Марокко религия – Религия в Марокко — Википедия

Содержание

Религия в Марокко — Википедия

Конституция Марокко (статья 3) провозглашает ислам государственной религией и гарантирует «свободное отправление культов»[1]. Король Марокко обладает почётным титулом Амир аль-муминина («повелителя правоверных») и заботится об уважении ислама (статья 41). Согласно статье 175, постановления, относящиеся к исламу, не могут явиться предметом конституционной реформы.

Религиозная статистика[править | править код]

Даются следующие оценки количества верующих:

Ислам[править | править код]

Семейный кодекс (известный также как Кодекс личного статуса — Мудавана (англ.)русск.)[3] ссылается в своей преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама». Этот кодекс определяет личный статус марокканцев-мусульман, признаёт особенный статус за марокканскими иудеями, а за иностранцами оставляет статус подчинения их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами-мусульманами. Кодекс распространяется на всех марокканцев, в том числе принявших другое гражданство (ст. 2).

Правовые основы марокканского ислама коренятся в маликитском мазхабе, изучение которого обязательно в общественных учебных заведениях. Теологическая школа, на которой базируется местный ислам, принадлежит к течению ашаризма, преподавание которого стало также обязательным в мечетях и начальных школах благодаря распространению в королевстве салафизма.

Как и в других традиционно суннитских странах арабского мира, в Марокко недавно закрепились шииты. Последние действуют подпольно, поскольку их присутствие наносит ущерб королевской власти, представляющей суннитский ислам. Время от времени в марокканской печати появляются статьи, представляющие шиитов как угрозу для Марокко, на том же основании, что и евангельских христиан, и в меньшей мере сторонников веры бахаи

[4]. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном. Официальной причиной этому послужили разногласия по поводу территориальной целостности Бахрейна[5]. Полагают, что этот инцидент был ответом марокканского правительства на распространение шиизма в королевстве[6].

Отступничество мусульманина от своей веры фактически запрещено, хотя об этом не говорится напрямую в юридических текстах королевства[7][8]. Помимо того, что этим можно подвергнуть себя «гражданской смерти»[7], публичное заявление нарушителем общественного спокойствия о своей новой вере и тем более её пропаганда может быть интерпретированы как прозелитизм. Если в этих действиях нарушитель был уличён в присутствии мусульманина, то в силу вступает Уголовный кодекс Марокко (статья 220):

«Всякий, кто насильственными действиями или угрозами ограничил или воспрепятствовал одному или нескольким лицам в отправлении культа, или в помощи отправления такового, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трёх лет и штрафом от 100 до 500 дирхамов. Такое же наказание последует за употребление средств обольщения с целью поколебать в вере мусульманина или обратить его в другую религию, используя его слабость или потребности, либо применяя в этих целях учебные заведения, учреждения здравоохранения, убежища или приюты. В случае обвинительного приговора, учреждение, способствовавшее совершению преступления, может быть закрыто окончательно, либо на срок, не превышающий три года»

[9]

Это правовое основание интерпретируется очень широко: христианские церкви не имеют права принимать у себя обращённых марокканцев[10]. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане[11].

Во время Саума, то есть поста Рамадана, рестораны некоторых сетей быстрого питания, таких как McDonald’s, Пицца Хат или KFC остаются открытыми в течение дня, уделяя повышенное внимание клиентам из числа предполагаемых мусульман

[12]. Последние, выявляемые при проверке паспорта по мусульманским именам, не обслуживаются «на месте» (соответственные плакаты расклеены при входах в заведения[13]) и бывают вынуждены ограничиться только меню «на вынос».

Что касается связанной с Рамаданом статистики, то расследование под названием «Повседневный ислам» обнаруживает, что 60 % респондентов не считают мусульманами тех, кто не соблюдает пост, 44,1 % из них полагают, что обедающий должен быть наказан, в то время как 82,7 % опрошенных не согласны с самим присутствием открытых днём во время священного месяца кафе и ресторанов[14].

Между тем, многие марокканцы, усердно соблюдая Рамадан, охотно нарушают предписания своей веры по отношению к алкоголю, употребление которого запрещено (в том числе вне поста). Этот запрет, закреплённый на законодательном уровне французскими колонизаторами, был утверждён уже в свободном Марокко особым постановлением от 17 июля 1967 года

[15]. Ответственные лица из министерства внутренних дел пробовали дать объяснение сложившейся противоречивой ситуации: присутствие большого числа иностранцев требует смягчения антиалкогольной политики. Тем не менее, профиль потребителей алкогольной продукции обычно составлен из марокканцев-мусульман. Таким образом, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Это противоречие легко объясняется тем, что марокканское государство получает внутреннюю пошлину на потребление спирта. Таким образом, в 2006 году было собрано более 723 миллиона дирхамов (513 миллионов дирхамов за счёт пива и 223 миллиона дирхамов за счёт вин и спиртных напитков). Исследование показало, что марокканское производство алкогольных напитков в период между 2000 и 2005 годами увеличилось на 21 %
[16]
[17].

Христианство[править | править код]

Иудаизм[править | править код]

ru.wikipedia.org

Религия Марокко

Государственная религия Марокко — ислам суннитского толка, который исповедуют 99% населения. Как известно, в суннитском исламе существуют 4 основные школы шариатского права: ханафитский, шафиитский, ханбалитский, маликитский. Именно последняя и является доминирующей в Марокко. Король Марокко Мухаммед VI называет себя прямым потомком Пророка и носит титул Предводителя правоверных, совмещая тем самым светскую и религиозную власть в одном лице. Правящей партией в Марокко на сегодняшний день является исламистская Партия справедливости и развития.

Мусульмане видят свою религию как последнюю и самую совершенную в цепочке трех «книжных» монотеистических религий, первыми в которой являются иудаизм и христанство. Христиане и иудеи признаются мусульманами как «люди книги», а многие пророки из Ветхого и Нового завета с уважением упоминаются в Коране, священной книге мусульман, под арабскими именами (Авраам=Ибрагим, Моисей=Муса, Иисус=Иса, и т.д.).

5 столпов ислама

Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин должен опираться в своей жизни и поклонении Богу на 5 столпов:

1) признание единобожия и того что Мухаммад — пророк Аллаха

2) совершение ежедневной пятикратной молитвы

3) совершение обязательного пожертвования бедным

4) соблюдение поста в течение месяца Рамадан (от которого освобождаются старики, больные и беременные женщины)

5) совершение паломничества в Мекку хотя бы однажды в жизни (при наличии средств и возможности)

Каждый путешественник в Марокко заметит, что далеко не все эти (и многочисленные более мелкие) предписания ислама соблюдаются местными жителями. Марокканское общество не является строго консервативным и религиозным, и жизнь здесь не замирает во время молитвы, как, например, в Саудовской Аравии. При этом как бы легко большинство марокканцев не относилось к своей религии (нарушение ее запретов списывается на «слабость человеческой натуры», а соблюдение всех предписаний оставляется «на старость» или на «после женитьбы»), пост во время Рамадана соблюдают практически все, следуя скорее культурному обычаю, чем религиозному чувству. Помощь нуждающимся также является важной частью марокканской культуры. Говорят даже, что нищие в Марокко не голодают, потому что всегда могут рассчитывать пусть на небольшую, но помощь ближних. Раз в год, во время Рамадана, состоятельные мусульмане обязаны отчислять в пользу бедных

закят — налог в размере 2,5 % от накопленного богатства. Кроме этого, поощряется раздача добровольной милостыни — садака. Обычай раздавать милостыню и помогать ближним является одной из прекрасных черт марокканской и мусульманской культуры в целом.

Где бы Вы не находились в Марокко, Вы обязательно 5 раз в день будете слышать азан — призыв на молитву, первый из которых раздается еще до восхода солнца. Несмотря на то, что большинство марокканцев молитву совершает только по пятницам или праздникам, можно увидеть немало и таких людей, которые забросив все приступают к совершению молитвы прямо посреди шумной оживленной улицы. В пятничный полдень жизнь в Марокко практически замирает на несколько часов: после длинной молитвы в мечети люди собираются с семьями, коллегами и друзьями дома, на рабочем месте, в ресторане или прямо на улице, чтобы пообедать традиционным марокканским блюдом — кускус.

Мусульманские праздники в Марокко

В основу мусульманского календаря положен лунный год, поэтому даты мусульманских праздников сдвигаются ежегодно на 10-11 дней. Все мусульманские праздники официально начинаются после захода солнца в день, предшествующий календарной дате праздника.

Во всем мусульманском мире существуют только два основных праздника:

Аид-аль-фитр (араб. «прадник разговения»), называемый также в Марокко аид-ас-сегыр (араб. «маленький праздник») — праздник окончания поста, отмечаемый в первый день после Рамадана. В этот день все марокканцы надевают новые нарядные одежды, идут на праздничную молитву в мечеть, готовят богатое угощение и навещают родственников и друзей. Во время праздника закрываются на несколько дней все государственные и частные учреждения, многие люди берут дополнительные выходные, чтобы воссоединиться со своими семьями в других городах.

Аид-адь-адха (араб. «праздник жертвоприношения»), называемый также в Марокко аид-аль-кебир (араб. «большой праздник») — крупнейший мусульманский праздник во всем мире, который отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджа (приблизительно через 2 месяца и 1 неделю после окончания Рамадана). В этот месяц мусульмане традиционно совершают хадж — паломничество в Мекку, кульминацией которого является церемония жертвоприношения. Значение этого праздника для мусульман можно сравнить с Рождеством или Пасхой для христиан. Это время единения с семьей, во время которого отдают дань вековым традициям. Так же как и во время «маленького аида» (и даже в большей степени), в это время жизнь в стране практически парализуется. Закрываются на несколько дней все учреждения (а многие лавки и кафе закрываются на недельные каникулы в связи с тем что их владельцы уезжают навестить свои семьи в других городах). Религиозное значение праздника заключается в поминании жертвы, принесенной Господу пророком Ибрагимом (библейским Авраамом), который положил на алтарь и готов был заклать собственного сына в доказательство своей преданности и любви к Богу. Согласно предписаниям ислама, каждая мусульманская семья, обладающая достаточными средствами, должна в этот праздник принести в жертву барашка, теленка или верблюда. Мясо принесенного в жертву животного делится на 3 части: одну часть семья оставляет себе, вторую раздает родственникам, третью — бедным людям. Именно в этом акте единения и дарения состоит морально-этическое значение праздника.

Подготовка к празднику напоминает подготовку к Рождеству в христианских странах, только роль елки — обязательного атрибута праздника — играет барашек. За 1-2 недели до начала начала праздника повсюду в городе открываются «бараньи базары». Отовсюду доносится блеянье и специфический запах. Несмотря на то, что заклание барашка можно целиком доверить мяснику на бойне, марокканцы, в целях соблюдения чистоты обряда и традиций, предпочитают закалывать барашка собственными руками и в собственном доме, будь он в деревне или в большом городе. В городских условиях купленных барашков затаскивают на балконы или на общественные крыши домов, где им оборудуют импровизированные загоны с навесом, сеном и водой. Транспортировка барашка с рынка в квартиру требует особой смекалки и находчивости. Связанных животных сажают в машины, телеги и даже привязывают к своей спине и перевозят на мотоцикле. Стоимость барашка в период праздника возрастает до небес, а его покупка является серьезным ударом по семейному бюджету. «Купил ли ты барашка и почем?» является основной темой любого разговора марокканцев в этот период. Стоимость одного животного составляет около 200-300 Евро, что для многих является месячным бюджетом на существование.

В канун праздника на улице царит довольно зловещая для иностранца атмосфера. В старом городе можно увидеть, как мясники затачивают свои огромные ножи на вращающемся каменном круге и продают крюки для подвешивания туш. Повсюду раздается жалобное блеяние чувствующих скорую смерть баранов.

Для многих туристов оказаться в Марокко в эти дни — это значит испытать настоящий культурный шок. В день праздника марокканцы с утра пораньше отправляются в мечеть на праздничную молитву, а по возвращении домой приступают к процедуре жертвоприношения. Ритуал совершает мужчина-глава семьи (как правило, отец или старший из сыновей). В соответствии с мусульманскими правилами умерщвления животных, предназначенных в пищу, барашка связывают и перерезают ему горло острым ножом, предварительно произнеся трехкратное «Бисмилля» («во имя Господа»). Для разделки туши часто приглашают профессионального мясника, поскольку не все обладают необходимыми навыками для выполнения этой непростой задачи. Голову и шкуру животного, как правило, выбрасывают, а все остальное (включая почки, печень, желудок, мозг и яйца) съедают без остатка!

В день жертвоприношения улицы городов абсолютно пустынны, закрыты все магазины, кафе и рестораны. Можно только увидеть телеги, собирающие выброшенные бараньи шкуры и головы. Прогуливаться по городу в это время небезопасно, потому что можно легко стать жертвой уличного грабежа.

Примерно к полудню повсюду начинают разносится в воздухе аппетитные ароматы. Поскольку мясо только что заколотого животного должно отвисеться как минимум сутки, чтобы из него вытекла вся кровь, традиционным блюдом первого дня большого аида являются шашлычки из печени и других внутренностей (печень в Марокко является деликатесом и стоит гораздо дороже мяса). С улицы и из домов буквально в считанные часы исчезают следы кровавой бойни, которая уступает место атмосфере всеобщего праздника и пира. Не удивляйтесь, если какой-нибудь марокканец, с которым Вы случайно познакомились накануне (лавочник, водитель такси, официант…) пригласит Вас к себе в дом в этот день, чтобы с гордостью продемонстрировать свои традиции и гостеприимство. От такого приглашения нельзя отказываться!

Последующие 1-2 дня праздника — время нанесения визитов родственникам, друзьям и знакомым. Туристы, не являющиеся участниками этого всеобщего веселья, могут чувствовать себя в это время тоскливо.

Помимо этих основных двух мусульманских праздников в Марокко еще отмечаются Аид-аль-Мулюд и Ашура.

Аид-аль-мулюд — день рождения Пророка — также является государственным праздником и выходным днем в Марокко и отмечается примерно через 3 месяца после большого аида. В этот день ничего особенного не происходит, кроме праздничной молитвы в мечети.

Ашура — праздник, отмечаемый в 10-й день месяца мухаррам по мусульманскому календарю, знаменует собой день, в который был убит Али, зять пророка Мухаммеда. Этот праздник (или скорее день траура) широко отмечается в шиитских странах, в Марокко же он не является официальным выходным днем и отмечается в народе как день детей, которые получают подарки и фотографируются в импровизированных ателье в красивых национальных одеждах.

Ключевые события в жизни марокканцев также отмечаются в соответствии с мусульманскими обрядами: рождение, обрезание у мальчиков, помолвка и свадьба, похороны. Интересно, что действующий семейный кодекс Марокко сочетает в себе шариатские принципы с «западными». Так, например, многоженство разрешено, но только с разрешения первой жены и наличия серьезных причин, которые делают его практически невозможным.

Мечеть

Мечеть — культовое сооружение мусульман, всегда являлась центром не только религиозной, но и социальной жизни. Вокруг мечети сосредоточена жизнь каждого жилого квартала: магазины, рынки, кафе, хаммамы. Сама мечеть является помимо этого еще и школой и центром благотворительности.

Мечети в Марокко имеют свои особенности. С архитектурной точки зрения, марокканским (или североафриканским в целом) мечетям свойственно иметь только один минарет, причем он всегда прямоугольной формы, в то время как в других странах исламского мира встречаются мечети с двумя, четырьмя и шестью минаретами (в Большой мечети Мекки семь минаретов!), которые могут иметь разную форму и декор. В Марокко минареты декорируются резьбой и арками, а верх минарета венчают зубцы. Для архитектуры всех мечетей свойственно наличие михраба (богато украшенной полукруглой ниши) в передней стене, который указывает молящимся направление на Мекку. Для женщин в мечети оборудуется отдельный зал на втором этаже или часть зала на первом, отделенная перегородкой. В исламе женщинам рекомендуется совершать молитву дома, в то время как для мужчин посещение мечети является обязательным, поэтому зал для женщин всегда меньше по размеру, чем мужской. Поскольку в исламе запрещено изображение живых существ, мечети декорируются каллиграфическими надписями из Корана, хитроумными геометрическими узорами-арабесками и цветочными мотивами. Во всех крупных мечетях Марокко, предназначенных для совершения пятничных и праздничных молитв, имеется прямоугольный внутренний дворик с фонтаном для омовения посередине.

В Марокко не-мусульманам запрещено входить в мечети. Этот запрет был введен маршалом Лиоте во времена французского протектората для разграничения мусульман и немусульман и так и действует по сей день. Однако в исламе никогда не существовало категоричного запрета на посещение мечети немусульманами. Предания свидетельствуют о том, что сам Пророк позволял немусульманам входить в мечеть, чтобы привлечь их к своей вере. Сегодня большинство мусульманских ученых (кроме господствующей в Марокко маликитской школы) сходятся в том, что немусульманам можно посещать мечеть с позволения мусульман и при условии соблюдения ими уважительного отношения к месту поклонения. Интересно, что в одну мечеть страны — Мечеть Хасана Второго в Касабланке вход не-мусульманам все-таки разрешен, но только за деньги и в сопровождении экскурсовода.

Суфизм и народный ислам в Марокко

Практически на каждой территории, куда пришел ислам, он приобрел местные черты, смешиваясь с традиционными верованиями и обычаями. В Марокко эти местные черты особенно проявляются в культе святых (запрещенного официальным исламом, который считает достойным поклонения только одного Бога), суевериях и магических ритуалах.

Путешествуя по стране, Вы наверняка обратите внимание на небольшие белые строения кубической формы с куполобразной крышей, которые можно встретить за городом или в старой медине. Это могилы святых, к которым в Марокко принято совершать паломничество, чтобы просить у них покровительства и исцеления. Вокруг мавзолеев святых в разных регионах страны ежегодно устраиваются муссемы — фестивали в их честь, с разнообразными и порою весьма экзотическими обрядами.

В Марокко чрезвычайно сильна вера в джиннов (существующих параллельно человеческому миру духовных существ, согласно Корану), сглаз, черную и белую магию. Именно поэтому посещение целителей и колдуний, проведение ритуалов по изгнанию или задабриванию джиннов, наложение или снятие порчи являются неотъемлемой частью жизни марокканцев. Для обслуживания этой индустрии черной и белой магии возникла даже целая отрасль по снабжению ее магическими ингредиентами. Некоторые из них, как например, травы и коренья, сушеные лапки хамелеона, зубы диких животных можно увидеть в столь любимых туристами «берберских аптеках», а некоторые, как например, мозг гиены или руку мертвеца, можно найти только на черном рынке и за бешеные деньги!

Марокко является одной из территорий широкого распространения суфизма — мистического учения в исламе о приближении к Богу и слиянии с ним через аскетические практики и интуитивные озарения. Суфиями (от арабского «суф» — власяница, то есть одежда из грубой шерсти, которую надели первые последователи учения), называют аскетов, объединенных в небольшие секты-тарики, соблюдающие каноны ислама строже других. «Официальный» ислам отвергает многие из суфийских практик, такие как аскетизм, самоизоляция от общества, самоистязание.

Ислам и другие религии в Марокко

Ислам был занесен в Марокко арабской омейядской династией из Дамаска в 7-м в., однако христианство на его территории существовало еще раньше, во времена римского господства. На протяжении всей истории христиане и иудеи могли свободно исповедовать свою религию и строить церкви и синагоги в Марокко. Однако ислам всегда занимал по сравнению с ними доминирующую позицию и обладал особыми правами.

Так, например, препятствие в отправлении мусульманского культа и попытка отвратить мусульманина от его веры или обратить его в другую религию преследуются по Уголовному кодексу страны и наказываются лишением свободы и штрафами. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном по причине его попыток распространить шиизм в королевстве. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане.

Сегодня во всех крупных городах Марокко, где когда-то проживало или проживает большое количество иностранцев (Танжер, Рабат, Касабланка, Марракеш…) можно увидеть действующие христианские церкви. Одно из красивейших христианских сооружений в Марокко — огромный белоснежный собор Сакре-Кер в Касабланке — сегодня превращен в музей и выставочный центр, а с его крыши можно насладиться прекрасной панорамой города. В Рабате имеется действующая Русская православная церковь, построенная русскими эмигрантами в 20-м веке (среди них, например, были потомки писателя Льва Толстого).

Присутствуют в каждом крупном городе Марокко и синагоги. Когда-то в медине каждого города существовали еврейские кварталы (мелла), однако после массовой эмиграции евреев из Марокко в 20-м веке сколько-нибудь значительная еврейская община сохранилась сегодня только в Касабланке.

Противоречия ислама в Марокко

В Марокко, считающейся одной из самых «открытых» стран арабо-мусульманского мира, особенно сильно чувствуются противоречия между предписаниями ислама и влиянием западной культуры и образа жизни. Закон страны частично основан на шариате, и частично отражает западные ценности свободы и равенства граждан. Об этих противоречиях свидетельствуют широко освещаемые прессой скандалы.

Так, например, ислам предписывает женщинам ношение хиджаба: одежды, скрывающей все тело, кроме лица и кистей рук. Однако по марокканскому закону хиджаб не является обязательным и женщина имеет право сама выбирать свой стиль одежды. В действительности лишь около половины марокканок поддерживают ношение хиджаба, при этом он вовсе не является показателем религиозности женщины (причиной его ношения может быть как сознательное решение женщины, стремящейся к соблюдению ислама, так и принятый в семье обычай или стремление избежать излишнего мужского внимания на улице). Интересно, что в Марокко работодатели нередко отказываются принимать на работу женщин, носящих хиджаб (совсем недавно один из частных пляжей Касабланки отказался принимать клиенток в хиджабе, подобным же образом поступил один из отелей).

То и дело в стране возникают движения, выступающие за отмену обязательного соблюдения религиозных правил и бросающие открытый вызов консервативным слоям населения. Одно из них — движение против запрета публично принимать пищу во время Рамадана. В Марокко практически все рестораны в этот месяц закрыты, за исключением рассчитанных на иностранцев ресторанов при отелях и сетей фаст-фудов вроде McDonalds и KFC. Последние нередко требуют у марокканцев предъявить паспорт и отказывают им в обслуживании. В ответ на это участники движения протеста организовали акцию с публичным употреблением пищи во время Рамадана, вызвавшую большой общественный резонанс. Несмотря на это, подавляющее большинство марокканцев соблюдает Рамадан, который для многих является не столько религиозным актом, сколько традицией единения семьи и праздником. Во время Рамадана в большинстве офисов сокращается рабочий день, резко снижается производительность труда, полностью меняется распорядок дня. Самой большой проблемой для многих является даже не голод или жажда, а недосып, поскольку с наступлением ночи в городе начинается настоящий праздник: люди приглашают друг друга в гости на фтур (первый прием пищи после поста), поздно ужинают (нередко в час ночи), посещают ярмарки и ежедневные уличные гуляния с концертами. Многие не ложатся спать до 4-5 утра, когда начинается новый день поста.

Марокканские законы запрещают публичные проявления физической близости между мужчиной и женщиной. Запрещено также мужчине и женщине (если оба или один из них марокканец), не состоящим в браке или близких родственных отношениях, останавливаться в одном номере отеля или проживать в одной квартире. В 2013 г. в прессе широко прогремел скандал, связанный с тем что пара подростков из Надора разместила фотографию своего поцелуя в Интернете. Девушка и парень, а так же их друг, разместивший это фото в Интернете, были арестованы и посажены в тюрьму по обвинению в непристойном поведении. В их поддержку была организована массовая акция протеста с публичным поцелуем прямо перед Парламентом страны, и в конечном итоге подростки были отпущены.

Ислам категорически запрещает мусульманам потреблять, покупать или продавать алкоголь, поэтому в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Иран) действует 100-процентный сухой закон. В Марокко же ситуация с алкоголем очень неоднозначна. Официально алкоголь в стране продается исключительно для иностранцев, однако, согласно статистике, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Продажа алкоголя, облагаемая высокими внутренними пошлинами, приносит огромную прибыль стране (стоимость алкогольного напитка в ночных заведениях составляет 5-10 Евро). Марокко не только продает импортированный алкоголь, но и производит свой собственный (вино, пиво). На сегодняшний день Марокко является крупнейшим производителем алкоголя среди мусульманских стран, и это производство постоянно растет. Бары и рестораны, подающие алкоголь, легко распознать по затемненным или зашторенным окнам, подавать алкоголь на открытой на улицу террасе ресторана запрещено. Во время Рамадана и религиозных праздников продажа алкоголя либо полностью прекращается, либо осуществляется только иностранцам.

visit-morocco.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Религия в Марокко — Википедия

Конституция Марокко (статья 3) провозглашает ислам государственной религией и гарантирует «свободное отправление культов»[1]. Король Марокко обладает почётным титулом Амир аль-муминина («повелителя правоверных») и заботится об уважении ислама (статья 41). Согласно статье 175, постановления, относящиеся к исламу, не могут явиться предметом конституционной реформы.

История

Современность

Религиозная статистика

Даются следующие оценки количества верующих:

Ислам

Семейный кодекс (известный также как Кодекс личного статуса — Мудавана (англ.)русск.)[3] ссылается в своей преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама». Этот кодекс определяет личный статус марокканцев-мусульман, признаёт особенный статус за марокканскими иудеями, а за иностранцами оставляет статус подчинения их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами-мусульманами. Кодекс распространяется на всех марокканцев, в том числе принявших другое гражданство (ст. 2).

Правовые основы марокканского ислама коренятся в маликитском мазхабе, изучение которого обязательно в общественных учебных заведениях. Теологическая школа, на которой базируется местный ислам, принадлежит к течению ашаризма, преподавание которого стало также обязательным в мечетях и начальных школах благодаря распространению в королевстве салафизма.

Как и в других традиционно суннитских странах арабского мира, в Марокко недавно закрепились шииты. Последние действуют подпольно, поскольку их присутствие наносит ущерб королевской власти, представляющей суннитский ислам. Время от времени в марокканской печати появляются статьи, представляющие шиитов как угрозу для Марокко, на том же основании, что и евангельских христиан, и в меньшей мере сторонников веры бахаи[4]. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном. Официальной причиной этому послужили разногласия по поводу территориальной целостности Бахрейна[5]. Полагают, что этот инцидент был ответом марокканского правительства на распространение шиизма в королевстве[6].

Отступничество мусульманина от своей веры фактически запрещено, хотя об этом не говорится напрямую в юридических текстах королевства[7][8]. Помимо того, что этим можно подвергнуть себя «гражданской смерти»[7], публичное заявление нарушителем общественного спокойствия о своей новой вере и тем более её пропаганда может быть интерпретированы как прозелитизм. Если в этих действиях нарушитель был уличён в присутствии мусульманина, то в силу вступает Уголовный кодекс Марокко (статья 220):

«Всякий, кто насильственными действиями или угрозами ограничил или воспрепятствовал одному или нескольким лицам в отправлении культа, или в помощи отправления такового, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трёх лет и штрафом от 100 до 500 дирхамов. Такое же наказание последует за употребление средств обольщения с целью поколебать в вере мусульманина или обратить его в другую религию, используя его слабость или потребности, либо применяя в этих целях учебные заведения, учреждения здравоохранения, убежища или приюты. В случае обвинительного приговора, учреждение, способствовавшее совершению преступления, может быть закрыто окончательно, либо на срок, не превышающий три года»[9]

Это правовое основание интерпретируется очень широко: христианские церкви не имеют права принимать у себя обращённых марокканцев[10]. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане[11].

Во время Саума, то есть поста Рамадана, рестораны некоторых сетей быстрого питания, таких как McDonald’s, Пицца Хат или KFC остаются открытыми в течение дня, уделяя повышенное внимание клиентам из числа предполагаемых мусульман[12]. Последние, выявляемые при проверке паспорта по мусульманским именам, не обслуживаются «на месте» (соответственные плакаты расклеены при входах в заведения[13]) и бывают вынуждены ограничиться только меню «на вынос».

Что касается связанной с Рамаданом статистики, то расследование под названием «Повседневный ислам» обнаруживает, что 60 % респондентов не считают мусульманами тех, кто не соблюдает пост, 44,1 % из них полагают, что обедающий должен быть наказан, в то время как 82,7 % опрошенных не согласны с самим присутствием открытых днём во время священного месяца кафе и ресторанов[14].

Между тем, многие марокканцы, усердно соблюдая Рамадан, охотно нарушают предписания своей веры по отношению к алкоголю, употребление которого запрещено (в том числе вне поста). Этот запрет, закреплённый на законодательном уровне французскими колонизаторами, был утверждён уже в свободном Марокко особым постановлением от 17 июля 1967 года[15]. Ответственные лица из министерства внутренних дел пробовали дать объяснение сложившейся противоречивой ситуации: присутствие большого числа иностранцев требует смягчения антиалкогольной политики. Тем не менее, профиль потребителей алкогольной продукции обычно составлен из марокканцев-мусульман. Таким образом, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Это противоречие легко объясняется тем, что марокканское государство получает внутреннюю пошлину на потребление спирта. Таким образом, в 2006 году было собрано более 723 миллиона дирхамов (513 миллионов дирхамов за счёт пива и 223 миллиона дирхамов за счёт вин и спиртных напитков). Исследование показало, что марокканское производство алкогольных напитков в период между 2000 и 2005 годами увеличилось на 21 %[16][17].

Христианство

Иудаизм

См. также

Примечания

wikipedia.green

информация о стране: география, погода, язык, религия, валюта, население, климат, посольство Марокко

География Марокко

Государство Марокко расположено в северо-западной части Африки. С запада Марокко омывается Атлантическим океаном, а с севера — Средиземным морем. Гибралтарский пролив отделяет страну от Европы, и здесь же проходит ее граница с Испанией. С востока Марокко граничит с Алжиром. Поскольку с недавних пор Марокко контролирует почти всю Западную Сахару, то уже можно считать Мавританию ее южным соседом. Следует также отметить, что на северном побережье королевства расположены 2 испанских анклава – города Мелилья и Сеута.

Горы Атлас занимают центральную часть страны и простираются дальше на юг. На севере Марокко расположены горы Риф. Высшая точка- гора Джебель-Туб-каль высотой 4165 м.

Столица Марокко – город Рабат, а самый крупный порт страны – город Касабланка.

Главными водными артериями королевства являются реки Мулуя, Тенсифт, Умм-эр-Рбия.

Государственное устройство Марокко

Марокко – конституционная монархия. Во главе страны стоит король. Исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, законодательная регулируется правительством и двухпалатным парламентом. Главой правительства является премьер-министр Марокко.

Погода в Марокко

Путешествовать в Марокко лучше всего весной (с середины марта по май), когда на деревьях появляется зелень, и осенью (с сентября по ноябрь), когда летний зной уже позади. Путешествуя зимой, будьте готовы к низким температурам в ночное время.

Язык Марокко

Официальными языками Марокко является арабский. Население горных регионов говорит на берберском. В северной части страны многие говорят на испанском и французском языке.

Религия Марокко

Государственной религией страны является ислам, его исповедуют 99% населения. 0,8 % граждан являются приверженцами христианства.

Валюта Марокко

Денежная единица Марокко – марокканский дирхам. В 1 дирхаме – 100 сантимов.

Услуги по обмену валюты предоставляют банки, пункты обмена, расположенные в аэропортах и отелях. Следует помнить, что местную валюту нельзя вывозить за пределы страны, и она не подлежит обмену, поэтому не рекомендуется менять крупные суммы. В стране достаточно широко распространена сеть банкоматов, которые могут обналичить большинство пластиковых карт (Visa, MasterCard, Maestro). Карты принимают к оплате рестораны, отели и большие магазины.

Таможенные ограничения

Разрешен беспошлинный ввоз:

  • крепкого алкоголя (1 бутылка)
  • табачных изделий (200 сигарет/ 250 г табака/ 50 сигар).

Вывоз предметов искусства должен сопровождаться соответствующими документами. Для ввоза сотовых телефонов нужно получить специальное разрешение.

Чаевые

Чаевые занимают особое место в марокканской сфере услуг. Практически каждая услуга подразумевает получение чаевых от клиента, работники будут вам благодарны даже за несколько дирхам. В ресторанах принято оставлять до 10% от суммы счета.

Покупки

Во всех восточных странах принято торговаться, Марокко — не исключение.

Любителям совершать покупки будет полезно узнать, что, например, в Касабланке можно купить одежду европейских домов моды в два раза дешевле. В Фесе продают золотые украшения, Рабат предложит большой выбор ковров и изделий из кожи. А обычные сувениры лучше всего приобретать в городе Эс-Сувейре. Самым дорогим городом Марокко является Маракеш.

Сувениры

В качестве сувениров из Марокко привозят деревянные поделки: шкатулки, шахматы, заколки и т.д. Здесь можно найти много необычных вещей для дома. Марокко славится своими коврами и изделиями из кожи. Тажин – еще один популярный сувенир, это посуда для приготовления национального марокканского блюда.

Часы работы учреждений

Магазины в Марокко работают по собственному графику. Рынки открыты с раннего утра до захода солнца.

Рабочий день банков начинается с 8:30 и продолжается до 11 часов утра, затем с 2 часов дня до 4 часов вечера. Они работают с понедельника по пятницу. В месяц Рамадан банки открыты с 8:30 до 14:00.

Национальные особенности Марокко

Традиции

Не стоит забывать, что Марокко – мусульманская страна, поэтому туристам, отправляясь на прогулку в город, не следует надевать слишком открытую одежду.

Марокканцы очень гостеприимны. Придя в гости в марокканскую семью, не отказывайтесь от предложенного мятного чая, это считается плохим тоном. Иногда вопросы, которые задают местные могут вам показаться нескромными, но это всего лишь проявление вежливости со стороны марокканцев. В Марокко очень чтут семейные традиции.

Безопасность

В Марокко, как и в любой туристической стране, следует соблюдать правила безопасности – не оставлять свои вещи без присмотра, не носить деньги или кошельки в наружных карманах, всегда держать сумки при себе. Машины оставлять на охраняемых стоянках, нанимать гидов только в отелях или аккредитованных агентствах. Следует быть осторожными, общаясь с местным населением. Не следуйте их участливым советам.

Медицина

Отправляясь в Марокко, рекомендуется сделать прививку от малярии. В самой стране лучше пить бутилированную воду и мыть фрукты и овощи перед тем, как съесть.

Напряжение в сети:

220V

Код страны:

+212

Географическое доменное имя первого уровня:

.ma

Экстренные телефоны:

Скорая помощь — 15
Полиция — 19
Пожарная служба — 15
Жандармерия и служба помощи на дорогах — 177

Представительства Марокко на территории РФ:

Посольство

Адрес: Москва , Канцелярия Посольства: Пречистенский пер., 8
телефон: 201-73-51
факс: 230-20-67

Российские представительства Марокко:

Консульский отдел

Адрес: Рабат , Rabat, 4 km, Route des Zaiers, Maroc
телефон: (8-10-21237) 75-3590
факс: 75-3590

Генеральное консульство

Адрес: Касабланка , Casablanca, Rue Soumania, 31
телефон: (8-10-21222) 25-5708, 25-1873
факс: (8-10-21222) 98-9357

discoveric.ru

Религия в Марокко — Википедия

Конституция Марокко (статья 3) провозглашает ислам государственной религией и гарантирует «свободное отправление культов»[1]. Король Марокко обладает почётным титулом Амир аль-муминина («повелителя правоверных») и заботится об уважении ислама (статья 41). Согласно статье 175, постановления, относящиеся к исламу, не могут явиться предметом конституционной реформы.

История

Видео по теме

Современность

Религиозная статистика

Даются следующие оценки количества верующих:

Ислам

Семейный кодекс (известный также как Кодекс личного статуса — Мудавана (англ.)русск.)[3] ссылается в своей преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама». Этот кодекс определяет личный статус марокканцев-мусульман, признаёт особенный статус за марокканскими иудеями, а за иностранцами оставляет статус подчинения их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами-мусульманами. Кодекс распространяется на всех марокканцев, в том числе принявших другое гражданство (ст. 2).

Правовые основы марокканского ислама коренятся в маликитском мазхабе, изучение которого обязательно в общественных учебных заведениях. Теологическая школа, на которой базируется местный ислам, принадлежит к течению ашаризма, преподавание которого стало также обязательным в мечетях и начальных школах благодаря распространению в королевстве салафизма.

Как и в других традиционно суннитских странах арабского мира, в Марокко недавно закрепились шииты. Последние действуют подпольно, поскольку их присутствие наносит ущерб королевской власти, представляющей суннитский ислам. Время от времени в марокканской печати появляются статьи, представляющие шиитов как угрозу для Марокко, на том же основании, что и евангельских христиан, и в меньшей мере сторонников веры бахаи[4]. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном. Официальной причиной этому послужили разногласия по поводу территориальной целостности Бахрейна[5]. Полагают, что этот инцидент был ответом марокканского правительства на распространение шиизма в королевстве[6].

Отступничество мусульманина от своей веры фактически запрещено, хотя об этом не говорится напрямую в юридических текстах королевства[7][8]. Помимо того, что этим можно подвергнуть себя «гражданской смерти»[7], публичное заявление нарушителем общественного спокойствия о своей новой вере и тем более её пропаганда может быть интерпретированы как прозелитизм. Если в этих действиях нарушитель был уличён в присутствии мусульманина, то в силу вступает Уголовный кодекс Марокко (статья 220):

«Всякий, кто насильственными действиями или угрозами ограничил или воспрепятствовал одному или нескольким лицам в отправлении культа, или в помощи отправления такового, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трёх лет и штрафом от 100 до 500 дирхамов. Такое же наказание последует за употребление средств обольщения с целью поколебать в вере мусульманина или обратить его в другую религию, используя его слабость или потребности, либо применяя в этих целях учебные заведения, учреждения здравоохранения, убежища или приюты. В случае обвинительного приговора, учреждение, способствовавшее совершению преступления, может быть закрыто окончательно, либо на срок, не превышающий три года»[9]

Это правовое основание интерпретируется очень широко: христианские церкви не имеют права принимать у себя обращённых марокканцев[10]. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане[11].

Во время Саума, то есть поста Рамадана, рестораны некоторых сетей быстрого питания, таких как McDonald’s, Пицца Хат или KFC остаются открытыми в течение дня, уделяя повышенное внимание клиентам из числа предполагаемых мусульман[12]. Последние, выявляемые при проверке паспорта по мусульманским именам, не обслуживаются «на месте» (соответственные плакаты расклеены при входах в заведения[13]) и бывают вынуждены ограничиться только меню «на вынос».

Что касается связанной с Рамаданом статистики, то расследование под названием «Повседневный ислам» обнаруживает, что 60 % респондентов не считают мусульманами тех, кто не соблюдает пост, 44,1 % из них полагают, что обедающий должен быть наказан, в то время как 82,7 % опрошенных не согласны с самим присутствием открытых днём во время священного месяца кафе и ресторанов[14].

Между тем, многие марокканцы, усердно соблюдая Рамадан, охотно нарушают предписания своей веры по отношению к алкоголю, употребление которого запрещено (в том числе вне поста). Этот запрет, закреплённый на законодательном уровне французскими колонизаторами, был утверждён уже в свободном Марокко особым постановлением от 17 июля 1967 года[15]. Ответственные лица из министерства внутренних дел пробовали дать объяснение сложившейся противоречивой ситуации: присутствие большого числа иностранцев требует смягчения антиалкогольной политики. Тем не менее, профиль потребителей алкогольной продукции обычно составлен из марокканцев-мусульман. Таким образом, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Это противоречие легко объясняется тем, что марокканское государство получает внутреннюю пошлину на потребление спирта. Таким образом, в 2006 году было собрано более 723 миллиона дирхамов (513 миллионов дирхамов за счёт пива и 223 миллиона дирхамов за счёт вин и спиртных напитков). Исследование показало, что марокканское производство алкогольных напитков в период между 2000 и 2005 годами увеличилось на 21 %[16][17].

Христианство

Иудаизм

См. также

Примечания

wiki2.red

Религия в Марокко — Википедия. Что такое Религия в Марокко

Конституция Марокко (статья 3) провозглашает ислам государственной религией и гарантирует «свободное отправление культов»[1]. Король Марокко обладает почётным титулом Амир аль-муминина («повелителя правоверных») и заботится об уважении ислама (статья 41). Согласно статье 175, постановления, относящиеся к исламу, не могут явиться предметом конституционной реформы.

История

Современность

Религиозная статистика

Даются следующие оценки количества верующих:

Ислам

Семейный кодекс (известный также как Кодекс личного статуса — Мудавана (англ.)русск.)[3] ссылается в своей преамбуле на «истинные замыслы и конечные цели щедрого и терпимого ислама». Этот кодекс определяет личный статус марокканцев-мусульман, признаёт особенный статус за марокканскими иудеями, а за иностранцами оставляет статус подчинения их национальным законам, за исключением отношений с марокканцами-мусульманами. Кодекс распространяется на всех марокканцев, в том числе принявших другое гражданство (ст. 2).

Правовые основы марокканского ислама коренятся в маликитском мазхабе, изучение которого обязательно в общественных учебных заведениях. Теологическая школа, на которой базируется местный ислам, принадлежит к течению ашаризма, преподавание которого стало также обязательным в мечетях и начальных школах благодаря распространению в королевстве салафизма.

Как и в других традиционно суннитских странах арабского мира, в Марокко недавно закрепились шииты. Последние действуют подпольно, поскольку их присутствие наносит ущерб королевской власти, представляющей суннитский ислам. Время от времени в марокканской печати появляются статьи, представляющие шиитов как угрозу для Марокко, на том же основании, что и евангельских христиан, и в меньшей мере сторонников веры бахаи[4]. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном. Официальной причиной этому послужили разногласия по поводу территориальной целостности Бахрейна[5]. Полагают, что этот инцидент был ответом марокканского правительства на распространение шиизма в королевстве[6].

Отступничество мусульманина от своей веры фактически запрещено, хотя об этом не говорится напрямую в юридических текстах королевства[7][8]. Помимо того, что этим можно подвергнуть себя «гражданской смерти»[7], публичное заявление нарушителем общественного спокойствия о своей новой вере и тем более её пропаганда может быть интерпретированы как прозелитизм. Если в этих действиях нарушитель был уличён в присутствии мусульманина, то в силу вступает Уголовный кодекс Марокко (статья 220):

«Всякий, кто насильственными действиями или угрозами ограничил или воспрепятствовал одному или нескольким лицам в отправлении культа, или в помощи отправления такового, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трёх лет и штрафом от 100 до 500 дирхамов. Такое же наказание последует за употребление средств обольщения с целью поколебать в вере мусульманина или обратить его в другую религию, используя его слабость или потребности, либо применяя в этих целях учебные заведения, учреждения здравоохранения, убежища или приюты. В случае обвинительного приговора, учреждение, способствовавшее совершению преступления, может быть закрыто окончательно, либо на срок, не превышающий три года»[9]

Это правовое основание интерпретируется очень широко: христианские церкви не имеют права принимать у себя обращённых марокканцев[10]. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане[11].

Во время Саума, то есть поста Рамадана, рестораны некоторых сетей быстрого питания, таких как McDonald’s, Пицца Хат или KFC остаются открытыми в течение дня, уделяя повышенное внимание клиентам из числа предполагаемых мусульман[12]. Последние, выявляемые при проверке паспорта по мусульманским именам, не обслуживаются «на месте» (соответственные плакаты расклеены при входах в заведения[13]) и бывают вынуждены ограничиться только меню «на вынос».

Что касается связанной с Рамаданом статистики, то расследование под названием «Повседневный ислам» обнаруживает, что 60 % респондентов не считают мусульманами тех, кто не соблюдает пост, 44,1 % из них полагают, что обедающий должен быть наказан, в то время как 82,7 % опрошенных не согласны с самим присутствием открытых днём во время священного месяца кафе и ресторанов[14].

Между тем, многие марокканцы, усердно соблюдая Рамадан, охотно нарушают предписания своей веры по отношению к алкоголю, употребление которого запрещено (в том числе вне поста). Этот запрет, закреплённый на законодательном уровне французскими колонизаторами, был утверждён уже в свободном Марокко особым постановлением от 17 июля 1967 года[15]. Ответственные лица из министерства внутренних дел пробовали дать объяснение сложившейся противоречивой ситуации: присутствие большого числа иностранцев требует смягчения антиалкогольной политики. Тем не менее, профиль потребителей алкогольной продукции обычно составлен из марокканцев-мусульман. Таким образом, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Это противоречие легко объясняется тем, что марокканское государство получает внутреннюю пошлину на потребление спирта. Таким образом, в 2006 году было собрано более 723 миллиона дирхамов (513 миллионов дирхамов за счёт пива и 223 миллиона дирхамов за счёт вин и спиртных напитков). Исследование показало, что марокканское производство алкогольных напитков в период между 2000 и 2005 годами увеличилось на 21 %[16][17].

Христианство

Иудаизм

См. также

Примечания

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *