Форма правления в белоруссии – БЕЛОРУССИЯ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Государственный строй и форма правления в Белоруссии

Государство — самый сложный из всех механизмов, созданных человечеством. Чтобы он исправно функционировал и не давал сбоев, необходимо наличие определённых рычагов управления. Одним из таковых является создание системы правления. Эта статья познакомит читателя с формой правления и государственным устройством Белоруссии.

Основной закон

Действующая Конституция республики была принята на референдуме в марте 1994 года, а законную силу приобрела через две недели — 30 марта.

Основой данного нормативно-правового акта послужил проект Конституции Российской Федерации от 1993 года.

Принятый документ функционировал без изменений два с лишним года. Но со временем некоторые положения вступили в противоречие с действующими реалиями. Речь идёт о том объёме полномочий, которыми изначально был наделён Верховный Совет Республики Беларусь. Например, он мог изменять положения Конституции, назначать проведение выборов и референдума, определять военную доктрину, а также избирать высших должностных лиц республики: председателя Национального банка, председателя Контрольной палаты, генерального прокурора.

Президент и правительство в лице Кабинета министров были наделены весьма ограниченными полномочиями (об этом говорит даже отсутствие в документе отдельной главы о роли и полномочиях Кабинета министров).

В 1996 году страну настиг очередной политический кризис, причиной которого стали разногласия между Верховным Советом Республики и президентом А. Г. Лукашенко (избранным ещё в 1994 году). Именно по его инициативе в конце ноября 1996 года был проведён референдум, по итогам которого форма правления Белоруссии из парламентской республики превратилась в парламентско-президентскую. Полномочия премьер-министра — главы правительства — были значительно расширены. Например, теперь он мог назначать высших должностных лиц республики, речь о которых шла выше.

Очередное изменение положений Конституции произошло в результате референдума в 2004 году, также инициированного президентом республики. По его итогам А. Г. Лукашенко получил право участвовать в президентских выборах неограниченное количество раз.

С того момента и по настоящее время форма правления в Белоруссии не изменилась.

Фундаментальные положения, которые содержит документ высшей юридической силы, следующие: Конституция РБ определяет устройство и функционирование экономической, политической и социальной сфер жизни общества, закрепляет основные права и свободы граждан. Состоит из преамбулы и 146 статей, заключённых в 9 разделов.

Форма правления Республики Беларусь

Классическая теория государства и права выделяет несколько форм правления, но самыми распространёнными среди них являются две: монархия и республика. Вторые могут быть парламентскими, президентскими и смешанными. Все зависит от того, какому из государственных органов принадлежит большая полнота власти.

Как видно по названию самого государства, форма правления Белоруссии — республика.

Характеризуется она следующими моментами:

  • выборность главы государства и государственных органов, что полностью исключает передачу властных полномочий по наследству;
  • наличие у граждан широкого круга личных и политических прав.

Глава республики выступает гарантом Конституции, а также прав и свобод человека. В его лице реализуются основные положения внутренней и внешней политики.

Законодательная власть Республики Беларусь

Как и в большинстве стран мира, законодательная ветвь власти в республике представлена двухпалатным парламентом — Национальным Собранием:

  • Нижняя палата (или палата представителей), состав которой включает 110 членов. Депутатом может стать любой гражданин в возрасте от 21 года. Кандидат должен набрать большее количество голосов в том округе, от которого он баллотируется (мажоритарная система). Эта палата парламента наделена достаточно широкими полномочиями, например, представители могут рассматривать и принимать проекты законов, а также имеют право выразить вотум недоверия правительству и выдвинуть обвинения против президента. Любопытно, что в состав первой палаты представителей вошли члены Верховного Совета, распущенного в 1996 году.
  • В составе верхней палаты парламента (Совета Республики) 64 члена, 56 из них выборные, а 8 членов назначаются президентом. Основной функцией Совета является отклонение или принятие проектов законов, выдвинутых нижней палатой. Таким образом, законом станут только действительно важные и проработанные акты. Верхняя палата также принимает решение об отстранении президента от занимаемой должности.

Поскольку форма правления Белоруссии – президентская республика, то участники Национального Собрания избираются всеобщим тайным голосованием сроком на 4 года.

Члены обеих палат обладают депутатской неприкосновенностью на весь срок их полномочий.

Президент, его полномочия

Первым президентом и практически бессменным лидером Республики Беларусь стал Александр Григорьевич Лукашенко, избранный на должность в начале июля 1994 года.

Как уже сказано выше, глава государства не всегда обладал таким широким кругом полномочий, как сейчас. До референдума 1996 года практически вся полнота власти принадлежала Верховному Совету Республики. И только после достаточно ожесточённой политической борьбы форма правления Белоруссии из парламентской превратилась в президентскую, что свидетельствует о значимой роли главы государства в общественной жизни.

Наиболее важные полномочия президента (полный перечень закреплён в отдельной главе Конституции):

  1. Может назначать референдумы, выборы в палаты парламента и представительные органы на местах, а также распускать палаты.
  2. Назначает на пост премьер-министра и определяет структуру правительства.
  3. По согласию с верхней палатой парламента назначает председателей и судей Верховного, Конституционного и Высшего хозяйственного судов.
  4. Обращается с посланиями к народу и парламенту.
  5. Решает вопросы о приёме/прекращении гражданства, предоставляет убежище.
  6. Является главнокомандующим вооружёнными силами страны.

Президентом может стать гражданин республики по достижении возраста 35 лет, обязательно проживающий на территории государства не менее 10 лет перед выборами и обладающий избирательными правами.

Выбирается он на срок 5 лет путём всетерриториального, свободного и равного голосования.

Исполнительная и судебная ветви власти республики

Исполнительная власть в стране представлена правительством — Советом министров под началом премьер-министра. Благодаря закрепленной в Конституции форме правления в Республике Беларусь, все члены назначаются президентом. С 2014 года эту должность премьем-министра занимает А. В. Кобяков.

Правительство координирует работу и несёт ответственность за деятельность министерств, комитетов и ведомств, ему подчиненных.

Статья 107 Конституции РБ регламентирует деятельность Совета министров:

  1. Разработка доктрин внутренней и внешней политики, их реализация.
  2. Разработка бюджета страны, предоставление президенту отчета о его исполнении.
  3. Проведение единой финансовой, экономической, кредитной и государственной политики во всех сферах жизни.

Как и везде, судебная власть в РБ реализуется по принципам территориальности и специализации через суды.

Судебная система представлена следующими звеньями: суды первой инстанции (городские и районные), областные суды, суд города Минска, Верховный и Конституционный суды Республики, экономические суды.

Политические партии

Президентская форма правления в Республике Беларусь разрешает иметь партийную систему. Партий немного, они не принимают активного участия в политической жизни государства. Отчасти это связано с выработанной государством политикой в отношении некоммерческих организаций: ещё в 2011 году в Уголовном кодексе страны появилась норма, предусматривающая ответственность за использование ими иностранной денежной помощи.

Если верить источникам, на сегодняшний день в Белоруссии функционирует больше десятка политических партий, часть которых поддерживает официальную политику государства:

  • Компартия Беларуси;
  • Белорусская аграрная партия;
  • Белорусская социально-спортивная партия;
  • Республиканская партия;
  • Белорусская партия труда и справедливости;
  • Белорусская патриотическая партия.

Часть из них не поддерживают политику действующего президента:

  • Партия «Справедливый мир»;
  • Партия «Зеленые»;
  • Консервативно-Христианская партия;
  • Объединенная гражданская партия;
  • Партия «Белорусский Народный Фронт»;
  • Партия «Грамада» (социал-демократическая).

Еще есть партии конструктивной оппозиции:

  • Социал-демократическая партия Народного Согласия;
  • Либерально-демократическая партия.

Местное самоуправление

Государственный строй Белоруссии предполагает организацию местного управления. В 2010 году был принят Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь», который и заложил основные принципы организации власти на местах.

Основное звено местной власти – местные советы. Они поделены на три уровня:

  • Первичный, в состав которого входят поселковые, сельские и городские (районного подчинения) советы.
  • Базовый, включает городские (областного подчинения) и районные советы.
  • Областной, в его составе областные советы.

Существующие органы местного самоуправления ответственны за экономическую и социальную политику в подвластных им территориальных единицах, принимают бюджет и отчитываются о его исполнении.

Управление государственной безопасностью

Комитет государственной безопасности (КГБ) создан в 1991 году после реорганизации КГБ БССР, и основной его задачей является защита государственного и конституционного строя республики. КГБ состоит из нескольких отделов: разведка, контрразведка, по борьбе с организованной преступностью и др.

Его основными задачами являются:

  • защита территориальной целостности страны;
  • информирование главы государства о состоянии национальной безопасности;
  • помощь другим органам в развитии республики;
  • организация внешней разведки;
  • борьба с террористической и иными видами угроз;
  • организация мер по защите государственных секретов и другие.

В статье было рассмотрено, какая форма правления в Белоруссии и описано государственное устройство страны. Можно сказать, что республика сохранила множество элементов советского строя. Такая форма управления (президентская республика) дает стране видимые преимущества. К ним относятся стабильность и эффективность правления, ведь именно президент определяет политическую направленность государства. При этом управление происходит централизованно.

fb.ru

Государственное устройство Беларуси | Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов, равные права для всех. Признаны и гарантированы неотъемлемые права человека. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Обращение Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, 19 апреля 2013 года

Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Действует Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Беларусь — президентская республика

Глава государства — Президент Республики Беларусь. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Одной из основных функций, возложенных на Президента, является сохранение экономической и политической стабильности в стране.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного и равного избирательного права.

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь.

Нижняя палата — Палата представителей, верхняя — Совет Республики.

Срок полномочий составляет 4 года.

В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан.

Совет Республики — палата территориального представительства. В него от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц избираются по 8 членов — всего 56 представителей. Столько же членов Совета Республики назначает Президент страны.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.

Во главе Правительства стоит Премьер-министр.

В своей деятельности правительство подотчетно Президенту страны и ответственно перед парламентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Судебная власть

Судебная власть в республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.

Местное управление и самоуправление

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные исполнительные и распорядительные органы, органы самоуправления, референдумы, собрания и другие формы общественной деятельности.

president.gov.by

Беларусь — Вікіпедыя

У гэтага паняцця ёсць і іншыя значэнні, гл. Беларусь.
Рэспубліка Беларусь
руск.: Республика Беларусь

Гімн: «Мы, беларусы»
Заснавана9 сакавіка 1918 як БНР
1 студзеня 1919 як ССРБ
Дата незалежнасці25 жніўня 1991 (ад СССР)
Афіцыйныя мовы
беларуская[1] і руская[2]
СталіцаМінск
Найбуйнейшыя гарадыМінск, Гомель, Магілёў, Віцебск, Гродна, Брэст
Форма кіраванняпрэзідэнцкая рэспубліка
Прэзідэнт
Прэм’ер-міністр
Старшыня Палаты прадстаўнікоў
Старшыня Савета Рэспублікі
Аляксандр Лукашэнка
Сяргей Румас
Уладзімір Андрэйчанка
Міхаіл Мясніковіч
Плошча
• Усяго
• % воднай паверхні
84-я ў свеце
207 600 км²
2,22 %
Насельніцтва
• Ацэнка (2019)
• Перапіс (2009)
• Шчыльнасць

▼9 475 600[3] чал. (93-я)
9 503 807 чал.
45,6[4] чал./км²  (174-я)
ВУП (ППЗ)
  • Разам (2017)
  • На душу насельніцтва

$175,9 млрд  (72-ы)
$18 600
ВУП (намінал)
  • Разам (2017)
  • На душу насельніцтва

$52,78 млрд  (82-ы)
$5143  (93-ы)
ІРЧП (2017)▲0,808 (вельмi высокі) (53-ы)
Валютабеларускі рубель
Інтэрнэт-дамен.by і .бел
Код ISOBY
Тэлефонны код
+375
Часавыя паясыUTC+03:00[5]

Белару́сь (вымаўленне (i); афіцыйная назва — Рэспу́бліка Белару́сь (i); руск.: Респу́блика Белару́сь) — дзяржава ва Усходняй Еўропе, на захадзе Усходне-Еўрапейскай раўніны. Тэрыторыя краіны — 207,6 тыс. км² (84-я ў свеце). Колькасць насельніцтва на 1 студзеня 2019 года — 9 475 600 чалавек (92-я ў свеце). Працягласць з поўначы на поўдзень 560 км, з захаду на ўсход 650 км.

Дзяржаўныя мовы — беларуская і руская. У краіне 6 абласцей, якія складаюцца са 118 раёнаў, у якіх маюцца 113 гарадоў, 109 пасёлкаў гарадскога тыпу, 24 583 сельскія населеныя пункты (вёскі, аграгарадкі, пасёлкі, хутары).

Сталіца Рэспублікі Беларусь і самы буйны горад дзяржавы — Мінск. Ён мае асаблівы статус горада рэспубліканскага падпарадкавання.

Унітарная дзяржава, прэзідэнцкая рэспубліка. 20 ліпеня 1994 гады пасаду прэзідэнта заняў Аляксандр Лукашэнка, які перамагаў таксама на выбарах 2001, 2006, 2010 і 2015 гадоў.

На паўночным захадзе рэспубліка мяжуе з Літвой, на захадзе з Польшчай, на поўначы з Латвіяй, на ўсходзе з Расіяй, на поўдні з Украінай. Агульная даўжыня меж складае 2969 км.

Грашовая адзінка — беларускі рубель.

1 студзеня 1919 года была створана Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка Беларусі, якая была адной з 4 савецкіх рэспублік, якая падпісала 30 снежня 1922 года Дагавор аб утварэнні СССР ужо як Беларуская Савецкая Сацыялістычная Рэспубліка. 19 верасня 1991 гады краіна стала называцца Рэспубліка Беларусь, у гэты ж час былі прынятыя новыя герб і сцяг (заменены на сучасныя герб і сцяг 7 чэрвеня 1995 года па выніках рэферэндуму), а таксама новая канстытуцыя і грамадзянскі пашпарт. 8 снежня 1991 года было падпісана з Расiяй і Украінай пагадненне аб стварэнні Саюза Суверэнных Дзяржаў.

З’яўляецца членам-заснавальнікам ААН (як БССР), СНД, АДКБ, ЕўрАзЭС, Саюзнай Дзяржавы і ЕАЭС.

Назва

Назва Белая Русь пачала зрэдку ўжывацца ў адносінах да невялікай часткі беларускіх зямель (Полаччыны) у канцы XVI ст. З 1620-х гэтая назва замацоўваецца за ўсходнімі землямі Вялікага Княства Літоўскага — падзвінскімі і падняпроўскімі ваяводствамі і паветамі. Такім чынам адбылася пэўнае абмежаванне

Белай Русі, насельніцтва якой было пераважна хрысціянскім, ад Чорнай Русі, большая частка якой вызнавала паганства[6]. Для абазначэння жыхароў Белай Русі з’яўляецца паняцце беларусцы, хоць адначасова існавалі этнонімы літоўцы (літвіны) і рускія (русіны).

Другая тэорыя назвы гаворыць пра белае адзенне тагачаснага славянскага насельніцтва тых земляў. Таксама існуе тэорыя, якая зацвярджае, што землі Старажытнай Русі, якія не былі захоплены падчас Мангола-татарскага нашэсця, былі празваны пазней белымі[7].

У XIX стагоддзі, калі беларускія землі ўваходзілі ў склад Расійскай імперыі, з развіццём рускамоўнай сістэмы адукацыі сярод мясцовага насельніцтва распаўсюджваецца этнонім беларусы. З 1890-х назва

Беларусь стала агульнапрынятай назвай усіх тэрыторый, дзе кампактна пражываў беларускі этнас. На тэтыторыі сучаснай Беларусі ў 1918 была абвешчана Беларуская Народная Рэспубліка, у 1919 была створана ССРБ (з 1922 — БССР, а з 1991 — Рэспубліка Беларусь).

Інструкцыя па транслітарацыі (2007) падае напісанне як Respublika Bielaruś. Афіцыйная назва на рускай (другой дзяржаўнай) мове — Республика Беларусь.

Праблема наймення на іншых мовах

З паяўленнем на картах свету незалежнай Беларусі паўстала праблема аб яе назве на замежных мовах. 19 верасня 1991 года Вярхоўным Саветам БССР быў прыняты закон на рускай мове, у якім адназначна акрэслівалася

надалей называць дзяржаву «Рэспубліка Беларусь», а ў скарочаных і састаўных назвах — «Беларусь». Па гэтым жа законе прадпісвалася транслітарыраваць гэтыя назвы на іншыя мовы ў адпаведнасці з беларускім гучаннем[8]. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь, якая мае афіцыйны тэкст на рускай мове, не падае ніякіх іншых назваў, акрамя назвы Беларусь.

Аднак доўгі час, пакуль Беларусь была ў складзе Расіі і СССР, за беларускімі тэрыторыямі замацавалася рускамоўная назва Белоруссия. У міжнародную англійскую мову гэтае найменне калькавалася як Byelorussia. На дадзены момант у Расійскай Федерацыі пашыраная назва

Белоруссия, пры чым як і ў нефармальнай гутарцы паміж насельніцтвам, так і ў сродках масавай інфармацыі і нават на дзяржаўным узроўні[9]. Назва артыкула аб дзяржаве на рускамоўным раздзеле Вікіпедыі падаецца як Белоруссия, пры гэтым некалькі разоў паднімалася пытанне аб перайменаванні артыкула ў Беларусь, аднак заўсёды рашэнне прымалася на бок першага варыянта.

Некаторыя мовы падаюць назву Беларусі як літаральны пераклад словазлучэння Белая Русь, пры чым у многіх выпадках слова Русь перакладаецца як Расія. Напрыклад, у фінскай мове Беларусь называецца Valko-Venäjä (Valkoinen з фінскай мовы белы, Venäjä — Расія), тая ж самая сітуацыя сустракаецца ў многіх іншых фіна-ўгорскіх мовах: Valgevene ў эстонскай, Vaugedvenäma ў вепскай і г.д. Падобная структура наймення маецца і ў некаторых германскіх мовах, напрыклад, Weißrussland у нямецкай, Hvíta-Rússland у ісландскай, Vitryssland у шведскай. Падобнае назіраецца таксама ў суседніх з Беларуссю Літве і Латвіі, дзе ў афіцыйных нормах назва падаецца як Baltarusija і Baltkrievija адпаведна. Некаторыя мовы (напрыклад, іспанская ці партугальская) працягваюць у афіцыйных назвах ужываць калькаванне расійскага варыянта

Белоруссия (Bielorrusia ці Bielorrússia адпаведна).

Гісторыя

Да з’яўлення чалавека

Паколькі кантыненты няспынна рухаюцца, тэрыторыя сучаснай Беларусі ў мінулым была часткай розных мацерыкоў і знаходзілася ў розных кропках планеты. У прыватнасці, каля 450 млн гадоў назад (ардовікскі перыяд) тэрыторыя цяперашняй Беларусі была часткай мацерыка Балтыка, які ляжаў у Паўднёвым паўшар’і, недалёка ад экватара. Характэрнай фаўнай былі трылабіты і дагістарычныя малюскі (артацэрасы, эндацэрасы і інш). У Мезазойскую эру (251—65 млн гадоў назад) тэрыторыю Беларусі перыядычна пакрываў акіян. Такім чынам, умоў дзеля існавання тут дыназаўраў хутчэй за ўсё не было, але знойдзены рэшткі дагістарычных малюскаў (бакуліты, белемніты, наўцілусы), марскіх ракавінак і марскіх вожыкаў, дагістарычных акіянскіх рыб, у тым ліку акул. Тады ў Беларусі панаваў цёплы субтрапічны клімат. У апошні мільён гадоў Беларусь перыядычна пакрывалі ледавікі. У гэты перыяд тут жыў лясны слон (палеаксадон), бізон прыскус, мамант, шарсцісты насарог, гіена, пячорны леў і іншыя.

Старажытная гісторыя

Засяленне тэрыторыі сучаснай Беларусі пачалося каля 100—35 тыс. гадоў назад. Магчыма, першымі, хто спрабаваў засвоіць рэгіён, былі неандэртальцы[10], але слядоў іх пражывання ў Беларусі пакуль не знойдзена. Самыя старажытныя знаходкі адносяцца ўжо да людзей сучаснага тыпу — краманьёнцаў.

Людзі знікалі і зноў з’яўляліся перыядычна, па меры таго як ледавік пакрываў тэрыторыю Беларусі і зноў адступаў. Каля 18 тысяч гадоў назад ледавік дасягнуў тых месцаў, дзе сёння знаходзяцца Гродна, Вілейка і Орша. У паўднёвай Беларусі тады склаліся прырода і клімат, уласцівыя для тундры. Сярод фаўны былі маманты[11], шарсцістыя насарогі, паўночныя алені, лемінгі, белыя курапаткі[12] і інш. Шматлікія валуны, якія сёння пакрываюць тэрыторыю Беларусі, былі шмат тысячагоддзяў назад прынесены сюды ледавікамі. Мноства азёр на поўначы Беларусі таксама ўтвораны колішнімі ледавікамі.

З канца бронзавага веку большасць тэрыторыі сучаснай Беларусі была заселена балтамі. У канцы IX — пачатку X стагоддзя пачалося засяленне на гэту тэрыторыю славян[13].

Полацкае і Тураўскае княствы

Лічыцца, што першай дзяржавай на тэрыторыі сучаснай Беларусі была Полацкая зямля. Горад Полацк упершыню ўзгадваецца ў «Аповесці мінулых гадоў» пад 862 год. Першым гістарычны вядомым князем Полацка з’яўляецца Рагвалод (згадваецца пад 980 год)[14]. Да 1001 года кіраваў яго ўнук Ізяслаў, вядомы як «князь-кніжнік». Ад яго імя паходзіць назва горада Заслаўе. Найбольшага росквіту і магутнасці Полацкае княства дасягнула пры валадаранні князёў Брачыслава (1003—1044) і Усяслава Чарадзея (1044—1101). Ад імя першага з іх меркавана паходзіць назва горада Браслаў, другі распачаў будаўніцтва полацкага Сафійскага сабора.

Але пасля ў дзяржаве, як і ва ўсіх усходнеславянскіх княствах, пачаўся перыяд феадальнай раздробленасці. Правінцыі ўзмацніліся і набылі ўласных князёў, уплыў Полацка аслабеў. Князі пастаянна змагаюцца за ўладу, што зніжае іх уплыў на насельніцтва. Узмацняецца роля веча — народных сходаў, на якіх вырашалася большасць грамадскіх і палітычных спраў. Веча абірае і выганяе саміх князёў. Так былі выгнаныя полацкі князь Святаполк (1130-я гады), Рагвалод Барысавіч (1151 год) і Расціслава (1158 год)[15].

У 1184 годзе ў Балтыцы з’яўляюцца першыя нямецкія місіянеры. Абат Мейнард, які дзейнічаў пры падтрымцы Папы рымскага, дабіўся ад полацкіх князёў права прапаведаваць каталіцтва сярод балцкіх плямён ліваў. Гэта стала пачаткам нямецкай каланізацыі рёгіёна і прывяло да 200-гадовай барацьбы беларускіх княстваў з ордэнамі рыцараў-крыжакоў[16].

У X—XIII стагоддзях на тэрыторыі Беларусі часткова ці практычна цалкам таксама знаходзіліся Тураўскае, Смаленскае, Гарадзенскае княствы. Горад Тураў упершыню згадваецца пад 980 годам у сувязі з кіраваннем нейкага князя Тура, ад імені якога быццам бы і пайшла назва горада. Аднак лічыцца, што князь Тур — асоба легендарная. У далейшым Тураўскае княства, у адрозненне ад Полацкага, не мела ўласнай княжацкай дынастыі; кіеўскія князі пастаянна прызначалі на тураўскі «стол» кагосьці са сваіх сыноў. Толькі ў 1157 годзе князь Юрый Яраславіч дамогся незалежнасці Турава і аднавіў тут мясцовую дынастыю[17].

Вялікае Княства Літоўскае

Францыск Скарына (1490—1551), асветнік, грамадскі дзеяч, першы ва Ўсходняй Еўропе друкар кніг

Наступнай буйной дзяржавай на беларускай зямлі было Вялікае Княства Літоўскае, Рускае і Жамойцкае (ВКЛ). У час стварэння і пачатковага развіцця гэтай дзяржавы найбуйнейшым і асноўным яе цэнтрам быў Новагародак. Акрамя сучасных зямель Беларусі, у склад гэтай дзяржавы ўваходзілі таксама землі сучаснай Літвы, паўночная частка сучаснай Украіны і частка сучаснай Расіі. Культура Вялікага Княства Літоўскага была пераважна беларускай, ролю дзяржаўнай пісьмовай мовы выконвала старабеларуская[18].

Найвялікшага росквіту Вялікае Княства Літоўскае дасягнула пры князі Вітаўце Вялікім, стаўшы дзяржавай, якая мела тэрыторыі ад Балтыйскага да Чорнага мора. У XVI стагоддзі пачаўся культурны росквіт дзяржавы: у гэты перыяд дзейнічаюць Мікола Гусоўскі, Францыск Скарына, пачынае фарміравацца ўнікальны беларускі іканапіс, які спалучаў еўрапейскія і праваслаўныя мастацкія традыцыі. Але развіццю краіны істотна замінаюць няспынныя набегі крымскіх татар. У канцы XV стагоддзя слуцкая княгіня Анастасія Алелькавіч бярэ на сябе ваеннае і палітычнае кіраванне горадам і знішчае некалькі атрадаў крымскіх татар.

Рэч Паспалітая

Соф’я Слуцкая (1585—1612), з роду слуцкіх князёў — Алелькавічаў. Мецэнатка, фінансавала будаўніцтва шпіталёў для бедных і праваслаўных храмаў

Вялікае Княства Літоўскае знаходзілася ў дынастычнай уніі з Польскім каралеўствам з 1385, а ў 1569 годзе вымушана аб’ядналася з Польскім каралеўствам у канфедэратыўную дзяржаву Рэч Паспалітую[19]. Польшча настойвала пры гэтым на няроўных умовах (паглынанне Вялікага Княства Літоўскага, перайменаванне яго ў Новую Польшчу) і нават ужывала вайсковую сілу. Эліте ВКЛ атрымалася адстаяць адносную незалежнасць краіны, але княства ўсё ж вымушана было аддаць Польшчы украінскія землі. Аднак Статут Вялікага Княства Літоўскага, Рускага і Жамойцкага 1588 года фактычна дэнансаваў Люблінскую унію. ВКЛ захавала ўласную грашовую адзінку, судовую сістэму, войска. Статут ВКЛ, стаўшы адной з першых еўрапейскіх канстытуцый, рэгуляваў грамадскае жыццё на Беларусі да 30-х гадоў XIX стагоддзя.

Аднак у другой палове XVII стагоддзя пачалося аслабленне Рэчы Паспалітай — у першую чаргу за кошт узмацнення магнацкага саслоўя і запрыгоньвання сялян. Гэта прывяло да аслаблення вярхоўнай улады, войн паміж шляхецкімі сем’ямі (якія фарміравалі ўласнае войска) і сялянскіх паўстанняў, адно з якіх перарасло ў вайну паміж Рэччу Паспалітай і Расіяй (1654—1667). Пазней гэты перыяд атрымаў назву «крывавы патоп». Крызіс Рэчы Паспалітай выклікаў спробу Януша Радзівіла разарваць саюз з Польшчай і заключыць унію Вялікага Княства Літоўскага са Швецыяй. Але нечаканая смерць Януша Радзівіла (як меркавалася, у выніку атруты) не дала ажыцявіць амбіцыёзны праект утварэння саюзнай шведскай-беларускай дзяржавы.

Працяг шляхецкіх міжусобіц прывёў да ўмяшальніцтва Швецыі ва ўнутраныя справы краіны ў час Паўночнай вайны. У 18-м стагоддзі Рэч Паспалітая была ўжо слабай краінай, з войскам усяго ў 24 тысячы чалавек (толькі 6 тысяч з іх прыходзілася на Вялікае Княства Літоўскае). У той час род Радзівілаў меў да 10 тысяч салдат. Дадаткова дзяржаўную сістэму аслабляла права liberum veto, паводле якога нават адзін дэпутат з некалькіх соцен, які б прагаласаваў «супраць», мог сарваць прыняцце закона. У выніку прускія, расійскія і аўстрыйскія палітыкі падкупалі пэўных дэпутатаў, зрываючы прыняцце пастаноў. Захаванне прыгоннага права ўсё болей павялічвала адсталасць краіны ад Заходняй Еўропы. Ужо англійскі эканаміст Адам Сміт у XVIII стагоддзі піша аб Рэчы Паспалітай як аб адсталай краіне, дзе амаль адсутнічае прамысловая вытворчасць.

Адначасова ўзмацнялася дыскрымінацыя беларускай культуры і праваслаўнай рэлігіі. Старабеларуская мова была забаронена ў дзяржаўным справаводстве ў 1696 годзе. Усе дакументы перакладаліся на польскую мову. Пад польскім жа ўплывам ішло далейшае запрыгоньванне сялян і пашырэнне правоў шляхты.

Апошнюю спробу выратаваць Вялікае Княства Літоўскае (ды апдаведна Рэч Паспалітую) шляхам рэформ зрабіў кароль Станіслаў Аўгуст Панятоўскі, але супраціўленне часткі шляхты і раптоўнае ўмяшальніцтва Прусіі, Расіі і Аўстрыі прывяло да падзелаў і знікнення краіны.

Цікава адзначыць, што назва «Белая Русь» у значэнні «Маскоўская дзяржава» сустракаецца на некаторых еўрапейскіх картах увесь час існавання Рэчы Паспалітай, нават у пачатку XVIII стагоддзя, але прыкладна з 1720-х ужо амаль не адносіцца да Масковіі[20].

be.wikipedia.org

Беларусь

Республика Беларусь

Название страны происходит от древнерусского «белая» — «вольная» (от ордынского ига).

Столица республики Беларусь. Минск.

Площадь республики Беларусь. 208000 км2.

Население республики Беларусь. 9.488 млн. чел. 2015

ВВП республики Беларусь. $76.14 млрд. 2014

Расположение республики Беларусь. Страна расположена в Восточной Европе. На севере граничит с Латвией, на востоке — с Россией, на юге — с Украиной, на западе — с Польшей и Литвой. Выхода к морю не имеет.

Административное деление республики Беларусь. Состоит из 6 областей.

Форма правления республики Беларусь. Республика. Глава государства. Президент.

Высший законодательный орган республики Беларусь. Двухпалатный парламент (Национальное собрание). Высший исполнительный орган. Совет министров.

Крупные города республики Беларусь. Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест, Бобруйск, Борисов. Государственный язык. Белорусский и русский. Религия. 80% — православные, 15% — католики.

Этнический состав республики Беларусь. 77,9% — белорусы, 13,2% — русские, 4,1% — поляки, 2,9% — украинцы. Валюта. Белорусский рубль = 100 копейкам.

Климат республики Беларусь. Континентальный, умеренный. Средняя годовая температура + 5°С. Большую часть территории занимают болота и леса. Осадков выпадает 550—700 мм в год. Страна в основном равнинная, высшая точка — 345 м над уровнем моря.

Флора республики Беларусь. Для растительного мира характерны сосна (примерно 57% всех деревьев), ель, береза, клен, дуб, граб, ясень, липа, болотные луговые травы и кустарники.

Фауна республики Беларусь. Животный мир достаточно разнообразен. Среди его представителей встречаются косуля, белка, лиса, заяц, лось, волк, кабан, бобр, выдра, несколько видов змей, клест-еловик, степной жаворонок. Много водоплавающей птицы и разнообразных карповых рыб. Особое место занимает реликтовое животное — зубр, обитающий на территории заповедника Беловежская пуща (единственный древний лесной массив в Европе).

Реки и озера республики Беларусь. Реки — Днепр, Неман, Припять, Березина, Западная Двина. Озер свыше 10 тысяч, наиболее значительные — На-рочь, Освейское, водохранилища — Вилейское, Заславское.

Достопримечательности республики Беларусь. Монастыри XVII—XVIII вв. в Минске, средневековый замок в Мире, собор Св. Софии XI в. в Полоцке, замок Радзивиллов в Несвиже, иезуитский костел XVII в., Старый и Новый замки в Гродно, мемориальный комплекс Хатынь в Минской области, заповедники Беловежская пуща, Березинский, Припятский. Символ стойкости советских солдат в годы Второй мировой войны — Брестская крепость.

Полезная информация для туристов

Гостиницы высшего разряда обычно добавляют к счету 5— 15% за обслуживание. Швейцары ожидают чаевых в размере 1—2 долларов, официанты — 5—10% от суммы счета.

Культурная жизнь страны богата и разнообразна. Композиторы встречаются в Минске в январе на форуме Национальной конвенции белорусских композиторов, в рамках которого также проходит ряд концертов. Обычно в апреле Минск оказывает гостеприимство международному фестивалю языковедения «Экс-полингва». Фестиваль Поэзии собирает в июне на озере Свитеж белорусских и российских поэтов. «Белорусская музыкальная осень» проходит в Минске в последнюю декаду ноября и является фестивалем народной и классической музыки и танца.

Туристам разрешен беспошлинный ввоз вещей, если они не предназначены для производственной или коммерческой деятельности или если их количество не превышает установленных норм (которые, к слову, часто изменяются). Если же вы ввозите или вывозите товары в количестве, превышающем обычные потребности, то обязаны доказать, что товар не предназначен для коммерческих целей. Ввоз и вывоз драгоценных металлов и ювелирных украшений в количестве, превышающем обычные потребности, разрешается физическим лицам только на основании специального разрешения Центрального банка. Вывозить памятные монеты из драгоценных и недрагоценных металлов можно без ограничений, из драгоценных металлов — на основании специального разрешения.

geographyofrussia.com

Характеристика и особенности формы правления в Республике Беларусь

Определение формы правления в Республике Беларусь: некоторые размышления по существу проблемы

Среди комплексных институтов конституционного права форма правления представляет особый и постоянный интерес для исследования. Именно форма правления характеризует механизм организации и взаимодействия основных властных структур, институциональный дизайн высших органов государственной власти, и в предельно сжатом, сконцентрированном виде выражает суть государственности, прежде всего, ее внешнее выражение. При этом форма правления каждой конкретной страны определяется, прежде всего, конституционным статусом главы государства, порядком замещения этого поста, объемом его полномочий, системой взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти.

Особая значимость рассматриваемого института обусловило то, что он привлекает внимание не только ученых-правоведов, но и политических деятелей, всех слоев гражданского общества. Более десяти лет существования института президентства в Республике Беларусь, активная роль Президента в управлении государственными делами сформировали устойчивое представление о том, что Республика Беларусь по определению является президентского республикой. Именно такое определение форме правления давал и сам Глава государства, подчеркивая, что Беларусь является не парламентской, а президентской республикой[1]. Аналогичное определение национальной форме правления дается и отдельными белорусскими учеными-конституционалистами[2]. В то же время существует как среди отечественных, так и среди зарубежных ученых весьма распространенным является отнесение Беларуси к числу полупрезидентских (смешанных) республик[3].

Следует отметить, что аналогичные споры по данной проблематике идут среди специалистов — государствоведов и в других странах с формой правления, сходной с белорусской (Россия, Казахстан).

Такое расхождение в определении формы правления государства, прошедшее в целом ряде публикаций, в том числе многих учебниках по конституционному праву, в определенной мере вызывает неясности. При этом сторонники и той и другой точек зрения приводят достаточно веские аргументы в обоснование своей позиции.

Проанализировав указанные доводы, представляется возможным высказать следующую точку зрения: оба вышеуказанных определения не противоречат друг другу, они представляют собой две ипостаси одного явления — национальной модели организации государственной власти, свойственной именно для Беларуси формы правления.

Данное утверждение вовсе не означает, что данная форма правления сформировалась как нечто уникальное, не имеющее аналогов в мире. И хотя в мире нет абсолютно одинаковых конституционных конструкций функционирования властных институтов, в науке конституционного права сложилась довольно устоявшаяся классификации форм правления. При всех различиях и особенностях формы правления конкретного государства ее с определенной степенью допущения и формализации можно отнести к той или иной классической разновидности.

Особенность определения формы правления в Республике Беларусь видится в другом — именно в Беларуси четко выделилось два среза данного явления: политический и юридический.

В политическом смысле Республику Беларусь, бесспорно, следует рассматривать как президентскую республику. Рассматривая закрепленные Конституцией правовой статус и компетенцию Президента Республики Беларусь, можно однозначно прийти к этому выводу. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент наделен весьма широким кругом полномочий в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни один другой государственный орган в нашей стране не обладает полномочиями, сопоставимыми по своей значимости с полномочиями Главы государства. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что глава Конституции, посвященная Президенту, располагается ранее глав, посвященных другим органам государственной власти.

Все это позволяет говорить о том, что Конституция Республики Беларусь определяет Главу государства как наиболее значимого субъекта государственно-властных отношений, и на этом основании делать вывод о президентской форме правления.

При этом форму правления в политическом смысле не следует смешивать с государственным режимом, хотя эти понятия достаточно близки. Под государственным режимом обычно понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, который определяется значительным количеством политических факторов и далеко не всегда совпадает с юридически закрепленными механизмами осуществления властных полномочий. Государственный режим показывает, кто из властных субъектов фактически доминирует в политическом процессе. В отличие от этого, форма правления в ее политическом аспекте демонстрирует, какой из государственных органов юридически является ведущим в проведении внутренней и внешней политики, наделен наиболее значимыми функциями. В этом контексте определяющим является объем конституционных полномочий главы государства.

В юридическом смысле Республику Беларусь следует определять как смешанную республику. Рассматривая форму правления в Республике Беларусь в ее формально-юридическом аспекте, необходимо исходить из сложившихся в науке конституционного права критериев классификации форм правления. К таким критериям традиционно относятся порядок избрания Президента, его место среди ветвей власти, статус и способ формирования правительства, наличие либо отсутствие ответственности правительства перед парламентом, наличие либо отсутствие у главы государства права досрочного роспуска парламента и некоторые другие.

Анализ формы правления в Беларуси, исходя из названных юридических критериев, не позволяет определить ее как президентскую республику.

Так, Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти, ему посвящена отдельная глава в Конституции. В то же время в классической президентской республике президент одновременно является главой исполнительной власти.

В Беларуси существует Правительство как самостоятельный орган власти, которому также посвящена отдельная глава Основного Закона. Согласно части второй статьи 106 Конституции Республики Беларусь Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В президентской республике правительство, как отдельный коллегиальный орган, отсутствует, при президенте существует кабинет, где министры имеют только совещательный голос. При этом ни глава правительства, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут.

Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, вправе досрочно распустить одну или обе палаты Парламента. С другой стороны Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия.

Таким образом, по всем основным критериям классификации Республика Беларусь подпадает под определение полупрезидентской (смешанной) республики[4].

Давая такое определение, следует однако сделать оговорку, касающуюся используемой в научной литературе терминологии. Так сложилось, что в доктрине конституционного права термины «полупрезидентская республика» и «смешанная республика» используются практически как синонимы. При этом термин «полупрезидентская республика» чаще используется применительно к конкретной форме правления, а термин «смешанная республика» (обычно во множественном числе — «смешанные формы правления») — применительно ко всему многообразию форм правления, не укладывающихся в традиционные рамки президентской и парламентской республик.

По нашему мнению, термин «полупрезидентская республика», хотя и получил распространение в научной литературе, нельзя признать удачным, а его широкое использование — оправданным. Безусловно, при его введении в научный оборот имелось в виду, что данная форма правления имеет черты как президентской, так и парламентской республики. Однако сама частица «полу-» имеет собственную смысловую нагрузку: «неполный», «частичный», «половинчатый». Исходя из этого, напрашивается вывод (особенно для неспециалистов), что полупрезидентская республика — это некая «ограниченная», «незаконченная» президентская республика. Соответственно создается впечатление, что власть главы государства в полупрезидентской республике слабее, чем в президентской.

Сравнительный анализ конституционного законодательства различных стран и мировой практики государственного строительства показывает, что это совершенно не так. Полномочия президента в полупрезидентских республиках весьма обширны, ему принадлежит ведущая роль в управлении страной. Наряду с этим президент при такой форме правления не только осуществляет конкретные управленческие функции, но и олицетворяет государственную власть в целом, персонифицирует ее облик. Таким образом, глава государства в полупрезидентской республике, как правило, является более влиятельной фигурой, чем в президентской, в которой он возглавляет лишь одну из ветвей власти, а именно власть исполнительную.

Поэтому названные выше недостатки термина «полупрезидентская республика» дают основания предложить постепенно вывести его из научного оборота, полностью заменив термином «смешанная форма правления». Данный термин более точно отражает правовую сущность рассматриваемой формы правления, акцентируя, в частности, внимание на широком спектре разновидностей данной формы правления: от приближающихся к чисто президентской до форм с сильным влиянием парламентаризма.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время отдельными учеными-правоведами уже предприняты попытки определения подобных форм правления, объединяя их политический и юридический аспекты. Так, В.Е. Чиркин, например, утверждает, что Россия — «полупрезидентская, полупарламентская республика с доминирующим положением Президента в структуре власти»[5].

Представляется целесообразным дать подобное определение и форме правления в Республике Беларусь. При всей многоаспектности проблемы определения формы правления в стране, единая, целостная формулировка, безусловно, воспринимается более четко и однозначно.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в Республике Беларусь сложилась одна из разновидностей смешанной формы правления, характеризующаяся ведущим положением Главы государства в системе органов государственной власти. Данное определение, на наш взгляд, наиболее адекватно отражает сущность действующей в стране системы организации государственной власти.

[1] Лукашенко А.Г. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве // Сов. Белоруссия. 1998. 26 ноября. С. 3; Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Сов. Белоруссия. 2003. 28 марта. С. 4.

[2] Васілевіч Р.А., Доұнар Т.I., Юхо I.А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. Минск: ВТАА «Права і эканоміка», 2001. С. 355; Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2004. С. 67.

[3] Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002. С. 226-227; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1999. С. 148-149.

[4] См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 148-149; Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 123-124.

[5] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 292.

В.И. Реут

Начальник Главного экспертно-правового управления

Секретариата Палаты представителей

Национального собрания

Республики Беларусь,

кандидат юридических наук

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

www.zakon.kz

Государственный строй Белоруссии — это… Что такое Государственный строй Белоруссии?

Республика Беларусь, согласно конституции — унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма правления характеризуется как смешанная республика[1], президентская республика[2] или суперпрезидентская республика[3]

Конституция Республики Беларусь

Основная статья: Конституция Республики Беларусь

Конституция — основной закон Республики Беларусь. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума). Согласно результатам референдума 14 мая 1995 года, в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским[источник не указан 526 дней], а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов. На референдуме 24 ноября 1996 года принята новая редакция конституции, расширяющая полномочия президента и реформирующая систему органов власти в стране. На референдуме 17 октября 2004 года из конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо.

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с 2004 года. Основные полномочия Палаты представителей:

  • рассматривает и принимает проекты законов;
  • назначает выборы Президента;
  • даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;
  • выражает вотум недоверия правительству;
  • выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

  • одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;
  • контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
  • принимает решение об отрешении Президента от должности.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Судебная власть

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Президент

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты правительства;
  • является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь
  • назначает республиканский референдум;
  • может издавать декреты, имеющие силу закона.

Первые президентские выборы в Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих выборах — в 2001, 2006 и 2010 годах.

Местное самоуправление

Республика Беларусь — унитарное государство, поэтому местное самоуправление решает в основном местные вопросы. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;
  • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  • назначение местных референдумов.

Политические партии

Основная статья: Политические партии Республики Беларусь

Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику. К основным партиям относятся:

КГБ Белорусии

Здание КГБ РБ

Примечания

  1. Чиркин В. Е. Современное государство. М., 2001. С. 154.
  2. Василевич Г. А. К вопросу о форме правления в Беларуси // Вестник Конституционного Суда. — 2006. — № 2.
  3. В. Чернов. Структуры высшей исполнительной и законодательной власти // Европейский выбор для Беларуси. Электрон. документ. Режим доступа: http://kamunikat.org/download.php?item=1777-3.pdf . — С. 30

dic.academic.ru

Форма правления в Республике Беларусь.

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.).

В научной литературе существуют два основных подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица – главы государства, монарха или президента.

С точки зрения широкого подхода форма правления – это характеристика организации, структуры и взаимоотношений органов государственной власти.

В теории права выделяют две основные формы правления – монархию и республику, в рамках которых имеется собственная классификация форм правления. Так, республика, главной чертой которой является выборность главы государства на определенный срок, подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от объема полномочий и особенности взаимодействия высших органов власти:

— президентская республика;

— парламентарная республика;

— смешанная республика, которая иначе может называться полупрезидентской или полупарламентарной.

Следует отметить определенную условность и ограниченность данной классификации, поскольку каждое государство обладает собственной, отличной от других, спецификой, и его форма правления определяется исходя из множества разных факторов, включающих исторические особенности развития, политический режим, принципы организации государственной власти, реальный объем полномочий высших государственных органов, взаимоотношение государства и церкви и др.

Так, президентская республика в силу ряда причин может перерастать в суперпрезидентскую, милитаристскую. Наблюдаются тенденции расширения либо сужения полномочий парламента соответственно в президентской либо парламентарной республике. Смешанная республика в зависимости от конкретного объема полномочий государственных органов и особенностей их взаимодействия может тяготеть как к парламентарной, так и к президентской республике.

Определимся с самыми общими чертами видов республиканской формы правления.

Парламентарная республика.

Президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом, либо особой коллегией (например, в Германии – Федеральное собрание).

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).

Президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты).

Правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, возможен вариант, при котором президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку.

Президентская республика.

В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США – косвенным). Наиболее жестко реализован принцип разделения властей, а взаимодействие между ними происходит на основе принципа сдержек и противовесов.

Президент является главой государства и исполнительной власти одновременно. Он назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента – сената). В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером (так называемый административный премьер), но фактическим руководителем правительства остается президент. Президент не вправе досрочно распустить парламент. Министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку.

Смешанная республика.

Республики со смешанной формой правления обладают отдельными чертами парламентарной и президентской республик, но совокупность этих черт создает новое качество. Роль президента в такой республике велика. Он, как правило, избирается внепарламентским путем, т.е. непосредственно гражданами. Хотя правительство должно опираться на парламентское большинство, но ответственность оно несет не только перед парламентом, но и перед президентом. Поэтому в республике со смешанной формой правления назначение и увольнение в отставку главы правительства и других его членов президентом не носит чисто формального характера, как в парламентарной республике. В определенных случаях президент может председательствовать на заседаниях правительства. В республиках со смешанной формой правления президент имеет право отлагательного вето в отношении актов парламента, а также право досрочного роспуска парламента. Смешанная форма правления существует во Франции, Польше, России, Казахстане и др.

Что касается формы правления в Республике Беларусь, то уже из самого названия государства можно определиться с изначальной категорией – республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). Конкретную разновидность данной формы можно определить путем анализа конституционно-правовых норм, а также реальной расстановки политических сил в государстве.

С момента обретения независимости и до момента внесения изменений и дополнений в Конституцию (1996 г.) Беларусь являлась президентской республикой, однако после указанных событий система государственных органов, их роль и объем компетенции претерпели существенные изменения, касающиеся в первую очередь усиления властных полномочий главы государства. Анализ конституционных норм позволяет говорить о Республике Беларусь как смешанной республике, которая вобрала в себя черты как президентской, так и парламентарной:

1. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом (ст. 81) – что характерно для президентских республик;

2. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина ст. 79). Как видно, Президент формально не является главой исполнительной власти (что не характерно для президентских республик), однако фактически руководит ею (назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; имеет право отменять акты Правительства). Ст. 106 устанавливает: «Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь».

3. Президент может в определенных случаях распустить Парламент, а последний имеет право выразить вотум недоверия Правительству (что свидетельствует об ответственности Правительства перед парламентом) – это характерно для парламентарных республик.

Несмотря на трансформацию белорусской формы правления от президентской к смешанной компетенция главы государства не только не стала меньше, но наоборот увеличилась за счет возможности роспуска Парламента, двойной ответственности Правительства, законотворческих функций (возможность издания актов, имеющих силу закона) и других полномочий.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *