сейчас в воображении всплывают как органично дополняющие друг друга лишь следующие поставленные рядом слова - греция отдых.

 

www.hrono.ru

Древняя Греция (конец III-II тыс. до н. э.-600 г. н.э)

    Древняя Греция, расположенная на юге Балканского полуострова, делилась на три части: Северную, Среднюю, Южную. Северную Грецию от Средней Греции отделял Фермопильский горный проход. Южная Греция называлась Пелопоннес. Древнейшее государство в Европе образовалось в III-II тысячелетиях до н.э. южнее нынешней Греции на острове Крит. Древняя Греция обладавшие собственной письменностью, критяне:
   занимались сельским хозяйством и ремеслом;
   имели торговые отношения с Египтом, Финикией и Вавилонией;
   оказали сильное культурное влияние на города Микены и Афины.

   Во II тысячелетии до н.э. на соседнем с Критом острове началось извержение вулкана, погубившее критскую культуру. В Древняя Греция  1450 году до н.э. ахейцы, жившие в Южной Греции (в Микенах), захватили остров Крит. Ахейцы построили в Микенах Акрополь (“Верхний город”). В конце II тысячелетия до н.э. в Древняя Греция с севера вторглись племена дорийцев, разгромившие микенскую культуру ахейцев.
    В ХI-IХ веках до н.э. первобытнообщинные отношения в Древняя Греция сменились рабовладельческим строем. В VIII-VI веках до н.э. в Греции возникли города-государства. Город Афины (Атина) был основан в Средней Греции, в области Аттика, во II тысячелетии до н.э.    В VIII-VI веках до н.э. в Афинах утвердился рабовладельческий строй и возникло рабовладельческое государство. Древняя Греция Государством Афины управляли совет старейшин и избранные им девять правителей. Отпала необходимость созывать всенародное собрание, и совет старейшин сам решал все вопросы. Свое правление знатные греки называли “аристократия” (“власть лучших”). Остальное свободное население Аттики – ремесленники, поденщики, моряки – назывались “демос”.
    В Афинах:
-рядом с Акрополем располагалась агора – рыночная площадь;
-гончары делали двуручные глиняные кувшины – амфоры;
-население разводило оливковые деревья и виноградники, ремесленники занимались металлообработкой и ткачеством;
    в VII веке до н.э. чеканили серебряные монеты;
расширялась морская торговля.
    Древняя Греция развитие хозяйства было тесно связано с увеличением в нем числа рабов. Аристократ, давая крестьянину в долг, ставил на его земле “долговой камень”. В случае неуплаты долга и процент: крестьянина отбирали землю, а его вместе с семьей продавах рабство.    В VII веке до н.э. в Афинах все вопросы решал совет старейшин. Существующие законы Древняя Греция охраняли жизнь и имущество аристократов. Совет руководствовался свирепыми “драконовскими законами автором которых был правитель Дракон. По этим законам даже за незначительные проступки назначались жестокие наказания. Говорили, что эти законы “написаны не чернилами, а кровью”.
    В VI веке до н.э. борьба между аристократами и демосом резко обостри­лась. Демос требовал раз­дачи земли крестьянам и отмены долгов. Страх перед народными восстаниями заставил аристократов пой­ти на уступки. В 594 году до н.э. правитель Солон, опираясь на поддержку народного собрания, провел реформы, в соответствии с которыми:

  1. долги крестьян были отменены;
  2. попавшие в рабство за долги афиняне были освобождены;
  3. запрещалось и в будущем обращать в рабство афинян долги;
  4. все мужчины – уроженцы Аттики получили гражданские права (гражданином называли человека, пользующегося правах установленными законами, и имеющего обязанности перед государством). Гражданин должен был отслужить 2 года в войске или во флоте. Из крестьян формировалась тяжеловооруженная легковооруженная пехота. Имевшие средства для покупки верховой лошади служили в коннице. Основу армии составляла пехота:
  5. население было разделено на четыре разряда по размерем имущества. Все граждане имели право участвовать в афинском народном собрании.

    Древняя Греция с конца VI века до н.э. народное собрание стало избирать стратегов, командовавших афинскими войском и флотом. 

стратег Перикл

    В конце II тысячелетия до н.э. в юго-восточной части области Лаконика дорийцы основали город Спарта. Они называли себя спартанцами, а большую часть покоренного местного населения, превращенного в рабов, называли “илоты”. В VII веке до н.э. спартанцы покорили и юго-западную область Мессению.
   В VIII-VI веках до н.э. возникло рабовладельческое государство Спарта. Законы здесь принимало народное собрание. Оно же избирало совет старейшин, который решал важнейшие вопросы, наказывал виновных. Закон запрещал спартанцам заниматься другим делом, кроме военного. Войском командовали два царя. В бою спартанцы строились фалангой.   В поисках торговых партнеров и добычи греки основывали постоянные колонии на берегах Средиземного и Черного морей. В VII-VI веках до н.э. колонисты, проживавшие на побережье от Кавказа и до Испании, называли себя эллинами, а свою родину – Элладой. Культура, возникшая на этих территориях, называлась эллинизмом. Крестьяне, потерявшие землю, ремесленники и купцы, люди, вынужденные покинуть родину, селились в колониях. Каждая колония была самостоятельным городом-государством. У них были свои правители, казна, собственные деньги и войска.
   Город Милет обладал наибольшим числом колоний. На берегах Черного моря расположились Пантикапей, Ольвия, Херсонес.
   В конце VI – начале V веков до н.э. возросла мощь Древняя Греция и государства Ахаменидов. Захватив Малую Азию, Иран стал зариться и на греческие колонии. В 500 году до н.э. персидский царь Дарий I, победив греков на берегах Средиземного моря и на островах Эгейского моря, вторгся на Балканы. Армия Дария I состояла из тяжелых кораблей, конницы и пехоты. Наиболее опасными были лучники. В 490 году до н.э. афиняне под командованием стратега Мильтиада на Марафонской равнине в Средней Греции разгромили армию персов. Один из греческих воинов, торопясь принести согражданам радостную весть о победе, пробежал 42 километра от Марафона до Афин и с криком “Мы победили” упал и умер от разрыва сердца.
    Сын Дария I Ксеркс в 480 году до н.э. собрал громадную армию из египтян, вавилонян и малоазиатских греков, дошел до Фермопильского прохода и направил к спартанскому царю Леониду, охраняющему проход, послов с требованием сложить оружие.    На хвастливое заявление посла: “Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце”, Леонид ответил: “Ну что же, мы будем сражаться в тени”. С помощью одного предателя-грека персы нашли обходной путь, перебили спартанцев и заняли Среднюю Грецию. В том же году состоялась Саламинская морская битва, в которой скоростные и маневренные греческие триеры разгромили персидский флот. Персы потеряли 300 кораблей. Греческими триерами командовал афинский полководец Фемистокл.
    Успех сопутствовал грекам и в битве при Платеи в 479 году до н.э. Но морские сражения продолжались еще 30 лет. Греческие города- государства объединились в Афинский морской союз под представительством афинского стратега.
    Греко-персидская война (500-449 гг. до н.э.) завершилась победой греков, боровшихся за свою независимость. По условиям мирного договора, заключенного в 449 году до н.э., Персия признала независимость Милета, островов Эгейского моря и греческих городов в Малой Азии. Персидскому флоту было запрещено заходить в Эгейское море. Грекам досталась громадная добыча, большую часть которой составили военнопленные, ставшие рабами. Морская торговля, пиратство, военнопленные способствовали увеличению числа рабов. Самый большой рынок рабов был на острове Хиос. Труд рабов более всего использовался в каменоломнях й рудниках. По сравнению с ремеслом в сельском хозяйстве рабский труд использовался сравнительно меньше, и только на тяжелых работах. Рабов называли “человеконогие”.
   В V веке до н.э. Древняя Греция были самой мощной страной. Современники стали называть афинян “хозяева моря”. В шести километрах от Афин был построен порт Пирей. В Афинах шла борьба за торжество одной из двух форм правления. Верхние слои общества хотели установления олигархии (власть меньшинства), а нижние слои выступали за демократию (власть народа). В период правлен – стратега Перикла (443-428 гг. до н.э.) рабовладельческая демократия в Афинах достигла своей высшей точки развития. В это время даже бедный гражданин мог занять любую должность. За выполнение обязанностей по должности им была установлена плата. Высшим  органом государства было народное собрание, которое собиралось 2-4 раза в месяц. Здесь утверждались законы, решались вопросы войны и мира, обеспечения города продовольствием, выслушивались отчеты должностных лиц и принимались соответствующие решения. В народном собрании участвовали все граждане Афин старше 20 лет. Высшим правительственным органом был совет из 500 человек.
   Два самых могущественных государства Древняя Греция – Афины и Спарта вели между собой борьбу за верховенство в морской торговле, за подчинение себе соседних государств, за добычу. Это соперничество привело к войне между Афинами и Спартой за господство в Греции. Война называлась Пелопоннесской (431- 404 гг. до н.э.). Одни греческие государства в этой войне поддерживали Спарту, другие выступали на стороне Афин. Война закончилась победой Спарты, и Афинский морской союз распался.
    Войны и конфликты способствовали обнищанию крестьян и ремесленников, и в конце концов привели в первой половине IV века до н.э. к упадку греческих городов-государств. Позднее из-за предательства рабовладельцев вся Греция попала под власть Македонии.
    Македония, расположенная на северо-востоке Балкан, при Филиппе II (359-336 гг. до н.э.) превратилась в могущественное государство. Сильная регулярная армия Филиппа II в бою строилась фалангой. Пехота формировалась из крестьян, а конница – из знати. Филипп II ловко пользовался своей военной силой и предательской политикой греческих рабовладельцев. Подкупленные им люди открывали перед ним городские ворота. Это давало Филиппу II право говорить: “Осел, нагруженный золотом, возьмет любой город”. Несмотря на активную деятельность Демосфена, возглавившего борьбу афинян за независимость, Афины также не выдержали конкуренции. В 338 году до н.э. в битве при Херонее армия греков потерпела поражение. Тем самым был положен конец независимости греческих городов-государств.
Сын Филиппа II – Александр в битве при Херонее впервые продемонстрировал талант полководца. Накануне похода в Персию Филипп II был отравлен, и Александра провозгласили царем (336-323 гг. до н.э.). Его учителем был великий ученый Аристотель. В 334 году до н.э. Александр вторгся в Малую Азию. Финикия и Египет были покорены, причем финикийский город Тир оказал серьезное сопротивление.
    Египетские жрецы объявили Александра фараоном и богом. В трех битвах – у реки Граник (334 год до н.э.), при Иссе (333 год до н.э.) и при Гавгамелах (331 год до н.э.) Александр разгромил войско Дария III. В битве при Гавгамелах на стороне персов участвовали и войска Кавказской Албании, и это первая историческая информация о них.
В 330 году до н.э. Дарий III был убит. Таким образом империя Ахаменидов прекратила свое существование. Для укрепления своей власти на завоеванных территориях Александр Македон­ский строил здесь города, оставляя в них гарнизоны из греков и македонцев. Завоевывая Азию,
    Александр дошел до Индии, где встретил сильное сопротивление и вынужден был повернуть назад.
В результате походов Александра на громадной территории от Балканского полуострова и Египта до реки Инд раскинулась Македонская империя. В качестве столицы этой империи великий полководец избрал город Вавилон. Александр умер в 323 году до н.э. и был похоронен в городе Александрия в Египте.
    После смерти Александра его империя раскололась на царства: Македонское, Египетское и Сирийское. На престолы этих царств взошли его бывшие полководцы. Новые цари не отбирали у храмов земли, имущество и рабов. За это жрецы называли их богами и защищали перед народом. Военным и чиновникам за службу выдавали земельные наделы.
   Культура Древняя Греция и Древнего Рима называется античной (древней). Две поэмы “Илиада” и “Одиссея”, созданные в VIII веке до н.э. слепым поэтом Гомером повествуют о походе греков (ахейцев) в 1200 году до н.э. на город Трою в Малой Азии. Эти поэмы были записаны в VI веке до н.э. и являются  жемчужинами мировой культуры.
    Поэма “Илиада” названа так потому, что Древняя Греция называли Трою -Илион. Выражения “троянский конь” (в значении “подарок, приносящий несчастье”) и “ахиллесова пята” (“Самое слабое место”) пришли в наш язык из поэмы “Илиада”.
    В поэме “Одиссея” описываются приключения героя троянской войны – Одиссея, пытающегося вернуться на свой остров Итаку.
    По верованиям Древняя Греция священную гору Олимп населяли боги: Зевс – бог неба, Посейдон – бог моря, Аид – бог подземных недр, Гелиос – бог Солнца, Аполлон – бог света и искусств, Дионис – бог виноделия, Деметра – богиня земледелия, Гефест – бог кузнечного дела, Гермес – бог торговли и другие. Верховным богом был Зевс. Легенда о Прометее повествует о передаче людям секрета огня. В этой трагедии противопоставляются Зевс и титан Прометей, который борется за независимость людей. А Зевс, который хочет постепенно погубить род людской, наказывает Прометея, приковав его цепями к скале на Кавказе.
    Древняя Греция было создано множество мифов и легенд о приключениях богов, в том числе о Гефесте, патронирующем кузнецов, о Гермесе, помогающем развитию торговли.
    В конце V – начале IV веков до н.э. в Древняя Греция городах возникли театры (“место для зрелищ”). Первыми авторами трагедий, что дословно означает “песнь козлов”, были Эсхилл (“Прометей прикованный” и др.) и Софокл (“Антигона” и др). Им поставили памятники в афинском театре.
    В V-IV веках до н.э. зодчество в Греции достигло высочайшего уровня развития. В афинском акрополе (верхний город) высился построенный во времена Перикла в честь богини Афины Парфенон – чудо греческой архитектуры.
В архитектуре использовались дорическая и ионическая колонны, портики (навесы). По сей день знамениты статуя Афины из слоновой кости и золота работы Фидия, находящаяся в Парфеноне, и “Дискобол” работы Мирона.
    В VII-VI веках до н.э. город Милет и другие города Ионии считались центрами греческой науки. Великий философ Демокрит высказал гениальную мысль о существовании мельчайших частиц – атомов. В это же время прославился врач Гиппократ. Автор книги “История”, живший в V веке до н.э. Геродот, прозванный “отцом истории”. Живший в IV веке до н.э.
    Аристотель дал названия наукам, выдвинул теорию геоцентризма. Аристотель считал, что Земля – шар, который находится в центре вселенной, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее.
    Древняя Греция лучшие школы  находились в Афинах.    Ученики с 7 лет посещали школу, писали на восковых дощечках металлической палочкой – стилем. В школах царила образцовая дисциплина. За лень и непослушание учеников строго наказывали.
    Раз в четыре года устраивались Олимпийские игры, все свободные эллины могли принять в них участие. Женщинам было запрещено не только участвовать, но даже присутствовать на играх.    Олимпийские игры устраивали в священной для греков Олимпийской долине. Соревнования длились 5 дней. На это время прекращались все войны. Победитель награждался венком из ветвей оливкового дерева, а на родине ставили его статую. Календарь греков вел отсчет лет от первых Олимпийских игр, т.е. с 776 года до н.э.
    На территориях, завоеванных Александром, распространились греческий язык и культура. Александрия стала третьей столицей Египта. Здесь высился маяк высотой в 140 метров. В знаменитом Мусее (“святилище муз”) хранилось 700 тысяч рукописей. Были созданы обсерватория и огромная библиотека. В городе Пергам в Малой Азии изготовлялся пергамент из тщательно обработанной кожи телят. Писали на пергаменте и папирусе. В Александрии жили и делали свои научные открытия Архимед и Евклид. В III и II веках до н.э. архитектура в Александрии находилась на высочайшем уровне. В строительстве использовались красивые коринфские колонны. В Пергаме был воздвигнут огромный памятник с рельефом, длина которого около 140 метров, высота фигур более двух метров Рельеф изображал победу олимпийских богов над гигантами.
    Древнегреческий историк Плутарх составил жизнеописание Александра Македонского.

istoriyamira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *