Народ тибета – Народности Тибета

Содержание

Народности Тибета

Все этнические группы Тибета принадлежат к монголоидным народностям, вероятно произошедшим от кочевых племён, мигрировавших с севера и осевших в речных долинах Тибета. В Тибете (Тибетском автономном районе) проживают более десяти различных этнических групп и народностей, включая тибетцев, монголов, ну, дулунов (друнгов), моинба, лоба, хуэй, наси, дэн, кхампа и шерпов.

 

Тибетцы

Тибетцы — доминирующая группа, говорящая на тибетском языке, относящемся к тибето-Тибетцыбирманской языковой группе, сино-тибетской языковой семьи, и имеющим три диалекта: Weizang, Kang и Amdo. Большинство из тибетцев исповедует буддизм. Территории, где проживают тибетцы в компактных общинах, расположены в основном в горных районах, усеянных заснеженными вершинами. Также тибетские общины распространены в китайских провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань. Около четверти всех тибетцев являются кочевниками, основным занятием которых является животноводство. Просторные луга и хорошая водоснабжённость региона позволяет разводить овец, коз, яков и

пиен (pien — помесь яка с коровой). В холодных регионах выращивают ячмень, в умеренных — пшеницу, гречиху, горох и бобы, в более тёплых регионах — рис, картофель, репу и яблоки. На юге, в речных долинах, где климат намного теплее, произрастает рис и хлопок. Тибетцы, ведущие оседлый образ жизни, строят каменные дома, а кочевники устанавливают временные стойбища. Тибетский дом имеет плоскую крышу и множество окон, он прост по своему строению и цвету. Дома обычно строят на возвышении, обращёнными лицом к югу.

Все тибетцы, как мужчины, так и женщины, любят носить украшения.
Мужчины обычно скручивают на макушке головы пучок из косы или стригут волосы. Женщины заплетают две косы, вплетая в них цветные ленты и обкручивая косы вокруг головы. Иногда плетут много мелких косичек, украшая их бисером или драгоценными камнями.
Тибетская одежда состоит из халата и рубашки. Халат, который носят мужчины, широкий, и как правило, завязывается под правой рукой. Женский, немного уже и может быть как с рукавами, так и без них. Халаты часто подпоясываются двумя сотканными поясами. Рубашки, как и халат, завязываются на правую сторону. Мужчины обычно надевают белые рубашки с высокими воротниками, а женщины предпочитают рубашки различных цветов с отложными воротниками. В северном Тибете в условиях холодного климата местные пастухи носят меховые пальто, а ночью кутаются в тёплые стёганые одеяла. На юге Тибета, где климат более тёплый и влажный, одежду шьют из сотканной вручную шерстяной ткани. Мужская одежда окаймляется цветной тканью. Женщины носят платья тёмных цветов, надетые поверх блузок, а также яркие полосатые сотканные из шерсти передники, говорящие о замужестве. Как мужчины, так и женщины носят фетровые или меховые шапки. Основной формой брака у тибетцев является моногамия, хотя встречается и полигамия: полигиния (многожёнство) — среди буддистов и полиандрия (многомужество) — среди исповедующих религию

Бон (Бонпо).

 

МонголыМонголы

В Тибетском автономном районе монголы живут на территории Али (округ Нгари) и Чамдо, вблизи провинции Юньнань. Жизнь монгола не возможно представить без лошади. Чтобы доказать своё мужество, мужчины должны обладать навыками хорошей верховой езды, а также стрельбы из лука и борьбы. Живущие в скотоводческих районах Тибета монголы одеваются в меховые халаты, обычно отороченные атласной тканью. Монгольский традиционный костюм как правило красного, жёлтого или тёмно-синего цвета. Обувью для мужчин и женщин служат высокие бурки с причудливым традиционным орнаментом. Зимой монголы носят конические шапки, а летом — тюрбаны. Женщины носят головной убор, украшенный нитями из бисера и драгоценных камней, волосы при этом разбирают на пробор. Монголы славятся своей традиционной музыкой и танцами, отражающими кочевую жизнь народа. Форма брака — моногамия. Вероисповедание — тибетский буддизм,

анимизм —(почитание духов, поклонение силам природы).

 

НуНу

Представители народности НУ говорят на языке нусу, тибето-бирманской группы, сино-тибетской языковой семьи. Ну проживают в округе Чамдо и в Вэйси-Лисуском автономном уезде, Дечен-Тибетского автономного округа, а также в Нуцзян-Лисуском автономном округе провинции Юньнань. Основным традиционным занятием этого народа считается охота, сбор лекарственных трав, рыболовство, ремёсла и земледелие. На орошаемых полях они выращивают главным образом гречиху, просо, кукурузу, пшеницу, а также овёс, рис, коноплю, бобовые, овощи, ямс и таро. Живут ну в деревянных рубленых домах или же в бамбуковых каркасных хижинах. Как мужчины, так и женщины одеваются в национальную льняную или хлопковую одежду, хотя сейчас преобладает современный стиль. Женщины, украшенные нитями из бисера, коралла, серебряных монет и драгоценных камней одеваются в туники и длинные юбки, а девушки одевают поверх юбки передник. Мужчины носят халаты или туники на пуговицах и штаны. Головным убором служит тюрбан. Ну исповедуют анимизм (почитание духов, поклонение силам природы) и тибетский буддизм. Тела усопших кремируются или хоронятся в лесу. Форма брака — моногамия, но встречается и полигиния.

 

Дулуны (Друнг) Дулуны

Дерунг, язык общения Дулунов, относится к тибето-бирманской группе, сино-тибетской языковой семьи. Дулуны проживают в основном в округе Чамдо, Нуцзян-Лисуском автономном округе провинции Юньнань и занимаются земледелием, выращивая зерновые и овощи, охотой, рыболовством, бортничеством (сбор дикого мёда), скотоводством и собирательством лекарственных трав. Среди них есть также хорошие ремесленники и торговцы. Мужчины и женщины стригут волосы до плеч, оставляя длинную чёлку. Женщины носят платья из полосатой ткани, а мужчины — длинную полосатую тунику с короткими рукавами, часто поверх обычных маек или рубашек. Ранее среди женщин был распространён обычай татуировки лица. Девочке, достигшей 12-13 лет, татуировали лицо. Считалось, что девушка не выйдет замуж, если её лицо не будут украшать татуированные узоры.

Сейчас же молодые женщины отказываются от этого обычая. Большинство дулунов исповедуют анимизм, хотя встречаются и христиане. Форма брака — моногамия и полигиния.

 

Монба (Мэньнба, Монпа)

Монба проживают в южной части Тибета. МоинбаБольшинство из них живут в уездах Медог и Кана, а также в округе Ньингчи. Язык монба, имеющий множество диалектов, относится к тибето-бирманской языковой семье. Монба тесно связаны с тибетцами родственными связями, благодаря смешанным бракам, которые заключались на протяжении многих лет. Как мужчины, так и женщины носят косы и предпочитают одеваться в традиционную для них одежду чёрного цвета. В последние годы заметно присутствие ярких цветов и современного стиля одежды. Женщины также носят белые фартуки и украшают себя браслетами, кольцами и серьгами. Представители этой народности живут в двухэтажных каменных домах с ярко раскрашенными дверными и оконными рамами. Многие монба следуют тибетскому календарю, исповедуют тибетский буддизм и отмечают те же праздники, что и тибетцы, есть и приверженцы анимизма. Шестой Далай Лама Цангьян Гьяцо был представителем народности моинба.

Основным занятием монба является земледелие (гречиха, ячмень, рис, пшеница, овощи) и скотоводство (яки, буйволы, овцы, лошади). Они прекрасные ремесленники и художники (резьба по дереву, бамбукоплетение, ткачество, тханка). Деревянная посуда, изготавливаемая ими, пользуется популярностью у тибетцев и народа лоба. Монба хорошие певцы и танцоры, их танцы отличаются простотой и динамичностью.

 

Лоба (Лхоба, Лопа)Лоба

Лоба проживают в юго-восточном районе Лоюй. Их язык относится к тибето-бирманской ветви, сино-тибетской языковой семьи. Лоба — приверженцы тибетского буддизма и анимизма. Особо почитаются духи гор, а также леса. С древности лоба занимались охотой. Этим искусством представители этой малочисленной народности владеют в совершенстве. Мальчики начинали охотиться с очень раннего возраста, отправляясь на охоту вместе с отцом. По достижении сыном зрелого возраста, ему было необходимо самому добыть крупного зверя. Это было своего рода испытание на зрелость (с этого момента мальчик становился мужчиной). С середины ХХ в. их основной деятельностью становится земледелие. Свою одежду они шьют из овечьей шерсти, которая немного похожа на одежду тибетцев. Мужчины носят чёрные до колена куртки без рукавов и головные уборы, сделанные из шкуры волка или медведя. Женщины надевают кофты с узкими рукавами и юбки. И мужчины и женщины носят украшения (бусы, браслеты, серьги, ожерелья). Тяжёлые украшения женщин, сделанные из серебряных монет, ракушек и латуни, говорят о их богатстве. Как у мужчин, так и у женщин волосы принято заплетать в косы. Форма брака — моногамия, строго патриархальные небольшие семьи. Тибетоязычное население горного княжества Мустанг, расположенного в Непале, также идентифицирует себя как лоба (лопа) и под этим названием официально признано в качестве национального меньшинства, однако их ошибочно считают тибетцами.

Хуэй (Хуэйцзу)

Представители народности хуэй (китайцы, исповедующие ислам) проживают в основном в Лхасе, Шигадзе и в округе Чамдо. Их основной деятельностью является торговля и ремесла. Традиционная одежда хуэй подобна китайской, основным отличием являются головные уборы: белые шапочки у мужчин и платки у женщин. Мечети, которые строят хуэй, сочетают китайский и исламский архитектурные стили.

Наси

Проживающая в основном в округе Чамдо эта народность исповедует тибетское верование Наси«донгба», уходящее корнями к древней религии бон (бонпо), и анимизм с «женским лицом , в котором нет места ничему мужскому». Донгба проповедует гармонию между человеком и материальной природой (прослеживается чёткая связь с шактизмом, тантризмом, бонпо), имеющей женское начало. Вероятно, по этой причине женщина главенствует у наси. Среди этого народа, в большей степени у моса (ветвь наси), распространён матриархат. Формой брака является полиандрия (многомужество). Наси говорят на языке, относящемся к тибето-бирманской языковой группе и пользуются ныне вымирающим пиктографическим письмом «дунба«. Основным видом деятельности наси является земледелие. Наси живут в срубных домах. Они славятся своей невероятной страстью к музыке. Женщины носят свободные платья с широкими рукавами и брюки. Платья подпоясывают богато украшенными поясами. Головным убором для женщины служит хлопковый тюрбан, который часто дополняют большие серебряные серьги. Мужской костюм подобен традиционному китайскому: рубаха и брюки. Однако в настоящее время традиционная одежда отходит на второй план, уступая место современной одежде.

Дэн (Дэнба)

Народность дэн проживает в уезде Дзаю округа Ньингчи и разговаривает на собственном языке, относящемся к тибето-бирманской группе, сино-тибетской языковой семьи. Основным занятием дэн является земледелие, охота и сбор трав. Женщины дэн любят украшать себя серебром, а мужчины всегда носят на поясе нож.

Кхампа (Кхам)Кхампа

Представители народности кхампа, проживающие в восточном Тибете (округ Ньингчи, Чамдо, Шаньнань) и в провинции Сычуань, занимаются скотоводством и земледелием. Известные своей суровостью и мастерством наездников мужчины кхам обычно носят лисьи шапки и халаты, отделанные шкурой снежных барсов, однако и здесь современная одежда постепенно вытесняет традиционную. Как женщины, так и мужчины имеют очень длинные волосы, часто заплетённые или собранные в пучок. Они обматывают их красными или чёрными нитями и украшают бирюзой. Форма брака — моногамия, полигиния.

Шерпы

Шерпы проживают в основном в уезде Динггье, местечке Лисинь и в Цетанге. Они известны как отличные альпинисты. Традиционным занятием шерпов является земледелие и скотоводство. Мужчины обычно работают в качестве проводников и носильщиков в горных экспедициях. Женщины носят тунику, штаны и поверх юбку. Мужчины — короткие штаны и белый пояс с охотничьим ножом. Шерпы исповедуют тибетский буддизм.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

www.bharatiya.ru

​50 интересных фактов о Тибете и тибетцах — Общенет

Эта горная страна притягивает к себе туристов со всего света не только своей уникально природой и культурой, но и загадочностью и мистической атмосферой. 2. В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. С этого времени Тибет является частью КНР в результате его аннексии Китаем.

3.Экономически Тибет является административным округом Китая, однако уже многие годы борется за свою независимость, и это не случайно.

4.Тибет это отдельное, особое государство, жемчужина восточной культуры и религии. Тибет сотни лет был закрытым для иностранцев и представителей иных религий, наверное, именно благодаря этому он смог сохранить свою самобытность.

5.После присоединения к Китаю многие коренные жители горной страны отправились в изгнание и разъехались по всему миру.

6. Большинство их – более 100 000 человек — проживают в Индии, около 20 000 бежали в Непал.

7.Тибетцы живут также в Бутане, Швейцарии, скандинавских странах, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии.

Далай-Лама 14-й

8.Но правительство Тибета всё еще существует, пусть и неформально. Оно нашло приют в индийском Дхарамсале. Сегодня главой государства, которого фактически больше нет, считается Далай-Лама 14-й.

9. Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.

10.Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».

Тибетцы в Норвегии

11. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки.

12.Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».

13. Тибет – поистине колыбель буддизма. Там находится более двух тысяч буддистских храмов, большая часть которых, конечно, закрыта для посещения. Однако посмотреть все же есть на что, и это не сможет никого оставить равнодушным.

Столица Тибета Лхаса

14. В столице Тибета Лхасе, находится один из самых огромных в мире дворцов — дворец Потала, высотой в 13 этажей. Создается впечатление, что он как будто высечен в скале, на которой и находится. Это центр служения тибетских монахов.

15.В Тибете есть и уникальные буддистские храмы, в которых хранятся древние реликвии, например Джохканг, известные не только тем, что там хранятся образы божеств, но и тем, что это «храм тысячи свечей».

Дворец Потала в Лхасе

16. Тибет, являющийся центром буддизма, можно сравнить с Ватиканом, столицей католицизма. Единственным и немаловажным отличием его от других религиозных центров является нетронутая рукой человека горная природа. Но это не единственное что привлекает туристов.

17.Тибет долгие годы был закрытым государством буддистских монахов – Лам. Да и сейчас въезд в этот округ Китая возможен не круглый год, существуют определенные месяцы в году, когда нахождение на территории Тибета иностранцев недопустимо.

Тибетский монастырь Кей Гом

18. В другое время посещение региона возможно, но только группами и по специальному разрешению, а находиться на территории Тибета можно только при наличии сопровождающего, имеющего соответствующую лицензию.

19. В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.

20. Тибетское плато практически полностью безлюдно. Тибетцы живут на востоке массива. Его север, центр и запад остаётся незаселенным по сей день.

Джомолунгма

21. В Тибете расположена высочайшая в мире горная вершина – Джомолунгма. Хотя многим более привычно её второе название – Эверест.

22. У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни.

23.Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало.

Монастырь Самьё в Тибете

24. «Тибетцы» — обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы — из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи.

25.У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила, таким образом, за своё унижение и покушения на нового мужа.

Священная гора Кайлас

26. Одна из самых известных тибетских гор, носящая статус священной в буддизме и индуизме, — Кайлас, (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 метров, но эзотерики утверждают, что ровно 6666 метров. Некоторые исследователи, считают Кайлас древнейшей из пирамид.

27.Эта гора также считается культовой в паранауке и окутана мистицизмом. По преданию, никто не имеет права взойти на Кайлас. Нарушившего этот запрет ждет скорая смерть, а на того, кто просто прикоснется к святыне, обрушатся болезни.

28.На вершину горы никогда не ступала нога человека, а попытки некоторых альпинистов покорить Кайлас пресекались паломниками, живой стеной встававшими у них на пути. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов.

29. Самый высокогорный народ мира — шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря.

30.С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они.

Один из гидов Тибета

31.Гид по имени Апа Шерпа побывал на вершине Эвереста 21 раз!

32. Даты своего рождения и точного возраст ранее тибетцы не знали. Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.

33. В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма».

34.Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.

35. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган. У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.

Один из тибетских монастырей

36. Тибетские эмигранты не просто осваивают новые территории, но и строят на них свои монастыри.

37. Родиной тибетского буддизма считается Индия, из которой он пришел в 7-м веке нашей эры. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.

38. Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.

39. В Тибете огромное количество буддистских праздников, которые часто напоминают карнавал в масках разных божеств, или, сопровождается зажиганием свечей и лампад, от которых площадь превращается в море огненных светлячков.

40.Еще в 20 веке Тибет был рабовладельческим государством с достаточно кровожадными нравами по отношению к рабам – за любую провинность им могли отрубать стопы, руки и ноги.

41.Также в Тибете долгое время существовала достаточно странная система налогообложения: были установлены налоги на пение, рождение детей, звон колокольчиков и даже носы и уши, всего же насчитывалось более двух тысяч разных налогов.

Яки Тибета

42. Основой тибетского хозяйства исторически являются яки — высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся.

43.Но яки — это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.

44.Традиционная пища народов Тибета — чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

45. Природа Тибета – еще одно его сокровище, которое привлекает туристов и паломников. Во-первых, это целая система «мистических» озер, обладающих, по мнению тибетцев целебными свойствами. Это озера Манасаровар – озеро живой воды, и Ракшас – мертвое озеро или озеро Дьявола.

46. Ракшас это очень ветреное место, над озером всегда дуют сильные ветра, а над озером Манасавар ветра нет никогда. По легенде Ракшас – единственная обитель злых богов после победы над ними добрых. А так как ветер считается силой именно Бога дьяволов, то и ветер может иметь силу только над озером Рокшас.

47. На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании, поэтому похороны в Тибете кажутся дикостью цивилизованному европейцу. Они носят название «небесных» или «воздушных». Во время ритуала тело умершего не предают земле, а оставляют на открытом участке скал – на съедение стервятниками.

48. Смотреть на это со стороны – настоящее испытание для нервов, вот почему церемонию похорон стараются не демонстрировать туристам. Сами же коренные жители считают такие похороны очень почетными и хотели бы, чтобы после смерти с ними поступили именно так. После того как Тибет стал китайским, власти запретили «небесные похороны». Но в 1974 году, после многократных обращений тибетцев, им позволили их проводить.

49. Тибетский буддизм предполагает паломничество. Совершая религиозное странствие, человек не просто отдает дань вере, а готовит себе лучшую, более удачную, судьбу в последующей жизни. Паломниками также становятся люди, в свое время принявшие обет паломничества, или больные, желающие избавиться от недуга.

50. О Тибете снято много фильмов, художественных и документальных. Одной из картин, созданных самими тибетцами, а конкретно – режиссером Тензином Сонамом, стали «Мечты о Лхасе», описывающие жизнь современного Тибета.

фото из интернета

obshe.net

Тибетцы — Википедия

Тибе́тцы — народ, населяющий Тибет и говорящий на тибетском языке сино-тибетской группы языков. Численность — 5,4 млн человек[1]. По вероисповеданию — преимущественно буддисты. Предки тибетцев с незапамятных времён обитали в бассейне среднего течения реки Цангпо. Имеют письменность со своим алфавитом на основе индийского письма брахми с VII века.

Территория проживания и численность

Территории с тибетским автономным статусом в Китае — основные места расселения тибетцев в Китае

Этническая территория тибетцев в настоящее время не имеет независимого статуса. Территориально она почти полностью относится к Китаю, где охватывает весь Тибетский автономный район, частично провинции Сычуань (Аба-тибетский и Ганьцзы-тибетский автономные округа, Мули-тибетский автономный уезд), Ганьсу (Ганнань-тибетский автономный округ и Тяньчжу-тибетский автономный уезд), Цинхай (Хайбэй-тибетский, Хуаннань-тибетский, Хайнань-тибетский, Голог-Тибетский, Юйшу-Тибетский и Хайси-монголо-тибетский автономные округа) — на всех указанных территориях тибетцы проживают компактно и до настоящего времени составляют подавляющее большинство населения. Тибетцы населяют также северо-запад провинции Юньнань (в частности, в Дечен-Тибетском автономном округе). В целом, о численности тибетцев в Китае судить сложно, но известно, что по данным переписи 1959 года численность тибетцев в Китае составляла 6 330 567 человек[2].

Вне Китая тибетцы проживают также на севере Индии в штатах Джамму и Кашмир (Ладакх) и Аруначал-Прадеш; в Непале, Бутане, индийских штатах Сикким и Западная Бенгалия проживают группы населения, тесно связанные с тибетцами этнически и культурно. В результате событий 1950-х гг., связанных с присоединением Тибета к КНР, сформировалось организованное сообщество тибетцев за рубежом.

Тибетцы за рубежом

Тибетская диаспора в странах Южной Азии начала формироваться после силового присоединения Тибета к КНР в 1950 г. и бегства значительной части политической и культурной элиты за пределы горной страны в ходе восстания 1959 г. После этого наблюдался еще ряд волн исхода тибетцев. Значительное число беженцев оказалось в Индии, правительство которой приняло деятельное участие в их судьбе. Тибетским беженцам были предоставлены места для расселения на северо-западе, северо-востоке и юге страны, они обеспечивались гуманитарной помощью. Индийские власти не препятствовали компактному расселению тибетцев, созданию ими собственных органов самоуправления [3].

В настоящее время компактные поселения тибетцев существуют в штатах Химачал-Прадеш, Уттарханд, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Аруначал-Прадеш, Карнатака, Орисса, столице Дели [4]. Зарегистрированная численность эмигрантской общины в 2010 г. составляла примерно 128 тыс. чел., из них 95 тыс. в Индии [5]. Точное число тибетцев за рубежом установить невозможно из-за оживленного трансграничного перемещения людей между Китаем, Непалом и Индией. Тибетцы активно эмигрируют в страны Западной Европы и Северной Америки, в небольшом числе — в Россию, в буддийских регионах которой (Бурятия, Калмыкия, Тува) тибетские общины занимают определенную роль в религиозной и общественной жизни.

Субэтнос, язык и религия

Юные тибетские монахи в 2004 году

В составе тибетцев выделяют этнолокальные группы амдова (провинции Цинхай и Ганьсу), кхампа и сифань (провинции Сычуань, Юннань и соседние районы Тибетского автономного района) и др.

Тибетцы говорят на многочисленных диалектах тибетского языка, принадлежащего к центральной группе сино-тибетской языковой семьи.

Тибетский язык имеет древнюю письменность (по крайней мере с VII в.) с использованием особой тибетской азбуки — на основе брахми, представляющей собой слоговое письмо, с направлением письма слева направо (аналогично современному европейскому).

По вероисповеданию большинство тибетцев являются буддистами.

Этническая история

Предки тибетцев издавна населяли среднее течение бассейна реки Цангпо (Брахмапутра). Именно здесь археологи обнаружили остатки древних цивилизаций времен палеолита, неолита и железного века.

В VI в. предводитель племени, населявшего район Шаньнань, стал цанпо, то есть главой объединенных тибетских племен. В VII веке тибетский царь Сонцэн Гампо установил господство над всем Тибетом. Уже тогда тибетцы имели значительные связи с соседними китайцами — в частности, был заключен династический брак Сонцэна Гампо с принцессой Танского императорского двора Вэньчэн.

Правители монгольской империи Юань, в которую монголы включили Китай, в XIII в. приняли тибетский буддизм и установили связь с тибетскими первоиерархами школы Сакья по принципу «наставник — покровитель», установив над Тибетом контроль.

Для этноконсолидации тибетцев большое значение имело введение института Далай-ламы. Это привело к установлению Тибетского теократического государства (уже 5-й Далай-лама объединил под своим началом все тибетские земли), власть в которой помимо религиозного владыки осуществляло местное правительство Кашаг.

Независимый статус Тибетского государства сохранялся вплоть до 1949 года, когда в Тибет вторглись китайцы под предлогом освобождения тибетцев от теократической власти. К 1959 году весь Тибет окончательно вошел в состав КНР. Многие сторонники тибетской независимости, в том числе и 14-й Далай-Лама, бежали за границу, и уже в эмиграции продолжили (и продолжают) активную деятельность по защите национально-государственных прав тибетцев.

Сейчас действует тибетское правительство в изгнании, которое имеет преемственность от правительства независимого Тибета и является членом Организации непредставленных наций и народов.

Хозяйство и общество

Земледелец в традиционной шляпе с жёрновом для перетирания зерна, фото 1938 года

По разновидностям занятий среди тибетцев выделяют несколько (три) хозяйственно-культурных типов:

  • горные оседлые земледельцы — половина всех тибетцев; основными хозяйственными культурами являются ячмень, пшеница, иногда рис; в условиях нехватки воды используется искусственное орошение;
  • полуоседлые земледельцы-скотоводы — переходный тип, объединяющий два вида хозяйственной деятельности;
  • кочевники-скотоводы — яки, лошади, овцы, козы (для ношения клади).

Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве и др.

В современном Китае, тибетцы активно задействованы в промышленности, в том числе и мелкой частной.

К сер. XX в. тибетское общество оставалось практически закрытым и обособленным от остального мира — строй был полуфеодальным, хранилось много архаичных черт, выдающуюся роль в социуме играла теократическая верхушка; расслоение у скотоводов было выражено слабо.

Тибетская семья традиционно мала, брак преимущественно патрилокальный. У тибетцев известны случаи полиандрии и полигинии.

Материальная и духовная культура

Материальная культура

У тибетцев распространены как сельские поселения, так и значительная сеть городских (обычно города уличной планировки группировались вокруг храмовых комплексов). Тибетцы имеют давние архитектурные традиции — как светского (в том числе и дворцового), так и культового строительства, наибольшее влияние на которое оказали буддизм, индийская и китайская архитектура.

Традиционной в культовом строительстве была ступа (чойтэн) и её вариации, заметные в дворцовом строительстве. Храмы тибетцев обычно возвышенные. В традиционном декоре тибетских зданий выделяются буддистские и китайские мотивы, орнаменты (буддистский круг, драконы и т. д.).

Традиционные улица и дома в г. Шангри-Ла, пр. Юньнань

Чёткое представление о городской архитектуре тибетцев даёт внешний вид их столицы города Лхасы, и, в частности, один из самых ярких её архитектурных комплексов — дворцовый комплекс Потала, бывшая резиденция Далай-лам, который имеет серьёзные размеры — 117 м в высоту и 360 м в ширину, состоит из внешнего Белого дворца (административные корпуса) и внутреннего Красного дворца (культовая и жилая часть) с более 10.000 храмов и ступ и содержит огромную коллекцию буддистских скульптур и икон, а также крупную библиотеку.

Традиционные жилища оседлых тибетцев — довольно большие каменные или деревянные здания с использованием камня, где нижний этаж отдан под мастерскую, торговую лавку (в городах) или предназначен для скота (на селе), а верхний является жилым.

Полукочевые тибетцы (в высокогорье) живут в поселениях уличной планировки, состоящие из зданий небольшого размера, преимущественно одноэтажных.

Жилищами тибетских кочевников-скотоводов являются шерстяные палатки.

Костюм скотовода. Через плечо перекинута переносная ступа для молений, Музей естествознания, Чикаго, США

Традиционная мужская и женская одежда тибетцев — чуба — длинный халат с высоким воротом и длинными рукавами, летом из ткани, зимой — из овечьей шкуры. Обувь — кожаные сапоги с заостренным носом. У тибетцев есть разнообразные головные уборы, среди которых превалируют бараньи и подбитые мехом шапки. Традиционной повседневной прической женщин (а нередко и мужчин) являются косы.

Основу устоявшегося рациона тибетцев составляет цампа — поджаренная ячменная мука, смешанная с чаем, маслом и солью; у скотоводов преобладала мясо-молочная диета. Популярны изделия из муки — лапша и разновидность пельменей (момо, момо-ча).

Праздничным угощением у тибетцев служит выдержанная простокваша-шо; второй национальный алкогольный напиток — ячменное пиво (чанг).

Тибетская медицина

Мировое признание получила тибетская медицина, являющаяся одной из древнейших существующих организованных медицинских систем. В VIII в. врач-учёный Юток Йонтен Гонпо (Yutok Yonten Gonpo) на основе медицинских традиций Тибета, Индии, Персии и Китая составил обобщенный медицинский труд Четыре Тантры, дополнения и популяризацию которой осуществили его последователи.

Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической — применяются более 2 тыс. видов растений; также используются другие природные средства — около 40 видов животных и около 50 минералов.

Фольклор, народные традиции и праздники

Танцы во время фестиваля Шодун, парк Норбулингка, Лхаса, 1993 год

Устное народное творчество тибетцев представлено мифами, эпосом (всемирно известная Гэсэриада на тибетский лад), легендами, сказками (сказочные рамочные повести, волшебные легенды, предания, байки, бытовые истории, в том числе о шутнике дядюшке Денби), пословицами и поговорками, танцами, сопровождаемыми песнями под аккомпанемент музыкальных инструментов — смычковых, свирелей, колокольчиков и бубнов, театрализованными представлениями (тибетская народная опера Аче Лгамо).

Тибетские борцы, 1938 год

У тибетцев хранится множество интересных традиций, обычаев и обрядов. Летосчисление ведется по собственному лунному календарю. По нему же определяются точные даты проведения многочисленных традиционных тибетских праздников, наибольшее значение среди которых имеют праздник Нового года (Лосар, Ло Гсар), праздник Фонарей, праздник простокваши (Шодун, Шотон), праздники купания, праздники урожая и т. п.

Праздник Нового года Лосар / Ло Гсар сопровождается религиозными танцами лам, театральными постановками и народными гуляниями.

«Праздник простокваши» Шодун / Шотон, посвященный Будде, представляет собой городской праздник в центральном парке Лхасы — Норбулинка с традиционными народные гуляниями, представлениями на открытом пространстве, угощениями и ночными огнями.

Во время различных праздников тибетцы устраивают соревнования по национальным видам спорта — лошадиные и на яках гонки, стрельба из луков, традиционную борьбу кулаками и др.

Интересные факты

  • Во время весеннего Праздника фонарей вся столица тибетцев, город Лхаса, украшается фонарями, а на улицах выставляются лепные картины из подкрашенного сливочного масла.
  • Каждый тибетец участвует в Празднике купания (принимает купель) трижды: при рождении, во время свадьбы и после смерти. Традиционно считалось, что людям не стоит полностью мыться, лишь по случаю важных событий.
  • Трогательная история дружбы и обучения австрийского альпиниста Генриха Харрера и 14-го Далай-ламы (когда он был ещё ребёнком) в период между 1944 и 1951 годами (вплоть до вторжения китайских военнослужащих) нашла отражение в автобиографической книге Гаррера и легла в основу сюжета голливудской киноленты «Семь лет в Тибете».
  • Слово «як» происходит из тибетского языка (གཡག་ — g.yag), где используется для обозначения самцов этих животных (самка яка по-тибетски называется dri или nak).

См. также

Примечания

Литература

  • Тибетцы // Народы мира. Историко-этнографический справочник., М.: «Советская Энциклопедия», 1988, стор. 439—440 (рус.)
  • Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. — СПб.: издание А.Терентьева, 2010. [1] (рус.)
  • Про тибетців на www.china.org.cn, Китайському інформаційному Інтернет-центрі (рус.)
  • Решетов А. М., Яковлев А. Г., К вопросу о социально-экономических отношениях у тибетцев в первой половине XX в. // в кн. Социальная история народов Азии., М., 1975 (рус.)
  • Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов., М., 1975 (рус.)
  • Snellgrove D. L., Richardson H. E. A cultural history of Tibet., Boulder, 1980 (англ.)

Ссылки

wikipedia.green

Тибетцы — Википедия

Тибе́тцы — народ, населяющий Тибет и говорящий на тибетском языке сино-тибетской группы языков. Численность — 5,4 млн человек[1]. По вероисповеданию — преимущественно буддисты. Предки тибетцев с незапамятных времён обитали в бассейне среднего течения реки Цангпо. Имеют письменность со своим алфавитом на основе индийского письма брахми с VII века.

Территория проживания и численность

Территории с тибетским автономным статусом в Китае — основные места расселения тибетцев в Китае

Этническая территория тибетцев в настоящее время не имеет независимого статуса. Территориально она почти полностью относится к Китаю, где охватывает весь Тибетский автономный район, частично провинции Сычуань (Аба-тибетский и Ганьцзы-тибетский автономные округа, Мули-тибетский автономный уезд), Ганьсу (Ганнань-тибетский автономный округ и Тяньчжу-тибетский автономный уезд), Цинхай (Хайбэй-тибетский, Хуаннань-тибетский, Хайнань-тибетский, Голог-Тибетский, Юйшу-Тибетский и Хайси-монголо-тибетский автономные округа) — на всех указанных территориях тибетцы проживают компактно и до настоящего времени составляют подавляющее большинство населения. Тибетцы населяют также северо-запад провинции Юньнань (в частности, в Дечен-Тибетском автономном округе). В целом, о численности тибетцев в Китае судить сложно, но известно, что по данным переписи 1959 года численность тибетцев в Китае составляла 6 330 567 человек[2].

Вне Китая тибетцы проживают также на севере Индии в штатах Джамму и Кашмир (Ладакх) и Аруначал-Прадеш; в Непале, Бутане, индийских штатах Сикким и Западная Бенгалия проживают группы населения, тесно связанные с тибетцами этнически и культурно. В результате событий 1950-х гг., связанных с присоединением Тибета к КНР, сформировалось организованное сообщество тибетцев за рубежом.

Тибетцы за рубежом

Тибетская диаспора в странах Южной Азии начала формироваться после силового присоединения Тибета к КНР в 1950 г. и бегства значительной части политической и культурной элиты за пределы горной страны в ходе восстания 1959 г. После этого наблюдался еще ряд волн исхода тибетцев. Значительное число беженцев оказалось в Индии, правительство которой приняло деятельное участие в их судьбе. Тибетским беженцам были предоставлены места для расселения на северо-западе, северо-востоке и юге страны, они обеспечивались гуманитарной помощью. Индийские власти не препятствовали компактному расселению тибетцев, созданию ими собственных органов самоуправления [3].

В настоящее время компактные поселения тибетцев существуют в штатах Химачал-Прадеш, Уттарханд, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Аруначал-Прадеш, Карнатака, Орисса, столице Дели [4]. Зарегистрированная численность эмигрантской общины в 2010 г. составляла примерно 128 тыс. чел., из них 95 тыс. в Индии [5]. Точное число тибетцев за рубежом установить невозможно из-за оживленного трансграничного перемещения людей между Китаем, Непалом и Индией. Тибетцы активно эмигрируют в страны Западной Европы и Северной Америки, в небольшом числе — в Россию, в буддийских регионах которой (Бурятия, Калмыкия, Тува) тибетские общины занимают определенную роль в религиозной и общественной жизни.

Видео по теме

Субэтнос, язык и религия

Юные тибетские монахи в 2004 году

В составе тибетцев выделяют этнолокальные группы амдова (провинции Цинхай и Ганьсу), кхампа и сифань (провинции Сычуань, Юннань и соседние районы Тибетского автономного района) и др.

Тибетцы говорят на многочисленных диалектах тибетского языка, принадлежащего к центральной группе сино-тибетской языковой семьи.

Тибетский язык имеет древнюю письменность (по крайней мере с VII в.) с использованием особой тибетской азбуки — на основе брахми, представляющей собой слоговое письмо, с направлением письма слева направо (аналогично современному европейскому).

По вероисповеданию большинство тибетцев являются буддистами.

Этническая история

Предки тибетцев издавна населяли среднее течение бассейна реки Цангпо (Брахмапутра). Именно здесь археологи обнаружили остатки древних цивилизаций времен палеолита, неолита и железного века.

В VI в. предводитель племени, населявшего район Шаньнань, стал цанпо, то есть главой объединенных тибетских племен. В VII веке тибетский царь Сонцэн Гампо установил господство над всем Тибетом. Уже тогда тибетцы имели значительные связи с соседними китайцами — в частности, был заключен династический брак Сонцэна Гампо с принцессой Танского императорского двора Вэньчэн.

Правители монгольской империи Юань, в которую монголы включили Китай, в XIII в. приняли тибетский буддизм и установили связь с тибетскими первоиерархами школы Сакья по принципу «наставник — покровитель», установив над Тибетом контроль.

Для этноконсолидации тибетцев большое значение имело введение института Далай-ламы. Это привело к установлению Тибетского теократического государства (уже 5-й Далай-лама объединил под своим началом все тибетские земли), власть в которой помимо религиозного владыки осуществляло местное правительство Кашаг.

Независимый статус Тибетского государства сохранялся вплоть до 1949 года, когда в Тибет вторглись китайцы под предлогом освобождения тибетцев от теократической власти. К 1959 году весь Тибет окончательно вошел в состав КНР. Многие сторонники тибетской независимости, в том числе и 14-й Далай-Лама, бежали за границу, и уже в эмиграции продолжили (и продолжают) активную деятельность по защите национально-государственных прав тибетцев.

Сейчас действует тибетское правительство в изгнании, которое имеет преемственность от правительства независимого Тибета и является членом Организации непредставленных наций и народов.

Хозяйство и общество

Земледелец в традиционной шляпе с жёрновом для перетирания зерна, фото 1938 года

По разновидностям занятий среди тибетцев выделяют несколько (три) хозяйственно-культурных типов:

  • горные оседлые земледельцы — половина всех тибетцев; основными хозяйственными культурами являются ячмень, пшеница, иногда рис; в условиях нехватки воды используется искусственное орошение;
  • полуоседлые земледельцы-скотоводы — переходный тип, объединяющий два вида хозяйственной деятельности;
  • кочевники-скотоводы — яки, лошади, овцы, козы (для ношения клади).

Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве и др.

В современном Китае, тибетцы активно задействованы в промышленности, в том числе и мелкой частной.

К сер. XX в. тибетское общество оставалось практически закрытым и обособленным от остального мира — строй был полуфеодальным, хранилось много архаичных черт, выдающуюся роль в социуме играла теократическая верхушка; расслоение у скотоводов было выражено слабо.

Тибетская семья традиционно мала, брак преимущественно патрилокальный. У тибетцев известны случаи полиандрии и полигинии.

Материальная и духовная культура

Материальная культура

У тибетцев распространены как сельские поселения, так и значительная сеть городских (обычно города уличной планировки группировались вокруг храмовых комплексов). Тибетцы имеют давние архитектурные традиции — как светского (в том числе и дворцового), так и культового строительства, наибольшее влияние на которое оказали буддизм, индийская и китайская архитектура.

Традиционной в культовом строительстве была ступа (чойтэн) и её вариации, заметные в дворцовом строительстве. Храмы тибетцев обычно возвышенные. В традиционном декоре тибетских зданий выделяются буддистские и китайские мотивы, орнаменты (буддистский круг, драконы и т. д.).

Традиционные улица и дома в г. Шангри-Ла, пр. Юньнань

Чёткое представление о городской архитектуре тибетцев даёт внешний вид их столицы города Лхасы, и, в частности, один из самых ярких её архитектурных комплексов — дворцовый комплекс Потала, бывшая резиденция Далай-лам, который имеет серьёзные размеры — 117 м в высоту и 360 м в ширину, состоит из внешнего Белого дворца (административные корпуса) и внутреннего Красного дворца (культовая и жилая часть) с более 10.000 храмов и ступ и содержит огромную коллекцию буддистских скульптур и икон, а также крупную библиотеку.

Традиционные жилища оседлых тибетцев — довольно большие каменные или деревянные здания с использованием камня, где нижний этаж отдан под мастерскую, торговую лавку (в городах) или предназначен для скота (на селе), а верхний является жилым.

Полукочевые тибетцы (в высокогорье) живут в поселениях уличной планировки, состоящие из зданий небольшого размера, преимущественно одноэтажных.

Жилищами тибетских кочевников-скотоводов являются шерстяные палатки.

Костюм скотовода. Через плечо перекинута переносная ступа для молений, Музей естествознания, Чикаго, США

Традиционная мужская и женская одежда тибетцев — чуба — длинный халат с высоким воротом и длинными рукавами, летом из ткани, зимой — из овечьей шкуры. Обувь — кожаные сапоги с заостренным носом. У тибетцев есть разнообразные головные уборы, среди которых превалируют бараньи и подбитые мехом шапки. Традиционной повседневной прической женщин (а нередко и мужчин) являются косы.

Основу устоявшегося рациона тибетцев составляет цампа — поджаренная ячменная мука, смешанная с чаем, маслом и солью; у скотоводов преобладала мясо-молочная диета. Популярны изделия из муки — лапша и разновидность пельменей (момо, момо-ча).

Праздничным угощением у тибетцев служит выдержанная простокваша-шо; второй национальный алкогольный напиток — ячменное пиво (чанг).

Тибетская медицина

Мировое признание получила тибетская медицина, являющаяся одной из древнейших существующих организованных медицинских систем. В VIII в. врач-учёный Юток Йонтен Гонпо (Yutok Yonten Gonpo) на основе медицинских традиций Тибета, Индии, Персии и Китая составил обобщенный медицинский труд Четыре Тантры, дополнения и популяризацию которой осуществили его последователи.

Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической — применяются более 2 тыс. видов растений; также используются другие природные средства — около 40 видов животных и около 50 минералов.

Фольклор, народные традиции и праздники

Танцы во время фестиваля Шодун, парк Норбулингка, Лхаса, 1993 год

Устное народное творчество тибетцев представлено мифами, эпосом (всемирно известная Гэсэриада на тибетский лад), легендами, сказками (сказочные рамочные повести, волшебные легенды, предания, байки, бытовые истории, в том числе о шутнике дядюшке Денби), пословицами и поговорками, танцами, сопровождаемыми песнями под аккомпанемент музыкальных инструментов — смычковых, свирелей, колокольчиков и бубнов, театрализованными представлениями (тибетская народная опера Аче Лгамо).

Тибетские борцы, 1938 год

У тибетцев хранится множество интересных традиций, обычаев и обрядов. Летосчисление ведется по собственному лунному календарю. По нему же определяются точные даты проведения многочисленных традиционных тибетских праздников, наибольшее значение среди которых имеют праздник Нового года (Лосар, Ло Гсар), праздник Фонарей, праздник простокваши (Шодун, Шотон), праздники купания, праздники урожая и т. п.

Праздник Нового года Лосар / Ло Гсар сопровождается религиозными танцами лам, театральными постановками и народными гуляниями.

«Праздник простокваши» Шодун / Шотон, посвященный Будде, представляет собой городской праздник в центральном парке Лхасы — Норбулинка с традиционными народные гуляниями, представлениями на открытом пространстве, угощениями и ночными огнями.

Во время различных праздников тибетцы устраивают соревнования по национальным видам спорта — лошадиные и на яках гонки, стрельба из луков, традиционную борьбу кулаками и др.

Интересные факты

  • Во время весеннего Праздника фонарей вся столица тибетцев, город Лхаса, украшается фонарями, а на улицах выставляются лепные картины из подкрашенного сливочного масла.
  • Каждый тибетец участвует в Празднике купания (принимает купель) трижды: при рождении, во время свадьбы и после смерти. Традиционно считалось, что людям не стоит полностью мыться, лишь по случаю важных событий.
  • Трогательная история дружбы и обучения австрийского альпиниста Генриха Харрера и 14-го Далай-ламы (когда он был ещё ребёнком) в период между 1944 и 1951 годами (вплоть до вторжения китайских военнослужащих) нашла отражение в автобиографической книге Гаррера и легла в основу сюжета голливудской киноленты «Семь лет в Тибете».
  • Слово «як» происходит из тибетского языка (གཡག་ — g.yag), где используется для обозначения самцов этих животных (самка яка по-тибетски называется dri или nak).

См. также

Примечания

Литература

  • Тибетцы // Народы мира. Историко-этнографический справочник., М.: «Советская Энциклопедия», 1988, стор. 439—440 (рус.)
  • Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. — СПб.: издание А.Терентьева, 2010. [1] (рус.)
  • Про тибетців на www.china.org.cn, Китайському інформаційному Інтернет-центрі (рус.)
  • Решетов А. М., Яковлев А. Г., К вопросу о социально-экономических отношениях у тибетцев в первой половине XX в. // в кн. Социальная история народов Азии., М., 1975 (рус.)
  • Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов., М., 1975 (рус.)
  • Snellgrove D. L., Richardson H. E. A cultural history of Tibet., Boulder, 1980 (англ.)

Ссылки

wiki2.red

Люди Тибета

Люди Тибета очень дружелюбны, хотя фотографироваться не любят. Они считают, что фото забирает их красоту и Дхарму (гармонию, природу, сознание и мир).

Люди Тибета

Люди Тибета

Выделяется две национальности тибетцев:

  • Первая – жители Тибета, живущие высоко в горах. Они носят длинные косы, в которые заплетены разноцветные ленты. Причем косы носят как женщины, так и мужчины.

Такие разные жители

Такие разные жители
  • Вторая – тибетцы похожие на перуанцев или мексиканцев (городские жители). Они носят шляпы с огромными полями.

Национальности тибетцев

Национальности тибетцев

Женщины носят много украшений из бирюзы, янтаря, коралла и золота.

Костюмы женщин

Костюмы женщин

Костюмы украшены тяжелыми серебряными поясами. Не представляю, как можно нести на себе всю эту тяжесть. Но смотрится очень эффектно.

Последние новинки специально для модниц Тибета.

Специально для модниц

Специально для модниц

Тибетское солнце жарит, как микроволновка – незаметно и сильно. На одной и той же улице может быть +25°C на солнечной стороне, и +8°C в тени. Все тибетские дети румяные, их щечки буквально обугливаются на солнце.

Тибетские дети

Тибетские дети

У женщин этот румянец сохраняется на всю жизнь, а более грубая мужская кожа просто равномерно темнеет.

Простые люди

Простые люди

Чтобы не сгореть, тибетцы постоянно носят шляпы-панамки и смазывают кожу ячьим маслом. Представляете себе, какой специфический запах стоит кругом?

Простые люди Тибета приветливы и радушны что часто свойственно людям, не обременённым излишним имуществом.

Приветливы и радушны

Приветливы и радушны

Прогуливаясь по Лхасе, мне часто приходилось встречать вот такой странный агрегат, больше всего напоминающий оклеенную изнутри фольгой спутниковую тарелку. Если хорошенько присмотреться, то можно заметить, как на этой «тарелке», при помощи каких-то нехитрых креплений, стоит чайник. Как оказалось, таким образом тибетцы греют воду. Солнечная радиация такова, что под действием отраженных лучей вода закипает через 20 минут.

Странный агрегат

Странный агрегат

Так как в Китае перенаселение, многие китайцы едут жить в почти не освоенный Тибет. Однако многие не выдерживают долгой жизни так высоко в горах – давление скачет, увеличиваются в размерах сердце и легкие. Всё это вполне понятно, ведь местным жителям кислорода требуется на 20% меньше – это заложено генетически, как и у коренных перуанцев, а китайцы вынуждены на пару месяцев выезжать в Китай, чтобы прийти в себя.

Пейзаж Тибета напоминает лунный: горные отроги с развалинами древних башен, на склонах которых там и сям притулились традиционные тибетские дома. Такие дома довольно живописны: крыши плоские, по углам расположены стопки камней с воткнутыми в них прутьями, на которых развеваются молитвенные флажки. Дворы окружают невысокие стены, к которым рядами прилеплены на просушку аккуратные оладьи из ячьего навоза. Деревьев здесь нет и сушеный кизяк – единственное топливо.

Стены тибетских домов

Стены тибетских домов

Современные здания из стекла и бетона. Сразу понятно — новостройки.

Коттеджный посёлок

Коттеджный посёлок

Яки в Тибете повсюду: на них ездят, перевозят поклажу, пашут, их шерсть используют на одежду, а мясо и молоко – в пищу. Ячье масло активно используют в храмах, подливая в светильники. Только яки способны переносить пронизывающие ветра (при -50°C) тибетского нагорья. Они толпами ходят по склонам и дорогам, не издавая при этом ни единого звука. Оказывается, для сохранения кислорода при ходьбе эти животные не способны мычать.

Яки в Тибете

Яки в Тибете

Для китайцев тибетцы – счастливые люди, так как в их семьях принято иметь по 5-6 детей. На территории Тибета не действуют ограничения рождаемости, тогда как по всей территории Китая родители вынуждены ограничиваться одним ребенком или платить огромный штраф за второго (20 000 $). В Китае это могут себе позволить лишь богатые семьи.

В Тибете нет понятия средний класс. Люди Тибета делятся либо на богатых, либо на бедняков.

Богатые Тибетцы занимаются разработкой золота, собирают бешено дорогие коренья кордицепса (1 грамм стоит около 50 $). Богатые семьи имеют возможность послать учиться детей в Китай, где после учебы они могут найти хорошую работу.

Семьи, находящиеся с нашей точки зрения на грани нищеты, занимаются выращиванием ячменя, скотоводством. После сбора урожая всей деревней нанимают автобус и отправляются в паломничество по всем-всем монастырям Тибета.

Интересный факт, что паспортов китайское правительство тибетцам не выдает, дабы они не уехали в Индию (к почитаемому ими Далай-Ламе).

Уровень грамотности среди жителей Тибета составляет менее 50%. Если в семье кто-то из родственников монах – это большая удача для семьи. В монахи школы гулуг забирают сирот с 10 лет, так как монахи этой школы соблюдают целибад (обет безбрачия), и не могут продолжить свой род.

Высокий Лама из монастыря Лхасы проверяет еcть ли у ребенка связь с Буддой, возлагая на его макушку ладонь.

Пенсионный возраст в Тибете начинается так же, как и у нас: с 55 лет у женщин, но с 57 у мужчин. Выплачивает пенсию правительство Китая. В Китае же пенсия – такая же «страховая» как и у нас. Нужно заранее, с молодости позаботиться о своем будущем и откладывать в социальные фонды накопительную часть. Либо же воспитать своего ребенка так, чтобы во взрослости своей он осознавал обязанность и заботился о родителях.

На улицах города

На улицах города

Для детей же образование бесплатное по всей территории страны. В больших сёлах есть интернаты, где учатся и живут на неделе дети из отдаленных горных районов.

Интернаты для детей

Интернаты для детей

Учеба в начальной школе длится 6 лет, в средней – 3 года, и еще 3 года в старших классах. Учатся они по 10 часов в день! Для начальной школы обязательно ношение пионерских галстуков, а школьная форма представляет из себя обыкновенный спортивный костюм китайского ширпотреба. У нас спортивные костюмы делают не хуже!

Учёба в школе

Учёба в школе

Более подробно о том как одеваются китайцы, об их быте и странностях, читайте в статье: Пекин глазами туриста.

В связи с вводом санкций против России и поворотом нашего руководства в сторону сближения с Азией, после заключения договора с РФ, здесь, в Китае, резко упали цены на бензин. Это благо для китайцев, так как вслед за бензином должны снизиться цены на продукты (доставка их подешевела), хозяйственные товары и так далее. Налоги в стране составляют 10%.

На рынке все товары китайского производства, так как правительство обложило огромными пошлинами ввоз иностранной техники и машин (до 200%). Китайцы начали поднимать своё производство на основе достижений запада, добытых шпионскими методами.

Вечерняя прогулка по городу.

Люди работали

Люди работали

Люди Тибета работают, торгуют, отдыхают.

Торговля кипит

Торговля кипит

Прогулка по городу

Прогулка по городу

Мы увидели, как играют в маджонг. Между прочим, эта игра была долгое время запрещена властями – столь азартно и долго игроки спорили о стратегии, выигрыше-проигрыше.

Игра в маджонг

Игра в маджонг

Вообще китайцы очень ценят своё время. Каждую минуту они стараются проводить с пользой для души и тела. Более подробно об этом читайте в статье: Как отдыхают китайцы.

brodilca.ru

Тибетцы — это… Что такое Тибетцы?

Тибетцы — монголоидный народ, населяющий Тибет и говорящий на тибетском языке сино-тибетской группы языков. Численность: 5,4 млн чел.[1] Верующие — преимущественно буддисты. Предки тибетцев с незапамятных времен обитали в бассейне среднего течения реки Цангпо. Письменность со своим алфавитом на основе санскритского с VII века.

Территория проживания и численность

Территории с тибетским автономным статусом в Китае — основные места расселения тибетцев в Китае

Этническая территория тибетцев в настоящее время не имеет независимого статуса. Территориально она почти полностью относится к Китаю, где охватывает весь Тибетский автономный район, частично провинции Сычуань (Аба-тибетский и Ганьцзы-тибетский автономные округа, Мули-тибетский автономный уезд), Ганьсу (Ганнань-тибетский автономный округ и Тяньчжу-тибетский автономный уезд), Цинхай (Хайбах-тибетский, Хуаннань-тибетский, Хайнань-тибетский, Голо-Тибетский, Юйшу-Тибетский и Хайс-монгол-тибетский автономные округа) — на всех указанных территориях тибетцы проживают компактно и до настоящего времени составляют подавляющее большинство населения.

Также тибетцы живут в соседних китайских провинциях Юньнань (в частности, в Дицин-Тибетском автономном округе). В целом о численности тибетцев в Китае судить сложно, но известно, что по данным переписи 1959 года, численность тибетцев в Китае составляла 6 330 567 человек[2].

Вне Китая тибетцы проживают также на крайнем севере Индии (штат Сикким, около 100 тыс. чел., оценка), в Непале (ок. 50 тыс. человек), дисперсно в Бутане (свыше 5 тыс. человек). Этнические тибетцы, эмигранты и изгои (часто их потомки) проживают на Западе, в частности, в США и Великобритании.

Субэтнос, язык и религия

Юные тибетские монахи , 2004

В составе тибетцев выделяют этнолокальные группы амдова (пров. Цинхай), кхампа и сифань (пров. Сычуань и соседние районы Тибетского а. р.) и др.

Тибетцы говорят многочисленными диалектами тибетского языка, принадлежащего к центральной группе сино-тибетской языковой семьи.

Тибетский язык имеет древнюю письменность (по крайней мере с VII в.) с использованием особой тибетской азбуки — на основе санскрита и представляет собой поперечно записываемое звуко-буквенное письмо.

По вероисповеданию большинство тибетцев являются ревностными буддистами.

Этническая история

Предки тибетцев издавна населяли среднее течение бассейна реки Цангпо (Брахмапутра) . Именно здесь археологи обнаружили остатки древних цивилизаций времен палеолита, неолита и железного века.

В VI в. предводитель племени, населявшего район Шаньнань, стал цанпо, то есть главой объединенных тибетских племен. В VII веке тибетский царь Сонцэн Гампо установил господство над всем Тибетом. Уже тогда тибетцы имели значительные связи с соседними китайцами — в частности, был заключен династический брак Сонцэна Гампо с принцессой Танского императорского двора Вэньчэн.

Правители монгольской империи Юань, в которую монголы включили Китай, в XIII в. приняли тибетский буддизм и установили связь с тибетскими пeрвоиерархами школы Сакья по принципу «наставник — покровитель», установив над Тибетом контроль.

Для этноконсолидации тибетцев большое значение имело введение института Далай-ламы. Это привело к установлению Тибетского теократического государства (уже 5-й Далай-лама объединил под своим началом все тибетские земли), власть в которой помимо религиозного владыки осуществляло местное правительство Кашаг.

Независимый статус Тибетского государства сохранялся вплоть до 1949 года, когда в Тибет вторглись китайцы под предлогом освобождения тибетцев от теократической власти. К 1959 году весь Тибет окончательно вошел в состав КНР. Многие сторонники тибетской независимости, в том числе и 14-й Далай-Лама, бежали за границу, и уже в эмиграции продолжили (и продолжают) активную деятельность по защите национально-государственных прав тибетцев.

Сейчас действует тибетское правительство в изгнании, которое имеет преемственность от правительства независимого Тибета и является членом Организации непредставленных наций и народов.

10 марта 2009 года проживающие по всему миру (преимущественно в Индии) тибетцы-эмигранты отмечали 50-ю годовщину антикитайского восстания в Тибете. В этот день тибетцы чтят память борцов за независимость, погибших от рук китайских служб безопасности. Духовный лидер тибетского народа Далай-Лама XIV во время выступления в городе Дхарамсала на севере Индии, где сам проживает и где действует «тибетское правительство в изгнании», обвинил правительство Китая в убийстве сотен тысяч тибетцев и призвал китайское правительство восстановить «легитимную и значительную автономию» Тибета. В Дхармсале прошли буддистские молитвы по убитым. Акции в поддержку тибетцев по всему миру прошли на фоне беспрецедентного усиления мер безопасности со стороны китайской администрации на тибетских землях, включенных в состав КНР.

Хозяйство и общество

Земледелец в традиц. шляпе с жерновом для перетирания зерна, фото 1938

По разновидностям занятий среди тибетцев выделяют несколько (три) хозяйственно-культурных типов:

  • горные оседлые земледельцы — половина всех тибетцев; основными хозяйственными культурами являются ячмень, пшеница, иногда рис; в условиях нехватки воды используется искусственное орошение;
  • полуоседлые земледельцы-скотоводы — переходный тип, объединяющий 2 хозяйственных деятельности;
  • кочевники — скотоводы — яки, лошади, овцы, козы (для ношения клади).

Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве и др.

Как и повсеместно в современном Китае, тибетцы активно задействованы в промышленности, в том числе и мелкой частной.

К сер. ХХ в. тибетское общество оставалось практически закрытым и обособленным от остального мира — строй был полуфеодальным, хранилось много архаичных черт, выдающуюся роль в социуме играла теократическая верхушка; расслоение у скотоводов было выражено слабо.

Тибетская семья традиционно мала, брак преимущественно патрилокальный. У тибетцев известны случаи полиандрии и полигинии.

Материальная и духовная культура

Материальная культура

У тибетцев распространены как сельские поселения, так и значительная сеть городских (обычно города уличной планировки группировались вокруг храмовых комплексов). Тибетцы имеют давние архитектурные традиции — как светского (в том числе и дворцового), так и культового строительства, наибольшее влияние на которое оказали буддизм, индийская и китайская архитектура.

Традиционной в культовом строительстве была ступа (чойтэн) и её вариации, заметные в дворцовом строительстве. Храмы тибетцев обычно возвышенные. В традиционном декоре тибетских зданий выделяются буддистские и китайские мотивы, орнаменты (буддистский круг, драконы и т. д.).

Традиционные улица и дома в г. Шангри-Ла, пр. Юньнань

Чёткое представление о тибетской городской архитектуре тибетцев дает внешний вид столицы тибетцев — города Лхасы, и в частности, один из самых ярких ее архитектурных комплексов — дворцовый комплекс Потала, бывшая резиденция Далай-лам, который имеет серьёзные размеры — 117 м высотой и 360 м шириной, состоит из внешнего Белого дворца (административные корпуса) и внутреннего Красного дворца (культовая и жилая часть), с более 10 000 храмов и ступ и содержит огромную коллекцию буддистских скульптур и икон, крупную библиотеку.

Традиционные жилища оседлых тибетцев — довольно большие каменные или деревянные здания с использованием камня, где нижний этаж отдан под мастерскую, торговую лавку (в городах) или предназначен для скота (на селе), а верхний является жилым.

Полукочевые тибетцы (в высокогорье) живут в поселениях уличной планировки, состоящие из зданий небольшого размера, преимущественно одноэтажных.

Тибетские кочевники-скотоводы для передышки натягивают шерстяные палатки.

Костюм скотовода. Через плечо перекинута переносная ступа для молений, Музей естествознания, Чикаго , США

Традиционная мужская и женская одежда тибетцев — чуба, длинный халат с высоким воротом и длинными рукавами, летом из ткани, зимой — из овечьей шкуры. Обувь — кожаные сапоги с заостренным носом. У тибетцев есть разнообразные головные уборы, среди которых превалируют бараньи и подбитые мехом шапки, а повседневной прической женщин (а нередко и мужчин) были косы.

Основу устоявшегося рациона тибетцев составляла цампа— поджаренная ячменная мука, смешанная с чаем, маслом и солью, у скотоводов преобладала мясо-молочная диета. Популярными были изделия из муки — лапша и разновидность пельменей (момо, момо-ча).

Праздничным угощением у тибетцев служит выдержанная простокваша; второй национальный алкогольный напиток — ячменное пиво (чанг).

У тибетцев развилось своеобразное изобразительное искусство, тесно связанное с буддистской традицией.

Народная медицина

Всемирную славу, уже во 2-й пол. ХХ в., получила тибетская народная медицина. Впрочем, она является одной из древнейших в мире. Ещё в VIII в. врач-ученый Юток Йонтен Гонпо (Yutok Yonten Gonpo) на основе медицинских традиций Тибета, Персии, Индии и Китая составил обобщенную книгу по лечению Четыре Тантры Лечения, дополнения и популяризацию которой осуществили последователи учителя.

Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической — применяются более 2 тыс. видов растений; также используются другие природные средства — ок. 40 видов животных и ок. 50 минералов.

Фольклор, народные традиции и праздники

Танцы во время Фестиваля Шодун, парк Норбулингка, Лхаса , 1993

Устное народное творчество тибетцев представлено мифами, эпосом (всемирно известная Гэсэриада на тибетский лад), легендами, сказками (сказочные рамочные повести, волшебные легенды, предания, байки, бытовые истории, в том числе о шутнике дядюшке Денби), пословицами и поговорками, танцами, сопровождаемыми песнями под аккомпанемент музыкальных инструментов — смычковых, свирелей, колокольчиков и бубнов, театрализованными представлениями (тибетская народная опера Аче Лгамо).

Тибетские борцы, 1938

У тибетцев хранится множество интересных традиций, обычаев и обрядов. Летосчисление ведется по собственному лунному календарю. По нему же определяются точные даты проведения многочисленных традиционных тибетских праздников, наибольшее значение среди которых имеют праздник Нового года (Лосар, Ло Гсар), праздник Фонарей, праздник простокваши (Шодун, Шотон), праздники купания, праздники урожая и т. п..

Праздник Нового года Лосар / Ло Гсар сопровождается религиозными танцами лам, театральными постановками и народными гуляниями.

«Праздник простокваши» Шодун / Шотон, посвященный Будде, представляет собой городской праздник в центральном парке Лхасы — Норбулинка с традиционными народные гуляниями, представлениями на открытом пространстве, угощениями и ночными огнями.

Во время различных праздников тибетцы устраивают соревнования по национальным видам спорта — лошадиные и на яках гонки, стрельба из луков, традиционную борьбу кулаками и др.

Интересные факты

  • Во время весеннего Праздника фонарей вся столица, город Лхаса, украшается фонарями, а на улицах выставляются лепные картины из подкрашенного сливочного масла.
  • Каждый тибетец участвует в Празднике купания (принимает купель) трижды: при рождении, во время свадьбы и после смерти. Традиционно считалось, что людям не стоит полностью мыться, лишь по случаю важных событий.
  • Трогательная история дружбы и обучения австрийского альпиниста Генриха Харрера и 14-го Далай-ламы (когда он был ещё ребенком) в период между 1944 и 1951 годами (вплоть до вторжения китайских военнослужащих) нашла отражение в автобиографической книге Гаррера и легла в основу сюжета голливудской киноленты «Семь лет в Тибете».
  • Слово «як» происходит из тибетского языка (གཡག་ — gyag), где используется для обозначения самцов этих животных (самка яка по-тибетски называется dri или nak).

Примечания

См. также

Литература

  • Тибетцы // Народы мира. Историко-этнографический справочник., М.: «Советская Энциклопедия», 1988, стор. 439—440  (рус.)
  • Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. — СПб.: издание А.Терентьева, 2010. [1]  (рус.)
  • Про тибетців на www.china.org.cn, Китайському інформаційному Інтернет-центрі  (рус.)
  • Решетов А. М., Яковлев А. Г., К вопросу о социально-экономических отношениях у тибетцев в первой половине ХХ в. // в кн. Социальная история народов Азии., М., 1975  (рус.)
  • Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов., М., 1975  (рус.)
  • Snellgrove D.L., Richardson H.E. A cultural history of Tibet., Boulder, 1980  (англ.)

Ссылки

dic.academic.ru

Тибетцы Википедия

Тибетцы
Численность 5,4 млн[1]
Расселение Китай (Тибет), Индия, Непал, Бутан, Балтистан.
Язык тибетский, китайский
Религия тибетский буддизм, бон
Родственные народы

Другие гималайские народы

  • балти
  • бутиа
  • ладахцы
  • шерпы
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Тибе́тцы — народ, населяющий Тибет и говорящий на тибетском языке сино-тибетской языковой семьи. Численность — 5,4 млн человек[1]. По вероисповеданию — преимущественно буддисты. Предки тибетцев с незапамятных времён обитали в бассейне среднего течения реки Цангпо. Имеют письменность со своим алфавитом на основе индийского письма брахми с VII века.

Содержание

  • 1 Территория проживания и численность
    • 1.1 Тибетцы за рубежом
  • 2 Субэтнос, язык и религия
  • 3 Этническая история
  • 4 Хозяйство и общество
  • 5 Материальная и духовная культура
    • 5.1 Материальная культура
    • 5.2 Тибетская медицина
    • 5.3 Фольклор, народные традиции и праздники
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Территория проживания и численность[ | ]

Commons-logo.svg Территории с тибетским автономным статусом в Китае — основные места расселения тибетцев в Китае

Этническая территория тибетцев в настоящее время не имеет независимого статуса. Территориально она почти полностью относится к

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *