Казахстан вера исповедания: Религия в Казахстане — Википедия (с комментариями)

Религия в Казахстане — Religion in Kazakhstan

Религии этнических казахов в Kazajistán (2009 перепись)

  Другие религии (0,3%)

  Не религиозен (2,8%)

  Н. (0,5%)

Согласно различным опросам, большинство казахстанских граждан, с, в основном этнические казахи , идентифицируют себя как неконфессиональные мусульмане , в то время как другие склоняются в сторону суннизма в Ханафи школы, традиционно в том числе и этнических казахов, которые составляют около 63,6% населения, а также как этнические узбеки, уйгуры и татары. Менее 1% являются частью Shafi`i ( в основном чеченцы ) и шиитами . Есть в общей сложности 2300 мечетей, все они связаны с «Духовном мусульман Казахстана», во главе с верховным муфтием . Ид аль-Адха признан как национальный праздник.

Менее 25% населения Казахстана составляют православные русские, традиционно в том числе этнических русских, украинцев и белорусов. Другие христианские группы включают в себя католики , протестанты ( баптисты , пресвитериане , лютеране , пятидесятники , методисты , меннониты и адвентисты седьмого дня ), Свидетели Иеговы и мормоны . Есть в общей сложности 265 зарегистрированных православных церквей, 93 католических церквей, 543 протестантских церквей и молитвенных домов. Рождество , вынесенное в русской православно согласно юлианскому календарю , считается национальным праздником в Казахстане.

Другие религиозные зарегистрированные группы включают в себя иудаизм , в Веру Бахаи , индуизм , буддизм , в Церкви Саентологии , Христианская наука , и Церковь Объединения .

Страна многонациональная, с давней традицией толерантности и светскости. С момента обретения независимости количество мечетей и церквей значительно возросло. Тем не менее, население иногда настороженно относится к группам религиозных меньшинств и групп, обращение в свою веру. Было несколько сообщений о том, что граждане подавали жалобы властей после того, как члены их семей вовлекались с такими группами. Лидеры четырех религиозных групп правительство считает «традиционный» — ислам, русское православие, католицизм и иудаизм — отмечали общее принятие и толерантность, что другие религиозные группы не всегда пользуются.

Религиозная история

Страна исторически принимала широкое разнообразие этнических групп с различными религиями. Нетерпимость к другим обществам стала вопросом о казахской культуре. Фонд независимой республики, после распада СССР, начал много изменений во всех сферах жизни людей. Религиозность населения, в качестве неотъемлемой части любой культурной самобытности, претерпела динамические преобразования, а также.

Баптистские церкви часто набег. Это происходит из-за член церкви собрать без регистрации самостоятельно, требования страны. Тот, кто не регистрирует рискуют нагрянула полиция. Однако не только те, которые нарушают закон трактуются жестко.

2 мая 2017 года, суд в столице Астане, Казахстан, приговорил 61-летний муж и отец троих сыновей, в пять лет тюремного заключения для выполнения мирного библейскую просветительной работы. Теймур Ахмедов является членом Свидетелей Иеговы. Суд назвал его проповедь и учение усилие «разжигание религиозной розни» и «пропагандирующей [религиозным] превосходство.» Кроме того, судья также наложил запрет три года об участии г-Ахмедове в деятельности Библейского образования. медицинские вопросы г-Akhmedo не рассматривались, так как он требует лечения кровоточащей опухоли и было отказано в медицинской помощи, что он требует.

После десятилетий подавленнога культуры, люди чувствовали большую потребность проявлять свою этническую идентичность — частично через религию. Количественное исследование показывает, что в первые годы после установления новых законов, отказавшись от каких-либо ограничений на религиозные убеждения и провозглашая полную свободу признаний, страна пережила огромный всплеск религиозной активности своих граждан. Сотни мечетей, синагог, церквей и других культовых сооружений были построены в течение нескольких лет. Все представленные религии выгоды от увеличения числа членов и сооружений. Многие конфессии, которые отсутствовали до независимости сделали свой путь в страну, обращаясь к сотням людей. Правительство поддержало эту деятельность, и сделал все возможное, чтобы обеспечить равенство среди всех религиозных организаций и их последователей. В конце 1990-х годов, однако, небольшое снижение религиозности произошло. Проект закона о религии рассматривается в июне 2008 года повысил международную озабоченность по поводу того, есть намерение соответствовать общим стандартам свободы религии и прав человека.

вер

ислам

Ислам является наиболее широко практикуется религия в Казахстане; она была введена в регионе в 8 — м веке арабами. Традиционно казахи являются мусульманами — суннитами , которые в основном следуют за Ханафи школу. Казахи в том числе других этнических групп мусульманского происхождения составляют более 90 процентов всех мусульман. Южный регион страны имеет самую высокую концентрацию исповедующего ислам.

христианство

Христианство в Казахстане является вторым наиболее практикуется религия после ислама . Большинство христианских граждан русских , и в меньшей степени украинцев и белорусов , которые принадлежат к Русской Православной Церкви . По данным переписи населения 2009 года, около 26% населения Казахстана определяет как христианин. 1,5 процента населения немецкий , большинство из которых следуют католицизм или лютеранство . Есть также много пресвитериане , Свидетели Иеговы , адвентисты седьмого дня и пятидесятники . Методисты , меннониты и мормоны также зарегистрированы церкви с правительством. По данным переписи 2009 года насчитывалось 4,214,232 христиан в Казахстане. «Казахстан является странным ядром традиционалистского католицизма,» католический писатель Росс Douthat заявил в 2018 году.

вера бахаи

Вера Бахаи в Казахстане начался в политике угнетения религии в бывшем Советском Союзе . До это времени, Казахстан , как часть Российской империи , имел бы опосредованный контакт с Бахаями еще в 1847. Вслед за вход пионеров сообщества выросло крупнейшую религиозной община после ислама и христианства, хотя лишь несколько процентов от нации. К 1994 году был избран Национальное Духовное Собрание РК и общественность начала умножать свои усилия в различных интересов. Ассоциация Религия архивов данных (опирающиеся на Всемирной христианской энциклопедии ) оценивается около 6000 Бахаев в 2005 году.

иудейство

Хабад-Любавич синагоги в Алматы, изображен на почтовой марке из Казахстана в 2006 году.

Казахстанские евреи имеют долгую историю. Есть приблизительно 12 000 до 30 000 евреев в Казахстане , менее 1% населения. Большинство казахских евреи ашкенази и говорят по- русски .

индуизм

Индусы в Казахстане в основном из МОСК секты и диаспоры индусов из Индии. Индийская община в Центральной Азии, которая включает в себя Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, только цифры 2732 из общей численности населения в 55,5 миллиона человек . Она состоит в основном из NRIs.

язычник

тенгрианства

Тенгрианства является Центрально — азиатская религия характеризуется шаманство , анимизм , тотемизм , поли- и единобожия и поклонения предкам . Это преобладающая религия тюрков , монголы , венгры , Хунна и гунны , и религия пяти древних тюркских государств: Gokturk каганат , Западный тюркский каганат , Великая Болгария , Болгарская империя и Восточная Tourkia (Хазарии) . В

ИРК Bitig Тенгри упоминается как Турук Tängrisi (Бога турков).

Tengrists рассматривают свое существование как поддерживается вечной голубое небо (Тенгри), плодородная мать-земля дух ( Eje ) и правитель считается святым духом неба. Небо, земля, духи природы и предки обеспечивают все потребности и защитить все человек. Живя вертикально, уважительную жизнь, человек будет держать его мир в равновесии и совершенствовать свою личный Ветер лошадь , или дух. Гунны Северного Кавказа , как сообщается верили в двух богов: Тангри Хань (или десятник), считаются идентичными персидской Aspandiat и для которых лошади были умерщвлены, и Kuar (жертвами которого поражены молнией). Тенгрианства практикуются в Саха , Бурятии , Туве и Монголии параллельно с тибетским буддизмом и бурханизм .

Свобода религии и религиозной терпимости

Казахстан имеет очень разнообразный и стабильный религиозный фон. Тем не менее, некоторые сообщенные случаи преследования против кришнаитов и Свидетелей Иеговы за прозелитизм вызвали обеспокоенность международного сообщества.

Статья 22 Конституции Республики Казахстан гласит, что «каждый человек имеет право на свободу совести.» 18 мая 2011 года Президент Казахстана принял постановление о создании Агентства по делам религий. Миссия Агентства является координировать взаимодействие между правительством, религиозными группами и гражданским обществом в целях обеспечения свободы вероисповедания в Казахстане.

В 2003 году Казахстан создан Съезд лидеров мировых и традиционных религий, которая направлена ​​на содействие религиозного диалога, обеспечивающего межрелигиозной терпимости и свободы в Казахстане.

Религия этнической группы

Перепись 2009 были получены следующие результаты населения Казахстана по религии и этнической группы.

Этническая группа ислам христианство иудейство буддизм Другой Атеизм Не Доступно
Всего70,20%26,32%0,03%0,09%0,02%2,82%0,51%
казахи98,22%0,39%0,02%0,01%0,12%0,98%0,26%
русские0,43%92,64%0,04%0,02%0,03%6,09%0,75%
узбеки99,05%0,39%0,01%0,01%0,02%0,37%0,16%
украинцы0,94%90,74%0,03%0,01%0,02%7,31%0,94%
уйгуры98,35%0,51%0,02%0,01%0,03%0,61%0,47%
татары79,57%10,24%0,02%0,03%0,06%8,11%1,97%
немцы1,58%81,59%0,05%0,04%0,11%13,96%2,68%
корейцы5,24%49,35%0,21%11,40%0,14%28,51%5,16%
турки99,13%0,30%0,01%0,01%0,02%0,33%0,21%
азербайджанцы94,81%2,51%0,02%0,02%0,03%1,86%0,76%
белорусы0,79%90,16%0,04%0,01%0,03%7,82%1,15%
дунган98,93%0,37%0,01%0,03%0,04%0,34%0,28%
курды98,28%0,53%0,03%0,02%0,02%0,74%0,38%
таджики97,78%0,91%0,01%0,02%0,08%0,85%0,35%
поляки0,69%90,07%0,04%0,01%0,13%7,30%1,76%
чеченцы93,69%2,99%0,02%0,01%0,05%2,08%1,16%
киргизы96,67%0,89%0,03%0,03%0,02%1,51%0,86%
другие34,69%52,32%0,82%0,91%0,13%8,44%2,69%

Рекомендации

 Эта статья включает в себя  материалы для общественности области из библиотеки Конгресса страновых исследований сайта http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/ .

Религия в Казахстане: взгляд в прошлое, реалии

Казахстан – страна с очень древней и интересной религиозной историей. Здесь пересекалось множество вероисповеданий, некоторые из них – очень древние. Религия в Казахстане имеет глубокое прошлое, и в него стоит заглянуть.

Доисламский период

Задолго до того, как в Казахстан пришел ислам, здесь было распространено тенгрианство. В этом веровании верховным богом считался Тенгри. Этим именем называли и другие божества, но данные о них почти не сохранились.

казахстан религия

Суть этой веры заключалась в разделении мира на три пространства: небесное, земное и подземное. Природные явления, стихии имели свою интерпретацию. Эта религия в Казахстане имела и региональные особенности. Южные жители верили в святость пещер. В одну из них, например, женщины ходили лечить бесплодие. На Востоке страны святых назначали главами родственных групп.

В Казахстане до мусульманства также господствовало шаманство. Верховный шаман проводил ритуалы, связываясь с духами предков. Такие сеансы якобы помогали ему исцелять людей, находить потерявшийся скот и даже управлять природой.

Приход ислама

Мусульманство в течение не одного века проникало в Казахстан. Религия, охватив сначала Юг страны, уже в конце Х века широко распространилась в Семиречье и на побережьях Сырдарьи. Однако часть регионов исповедовала христианство (несторианство), пришедшее сюда в XII-XIII вв с найманами.

На какой-то период развитие ислама в Казахстане было приостановлено из-за завоевания территорий монголами. Тюркские и монгольские племена в то время придерживались традиционных вероисповеданий. Эта тенденция сохранилась при хане Берке в период Золотой Орды, дополнительно усилил ее хан Узбек. Мусульманам-суфитам приходилось уносить свою религию в степи. Но вскоре миссионеры удостоились расположения предводителей кочевников.

какая религия в казахстане

С каждым годом мусульманская религия в Казахстане укрепляла свои позиции. Появлялось множество мечетей, нередко строившихся за счет частных вложений. Глубокое внедрение законов шариата в быт казахов произошло в период правления султана Арын-Газы.

XIX столетие было отмечено влиянием степных татар, которые часто становились муллами и выполняли просветительскую функцию, способствовали развитию культуры и грамоты. Позже среди мусульман-казахов появляется модернистское направление – джадидизм, которое пропагандирует обучение светским наукам и образование в целом.

Современная ситуация

Итак, какая религия в Казахстане сегодня? В настоящее время эта Республика является поликонфиссиональной. Здесь существует более 3000 религиозных объединений. 40 конфессий представлены более чем 2500 культовыми сооружениями.

Основная религия в Казахстане – ислам суннитского направления. Насчитывается свыше 1600 мусульманских объединений, построено больше полутора тысяч мечетей. Число жителей страны, исповедующих ислам, достигает почти 9 миллионов, причем эта категория многонациональна.

религии на территории казахстана

Второе место по численности верующих занимает здесь православное христианство, его доля составляет почти 30%. Кроме того, в Казахстане проживает более 300 тысяч католиков с солидной инфраструктурой.

Но и это не все религии на территории Казахстана. Среди граждан есть немало протестантов, иудеев, буддистов и т.д. После обретения независимости здесь построен первый буддийский храм, возведено большое количество новых мечетей, церквей, костелов, молитвенных домов, синагог.

Известные религиозные сооружения

Великолепные здания различных религиозных направлений своей архитектурой украшают города республики, повышая ее туристическую привлекательность. Среди самых известных:
1. Дворец мира и согласия
2. Мечеть Нур-Астана
3. Синагога Бейт Рахель – Хаббад Любавич
4. Свято-Вознесенский кафедральный собор
5. Кафедральный собор Матери Божией Неустанной Помощи

Нур-Астана – самая большая мечеть в Центральной Азии, а Синагога Бейт Рахель – Хаббад Любавич, соответственно, — крупнейшая синагога этого региона.

религия в казахстане

Те, кто хоть раз бывал в этой экзотической стране, знают, насколько многонационален Казахстан. Религия и свобода ее выбора – одно из прав граждан, которое здесь эффективно реализуется. Толерантность и взаимоуважение в отношениях конфессий — лучший путь к гармоничному развитию общества.

О религии казахов (А. И. Лёвшин) — Русский Туркестан. История, люди, нравы. — LiveJournal

. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. — СПб., 1832.

«Какой вы веры?» — спросил я однажды двух киргиз-казаков. «Не знаем», — отвечали они. Ответ сей услышите от большей части их соотечественников. И в самом деле трудно решить, что такое киргизы — магометане, манихеяне или язычники?

Все они вообще имеют понятие о высочайшем существе, сотворившем мир, но одни поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства, третьи думают, что кроме божества благого, пекущегося о счастии людей и называемого ими худай, есть злой дух, или шайтан, источник зла. Сверх того киргизы признают существование многих других духов, верят колдунам, ворожеям. [Примечание редакции: На самом деле вопрос о религии и верованиях казахов намного сложнее и до сих пор еще мало изучен. Специальных исследований по этой проблеме пока нет, а в этнологической и атеистической литературе рассматриваются главным образом отдельные вопросы истории приобщения казахов к исламу, сама история мусульманства и пр. В то же время практически не изучены доисламские верования казахов. Имеется лишь ряд работ, посвященных культу предков, верованиям и обрядам в семейном быту, шаманизму. Между тем существует много свидетельств о том, что у казахов, наряду с исламом, сохранялись пережитки зороастризма, несторианиства, пантеистических культов]. Однако же, из всех частей сего смешения различных исповеданий преимущественно пред прочими обнаруживается магометанское [Неизвестно, когда сделалась магометанская религия общею у киргизов, но мы знаем, что Кучум, последний хан Сибирский, пришел в Сибирь из Казачьей орды и, утвердившись на престоле, тотчас начал обращать новых подданных своих в веру магометанскую, которую сам исповедовал и для распространения которой отец его Муртаза прислал ему ахуна и множество мулл. Происшествие сие случилось, как всем известно, в половине XVI столетия. См. «Сибирскую историю» Фишера] и, хотя оное совсем не производит в казачьих ордах того фанатизма, которым одушевлены прочие мусульмане, но они уверены, что люди, не чтущие их Пророка, суть неверные (кафир), которых можно мучить и против которых должно употреблять оружие. Киргизы так думают не только о христианах, ламайцах или народах всякого другого исповедания, но даже о магометанах шиитского толка, ибо сами себя причисляют к суннитам или, лучше сказать, не понимая сего различия, знают только, что турки, татары, бухарцы, хивинцы и другие соседи одинакового с ними вероисповедания, а персиян и прочих последователей Али почитают раскольниками. По сей-то причине ни один суннит не может быть рабом в киргизских ордах, а шиит, христианин и калмык, взятые в плен, продаются и содержатся одинаково.

Одно из главнейших правил Корана, соблюдаемых киргизами, есть многоженство. Они весьма усердно следуют оному, когда достаток позволяет им платить за жен установленный народными обычаями калым.

Постов и омовения — весьма благоразумного постановления Магометова — киргизы не соблюдают, молиться по пяти раз на день находят они для себя трудным, мечетей и избранных среди себя мулл не имеют. Иногда молитвы читаются стариками в присутствии многих стоящих около них на коленях, но по большей части всякий молится когда и где хочет. Некоторые же совсем никаких обрядов религии не исполняют. Число усердных мусульман так редко в сем народе, что исламизм совсем бы мог в нем угаснуть, если бы не поддерживали оного духовные, часто приезжающие из Бухарии, Хивы, Туркестана, и муллы, определяемые российским правительством к ханам и родоначальникам для исправления при них должности письмоводителей. Сильные султаны сами нанимают таких секретарей, и они, будучи единственными толкователями Корана, заключающего в себе и гражданские законы, делаются судьями и советниками правителей народных. Хаджи, т. е. посетившие Мекку и подобные им святоши, объезжая орды киргизские, обогащаются в них совершением богослужения, гаданием по ал-Корану, предсказаниями и продажею талисманов, или писаных молитв, которые пришиваются в сумочках к платью и по суеверному мнению киргиз-казаков делают их непобедимыми, сохраняют от ран и нападений, удерживают на предпринятом пути, не позволяя сбиваться с оного, и избавляют от всяких зол.

Едва ли кто-нибудь из киргиз-казаков был в Мекке, но они почитают Туркестан святым местом, и многие из них, особливо из кочующих близ сего города, ездят в оный для поклонения гробу святого Кара-Ахмет ходжи, чрезвычайно ими уважаемого. Кроме сего, по их мнению, многие могилы, в степях существующие, скрывают в себе останки святых (авлия). Они ездят им поклоняться, читают над ними молитвы, призывают их, приносят им в жертву скот, который тут же сами съедают и привязывают к траве, кустарникам, или вбитым в землю кольям лоскутья, волосы и ленты, полагая, что души святые обитают над своими телами в местах счастливых, и что они нисходят на гробы свои при воззвании к ним. Равным образом думают, что и души всех прочих покойников во время поминовения сходят на землю со звезд, где пребывают они и где, смотря по роду жизни своей, они находятся у духов добрых или злых. Киргизы полагают также, что каждый день зависит от особой звезды, счастливой или несчастливой, и оттого они разделяют дни на благополучные и злосчастные.

Для умилостивления злого духа читают молитвы, приносят ему жертвы, раскидывают оные на все стороны и потом, протягивая руки кверху, заклинают его быть снисходительным.

Усопшему для получения места в киргизских святцах иногда бывает довольно того, чтобы над прахом его выросло какое-нибудь большое дерево.

Между киргизами являются и полусвятые, или юродивые, которые, не имея пропитания, одеваются в изорванные рубища, ходят из одного аула в другой, поют пронзительным голосом молитвы, представляют из себя вдохновенных, делают предсказания и достигают своей цели, то есть поправляют свое состояние или, по крайней мере, получают нужное содержание. Некоторые еще далее простирают свои желания и, являясь под названием Пророков, собирают многочисленные толпы последователей. Такого рода люди показывались не раз, и последний из них проповедовал в Средней орде в 1821 году, но недолго. Ни один из сих проповедников не выдавал, однако ж, нового учения и не оставил после себя учеников.

Дабы иметь самое убедительное доказательство суеверия почти всех киргизов вообще и плутовства немногих, пользующихся оным, опишем их колдунов и гадателей, которым приписывают они силу не только узнавать прошедшее, настоящее и будущее, но производить холод, жар, бури, гром, ветры, дождь, снег, излечивать всякого рода больных, отвращать грозящие бедствия; и все чрез знакомство с духами.

Колдуны и гадатели разделяются на несколько родов.

Многочисленнейшие называются джаурунчи, или яурунчи. Они гадают по бараньим костям, которые сначала очищают от мяса, потом кладут в огонь и жгут до тех пор, пока они обгорят и истрескаются. В трещинах, таким образом произведенных, видят они все на свете, по ним рассказывают прошедшее и предвещают будущее. Капитан Рычков описывает любопытное гадание одного яурунчи, происходившее при нем у хана Нурали, когда сей последний пожелал знать, где находились калмыки, бежавшие из России, и догонит ли их посланное за ними войско наше? Вот его слова:

«По мнению сего гадателя, все предбудущее изображалось некими чертами на сожженной лопатке, а потому, рассмотрев ее с задумчивостию и вниманием, поведал стоящим вокруг него нижеследующее: что в полудни прошедшего дня соединился с калмыками некий невидимый дух, именуемый аврях [правильно аурак (по-каз. аурақ) — прим. редакции]. Он только возжег в народе великую робость и смущение пришествием российских войск, но в полудни сего дня достиг до них другой аврях, который произвел в них еще больше страху некими ужасными предзнаменованиями, приемлемыми ими за знаки предстоящей им погибели. Наконец, вся судьбина их должна зависеть от третьего авряха, который, если придет к ним на другой день после пришествия последнего, то будет он спасителем их от напасти ожидаемой, которая приводит в ужас весь народ. В сем состояло предвозвещение гадателя, кое все киргизы, не исключая и самого хана, почитали истинным пророчеством. Легко предвидеть можно, что он сам предсказанием таким, имеющим двоякое толкование, всегда соблюдает народное почитание и веру, ибо если бы подлинно случилось с калмыками какое-либо несчастие, слова первого предсказания показали сие событие: но когда случилось бы тому совсем противное, то он напомнил бы своим суеверам, что они спасены от напасти пришествием третьего авряха».

Если дельфийский оракул мог давать подобные ответы грекам, то мудрено ли, что и джурунчи пользуются доверием киргизов? Несколько султанов клялись мне, что таковой прорицатель, бывший у хана Меньшей орды Джантюри, пред смертию его, говорил ему, глядя на горящую кость баранью, что убийцы его едут, назначал расстояние, в котором они находятся, определял час, в который лишится он жизни и что будто бы все исполнилось по словам сим с величайшею точностию. Хан смеялся над предсказанием, но в минуту смерти раскаялся и тем еще более утвердил свидетелей сего происшествия в старинном их предрассудке.

Рамчи [правильно ырымшы — прим. редакции], составляющие второй класс прорицателей, гадают по цвету пламени, которым горит баранье сало, бросаемое ими в огонь, при сем читают они молитвы и призывают духов.

Джулдузчи суть астрологи, предсказывающие и гадающие по звездам, в которых живут знакомые им духи.

Всех забавнее и вместе страшнее баксы, или бахчи, очень похожие на сибирских шаманов. Одеяние их бывает иногда обыкновенное длинное, иногда же короткое, или изорванное рубище одною наружностию своею уже действующее на воображение зрителей их трагикомических представлений. Образ прорицания их тоже не всегда одинаков. Бакс, которого мне случалось видеть, вошел в кибитку самым тихим шагом, с потупленными глазами, с важным лицом и в рубище. Взяв в руки кобыз, составляющий подобие гудка, сел он на ковер, заиграл, запел и начал тихо качаться, а потом делать разные телодвижения. С возвышением голоса ускорялись и становились труднее его кривлянья. Он бился, вертелся, вытягивался и сгибался как неистовый, пот лил с него градом, пена клубилась из рта. Бросив кобыз, вскочил он, вспрыгнул, затряс головою, стал кричать пронзительным голосом и созывать духов, то маня их к себе руками, то отмахивая от себя тех, которые были ему не нужны. Наконец, выбившись из сил, с лицом бледным, с глазами, налившимися кровью, бросился он на ковер, испустил дикий крик и умолк как мертвый. По прошествии нескольких минут, привстав, озирался он на все стороны, как будто не зная где он, прочел молитву, и начал предсказывать, основываясь, как говорил, на бывшем ему тогда видении.

В «Сибирском вестнике» 1820 года (книжка 6) помещено любопытное описание киргизского чародея другого рода. Выпишем оное.

«Он был ташкентец степенного вида, имел на голове чалму, подобно ходже или мулле, а на себе белое полосатое длинное платье, подпоясанное белым же кушаком; в руках держал он высокий костыль, оправленный медью, убранный разноцветными камнями и обвитый проволокою с привязанными к нему тремя долгими и широкими значками, одним из белой ткани и двумя из шелковой. Он сел на скамью посредине юрты, читал молитвы и призывал по именам, почитаемых магометанами угодников, назначая каждому из них занятие, которые будто бы к нему и предстали, причем чувствовал он великое восхищение и вместе досаду, что один злой дух препятствовал ему слышать их откровения. Для прогнания сего принужден он был соскочить со своего места, бегал с костылем по юрте, даже выскочил из оной вон, сел на оседланную лошадь и ускакал в поле, более четверти версты, по возврате же оттуда повертывался, сидя на лошади, несколько раз на все стороны, размахивал костылем и вошел в юрту со спокойным духом, радуяся, что прогнал своего неприятеля. Там сел по-прежнему на скамью и с особенным благоговением призывал своих угодников, а спустя несколько времени впал в некоторое беспамятство, повалился на землю и производил столь сильные движения, что четыре человека едва могли его держать. Наконец чрез 10 минут успокоился, пришел в совершенное чувство и на вопросы присутствующих пересказывал сделанные ему откровения. Он говорил им, что текущий год окончится благополучно, без войны и всяких других несчастий для народа, словом, все обещал, что только могло их утешать, или питать приятною надеждою».

В Большой орде баксы наряжаются в белые саваны, садятся на белых лошадей и скачут по полям как беснующиеся.

Паллас говорит еще об одном роде киргизских чародеев, которых называет джаадугар [джаадугар (жадугер) — лицо, которое может заколдовать, заговорить кого-нибудь — прим. редакции] и кои приписывают себе искусство обвораживать пленных так, что они в побеге непременно должны сбиться с дороги. Для сего выбивают у них волосы, сыплют им на язык золу, велят отступать на три шага назад и проч.

Есть, кроме того, у киргизов другие способы ворожить и колдовать, которые, однако ж, мало разнятся, от вышеописанных. Не входя в подробности скажем вообще, что многие из занимающихся сим ремеслом, действуют не одними кривляниями, но имеют некоторые познания в ботанике и химии. Искуснейшие из них, как говорят, безвредно ходят голыми ногами по раскаленному железу, стоят на острых саблях и горящих угольях, глотают ножи, плети и впускают в горло сабли.

Колдовство и обман составляет не только часть религии киргиз-казаков, но и главнейшую часть медицины их, ибо они прибегают к оным в самых опасных болезнях.

Бакс лечит следующим образом:

Сначала садится он против больного, играет на кобызе, поет, кричит диким голосом, беснуется и делает разные вышеописанные кривляния, потом вскакивает с места, читает бессмысленные речи, берет плеть и бьет оною страждущего в надежде изгнать из него всех нечистых духов, производящих болезнь; наконец, лижет его языком, кусает до крови зубами, плюет ему в глаза и схватывая нож, бросается на него, будто с намерением зарезать.

Таковое лечение иногда сопровождается разными другими, столь же смешными обрядами и продолжается 9 дней. Некоторые медики уверяют, что оно, невзирая на всю его странность, может быть иногда полезно в болезнях, от раздражения происходящих.

Другого рода киргизские обманщики, называющие себя лекарями, имеют еще иные средства для легковерных. Они разводят огонь, раскаляют в оном железо и топят баранье сало, потом, соединяясь с предстоящими зрителями, и дав каждому из них по зажженной свече в руку, делают торжественные ходы и носят около больного или три чаши c горящими свечами, наполненные всякою всячиною, или растянутых коз и овец, коими толкают больного 9 раз и которых кожи предоставляются в пользу врача.

Иногда вместо баксов лечат муллы. Сии последние для изгнания болезней и нечистых духов, употребляют только чтение ал-Корана и некоторых бессмысленных молитв, во время которых думают и плюют в глаза больному [небесполезно заметить, что во всех сих суеверных обрядах киргизы строго соблюдают числа 3 и 9, например, 9 дней лечения, 3 чаши, 9 овец, 3 значка у баксов и проч.]. Вера, или суеверие, занимая место искусства, делает и сей третий способ лечения иногда действительным. Подобные приемы встречаем у многих просвещенных народов.

В некоторых случаях больные киргизы призывают к себе на помощь в одно время и мулл и баксов и разных других обманщиков. Первые не мешают вторым, последние живут в согласии с теми и другими. Все действующие в таковых собраниях имеют одну цель — получить плату за труды, а потому всякий отправляет свое ремесло без раздоров.

Невежество, суеверие и обман всегда подают друг другу помощь и везде, хотя в разных видах, но соединенными силами, угнетают род человеческий.


(Распознанный текст — с сайта www.vostlit.info)
Десять актуальных вопросов о религии в Казахстане

Светскость и духовность – взаимодополняющие друг друга составляющие.

Казахстан – светское государство. Каким должен быть образ светского верующего? Должен ли он чтить и уважать традиции и обычаи своего народа, какова взаимосвязь между религией и историей казахского народа? Об этом и другом читайте в материале Центра исследования проблем религий акимата г. Астаны, сообщает Zakon.kz.

Какими должны быть верующие граждане светского государства?

Светскость и духовность не противоречит друг другу, понятие светскость – это форма управления государством, а духовность — составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве – чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним. Светскость не является идеологией, светскость является формой правления. Образ светского верующего гражданина это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.

В чем причина существования традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, каковы принципы определения правильного от неправильного?

Понятие традиционное и нетрадиционное религиозное течение — это условное обозначение. Говоря о традиционной религиозной принадлежности, мы исходим из исторической преемственности, а о нетрадиционной – исходя из того, насколько данное течение является для нас относительно новым. Нетрадиционное религиозное течение может быть абсолютно безопасным и вполне нормальным явлением, если является официально признанным на территории Казахстана, не имеющим деструктивного содержания и влияния в своей идеологии, последователи которого являются законопослушными гражданами нашей страны.

Каковы признаки деструктивных религиозных организаций?

Нужно понимать, здесь важны признаки не визуального характера, а признаки, имеющиеся в самой идеологии. Основные признаки деструктивной идеологии религиозных течений это частое употребление таких понятий как «такфир», «тагут», «кафир», «джахилия», «джихад» в диверсионной форме. Если в религиозной организации чувствуются признаки гипноза, потребления наркотических средств (что является одним из частых явлений), если организация выстроена в пирамидальной иерархической форме, имеющая элементы конспирации, то можно полагать, что данная религиозная организация является потенциально радикальной, экстремистской, деструктивной, псевдорелигиозной.

Как обезопасить себя от деструктивных религиозных течений?

Обезопасить себя можно религиозной грамотностью, знанием своей истории и культуры. Многие воспринимают религиозные учения как за буквальные призывы. В религии очень много принципов, это основные понятия, как быть, например, морально-нравственным человеком, порядочным, честным и т.д. Также необходимо отслеживать поправки в законодательство, поскольку юридические нюансы находятся в постоянном, динамичном совершенствовании и очень важно быть юридически осведомленным.

Какова взаимосвязь между религией и традициями казахского народа?

Религия для казахстанца — этническая идентичность, религия и традиции взаимодополняющие друг друга, не противоречащие друг другу составляющие. Верующие граждане, придерживающиеся народных традиций, чтут национальное, историческое достояние, а религия больше относится к духовным принципам, придерживаясь которых верующие граждане чтут духовное достояние. Религия и традиции очень плотно переплетены, в первую очередь, имея единый фундамент в морально-нравственных ценностях.

Является ли нарушением Конституции запрет на ношение хиджаба в школах?

Требования к школьной форме, запрещающие ношение хиджаба, связаны с тем, что любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевают под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся. Поэтому такие требования обеспечивают равенство всех религий перед законом, принципы светскости и не допускают преимущества какой-либо из религий. Поэтому запрет ношения хиджаба в школах не нарушает Конституцию РК.

Некоторые женщины-мусульманки полностью покрывают себя черным одеянием, тщательно скрывая части тела. Что по этому поводу говорится в исламе?

Хиджаб не является униформой, по исламу необходимо скрывать те части тела, которые называются «ауратом», но каким цветом, какой формы, каким национальным одеянием – не указывается. Это опять-таки принцип, а принципы важно понимать, а не воспринимать буквально. По исламу женщина должна быть одета скромно, опрятно, без вызывающих элементов, демонстрирующих интимные части тела. Это может быть любое национальное одеяние, если оно скрывает основные части тела, не привлекает к себе пристального мужского взора.

В чем особенность придерженности и непридерженности мазхаба?

Мазхаб это готовая форма правильного понимания ислама. Понять это можно на простом примере. Допустим, человек заболел и идет в поле за лечебной травой, но не знает, какое это именно растение, как его собирать, готовить, пить, в какой дозировке и так далее. Здесь есть опасность отравиться, поэтому мы обращаемся в больницы, ходим к врачам и в аптеки. Также и с мазхабом. Очень важно придерживаться мазхаба, т.к. это наиболее безопасная, правильная информации и ее трактовка удерживает нас от заблуждений и ошибок.

Что говорится в шариате о ношении укороченных брюк и бороды?

Во времена Пророка Мухаммада у арабов имелось одеяние (изаар), которое волочилось по земле, и чем оно было длиннее, тем больше подчеркивалось положение человека в обществе. Это было неким проявлением высокомерия. Важно понимать сам принцип: укороченные до щиколотки брюки были проявлением скромности, воспитанием кротости и смирения. Другой немаловажный фактор – подобные укороченные одеяния не пачкаются внизу и тем самым обеспечивают чистоту и личную гигиену. Также и борода, она должна быть аккуратной, опрятной, в том числе в связи с личной гигиеной.

Каково законодательство и юридическая ответственность использование и распространение запрещенной религиозной литературы?

Закон Республики Казахстан запрещает пользоваться и распространять религиозную литературу, запрещенную на территории страны, в т.ч. в социальных сетях. Со списком запрещенной религиозной литературы можно ознакомиться на официальном сайте правовой статистики РК. Согласно статьи 453 КоАП РК (изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение не территории Республики Казахстан продукции, средств массовой информации…») за распространение запрещенной литературы грозит штраф, а согласно статьи 174 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) — лишение свободы.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Семь актуальных вопросов о религии в Казахстане

Светскость и духовность – взаимодополняющие друг друга составляющие.

Казахстан – светское государство. Каким должен быть образ светского верующего? Должен ли он чтить и уважать традиции и обычаи своего народа, какова взаимосвязь между религией и историей казахского народа? Об этом и другом читайте в материале Центра исследования проблем религий акимата г. Астаны, сообщает Zakon.kz.

Какими должны быть верующие граждане светского государства?

Светскость и духовность не противоречит друг другу, понятие светскость – это форма управления государством, а духовность — составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве – чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним. Светскость не является идеологией, светскость является формой управления. Образ светского верующего это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.

В чем причина существования традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, каковы принципы определения правильного от неправильного?

Понятие традиционное и нетрадиционное религиозное течение — это условное обозначение. Говоря о традиционной религиозной принадлежности, мы исходим из исторической преемственности, а о нетрадиционной – исходя из того, насколько данное течение является для нас относительно новым. Нетрадиционное религиозное течение может быть абсолютно безопасным и вполне нормальным явлением, если является официально признанным на территории Казахстана, не имеющим деструктивного содержания и влияния в своей идеологии, последователи которого являются законопослушными гражданами нашей страны.

Каковы признаки деструктивных религиозных организаций?

Нужно понимать, здесь важны признаки не визуального характера, а признаки, имеющиеся в самой идеологии. Основные признаки деструктивной идеологии религиозных течений это частое употребление таких понятий как «такфир», «тагут», «кафир», «джахилия», «джихад» в диверсионной форме. Если в религиозной организации чувствуются признаки гипноза, потребления наркотических средств (что является одним из частых явлений), если организация выстроена в пирамидальной иерархической форме, имеющая элементы конспирации, то можно полагать, что данная религиозная организация является потенциально радикальной, экстремистской, деструктивной, псевдорелигиозной.

Как обезопасить себя от деструктивных религиозных течений?

Обезопасить себя можно религиозной грамотностью, знанием своей истории и культуры. Многие воспринимают религиозные учения как за буквальные призывы. В религии очень много принципов, это основные понятия, как быть, например, морально-нравственным человеком, порядочным, честным и т.д. Также необходимо отслеживать поправки в законодательство, поскольку юридические нюансы находятся в постоянном, динамичном совершенствовании и очень важно быть юридически осведомленным.

Какова взаимосвязь между религией и традициями казахского народа?

Религия для казахстанца — этническая идентичность, религия и традиции взаимодополняющие друг друга, не противоречащие друг другу составляющие. Верующие граждане, придерживающиеся народных традиций, чтут национальное, историческое достояние, а религия больше относится к духовным принципам, придерживаясь которых верующие граждане чтут духовное достояние. Религия и традиции очень плотно переплетены, в первую очередь, имея единый фундамент в морально-нравственных ценностях.

В чем особенность придерженности и непридерженности мазхаба?

Мазхаб это готовая форма правильного понимания ислама. Понять это можно на простом примере. Допустим, человек заболел и идет в поле за лечебной травой, но не знает, какое это именно растение, как его собирать, готовить, пить, в какой дозировке и так далее. Здесь есть опасность отравиться, поэтому мы обращаемся в больницы, ходим к врачам и в аптеки. Также и с мазхабом. Очень важно придерживаться мазхаба, т.к. это наиболее безопасная, правильная информации и ее трактовка удерживает нас от заблуждений и ошибок.

Каково законодательство и юридическая ответственность за использование и распространение запрещенной религиозной литературы?

Закон Республики Казахстан запрещает пользоваться и распространять религиозную литературу, запрещенную на территории страны, в т.ч. в социальных сетях. Со списком запрещенной религиозной литературы можно ознакомиться на официальном сайте правовой статистики РК. Согласно статьи 453 КоАП РК (изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение не территории Республики Казахстан продукции, средств массовой информации…») за распространение запрещенной литературы грозит штраф, а согласно статьи 174 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) — лишение свободы.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Религиозная история Казахстана — Zebra.today

На территории Казахстана исторически присутствуют все три мировые религии: ислам (суннизм, шиизм, суфизм), христианство (православие, католицизм, протестантизм) и буддизм. Последовательно развиваются этнические религиозные традиции и современные религиозные культы. В общественном сознании сохранились отдельные элементы древних политеистических религий.

Зороастризм был религиозным культом древних арийцев – кочевников бронзового века, оставивших заметный след в культуре казахстанского народа. У различных этносов нашей страны до сих пор сохранились в сознании рудименты культа огня. В качестве государственного праздника в Казахстане отмечается Наурыз – зороастрийский праздник нового года. Наурыз был упразднен советской властью в 1926 году и вновь узаконен в 1988 году. В настоящее время традиция зороастризма в Казахстане организационно и институционально не представлена.

Тенгрианство являлось доминирующей мировоззренческой системой кочевых народов Евразии. Наиболее яркие страницы тенгрианства связанны с историей первых тюркских каганатов и империей Чингисхана. В знаменитых памятниках рунической письменности (каменных стелах) описывается мифологическая картина мира древних тюрков – последователей тенгрианства. Ключевым маркером этой религиозной традиции является вера в божественное небо – Тенгри и поклонение духам предков. В современном казахском этносе все еще распространено почитание духов предков – аруахов.

Тенгрианство в современном Казахстане не имеет серьезных организационных и институциональных проявлений. 

Территория Западного Казахстана входила в состав Хазарского каганата, в котором с начала IX века государственной религией был иудаизм. Еще ранее в IV-V веках евреи мигрируют с территории Ирана в Центральную Азию и Южный Казахстан, образовав общину яхуди (бухарские евреи). В конце XIX века во время русской колонизации появляются европейские евреи – ашкенази. Первая синагога в городе Верном построена в 1884 году. По данным общероссийской переписи 1897 года еврейское население составляло 2566 человек или 0,05% от всего населения. По переписи 1989 года в республике проживало около 20 000 евреев или 0,1%. В 1999 году в стране оставалось около 7 000 евреев или 0,05%.   

Буддизм активно развивался на территории Казахстана в Жетысу во времена государственных образований тюрков, тюргешей  и карлуков. В VII веке некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или их покровителями. В этот период истории в Жетысу активно действовали буддийские храмы, монастыри и часовни. Есть документальные свидетельства о существовании на юге нашей страны действующих буддийских храмов в XIII веке. Новый импульс развитию буддизма на территории Казахстана придали джунгары. В XVII-XVIII веках ими были построены храмы и монастыри в Жетысу и Восточном Казахстане. В урочище Тамгалы-Тас есть множество изображений Будд и бодхисатв.

В настоящее время буддизм исповедует очень немногочисленная часть корейской диаспоры (корейский дзен-буддизм) и калмыки (тибетский буддизм).

По данным переписи 1989 года в Казахстане проживали около 100 тыс. этнических корейцев или 0,6% от всего населения. В 1999 году соответственно около 100 тыс. человек или 0,7%. Количество этнических калмыков в республике незначительно.  

Христианство появилось на территории Казахстана в V веке. К этому периоду относится образование несторианства, представители которого явились наиболее ревностными сподвижниками христианских миссий в регионе. В VII-VIII вв. несторианство широко распространяется в городах южного Казахстана и Жетысу, в IХ-Х веках образуется Карлукская Митрополия. В X-XI веках несторианство приняли уйгуры, кереиты и найманы. Несториане играли важную роль при дворах монгольских ханов в XIII веке.

Свидетельства присутствия католицизма на территории нынешнего Казахстане имеются с XIII века. Ярким примером того времени является миссионерское путешествие францисканца Гийома де Рубрука. В середине XIV  века в Алмалыке непродолжительное время действовал небольшой францисканский монастырь и католическая епископская кафедра. История Католической Церкви в Казахстане продолжилась во второй половине XIX века, когда здесь появились ссыльные, военнослужащие и переселенцы. В конце XIX века в Кустанае существовал католический храм, филиал Омского прихода. В 1917 году кустанайский приход насчитывал 6 тыс. католиков и 8 молитвенных домов. В Петропавловском и Кокчетавском уездах проживало около 5 тыс. католиков польского, немецкого и литовского происхождения.

В 1930–50-е годы Казахстан стал местом массовых ссылок и депортаций немцев, поляков, украинцев и литовцев, что привело к появлению новых католических поселений.

В 1970-е годы в Алма-Ате, Караганде и Кустанае действовали католические часовни, в 1977 году католики Караганды получили разрешение на строительство храма. В середине 1980-х в Казахстане существовало около 20 католических общин, где большинство прихожан составляли немцы. В 1989 в республике насчитывалось около 300 тыс. католиков (немцы, поляки и западные украинцы). По некоторым данным в Казахстане католической религиозной традиции придерживалось около одной трети этнических немцев, остальные причисляли себя к протестантам.

Протестантизм в Казахстане начал распространяться с начала колонизации Российской империей, поскольку в русской армии были этнические немцы лютеранского вероисповедания. Затем на территории Казахстана  появились ссыльные и переселенцы. Переселенцы пользовались свободой вероисповедания, которой не было в российской метрополии, освобождались от воинской обязанности и налогов.

В 80-е годы XIX века началась миграция из европейской части России в Казахстан меннонитов, лютеран, баптистов.

Столыпинская реформа усилила этот процесс, однако основной приток протестантов в республику связан со спецпереселением в Казахстан раскулаченных из европейской части СССР в 30-е годы и с депортацией в республику немцев и поляков в 1939-1945 годах. В 1897 году в Казахстане проживали около 7 000 этнических немцев или 0,1%. По данным переписи 1989 года доля немецкого и польского населения в Казахстане составляла более 6% или около 1 млн. человек. В 1999 году их доля сократилась вдвое до 3% или 400 тыс. человек.

История появления православия в Казахстане связана первоначально с военными поселениями, возникшими вследствие колонизации Казахстана Российской империей. На юге республики первые военные притчи (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 году в Туркестане и Чимкенте. В 1871 году была образована Туркестанская епархия, центром которой до 1916 года был город Верный. На юге Казахстана строительство церквей началось в 80-х годах XIX в. До революции 1917 года православная церковь являлась государственной религией царской России и пользовалась значительными преимуществами и поддержкой властей. Послереволюционные годы характеризовались жесточайшим преследованием Русской православной церкви. К концу 30-х годов в Казахстане остались единицы действующих храмов. Восстановление церковной жизни на территории республики началось лишь во время войны.

В 1945 году была образована Алма-Атинская (Казахстанская) епархия, в которую вошли практически все области Казахской ССР (за исключением Петропавловской и Семипалатинской областей, находившихся в составе Новосибирской епархии).

В 1955 году в состав Алма-Атинской епархии вошла территория Семипалатинской епархии, а в 1960 году была присоединена Петропавловская епархия. В 1961 году в Алма-Атинской епархии было 85 приходов и 88 священников. В 1990 году на территории епархии находился 91 приход и 127 священнослужителей. Прихожанами Русской православной церкви преимущественно являются славянские этносы Казахстана (русские, белорусы, украинцы). В 1897 году доля славянского населения Казахстана составляла 12% или более 600 000 человек. По данным переписи 1989 года доля славянского населения в Казахстане составляла 44% или около 7 млн. человек. В 1999 году соответственно 34% или более 5 млн. человек. 

Ислам проникает в южные регионы Казахстана в VIII веке. Во времена Тюргешского каганата на территории нашей страны произошла знаменитая Атлахская битва между армией империи Тан и войсками арабского халифата. По документальным свидетельствам в конце IX века в южных регионах Казахстана появляются первые мечети. В середине X века ислам становится государственной религией в Караханидском каганате. Проникновение ислама привело к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой на основе арабской графики. В IX-X веках в Центральной Азии и южном Казахстане стал распространяться суфизм. На территории республики действовали различные суфийские школы и ордена.

Специфика исламизации кочевых тюрков заключалась в органичном соединении элементов традиционных доисламских (тенгрианство и зороастризм) и суфийских представлений.

Ахмет Яссави, признанный глава тюркской традиции в суфизме ярко воплотил в своей деятельности концепцию «совершенного человека» (аулие). Культ аулие (святых) позволил суфизму выступить в роли массовой народной религии, в которой древние обычаи и культовые практики получили исламизированную обработку. Поклонение святым не что иное, как видоизмененное поклонение духам предков (аруахам). Книга «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости») написанная Ясави арабской графикой на тюркском языке, также способствовала проникновению исламской традиции в среду кочевников. Усиление позиций ислама на территории страны связано с принятием этой религиозной доктрины ханами Золотой Орды в XIII веке. В начале XIV века суннизм ханафитского мазхаба становиться государственной религией в империи.

В Казахском ханстве в одном из исторических правопреемников Золотой Орды ислам имел статус официальной религии. В «Жеты Жаргы» Тауке хана зафиксирована прямая поддержка государством исламской религиозной традиции: «…Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение». Закрепляется также элитный статус (ак-суйек) для особого сословия «кожа» – потомки исламских проповедников, возводящих свою генеалогию к пророку Мухаммеду. Вместе с тем юридически-правовые отношения казахов в значительной степени определялись сложившимся в степи обычным правом – адатом или сочетанием адата с шариатом.

Казахский вариант ислама проявил лояльность ко многим традиционным обычаям кочевников: калым, сватовство детей, институт аменгерства и другим. 

На начальном этапе колонизации российские власти пытались распространять христианство среди кочевого населения, позднее из-за отсутствия ощутимых результатов был взят курс на подконтрольность ислама. В имперский период наряду с переселенческой политикой ислам продолжительное время рассматривался царским правительством как фактор закрепления колонизации степи. Согласно некоторым указам исламские священнослужители должны были получать одобрение у имперских наместников, которые после соответствующей проверки назначали их на службу. На официальную деятельность «пришлых» мулл особенно из Центральной Азии накладывался запрет. Казахское духовенство не имело самостоятельной администрации и находилось в ведении Оренбургского муфтията.

По «Временному положению об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств» 1868 года каждая волость должна была иметь не более одной мечети.

Угроза политизации ислама в начале XX века обусловило курс российской империи на более жесткое ограничение религиозных свобод мусульман. В качестве реакции на такую политику в программе партии «Алаш» были провозглашены принцип равенства всех религий и свобода вероисповедания, говорилось о необходимости создания отдельного муфтията на территории Казахстана. Между тем алашординцы предлагали существенно ограничить сферу компетенции шариата, в ведении мулл должны были остаться только процедурные вопросы: брак, развод, регистрация рождений и смертей. После февральской революции 1917 года делегаты съезда туркестанских и казахских мусульман провозгласили создание партии «Союз мусульман».

В ноябре 1917 года в Коканде была провозглашена Туркестанская автономия, в которой ислам был признан государственной религией.

При советской власти бии, иманы, ишаны, хазреты, муфтии и члены духовных управлений мусульман в 1921 году были отстранены от участия в выборах. С 1926 года в официальных документах появился тезис об «антисоветском характере» мусульманства. С 1927 года речь шла уже не о «антирелигиозной агитации и пропаганде», а о «мерах борьбы с исламом». В результате исламское духовенство подверглось жестоким репрессиям, многие мечети были закрыты или разрушены. Во время войны позиция государства изменилась, было создано Духовное управление Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте.

В 1961 году в Казахстане насчитывалось 25 зарегистрированных общин с мечетями.

Кроме этого, было около 60 незарегистрированных общин и более 500 незарегистрированных мулл. В 1989 году в республике действовало 59 официальных зарегистрированных мечетей. В 1990 году было создано Духовное управление мусульман Казахстана.

Ведущим течением ислама в республике является суннизм ханафитского мазхаба, который исповедуют казахи, уйгуры, узбеки, татары, дунгане. По переписи 1897 года численность представителей этих этнических групп составляла около 4 млн. человек или 80% населения Казахстана. В 1989 году более 7 млн. человек или 45%, а в 1999 году около 8 млн. человек или почти 60%. Суннизм шафиитского мазхаба распространен среди чеченцев и ингушей. По данным переписи 1989 года чеченское и ингушское население Казахстана составляло около 70 тыс. человек или 0,4%, в 1999 году 50 тыс. человек и 0,3% соответственно. 

Шиизм в Казахстане представлен азербайджанской и курдской этническими группами.

По данным переписи 1989 года в республике азербайджанское и курдское население составляло 100 тыс. человек или 0,7%, такая же пропорция сохранялась и в 1999 году. Суфизм в Казахстане в настоящее время представлен немногочисленными адептами орденов Накшбандия и Яссауи.   

Нужно отметить, что религиозные процессы в Казахстане были тесно связаны с миграцией этнических групп. Например, появление в республике шиизма связано с прибытием в страну азербайджанцев и курдов, а суннизм шафиитского мазхаба возник после депортации чеченцев и ингушей. Православие появилось в нашей стране после массового прибытия славянских этнических групп во времена российской колонизации. В это же время в Казахстане стали появляться представители католической и протестантской религиозной традиции, поскольку среди колонистов были этнические немцы.

Статус ислама в качестве традиционной религии Казахстана обусловлен также фактом принятия его казахским этносом в качестве основной религиозной доктрины и в этом смысле он является этнической религией казахов. Между тем ислам в Казахстане имеет свои специфические особенности, обусловленные его адаптацией к древним религиозным культам кочевников (тенгрианство и зороастризм).

Ярким проявлением специфики казахского ислама стал тюркский суфизм Яссави. Во многом, специфика казахского ислама вызвана также периферийным статусом страны с точки зрения исламской ойкумены.

В целом, территория Казахстана является провинцией и периферией для всех мировых религиозных традиций. На протяжении многих веков наша страна была местом жесткой конкуренции различных религий, поскольку являлась стратегически важной транзитной территорией для осуществления глобальной экспансии. С этой точки зрения статус ислама в качестве традиционной религии Казахстана также может подвергаться сомнению, поскольку историческим центром этой религиозной доктрины является аравийский полуостров. В этом смысле «чистый» (арабский) ислам не может выступать в качестве традиционной религии республики.

Вместе с тем, поскольку аутентичная религиозная традиция Великой степи – культ Тенгри организационно неразвит и не получил такого институционального оформления как японский синтоизм, то наиболее приемлемым вариантом исторического развития является культивирование собственного традиционного варианта ислама, основанного на суннизме ханафитского мазхаба. 

 

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

Telegram

Пятиминутный путеводитель по религиям в Казахстане

3 434 религиозных объединения. 18 конфессий. И на всех один Бог. Esquire составил пятиминутный путеводитель по религиозным течениям, исключив самые официальные – ислам суннитского направления ханафитского мазхаба, православие,  иудаизм, католицизм и лютеранство.

Пресвитерианство 

– одно из течений протестантизма, зародившееся в 16 веке в Шотландии. Его рассматривают как одну из ветвей кальвинизма и в более широком понимании реформаторской церкви. Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть бога и в то, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительная вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения. Пастеры и пресвитеры избираются прихожанами…

В стране насчитывается 92 пресвитерианские организации. Наиболее известные среди них: «Грейс», «Надежда», «Эммануил», «Назарянина».  Для примера: в 2013 году «Грейс» (она же «Благодать») объединяла 10 тысяч членов (ячейка «Благодати» включала по 6-10 семей верующих). Большую часть пресвитерианской паствы составляют корейцы.


Пятидесятничество 

– одно из течений христианства, возникшее в начале 20 века в США. Часто его еще причисляют к харизматическим движениям внутри христианства. Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, и это особое духовное переживание они считают тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. Отсюда и название «пятидесятники». Учение о благочестии призывает последователей к отказу от курения, алкоголя, наркотиков и азартных игр.


На сегодняшний день в Казахстане существует 230 объединений пятидесятников. В 2012 году самыми крупными из них были:

  • «Новая жизнь» — 38  групп,
  • «Источник жизни» — 28,
  • «Миссия «Агапе»- 23,
  • «Сун Бок Ым» — 9
  • «Жатва» — 5.

В 2013 году ячейками «Новой жизни» охватывалось примерно пять тысяч верующих разной национальности. Чаще всего ее общины состоят из казахов и уйгур, а одно из обществ занималось евангелизацией евреев.


Свидетели Иеговы 

– протестантское течение, возникшее в 70-х годах 19 века в США. Для Свидетелей Иеговы характерно отрицание учения о Троице, почитание икон и креста. Богом считается только одна личность во Вселенной – Иегова. Они считают, что имя Иегова не распространяется на Иисуса Христа и Святой Дух, а другие наименования Бога считают титулами. Вероучение содержит запрет на ношение оружия и участие в боевых действиях. Свои идеи миссионеры распространяют с помощью журнала «Сторожевая башня возвещает царство Иеговы».

Эта религиозная группа недавно считалась самой быстрорастущей в мире, благодаря быстрому росту численности в странах Восточной Европы и бывшего СССР. В Казахстане действуют 60 объединений свидетелей Иеговы, с учетом требований перерегистрации это соответствует почти трем с половиной тысячам последователей. Позиции Свидетелей Иеговы сильны в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях.


Адвентисты седьмого дня 

– протестантское течение, возникшее в 1843 году в США. Основал вероучение бывший баптист Уильям Миллер. Адвентисты опираются на Библию как единственное правило веры и жизни, верят в близость Второго пришествия Христа, соблюдают субботу как день покоя и отдыха, а также отрицают, что после смерти верующие попадают на небеса.

42 общины находятся в 13 областях (за исключением Кызылординской области), а также в Астане и Алматы.


Баптисты

– баптисты разделяют большинство ортодоксальных положений христианской веры, включая единство Бога, непорочное зачатие, безгрешность, чудеса, смерть, погребение и телесное воскресение Иисуса Христа, Троицу,  (Бога Отца, Сына и Святого Духа), необходимость в спасении для человека, божественную благодать, Церковь и Царство Божье. Баптисты верят во Второе пришествие Иисуса Христа. Крещение производится только над взрослыми людьми. Баптисты не имеют единого центра, обладающего безусловным авторитетом.

На данный момент зарегистрировано 100 баптистских групп и филиалов. Больше всего их в Алматы и Алматинской, Южно-Казахстанской, Карагандинской областях.


Меннониты 

– это протестантское течение возникло в 16 веке в Нидерландах, оно названо именем основателя — католического священника Менно Симонса. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества — меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Крещение применяется только к взрослым.

В республике насчитывается 4 объединения меннонитов.


Евангелистские христиане-баптисты (ЕХБ) 

– конфессия, придерживающаяся баптистского вероучения. Ее наименование исторически сложилось из двух родственных христианских направлений: баптистов, общины которых возникли в 60-х годах XIX века на юге России, и евангельских христиан, образовавшегося в 70-е годы XIX века на севере России.

В республике зарегистрировано 185 религиозных объединений ЕХБ. На сайте же Казахстанского союза церквей ЕХБ указана более подробная статистика. Так, в составе союза: 256 церквей, 252 группы и миссионерские точки, 9187 членов церкви, 78 пресвитеров, 157 диаконов.


Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)

– основана Джозефом Смитом в 1830 г. в США. Он написал «Книгу Мормона», «Учение и заветы», «Драгоценную жемчужину», и для мормон эти писания являются важными наравне с Библией. Мормонам запрещено употреблять алкоголь, кофе, чай (кроме зеленого), наркотики. В настоящее время полигамию практикуют только так называемые мормоны-фундаменталисты, остальные вернулись к семье с одной женой и одним мужем. Члены церкви обязаны платить налог — десятину.

В Казахстане зарегистрированы 2 местных религиозных объединения (это соответствует пастве примерно из ста верующих), которые находятся в Астаны и Алматы. Мормоны ведут активную миссионерскую деятельность. Так, в 2013 году в республике действовали трое миссионеров из России и 7 из США.


Методизм

– это протестантское движение, возникшее в лоне англиканской церкви и отделившееся от нее в конце 18 века. Его основатели использовали в своей религиозной деятельности определенную духовность под названием «метод». Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость. Они придерживаются традиционного христианского учения о Пресвятой Троице и ортодоксального учения о человеческой и божественной природе Иисуса Христа.

Перерегистрацию прошли 12 методистских объединений.


Новоапостольская церковь (НАЦ) 

возникла в 1832 году в Англии, является одной из основных церквей Германии после католицизма и лютеранства. Основой своего вероучения НАЦ признает Библию, но ее авторитет принижен особой ролью апостолов. В Казахстане это течение возникло в 1991 году благодаря активной миссионерской деятельности немецких проповедников.

Сегодня в стране действуют 25 объединений НАЦ. А по данным 2013 года, их было 10 (в общинах насчитывалось три тысячи верующих, в основном это люди европейской национальности).
бахаи.jpgмуна.jpgкришна.jpg

Церковь сайентологии

– была основана Роном Хаббардом в 1954 году в Лос-Анджелесе. Во многих странах Европы Церковь сайентологии относят к психокультам, сектам и коммерческим организациям. Сайентология является производным от латинского слова scio (знание) и греческого слова logos (слово; учение). Также сайентология определяется как «изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и жизнью».

В числе официально зарегистрированных Церковь сайентологии не значится. Между тем представители этого течения более десяти лет активно действовали в Алматы и Павлодаре. Имелись филиалы в виде различных общественных объединений, таких как «Дианетика», «Нарконон», «Криминон», а также ассоциативных организаций, связанных с учением Рона Хаббарда.


Салафизм 

–  направление мусульманской мысли, которое призывает ориентироваться на пример пророка Мухаммеда, его сподвижников и праведных предков (ас-салаф ас-салихин). Современный салафизм состоит из ряда течений, таких как такфиризм, мадхализм, ваххабизм. Ни одно из них официально не зарегистрировано в Казахстане. Для примера: в учении такфиритов есть особое положение о «неверных» (такфир – обвинение в вероотступничестве и неверии).  Такфириты интерпретируют «джихад» как вооруженную борьбу за веру. Другой пример – ваххабисты, основной задачей считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

По некоторым данным, в Акмолинской области в 2013 году было около 170 последователей нетрадиционного течения ислама – салафизма.  Эксперты предполагают, что идеи такфиритов в Казахстане распространены среди заключенных.


Ахмадия, Ахмадийская мусульманская община 

– одно из течений ислама. Возникло в конце 19 века в Пенджабе, в названии использовано одно из имен пророка Мухаммеда – Ахмад. Основал движение мусульманин-суннит Мирза Гулам Ахмад. Его последователи убеждены, что он был обещанным мессией. В числе пунктов верования – Ахмадия отвергает концепцию полной завершенности цепи пророчеств в Мухаммаде, как это утверждается в Коране. Всемирная исламская лига признала Ахмадия враждебным исламу течением.

В Казахстане с 1994 года действует «Национальный Ахмадийский Мусульманский Жамагат РК». В алматинской общине около 500 верующих. Но в списке религиозных объединений, прошедших перерегистрацию, ахмадийской общины нет.
список.jpg


Записала Айнур Мазибаева

Читайте также

Петровское исповедание веры | Реформированные библейские исследования и религиозные обряды на Ligonier.org

«[Иисус] спросил своих учеников:« Кто люди говорят, что я? »И они сказали ему:« Иоанн Креститель; а другие говорят: Илия; и другие, один из пророков. »И он спросил их:« Но кто ты такой, что я? »Петр ответил ему:« Ты Христос. 27b-30)

— Марка 8: 27—30

Апостол Петр часто представлен в четырех Евангелиях как представитель учеников.По-видимому, он был готов сказать, что у всех на уме, независимо от того, сколько мыслей было вложено в это. В Кесарии Филиппской Петр доказал, что ученики не были постоянно ожесточены к Христу, и что наш Господь медленно открывал им глаза, чтобы они могли видеть Его истинную личность.

Марка 8:27 говорит нам, что по пути в Кесарию Филиппу Иисус спросил учеников: «Кто люди говорят, что я?» При этом Он установил контраст между тем, что Его ближайшие друзья думали о Его личности и работе, и тем, что люди за пределами группы, те, кто не знал Его, думали о Нем.Их ответы поучительны — евреи первого века, по большому счету, поместили Иисуса в один класс с величайшими пророками, в том числе с Иоанном Крестителем и Илией (ст. 28). Как отмечает один из комментаторов, люди видели в нашем Господе не просто пророка, а одного из пророков, тех, чье влияние отличало их от всех остальных, кто выполнял пророческое служение.

Однако ясно, что Иисус не верил, что взгляд на Него достаточно высок, потому что затем он представил другую сторону контраста, спросив учеников, кем они считают Его (ст.29а). Верить в то, что Иисус был пророком, недостаточно, потому что, в то время как Он был пророком, Он был — и есть — намного больше. И после того, как ученики нашего Господа ожесточились и начали медленно понимать, они наконец поняли, что их учитель не просто пророк. Их глаза начали открываться, и Петр ответил на вопрос Иисуса от имени группы, сказав: «Ты есть Христос», то есть еврейский Мессия (ст. 29б).

Исповедание Иисуса как Христа, как Мессии, как «Помазанника» — это фундаментальное христианское признание.Пророки, священники и цари были помазаны в соответствии со старым заветом (Исх. 40: 12–15; 1 Цар. 16; 1 Царств 19:16). Итак, исповедание Иисуса как Мессии признает, что Иисус — это Пророк, который открывает нам волю Бога, Священник, который жертвует собой, чтобы искупить наш грех, и Царь, который является Господом над творением. Доктор Р.С. Спрул пишет в своем комментарии Марка : «Церковь остается сильной и непобедимой, пока она остается верной своему признанию, что Иисус есть Христос. , , , Потеря доверия к личности Иисуса не нарушает только внешние атрибуты церкви; это разрушает основание церкви.Мы, исповедующие имя Христа, должны твердо убеждаться в том, что Он — Бог во плоти ».

Coram Deo

Первый Тимофей 3:15 называет церковь «столпом и опорой истины», поддерживая истину перед миром. И все же, если церковь не основана на истине, она не может отстаивать ее перед миром. Поэтому, насколько мы способны и в соответствии с нашими призваниями, каждому из нас важно поддерживать работу по обеспечению того, чтобы церковь оставалась приверженной библейской истине.

отрывков для дальнейшего изучения

Иисус Навин 1: 1–9
От Матфея 7: 15–20
1 Тимофею 1: 3–11
2 От Иоанна 4–11

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *