происхождение, религия, традиции, обычаи, культура и быт. История казахского народа
Происхождение казахов интересует многих историков и социологов. Ведь это один из самых многочисленных тюркских народов, который в наши дни составляет основное население Казахстана. Также большое количество казахов живет в соседних с Казахстаном районах Китая, Туркмении, Узбекистана, Киргизии и России. В нашей стране особенно много казахов в Оренбургской, Омской, Самарской, Астраханской областях, Алтайском крае. Казахская народность окончательно сложилась в XV веке.
Происхождение народа
Говоря о происхождении казахов, большинство ученых склоняется к тому, что как народ они сформировались в XIII-XV веках, в эпоху царившей в то время Золотой Орды.
Если говорить о более ранней истории, народах, которые жили на территории современного Казахстана, то нужно отметить, что ее населяли разнообразные племена, многие из которых оставили след в современных казахах.
Так, в северных районах сложилось кочевое скотоводческое хозяйство. Дошедшие до нас письменные источники утверждают, что народы, жившие на территории нынешнего Казахстана, воевали с персами. Во втором веке до нашей эры ключевую роль стали играть племенные союзы. Чуть позже было образовано государство Кангюй.
К первому веку до нашей эры в этих местах поселилось племя хуннов, коренным образом изменившее ситуацию в Центральной Азии. Именно тогда была создана первая империя кочевников в этом регионе Азии. В 51 году до нашей эры империя раскололась. Одна ее половина признала власть китайцев, а вторая была вытеснена в Среднюю Азию.
Больше известное в европейской истории как племя гуннов, оно дошло до стен Римской империи.
Средневековая история
В Средние века место гуннов занимают тюрки. Это племя, вышедшее из евразийских степей. К середине XV столетия они создают одно из крупнейших государств в истории древнего человечества. В Азии оно охватывает территории от Желтого до Черного морей.
Тюрки ведут свою родословную от гуннов, при этом они считаются выходцами с Алтая. Происхождение казахов от тюрков сегодня практически никем уже не оспаривается. Тюрки постоянно воюют с китайцами, также в этот период начинается активная арабская экспансия Средней Азии. Среди земледельческого и оседлого населения активно распространяется ислам.
Происходят существенные изменения в культуре тюрков. Например, на место тюркской письменности приходит арабская, используется исламский календарь, а в быту появляются мусульманские праздники.
Ханство
О происхождении казахов можно говорить после окончательного разгрома Золотой Орды, который произошел в 1391 году. Казахское ханство сформировалось к 1465 году. Научным доказательством происхождения казахов служат письменные источники, в большом количестве дошедшие до нашего времени.
Начинается массовая консолидация тюркских племен в объединенную казахскую нацию. Первым объединить под своим началом большое количество степных племен удается хану Касыму. При нем численность народа достигает одного миллиона человек.
В 30-х годах XVI века в Казахском ханстве начинается междоусобная война, которую также называют гражданской. Победителем из нее выходит Хакназар-хан, который правит больше 40 лет. В 1580 году Есим-хан присоединяет к Казахскому ханству Ташкент, который со временем становится его столицей. При этом правителе происходит реформа политической системы, все земли делят между тремя территориально-хозяйственными объединениями, которые носят название жузов.
В 1635 году формируется Джунгарское ханство (новое монгольское государство), после этого начинается казахско-джунгарская война, которая продолжается около века. За это время гибнет населения, по данным исследователей, примерно один миллион казахов. Большое число представителей этого народа вынуждено мигрировать в более спокойные районы Азии.
Только после победы в сражении 1729 года войска завоевателей начинают отступать. Сложная ситуация на внешней политической арене вынуждает казахов еще в 1726 году отправить представителей в Россию, чтобы просить покровительства.
Успехом эта экспедиция заканчивается только в 1731 году, когда российская императрица Анна Иоанновна подписывает жалованную грамоту, принимая в российское подданство Младший жуз. Однако оказывается, что мнение феодалов по принятию российского подданства разнится, но все-таки большинство казахских старшин высказывается за принятие акта о присоединении Младшего жуза к России.
Практически весь XVIII век стал для казахов эпохой слабой государственной власти, затянувшейся войной и внутренними конфликтами, неспособностью организовать полноценную защиту страны.
Казахи в составе Российской империи
Вдоль российско-казахской границы еще в XVIII веке начинают строить фортификационные сооружения, которые кладут фактическое начало расширению России в Казахстан. Правительство принимает ряд мер по переселению торговцев и русских крестьян в приграничные районы, оказывается давление на местных правителей, которые не хотят подчиняться.
Уже к началу XIX века построены 46 крепостей и почти сотня редутов. В 1847 году российское подданство распространяется практически на всех казахов, входящих в Старший жуз. Власть ханов носит все больше номинальный характер.
При этом практически на всем протяжении правления России в Казахстане постоянно возникают национально-освободительные движения. К 1916 году число таких восстаний и волнений доходит до трехсот. История казахского народа во все времена была непростой, в этот период она характеризуется желанием выйти из состава Российской империи.
Казахи при Советском Союзе
После отречения императора Николая II от престола политическая жизнь оживилась на всех окраинах Российской империи. Собирается II Общеказахский съезд, где объявляется о создании автономии и правительства, которое поддерживает меньшевиков. В 1920 году автономию упразднили большевики, которые пришли к власти, а ее лидеров расстреляли.
Вскоре после этого образуется Киргизская Автономная Республика со столицей в Оренбурге. Казахская ССР начинает существовать только в 1936 году.
В 20-30-е годы на территории современного Казахстана массовый голод из-за политики раскулачивания. Гибнут около двух миллионов казахов, несколько сотен тысяч человек бежит в Китай. В 1937 году начинаются репрессии, уничтожившие практически всю интеллигенцию.
В Великой Отечественной войне принимает участие примерно 450 000 казахов, около половины из них остаются на полях сражений.
Современная история
Из этой статьи вы узнаете, где живут казахи в настоящее время. Границы их государства охватывают территорию между Уралом, Нижним Поволжьем, Сибирью, Китаем и Каспийским морем. Казахстан граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Туркменией. При этом выхода к морю не имеет, занимает 9 место в мире по территории, а среди стран СНГ уступает только России.
Первым президентом современного Казахстана стал экс-руководитель Казахской ССР Нурсултан Назарбаев. Это произошло в 1991 году. 16 декабря была провозглашена независимая Республика Казахстан.
За прошедшие годы в стране сменились девять правительств, при этом руководит государством до сих пор президент Назарбаев. У Казахстана большие запасы полезных ископаемых, много минерального сырья. Страна находится между двумя крупными и мощными державами — Россией и Китаем, поэтому вынуждена вести взвешенную и выдержанную внешнюю политику.
Религия в Казахстане
В основном религия казахов — ислам. Большинство является последователями суннитов. По последним данным, в стране около 100 тысяч атеистов. Всего в стране живет более 16 млн человек.
Более 70 % из них мусульмане, вторая по популярности религия — христиане (около 26 %), на третьем месте — атеисты (почти 3 %). Также среди современных казахов присутствует незначительное число буддистов и иудеев, менее одной десятой процента.
Ислам на территорию современного Казахстана проникал на протяжении нескольких столетий, наступая с южных регионов. При этом за время советской власти, когда любая религиозная деятельность преследовалась, популярность ислама сошла на нет. Поэтому сегодня меньшинство этнических казахов соблюдает намаз и обряды.
При этом наряду с исламом сохраняются обычаи доисламского периода, некоторые из которых прямо противоречат мусульманским традициям. Все это уходит корнями в те времена, когда среди казахов был распространен шаманизм. Например, и сегодня одним из главных считается праздник Наурыз, который является языческим.
При этом сегодня в жизни казахов религия занимает важное место. По последней переписи, 97 % жителей отнесли себя к тому или иному вероисповеданию.
Культуры и быт
Сегодня культуры и быт казахов переживают период национального возрождения. Активно культивируются народные ремесла, обычаи, обряды и национальные виды спорта, появляется большое количество литературных произведений на казахском языке.
Важное место занимает национальная кухня, в которой преобладают мясные блюда. Активно используются говядина, баранина, конина, изредка верблюжатина. Например, большой популярностью пользуется бешбармак. Это вареное мелко покрошенное мясо, которое подают с отваренными листами теста.
Помимо мясных блюд в национальной казахской кухне нужно отметить кумыс — это молоко кобылы, которое подверглось сбраживанию, айран, катык (кислый и обезвоженный айран), большое количество других молочных продуктов и напитков.
Важное место в казахской культуре занимает музыка. В частности, кюй — традиционная инструментальная пьеса, которая характеризуется переменной метрикой, смешанными формами. Обычно, эти пьесы исполняли на домбре.
Традиции народа
Казахские традиции и обычаи сейчас активно возрождаются, на уровне государства уделяется большое внимание истории и культуре. Многие традиции связаны с взаимоотношениями в семье.
Они основываются на уважении к старшим, важную роль играет институт родственных связей. В Казахстане принято проводить обряд обрезания. Это происходит, когда ребенку исполняется 4 или 5 лет. Изначально, его проводили в юрте, а сейчас все чаще для этого отправляются в поликлинику. После устраивают праздник.
По казахским традициям и обычаям, девочек выдавали замуж в 13-14 лет, а мальчиков в 14-15. Сейчас под влиянием современной культуры, в том числе и западной, такие ранние браки все больше становятся редким явлением.
Казахи славятся своим гостеприимством. Гостя всегда радостно встречают, усаживают на почетное место и угощают лучшим, что есть в доме. Сейчас застолье изменилось, но древние законы гостеприимства по-прежнему чтут многие казахи.
У кочевников еще давно зародился обычай, который называют ерулик. Согласно ему, старожилы в знак уважения обязательно приглашают на праздник новоселов. Традиция имеет важное общественно-социальное значение, потому что помогает новым людям быстрее адаптироваться в незнакомой среде.
Национальный костюм казахов отражает их древние традиции, связанные с историей, социальными, экономическими и климатическими условиями. При его изготовлении часто использовали шкуры тигров и куланов, а также мех выхухоля, горностая, соболя, хорька, енота, куницы. Из шкур шили шубы, общее название которых тон.
При изготовлении шуб казаки также использовали пух цапель, гагар и лебедей. Сами шубы при этом покрывали парчой или сукном. При работе над мелкими элементами была популярна вышивка гладью.
Еще одна важная часть национального костюма казахов — халат, который они называют шапан. Его носят и женщины, и мужчины, делают из замши, шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей.
Популярный головной убор — тюбетейка. Это летняя легкая шапка, сделанная из парчи, бархата или глазета. В давние времена ее обшивали по краю мехом выдры, бобра, белки, часто украшали золотой или серебряной тесьмой.
Один из главных казахских праздников — Наурыз. Его происхождение своими корнями уходит в дописьменную эпоху, отмечали его еще зороастрийцы. В наши дни совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов он связан с торжеством любви, плодородия, обновлением, которое несет весна. В старину дома было принято приводить в порядок к этому празднику, сажать цветы и деревья.
Сами казахи обязательно надевали праздничные одежды, ходили друг к другу в гости и обменивались поздравлениями, праздновали веселыми играми, лошадиными скачками. Ритуальное блюдо этого праздника — наурыз-коже, которое обязательно должно было состоять из семи ингредиентов. Это мясо, вода, жир, соль, злаки, мука и молоко. Оно считалось символом мудрости, удачи и здоровья. Это любимый многими казахский праздник, который сегодня отмечают в странах, куда разъезжаются представители этого народа.
Известные представители народа
Известные казахи в России играли важную роль в прославлении своего народа и успехах российского государства. В XIX веке это был генерал-майор Жангир-Керей-хан. Он был честолюбивым правителем, который активно продвигал политику царской власти. Именно во время его руководства общественные земли начали массово отдавать во владения частным лицам, что приводило к их расхищению. Такая аграрная политика существенно усугубила социальное расслоение в обществе, что привело к народному восстанию, которое возглавили Тайманов и Утемисов. Жангир-Керей жестко подавил его при поддержке русских войск.
В начале XX века пост министра почты и связи Российской империи занимал казах Губайдулла Джангиров. В истории он остался как один из чиновников, разрабатывавших положения о выборах в первую Государственную Думу. Так, казахи впервые в истории получили право выбирать представителей своего народа в органы власти. Также его считают родоначальником и одним из основателей российских войск связи.
В наши дни в России известно много казахов творческих профессий. Это сценарист и продюсер Вячеслав Дусмухаметов, который является автором популярных комедийных сериалов «Универ. Новая общага» и «Интерны». Кстати, в «Интернах» играет популярный казахский актер, капитан команды КВН «Сборная Камызякского края» Азамат Мусагалиев.
В 2007 году в России скончался известный оперный певец казахского происхождения Эрик Курмангалиев.
fb.ru
казахи мусульмане или христиане, буддизм и христианство в вероисповедании казахского народа
Какова основная религия Казахстана? Есть ли в стране православные церкви? До сих ли казахи практикуют шаманизм? Давайте вместе узнаем ответы на эти и другие вопросы, окунувшись в богатую самобытную культуру и тысячелетнюю историю казахского народа.
История казахского народа
Образование казахской народности длилось почти тысячу лет, беря свое начало в бронзовом веке.
Происхождение
Процесс этногенеза условно разделяется на три этапа:
- Идет заселение Центральной Азии, зарождение скотоводческого кочевничества. Сильное влияние оказывают андроновские и тюркские племена, переселение гуннов. Именно от тюркского языка происходит термин «казах», означающий «свободный», «независимый», «вольный» или «скиталец».
- С VI века нашей эры распространяется ислам с приходом арабов, в XI веке происходит группирование племен тюрков и образование Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков), исторического региона Евразии.
- Объединение всех племен и родов тюрков, обретших единый облик. Первые казахские ханы Керей и Жанибек увели около ста тысяч человек в Семиречье в середине XV века. Населявших Семиречье людей стали называть казахами.
Культура и традиции
Казахские культура и традиции пестрят самобытными элементами: богато украшено все — от костюмов и юрты до орудий труда. Национальная кухня удивляет изобилием блюд (в основном мясных), а сами жители поражают чрезвычайным гостеприимством. Также казахи очень почтительно относятся к своим предкам, зачастую знают свою родословную до седьмого колена. Семья в жизни казахов занимает значительное место, в ней царит любовь и уважение.
Национальный состав населения государства
В таблицах представлен национальный и религиозный состав населения Казахстана по официальным оценкам на начало 2018 года.
На 2018 год население Казахстана составляет 18 272 430 человек, из них (по данным переписи населения) преобладает казахская этническая группа. Самая распространенная религия — ислам (около 70%) и в меньшей мере христианство (около 26%).
Древние религии Казахстана
До распространения ислама среди казахского народа большую популярность имели две религии: тенгрианство и шаманизм.
Тенгрианство
Культура, обычаи и традиции казахов тесно связаны с тенгрианством, совокупностью представлений о жизни и мире до принятия ислама и мусульманской веры. В свое время верование раздробили на оккультные языческие религии: культ предков, анимизм, полидоксию, тотемизм и шаманизм.
В основе тенгрианства заложено обожествление Тенгри — неба в широком смысле. Тенгри вездесущ, он является всем и причиной всего, воплощает в себе все сущее, заключает в себе свет и добро. Именно поэтому отсутствовала необходимость искать определенное место для проведения ритуалов и обрядов. Примечательно, что высокую гору или дерево тюркские народы называли Тенгри. Эта традиция сохранилась и в наши дни — к ветвям одинокого дерева привязывают ленточку в знак почитания святости места.
Согласно верованию, человек должен относиться с уважением и любовью ко всему окружающему миру. Культ Тенгри — это признание дуальности мира, восприятия и понимание себя как части природы, единения с ней. У деревьев, земли, рек, гор, как и у человека, существуют Аруахи — духи-хранители. Казахи верят, что у человека есть душа, нуждающаяся в пище, которую как раз и дает дух Аруах. Считается, что любые деяния отражаются на душе человека. Зло, нарушение обещаний и клятв, предательства оскорбляют дух предков, а тем самым и Тенгри. Такая традиция почитания Аруах обязывала казахов знать своих предков до седьмого поколения.
В отличие от других религий, в тенгрианстве сохранялась вера в бессмертие физического тела, смерть представляется сном, который однажды сменится пробуждением. Поэтому в могилу, рядом с человеком, помещали вещи, необходимые ему в новой жизни.
В наше время культ Тенгри переплетен с либеральным исламом и научным мировоззрением. Сейчас под тенгрианством понимается некая «народность», свободная религиозность тюрок, почитание предков, уважение к живым и мертвым, любовь к природе, сохранение культурных ценностей, обычаев, традиций.
Шаманство
Элементы шаманизма прослеживаются в жизни многих народов. Тюрки отводили шаманским способностям главное место, за помощью шаманов (их называют баксы) обращались верховные правители кочевых империй. Люди приходили к ним, ища спасения от болезней и различных напастей. Все это укрепляло «власть» баксы и способствовало развитию шаманизма.
Само слово «баксы» происходит от чагатайского «бақшы». Шаманам приписывали способность контактировать с потусторонними силами, пророчить, врачевать, предсказывать будущее, ворожить, распознавать мысли, видеть прошлое, вершить человеческую судьбу, изгонять духов, вызывать природные изменения. К светлым духам казахский народ причислял Аруах, ангелов и фею. От таких существ, как дьявол, злой дух, албасты (демоны), жезтырнак (демон в облике красивой женщины с медными когтями и орлиным носом), старались уберечься.
Основная функция шаманов заключалась в предотвращении явлений, опасных для человека. Баксы гармонизировали жизнь общества, с помощью транса нейтрализуя негативную энергию, скопившуюся в обществе.
С распространением ислама к шаманам стали относится двояко — их принимали за людей, вступающих в контакт с демонами и дьяволом. С того времени баксы перестали регулировать общественную жизнь и жили обособленно от людей. Но жители продолжили обращаться к ним с просьбой о врачевании и предугадывании болезней.
Верования казахов
Казахстан — это поликонфессионная страна, в ней существует 46 конфессий и доминаций (данные 2009 года), функционирует 4200 религиозных объединений и общин. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий. Так кто же они, казахи, — мусульмане или христиане? И о каких религиозных течениях следует знать при посещении страны?
Суннизм
Раскол во второй половине VII века привел к образованию суннизма — направление ислама, которое не признает особенной духовной власти над другими верующими любого человека (на момент раскола — потомков Мухаммеда). Только сам Великий Пророк и его заповеди являются для суннитов примером в жизни. Духовную власть имеют избранные правители-халифы, осуществляющие толкование религиозных текстов, а не законодательства и судейства.
Суннизм включает четыре школы — мазхаба. Крупнейшая из них — ханафитская. Основал ее выдающийся богослов Абу Ханиф. Он предложил методологию богословия, ставшую основой ханафитской школы.
Ее особенности:
- глубокая практическая значимость в ежедневной жизни;
- отсутствие особенного и единственного, полновластного религиозного лидера.
На своем примере богослов демонстрировал постижение религиозных заповедей путем обсуждения, совета, формированием коллективного мнения. Все должно было вдохновлять и побуждать к размышлениям и исследованиям.
Казахи — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. Укоренение ислама происходило в тесной связи с культом Тенгри и зороастризмом. Сначала верование охватило только Юг страны, и уже в конце X века достигло широкого распространения на побережьях Сырдарьи и Семиречья.
С каждым годом позиции мусульманской религии крепли, строилось множество мечетей (в основном на частные вложения). В период правления султана Арын-Газы произошло глубокое внедрение законов шариата в быт. XIX столетие отмечено влиянием степных татар, становившихся муллами и выполнявших просветительскую функцию.
Имеющиеся святые места и сооружения: Мавзолей Арыстан баб, Унгуртас, Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, Мавзолей Айша-Биби, Мавзолей Бабаджа Хатун, Улкен-Агаш, гора Казыгурт и др.
Католицизм
Одно из направлений в христианстве. Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Католическая вера провозглашает, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле».
Католицизм в страну попал в советское время через репрессированных, отправленных в места заключения. Среди них была внушительная доля католиков, которые после освобождения оставались в республике.
Апостольская администратура Казахстана была учреждена в 1991 году. Сегодня на территории Республики Казахстана действует три епархии Католической Церкви латинского обряда: в Астане, Алма-Ате и Атырау. Также действует несколько приходов греко-католиков.
Возведенные сооружения: Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Святого Иосифа Обручника, Храм Святой Княгини Ольги, Храм Святых Верховных Апостолов Петра и Павла и др. Всего зарегистрировано римско-католических приходов — 83, а греко-католических — 5.
Протестантизм
Это ветвь в христианстве, определяющая принципиальными три положения: священство всех верующих, спасение личной верой, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).
Учение начало свое распространение в ходе присоединения Казахстана к Российской империи через солдат-лютеран и военнопленных, меннонитов. Протестантизм в Казахстане включает следующие конфессии: лютеранство, меннонитство, баптитзм и другие, в том числе нетрадиционные общины.
Официально зарегистрировано 1267 организаций, располагающих 543 культовыми сооружениями.
Иудаизм
Одна из древнейших монотеистических религий, базирующаяся на 13 принципах веры. В Казахстане представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная. Распространение иудаизм получил в связи с указом Николая I о натуральной воинской повинности для евреев. Малолетних отправляли для приготовления к службе в кантонистские школы, зачастую расположенные в отдаленных регионах. Так, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.
В 1870 году сложилась первая община в городе Верном (Алма-Ата), а первая синагога была открыта в 1884 году в простой деревянной избе. Регистрации еврейского молитвенного общества добились только в 1907 году. С 1994 главный раввин Казахстана — Ешая Элазар Коген. Имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
Секты и нетрадиционные религии
Сегодня в государстве можно встретить последователей различных оккультных течений.
Среди них множество деструктивных и тоталитарных сект, представляющих угрозу национальной безопасности и психике их адептов.
На территории государства к нетрадиционным конфессиям относятся «харизматические» религиозные объединения «Новая жизнь», «Агапе», «Грейс», «Церковь объединения Муна», «Живая лоза», «Благая весть», «Алля Аят».
Другие вероисповедания
Православие — одно из мощных религиозных направлений в стране, является структурным подразделением Московского патриархата. Появилось оно на территории Казахстана в ходе колонизации Сибири и Дальнего Востока русским народом. На территории Республики Казахстан существует 9 монастырей и 230 приходов.
Буддизм в стране имеет четыре официальных организации: одна линия тибетского буддизма, остальные представляют корейский сон-буддизм. Буддизм в стране развит очень слабо, в основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. Святое место: Тамгалы-Тас (камни со знаками).
Атеизм
Доля атеистов растет, сегодня она составляет больше 10% населения. Не редки конфликты, возникающие на этой почве, также происходит дискриминация атеизма в СМИ.
Процентное соотношение представителей
Буддизм исповедуют 0.09% населения, православие — около 20%, иудаизм — 0.03%, протестантизм — 2%, католицизм — 1.3%, ислам — около 70%.
Особенности ислама в Казахстане
В Казахстане распространено лишь одно из направлений ислама. Для него характерно признание свободы мнений в религии, терпимость к инакомыслию, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Элементы ислама в стране имеют скорее символический, обрядовый характер.
Мусульманские школы
У казахов в основном были распространены два типа религиозных учебных заведений: мектеб (начальные) и медресе (высшие). Из-за кочевого образа жизни возникли подвижные школы, переходящие из одной местности в другую. Многие мектебы функционировали при мечети. Учились от 3 до 12 лет, с 4-х или 5-летнего возраста. Для каждого мальчика посещение школы было обязательным.
Происходило не только обучение чтению Корана, но и изучение арифметики, синтаксиса арабского языка, механической каллиграфии, воспитание благонравных манер. В большинстве мектебов занятия проходили только зимой или только летом. Обучение в начальной школе не давало права на религиозное звание, для этого необходимо было отучиться в медресе.
На данный момент в Казахстане создана целая сеть исламских образовательных учреждений: Высший исламский институт по подготовке имамов-хатыбов при ДУМК и Казахско-египетский исламский университет «Нур».
Публичное проявление веры
Ежегодно сотни мусульман совершают хадж в Мекку. Иногда возможность поклонения организуется на государственном уровне, но формально официальной религии в Республике Казахстан нет, поэтому данный вопрос для каждого верующего является личным. Порядка 75% граждан считают себя верующими, но не совершают регулярно религиозные обряды и не вовлечены в деятельность религиозных объединений.
Особая одежда для женщин
В исламе с подросткового возраста женщины носят паранджу (длинный женский халат) и хиджаб (платок, не скрывающий лицо) или никаб (ткань, скрывающая все, кроме глаз).
Верховный муфтий Казахстана призвал договариваться родителей лично (например, со школой) по вопросу ношения религиозной одежды.
Роль религии в жизни казахов
Неуклонно возрастает роль религии в жизни общества, повышается ее статус и авторитет, растет число религиозных объединений, а вместе с ними укрепляется межнациональная и межконфессиональная толерантность. Религия является ценностной ориентаций, регулирующей психологию, отношение к жизни и социальное поведение жителей.
Видео о вере казахов
Данное видео посвящено особенностям вероисповедания казахов.
proreligiu.club
Религия Казахстана
- ℃ Moscow, Russia
- Четверг Декабрь 5, 2019
- Главная
- Города
- Достопримечательности
- Культура и традиции
- История
- разное
- Карта сайта
Search
Search
- Главная
- Города
- Достопримечательности
- Культура и традиции
- История
- разное
- Карта сайта
- Главная
- Культура и традиции
- Религия Казахстана
kazakhstanlife.ru
Религия в Казахстане — это… Что такое Религия в Казахстане?
Казахстан, согласно конституции является светским государством
1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.
2. Основополагающими принципами деятельности Республики является: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методом, включая голосование на республиканском референдуме или Парламенте.
— Статья 1 Конституции Республики Казахстан
Наиболее распространёнными религиями в Казахстане являются ислам и христианство. Также присутствуют иудаизм и буддизм.
В Республике Казахстан установлены специальные выходные дни связаные с основными конфессиями страны: 10 зуль-хидж (10 зуль-хидж по календарю Хиджры сдвигается ежегодно на 10—11 дней назад, в 2010 году приходился на 16 ноября, в 2011 году будет приходиться на 7 ноября) − Курбан-айт и 7 января − Православное Рождество.
В 2009 году (впервые после переписи 1897 года) была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (ок. 97 % населения), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос.
Ответы респондентов об отношении к религии | Абсолютная численность тыс. чел. | Доля в населении % |
---|---|---|
мусульмане | 11 237,9 | 70,19 |
христиане | 4 190,1 | 26,17 |
иудаисты | 5,3 | 0,03 |
буддисты | 14,6 | 0,09 |
другие религии | 30,1 | 0,19 |
неверующие | 450,5 | 2,81 |
не дали ответа | 81,0 | 0,51 |
Всего | 16 009,6 | 100,00 |
Этническая группа | Ислам | Христианство | Иудаизм | Буддизм | Другое | Неверующие | Отказались дать ответ | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Казахи | 9928705 | 39172 | 1929 | 749 | 1612 | 98511 | 26085 | 10096763 |
Русские | 54277 | 3476748 | 1452 | 730 | 1011 | 230935 | 28611 | 3793764 |
Узбеки | 452668 | 1794 | 34 | 28 | 78 | 1673 | 722 | 456997 |
Украинцы | 3134 | 302199 | 108 | 49 | 74 | 24329 | 3138 | 333031 |
Уйгуры | 221007 | 1142 | 34 | 33 | 63 | 1377 | 1057 | 224713 |
Татары | 162496 | 20913 | 47 | 58 | 123 | 16569 | 4023 | 204229 |
Немцы | 2827 | 145556 | 89 | 66 | 192 | 24905 | 4774 | 178409 |
Корейцы | 5256 | 49543 | 211 | 11446 | 138 | 28615 | 5176 | 100385 |
Турки | 96172 | 290 | 7 | 6 | 20 | 321 | 199 | 97015 |
Азербайджанцы | 80864 | 2139 | 16 | 16 | 24 | 1586 | 647 | 85292 |
Белорусы | 526 | 59936 | 25 | 9 | 20 | 5198 | 762 | 66476 |
Дунгане | 51388 | 191 | 4 | 15 | 19 | 179 | 148 | 51944 |
Курды | 37667 | 203 | 11 | 6 | 9 | 285 | 144 | 38325 |
Таджики | 35473 | 331 | 2 | 6 | 30 | 307 | 128 | 36277 |
Поляки | 235 | 30675 | 14 | 4 | 45 | 2486 | 598 | 34057 |
Чеченцы | 29448 | 940 | 6 | 3 | 16 | 653 | 365 | 31431 |
Киргизы | 22500 | 206 | 6 | 6 | 4 | 352 | 200 | 23274 |
Другие национальности | 54533 | 82254 | 1286 | 1433 | 210 | 13266 | 4233 | 157215 |
Всего: | 11239176 | 4214232 | 5281 | 14663 | 3688 | 451547 | 81010 | 16009597 |
За годы независимости произошёл настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз, от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.[3]
Согласно International Religious Freedom Report 2010[4] в Казахстане имеются следующие религиозные организации:
- Ислам: 2369 официально зарегистрированных мечетей, подавляющая часть которых объединена в Духовное управление мусульман Казахстана, по данным источника только ок. 70 мечетей находятся вне юрисдикции ДУМК
- Православие: 299 официально зарегистрированных русских православных храмов.
- Католицизм: 83 официально зарегистрированных римско-католических прихода и связанных с ними организаций, 5 официально зарегистрированных греко-католических приходов.
- Протестантизм: официально зарегистрировано 1267 организаций, которые располагают 543 культовыми сооружениями. В Казахстане 2 группы баптистов: Союз Христиан-Евангелистов и Баптистов (Союз баптистов) с приблизительно 10 тыс. последователей и 227 зарегистрированными религиозными группами, а также Совет церквей христиан-евангелистов и баптистов (Совет церквей) с приблизительно 1 тыс. последователей. Совет церквей отвергает процедуру официальной регистрации по принципиальным соображениям. Другие официально зарегистрированные протестантские религиозные группы с заметным числом последователей это пресвитериане, лютеране и пятидесятники, а также свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня; имеются также небольшие общины методистов, меннонитов, и мормонов.
- Иудаизм: имеется 5 синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре.
- Имеется 43 религиозные группы других конфессий, в том числе 4 буддистских, 12 отделений Общества Сознания Кришны, Церковь сайентологии, бахаисты, учёные-христиан и Церковь Объединения.
Ислам
Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Казахи — мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба.
Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречьи и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Памятник той эпохи — сочинение средневекового уйгурского писателя Юсуфа Баласагунского (1015—1016) «Кудатгу Билиг», в котором получила отражение исламская идеология. Для него характерна терпимость к инакомыслию, признание свободы мнений в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. К тому же укоренение ислама в Казахстане произошло в неразрывной связи с доисламскими верованиями, в частности с зороастризмом и тенгрианством.
Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские и кавказские народы, а также таджики.
Христианство
История христианства Казахстана
В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.
После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.
Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.
В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).
Православие
Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую, Чимкентскую и Акмолинскую, Уральскую и Гурьевскую, позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская, Костанайская и Петропавловская, Павлодарская и Усть-Каменогорская. Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.
На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.
Католицизм
Католические структуры КазахстанаВ советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных (этнических немцев, западных украинцев, поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж. о. Алексей Зарицкий, еп. Александр Хира, о. Владислав Буковинский, о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж. епископ Никита Будка и многие другие.
Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II. Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:
«Сегодня Католическая Церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возводятся храмы, открываются новые приходы. Велики её заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности. Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана.»
Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.
Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.
«Долгое время я желал этой встречи, и велика моя радость — суметь заключить в объятия с восхищением и любовью всех жителей Казахстана»
В 1991 году была учреждена апостольская администратура Казахстана, руководителю которой была вверена временная опека верующих в Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане (отдельные миссии sui iuris (собственного права) в этих странах были образованны в 1997 году, позднее в Узбекистане и Кыргызстане были установлены Апостольские администратуры). В настоящее время на территории Казахстана действует три епархии Католической Церкви латинского обряда: архиепархия Пресвятой Девы Марии с центром в Астане, Карагандинская епархия и епархия Пресвятой Троицы с центром в Алматы, а также Апостольская администратура Атырау[5]. Действует также несколько приходов грекокатоликов[6]. Общее число католиков по данным на 2004 год оценивается в 183 тыс. человек[7]. По данным на тот же год, в стране было 72 католических священника и несколько сот монахинь.
Протестантизм
Буддизм
наскальные изображения БуддПоскольку буддизм является одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, буддизм в стране представлен четырьмя официальными организациями, три из которых представляют корейский сон-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и одна линию тибетского буддизма (это стало возможным благодаря расширяющемуся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).
В настоящее время буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:
- Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
- Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).[8]
* Последователи дзэн-буддизма.
Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо (общее число верующих около 15 тыс. чел.). В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней религией с исламом и буддизмом.
Иудаизм
История проникновения иудаизма на территорию Казахстана имеет древние корни. В частности, иудаизм проник в Хазарский каганат — древнее тюркское государство. Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века. Позднее в связи с распадом Каганата хазары рассеялись среди тюркских народов Каспийско-Черноморского региона, в том числе среди казахов. По мнению отдельных учёных[каких?], прямыми потомками хазар являются представители казахского рода кердеры, относящиеся к Младшему жузу и проживающие на территории Западного Казахстана[источник не указан 611 дней].
В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдалённые, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.
Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешней Алма-Ате) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году, а добились регистрации еврейского молитвенного общества только в 1907 году, когда в России была объявлена бо́льшая свобода вероисповедания.
Сегодня в Казахстане действует движение Хабад Любавич.
В настоящее время число верующих составляет всего 5,3 тыс. чел.
С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген.
Открылись синагоги в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кошерных продуктов.[9] В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.
Примечания
dic.academic.ru
происхождение народа, где и как живут, фото
Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.
История
История казахского народа охватывает несколько периодов, в том числе:
- Ранний;
- Средние века;
- Казахское ханство;
- История в составе Российской империи и СССР;
- История современного независимого Казахстана.
Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале 15-ого века начинается формирование Казахского ханства. Тюрские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине 15-го века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронули Ногайскую Орду.
Сближению Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы прошлого века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. Многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена второй мировой войны около 500 тысяч человек оказались призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы Российской Федерации и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.
Жизнь в разных странах
Казахи проживают в ряде стран: Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Туркмения. В Китае казахский народ пребывал еще в 12 веке. В страну также произошла массовая эмиграция во время голодных лет. Многие из них в повседневной жизни говорят на казахском языке, а правительство КНР активно поддерживает расселение людей, создавая автономные образования. Например, одним из таких является образование Аксай-Казахский автономный уезд. В Китае издаются газеты на казахском языке, есть несколько телеканалов, заметных сложностей в трудоустройстве нет.
На территории Российский Федерации проживает несколько сотен тысяч казахов. Многие образуют общины, крупнейшими из которых стали Омская, Саратовская, Оренбургская и Астраханская. В России предусмотрены школы, где преподают казахский, но обучение на казахском языке не предусмотрено.
Более 100 тысяч казахов живет на территории Монголии, значительная часть проживает в Узбекистане, а в Киргизии они имеют статус национального меньшинства. Для всех казахов, за исключением тех, что проживают в России, характерна массовая репатриация на родину, чему способствует само государство Казахстана.
Религия
Казахи в большинстве своем являются мусульманами. Атеистов в Казахстане насчитывается не более 100 тысяч человек. Влияние ислама на казахский народ носит исторический характер. В конце 10 столетия он был официально утвержден как государственная религия. Следует однако отметить, что современные казахи соблюдают не все обряды, например, нарушается порядок намаза. Причина такого отношения кроется в светской политике Советской власти, которая преследовала любую религиозную деятельность, ограничивая возможности миссионеров.
Сохранилось и языческое верование — тенгрианство. Оно предусматривает поклонение духам и богам природы, тяготеет к тотемизму. Шаманизм не считается государственной религией, однако жители сельских районов до сих пор придерживаются давних ритуалов и поклоняются языческим богам. Подобная ситуация вызывает массу противоречий у мусульман, которые также негативно относятся к традиционным казахским обычаям, часто противоречащим предписанию Корана. В целом же представители ислама и тенгрианства существуют мирно.
Культура
В культурном отношении казахи прославились благодаря музыке. Мелодии исполняются мастерами на домбре — миниатюрном струнном инструменте, похожем на гитару. Под аккомпанемент музыканта певцы-акыны исполняют народные песни. У казахов еще много веков назад появилась особая форма состязания — айтыс. В нем каждый должен продемонстрировать свой музыкальный талант. Даже сейчас акын считается не просто родом занятий, а настоящей профессией.
Акыны пели не по нотам, им требовалось практически на ходу сочинять рифмы и успевать попадать в такт. Таким образом, песни акынов строятся на импровизации, что делает профессию очень сложной. Исполнить песню недостаточно, ведь она должна захватить ум и сердце слушателя.
Казахская литература насчитывает много веков, однако ее письменная форма сложилась не ранее чем в 19 веке. В советский период вновь получила развитие устная литература, посвященная революции и ее деятелям. Популяризации казахской литературы способствовала советская пропаганда. В середине прошлого века в Казахстане получила огромную популярность научная фантастика, а в начале 21 века сформировался постмодернизм. Сейчас литература Казахстана все больше тяготеет к Западу.
В Казахстане расположено несколько памятников всемирного наследия, внесенных в список объектов ЮНЕСКО.
Традиции
Казахский народ имеет множество традиций, которые формировались на протяжении долгого времени. Одной из важных традиций является воспитание детей. За каждым сыном должны присматривать разные люди, чтобы ребенок мог получить от всех опыт, который пригодится ему в жизни. Распространен институт «семи предков», подразумевающий важность родственных связей. Распределение в семье сыновей по обычаям казахского народа требовало, чтобы старшего сына отправляли на воспитание к бабушке и дедушке, среднего обучали военному делу, а младшего оставляли у родителей, чтобы он в дальнейшем помогал с хозяйством. Важность мужской линии была несоизмерима больше, чем женской. Казахи считали внуками только тех, кто рождался от их сыновей.
У казахов есть много свадебных обрядов, причем большое внимание в культе брака отводится предкам. Каждому казаху надлежит знать свою родословную до седьмого поколения. Это необходимо для соблюдения запрета — нельзя выходить замуж (жениться) на представителях своего рода. Бракосочетание происходило обычно в юные годы, девушки становились женами уже в 14 лет, мужчины в 14-15.
Не менее важным пунктом в традициях казахского народа является гостеприимство. Гостя надлежало принимать в обязательном порядке, поскольку отказавшего ему в воде и еде облагали штрафом. Традиция велела угощать гостя лучшей едой, подавать кумыс, айран, затем налить чай и угостить сладостями. После подавали горячие блюда. Обычно баранину или конину (мясные и колбасные изделия).
Особой традицией является конный спорт, скачки как таковые считаются национальным видом состязаний. У казахов насчитывается не менее 10 национальных видов спорта и игр. Практически во всех присутствует свои обычаи. Например, в алтыбакане молодые люди поют песни, гуляют и танцуют. Забавной игрой является кыз куумай, в которой юноши должны догонять девушек на лошади. Если молодому человеку удастся догнать девушку, он должен подарить ей поцелуй. Затем они меняются местами, и молодому человеку нужно во что бы то ни стало убежать от девушки, преследующей его на коне, иначе она имеет право отстегать его. Одним из самых сложных состязаний считается кокпар. В нем все участники должны бороться за тушу барана, при этом сама игра позволяет определить наиболее сильного, ловкого и опытного наездника, способного удержаться в седле. Сложность игры заключается в том, что она может длиться часами.
Отношение к традициям у казахов в целом очень серьезное. Им посвящаются фильмы, реклама, государство старается пропагандировать возрождение традиций как основу для укрепления самосознания народа.
Жилище
Традиционным жилищем казахов является юрта. Сейчас этот вид жилища не устарел, используется многими фермерами, занимающимися животноводством. Каркас юрты представляет собой скрепленные крест-накрест, образующие ромбовидные отверстия жерди. Форма жилища цилиндрическая с конусообразной крышей, в центре которой есть отверстие для выхода дыма. Для утепления юрта обтягивается толстым слоем войлока. В центре юрты располагался очаг, возле которого складывали дрова. Очаг служил для обогрева и приготовления пищи. Принимали пищу за маленькими столиками на низких ножках, сидя на коврах. Спальное место представляло из себя набор меховых шкур, сложенных друг на друга. Раньше позволить себе подобную роскошь могли только богатые купцы. Сейчас многие казахи могут разместиться с комфортом в юрте.
Самым почетным местом является небольшая кушетка с высокими бортами, возле нее ставится маленький столик для ног. Также глава дома может восседать на большом стуле, похожем на трон. Вещи хранятся в сундуках, посуда всегда должна быть под рукой. Вход в юрту сейчас закрывает дверь, которую защищают навесом. Ранее дверями не пользовались. Во время проветривания навес поднимали, позволяя воздуху естественным образом проникать в юрту.
Пространство юрты делится на мужское и женское. Мужчины обычно располагаются ближе к входной двери. Символом богатства у казахов, как и других кочевых народов, является ступа, в которой взбивают кумыс. Современные юрты часто используются для привлечения туристов. Отметим, что юрты могут использоваться не только как индивидуальные гостиницы, но и место для проведения похоронных обрядов. Бывают свадебные юрты, в которых жених с невестой проводят свою первую ночь после свадьбы.
Еда
Кухню казахов следует разделять на традиционную и современную. В ней присутствует много традиций, лицезреть которые можно на фестивале «Тойказан». Обычаи приготовления складывались веками, существует множество обрядов, связанных с готовкой еды.
Основу казахского рациона всегда составляли мясные блюда. В ней есть множество специфичных для европейца деликатесов. К примеру, казы-карта, представляющая собой нарезанную ломтями конину.
Казахи употребляют практически всю пищу животного происхождения: почки, сердце, легкие и т.д. Большую популярность имеют манты, которые готовятся с добавлением мяса и тыквы. Готовят их на пару, используя многослойный поднос из дерева. Вареная колбаса тоже пользуется спросом. Ее называют казы и готовят из конины. Колбаса казы может иметь малую, среднюю, высокую жирность. Пища кочевников сама по себе всегда была сытной и жирной, так как условия жизни требовали питаться плотно. Есть и такие блюда, которые могут сильно удивить. Среди них фаршированный желудок, который запекают в золе. Блюдо это настолько специфично, что даже оседлые казахи его едят редко.
Из рыбных блюд популярен коктал — это рыба, которую коптят вместе с овощами. Отличительной особенностью блюда является использование крупных особей, достигающих в весе 5 кг. Птица из пищи исключена практически полностью, так как у кочевников ее просто не было. Также отсутствует свинина, являющаяся запрещенным к употреблению продуктом в соответствии с наставлениями, изложенными в Коране.
Напитки у казахов тоже особые. Чтобы получить питательный напиток, они смешивают коровье молоко с простоквашей, которую делают на основе овечьего молока. Жидкость кипятят, затем добавляют сливочного масла. Получается очень калорийный напиток.
Хлеб — значимый продукт в казахской кухне. Его тоже делают питательным. Например, баурсаки выглядят как обычные кусочки теста, однако стоит приготовить их в кипящем масле, и получится сытная хлебная закуска. Казахи пекут в тандыре лепешки, а также делают их на кипящем масле (шелпек). Готовить такие хлебные блюда можно даже в походе, для чего используется казан. Казахи воспринимают шелпек и баурсаки как обязательное украшение стола, но насытиться ими можно с лихвой. Хлеб пекут на углях, на сковороде, делают из него сладости. Самой знаменитой сладостью является чак-чак, который может съесть любой человек, даже соблюдающий диету. Другое дело шертпек — крайне жирная сладость. Она представляет собой мед, смешанный с конским жиром, получаемым в результате приготовления колбасы.
Рацион современного казаха стал менее калорийным. Люди стараются выбирать пищу, которую употребляют восточные народности и европейцы. Многим знакома русская, белорусская и украинская кухни. Часто на столе бывают татарские, корейские блюда, казахи едят самсу, копчености, разного рода сладости, знакомые каждому жителю большого города: мороженое, конфеты, мармелад. Неизменными блюдами рациона остаются лагман и шашлык.
Язык
Казахский язык формировался в условиях влияния тюркского народа и испытал влияние со стороны других народностей. Сейчас выделяется несколько диалектов:
- Северо-восточный.
- Южный.
- Западный.
Отдельно рассматривается литературный язык. Современный облик языка претерпел сильные изменения в связи с образованием так называемых новоделов. Это группа слов, которые появились в результате влияния пуризма. Лингвисты отмечают, что многие слова выглядят усложненными, что связано со стремлением увеличить процент литературного лексикона в повседневном разговорном языке (в частности именно это характерно для пуризма). Казахи тоже отмечают неоднозначность появления новоделов. Трудно сказать наверняка, украшают ли они современный язык или просто усложняют его.
Жизнь
Жизнь казахов, проживающих в Казахстане, зависит от региона. Особенности уклада сформировали разные взгляды, которых придерживаются южане и жители северных регионов. Они вылились в особого рода различия.
Например, у южан на свадебное торжество может прийти три сотни гостей, а жители севера предпочитают звать только близких.
На севере Казахстана зимы наблюдаются холодные, поэтому люди привыкли к температуре в -20°С. А жители юга едва переносят 10-градусные морозы.
Большими приверженцами старых традиций считаются южане, которые стремятся менять фамилии, чтобы они были более похожи на казахские. Северяне остаются ближе к России, сохраняя фамилии, заканчивающиеся на «ев». Связано это скорее с нежеланием ввязываться в бюрократические проволочки — на севере живут люди более степенные, тогда как на юге более суетливые.
Северные казахи часто общаются на русском, а южные нередко пользуются узбекским. Это связано с влиянием приграничных государств, которое наблюдалось на протяжении всей истории казахов. Наконец, у южан принято наливать совсем немного чая, а северяне наливают напиток до самых краев.
Внешность
Одежда
Зимой казахи носили наряды из меха, используя выделку из шкур соболя, куницы, енота. Соболь и куница всегда считались самыми дорогими мехами. Небогатые люди могли пользоваться только шубами, сшитыми из шкуры домашнего животного. Это были не только овцы, но и верблюды.
Основной верхней одеждой мужчин и женщин был шапан — широкий халат, подпоясываемый поясом. Достаточно разнообразны были виды головных уборов:
- Войлочный колпак.
- Борык.
- Тюбетейка.
- Саукеле.
Последний вариант головного убора является наиболее дорогим. Его использовали только на свадьбу или важный праздник. Пояс белдик делали из кожи и бархата, украшали серебром, монетами, вышивкой. Для поясов, используемых воинами, предусматривали подвески. Плащи у казахов называются шекпен. Их делали из неокрашенной шерсти для повседневного ношения, парадный шекпен мог быть окрашен в пурпурный или синий. Основной обувью служили башмаки и сапоги, которые украшали бляшками из серебра. Мужские сапоги были черного, коричневого, серого цветов. Женщина носили красные сапожки.
Казахи постарались на славу, чтобы создать такую культуру, которой могли бы восхищаться все. Поэтому в последние годы туризм в их стране развивается весьма активными темпами. Политические сложности не делают их менее позитивным народом, ведь они хранят память предков, которые многое пережили, сумев остаться единым народом.
Видео
Танцы у казахов — это настоящая магия. Оцените, насколько красивы движения казахских танцовщиц, исполняющих праздничный танец, который обычно приурочен к свадебному торжеству.
travelask.ru
происхождение, религия, традиции, обычаи, культура и быт. История казахского народа
Происхождение казахов интересует многих историков и социологов. Ведь это один из самых многочисленных тюркских народов, который в наши дни составляет основное население Казахстана. Также большое количество казахов живет в соседних с Казахстаном районах Китая, Туркмении, Узбекистана, Киргизии и России. В нашей стране особенно много казахов в Оренбургской, Омской, Самарской, Астраханской областях, Алтайском крае. Казахская народность окончательно сложилась в XV веке.
Говоря о происхождении казахов, большинство ученых склоняется к тому, что как народ они сформировались в XIII-XV веках, в эпоху царившей в то время Золотой Орды.
Если говорить о более ранней истории, народах, которые жили на территории современного Казахстана, то нужно отметить, что ее населяли разнообразные племена, многие из которых оставили след в современных казахах.
Средневековая история
В Средние века место гуннов занимают тюрки. Это племя, вышедшее из евразийских степей. К середине XV столетия они создают одно из крупнейших государств в истории древнего человечества. В Азии оно охватывает территории от Желтого до Черного морей.
Тюрки ведут свою родословную от гуннов, при этом они считаются выходцами с Алтая. Происхождение казахов от тюрков сегодня практически никем уже не оспаривается. Тюрки постоянно воюют с китайцами, также в этот период начинается активная арабская экспансия Средней Азии. Среди земледельческого и оседлого населения активно распространяется ислам.
Происходят существенные изменения в культуре тюрков. Например, на место тюркской письменности приходит арабская, используется исламский календарь, а в быту появляются мусульманские праздники.
Ханство
О происхождении казахов можно говорить после окончательного разгрома Золотой Орды, который произошел в 1391 году. Казахское ханство сформировалось к 1465 году. Научным доказательством происхождения казахов служат письменные источники, в большом количестве дошедшие до нашего времени.
Начинается массовая консолидация тюркских племен в объединенную казахскую нацию. Первым объединить под своим началом большое количество степных племен удается хану Касыму. При нем численность народа достигает одного миллиона человек.
В 30-х годах XVI века в Казахском ханстве начинается междоусобная война, которую также называют гражданской. Победителем из нее выходит Хакназар-хан, который правит больше 40 лет. В 1580 году Есим-хан присоединяет к Казахскому ханству Ташкент, который со временем становится его столицей. При этом правителе происходит реформа политической системы, все земли делят между тремя территориально-хозяйственными объединениями, которые носят название жузов.
В 1635 году формируется Джунгарское ханство (новое монгольское государство), после этого начинается казахско-джунгарская война, которая продолжается около века. За это время гибнет населения, по данным исследователей, примерно один миллион казахов. Большое число представителей этого народа вынуждено мигрировать в более спокойные районы Азии.
Только после победы в сражении 1729 года войска завоевателей начинают отступать. Сложная ситуация на внешней политической арене вынуждает казахов еще в 1726 году отправить представителей в Россию, чтобы просить покровительства.
Успехом эта экспедиция заканчивается только в 1731 году, когда российская императрица Анна Иоанновна подписывает жалованную грамоту, принимая в российское подданство Младший жуз. Однако оказывается, что мнение феодалов по принятию российского подданства разнится, но все-таки большинство казахских старшин высказывается за принятие акта о присоединении Младшего жуза к России.
Практически весь XVIII век стал для казахов эпохой слабой государственной власти, затянувшейся войной и внутренними конфликтами, неспособностью организовать полноценную защиту страны.
Казахи в составе Российской империи
Вдоль российско-казахской границы еще в XVIII веке начинают строить фортификационные сооружения, которые кладут фактическое начало расширению России в Казахстан. Правительство принимает ряд мер по переселению торговцев и русских крестьян в приграничные районы, оказывается давление на местных правителей, которые не хотят подчиняться.
Уже к началу XIX века построены 46 крепостей и почти сотня редутов. В 1847 году российское подданство распространяется практически на всех казахов, входящих в Старший жуз. Власть ханов носит все больше номинальный характер.
При этом практически на всем протяжении правления России в Казахстане постоянно возникают национально-освободительные движения. К 1916 году число таких восстаний и волнений доходит до трехсот. История казахского народа во все времена была непростой, в этот период она характеризуется желанием выйти из состава Российской империи.
Казахи при Советском Союзе
После отречения императора Николая II от престола политическая жизнь оживилась на всех окраинах Российской империи. Собирается II Общеказахский съезд, где объявляется о создании автономии и правительства, которое поддерживает меньшевиков. В 1920 году автономию упразднили большевики, которые пришли к власти, а ее лидеров расстреляли.
Вскоре после этого образуется Киргизская Автономная Республика со столицей в Оренбурге. Казахская ССР начинает существовать только в 1936 году.
В 20-30-е годы на территории современного Казахстана массовый голод из-за политики раскулачивания. Гибнут около двух миллионов казахов, несколько сотен тысяч человек бежит в Китай. В 1937 году начинаются репрессии, уничтожившие практически всю интеллигенцию.
В Великой Отечественной войне принимает участие примерно 450 000 казахов, около половины из них остаются на полях сражений.
Современная история
Из этой статьи вы узнаете, где живут казахи в настоящее время. Границы их государства охватывают территорию между Уралом, Нижним Поволжьем, Сибирью, Китаем и Каспийским морем. Казахстан граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Туркменией. При этом выхода к морю не имеет, занимает 9 место в мире по территории, а среди стран СНГ уступает только России.
Первым президентом современного Казахстана стал экс-руководитель Казахской ССР Нурсултан Назарбаев. Это произошло в 1991 году. 16 декабря была провозглашена независимая Республика Казахстан.
За прошедшие годы в стране сменились девять правительств, при этом руководит государством до сих пор президент Назарбаев. У Казахстана большие запасы полезных ископаемых, много минерального сырья. Страна находится между двумя крупными и мощными державами — Россией и Китаем, поэтому вынуждена вести взвешенную и выдержанную внешнюю политику.
Религия в Казахстане
В основном религия казахов — ислам. Большинство является последователями суннитов. По последним данным, в стране около 100 тысяч атеистов. Всего в стране живет более 16 млн человек.
Более 70 % из них мусульмане, вторая по популярности религия — христиане (около 26 %), на третьем месте — атеисты (почти 3 %). Также среди современных казахов присутствует незначительное число буддистов и иудеев, менее одной десятой процента.
Ислам на территорию современного Казахстана проникал на протяжении нескольких столетий, наступая с южных регионов. При этом за время советской власти, когда любая религиозная деятельность преследовалась, популярность ислама сошла на нет. Поэтому сегодня меньшинство этнических казахов соблюдает намаз и обряды.
При этом наряду с исламом сохраняются обычаи доисламского периода, некоторые из которых прямо противоречат мусульманским традициям. Все это уходит корнями в те времена, когда среди казахов был распространен шаманизм. Например, и сегодня одним из главных считается праздник Наурыз, который является языческим.
При этом сегодня в жизни казахов религия занимает важное место. По последней переписи, 97 % жителей отнесли себя к тому или иному вероисповеданию.
Культуры и быт
Сегодня культуры и быт казахов переживают период национального возрождения. Активно культивируются народные ремесла, обычаи, обряды и национальные виды спорта, появляется большое количество литературных произведений на казахском языке.
Важное место занимает национальная кухня, в которой преобладают мясные блюда. Активно используются говядина, баранина, конина, изредка верблюжатина. Например, большой популярностью пользуется бешбармак. Это вареное мелко покрошенное мясо, которое подают с отваренными листами теста.
Помимо мясных блюд в национальной казахской кухне нужно отметить кумыс — это молоко кобылы, которое подверглось сбраживанию, айран, катык (кислый и обезвоженный айран), большое количество других молочных продуктов и напитков.
Важное место в казахской культуре занимает музыка. В частности, кюй — традиционная инструментальная пьеса, которая характеризуется переменной метрикой, смешанными формами. Обычно, эти пьесы исполняли на домбре.
Традиции народа
Казахские традиции и обычаи сейчас активно возрождаются, на уровне государства уделяется большое внимание истории и культуре. Многие традиции связаны с взаимоотношениями в семье.
Они основываются на уважении к старшим, важную роль играет институт родственных связей. В Казахстане принято проводить обряд обрезания. Это происходит, когда ребенку исполняется 4 или 5 лет. Изначально, его проводили в юрте, а сейчас все чаще для этого отправляются в поликлинику. После устраивают праздник.
По казахским традициям и обычаям, девочек выдавали замуж в 13-14 лет, а мальчиков в 14-15. Сейчас под влиянием современной культуры, в том числе и западной, такие ранние браки все больше становятся редким явлением.
Казахи славятся своим гостеприимством. Гостя всегда радостно встречают, усаживают на почетное место и угощают лучшим, что есть в доме. Сейчас застолье изменилось, но древние законы гостеприимства по-прежнему чтут многие казахи.
У кочевников еще давно зародился обычай, который называют ерулик. Согласно ему, старожилы в знак уважения обязательно приглашают на праздник новоселов. Традиция имеет важное общественно-социальное значение, потому что помогает новым людям быстрее адаптироваться в незнакомой среде.
Национальный костюм казахов отражает их древние традиции, связанные с историей, социальными, экономическими и климатическими условиями. При его изготовлении часто использовали шкуры тигров и куланов, а также мех выхухоля, горностая, соболя, хорька, енота, куницы. Из шкур шили шубы, общее название которых тон.
При изготовлении шуб казаки также использовали пух цапель, гагар и лебедей. Сами шубы при этом покрывали парчой или сукном. При работе над мелкими элементами была популярна вышивка гладью.
Еще одна важная часть национального костюма казахов — халат, который они называют шапан. Его носят и женщины, и мужчины, делают из замши, шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей.
Популярный головной убор — тюбетейка. Это летняя легкая шапка, сделанная из парчи, бархата или глазета. В давние времена ее обшивали по краю мехом выдры, бобра, белки, часто украшали золотой или серебряной тесьмой.
Один из главных казахских праздников — Наурыз. Его происхождение своими корнями уходит в дописьменную эпоху, отмечали его еще зороастрийцы. В наши дни совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов он связан с торжеством любви, плодородия, обновлением, которое несет весна. В старину дома было принято приводить в порядок к этому празднику, сажать цветы и деревья.
Сами казахи обязательно надевали праздничные одежды, ходили друг к другу в гости и обменивались поздравлениями, праздновали веселыми играми, лошадиными скачками. Ритуальное блюдо этого праздника — наурыз-коже, которое обязательно должно было состоять из семи ингредиентов. Это мясо, вода, жир, соль, злаки, мука и молоко. Оно считалось символом мудрости, удачи и здоровья. Это любимый многими казахский праздник, который сегодня отмечают в странах, куда разъезжаются представители этого народа.
Известные представители народа
Известные казахи в России играли важную роль в прославлении своего народа и успехах российского государства. В XIX веке это был генерал-майор Жангир-Керей-хан. Он был честолюбивым правителем, который активно продвигал политику царской власти. Именно во время его руководства общественные земли начали массово отдавать во владения частным лицам, что приводило к их расхищению. Такая аграрная политика существенно усугубила социальное расслоение в обществе, что привело к народному восстанию, которое возглавили Тайманов и Утемисов. Жангир-Керей жестко подавил его при поддержке русских войск.
В начале XX века пост министра почты и связи Российской империи занимал казах Губайдулла Джангиров. В истории он остался как один из чиновников, разрабатывавших положения о выборах в первую Государственную Думу. Так, казахи впервые в истории получили право выбирать представителей своего народа в органы власти. Также его считают родоначальником и одним из основателей российских войск связи.
В наши дни в России известно много казахов творческих профессий. Это сценарист и продюсер Вячеслав Дусмухаметов, который является автором популярных комедийных сериалов «Универ. Новая общага» и «Интерны». Кстати, в «Интернах» играет популярный казахский актер, капитан команды КВН «Сборная Камызякского края» Азамат Мусагалиев.
В 2007 году в России скончался известный оперный певец казахского происхождения Эрик Курмангалиев.
autogear.ru
Какая вера и религия в Казахстане? :: SYL.ru
Казахстан — член Евразийского экономического союза и стратегический партнер России является республикой, унитарным государством с президентской формой правления. Политические партии обязаны быть зарегистрированными, религиозные — запрещены. Поэтому юридически государственной религии Казахстана не существует. Полная свобода вероисповедания, согласно Конституции. И государственные служащие любого ранга не могут публично призывать к любой религии, а оставаться исключительно светскими. Но культурно и исторически сложилось, что основная религия в Казахстане — ислам, его исповедует 70 % населения.
Ислам в Казахстане
На территорию современного Казахстана ислам принесли арабы-миссионеры следующие по Шелковому пути ближе к концу VII века. Они первыми повлияли на то, какая религия в Казахстане сейчас. Миссионеры трудились на духовном поприще и в VIII веке, убеждая и подавая личный пример своей благочестивой жизнью.
Отправной точкой для становления ислама в Средней Азии является победа в 751 году над китайским войском арабского в Таласской битве.
Но традиционно считается, что развитие мусульманской религии в Казахстане шло мирным путем, с помощью внедрения духовных ценностей в законодательство. А также просветительским путем. Мусульманские духовные представления созвучны многим историческим традициям жизни кочевых племен Центральной Азии.
Поэтому, когда говорят о государственной религии Казахстана — подразумевают ислам. В более узком значении — суннизм. Верховный муфтий, глава духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Ержан Маямеров на фото — руководитель исламской общины всей страны, которая включает более двух тысяч религиозных объединений. Деятельность ДУМК основана на ханафитском мазхабе.
Суннизм
Суннитами являются большинство мусульман в мире. Образование этого направления ислама связано с расколом во второй половине VII века. Суннизм тогда не признал (так остается до сих) особенной духовной власти над другими верующими любого человека, на момент раскола — потомков Мухаммеда. Примером в жизни для суннитов остается только сам Великий Пророк и его заповеди. Духовная власть есть у избранных правителей-халифов, которые прежде всего толкователи религиозных текстов, а не законодатели или судьи.
Что такое ханафитский мазхаб?
Суннитский ислам включает в себя четыре школы — мазхаба. Одна из них, крупнейшая — ханафитская. Ее основал выдающийся мусульманский богослов Абу Ханифа. Один из современников-имамов отозвался о нем, как о самом грамотном халифе-толкователе. Абу Ханифа призывал к совершенному знанию арабского языка, как инструмента для лучшего постижения религиозных текстов. Он предложил методологию богословия, которая стала основой ханафитской школы, ее особенностями являются:
Глубокая практическая значимость в ежедневной жизни.
Она очень созвучна суннизму в целом, выражает главную его ценность — нет особенного и единственного, полновластного религиозного лидера. Абу Ханифа призывал и демонстрировал на своем примере, как можно постигать религиозные заповеди путем совета, обсуждения, обмена откровениями нескольких мужей, а после формировать коллективное мнение. Все это должно было побуждать размышлять, исследовать, стремиться к большему знанию.
Насколько население исповедует ислам публично
Как всегда в вопросе религии, и Казахстан не исключение, есть разница между верой, которую принято проявлять публично, официальной религией государства и личными убеждениям отдельного человека. И социум влияет на то, как себя ведет каждый верующий.
Иногда возможности для поклонения организованы на государственном уровне. Например, в ОАЭ с минаретов всех мечетей пять раз в день раздается призыв на намаз. Это один из пяти столпов ислама, особая ежедневная пятикратная молитва, обязательная для истинно верующего. Законы ОАЭ подчиняются религии.В Казахстане формально государственной религии нет, поэтому проявление веры — вопрос личной самоорганизации каждого верующего, его духовных убеждений.
На фотографии отборочный тур конкурса религиозной грамотности. Хотя в светском государстве духовное образование, как обязательное для всех, исключено. Но в Казахстане считается важным воспитывать в молодежи и прививать им как религиозную толерантность, так и сознание значимости веры в успешной личной жизни и для общества в целом. А саму веру рассматривать, как эффективный способ объединения граждан.
Носят ли женщины в Казахстане покрывало?
В исламе женщины с подросткового возраста (во сколько лет это обязательно для девушки — определяет глава семьи, формально — время полового созревания) носят особую одежду. Надевают паранджу — женский длинный халат, покрывают голову хиджабом — платком, который оставляет открытым только лицо, некоторые используют никаб — ткань, скрывающая лицо, кроме глаз.
Последнее время в светских государствах вопрос ношения такой одежды стал остро политическим.
Верховный муфтий Казахстана на недавней пресс-конференции призвал решать вопрос ношения особой религиозной одежды на местах, лично договариваться родителям, например, со школой. Но проявлять уважение, в первую очередь, к порядкам и правилам организации, так как религия в Казахстане — явление многоконфессиональное.
Мечеть Хазрет Султан в Астане
В молодой, современной столице Казахстана Астане стоит одна из крупнейших во всей Азии мечетей — Хазрет Султан, открытая в 2012 году. Новый центр для дальнейшего развития мусульманской религии в Казахстане. Прекрасное, ослепительно белое здание с четырьмя минаретами по углам, восемью малыми и одним основным куполами, арочными окнами напоминает чудесным образом оказавшийся посреди современного мегаполиса дворец Шахерезады (интерьер на фото).
Расположена мечеть в самом центре Астаны. Выступая на ее открытии, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что место постройки — центральная площадь, на которой стоит и Дворец мира и согласия, это значимый символ. Он демонстрирует единение всех казахстанцев для строительства общества, в котором главными ценностями являются мир и добро. А также преемственность исторического и культурного наследия.
www.syl.ru