Религиозные конфессии Кыргызстана
Киргизия – многонациональная страна, где проживают народы, исповедующие разную религию. На территории Кыргызстана мирно сосуществуют различные религиозные конфессии. Сегодня мусульмане, которые исповедуют ислам суннитского толка составляют в Киргизии почти 83% от населения. Следующие численности– христиане (15%). К ним относятся русские – православные, а также немцы, которые традиционно делятся на католиков и лютеран. Небольшой процент населения исповедует буддизм и иудаизм. Религия в Киргизии не имеет запретов, каждый волен самостоятельно выбирать свою духовную пренадлежность.
В Кыргызстане разрешена деятельность религиозных организаций. В тоже время в 2009 году принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», который ужесточил требования к деятельности религиозных организаций: для регистрации общины необходимо 200 членов, а миссионерство существенно ограничено.
В настоящее время интерес к религии в республике значительно возрос. Если в советский период в Киргизии действовало всего 39 мусульманских мечетей и 25 храмов и приходов русской православной церкви, то на конец 2005 зарегистрировано более 1338 мечетей и более 40 храмов и приходов православной церкви, 200 молельных домов различных христианских конфессий. В 1991 году в Бишкеке был создан Исламский центр, который в значительной степени регулирует деятельность мусульманских организаций в Киргизии, а также занимается такими вопросами как просвещение и образование
В Кыргызстане существуют религиозные образовательные учреждения, в основном мусульманские и христианские. На сегодняшний день в Киргизии действуют 10 мусульманских и одно христианское высшее учебное заведение, а также 62 мусульманских и 16 христианских духовных образовательных учреждений.
Контроль над деятельностью религиозных организаций и религиозных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Законом «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», а также Государственной комиссией по делам религии.
Киргизия – светская, демократическая страна, где религия не имеет государственного статуса.
Конституцией страны «гарантируется свобода совести и вероисповедания. Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой».
Краткий обзор истории религии на территории Кыргызстана
Краткий обзор истории религии на территории Кыргызстана
В современных публикациях при описании религиозной ситуации часто встречается упоминание религиозного разнообразия, возникшего в Кыргызстане в 90-е годы ХХ в. Исторические факты свидетельствуют о конфессиональном многообразии обществ, проживавших на территории Кыргызстана в разные эпохи. Передвижения индоевропейских племен (2-1 тыс. до н.э.) оставили след во всех мировых религиях. На развитие региона оказывали влияние различные модели: Ирана, греко-эллинского мира, Индии, стран Ближнего Востока. В одно и то же время, наряду с тюрками, Центральную Азию населяли и создавали свои государства уйгуры, кыргызы, кимако-кипчаки, монголы, татары, не говоря об ираноязычных потомках саков, усуней, юечжей, кангюйцев, согдийцев и т.д.
Религиозные воззрения тюрков
По космогоническим представлениям тюрков, «голубое небо» было крышей над миром, где ежедневно рождались солнце и луна. Верховное божество – Тенгри принадлежало к верхнему миру. Тенгри на протяжении веков оставался верховным божеством у кыргызов, что зафиксировано в фольклоре, а также на уровне формул-сентенций – «Тенир жалгасын», «Тенир урсун». Средний мир управлялся богиней плодородия «Умай», вместе с «Тениром» они составляли божественную чету. Божество земли и воды — Идук Жер-суу наделялась благодетельной и карающей функциями, иногда выступало в значении родины. Генеалогические предания и мифы тюрков сохранили древние тотемические представления, также закрепившиеся в титулах, родовых названиях и именах. Религия тюрков на Тянь-Шане «наложилась» на местные культы сако-усуньского и юечжийско-кангюйского населения – потомков авестийский туров, поклонявшихся солнцу и огню, водным стихиям и земле, приносивших божествам жертвы людей и животных. Архитектурные находки свидетельствуют о широком распространении культа огня, гор, воды, о чем свидетельствует почтительное отношение к Сулайман-Тоо, озеру Иссык-Куль, ущелью Иссык-Ата и т.п. Подобное сакральное отношение к природным явлениям имеется на всей территории Кыргызстана.
Зороастризм
Появление зороастризма относится к рубежу II и I тысячелетий до н.э., когда среди восточно-иранских племен (арья, как они себя называли) у кочевников-скотоводов (турья) появился пророк Заратуштра. На территории Средней Азии зороастризм был одной из основных религией вплоть до X в., проявляясь в его архаичных формах — маздеизм и митраизм. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в горах Тянь-Шаня, петроглифы1 Саймалуу-Таш, Тамгалы-Тас, Сулайман-Тоо, Орнока и др. Наиболее ранние изображения петроглифов относятся к III-II тыс. до н.э., при этом, подобных по летоисчислению, сюжету и количеству, исчисляемых тысячами, в Азии не обнаружено.
О распространении позднего (сасанидского) зороастризма на территории Кыргызстана можно судить по археологическим находкам ритуальных изделий из обожженной глины, оссуариев2 с различными символами, курильниц с изображениями авестийско-зороастрийских богов и их атрибутов. Погребальный обряд переселившихся в Чуйскую и Таласскую долины ираноязычных согдийцев, тохаристанцев и хорезмийцев, не пожелавших принять ислам на своей родине, также является зороастрийским. К древним наусам3 зороастрийцев восходит и исламский мавзолей (гумбез), как хранилище останков для будущего воскрешения. Зороастрийское происхождение имеет отмечаемый во многих странах и в том числе в Кыргызстане Нооруз (Оруздама), день наступления весны и начала земледельческих работ. В мировоззрении кочевников этот праздник соединился с культом природы, а с принятием ислама празднуется многими мусульманами. По преданию, Нооруз стал отмечаться арабами по велению самого пророка Мухаммеда.
Буддизм в Кыргызстане
В Центральной Азии располагались крупные буддийские комплексы, от которых до нас дошли разнообразные материалы, известные благодаря археологическим работам (VII-XIII вв.): письменные документы, остатки архитектуры, произведения искусства. Широкое расселение буддистов происходило преимущественно в городах Чуйской долины. Эта религия не занимала в Центральной Азии монопольного положения, в то же время некоторые правители и представители знати были ревностными буддистами, учреждали монастыри, приносили им дары. Среднюю Азию можно рассматривать как гигантский «ретранслятор» буддизма в Восточный Туркестан и далее на восток – в Монголию, Тибет, Китай, Японию.
Буддизм оказал влияние на ранний суфизм. Суфийская система наставничества, понятие пути совершенствования, некоторые духовные практики среднеазиатских суфиев сходны с буддийской медитацией. Кроме этого, буддийское влияние прослеживается в литературе, архитектуре, орнаментах и художественном ремесле мусульманской Средней Азии, Ирана, Афганистана.
Манихейство
Манихейство – религия, возникшая в III в. в Персии; в основе манихейства лежат учения зороастризма, буддизма, христианства, культа Тенгри (на Тянь-Шане) и других религий. Проникновение на территорию Средней Азии началось в конце III-IV вв., связано с преследованием его приверженцев со стороны Сасанидского Ирана. В конце VII – начале VIII вв. согдийцы привносят манихейство в Восточный Туркестан, где распространяют его сначала среди своих сородичей-колонистов, а затем среди уйгуров. Долины рек Чу и Талас были центром, где расцветало манихейство. В середине X в., когда зарождалось государство Караханидов, ислам должен был состязаться не с шаманизмом, а с манихейством и христианством.
Христианство
По Великому Шелковому пути, по караванным тропам с запада на восток купцы везли не только ткани, специи, драгоценности, но и священные книги. Археологами были обнаружены памятники христианского происхождения: остатки храмов и монастырей, фрески, керамические и металлические изделия с изображением евангельских сцен, церковная утварь, нательные кресты и медальоны. Сотнями исчисляются находки могильных камней с крестами и надгробными надписями на тюркском и сирийском языках. Они датируются VI-XIV вв.
В империи эфталитов, охватывавшей V- сер.VI вв. на значительной части Центральной Азии христианство было объявлено государственной религией. Несмотря на то, что в христианство обращались согдийцы, тюркские племена (чигили, тепе-уйгуры, карлуки) и монголы, христианство так и не стало в Центральной Азии общенародной религией. Оно мирно уживалось с буддизмом, манихейством, зороастризмом, с племенными культами, а с VIII-Х вв. и с исламом. Известно, что часть потомков Чингисхана хранила верность племенным культам, часть принимала христианство несторианского толка, но окончательный выбор ими был сделан в XIV в. при Тимуре и его наследниках в пользу ислама.
В середине XIX в. после присоединения к Российской империи в истории христианства в Средней Азии начинается новый этап. В 1872 г. была образована Туркестанская епархия Русской Православной церкви. Первое упоминание о католиках относится к XII в. Вновь католики появились в Туркестане в середине XIX века. Это были граждане Российской империи, чаще всего – офицеры царской армии. Вместе с переселенцами в Кыргызстан проникли лютеранство, баптизм, адвентизм, пятидесятничество. В основном носителями были российские немцы, финны и эстонцы, состоявшие на военной и статской службе и их семьи, обосновавшиеся в Чуйской, Таласской и Иссык-Кульской долинах.
Ислам
На территорию Кыргызстана ислам стал проникать с VIII века вследствие походов Кутейбы в 712 г. В Караханидском государстве ислам становится государственной религией (в 960г.) с центром в Баласагуне. К этому времени относится строительство культовых мусульманских сооружений, таких как Буранинский и Узгенский архитектурные комплексы X-XII вв., мавзолей Мухаммада ибн Насра в Сафед-Булоне и многие другие. Ислам по началу распространялся среди оседлого населения, кочевники придерживались древних языческих воззрений.
В XIII – первой половине XIV вв. в ходе монгольских завоеваний ислам утратил свое значение государственной религии, но в 1354 г. в государстве Моголистан был восстановлен. С конца XV в. кыргызы становятся господствующим этносом на Тянь-Шане, а в XVI-XVII вв. здесь складывается кыргызская народность, в сплочении которой ислам сыграл роль идеологического фактора объединения. Во время владычества Кокандского ханства мусульманское духовенство начинает вести активную миссионерскую деятельность среди кочевого населения через мулл и суфийских ишанов. Ощутимый вклад в распространении ислама среди кыргызов внесли именно суфийские братства Центральной Азии – Ахмета Яссави и Накшбандия. К моменту вхождения кыргызов в состав Российской империи (вторая половина XIX — начало XX вв.) подавляющее число кыргызов относило себя к мусульманам.
В советский период была принята пропаганда научно-материалистического мировоззрения, сопровождаемая в 1920е-1930е гг. массовыми репрессиями духовенства. Религия стала развиваться на «бытовом», «народном» уровне. В отдельные периоды истории СССР руководство страны оказывало поддержку отдельным конфессиям, преследуя свои политические интересы.
Существенное влияние на мировоззрение народов, населявших территорию Средней Азии, оказали древнеиранские племена. Они («андроновцы», саки, усуни) определяли особые места паломничества и погребения предков: скопление наскальных рисунков, курганных могильников и поминально-жертвенных площадок у мест слияния рек и озер, по ущельям, отражали ранние формы религии. Впоследствии эти формы оказали влияние на зороастризм, шаманизм, манихейство, буддизм, христианство и ислам. Исторические факты свидетельствуют, что для сообществ, проживавших на территории современного Кыргызстана, была характерна поликонфессиональность.
Таким образом, взаимовлияние и терпеливое отношение можно рассматривать в качестве богатейшего исторического опыта толерантного сосуществования различных вероисповедных сообществ на территории нашей страны.
Индира Асланова, преподаватель Кыргызско-Российского (Cлавянского) университета
Использованная литература
1. Горячева В.Д. Городская культура тюркских каганатов на Тянь-Шане (середина VI – начало XIII в.). Бишкек. – 2010 г.
2. Материалы научной школы В.Д. Горячевой «Религиозный аспект этнополитических процессов в истории Кыргызстана». Бишкек, КРСУ. – 2012.
3. Религиоведение для вузов Кыргызстана: учебное пособие. Бишкек. – 2013 г.
1 Петроглифы – выбитые на скальной породе острым предметом небольшие по размерам рисунки – символы.
2 Ящик, урна, сосуды, место и т.п. для хранения скелетированных останков.
3 Погребальные склепы
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
КИРГИЗЫ ВЕРНЫ ТЕПЕРЬ НЕ ТОЛЬКО ИСЛАМУ
Развитие Киргизии многие годы и даже века шло так, что здесь вполне мирно уживались представители самых разных национальностей и даже разных религиозных конфессий. Но, как сейчас говорят, приоритетными всегда оставались лишь две из них — ислам и православное христианство. Новое время, коренным образом изменившее всю политическую и социальную обстановку, принесло в Центральную Азию новые верования, новые религиозные организации. И членами их все чаще становятся даже киргизы, которые всегда считались от рождения правоверными мусульманами.
Недавно один молодой житель Бишкека, киргиз по национальности, одновременно с получением диплома о высшем образовании принял христианство. Что только не предпринимали его родители и близкие: умоляли, запугивали, месяцами не выпускали из дома — все безрезультатно. В конце концов, они были вынуждены оставить молодого человека в покое. Теперь никто не интересуется, где он и чем занимается. Близкие смирились, резонно рассудив, что, мол, «был бы жив и здоров».
Случаи смены веры представителями титульной нации или принятия вовсе до этого неверующими киргизами чужой веры пока здесь не очень многочисленны, и, к счастью, пока не ведут к усилению напряженности и противостояния внутри народа. Но в повседневной жизни каждый такой случай вызывает определенные сложности.
В городе Кант, например, родственники одного умершего киргиза, долгое время не могли решить, по каким обычаям проводить ритуал погребения, на каком кладбище хоронить соплеменника. Дело в том, что незадолго до смерти он принял христианство. Известны также факты, когда киргизы-мусульмане пытались наказать своих сородичей, которые, заинтересовались новыми религиозными конфессиями и становились их приверженцами. Но не всегда останавливает неофитов.
Пастор протестантской церкви Иисуса Исламбек Каратаев, например, рассказывает: «Все больше молодых киргизов отдают предпочтение нашей церкви. Мы считаем, что в республике сейчас есть уже не менее пяти тысяч христиан-протестантов из числа киргизов. Сам я уже десять лет придерживаюсь этой веры. Прежде был атеистом. Грехов у меня было более чем достаточно: употреблял наркотики, без разбору отдавался плотским удовольствиям. Однако в душе я всегда искал того, кто помог бы мне избавиться от этих пагубных пороков, и вскоре нашел своего Спасителя. Многие алкоголики и наркоманы, проститутки и просто заблудшие очищают сейчас свои души и тела как раз в нашей церкви».
По словам Исламбека Каратаева, родители и близкие сначала сильно ругали его за переход в другую веру, но потом, когда убедились, что их сын и брат отвратился от греховных пороков и вступил на истинный путь, сами пошли за ним, стали членами новой церкви.
По мнению еще одного пастора-протестанта Кубанычбека Шаршенбиева, смена веры киргизами — нормальное для демократического общества явление:
— Согласно нашей Конституции, — говорит пастор, — Киргизстан — светское государство, превыше всего ставящее принципы демократии. Следовательно, все конфессии здесь равны. И граждане страны должны иметь право свободно выбирать любую веру. Хотя мы, представители других конфессий, хорошо понимаем, что традиционные ислам и православие все равно занимают в стране доминирующее положение. Однако, и государство, и общественность сегодня должны прислушиваться уже и к представителям других конфессий.
В последнее время стало очевидным, что некоторая часть киргизов отдает предпочтение именно протестантизму. В связи с этим встает вопрос: почему не традиционные ислам или православие, а именно эта конфессия привлекает молодежь? Тем более, что явление это характерно не только для Киргизии. Протестантские церкви открываются сейчас в Казахстане и даже Узбекистане.
Эксперты считают, что укоренению в Центральной Азии чужих, казалось бы, религиозных конфессий в значительной степени способствовали процессы гласности и становления открытого общества. Люди постсоветских стран впервые получили возможность выбора, сравнения. Тяга же киргизов, в частности, к протестантизму объясняется еще и тем, что в условиях резкой смены общественных и экономических отношений особенно острой стала нужда в какой-то духовной опоре. Именно протестантизм как религия, в которой много элементов рационализма и прагматизма, говорят специалисты, оказался наиболее отвечающим духу и устремлениям нынешней молодежи.
Местная журналистка Бермет Маликова, много внимания уделяющая изучению духовной жизни киргизской молодежи, уверена, что протестантизм не несет никакого вреда киргизам. Она согласна с тем, кто считает, что религия эта учит одновременно и практичности, и духовному очищению. Поэтому она помогает воспитанию активных и жизнеспособных людей, которые должны преодолеть бедность страны и построить сильное государство. Она даже допускает, что сентябрьская трагедия в США может еще более отдалить от ислама часть молодежи, которая пребывала в раздумьях и сомнениях, какую же веру ей принять.
Тот факт, что террористические акты были совершены мусульманскими фанатиками, ударил, прежде всего, по исламу, — так считают многие в Киргизии. И особенно полумусульмане-полуатеисты, которыми как раз и являются в основной своей массе киргизы, родившиеся еще в советское время.
Несколько иной взгляд на это явление у представителей официального ислама. Они, напротив, утверждают, что отход населения от традиционной веры, в конечном счете, может привести лишь к пагубным последствиям. А многие из них вообще категорически отвергают даже само такое понятие, как «смена веры».
— Те киргизы, которые ушли в другую веру, — говорит заместитель муфтия Киргизии Ильязбек ажи Назарбеков, — никогда и не были мусульманами. Что же касается молодых людей, то многие из них вообще просто безбожники. Именно таких людей представители других течений и сект всяческими посулами, в том числе и деньгами, привлекают в лоно своей веры. Кроме того, не так уж много киргизов обращаются в христианство. Сколько наших ребят уходят в другие религии, примерно столько же представителей других национальностей и религий принимают ислам. Так что в этом смысле мы ощутимых потерь пока вовсе не несем.
Тем не менее, по словам имама, то, что в одной семье люди придерживаются разной веры, — очень опасно. Участились, например, случаи, говорит он, когда между родителями и детьми возникают конфликты на религиозной почве. И это грозит серьезными последствиями, которые уже не один раз в мировой истории приносили религиозные противостояния.
Согласен с ним и главный редактор газеты «Ислам маданияты» («Культура ислама») Узбек ажы Чотонов. По его мнению, очень многие киргизы до сих пор очень далеки от истинной сущности ислама:
— Большинство наших сограждан исполняют лишь внешние атрибуты ислама, — считает религиозный журналист. — А глубинные ценности религии далеко не всегда доходят до сознания людей.
Причину этого печального явления он видит в том, что, во-первых, на местах нет грамотных мулл, которые, могли бы, благодаря своим нравственным и духовным качествам, служить образцом для окружающих. Во-вторых, исламу явно не хватает наступательности. Многие священнослужители считают, что сам факт рождения человека в киргизской семье автоматически делает его мусульманином. И не готовят его к встрече с другими религиями. Протестанты же, наоборот, ищут неофитов везде, завлекают их, создают условия для освоения новых учений.
Итак, небольшая центральноазиатская страна оказалась на пороге новой религиозной ситуации. В советские времена Киргизстан по праву считался атеистической республикой, а с обретением независимости он объявил себя светским государством. По существующей в республике Конституции, религия отделена от государства. На практике же на официальных и общественных мероприятиях представителям мусульманского и христианского духовенства отводятся, как правило, самые почетные места. Нередки случаи, когда руководителей этих двух конфессий власти привлекают к участию и в политических мероприятиях. Это всегда объясняется какими-нибудь важными интересами государства.
Самое интересное состоит в том, что Киргизия, принявшая множество законов, направленных на ускорение демократических реформ, до сих пор не имеет настоящего закона о религиях. Только с недавних пор здесь стали настойчиво продвигать для разного рода обсуждений проект закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», подготовленный по инициативе депутата Жогорку Кенеша Алишера Сабирова.
— Кыргызстан погряз в религиозном хаосе, — утверждает автор законопроекта. — Если уже в ближайшее время не принять меры для цивилизованного регулирования взаимоотношений всех конфессий, государство и общество неизбежно столкнутся с очень серьезными и даже опасными проблемами.
В доказательство своего тезиса он приводит хотя бы такой пример. По довольно популярному в Киргизии телеканалу постоянно транслируются проповеди одной религиозной конфессии. Редакция получает за немалые деньги. У муфтията же таких денег нет. И представители традиционного ислама на телевидении крайне редкие гости. У многих верующих такое неравенство вызывает законное недовольство. Значит, государство должно им помогать. Однако ни в коем случае, считает Алишер Сабиров, нельзя поддаваться соблазну запрета конкурирующих религий.
Согласна с ним и Атыркуль Алтишева, заместитель директора Института региональных исследований:
— Надо спокойно смотреть на появление в Кыргызстане новых конфессий, относиться к этому как к закономерному явлению. И главное, ни в коем случае не пытаться их запрещать. Сейчас нам больше всего нужна толерантность. Только в этом случае ислам сумеет доказать свою истинную значимость.
Юрий Разгуляев
ПРАВДА.Ру
Бишкек
Киргизия
Киргизы и их религия — это… Что такое Киргизы и их религия?
- Киргизы и их религия
- кир. племя, находящееся под властью частью у России, частью у Китая, состоит из киргиз-кайсаков и каракиргизов, или бурутов, и принадлежит к тюркско-монгольской народности. Они ведут кочевой образ жизни у берегов Сыр и Аму-Дарьи в Астрах. и Ставропольской губ., численность их доходит до 3-х миллионов. Они исповедуют мусульманство и принадлежат к суннитам или шиитам с примесью их прежней религии шаманства. У К. широко распространено обычное право, а также законодательный кодекс Абу-Ханифы Нумана бен Сабит. Религиозные обычаи представляют смесь верований магометанства и христианства. Они почитают святым Магомета, эфесских отроков, Александра Великого и Ноя. Обряды их вполне сходны с исламизмом; они совершают положенное количество (5) молитв в мечетях наподобие сартских, но от молитв иногда откупаются хлебом. Коран они, как и сарты, употребляют для гадания и верят в чудодейственную силу амулетов. Очень неохотно киргизы отдают детей в русские школы, предпочитая свои медресе и мектеде; также медленно идет обращение кир. в православие, которое они нередко принимают механически, внешне, не проникаясь его сущностью. Теперь делается много попыток просветить их христианской религией, для чего переведены евангелие и свящ. книги на их язык.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. — Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.
- Кира
- Киреметь
Смотреть что такое «Киргизы и их религия» в других словарях:
Киргизы — У этого термина существуют и другие значения, см. Киргиз (село). Киргизы … Википедия
Киргизы — Под этим именем известны у нас племена, обитающие ныне в бассейне Иссык куля, верховьях реки Текес, по долинам рек Чу и Таласа и далее, в китайских пределах, по южному склону Тянь Шаня, верховьям реки Тарим, Памирскому плоскогорью и в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Религия в Казахстане — Казахстан, согласно конституции является светским государством 1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. 2.… … Википедия
Религия в СССР — Сюда перенаправляется запрос «Богоборчество». На эту тему нужна отдельная статья. Религия в СССР положение религии и конфессиональных групп в РСФСР и СССР (1918 1991). Атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально… … Википедия
Киргиз — Также устаревшее русское название казахов (официальное до 1925) Смотрите также: Енисейские кыргызы, Хакасы, Чулымцы, Шорцы Киргизы Киргиз, исполняющий эпос «Манас» … Википедия
Киргизи — Также устаревшее русское название казахов (официальное до 1925) Смотрите также: Енисейские кыргызы, Хакасы, Чулымцы, Шорцы Киргизы Киргиз, исполняющий эпос «Манас» … Википедия
Казахи — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
КИРГИЗИЯ — (киргиз. Кыргызстан), Киргизская Республика, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем на востоке и юго востоке, Таджикистаном на юго западе и Узбекистаном на западе. С 1936 по 1991 страна входила в состав СССР на… … Энциклопедия Кольера
Киргизия — Киргизская Республика[1], Кыргызская Республика[2] Кыргыз Республикасы … Википедия
Тюрки — (точное значение слова неизвестно) группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. ниже). Географическое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Религия в Киргизии — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Подавляющее число верующих (82,7%) в Кыргызской Республике мусульмане. К христианам относит себя 16% верующих: русские традиционно исповедуют православие, немцы делятся на католиков и лютеран. Протестантские движения (баптисты, пятидесятники, адвентисты) включают как русскоязычное население, так и киргизов[1]. Есть в Кыргызской Республике также малочисленные группы бахаи, иудеев, буддистов.
В 2009 году в Кыргызской Республике был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», который ужесточил деятельность религиозных организаций: для регистрации общины необходимо 200 членов, миссионерство существенно ограничено[2].
См. также
Ислам в Киргизии
Христианство в Киргизии
Напишите отзыв о статье «Религия в Киргизии»
Примечания
- ↑ [www.ferghana.ru/article.php?id=2969 Массовый переход кыргызов из ислама в протестантское христианство стал проблемой для руководства Кыргызской Республики]
- ↑ [i-r-p.ru/page/stream-event/index-22907.html В Кыргызской Республике принят новый закон «О свободе вероисповедания…»]
Ссылки
- [www.kyrgyz.mid.ru/rel.html Религия в Киргизии]
- [www.bahai.kg Бахаипедия в Кыргызстане]
- [www.facebook.com/bahai.kg Вера Бахаи в Кыргызстане]
Отрывок, характеризующий Религия в Киргизии
В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.Духовные перемены, которые пережила Киргизия: религия кочевого народа
Было довольно сложно определить то, какой именно была первобытная Киргизия. Религия этой страны претерпела множество изменений: начиная естественным отбором и заканчивая принудительной исламизацией всего киргизского народа. И тем не менее ученые смогли найти достоверные сведения, способные пролить свет на метаморфоз верований этого кочевого народа.
Языческая Киргизия: какая религия была первой?
Главная проблема в исследовании прошлого Киргизии заключается в том, что большинство мифов и преданий передавались здесь преимущественно в устной форме. Из-за этого нельзя сказать наверняка, какая часть полученной информации была преображена под влиянием времени. И все же многие ученые склоняются к тому, что изначально предки этого кочевого народа поклонялись силам природы.
У них не было единого бога. Они верили в то, что все в этом мире имеет свое сознание и волю. Так, ветер мог стать верным другом или заклятым врагом, в зависимости от его настроения. Из-за этого киргизы постоянно общались с окружающим их миром, надеясь на его благосклонность.
Ранний тотемизм
С течением времени менялась и сама Киргизия. Религия тесно переплеталась с новой культурой, и вместо свободного поклонения силам природы на первое место встал тотемизм. Его суть заключалась в том, что у каждого рода или племени был свой тотем-хранитель. Зачастую его имя ставало во главе рода, тем самым прославляя своего покровителя.
Прообразами для тотема становились звери, духи и силы природы. Что правда, именно животные чаще всего избирались в качестве хранителя. Например, племя Бугу верило в то, что их далекий предок имел близкое родство со священным оленем. Именно поэтому оно избрало для себя такое имя, что в переводе обозначает «самец оленя» или «марал».
Новая вера
Религия Киргизии часто подвергалась давлению со стороны соседей. В большинстве случаев это приводило к тому, что местные верования лишь немного преображались, но при этом не меняли своей сути. Однако в конце IX века в эту страну пришел ислам, который навсегда изменил культурное наследие этого народа.
Довольно сложно описать несколькими словами, насколько сильно изменилась Киргизия. Религия превратилась в настоящий бич народа, который то и дело карал неверующих. И если до начала XVII века ислам терпимо относился к обычаям коренного населения, то с приходом Кокандского ханства все кардинально изменилось.
Именно в этот период на территории современной Киргизии начали активно строиться мечети, что впоследствии вылилось в принудительное приобщение к новым обрядам. Столь сильное влияние привело к тому, что сегодня большинство киргизов являются мусульманами-суннитами, искренне верующими в первородство Аллаха.
Духовный мир современной Киргизии
Главный вопрос заключается в том, изменилась ли полностью под влиянием ислама Киргизия? Религия мусульманского мира, безусловно, подобрала под себя культурный мир страны, но древние верования также не исчезли бесследно. Минуя запреты, языческие обряды просочились в духовную жизнь киргизов, видоизменяя привычные таинства и праздники новой религии.
То же касается и глубины веры киргизов. Несмотря на поклонение Аллаху, они редко придерживаются всех пяти столпов ислама (исповедание веры, молитва, пост, подаяние милостыни и паломничество). И все же именно эта религия является основой духовного мира современной Киргизии. А посему ни в коем случае нельзя приуменьшать ее роль в создании культурного наследия этого народа.
Помимо этого, в стране есть христиане и буддисты. Но их число столь невелико, что, даже объединившись, они не смогут стать достойными конкурентами для доминирующих мусульман.
Почему Киргизия принимает христианство? Мнения — Российская газета
Омбудсмен Киргизии Турсунбай Бакир уулу заявил о том, что, по его мнению, в стране назревает крупный межконфессиональный кризис, вызванный принятием многими киргизами христианской веры.
Ряд политологов страны называют это высказывание известного общественного деятеля вполне закономерным для созданного им особого имиджа «борца за истинную веру», который весьма импонирует многим людям мусульманского вероисповедания.
Однако правозащитник не ограничился негодованием по поводу потерянных единоверцев. Омбудсмен высказал мысль о том, что даже пресловутые активисты партии «Хизб-ут Тахрир» — официальной запрещенной, напомним, во всех без исключения странах Центрально-Азиатского региона, России и ряде других государств религиозно-политической организации — не столь опасны, как факт наличия в Тогуз-Торокском районе Джалал-Абадской области 100 киргизов, принявших христианскую веру. Бакир уулу отметил, что «христианизация» населения в республике приобретает крупные масштабы, и призвал внести соответствующие изменения в законодательство Киргизии, запрещающие подобную трансформацию вероисповедания. В противном случае омбудсмен предрекает неизбежные социальные потрясения и крупный межконфессиональный конфликт.
Развивая тему, нельзя однако не обратиться к мнению специалистов, проанализировавших межконфессиональные отношения в республике более детально. К примеру, президент международного агентства по развитию и политике Киргизии, доктор политических наук Аликбек Джекшенкулов в эксклюзивном интервью «РГ» подверг сомнению версию омбудсмена о масштабности «христианизации» населения страны.
— Основная часть населения республики исповедует светский, либеральный ислам, — пояснил ученый. — В то же время отношение киргизов к представителям других ветвей религии всегда было и остается толерантным. И если в последнее время некоторые представители титульной нации приняли христианство или буддизм, то ведь и многие славяне принимают мусульманство. Нет никаких оснований для беспокойства по поводу того, что некоторые наши сограждане склонны к перемене веры. Такую же картину мы наблюдаем во всем мире, это та самая свобода вероисповедания, узаконенная во многих странах и в конституции Киргизии.
В то же время, по словам Аликбека Джекшенкулова, реальную опасность для устоев государства может представлять собой набирающий силу исламский экстремизм.
Так что эксперты ассоциации политологов Киргизии предполагают, что причиной грядущей социально-политической и межконфессиональной нестабильности в стране могут стать отнюдь не христиане. Особую опасность в этом плане, по мнению аналитиков, представляет собой деятельность так называемого подполья или представителей радикальных исламских группировок фундаменталистского толка. К ним относят военизированное «Исламское движение Узбекистана», «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» (ХТИ — «Исламская партия освобождения») и уйгурское «Исламское движение Восточного Туркестана». Напомним, штаб-квартира партии «Хизб-ут Тахрир» находится в Лондоне, а тайные или явные подразделения этой религиозной организации, несмотря на запреты официальных властей, действуют в десятках стран мира.
Начало создания многочисленных филиалов ХТИ на юге Киргизии, согласно различным источникам, относится к 1996-1997 годам. Центром подпольной деятельности исламистов в республике являются города Ош и Джалал-Абад, а также Сузакский, Базар-Курганский, Кара-Суйский, Араванский и Узгенский районы. Несмотря на предпочтение мирных средств «обработки» населения, отмечают эксперты, данное движение представляет собой явную угрозу для безопасности Киргизии. Это обусловлено тем, что его идеи направлены на свержение светского строя, пропаганду насилия в межэтнической и межконфессиональной сферах. Конечной целью деятельности ХТИ специалисты называют создание на части территорий стран Центральной Азии и России так называемого Исламского халифата, живущего исключительно по канонам шариата.
По данным спецслужб, в настоящее время на юге Киргизии насчитывается от двух до пятнадцати тысяч членов ХТИ. Усилившиеся в последнее время процессы миграции населения с юга на север республики, по мнению аналитиков, приводят к укреплению социальной базы исламистов и расширению их оперативных и пропагандистских возможностей в северных регионах страны и ее столице. В то же время продолжающаяся тенденция нарастания исламского радикализма на юге Киргизии позволяет говорить о том, что здесь действует широко разветвленная подпольная сеть исламистов. В целом в Центрально-Азиатском регионе складываются благоприятные условия для распространения идей ХТИ, делают вывод политологи.
Кроме того, существенно усложняет религиозную ситуацию на юге сепаратизм части узбекского населения приграничных областей Киргизии, ранее ставивших цель создания узбекской культурной автономии в пределах Ферганской долины. Позднее, вследствие влияния радикальных учений исламских религиозных организаций, данная идея получила развитие, и сегодня исламисты ставят перед собой более обширную задачу — создание так называемой Кокандской исламской Джамахирии. Что это может принести постсоветским республикам региона — гадать не надо, достаточно лишь обратиться к опыту «талибизации» соседнего Афганистана.
На состоявшемся в сентябре этого года совете безопасности Киргизии в числе основных рассматривался также и вопрос о религиозной ситуации в стране. Его положительным итогом можно считать решение о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере и более тесного сотрудничества власти с Духовным управлением мусульман Киргизии (ДУМ).
Однако последняя инициатива омбудсмена о внесении поправок в законодательство республики, препятствующих, применяя термин Букир уулу, «христианизации» ее населения, противоречит решению совета безопасности и может самым негативным образом сказаться на межконфессиональном и межнациональном согласии, считают эксперты ассоциации политологов Киргизии.
комментарии
Канатбек Мурзалилов, заместитель директора госагентства по делам религий при правительстве КР:
— Свобода вероисповедания — это конституционное право каждого гражданина республики. В то же время люди должны выбирать свою религию осознанно, а большинство сегодня принимает иную веру из-за временных материальных трудностей.
Официально и с уверенностью могу заявить, что, как такового, небывалого роста христианства в Киргизии не происходит. Анализ показывает, что сейчас приток христианских организаций в республику прекратился и наблюдается тенденция к их закрытию, как и сокращению числа теологических образовательных учреждений. В стране официально зарегистрированы 32 общины протестантского направления. В то же время, по нашим данным, в ту или иную ветвь христианства перешли 10 — 15 тысяч представителей коренного населения — киргизов, дунган, узбеков.
Периодически наблюдаемые в стране межконфессиональные конфликты чаще всего носят локальный характер. К примеру, был отмечен ряд проблемных ситуаций в тех семьях, члены которых придерживаются различных вероучений. Добавлю, что в течение 2007 года никаких серьезных противостояний на религиозной почве в республике не зафиксировано.
Что же касается перспектив возникновения в Киргизии какого-то масштабного конфликта на межконфессиональной почве, то это утверждение не имеет под собой достаточных оснований.
Асан Саипов, пресс-секретарь Духовного управления мусульман Киргизии:
— Подобные слухи ходят с тех пор как в республику стали проникать миссионеры из-за рубежа, распространявшие новые и чуждые нашему народу идеи. Основной упор они делали на пропаганду среди людей, плохо знающих свою собственную религию, и поэтому неспособных грамотно возразить новоявленным «учителям». Подобное положение вещей приводило к ряду мелких столкновений не межконфессиональной почве. Например, человека не давали хоронить по законам ислама, что вызывало возмущение со стороны его родственников, придерживающихся традиционного вероучения. В принципе ДУМ против работы иностранных религиозных миссий в Киргизии, считая, что в духовной жизни республики должны преобладать ислам и православное христианство.
религиозных верований в Кыргызстане — WorldAtlas
Оишимая Сен Наг, 26 апреля 2018 г., Общество
Центральная мечеть в Бишкеке, столице Кыргызстана.Кыргызстан — суверенное государство, расположенное в Центральной Азии. Страна, не имеющая выхода к морю, занимает территорию в 199 951 кв. Км. Население страны составляет 6 019 480 человек. Мусульмане составляют 75% населения Кыргызстана. Русские православные христиане и последователи других религий составляют 20% и 5% населения страны соответственно.
Самая большая религия в Кыргызстане
Большинство проживающих в Кыргызстане мусульман — мусульмане-сунниты. Суннитский ислам был введен в страну примерно в 8 веке. К концу 19 века ислам стал доминирующей религией в Кыргызстане. Ислам, практикуемый в стране, часто пронизан элементами доисламских традиций и обычаев этнических кыргызов.
Христианство в Кыргызстане
Христианство, вторая по величине религия, исповедуемая в Кыргызстане, имеет долгую историю в стране. Археологические находки указывают на то, что христианская церковь существовала в стране еще в 7 веке. Восточное православное христианство имеет наибольшее количество приверженцев среди действующих в стране церквей.Приблизительно от 700 000 до 1,1 миллиона человек в стране являются членами Восточной православной церкви. Большинство христиан страны — этнические украинцы или русские. Римо-католиков, проживающих в стране, всего около 1500 человек.
Коренные религии Кыргызстана
Тенгрианство относится к традиционным религиозным верованиям этнических кыргызов.Это религия, исповедуемая в Центральной Азии, а анимизм, шаманизм, тотемизм и т. Д. Являются неотъемлемой частью религии. Верующие в эту религию в Кыргызстане поклоняются духам природы и своим предкам. Они также признают духовное родство с определенным типом животных и принимают таких животных, как верблюды, змеи, северные олени, совы и т. Д., Для поклонения. Традиционные религиозные обряды играют большую роль в жизни кыргызского народа в северных частях страны, чем на юге.
Свобода вероисповедания и толерантность в Кыргызстане
Государственная атеистическая политика Советского Союза мало повлияла на религиозную жизнь людей в Кыргызстане во время советской власти.После обретения независимости страна продолжала оставаться светской. В целом общество на севере Кыргызстана более светское, а на юге более религиозное. За последние несколько десятилетий доля мусульманского населения в стране увеличивается. Этот рост сопровождался увеличением числа общественных деятелей, которые требовали пропаганды традиционных исламских ценностей в стране. Как и в других частях Центральной Азии, такое отклонение от светского мировоззрения вызвало озабоченность по поводу возможности фундаменталистской исламской революции.На данный момент кыргызское правительство ущемляет конституционные права народа, обеспечивая стабильный светский характер кыргызского общества.
Религии в Кыргызстане Распределение населения
Рейтинг | Религия | Доля населения (%) |
---|---|---|
1 | Ислам | 75 |
2 | Православие | 20 |
3 | Другое | 5 |
Ключевые факты о Кыргызстане
Официальное наименование: Кыргызская Республика
Расположение: Кыргызстан расположен в Центральной Азии, граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном на западе, Таджикистаном на юго-западе и Китаем на юго-востоке. Большая часть страны гористая, с хребтом Тянь-Шаня, занимающим большую часть центральной части страны. Это делает Кыргызстан очень красивым местом для пеших прогулок и отдыха на природе.Несмотря на то, что Кыргызстан находится далеко от океана, побережье озера Иссык-Куль идеально подходит для пляжного отдыха. Климат, не имеющий выхода к морю, означает, что лето может быть довольно жарким, в среднем около 30 градусов по Цельсию (86 градусов по Фаренгейту) в городах, что делает необходимым купание и бегство в горы, в то время как зима приносит снег и более низкие температуры (в среднем около нуля), что идеально подходит для катания на лыжах и других вещей. зимние виды спорта. Посетители также могут ощутить знаменитое гостеприимство Центральной Азии и погрузиться в кыргызскую культуру.Самая длинная в мире эпическая поэма «Эпос о Манасе» играет заметную роль в кыргызской культуре и фигурирует во многих достопримечательностях и памятниках.
Кыргызская Республика простирается примерно на 900 км с востока на запад и на 410 км с севера на юг и расположена между 39 ° и 43 ° северной широты. Общая площадь составляет почти 200 тысяч квадратных километров.
Сухопутные границы: 4573 км
Китай 1063 км, Казахстан 1212 км, Таджикистан 984 км, Узбекистан 1314 км Подробнее…
Население: Около 6 миллионов
Бишкек: