Исторический портрет афанасия никитина: Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭЕГЭ. История. Материал к заданию № 29 (историческое сочинение). Роль личности в эпохе.Эпоха Ивана III. Афанасий Никитин.

Содержание

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭЕГЭ. История. Материал к заданию № 29 (историческое сочинение). Роль личности в эпохе.Эпоха Ивана III. Афанасий Никитин.

ЕГЭ. История. Материал к заданию № 29 (историческое сочинение). Роль личности в эпохе.Эпоха Ивана III. Афанасий Никитин.

 

 

Из биографии.

  • Точные годы жизни неизвестны. Умер, вероятно, в 1475 г.
  • Русский путешественник, писатель, тверской купец, автор путевых заметок «Хожение за три моря» (Чёрное, Каспийское и Аравийское), оставив в них наблюдения о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Он был  первым русским человеком, достигшим берегов Индии, задолго до открытия этого морского пути купцом из Португалии Васко да Гама.
  • Прославился тем, что один из первых европейцев посетил Индию в 1468-1474 годах и описал её. Кроме того, был в Персии и Турецком государстве.
  • В своей книге А.Никитин с документальной точностью и художественным описанием, донёс до потомков жизнь и быт заморских стран, их политические взгляды, экономическое и культурное развитие.
  • Большое место автор уделил описанию красот экзотической чужеземной природы, богатому невиданными зверями животному миру.
  • Три долгих года прожил путешественник в Индии, побывал во многих индийских городах, но так и не смог разбогатеть.
  • Путешествие Никитина длилось три года.До дома мореплаватель так и не добрался, в 1474 году ( или в 1475) умер под Смоленском. Благодаря друзьям Никитина, купцам, также принимавшим участие в путешествии, его рукописи были переданы московскому дьяку Василию Момыреву и позже вошли в летопись.
  • «Хождение за три моря» А. Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, «хожений», (основоположником которого принято считать игумена Даниила, начала 12 века), но и как памятник живого русского языка 15 века.
  • Именем Никитина в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора.
  • . В 1955 в Твери Афанасию Никитину поставлен памятник.

 

Историческая эпоха:

правление Ивана III (1462-1505).

 

Вступление.

Во внутренней политике Иван III уделял большое внимание развитию культуры: возводились архитектурные памятники, строились соборы, церкви, развивались литература, живопись.

Особое место в развитие литературы, такого её жанра, как «хожение» (хождение) принадлежит тверскому купцу Афанасию Никитину, совершившему в 1468-1472 годах путешествие в Индию, Персию и Турцию и оставившему путевые заметки об этом, хотя большая часть записок посвящена Индии.

Конкретные действия.

Афанасий Никитин  создал  первое произведение, описывающее торговое и нерелигиозное путешествие: обычаи, традиции, особенности развития сельского хозяйства в Индии, остановился на описании политической структуры страны, особенностях торговли в ней. Произведение не просто констатирует факты, оно наполнено лирическими отступлениями, автобиографическими заметками. В нём проявилась незаурядная личность автора, патриота своей родины, прокладывающего пути в неведомые страны «ради пользы русской земли». Записки написаны просто, доступно, поэтому они вызывали большой интерес. А. Никитин открывал для россиян новую страну, в которой всё было так необычно. Например, он описал торжественную церемонию выезда султана с двенадцатью великими визирями на трехстах слонах на прогулку. Он отмечал, что «люди там ходят нагие, князь их носит покрывало на голове и на бедрах». Русского человека интересовали быт и нравы чужой страны, особенности пищи, социальное неравенство, религиозная рознь. Купца привлекал грандиозный ежегодный базар, на который съезжалась вся  страна.

Афанасий Никитин много писал о своей Родине, о любви к ней, страстно мечтал о её процветании: «Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость!»

Заметки были позже включены в летопись.

«Хождение за три моря» — образец литературы 16 века, огромного интереса к познанию мира, новых стран и народов, к изучению их истории, обычаев.

Вывод.

Таким образом, в эпоху правления Ивана III Россия  была сильным, мощным государством, сумевшим освободиться от ига Золотой Орды, страной с высокоразвитой экономикой, торговлей, культурой – всех её жанров, в том числе и литературы, одним из представителей которой был Афанасий Никитин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник Афанасию Никитину в Твери (Г.А. Захаров).

 

 

Карта пути Афанасия Никитина.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Афанасий Никитин – биография, фото, личная жизнь, путешествия

Биография

Современникам Афанасий Никитин известен как мореплаватель и торговец, купец стал первым из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную страну за 25 лет до Васко да Гамы и других португальских путешественников.

Портрет Афанасия Никитина
Портрет Афанасия Никитина

В путевых записках «Хождение за три моря» российский путешественник подробно описал быт и политическое устройство восточных стран. Рукописи Афанасия были первыми на Руси, которые описывали морское путешествие не с точки зрения паломничества, а с целью рассказа о торговле. Сам путешественник считал, что его записки – это грех. Позже, в 19 веке, рассказы Афанасия опубликованы известным историком и писателем Николаем Карамзиным и вошли в «Историю государства Российского».

Детство и юность

О детских годах русского путешественника известно мало, так как биографию Афанасия Никитина начали записывать во время экспедиций купца. Мореплаватель родился в середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой. Поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия. 

Памятник Афанасию Никитину в ФеодосииПамятник Афанасию Никитину в Феодосии

Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно. Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны, например, Византию и Литву, где путешественник продвигал торговлю. Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности.

Экспедиции

Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.

Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.

Карта Афанасия НикитинаМаршрут путешествия Афанасия Никитина

По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.

Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.

Дальше потерявшие товар купцы отправились на двух кораблях в город-крепость Дербент.

Карта Афанасия НикитинаКарта времен Афанасия Никитина

Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.

Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга. 

Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами.

Афанасий Никитинн на монетахАфанасий Никитинн на монетах

В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.

Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.

Иллюстрация книги Афанасия Никитина "Хождение за три моря"Иллюстрация книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»

Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.

В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой. В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.

Издания книги Афанасия Никитина "Хождение за три моря"Издания книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»

По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.

Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел. По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.

Личная жизнь

О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.

Современный портрет Афанасия НикитинаСовременный портрет Афанасия Никитина

Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.

Смерть

Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину. Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз, откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне. Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.

Афанасия отпустили из ареста, и торговец отправился в Феодосию: там он должен был встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.

Памятник Афанасию Никитину в Твери
Памятник Афанасию Никитину в Твери

Весной Никитин намеревался отправиться по Днепру в Тверь, но умер в городе Смоленске. Причина гибели Афанасия Никитина остается загадкой, но ученые уверены, что продолжительное путешествие по разным странам с различными климатическими условиями резко ухудшило здоровье мореплавателя.

Записки Никитина были доставлены в Москву купцами, которые сопровождали странника. Дневник Никитина передали советнику князя Ивана III, и в 1480 году рукописи вошли в летопись.

Именем русского мореплавателя были названы улицы и переулки в России, а также набережная в городе Твери. В 1958 году «Мосфильмом» было отснято кино «Хождение за три моря», а в 1955 в Твери поставлен памятник Никитину. Также памятники русскому купцу есть в Кафе и в штате Махараштра.

Афанасий Никитин, Семён Дежнев, Фердинанд Врангель…

ередина XV века. В Европе идут войны, рушатся феодальные отношения, на их развалинах создаются сильные централизованные государства. Завершилась Столетняя война, но в самом разгаре Тридцатилетняя война Польши и Тевтонского ордена, междоусобная война Алой и Белой розы в Англии. Русская земля раздроблена на отдельные княжества, соперничающие друг с другом. Василий II, прозванный Тёмным после того, как его ослепил князь Дмитрий Шемяка, много сделал для укрепления княжества Московского. Он ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова, победил в войне с Звенигородско-Галичским княжеством, поставил митрополитом епископа Иону, порвав зависимость от патриарха в Константинополе. После его смерти вступил в 1462 году на княжение в Москве Иван III, завершивший соединение земель в центре Руси, оформив на исходе своего правления титул «великого князя всея Руси». Его внук запомнился потомкам под именем Иван Грозный.

В годы властвования Ивана III и совершилось путешествие тверского купца Афанасия Никитина на край света, в Индию. Когда он покинул Тверь, отправившись в Шемаху, на западный берег Каспия, продать меха и купить там жемчуг и пряности, то не знал, что дорога доведёт его до Индии. Обстоятельства заставляли его идти вперёд, пока он не оказался в далёкой загадочной стране. Может быть, кто-то и раньше Никитина побывал в Индии, но не осталось об этом никаких документальных свидетельств, а тверской купец составил подробное описание своего путешествия — «Хождение за три моря».

Европейцам Индия давно была известна. Греки и римляне в античные времена достигли её морским путём, а войско Александра Македонского проникло в 333 году до н.э. через горный хребет Гиндукуш и долину реки Инд. Но первым европейцем, прошедшим в Индию с севера, начав свой путь от верховьев великой русской реки Волги, был тверской купец Афанасий Никитин. Отправился он в далёкий путь в 1466 году. Тверь тогда ещё не была поглощена Москвой, и лишь Ярославль три года назад включил Иван III в Московское княжество.

Не очень-то представлял себе Афанасий Никитин, где находится эта сказочная Индия. Он просто воспользовался тем, что к принимающему воды Волги Каспийскому морю направлялся посольский караван ширванского шаха, страна которого располагалась у северо-западного берега Каспия. Шах возвращался от великого князя московского Ивана III. Афанасий взял в долг «мягкой рухляди» и разного товара, погрузил всё это на два судна и поплыл от места впадения невеликой речки Тверцы в Волгу.

«Поплыл я вниз Волгою и пришёл в монастырь Калязинский. Из Калязина плыл до Углича, а из Углича отпустили меня без препятствий. И, отплыв от Углича, приехал в Кострому… И приехал я в Нижний Новгород».

Потом была Казань, золотоордынская столица Сарай и расположившийся в устье Волги татарский торговый город Хазтарахан (Астрахань). Это был центр торговли, где встречались купцы востока и запада, товары Венеции и Генуи обменивались на персидские, китайские, индийские.

Здесь, в устье Волги, на караван напали разбойники, забрали весь нехитрый никитинский товар.

«Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно на мели в устье Волги, и тут нас настигли и велели судно тянуть вверх по реке. И судно наше большое тут ограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море. И пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент…» Два маленьких судна плывут вдоль каспийского берега. «В одном судне посол Хасан-бек да тезики [таджики] да нас, русских, десять человек, а на другом судне шесть москвичей да шесть тверичей да коровы да корм наш. И поднялась на море буря, и судно разбило о берег». Это было вблизи города Тарки (на месте теперешней столицы Дагестана Махачкалы). А в Дербенте Никитина и его товарищей полностью ограбили.

Куда было деваться Афанасию? Ведь он не получил за товар никакой выручки, и ничего, кроме долговой ямы, в родной Твери не ожидалось. От Дербента Афанасий Никитин двинулся на юг и пришёл в город Бакы (Баку), «где огонь горит неугасимый». Некоторое время поработал там, черпая вёдрами и наполняя кожаные мешки чёрной жидкостью, которую применяли тогда как лечебную мазь. Но по какой-то причине на этой работе не удержался. Снова остался без дела и средств существования. Выход один — продолжать путь дальше, авось ему повезёт: «… И я от многих бед пошёл в Индию, ибо на Русь мне пойти было не с чем, никакого товару не осталось».

Был Никитин прирождённым путешественником, не только беды, а и любознательность толкала его вперёд, в неведомые края. Его не останавливал риск, не пугало неведомое. Поэтому он достиг Индии, хотя первоначально цели у него такой не было.

В Баку Афанасий сел на корабль, доставивший его на южный берег моря Каспийского. Пешком пошёл, пересёк хребет Эльбурс, солончаковую пустыню Деште-Кевир, да и всю Персию, до «другого моря» — Персидского залива, и оказался в порту Ормуз, где купил «гурмызского зерна» (жемчуга), добывавшегося на острове Бахрейн. Там пересекались торговые пути из Индии, Китая, Египта, Малой Азии… За 200 лет до Афанасия через Ормуз проследовал в Индию великий венецианец Марко Поло: «Всё что на свете родится, то в Гурмызе есть… А солнце в Гурмызе так палит, что может человека сжечь». Дальше Поло пошёл по суше, сочтя ненадёжными местные судёнышки. А Афанасий Никитин отважился плыть на парусном кораблике «таве», не имевшем верхней палубы. Он устал от хождения по горам и пустыням, ведь уже пять лет миновало с того дня, как покинул Тверь. Он повёз в Индию персидского жеребца, рассчитывая его выгодно продать; сказали ему сведущие люди, что в Индии очень ценятся породистые лошади. Из Персидского залива попал в Аравийское море.

На двадцать пятый день плавания достиг Никитин берега Индии. Это был город Чаул, южнее современного Бомбея. Странным он показался тверетянину.

«И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, головы не покрыты, груди голы, волосы в одну косу сплетены… Куда я ни иду, за мной людей много — дивуются белому человеку». А сам он тоже удивляется немало, например тому, что султан ездит в сопровождении 300 слонов в золочёных покрывалах. И заметил он, что звёзды на небе индийском совсем не так расположены, как в его родной Твери, а нравы и обычаи у людей совсем другие, хотя они никакой неприязни у него не вызывают. Со многими индийцами он сдружился, научившись их языку. В описаниях реальность порой переплетается с легендами и сказками. Например, он всерьёз рассказывает об «обезьянском народе»: «… и есть у них князь обезьянский, ходит со своей ратью. И если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. А рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них свой». Но чаще всего его суждения достоверны и точны. Пишет он, что дошёл до «индийских гор», а потом пересёк всю равнинную Индию, оказавшись во владениях воинственного Асад-хана, который «ездит на людях» (носят на носилках слуги). Никитин пережидал в Джуннаре сезон муссонных дождей: «еждень и нощь четыре месяца всюду вода да грязь». А город этот «… стоит на скале каменной, не укреплён ничем, Богом ограждён. И ходят на ту гору днём по одному человеку: двоим идти никак нельзя». Побывал он в Центральной Индии, где продавали чёрных рабов, в открытом Васко да Гамой Каликуте, Джуннаре, Бидаре, Парвате и других городах и селениях Индии.

Афанасий Никитин внимательно присматривался ко всему, что встречалось в заморской стране. Поражает его спокойная доброжелательность по отношению к встречаемым им народам, их непривычным обычаям, языку, даже религиозным обрядам. Но от своих убеждений и веры он не отрекался, даже когда Асад-хан чуть не насильно попытался обратить его в мусульманство. «Русская земля, да будет Богом хранима! Боже, сохрани её! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».

Истинным патриотизмом проникнута книга. А из Индии Никитин ничего, кроме знания о далёкой стране и её людях, не привёз, потому что «… говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Перец и краска дёшевы. Но возят товар морем… А пошлины высокие, и на море разбойников много». И в самом деле, не установил тверяк Афанасий Никитин торговых отношений со страной за тремя морями, но он привёз знание.

На центральной площади в старинном волжском городе Твери стоит памятник широко шагающему человеку. Ветер раздувает полы кафтана. Голова высоко поднята. Он напряжённо всматривается вдаль. Это Афанасий Никитин, решительный, смелый и любознательный ходок за три моря, один из первых русских путешественников, оставивших описание своего путешествия.

Возвращался Афанасий Никитин на родину в 1472 году через Турцию, Грузию, Чёрное море, по Днепру и Волге. И умер, не дойдя до Смоленска. Рукописные тетради его спутники передали дьяку великого князя Смоленского. «Хождение за три моря» переписали и включили в летопись.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Путешественник Афанасий Никитин и его открытия

Краткая биография

Российский купец и путешественник Афанасий Никитин в XV в. жил в Твери. О нем известно только то, что он сам рассказал в своих знаменитых дневниках, которые вел во время путешествия в Азию: «Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море – Дербентское, дарья ( перс . – море) Хвалисская, второе море – Индийское, дарья Гундустанская, третье море – Черное, дарья Стамбульская». Сейчас эти моря называются соответственно Каспийское, Аравийское и Черное.

Памятник Афанасию Никитину в Твери

Памятник Афанасию Никитину в Твери

Читая рассказ Афанасия, становится понятно, что он был тверским купцом среднего достатка, торговал, видимо, в основном в приволжских городах и на Кавказе. А в Индию попал волею случая, «от многия беды» после того, как его корабль разграбили татары.

Путешествовал Никитин с 1468 по 1475 г. Его путевой дневник носит неофициальный характер, он написан живым языком человека, попавшего на чужбину, и сильно отличается от церковной и светской литературы того времени. В нем без труда угадываются черты характера автора. Афанасий Никитин был бесстрашным, искренним и непосредственным человеком, глубоко верил в Бога, тосковал по родине и молился о том, чтобы живым и невредимым вернуться на Русь. Умер он в 1475 г., на обратном пути, недалеко от Смоленска.

«Хождение за три моря»

В 1468 г. Афанасий Никитин отправился из Твери вниз по Волге с караваном торговых судов. Его путь лежал в Ширванское княжество в Закавказье. Чтобы безопасно пройти по Волге, Афанасий рассчитывал присоединиться к судам московского посла в Ширване Василия Панина, но разминулся с ним. В устье Волги на русских купцов напали татары: одних убили, других взяли в плен, а корабли разграбили. Добравшись до Дербента, Афанасий просил Панина и бил челом ширваншаху о заступничестве за пленных, чтобы купцам вернули товары, в крайнем случае помогли деньгами на обратную дорогу.

Д.И. Буторин. «Отъезд из Твери». Иллюстрация к книге А. Никитина «Хождение за три моря». 1957 г.

Д.И. Буторин. «Отъезд из Твери». Иллюстрация к книге А. Никитина «Хождение за три моря». 1957 г.

Через некоторое время людей отпустили, но в другой помощи отказали. Разбойники считали: «то, что пришло с моря, – собственность владельца побережья». Теперь возвращение на Русь означало для Никитина долговую яму, и он принял решение следовать дальше на восток: «И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят. А иные остались в Шемахе, иные же пошли в Баку работать». Проведя в Иране более двух лет, Никитин двинулся дальше на юг, ему стало известно, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары.

«Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича. Поплыл я вниз Волгою». Из книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»

Переезжая из одного города в другой, Афанасий, наконец, добирался до Ормуза: «А Ормуз – на острове, и море наступает на него всякий день по два раза… велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет». Во время путешествия Афанасий ведет дневник – записывает впечатления о природе, городах и жителях тех мест, в которых бывает.

Вскоре на таве (индийском судне без верхней палубы) Никитин направляется «за море Индийское», в Индии он планирует продать жеребца, но неожиданно хан-мусульманин отбирает его и обещает вернуть жеребца и дать Афанасию в придачу тысячу золотых, если он перейдет в мусульманскую веру. Афанасий в отчаянии, но на его счастье нашелся добрый человек, который заступился за православного христианина, и Никитину жеребца возвратили.

Маршрут путешествия Афанасия Никитина

Маршрут путешествия Афанасия Никитина

Афанасий – купец, во всех городах, где он бывает, он внимательно изучает рынки и приходит к выводу, что «для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска… на торгу продают коней, камку (ткань), шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет».

Никитин путешествует по индийским городам. Его поражает это страна, обычаи ее жителей, и он живо рассказывает о них в своих записках: «простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку…

Крепость Ормуз. Гравюра XVII в.

Крепость Ормуз. Гравюра XVII в.

Шах Джахан во дворце. Миниатюра. Индия. XVII в.

Шах Джахан во дворце. Миниатюра. Индия. XVII в.

В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы – на них ездят и товар и иное возят, все делают». От наблюдательного русского путешественника не ускользают детали жизни индийцев: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «А индийский великий князь могуществен и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит – удивительное место, для всего пригодное. Та сторона непроходима – путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая».

Афанасий постоянно ощущает себя иностранцем на чужбине, убежденный православный христианин, он общается с представителями разных вероисповеданий: мусульманами и индуистами, но остается верен своей религии, старается определить по звездам время православных праздников и постов. На «пятую Пасху» Афанасий решает, что пора возвращаться на Русь. В записках он пишет: «Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской». Он тоскует по родине, и, проведя столько лет на чужбине, познакомившись с разными народами и государствами, приходит к выводу:

«А Русь … на этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!»

Скульптура бога Вишны. Виджаянагар. Индия

Скульптура бога Вишны. Виджаянагар. Индия

Рельефы с бытовыми и военными сценами на стенах дворца в Виджаянагаре. Индия

Рельефы с бытовыми и военными сценами на стенах дворца в Виджаянагаре. Индия

В январе 1473 г. Никитин отплыл из Дабула на судне, которое после почти трехмесячного плавания, делая остановки в Эфиопии и на Аравийском полуострове, прибыло в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 г. достиг Трабзона. В Феодосии Афанасий зимовал, возможно, в это время он редактировал свои путевые записи, а весной двинулся на север. К несчастью, не доехав до Смоленска, Афанасий заболел и умер. Его дневник «Хождение за три моря» привезли в Москву купцы.

В XVI–XVII вв. эти путевые записки русского путешественника неоднократно переписывали, всего известно шесть списков. Один из них в начале XIX в. обнаружил Н. М. Карамзин и высоко оценил его. Афанасий Никитин стал первым европейцем, просто и правдиво описавшим средневековую Индию. Его «Хождение за три моря» содержит ценные географические, исторические и этнографические сведения о природе, хозяйстве, населении и обычаях Индии и других азиатских стран. Это – один из ярких образцов жанра путевых очерков и, бесспорно, один из наиболее замечательных памятников русской литературы XV века.

Один из храмов в Виджаянагаре. Индия

Один из храмов в Виджаянагаре. Индия

Храм Шивы в храмовом комплексе Вирупакши. Виджаянагар. Индия

Храм Шивы в храмовом комплексе Вирупакши. Виджаянагар. Индия

Каликут. Рисунок из «Атласа городов земного шара» Георга Брауна и Франца Хогенберга. 1572 г.

Каликут. Рисунок из «Атласа городов земного шара» Георга Брауна и Франца Хогенберга. 1572 г.

Поделиться ссылкой

Афанасий Никитин. Великий путешественник по воле судьбы

Владимир Дергачев
image001
Тверской купец Афанасий Никитин по воле судьбы стал  великим русским путешественником, оставившим   путевые заметки, известные под названием «Хождение за три моря».  Год рождения его неизвестен, умер (или трагически погиб?) в 1447 году вблизи Смоленска (на территории Великого княжества Литовского) на обратном пути из  путешествия, можно сказать в нескольких шагах от дома.   В Афанасии Никитине сконденсировалась важная черта русской ментальности — устремленность за горизонт.  Это не было авантюрой,  опытный и смелый купец  уже посещал Константинополь в  Византии, Литву, Крым и Молдавское княжество и благополучно возвращался с заморскими товарами.

Путешествие по Волге, Каспию, Персии, Аравийском морю, Индии, Турции и  Черноморью продолжалось с середины 1471 до начала 1474 года (по другой датировки — с 1468 по 1474 год).

Первоначально целью купеческой поездки было налаживание торговых связей с  азиатскими купцами, ведающими  торговлей по Великому Шелковому пути, проходящему через кавказскую Шемаху. Русские купцы везли преимущественно пушнину. Русские купцы отправились вниз по Воле в сопровождении посла ширван-шаха (властителя) Шемахи. Плавание по Волге шло благополучно, но возле Астрахани на реке Бузан купцы были ограблены татарами. Разбойники отняли товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Но часть купцов вернулось назад, а Никитин отправился дальше на Восток. Чтобы пустым не возвращаться в Тверь  и не оказаться в долговой яме купец поплыл на Дербент, далее на Баку, Шемаху и Персию, где купил жеребца, которого  решил выгодно продать в Индии и закупить товар для русской земли. Но и эта сделка особой выгоды не принесла.

Афанасий Никитин пробыл в Индии три года: «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…». «Индусы быка называют отцом, а корову — матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню». В своих  записях  Никитин употреблял выражения ненормативной лексики великого и могучего русского языка. В академических переводах крепкие слова исчезли.

В 1387 году на юге Индии было образовано первое мусульманское государство Бахмани, к югу от которого располагалась  Виджаянагарская империя.  С 1429 года столица султаната была перенесена в Бидар, который и посетил русский купец: «В Бидаре луна полная стоит три дня. В Бидаре сладких плодов нет. В Индостане большой жары нет. Очень жарко в Ормузе и на Бахрейне, где жемчуг родится, да в Джидде, да в Баку, да в Египте, да в Аравии, да в Ларе. А в Хорасанской земле жарко, да не так. Очень жарко в Чаготае. В Ширазе, да в Йезде, да в Кашане жарко, но там ветер бывает. А в Гиляне очень душно и парит сильно, да в Шамахе парит сильно; в Багдаде жарко, да в Хумсе и в Дамаске жарко, а в Халебе не так жарко».

Маршрут хождения Афанасия Никита за три моря
image003

На снимке памятник Афанасию Никитину в Феодосии (бывшей Кафе). В 2002 году памятник Афанасию Никитину был открыт в индийском городе Ревданда.
image005
http://leto.feodom.com/upload/arts/51.JPG

Исследователи  путешествия «за три моря» пытаются ответить на вопрос, как удалось в чужих краях выжить русскому купцу? Возможно, ему помогла местная традиция: «А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят спать к чужестранцам, да спят с ними, да дают им корм и приносят с собой сахарную еду и вино сахарное, да кормят и поят гостей, чтобы их любили, а любят гостей людей белых, потому что их люди очень черны. А зачнет жена от гостя дитя, и мужья дают корм. А родится дитя белое, тогда гостю пошлины триста тенек…». Слова Никитина не вызывают сомнения, об этом в последствии писал и Марко Поло. Но  скитания на чужбине были не легкими: «А все черные люди злодеи, а женки все бл…, колдуны да воры, да обман, да зелье, господ морят ядом».

Но, в первую очередь, купеческая жилка Афанасия Никитина искала  выгодный товар для русской земли. Чтобы по возвращению в Тверь не только  расплатиться с долгами, но и остаться с прибылью.  В своих заметках он пишет о шелке, сандаловом дереве и жемчуге. Но больше всего его привлекли местные алмазы. Возможно, он и пытался их  привести в русскую землю, но был ограблен и  убит под Смоленском.

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИстория России. Путешественники и первооткрыватели. XV век. Афанасий Никитин.

Афанасий Никитин (ок.1442-ок.1474).

 

Афанасий Никитин – тверской купец, путешественник, писатель.

Описание путешествия, открытия.

Стал одним из первых европейцев, достигших Индии (за 30 лет до португальского мореплавателя Васко де Гамы).

1468-1474 гг.- свершил путешествие по Персии, Индии, Турции.

Итог: путевые записи «Хождение за три моря», в которых описал наблюдения о политическом устройстве стран, их экономике, культуре. Он описал особенности религии стран, торговлю Индии, вооружение армии, рассказал об экзотических животных (обезьянах, змеях, слонах), местных нравах и представлениях индийцев о морали. Записаны им и некоторые индийские легенды.

Карта.

Маршрут путешествия  А. Никитина:

Тверь – по Волге до Астрахани – Дербент, Баку- через Персию по суше – г.Ормуз_-  на корабле в Индию, порт Чаул — пешком до индийских городов Бидар, Джуннар и Парват и др. – по Индийскому океану приплыл в Африку – вернулся в Ормуз – пешком через Иран в Трапезунд – Феодосия ( Крым).

Память о путешественнике.
Памятники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник А. Никитину в Твери. Скульптор- С.М. Орлов, А.П. Завалов, архитектор – Г.А. Захаров.1955 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник А. Никитину в Феодосии. Скульптор В.З. Замеховский.2008.

Монеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Две памятные монеты Банка России, посвящённые 525-летию путешествия Афанасия Никитина в Индию. 2 рубля, серебро, 1997 год.

 

Кино.

1958 г. — вышел советско-индийский фильм «

Хождение за три моря» (совместное производство киностудий Мосфильм и Найа Сансар), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.

 

 

 

Почтовая марка.

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Афанасий Никитин: биография, фото, видео

Афанасий Никитин (род. в 1433 г. – ум. около 1474 г., близ Смоленска) — русский путешественник, тверской купец, писатель.

Жизненный путь

Считается, что Афанасий происходит из крестьянской семьи. Отметим, что «Никитин» — это отчество, а не фамилия.

С 1468 по 1474 год Афанасий Никитин путешествовал по Индии, Персии и Турции. Благодаря этим странствиям появились знаменитые путевые записи, известные под названием «Хожение за три моря». Эти записи стали первым в русской литературе описанием коммерческой поездки. В данном произведении можно найти много интересных наблюдений об экономике, политическом устройстве и культуре восточных стран. Кроме того, Никитин описывает красоты природы, пышность дворцов, нравы и облик местных жителей.

Никитин отправился в путешествие из Твери. Он вез русские товары, надеясь выгодно продать их на берегах Каспийского моря. Но уже в устье Волги его ограбили астраханские татары. Несмотря на это, он решил продолжить свои странствия. Кроме того, товар был взят в долг. Тверской купец отправился в заморские земли, чтобы заработать достаточно средств для возвращения долгов. Сначала он отправился в Баку, затем перебрался на юг, где торговал и занимался изучением языков. Около 1469 г. Никитин добрался до Ормуза – крупного порта, который находился на пересечении торговых путей из Малой Азии, Индии, Египта и Китая. Затем он несколько лет путешествовал по Индии.

В «Хожении» можно найти много мусульманских молитв и арабско-персидской лексики, поэтому некоторые ученые выдвигали мнение, что в Индии Афанасий принял ислам. Но сам путешественник в своих записях всегда это опровергал. Отметим, что как купец Афанасий не имел успеха. На родину Никитин возвращался через Персию и Трапезунд. Также он посетил Кафу (Феодосию). Но домой Никитин так и не добрался, скончавшись под Смоленском.

В 1475 г. рукопись Никитина оказалась у Василия Момырёва, московского дьяка. Впоследствии ее текст внесли в Летописный свод 1489 г. и продублирован в Львовской и Софийской летописях. Кроме того, записки Никитина сохранились в Троицком сборнике 15 в. Позднее в Троицко-Сергиевском монастыре записки Никитина обнаружил Н. Карамзиным. Именно он опубликовал их отрывки в 1818 г. в примечаниях к 6-му тому «Истории государства Российского». А в 1821 г. полный текст записей Никитина опубликовал П. Строев в издании Софийской летописи.

Афанасий Никитин

Память о великом русском путешественнике

В 2008 г. Феодосии сооружен памятник А. Никитину. Кроме того, в этом городе существует улица и переулок, названные в его честь.

В Твери есть набережная Афанасия Никитина. В 1955 г. здесь был сооружен памятник Никитину (скульпторы А. Завалов и С. Орлов).

Именем Афанасия Никитина названа вершина горного массива, который расположен в водах Индийского океана (недалеко от экватора).

Имя Афанасия Никитина носит теплоход, фирменный пассажирский поезд «РЖД» и Airbus A320 VP-BQU (Российские авиалинии).

Группа «Аквариум» написала песню «Афанасий Никитин буги».

С 1994 в Твери производится пиво «Афанасий». На его этикетке изображен купец.

В 1958 г. вышла кинокартина «Хождение за три моря», роль Никитина сыграл О. Стриженов.

Афанасий Никитин Портретное векторное изображение. Иллюстрация моряка

Афанасий Никитин Портрет, фондовый вектор. Иллюстрация моряка — 147633091

Мы жертвуем 10% дополнительных гонораров нашим участникам в качестве стимула для борьбы с COVID-19

‘;
  • русский купец,
  • контуры туши,
  • векторный портрет,
  • афанасий никитин,
  • вектор,
  • портрет,
  • афанасий,
  • никитин,
  • винтаж,
  • силуэт,
  • силуэт наука,
  • плакат,
  • человек,
  • лицо,
  • персонаж,
  • мир,
  • история,
  • человек,
  • знак,
  • свобода,
  • художник,
  • старый воротник
  • 9000
Больше Меньше Wir akzeptieren alle gängigen Kreditkarten aus Deutschland.

Авторские права © 2000-2020 Dreamstime. Все права защищены.

.

Афанасий Никитин Изображения, фотографии и векторные изображения

В настоящее время вы используете более старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Выучить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial ГлавнаяРазвлеченияНовостиРоялтиСпортМузыкаМузыка домойПремиумBeatИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловСоздатель коллажейЦветовые схемыБлогГлавная страница блогаДизайнВидеоКонтроллерНовости
PremiumBeat blogEnterprisePric ing

Войти

Зарегистрироваться

Меню

ФильтрыВсе изображения
  • Все изображения
  • Фото
  • Векторы
  • Иллюстрации
  • Редакционные
  • Кадры
  • Музыка

  • Поиск по изображению

afanasy nikitin

Сортировать по

Самое актуальное

Свежее содержание

Тип изображения

Все изображения

Фото

Векторы

Иллюстрации

Ориентация

Все ориентации

По горизонтали

По вертикали

Цвет .

Жизнь Афанасия Никитина. История,

А. Никитин как русский путешественник, писатель. Особенности путешествий российских путешественников. Обилие фактического материала Никитин как ценный источник информации об Индии того времени. Характеристики пластинок «Путешествие за три моря».

  • Биографические сведения о жизни советского и азербайджанского государственного, партийного и политического деятеля Гейдара Алирза оглы Алиева. Начинаю политическую карьеру и работаю президентом России Владимиром Путиным.Ангела Доротея Меркель — немецкий политик.

    , 20.10.2014

  • Борис Годунов (ок. 1552 — 1605) был русским царем с 1598 года; пришел к власти во времена «опричнины»; был братом жены царя Федора Ивановича и фактически управлял государством вместо него.

    , 15.04.2006

  • История России: первый князь России; принятие христианства Русью; период раздробленности; битва на Неве со Швецией и Литвой; битва против Золотой Орды; правление Ивана Грозного и династии Романовых.

    , 26.04.2012

  • Как погиб рволутон. Два рволутона, cvl wr. От совт пух до Большвк дктторшп. Kronstdt nd th Nw conomc Polcy. 1-й, 2-й рабочий класс 1921-28 гг. Десятилетие 1921-29 гг. Th Lft Opposton.

    , 20.06.2010

  • Фермеры и строители памятников. Основание Андреевского университета. Мария Королева Шотландии. Политическая и культурная жизнь после слияния Шотландии и Англии.Восстания якобитов. Основные характеристики Шотландии в современную эпоху.

    , 20.09.2013

  • История российско-американских отношений и договоров. Восстание британских колоний против экономического гнета англичан как начало дипломатических отношений между Россией и США. Распад СССР и окончание холодной войны.

    , 07.05.2011

  • Характеристика экономической жизни Казахстана в послевоенные годы, начало экономической перестройки на мирной основе.Экономическая политика и быстрое развитие тяжелой промышленности. Идеология индустриального развития Казахстана.

    , 13.12.2014

  • Жизнь Хамфри МакКуина. Середина 1960-х годов: момент радикального студенческого движения, возглавляемого маоистами и троцкистами. ASIO и специальные отделения полиции штата в качестве регистраторов. Сложное интеллектуальное развитие Х. Маккуина, его потрясающая литературная деятельность.

    , 24.06.2010

  • Процесс накопления прибыли и изобилия в раннем средневековье.Отношение человека к условиям создания и воспроизводства собственности. Теория Фомы Аквинского об использовании денег. Рассуждения о христианской морали и наживе.

    , 19.07.2010

  • , г. ,. «Virgin Records».

    , 14.10.2015

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *