Киргизия вероисповедание – Религия в Киргизии — Википедия

Содержание

Свобода веры по-киргизски / Стиль жизни / Независимая газета

На территории современной Киргизии ислам появился в XII веке. По преданию, первым проповедником новой религии был араб Абдулла, который со своим братом привел к намазу первых мусульман Ферганской долины. Местные жители до сих пор почитают могилу этого мусульманского святого.

Ислам получил наибольшее распространение в среде киргизской элиты, основная же масса кочевников в течение многих веков оставалась приверженной традиционным культам либо исповедовала религиозный синкретизм.

Веротерпимость местного населения способствовала мирному сосуществованию различных религий. Христианство сохраняло сильное влияние на протяжении более десяти веков: во времена Средневековья существовали целые города с преобладающим христианским населением. Основными проповедниками ислама были не мусульманские богословы, а странствующие дервиши, под влиянием которых киргизы становились не столько мусульманами, сколько личными почитателями шейхов, в которых они видели подвижников и чудотворцев.

К началу ХХ в. киргизы считались мусульманами, но они сохранили как бы промежуточное положение между так и не принявшими ислам монголами и калмыками. Киргизы были малорелигиозны, не фанатичны, имели в большинстве весьма смутное представление о Коране и сущности мусульманского учения, сохраняли приверженность традиционной обрядности и в повседневной жизни редко следовали предписаниям ислама. Для причисления к местному мусульманскому духовенству не требовалось специального духовного образования, деятельность местных мулл была сосредоточена в сфере бытовой обрядности.

Активную роль в деле включения населенных киргизами территорий в состав Российской империи сыграли российские мусульмане, в основном татары, игравшие роль переводчиков и советников русских военных и чиновников.

Присоединение к России существенно изменило религиозную ситуацию. Массовое переселение русских и украинских крестьян в 80-90-х гг. XIX в. привело к формированию в крае многочисленной православной общины. Распространение православия не вызвало трений с местным населением и каких-либо конфликтов на религиозной почве. Отсутствие межконфессиональных конфликтов объяснялось религиозной толерантностью киргизов, разумной политикой светских и церковных властей.

Представители российского правительства способствовали решению многих проблем местных жителей: в голодные годы они освобождали население от налогов и оказывали ему масштабную помощь продовольствием. В религиозной сфере проводилась политика подчеркнутой веротерпимости и даже покровительства местным мусульманам. Были сохранены и не облагались налогом все доходы мусульманского духовенства, государство неоднократно выделяло крупные средства на удовлетворение религиозных нужд мусульман, на восстановление старинных мечетей и медресе, оплатило издание Корана. В свою очередь, и мусульмане делали щедрые пожертвования на строительство церквей, оказывали поддержку терпевшим нужду переселенцам.

Наилучшие отношения между православным и исламским духовенством основывались на договоренности, согласно которой все местное население считалось мусульманским, а русские и украинские переселенцы — прихожанами Православной Церкви.

Обострение религиозной ситуации в крае начинается во время Первой мировой войны. В середине 1916 г. резкое увеличение налогов и податей, указы о принудительной мобилизации на тыловые работы в прифронтовых районах привели к массовым волнениям мусульман. Лишь к январю 1917 г. царским властям с большим трудом удалось подавить вооруженные выступления скотоводов и дехкан в разных частях Центральной Азии. В сложной ситуации мусульманское духовенство не поддержало восстание и сохранило лояльность царскому правительству.

Кризис российской государственности способствовал дестабилизации ситуации в Центральной Азии. Мусульманское духовенство рассматривало власть монарха как освященную Богом и Кораном и отнеслось к свержению монархии в феврале 1917 г. отрицательно. Для мусульманских лидеров легитимность Временного правительства была очень сомнительной. Однако они не выступили против него, так как на местах власть продолжала оставаться в руках старого чиновничества и налаженные связи между русской администрацией и местной элитой продолжали функционировать. Однако после свержения монархии начинается активный процесс политизации ислама, ясно проявившийся в сентябре 1917 г., когда на съезде туркестанских и казахских мусульман была создана единая партия «Союз мусульман».

Новая смена власти в России в октябре 1917 г. была воспринята в Центральной Азии как прямая угроза местному укладу жизни и самому существованию мусульманской элиты. В ноябре 1917 г. начинается период двоевластия. Одновременно действовали большевистский Совнарком Туркестанского края и созданная на Всетуркестанском съезде мусульман «Кокандская автономия», в которой ислам был провозглашен государственной религией.

«Кокандская автономия» располагалась в Ферганской долине, издавна являвшейся в крае оплотом ислама. В то время здесь насчитывалось 382 мечети, 42 медресе и 6 тысяч мусульманских духовных лиц (Р.Г. Ланда. Ислам в истории России. М., 1995, с.191). Ее лидеры выступали под исламскими лозунгами: восстановление Кокандского ханства и создание на территории Туркестана единого Среднеазиатского халифата, возрождение шариатских судов и т.п.

Все попытки объединения местного населения для борьбы против большевиков под исламскими и пантюркистскими лозунгами закончились неудачей. Большевикам удалось противопоставить «реакционным баям и муллам» мусульманскую бедноту. В декабре 1917 г. они провели Туркестанский съезд мусульманских рабочих, затем создали Союз трудящихся мусульман. Как и во всей России, местное население оказалось расколотым не по этноконфессиональному, а по социальному принципу.

В начале 1920-х гг. большевики использовали внутреннюю раздробленность исламской оппозиции и установили советскую власть в Средней Азии. Однако добиться стабилизации региона не удавалось еще долгое время, там продолжали действовать вооруженные отряды басмачей, называвших себя «Армией ислама».

После укрепления советской власти в Средней Азии началось насаждение коммунистической идеологии и воинствующего атеизма. Ислам, православие и другие религии были объявлены реакционными пережитками, духовенство подвергалось систематическим репрессиям, многие его представители были расстреляны. В конце 1920-х гг. на территории Киргизии власти начинают массовое закрытие мечетей и медресе, проводят политику искоренения мусульманского и обычного права из общественной и повседневной жизни.

В православных приходах закрытие и уничтожение храмов началось еще раньше — в 1920 г. Активными сторонниками советской власти стали «обновленцы», захватившие большинство оставшихся храмов. Опираясь на поддержку властей, они расправлялись со своими оппонентами — «контрреволюционными тихоновцами». Для противодействия «обновленцам» местные православные создали в 1923 г. «Союз церковных приходов», который возглавили находившиеся в туркестанской ссылке архиереи РПЦ. Показательно, что представители православного духовенства иногда и сами бежали в этот край, где репрессии были не такими жестокими, как в центральных областях. Местные мусульмане проявляли сочувствие к ссыльным, даже скрывали священников, рискуя собственной жизнью. В предвоенные годы во всей Средней Азии оставался только один действующий православный храм — Покровский собор в Самарканде.

В конце 1940-х гг. Киргизия превращается в место ссылки религиозных сектантов из западных областей Украины и Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики. Вместе ними в страну приходят «Свидетели Иеговы», ряд направлений пятидесятничества (христиане веры евангельской, мурашковцы, субботствующие пятидесятники и др.), а также значительно пополняются ряды местных баптистов и адвентистов. В местах своего нового вынужденного проживания сектанты продолжают вести проповедь собственных вероучений. Наибольшего влияния они добились в славянской части населения, и их успеху в значительной степени способствовала репрессивная политика по отношению к РПЦ, значительно ослабившая влияние Церкви.

После Отечественной войны власти несколько смягчили свою политику по отношению к РПЦ. В начале 1950-х гг. число приходов Ташкентской и Среднеазиатской епархии достигло 66. Однако во второй половине 1950-х гг. политика по отношению к Церкви вновь ужесточается, большая часть храмов закрывается. Лишь в конце 1980-х гг. происходит оживление церковной жизни и начинается быстрый рост числа православных приходов (к 1990 г. их было 56).

В течение советского периода в Киргизии произошло значительное ослабление позиций ислама и православия. В конце советской эпохи исламское духовенство оказалось не в состоянии смягчить противоречия внутри мусульманской общины, предотвратить погромы турок-месхетинцев и межэтнические столкновения в Ферганской долине.

В отличие от институционального ислама народный, связанный с повседневной жизнью ислам сохранил важное значение в киргизском обществе. На протяжении советского периода он продолжал выступать как средство самоидентификации и как одна из составных частей народного образа жизни.

К моменту распада СССР в Киргизии сложились благоприятные условия для деятельности сторонников радикального ислама, а также различных сект и новых религиозных движений. Судьба Киргизии во многом зависит от того, насколько успешным будет решение сложных конфессиональных проблем.

Комментарии для элемента не найдены.

www.ng.ru

Почему Киргизия принимает христианство? Мнения — Российская газета

Омбудсмен Киргизии Турсунбай Бакир уулу заявил о том, что, по его мнению, в стране назревает крупный межконфессиональный кризис, вызванный принятием многими киргизами христианской веры.

Ряд политологов страны называют это высказывание известного общественного деятеля вполне закономерным для созданного им особого имиджа «борца за истинную веру», который весьма импонирует многим людям мусульманского вероисповедания.

Однако правозащитник не ограничился негодованием по поводу потерянных единоверцев.  Омбудсмен высказал мысль о том, что даже пресловутые активисты партии «Хизб-ут Тахрир» — официальной запрещенной, напомним, во всех без исключения странах Центрально-Азиатского региона, России и ряде других государств религиозно-политической организации — не столь опасны, как факт наличия в Тогуз-Торокском районе Джалал-Абадской области 100 киргизов, принявших христианскую веру.  Бакир уулу отметил, что «христианизация» населения в республике приобретает крупные масштабы, и призвал внести соответствующие изменения в законодательство Киргизии, запрещающие подобную трансформацию вероисповедания. В противном случае омбудсмен предрекает неизбежные социальные потрясения и крупный межконфессиональный конфликт.

Развивая тему, нельзя однако не обратиться к мнению специалистов, проанализировавших межконфессиональные отношения в республике более детально. К примеру, президент международного агентства по развитию и политике Киргизии, доктор политических наук Аликбек Джекшенкулов в эксклюзивном интервью «РГ» подверг сомнению версию омбудсмена о масштабности «христианизации» населения страны.

— Основная часть населения республики исповедует светский, либеральный ислам, — пояснил ученый. — В то же время отношение киргизов к представителям других ветвей религии всегда было и остается толерантным. И если в последнее время некоторые представители титульной нации приняли христианство или буддизм, то ведь и многие славяне принимают мусульманство. Нет никаких оснований для беспокойства по поводу того, что некоторые наши сограждане склонны к перемене веры. Такую же картину мы наблюдаем во всем мире, это та самая свобода вероисповедания, узаконенная во многих странах и в конституции Киргизии.

В то же время, по словам Аликбека Джекшенкулова, реальную опасность для устоев государства может представлять собой набирающий силу исламский экстремизм.

Так что эксперты ассоциации политологов Киргизии предполагают, что причиной грядущей социально-политической и межконфессиональной нестабильности в стране могут стать отнюдь не христиане. Особую опасность в этом плане, по мнению аналитиков, представляет собой деятельность так называемого подполья или представителей радикальных исламских группировок фундаменталистского толка. К ним относят военизированное «Исламское движение Узбекистана», «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» (ХТИ — «Исламская партия освобождения») и уйгурское «Исламское движение Восточного Туркестана». Напомним, штаб-квартира партии «Хизб-ут Тахрир» находится в Лондоне, а тайные или явные подразделения этой религиозной организации, несмотря на запреты официальных властей, действуют в десятках стран мира.

Начало создания многочисленных филиалов ХТИ на юге Киргизии, согласно различным источникам, относится к 1996-1997 годам. Центром подпольной деятельности исламистов в республике являются города Ош и Джалал-Абад, а также Сузакский, Базар-Курганский, Кара-Суйский, Араванский и Узгенский районы. Несмотря на предпочтение мирных средств «обработки» населения, отмечают эксперты, данное движение представляет собой явную угрозу для безопасности Киргизии. Это обусловлено тем, что его идеи направлены на свержение светского строя, пропаганду насилия в межэтнической и межконфессиональной сферах. Конечной целью деятельности ХТИ специалисты называют создание на части территорий стран Центральной Азии и России так называемого Исламского халифата, живущего исключительно по канонам шариата.

По данным спецслужб, в настоящее время на юге Киргизии насчитывается от двух до пятнадцати тысяч членов ХТИ. Усилившиеся в последнее время процессы миграции населения с юга на север республики, по мнению аналитиков, приводят к укреплению социальной базы исламистов и расширению их оперативных и пропагандистских возможностей в северных регионах страны и ее столице. В то же время продолжающаяся тенденция нарастания исламского радикализма на юге Киргизии позволяет говорить о том, что здесь действует широко разветвленная подпольная сеть исламистов. В целом в Центрально-Азиатском регионе складываются благоприятные условия для распространения идей ХТИ, делают вывод политологи.

Кроме того, существенно усложняет религиозную ситуацию на юге сепаратизм части узбекского населения приграничных областей Киргизии, ранее ставивших цель создания узбекской культурной автономии в пределах Ферганской долины. Позднее, вследствие  влияния радикальных учений исламских религиозных организаций, данная идея получила развитие, и сегодня исламисты ставят перед собой более обширную задачу — создание так называемой Кокандской исламской Джамахирии. Что это может принести постсоветским республикам региона — гадать не надо, достаточно лишь обратиться к опыту «талибизации» соседнего Афганистана.

На состоявшемся в сентябре этого года совете безопасности Киргизии в числе основных рассматривался также и вопрос о религиозной ситуации в стране. Его положительным итогом можно считать решение о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере и более тесного сотрудничества власти с Духовным управлением мусульман Киргизии (ДУМ).

Однако последняя инициатива омбудсмена о внесении поправок в законодательство республики, препятствующих, применяя термин Букир уулу, «христианизации» ее населения, противоречит решению совета безопасности и может самым негативным образом сказаться на межконфессиональном и межнациональном согласии, считают эксперты ассоциации политологов Киргизии.

комментарии

Канатбек Мурзалилов, заместитель директора госагентства по делам религий при правительстве КР:

— Свобода вероисповедания —  это конституционное право каждого гражданина республики. В то же время люди должны выбирать свою религию осознанно, а большинство сегодня принимает иную веру из-за временных материальных трудностей.

Официально и с уверенностью могу заявить, что, как такового, небывалого роста христианства в Киргизии не происходит. Анализ показывает, что сейчас приток христианских организаций в республику прекратился и наблюдается тенденция к их закрытию, как и сокращению числа теологических образовательных учреждений. В стране официально зарегистрированы 32 общины протестантского направления. В то же время, по нашим данным, в ту или иную ветвь христианства перешли 10 — 15 тысяч представителей коренного населения — киргизов, дунган, узбеков.

Периодически наблюдаемые в стране межконфессиональные конфликты чаще всего носят локальный характер. К примеру, был отмечен ряд проблемных ситуаций в тех семьях, члены которых придерживаются различных вероучений. Добавлю, что в течение 2007 года никаких серьезных противостояний на религиозной почве в республике не зафиксировано.

Что же касается перспектив возникновения в Киргизии какого-то масштабного конфликта на межконфессиональной почве, то это утверждение не имеет под собой достаточных оснований.

Асан Саипов, пресс-секретарь Духовного управления мусульман Киргизии:

— Подобные слухи ходят с тех пор как в республику стали проникать миссионеры из-за рубежа, распространявшие новые и чуждые нашему народу идеи. Основной упор они делали на пропаганду среди людей, плохо знающих свою собственную религию, и поэтому неспособных грамотно возразить новоявленным «учителям». Подобное положение вещей приводило к ряду мелких столкновений не межконфессиональной почве. Например, человека не давали хоронить по законам ислама, что вызывало возмущение со стороны его родственников, придерживающихся традиционного вероучения. В принципе ДУМ против работы иностранных религиозных миссий в Киргизии, считая, что в духовной жизни республики должны преобладать ислам и православное христианство.

rg.ru

Христианство в Киргизии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2014; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2014; проверки требуют 15 правок.

Христианство в Киргизии зародилось в Средние века, но в дальнейшем было в значительной мере вытеснено исламом, который усилился особенно в первой половине XIX века. С включением нынешней Киргизии в состав России, на её территории начали активно распространяться христианские вероучения — православие, католицизм и лютеранство. Этому способствовала значительная миграция христиан из Центральной России как во вновь воздаваемые города, так и в сельскую местности и большая доля русского населения. В советский период христианство в Киргизии, как и в целом в СССР, подверглось гонениям: многие храмы были закрыты, а священнослужители репрессированы. С конца 1980-х годов вновь началось открытие церквей, преследования верующих прекратились, но число христиан уменьшается в последние годы главным образом по причине массового выезда русскоязычных в Россию.

Археологические и летописные данные свидетельствуют, что история христианства в Киргизии прослеживается со времен средневековья. Махмуд Кашгари, приводит личное свидетельство о том, что в юго-восточном Дешти-Кипчаке (Великой Степи), Узгенском царстве и Уйгурском каганате существовали и процветали общины с центром в Согде (Самарканде). По словам Кашгари «в Исфиджабе и Таразе, в Кашгаре и Узгенде вплоть до Кубы (Кувы) жил народ согдак, исповедующий Масиха (Иисуса Христа) и говоривший на двух языках: согдийском и тюркском).

Современная история христианства начинается с момента вхождения Киргизии в состав России в XIX веке. В 1828 году Святейший синод предписал Тоболькому митрополиту отправить миссионеров в Киргизскую степь, но генерал-губернатор И.А. Вельяминов отказал в содействии и миссия не была отправлена[1]. Только в 1881 году была открыта особая противомусульманская миссия для киргизов, а её первым главой стал алтайский священник Филарет (Синьковский)[2]. Миссия к 1893 году перевела на киргизский язык все Евангелие[3]. Принявшие православие киргизы получали земли — например, в 1885 году Степной генерал-губернатор Г.А. Колпаковский отвел им 600 десятин около поселка Буконь[4]. Ежегодное число принявших православие киргизов было невелико — например, в 1889 году крещено 23 человека[3]. Миссия активно занималась обучением: в 1899 году в 9 школах при миссии учились 207 мальчиков и 65 девочек[5]. В 1899 году у миссии было 9 станов и 28 человек в штате (причем не только на территории нынешней Киргизии): Центральный (Семипалатинск, Буконский, Долонский, Больше-Нарымский, Шульбинский и Черноярский, а также три в Акмолинской области (Татарский, Александровский и Акбасарский)[5]. В 1899 году крещены миссией трое язычников и 63 мусульманина[5]. Также строились православные церкви при военных поселениях для обслуживания духовных нужд русскоязычного населения, которое массово переселялось также в сельскую местность. Немецкие переселенцы принесли с собой в Киргизию католицизм, а также лютеранство (Евангелическо-Лютеранская Церковь в Киргизской Республике).

В советский период многие церкви были закрыты. В 1921 году прекращена работа Киргизской духовной миссии[4]. В советские годы здесь также появились общины Свидетелей Иеговы[6], баптистов, пятидесятников и адвентистов[7]. Несмотря на некоторые послабления периода Перестройки в 1991 году во всей республике было только 20 православных храмов[8].

Современные православные в Киргизии объединены в Бишкекскую епархию РПЦ, которая имеет 46 приходов, 25 храмов, 6 благочиний и 1 монастырь. В самом Бишкеке действует храм Святого равноапостольного князя Владимира[9]. На начало 2010-х годов в республике также действовали 2 церкви староверов и 4 католические общины[8]. Союз евангельских христиан-баптистов Кыргызстана насчитывает 2800 человек, которые объединены вокруг 50 церквей[10]. Также в Кыргызстане с 1991 года действует официально зарегистрированная церковь полного Евангелия (протестантского направления) — Церковь Иисуса Христа. Насчитывает тысячи прихожан. На ее попечении несколько детских домов и благотворительных организаций.

ru.wikipedia.org

Каковы цели религиозных групп, прибывших в Кыргызстан из Турции?

«Азаттык»: Поговорим для начала о ситуации в Турции, где по имеющимся данным, представлено более 30 различных религиозных организаций и течений. Там есть последователи школ «Исмаил ага» и «Мензил», «сулеймановцы», «нурджулар» и «гюленовцы». Почему в Турции так много различных религиозных групп?

Хатем Календер: Одна религиозная группа или организация не может представлять весь ислам. Поэтому и появляются различные религиозные лидеры. А люди, которые слушают их и находят в словах этих богословов что-то близкое для себя, становятся последователями новых течений.

Некоторые религиозные группы чем-то похожи на обычные клубы или кружки по интересам. И если какие-то из них разрослись до самостоятельных организаций, то некоторые так и остались мелкими объединениями. И надо уметь различать эти вещи.

«Азаттык»: То есть деление на религиозные группы — это закономерная вещь?

Хатем Календер: Конечно. Потому что все это появилось не сейчас, а было еще и во времена Османской империи. Такое есть и в Европе, и в других частях света. Человека всегда интересовала духовность. Поэтому и появляются самостоятельные течения, которые потом укрепляются.

«Азаттык»: Расскажите о приехавших из Турции в Кыргызстан группах, которые ведут в республике работу. Какие организации, можно сказать, родом из Турции?

Хатем Календер: Как вы уже сами отметили, есть «сулеймановцы», «нурджулар» и «гюленовцы». Кроме того, встречаются иногда и приверженцы отдельных тарикатов – школ, учений.

После распада СССР в Кыргызстане образовался вакуум в духовной сфере. И тогда из-за рубежа стали просачиваться различные религиозные течения, которые стали этот вакуум заполнять. А люди уже выбрали из них то, что им по душе.

Человек — такое существо, он постоянно находится в поиске и интересуется такими вопросами, как «Кто создал этот мир и для чего?», «Для чего мы пришли сюда и что должны делать?», «К чему мы должны стремиться и куда идти?» и так далее. И выбирает себе ту религию или духовного лидера, чьи толкования и рассуждения близки ему по духу. Таким образом, различные религиозные организации и распространились в Кыргызстане, найдя своих последователей.

Разница между «гюленовцами» и «нурджулар»

«Азаттык»: В КР стало много тех, кто приветствует идеологию и взгляды религиозных групп из Турции. В самой Турецкой республике наиболее крупными религиозными объединениями считаются «сулеймановцы», «нурджулар» и «гюленовцы». Кто из них более активен в Кыргызстане?

Хатем Календер: Самыми активными, если опираться на имеющуюся информацию, считаются «гюленовцы». И самыми влиятельными, кстати, тоже. У них есть свои школы, университеты, медиаорганизации и так далее.

«Азаттык»: А как появилось это течение и куда ведут его корни? Что вы можете сказать о Фетхуллахе Гюлене и взаимоотношениях «гюленовцев» с «нурджулар»?

Хатем Календер: В начале XX века ученый-богослов Бедиуззаман Саид Нурси попытался взглянуть на ислам с точки зрения современности и, переосмыслив его, дать свое толкование. Он стал очень уважаем после этого в Турции.

Саид Нурси выпустил сборник «Рисале-и Нур», что означает «Трактаты Света». После выхода книги увеличилось число тех, кто прочитал этот труд и стал приверженцем нового течения, в итоге образовались «нурджулар». А вокруг самого духовного лидера начала формироваться группа последователей.

Они утверждали, что будут далеки от мирских дел, занимаясь лишь вопросами веры и справедливости. «Мы будем служить Корану, у нас нет времени заниматься материальным, политикой», — заявляли верующие. В основном они распространяли книги Саида Нурси и доносили до людей его взгляды.

А «гюленовцы» образовались позже, когда от «нурджулар» отделилась группа. Но Фетхуллах Гюлен, известный всем как лидер этой организации, никогда не встречался с Саидом Нурси. При этом в книгах Фетхуллаха Гюлена можно найти то, что когда-то писал Саид Нурси. Другими словами, можно заметить, что он пытается копировать Саида Нурси. С этой точки зрения высказываются предположения, что Гюлен пытается домыслить и расширить «Рисале-и Нур».

«Азаттык»: Вы согласны с этим мнением?

Хатем Календер: Нет. Я не считаю, что учение Фетхуллаха Гюлена является продолжением школы Саида Нурси. На мой взгляд, это больше похоже на плагиат, а если быть точнее, то мысли другого человека им просто выдаются за собственные.

Разница между этими двумя группами следующая. «Нурджулар», как я уже отметил, заявили, что не намерены заниматься мирскими делами, и будут лишь служить вере, будут далеки от политики и материальных вопросов.

А вот организация Фетхуллаха Гюлена пошла в политику и попыталась заполучить контроль над силовыми и другими государственными структурами. Например, когда у них возникло противостояние с действующим президентом Турции Реджепом Тайыпом Эрдоганом, то они не смогли сказать, мол, говорить о нас можешь, что хочешь, нас волнует лишь духовное, и политикой мы заниматься не будем, нам с тобой делить нечего. Вместо этого они стали оппозицией, стали бороться как политическая сила и критиковать Эрдогана, вмешиваться в управление.

Когда шло это соперничество между президентом Турции и организацией Гюлена, я не вдавался в подробности и за заявлениями Эрдогана не следил. Мои выводы основаны на наблюдениях за «гюленовцами», за их действиями. Но если они были настроены так серьезно, то, наверное, надо было уже и заявить о себе как политической партии. Такие вот различия между «гюленовцами» и «нурджулар».

«Азаттык»: Еще одна религиозная группа из Турции, последователи которой стали появляться в Кыргызстане, это «сулеймановцы». Как она зарождалась в Турции и что делает в Кыргызстане?

Хатем Календер: Какое давление не оказывалось бы на религию, сколько ни запрещали бы ее, новые религиозные группы будут появляться в любом случае и скрытно вести свою деятельность. В период правления Мустафы Кемаля Ататюрка был запрещен Коран, тексты азанов были переведены на турецкий. И тогда религиозный деятель по имени Сулейман Хилми Тунахан заявил, что «если они пытаются сделать так, чтобы народ забыл Коран, я буду всем о нем рассказывать и учить людей». Он делал упор на маленьких детей, молодежь, обучая их основам Корана. В итоге Сулейман Хилми Тунахан стал известен как крупный богослов, духовный лидер. У него стали появляться последователи.

Если же говорить о деятельности этой организации в Кыргызстане, то надо понимать, что как и все мусульмане мира кыргызский народ хочет знать Коран. После обретения независимости некоторые граждане новой страны стали работать вместе с турками, в том числе и наладили хорошие отношения с «сулеймановцами» — с целью «преподавать молодежи основы Корана». Поэтому «сулеймановцы» и оказались в Кыргызстане, где построили общежития, открыв учебные заведения по изучению Корана.

Курман-айт в Бишкеке, 21 августа 2018 г.

Религиозные организации не должны вмешиваться в политику

«Азаттык»: На сегодняшний день можно видеть, что власти Кыргызстана одинаково относятся к этим религиозным группам. У «сулеймановцев» есть свои медресе и общежития, где они обучают детей, «гюленовцы» тоже ведут свою широкую деятельность, кто-то даже ведет бизнес. А «нурджулар» также активны и свободны в своих действиях?

Хатем Календер: С одной стороны, я думаю, что именно такое отношение властей правильно и верно. Но все религиозные организации и группы должны заниматься лишь своими делами. Другими словами, их сфера деятельности – это религиозное просвещение. Раз они зовутся религиозной организацией или течением, то значит, в соответствии с этим и должна вестись их работа, они должны прививать благочестие и духовные ценности, воспитывать подрастающее поколение.

Но если, даже имея такие цели, они будут пытаться вмешиваться в политику, стараться внедрить своих людей в силовые структуры или же предпринимать попытки тихо и незаметно приобрести управление над одной из ветвей власти, то тогда любое руководство любой страны, я думаю, будет предпринимать меры.

NO

Сокращенный перевод с кыргызского. Оригинал статьи здесь.

rus.azattyk.org

Кыргызстан – страна нетрадиционных религий

С таким предложением в парламенте выступил заместитель председателя комитета по образованию, науке, культуре, информационной и религиозной политике Жогорку Кенеша Каныбек Осмоналиев, который ответил на вопросы «Азаттыка».

«Азаттык»: В Кыргызстане предлагается обсудить законопроект, который может способствовать отделению течений от традиционных религий. Нужен ли нам такой закон?

Осмоналиев: Обсуждение такого законопроекта уже ведется на протяжении последних десяти лет, это ни для кого не новость. За последние три-четыре года лоббируются интересы традиционных религий, тем самым подвергая под сомнение деятельность религиозных течений. Это сфера достаточна деликатна и поэтому здесь нужна осторожность.

Религиозные вопросы в Кыргызстане вызывают определенную обеспокоенность, но не настолько сильно, как это представляют другие. Но проблемы есть. После распада Советского Союза, где пропагандировался атеизм, в суверенном Кыргызстане стали открываться представительства нетрадиционных религиозных течений.

В настоящее время страна стала своего рода ареной для мелких деструктивных элементов и сил. Поэтому важным остается сохранять традиционные религии. Например, в Кыргызстане действуют около десяти религиозных течений исламского толка и это много.

«Азаттык»: Не получится ли так, что будут нарушены права представителей других религиозных конфессий, которые не исповедывают ислам или православие?

Осмоналиев: Да, согласно Конституции может получиться и так. Но в основном законе также есть норма, где говорится о единстве народа, стабильности государства. И в этом большая роль отведена религии.

В некоторых странах Европы, например, Австрии существует закон о традиционных религиях. У них на первом месте католицизм и это поддерживается бюджетом. В России тоже на протяжении двух-трех лет обсуждается закон о традиционных религиях.

Но мы прыгаем с одного берега на другой. К примеру, в исламе существуют различные ответвления и их позиции не совпадают с традиционным исламом, что вызывают конфликтные ситуации. Мы, кыргызы, проповедуем ислам суннитского толка.

«Азаттык»: Взрывы в Казахстане связывают с религиозным экстремизмом. Но если будут поддерживаться только две основные религии, остальные будут недовольны. И не породит ли это угрозу?

Осмоналиев: К сожалению, мы пока не имеем возможности полностью препятствовать деятельности религиозных течений в исламе. Этот процесс тянется с давних времен, и остановить его не представляется возможным. Подумайте, сами, у «ахмадийцев» в Кыргызстане около 1-1,5 тыс. сторонников, а их деятельность в Пакистане, откуда они сами, там запрещена. И в этой связи, Кыргызстан остается либеральным государством.

Здесь, мне кажется, нужно четко разграничить миссию Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК). С приходом муфтия Чубак ажы Жалилова, там произошло много позитивного, ведутся профилактические работы по улучшению ситуации в религиозной сфере.

«Азаттык»: Если все-таки примут законопроект, означает ли это, что закон будет на стороне традиционных религий?

Осмоналиев: Строительство мечетей, унификация мечетей обретает форму ханафитского направления. Меня настораживает то, что под прикрытием ислама действуют деструктивные элементы и появляются экстремистские силы. В том же Казахстане действует «Хизб ут-Тахрир», но это не исламское течение, а партия, члены которой стремятся прийти к власти любой ценой.

BI

rus.azattyk.org

Киргизы — это… Что такое Киргизы?

Киргизы (кирг. кыргыздар; ед. кыргыз) — народ тюркского происхождения. Основное население современной Киргизии.

Происхождение

Предки киргизов были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов издревле обитающих на территории Центральной Азии и Южной Сибири в верховьях Енисея. Во время возвышения тюркоязычных племен енисейские кыргызы, осилив своих давних врагов уйгуров, создали Кыргызский каганат, чья экспансия распространялась на территории Алтая, Прииртышья, Тувы и Восточных Саян. После возникновения Монгольской империи алтайские кыргызы были поглощены ею, однако во время распада монгольских государств предкам современных киргизов пришлось мигрировать на Тянь-Шань на территорию современной Киргизии.

Название

Автоэтнонимом, то есть самоназванием этого народа является термин «кыргыз». В русском языке обычно используется вариант «киргиз».

Религия

Киргизы являются мусульманами-суннитами. Некоторые сохраняют также и элементы доисламского мировоззрения: почитание Коко—Тенир, Умай—Эне. Как и многие народы Востока, празднуют зороастрийский Нооруз.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает небольшая уникальная этническая группа киргизов (эмель-гольские калмак-киргизы, эминские киргизы, самоназвание: кыргыз, тарбагатай кыргыздары или буддийские киргизы (фоцзяо кыргыз) численностью несколько тысяч человек, одна часть которых исповедует ислам, а другая буддизм в тибетско-монгольской форме[10][11].

Культура

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Основу фольклора составляет эпос «Манас». Эпос «Манас» вмещает в себя более миллиона строк, внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый крупный в мире эпос и охраняется ЮНЕСКО как достояние человечества. Эпос описывает культуру, философию, мировоззрение, историю и традиции киргизского народа. Эпос отмечает огромное количество топонимических, этногенетических и исторических наименований. Также популярны сказители — акыны. Киргизы устраивают так называемые конкурсы акынов «Айтыш». Это своеобразный и очень интересный конкурс, в котором принимают участие акыны импровизирующие на комузе. Весьма обширно собрание народных пословиц и поговорок: см. статью Киргизская народная поэзия.

Популярны среди киргизов единоборства и конные игры. Национальными видами борьбы являются «курёш», «алыш». Любимы скачки «байге», но апофеозом традиционных воинских игр служит «Улак-тартыш» или «Кок-бору», то есть «козлодрание». Эта игра уходит своими корнями далеко в прошлое и тренирует в киргизах смелость, доблесть, отвагу и другие качества воина. Киргиз и боевой конь — неотделимы в истории народа, и по сей день киргизы любят и разводят. В киргизском языке есть более десяти определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребенка и до конца жизни животного. Конь был символ благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса, топлива. Особенно ценятся иноходцы — джорго. Этот тип аллюра хорош тем, что он довольно быстрый и плавный, всадник меньше утомляется в дороге.

Язык — киргизский, относится к киргизско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков.

Большая часть киргизов проживает на территории самой Киргизии. Самые крупные зарубежные диаспоры киргизов находятся в Узбекистане, России, Китае (Кызылсу-Киргизский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе), в Таджикистане (в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и Джиргатальском районе). Кроме того, некоторое количество киргизов постоянно проживает в Турции, на Украине (на Украину ссылали при Сталине), Северном Афганистане, Казахстане. В последние 15 лет большое количество киргизов эмигрировало за рубеж[источник не указан 513 дней].

Мировую известность получил лауреат Ленинской премии, киргизский писатель, Чингиз Айтматов.

Неоднозначную оценку в киргизском обществе получила традиция похищения невест. Примерно каждый пятый брак в Киргизии заключается подобным образом[12]

Киргизский костюм

Основная статья: Киргизский национальный костюм

Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, так как на протяжении веков киргизы были кочевым народом. Однако в последние десятилетия на место традиционному киргизскому костюму приходят европейские тенденции[источник не указан 513 дней], люди молодого и среднего возраста одеваются по общей мировой моде[источник не указан 513 дней].

Киргизская кухня

Исторически сложилось так, что киргизская кухня в основе состоит из мясных, молочных и мучных блюд. Киргизы мясные блюда готовят не только из баранины, говядины и конины, но и из мяса яков, диких косуль, горных баранов и козлов. В предгорьях используют форель, которая водится в горных реках. Также традиционное киргизское меню обогащается различными сезонными фруктами и овощами, которые сменяются в зависимости от наступления того или иного времени года. Абрикосы, черешня, клубника, чёрная смородина, малина, яблоки, груши, виноград, арбузы, дыни, хурма и многое другое являются дополнением к традиционному столу. Важным напитком национальной кухни является кумыс, изготовляемый из кобыльего молока. Киргизская кухня, как и любая среднеазиатская кухня, основывается на широком применении мяса, в основном баранины и говядины. Из неё готовят любимый многими народами-соседями бешбармак, куурдак, и восточное блюдо кюльчетай (мясо с прямоугольными кусочками теста в бульоне или без бульона), а взаимопроникновение культур азиатских народов пополнило кулинарию киргизов пловом и лагманом. В недалеком прошлом национальным и одним из основных видов мяса также считалась конина, теперь в основном едят баранину и говядину. Однако на различных торжествах (кирг. той — пир) — основным деликатесом остаются блюда из конины, есть множество рецептов блюд и закусок из конины. Например, колбасу чучук готовят из конины с жиром и специями, подают охлажденным. Много общих черт у киргизской и казахской кухни. Некоторые блюда можно считать общими: бешбармак, чучук и куурдак. Бешбармак готовится из молодого барашка. Подают блюдо на дасторкон в большом блюде, перед этим подают пиалы с крепким бульоном и отдельно куски мяса с костью — «джилик» (подается по этикету в соответствии с иерархическим рангом в роде «племени» или по старшинству или главенству среди присутствующих). Киргизский лагман приготавливается с редькой и травой джусай. Хлеб и лепёшки в Кыргызстане готовят нескольких видов: тандырный, казан-кёмеч и кёмеч. Первые заимствованы у узбеков, вторые свойственны только киргизской кухне. Для выпечки хлеба казан-кемеч сначала готовят обычное дрожжевое тесто, затем кладут его слоем средней толщины в простой казан перевернутый лицом-вниз к очагу (аналог тандыра в полевых условиях) выпекают на углях, в третьей версии как и в предыдущей, используется только сковорода, и выпекают хлеб на угольках, не переворачивая сковороду. Сладкий стол киргизов также имеет свои особенности. Если в европейских кухнях любую трапезу завершают сладостями, то здесь их подают до основного блюда. Киргизское застолье всегда заканчивается чаем, причем готовят его особым способом с добавлением молока, масла, сметаны и соли, так называемый «атканчай». Особенно любят подсоленный чай в Прииссыккулье. Из других напитков следует отметить молочнокислые айран, чалап, максым, жарма, бозо и кумыс.

Современный стол в Кыргызстане стал разнообразнее: наряду с мясом едят рыбу и овощи, различные крупы, фрукты и консервированные продукты.

Племена

У киргизов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды. Племена образуют три группы — правое крыло, левое крыло и группу ичкилик[13].

  • Правое крыло
    • ветвь тагай (племена сары багыш, бугу, солто, тынымсейит, саяк, чекирсаяк, жедигер, черик, азык, багыш, моңолдор, баарын, суу мурун),
    • ветвь адигине (племена жору, бёрю, баргы, кара багыш, сарттар),
    • ветвь муңгуш (племена жагалмай и кош тамга),
    • племя коңурат.
  • Левое крыло
    • кушчу (кутчу),
    • саруу,
    • мундуз,
    • жетиген,
    • кытай,
    • басыз,
    • тёбёй,
    • чоң багыш.
  • Группа ичкилик

См. также

Известные киргизы

  • Барс-каган — правитель Кыргызского каганата.
  • Шабдан-батыр — киргизский государственный деятель, манап.
  • Саякбай Каралаев — манасчи (1894—1971)
  • Алыкул Осмонов — киргизский поэт (1915—1950)
  • Чингиз Айтматов — киргизский и русский писатель (1928—2008)
  • Сатылганов Токтогул — киргизский поэт (1864—1933)
  • Аскар Акаев — первый президент Киргизской Республики, после переворота 24 марта 2005 г. проживает в Москве (род. 1944)
  • Каныбек Осмоналиев — Олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике 1980 года.
  • Монуев, Ысакбек — партизан, затем командующий вооружёнными силами Восточного Туркестана (1944—1949)
  • Джамгырчинов, Бегимаалы — первый киргизский академик, председатель ВС Киргизской ССР (1915—1986).
  • Назаралиев, Женишбек Болсунбекович — известный нарколог, президент Всемирной Лиги «Разум вне наркотика»
  • Бакиев, Курманбек Салиевич — второй президент Киргизии, после 2010 г. проживает в Белоруссии
  • Толомуш Океев — киргизский режиссёр и сценарист. Основные работы Океева — «Небо нашего детства» (1966), «Красное яблоко» (1975), «Потомок Белого Барса» (1984).
  • Отунбаева Роза Исаковна — третий президент Киргизии.
  • Бюбюсара Бейшеналиева — балерина Национального академического театра оперы и балета Киргизской ССР, Заслуженная артистка Киргизской ССР, Народная артистка Киргизской ССР, Заслуженная артистка СССР, Народная артистка СССР
  • Курманджан Датка — алайская царица
  • Болот Бейшеналиев — советский кинематографист, актёр театра и кино. Народный артист Киргизии
  • Чолпонбай Тулебердиев — Один из предшественников Александра Матросова. 6 августа 1942 года закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, обеспечив захват стратегического плацдарма для выполнения наступательной операции 6-й армии Воронежского фронта.
  • Баласагуни Юсуф Хасс Хаджиб — Тюркский писатель киргизского происхождения. Жил в XI веке в государстве Караханидов, в городе Кашгар, где и похоронен.
  • Иренек — князь (бек) Алтысарского улуса енисейских кыргызов, третий сын кыргызского князя Ишея, внук Номчи.
  • Шопоков Дуйшенкул — Герой Советского Союза, панфиловец

Примечания

  1. Национальный состав населения (оценка на начало года, человек)
  2. По данным переписей населения советского периода, киргизы составляли примерно 0,9 % населения Узбекистана в период 1970—1989 гг., по данным 2000 г. доля киргизов составила также 0,9 % (Этнический атлас Узбекистана), при сохранении указанной доли населения численность киргизов в Узбекистане составит от общего населения 27767,1 тыс. чел. около 250 тыс. чел.
  3. Перепись населения Китая 2010 г.
  4. 1 2 3 4 5 6 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  5. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  6. Приложения к итогам ВПН 2010 года в Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  7. Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на 1 января 2011 года.
  8. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку.
  9. Sedat Peker, Reis, Ruh Adam, Sedat Reis
  10. Центральноазиатский исторический сервер — М. А. Чертыков. Тарбагатайские кыргызы
  11. Национальность киргизы
  12. В Киргизии подсчитали украденных невест
  13. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи

Литература

  • Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи / Л.: 1971. 404 с. (Переизд.: Фрунзе: 1990. 480 с. ISBN 5-655-00518-2

Ссылки

dic.academic.ru

Киргизия — это… Что такое Киргизия?

Киргизская Республика[1],
Кыргызская Республика[2]
Кыргыз Республикасы

Координаты: 41°16′00″ с. ш. 74°59′00″ в. д. / 41.266667° с. ш. 74.983333° в. д. (G) (O)41.266667, 74.983333

Национальный гимн Киргизии
Дата независимости31 августа 1991 года (от СССР)
Официальные языкикиргизский (государственный),
русский (официальный)[3][4][5]
СтолицаБишкек
Крупнейшие городаБишкек, Ош, Джалал-Абад, Каракол, Балыкчи, Нарын,Токмок, Кара-Балта
Форма правленияПарламентско-президентская республика
Президент
Премьер-министр
Спикер Жогорку Кенеш
Алмазбек Атамбаев [6]
Жанторо Сатыбалдиев [7]
Асилбек Жээнбеков[8]
Гос. религияСветское государство
Территория
• Всего
• % водной поверхн.
86-я в мире
198 500 км²
3,6
Население
• Оценка (2012)
• Плотность

▲5 543 300[9] чел. (110-е)
26 чел./км²
ВВП
  • Итого (2011)
  • На душу населения

5,4 млрд.[10] $ (135-й)
1000[10] $
ИРЧП ▬ 0,615 (126-й)
Этнохоронимкыргызстанец, кыргызстанка, кыргызстанцы
Валютакиргизский сом
(KGS, код 417)
Интернет-домен.kg
Код ISOKGZ
Код МОКKGZ
Телефонный код+996
Часовые поясаUTC +6
Карта Киргизии

Кирги́зская Респу́блика[1] (кирг. Кыргыз Республикасы), официальное название — Кыргы́зская Респу́блика, сокр. — Кирги́зия, сокр. офиц. — Кыргызста́н[2] — государство на востоке Средней Азии, главным образом в пределах западной и центральной части Тянь-Шаня и северной части Памира.

Граничит на севере с Казахстаном, на западе — с Узбекистаном, на юго-западе — с Таджикистаном, на юго-востоке и востоке — с Китаем.

Название

Во время распада СССР, одновременно с провозглашением суверенитета советскими республиками, одной из которых была Киргизская ССР (кирг. Кыргыз ССР), в республиках начались переименования русских названий стран и городов согласно фонетике национальных языков. Так вместо русского названия страны «Киргизия» появилось название «Кыргызстан» (кирг. Кыргыз Республикасы)[11].

17 августа 1995 года вышло распоряжение Администрации президента Российской Федерации № 1495, где был утверждён список наименований бывших советских республик. В распоряжении данная республика значилась под именем «Киргизская Республика» (полная форма), «Киргизия» (краткая форма). Данное название используется в официальных документах МИД России.

В самой Киргизии, где русский язык имеет официальный статус, в документах употребляется название «Кыргызстан» или «Кыргызская Республика»[2].

История

Независимая Киргизия

Географические данные

Киргизия не имеет выхода к морю. Более трёх четвертей территории Киргизии занимают горы. Пик Победы, высотой 7439 м — наивысшая точка страны (самый северный семитысячник на Земле \со стороны Китая Пик Победы называется гора Томур\).

Территория Киргизии расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть, бо́льшая по площади, лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная — в пределах Памиро-Алая. Государственные границы Киргизии проходят главным образом по гребням горных хребтов. Лишь на севере и юго-западе, в густонаселённых Чуйской и Ферганской долинах, — по подножиям гор и предгорным равнинам.

Вся территория республики лежит выше 401 м над уровнем моря; более половины её располагается на высотах от 1000 до 3000 м и примерно треть — на высотах от 3000 до 4000 м. Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел. Здесь (на границе с Китаем и Казахстаном) поднимаются пики Победы (7439 м) и Хан-Тенгри (6995 м).

Важнейшие орографические элементы:

На северо-востоке на высоте 1609 м над уровнем моря находится пятое в мире по объёму воды и шестое по глубине озеро, которое входит в группу основных достопримечательностей Киргизии — горное озеро Иссык-Куль, на берегу которого расположены многочисленные пансионаты, санатории и туристические базы. Озеро находится в Иссык-Кульской котловине, между хребтами Терскей Ала-Тоо (с юга) и Кунгей Ала-Тоо (с севера). Из крупных озёр есть также Сонкёль и Чатыр-Куль. В 50 км к востоку от озера Иссык-Куль находится горное ледниковое озеро Мерцбахера с плавающими на поверхности айсбергами, знаменитое тем, что в летний период, набрав определённый уровень, вода быстро с шумом исчезает.

Западная часть Киргизии расположена в пределах Западного Тянь-Шаня. Его важнейшие орографические элементы:

На юго-западе в пределы Киргизии входят северная, восточная и южная окраины Ферганской котловины с предгорьями. На юге к Киргизии относятся северный склон Туркестанского хребта, Алайский хребет, Алайская долина и северный склон Заалайского хребта (Пик Ленина, 7134 м), составляющего северную окраину Памира.

Географически Киргизия условно разделена на две части — юг (юго-запад) и север. Северные и южные регионы соединены высокогорной автомагистралью Бишкек — Ош. В пути автотрассы север — юг преодолеваются перевал Тёо-Ашуу (3800 м над уровнем моря), Суусамырская долина, перевал Ала-Бель (3200 м), заповедная зона — ущелье Чычкан, Токтогульское водохранилище, перевал Кёк-Бель (2700 м) и выезд на Ферганскую долину.

Административное деление

Пик Горького на Тянь-Шане Горы Ала-Тоо

В состав Киргизии входят 7 областей, 40 административных районов, 22 города, 429 сельских управ (айыл өкмөтү). Области Киргизии:

Чуйская область

Иссык-Кульская область

Таласская область

Нарынская область

Джалал-Абадская область

Ошская область

Баткенская область

Политические партии

  • Политическая партия Эркин Кыргызстан «ЭрК» (русс.»Свободный Кыргызстан») — лидер Турсунбай Бакир уулу
  • Политическая партия Ата-Журт — лидер Камчыбек Ташиев
  • «Социал-Демократическая партия Кыргызстана» (СДПК) (кирг. «Кыргызстан Социал-Демократиялык Партиясы») — лидер Алмазбек Атамбаев
  • Политическая партия Ар-Намыс — лидер Феликс Кулов
  • Политическая партия Республика — лидер Омурбек Бабанов
  • «Ата-Мекен» — лидер Омурбек Текебаев
  • Политическая партия Бутун Кыргызстан — лидер Адахан Мадумаров
  • «Белый сокол»(«Ак-Шумкар») — лидер Темир Сариев
  • Партия коммунистов Кыргызстана — лидер Бумайрам Мамасейитова
  • Рабочая партия Кыргызстана — лидер Замирбек Парманкулов
  • Политическая партия Мекен Ынтымагы — лидер Темирбек Асанбеков
  • Политическая партия Адилеттуу Кыргызстан — лидер Максат Ашырбеков

Государственное устройство

Основная статья: Государственное устройство Киргизии

  • Государственное устройство Киргизской Республики определяется Конституцией, которая была принята 27 июня 2010 года. Новая Конституция определяет государственную форму правления Киргизии как парламентскую республику. Парламент и Премьер-министр имеют значительно больше власти и полномочий, нежели Президент.
  • Парламент Республики — Жогорку Кенеш (кирг. Жогорку Кенеш) имеет приоритет решения и определения самых важных решений и политики государства, является однопалатным, и состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам.
  • Выборы нового парламента по новой Конституции прошли 10 октября 2010 г. Депутаты прошлого созыва были распущены 7 апреля, после государственного переворота.
  • Президент избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет, без права переизбрания на второй срок. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды. На 30 октября 2011 года в Киргизии состоялись Выборы Президента Кыргызской Республики президентские выборы[12]. Президент Роза Отунбаева сложила свои полномочия 1 декабря 2011 года. Новым Президентом Кыргызской Республики избран — Алмазбек Атамбаев
  • Глава правительства — премьер-министр, назначается парламентом по представлению парламентской фракции большинства (депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов).

Экономика

Интеграция в Евразии
Этапы интеграции

 

  • Планируется создание после 2015 года
  • Описание
    • Политическое устройство
    • Экономика
    • Единая валюта
    • Вооружённые силы
См. также
Рынок «Дордой» на северной окраине Бишкека — один из важных центров экономической активности региона

Преимущества: автономное сельское хозяйство. С 2000 г. частные землевладения. Экспорт золота (месторождение Кумтор)[13] и ртути. Гидроэнергетический потенциал: Нарынский каскад (Токтогульская ГЭС, мощностью 1200 МВт, Курпсайская ГЭС, мощностью 800 МВт), Ташкумырская ГЭС, Шамалдысайская ГЭС, Уч-Курганская ГЭС, строящиеся Камбаратинская ГЭС-1 и Камбаратинская ГЭС-2[14] Запасы урана и наличие на территории республики возможностей обогащения (Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) — собственность фирмы Ренова) для использования в АЭС. Достаточно большие запасы сурьмы, наличие редкоземельных металлов. Наличие природных объектов для развития туризма (Озеро Иссык-Куль, Мёртвое озеро, ущелье Джеты-Огуз и т. д.).

Слабые стороны: коррумпированность гос. органов. Экономический спад после распада СССР.

В 2009 году совокупный номинальный ВВП достиг отметки около $4,68 млрд, то есть около $1,000 на душу населения. ВВП пересчитанный по паритету покупательной способности (ППС) составляет $11,66 млрд. (по данным книги фактов ЦРУ). 48 % работающих занято сельским хозяйством и животноводством.

На конец 2008 года внешний государственный долг Киргизии достиг $3,467 млрд. За 1990—1996 экономика Киргизии уменьшилась почти вдвое, в основном из-за остановки промышленных предприятий страны после развала СССР, и как следствие массовый отъезд квалифицированных, в основном русскоязычных, инженеров и рабочих. Промышленность производит лишь 15,9 % ВВП Киргизии. Примерно 40 % промышленного производства даёт добыча золота — одна из немногих активно развивающихся в республике отраслей. В 2003 Киргизия добыла 22,5 т золота, выйдя на третье место в СНГ после России и Узбекистана. Однако, с начала 2000-х годов ситуация стабилизировалась и начался экономический рост.

В Киргизии, по разным оценкам, приватизировано более 70 % госпредприятий.

Прочее:

Контрольные пакеты холдингов энергетического сектора Киргизии — ОАО «Электрические станции» и АООТ «Кыргызнефтегаз», также основных монополистов в различных секторах экономики (АО «Кыргызтелеком», Кыргызские Железные Дороги, Международный Аэропорт «Манас» и т. д.) — находятся в госсобственности.

Достаточно ощутимым вливанием в экономику республики являются денежные переводы от трудовых мигрантов и киргизстанцев получивших гражданство других стран. По разным оценкам эти вливания составляют до 800 млн долларов в год.

В самом начале 2010 года был подписан протокол с ЭксимБанком (Китай) о финансировании, в рамках кредитной линии странам-участницам ШОС, строительства крупной подстанции «Датка» на юге республики и строительства ЛЭП 500 КВ «Датка-Кемин», которая свяжет южные (где находятся основные гидроэлектростанции) и северные (основное потребление) регионы страны и позволит обеспечить энергетическую безопасность республики. Также ведутся переговоры о финансировании реконструкции Бишкекской ТЭЦ.

Продолжаются переговоры о строительстве международной железнодорожной магистрали Китай-Киргизия-Узбекистан, с последующим выходом в европейские страны.

Внешняя торговля

Экспорт — 2,327 млрд долл[10] (в 2011): хлопок, электроэнергия, шерсть, мясо, табак; золото, ртуть, уран, сурьма, швейные изделия, обувь.

Основные покупатели экспорта — Швейцария 27,2 %, Россия 19,2 %, Узбекистан 14,3 %, Казахстан 11,4 %, Франция 6,7 %.

Импорт — 3,71 млрд долл[10](в 2011): нефть и газ, машины и оборудование, химикаты, продовольствие.

Основные поставщики импорта — Россия 36,6 %, Китай 17,9 %, Казахстан 9,2 %, Германия 8,2 %.

Российское участие в киргизской экономике

Самые крупные проекты в Киргизии ведут РАО «ЕЭС» (закупки электроэнергии, строительство, реконструкция и модернизация тепло- и гидроэлектростанций) и «Газпром» (в уплату долгов Киргизии перед Россией ему был передан в управление государственный пакет крупнейшей нефтегазовой компании страны «Кыргызнефтегаз», добывшей в 2004 68,6 тысячи тонн нефти и 28,3 млн кубометров газа).

Россия стремится в уплату долгов Киргизии получить в своё управление пакеты акций оборонной корпорации «Дастан».

Россия и Киргизия совместно управляют Кара-Балтинским горнорудным комбинатом, занимающимся добычей и переработкой ураносодержащих руд, молибдена, тория, серебра и золота.

Так же на деньги полученные от России в 2009 году, строится Камбаратинская ГЭС-2. Прогнозируемая ежегодная выработка электроэнергии — 1,05-1,148 млрд кВт·ч.

В сентябре 2012 года были заключены киргизско-российские соглашения о строительстве верхне-нарынского каскада ГЭС, пребывании объединённой российской военной базы, списании гос. долга и др.

Социально-экономическое положение населения

Безработица, по официальным данным, — 73,4 тысяч человек (3,5 % экономически активного населения)[15].

В сентябре 2011 года средняя заработная плата составила 8,300 сомов (около 200 долларов США)[15]. Средняя продолжительность жизни населения составила 70 лет (66 лет у мужчин и 74 года у женщин).

Дорожная сеть

Общая протяженность автомобильных дорог в стране 34000 км, включая 18810,0 км, дорог общего пользования и обслуживаемые дорожными подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций КР и 15190 км дорог городов, сел, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий. Протяженность автомобильных дорог международного значения составляет 4163,0 км, государственного — 5678 км, местного значения — 8969,0 км. Из них протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 7228 км, в том числе 11 км с цементобетонным покрытием, 4969 км с асфальтобетонным покрытием и 2248 км с черногравийным покрытием. Дороги с гравийным покрытием — 9961 км, грунтовые дороги — 1621 км.

Общая протяженность региональных транспортных коридоров Киргизской Республики составляет 2242 км, к которым относятся 8 маршрутов:

  1. Бишкек-Ош — 672 км;
  2. Бишкек-Георгиевка −16 км;
  3. Бишкек-Чалдовар (участок Карабалта-Чалдовар.) — 31 км;
  4. Бишкек-Нарын-Торугарт — 539 км;
  5. Тараз-Талас-Суусамыр — 199 км;
  6. Ош-Сарыташ-Иркештам — 258 км;
  7. Ош-Исфана — 385 км;
  8. Сарыташ-Карамык — 142 км.

В настоящее время полностью реконструированы коридоры Ош-Бишкек и Ош-Сарыташ-Иркештам, ведется работа корпорацией China Road по реконструкции магистрали Бишкек-Нарын-Торугарт, продолжаются работы по реконструкции дорог по направлениям Бишкек-Талас-Тараз и Ош-Баткен-Исфана.

Население

Демографическая кривая Киргизии

Население Киргизии — 5,5 млн человек (январь 2010 года). Это значительно больше, чем проживало в стране в 1959 (2,065 млн), 1970 (2,935 млн), 1979 (3,523 млн), 1989 (4,258 млн), 1999 (4,823 млн) годах. До 1960-х годов население республики быстро росло за счёт миграционного и естественного прироста, который был особенно значительным у сельских киргизов, узбеков и других среднеазиатских народов.

Большая часть населения сосредоточена в предгорных долинах — Чуйской на границе с Казахстаном и Ферганской на границе с Узбекистаном, долинах Нарына и Таласа, а также в Иссык-Кульской котловине.

Ядро населения страны — 72,16 % — составляют киргизы . Киргизы проживают на всей территории страны и преобладают в большинстве сельских районов. Русские составляют 6,87 %, рассредоточены главным образом в городах и сёлах на севере республики. Узбеки, которые составляют 14,34 % населения, сконцентрированы на юго-западе страны в приграничных с Узбекистаном районах.

Казахи. В Чуйской и Таласской областях проживают 21 000 казахов, которые занимаются выращиванием животных и торговлей. Попали на территорию современной Киргизии в 30-е годы XX века во время насильственной коллективизации, которая на территории современного Казахстана имела особенно жесткий характер. Респонденты из Бишкека указывали (2007 год) на то, что в 1930-е годы из Казахстана приходили целыми голодными семьями и у киргизов искали помощи. Некоторые из них умирали от голода и вследствие дороги, полной страдания, другие смогли здесь поселиться. Даже в 2007 году, часть этих казахов ещё живёт в Бишкеке.[17][18] В Иссык-Кульской области также имеется небольшое количество казахов.

Украинцы на территории Киргизии появились вместе с русскими — в первую очередь переселялись из Полтавской области Украины и из России.

Часть немцев проживала в регионе уже в XIX веке, когда в этом регионе начали поселяться первые немецкие менониты, которые покинули свои дома по причине религиозных преследований. Было лишь несколько тысяч человек, живущих на севере, в районе Таласа, где они основали деревни-поселения Николайпол, Владимировку, Андреевку, Романовку позднее соединённую с Николайполом.

Ещё в 1944 году жило в Киргизской ССР около 4 000 немцев. В 1941—1945 годы в республики Средней Азии было переселено около 500 000 немцев. В 1989 году в Киргизской ССР жило 101 000 немцев, что составляло 2,4 % от общей численности населения республики.

Татары живут в Киргизии в количестве 28 656 человек[16]. Под термином татары понимаются многие из первоначальных групп поселений Поволжья, южного Урала, Сибири, а также переселенцы из Средней Азии. Их общей чертой является использование различных диалектов кыпчакской подгруппы тюркских языков, но при этом не составляли одно этническое сообщество. К поволжским татарам была включена группа мишаров (можары, мещеры), тюркоязычных жителей из Симбирской и «Казахской» губернии, живущие в Нижнем Поволжье и на южном Урале.

К категории сибирских татар также ранее принадлежали и так называемые бухарские татары, первоначально жители Центральной Азии и восточного Туркестана, которые в Сибири оказались как купцы.

Сейчас большинство татар проживают в городах, но их число продолжает снижаться из-за переселения в Россию и бывшие сильные диаспоры распадаются.

В конце XIX века, вскоре после подавления центральным правительством Китая дунганского восстания в Киргизию из северо-западного Китая переселяются тысячи дунган (мусульман-китайцев). Традиционно дунгане ценились как хорошие земледельцы и садоводы, их поливные сады служили образцом для соседей. (Стоит отметить, что этноним «дунгане» используется преимущественно на территории России и других стран СНГ: в Китае в ходу их самоназвание «хуэй». Кроме земледелия, огородничества и садоводства, традиционное занятие дунган в Средней Азии — торговля и мелкий бизнес (например, ресторанный). Район преимущественного расселения этого меньшинства — Чуйская долина (Токмок, деревня Александровка, Милянфан, Кен-Булун), село Таширов (Ошская обл. Кара-Сууйский район) и район озера Иссык-Куль (Каракол, деревня Ырдык). Сегодняшняя Киевская улица в Бишкеке раньше носила название Дунганская.

Уйгуры. Часть уйгуров в 20-е годы XIX века пришла в Киргизию из китайской провинции Синьцзян, вторая волна эмигрантов последовала начиная с 1950-х годов, в количестве несколько тысяч человек (особенно во время китайской «культурной революции»).

В отличие от дунган этнос уйгуров относится к тюркским и, таким образом, отличается от основной массы людей в Китае не только религией, но и культурными и языковыми традициями (уйгурский язык относится к восточной группе тюркской ветви алтайской языковой семьи). Тем не менее, на территории СНГ, как дунгане, так и уйгуры характеризуются некоторым культурным сходством. Сегодня в Киргизии проживает 50 346 уйгуров[16], в основном в г. Бишкек, и его окрестностях, а также в Оше и Джалал-Абаде. В Бишкеке уйгуры проживают компактно в жилых массивах Токольдош, Лебединовка, Новопокровка, на юге Киргизии имеется крупное уйгурское селение Кашкар-Кыштак. На юге уйгуры в значительной степени ассимилированы узбеками.

Уйгурская община городов, в основном занята в малом и среднем бизнесе, в сферах общепита и торговли, в том числе крупно-оптовой с КНР, в селении Кашкар-Кыштак, в основном в сельском хозяйстве.

Существует мнение, что численность населения по официальным данным публикуется по формальному признаку, так как подтвердить данные приведенные в официальных источниках не представляется возможным. Вопрос народонаселения в Киргизии в крайней степени ангажирован властными структурами и не является областью науки демографии. Последняя перепись населения Киргизии (2009 год) прошла с нарушениями такого характера, что не может рассматриваться в качестве объективной информации[19].

Известные люди

Религия в Киргизии

Подавляющее большинство верующих в Киргизии — мусульмане-сунниты. Есть и христиане: православные, католики.

Российская наука в Киргизии

В Киргизии действует Научная станция Российской академии наук в г. Бишкеке[20], занимающаяся геологическими исследованиями, в частности, с целью прогнозирования землетрясений[21]. Станция была организована в 1978 году[22] и насчитывает в настоящее время 140 сотрудников[23].

Образование

Основой для современного образования в Киргизии является советская система. После обретения независимости были проведены реформы в сфере образования. Школьное образование расчитано на 11 лет, из них 9 обязательны. Начальная школа — с 1 по 4 класс, обучаются дети с 6-7 до 11 лет. В начальной школе детей обучают базовым знаниям, такими как письменность, литература, изучение языков, арифметика, уроки труда, этики и спорт. Средняя школа — с 5 по 9 класс, дети с 12 до 16 лет. В средней школе начинают изучение научных предметов, математика, информационные технологии, углубленное изучение иностранных языков и другие. Старшая школа — 10-11 класс. Несмотря на то, что 10-11 класс являются не обязательными, более 80 % школьников обучаются в старшей школе. Здесь ученики проходят те же предметы, что и в средней школе, начинается военное дело, а также выбирают будущие специальности, изучают предметы по своей будущей профессии и готовятся к поступлению в вузы. По окончании 11 класса, школьники сдают выпускные экзамены и Общереспубликанское тестирование (ОРТ), по результатам которого идет набор в университеты. В начале 90-х годов начали создаваться школы-гимназии с углубленным изучением отдельных предметов и специальностей. В 2000 г. количество общеобразовательных государственных школ составило — 1975 школ. В настоящее время их уже более 2-х тысяч. В крупных городах открываются частные элитные школы.

Вузы

Государственные праздники

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

источник: статья 113 Трудового Кодекса Кыргызской Республики

Вооружённые силы

Буквенные символы номерных знаков, закрёпленных за регионами и ведомствами Киргизии

См. также

Примечания

Ссылки

  Страны и регионы со значительным присутствием иранских этносов
Современные государства
Страны и регионы со значительным
присутствием иранских этносов
Исторические государства
Источники и проценты

dik.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *