Сабай в тайланде – Что такое сабай по тайски

Содержание

Что такое сабай по тайски


Санук, Сабай, Суай — три главных слова в жизни тайца

В фундаменте тайского менталитета есть «три С». Санук, сабай и суай – именно эти три звучных слова желательно запомнить каждому, кто желает посетить Таиланд.

Санук
Это слово означает простые, но приятные понятия – «удовольствие», «радость», «испытывать удовольствие», «быть забавным/веселым», «хорошо проводить время». Санук — это физический комфорт и маленькие радости жизни.

Сабай
Главные соответствия этому слову в русском языке: «быть удобным», «быть легким», «быть уютным», «испытывать удовлетворение», «чувствовать себя замечательно», «происходить/ случаться без проблем и осложнений)». Удовлетворение и умиротворение, а также отсутствие «напряга». Ведь жить нужно не напрягаясь, не переживая, не предаваясь волнениям и тревогам. Нужно избегать проблем и не создавать их другим, получая удовольствие от жизни и предаваясь жизненным удовольствиям без малейших сомнений и колебаний. Сабай — это душевный комфорт.

Суай
Красота и стремление к ней во всех ее проявлениях. Умение красиво себя вести на людях, умение красиво одеваться, красиво строить, красиво и манерно говорить. Тайцы любят «суай», иногда немного показушно. Если одеваться, то дорого, если оформлять жилище, то использовать яркие цвета, часто в стиле «вырвиглаз», если строить храм, то обязательно с использованием драгоценных камней и золота.

В первую очередь тайцы заботятся о проявлении вежливости (то есть «суай» в устной речи), возведенной почти в культ. Именно поэтому разговор с таицем на повышенных тонах неприемлем и не конструктивен, скорее всего вы не сможете решить вашу проблему криком, вас будут просто игнорировать и сделают все, чтобы вам не помочь. Тайцы очень ценят умение вежливо и выдержано вести диалог (даже немного с показухой) в напряженных и конфликтных ситуациях. Поэтому, если вы хотите что-то потребовать от таица, запаситесь вежливостью, терпением и настоичивостью, чтобы ваша просьба была «суай» по форме, и не нарушала принципов «санук» и «сабаи». Вы удивитесь, с какой легкостью решатся ваши проблемы.

Санук-сабай — это когда все супер, кайф физический и духовный одновременно. В жизни тайца все должно быть санук. Если работа не санук — попытайся превратить ее в санук или нафиг такую работу. Известно, что только деньгами тайца на месте не удержишь. Если ему опостылело то, что он делает, то его не заставишь ни за какие коврижки. Санук и сабай — невзаимосвязанные понятия. Бывает санук без сабая и наоборот. Например, если сидишь в кино и получаешь удовольствие от сеанса, то это санук, но, если при этом испытываешь чувство голода, то уже «май сабай» (не сабай).

«Сабай-Сабай» — это комфорт, а значит и удовольствие и удобство физического тела. То есть, когда человек чувствует себя комфортно, удобно, тепло и сытно. Когда телу, организму — хорошо. Оно (тело), в первую очередь, конечно же, хорошенечко накормлено. Оно выспалось. Оно в тепле. Оно красиво одето. И ему удобно сидится, лежится, стоится. Когда, все хорошо в материальном — это полный «Сабай-сабай». Например, если вы хорошо и не дорого покушали в ресторанчике, лучшей благодарностью хозяину заведения будет сообщить, что именно сейчас у вас наступил полный «сабай-сабай».

Тайцы очень любят сериалы. Смотреть любимый сериал это большой санук, во время просмотра сериала ничто окружающее тайца не интересует. Если в этот момент вы зайдете в его лавочку, не удивляйтесь, что ему будет совсем не до вас. Не стоит за это на него обижаться. Лучше порадуйтесь за то, какой у него санук прямо сейчас.

Сходить в кино — это санук. Сходить на тайские бокс — санук. Сходить с друзьями в кафешку вечером поесть и пообщаться — это и сабай и санук. Купить машину — это ого-го какой санук, ну и сабай тоже. При этом во всех мелочах должно присутствовать немножно «суай».

Санук, сабай, суэй

В тайской культуре человеку со стороны, а особенно европейцу, многие вещи кажутся странными, если не дикими. Часто можно наткнуться на рассуждения о лености тайцев, их необязательности и слабой дисциплинированности. Это можно услышать от самых разных категорий сограждан: и владельцев кафе и ресторанов, и простых туристов и тех, кто посетил Королевство с целью закалить свой организм в местных кемпах и на стадионах.

Да, действительно в тайском обществе принято по—другому воспринимать происходящее вокруг, по-своему понимать обязательства и планы, по-своему трактовать то, что мы понимаем как аксиому. Можно просто констатировать всё это и смириться, но интересней ведь разобраться раз и навсегда в местных «культурных тонкостях», чтобы избегать многих неприятных ситуаций?

Итак, основную суть тайского «культурного кода» можно описать тремя словами «санук», «сабай» и «суэй». За каждым из них стоит своя жизненная мини-философия, определяющая отношение тайца к чему-либо и его вовлечённость.

«САНУК». Дословно это перевести можно достаточно условно как «удобство» в понимании «правильное удобство», «каноническое». Всё вокруг должно максимально попадать под это определение. Жизнь должна быть удобной во всём и для всех. Если она не является источником радости, удобства и счастья, то зачем тогда вообще всё это? Для более правильного понимания немного примеров. Ходить пешком – не санук, а вот мотороллер или такси – очень даже санук. Спешить и суетиться, ругаться, не слушать учителя, работать по ночам, изучать что-то «для галочки», заниматься с бестолковыми учениками — всё это не санук. Если Вас угораздило иметь совместную с тайцами трапезу в ресторане, будьте готовы к тому, что они ожидают, что Вы заплатите по счёту без их участия, ведь «фаранг» более состоятелен, и заплатить за тайских друзей для него 100% санук (так же как и для тайцев откушать за счёт фаранга). Для многих тайцев заниматься спортом без особой нужды (а уж тем более Муай Тай) – так же не санук. Зато санук – это: делать ставки (тайцы очень азартны), играть на музыкальных инструментах, петь, совершать покупки (хоть в кредит, хоть на последние деньги), вкусно есть, общаться с приятными людьми, учить способных к обучению, смотреть телевизор (не важно что), читать книги (если только это не «напрягает») в общем, жить лёгко и непринуждённо.

«САБАЙ». Означает отдых, релакс, комфорт, сопряженный с потоком удовольствия. Никто и нигде не склонен к бесконечному сабаю, как тайцы. И это бросается в глаза во всём. Тайцы любят мягкие диваны и кресла. Тренера, обычно наблюдают за своими студентами полулёжа на ринге, таксисты всегда встречают своего клиента полусонные, а бич-бои на пляже размеренные и неторопливые. Все стараются «выжимать» сабай при каждой возможности из каждой ситуации. Наивысшую степень сабая принято называть «сабай-сабай». Скажите это тренеру в перерывах между раундами, и увидите, как расплывётся в улыбке его лицо: «фаранг дело говорит». В ответ Вам предложат воды, импровизированный массаж, или сыпанут льда в шорты, пока Вы приходите в себя, так простой сабай станет сабай-сабаем. Как ни странно звучит, в категорию «сабай-сабай» у тайцев попадает такая табуированная для европейца тема, как смерть. Смерть – это освобождение от страданий, а поэтому очень даже сабай. Подобное представление, несомненно, коренится в учении Будды, рассматривающем жизнь как путь страданий, из которого выводит только освобождающая нир­вана. Если нирваны достичь не так легко, то смерть видится как желанная передышка, перед тем как душа снова родит­ся в другом теле и снова начнет очередной круг страданий. Если посмотреть на лихих таиландских водителей, особенно автобусов и мотоциклов, можно подумать, что некоторым не терпится на тот свет. Сабай-сабай! Тела жертв автокатастроф часто провожает ухмыляющаяся толпа любопытных, как буд­то ничего страшного не случилось.

«СУЭЙ». Это – красота. Тайцы по природе очень артистичны. Это – эстеты во всём. Они возвели красоту в культ. Их должна окружать красота. В архитектуре, в одежде, в выражениях, внешнем виде людей. Красоты много не бывает. Изобилие золота в отделке, вычурные фигуры зверей, яркая одежда – «любовь к красоте» сквозит отовсюду. Очень важно окружать себя красивыми, опрятными и хорошо одетыми людьми. Тайцы искренне не понимают, почему многие туристы не обращают внимания на свой внешний вид? Почему ходят в растянутых майках и застиранных шортах? В Таиланде принято встречать по одёжке. Неопрятный, а уж тем более грязный человек, воспринимается как представитель дна общества. Его могут вполне открыто игнорировать.

Здесь красиво выглядеть стараются все. Мужчины и девушки пользуются огромным количеством косметических средств, включающих в свой состав отбеливающие компоненты. Иметь светлую кожу и креативную стрижку – суэй. А быть смуглым и с причёской как у призывника – не очень. Вполне нормальным с точки зрения тайца будет задать вопрос: «красивая ли у тебя жена?». Утвердительный ответ тайцу будет приятен: вот, ему попался «правильный» собеседник, так как его жена не уродлива.

Понятно, что основы таиландской жизненной филосо­фии — санук, сабай и суэй — имеют социологические и исто­рические корни. Менталитет каждого народа складывается в результате длительного развития, и в истории тайцев мож­но проследить целый ряд факторов, из которых сформиро­вался этот своеобразный «легкий» образ жизни. Одним из главных является, безусловно, щедрая приро­да, которой страна была одарена с самого начала. Она обеспечивала людей огромным ассортиментом фруктов, овощей, трав, приправ и освобождала от необходимости «в поте лица добывать хлеб». Все росло само собой. Тяже­лая работа требовалась только при сеянии риса и при сбо­ре его скорого урожая. Между этими короткими периода­ми можно было беззаботно предаваться праздности. Ры­бы, дополнявшей питание, было, согласно рассказам стариков, так много, что ее ловили голыми руками. Так что и здесь не нужно было трудиться. Долгие периоды празд­ности проводили в удовольствиях и развлечениях — пету­шиных боях, гребных гонках и бесконечных разговорах в деревенских кабачках, где время мерили в лучшем случае количеством прожеванного бетеля. Может быть, другие народы использовали бы свободное время для формиро­вания сложных научных или философских теорий, тайцы же ограничивались расслабленной жизнью в радости и ве­селье. Праздность сделала из них эстетов, окруживших се­бя для большей радости красотой. Тайцы стали талантли­выми ремесленниками и художниками, доводившими свои произведения до совершенства. Часто они бывали масте­рами одновременно в нескольких отраслях — каменотес, живописец и архитектор. Или в какой-нибудь другой ком­бинации. Живое понимание искусства сохранилось и сего­дня. Наглядным примером тому являются тысячи фили­гранно отделанных храмовых комплексов и настенные рос­писи, восхищающие посетителей.

Природа позволила тайцам жить в праздности, а разви­тие общества парализовало их активность. В обществе с са­мого начала существовала строгая иерархия, предоставляв­шая лишь весьма ограниченные возможности для карьеры и продвижения вверх. Социальная мобильность, проникно­вение из низших слоев общества в высшие было почти не­возможно. Каждый жил на предназначенном ему месте и обязан был подчиняться вышестоящим. Поэтому тайцы не видели смысла надрываться на работе, бесполезно было к чему-то стремиться. В результате сложилось и закрепилось представление о том, что нужно жить «здесь и сейчас», довольствоваться тем, что есть. Человек пытался извлечь лучшее из предлагаемых обстоятельств и мало беспокоился о будущем.

И сегодня многое осталось по-прежнему. До 1980-х го­дов 65% тайцев занимались сельским хозяйством и пита­лись продуктами собственного труда. Только в конце 1980-х годов вследствие стремительной индустриализации дети из бедных крестьянских семей отправились в города ис­кать работу. Но менталитет, складывавшийся веками, остал­ся прежним.

Например, тайцы почти не тревожатся о будущем. Психи­атры, посвятившие себя это столь насущной в Западном ми­ре проблеме, не найдут здесь работы. Беспечность выража­ется по-разному, например в отношении к деньгам. Тайцы -никудышные накопители и тратят зарплату быстрее, чем за­рабатывают. Деньги — это средство получить удовольствие сейчас, а не «неприкосновенный запас» на какой-то неведо­мый «черный день», который может наступить в будущем. Бу­дут еще деньги, как в деревне будет еще урожай. Иногда больше, иногда меньше. Длинные очереди к банкоматам в конце месяца говорят о том, что люди, истратившие все, на­деются, что зарплата уже поступила.

Тайца можно назвать гедонистом, искателем радости, пы­тающимся сделать свою жизнь как можно лучше, но только здесь и сейчас. Все вокруг должно быть санук и сабай. В та­ком радостном мироощущении важное место занимает эсте­тика, «красивость» окружения, людей, вещей. Ведь красота связана и с ощущением комфорта — разве неприятное зрели­ще кого-нибудь обрадует?

Фото и видеоматериалы к статье

Таиланд. Сабай-сабай

«Сабай-сабай » ( «Sabai-sabai «) – в переводе с тайского «все прекрасно» или «удовольствие от удовольствия»

Многие туристы приезжают в Таиланд на отдых с крепко сжатыми челюстями и напряженными лицами. Но буквально через несколько дней они становятся беззаботными и расслабленными. И причина тому не только теплое солнышко и море, а особая магия этого филиала рая на Земле. Дело еще и в самих тайцах: они ненавязчивы, дружелюбны и вежливы, они всегда готовы улыбнуться.

В основе мировоззрения жителей Таиланда лежат так называемые «пять С»: сабáй. санýк. сýай. супхáп. сукхапхáп. Эти слова – негласные и неписанные принципы, которые впитывает каждый таец с молоком матери. Самое главное – это чтобы в жизни всё было максимально сабáй. Понятие не имеет односложного перевода в русском языке. Приблизительные его аналоги – это фразы «быть счастливым», «быть легким», «быть удобным», «быть уютным», «быть здоровым», «испытывать удовлетворение», «чувствовать себя замечательно», «идти гладко (происходить, случаться без проблем и осложнений)». Состояние «сабай» близко к понятиям «спокойствие» и «умиротворение». Вот ты вкусно покушал и сидишь на берегу моря, глядя вдаль, — это сабай, а если выигрывает твоя любимая футбольная команда, то «сабай» уже не скажешь: слишком бурные эмоции. Сабай обычно говорят как сабай-сабай, особенно когда хотят подчеркнуть насколько все хорошо. Иными словами, таец идет по жизни легко, всячески стараясь избежать тревог, волнений и прочих напрягов. Их он всегда с готовностью променяет на удовлетворение, умиротворение и удовольствия.

Словом «санýк » тайцы обозначают «веселье», «удовольствие», «радость». Также говорят «санук», когда хорошо проводят время или когда кто-то забавный, веселый. Тайцы любят развлекаться, смеяться над собой и другими, правда, практически без злобы. Любое событие должно быть санук, то есть все, что делает таец, не должно быть скучным, так как претит национальному характеру. Санук – это все жизненные удовольствия: плотские утехи, посещение парка аттракционов, просмотр комедийных фильмов, танцы, веселые застолья и многое другое. Любое событие должно развлекать: откуда бы ни вернулся таец, его встречают фразой «Sanook mai? » — «Это было весело? » И если «не санук», то и ходить-то не стоило.

Словом «сýай » в Таиланде называют как всё самое красивое, так и стремление к прекрасному. И это стремление возведено в жизненный принцип. Суай должно быть всё: храмы с богатой лепниной и яркими красками, парки со сложными инсталляциями и обилием цветов, национальная одежда, оформление жилища. В каждой лужице должен цвести лотос и плавать золотые рыбки, в каждой скорлупке от кокоса расти орхидея. А каждый человек должен быть красив или, как минимум, хорошо и опрятно одет. У тайцев принято составлять впечатление о человеке в первую очередь именно по внешнему виду. Поэтому даже самые бедные люди готовы потратиться на красивые наряды.

«супхап » – слово, означающее «вежливость», «вежливый». Вежливость даже для простого тайца – это ритуал и культ. Естественно, правила поведения в Таиланде отличаются от европейских: например, не принято здороваться за руку (некоторые могут даже не понять жеста протянутой руки), не принято касаться головы тайца (даже ребенка) – это считается очень не вежливым. Человек должен вести себя подобающим образом в любых ситуациях. Уровень вежливости для тайца отражает уровень цивилизованности и культуры человека. Даже фарангам (чужеземцам) нельзя вести себя по тайским меркам грубо, так как таких людей могут попросту игнорировать.

Сукхапхáп – это «здоровье», под которым подразумевают здоровье физическое. Огромное внимание в Таиланде уделяется физическому воспитанию детей, личной гигиене (тайцы могут принимать душ по нескольку раз в день), традиционным массажу и медицине. Парадокс в том, что потребность в чистоте тела у тайцев очень мирно уживается с нежеланием сделать чище пространство вокруг: улица не моя, а напрягаться и прибирать ее – не сабай. При этом крупные туристические города Таиланда считаются одними из самых чистых в Азии. За чистотой улиц здесь следят в первую очередь власти с целью привлечь требовательных западных туристов.

Таиланд не оставляет равнодушным ни одного путешественника: впечатления останутся от красивых и ярких достопримечательностей, от необычной еды, от райской природы и от бурных развлечений. И, несомненно, каждый прихватит с собой в самолет вместе с сувенирами и воспоминаниями как минимум чуточку сабая.

На нашем сайте Вы можете найти 3655 дорам . 4054 фильма . 1049 ОСТов к ним и 681 DMV . а также 1971 тв-шоу и информацию о 1712 актерах и актрисах . В разделе музыки для Вас 3660 альбомов . 1488 концертов и клипов . а также 1488 текстов песен и биографий521 исполнитель . Вас ждут 10650 фотосессий и 704 интервью со звездами . 1341 рекламный ролик . а также 842 урока танцев . 10 уроков японского и 10 корейского языков .

Нас смотрит онлайн 591 дорамщик, из них 24 партизана. Плюс армия анонимных анонимов, по которым статистика не ведется, но их большинство.

Мы будем благодарны, если вы поставите эту маленькую рекламку у себя на сайте. Код для вставки:

Источники: http://sir-drual.livejournal.com/31248.html, http://box.dev-company.com/articles/sanuk-sabay-suey, http://doramakun.ru/interesting/asian-facts/1436543470.html

thai-info.ru

Санук, сабай и суай — тайская философия, описание, примеры, советы

Тайцы совершенно не похожи на людей из европейского мира, у них свои законы и логика. Они живут сегодняшним днём. Их идеал: не пережёвывать негативные события прошлого, не беспокоиться о будущем, а жить сегодня и быть радостным, как поющая птичка на ветке. Можно сказать, что тайцы — гедонисты. Всё в их жизни должно приносить радость, красоту и комфорт. Или по-тайски — санук, сабай и суай.

Эти три понятия сформировались издревле и до сих пор пронизывают все сферы жизни. Санук переводится как радость, душевный комфорт, удовольствие; сабай — уют, лёгкость или физический комфорт; суай — красота и стремление к прекрасному. Расскажу вам негласные правила, как вести себя с тайцами.

Внутреннее спокойствие

Сердце тайцев должно быть холодным. Фразу «джай йен» (холодное сердце) говорят, предлагая собеседнику успокоиться, не злиться, не торопиться. Чрезвычайный несанук вносят суетящиеся туристы с «джай рон» — горячим сердцем. Особенно китайцы. Когда тайцы вас не понимают, им проще отключиться и не слушать. Когда фаранг говорит много и непонятно на английском — это несанук, если на русском — это несанук вдвойне, а толпа кричащих китайцев — несанук в кубе.

Обычно тайцы, если что-то не понимают, не напрягаются, говорят «да, сэр» или «да, мадам». Даже если вы ждёте от него конкретного совета или ответа. «В какой стороне находится торговый центр?» — «Да, мадам». Если таец широко улыбается и кивает, в большинстве случаев стоит спросить заново. Постарайтесь донести свой вопрос максимально простыми словами. Когда таец вас поймёт, то протянет: «Ооо». Бывает, что вас не понимают, но не хотят этого показывать и терять лицо. Тогда тайцу проще закончить разговор отказом: «солли, ноу хев» или «солли кэн нот». Запаситесь терпением и приложите усилия, чтобы объяснить. Теперь вы понимаете, что «да» и «нет» по-тайски не всегда это обозначают.

Еда

Самый большой сабай для тайцев — это еда. А с друзьями или семьёй ещё и санук. Есть одному для них несанук. Большая компания за трапезой — главное правило тайских ресторанов. Вообще тайцы либо едят, либо думают о еде. По поводу питания в путешествии по Таиланду беспокоиться вообще не стоит. Вы везде найдёте рестораны, кафе и уличные макашницы.

Путешествия

Как и еда, путешествия в компании — это санук. Но только чтобы мало ходить, много смотреть красивого, развлекаться и много есть. Поехать в Непал на трекинг по горам — это прямо испытание. К несануку можно отнести длительные прогулки. Поэтому в Таиланде так мало тротуаров. Во-первых, раньше у всех были лодки, зачем ходить пешком? Во-вторых, при прогулке солнце сделает кожу тёмной — а это уже статус и некрасиво. В Таиланде ценится белый цвет кожи.

Умные книги

Умная литература — совершенный несанук. В Таиланде нет психологических тренингов в таком объёме, как в России. В магазинах по пальцам можно пересчитать мотивационные книги. У тайцев нет жажды знаний, стремления совершенствовать свои навыки и умения, думать над причинами и следствием. Так сложилось исторически. Когда вассал приезжал в свою деревню, то забирал работника, который особо выделялся. Например, ремесленника, который мастерил самые красивые товары. Тогда таец работал только на вассала, не мог обрабатывать рис и его семья голодала. Именно поэтому привычка не выделяться до сих пор осталась. Зато из книг тайцы любят читать комиксы — это санук. Есть даже история Таиланда в картинках.

Общение с друзьями

Если таец не общается с друзьями, то смотрит телевизор — это однозначный санук. Там всё санук от юмористических передач до криминальной хроники. А вот философские разговоры — совсем несанук. Дружеская беседа должна быть шутливой, от «много думать» болит голова. Не удивляйтесь, если заметите, что тайцы постоянно смеются, они не над вами смеются, а просто им весело. Русская пословица «смех без причины — признак дурачины» совсем не про тайцев.

Смерть

У тайцев особое отношение к смерти. Это сабай и освобождение от страданий. Поэтому зачастую вы можете видеть невероятные, с точки зрения европейцев, явления. Похороны больше напоминают праздник, все обязательно фотографируются с умершим перед кремацией. Даже аварии на дорогах привлекают толпы зевак, некоторые из них делают улыбающееся селфи на фоне, а затем выкладывают в фейсбук.

Внешняя красота

Красоту тайцы любят. В отелях из полотенец делают лебедей и слонов, в ресторанах вырезают целые картины из фруктов и овощей, а количество мимимишных кафе становится больше с каждым годом. Тайцы любой подарок будут презентовать только в упаковке, потому что так красиво. Кстати, подарки в Таиланде не принято сразу открывать, так можно прослыть жадным.

Чистота

К некрасивому относится грязь. Поэтому тайцы моются несколько раз в день и часто меняют одежду. Бекпекеры, которые неделю ходят в одних шортах и майках — недопустимо для тайцев. Хорошая чистая одежда для тайцев создаёт иллюзию безбедности. Интересно, что чистота проявляется только на своей территории. Тайцы могут следить за своей одеждой, использовать душистый тальк для тела, соблюдать идеальный порядок дома, зато общественная территория может быть в грязи. На ничью землю запросто можно выбросить пакет или банку. В тайском обществе нет такого порицания, как в российском.

Улыбка

Улыбающийся человек — это суай. Милая улыбка откроет двери к тайским сердцам и всегда поможет в любой просьбе. Только не нужно требовать и качать права. Знаете, как бывает у некоторых туристов: я заплатил, вы мне должны. Лучше всегда просить с милой улыбкой, настаивать с милой улыбкой — тогда всё разрешится само собой. За улыбкой скрывают ошибки и промашки, таким образом можно сгладить ошибку и задобрить противника. Тайцы используют улыбку, как красивую упаковку к отказу. За улыбкой также скрывают различные вещи. Есть такой вид дежурной улыбки, который называется «я не хочу улыбаться, но должен». Читайте про все виды тайских улыбок>>>

Обратная сторона медали

Концепция жизни «санук, сабай и суай» дарят иностранцам радость, гармонию и уют. А так же поверхностность, необязательность и безответственность. Порой тайцы похожи на больших детей, которые не готовы к ответственности. Если таец сказал, что будет в полдень, далеко не факт, что он придёт вовремя или вообще придёт. Если вам что-то пообещали, не факт, что так и случится. Например, автобусы или поезда не приходят по расписанию. Путешествуя по Таиланду, всегда делайте на это скидку, не стоит злиться из-за невыполненных обязательств. Тайцев не изменить.

Удачных путешествий по Таиланду и приятного общения с местными жителями!

Вам будет интересно почитать:

Жесты в Таиланде — как не ошибиться?
Что привезти тайцам в подарок на сувениры?
Перанакан — кто они и откуда появились в Таиланде?
Трогательная тайская реклама, от которой слёзы ручьём
Тайский бокс на Пхукете — где посмотреть и позаниматься?
«Тайский русский язык — как это понять?

rino4ka.ru

Санук, Сабай, Суай — три главных слова в жизни тайца

В фундаменте тайского менталитета есть «три С». Санук, сабай и суай – именно эти три звучных слова желательно запомнить каждому, кто желает посетить Таиланд.

Санук
Это слово означает простые, но приятные понятия – «удовольствие», «радость», «испытывать удовольствие», «быть забавным/веселым», «хорошо проводить время». Санук — это физический комфорт и маленькие радости жизни.

Сабай
Главные соответствия этому слову в русском языке: «быть удобным», «быть легким», «быть уютным», «испытывать удовлетворение», «чувствовать себя замечательно», «происходить/ случаться без проблем и осложнений)». Удовлетворение и умиротворение, а также отсутствие «напряга». Ведь жить нужно не напрягаясь, не переживая, не предаваясь волнениям и тревогам. Нужно избегать проблем и не создавать их другим, получая удовольствие от жизни и предаваясь жизненным удовольствиям без малейших сомнений и колебаний. Сабай — это душевный комфорт.

Суай
Красота и стремление к ней во всех ее проявлениях. Умение красиво себя вести на людях, умение красиво одеваться, красиво строить, красиво и манерно говорить. Тайцы любят «суай», иногда немного показушно. Если одеваться, то дорого, если оформлять жилище, то использовать яркие цвета, часто в стиле «вырвиглаз», если строить храм, то обязательно с использованием драгоценных камней и золота.



В первую очередь тайцы заботятся о проявлении вежливости (то есть «суай» в устной речи), возведенной почти в культ. Именно поэтому разговор с таицем на повышенных тонах неприемлем и не конструктивен, скорее всего вы не сможете решить вашу проблему криком, вас будут просто игнорировать и сделают все, чтобы вам не помочь. Тайцы очень ценят умение вежливо и выдержано вести диалог (даже немного с показухой) в напряженных и конфликтных ситуациях. Поэтому, если вы хотите что-то потребовать от таица, запаситесь вежливостью, терпением и настоичивостью, чтобы ваша просьба была «суай» по форме, и не нарушала принципов «санук» и «сабаи». Вы удивитесь, с какой легкостью решатся ваши проблемы.

Санук-сабай — это когда все супер, кайф физический и духовный одновременно. В жизни тайца все должно быть санук. Если работа не санук — попытайся превратить ее в санук или нафиг такую работу. Известно, что только деньгами тайца на месте не удержишь. Если ему опостылело то, что он делает, то его не заставишь ни за какие коврижки. Санук и сабай — невзаимосвязанные понятия. Бывает санук без сабая и наоборот. Например, если сидишь в кино и получаешь удовольствие от сеанса, то это санук, но, если при этом испытываешь чувство голода, то уже «май сабай» (не сабай).



«Сабай-Сабай» — это комфорт, а значит и удовольствие и удобство физического тела. То есть, когда человек чувствует себя комфортно, удобно, тепло и сытно. Когда телу, организму — хорошо. Оно (тело), в первую очередь, конечно же, хорошенечко накормлено. Оно выспалось. Оно в тепле. Оно красиво одето. И ему удобно сидится, лежится, стоится. Когда, все хорошо в материальном — это полный «Сабай-сабай». Например, если вы хорошо и не дорого покушали в ресторанчике, лучшей благодарностью хозяину заведения будет сообщить, что именно сейчас у вас наступил полный «сабай-сабай».

Тайцы очень любят сериалы. Смотреть любимый сериал это большой санук, во время просмотра сериала ничто окружающее тайца не интересует. Если в этот момент вы зайдете в его лавочку, не удивляйтесь, что ему будет совсем не до вас. Не стоит за это на него обижаться. Лучше порадуйтесь за то, какой у него санук прямо сейчас.

Сходить в кино — это санук. Сходить на тайские бокс — санук. Сходить с друзьями в кафешку вечером поесть и пообщаться — это и сабай и санук. Купить машину — это ого-го какой санук, ну и сабай тоже. При этом во всех мелочах должно присутствовать немножно «суай».

sir-drual.livejournal.com

Пять составляющих счастья, или тайский рецепт благополучия

Всем известно, что Тайланд называют страной тысячи улыбок. И мне посчастливилось
убедиться в этом. На самом деле, отдыхая в Тайланде,  редко где встретишь хмурое, напряженное лицо — тайцы улыбаются всем и всегда. Любая эмоция (и позитивная, и негативная) выражается с помощью улыбки. Существует целых тринадцать видов улыбок, выражающих вежливость, радость, дружелюбие, плохое настроение, обиду и т.п. Для нас — приезжих, знающих только два состояния — мы либо улыбаемся, либо мы очень серьезные и хмурые, постоянно улыбающиеся тайцы — настоящая экзотика! Хочешь- не хочешь, а постепенно замечаешь, что вместо  искривленного лица в ответ на обращенную в твой адрес улыбку, появляется искреннее желание, даже потребность улыбнуться в ответ .
Улыбка — это визитная карточка Тайланда и неотъемлемая часть тайского менталитета, в основе которого заложены, так называемые, «пять с» — пять понятий, все названия которых начинаются с буквы «С» : сабай, суай, санук, супхап, супхапхап.
Самым главным понятием, или состоянием в тайском мирровозрении является понятие «сабай». Каждый день тайцы при встрече друг у друга осведомляются : «Sabai dimai?», что в переводе с тайского означает «Есть ли у тебя сегодня сабай?».
Сабай (удобство/ легкость) — это состояние, когда тебе комфортно, тебя ничего не беспокоит, ты сыт, здоров, полностью всем удовлетворен и умиротворен — ты получаешь от жизни удовольствие, ощущаешь радость. Тайцы считают, что если нет сабая, то и жить тогда незачем, поэтому, если сабай потерян, то таец бросает все силы на его восстановление.
        Стремление к комфорту, красоте, легкости и удобству у тайцев в крови. Ради сохранения
состояния сабая таец (по рассказам гидов) пойдет даже на менее оплачиваемую работу (понятие амбициозности и целеустремленности совершенно не свойственно тайскому менталитету), только чтобы не было никаких напрягов.
Естественным для тайца состоянием является состояние расслабленности. Тайцы живут «здесь и сейчас», придаваясь жизненным удовольствиям без малейших колебаний.

Санук (веселье/удовольствие) — это понятие подразумевает получение удовольствия от веселого и радостного времяпрепровождения. Санук и сабай — это неотделимые друг от друга понятия, это , образно говоря, правая и левая рука любого тайца.

Тайцы любят улыбаться, смеяться и находить в жизни веселые, забавные и светлые стороны. Санук — это еще и удовольствие, которое тайцы получают от пения, просмотра телевизора, застолья с друзьями, участия в лотерее, танцев и многого другого.

Суай (красота/стремление к прекрасному).  Тайцы любят, чтобы их окружала красота, но особо напрягаться по этому поводу не будут, чтобы не ушел сабай.
Тайское понятие о красоте проявляется в ярком, порой кричящем декоре храмов и дворцов (дома рядовых тайцев выглядят достаточно скромно), в ярких и изящных национальных костюмах с обилием всевозможных украшений, в традиции «встречать по одежке» и составлять мнение о человеке по тому, насколько красиво, аккуратно и ухоженно он выглядит.

Супхап (вежливость).
Для тайцев уровень вежливости является отражением культуры и цивилизованности человека. С человеком, ведущим себя невежливо, тайцы просто не будут разговаривать.
Тайцы считают, что отказывать просящему человеку в чем то или перечить ему и говорить «нет» — невежливо и , в связи с данными особенностями тайского менталитета, русские туристы частенько попадают в весьма забавные ситуации.
Одна из русских гидов поведала нам следующую историю, произошедшую с ней в одном из ресторанов Бангкока. Русская компания пришла в ресторан, сделала заказ — тайский официант его записал и ушел. Проходят 10 минут, потом еще 10… потом еще двадцать…- от официанта ни ответа, ни привета!   Через сорок минут терпеливая и уже очень голодная компания подзывает официанта еще раз, чтобы спросить, когда же все-таки будет готов заказ…В ответ на что, официант с совершенно невозмутимым видом заново записывает заказ и уходит. Просто в предыдущий раз он не понял часть заказа, а переспросить ему было неудобно, так как это невежливо, и он нашел выход из положения, сделав вид, что заказа и вовсе не было… Вот до каких крайностей может доходить тайская вежливость.

Супхапхап (здоровье)
Тайцы огромное внимание уделяют поддержанию личной гигиены и использованию методов и средств традиционной тайской медицины ( так называемой «храмовой медицины») в повседневной жизни, а также здоровому питанию (тайцы считают так: «все, что полезно, то и вкусно»).
В понятие тайской традиционной медицины входит масса всего: тайский массаж ( «Йога для ленивых»), травяные чаи и препараты на основе природных материалов. Этими знаниями обладают, в основном, монахи. Развитие храмовой медицины происходит при поддержке и под покровительством королевской семьи.
Огромное внимание тайцами уделяется здоровому питанию. Блюдо, приготовленное без добавления более тридцати наименований приправ вообще не считается едой. Хлеб и шоколад тайцы не употребляют.
Благодаря такому питанию большинство тайцев остаются худыми и стройными и до 60 лет могут выглядеть на 25.
Еще одной особенностью тайского питания является то, что тайцы едят по-малу, но часто — около семи раз в день. Благо, что возможность поесть присутствует  буквально на каждом шагу. На улицах практически повсюду готовится какая-нибудь еда — изобилие передвижных кафе (их называют макашницами, еду там готовят прямо при тебе) не дадут умереть с голоду.
Еда для тайца — это способ поддержания здоровья, поэтому тайцы могут есть с утра до вечера.

anhen-hobby.blogspot.com

Все «Сабай» и «Суай» или тайский менталитет

Приезжая в Таиланд, все туристы замечают необыкновенную вежливость, улыбчивость и приветливость в тайцах. Местное население умеет создать атмосферу тепла, уюта, света. Кажется, их ничто не огорчает, в повседневной жизни они спокойны, уравновешенны, веселы. Как это им удается?

Это все тайский менталитет, который сформировался благодаря многим факторам: религия, традиции и устои, климатические условия, исторические события, политика. В большей степени, религия буддизм повлияла значительно на тайскую самобытность, жизнь. Буддизм – это не только религия, а морально-этическое учение, философия жизни, которую придерживаются жители Таиланда.

Можно предположить, что тайцы веками взращивали «состояние благородства ко всему живому и не живому», следуя учению Будды. Религия Буддизм – это не просто благородство — это просветление. Кто бы из гидов или туристов не задел тему буддизма, открывал для себя что-то новое, ранее неизведанное, чистое, возвышенное.

Помимо учения Будды, тайский менталитет определяют моменты, так называемые 5 «С». Названия основ мировоззрения местных жителей начинаются именно со звука «С» и носят названия «санук», «суай», «супхап», «сабай» и «сукхапхап».

«Санук» — веселье, удовольствие. В целом это понятие объединяет простые приятные значения, такие как: «радость», «удовольствие», «хорошо проводить время», «быть веселым». Санук – это удовольствия, которые наполняют жизнь: комедийные фильмы, спортивные игры, парки аттракционов, застолья и многое другое. 

Тайцы легко относятся к жизни, любят посмеяться, порой и над собой. Им не чужды и забавные стороны жизни, шутки. Что интересно, население Таиланда считает вполне нормальным вести себя «по-детски», ведь это забавно! Чем больше человек остается открытым и добродушным, как ребенок, тем лучше! В поведении взрослых людей «детские», даже смешные выходки скорее приветствуются, чем высмеиваются. 

Как часто бывает, что турист ошибается, смешно выражается по-тайски или по-английском, тайцы начинают смеяться. Туриста это обескураживает, возмущает…а ведь это добродушный смех, вовсе не насмешка!

«Суай» — красота во всем и стремление к красоте. Суай может быть все! Просто красивая девушка, или какой то хороший поступок! Это понятие очень сильно проявляется в жизни тайцев.
Подлинное стремление к прекрасному и красота во всех ее проявлениях является одной из движущих сил тайской культуры. Эта черта неподвластна времени и характерна как для классической, так и для современной культуры Таиланда. Дворцы, храмы и даже жилые дома отличает изобилие цветов и фактур. В Таиланде нет места серым краскам, именно богатая палитра окружающего мира создает то неповторимое впечатление, которое остается в памяти долгие годы. И конечно же особый колорит улицам придает многообразие цветущих растений. 

Необыкновенная яркость отличает тайские традиционные костюмы и украшения. Для тайцев характерно составлять мнение о человеке, которого они видят впервые, по тому, насколько красиво и ухоженно он выглядит. И все это грани «Суай»!

«Супхап» — вежливость. 
Вежливость у тайцев возведена в ранг своеобразного культа. Тайская культура хранит не мало социальных ритуалов и жестов. Например, всеми известный жест «Вай», который можно назвать визитной карточкой  этой страны и ее жителей. Этот жест необходимо  правильно исполнять! Своеобразное приветствие должно быть уместно. Так, если вы складываете руки в лодочки и наклоняетесь слишком низко, то вы показываете такое глубокое уважение к персоне, как к королевской особе. Если же чуть наклоните голову, то можете случайно проявить не уважительное отношение к человеку, указывая тем самым на его низкий социальный уровень. Лучше оставить жест «вай» самим тайцам и приветствовать их привычным европейским пожатием руки!

Уровень вежливости для тайцев является отражением культуры человека. Если вы ведете себя не вежливо, местные жители сделают вид, что не слышат вас. Никто не будет учить манерам поведения туриста. Однако для приезжих поблажки не действуют, поэтому перед поездкой в Таиланд стоит ознакомиться с основными нормами приличия, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

«Сабай» — удобство и легкость. «Сабай пи май» – эту распространенную фразу пожалуй слышал от тайца каждый турист. Это означает – расслабься, не парься, получай удовольствие здесь и сейчас, ведь жизнь состоит из мгновений…Тайцы всегда расслаблены, это их отличительная черта. Сабай – это умиротворение, удовлетворение, а самое главное отсутствие всякого напряжения. Тайцы полагают, что жить нужно не переживая, не напрягаясь, не предаваясь тревогам и волнениям. 

Все в жизни тайца должно быть сабай! А еще лучше сабай-сабай, т.е. вдвойне лучше)) 

«Сукхапхап» — физическое здоровье. Тайцы уверены в здоровом теле – здоровый дух, поэтому большое значение придают здоровому образу жизни. Это и правильное сбалансированное питание, и физическая активность, но желательно без напряга. 

Такова формула счастья – составляющие 5 «С». 

Быть жизнерадостным, стремиться к красоте, быть вежливым, чтобы не потерять лицо, жить легко, не напрягаясь, и при всем этом соблюдать правильное питание, быть в хорошей физической форме. 

Туристы с разных стран мира восхищаются тайской вежливостью, легкостью, жизнелюбием. Почему бы и нам русским туристам несколько не поучиться у тайцев быть «суай» и всегда «сабай»! Тогда на улицах заиграют яркие краски, зацветут сады, а в сердцах каждого поселиться умиротворение, благородство и любовь!

Следите за следующими публикациями о Королевстве Тайланд!

P.S. Ознакомиться с предложениями по Тайланду вы можете, посетив специальный сервис «Горящие туры» или «Предложение от турфирм» на нашем портале.

 

chitatravel.ru

Заветные слова: Санук, Сабай, Суай |


Тайский язык как и другие языки состоит из множества слов, но есть три слова которые являются в жизни тайцев самыми важными словами. Это слова: Санук, Сабай и Суай Слово «Санук» в тайском языке означает довольно простые понятия, такие как: удовольствие, радость, испытывать удовольствие. Это слово означает комфорт душевный, то есть это какие то позитивные моменты в жизни  и не большие радости в жизни. И чем больше в жизни человека будет позитива и радости, тем меньше будет стрессов и негативных мыслей  и таким образом он больше проживёт. То есть его жизнь будет длиннее и веселее. 

Слово «Сабай» означает: «чувствовать себя великолепно», «быть удобным» в общем «отсутствие напряга». Сабай – это комфорт физический, то есть твоё физическое тело прибывает в Сабае в полном физическом комфорте. Надо избегать проблем и не создавать их другим людям. Слово «Суай» значит: Стремление к красоте во всех её проявлениях. Отсюда в Таиланде так много ярких цветов, что приводит в недоумение человека в первые приехавшего в Таиланд из серой и угрюмой России. Даже автомобили такси совершенно разных, ярких цветов.

Живя по принципу этих трёх слов, удаётся прожить долгую жизнь. Если посмотреть на тайцев, то даже в преклонном возрасте они выглядят весьма молодо. Это конечно и здоровая пища ну и безусловно жизнь по принципам этих трёх заветных слов. Продавец экскурсий притулился за прилавком.

В России же столько много стрессов, что люди уже к 50 годам выглядят как после работы на урановых рудниках. Сон в обеденное время безусловно полезен и повышает и увеличивает трудоспособность, но поспав в России на работе её можно легко и просто лишиться. Всё должно быть «Санук и Сабай» если работа не «Санук Сабай» тогда её надо бросать. Поэтому тайцы спят везде и повсеместно, где есть возможность притулиться, они обязательно притулятся. Тяжела работа таксистов в Таиланде.

А работа на стройке ещё тяжелей.

Кстати если вспомнить Уинстона Черчиля который то же прожил достаточно долгую жизнь, то он говорил в свои преклонные годы, когда его спрашивали о его долголетии: «Я всегда следовал правилу: не беги, если можешь стоять; не стой, если можешь сидеть; не сиди, если можешь лежать.» Тяжела работа и в массажном салоне.

«Санук – Сабай» — это комфорт душевный, удовольствие и удобство физического тела. И это безусловно увеличивает продолжительность жизни. Вот и в ресторане две работницы притулились средь бела дня. Одна возле стола,другая возле холодильника.Увидев,что я начал фотографировать одна из них тут же попыталась встать. Если заранее не бронировать жильё,то до полудня где либо остановиться порой бывает весьма проблематично, так как до полудня владельцы и персонал маленьких отельчиков,бунгало и гестхаусов просто на просто спят.))

Ниже представлен поисковик отелей и гестхаусов. Поисковик ищет по всем системам бронирования на которых вы сможете выбрать интересующий вас отель по самой оптимальной цене.

Поделиться в социальных сетях:

travelvoron.ru

САНУК САБАЙ СУЭЙ — три столпа тайской философии

«Сиамцы по натуре не очень трудолюбивый народ. Большинство из них предпо­читает покой праздности всем почестям, радостям или мате­риальным выгодам, которые может принести работа».

 

Три очень емких и многозначных тайских слова, выне­сенные в заголовок, иностранцу нужно выучить в пер­вую очередь. Санук означает «удовольствие», сабай -приблизительно «уютный», «удобный», «приятный». Точно пе­ревести это слово нельзя, так как оно отражает типично та­иландское мироощущение, вряд ли поддающееся переводу на другие языки.

Слово сабай часто произносят дважды — сабай-сабай, что говорит о самой высокой степени удовольствия. Сабай-сабай — все прекрасно, все в порядке, все чудесно, приятно, удобно, никаких проблем!

Суэй — одно из самых важных слов тайского языка, оно служит для обозначения красивого, прекрасного. Ведь тай­цы — отъявленные эстеты и судят о ценности предмета или человека по его внешнему виду. Чисто внешняя «красота» часто важнее функциональной полезности вещи или внут­ренних качеств человека. С течением времени тайцы развили настоящий культ красоты, и это можно наблюдать на ка­ждом шагу.

Понятно, что основы таиландской жизненной филосо­фии — санук, сабай и суэй — имеют социологические и исто­рические корни. Менталитет каждого народа складывается в результате длительного развития, и в истории тайцев мож­но проследить целый ряд факторов, из которых сформиро­вался этот своеобразный «легкий» образ жизни.

Одним из главных является, безусловно, щедрая приро­да, которой страна была одарена с самого начала. Она обеспечивала людей огромным ассортиментом фруктов, овощей, трав, приправ и освобождала от необходимости «в поте лица добывать хлеб». Все росло само собой. Тяже­лая работа требовалась только при сеянии риса и при сбо­ре его скорого урожая. Между этими короткими периода­ми можно было беззаботно предаваться праздности. Ры­бы, дополнявшей питание, было, согласно рассказам стариков, так много, что ее ловили голыми руками. Так что и здесь не нужно было трудиться. Долгие периоды празд­ности проводили в удовольствиях и развлечениях — пету­шиных боях, гребных гонках и бесконечных разговорах в деревенских кабачках, где время мерели в лучшем случае количеством прожеванного бетеля. Может быть, другие народы использовали бы свободное время для формиро­вания сложных научных или философских теорий, тайцы же ограничивались расслабленной жизнью в радости и ве­селье. Праздность сделала из них эстетов, окруживших се­бя для большей радости красотой. Тайцы стали талантли­выми ремесленниками и художниками, доводившими свои произведения до совершенства. Часто они бывали масте­рами одновременно в нескольких отраслях — каменотес, живописец и архитектор. Или в какой-нибудь другой ком­бинации. Живое понимание искусства сохранилось и сего­дня. Наглядным примером тому являются тысячи фили­гранно отделанных храмовых комплексов и настенные рос­писи, восхищающие посетителей.

Природа позволила тайцам жить в праздности, а разви­тие общества парализовало их активность. В обществе с са­мого начала существовала строгая иерархия, предоставляв­шая лишь весьма ограниченные возможности для карьеры и продвижения вверх. Социальная мобильность, проникно­вение из низших слоев общества в высшие было почти не­возможно. Каждый жил на предназначенном ему месте и обязан был подчиняться вышестоящим. Поэтому тайцы не видели смысла надрываться на работе, бесполезно было к чему-то стремиться. В результате сложилось и закрепилось представление о том, что нужно жить «здесь и сейчас», довольствоваться тем, что есть. Человек пытался извлечь лучшее из предлагаемых обстоятельств и мало беспокоился о будущем.

И сегодня многое осталось по-прежнему. До 1980-х го­дов 65% тайцев занимались сельским хозяйством и пита­лись продуктами собственного труда. Только в конце 1980-х годов вследствие стремительной индустриализации дети из бедных крестьянских семей отправились в города ис­кать работу. Но менталитет, складывавшийся веками, остал­ся прежним.

Например, тайцы почти не тревожатся о будущем. Психи­атры, посвятившие себя это столь насущной в Западном ми­ре проблеме, не найдут здесь работы. Беспечность выража­ется по-разному, например в отношении к деньгам. Тайцы -никудышные накопители и тратят зарплату быстрее, чем за­рабатывают. Деньги — это средство получить удовольствие сейчас, а не «неприкосновенный запас» на какой-то неведо­мый «черный день», который может наступить в будущем. Бу­дут еще деньги, как в деревне будет еще урожай. Иногда больше, иногда меньше. Длинные очереди к банкоматам в конце месяца говорят о том, что люди, истратившие все, на­деются, что зарплата уже поступила.

Тайца можно назвать гедонистом, искателем радости, пы­тающимся сделать свою жизнь как можно лучше, но только здесь и сейчас. Все вокруг должно быть санук и сабай. В та­ком радостном мироощущении важное место занимает эсте­тика, «красивость» окружения, людей, вещей. Ведь красота связана и с ощущением комфорта — разве неприятное зрели­ще кого-нибудь обрадует?

В Таиланде царит настоящий культ красоты во всех ее про­явлениях. Люди острее, чем на Западе, чувствуют необходи­мость прилично одеваться. Даже самые бедные не покажутся на людях неопрятными, потому что это будет воспринято как «уродливость» {наклиет). Женщины носят дешевые украшения как драгоценные произведения искусства и движутся элегант­но как принцессы. В магазинах любую мелочь вам упакуют в несколько пакетов, только чтобы было «красиво». Нести покуп­ку без упаковки «уродливо». Таиландские повара, которые, кстати сказать, на международных конкурсах нередко получа­ют первые призы, мастера эстетической кулинарии. Поданная вам тарелка зачастую — восхитительное произведение искус­ства, фрукты нарезаются фантастическими конфигурациями, овощи комбинируются по сочетанию цветов. И вкусно будет в любом случае, так как гурманство — это сабай-сабай.

Предметы повседневной необходимости сначала проверяют на «красивость» (суэй), а уже затем на функциональность. Даже оружие должно быть «красивым», и это никак не могут взять в толк европейцы. Автор этих строк был свидетелем того, как молодая пара, стоя перед витриной оружейной лавки, расхва­ливала особенно понравившийся им пистолет как суэй мак-мак («очень красивый»). К сожалению, о людях нередко судят так же поверхностно. За обычным вопросом, состоит ли человек в браке, чаще всего следует вопрос, «красива» ли жена (суэй) или муж (ло). Душевные качества куда менее важны, чем внеш­ние, тайцы не дают себе труда заглядывать за фасад.

Нигде таиландская одержимость красотой не отражается так полно, как в конкурсах красоты, проходящих по всей стране чуть ли не ежедневно. Каждая провинция скрашива­ет свою жизнь выборами собственной «мисс», во время кото­рых густо накрашенные красотки вышагивают по грубо ско­лоченным помостам. А уж выборы «мисс Ратбури» или «мисс Районг» транслируются в прямом эфире по всей стране. (Это сравнительно небольшие провинциальные города.) Конкурсы красоты часто не что иное, как своего рода бродячий цирк, сплоченная труппа их участниц разъезжает по стране и сего­дня одна из них коронуется как «мисс Чиенгмай», а завтра — как «мисс Пхитсанулок». Каждая девушка хотя бы раз выиг­рывает. Это естественно, иначе скептики говорили бы, что участницы похожи друг на друга как две капли воды. На ли­ца наносится яркий макияж, главным образом чтобы скрыть слишком смуглую кожу, а волосы взбивают в «корону» (монт-хо), подражая дамам из таиландского высшего общества. Во время дефиле конферансье деловито сообщают размеры, вес и возраст кандидаток, как на местном рынке крупного рога­того скота. Многие тайцы смутились, когда в Паттае была впервые выбрана «самая красивая вдова». Но организаторы мероприятия утверждали, что для них важнее всего была «интеграция» вдов и конкурс красоты показался им для это­го самым подходящим средством. В 1999 году в Паттае был выбран «самый красивый трансвестит» (кратхей), впрочем, это событие не вызвало большого фурора.

Но весь Таиланд ликовал, когда в 1988 году юная таиланд­ка стала «мисс Вселенная». Газеты писали об этом не один месяц, победительница стала национальной героиней и была удостоена аудиенции премьер-министра. Радость несколько померкла, когда выяснилось, что красавица с трех лет живет в США и почти не владеет тайским языком. В первых теле­интервью после конкурса ей помогал переводчик. Но культу красоты это не повредило.

Жизненная философия санук, сабай и суэй, с одной сто­роны, формирует на удивление веселые и уравновешенные характеры, с другой — часто оборачивается поверхностно­стью, необязательностью, безответственностью. Отец семей­ства, сажающий своих детей и жену на голодный паек, по­скольку ему приятнее жить, не делясь с ними своим заработ­ком, — вовсе не редкость. Иной отец может даже отправить дочь-подростка заниматься проституцией, чтобы она помога­ла зарабатывать на приятный, но дорогой образ жизни. А не­которые прибегают к нелегальным способам добычи денег, расходуемых затем в радости и веселье.

Любимый способ добывания денег, или точнее сказать, по­пытки их добыть — азартные игры, строго запрещенные в Та­иланде. За нарушение запрета можно поплатиться денежным штрафом, а то и тюремным сроком. Списки криминальной ста­тистики уже много лет возглавляют нарушители именно этого закона. Ежегодно возбуждается до 100 ООО уголовных дел, су­ды забиты ими до отказа. Азартные игры — любимая забава домохозяек, бабушек, юношей и девушек из баров «go-go». Многие проститутки проигрывают от 20 до 50 батов за одну ночь. За этим скрывается надежда когда-нибудь без напряже­ния достичь благосостояния, которое позволило бы «удобно» жить. В большинстве случаев девушки на следующее утро за­нимают 20 батов на тарелку лапши. Игорная страсть имеет в Таиланде долгую традицию. Сведения о ней имеются в каж­дой эпохе. Англичанин Ф.А. Нил в 1852 году писал: «Бангкок переполнен игорными притонами всех видов. Каждую ночь здесь можно встретить самых богатых и уважаемых граждан, включая государственных чиновников и представителей знати, которые ставят огромные состояния на одну-единственную карту». Соотечественник Нила Г. Гэллет писал в 1890 году: «В каждой деревне, в любом конце страны можно найти игор­ный притон… В конце зала часто находится «алтарь» со стату­эткой божества удачи». Затем он перечисляет множество таи­ландских азартных игр тех дней, невероятное разнообразие ко­торых говорит о том, какой вклад внесли тайцы в их арсенал.

Склонность к азартным играм является косвенным отраже­нием жизненной философии санук и сабай — приятно не на­прягаться, но неприятно без денег. Может быть, все-таки в один прекрасный день получится, и удачливый игрок зажи­вет сабай-сабай. В обществе постоянно курсируют слухи о крупных выигрышах в лотерею, и вокруг лотков продавцов лотерейных билетов всегда толпятся искатели удачи.

Но поскольку выиграть, как правило, не удается, приходит­ся занимать. Тайцы занимают постоянно: у друзей, знакомых, соседей, у членов собственной семьи. Многие тайцы стоят на пороге банкротства, но почти каждый знает кого-нибудь, у кого можно «перехватить». От постоянного безденежья тай­цев выигрывают, разумеется, бесчисленные ростовщики и ломбарды, которые можно найти почти на каждом углу. Рос­товщиками являются, как правило, индийские иммигранты. За 20% в месяц они дают небольшие кредиты, поэтому их называют «рой ла йисип» («тот, кто берет 20 процентов»). Ломбарды держат в основном китайцы, потомки иммигран­тов, имеющие сегодня таиландское гражданство. Так что кар­тина ясна — тайцы тратят деньги (в поисках «приятности»), ин­дийцы и китайцы их имеют. Начисто лишенный амбиций та­ец дает возможность зарабатывать деньги другим. Только поэтому индийские сикхи спустя всего несколько лет после массовой иммиграции 1947 года в Таиланд стали весьма состоятельными предпринимателями. То же можно сказать и о китайцах, в руках которых сегодня находится почти вся предпринимательская и финансовая сферы страны. Редко встретишь крупное предприятие, которым владеет таец. Жиз­нелюбивые тайцы, как правило, являются наемными рабочи­ми, а с утра до ночи работающие китайцы — боссами.

Финансовые успехи индусов и китайцев приводят к важно­му выводу — легкая жизнь и большие деньги несовместимы и в Таиланде. Но вероятно, именно беспечный образ жизни тай­цев привлекает в страну тысячи и тысячи туристов ежегодно.

Чтобы лучше понять тайцев, прочтите о том, что является санук, сабай и суэй, и что нет

• Еда: Совершенное санук. Тайцы постоянно думают о еде, и короткие паузы для переваривания пищи между многочис­ленными трапезами используются для составления дальней­ших гастрономических планов. Естественно, выбор еды в Та­иланде невероятно велик. Едят обычно, полностью сосредо­точившись на процессе, чтобы получить как можно больше удовольствия. Самый лучший санук — трапеза в широком кру­гу. Чем больше участников, тем больше удовольствия. Ведь можно заказать больше блюд и все попробовать. После по­добных пиршеств обычно расплачивается кто-нибудь один, неприятные расчеты на каждого участника застолья считают­ся «уродливыми». Внимание! Если среди гостей имеется фа-ранг, все остальные часто исходят из того, что он-то, «бога­тый», и платит. Однако того, кто из-за этой перспективы предпочитает обедать в одиночестве, тайцы, по всей вероят­ности, сочтут «мрачным» или еще каким-нибудь «неправиль­ным». В одиночестве тайцу еда и вполовину не так вкусна.

• Покупки: Это санук, особенно для представительниц жен­ского пола. Тайцы часто покупают спонтанно, под влиянием момента, что более экономные люди, вероятно, сочтут необ­думанным. На цену при этом не очень обращают внимание. Что нравится, то и покупают (если есть деньги). Удовольст­вие доставляет сам акт покупки, а угрызения совести из-за попусту растраченных денег здесь неведомы. Для чего же деньги, если их нельзя тратить? На улицах Бангкока в конце и начале каждого месяца регулярно возникают пробки, так как чуть ли не все население города стремится в магазины, чтобы оставить там свой заработок.

• Прогулки: Это не санук. Очень немногие тайцы любят пе­редвигаться на собственных ногах. Ф.А. Нил писал, что ни один таец не пройдет пешком даже самое близкое расстоя­ние, если у него есть лодка. А поскольку большинство тай­цев живет у воды или на воде, значит, пешком не ходит ни­кто. Видимо, этим объясняется нежелание современных тай­цев ходить. Даже небольшие расстояния они преодолевают с помощью городских автобусов (или такси, «тук-тук», если позволяет кошелек). Пешехода начинают подозревать в том, что у него нет денег или что он слишком жаден, чтобы вы­ложить даже такую мелочь. Фарангов, которые преодолева­ют пешком большие расстояния, например осматривая дос­топримечательности, считают чудаками или опять же жадны­ми. Здоровое физическое движение большинству тайцев непонятно. Кроме того, никто не хочет лишний раз высунуть­ся на солнце, чтобы не потемнела кожа. Темный цвет кожи нежелателен, ведь он свойствен крестьянам, вкалывающим на солнце. Светлая кожа — это признак статуса.

• Телевидение: Очень санук. Неважно, что показывают. Те­левизор считается необременительным развлечением, а лю­бое развлечение — уже хорошо. Анализ программ или крити­ческие замечания при этом не практикуются. Тайцы все еще восхищаются этим чудом техники, и искренне радуются, что существует такая штука, как телевизор. Во многих домах на него чуть ли не молятся, телевизор работает с начала до окончания программ. Даже трудно себе представить, какую скучищу нужно показать, чтобы оттолкнуть зрителей. Прав­да, распространено мнение, что государственный 11-й канал, по которому идут в основном научные или культурные пере­дачи, поучительный, но «неинтересный».

• Глубокомысленные разговоры: Это не санук. Серьезные раз­говоры не доставляют удовольствия. Беседа должна быть не­принужденной, дружеской и шутливой. Для глубокомысленных диспутов в Таиланде нет места. Серьезные разговоры можно вести в тех странах, где не так много солнца, не так вкусна еда и вообще все не так «красиво». Кроме того, тайцы утвер­ждают, что от большого количества мыслей начинает «болеть голова» {пуат хуа). (Очевидно, мозг считается мускульным ор­ганом, который может заболеть от перенапряжения.) Споров и ссор избегают, предпочитая мир. Критиковать людей или об­стоятельства «уродливо», плохо подумают не о том, кого кри­тикуют, а о самом критике. Непринужденные приятельские бе­седы требуют общей доброжелательности.

• Чтение: Это санук, но только если не перенапрягает. Лю­бимое чтиво — комиксы. Серьезная литература годится толь­ко для интеллектуального меньшинства. Комиксы «забавны». Произведения мировой классики часто продаются в адапти­рованной таиландской версии. Многотиражные криминаль­ные журналы, подробно описывающие убийства, многие счи­тают санук, не принимая во внимание само преступление.

• Путешествия: Это санук, но при определенных условиях. Тайцы охотнее всего путешествуют группами или семьями -от дедушки до племянников и внуков. Индивидуальные путе­шествия редки, вероятно, таких считают «одиночками». Осо­бенно это касается женщин, которые, за исключением посе­щения родственников, практически не ездят в одиночестве. Желание «посмотреть мир» также до сих пор неизвестно в Таиланде, и не только по финансовым причинам. Тайцы по природе мало склонны к авантюризму и жажде открытий. Они очень привязаны к родине и патриотичны. Даже если кто-нибудь куда-нибудь ездил или работал за границей, он все равно считает Таиланд самой «приятной» страной на све­те, местом, где лучше всего жить. Кроме того, тайцы очень привязаны к «малой родине» (провинции, городу). Лучше все­го для тайца не отдаляться от дома дальше чем на сто мет­ров. Это опять-таки в первую очередь касается женщин, у которых очень сильно развито чувство семьи. Если все-таки тайцы отправляются в путешествие, то оно должно быть «комфортабельным» (сабай) и не слишком авантюрным. Иде­альное путешествие состоит из неутомительных осмотров до­стопримечательностей, постоянно прерываемых щедрыми трапезами. Веселые разговоры под изрядное количество спиртного — дополнительное удовольствие, которое можно получить от отпуска. Экологического сознания у тайцев поч­ти нет, так что участники пикников, как правило, оставляют за собой горы бутылок и полиэтиленовых пакетов.

• Смерть: Эта табуированная на Западе тема вовсе не пуга­ет тайцев. Смерть считается сабай-сабай — полным освобож­дением от страданий. Подобное представление, несомненно, коренится в учении Будды, рассматривающем жизнь как путь страданий, из которого выводит только освобождающая нир­вана. Если нирваны достичь не так легко, то смерть видится как желанная передышка, перед тем как душа снова родит­ся в другом теле и снова начнет очередной круг страданий. Если посмотреть на лихих таиландских водителей, особенно автобусов и мотоциклов, можно подумать, что некоторым не терпится на тот свет. Сабай-сабай! Тела жертв автокатастроф часто провожает ухмыляющаяся толпа любопытных, как буд­то ничего страшного не случилось.

• Грязь считается уродливой и неприятной. Поэтому Таиланд относится к самым чистым странам Азии. С особенным вни­манием здесь относятся к личной гигиене. Тайцы моются по несколько раз в день, и ни один уважающий себя таец не на­денет одежду на второй день. Если кого-нибудь заметят в од­ной и той же одежде два дня подряд, человеку будет очень стыдно.

Поэтому тайцам так странно видеть западных путешест­венников в ношеной застиранной одежде. Для нас это есте­ственная и удобная одежда на отдыхе, а для тайцев — как бельмо на глазу. Кроме того, существует своего рода обще­ственное понуждение одеваться лучше, чем в принципе поз­воляют доход и статус. Никто не хочет показаться бедным, а хорошая одежда создает иллюзию беззаботного существо­вания. То, что на Западе большинство одевается намного бед­нее, чем позволяет состояние, тайцы понять не в состоянии.

Хуже обстоят дела в сфере общественной гигиены, так как здесь таиландский вкус к эстетике смешивается с беспечно­стью. Общественный сектор не принадлежит каждому, это своего рода «ничейная земля», с которой можно делать все, что угодно, — и в кусты нередко летит пустой пакет или бан­ка из-под кока-колы. И все-таки улицы и города в Таиланде намного чище, чем в большинстве азиатских стран. В борь­бе между желанием жить в чистоте и разгильдяйством чаще всего побеждает первое. Правда, так было не всегда.

В 1977 году было проведено исследование, в результате ко­торого Бангкок получил сомнительный титул «самого грязного города мира». И это в «конкурсе», в котором принимали участие такие печально известные в этом отношении метрополии, как Каир и Калькутта. И только после кампаний по наведению чи­стоты под руководством многолетнего губернатора Тямлонг Си-мыанга Бангкок стал вполне терпимым с точки зрения гигиены.

Исторические данные свидетельствуют о том, что свое обостренное эстетическое чувство тайцы перенесли на гиги­ену лишь недавно. В середине XIX века Ф.А. Нил писал, что «жители так неряшливы, так ужасающе равнодушны к своим же интересам и своему же здоровью, что они вряд ли под­метают свои лачуги и плавучие домики». Сегодня это ради­кально изменилось.

phuket4you.jimdo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *