Кулу | Моя родина — Магадан
Из воспоминаний Виктора Володина
В 1941-1942 годах, когда разворачивались предприятия золотодобывающей промышленности нашего управления, была построена большая электростанция для обеспечения этих предприятий электроэнергией. Электростанция, работающая на дровах, от которой на предприятия тянулись высоковольтные линии электропередачи, была построена на высокой 40-метровой террасе правого берега Кулу вблизи моста.
По проекту намечалось снабжать электростанцию дровами, заготавливаемыми в верхнем течении Кулу и доставляемыми на электростанцию молевым сплавом (сплав древесины без судовой тяги). Здесь они улавливались при помощи перегораживающего реку бона, состоящего из бревен, соединенных в узкие сплотки, укрепленные вдоль стального троса.
Но ко времени нашего приезда туда уже давно никакого сплава по реке дров не было. Их возили тогда несколько десятков студебеккеров с полуприцепами, работавших на американском бензине. Не знаю, было ли это рентабельным делом – возить дрова, изнашивая импортные автомашины и расходуя импортный бензин, чтобы потом на этих дровах получать электроэнергию. Она обходилась, конечно, очень дорого.
Из книги Инны Грибановой «Тенька – виток спирали»
Самая продолжительная жизнь из всех населенных пунктов, располагавшихся в бассейне реки Кулу, выпала на одноименный поселок.
Кулу. Расположен на правом берегу р. Кулу, между устьями ручьев Итрикан и Кривуля, в 164 км от пос. Усть-Омчуг.
Широкая долина р. Кулу на левом заболоченном берегу становится еще шире, так как чуть ниже по течению в нее впадает довольно крупная р. Нерючи, имеющая в устье очень широкую долину.
Когда здесь возник населенный пункт, точно не установлено, вероятнее всего, – не позже 1941 г. В это время прокладывался автопроезд к месторождению «Отечественное», шла разведка золотых россыпей на Дегдекане, шло освоение района. Требовались лес, электроэнергия. По-видимому, создание здесь Тенькинским горно-промышленным управлением районной электростанции и стало градообразующим предприятием. На картах эта точка так и называется – Кулинская РЭС. Хотя слово «градообразующий» – слишком большое преувеличение, точнее было бы сказать «лагереобразующим», так как ни один «град» в те времена без лагерной зоны, а иногда и нескольких зон, не обходился. Кулу – не исключение.
Уже в 1942 г. лагерный срок здесь отбывал бывший фотокорреспондент «Советской Колымы» Н.П. Лаврененок, а с 1943 по 1946 годы – Э.О. Вронке, непосредственно работавший на этой электростанции и в лесоповальных лагпунктах, где заготавливали для нее дрова. «От ОЛПа до электростанции меньше 1 км… Одно время лесоповальный пункт был в тайге, потом на лесоповал водили прямо из ОЛПа… ОЛП ликвидировали в марте 1946г., так как вырубили весь лес». Электростанция была локомобильной, маломощной. С 1 января 1947 г. она и еще две дизельные станции вошли в состав Тенькинского энергокомбината. В 1958 г. ее уже не было, электроэнергия шла от Аркагалинской электростанции.
Обслуживали электростанцию з/к общего режима ОЛП № 6, упоминание об ОЛП № 6 «Кулу» есть в медицинских кадровых приказах за 1950 г., а, по данным на 1.03.1952 г., этот ОЛП состоял из двух лагпунктов – центрального «Кулу» и л/п «Сухостойный», само название которого говорит, что его обитатели занимались лесозаготовками. В обоих л/п на тот период было 491 чел., из них 167 чел. – женщин. На карте прямоугольничков, означающих домики за заборами, целых 5, два из которых – электростанция и кирпичный завод, а три других – лагерные зоны. В конце 1953 г. ОЛП № 6 стал ЛО № 6 «Кулинская РЭС».
Когда был образован кирпичный завод, не установлено, по крайней мере, в 1953 г. он был и располагался по соседству с РЭС. Туда иногда отправляли по приказу ТГПУ неквалифицированный персонал (санитаров, дворников, прачек и т. п.) из тенькинских больниц. В 1957 г. он уже не работал. «Единственный в районе кирпичный завод на р. Кулу законсервирован якобы из-за плохой глины», – писала тогда районная газета.
Леспромхоз ТГПУ в Кулу, возможно, вначале имел и другое название, возник тогда же, если не раньше, что и электростанция. Дрова были «хлебом» электростанции. На 1 января 1954 г. в этом леспромхозе работали 126 человек. По всей вероятности, з/к в их число не входили. (По свидетельству Э.О. Вронке в ОЛП, обслуживающем лесоповал и электростанцию, времен 1943-1946 гг. было несколько сотен заключенных.) Но лес был нужен не только для РЭС. Лесные долины рек Кулу и Нерючи и в постлагерное время давали работу жителям этого поселка. Лесозаготовительные хозяйства, как бы они ни назывались в разное время, подчинялись сначала горному управлению, а потом – Конторе промышленных предприятий. В 1957 г. на базе ЛЗУ «Кулу», «Вахлак» и «Бохапча» был организован Кулинский леспромхоз (Кулинская лесо-заготовительная контора). С января 1960 г. Кулинская ЛЗК перешла в ведение управления лесного хозяйства, в сентябре того же года реорганизована в Тенькинский леспромхоз с центром в Усть-Омчуге.
Понятно, что непосредственно в пос. Кулу находилась лишь контора ЛЗК, а сами участки (лесопункты) находились достаточно далеко в разных точках района. Населенный пункт с названием «Верхнее Кулу (Беренджа)» упоминается в списке населенных пунктов Омчакского поссовета Тенькинского района на 15.01.1959 г.. Под названием Верхне-Кулинский лесопункт с населением в 75 чел. в 1961 г. и 60 чел. в 1962 г. он упоминается в отчетных документах Тенькинского райздрава за соответствующие годы, так как там находился фельдшерский пункт. Под названием «Беренджа» (нежилой) встречался этот населенный пункт и на различных картах более поздних лет. Располагался он в устье р. Беренджи, левого притока р. Кулу. По свидетельству охотников, здесь еще сохранились развалины бывшего лагеря и полусгнившие штабели некогда заготовленного и не вывезенного леса. Значит, лесоразработки вели здесь еще при Дальстрое.
В пос. Кулу находилось и Кулинское лесничество.
Также была колонна связи, состоящей из заключенных, работавших в этом районе в 1943 году. Связисты нужны были и в 1950-е годы. В эти годы прокладывались линии связи и электролинии, соединяющие прииски и рудники с Аркагалинской электростанцией. Линейный участок связи базировался и в пос. Кулу, в том числе и в 1970-е годы.
За поселком Кулу в 11 км от него находится развилка дорог, одна шла на рудник «Хениканджа» и прииск им. М. Расковой, а другая дорога – на прииск «Гвардеец» и далее в соседний Сусуманский район, где располагался Аркагалинский угольный бассейн. Расстояния немалые. И не случайно в Кулу, еще в 1940-е годы, был образован филиал автобазы ТГПУ с ремонтным участком, в обслуживании которого принимали участие также з/к ОЛПа № 6. Сама автобаза располагалась в пос. Транспортном. Впоследствии, как и везде, случались различные реорганизации предприятий, но Кулу вплоть до «перестройки» оставался и поселком транспортников, и не случайно День автомобилиста, наряду с Днем работника сельского хозяйства, был профессиональным праздником его жителей.
Начиная с 1940-х годов, каждое предприятие ТГПУ любого рода дея-тельности обычно имело свое подсобное хозяйство сельскохозяйственного профиля. Широкие долины Кулу и Нерючи с их сенокосными угодьями были весьма благоприятными для мясомолочного животноводства. Так называемые агробазы появились и здесь, но только в 1958 г. по распоряжению Магаданского совнархоза был организован совхоз «Тенькинский», куда на правах участков (отделений) вошли многие бывшие подсобные хозяйства района, в том числе и животноводческое хозяйство в пос. Кулу.
В апреле 1970 года на базе этого отделения был организован молочно-овощной совхоз «Кулу». Первым его директором стал В. Е. Антипов. Далеко отстоящие от центрального стана совхоза бывшие населенные пункты Агробаза (Дусканья) и Хатыннах на р. Колыме стали отделениями совхоза «Кулу». Отделение «Дусканья» специализировалось на выращивании овощей, а в Хатыннахе разводили молодняк крупного рогатого скота. Для Кулу это были годы подъема. Строились новые животноводческие помещения, теплицы, парники, много было сделано по мелиорации совхозных земель. В поселке Кулу велось жилищное строительство – на смену «дальстроевской архитектуре» пришли многоквартирные двухэтажные дома с удобствами. Были построены школа, Дом культуры, магазин. Поселок приобрел цивилизованный вид. Передовики производства получали заслуженные правительственные награды.
В разные годы орденоносцами стали доярки Ф.В. Усманова, А. Поддымова, Г.А. Гаврилюк, А.Н. Титаева, трактористы совхоза В. Прокаев, Ф.С. Коленко.
В годы «перестройки» все стало рушиться. Уменьшалось стадо, снижались удои, уезжали люди. Вот лишь некоторые цифры из показателей производства сельхозпродукции совхоза в начале 1990-х годов:
В 2003 г. на весь район, а это все еще совхоз «Кулу» и ТОО «Оротук», вместе взятые, «производство основных продуктов животноводства с начала 2003 г. достигло: мяса (скот и птица на убой в живом весе) – 87 ц, молока – 86,6 ц. Поголовье КРС составляет 46 голов, в том числе 38 коров». Для сравнения, только в год образования совхоза «Кулу» в нем было 511 голов скота. Комментарии, как говорится, излишни.
Пос. Кулу и близлежащие к нему населенные пункты после образования местных Советов в 1954 г. часто меняли свою административную принадлежность. До 1955 г. они относились к Хениканджинскому сельскому Совету, с 1955 до 1964 г. входили в Тимошенковский (Омчакский) поссовет, потом Хениканджинский сельсовет был переименован в Кулинский с административным центром в Кулу (1964-1967 гг.). В 1967 г. был образован Расковский сельсовет, и Кулу вновь вернулось в Омчакский поссовет (1967-1971 гг.). И только после образования здесь совхоза вновь был образован Кулинский сельсовет с центром в пос. Кулу (решение Магаданского ОИК № 105 от 9.03.1971 г.93), который с 1992 г. реорганизован в Кулинскую сельскую администрацию.
Население пос. Кулу:
1954 г. (?) – 1200 чел..
на 1.12.1956 г. – 386 чел..
1962 г. – 130 чел..
на 15.01.1970 г. – 257 чел.
на 01.01.1980 г. – 570 чел.
на 01.01.1988 г. – 830 чел.
на 01.01.1995 г. – 407 чел.
на 01.01.2000 г. – 269 чел..
на 01.11.2004 г. – 227 чел..
Как-то незаметно, возможно, в связи с сельскохозяйственным уклоном в деятельности Кулу поселок стал называться селом, даже в официальных документах, хотя издревле на Руси селами называли крупные крестьянские поселения с церковью (в отличие от деревень), которой здесь никогда не было.
Постепенно из жизни кулинцев в перестроечные годы исчезли многие блага цивилизации – медицинское обслуживание, детский сад, почта, сберкасса, милиция, транспорт. Многие годы некогда прекрасный Дом культуры на 300 мест консервировался на долгую зиму из-за перемороженной системы отопления. В начале XXI века выживание стало основной заботой кулинцев. Сохранение тепла в домах, проблемы с котельной, с подростками и их пьющими родителями стали главными проблемами сельской администрации. В 2004 г. было принято решение о расселении жителей Кулу в связи с неперспективностью населенного пункта, и к концу 2008 г. он был ликвидирован.
И еще об одной, пусть небольшой, но долгоживущей организации Кулу несколько слов. Гидрометеостанция. Она появилась сначала в устье Нерючи еще в феврале 1942 г., а уже в мае того же года была перенесена на правый берег р. Кулу, но именовалась метеостанция «Нерючи» (распоряжение отдела гидрометслужбы № 132 от 6.03.1942 г.) С 1.01.1945 г. она переименована в метеостанцию «Кулу» (распоряжение ГМС ДС № 20 от 15.11.1944 г.). Наблюдения здесь велись до ликвидации поселка, в последние годы она имела статус метеопоста в составе ГМС «Усть-Омчуг».
Химачал Прадеш: полезная и интересная информация.
Поделиться с друзьями:Общие сведения
Кулу — с середины семнадцатого века столица долины, после независимости стала центром дистрикта, хоть Кулу и является главным рынком региона и его крупнейшим транспортным узлом, в качестве туристического центра его потеснил Манали, находящийся в 40 км к северу. Кулу — город шумный, грязный и ничем не похожий на мирные деревни, которые взирают на него с окружающих холмов.
Большая часть туристов просто проезжают через Кулу, но в городе есть несколько храмов, из некоторых из них открывается замечательный вид на долину, особенно красиво это ночью, когда вокруг мерцают огоньки деревень, придающие другой вид ландшафту.
Храмы.
Самый знаменитый храм в Кулу, Рагхунатхджи Мандир, хранит священную статую Рагхунатха, проявления Рамы, привезенную сюда раджей Джагат Сингхом в середине 17 века. Священнослужители посоветовали радже установить статую в храме и короновать ее вместо себя, чтобы таким образом избавиться от кары за смерть местного брахмина, которая навлекла страшное проклятие на раджу — его пища превращалась в червей. В результате, и по сей день раджи Кулу считают себя простыми наместниками Рагхунатха, самого могущественного из божеств долины, которому совершается поклонение во время праздника Дассера. Храм прячется за дворцом Рупи — резиденцией раджи Кулу. Получасовой подъем по мощеной тропе выводит путешественника за пределы Султанпура, в горы, откуда открывается прекрасный вид через Беас на снежные вершины. Вайшно Деви Мандир — небольшой пещерный храм, где находится статуя богини Кали (Дурги), расположен в 3км выше.
Еще один важный храм находится в 8 км к юго-западу от города на вершине отвесной скалы над священным слиянием, сангамом, двух рек: Беаса и Парвати, хотя храм горазжо ближе в Бхунтуру, чем к Кулу, добираться к Биджли Махадев Мандиру нужно через подвесной мост Акхара-базар — Тапу по выбитой дороге на левом берегу Беаса. Биджли Махадев славится поразительным лингамом. Удары молнии, которые отводятся во внутреннее святилище при помощи 20-метрового шеста с трезубцем на конце, как говорят, время от времени разрушают лингам, но тот магическим образом восстанавливается, благодаря молитвам храмового жреца. С вершины скалы открывается замечательная панорама долин Парвати и Кулу, а также высочайших гималайских вершин. Можно остановиться в гостевом доме при храме ( где принимают даяния) — простеньком строении с холодной водой, но без туалета, и на другой день спуститься пешком в долину Парвати.
Дассера в Долине Богов.
Долину Кулу часто называют “долиной богов”, но правят здесь деревенские божества. Никто не знает сколько богов и богинь населяют холмы к югу от перевала Рохтанг, но известно, что почти в каждой деревне есть свой бог, с собственной историей, со своими слабостями и со своим храмом. По легенде, все они спустились в долину через перевал Чандракани. Джамлу, бродячий бог Маланы, открыл крышку сундука, куда их всех загнали, и порывом ветра изображения богов разнесло по деревням.
Роль бога или богини в каждой отдельной деревне определяется о его или ее способностями — одни исцеляют, другие защищают свою “территорию” от злых духов, вызывают дожди или обеспечивают урожай. Деревенский шаман, гор, как правило из низкой касты, обязан соблюдать разные запреты, скажем, он не имеет права стричь волосы, носить кожаное или разбрасывать навоз на полях. Когда ему нужно совершить обряд, он обнажается по пояс и под аккомпанемент храмовых труб и барабанов вгоняет себя в транс, а бог пользуется его голосом, чтобы обратиться к верующим. Бог, выносимый из храма в паланкине, раскачивается на плечах носильщиков, а гор вещает от его имени. К его словам неизменно прислушиваются, а решение, вынесенное им считается окончательным; оракул назначает день свадьбы, день начала посева и разрешает споры между сельчанами.
Самый важный выход любого бога из его храма совершается в праздник Дассера, который проводится в октябре, после окончания муссона. Хотя по идее празднуется победа Рамы над демоном Раваной, правителем Ланки ( на местном диалекте “душетхера” значит “демон убит”), но для местных богов это возможность утвердить свое положении в иерархии существующей в этом пантеоне. Иерархия строга, верховное божество это Рама, он же Рагхунатх, титулярный бог раджи Кулу.
Предположительно Дассера празднуется в Кулу с семнадцатого века, когда индусские правители Кулу предприняли попытку ослабить влияние местных “ культов природы”: поклонение анимистским духам, обитающим на горных вершинах, в скалах, деревьях, реках и пещерах. Судя по характеру и размаху праздника, уловка раджи оказалась вполне успешной. В октябре, на десятый день новой или “белой” луны, примерно 150-200 местных богов отправляются в Кулу, чтобы поклониться Рагхунатху. Как подобает региону, где старая женщина окружена высоким почтением, торжественное шествие не начинается, прежде чем Хадимба — бабушка верховного бога правящей династии, не прибудет из храма Дунгхри в Манали. Ее вместе со свитой несут в паланкине, ратхе, богато украшенном резьбой, укутанную в блестящие шелка и увешанную цветочными гирляндами, укрытую от солнечных лучей роскошно вышитым зонтом, чхатри. Восемь или двенадцать золотых и серебряных масок , обращенных к четырем сторонам света, прикреплены к божествам, перед паланкином под громкие звуки труб шествуют знаменосцы, священнослужители и обнаженные по пояс горы.
Возглавляет праздничное шествие бог Рагхунатх, передвигающийся в шестиколесном паланкине, который выезжает из дворца Рупии, влекомый за веревки двумя сотнями самых почтенных верующих, Паланкин устанавливают в центре пыльного майдана, где вокруг него совершает обход сам раджа, его семья и свита священнослужителей. После церемонии праздник приобретает более светский характер. Ярмарочные танцоры в традиционных нарядах Химачала выступают перед огромными толпами зрителей; майдан к этому времени выглядит скорее увеселительной ярмарочной площадкой, столь типичной для Индии. Здесь появляются лавочки, ходят торговцы сладостями, бродячие заклинатели змей, астрологи, садху, акробаты и циркачи. Надо всем беспрерывно раздается грохот барабанов и звучит включенная на полную мощность музыка из индийских кинофильмов. Все это продолжается шесть дней, после чего, уже при полной луне, совершаются ритуальные кровавые жертвоприношения — в жертву богу приносится молодой буйвол, коза, петух, рыба и краб.
Сейчас, когда Дассера в Кулу стала способом привлечения туристов, праздник приобретает все более постановочный и коммерческий характер. Лучше заранее заказать себе места и приготовиться к необходимости пробиваться сквозь толпу, если вы пожелаете подойти поближе к богам.
Кулу. Индия: Север (кроме Гоа)
(Kullu, 226 км к северу от Шимлы)
Телефонный код (STD) – 1902
Город Кулу (высота – 1219 м) – административный центр одноименного района. Расположен на правом берегу реки Беас.
Городские ориентиры
Южная, более современная часть города называется Дхалпур (Dhalpur). Ее центр – просторная площадь-майдан того же названия. Вокруг нее сосредоточены административные учреждения и гостиницы. К северу от майдана тянется Дхалпур-базар (Dhalpur Bazaar), который в конце резко обрывается вниз к горной речке Сарвари (Sarvari), впадающей в Беас.
На другом ее берегу начинается главная торговая улица Акхара-базар (Akhara Bazaar) с многочисленными лавками. Над ней на склоне горы раскинулся Султанпур (Sultanpur), ставший столицей княжества Кулу при радже Джагат Сингхе (1637–1672). Здесь расположен дворцовый комплекс Рупи.
Туристический офис Корпорации развития туризма
(HPTDC Tourist office)
Dhalpur Maidan,
тел. 22 23 49,
ежедн. сезон 9.00–19.00, ост. время 10.00–18.00.
Как добраться
Самолет
Ближайший аэропорт – Бхунтар (Bhuntar, 10 км, 20 мин, такси – от Rs 150).
Автобус
Манди: каждые 30 мин; Манали: каждые 30 мин; Бантар: каждые 15 мин, 30 мин в пути; Дели: проходящие автобусы до Манали; Джайпур: проходящий автобус в Манали, 1 раз в день.
Автомобиль
Дели: по автостраде Nh2 до Амбалы (Ambala) и далее по Nh31 до Кулу.
Сувениры
Среди местных ремесел особо выделяется производство шерстяных шалей. Шали с орнаментом и цветами, которые до сих пор называются бушехарскими, завезли сюда в начале XIX в. ткачи, переселившиеся в долину из Бушехара. Более грубый вариант изделий – патту, которые используются так же, как одеяла. Обычное патту местные женщины носят вместо сари, закрепляя его концы на груди с помощью серебряных брошек-бумини и привязывая к талии с помощью куска ткани-гачи.
Похожие на тюбетейки, но с плоским, одноцветным верхом «кулу-топи» давно стали популярным мужским головным убором по всему Химачал-Прадешу. Местные умельцы производят также патти – узкие куски твидовой материи, употребляемые на длинные пальто; намдас из валяной шерсти; пулланы, похожую на домашние тапочки обувь из козлиной шерсти; корзины-патари из ветвей высокогорного бамбука – наргала и конусообразные корзины – килта. Особенно широко идет в ход местный самогон – лурги.
Достопримечательности
Дворцовый комплекс Рупии
(Rupi Palace/Sultanpur Palace)
Комплекс (XVII) до сих пор принадлежит потомкам княжеской семьи. В Зеркальном дворце (Sheesh Mahal) сохранились росписи, сделанные при радже Притам Сингхе (правил 1776–1806). Они изображают борьбу Рамы и Лакшмана с правителем Ланки Раваной, пастуха Кришну с коровами, рыбу Матсью (аватару бога Вишну), спасающую священные книги Веды от Всемирного потопа и др. Расположенное на территории комплекса святилище богини Кали построено в могольском стиле в XVIII в. Иностранцы в него не допускаются.
Храм Рагхунатха
(Raghunatha Mandir)
Sarvari,
ежедн. с рассвета до 9.00 и после 17.00.
Храм главного бога долины Рагхунатха (Рамы) расположен в приземистом здании, построенном в 1660 г. По легенде, однажды местный князь узнал о великолепном жемчуге, который принадлежал брахману Дурга Датте, жившему в деревне Типри в долине Парвати. По пути на поклонение в Маникаран князь потребовал эти драгоценности. Брахман отказался с ними расстаться и, запершись в доме, сжег себя и свою семью вместе с жилищем. Поскольку нет тяжелее вины, чем загубить жизнь брахмана, у князя начались неприятности: еда его превращалась в клубок червей, а питье в кровь. Живший в Нагаре брахман Кишан Дасс Пахари рекомендовал князю отдать свое княжество богу Раме. Его ученик Дамодар в 1651 г. привез с родины Рамы в Айодхье статую бога. Князь Джагат Сингх провозгласил Раму правителем Кулу и водрузил его статую на престол. С тех пор правители Кулу рассматривали себя наместниками Рагхунатха.
Эта легенда отражает проходивший в XVI–XVII вв. процесс ассимиляции индуистским культом Рагхунатха культов деревенских божеств – девата, а в политическом плане борьбу между раджпутскими князьями Кулу и племенными землевладельцами (тхакурами). В конце концов тхакуры признали верховенство князя, а их деваты – верховенство Рагхунатха. Идеологом борьбы за насаждение вишнуизма в долине был брахман Кишан Дасс, который придумал ритуал поклонения деревенских богов Рагхунатху.
Фестиваль Дуссера в Кулу
Ежегодно в храме Рагхунатха проходит красочный 7-дневный фестиваль Dussehra (сент. – окт.), посвященный победе Рамы над демоном Раваной. Главное его действо – демонстрация верховенства Рамы-Рагхунатха над местными божествами, за исключением деревенского божества Маланы – Джамлу. В дни фестиваля все божества долины (по разным оценкам, от 150 до 360) прибывают в Кулу, чтобы поклониться Рагхунатху. Первой в Кулу прибывает богиня Хадимба (Hadimba) из Манали и останавливается на ночь у моста Рамшила в самом северном конце Акхара-базара. На следующий день князь присылает к ней гонцов и приглашает во дворец. К вечеру здесь собираются все девата долины. Первой на паланкине в сопровождении оркестра прибывает богиня Трипура Сундари (Дурга) из городка Наггар. За ней появляется Хадимба-деви. Ее последователи подбрасывают вверх ягненка и затем ловят его.
После торжественного приема князем всех девата паланкины с их статуями направляются в храм Рагхунатха и затем сопровождают бога через весь город на центральную площадь Дхалпур. Перед бронзовой статуей Рагхунатха, установленной на трехосной деревянной колеснице, шествует князь в парадной форме. Прибыв на майдан, деваты по очереди кланяются своему повелителю. По окончании церемонии Рагхунатха ставят на колесницу и под предводительством князя тащат на канатах в противоположный конец площади, где для каждого божества устраивается собственный алтарь-бивак. Затем начинаются танцы и пение песен. В последующие дни устраиваются парады богов, торжественно переносимых по площади. Регулярно проводятся соревнования борцов, а по ночам – шествия с лампами и факелами.
В предпоследний день фестиваля устраивается девата-дарбар, или прием божеств. Во время него брахманы сообщают прогноз на следующий год, продиктованный самими богами. Заканчивается Дуссера в Кулу сожжением травы, символизирующим покорение Ланки Рамой.
Окрестности Кулу
В окрестностях Кулу расположено несколько заслуживающих внимания индуистских святилищ: пещерное святилище Вайшно Деви (Vaishno Devi Cave Temple, 4 км к северо-востоку от Кулу), Джаганнатхи Деви (Jagannathi Devi Mandir, 5 км к северу от Кулу в деревне Бхекхли/Bhekhli), большое каменное шиваитское святилище Башешвара Махадевы (Basheshvar Mahadeva Mandir, букв. «Святилище повелителя Вселенной», XI в., 15 км к югу от Кулу в деревне Баджаур/Bajaur) и знаменитое шиваитское святилище Биджли Махадевы (Bijli Mahadeva Mandir, букв. «Святилище повелителя молнии», 14 км к юго-востоку от Кулу). Святилище Биджли Махадева расположено на левом берегу р. Беас на горе (2438 м). Над ним установлен 18-метровый металлический шпиль, в грозу собирающий все молнии в округе. Когда молния ударяет в храм, она разносит на куски расположенный у основания шпиля лингам Шивы. Пурохит-жрец собирает эти куски и покрывает их маслом. Затем лингам восстанавливается и ждет следующего удара молнии.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
2.1. Долина Кулу, Урусвати, читать онлайн
Н.К.Рерих «Кришна», 1929
27 декабря 1928 года Рерихи впервые побывали в Наггаре, в долине Кулу, а окончательно перебрались сюда 14 января 1929 года. После преодоления всевозможных препон, включая стремление англичан вообще удалить их из страны, Рерихи на два десятилетия, после тяжелейшего Азиатского похода, обрели логическое завершение их азиатских хождений и устремлений. Высоко в горах они поселились в обширном, тихом доме, расположенном в самой красивой долине Гималаев, в окружении величественных горных пиков. Здесь начался для всей семьи Рерихов совершенно новый этап их жизни.
Усадьба располагалась на уровне двух тысяч метров, среди огромных деодаров, при царящем здесь половину года курортном климате – по существу Рай.
«Долина Кулу носит название Серебряной долины. – писал Юрий Рерих. – Достаточно посмотреть на серебристые шапки снегов на гималайских вершинах или окинуть взором цветущие деревья долины, словно осыпанные снегом, чтобы понять, что её недаром назвали таким именем»[264].
Учитель направлял Рерихов на поиски дома в Наггар, однако не указывал точного места, не указывал дом, который они должны были здесь сами найти, сказал лишь, что ехать нужно искать это место из Симлы – районного центра[265].
Владимир Шибаев из того, что он знал, описал, как был найден тот дом:
«…Остановились в Симле, чтобы навести некоторые справки. И здесь, в отеле, Николай Константинович случайно познакомился с раджой Манди, владельцем недвижимости в самом Кулу. Раджа и его жена предпочитали жить в крупных центрах, подолгу оставались во Франции и Италии и редко задерживались в своих гималайских владениях. Как выяснилось из разговора, раджа был не прочь в будущем даже расстаться с некоторыми своими поместьями, которыми он не пользовался […].
На расспросы Рериха, где лучше всего в Кулу остановиться, раджа рекомендовал обратиться к плантатору Дональду, владельцу нескольких домов. Сразу же было написано письмо, и вскоре получен от Дональда ответ, что у него свободна вилла “Манор” в Нагаре, которую он согласен сдать в аренду.
Таким образом, только в Симле определился для путешественников весь их маршрут, и они двинулись дальше. До Патанкора можно было доехать поездом, дальше же пришлось снаряжать караван из автомашин и конный.
Кроме четырёх Рерихов и меня, ехали также две помощницы по хозяйству, присоединившиеся к экспедиции Рериха в Монголии, – сибирячки из казачьей семьи, сёстры Людмила и Раиса Богдановы. На несколько машин погрузили домашнее имущество, картины, коллекции, различное экспедиционное оснащение. Особняком шла вся конюшня, находившаяся в ведении Юрия Николаевича, за исключением его любимого рысака, на котором верхом прямо из Дарджилинга следовал опытный тибетский конюх Танзин.
Первую ночёвку организовали в Палампуре на высоте тысячи метров. Помню, это было в конце декабря 1928 года. Мне удалось достать ёлочку и маленькие свечи, и в далёких Гималаях засверкала традиционная русская рождественская ёлка. Следующая остановка была в Манди, где раджа предоставил для ночёвки большую удобную дачу. К вечеру третьего дня, проехав на машинах ущелье Ут, мы достигли долины Кулу, которую местные жители часто называют “Долиной трёхсот шестидесяти богов”. В то время горные дороги в этих местах были так узки, что движение по ним происходило лишь в одну сторону с двухчасовыми перегонами и разъездами. Только в особо важных случаях по специальному указанию раджи посылались по станциям распоряжения о задержке встречного проезда. Такой привилегией, как правило, [впоследствии] пользовались Рерихи, что значительно ускоряло их поездки.
За долиной Ут мы нашли местечко Доби, где нас встретил плантатор Дональд с тем, чтобы проводить в Катрайне к мостику через реку Беас, так как вилла “Манор” находилась на другом берегу этого шумного горного потока. Мост тогда был старый, бревенчатый. Пришлось слезать с лошадей и вести их под уздцы. Отсюда начинался крутой подъём по тропинке. Все мы, за исключением Елены Ивановны, поехали верхом на лошадях, а Елену Ивановну понесли в “данди”. Это – род портшеза, где сидят, протянув ноги, как на кушетке. Несут его на плечах шестеро парней, и рядом идут шестеро запасных, подпирающих “данди” на трудных, крутых подъёмах и каждый час сменяющих друг друга. Так Рерихи достигли Нагара, где на высоте двух тысяч метров им было суждено провести около двадцати лет, вплоть до самой кончины Николая Константиновича.
Помню, как сейчас, на следующее утро встали все очень рано, вышли на площадку перед домом, где лежал первый снег. Слегка щипал мороз, но светило яркое солнце, воздух был чудесно чист и прозрачен, как нигде, кроме Гималаев, мне не приходилось испытывать. Все чувствовали себя прекрасно, особенно Елена Ивановна…
Стоя на площадке, мы наблюдали протекавшую с севера на юг реку Беас. Маленькими точками вдали казались дома в Доби, Катрайне и Манали. Выше на севере красовалась двуглавая вершина, вечно покрытая снегом. Она напоминала букву “М”, как и окрестила её за отсутствием местного названия Елена Ивановна.
Позднее мы вышли на прогулку по единственно пролегавшей здесь тропинке. Пройдя сколько-то к северу, мы обнаружили большой каменный двухэтажный дом, который заприметили ещё накануне из долины. Дом был идеально расположен на отроге горного хребта и оказался не заселённым. Сторож-индус показал нам фруктовый сад и все постройки. Представьте наше удивление, когда мы на садовой и домашней утвари обнаружили монограмму “H. R”, то есть английские инициалы Елены Ивановны (Helene Roerich). Потом мы узнали, что это инициалы покойного Хенри Ренника, построившего этот дом по возвращении из бирманского похода. Постройка была солидной, каменные стены – полуметровой толщины. Теперь дом принадлежал радже Манди, однако он годами пустовал, так как сам раджа в такое уединённое место не заглядывал.
Николаю Константиновичу и Елене Ивановне очень понравился этот дом, и они решили, что он больше всего подошёл бы им для постоянного житья, тем более что несколько выше по склону находилась другая площадка со строениями, которые после реконструкции можно было бы приспособить для института “Урусвати”. Приступили к сложным и длительным переговорам с министром финансов раджи (сам раджа непосредственно такими делами не занимался). В конце концов виллу, носившую название “Hall Estate”, удалось приобрести вместе с близлежащим участком земли для института…»[266]
Через время Рерихи стали хозяевами этого дома, разнообразных хозяйственных построек и большого земельного участка с фруктовыми посадками, а также горным склоном с деодаровой рощей.
Здесь же, в гору и через дорогу от участка, где располагался главный дом усадьбы, был организован частный Институт Гималайских Исследований «Урусвати», формально учреждённый Рерихами сразу после завершения Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году. Институт занял два небольших двухэтажных здания: «Административный» корпус, где располагалась научная библиотека, а также был спроектирован и отстроен «Лабораторный» корпус для физических и биохимических исследований, оснащённый необходимым оборудованием. В институте были комнаты для приезжих учёных, музей с естественнонаучными коллекциями. Сюда же были перенесены научные коллекции, собранные Рерихами на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.
«Во втором этаже дома [Рерихов в Наггаре], – вспоминал Шибаев, – была как бы “святая святых” – самое прекрасное и заветное место, можно сказать, подлинный музей. Из вестибюля вы попадали в центральный безоконный зал, украшенный многими танками на стенах и большой позолоченной статуей Будды над камином… Камины в доме стояли задрапированными, ими не пользовались, а отапливали комнаты зимой специальными керосиновыми печками. По углам зала были расставлены стол, диван, кресла. На полу – громадный персидский ковёр. <…>
…Прекрасный вид был из углового кабинета Елены Ивановны: из северного окна на истоки реки Беас и белоснежные вершины горы “М”, из западного окна на противоположный берег реки Беас, который замыкался на горизонте горной грядой с вечно заснеженными вершинами высотой до шести тысяч метров»[267].
Долина Кулу, где располагался Наггар и усадьба Рерихов, в прежние времена являлась частью легендарной Ариаварты – цитадели Ариев. «…Ариаварта, – поясняла это название Елена Ивановна, – есть Северная часть Индии, долины среди Гималайских гор, где основались выходцы из Средней Азии после гибели Атлантиды. В переводе это означает “Страна Арийцев”. Так, наш Ашрам находится в древнейшей и наиболее священной горной долине Ариаварта» (Е.И. 12.04.1935).
В этих местах происходило множество легендарных событий, описанных в Махабхарате и Пуранах. Название Кулу, как считается, происходит от слова «Кулан Питха», что означает «конец обитаемого мира». Предание сообщает, что во время Великого Потопа вождь и спаситель человечества Ману причалил свой ковчег, наполненный спасёнными людьми и животными, именно в этой местности (в местечке, носящем ныне наименование Манали), но не смог пересечь горный перевал Ротанг. Последний из населённых пунктов в этой местности Ману якобы назвал Кула Питх, откуда современное название долины – Кулу.
Долина Кулу, Наггар, как оказалось, имели следы Будды, Христа и Майтрейи. В Беседах в то время сообщалось:
«Потребуйте от Махараджи показать вам древние храмы [в окрестностях Наггара], ибо можно найти следы буддизма. Учитель ведёт вас древними местами. Проходил здесь Сам Будда» (25.12.1928).
«– Учитель говорил, что мне суждено прославить место Будды, но сюда земли Шакья племени не простирались. – Здесь [в Наггаре] место Будды, ибо Он шёл здесь и был близок духом [с этим местом] в последние минуты.
– Когда проходил Он здесь? – После снегов Он увидел первую цветущую долину.
– Откуда шёл Он? – Из Ладака» (03.02.1929).
«И здесь лежал древний путь в Братство. Обернитесь и заметьте, что Кулу – единственная плодородная долина к северу. Будем захватывать это место, где гряда так напоминает Нашу западную цепь» (21.01.1929).
С.Н. Рерих. «Чаша Будды», 1934
«Думаю чудо Чаши Будды перенести в Наггар из Лоб-Нора. Думаю, что ут[ерянная Чаша будет вновь найдена]… Нахождение Чаши в Наггаре даст центр Буддизма [на Гималаях][268]. Урусвати слышала о чуде, именно чудо будет полезно.
– Будет ли надпись на Чаше? – Надпись может быть на сосуде погребения, но Чаша Татхагаты должна светиться!
– Как узнать? – Будут указания» (10.03.1929).
«24.03.1929 [День Учителя]. Никто не подозревает, что здесь [в Наггаре ваш Ашрам, как] Терафим, который посылает силы в Америку и затем на Алтай. Место Чаши Будды [которая здесь будет обнаружена, также] приличествует посылке силы. Удрая //Юрий Рерих//, скажи, как по-санскритски Чаша Будды, ибо можно будет так называть храм.
– Патра? – Да.
– Здесь? – Да. Место сокровенных книг [Агни Йоги] соответствует месту Чаши[269]. Можно сказать ламе Мингюру – так же, как под камнем Гума лежит пророчество Великой Шамбалы, так же скоро будет найдена Чаша Благословенного.
– Как признают люди, что это действительно Чаша Будды? – Так и приложим [данное пророчество]. Чаша каменная. Нужно бы составить список всех приношений, иначе забывается.
– Посланных Учителем? – Да. Запишите после беседы. [Вместе с тем помните, что] все дела [и реликвии прошлого] значительны, но превыше их Учение, ибо из него дела рождаются».
«13.05.1929. Проследим положение – уже дано место Звенигорода [на Алтае], и Белуха может быть взята каждый час. Дано место Города Знания [в Наггаре] и назначены сокровища места. Сам Благословенный и Христос и Майтрейя – три Владыки – оставили здесь следы пребывания. Чаша подвига здесь. Уже создаётся дом, где произнесено Имя Владыки. Уже изданы книги сужденного Учения Огня. Собраны все элементы будущего. Не малые знаки собраны Камнем. Судите, можно ли бояться будущего. Кто должен понять будущее, не может сомневаться в ценностях данных. Потому все состояния ведут к победе. Мир видимый и невидимый соединились в осознании сроков. Указания китайского пилигрима пришли после Моих. Истинно, пещеры риши не открыты [пока здесь] и хранят сокровища. Также Чаша и останки Благословенного[270] ждут срока. Так почувствуйте близость великих предметов и подымитесь духом. В духе – победа, и никакая чёрная рука не устоит перед огнями Учителя, если умеете призвать Его.
Теперь другое. <…> Ступа – под холмом, Чаша – в ларце золотом с древней индийской надписью. На глубине шести аршин. Довольно.
Когда Сказал – будет Город Знания в Гималаях, значит, там, где ступа, там, где Владыка Сам учил. Насыщенность этой местности закладывалась веками. Утверждено издавна Наше явленное пророчество. Я сказал.
<…>
– Может быть, Чаша Благословенного не в Кулу, но в окрестностях? – В Кулу, все пещеры здесь».
С.Н.Рерих. «Чаша Будды»
Чаша Будды, посланная Урусвати, будет обнаружена в усадьбе Рерихов 3 марта 1934 года, хотя принесена будет в начале января.
О ключевом значении Чаши Будды, венчающей целый ряд знаков, ранее полученных от Учителя (мантрам на бересте, Камень Чинтамани, кольцо Нефрит, портрет Учителя и др.), Елена Ивановна отмечала в одном из писем кругу сотрудников:
«…Вы знаете и помните о всех священных знамениях, посланных в подтверждение и ручательство за избранных Доверенных и всему Сужденному. Вы видели все те священные знаки, которые хранятся ими, и также понимаете всё величие последнего посланного Чуда (Чаша). Именно укажите, что никогда раньше все знаки не посылались Доверенным во всей совокупности своей их, из этого одного уже можно понять, насколько избрание это является избранием Высшим и Космически непреложным» (Е.И. 02.08.1935).
Фасад дома Рерихов в Наггаре, 1930-е
Кабинет и письменный стол Е.И.Рерих (музейное фото)
Нагар. Гостиная, 1930-е
Наггар, 1930-е
Н.К.Рерих в Наггаре, 1930-е
Нагар. Н.К. и Е.И. на прогулке, 1930-е
Юрий и Е.И. возле дома в Наггаре. 1930-е
Е.И возле дома в Наггаре, 1930-е
Е.И. в гостиной, около главной картины, Наггар, 1930-е
Е.И., Наггар, 1930-е
Е.И., Наггар, 1930-е
Индия. Гималаи. Путешествие в Долину Богов. По рериховским местам
В 2014 году мы с моим мужем Алексеем совершили путешествие по северу Индии. А попали мы туда по приглашению Международного центра Рерихов (г. Москва) и Международного Мемориального Треста Рерихов, который находится в городе Наггар в штате Химачал-Прадеж в живописнейшей долине Кулу, которую считают Долиной Богов.
Алексей, сотрудник Оренбургского института степи УРО РАН, а также член Русского географического общества заинтересовался философией и творчеством семьи Рерихов, летом 2014 года он связался с сотрудниками Международного центра Рерихов и был приглашен в октябре этого же года на научную конференцию город Наггар.
Вместе с нами в Индию ездили еще два сотрудника Международного центра Рерихов – ответственный секретарь МЦР Павел Михайлович Журавихин и Анатолий Андреевич Лебеденко – заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного центра Рерихов.
И вот после перелета из Москвы в Дели и утомительного 12-ти часового ночного переезда на автобусе из Дели, большая часть которого проходила по горному серпантину, мы наконец прибыли в Наггар. Заселившись в гостиницу, спустились вниз на дорогу и подошли к усадьбе Рерихов.
Тем временем, москвичи и местные рериховцы куда-то ушли во главе с российским куратором Международного Мемориального треста Рерихов Ларисой Вениаминовной Сургиной.
Мы побродили в окрестностях усадьбы, выйдя на дорогу, обнаружили еще одну тропу, ведущую наверх в гору, там стоял указатель «Урусвати».
Поднявшись чуть-чуть по тропинке, мы обнаружили полянку, а на ней сцену. Для зрителей были выставлены пластиковые стульчики. Там вовсю шла подготовка к концерту. Все так мило, по-простому, без всякого пафоса, на лоне красивейшей природы!
Никого не обнаружив, мы вернулись к усадьбе. Здесь опять встретились с рериховцами, но им уже было совершенно не до нас. Как раз в это время на дороге остановился «БМВ» представительского класса с российскими флажками на капоте. Приехал Чрезвычайный и полномочный посол России в Индии Александр Кадакин. С ним был еще российский консул в Мумбае и работники посольства. Поздоровавшись с Ларисой Вениаминовной и рериховцами, все направились к месту за заборчиком, где стояла статуя Гуга Чохан – древнего индийского князя. Статуя эта служила натурой для Николая Рериха.
Н.К.Рерих писал: «Берега Беаса связаны с Риши Вьясой, собирателем Махабхараты и с Александром Великим, войско которого не пошло дальше этой горной реки. Здесь проходили и Будда, и Падма Самбхава, здесь жил Арджуна и другие Пандавы… Сохраняется предание, что здесь захоронены священные книги во времена тибетского иконоборца Лангдармы. Покровитель долины иногда показывается в виде старца в белом. Гуга Чохан, старый раджпутский раджа, тоже почитается хранителем долины».
Возле этого хранителя посла и консула посадили на стульчики, сами рериховцы и девочки из ансамбля русского народного танца расселись прямо на земле на подстилках. Внутри заборчика места хватило не всем, поэтому мы с Алешей остались стоять снаружи.
Началась шанти пуджа, молитва о мире, без которой не начинается здесь, и вообще в Индии, ни одно мероприятие. Пуджу вел местный брахман.
После молитвы посла пригласили на поднятие флагов. Здесь вышел конфуз. Индийцы, прикреплявшие флаги, повесили российский вверх ногами. Это, конечно же, заметил Алеша, он еще и специалист по флагам и разной другой геральдике.
Международного скандала по этому поводу не вышло, посол оказался истинным дипломатом и сделал вид, что ничего не заметил, а флаг быстренько перевесили.
Таким образом, на флагштоке развевалось три флага индийский, российский и Знамя Мира – белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета, символизирующими триединство науки, искусства и религии.
Дальше последовали открытие для осмотра выставки картин внутри усадьбы и автомобиля Рерихов с разрезанием ленточек. После чего официальная часть праздника завершилась.
Осмотрев выставку и усадьбу снаружи, в помещения, в которых непосредственно жили Рерихи, не пускали, мы направились на концертную площадку. Продолжение праздника ожидалось там.
На сцене после официальных речей приглашенных гостей, начался концерт.
В нем участвовал ансамбль русского народного танца из Краснодара и воспитанники местной детской Академии искусств имени Н. Рериха.
Дети пели индийские песни и даже спели «Катюшу» на русском языке в сопровождении индийских инструментов. Такое не каждый день услышишь!
Как и все представления в Индии концерт шел неспешно и долго, почти до вечера.
Но, когда же будут кормить?! Нигде поблизости мы не обнаружили ни кафе, ни торговцев едой. Мы ели последний раз только в самолете, если не считать пакета чипсов и чашки массала-чая по дороге. И голод довольно сильно давал о себе знать.
Наконец концерт кончился и к нам подошла Лариса Вениаминовна Сургина и сотрудники ММТР, поинтересовались, как мы устроились и все ли у нас хорошо.
Нас познакомили с переводчицей Аней, работавшей в ММТР. Она повела нас на ужин, который был организован в ресторанчике при ММТР. Там было что-то вроде шведского стола. Все блюда были вегетарианскими и напичканы какими-то специфическими специями. Из напитков была только чистая вода. Блюда не сказать, что сильно острые, но на вкус, мягко скажем, так себе. Индийская еда мне не понравилась еще в Пакистане. Если бы я не была настолько голодна, вообще бы не стала это есть. Первый раз в жизни я ела невкусную еду только ради того, чтобы не умереть от голода и даже взяла добавки. Мужу еда тоже не понравилась, но он все уплетал по той же самой причине. Вот до чего довела нас любимая Индия!
На вопрос Ани нравится ли еда, я уклончиво ответила, что все очень специфическое и непривычное.
На второй день экспедиции в Наггар я, по примеру здешних женщин, нарядилась в шальвар-камиз, купленный во время поездки в Пакистан. На этот день была запланирована экскурсия на водопад и в деревню Румсу Мы опаздывали ко времени, назначенному вчера москвичами, и уже торопились, хотя я заверила Алешу, что в Индии опаздывать – это совершенно нормально и вовремя здесь не является абсолютно никто. И оказалась совершенно права. Москвичи еще и не думали собираться. Ну ладно индийцы, но эти-то когда нахватались здешних нравов?! Пока их ждали, мы успели погулять по усадьбе.
Спустившись ниже по склону, обнаружили небольшой домик-музей с картинами Святослава Рериха.
В институт можно попасть, поднявшись от усадьбы вверх в гору. Туда ведет живописная тропинка, проложенная прямо среди леса. Вдоль дорожки стоят лавочки, где можно посидеть, отдохнуть, полюбоваться природой.
На горе находятся два здания, в одном собственно институт с лабораториями и рабочими кабинетами.
Институт «Урусвати» был основан в 1928 году на материалах Центрально-Азиатской экспедиции с целью комплексного изучения обширных территорий Азии, ее племен и народов, древнейших культур, их исключительного влияния на развитие мировой культуры; изучения природных особенностей, истории, археологии, философии, лингвистики гималайского региона. Название института «Урусвати» в переводе с санскрита означает «свет утренней звезды».
Институт включал в себя археологический отдел (секции общей истории, истории культуры народов Азии, истории древнего искусства, лингвистики, филологии), отдел естественных наук (секции ботаники, зоологии, метеорологии, изучения космических лучей в высокогорных условиях), отдел медицины (секция изучения древне-тибетской медицины и фармакопеи, биохимическая лаборатория по исследованию методов лечения рака), научную библиотеку, музей для хранения экспедиционных коллекций.
Мы прошлись по коридору института, где вывешены картины Н.Рериха.
Осмотрели зал с большим надувным вращающимся глобусом, утыканным маленькими флажками «Знамени Мира».
В зале звучит красивая классическая музыка, выставлены различные фотографии, посвященные войне, миру, фотокопии картин.
Там же лежит большая книга отзывов. Мы тоже оставили свой, от имени Института степи, Русского географического общества, Оренбургского казачьего войска и ансамбля «Сарасвати».
Осмотрели еще один зал с фотографиями достопримечательностей Индии и индийских политических лидеров.
И собственно говоря,… это все.
И лаборатории и кабинеты были закрыты. Институт законсервирован. Никто там сейчас не работает, не проводит научные исследования. А ведь когда-то институт «Урусвати» обеспечивал публикациями, энтомологическими и зоологическими коллекциями, коллекциями семян, гербариями и другим материалом 285 институтов, университетов, музеев, библиотек, научных обществ в различных странах.
Во время своих путешествий Рерихи заходили во многие монастыри и общались с ламами. Монахи, обычно закрытые для европейцев, охотно делились с путешественниками древними знаниями. В основном сведения, полученные Рерихами от восточных мудрецов, касались рецептур медицинских препаратов, а также тайн внутренней энергетики человеческого тела и сознания и их взаимодействия с внешней средой. Такие знания были необычны тогда и таковыми они остаются и по сей день. Рерихи оказались тогда, по их воспоминаниям, на пороге совершенно необычных открытий. Они намеревались ни много ни мало перевернуть взгляды на мировую науку и открыть новый эволюционный путь развития человеческой цивилизации. Однако амбициозным планам в полной мере не суждено было сбыться. В 1937 году началась война в Китае, надвигалась Вторая мировая. И в 1938 году институт, а вместе с ним и все проводившиеся исследования были законсервированы. Как говорится, до лучших времен.
Юрий Рерих писал: «В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление… В долине Кулу… воплощен земной рай, который неподвластен пониманию человека, живущего настоящим моментом, но который раскрывается во всей своей первозданной красоте тому, кто осознает сущность многовекового союза человека и природы. В Азии не так много мест, подобных долине Кулу, – мест, в которых сохранился глубокий след, оставленный прошлым».
Действительно, долина Кулу – это особая природная зона, являющаяся сама по себе естественной исследовательской лабораторией. Сочетание различных факторов, таких как вода, космическая пыль, отложения соды, электромагнитные волны, по мнению основателей «Урусвати», давало уникальные возможности для будущих научных наблюдений. В сердце гималайских гор, как считал Николай Рерих, сосредоточена душа мира.
Изначально «Урусвати» замышлялся как город знаний. Николай Рерих был уверен в том, что нельзя заниматься каждой наукой обособленно, поскольку все они взаимосвязаны.
Но, несмотря на то, что во время нашего визита сюда намечалось открытие новой химической лаборатории, судя по настроениям сегодняшнего руководства ММТР, возрождение институту пока не светит. Руководство Треста взяло курс не на науку, а на изобразительное и прикладное искусство. Во втором здании института сейчас располагается выставка народного творчества и речь о возобновлении научных исследований даже не ведется.
По информации, найденной мной в интернете, причина, вероятно, кроется в том, что финансирование Треста, и хорошее финансирование, осуществляется индийской стороной, на уровне Правительства Индии. А кто платит, тот и «заказывает музыку». Насколько я понимаю, индийская сторона не заинтересована в возрождении работы института, ее вполне устраивает создание музейного комплекса.
На 9 октября были назначены мероприятия по поводу празднования Дня Рождения Николая Константиновича Рериха.
Начиналось все, по традиции, с шанти-пуджи, которая была назначена на 10 часов утра. Потом планировалось открытие химической лаборатории в институте «Урусвати» и концерт.
Мы позавтракали, как всегда, в кафе гестхауса. День был солнечный и с веранды открывались великолепные виды на заснеженные хребты, хотя еще пару дней назад снега на них не было.
На пуджу мы безнадежно опоздали и к тому же не сразу смогли ее найти. На этот раз она проходила не возле статуи Гуга Чохан, а на месте кремации Н. Рериха, которое находилось ниже от усадьбы по склону.
На месте кремации установлен камень с надписью на хинди. Надпись гласит: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхар 2004 года Викрам-эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».
Место кремации Николая Рериха со стороны холма обрамлено пышными статными липами, привезенными из Европы и посаженными в своё время самими Рерихами. Именно здесь, под липами, на маленькой скамеечке больше всего любила отдыхать Девика Рани – жена Святослава Рериха, и сюда же она завещала захоронить часть своего праха.
На месте захоронения установлена каменная плита со знаком «Ом» и её именем.
Рядом находится небольшое углубление, где пуджари развел огонь. Когда мы пришли, пуджа как раз закончилась, и все уже расходились, нам от пуджари достались сладости-прасад. Пуджари после молитвы еще долго не уходил, болтал по мобильнику, сидя возле священного костра. Выглядело это довольно забавно, и мы втихаря запечатлели этот момент на фотоаппарат.
Увидев нас, он поставил нам на лоб тики и повязал красные ниточки на запястье.
В день отъезда Лариса Вениаминовна любезно согласилась показать нам святая святых – внутренние помещения усадьбы, где жили Рерихи. Туристов туда не пускают, доступна для посещения только одна комната, где висят картины, все остальное можно посмотреть, только заглянув в окошки.
После завтрака, в назначенное время мы подошли к усадьбе и вместе с москвичами в сопровождении Ларисы Вениаминовны пошли осматривать особняк.
Нам показали все комнаты, где Рерихи трудились и отдыхали. Обстановка в них простая без роскоши и изысков.
А на втором этаже находится святая святых место, где, как с придыханием сказал Журавихин, писалась «Живая этика». Нас попросили не фотографироваться в этом святом для каждого рериховца месте. Нам показали комнату, куда к Елене Рерих приходил Махатма Мория или как его еще называли «Великий учитель», кресло в котором Елена Рерих с ним общалась. Махатма Мория был представителем, так называемого Белого Братства, обитель которого находится в легендарной Шамбале. Учение «Живой этики» возникло именно в процессе общения с ним. Судя по дневниковым записям Елены Рерих, он не являлся ей в образе человека. Она общалась с ним телепатически. На первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо, дальнейшие записи были получены путём яснослышания.
Там же мы увидели большие кристаллы горного хрусталя. Какую функцию они выполняли? Были ли они для Рерихов только украшениями или у них есть иное назначение? Для современной науки не секрет, что кристаллы по самой своей структуре являются уникальными природными хранилищами информации. Кое-кто из ученых даже высказывал мысли о том, что в будущем кристаллы будут использоваться именно как носители информации.
Зная о способностях кристаллов аккумулировать в себе информацию и энергию, можно предположить, что кристаллы из коллекции Рерихов имеют не только декоративное значение. Скорее всего, эти кристаллы были действительно насыщены духовной энергией Ашрамов Братства, а затем и самих Рерихов. И можно представить себе, какое психическое воздействие они несут в себе.
Лариса Вениаминовна сказала, что в этих комнатах она часто ощущает какой-то очень приятный запах.
В комнатах усадьбы находятся старинные книги, принадлежавшие семье Рерихов. Лариса Вениаминовна рассказала, как они ведут борьбу за сохранение этих книг. В здешнем климате им угрожают в первую очередь термиты, которые также подъедают деревянные балки дома. Усадьба, как и большинство построек в долине сложена из чередующихся слоев деревянных балок и каменной кладки без раствора, что позволяет ей не разрушиться во время землетрясений. Часть балок уже пришлось заменять кирпичами. А вот книги не восстановишь. Работники ММТР поддерживают определенную температуру в помещениях и обрабатывают их специальными химикатами.
Первые в Индии памятники Николаю Рериху и его жене открылись в долине Кулу — Культура
НАГГАР (ИНДИЯ), 9 октября. /Корр. ТАСС Евгений Пахомов/. Бюсты выдающегося русского художника и философа Николая Рериха и его супруги Елены Рерих были открыты в среду в доме-музее Рерихов в гималайской долине Кулу — в 145 годовщину со дня рождения художника. Как сообщила ТАСС российский куратор Международного мемориального треста Рерихов и сотрудник Международного центра Рерихов Лариса Сургина, эти два бюста стали первыми памятниками Николаю и Елене Рерих в Индии.
«Автором этих бюстов стал известный скульптор Алексей Леонов. Он тонко чувствует духовную составляющую тех людей, скульптурные портреты которых он делает. В основу этих бюстов легли прижизненные фотографии Николая Константиновича и Елены Ивановны», — сказала Сургина.
Она отметила, что текущий год стал юбилейным для семьи Рерихов. Основатель династии Николай Рерих родился в Петербурге 27 сентября 1874 года — 9 октября по новому стилю. Именно в этот день и был открыт памятник. Но в этом году 140 лет исполнилось Елене Рерих и 115 лет их сыну, тоже известному художнику Святославу Рериху.
«Удивительно, что до сих пор в Индии не было памятников Николаю Рериху, хотя хорошо известна его роль и роль его семьи в развитии отношения между народами наших стран. Но всему свое время и теперь эти памятники установлены именно здесь — в имении Рерихов в индийской долине Кулу, в городе Наггар, прямо напротив дома, где они жили», — добавила Сургина.
Как в свою очередь отметил представитель музейного департамента индийского штата Химачал-Прадеш, в котором расположена долина Кулу, и куратор государственного музея в Шимле (столице штата) Хари Чаухан, правительство штата с удовлетворением отмечает, что первый памятник этой семье в Индии появился именно у них.
«Жители штата Химачал-Прадеш гордятся тем, что здесь, где жила семья этого знаменитого художника и историка Николая Рериха, впервые в Индии открылись памятники Николаю Рериху и Елене Рерих, его супруге. Это свидетельство того, что в Индии помнят его роль и его работу», — указал чиновник.
Связь народов двух стран
На церемонии открытия собрались жители Наггара, поклонники творчества и идей Рерихов из Индии, России, Эстонии, Белоруссии, других стран, а также дипломаты, журналисты, представители министерства культуры штата и местной администрации.
«Открытие памятника сопряжено с массой согласований. Но это удалось сделать. Рерих и для россиян, и для индийцев — это имя, которое через многие, многие годы связывает наши страны и наши культуры», — сказал ТАСС руководитель группы культуры посольства России в Индии Михаил Ктиторов.
Николай Рерих, основатель известной династии художников, ученых и мыслителей, чья деятельность связана с Индией, написал почти 7 тысяч картин, многие из них сегодня выставлены в музеях и галереях по всему миру. Николай Рерих также стал автором около 30 литературных трудов, в том числе «Алтай — Гималаи: путевой дневник», «Восток-Запад» и «Сердце Азии». Он также выступил автором международного договора (пакта Рериха) о защите культурного наследия.
Его супруга, Елена Рерих известна как создатель философской системы «Живая этика». Их сын Юрий стал выдающимся исследователем Средней Азии, автором тибетско-англо-русско-санскритского словаря, монографии по истории Средней Азии. Второй сын Святослав прославился как художник и общественный деятель, он был удостоен одной из высших наград Индии Падма Бхушан (орден Лотоса).
Кулу (река) — Википедия Переиздание // WIKI 2
У этого термина существуют и другие значения, см. Кулу.Кулу — река в Хабаровском крае и Магаданской области России. Сливаясь с рекой Аян-Юрях образует Колыму.
Длина — 300 км (от истока реки Кеньеличи — 384 км), площадь водосборного бассейна — 15 600 км². Является 12-м по площади бассейна и длине притоком Колымы[2].
Гидрография
Образуется слиянием рек Худжах и Кеньеличи, начинающихся в восточных отрогах хребта Сунтар-Хаята, протекает по гористой местности, где глубина на плёсах достигает 4 м, на перекатах — не более 0,2-0,7 м при скорости течения 2 м/с. В низовье выходит на Верхне-Колымского нагорье, где разбивается на рукава и пойменные протоки. Средний уклон реки 1,46 ‰. Бассейн расположен в зоне сплошного распространения вечной мерзлоты[2].
Гидрология
Питание снеговое и дождевое. Средний расход в нижнем течении — 92 м³/сек. Замерзает в октябре, вскрывается в конце мая[3]. Половодье происходит со второй половины мая до конца июня. В тёплое время года обычны дождевые паводки, как правило, 3-4 волны. На половодье приходится около 44 % годового стока, летом и осенью — 54 %. Зимняя межень низкая. Сезонный размах изменения уровня воды не выше 4,1 м.[2]
Состав и качество воды
Вода по химическому составу относятся к гидрокарбонатному классу (с повышенным содержанием сульфатов) и кальциевой группе; минерализация менее 40-50 мг/л.
Мутность воды 40 г/м³. Река сильно загрязнена, зафиксировано превышение ионов меди, железа и цинка, нефтяных углеводородов[2].
Хозяйственное значение
Часть замёрзшего русла реки используются для устройства автозимников.
Близ села Кулу, расположенного на реке, действует Колымская воднобалансовая станция.
На реке летом популярен водный туризм[2].
Расход воды
Притоки
Объекты перечислены по порядку от устья к истоку.
- 5 км: Апрельский
- 8 км: Таяхтах
- 14 км: Гранитный
- 14 км: Линейный
- 18 км: Пунктирный
- 23 км: Улахан-Матрайбыт
- 23 км: Хугланнах
- 31 км: Межевой
- 33 км: Арга-Юрях
- 36 км: Крайний
- 43 км: река без названия
- 47 км: Затон
- 51 км: Березовый
- 62 км: Дегдекан
- 68 км: Инякан
- 71 км: Нерючи
- 84 км: Кривуля
- 87 км: Итрикан
- 91 км: река без названия
- 93 км: река без названия
- 99 км: Тирехтях
- 101 км: река без названия
- 108 км: река без названия
- 108 км: река без названия
- 110 км: река без названия
- 117 км: Говорова
- 119 км: Дарпыкы
- 121 км: Кузнецова
- 123 км: ручьи Хинике (Синике, в верховье руч. Форпост)
- 141 км: река без названия
- 143 км: река без названия
- 149 км: река без названия
- 157 км: река без названия
- 166 км: Анманнэкан
- 168 км: Берэнджа
- 170 км: река без названия
- 175 км: река без названия
- 176 км: Гидыке
- 181 км: Лерховой
- 185 км: Аулия
- 190 км: Тарын
- 193 км: река без названия
- 199 км: река без названия
- 203 км: река без названия
- 212 км: Ульчан
- 213 км: Икрыкен
- 220 км: Букэсэнджа
- 230 км: река без названия
- 232 км: река без названия
- 233 км: река без названия
- 233 км: река без названия
- 234 км: река без названия
- 239 км: Хиникенджа
- 245 км: Некучан
- 250 км: Некича
- 266 км: Эмта
- 273 км: река без названия
- 274 км: Амба
- 280 км: Нанганджа
- 285 км: Аллюр
- 292 км: река без названия
- 292 км: Омчук
- 300 км: Кеньеличи
- 300 км: Худжах
Данные водного реестра
По данным государственного водного реестра России и геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[5]:
Топографические карты
Примечания
Эта страница в последний раз была отредактирована 24 декабря 2019 в 08:36.Кулу — Википеди
Кулу , Конья Ильинин бир илсесидир.
Tarihi Cilali Taş Devri’ne dayanan, Kalkolitik, Eski Tunç, Hitit, Frig, Galat, Hellenistik, Roma ve Bizans dönemlerini yaşamış, İç Anadolu Bölgesi’nin ortasında Konya iline Кулубоглу Мустафа Бей’ден (Кулу Бей) alır. Кулубоглу, Afyonkarahisar-Karaba dolaylarından gelen bir yörük beyidir.
1853-1856 Osmanlı-Rus Kırım Savaşı’ndan sonra Anadolu’ya göç eden Nogay Türklerinin büyük bir kısmı ilçeye ve çevresine yerleştirildiler.Козмополит бир япия сахиптир. İlçe halkı Yörükler, Kürtler, Nogaylar, Türkmenlerden oluşur.
1923 yılında belediye ve 1954 yılında ilçe statüsü kazanmıştır. İlk Kulu belediye başkanı İsmail Efendi Özbaran’dır.
İlçeye bağlı Kozanlı ve Karacadağ kasabasında, Altılar ve Yaraşlı köylerinde tarihi mağaralar vardır. Ayrıca İlçenin 3 km doğusundaki Düden Gölü 183 çeşit kuşu barındıran bir doğa harikasıdır.
Kozanlı yakınlarındaki Gökgöl de hem çok sayıdaki kuş türünün gözlenebildiği doğal bir güzellik, подол де ее yıl yapılan şenlikleriyle halkın uğrak ve mesumire yeri dur.
İsveç’te kalabalık bir Kululu toplumu yaşamaktadır. 1965 yılında İsveç’e giden иже Kululu göçmen işçilerin ülkesine yerleşmesine izin veren в 1986’da бир suikastta hayatını kaybeden İsveç Başbakanı Олоф Palme’nin Ади Kululuların Вафа duygusunun бир sembolü olarak эски Кула Belediye başkanı Мехмет Йылдыз tarafından 1972 yılında yaptırılan ilçenin Тек «yeşil parkına »verilmiştir.
Kulu, Ankara’ya 1 saat, il merkezine 1,5 saat uzaklıktadır. İlçenin yerli halkının büyük bir kısmı yörüktür.İlçeye daha sonraları Doğu Anadolu Bölgesi ve Güneydoğu Anadolu Bölgesi’nin muhtelif yerlerinden gelen Kürt aşiretler (Rişvan asireti, eyhbizinli Aşireti vs.) yerleşmiştir. 1853-1856 Osmanlı-Rus Kırım savasından sonra Anadolu’ya göç eden Nogay Türklerinin büyük bir kısmı ilçeye ve çevresine yerleştirilmiştir. Bu nedenlerle ilçe kozmopolit bir yapıya sahiptir. İlçe halkı Yörükler, Kürtler, Nogaylar, Türkmenlerden oluşmuştur. İlçeye bağlı Kozanlı ve Karacadağ kasabasında, Altılar ve Yaraşlı mahallesinde tarihi mağaralar bulunmaktadır.
Ayrıca İlçenin 3 км. doğusundaki Düden Gölü 183 çeşit kuşu barındıran bir doğa harikasıdır. Kozanlı yakınlarındaki Gökgöl de hem çok sayıdaki kuş türünün gözlenebildiği doğal bir güzellik, подол де ее yıl yapılan şenlikleriyle halkın uğrak ve mesire yeri durumundadır. Самсам Gölü Haymana sınırı yakınındaki sulak alandır.
,Сон Дакика Кулу Хаберлери — Кулу Сон Дакика
Balıkesirspor Kulübünün şirketleşme çustoakünırenı
Сон дакика хаберлери … Конья’нин Кулу илсесинде отомобилин деврилмеси сонуцюши яши.
Yapımcılığını BKM’nin üstlendiği, Murat Yıldırım’ın ‘Ramo’ karakterine hayat verdiği, Показать TV’nin beğeniyle izlenen dizisi RAMO’nun yeni sezonundan yıłınıtımı.
Konya’nın Кула ilçesinde, İçişleri Bakanlığı’nın «Koronavirüs Denetimleri» konulu genelgesi kapsamında gerçekleştirilen ан kapsamlı Kovid-19 tedbirleri denetimi бушель gün де девы Этти.
Konya’nın Kulu ilçesinde kamyonetin altında kalan motosiklet sürüralandısü.
Konya’nın Kulu ilçesinde kamyonetin altında kalan motosiklet sürüralandısü.
Konya’nın Kulu ilçesinde çıkan yangında 10 bin saman balyası yandı.
Konya’nın Kulu ilçesinde çıkan yangında 10 bin saman balyası yandı.
Конья’нин Кулу илчесинде отомобилин деврилмеси сонуку айны айледен 4 киши яраланды.
KONYA’nın Kulu ilçesinde, kontrolden çıkan otomobil, takla atarak devrámildeki.
Конья’нин Кулу илчесинде отомобилин деврилмеси сонуку айны айледен 4 киши яраланди.
CHP Genel Başkanı Kemal Kılıçdarolu, parti olarak toplumun her kesimini verçödiki si
Кулу Эмниет Мюдурлугюне атанан Саффет Йылдырым гёревине başladı.
TFF 1. Lig takımlarından Balıkesirspor’da olağan genel kurul yeterli çounluk sağlanamadıı için ertelendi.
Konya’nın Kulu ilçesinde bir ahırda çıkan yangında 12 тонн saman yandıf bir olduek telef.
Gebze Teknik Üniversitesinde (GTÜ), yeniü tipişilınıdavi üretimine yönelik geliştirilen yöntemler, proje ortağı Milli Savunma Bakanlığına sunulacak.
Konya’nın Kulu ilçesinde, İçişleri Bakanlığı’nın «Koronavirüs Denetimleri» konulapsirlekamıelgesied konulapsirleamıelgesien
Konya’nın Kulu ilçesinde otomobilin takla atması sonucu 2 kişi yaralandı.
Konya’nın Kulu ilçesinde otomobilin takla atması sonucu 2 kişi yaralandı.
Kırıkkale’de ters yönde giden otomobil panik yarattıKIRIKKALE’de ters yönde hızla giden otomobil.
KIRIKKALE’de ters yönde hızla giden otomobil, paniğe neden oldu.
Konya Büyükşehir Belediyesi, Kulu ilçesinde 2020-2021 Eğitim ve Öğretim Yılı öncesi okul servisi yapan denetlendi.
Конья’нин Кулу илчесинде сейир халиндейкен алев алан отомобил кулланиламаз хале гельди.
Konya’nın Kulu ilçesine seyir halindeki otomobil, motor kısmında çıkan yangın sonrası kullanılamaz hale.
Konya’nın Kulu ilçesinde yoldan çıkarak devriler ve park halindeki 3 araca zararünırürüral hafif.
Konya’nın Kulu ilçesinde yoldan çıkarak devriler ve park halindeki 3 araca zararünırürüral hafif.
Konya’nın Kulu ilçesi yakınlarında yoldan çıkarak ukarakıkı
Konya’da, polis ekiplerinin bir eve düzenlediği operasyonda tarihi eser ve uyuşturucu madde ele geçirildi.
Yılmaz Morgül’den sosyal medya fenomeni Övüç’e sert tepki Sosyal medya fenı «Geri zekalı mısın» diye sordu Yılmaz Morgül’den kadın cinayetlerine karşı idam çağrısı Türk müziğinin güçlüÖSESLERINDEN sanatçı …
Konya’nın Kulu ilçesinde kontrolden çıkan otomobilin şarampole uçmasi sonucua 2 kişışışı.
Antalya’da Чевик kuvvet kontrolünde Гержина Арази ihalesi Mahallenin mülkiyet sorununu gidermek için düzenlenen Арази ihalesinde yine tartışmalar yaşandı Antalya’nın Муратпаша ilçesi Ermenek Mahallesi’nde mülkiyet sorununu gidermek için düzenlenen arazi ihalesinde yine tartışmalar yaşandı.
Antalya’nın Muratpaşa ilçesi Ermenek Mahallesi’nde mülkiyet sorununu giderzenileniçıı.
CHP Genel Başkanı Kemal Kılıçdarolu, fındık fiyatının, son 5 Aradaki farkı kim yedi?
Konya’nın Kulu ilçesinde rampaya park ettiği otomobili hareket etmesi diye tekerınışı
Konya’nın Kulu ilçesinde, elektrik direğindeki yuvada ayakleanye kurtardı yuvada ayaklarai ipi doliardi.
Kulu ilçe merkezindeki Yeni Mahallede evinin bahçesinde ağaçların bakımını yapan Mehmet Yüksel (38) sol ayağında demir şişin saplandığını fark etti.
Konya Kulu’da evinin bahçesindeki ağaçlarının bakımını yaparken ayağirnda aşişişişışışışışışışışışışışıışıı
Konya’nın Kulu ilçesinde 15 Temmuz Demokrasi ve Milli Birlik Günü anma etkinlikleri kapsarıfındındıkol.
Конья’нин Джиханбейли Ильче Беледие Башканы Мехмет Кале, Сахлык Бакани доктор Фахреттин Коджайнда зиярэт.
Konya’da вспышка bellek hırsızlığı kamerada Konya’nın Кулу ilçesinde Bilgisayar Güvenlik Sistemleri mağazasına giren ики kadından birinin iş йери sahibini oyaladığı diğerinin де Rafta bulanan вспышка belleği çaldığı anlar güvenlik kamerası tarafından görüntülendi.
Konya’nın Кулу ilçesinde Bilgisayar Güvenlik Sistemleri mağazasına giren ики kadından birinin iş йери sahibini oyaladığı diğerinin де Rafta bulanan вспышка belleği çaldığı anlar Güvenlik kamerası tarafından görüntülendi.
Konya’nın Kulu ilçesinde plakası alınamayan otomobilin 35 yaşındaki bir adananışırıaııı.
KONYA’nın Kulu ilçesinde otomobille çarpışan motosiklet sürücüsü karpııı, 17.
Konya’nın Kulu ilçesinde otomobil çarpışan motosiknı kayatli hayat.
Otomobil ile motosiklet çarpıştı: 1 ölü Konya’nın Kulu ilçesinde otomobil ile motocünışıııı
Konya’nın Kulu ilçesinde otomobil ile motosikletin çarpışması sonucu meydana gelen kazüyücıatosik.
Konya’nın Kulu ilçesinde bir aıl ve bahçesinde bulunan samanlar yandı.
Konya’nın Kulu ilçesinde bin küçükbaş kapasiteli ağıl, yangında zarar gördü.
Konya’nın Kulu ilçesinde minibüsle otomobilin çarpışması sonucu meydana gelen trafik kazasındaaral kişışı.
ele-kula — Википедия
ele-kula je spomenik iz Prvog srpskog ustanka koji je u znak odmazde tadašnja Turska vlast u Srbiji izgradila od lobanja poginulih srpskih ratnika u bici na Čegru. Nalazi se na 4 km od centra Niša, na putu ka Niškoj Banji. [1] Svrstana je u spomenike kulture od izuzetnog značaja za Republiku Srbiju [2] и данас представля музейные объекты.
Крупный приказ лобаня украшений у кулу.Procenjuje se da je u bici na Čegru, koja se odigrala 31.май 1809, погинуло око 10.000 турских ратников. [1] Како би оправддао толики губитак нишки Гуршид паша наредио е да се кожа са главу погинули Шриба одеру, напуне слэм и пошалю у Кариград. [1] Zatim JE, како би zaplašio Srbe, naredio да с у ЗНАКА opomene на istočnoj Strani Низ sazida кула оды камен я да с у njene zidove uzidaju preostale lobanje poginulih vojnika, «таки да Средина куль буде jednostavna, оды камен я креча а главу серпских войника да се окрену у поля и узкую сполья «. [3]
Kula je sazidana u periodu od juna do jeseni 1809. godine, na nekadašnjem ulazu u Niš sa carigradske strane, koji se danas nalazi u središtu naselja Trošarina. [2] Sačinjena je od četiri potporna zida (širine oko 4,5 m i debljine 0,5 m) koja su se naslanjala jedan na other čineći šuplju, zakrovljenu formu čija je prvobitna visina varaiznos. U nju su uzidane 952 lobanje poginulih instanika, poslagane u simetrične redove. [2] Iako su Turci zabranjivali Srbima da single lobanje sa njenih zidina, mnoge glave su krišom skidane i sahranjivane u okolnim grobljima. [3]
Турских извора о желе-кули готово и да нема, так да се подаци о ньеном изглэду, начину граднье и брою лобаня засниваю на белешкама путиописца коди су у XIX века пролазили кроз ниш. [3] Najraniji opis dao je beogradski licej Isidor Stojanović, nešto detaljniji opis o ondašnjem stanju ele-kule dao je ivan ivanović 1882. godine: „Ja sam brižo ivanović 1882. Годне:„ Ja sam brižo. глава, западная страна 103, са источне 105 это южне 180 — свега 511 глава.Благородная душа мештана ние могла да гледа ову страшну слику недела, те су кришом многих глав поскидане и с пьетэтом положением у гробля. «У Европы сэ за желе-кулу први положил чкусамкога из французов. U свого prolasku Kroz Ниша, о CELÉ кули JE rekao: «Нек SRBI sačuvaju ovaj spomenik На Ce naučiti njihovu djecu STA vredi Nezavisnost jednog Народ, pokazujući им ро kakvu су IH cijenu platili njihovi očevi.»
Lamartin, jula 1833. [3] [1]
Lobanje posmatrane iz profila.Яко е у другой половини XIX века, джедан од модернизатора турске државе Митхат паша доно одлуку да се кула сруши, к ние извршено због интервенцие нишких Турака. [1] Tako je sve do 1892. ele-kula bila izložena time, nakon čega je prilozima iz čitave srbije, prema projektu arhitekte Dimitrija Leka, iznad nje podignuta današnja. [3] Година 1937, приликом прославе šezdesetogodišnjice oslobođenja Niša od Turaka, čišćenjem središnjeg dela objekta, pronaeno je više lobanja, koje su ponovo ugrađene. [3] Danas je preostalo samo 58 lobanja, a jedna od njih je posbno izdvojena na pijedastalu, kao lobanja voe ustanka Stevana Sinđelića. [2]
Omot estog studijskog albuma grupe Riblja čorba — Istina, koji je dizajnirao Jugoslav Vlahović, [4] представляет фотомонтаж на коджой с главой члановой группы на лозеул изменя. [5]
Izdvojena lobanja za koju se pretpostavlja da pripada Stevanu Sinđeliću.
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 «Челе-кула». Откройте для себя Сербию. http://www.discoverserbia.org/sr/jugoistocna-srbija/cele-kula. Pristupljeno 5. января 2010.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 «ОБНОВЛЕНА КУЛА НА ЧЕГУ И ĆELE КУЛА У НИШУ». Ministarstvo rada i socijalne politike Republike Srbije, Sektor za boračko-инвалидыku zaštitu.http://www.bastinaratnika.rs/index.php?option=com_content&task=view&id=697&Itemid=1&lang=sr. Pristupljeno 5. января 2010.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Бранислав Милтоевич (29.05.2009). «Кула од лобаня». Večernje novosti. http://www.novosti.rs/code/navigate.http://www.novosti.rs/dodatni_sadrzaj/clanci.119.html:279689-Kula-od-lobanja_add=. Pristupljeno 5. января 2010.
- ↑ «Рибля Чорба — Истина».Discogs. http://www.discogs.com/Riblja-%C4%8Corba-Istina/release/763574. Pristupljeno 5. января 2010.
- ↑ Janjatović, Petar (1998). Илюстрована Ю.Ю. Рок-энциклопедия: 1960–1997 гг. . Гео поэтика. ул. ул. 154. ISBN 86-83053-08-3.