Какая религия в мексике. Религия древних народов Мексики
Мексиканцы — страшно набожные люди. В стране не встретишь ни одного селения, в котором не было бы церкви, часовни или — на худой конец — просто установленной на улице украшеной цветами фигурки Святой девы Гваделупской, которую католики считают своей покровительницей. Есть даже малоизвестный мексиканский поселок Новый Иерусалим, который охраняют так называемые «защитники веры», женщинам и девушкам там строго-настрого запрещено ходить в брюках и с непокрытой головой, в хижинах нет телевизоров и радио.
Узкая дорога, мощенная булыжником, петляет по склону горы. Она вся в колдобинах, и все время приходится притормаживать. Обочины по обе стороны ощетинились колючими зарослями, так что ни выйти из машины, ни повернуть назад невозможно. Приходится медленно ползти по разбитому проселку к цели, обозначенной на придорожной табличке: «Новый Иерусалим».
На вершине холма, среди облаков, виднеется церковь, и мне она кажется почти недостижимой. Сама разбитая дорога и непроходимые заросли вокруг нее, как непреклонные стражи, встали на моем пути. А я задался целью во что бы то ни стало добраться до «Святой земли», обитатели которой собрались там в ожидании «конца Света». Неожиданно булыжная мостовая, вытрясшая из меня всю душу, сменилась не менее ухабистой грунтовкой, которую к тому же преградила массивная стальная цепь. Стоп, цель почти достигнута: то была граница между «грешным» и «чистым» миром.
Оказалось, что священный рубеж тщательно охраняется. С двух сторон к непрошеному гостю подошла пара молодцов крепкого телосложения и приказала выйти из машины. На груди у стражников, помимо католических крестов с четками, болтался тисненный на коже символ святыни, в которой со дня на день ожидают пришествия антихриста и уповают на собственное спасение.
Мексиканский поселок Новый Иерусалим, который находится на территории юго-западного штата Мичоакан, не найдешь на карте. Он появился всего лишь около 20 лет назад, и картографы не успели внести коррективы в географические атласы. Внешне селение ничем не отличается от других ему подобных. Разве что попасть в него без специального разрешения непросто, а любому, кто осмелится самовольно пробраться в поселок, грозят арест и немедленное выдворение.
Границы Нового Иерусалима день и ночь охраняют так называемые «защитники веры» — 18 местных жителей, которые обеспечивают и общественный порядок. Помимо них 24 часа в сутки бдительное наблюдение за рубежами ведут также все 3 тысячи новоиерусалимцев — так предписывает устав общины. Основные его постулаты изложены при въезде в поселок на большом щите: запрещено курить и распивать спиртные напитки, разъезжать по поселку на велосипедах и автомобилях, отказываться от участия в каждодневных молитвах.
Объяснив охранникам, что хочу всего лишь посмотреть на жизнь общинниов, я проникаю в поселок, однако супруге и дочери приходится остаться по ту сторону цепи. Женщинам и девушкам строго-настрого запрещено ходить в брюках и с непокрытой головой.
По обе стороны залитой бетоном улицы — неприхотливые хижины. На стене одной из них нарисован огромный глаз, сделанная ниже надпись гласит: «Бог тебя видит, Бог тебя слышит, Бог знает, что ты делаешь». Видимо для тех, кто посмеет игнорировать это предупреждение, в десяти шагах устроено «лобное место»: высокий помост, на боковой стороне которого изображены весы с чашами. Здесь вершится правосудие, вердикт по итогам которого единогласно выносят все жители. Неподалеку находится единственное в поселке двухэтажное здание — резиденция духовного лидера и его службы безопасности.
Во время прогулки по узким пыльным улицам постоянно ощущал на себе взгляды местных жителей. Никто, правда, ни о чем не спрашивал и не навязывался в провожатые в оказавшейся довольно короткой экскурсии: все обитатели собрались возле церкви. С наступлением сумерек в субботу здесь периодически устраивается крестный ход. Это событие анонсируют громкоговорители, установленные в центре поселка. Выполняя волю отца Набора, и стар и млад направляется к воротам храма, за которыми установлен позолоченный символ Нового Иерусалима: двухметровая фигура женщины с крыльями.
Небольшой поселок возник на голом месте, благодаря «чудесному явлению» здесь в 1973 году Святой девы Росарио. Ее во время прогулки увидела одна из местных жительниц Габина Ромеро, не выделявшаяся, кстати, особым прилежанием в исполнении религиозных обрядов. В то время в округе уже ходила слава об отце Наборе, который не скрывал своих надежд на то, что кому-либо из паствы вдруг явится образ Святой. Некоторые поговаривали, что излишний фанатизм священника граничит с психическим расстройством.
Знала ли донья Габина о существовании Набора, никто точно сказать не может. Однако явившаяся ей Святая дева Росарио была, видимо, более сведуща в церковных делах. Она наказала женщине отыскать именно этого священника и передать ему специальное послание, в котором предупредила о грядущем конце Света. Для того, чтобы пережить Апокалипсис, нужно построить на холме церковь, а у ее подножия заложить селение будущих зачинателей нового мира.
Узнав о видении Габины, сотни мексиканцев, которые славятся своей набожностью и верой во всякого рода потусторонних знамениях, направились в указанное место, чтобы приобщиться к святому духу. Вскоре эта весть дошла и до Набора, он окрестил донью Габину Марией Саломе и поручил ей полностью посвятить себя общению со Святой девой Росарио. Пожилая женщина, бывшая тогда безграмотной, в считан
anburcev.ru
Религия мексика — Турист
Мексика — это огромная и колоритная страна на южном побережье североамериканского материка. Ее население на сегодняшний день составляет 113 миллионов человек, среди которых есть представители самых разных мировых религий. Но большую часть (что естественно из исторических предпосылок, которые будут рассмотрены ниже) составляют католические христиане.
Содержание статьи:
Мексика: религия и культура
Статистические данные говорят о том, что на 2010 год более 95% граждан Мексики идентифицировали себя как христиане. Но прежде чем выяснять, какая религия в Мексике, стоит учесть, что процент эмигрировавших в эту страну людей достаточно высок. Это и американцы, и жители Индии, России, европейских стран.
Мексика, религия которой представляет собой предмет огромной национальной гордости, сменяла свой конфессиональный состав на протяжении всего времени эволюции государства. Примечательно, что в процессе колонизации и заселения материка испанцами в начале шестнадцатого века и в дальнейшем развитии колоний, коренные жители — представители древнейших племен — постепенно обращались в христианство. Поэтому уже на сегодняшний момент можно насчитать несколько десятков племен, которые полностью приняли католицизм.
Историческая справка
Эпоха древних племенных связей в Мексике диктовала, прежде всего, культ сил природы: земли, неба, стихий. Поэтому жрецы древних племен взывали к своим богам для того, чтобы их земледелие становилось продуктивнее. Боги могли сжалиться и пролить дождь над огромными пашнями или наслать на народ свою божественную кару в виде жестокой засухи.
Жертвоприношения богам являлись неотъемлемой частью культуры древних мексиканских племен. Жрецы избирали лучших людей для того, чтобы сделать подарок высшим силам, они приносили к своим тотемам первые урожайные сборы, считая, что таким образом заслужат божественную милость. Такое всеобъемлющее присутствие религии в жизни древних обществ в свое время привело к упадку и ослаблению цивилизации.
Колониальный период
Христианство пришло в Мексику далеко не мирным путем. Оно было насаждено конкистадорами и развивалось при их же участии, когда они заселяли материк, уничтожая коренное население. С тех пор как первые испанские завоеватели обосновались на территории современной Мексики, роль церкви неуклонно росла.
До середины XIX века большая часть территории страны принадлежала церковному управлению. Но перемены не заставили долго ждать себя. С наступлением революционного времени, церковь отделилась от государственного управления.
На сегодняшний день выбор основной религии является индивидуальным делом каждого, а само государство имеет светский характер правления. Вообще, Мексика, основная религия которой – христианство, насчитывает около 3 миллионов представителей протестантской общины и вдвое меньше православных христиан.
Но отдельно стоит поговорить об участии церковных объединений в жизни сегодняшней Мексики.
Мексика: религия и «симфония властей»
Наряду с официальным правительством, выступая с политическими высказываниями и занимаясь активацией гражданского общества, церковь активно участвует в борьбе против радикальных сект, а также акцентирует внимание на демографических и экономических проблемах всей страны.
Подобная тенденция прослеживается во многих государствах на сегодняшний день, и такое вмешательство церкви в светские дела не оценивается как-то резко негативно, так как любой надзор полезнее его отсутствия. Это же мнение разделяет и Мексика, религия которой обладает большим культурным и историческим богатством.
Особая культура Юга
Так как мексиканцы – третий по многочисленности народ всего западного полушария, он не может быть не разношерстным. Здесь встречаются самые различные культурные, конфессиональные, политические и бытовые взгляды на жизнь.
Вообще, попав в эту уникальную страну, вы сразу поймете, в чем дело. Если вы являетесь человеком, которому посчастливилось путешествовать в западном полушарии, то вы наверняка заметили, что все народы юга Северной Америки и севера Южной объединены какой-то ярко выраженной чертой менталитета. Мексика, религия и культура которой чрезвычайно богаты, докажет вам, что все ее граждане объединены в единую систему латиноамериканской культуры, складывавшуюся на протяжении долгих веков.
Огромное влияние на нее оказало язычество мексиканских племен, затем «интервенция» европейских колонизаторов. Современные жители страны унаследовали множество традиционных обрядов, культурных норм и весомую часть своего менталитета от испанцев, прибывших на материк в шестнадцатом веке. В этой связи очень показательным является тот факт, что большинство мексиканцев на сегодняшний день считают своим родным языком испанский, в его местных, диалектных вариациях.
Source: fb.ruПочитайте еще:
Религия и государство, роль религии в политике
Мексика / Религия и государство, роль религии в политике
Мексика — светское государство. Конституция страны (ст. 24) определяет свободу вероисповедания, каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, совершать церемонии, обряды и обязанности своего вероисповедания в местах религиозного культа или в своём доме при условии, что эти церемонии и обряды не являются наказуемым законом нарушением. Все публичные акты религиозного культа должны совершаться в пределах церквей, которые всегда находятся под наблюдением властей.
При этом в конституции чётко определено разделение церкви и государства и возможности государственного вмешательства в религиозную сферу. Ст. 3, п. 4, запрещает заниматься педагогической деятельностью религиозным корпорациям, служителям культов, ассоциациям и обществам, пропагандирующим какое-либо религиозное учение. В 1992 году в конституцию были внесены поправки, регулирующие отношения с Римско-католической церковью и другими религиозными организациями. Впервые за 80 лет священникам и монахам вернули избирательные права. Религиозные организации обязали пройти регистрацию в Секретариате по делам религии при Федеративном секретариате.
Господствующей религией является христианство, католицизм исповедуют 89 % от числа всех верующих. Религиозная традиция Мексики сформировалась под влиянием католицизма и народных верований индейцев. Записи испанских конкистадоров содержат сообщения о человеческих жертвоприношениях, которые практиковали ацтекские жрецы. Католическая церковь искоренила самые жестокие проявления язычества, но частично интегрировала некоторые элементы индейской религии в бытовую религиозность мексиканцев. Один из самых распространённых народных культов — 12 декабря — День явления Девы Марии Гваделупской, покровительницы Мексики. В день праздника многочисленные паломники приезжают к холму Тепиак, где, по легенде, в 1531 году индеец Хуан Диего (канонизированный католической церковью) встретился с Девой Марией Гваделупской. Многие особенности этого праздника напрямую заимствованы из верований индейцев. В дни национальных праздников индейцы исполняют ритуальные танцы, используют древние культовые сооружения, производят жертвоприношения. В удалённых областях страны католические священники практически не оказывают влияния на духовную жизнь своей паствы.
В период национально-освободительной борьбы демократические силы использовали антиклерикальные лозунги в качестве средства привлечения на свою сторону беднейших слоев населения. Вплоть до середины XIX века католическая церковь была одним из крупнейших собственников в Мексике, располагала обширными землями и контролировала систему образования посредством специально подготовленных проповедников. Несмотря на это, именно в среде религиозно настроенной интеллигенции были развиты идеи мексиканской революции. Так, один из деятелей антиколониального восстания Мигель Идальго был ректором иезуитского колледжа. В 1876 году католическая церковь потерпела серьёзное поражение в политической борьбе. Либеральная власть проводила последовательную секуляризацию всех сфер жизни общества, включая закрытие монастырей. Хотя церковь смогла частично вернуть себе утраченное влияние, католицизм в Мексике не является государственной религией. Доля мексиканцев, которые считают себя католиками, за последние годы снизилась с 96 % в 1970 году до 88 % в 2000 году.
Православие в Мексике появилось вместе с эмигрантами. Монастырь Святого Антония Великого в городе Хилотепеке действует под омофором Антиохийской патриархии, во главе с Его высокопреосвященством митрополитом Мексиканским и Центрально-Американским Антонием. В Мексике проживает большая община православных христиан — выходцев из Ливана, а также православные греки, русские, румыны, мексиканцы.
Одним из спорных вопросов, расколовших общественное мнение в Мексике, стала проблема легализации абортов. В 2007 году, несмотря на кампанию протеста в христианских СМИ, был принят законопроект, разрешивший искусственное прерывание беременности. В ноябре 2006 года законодательный орган власти Мехико также принял закон, легализующий однополые гражданские браки.
Сегодня численность иудеев составляет около 45 тысяч человек. Впервые крещёные евреи, тайно исповедовавшие иудаизм, прибыли в Мексику вместе с конкистадорами в 1521 году. В 1825–1830 годах в Мексику прибыло большое количество эмигрантов-евреев из Европы и открылись первые синагоги. На протяжении XIX–XX веков в Мексику переселились десятки тысяч евреев, в том числе и из России. В настоящее время в Мехико функционируют 23 синагоги, действует Международный еврейский культурный центр.
К началу XX века в Мексике среди городского населения появились небольшие группы протестантов (сегодня составляют около 6 % населения). Основная масса протестантов принадлежит к группам неопятидесятников. Около 6 миллионов человек в Мексике считают себя последователями адвентистов седьмого дня. Свидетели Иеговы и мормоны заявляют, что членами их организаций являются до 1 миллиона человек. Мормоны впервые переселились в Мексику в 1875 году. В последнее время численность мормонов значительно возросла, особенно в сельской местности.
Мусульмане в Мексике проживают в основном в закрытых общинах эмигрантов из стран, где ислам исторически распространён (Турция, арабские страны). Небольшая группа мусульман есть среди коренного населения штата Чьяпас. В 1995 году туда прибыли из Испании проповедники ислама. В 2005 году среди последователей мусульманской религии было около 300 представителей цоцильской народности индейцев-майя.
Центр содействия развитию тибетского буддизма в Мексике с 1989 года действует в Мехико с санкции далай-ламы XIV. Буддизм исповедуют эмигранты и небольшая группа городской интеллигенции. Три миллиона мексиканцев, согласно переписи населения, считают себя атеистами.
← Назад | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →
www.hyno.ru
Однажды в Мексике…: Религия в Мексике-1
Religion en Mexico-1
B Мексике по-прежнему 91% населения считают себя католиками. Однако, Мексика, как и Россия, является по Конституции светским государством, где Церковь отделена от государства и по закону не имеет на него рычагов влияния.
Кажущееся противоречие, однако, сглаживается не юридическими постановлениями, а культурными и историческими традициями мексиканского народа. Уважение к Церкви, религии и местным святым до сих пор является неотъемлемой частью самосознания большинства мексиканцев, несмотря на то, что в истории Мексики было два крупных антиклерикальных периода — антицерковная либеральная Реформа (реформы и законы, принятые в период 1855-1863 г., отделившие Церковь от Государства ) и «Кристиада» (1926-1929 гг) — война мексиканского правительства против Католической Церкви, предпринятая, во многом по примеру первых лет Советской власти, президентом Плутарко Элиасом Кальесом.
Тем не менее, по моему мнению, в Мексике акция, подобная февральской выходке Pussy Riot, в Мексике была бы невозможна — несмотря на то, что город Мехико, в отличие от провинций, довольно терпим к различным социальным движениям и экстравагантным массовым акциям.
Рассмотрим Конституционное право Мексики в вопросах вероисповедания.(См .»Религия в Мексике», обзор источников)
Свобода вероисповедания в контексте конституционного права
Конституция Мексики гарантирует свободу вероисповедания для своих граждан. В соответствии с Конституцией, мексиканцы могут свободно реализовать свое право на выбор религии, или не исповедовать никаких религиозных взглядов. Статья 24 Конституции Мексики гласит: Каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, и участвовать в церемониях, посвящениях или актах соответствующего культа, если они не являются нарушением или преступлением, преследуемым по закону.
Мексика имеет очень сильные антиклерикальные традиции — свобода вероисповедания как гражданское право мексиканцев было сформировано в контексте двухвековой борьбы с историческим доминированием католической церкви в общественной и государственной жизни страны. В результате этой борьбы, католическая церковь в Мексике во многом потеряла свои когда-то бывшие нерушимыми позиции – по Конституции Мексики, церковь отделена от государства вот уже более полутора веков, а сама Мексика уже является многоконфессиональным государством.
В период президентства Бенито Хуареса, в 1857 году в Мексике была принята первая либеральная Конституция и проведен ряд реформ («Закон Лердо»), согласно которым католическая церковь в Мексике юридически окончательно отделялась от государства. Этот период в истории Мексики называется «Реформой». В результате реформ, католическая церковь потеряла свои привилегии и свою когда-то огромную собственность. Разделение церкви и государства вошло в мексиканскую конституцию и явилось логическим завершением долгого этапа антиклерикальной борьбы, начавшейся еще в период Войны за независимость Мексики (1810-1821 гг), и как конституционное положение сохраняется до сих пор. Существует мнение, что церковная реформа 1857 года открыла двери альтернативным культам и религиозным конфессиям, чей приход через полтора века изменил религиозную ситуацию в Мексике, и послужил причиной того разнообразия религиозной жизни страны, которое существует в настоящее время.
Особенно сильные трения между римско-католической церковью и правительством начались после мексиканской Революции 1910-1920 гг. когда в конце двадцатых годов двадцатого века в Мексике разразилась настоящая война пост-революционного правительства против католической церкви (так называемая «Кристиада», Cristiada или La Guerra Cristera), в результате чего в Конституцию Мексики были внесены суровые поправки, еще больше ограничивающие права римско-католической церкви и духовенства. В школах было запрещено преподавать религиозные основы, учителя преподающие основы религиозных доктрин наказывались, церкви закрывались, священники подвергались репрессиям.
Статья 130 революционной Конституции подтвердила ранее существующее разделение церкви и государства: ни члены духовенства, ни сама церковь не считались юридическим лицом, не существовали как субъект государственного права, и соответственно, не могли иметь собственность. Священники (каковыми могли быть только мексиканцы по рождению) не имели право голоса, а церковь целиком подчинялась светским законам, установленным государством. Долгое время государство делало вид, что ни религии, ни церкви в Мексике не существует – по окончании Кристиады, в сороковых годах правительство приостановило проведение в жизнь кардинальных антицерковных законов. Здания католической церкви принадлежали государству, а альтернативные религиозные группы (протестанты, иудеи) находились в ничтожном меньшинстве, и их жизнь никак не регулировались государственными постановлениями, и не учитывалось ни в какой государственной статистике.
Период кардинального противостояния между церковью и государством завершился лишь к 1992 году, когда во время президентства Карлоса Салинаса де Гортари правительством Мексики были приняты несколько новых конституционных законов. В Мексике был принят судьбоносный Закон о религиозных объединениях и общественных отправлениях культа (Ley de asociaciones religiosas y culto publico, publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992).
Соответственно, в том же году была затронута и священная 130-я статья Конституции Мексики, определяющую разделение церкви и государства — церковь, служители культа и религиозные объединения вернули себе юридический статус: при условии регистрации в соответствующих государственных органах церковь возвращала себе статус юридического лица и соответственно, титул на собственность (недвижимость), а священники и/или служители культа, если они являются гражданами Мексики, впервые в истории Мексики получали право голоса.
Со своей стороны, согласно новому закону, государство официально обязалось не вмешиваться во внутренние дела церкви или религиозного объединения. Тем не менее, статья 130 Конституция по-прежнему четко определяет примат общественного права — светское законодательство является основной регулирующей силой в Мексике: все административные акты имеют юридическую силу только при отправлении в государственных органах и только соответствующими уполномоченными государством лицами (это относится, в первую очередь, к бракосочетанию как акту гражданского состояния). Как и прежде, духовенству запрещено заниматься общественной деятельностью, поддерживать политические партии, выражать свои политические взгляды, поддерживать кандидатов от политических партий или противостоять законам и установлениям государства. Служители культа могут участвовать в работе таких общественных учреждений как больницы или тюрьмы – основной закон страны напрямую не запрещает подобное участие духовенства в общественной жизни, но и не поддерживает его никаким соответствующим законодательством. Служители культа теперь могут голосовать, но не имеют права быть избранными на высшие государственные посты. Религиозные группы не могут обладать или управлять телевизионными станциями на государственных частотах. Тем не менее, в Мексике существует канал кабельного телевидения, по которому католическая церковь осуществляет вещание на национальном уровне. Обычно, для трансляции программ религиозного содержания на государственных частотах, необходимо заручиться разрешением от государственных органов, и как правило, это разрешение выдается в обычном порядке. Согласно статистике, с июня 2003 по май 2004 года, государственными органами было выдано разрешение на трансляцию 11,116 передач религиозного содержания.
В связи с принятием закона 1992 года, мексиканское правительство установило дипломатические отношения со Святым Престолом (весьма натянутые еще со времен Второй мексиканской империи, когда в 1865 г. возмущенный церковными реформами императора Максимилиана, папский нунций покинул Мексику). Католическая церковь вновь обрела свой юридический статус, и по закону 1992 года были сняты практически все ограничения, когда-то наложенные на нее, особенно в части юридических прав на собственность. Закон 1992 года разрушил дипломатические и политические барьеры, которые долгие годы существовали между Мексикой и Святым престолом, в связи с чем папа Иоанн-Павел Второй смог впервые посетить Мексику в качестве Главы государства Ватикан в 1999 году.
Однако, процесс возрождения религии коснулся не только католической церкви. Вместе с католической церковью, права получили и другие, уже имеющиеся в Мексике церкви и религиозные ассоциации. По закону 1992 года, при официальной регистрации любое религиозное объединение получает ограниченное право на собственность (недвижимость). Для строительства нового культового сооружения (или для перепрофилирования существующего здания для культовых целей), религиозное объединение обязано подать заявку в государственные органы. Любое культовое сооружение, построенное после 1992 года, является собственностью построившего его религиозного объединения. Культовые здания построенные до 1992 года, рассматриваются как национальное достояние – их собственником является государство, и они освобождены от налогов.
В августе 2001 года в Конституцию Мексики была внесена еще одна поправка, впервые в истории страны официально запрещающая преследования и дискриминацию граждан по религиозному признаку. (Статья 1 Конституции).
Школа в Мексике отделена от государства, и преподавание религиозных основ в государственных школах запрещено, что не мешает, однако, религиозным ассоциациям иметь свои частные школы. Частное религиозное образование на дому не поддерживается законом, но и не запрещается.
Как правило, на практике конституционное право мексиканцев на свободу вероисповедания охраняется государством: правительственные структуры обычно уважают свободный выбор граждан и их право на религиозные собрания. По Конституции, Конгресс (парламент) Мексики не может одобрить закон, разрешающий или запрещающий ту или иную религиозную конфессию, или дающий преимущество той или иной религии.
В рабочем календаре Мексики за 2009 г. определены восемь праздничных дней, из них один посвящен христианским праздникам – Рождество (25 декабря). Кроме того, некоторые работодатели дополнительно предоставляют своим работникам оплачиваемые выходные в Великий четверг (пасхальная неделя), в День поминовения усопших (2 ноября), праздник Пресвятой Девы Гвадалупской (12 декабря) и Рождественский сочельник (24 декабря).
Начиная с 1992 года, Статья 2 Конституции определяет Мексику как «мультикультурное» государство, этнической базой которого является индейское население. Метисы составляют основное население Мексики, а индейское население составляет (по различным источникам) – 11% от всего населения страны, и представлено (также по различным источникам) 62 коренными народами, которые проживают на территории всей Мексики, и говорят на разных языках. Индейское население Мексики весьма неоднородно с точки зрения религиозных убеждений. Свобода вероисповедания в индейских общинах часто бывает ограничена рамками культурной среды, местными традициями и существующей политической обстановкой. Как правило, в Мексике инциденты на почве религиозной нетерпимости происходят довольно редко, но большинство из них зарегистрированы именно там, где существует наибольшая плотность индейского населения – в Юкатане, штатах Оахака, Чиапас и Табаско. Каждый такой случай серьезно рассматривается на различных государственных уровнях. Как правило, большинство случаев религиозной нетерпимости зарегистрировано в штате Чиапас, где традиционно проживают различные группы народа майя. К вопросу об особом положении Чиапаса в религиозной жизни Мексики мы вернемся и рассмотрим его в особой главе.
(Продолжение — Религия в Мексике-2)
una-vez-en-mexico.blogspot.com
Однажды в Мексике…: Религия в Мексике-2
Religion en Mexico-2
По закону, административное управление делами религиозных объединений на территории Мексики возложено на Министерство внутренних дел Мексики (La Secretaría de Gobernación de México, SEGOB). В правительстве большинства штатов Мексики имеются специальные подразделения – офисы по религиозным делам (oficinas de asuntos religiosos). В штатах Чиапас, Герреро, Нуэво Леон религиозными делами занимаются заместители министра внутренних дел Мексики по религиозным делам (subsecretarios de asuntos religiosos).
Начиная с 2001 года, Министр внутренних дел Мексики (Secretario de Gobernación) является непременным участником диалога между представителями различных религиозных конфессий — как с целью обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, так и с целью урегулирования конфликтов. Представителем Министра в этих диалогах является специальное подразделение внутри структуры МВД Мексики — Генеральное управление по религиозным делам (GDAR), которое также осуществляет административно-государственное управление делами религиозных объединений.
Прямой задачей Генерального управления является гарантия реализации закона о свободе вероисповедания, пропаганда религиозной терпимости и расследование конфликтов на почве религиозной нетерпимости, укрепление связей между религиозными ассоциациями и государством – исключительно в контексте светского характера закона о разделении церкви и государства.
В последнее время, особое внимание Управление уделяет переводу Закона о религиозных ассоциациях на языки коренных народов Мексики (мексиканских индейцев). По сведениям Доклада Госдепартамента США о свободе вероисповедания (U.S. Department of State, Religious Freedom Report 2009), Закон 1992 г. о религиозных объединениях был переведен на одиннадцать индейских языков (включая язык индейцев пурепеча штата Мичоакан), и планируется дальнейший перевод Закона на другие индейские языки Мексики (общим планируемым числом 16).
Фото: индейцы-уичоль, Мексика
Закон разрешает религиозным объединениям заниматься неофициальной деятельностью без регистрации, однако чтобы приобрести статус юридического лица, заключать договоры, арендовать землю и покупать недвижимость, религиозное объединение обязано зарегистрироваться в Генеральном управлении по религиозным делам. Как правило, службы и культовые собрания проходят в церквях или специально приспособленных для культовых целей зданиях. Для проведения службы вне лицензированного места собраний, религиозная ассоциация должна заранее уведомить соответствующие инстанции. Как правило, разрешение выдается в рутинном порядке.(читать далее о регистрации религиозных объединений + статистика различных конфессий…)
Регистрация религиозного объединения тоже проходит в установленном законом порядке. Для того чтобы законно существовать на территории Мексики, религиозная ассоциация обязана изложить свою религиозную доктрину, которая не должна cодержать призывы к физическому насилию или представлять опасность для членов организации. Ассоциация обязана иметь определенный «стаж» работы среди новообращенных – не менее пяти лет (однако, закон не требует никакого количественного «ценза» обращенных). Религиозное объединение не может быть создано с целью проведения коммерческой деятельности, хотя получает налоговые льготы при регистрации. Согласно Докладу о свободе вероисповедания Госдепартамента США по Мексике (Religouis Freedom Report 2004), за 2004 год правительство Мексики получило 4 442 заявки на регистрацию.
По статистике на февраль 2009 г., в Мексике ВСЕГО зарегистрировано 7.074 религиозных ассоциаций, из которых крупнейшими являются евангелическая и римско-католическая церкви, а также протестанты. Статистику по каждой из этих церквей мы укажем ниже.
В Мексике существует достаточно большой спектр религиозных конфессий и ассоциаций, обеспечивающих мексиканцам широкий выбор вероисповедания. На территории Мексике на постоянной основе работают иностранные миссионеры. У каждой религиозной организации есть своя квота на визы, определяемая на уровне федерального правительства. Начиная с 1995 года по 2004 год, было выдано 49 466 виз для иностранных миссионеров, включая 5 526 виз за период мая месяца 2004 года. К вопросу о работе иностранных миссионеров в Мексике мы вернемся несколько позже.
II. Религиозная демография и статистика
Территория Мексики составляет почти два миллиона квадратных километров, а население (по официальным подсчетам, за 2009 год) составляет около 109 миллионов.
Представление о религиозной демографии в Мексике можно получить на основании трех статистических источников.
1). Официальная статистика в Мексике ведется Национальным институтом статистики и географии (INEGI). Каждые десять лет проводится национальная перепись населения, результаты которой публикуются в открытых отчетах. Несмотря на обилие данных по статистике, до недавнего времени эти данные не использовались в полной мере для воссоздания религиозной картины Мексики.
До начала девяностых годов прошлого века, статистические данные о религиозной демографии Мексики были достаточно скудны и не давали полного представления о религиозной ситуации в стране. Большой «религиозный взрыв» произошел в 1993 году, на следующий год после принятия Закона о религиозных объединениях – именно в том году было зарегистрировано более полутора тысяч религиозных объединений (для сравнения – до принятия закона, в1992 году по статистике было зарегистрировано всего три религиозных ассоциации).
Перепись 2000 года впервые показала разнообразие религиозной картины Мексики, и на основе структуризации данных позволила провести классификацию религиозных течений. Условно, перепись разделяет все существующие в Мексике церкви на 10 групп:
— Католическая
— Протестантская
— Евангелическая
— Библейская не-евангельская
— Другие христианские церкви
— Восточные религии
— Иудейская религия
— Ислам
— Нативисты (неоязычники)
— Спиритуалисты
— Нехристианские религии
По переписи, примерно 88% мексиканцев определяют себя как католиков. В Мексике насчитывается примерно 11 тысяч католических церквей, 14 тысяч католических священников и монахинь. В структуре католической церкви в Мексике задействованы около 90 тысяч служащих.
Оставшиеся мексиканцы отнесли себя к следующим религиозным группам (в процентном отношении от всей численности населения):
— 1,62% пятидесятники и ново-пятидесятники
— 2, 76% другие протестантские и евангелические течения
— 1,25% Свидетели Иеговы
— 0,71% «исторические» протестанты (каковыми государство определяет пресвитерианцев, баптистов, методистов, назареян, меннонитов)
— 0,58% адвентисты седьмого дня
— 0,25% мормоны (члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней)
— 0,05% иудеи
— 0,31% другие религиозные течения.
Примерно 3,5% мексиканцев не отнесли себя к никакой религиозной группе, и 0,85% не определили своей религиозной принадлежности.
Нужно иметь ввиду, что в данном статистическом раскладе рассматриваются только так называемые «официальные», зарегистрировавшиеся церкви и объединения, и данная статистика базируется на критериях, разработанных для переписи населения.
2). Свою статистику религиозной жизни в стране, отличную от Национального института статистики, ведет Министерство иностранных дел Мексики (SEGOB).
Несмотря на то, что по переписи большинство мексиканцев относит себя к католической вере, статистика Министерства внутренних дел (SEGOB) предоставляет собственные данные, где публикуются цифры о религиозных объединениях, зарегистрированных на территории Мексики. Эти данные публикуются в Административном каталоге религиозных объединений Мексики (CATALOGO ADMINISTRATIVO DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS EN MEXICO) при МВД Мексики (SEGOB).
На февраль 2009 года, Каталог регистрирует общую численность религиозных объединений на территории Мексики — 7.074. Также, Цифры Каталога свидетельствуют о том, что в Мексике налицо опережающий рост численности евангелической церкви, на фоне отставания римско-католической церкви:
— В Мексике всего христианских объединений – 7,042
— Евангелическая церковь (евангелисты, баптисты, армия спасения, пятидесятники, спиритуалисты и другие) насчитывает 3,777 объединений
— Католическая церковь насчитывает 3,151 объединений
— Протестанты насчитывают 83 объединения
— православные – 28
— мормоны – 1
— свидетели Иеговы – 2
— традиционные восточные религии (индуисты, буддисты, кришнаиты) – 17 объединений
— ислам – 2
— «новые религии» — 4.
Среди «новых религий» числятся: 1) In Kaltonal (Ин Кальтональ, Дом Солнца), чьи последователи считают, что древние доиспанские верования ацтеков являются истинным проявлением мексиканского духа, 2). Эканкар (познание Божественной реальности через Святого Духа) 3). «Мексиканская церковь Красавица одетая в Солнце» («La Mujer Hermosa Vestida del Sol»), чьим пророком, возрожденным Илией является Роке Рохас, живший в девятнадцатом веке – автор так называемого «Последнего завета», и 4). Церковь «Ла Эрмоса», Templo la Hermosa, чьи последователи верят только в Новый Завет, и Иисуса Христа как одного бога.
Некоторые религиозные культы – такие, в частности, как недавно появившийся и набирающий популярность культ Святой Смерти (Santa Muerte) – не входят в статистику Национального института статистики и географии. Полное название церкви — «Ортодоксальная католическая мексикано-американская церковь Святой смерти». Церкви было отказано в регистрации при Генеральном директоре по религиозным делам МВД – чиновники нашли, что заявленный статус церкви сильно отличается от ее религиозной практики, и отправление культа смерти (который все христианские церкви считают «дьявольским») может привести к массовым правонарушениям. Среди населения бытует убеждение, что наиболее преданными новообращенными являются члены наркокартелей и преступных организаций.
Несмотря на хорошо структурированную и подробную статистику Каталога, точное количество религиозных объединений в Мексике пока не поддается подсчету. Получение точных статистических данных затруднено по причине невозможности атрибутировать ту или иную религиозную группу к определенной церкви – как с точки зрения исследователей, так и с точки зрения самих членов религиозного объединения. Например, библейских не-евангельских христиан некоторые исследователи причисляют к парапротестантской религии, а некоторые евангелические церкви (определяемые в данных переписях как «другие евангельские») считают себя близкими к пятидесятникам, и очень часто не образуют никакого представительства, и не формируются в религиозной объединение. Иногда такие группы действуют не в качестве религиозного объединения, а гражданской ассоциации.
3). Религиозные объединения публикуют свою собственную статистику, и эта статистика может отличаться от официальных данных. Так, некоторые евангелические группы в штате Чиапас утверждают, что вместе с протестантскими приходами и сочувствующими, к протестантам можно отнести 60% всего населения штата Чиапас. С другой стороны, иногда служители культов предпочитают занижать статистику своего присутствия: так, в штате Табаско Свидетели Иеговы заявляют, что в 17 муниципалитетах существует 20 тысяч их последователей, в то время как Офис по религиозным делам штата Табаско показывает, что в штате зарегистрировано 22.500 членов церкви Свидетелей Иеговы, и 46 молельных домов – самая большая в стране численность Свидетелей Иеговы в расчете на плотность населения.
В Административном Каталоге религиозных объединений Мексики также указаны регионы, где насчитывается самое большое количество зарегистрированных религиозных объединений – на первом месте находится Федеральный округ, затем штат Нуэво Леон, город Мехико, и штат Тамаулипас.
Большинство христиан некатолической принадлежности проживают на юге Мексики, а именно – в штате Чиапас, чье население составляет 4% от всего населения Мексики, и где проживает множество индейцев. Именно среди индейского населения штата Чиапас насчитывается наибольший процент не-католиков – не-католики составляют 36,2% от населения штата (на фоне примерно 12% некатолического населения всей Мексики). За штатом Чиапас следует штат Табаско, где проживает 29,6% не-католиков, затем штат Кампече – 28,7%, и штат Кинтана-Роо – 26,8%.
Фото: Церковь индейского поселка Сан-Хуан-Чамула, штат ЧиапасНеобходимо отметить, что упомянутый штат Чиапас играет исключительную роль в религиозной демографии Мексики. Эту особую роль подчеркивают практически все исследования и источники по религиозной демокрафии Мексики. В отличие от других штатов, Чиапас представляет собой настоящую мозаику различных религиозных конфессий и культов, подчас весьма экзотических. Среди индейского населения Чиапаса в последние годы появились мусульмане – это группа индейцев-цоцилей, проживающих в исторической столице штата, городе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. С исламом индейцев познакомила миссия Дава – исламистская секта, привнесенная в Мексику группой испанских проповедников. Активная и подчас агрессивная деятельность иностранных миссионеров среди индейского населения Чиапаса – это, как мы упомянули выше, тема для особого исследования. Помимо ислама, индейцы Чиапаса исповедуют ново-языческие культы, основанные на доколониальных верованиях местных индейцев, в сочетании с различными видами христианства (включая местные и привнесенные виды православия). Религиозный синкретизм индейцев Чиапаса является отдельной темой многочисленных исследований, которые проводятся как мексиканскими, так и зарубежными учеными (в основном, американскими). Свобода вероисповедания, заявленная в Конституции Мексики, с достаточным постоянством нарушается на уровне местных муниципалитетов Высокогорья Чиапаса, где борьба местных общин за «чистоту веры» в исторической ретроспективе вызывала и до сих пор вызывает внутренние миграционные потоки индейцев, переселяющихся целыми семьями и деревнями в новые места, в поисках спасения от своих гонителей.
В 2002 году представитель римско-католической церкви в Чиапасе заявил прессе, что примерно 12% населения штата причисляют себя к неверующим, 64% атрибутируют себя к римско-католической церкви, и 22% к протестантской. В индейских общинах Чиапаса число католиков еще ниже: в декабре 2001 года среди индейцев-чолей насчитывалось 56,3% католиков, среди цельталей – 54,7%, и среди цоцилей – 51,9%.
К вопросу о религиозном разнообразии Чиапаса мы вернемся в отдельной главе.
Как и в Чиапасе, некоторые индейцы полуострова Юкатан и штата Оахака практикуют синкретическую смесь из доколониальных обрядов майя и католической религии.
В 2007 году, усилиями солидных государственных учреждений — Министерства внутренних дел (SEGOB), Национального института статистики и географии (INEGI), Центра исследований социальной антропологии, а также ряда престижных учебных заведений был впервые опубликован Атлас религиозного разнообразия Мексики, который на основании статистики предыдущих лет дал достаточно полную картину религиозной жизни Мексики. Данные этой работы свидетельствуют о том, что старые представления о Мексике как нерушимом оплоте римско-католической церкви больше несостоятельны. Католическая основа испанской культуры, вот уже много веков являющейся частью и собственно мексиканской культуры, постепенно разрушается под воздействием мощного наступления протестантизма, которому, хоть и в меньшей степени, сопутствуют другие религиозные течения – как христианские, так и не-христианские. Это наступление, в конечном итоге, может окончательно изменить культурное единство мексиканцев как нации.
Вот что сказал по этому поводу Элио Масферрер, профессор Национальной школы антропологии и истории (ENAH): «Мексика превращается в мультикультурную страну где Конституция «запрещает запрещать» любую религию. Нам нужно привыкать к этой ситуации – она лишь часть глобального процесса по культурной диверсификации, и результат тех культурных, социальных и политических перемен, которые происходят в мексиканском обществе».
Таракихи, © январь 2010
(опубликовано на mesoamerica.narod.ru — при цитировании, ссылка на этот сайт обязательна)Источники:
Конституция Мексиканских соединенных штатов
CONSTITUCIÓN POLITICA DE LOS ESTADOS UNIDOS MEXICANOS
LEY DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS Y CULTO PÚBLICO
Nueva Ley publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992
CATÁLOGO ADMINISTRATIVO DE ASOCIACIONES RELIGIOSAS EN MEXICO
La Secretaría de Gobernación de México, SEGOB
Subsecretaría de Población, Migración y Asuntos Religiosos
Direccioón General de Asuntos Religiosos
U.S. Department of State
Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2009
U.S. Department of State
Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor
International Religious Freedom Report 2004
Renée de la Torre, Cristina Gutiérrez Zúñiga. “Atlas de la diversidad religiosa en México”, CIESAS, 2007
Segob: hay más ministros evangélicos que católicos
Milenio.com, 08.04.2009
http://www.milenio.com/node/196570
Religión prehispánica renace en el siglo 21
una-vez-en-mexico.blogspot.com
Мексика, окончание: религия: llliu — LiveJournal
Комплекс церквей в месте явления Богородицы (Святой Гваделупэ)
Решила выделить религию (или религии?) Мексики в отдельный топик, потому что на меня это произвело впечатление, хотя ничто не предвещало. Это же – поле католицизма, религия колонизаторов. Но все здесь окрашивается в особые тона. Шаманизм, остатки традиционных культов, живет либо рядом с церковью, либо даже внутри нее. В Мехико мы проезжали огромный рынок ритуальных предметов для шаманов.
Вот шаман рядом с кафедральным собором Мехико – очищает за деньги всех желающих, снимает порчу и другие нехорошие явления с вашей ауры:
Пол церкви заложен пахучей травой, ходить надо по ней, чтобы не соприкасаться с полом, это имеет магическое значение. Огромное количество горящих свечей, по бокам — деревянные куклы святых в настоящих одеждах, с висящими овальными зеркалами на одеждах, статуи святых – выполнены грубо, примитивно. Святые закрыты в стеклянные (или пластиковые?) витрины, на каждой из которых табличка «Санта Лючия» или «Сан Хосе». Фигур этих – примерно за сотню. Через 5-10 метров на травяном полу сидят группы индианок (мужчин а на церковь было человека 2), со своим алтарем (или местом сакрализации) из свечек и бутылью самогона, который они принимают по мере совершения ритуала. Приносят они куриные яйца и куриц, это – жертвенные предметы, они обносят курицей и яйцами тела (ауру) пришедших, сидящих вокруг такого маленького алтаря, и постепенно начинают жертв (т.е. куриц) придушивать. Курица кричит, соответственно, а потом тихо кончается в руках шаманящей индианки. Да, все это сопровождается основательной выпивкой, позволяя тем, кто совершает ритуал, достичь транса, наверное, на трезвую голову курицу придушить не легко. Этот дикий ритуал производит на европейца сильное впечатление – от любопытства до шока, в зависимости от типа нервной организации. Внутри это магическое место снимать запрещено, но внешний вид этой церкви и интерьер подобного провинциального храма с развешенными полотнищами, хотя и без травы, я сняла.
В остальном вам остается поверить мне на слово.
Самый главный храм и главная святыня Мексики, и не только Мексики, но и всей Латинской Америки – это Святая Мария Гваделупэ. В Мехико. Целый храмовый комплекс (см. заглавную картинку). Главная святыня – это отпечаток Гваделупе на полотне (по типу Спаса нерукотворного):
Произошло это чудо с явлением Богородицы одному мексиканскому индейцу в начале XVI века. После этого чуда индейцы стали массово креститься. Так что явление Святой Гваделупе сильно помогло христианским миссионерам в христианизации местного населения.
Сейчас паломники ходят к святой Гваделупэ вот так, а рядом — мемориальная группа (как ходили индейцы к настоящей Богородице:
Храмы в Мексике строили в основном два ордена – францисканцы и доминиканцы, их можно распознать по характеру декора – францисканцы (нищенствующие) строили храмы очень скромные, в основном, по внутреннему декору скромные, а вот доминиканцы – наоборот, тяготели, напротив, к чрезмерной пышности.
На местной, латиноамериканско-доминиканской почве расцвел стиль чурригереско, это такой всех пышный и сверхпричудливый барокко. Вот интерьер Капеллы Росарио в Пуэбле — самый известный образец этого причудливого стиля:
Но все вместе это любопытно.
За сим — до следующих втреч в Новом году, всем спасибо. кто дочитал, и счастливого Нового года!
llliu.livejournal.com
Культура Мексики
Благодаря постоянному смешиванию испанского и американского народа, культура Мексики претерпела много изменений. Влияние США и верования нескольких огромных цивилизаций – европейской и индейской, позволяют уживаться на одной территории представителям разных социальных культур.
Разносторонняя культура Мексики
Уважение и почитание традиций своих соседей легло в одну ячейку взаимопонимания между народами. Культура Мексики – формирует стабильную и мощную державу, которая может похвастаться великими художниками и музыкантами.
Религия Мексики
Церковь не участвует в общественной жизни государства, а правительство не оказывает ей материальную поддержку. Религия Мексики – 88% населения поддерживает Римский Католицизм, остальные воздерживаются от ответа, хотя культура поведения напоминает – протестантство.
Экономика Мексики
Главной отраслью государства считается нефтяная добыча. Экономика Мексики складывается из нефтепереработки и туризма. За счет этого доходы населения постоянно растут. Мексика одна из немногих стран, которая устанавливает цену на бензин и газ в зависимости от дохода населения.
Наука Мексики
Рост экономики и хорошие капиталистические взаимоотношения с соседними государствами позволили начать модернизацию учебных заведений. После чего, во второй половине 18 века наука Мексики стала активно развиваться, и была открыта: Королевская школа хирургии.
Искусство Мексики
С древних времен на территории страны развивается несколько художественных направлений. Искусство Мексики – это памятники фольклорной и религиозно-символической направленности. Тольтеки, ольмеки, ацтеки и майя – все эти народы оставили свой след в истории. Необычная география Мексики и пирамиды придают государству нотку загадочности.
Кухня Мексики
Своеобразный колорит, непревзойденность местных поваров и достаточно популярная кухня Мексики, поставила национальные блюда на один уровень с французскими и итальянскими деликатесами.
Обычаи и традиции Мексики
Добрый нрав и постоянно отличное настроение. Обычаи и традиции Мексики почитаются всеми жителями, они любят вести задушевные разговоры, проводят общественные праздники на улицах городов и отмечают дни рождения в барах. Пунктуальность отсутствует, хотя это никого не беспокоит.
Спорт Мексики
У государства есть собственная сборная по футболу и стадион Estadio Azteca (Ацтекский Стадион). Самый востребованный спорт Мексики – футбол.
travel247.ru