Калбак таш: Недопустимое название

Содержание

Урочище Калбак-Таш, петроглифы на берегу реки Чуя

Калбак-Таш — скальный комплекс с древними рисунками и объектами, важнейшими для истории и археологии. По количеству рисунков и знаков это крупнейшая писаница в Республике Алтай.

В переводе с алтайского языка название переводится, как широкий, плоский камень или скала.

В этом месте находятся рисунки периода неолита. Сохранились изображения оленей, верблюдов, начертанные в период 6-4 тысяч лет до нашей эры.

Хорошо просматриваются фигуры людей, телег и колесниц, вьючных быков и домашних животных. Эти изображения относят ко времени около 3-1 тысяч лет до нашей эры. Их в писанице больше всего.

Более молодые петроглифы показывают диких животных — волков, крупных хищников из семейства кошачьих, козлов, маралов. Их ученые отнесли к VIII-III векам до нашей эры, к скифской эпохе.

Наконец, ученые выделили изображения VII-X веков нашей эры. Это сцены охоты, рисунки медведей и диких быков, и древнетюркские руны.

По словам ученых, древние художники пользовались металлическими и каменными орудиями, вытесывая изображения в камне.

История изучения

Впервые петроглифы Калбак-Таш были изучены в 80-е годы прошлого века. Старый Чуйский тракт проходил намного выше этого места, и оно оставалось без внимания.

Хотя они были отмечены на карте и описаны уже в 1912 году. Тогда художники Д.Кузнецов и Г.Гуркин зарисовали небольшую часть петроглифов.

До 80-90-х годов XX века писаница не ценилась, как исторический памятник. И лишь после масштабных исследований ее стали считать одним из основных центров наскальных рисунков Алтая.

Туризм

Писаница является важным историческим и археологическим памятником. Поэтому территория огорожена, а вход платный. Чаще всего туристы осматривают петроглифы в сопровождении экскурсовода. Найти его можно в домике возле входа в комплекс.

Гид указывает на самые интересные рисунки, объясняет их значение и дает важную информацию — в какую эпоху были созданы, что изображают. Некоторые картины сложны для объяснения — рисунки инопланетных существ, фантастических зверей и космических кораблей.

Наиболее важные фрагменты урочища Калбак-Таш:

  • Святилище богини Умай-Эне.
  • Уникальный рунический текст из 30 рун, который ученые относят к IX-X векам нашей эры. До сих пор разгаданы не все из них.
  • Жертвенник.
  • Солнечные часы и панно Воина-Мага.
  • Карта звездного неба.

Как добраться до урочища Калбак-Таш

От Бийска до наскальных рисунков Калбак-Таш около 385 километров. От Горно-Алтайска — 290 километров. Ехать нужно через населенные пункты Манжерок, Усть-Сема, Шебалино, Онгудай и Иню.

Достопримечательность находится справа от реки Чуя, в десяти километрах от слияния Чуи и Катуни. Также можно ориентироваться по селу Иня — петроглифы расположены в 17 километрах за ним. Ориентиром является табличка «Природно-хозяйственный парк «Чуя-Оозы».

На 723 километре Чуйского тракта в глаза бросается возвышение из скал. Чтобы попасть в урочище, нужно отойти от трассы влево на 140 метров. Перед входом становятся видны домик, аил и беседка.

Экскурсии к петроглифам Калбак-Таш

Осмотр петроглифов включен в автомобильные экскурсии по Чуйскому тракту. Такие, как путешествие по Золотому кольцу Алтая. Также можно сделать здесь остановку во время туров в долину Чулышмана, на плато Укок, на Актру.

Мы познакомим Вас с урочищем Калбак-Таш в рамках одного из экскурсионных туров. В этом месте Вы погрузитесь в атмосферу древности и узнаете важные факты из истории Алтая.

Данные комплекс наскальных рисунков вы увидите во время следующих туров:

Майские праздники

Экскурсионные автотуры

Калбак-Таш

На правом берегу реки Чуя, неподалеку от сел Иня и Иордо, находится одна из самых известных достопримечательностей Горного Алтая — урочище Калбак-Таш. Большую известность это место получило благодаря большому скоплению петроглифов — древних наскальных рисунков. С алтайского языка название Калбак-Таш переводится как «широкий плоский камень, гора». А горы здесь и вправду плоские, но при этом достаточно высокие.

Петроглифы Калбак-Таш

Вдоль Чуйского тракта почти на 10 километров протянулась скала, практически повсеместно покрытая петроглифами. По подсчетам исследователей, в урочище Калбак-Таш находится почти 3000 наскальных изображений, а также около 20 изображений древних рун, которые были выполнены с помощью металлических и каменных орудий труда. Все петроглифы принадлежат разным временным отрезкам от Бронзового века до Средневековья.

В урочище распространены рисунки животных, среди которых можно различить оленей, барсов, волков и быков, все из которых являются типичными для Горного Алтай. Но кроме них ученые обнаружили и другие рисунки, на которых изображены несуществующие в настоящее время животные.

Помимо рисунков животных, на скалах присутствуют многочисленные сцены из жизни древних людей. Охота, древние ритуалы и шаманские обряды, иллюстрация алтайских мифов и другие рисунки, смысл которых сложно разобрать. Присутствуют символы, свидетельствующие о том, что в этом месте существовала древняя обсерватория. Несомненно, для народов, населявших это место в течение многих веков, урочище Калбак-Таш считалось священным.

Урочище Калбак-Таш находится на 723 километре Чуйского тракта, вдоль левой стороны дороги. А в двух километрах от скопления петроглифов расположен огромный каменный исполин, представляющий война с мечом в руках.

Калбак-Таш не единственное место, где можно увидеть петроглифы, но попасть сюда намного проще и доступнее. Советуем вам обязательно посетить это место и в прямом смысле прикоснуться к истории. Ведь с каждым десятилетием состояние петроглифов ухудшается, и возможно, когда-то они исчезнут совсем.

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Местность известная как Калбак-Таш расположена на правобережье Чуи межу селами Иодро и Иня, на расстоянии 12 километров и 18-ти соответственно. Калбак-Таш находится на 723-м километре Чуйского тракта.

Словно галерейная экспозиция протяженностью 10 километров – скальная придорожная гряда изобилует петроглифами. В общем сложности «выставка» включает до 3 тысяч изображений, относимых к межвременному отрезку, начиная с Бронзового века и заканчивая Средневековьем, вкупе с 2 десятками рунических надписей.

Наименование Калбак-Таш означает «расширенный плоский камень, в подвешенном положении; гора». Действительно, здешние скалы являют собой уплощенную возвышенность, пересекающую Чуйскую долину. На них начертано свыше полутысячи композиций из 5 тысяч рисунков, выбитых металлическими и каменными орудиями точечным методом.

Самые древние начертания относятся к 8 тысячелетию до Рождества Христова. А самыми популярными изображениями являются рисунки животных: быков, оленей, волков и барсов – широко распространенных на Алтае. Встречаются и необычные представители хищной фауны, вероятно существовавшие века назад, а может быть выдуманные авторами петроглифов.

Представлены и сцены охоты, примечательные не только с эстетической точки зрения, но и в качестве исторического материала. Еще один распространенный сюжет – ритуалы: воины с хвостами, шаманы и их звериные спутники кер-тютпы, переносящие хозяев в подземный мир. Тела шаманов словно продырявлены в районе груди, намекая на отсутствие души. Иные рисунки иллюстрируют алтайскую мифологию, а некоторые и вовсе невозможно интерпретировать. Поразительно, но среди изображений встречаются объекты, напоминающие реальные современные космические корабли
. Эти рисунки масштабнее людских и звериных силуэтов и располагаются на горизонтальных плоскостях, а потому размыты стихиями и стопами посетителей.

Наличие солярной символики позволяет предположить, что некогда местность использовалась в качестве обсерватории или храма. Долгое время было оно священным, поскольку такое количество петроглифов – вопрос веков.

Калбакташские росписи наносились на протяжении многих эпох, анализ сюжетов позволяет сгруппировать их следующим образом:

1. Эпоха неолита

(6-4 тыс. до н.э.) представлена укрупненными фигурами козлов и оленей, начертанных контурным желобком.

2. Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. до н.э.) включает наибольшее количество рисунков, изображающих женщин в компании животных, фаллические начертания, колесницы, навьюченных быков, войны и копья, погонщиков, вымышленных хищников и так далее. Встречаются змеи, символы и медвежьи силуэты – что не характерно Алтаю тех времен.

3. Скифская эпоха (8-3 в.в. до н.э.) отличается сценами охоты на оленей, рисунками лошадей, собак, волков и козлов.

4. Древнетюркская эпоха (7-10 в.в. до н.э.) характеризуется сравнительно небольшим количество охотничьих сцен, жертвами которых являются олени, дикие быки и медведи. Стилистика начертания – граффити.

Местоположение: 723-ий километр Чуйского тракта (трассы «Новосибирск-Ташанта», М-52). Скалы обрамляют автодорогу с левой ее стороны.

По сути, алтайские петроглифы встречаются не только здесь, но Калбак-Таш наиболее доступное и наглядное место. Время не щадит достопримечательность и придет день, когда рисунки и вовсе исчезнут, но пока еще есть шанс увидеть древнее наследие и прикоснуться к истории.

В 2 километрах от «галереи» петроглифов возвышается

каменный исполин, символизирующий воина, сжимающего в руках меч.

Калбак-Таш · Глоссарий · Туроператор «Саянское Кольцо»

Археологическо-природный комплекс, известный своими «писаницами» (петроглифами). Буквальный перевод названия — «плоский, расширенный, висячий камень, гора» (другой вариант — «гора-ложка»).

Калбак-Таш расположен в Республике Алтай, в Онгудайском районе, на реке Чуя, 10 км от места впадения Чуи в Катунь. Это примерно в 18 км от села Иня, не доезжая 12 км до села Иодро, на 723-м км Чуйского тракта. У указателя «723-й км», с левой стороны, надо отсчитать четыре столба электропередачи и между четвертым и пятым пройти метров 20 в глубину, по направлению к скалам, затем начинается подъем. Ориентир — на холме небольшой домик и беседка.

Комплекс петроглифов находится на скалах из зеленовато-коричневых сланцев недалеко от дороги. Всего насчитывается более 500 композиций из более 5 тысяч рисунков. Петроглифы изображают людей и различных животных (олени, лошади, коровы), здесь показан как быт, так и мифология древних людей. Рисунки выбиты каменными или металлическим орудиями в точечной технике. Петроглифы относятся к различным историческим эпохам: от неолита до древнетюркской эпохи, их возраст 3000-8000 лет.

Петроглифы в комплексе Калбак-Таш можно разделить на несколько эпох:

  • Эпоха неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) — крупные фигуры животных, таких как олени и козлы, верблюды.

  • Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. лет до н.э.), самая большая группа рисунков — мужские и женские фигуры, колесницы и телеги запряженные вьючными быками, погонщики и воины, фантастические хищники и домашние животные. К этой эпохе относят так называемую «алтайскую химеру».

  • Скифская эпоха (VIII-III вв. до н.э.) — петроглифы со сценами охоты на оленей, а также многочисленных животных — козлы, волки-собаки, кошачьи хищники, маралы.

  • Древнетюркская эпоха (VII-X вв. н.э.) — сцены охоты, интересны изображения диких быков и медведей. К этому же времени относятся и древнетюркские рунические надписи.

Объекты комплекса:

  1. Святилище матери прорадительницы

  2. Святилище Умай-Эне

  3. Святилище Ульген кудай

  4. Подножье, древнетюркские, чуйские рунические письмена

  5. Терраса — панно «тропа Когульдея»

  6. Комплекс Восход Солнца

  7. Небесная колесница

  8. Наскальные рисунки «Алтын Монус», «Алкышчи»

Калбак-Таш был священным местом для народов, проживавших здесь в разное время. Солярные символы, распознаваемые в петроглифах, наводят на мысль, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм.

Калбак-Таш впервые был открыт и частично описан в 1912 году художниками Д.И. Кузнецовым и Г.И. Гуркиным. Серьезное же научное описание петроглифов урочища началось только в 80-х гг. XX века. Исследования проводились Е. А. Окладниковой и В. Д. Кубаревым, которые описали и скопировали большую часть петроглифов.

Возможен как самостоятельный осмотр достопримечательностей (входной билет около 130 руб/чел), так и в составе экскурсионных групп. Режим работы: с 08:00 до 21:00

Урочище Калбак-Таш можно посетить во время тура «Золотое Кольцо Алтая»

Смотреть также Каракольская долина

Калбак-Таш

Адрес и контакты

  • Адрес: Респ. Алтай, Россия, 649446
  • Телефон: +7 913 872-04-92

Урочище Калбак-Таш на Алтае

Более ста лет тому назад урочище Калбак-Таш стало объектом повышенного внимания ученых. Здесь было проведено немало исследований, которые дали возможность назвать урочище одним из наиболее крупных памятников на территории нашей страны.

Калбак-Таш напоминает своеобразную галерейную экспозицию, общей длиной более 10 км. Вся гряда придорожных скал усыпана петроглифами. Исследователи даже подсчитали общую численность наскальных изображений – их вышло более 3 тысяч. Тут даже есть 20 рунических письмен. Время создания рисунков довольно обширное, начиная от древнего неолита до Средневековья.

Петроглифы в урочище Калбак-Таш

Конечно, Калбак-Таш не единственное место на Алтае, где можно увидеть петроглифы, но это урочище более доступно, чем другие. Погодные условия не щадят уникальную достопримечательность. Возможно, недалек тот день, когда изображения исчезнут навсегда. Но пока каждый желающий может собственными глазами увидеть вековые манускрипты и ощущать исходящее от них веяние древности.

Через 2 км можно увидеть каменное изваяние великана-воина с мечом в руках.

Как добраться

Эта местность расположена на правом берегу речки Чуи, а если быть точнее – прямо между двумя селениями (нужно проехать 12 км от села Иодро и 18 км от села Иня). Едем по Чуйскому тракту до 723-го километра. Здесь и находится сам Калбак-Таш. На холме есть дом для экскурсоводов и беседка для отдыха.

Обзоры достопримечательности

На сайте нет ни одного обзора про эту достопримечательность. Станьте первым!

Разместить обзор

Наскальные рисунки в урочище Калбак Таш

Бом Калбак-Таш или же Ялбак-Таш, данное название с алтайского наречия можно перевести как «плоский камень». Это место считается важным археологическим памятником, который расположился на правом берегу реки Чуй, неподалеку от ее места слияния с рекой Катунь. На Алтае это самая знаменитая композиция наскальной живописи, на плоских глыбах, которая насчитывает порядка 3000 тысяч различных наскальных рисунков разных эпох, начиная с эпохи неолита (от 6 до 4 тысяч лет до нашей эры), и знаменитой в тех краях тюрской эпохи (1000 лет до нашей эры).

На наскальных рисунках изображено множество разных «сцен» из мифов, а также жизни и быта древних людей, которые они считали нужными изобразить.

Описание рисунков

В общем все наскальные композиции можно разделить на несколько эпох. В целом их четыре, включая две вышеупомянутые, выгладит это следующим образом:

  1. Неолит – преимущественно изображены очертания разных животных, обитающих в то время, в тех краях;

  2. Энеолита-бронзы – рисунки начиная с 3 тысячелетия до нашей эры, являются самыми массовыми, среди них есть уже фигуры людей, разные телеги и военные колесницы с привязанными животными, воины племен и прочие рисунки уже непосредственно из жизни людских племен;

  3. Скифская эпоха, начала VIII столетия до нашей эры – очередные композиции охотников, и различных животных представителей.

Впервые памятник древности был открыт еще в 1912 году, и в это же время был описан некоторыми художниками. Однако ему сразу не придали какого-либо основного значения, и лишь после тщательного исследования, проведенного в 80-тых годах XX века, его восприняли как памятник мирового уровня.

При рассмотрении рисунков можно увидеть многое, в том числе и человеческую фантазию. Например, там были найдены рисунки похожие на космические корабли разных форм, а также разные люди в непонятных одеждах, больше напоминающие скафандры. Но такого там достаточно мало, в основном же преобладают животные изображения, и причем некоторые рисунки были найдены с похожими очертания в разных частях Средней и Центральной Азии.

Петроглифы можно посмотреть, как самим, так и поехать сразу целой экскурсией, лучше всего естественно это делать во втором случае, так как вы можете упустить интересные вещи, а сами экскурсоводы могут много чего рассказать про это место, так что лучше не упускать такую возможность.

Петроглифы урочища «Калбак-Таш»

Горный Алтай с давних времен был обителью для разных народов и здесь обнаружено немало интересных исторических и археологических памятников культуры и быта прежних эпох.

Памятники художественной деятельности древних людей, а это, в первую очередь, наскальные рисунки, на Алтае встречаются достаточно часто. Их концентрация и расположение в особых, живописных местах, на высокогорных перевалах, вдоль древних троп кочевых народов способствовали возникновению теории о том, что в глубокой древности существовали своеобразные горные «храмы», «святилища» под открытым небом.
Одно из самых известных подобных святилищ, служивших народам Алтая на протяжении нескольких эпох, находится в Онгудайском районе, в урочище Калбак-Таш (Ялбак-Таш). Более пяти тысяч изображений обнаружено на скалах, расположенных вдоль правого берега Чуйского тракта, на отрезке между селами Иня и Иодро. Петроглифы встречаются там повсеместно на протяжении почти десяти километров и относятся к разным эпохам – от неолита до древнетюркских времен. Наибольшее скопление – в южной и центральной части комплекса. Изображения искусно выполнены каменными или металлическими орудиями в различной технике и многие, кроме культурно-исторической, имеют еще и эстетическую ценность.

Наиболее распространены изображения типичных для этой местности животных: оленей, быков, снежных барсов, волков и др. Но на некоторых рисунках попадаются неведомые хищники, загадочные мифические животные и сцены охоты на них. До сих пор остается вопрос: созданы ли они были благодаря фантазии древних художников или существовали на самом деле?

Скалы урочища, как страницы огромной каменной книги, являются бесценным источником духовной материальной культуры алтайцев. На них можно увидеть целые повествования из жизни народов Алтая с изображением сцен кочевья, охоты, войны, древнейших ритуалов, обычаев, обрядов и мифов. Среди петроглифов есть изображения шаманов с фантастическим зверем кер-тютпа. По местным поверьям, это мифическое животное, похожее на дракона, помогало шаману провожать души умерших в подземный мир. Но некоторые сюжеты пока так и остаются загадкой для ученых. Много вопросов вызывают древние изображения, похожие на космические объекты и ракеты. Причем изображения предполагаемых «космических кораблей» гораздо крупнее людей и животных. Существует мнение, что так символически был запечатлен шаманский танец, но это также — лишь одна из гипотез. По другим предположениям – в этом месте была древняя обсерватория. Особый интерес представляют рунические древнетюркские надписи, их в Калбак-Таше более двадцати, они также до конца еще не расшифрованы.

В Калбак-Таше также найдены специально вымощенные камнем и огороженные площадки, которые, несомненно, были сделаны для проведения обрядов и жертвоприношений.

Переводится «Калбак-Таш» или, точнее, «Ялбак-Таш» как «плоский широкий висячий камень». Действительно, слоистые коричнево-зеленоватые скальные выступы будто нависают над протекающей рядом горной рекой Чуя. Живописные окрестности, доступность уникальных достопримечательностей сделали Калбак-Таш популярным у туристов. Многие маршруты – пешие, автомобильные, велосипедные, экскурсионные пролегают через эти места. Но организованные группы не причиняют этому уникальному памятнику древнего изобразительного искусства столько вреда, сколько единичные «дикие» туристы, зачастую не понимающие его исторической ценности и не способные бережно и внимательно отнестись к наследию наших предков.

Добраться до комплекса древних наскальных рисунков «Калбак-Таш» довольно просто. Он находится примерно на 723 км Чуйского тракта, на территории природного парка «Чуй-Оозы». На обочине дороги установлен специальный указатель и схема предполагаемого маршрута, где и что можно посмотреть. На холме есть небольшой дом для экскурсоводов и беседка. По территории комплекса можно прогуляться и самостоятельно изучить изображения. Но гораздо больше информации вы получите, если воспользуетесь услугами экскурсовода. Опытный гид вам покажет, где и какие именно петроглифы расположены, к какой эпохе относятся, поможет правильно их изучить и интерпретировать, расскажет о мифологии, культурных особенностях и обычаях народов Алтая, покажет жертвенный алтарь, священные камни, обладающими целебной силой, древние солнечные часы, карту звездного неба и другие интересные объекты. В окрестностях Калбак-Таша и на территории природного парка «Чуй-Оозы» много интересных и не менее доступных для посещения достопримечательностей.

Отдых на Алтае – прекрасная возможность познакомиться с культурой и бытом кочевых народов, с историческими и археологическими объектами древних времен. В Онгудайском районе туристы всегда могут остановиться на ночлег в уютных гостевых домах, на базе отдыха или в гостинице, попробовать блюда национальной кухни, купить интересные изделия и сувениры ручной работы у местных ремесленников. 

Комплекс доступен для посещения с 8.00 до 21.00.

Что еще посмотреть в Онгудайском районе:

Катунские террасы..

Теньгинское озеро..

Мы на Google+: Go To Altay

Калбак-Таш | Достопримечательности Алтая и Сибири

Калбак-Таш — уникальный комплекс древних петроглифов, расположенный в Онгудайском районе, на 723 км Чуйского тракта. С точки зрения разнообразия, хронологической глубины и качества образов, Калбак-Таш предлагает необычайно ценные и непрерывные записи экспрессивных образов человека в Алтайском регионе, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры. до позднетюркского периода. Название «калбак-таш» переводится с алтайского как «плоский камень».На плоских скалах холма, возвышающегося над долиной реки Чуя, высечено более 5000 наскальных рисунков.

Изображения встречаются здесь одни, в связных и задуманных композициях и в несвязанных группах. Эти изображения включают реалистичных и легко узнаваемых животных, а также 80 легко различимых человеческих типов; но они также включают синкретических животных, животных необычайно увлекательного характера и антропоморфные композиции, которые, должно быть, возникли из традиций религиозных верований, из мифов и из эпической поэзии.Картины высекаются в скалах каменными или металлическими орудиями в нескольких различных техниках.

По изображениям и использованным методикам ученые определяют несколько периодов создания петроглифов Калбак-Тач:

  • Период неолита (6000-4000 до н.э.) — большие изображения животных, таких как олени, козы, верблюды.
  • Энеолит-бронзовый век (3000–1000 гг. До н.э.) — основная группа изображений — персонажи мужского и женского пола, колесницы и повозки, запряженные вьючными быками, погонщики скота и воины, фантастические хищники и домашние животные.
  • Скифская эпоха (800-300 гг. До н.э.) — петроглифы со сценами охоты на диких животных, а также многих животных — коз, волков, собак и хищников семейства кошачьих.
  • Древнетюркская эпоха (700–1000 гг. Н.э.) — охотничьи отряды, фантастические изображения диких быков и медведей, тюркские рунические надписи.

Одна из самых интересных частей — это группа мужчин в шляпах-грибах и своеобразном хвосте или поясе. На груди каждого мужчины есть квадрат, который может обозначать место души.Над хвостатыми людьми легко увидеть огромное и причудливое существо с большими зубами в пасти и длинным хвостом. Одна из версий этого изображения состоит в том, что это чудовище пожирало души, очищая их от грехов перед тем, как позволить войти в верхний мир. Это восприятие мира того времени и культуры.

Еще одно интересное место — святилище для женщин, где они просили богов дать им детей. Здесь вырезано множество схематических изображений женщин, просящих ребенка, беременных и рожающих.
Калбак-Таш всегда был священным местом для проживающих здесь людей.

Калбак-таш Алтай

Древнее святилище Калбак-Таш («плоский висячий камень») находится на правом берегу реки Чуя, между деревней Иня и деревней Йодро. На каменистом уплощенном холме, расположенном через Чуйскую долину, осталось более 500 композиций, с более чем 5000 рисунков. Все они штампуются каменными или металлическими инструментами, преимущественно точечной техникой.

Наиболее распространены изображения животных: распространенных на Алтае быков, оленей, волков, леопардов.Также неизвестный образ хищника, таинственного зверя, вероятно, существовал несколько тысяч лет назад, либо он был создан пышным фэнтези-художником. На скалах также выбиты многочисленные сцены охоты.

Еще одна тема для рисунков — ритуальные действия. Эти петроглифы изображают хвостатых воинов, шаманов и их таинственного зверя Кер-тютпу, который помогал шаманам путешествовать по подземному миру. Ученые сопоставили одни петроглифы с сюжетами алтайских мифов, а другие петроглифы интерпретировать не удалось.

Удивительно, что помимо символических фигур животных и людей на многих изображениях изображены объекты, похожие на космические корабли, с прикрепленной к телу капсулой вверху и с большим пламенем внизу. Рисунки «космических кораблей» нарисованы больше, чем изображения людей и животных. Они покрыты горизонтальными плитами и более размыты и стерты, что является причиной большего воздействия природных факторов и людей, посещающих это место на протяжении многих веков.

    Петроглифы в комплексе Калбак Таш можно разделить на несколько периодов:
  • Период неолита (6-4 тыс. Лет до н.э.).Большие фигуры оленей, козлов и верблюдов;
  • Период энеолита-бронзы (3–1 тыс. Лет до н.э.). Самая большая группа изображений — мужские и женские фигуры, колесницы и телеги, запряженные вьючными быками; погонщики и воины, фантастические хищники и домашние животные. В «Эру» входит и «Алтайская химера»;
  • Скифский период (VIII-III вв. До н.э.). Петроглифы со сценами охоты на оленей, а также охоты на многих животных — коз, волков, собак, кошачьих хищников;
  • Древнетюркский период (VII-X век до н.э.).Сцены охоты, интересные изображения диких быков и медведей. Древнетюркские рунические надписи

Несмотря на наличие петроглифов Калбак-Таша, серьезное изучение научного описания было произведено только в 80-х годах ХХ века. Хотя памятник Калбак Таш был впервые обнаружен и частично описан в 1912 году художником Д.И. Кузнецов и Г. Гуркин. Они сделали первые зарисовки, приступив к изучению древних памятников Алтая. Причина столь позднего открытия объясняется несколькими причинами.Старая тропа Чуйского тракта проходила намного выше современной дороги, а скалы с петроглифами были ниже в крутых обрывах реки Чуя. Поэтому исследователи не могли этого заметить. Во-вторых, более ранние исследователи запутали расположение тракта, представив его как Калбак-Таш, который действительно находится в 7 км ниже по течению реки Чуя. В конце концов, название Калбак-Таш вошло в археологическую и научно-популярную литературу, потому что в соответствии с алтайской и монгольской этимологией Ялбак-Таш и Таш Калбак буквально можно перевести как «широкий плоский камень или скала».Первоначальные описания урочища были шрамы, ученые не осознавали истинного значения этого памятника для международной археологии. После исследований в 80-90-е годы памятник Талбак Таш заслуженно стал одним из главных центров алтайских петроглифов.

Экскурсия: Петроглифические урочища Калбак-Таш

Древнее святилище Калбак-Таш

Древнее святилище Калбак-Таш находится всего в 30 км от нашего комплекса. В переводе с алтайского языка это означает «плоский камень».

Уникальный археологический памятник Республики Алтай был скрыт от людей до начала 20 века. Это осталось незамеченным в основном потому, что старая дорога проходила над современной частью Чуйского тракта, а наскальные рисунки располагались ниже, у крутых обрывов реки Чуй. Памятник открыли только в 1912 году.

Петроглифы Калбак-Таша (резные наскальные изображения) можно разделить на несколько эпох. Эпоха неолита (6–4 тыс. Лет до н.э.) обычно отличалась изображениями крупных фигур животных, таких как олени и козы, верблюды.Эпоха энеолита-бронзы (3–1 тыс. Лет до н.э.), которая является самой большой группой рисунков, представленных в Калбак-Таше, отмечена рисунками мужских и женских фигур, колесниц и повозок, запряженных в ярды быков, погонщиков и воинов, фантастические хищники и домашние животные. Один из фантастических хищников, появившихся в то время, — это так называемые «алтайские химеры». В скифскую эпоху (VIII-III вв. До н.э.) обычно встречаются петроглифы со сценами охоты на оленей, а также многочисленных животных — коз, волков, собак, кошачьих хищников, маралов.Древнетюркская эпоха (VII-X век до н.э.) насыщена сценами охоты, интересными изображениями диких быков и медведей. К этому периоду относятся и древнетюркские рунические надписи.

Сегодня комплекс Калбал-Таш насчитывает около 5 тысяч наскальных рисунков.

Тысячи рисунков фигур животных, людей, сцен охоты выполнены на плитах каменистого холма. Крупные фигуры оленей и козлов представлены на большинстве петроглифов эпохи неолита. Самая большая группа рисунков относится к эпохе энеолита-бронзы; здесь стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), колесниц, быков, погонщиков и воинов, фантастических хищников и домашних животных.На петроглифах скифского времени изображены сцены охоты на оленей, многочисленных животных — маралов, коз, хищников из семейства кошачьих, волков, собак. На петроглифах древнетюркской эпохи представлены изображения диких быков и медведей, а также изображения охоты.

Одно из самых интересных воображаемых — это группа «хвостатых» людей с полукруглыми образованиями на голове. Среди них стоит гигант с нарисованным на груди квадратом, который может представлять вместилище души. Над «хвостатыми» можно было заметить огромного зверя с зубастой пастью.Есть несколько верований и историй о том, что представляет собой это изображение. По одной из версий, это чудовище рассматривается как поглотитель душ, которые очищают их от скверны перед тем, как войти в высший мир. Эта сюжетная линия основана на представлениях алтайской культуры того периода. Еще одна история, которая связана с этим воображаемым, — это посвящение юношей воинам-мужчинам.
Калбак-Таш был священным местом для разных людей, живших здесь в разное время. Солнечные символы, узнаваемые на воображаемых петроглифах, предполагают, что это место использовалось и как обсерватория, и как своего рода храм.

Среди антропоморфных, зооморфных и солнечных изображений можно найти рисунки летающих тарелок, пришельцев и космических кораблей, что оставляет открытым вопрос, были ли наши предки свидетелями посещения внеземных цивилизаций, или это что-то, созданное воображением человека. древний художник. Интересно, что многие подобные рисунки с изображением фантастических животных были найдены по всей Центральной Азии, в Пакистане, Монголии. Это связано с общим мировоззрением древних людей и сходством их религий.
После исследований, проведенных в 80-90-е годы, памятник Калбак-Таш заслуженно стал одним из главных центров древних алтайских петроглифов.

Петроглифы урочища Калбак-Таш можно рассматривать как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Мы рекомендуем полную экскурсию с гидом, так как она даст более четкое и полное представление об этом уникальном памятнике.
Продолжительность экскурсии 3 часа.

Руническая надпись в Калбак-Таше II, Центральный Алтай, со ссылкой на местонахождение племени аз | Кубарев

1.Акеров Т.А. 2010 Азы — элитарный стержень кыргызов. В кн .: Гуманитарные проблемы современности, вып. 11, № 3. Бишкек: С. 143–150.

2. Бартольд В.В. 1963 г. Очерк истории Семиречия. В Сочинении, т. II, пт. 1. Москва: Вост. лит., стр. 21–106.

3. Бутанаев В.Ю., Худяков Ю.С. 2000 История енисейских киргизов. Абакан: Изд. Хакасы. Гос. Univ. Древнетюркский словарь. Ленинград, 1969: Наука.

4.Эрдал М. 1991 Древнетюркское словообразование. Функциональный подход к лексикону. Висбаден: Отто Харрасовиц. (Turcologica; т. 7).

5. Эрдал М. 2002 Anmerkungen zu den Jenissei-Inschriften. В разделе Splitter aus der Gegend von Turfan: Festschrift für Peter Zieme anläßlich seines 60. Geburtstags. Стамбул, Берлин: М. Олмез, стр. 51–73.

6. Гаврилова А.А. 1965 Могильник Кудырге как источник по истории алтайских племен.Москва, Ленинград: Наука.

7. Голден П. 1992 Введение в историю тюркских народов: этногенез и формирование государства в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке. Висбаден: Отто Харрасовиц. (Turcologica; т. 9).

8. Кляшторный С.Г. Стелы золотого озера (к датировке енисейских рунических памятников). В Turcologica: К семидесятилетию академика А.Н. Кононова.Ленинград: Наука, с. 258–267.

9. Кляшторный С.Г. 2010 Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей. Санкт-Петербург: Петербург. Востоковедение.

10. Кормушин И.В. 1997 Тюркские енисейские эпитафии: Тексты и исследования. Москва: Наука.

11. Кормушин И.В. 2008 Тюркские енисейские эпитафи и: Грамматика. Текстология.Москва: Наука.

12. Кубарев В.Д. 2011 Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). Новосибирск: Изд. ИАЭ СО РАН.

13. Кубарев Г.В. 2015 Исследования в Калбак-Таше II. В сб. Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. ХXI. Новосибирск: Изд. ИАЭ СО РАН, стр. 289–292.

14. Кызласов И.Л. 1999 Скальные захоронения — особая категория погребальных памятников. В Погребальном обряде: Реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. Москва: Вост. лит., стр. 169–199.

15. Кызласов Л.Р. 1969 История Тувы в средние века. Москва: Изд. Моск. Гос. Univ.

16. Малов С.Е. 1951 Памятники древнетюркской письменности: Тексты и исследования. Москва, Ленинград: Изд. АН СССР.

17. Малов С.Е. 1952 Енисейская письменность тюрков: Тексты и переводы.Москва, Ленинград: Изд. АН СССР.

18. Малов С.Е. 1959 Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. Москва, Ленинград: Изд. АН СССР.

19. Мелиоранский П.М. 1899 г. Памятник в груди Кюль Тегина. С двумя таблицами надписеи. Санкт-Петербург: [Совет. Imp. Акад. наук].

20. Монгуш Б.Б. 2013 Происхождение азов и азский компонент в этногенезе тувинцев (по восточным письменным источникам). Вестник Томского государственного университета. Сер .: История, № 3: 146–151.

21. Насилов Д.М. 1963 О некоторых памятниках Минусинского музея. Народы Азии и Африки, № 6: 124–128.

22. Потапов Л. П. 1969 Этнический состав и происхождение алтайцев: Ист.-этногр. очерк. Ленинград: Наука.

23. Радлов В.В., Мелиоранский П.М. 1897 г. Древнетюркские памятники в Кошо-Цайдаме.Санкт-Петербург: [Совет. Imp. Акад. наук]. (Сборник трудов Орхонской экспедиции; т. IV).

24. Рёрборн К. 1998 Uigurisches Wörterbuch: Sprachmaterial der vorislamischen türkischen Texte aus Zentralasien. Lfg. 6. Висбаден: Франц Штайнер Верлаг, стр. 373–446.

25. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл: Тув. кн. изд.

26. Соенов В.И., Трифанова С. В. 2010 Полевые каменные фортификации кационные сооружения Алтая. Горно-Алтайск: Горно-Альт. Гос. Univ.

27. Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. 2014 г. Надписи на уйгурской письменности и рунические символы из района Уркош (Центральный Алтай). Археология, этнология и антропология Евразии, т. 42 (4): 77–82.

28. Тыбыкова Л.Н., Невская И.А., Эрдал М. 2012 Каталог древнетюркских рунических памятников Горного Алтая.Горно-Алтайск: Изд. Горно-Альт. Гос. Univ.

29. Васильев Д.Д. 1976 Тюркская руническая надпись из окружностей Баян-кола. Советская тюркология, № 3: 97–101.

30. Васильев Д.Д. 1983а Графический фонд памятников тюркской рунической письменности азиатского ареала (опыт систематизации). Москва: Наука.

31. Васильев Д.Д. 1983б Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. Ленинград: Наука.

32. Вайнштейн С.И. Памятники второй половины и тысячелетия в Западной Туве. Труды Тувинской комплексной археолого-этнографии чешской экспедиции, т. II: 292–348.

33. Жолдасбеков М., Сарткожаулы К. 2006 Атлас Орхонских памятников. Астана: Культегин.

«Урочище Калбак-Таш и Чуя …» Беркут

Страна автора

AllAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamas, TheBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongo, Демократическая Республика theCongo, Республика theCook IslandsCosta RicaCote d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEast TimorEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland острова (Мальвинские) Фарерских IslandsFijiFinlandFranceFrench ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные и Антарктические землиГабонГамбия, ГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГайтиХерд-Айленд a й McDonald IslandsHoly Престол (Ватикан) HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, NorthKorea, SouthKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, Государственный ofPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussiaRwandaSaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Томе и PrincipeSaudi АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаS omaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited Штаты Экваторияльная IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin IslandsWallis и FutunaWestern SaharaYemenZambiaZimbabwe

Древних петроглифов в Святилище наскальных изображений Калбак-Таш в с.

.. Новости Фото

Соглашение о легком доступе

Следующие объекты содержат неизданный и / или ограниченный контент.

Изображения, помеченные как Загрузки с легким доступом не включены в ваш Премиум доступ или пакет подписки с Getty Images, и вам будет выставлен счет за любые изображения, которые вы используете.

Легкий доступ к загрузкам позволяет быстро загружать изображения в высоком разрешении без водяных знаков. Если у вас нет письменного соглашения с Getty Images, в котором указано иное, загрузки с легким доступом предназначены для совместных целей и не лицензируются для использования в окончательном проекте.

Ваша учетная запись Easy-Access (EZA) позволяет сотрудникам вашей организации загружать контент для следующих целей:

  • Тесты
  • Образцы
  • Композиты
  • Макеты
  • Черновые пропилы
  • Предварительные правки

Он отменяет стандартную составную онлайн-лицензию для неподвижных изображений и видео на веб-сайте Getty Images. Учетная запись EZA не является лицензией.Чтобы завершить проект с использованием материалов, которые вы загрузили из своей учетной записи EZA, вам необходимо получить лицензию. Без лицензии дальнейшее использование невозможно, например:

  • презентаций в фокус-группах
  • внешних презентаций
  • заключительных материалов, распределенных внутри вашей организации
  • любые материалы, распространяемые за пределами вашей организации
  • любые материалы, распространяемые среди населения (например, реклама, маркетинг)

Поскольку коллекции постоянно обновляются, Getty Images не может гарантировать, что какой-либо конкретный элемент будет доступен до момента лицензирования.Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с любыми ограничениями, сопровождающими Лицензионные материалы на веб-сайте Getty Images, и свяжитесь с вашим представителем Getty Images, если у вас возникнут вопросы по ним. Ваша учетная запись EZA останется в силе в течение года. Представитель Getty Images обсудит с вами продление.

Нажимая кнопку «Загрузить», вы принимаете на себя ответственность за использование неизданного контента (включая получение любых разрешений, необходимых для вашего использования) и соглашаетесь соблюдать любые ограничения.

Загадочные петроглифы Алтая урочища Калбак-Таш

На правом берегу реки Чуя, между селами Инджа и Идро, на скалах вдоль дороги почти непрерывно на протяжении 10 км можно увидеть древние наскальные рисунки-петроглифы.

Сейчас комплекс насчитывает около 5 тысяч наскальных рисунков разных эпох: позднего неолита и энеолита (конец V-IV тысячелетия до н.э.), энеолита-бронзового века (III — начало I тысячелетия до н.э.), скифского времени (VIII — II вв. До н.э.), гунно-сарматское время (II век до н.э.-V век н.э.), тюркский период (VI-X вв. Н.э.).

Горный Алтай: Онгудайский район: урочище Калбак Таш Скала асунцин на плитах скалистых холмов выгравированы тысячи рисунков с изображениями животных, людей, сценами охоты. На большинстве петроглифов эпохи неолита присутствуют большие фигуры оленей и козлов. Самая большая группа картин относится к эпохе энеолита-бронзы; сюда входят стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), колесниц и вьючных быков, погонщиков и воинов, фантастических хищников и домашних животных.Петроглифы скифского периода представлены сценами охоты на оленей, многочисленных животных — оленей, козлов, хищников из семейства кошачьих, волков-собак. На петроглифах древнетюркской эпохи изображены сцены охоты, изображения диких быков и медведей.

Здесь, на территории памятника, 30 строк уникальных рунических надписей — это самая большая концентрация рунического текста в России. Они относятся к IX-X векам. Понять, какие эти надписи помогут переводы из И.Л. Кызласова, вот некоторые из них:

«Земля — ​​вечное существование! Сделайте добро лекарю-травнику: пятикратно примите накал бесов болезней, дуньте, прогоните! Творите благодать! Land-Mobile! »
«Веруй и очистись!»
«Нашел моего Отца, спустись ко мне!»
«Если Земля пребудет в болезни исчезнет, ​​на Вечной Земле обитающие существа придут в замешательство».

Один из самых интересных сюжетов — группа с «хвостатыми» людьми с полукруглым образованием головы.Среди них есть гигант, нарисованный на квадрате груди, который может изображать обитель души. Над хвостатыми людьми легко увидеть огромного зверя с зубастой пастью. По одной из версий, это чудовище было пожирателем душ, очистившим их от скверны перед тем, как войти в верхний мир, в восприятие мира той культуры. По другой версии, фигура процессии людей под мифическим зверем представляет собой обряд перехода мальчиков в мужчин-воинов.

Калбак-Таш был священным местом для людей, живших здесь в разное время.Солярные символы, узнаваемые петроглифами, говорят о том, что это место использовалось как обсерватория и как церковь.

Удивительно, но помимо символических рисунков животных и людей на многих рисунках изображены объекты, напоминающие современные космические корабли с прикрепленной к корпусу капсулой вверху и большим пламенем снизу! Заставляет задуматься о том, что наши предки часто были свидетелями космических полетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *