Культура казахстана презентация: Презентация «Национальная культура Казахстана»

Содержание

Культура Казахстана в XVIII-XIX вв — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации: Культура Казахстана в XVIII-XIX вв

Изображение слайда

2

Слайд 2: Традиционное хозяйство казахов

Почетное место в юрте – тор. На зимних пастбищах находились родовые захоронения. Мясо и продукты хранили в постройке шошала Молодняк держали в постройке – малкора. Крупнорогатый скот разводили в северных районах. Увеличение поголовья КРС связано с тем, что его покупали переселенцы из России. Богатые казахи отдавали коров бедным сородичам согласно обычаю – сауын. Двугорбых верблюдов разводили на основной территории Каз -на, одногорбых — на юге и юго-западе

Изображение слайда

3

Слайд 3: Традиционное хозяйство казахов

К 1917 г. количество скота у казахов шести областей составляло – 18 млн. гол. Джуты проходили в степи каждые 10 — 12 лет. В 1880 г. в Тургайской обл. погибло 1,5 млн. гол. Во 2 пол. 19 в. у казахов развивалось сенокошение. Переходу казахов к оседлости способствовало: с окращение пастбищ, активное переселение крестьян, давление со стороны правительства. Рыболовством занималась бедная часть населения, в основном для продажи, районы рыболовства (Арал, Сырдарья) Традиционное хозяйство казахов

Изображение слайда

4

Слайд 4: Традиции казахов

Немецкие и русские исследователи отмечали у казахов гостеприимство и хорошее здоровье, многие доживали до 100 лет, об этом писал Андреев. Лечебным свойством обладал кумыс (русские часто им лечились). В пустынных районах лечили песочными ваннами. Лекари определяли многие болезни по пульсу.

Многие знали трактаты Ибн Сины ( Авицена ). Казахи не знали такой болезни как туберкулез Обычаи : Конак -асы — предоставление угощения и ночлега гостю Ат -тон айып – штраф за несоблюдение этого обычая Ерулик – приглашения новоселов в гости. Калау – гость мог взять любую вещь в подарок. Ж уртшылык – помощь рода в возвращении долга.

Изображение слайда

5

Слайд 5

Жылу – помощь от сородичей после суровой зимы. Отказавший в помощи, изгонялся из рода Асар – совместный и безвозмездный труд соседям или сородичам (строительство домов, мечетей, т.д.) Базарлык – подарки родным с ярмарки. Саркыт – гостинцы с застолья. Суюнши – подарки за добрую весть. Енши – приданное для старших сыновей. Амангерлик – потомки покойного оставались в роду. Бата – благословление. Тамырство – обычай дружбы-побратимства. Жамбы ату — стрельба из луков по мишеням Взрослый мужчина не имел права заходить в юрту в отсутствие хозяина

Изображение слайда

6

Слайд 6: Культура XVIII в

Инициатором комплексного изучения Казахстана и создания карт был Ломоносов. Исследование проводились в интересах колониального освоения края. Ученый 18 в., П.И.Рычков собирал образцы фольклора, описал Пугачевское восстание, заслужил славу «Колумба Оренбургского края» В 1767-1774 гг.

– экспедицию в Казахстан возглавил академик П.Паллас Кириллов – организатор киргиз-кайсацкой экспедиции написал книгу «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах» Историю и быт народов Оренбургского края описал основатель исторической науки России Татищев. Сколон составил первый русско-казахский словарь.

Изображение слайда

7

Слайд 7: Культура XVIII в

Актамберды-жырау возглавил возвращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар. В 18 в. у казахов было более 20 музыкальных инструментов Хаджимукан и Балуан Шолак были известными борцами. Балуан Шолак прославился и как композитор. Борьбе и цирковому искусству Хаджимукан обучался в Петербурге, был победителем чемпионатов мира. Культура XVIII в.

Изображение слайда

8

Слайд 8: Суд биев

До начала 19 в. в степи главным судебным органом был суд биев. Для доказательства вины требовалось показания 2-4 свидетелей, в случае их отсутствия прибегали к услугам присяжных (при недостатке улик) Бий выступал в роли прокурора, адвоката, судьи. Бий должен был знать обычное право, быть честным, быть оратором. Потеря авторитета лишала его права участвовать в суде. За свой труд бий получал вознаграждение с виновного.

За преступления, не повлекшие за собой смерть, платили айып За преступление, повлекшее за собой смерть – кун. За распространение ложных слухов били плетьми. За оскорбление родителей – садили на корову, водили по аулу и били плетьми. Если после суда не выплачивался ущерб, приговор не выполнялся, потерпевшая сторона могла угнать скот ( барымта )

Изображение слайда

9

Слайд 9: Проверка знаний

В 18 в. основная часть казахов жила в Аулах Старейшиной или аксакалом управлялся Аул Хаджимукан и Балуан Шолак были известными Борцами. Балуан Шолак был еще и талантливым Композитором Стрельба из луков по мишеням – это Жамбы ату Российские чиновники часто в степи лечились Кумысом. При входе в дом казахи всегда оставляли за юртой Оружие

Изображение слайда

10

Слайд 10

Казахи не знали такой болезни как Туберкулез Рыбу в основном бедные казахи ловили для Продажи Хаджимукан борьбе и цирковому искусству обучался в Петербурге П острадавшие от суровой зимы получали от сородичей помощь Жылу. Немецкие и русские исследователи отмечали у казахов хорошее здоровье и Гостеприимство Совместный и безвозмездный труд соседям или сородичам назывался Асар У казахов был обычай приглашать новоселов в гости Ерулик

Изображение слайда

11

Слайд 11

Ученый 18 в. , собирал образцы фольклора, описал Пугачевское восстание, заслужил славу «Колумба Оренбургского края» П.И.Рычков Участник войны с Цинской империей, входил в окружение хана Абылая, восхвалял его, поэт 18 в. Татикара Особенностью суда биев было то, что в случае недостатка улик бии прибегали к услугам Присяжных. За преступления, не повлекшие за собой смерть, платили айып За преступление, повлекшее за собой смерть – кун. За распространение ложных слухов били плетьми. За убийство мужчины платили кун в размере 1000 голов скота

Изображение слайда

12

Слайд 12

Суд биев существовал до начала 19 в. Бий лишался права участвовать в суде из-за Потери авторитета Обычай благословления Бата Суюнши – обычай дарить подарки за добрую весть. Тамырство – это обычай дружбы-побратимства. Актамберды возглавил возвращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар. В 18 в. музыкальных инструментов у казахов было более 20

Изображение слайда

13

Слайд 13

Почетное место в юрте – это тор. На зимних пастбищах находились родовые захоронения. Мясо и продукты хранили в постройке – шошала. Молодняк держали в постройке – малкора. Крупнорогатый скот разводили в северных районах. Джут проходил в степи каждые 10-12 лет Богатые казахи отдавали коров бедным сородичам согласно обычаю сауын. Лекари определяли многие болезни по пульсу.

Изображение слайда

14

Слайд 14

Взрослый мужчина не имел права заходить в юрту в отсутствие хозяина Немецкие и русские ученые отмечали у казахов хорошее Здоровье Инициатором комплексного изучения Казахстана и создания карт был Ломоносов. В 1767-1774 гг. – экспедицию в Казахстан возглавил академик П.Паллас Книгу «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах » написал организатор киргиз-кайсацкой экспедиции Кириллов. Историю и быт народов Оренбургского края описал основатель исторической науки России Татищев.

Изображение слайда

15

Слайд 15

Одногорбых верблюдов разводили А) северо-западных областях В) с еверных и восточных С) южных и юго-западных Д) юго-восточных Е) восточных областях О том, что многие казахи доживали до 100 лет писал русский ученый А) Андреев В) Шевченко С) Лихачев Д) Левшин Е) Паллас

Изображение слайда

16

Слайд 16

Победитель чемпионатов мира казахский борец А) Аббас Кошайулы В) Хаджимукан Мунайтпасулы С) Махамбет Утемисулы Д) Есет Котибарулы Е) Балуан Шолак Прославился и как талантливый композитор казахский борец А) Аббас Кошайулы В) Хаджимукан Мунайтпасулы С) Махамбет Утемисулы Д) Есет Котибарулы Е) Балуан Шолак

Изображение слайда

17

Слайд 17

За несоблюдение обычая гостеприимства скупых хозяев наказывали штрафом А) асар В) тойбасар С) ауыз тию Д) беташар Е) ат -тон айып Кто бы ни приходил в юрт казах не отпускал, пока не отведает угощение А) суюнши В) тойбастар С) айыз тию Д) бетешар Е) асар

Изображение слайда

18

Слайд 18

Жылу – помощь от сородичей пострадавшим от суровой зимы. Отказавший в помощи, А) изгонялся из рода В) наказывался плетьми С) лишался помощи сородичей Д) подвергался осуждению Е) платил кун Существовал обычай, когда казахи помогали соплеменнику в возвращение долга А) журтшылык В) амангерлик С) енши Д) суюнши Е) байгазы

Изображение слайда

19

Слайд 19

В начале ХХ в. строили школы, мечети, используя обычай А) енши В) тамырства С) асар Д) суюнши Е) байгазы Казахи не переходили дорогу старшим по возрасту и А) детям В) муллам С) беременным женщинам Д) султанам Е) толенгутам

Изображение слайда

20

Слайд 20

Потомки покойного оставались в семье и не становились сиротами благодаря обычаю А) енши В) тамырства С) амангерлик Д) суюнши Е) байгазы Старшим сыновьям родители отдавали все для самостоятельной жизни А) енши В) амангерлик С) саркыт Д) байгазы Е) суюнши

Изображение слайда

21

Слайд 21

Царское правительство начинает исследовать историю, этнографию и географию Казахстана А) 30-40-е гг. 18 в. В) 80-90-е гг. 18 в. С) 50-60-е гг.19 в. Д) 30-40-е гг. 17 в. Е) 30-40-е гг. 19 в. Знаток языка и культуры казахов, исследователь Оренбургского края, ученый А) Паллас В) Миллер С) Лихачев Д) Бухгольц Е) Рычков

Изображение слайда

22

Слайд 22

Русским офицером Сколоном был составлен первый А) русско-казахский разговорник В) русско-казахский словарь С) учебник казахского языка для русских Д) казахский букварь на кириллице Е) атлас карт Казахстана В 18 в. Казахстан посетили русские и немецкие исследователи, которые преследовали цели А) миссионерские В) распространение культуры С) захватнические Д) торговые и политические Е) изучение культуры и края

Изображение слайда

23

Слайд 23

Написал книгу «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах» организатор киргиз-кайсацкой экспедиции А) Миллер В) Лихачев С) Кириллов Д) Бухгольц Е) Рычков Описал и сторию и быт народов Оренбургского края основатель исторической науки России А) Татищев В) Рычков С) Ломоносов Д) Бухгольц Е) Левшин

Изображение слайда

24

Слайд 24

Шежире – это А) возмещение ущерба по законам В) правитель аула С) сказание о батырах Д) родословная Е) головной убор женщины До введения российских судов прокурором, следователем и судьей выступал А ) султан В) хан С) мулла Д) бий Е) аксакал

Изображение слайда

25

Последний слайд презентации: Культура Казахстана в XVIII-XIX вв

Изображение слайда

Презентация «Материальная культура казахов в 18веке

библиотека
материалов

Содержание слайдов

Номер слайда 1

7 класс. История Казахстана. Раздел 2. Культура Казахстана в XVIII веке

Номер слайда 2

Тема: Материальная культура казахов в XVIII веке Учебная цель: 7.2.2.4 – оценивать достижения прикладного искусства

Номер слайда 3

Исследовательский вопрос. В чем уникальность прикладного искусства казахов?

Номер слайда 4

Основные понятия. Материальная культура – совокупность всех материальных ценностей, созданных определенной культурой, её овеществленная составляющая. Декоративно – прикладное искусство – это отрасль декоративного искусства, которая отвечает за создание художественных изделий, которые имеют практическое применение, а также художественную обработку ( украшение) бытовых предметов ( мебели, ткани, орудий труда, одежды, посуды, украшений).

Номер слайда 5

. К материальной культуре относятся предметы быта, жилище, оружие, украшения и т.д

Номер слайда 6

Материальная культура казахского народа тесно связана с его хозяйством. Скот для степняка был практически всем: едой, домашней утварью, одеждой, обувью и т.д Вот как об этом писал знаток степного быта Ш. Уалиханов: « Кочевой степняк ест, пьет и одевается скотом, для него скот дороже своего спокойствия. Первое приветствие казаха начинается следующей фразой: здоров ли твой скот и твое семейство?»Натуральное скотоводческое хозяйство в XVIII веке было доведено до совершенства и изящества.

Номер слайда 7

В казахской степи хорошо были известны мастера: Уйши – мастера по изготовлению юрт. Уста – мастера по кузнечному делу. Зергеры – мастера по ювелирному делу

Номер слайда 8

При изготовлении изделий использовали твердые породы деревьев: береза, карагач, клен. Мастера производили: Музыкальные инструменты – домбра, қобыз, сыбызғы. Орудия труда: айыр (вилы), тырма (грабли), күрек (лопаты)Предметы быта:күбі (емкость для взбивания масла), астау (чаша для мяса), шара, тегене (емкости для хранения кумыса), тостаған (чашки) и ожау (половники), тосекағаш (кровати), асадал (посудный шкаф), жүкаяқ (подставка под сундук), сандық (сундук). Эти предметы украшались изысканным орнаментом с инкрустацией из кости и серебра. Деревянные изделия

Номер слайда 9

Номер слайда 10

Кузнечное и ювелирное ремёсла. Мастера по ювелирному делу – зергеры владели различными видами техники: гравировкой, чернением, зернением. Изготавливали:сырға (серьги), білезік (браслет), жүзік (кольцо), кісе (накладной кармашек для мужских поясов), қаптырма (застежки) и т.д

Номер слайда 11

Номер слайда 12

Кожевенное ремесло. Одним из самых распространенных материалов в быту степняков была кожа. Из обработанных шкур домашних животных казахи изготовляли одежду, сосуды, пояса, ремни, обувь, плетки, конскую сбрую и т. д. Технология их изготовления формировалась на протяжении столетий и тысячелетий. Изготовляли тон (овчинные тулупы), из звериных шкур – ішік (шубы). Из шкур лошадей и верблюдов шили саба (большие емкости для кумыса), небольшие торсықи (кожаные фляжки). Из этого же материала изготовляли кісе (кармашек для мужского пояса), элементы конской сбруи и т. д. Кожевенным делом занимались только мужчины.

Номер слайда 13

Номер слайда 14

Войлочное производство. Ткачество. Одним из самых распространенных материалов была шерсть домашних животных – овец, коз и верблюдов. Из нее изготовляли кошму, покрытие юрт, верхнюю одежду, ковры. Из готового войлока изготовляли напольный ковер с накатанными узорами – текемет, войлочный мозаичный ковер – сырмақ, а также түскиіз (настенный ковер). Из войлока также шили различные предметы домашнего обихода: кереге қап (войлочный чехол для перевозки решеток юрты), аяқ қап (для посуды), тұз қап (для хранения соли Из тонкого войлока изготовляли головной убор – қалпақ. Ковры были ворсовые и безворсовые. Алаша различали двух видов: терме и қақпа. Они изготовлялись на простейшем горизонтальном станке – өрмек. Из нескольких сотканных полос изготавливали алашу. Ими застилали полы. Из этих же полос нередко сшивали переметные сумы, называемые қоржын. Из таких же полос изготавливали кежім (попоны для лошади). Войлочным ремеслом, ткачеством занимались женщины.

Номер слайда 15

Номер слайда 16

Юрта – традиционное казахское жилище. Немецкий ученый Ф. фон Шварц восхищенно писал: «Исключительным жилищем киргиз-кайсаков и зимой, и летом является юрта, одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек».

Номер слайда 17

Мужская одежда: казахи носили летом рубашки, поверх них одевали бешпент, камзол или чапан. Так же надевали шаровары из овчины или штаны из сайгачих шкур. Тымак — головной убор из мерлушки. Шокайма сапоги с высокими каблуками и длинными голенищами. Казахская национальная одежда. Женская одежда шилась из хлопчатобумажной ткани, шелка, реже из бархата. Женщины носили камзол и платье с вышивкой. Саукеле — высокий (около 70 см) свадебный головной убор девушки с перьями филина на макушке, носившийся в первый год замужества до рождения ребенка. Желек — шелковое покрывало. Касаба — женская шапка, делалась из того же материала, что и камзол в комплекте девичьего костюма. Кимешек — головной убор, который носили женщины после рождения первого ребенка, до 30 40 лет из белого материала с вышивкой; Жаулык — головной убор женщин постарше; Кундик — саукелеобразный круглый головной убор пожилых женщин

Номер слайда 18

Номер слайда 19

Номер слайда 20

Проверьте себя!Задание № 1 Составьте схему. Ремёсла. Задание № 2 Составьте предложение. В обширных занятие казахов необходимым самым скотоводством обеспечивало всем размерах Задание № 3 Приведите в соответствие занятия ремесленников: Уйши A. Изготовление ювелирных изделий Уста B. Изготовление деревянного остова юрты Зергер C. Кузнечное дело Кожевенник D. Обработка шкур

Номер слайда 21

Ответы. Задание № 1 ремёсла: кузнечное, ювелирное, кожевенное, ковроткачество, войлочное производство. Задание № 2 Занятие скотоводством в обширных размерах обеспечивало казахов всем самым необходимым. Задание № 31 В 2 С 3 А 4 Д

Номер слайда 22

Творческое задание. Нарисуйте юрту, назовите ее основные части и предметы, необходимые в ней.

Номер слайда 23

Рефлексия{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}

Культура Казахстана в 20 -30 -х гг ХХ

Культура Казахстана в 20 -30 -х гг. ХХ века

Народное образование В апреле 1924 г в Казахской АССР было организовано. общество «Долой неграмотность» . В 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев культармейцев. За годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. В декабре 1931. ввели всеобщее обязательное обучение г (всеобуч) населения в возрасте от 15 до 50 лет. В 1930/31 всеобуч — в оседлых районах, с весны 1931 — в кочевых районах В 1929 году казахская письменность переведена с арабской графики на латинскую, 1940 — с латинской на в кириллицу. Караганда, Аулие-Ата, Риддер, Чимкент, стали городами сплошной грамотности. В 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. Всего за 1926 -1939 гг. грамотность населения Каз-на в возрасте 9 -49 лет возросла с 25, 2% до 83, 6%.

1928 г. — первый институт — педагогический институт, присвое имя Абая. 1931 -1932 гг. — открыты Уральский и Кзыл-Ординский пединституты. 1929 г. — Алма-атинский ветеринарно-зоотехнический институт 1930 г. — Казахский сельскохозяйственный институт. 1931 г. — Алма-атинский медицинский институт (АГМИ) над которым шефствовала Ленинградская военно-медицинская академия. 1934 г. — Казахский государственный университет им. С. М. Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр. 1934 г. — Казахский горно-металлургический институт, положивший начало подготовке инженерно-технических кадро В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало вузов, 118 средних 20 специальных учебных заведений которых , в обучалось около 40 тыс. человек. В вузах и техникумах различных регионов страны обучало около 20 тыс. казахстанцев. В 1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен» , написанная проф. С. Асфендиаровым; Изданы на казахском языке учебники математи — автор Сатпаев, географии –автор Букейханов, букваря — Байтурсынов

1. Литература Казахстана. У истоков казахской советской литературы стояли С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, М. Дулатов, М. Жумабаев, Б. Майлин, И. Джансугуров, С. Муканов, Г. Мусрепов. С. Торайгыров

1. Литература Казахстана. С. Сейфуллин. Известные произведения: «Советстан» , «Кокшетау» , «Трудный путь, опасный переход» (1927 г. )В нем описано положение народа во время восстания 1916 года, Февральской и Октябрьской революций, в годы гражданской войны. «Марсельеза казахской молодежи» пользовалась большой популярностью среди революционной казахской молодежи

1. Литература Казахстана. М. Жумабаев Известные произведения: Стихи «Свобода» (1918 г. ) и «Красный флаг» Воспевает революцию, раскрывает преемственность революции с идеалами национальноосвободительного движения Азии.

1. Литература Казахстана. М. Дулатов Переводил произведения русских и зарубежных писателей. Был реформатором казахского языка. Автор первого казахского романа «Бакытсыз Жамал» ( «Несчастная Жамал» ). За сборник стихов «Оян, казах» полтора года провел в тюрьме. В 1928 г. был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы. Два года провел в тюрьме, а затем был сослан в Соловецкий лагерь, где умер 5 октября 1935 г.

1. Литература Казахстана. А. Байтурсынов Основоположник казахского языкознания. С 1895 г. занимается педагогической и литературной деятельностью. Первыми трудами стали переводы басен И. Крылова. В 1909 г. вышел сборник «Кырык мысал» ( «Сорок басен» ). В 1911 г. вышел сборник стихов «Маса» ( «Комар» ). В 1913 -1917 гг. он был редактором газеты «Казах» и одним из лидеров партии «Алаш» . Адаптировал в 1929 г. арабскую графику к казахскому языку. Был расстрелян в 1938 г.

1. Литература Казахстана. Авторы: Произведения: С. Муканов — «Сулушаш» , «Жумбак жалау» И. Жансугуров — «Кулагер» И. Байзаков — «Куралай сулу» . Б. Майлин — «Азаматыч» Ж. Аймаутов — «Карткожа» М. Ауэзов — «Выстрел на перевале Караш-Караш» С. Торайгыров — «Камар Сулу» Г. Мустафин — «Жизнь и смерть»

1. Литература Казахстана. Огромные успехи были достигнуты в казахской драматургии: М. Ауэзов – «Айман-Шолпан» , «Tүнгi сарын» Б. Майлин — «Жалбыр» Г. Мусрепов — «Кыз-Жибек» , «Козы-Корпеш и Баян сұлу» Ж. Аймаутов — «Маңсапқорлар» ( «Карьеристы» ), «Ел қорғаны» ( «Оплот народа» )

1. Литература Казахстана. Переводом произведений русских и зарубежных авторов занимались: М. Жумабаев – произведения Гете, Гейне, М. Горького, В. Иванова, Д. Мамина-Сибиряка; А. Байтурсынов — И. А. Крылова; Ж. Аймаутов — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова Ф. Шиллера, Г. Тукая, пролетарский гимн «Интернационал» . А. Букейханов проявил себя искусным переводчиком

1. Литература Казахстана. Выдающиеся казахские акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Жабаев. Создали песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме, любви Многонациональная советская литература Казахстана пополнилась произведениями И. П. Шухова, «Горькая линия» и «Ненависть» ; на тему коллективизации Матэ Залка. написал роман «Село за туманами» .

1. Литература Казахстана. Сталинским репрессиям 30 -х годов подверглись: М. Дулатов, Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации, руководимой М. Дулатовым. М. Дулатов в апреле 1930 года был приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет заключения. Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 г. Ж. Аймаутов 4 апреля 1930 г. был приговорен к расстрелу. А. Байтурсынов был выслан в Архангельскую область. В 1934 г. по ходатайству Е. Пешковой был освобожден, но 8 октября 1937 г. был вновь арестован и расстрелян.

Дулатов Мыржакып (1885– 1935 гг. ) Аймауытов Жусипбек (1889 -1931 гг. ) Майлин Беимбет (1894– 1938 гг. ) Жансугуров Ильяс (1894– 1938 гг. ) Байтурсынов Ахмет (1873– 1938 гг. ) Бокейханов Алихан (1866– 1937 гг. )

2. Казахское советское искусство А. В. Затаевич — русский этнограф и композитор опубликовал сборник « 1000 песен киргизского народа» (1931 г. ). В 1932 г. был удостоен звания народного артиста Казахстана. Его называли «собиратель жемчуга» . Амре Кашаубаев — певец покорил своим могучим талантом зрителей Европы в концертах на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже (1925 г. ) и на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне (Германия, 1927 г. ).

2. Казахское советское искусство В январе 1926 г. в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр. Театр возглавил Жумат Шанин. Первой пьесой была «Енлiк-Кебек» . В 1937 г. театру присвоено наименование Казахский Академический театр драмы. В 1933 г. в Алма-Ате был организован первый уйгурский музыкальнодраматический театр. В 1937 г. в Кзыл-Орде открылся корейский театр. В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музыкальный театр — ныне Казахский Академический театр оперы и балета имени Абая. Огромный успех имел спектакль «Айман-Шолпан» , показан в первом сезоне более 100 раз. Первую казахскую оперу «Кыз-Жибек» создал Е. Брусиловский. В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы (руководитель А. К. Жубанов). В 1936 г. открыта Казахская Государственная филармония имени Жамбыла.

2. Казахское советское искусство У истоков казахстанского кино стояло Алма-атинское отделение треста «Востоккино» , выпустившее ряд документальных «На джайляу» , «Турксиб» и немых художественных фильмов «Песни степей» , «Джут» , «Тайна Каратау» . В 1934 г. была организована студия хроникальных фильмов. В 1938 г. «Ленфильмом» была поставлена первая казахская звуковая кинокартина «Амангельды» .

2. Казахское советское искусство Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская Н. Г. Хлудова. Его ученик — первый художник-казах Абылхан Кастеев, впоследствии народный художник Казахстана. Н. Г. Хлудов

Н. Г. Хлуд ов А. Кастеев

В 1926 г. М. Е. Массон производил раскопки в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараза. Комплексная экспедиция АН СССР в 1926 -1927 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, обследование всего Казахстана. В 1932 г. создана Казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два сектора зоологический и ботанический, и Ботанический сад в Алма-Ате. В 1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен» , написанная профессором Асфендияровым. Накануне войны в 57 научных учреждениях Казахстана трудились более 1700 ученых.

2. Казахское советское искусство В 1930 г. в республике было 290 библиотек, а в 1939 — 3304. В 1939 г. была открыта Государственная публичная библиотека им. А. С. Пушкина. В 1939 г. имелось 38 театров.

Проверка знаний 1. В каком году Президиум ЦИК и СНК Каз. АССР вводят всеобщее обязательное обучение населения республики в возрасте от 15 до 50 лет? А) В 1928 г. В) В 1930 г. С) В 1931 г. D) В 1933 г. Е) В 1935 г.

Проверка знаний 2. Назовите города сплошной грамотности в Казахстане в 1939 г. А) Аулие-Ата, Чимкент, Риддер. В) Павлодар, Петропавловск. C) Семипалатинск, Чимкент. D) Усть-Каменогорск, Тургай. Е) Кокчетав, Алма-Ата.

Проверка знаний 3. В каком году в Алма-Ате начал свой первый учебный год медицинский институт? А) В 1928 г. В) В 1929 г. С) В 1930 г. D) В 1931 г. Е) В 1932 г.

Проверка знаний 4. Какое количество ВУЗов действовало в Казахстане накануне Великой Отечественной войны? A) 10 ВУЗов. В) 15 ВУЗов. С) 20 ВУЗов. D) 22 ВУЗа. Е) 25 ВУЗов.

Проверка знаний 5. Кто из известных археологов в 1926 году производил раскопки в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараз? А) Маргулан. В) Массон. C) Акишев. D) Арцеховский. Е) Алттысбаев.

Проверка знаний 6. Назовите имя общественного деятеля, которого в апреле 1930 года решением ОГПУ осудили к расстрелу с заменой на 10 лет заключения, в результате он скончался в Соловецком лагере в 1935 году? А) М. Дулатов. В) Ж. Аймаутов. С) А. Байтурсынов. D) А. Букейханов. Е) И. Джансугуров.

Проверка знаний 7. Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в А). 1928 году. В). 1929 году С). 1930 году D). 1931 году Е). 1932 году

Проверка знаний 8. Укажите первый открытый в республике институт : А). Медицинский В). Политехнический С). Педагогический D). Ветеринарный Е). Сельскохозяйственный.

Проверка знаний 9. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате: А). Академии художеств В). Первого медицинского института С). Первого политехнического института D). Казахского государственного университета. С). Консерватории.

Проверка знаний 10. В 1935 году была издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времён» , написанная профессором А). Маргуланом В). Бекмахановым С). Асфендиаровым D). Акишевым Е). Козыбаевым

Проверка знаний 11. Историко-революционный роман С. Сейфуллина, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны А). «Карткожа» . В). «Трудный путь, опасный переход» . С). «Выстрел на перевале Караш-Караш» D). «Жизнь и смерть» . Е). «Камар Сулу» .

Проверка знаний 12. Записал и опубликовал труд « 1000 песен киргизского (казахского) народа» А). А. Кашаубаев В). Н. Хлудов С). А. Кастеев D). А. Затаевич Е). Абай

Проверка знаний 13. Первый в республике национальный казахский театр открылся в январе 1926 года в А). Алма-Ате В). Кзыл-Орде С). Оренбурге D). Акмоле Е). Семипалатинске

Проверка знаний 14. Первый национальный казахский театр в Кзыл-Орде возглавил талантливый режиссёр А). А. Кашаубаев В). И. Байзаков С). Ш. Айманов D). Ж. Шанин Е). Д. Нурпеисова

Проверка знаний 15. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину А). «Два бойца» В). «Кенесары» С). «Сары-Арка» D). «Амангельды» Е). «Абай»

Проверка знаний 16. В 20 -30 -е годы XX века центром казахской профессиональной живописи стала мастерская А). А. Кашаубаева В). Н. Хлудова С). А. Кастеева D). А. Жубанова Е). К. Малевича

Проверка знаний 17. Первую казахскую оперу «Кыз-Жибек» создал А). А. Жубанов В). М. Жумабаев С). А. Затаевич D). Е. Брусиловский Е). Ж. Шанин

Проверка знаний 18. В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы, его возглавил композитор А). А. Жубанов В). Е. Брусиловский С). Джамбул D). А. Куанышбаев Е). Д. Шестакович

Проверка знаний 19. Назовите автора иллюстрированного букваря, вышедшего в свет в 1920 -х гг. А) Ж. Аймауытов; В) А. Байтурсынов; С) С. Сейфуллин; D) А. Букейханов; Е) М. Жумабаев.

Проверка знаний 20. Кто был составителем первого учебника алгебры на казахском языке? А) А. Букейханов; В) Ж. Аймауытов; С) К. Сатпаев; D) М. Дулатов; Е) А. Байтурсынов.

Проверка знаний 21. Автор первого учебника географии на казахском языке А) Ж. Аймауытов; В) К. Сатпаев; С) М. Жумабаев; D) А. Букейханов; Е) М. Дулатов.

Проверка знаний 22. Какое важное событие произошло в 1932 г. в развитии науки Казахстана? А) Образована Академия наук Каз. ССР; В) Образована база Академии наук СССР в Казахстане; С) Открыта первая библиотека в Алма-Аты D) Образовано общество изучения истории Казахстана; Е) Образована первая комплексная экспедиция АН СССР.

Проверка знаний 23. Спектакль, показанный в первом сезоне Казахского государственного музыкального театра более 100 раз? А) «Айман-Шолпан» В) «Кыз-Жибек» ; С) «Жалбыр» ; D) «Козы-Корпеш — Баян-Сулу» ; Е) «Абай» .

Проверка знаний 24. Ученик П. Г Хлудова, первый художник-казах, талантливый народный художник Казахстана? А) А. Исмаилов В) А. Кастеев; С) Ш. Валиханов; D) С. Романов; Е) В. Верещагин.

Проверка знаний 25. Покорил своим могучим талантом зрителей Европы на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже (1925 г. ) казахский певец А) А. Исмаилов В) А. Кашаубаев С) Е. Серкебаев D) С. Романов Е) В. Верещагин.

бо си па С у! от аб ар з

Российский центр науки и культуры в Нур-Султане

Открывая презентацию, руководитель Представительства Россотрудничества в Казахстане Алексей Коропченко отметил, что сегодняшнее событие приурочено к двум знаменательным датам – 78-й годовщине победоносного окончания Сталинградской битвы и отмечавшемуся несколькими днями ранее 77-летию полного снятия фашистской блокады Ленинграда. «Наше Представительство посвятило этим датам целый ряд памятных мероприятий, прошедших за последние дни в Таразе. Петропавловске, Алматы, Уральске и, конечно же, в Нур-Султане», – сказал А. Коропченко. 

Член Центрального совета Организации ветеранов Республики Казахстан, профессор Евразийского университета им. Л.Н. Гумилева, командир поискового отряда «Мемориальная зона» Майдан  Кусаинов более 40 лет руководит поисковыми работами на территории Ленинградской области, прежде всего на Синявинских болотах и высотах. Начиная с 1977 года по сегодняшний день этим поисковым отрядом обнаружены и с почестями захоронены останки тысяч бойцов Красной армии, погибших при защите Ленинграда. Среди них десятки и сотни воинов-казахстанцев, чьи имена отряд вернул из забвения.

На основании полученных материалов М. К. Кусаинов выпустил ряд публикаций, книг и учебников. В своей новой книге «Военная история Казахстана в годы Великой Отечественной войны» автор выделяет роль казахстанских воинских  соединений  в  главных  сражениях  войны. Книга снабжена подробными и точными военными картами. В иллюстрациях и на фотографиях представлены образцы стрелкового оружия, орудий, танков, самолётов и военной формы как советских войск, так и войск противника.  

Книга М. К. Кусаинова предназначена для преподавателей, магистрантов и курсантов вузов военного профиля, а также для школьников, студентов, для всех, кто интересуется военной историей.

Выступившие на презентации заместитель председателя Республиканского общественного объединения «Ветераны Вооружённых сил Республики Казахстан» генерал-майор Марат Нагуманов, директор Казахстанского института общественного развития «Рухани Жангыру» Жанар Буканова, председатель правления ОО «Atamnyn Amanaty» Мурат Молдагалиев, журналист Владислав Шпаков особо отметили актуальность и пользу этого уникального издания. Они поблагодарили М. К. Кусаинова за его огромный и кропотливый труд по сохранению памяти и правды о Великой Отечественной войне. 

Весь тираж книги будет безвозмездно передан в учебные заведения и библиотеки Республики Казахстан.

Презентация по истории «Культура Казахстана в XIX веке»

Тема: Казахская литература и культура в первой половине Х I Х века

Цель: ознакомиться с просветительской деятельностью и музыкальной культурой Казахстана в Х I Х веке

Введение

Х I Х век в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым России восточные земли. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Ч.Валихановым, А.Кунанбаевым и И.Алтынсариным и др.

Прежняя традиция певцов-сказителей в казахской литературе постепенно стало вытесняться, уступая место индивидуальному поэтическому творчеству. В новом поэтическом творчестве наблюдалось значительное углубленное вникание в различные сферы повседневной жизни.

Махамбет Утемисов

  • Известный писатель, поэт.
  • Участник народно-освободительного восстания 1836-1837 года
  • Писал на тему о борьбе против российского колониализма
  • «Война», «Мой тарлан», «Исатай — сын Таймана», «Обращение к Жангиру», «Птичка чибис» и другие.

Таттимбет (1815-1862гг.)

  • Родился в урочище Мыржик (ныне Карагандинская обл.)
  • Знаменитый композитор-кюйши
  • «Косбасар», «Кара жорга», «Былкылдак» и др.
  • До нашего времени дошло боле 40 кюев Таттимбета

Казахские национальные инструменты

О ком идет речь?

Талантливый поэт, один из участников восстания в Букеевской Орде, написал обращение к султану Баймагамбету.

О ком идет речь?

Этот поэт участвовал в айтысах с 15 лет, был самым известным в Семиречье.

О ком идет речь?

Этот поэт записал вариант народного эпоса «Козы Корпеш — Баян Сулу»

Шертер-древний трехструнный музыкальный инструмент.

Кобыз-четырехструнный смычковый музыкальный инструмент

Кобыз-трехструнный смычковый музыкальный инструмент

Жетыген-древний семиструнный щипковый музыкальный инструмент

Домбра-двухструнный инструмент с орнаментом

Домбры из разных областей республики

Сыбызгы-старинный духовой муз.инструмент, изготовленный из латуни.3 отверстия(20звуков)

Асатаяк-ударный музыкальный инструмент с шестью настроенными колокольчиками

Кылкыбыз-старинный двухструнный смычковый инструмент

Усовершенствованный вид домбры из Тургайской области

Дабыл-ударный инструмент, ободок с ручкой.

Кылкобыз с металлическими подвесками на головке

Заключение Наши предки испытали на себе всю жестокость монгольского нашествия Х III- Х IV веков, в результате которого были разрушены города и древняя культура. Столетиями пребывал народ в плену угнетения, темноты и бесправия. Но и в этих тяжелых условиях порабощения и отсталости он продолжал пополнять сокровищницу устно-поэтического творчества. Под влиянием основоположника казахской письменной литературы А.Кунанбаева начала складываться современная казахская литература-литература ХХ века.

Литература:

1.Бисенова Г.Н. Песенное творчество Абая.- Алматы: Дайк-Пресс, 2004.-167с.

2.Музыкальная культура Казахстана. Сборник статей и материалов/ П.В.Аравин, Б.Г.Ерзакович. -Казгосиздат, 1955.-177стр.

3.Жубанов А. Струны столетий,- Алматы: Дайк-Пресс,2001.-280стр.

4.Жубанов А. Соловьи столетий. Алматы.1967.-408стр.

5.Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. Альбом. Алма-Ата,1978.-136стр.

6.История казахской музыки? В 2т. Т.1: Традиционная музыка казахского народа: песенная и инструментальная.-Алматы.2000-424стр.

Литературный альманах произведений белорусских и казахских писателей презентуют в НББ

Фото из архива

13 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Презентация литературно-художественного альманаха «Казахстан — Беларусь» и встреча писателей двух стран состоятся 14 июня в Национальной библиотеке Беларуси, сообщили БЕЛТА в учреждении культуры.

Мероприятия пройдут в офлайн-режиме. «Из зала Национальной академической библиотеки Казахстана в Нур-Султане будет вестись трансляция презентации альманаха, а также пройдут встречи писателей в онлайн-формате на платформе Zoom. Подключение обеспечит участие представителей писательского сообщества и заинтересованных специалистов библиотечных организаций двух стран», — рассказали в НББ.

Литературный сборник издан при содействии посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь в преддверии 30-летия обретения странами независимости. «Особенность издания в том, что материалы представлены на белорусском, казахском и русском языках. Альманах отражает многолетнее межгосударственное, литературное и культурное сотрудничество суверенных Беларуси и Казахстана во всех аспектах историко-культурной преемственности. Его разделы переводов, прозы и поэзии содержат тексты белорусских и казахских авторов — Абая Кунанбаева, Янки Купалы, Владимира Короткевича, Олжаса Сулейменова, Николая Метлицкого, Мурата Ауэзова, Нурлана Оразалина, Алеся Карлюкевича, Валерия Михайлова, Бахытжана Канапьянова, Галыма Жайлыбая, Любови Шашковой, Светланы Ананьевой, Алеся Бадака», — подчеркнули в библиотеке.

Сборник содержит произведения почти 70 авторов двух стран.

Организаторы мероприятий — посольство Республики Казахстан в Республике Беларусь и Национальная библиотека Беларуси.-0-

Казахская культура – культура кочевого народа

Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.

Казахская юрта

Казахская юрта – дом кочевника. Это переносной дом, который легко и быстро можно собрать, а потом так же разобрать и погрузить его части на лошадей и верблюдов, отправляясь на новые пастбища. Для казахов юрта является символом уюта, связи с землей и вселенной, напоминанием о кочевом прошлом. Она состоит из трех элементов, соединявшихся вместе: решеток (кереге), образующих стены юрты; купола из жердей (юк), крыши юрты; и вершины (шанырак), служащего потолочным окном. Кстати, шанырак изображен на национальном гербе Казахстана.

Казахские конные игры

Умение держаться в седле – неотъемлемая часть жизни кочевника. Поэтому в Казахстане издавна были популярны различные конные игры, где всадники могли показать свое мастерство и похвастаться своим резвым скакуном. Самая популярная игра — «Кокпар», которая в других центральноазиатских странах так же популярна и известна под названиями кок-бору (кырг.), купкари (узб.), бузкаши (тадж.). Есть командный вид этой игры – «Улак». В основе этой игры лежит борьба за тушу барана, которую надо на скаку поднять с земли и дотащить до определенного места, не отдав соперникам. Другой популярной игрой является «Аламан байге» — скачки на большие дистанции – 10, 20, 50 и даже 100 километров. По правилам здесь можно использовать только местные породы лошадей. А также есть игра «Кыз куу», в которой парню надо догнать и поцеловать девушку.

Казахская одежда

Культура Казахстана не будет полной без упоминания казахской национальной одежды. Сегодня в Казахстане редко можно увидеть людей в традиционной казахской одежде, разве что в отдаленных районах, или на праздниках. Но в прошлом, представители всех сословий носили примерно одинаковую одежду, отличавшуюся лишь качеством отделки и наличием различных украшений. Казахский мужской костюм состоит из шапана (халат с поясом) и головного убора, которым может быть тюбетейка, колпак или меховая шапка (всё зависит от погоды и обстоятельств). Женский костюм состоит из платьев и свадебного головного убора «саукеле», на смену которому, после рождения ребенка, приходит «кимешек» — белая шаль, повязанная на голове особым образом.

Казахская музыка

Музыкальная культура Казахстана большую часть истории была основана на фольклоре и не имела нотной записи. Музыка передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение, и довольно часто было место импровизации. В XV-XVIII веках произошло формирование казахского музыкального жанра – кюй. Музыкант исполнял эпическое произведение на домбре (казахский щипковый музыкальный инструмент) и пел истории из эпосов, легенд и сказок. Самым известным исполнителем кюя был Даулетгерей (XIX век). В начале XX века происходит формирование и развитие академической классической музыки, которая использует знания русской и европейской музыкальных школ, вплетая в произведения традиционно казахские мотивы.

Литература Казахстана

Казахи – большие поклонники словесного искусства. Казахская литература и поэзия насчитывают тысячи лет – на протяжении веков пересказывались различные легенды и сказания, но самыми известными были эпосы «Коркыт-ата» и «Огузнаме». Поэты Средневековья в Казахстане обычно рассказывали свои произведения под аккомпанемент домбры или кобыза (щипковые музыкальные инструменты), и устраивали соревнования в чтениях «айтыз», что напоминает современные рэп-баттлы. Письменная литература Казахстана сформировалась только в XIX веке, и среди писателей того времени особо выделяется Абай Кунанбаев, именем которого сегодня в Казахстане и других странах названы поселения, улицы, театры, школы и университеты.

Ремесла Казахстана

Кочевой образ жизни, ставший основой казахской культуры, наложил свой отпечаток на народные ремесла Казахстана. Странствуя с места на место, люди создавали всё необходимое для долгого пребывания в пути. Поэтому среди ремесел Казахстана в первую очередь выделяются те виды, которые помогали выжить в дороге и создать уют – обработка дерева, создание экипировки для езды на лошадях и войлока для обивки юрт. В суровом климате степи, где летом очень жарко, а зимой из-за ветров невыносимо холодно, казахи развили ремесла по пошиву теплых шуб и шапок из кожи, меха и шерсти животных. Также, широко были распространены кузнечное и ювелирное мастерство.

В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в мировое сообщество, и при этом бережно сохраняются народные традиции и обычаи. Из поколения в поколение по-прежнему передаются знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в многочисленных музеях страны, на фестивалях и праздниках.

Казахская кухня

казахской культуры. Верования, образ жизни, искусство и интересные факты о культуре Казахстана

Казахская культура и национальные традиции

Казахский народ богат традициями. От рождения до старости и смерти каждый шаг их жизни исторически отмечался празднованием. Даже их погребальные обряды имеют особую символику.

К сожалению, многие богатые и интересные традиции и обычаи казахского народа были забыты за прошедшее столетие.Настоящий суверенитет только что восстанавливается в Казахстане в связи с процессом демократизации. Эти заброшенные традиции только сейчас заново открываются казахстанским народом. Эти традиции включают в себя уважение к пожилым людям; патриотизм к Родине; быть честным; и научиться любить человечество.

Традиционно каждому гостю предлагают казахскую кухню за дастарханом (низким столиком) в юрте.

Казахская юрта

Юрта — один из самых разумных видов передвижного дома. Это удобный и практичный дом, идеально подходящий к местным условиям и образу жизни — одно из величайших изобретений евразийских кочевников.

Народный танец

Инструменты музыкальные ручной работы

Легко разбирается (говорят, что казахская женщина может это сделать за полчаса) и переносится на лошадях и верблюдах. Юрта состоит из трех основных элементов: раздвижного решетчатого основания (керегэ), жердчатого купола (уык) и круглой вершины (шанырак).

В древности турки слыли самыми искусными мастерами войлока. В наши дни казахи используют войлок для покрытия юрты и ее внутреннего убранства, а также для изготовления ковров, платьев и обуви. Казахи живут в окружении орнаментов. Они богато украшают свои юрты настенными коврами и разноцветными вышивками.

Ремесла

Изделия кустарного промысла — сбруи, войлочные маты (текеметы), изделия из дерева, кости и металла — богато декорированы.Красиво вышиты головные уборы, платья, сумки и шорно-седельные изделия. Они используют традиционные узоры и резьбу для изготовления и украшения деревянных чашек, больших мисок и черпаков, используемых для подачи кумыса (ферментированного кобыльего молока).

Рога горных баранов и козлов используются для украшения кроватей и шкатулок. Из кожи делают колчаны, пояса, сбруи и фляги (торсыки) для воды и кумыса. Казахстанские мастера тоже очень искусные ювелиры.

Степные зергеры (ювелиры) предпочитают белое серебро.Вам непременно понравятся традиционные казахские серьги-колокольчики, оригинальные браслеты (блезики) или традиционный браслет, соединенный с тремя кольцами тонкими цепочками.

Открытие национальных игр

Традиционная торговля на фестивале

Традиционная одежда

Национальная одежда казахов различается по регионам. Мужчины носят чапаны — своего рода халат с поясом, сделанный из бархата и богато расшитый.Они покрывают голову мягкой тюбетейной шапкой (тобетаи), высокой войлочной шапкой (калпак) или шапкой-ушанкой из лисьего меха (малакаи).

Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой и шапки или шелкового платка. Пожилые женщины носят капюшон из белой ткани с отверстием для лица (кимешек). Невесты носят высокую остроконечную, богато украшенную шляпу, увенчанную перьями (саукеле).

Музыкальные инструменты

Казахская музыка и музыкальные инструменты: Казахи любят игру слов и своих акынов (поэтов), которые импровизируют на публичных конкурсах (айтысах) под аккомпанемент казахских струнных музыкальных инструментов: домбры или кобыза.

Праздники

Наурыз (Исламский Новый год) — один из самых больших праздников в Центральной Азии. В Казахстане его отмечают в день весеннего равноденствия, 22 марта. В этот день преображаются улицы сел и городов. Гостей размещают в красивых юртах с традиционным блюдом Наурыз коже, приготовленным из семи традиционных ингредиентов. Люди, соблюдающие этот почти месячный праздник, прощают друг другу долги и обиды.

Национальные игры

Национальные игры: они обычно проводятся верхом на лошади и дают возможность стать свидетелем выдающихся навыков верховой езды казахов.Казакша курес (казахская борьба), байга (скачки на 25, 50 или 100 км), кокпар (разновидность игры в поло с дохлой козой), кыз-куу (поймать девушку) и алты бакан (шестиполюсные качели) ).

ОБРАЗЦЫ КОЧЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ КАЗАХОВ на JSTOR

Абстрактный

Представляя себя наследниками степных кочевников, казахи с момента обретения Казахстаном независимости в 1991 году сделали акцент на своей кочевой наследственности как на основе своей идентичности.Тем не менее, несмотря на то, что они возвращают это наследие, они остаются под влиянием негативных представлений о кочевниках, и, испытывая трудности в сочетании скотоводства и современности, они объявляют себя в то же время основателями городов, изобретателями письменности и создателями государства. поиски предков, которые они разделяют с другими республиками Средней Азии. В девятнадцатом и двадцатом веках дебаты по поводу оседлости показали всю двойственность позиций России и Казахстана по этой теме.После обретения независимости « патримониализация » кочевничества сосредоточилась на некоторых вспомогательных эмблемах, таких как юрта или лошадь, пренебрегая важной особенностью, мобильностью по месту жительства, и, игнорируя фактические кочевые обычаи, окончательно отодвинула кочевничество в прошлое. Этнография, задуманная как историческая дисциплина, последовательно построенная на эволюционистской парадигме, описывала казахское скотоводство как относящееся к временному в другом месте (до революции 1917 года) или географическому (за пределами Казахстана), и не проявляла особого интереса к реальным реалиям. мобильного скотоводства, несмотря на то, что им практикует небольшая часть населения.

Информация о журнале

Основанный в 1970-х годах, журнал Nomadic Peoples занимает давнюю и уважаемую позицию в области научных исследований, посвященных народам, ведущим мобильный образ жизни, таким как кочевые скотоводы, охотники и собиратели и другие перипатетики. Цель журнала — предоставить научному сообществу и широкой общественности новые исследования прошлых и меняющихся аспектов культуры и общества, экологии, экономики и политики мобильных народов.Журнал является международным по географическому распространению, так как кочевые или недавно мобильные народы встречаются на всех континентах. В статьях журнала обсуждаются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются кочевые народы в быстро меняющемся мире, и их адаптация к новому образу жизни. Как заметил в 1984 году редактор-основатель, профессор Филип Зальцман, журнал объединяет дисциплинарные и функциональные направления, от ученых до администраторов. В последние годы журнал расширил сферу своей деятельности, включив в нее естественнонаучные взгляды на кочевые народы наряду с традиционными антропологическими и этнологическими.В число авторов и редакторов-консультантов входят антропологи, а также специалисты-практики в области развития, экологи, экономисты, политики, а также ученые-зоотехники и зоотехники.

Информация об издателе

White Horse Press издает всемирно известные академические журналы и книги, специализирующиеся на проблемах окружающей среды. The Press подготовила ряд важных исследований по истории окружающей среды и в настоящее время расширяет свою деятельность в этой области.

Государственные символы Республики Казахстан

Флаг Республики Казахстан

Флаг — один из главных символов государства, олицетворяющий его суверенитет и самобытность. Русский термин «флаг» для Флага происходит от голландского слова «vlag» и означает ткань официально принятого размера и цвета и обычно с изображением герба (герба).

Флаг суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году.Его разработал Шакен Ниязбеков.

Государственный Флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольную ширину синего цвета с изображением солнца в центре и парящего степного орла под ним. Вдоль флагштока — вертикальная лента с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента — золотистого цвета. Отношение ширины флага к его длине: 1: 2.

В геральдике каждый цвет имеет свое особое значение. Таким образом, цвет голубого неба символизирует честность, верность и порядочность.Более того, цвет голубого неба имеет глубокое символическое значение в тюркской культуре. Древние тюркские народы всегда поклонялись Небу как своему Богу, а их голубое знамя символизировало преданность Отцу-Предку. Синий цвет Государственного Флага Казахстана означает чистое небо, мир и благополучие, а однотонный фон олицетворяет единство нашей страны.

Подробнее

Согласно геральдическим принципам, солнце символизирует богатство и изобилие, жизнь и энергию.Вот почему солнечные лучи на флаге имеют форму зерна, символа богатства и благополучия. Изображая солнце на своих государственных атрибутах, Казахстан подтверждает свою приверженность универсальным ценностям, что также свидетельствует о том, что новая молодая страна полна жизнеутверждающей энергии и открыта для всех стран для сотрудничества.

Изображение степного орла — один из главных геральдических атрибутов, который веками используется на гербах и флагах разных народов. Это изображение обычно считается символом силы, проницательности и щедрости.Парящий степной орел олицетворяет собой мощь государства, его суверенитет и независимость, стремление к высоким целям и устойчивому будущему. Образ степного орла в мировоззрении евразийских кочевников занимает особое место и связан с такими понятиями, как свобода и верность, чувство достоинства и отваги, сила и чистота помыслов. Символически выполненный силуэт золотого степного орла отражает стремление молодого суверенного государства к вершинам мировой цивилизации.

Еще одним важным элементом Государственного флага является вертикальная полоса с национальными орнаментами. Этот казахский орнамент — одна из форм специфического художественного восприятия мира в строгом соответствии с эстетическими стилями народа. Представляя собой гармонию различных форм и линий, он также является выразительным средством познания внутреннего мира людей. Национальный орнамент вдоль флагштока представляет искусство и культурные традиции народа Казахстана.

Герб Республики Казахстан

Эмблема — один из главных символов государства.Русский термин «герб» для герба происходит от немецкого слова «Erbe» (наследие) и означает наследственный отличительный знак, представляющий собой сочетание фигур и предметов, которому придается символический смысл, отражающий культурные и исторические традиции государства.

История свидетельствует о том, что кочевники эпохи бронзы, населявшие территорию современного Казахстана, отождествляли себя с особым символом — тотемом. Его графическое выражение в дальнейшем получило название «тамга».Этот термин впервые употреблен в Тюркском каганате.

Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. Авторами Государственного герба являются известные казахстанские архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.

Подробнее

Государственный Герб Республики Казахстан имеет форму круга (колеса). Это символ жизни и вечности, который особенно ценился у кочевников Великих степей.

Центральным геральдическим элементом Государственного герба является изображение шанырака (арочный крестообразный верх казахской юрты) на небесно-голубом фоне, который освещает уйки (опоры или опоры юрты) в виде солнечных лучей во все стороны. .Справа и слева от шанырака есть изображения мифических крылатых четвероногих коней. Вверху герба расположена объемная пятиконечная звезда. Внизу герба также есть надпись «Qazaqstan». Изображения шаныраков, уйков и мифических коней, а также надписи «Qazaqstan» имеют цвет золота.

Шанырак — это основная опорная часть юрты, напоминающая голубое небо. Это также один из ключевых элементов казахского семейного проживания в традиционной культуре евразийских кочевников.Изображение шанырака на Государственном гербе республики является символом общего дома и общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Стабильное развитие Казахстана зависит от благосостояния каждого гражданина, так же как сила и устойчивость шанырака зависит от надежности всех его уйков.

Крылатые мифические кони — тулпары — ключевой геральдический элемент Государственного герба. Образ лошади с незапамятных времен символизирует такое понятие, как храбрость. Крылья символизируют многовековую мечту многонационального народа Казахстана о построении сильной и процветающей нации.Они олицетворяют чистые мысли и стремление к последовательному и конструктивному развитию. Золотые крылья гонщиков также напоминают золотые снопы зерна, что является признаком труда казахстанцев и материального благополучия страны.

В прошлые века рога часто использовались во время церемониальных обрядов кочевников, а также украшали их боевые знамена. Образы небесной благодати, плодородия земли и военной удачи в виде рогов различных животных всегда рассматриваются как неотъемлемые части в символических композициях разных народов.Поэтому крылатый конь с рогом изобилия — важный типологический образ, имеющий глубокие смысловые и исторические корни.

Еще один элемент на гербе — пятиконечная звезда. Этот символ используется человеком с древних времен и олицетворяет постоянное стремление людей к свету истины и стремление к возвышенной и вечной материи. Изображение звезды на Государственном гербе отражает мечту людей построить государство, открытое для всех стран мира для сотрудничества и партнерства.Сердца и руки народа Казахстана открыты для представителей всех пяти континентов.

Основной цвет Государственного герба — цвет золота, который служит символом богатства, справедливости и великодушия. Цвет голубого неба символизирует безмятежное небо, мир и благополучие.

Гимн Республики Казахстан

Anthem — один из главных символов штата. Русский термин гимн для Гимна происходит от греческого слова гимнео и означает торжественную церемониальную песню.Гимн служит важным звуковым символом, имеющим ключевое значение для эффективной социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны. В истории суверенного Казахстана гимн принимался дважды: в 1992 и 2006 годах.

Подробнее

Новый Государственный гимн был принят в 2006 году с целью пропаганды звукового символизма страны. В его основе лежит популярная в народе патриотическая песня «Менин казахстаным» («Мой Казахстан»), написанная в 1956 году на музыку Шамши Калдаякова и стихи Жумекена Нажимеденова.Президент Нурсултан Назарбаев изменил первоначальный текст песни. Соответствующие изменения были внесены в Указ «О государственных символах» на совместном заседании палат Парламента 6 января 2006 года, и Парламент утвердил его в качестве нового Государственного гимна Казахстана.

Музыка Шамши Калдаякова

Слова Жумекен Нажимеденов и Нурсултан Назарбаев

Небо золотого солнца,

Степь золотого семени,

Легенда о храбрости —

Взгляните на мою страну!

Из античности

Наша героическая слава возникла,

Они не оставили своей гордости

Мой казахский народ силен!


Припев:

Моя страна, моя страна,

Я посажу твой цветок,

Как твою песню я буду стримить, моя страна!

Моя Родина — Мой Казахстан!


Путь потомству открыт

У меня огромная земля.

Его единство правильное,

У меня независимая страна.

Это приветствовало время

Как вечный друг,

Наша страна счастлива,

Такова наша страна.

Хор (дважды)

Концерт-презентация в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, Казахстан

В начале 2019 года Европейский фонд поддержки культуры при поддержке СМИ Фонда «Валлетта 2018» и Управления по туризму Мальты запустил проект «Мальта — новый центр туризма и притяжения классической музыки», который проходил в формате презентационного концерта в консерваториях Европы и на который были приглашены все желающие студенты.

В рамках проекта в Алматы 8 мая в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, Казахстан прошел концерт-презентация. У студентов была уникальная возможность познакомиться с Мальтой, узнать о деятельности Европейского фонда поддержки культуры и его образовательных проектах, а также о международных конкурсах фортепиано, скрипки и духовых инструментов для молодых талантов.

Консерватория занимается подготовкой профессиональных музыкантов уже более семи десятилетий. По сравнению с консерваториями Европы и России он довольно молод, но в его истории есть целая эпоха с точки зрения насыщенности событиями и динамики развития.В нем отразилось не только становление первого творческого университета и всей системы профессионального музыкального образования, но и история страны как Казахской ССР, а затем и суверенного Казахстана.

Преподаватели консерватории — выдающиеся концертные музыканты, чье творчество признано и востребовано не только в Казахстане. Среди них выдающаяся пианистка Жания Аубакирова, знаменитый хормейстер Анатолий Молодов, знаменитый баритон Ермек Серкебаев, легендарная певица Бибигуль Тулегенова, золотая труба Юрий Клушкин, виртуоз-домбрист Каршыга Ахмедьяров, лауреат международных конкурсов Гаухарье Ягермедьяров и многие другие композиторы Гаухаралиева Мурзабекова и многие другие.Среди известных выпускников — Куддус Ходжамьяров, советский, казахский и уйгурский композитор, педагог, общественный деятель, основоположник уйгурской профессиональной музыки, Народный артист Казахской ССР, Народный артист СССР; Шамши Калдаяков, популярный казахстанский композитор, прозванный Королем казахского вальса, Народный исполнитель Казахской ССР; популярные оперные певцы, народные артисты Казахской ССР Ермек Серкебаев и Бибигуль Тулегенова и многие другие.

Завершилась презентация выступлением лауреата Международного конкурса скрипачей имени Пабло Сарасате лауреата Международного конкурса скрипачей имени Пабло Сарасате лауреата Карена Шахгалдяна и лауреата Евразийских музыкальных игр юного пианиста Рубена Козина, которые вместе исполнили популярные произведения мальтийских композиторов.

Презентация альманаха «Казахстан — Беларусь» и встреча писателей двух стран

В Национальной библиотеке состоялась презентация первого в истории казахстанско-белорусского сотрудничества литературно-художественного альманаха «Казахстан — Беларусь», а 14 июня состоялась встреча писателей двух стран.

Организаторами мероприятия являются Посольство Республики Казахстан в Республике Беларусь и Национальная библиотека Беларуси.

Литературный сборник издан при содействии посольства накануне 30-летия независимости страны.

Особенность издания в том, что оно трехъязычное (материалы представлены на казахском, белорусском и русском языках) и отражает многолетнее межгосударственное литературно-культурное сотрудничество суверенных Казахстана и Беларуси во всех аспектах историко-культурной преемственности. Его разделы перевода, прозы и поэзии содержат тексты казахстанских и белорусских авторов, в том числе Абая Кунанбаева, Янки Купалы, Владимира Караткиевича, Олжаса Сулейменова, Николая Мятлицкого, Мурата Ауэзова, Нурлана Оразалина, Алеся Карлюкиевича, Улугбека Эсдаулета, Валерий Шауджайлова. Светлана Ананьева, Алесь Бадак.Всего в сборнике собраны произведения около 70 авторов из двух стран.


Сборник лучших произведений высочайшего мастерства, изданный писательскими сообществами Казахстана и Беларуси, — достойный вклад в сохранение дружеских отношений между нашими странами и народами.

Презентация альманаха проходила офлайн. Из зала Национальной академической библиотеки РК в Нур-Султане через Zoom транслировалась встреча писателей.


Г-жа Оксана Книжникава, , генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси, Г-н Аскар Бейсенбаев, , Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь, Г-н Алесь Карлюкевич, , главный редактор издательства «Звезда» , литературный критик и журналист, Алена Стельмах, , первый заместитель председателя Союза писателей Беларуси, Любовь Шашкова, , заместитель главного редактора журнала «Простор», составитель литературно-художественного альманаха «Казахстан». — Беларусь », В мероприятии приняли участие специалист Управления культуры и народного творчества Министерства культуры Республики Беларусь Алена Березовская , представители творческого общества, выдающиеся писатели и поэты.

В рамках мероприятия гости могли насладиться выставкой-просмотром публикаций, посвященных литературным связям двух стран.

Отдел по связям с общественностью

Представление культуры, истории Казахстана за рубежом | Новости Казахстана: Последние новости на Kazakh TV

На турецком государственном телеканале Avaz было показано

документальных фильмов о достижениях Казахстана.Фильмы «Сердце Евразии» и «Путь в будущее» были сняты в сотрудничестве с Тюркским советом. Жители Средней Азии, Кавказа и Балтийского региона также смогут увидеть историю развития Казахстана. Турецкая общественно-политическая программа была посвящена теме 25-летия независимости Казахстана. Эксперты обсудили глобальные инициативы Казахстана. По их словам, Казахстан внес большой вклад в объединение тюркских народов.

АБЗАЛ САПАРБЕКУЛИ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ СОВЕТА ТУРЦИИ:

Автор программы уделил большое внимание достижениям Казахстана за годы независимости. Также в эфире мы обсудили проекты в сфере экономики, культуры, образования и политики, инициированные Президентом Казахстана. В будущем эти проекты будут продолжены.

Между тем в Сеуле прошла презентация книг, посвященных нематериальному культурному наследию Центральной Азии.Литература издана Международным центром информации и сетевых технологий. Издание состоит из 26 разделов на казахском, русском и английском языках. Проект подготовлен Национальной комиссией Казахстана по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО. В книгах представлена ​​информация об айтысе, терме и Кара жорге.


ХУ КВОН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР, ICHCAP:

Эта книга будет полезна для изучения Казахстана как ученым, так и студентам всего мира.Вы можете скачать его на нашем сайте. В следующем году мы готовим фильм, в который войдут 10 объектов нематериального культурного наследия Казахстана.

Центр казахской литературы открыт в Национальной библиотеке Китая. Национальная академическая библиотека Казахстана передала Китайскому фонду более 100 книг на казахском, русском, английском и китайском языках. Есть книги художественной и научной литературы. Среди них произведения Нурсултана Назарбаева, переведенные на китайский язык.

УМИТХАН МУНАЛБАЕВА, ДИРЕКТОР, КАЗАХСТАНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА:

Это очень хорошо; потому что через книгу мы можем продвигать объединение народов, предоставлять информацию об истории и культуре двух народов. Думаю, благодаря мудрой политике президента Казахстана и отношениям между двумя президентами сегодня мы можем говорить о великом будущем, добрососедских отношениях между двумя великими странами, такими как Казахстан и Китай.

Следите за нашими новостями в Telegram на @Kazakh_tv

Нью-Йорк обнаруживает сложности древней кочевой культуры Казахстана

НЬЮ-ЙОРК. Сложные золотые украшения и украшения, массивные котлы, предназначенные для того, чтобы накормить множество людей, и гигантские курганы, на которых лежат древняя элита и их лошади, доказывают, насколько сложными были кочевые группы Казахстана.

Инсталляция «Кочевники и сети» в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета (ISAW) включает более 250 предметов казахской культуры первого тысячелетия до нашей эры.C.

Части варьируются от конских украшений, обнаруженных при раскопках в захоронениях, до золотых монет, обнаруженных в потерянной сумке грабителя гробниц.

Карен Рубинсон, один из кураторов, предполагает, что эти артефакты развенчивают ложное впечатление, которое у некоторых сложилось, что кочевые общества были менее развиты, чем их оседлые соседи:

«Мы хотели прояснить, что этот кочевой пасторальный образ жизни был очень сложным. жизни «, — говорит она. «[Это была] очень сложная культура, с очень сложным и красивым материалом, очень сложная социальная организация [и] очень разумные отношения с ландшафтом.И это дает представление об образе жизни этих людей, которые продолжали жить в Казахстане до относительно недавнего времени и являются частью их гордого наследия ».

Беспрецедентное сотрудничество

Произведения взяты во временное пользование из четырех казахстанских национальных музеев — совместных усилия между Казахстаном и США, которые, по словам главного куратора Дженнифер Чи, беспрецедентны по масштабам.

Многие предметы происходят из казахстанской кочевой культуры «пазырык», которая состояла из племен, которые зимой переселялись из низменностей в высокогорья, чтобы согреться. летние месяцы.

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Некоторые из древних артефактов выставлены в Нью-Йорке

Фотогалерея:
Древняя кочевая культура Казахстана

Выставка древних предметов из Восточного Казахстана открывает глаза на сложность традиционного кочевого образа жизни страны. Инсталляция в нью-йоркском институте, создание которой длилось два года, включает более 250 объектов первого тысячелетия до нашей эры. От тщательно продуманных золотых украшений до седел, сохранившихся в вечной мерзлоте, до массивных горшков для приготовления пищи для пиршества, выставка развеивает заблуждение о том, что кочевой пастырский образ жизни в любом случае был бесхитростным.


Зимой они собирались большими группами. По словам Рубинсона, этим объясняются гигантские котлы для пиршеств.

Она отмечает, что каждый предмет раскрывает изысканность кочевников. Многие из них были важны как в утилитарном, так и в социальном плане: литье из бронзы требовало глубокого понимания обработки металла, но размер кастрюль также показывает, что кочевники праздновали праздники, связанные с построением общины.

В курганах были похоронены элитные пазырыкцы с лошадьми, 13 — в одном из больших курганов.

Лошадей похоронили с украшениями из богато украшенных аксессуаров, а у двоих были прикреплены гигантские деревянные рога.

Рубинсон говорит, что археологи смогли определить, что погребенные пазырыки часто умирали — а некоторые были мумифицированы — до того, как лошади были убиты, что позволяет предположить, что они практиковали сложные погребальные ритуалы для лидеров своих групп.

Многие из произведений также демонстрируют сильное влияние Персидской империи на западе и ханьского Китая на востоке в результате обширных торговых сетей.

Продвинутое научное понимание

Идея выставки родилась два года назад, когда посол Казахстана Ерлан Идрисов обратился к ISAW с просьбой о сотрудничестве в создании инсталляции, которая сейчас выставлена ​​в галерее института на «Музейной миле Манхэттена». . »

Идрисов утверждает, что 200-страничный каталог выставки, в котором исследуется значение предметов, был почти так же важен, как и сами физические части.

«Другим аспектом выставки было сделать очень яркую и ясную презентацию ценности вещей для [] американской публики, потому что не очень многие здесь знают об истории Евразии и кочевников», — говорит он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *