Швеция религия – Религия в Швеции — Википедия

Содержание

Религия в Швеции — Википедия

Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) — совокупность религиозных убеждений, свобода на исповедание которых закреплена для граждан Швеции в Конституции страны.

Язычество[править | править код]

До христианства народы Швеции поклонялись различным языческим богам, а самой развитой религией на Скандинавском полуострове была Германо-скандинавская мифология. Центром поклонения языческим богам был Храм Уппсалы на месте современного населённого пункта Старая Уппсала, где местное население, лидеры племён и жрецы осуществляли Обряды скандинавского культа. Данный культ был скорее смесью мифологии и образа жизни, чем строго оформленной религией. Поэтому он и назывался на языке викингов «старой традицией» forn sidr в противоположность «новой традиции» христианства. Руководство культом осуществляли местные вожди и лидеры всех уровней: на хуторе — глава семейства, в деревне — староста или жрец, в столице — конунг (король).

Данные обряды, согласно летописям, включали в себя жертвоприношения, в том числе и людей (добровольцев). В начале XX века с уменьшением роли религии, с ростом интереса шведов к своим корням эти исторические свидетельства вызывали сильные дискуссии в обществе, ярким катализатором которых стала картина Midvinterblot (Зимнее жертвоприношение или Жертвоприношение середины зимы) известного шведского художника Карла Улофа Ларссона (швед. Carl Larsson; 28 мая 1853 — 22 января 1919). Написанная им в 1911—1915 годах специально для Национального музея Швеции картина изображает легенду о принесении в жертву короля Швеции Домальди (Domalde) с целью прекращения трёхлетнего неурожая и голода, ради своего народа. Легенда является частью серии саг об Инглингах — полу-легендарной династии правителей свеев V—VII веков н. э.

Эксперты Национального музея Швеции, где картина была наконец выставлена только в 1992 году (затем куплена у частного японского коллекционера в 1997 и с тех пор выставлена там, где и хотел художник), назвали эту картину самой дискутируемой художественной работой Швеции[1].

Христианство пришло на территорию Швеции в X веке благодаря просветительской деятельности святителя Ансгара, крестившего первых шведов в 859 году во время кратковременного визита в Швецию. В 831—845 Ансгард был епископом в Гамбурге, но был вынужден бежать от нашествия датских викингов.[2] Затем он в 847 руководил епископством в Бремене и оттуда пытался распространять христианство в Скандинавии, посетив Швецию в 861 году.

В отличие от других стран Европы у Швеции нет официальной даты (года) крещения, хотя такие даты есть у всех ныне существующих европейских стран (примеры: Крещение Армении — 301 год, Крещение Дании — 965, Крещение Польши — 966 год, Крещение Руси — 988 год, Крещение Исландии — 1000 год, Крещение Норвегии — примерно 1024 год, Крещение Литвы — 1387 год), Причина отсутствия этой даты для Швеции в том, что история принятия христианства в Швеции противоречива и запутана. Две разные части Швеции были обращены в христианство в разное время.

В IX—XI веках в Швеции доминировали два племени (племенных союза): гёты (ёты, гауты; швед. götar, göter, древнеисл.

gautar) в Гёталанде, в районе шведских озёр (между современным Стокгольмом и Гетеборгом) и свеи (швед. svear, sviar) в Свеаланде, в районе современного Стокгольма и Уппсалы (Уппланд). Если гёты приняли на своей территории проповедников и позволили строить церкви на рубеже IX и X веков, то свеи сопротивлялись христианизации ещё более века.

Церковь Швеции[3]
ГодНаселениеЧисло членовВ %
19728,146,0007,754,78495.2 %
19808,278,0007,690,63692.9 %
19908,573,0007,630,35089.0 %
20008,880,0007,360,82582.9 %
20059,048,0006,967,49877.0 %
20069,119,0006,893,90175.6 %
20079,179,0006,820,16174.3 %
20089,262,0006,751,95272.9 %
20099,341,0006,664,06471.3 %
20109,416,0006,589,76970.0 %
20119,483,0006,519,88968.8 %
20129,556,0006,446,72967.5 %

Первыми шведскими христианскими королями были:

1. О́лаф Шётко́нунг (швед. Olof Skötkonung — 995—1022 годы, стал первым королём и свеев и гётов, объединив их под своей властью. Начал чеканить собственную монету в городе Сигтуна (основан его отцом). Был крещён в 1008 году в Husaby, то ли англо-саксонскими, то ли германскими миссионерами. Также основал в районе 1014 года на землях гётов в Скаре первое в истории Швеции епископство или диоцез (церковно-административная единица) (швед. Skara stift) во главе с первым епископом по имени Thurgot. Не смог ничего поделать с язычеством свеев и был в конце правления выгнан ими в Гёталанд.

2. Его сын Анунд Якоб (Anund Jacob) — 1022—1050 годы,

затем после прерывания этой династии и смуты:

3. Король Стенкиль (швед. Stenkil) из западного Гёталанда — 1060—1066 годы. Именно он приложил руку к созданию нового епископата в Сигтуне[4] и в 1060-е годы вместе с епископами из Сигтуны — Адальвардом Младшим (Adalvard den Yngre) и из Лунда — Эгино (Egino или Egin) думал сжечь основной языческий храм свеев в Старой Уппсале ради христианизации, но затем остановил планы епископов, боясь восстания свеев.

Все эти короли из-за своего обращения в христианство реально правили лишь Гёталандом, и не могли управлять другой половиной Швеции — Свеаландом, так как народ свеев постоянно выгонял их из своих земель при отказе выполнять основную церемониальную функцию короля: приносить жертвы языческим богам. Аналогичным образом после отказа приносить жертвы был выгнан и христианин Анунд Гардске (Anund Gårdske — Анунд из Гардарики) — претендент на престол, считавшийся наследником шведской династии Рюрика, специально вызванный из Киевской Руси в Уппсалу в 1070 году.

4. Сын Стенкила Инге I Старший — 1080—1084 годы, тоже проводил агрессивную политику христианизации, ратовал за отмену жертвоприношений, за что был выгнан свеями камнями прямо с местного совета (тинга) в 1084 году.

Свеи сразу же выбрали королём его шурина по имени Свен, прозванного Блот-Свен (Blot-Sven) или Свен-Жертвующий — в честь того, что он согласился продолжать жертвоприношения (Блот) языческим богам в Уппсале.

[5] Это был последний языческий король Швеции, правивший с 1084 по 1087 год.

В 1087 году Инге I Старший (Инге Стенкильссон; древнеисл. Ingi Steinkelsson;) в результате скрытного рейда из Гёталанда застал врасплох и убил в Уппсале действующего короля избранного народом свеев, своего шурина Блот-Свена и его сына Эрика, жреца храма (они были сожжены в доме-резиденции). Затем он спалил языческий храм в Старой Уппсале и уничтожил места поклонения языческим богам. Инре Старший также основал первый монастырь Швеции — Врета (Vreta kloster).

После этой даты официальной религией государства свеев стало христианство, хотя ещё многие викинги продолжали неофициально поклоняться старым богам.

Христианизация шла неровно, за звание главного епископства конкурировали со стороны гётов епископство в Скаре или диоцез (церковно-административная единица) Скара (швед. Skara stift) и со стороны свеев новое епископство в Уппсале (политический центр страны). В результате главное обще-шведское архиепископство в Уппсале было учреждено только в 1164 году.

Лютеранство[править | править код]

С ростом мощи Швеции и движения элиты страны к независимости от датчан и от римской католической церкви внимание лидеров обратилось к протестантской религии. В Швеции появились проповедники, вдохновленные Мартином Лютером, в частности Олаус Петри (лат. Olaus/Olavus Petri, швед. Olof Pettersson Улоф Петтерсон), который в 1524 году был отлучён от католической церкви вместе с своим братом Лаурентиусом Петри Нерициус (лат. Laurentius Petri Nericius, ориг. швед. Lars Petersson från Närke Ларс Петерссон из Нерке) за ересь. Впоследствии первый брат стал королевским канцлером, а второй — архиепископом Швеции (причём первым женатым архиепископом).

В 1523 году королём Швеции был выбран Густав Ваза, который в 1521 году поднял восстание и освободив страну от датского владычества. Молодой король решил реквизировать огромный капитал, накопленный католической церковью. Он оформил это решение на заседании парламента (риксдага) в Вастеросе — денежное имущество церкви секуляризовали — конфисковали в пользу короны, всех священников обязали отдавать часть пожертвований и дохода в пользу короля, король объявлялся главой церкви вместо папы римского. Разрыв с Римом произошёл в 1530 году, когда король сам назначил архиепископа Швеции, не согласовывая его назначение с папой римским. В 1529 были обговорены новые правила деятельности священников и религиозные обряды, Евангелие было переведено на шведский. В ответ на эти реформы и высокие налоги последовали крестьянские восстания 1524—1525, 1527—1528, 1529, 1531—1533 и 1542—1543 годов.

Реформация в Швеции шла тяжело, так как Швеция была первой страной в Скандинавии, сменившей католическую церковь на лютеранскую. Реформация в Дании и Норвегии в 1536—1537 годах прошла гораздо спокойнее, так как шведский пример указал соседям на основные сложности смены государственной религии.

К концу реформы королевский суперинтендант в Швеции мог назначать и смещать духовенство, проводить ревизии всех церковных сообществ, включая епископства. Монашеским общинам в Швеции было запрещено принимать новых послушников. Монахам, которые уже были в монастырях, разрешили остаться, чтобы заботиться об имуществе, или же покинуть обители по желанию. Только некоторые монастыри, например Вадстена (швед. Vadstena kloster)[6], по личному разрешению короля смогли продолжить свою деятельность.

В 1593 году Уппсальский церковный Синод (швед. Uppsala kyrkomöte) из 300 священников, 4 епископов и представителей правительства решил, что все шведы должны быть лютеранами и запретил все остальные религии в Швеции (под угрозой полной конфискации и депортации нарушителей).[7] Швеция стала строго протестантской страной, подчинённой лозунгу: «одна страна, один народ, одна религия». С развитием промышленности, торговли и армии развивался и миссионерский дух шведских протестантов. Стремясь помочь протестантам Европы, Швеция под руководством короля Густава II Адольфа внесла важный вклад в победу в Тридцатилетней войне против католиков. Швеция (как и Дания с Норвегией) участвовала в этой войне с 1629 по 1648 год, постоянно обеспечивая до четверти (75-100 тысяч человек) общей численности войск протестантов, совершенствуя армию и применяя новые методы ведения боя, такие как линейная тактика.

Современная ситуация — атеизм[править | править код]

В соответствии с данными The Economist Newspaper LTD за 2016 год 67,2% населения страны являются христианами, 27% — нерелигиозны, 4,6% — мусульмане, 0,1% — иудаисты, 0,2% — индуисты [8]. По другим исследования до 85 % шведов являются атеистами — это самый высокий уровень атеизма в мире[9]. По результатам более сложного (мультивариантного) опроса Евробарометра от 2005 года[10] показано, что в Швеции только 23 % шведов верят в Бога, 53 % верят в какой-либо дух или силу жизни, 23 % не верят ни в Бога, ни в какой-либо дух или силу жизни.

К Евангелическо-лютеранской церкви Швеции чисто формально принадлежит большая часть населения страны (согласно статистике налоговой службы таких было 6476900 человек из примерно 9.5 миллионов населения на 2014 год[11]), хотя наблюдается тенденция к снижению официальных членов этой церковной деноминации. Но многие из этих людей даже и не знают, что они состоят в Церкви Швеции.

Вероисповедание жителя Швеции определяется по тому, в какую конфессию платится церковный налог с данного жителя. Выбор конфессии влияет на то, какая конфессия/церковь получит так называемый церковный налог (швед. Kyrkoavgift) размером в 1 % от налогооблагаемого дохода. Дело в том, что многие жители Швеции не знают про этот выбор или не делают его. А по умолчанию, любой житель Швеции, не указавший своё вероисповедание, платит этот церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь). Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен: во-первых, знать о существовании этого налога, и, во-вторых, заявить о своём выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу).[12].

Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они «по умолчанию» остаются «членами» Шведской церкви согласно налоговой статистике. Из-за этого Церковь Швеции часто называют «церковью неверующих» — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа[13]. Похожая ситуация в Норвегии — только 36 % верят в Бога, 9 % атеисты, 46 % ни те, ни другие[14] и в Дании — только 2,4 % посещают церковь раз в неделю[15].

До 2000 года Церковь Швеции или Шведская церковь (швед. Svenska kyrkan), согласно закону о церкви 1951 года считалась государственной и коммунальной организацией, а священники считались гос-служащими (с обязанностью регистрации рождения и брака, организации погребений и ухода за кладбищами) за что получали зарплату именно от государства.[16] Согласно тому же закону, обеспечивалась свобода совести, то есть кто угодно мог выйти из церкви и войти в другую религиозную организацию. Только с 1 января 2000 году Шведская церковь была полностью отделена от государства[17] по закону о Шведской церкви 1998 года швед. Lag om Svenska kyrkan (SFS 1998:1591), что вызвало выход из церкви около 0.5 миллиона прихожан[18]. Но отношение к церкви, именно как к части государства по инерции осталось у многих. Шведская церковь раньше отвечала и за погребение жителей, за что получала, кроме церковного, ещё и так называемый налог на погребение (размером 0,22 % от налогооблагаемого дохода). После 2000 года Шведская церковь получала налог на погребение только с прихожан Шведской церкви, а с 1 января 2013 для них налог на погребение был отделен от церковного налога[19].

Православие[править | править код]

Святого Ансгара, принесшего в Швецию первые семена христианства, почитают как святого неразделённой церкви как православные, так католики и лютеране.

В настоящее время численность православных оценивается в стране в порядке 94 тысяч человек, что составляет около 1 % населения. Значительную часть составляют сербы, греки, румыны, русские. Имеются небольшие общины православных финнов, эстонцев, грузин.

Католицизм[править | править код]

По оценкам 2010 года в Швеции проживают от 250 до 450 тысяч мусульман. Мечети построены во многих крупных городах страны.

По оценкам на 2010 год в Швеции проживало более 18 тысяч евреев.

  1. ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 октября 2008. Архивировано 22 августа 2010 года.
  2. ↑ Римберт. Житие святого Ансгара / Пер., пред. и комм. В. В. Рыбакова. — М.: Наука, 2007. — С. 11-86. — (Швеция и шведы в средневековых источниках).
  3. ↑ Svenska kyrkan i siffror (швед.). Svenska kyrkan.
  4. ↑ http://histvarld.historiska.se/sok/artikel.asp?id=11101 (недоступная ссылка)
  5. ↑ Bengt Liljegren. Rulers of Sweden, 2004 Historiska Media. ISBN 91-85057-63-0
  6. ↑ Монастырь в Вадстене (Vadstena kloster) описание и фото. Швеция: Линчёпинг (Linkoping)
  7. ↑ N.F. Lutheran Cyclopedia, article, «Upsala, Diet of», New York: Schrivner, 1899. p. 528-9.
  8. ↑ (Мир в цифрах – 2016. Карманный справочник. The Economist Newspaper LTD, 2016 / Перевод с англ. О. Лазуткиной, О. Щавель. – М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2016. – стр. 99-235)
  9. Zuckerman P. Atheism: Contemporary Rates and Patterns Архивная копия от 5 сентября 2015 на Wayback Machine // Cambridge Companion to Atheism, edited by Michael Martin.— University of Cambridge Press, 2007
  10. ↑ http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_225_report_en.pdf Special EUROBAROMETER 225 «Social values, Science & Technology» (стр.9)
  11. ↑ Trossamfund — siffror om avgifterna | Skatteverket (Церковный фонд — цифры о налогах)
  12. ↑ Avgift till andra trossamfund i skattebeskedet | Skatteverket (Налог для других конфессий в налоговой декларации)
  13. ↑ Church of Sweden’s Nonbelievers | The Living Church (Церковь шведских неверующих)
  14. Lønnå, Eline. Норвежцы самые нерелигиозные (норв.), Klassekampen. Архивировано 17 июля 2011 года. Дата обращения 28 июня 2009.
  15. Только 2,4 % ходят в церковь еженедельно, Kristeligt Dagblad, 14 января 2004
  16. ↑ Historik — Svenska kyrkan — Om oss (Шведская церковь — о нас)
  17. ↑ Vad är Svenska kyrkan? — Svenska kyrkan — Tro och andlighet Архивировано 16 июля 2014 года.
  18. ↑ http://www.openspace.ru/article/504 Заплатил налог — и веруй спокойно!
  19. ↑ Kyrkoavgift och begravningsavgift | Skatteverket (Налоговое Министерство)
  • Гейссер Л. История Реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) / См.: Лютер М. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 489—531. ISBN 978-5-905551-05-5
  • Религия и церковь Швеции: от эпохи викингов до начала XXI века / Отв. ред. О. В. Чернышева. — М. : Наука, 2015. — 535 с. — ISBN 978-5-02-039184-0.

ru.wikipedia.org

Какая религия в Швеции признана официальной?

Добрый день друзья!
Расскажу вам сегодня о том, какая религия в Швеции занимает лидирующие позиции. Не секрет, что здесь есть несколько основных религий. Но, лютеранство все же сегодня самое популярное течение.

Из этой статьи Вы узнаете:

Государственная религия Швеции

Статус государственной носит лютеранство. Порядка 94% населения причисляют себя к лютеранской евангелистской церкви. Но, конечно же, это не единственное направление здесь.

Интересный факт: граждане Швеции с рождения считаются лютеранами. Но, каждый гражданин имеет право после выйти из этой церкви и поменять свое вероисповедание.

Страна долгое время была зависима от Датского Королевства. Как только она вышла из-под гнета Королевства, она смогла поменять веру. Конечно, было много несогласных и протестующих, а процесс шел тяжело. Страна отошла от тесной связи с римской католической церковью, склонилась к протестантизму. Появилось много проповедников, вдохновленных Мартином Лютером.

Кафедральный собор в Уппсале

Швеция стала первой страной на Скандинавском полуострове, которая поменяла религию на лютеранство. Уже с 1593 году был совершен официальный переход к лютеранству.

Остальные религии

Основные господствующие течения сегодня:

  • Католиков порядка 160 000 по всей стране;
  • Мусульмане — 100 000,
  • «Движение пятидесятников», почти 100 тысяч человек;
  • Православные— 97 000,
  • Шведский миссионерский союз, более 50 тысяч человек;
  • Баптисты, около 20 тысяч;
  • Иудеи — 20 000.

Как видите, страна довольно либерально относится к свободе выбора. Хотя, страна уже давно славится своим либеральным подходом к самоопределению граждан. С другой стороны, это совсем не плохо! Мало где человек может так легко поменять свои взгляды. Здесь же процесс выхода из лютеранской церкви очень прост.

А на каком языке говорят шведы, вы уверены, что знаете?

Христианство

Христианство появилось здесь очень давно. Первый христианский король О́лаф Шётко́нунг принял крещение с 1008 года. Традицию продолжил его сын Анунд Якоб. После этого случился небольшой перерыв, многие остались недовольны новой официальной религией.

Страна разделилась на два лагеря: христианская часть Гёталанд, и языческая — Свеаланд. Последние все еще верили, продолжали проводить древние ритуалы. Два религиозных лагеря, два правителя или конунга.

К 1087 году короля свеев убили, а действующий король захватил власть над всей территорией. После этого христианство официально ввели на всей территории. Конечно, было много недовольных, но все народные бунты подавлялись. Многие викинги все еще проводили старые ритуалы и скрывали истинную веру.

Язычество со времен викингов

Давным-давно, во времена викингов, Швеция поклонялась языческим богам. Весь Скандинавский полуостров объединяла единая вера в германо-скандинаских богов.

Центром была Уппсала. Там находится большой языческий храм, там же проводились регулярно обряды, церемонии, туда шли паломники. Сегодня в Уппсале находится очень красивый лютеранский кафедральный собор.

Конунги (короли) приезжали в Уппасалу (сегодня здесь находится один из самых знаменитых Университетов) для того, чтобы посоветоваться со жрецами о том, стоит ли вести войны, чем и как торговать, отправляться ли в поход.

Языческий храм в Уппсале

Интересно, что сегодня этот город тоже носит важное религиозное значение. Новый храм был построен почти что на том же месте, где и языческое капище.

Сегодня небольшой процент жителей все еще верит в старых богов. Но, страна относится к ним терпимо. С какой-то точки зрения, это поддержание старых традиций. Конечно, никаких больше кровавых праздников и человеческих жертв.

Вам понравилась статья? Оставляйте комментарии и напишите, о чем еще вам бы хотелось почитать. У меня заготовлено много материалов про Швецию. А как подготовиться к переезду?

Подпишитесь на обновления сайта — будете получать мои статьи первыми. Так же вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы.

С Вами была я, Наталья Глухова, желаю вам хорошего дня!

Если Вам понравилась статья, то поделитесь, пожалуйста, с друзьями!

Оценка материала

vivaeurope.ru

Религия Швеции

Королевство Швеция имеет форму правления монархическую, но все права и свободы граждан этой страны узаконены в Конституции. Религия в этом государстве представлена совокупностью религиозных убеждений и мировоззрений, законность которых представлена в Основном законе государства.

История религии

В дохристианский период шведы были язычниками, их пантеон богов был весьма богат, и немного напоминал пантеон Древне Греции и Рима. Жрецы пользовались в обществе огромным уважением, повсеместно строились храмы, в которых приносились жертвы богам. Самым известным культовым памятником был храм в Старой Уппсале.

В устном народном творчестве шведов можно встретить притчи и легенды о принесении в жертву самых благородных и достойных юношей и девушек, чтобы умилостивить богов. Например, короля Швеции Домальда принесли в жертву (с его добровольного согласия), чтобы прекратить многолетний урожай и спасти народ от голодной смерти.

Распространение христианства связывают с именем святителя Ансгара, который в 859 году вел миссионерскую деятельность во время своего визита в эту страну. Ансгар в то время спасался от нашествия викингов, являющихся язычниками и жестоко преследовавших христиан.

Почти во всех странах мира есть дата официального крещения и принятия какой-либо мировой религии, но в Швеции эта дата отсутствует, поскольку в хрониках и летописях нет точной даты, а крещение разных областей страны проводились в разные годы.

Но достоверно известно, что в 1Х-Х веках территорию Швеции населяли два племени: геты и свеи, которые по разному относились к принятию христианства. Если геты приняли эту религию и на своих землях строили храмы и церкви, то свеи оставались язычниками еще в течение двух веков.

Принятие христианства

Шведский король Олаф Шетконунг был первым , кто смог объединить под своей властью и гетов, и свеев. Именно он был первым христианским правителем, поскольку был крещен в 1008 году и основал на своих землях первое епископство и всячески приветствовал крещение своих подданных.

Но прошло еще почти восемьдесят лет, пока христианство признали государственной религией на всей территории Швеции, после того как Инге 1 Старший уничтожил храмы поклонения языческим богам и открыл гонения на жрецов и язычников. Хотя некоторые викинги втайне все же исповедовали старую религию.

Появление  лютеран

swedeninfo.ru

Религия в Швеции — Religion in Sweden

Религия в Швеции диверсифицирована. Христианство было религией практически все население Швеции с 12 до начала 20 — го века, но она быстро снижается в течение конца 20 — го и начале 21 — го века. В 2015 году, юридически зарегистрированных христиане составляли 69,9% от общей численности населения.

Религии в Швеции (2015)

  Другие протестанты (3,8%)

  Другие христианские конфессии (0,3%)

  Другие религии (0,3%)

Лютеранская церковь Швеции — которая не была государственной религией до 2000 года — имеет зарегистрированное членство в 6,0 млн шведских граждан по состоянию на 2017 г., равный 59,3% от общей численности населения. Одной из причин высокого членства может быть тот факт , что до 1996 года все новорожденные, по крайней мере один из родителей является членом церкви Швеции были также зарегистрированы в качестве членов церкви. Тем не менее , членство быстро каждый год сокращается, около 1%, в течение последних лет , даже 2%, упав с 95% в 1970 и 85% в 2000 году.

До их христианизации , что стало полным вокруг 12 — го века, шведы практиковали форму скандинавской религии . Сначала они стали частью католической церкви; затем, с 1530, Швеция перешла на лютеранства в рамках протестантской Реформации превратила большую часть германской Европы ; Церковь Швеции была сформирована и оставался официальной религией христианского государства до рубежа 21 — го века. 21 век принес с собой быстрым падением христианства в целом, отделение церкви Швеции, и скромный ростом других религий, часто приносила волны иммиграции из — за пределы страны. Эти последние включают в себя ислам , католическое христианство, православное христианство, буддизм , индуизм и другие восточные религии .

история

Историческая скандинавская религия

Гамла Упсала , центр поклонения в Швеции , пока храм не был разрушен в конце 11 — го века.

До 11 — го века, шведы практиковали скандинавской религии , поклоняясь различные германские божества . Важный религиозный центр был храм в Упсале . Форма и расположение этого храма скудно документирована, но она упоминается в сагах и Саксон Грамматик Gesta Danorum , и также описывается Адам Бременский . Вероятно , он был разрушен царем Ингольда I в 1087 году во время последнего известного сражения между язычниками и христианами.

В то время как скандинавская религия была официально отказались с христианизацией Скандинавии , вера во многих духах скандинавской мифологии , таких как tomtar , троллей , эльфы и гномы жила в течение длительного времени в скандинавском фольклоре .

Девятый-12 век: Преобразование в католицизм

Старейшее свидетельство христианских захоронений в Швеции датируется 6 — м века, но они очень мало. Самая ранняя документально кампания Christianise шведов была сделана монахом Ansgar (801-865). Делая свой первый визит в Бирка в 828-829, он получил разрешение на строительство церкви. В 831 году он вернулся домой и стал архиепископом Гамбург-Бремен , ответственность за христианство на севере. Около 850, он вернулся в Бирка, где было разбитым оригинальное собрание. Ansgar пытались восстановить, но это длилось всего несколько лет.

Христианство первым приобрел владение в Västergötland , вероятно , из — за меркантильных связи с царствами Christian англосаксонских в Англии. Остатки церковного здания девятого века недавно были раскопаны в Varnhem. Епархия Скара, которая является самой старой епархии в Швеции, возникла под архиепископства Гамбург-Бремен, в конце 10 — го века. По словам Адама Бременского , христианский король Олаф , правившие из с. 995 с. 1022 был вынужден ограничить христианскую деятельность в западной провинции. Когда король Стенкиль взошел на престол в 1060 году христианство прочно утвердилась на протяжении большей части Швеции, хотя люди Uppland , и , вероятно , Судерманским, сопротивлялись новой религии.

Последний король придерживаясь старой религии было блот-Свен , который царствовал 1084-1087. Несколько местных святых (канонизировано на епархиальном уровне , прежде чем централизованный процесс стал нормативным в 1170-1200), народные святые и священнослужители якобы были замучены как в конце 1120S, большинство из них в Судерманском и Uppland. Во время правления Эрика Сен (1150-1160) христианство стало идеологическим фактором государства, а первый шведский Крестовый поход состоялся; это была военная экспедиция направлена на преобразование финнов в христианство и завоевание Финляндии в качестве территории Швеции. (Тем не менее, никаких археологических данных или письменных источников, кажется, поддерживают легенду. Епархия и епископ Финляндии не перечислен среди шведских коллег до 1250s). Национальная церковь Швеции не была организована до 1164 года , когда первый архиепископ Упсалы получил свое паллий от архиепископа Лунда.

Дореформационные шведские католические религиозные лидеры — в том числе Бриджита Швеции , основателя постоянно действующего католического Вадстенское аббатство — по- прежнему в почете населения в целом. Ее монахиня в Вадстене является одним из первостепенных туристических достопримечательностей Швеции.

16-го века: Протестантская Реформация; преобразование в лютеранство

Руины Alvastra монастыря в Odeshog . Различные Разрушенные средневековые католические монастыри , такие как эта выступают в качестве свидетельств о присвоении католических свойств шведского государством во время Реформации.

Вскоре после того, как Густав Васа был избран королем в 1523 году, он просил папа подтвердить Иоганн Магнус как архиепископ Швеции , заменив Густав Trolle , который поддерживал датский король Кристиан II и был осужден за измену. Когда папа отказался, Gustav Vasa — он сам сторонник «Ренессанс библейского гуманизма» , — начал продвигать шведскую лютеранские реформатор Олауса , Лаврентий Петри , и Лаврентий Andreae . Густав Trolle был вынужден покинуть страну, и вскоре все церковное имущество было передано Короне. В 1531 год Лаврентий Петри был назначен короной , чтобы стать первой лютеранской приматой Швеции, и был рукоположен пяти католическими епископами без папского согласия. В связи с Римом были необратимо сократить в 1536 году , когда каноническое право было отменено.

Первоначально, никакие изменения не были внесены в официальной церковной доктрины, и епископская организация была сохранена. Постепенно, несмотря на народные протесты против введения «Luthery», учения были согласованы с континентальным лютеранством. Кальвинизм, в противном случае, опровергается как ересь на синоде Стокгольма в 1565 Для того , чтобы успокоить Святой Престол , король Джон III Швеции , один из сынов Густава Васа, взяли меры по приведению Церкви Швеции в богословскую позицию под влиянием Кассандер , но в пылу полемики, такая компромиссная позиция не достигла своего намерения воссоединения. Однако, после его смерти, его брат, герцог Карл , вызвал Уппсала Синод в 1593 году, который объявил Священное Писание единственным ориентиром для веры, с четырьмя документами , принятыми в качестве верных и авторитетных объяснений его: Апостольский Символ веры , то Никейский символ веры , то Афанасьевский символ вера , и неизмененный Augsburg Confession в 1530 годе Упсала Синод восстановили Шведская церковь Указ 1572, который остался в использовании до 1686.

Этот шаг поставил Чарльз в ладах с наследником престола своего племянника Сигизмунда , который был воспитан в католической вере. Хотя Сигизмунд обещал поддержать лютеранство, стремления герцога Чарльза к власти привели к войне против Сигизмунда , борьбы за власть , которая эффективно решила на битве у стонгебры в 1598 году, в пользу Чарльза и протестантизм .

В эпохе следующей за Реформацию , как правило , известные как период лютеранского православия , небольших группы , не являющихся лютеране, особенно кальвинистских голландцев , в Моравской церкви и Валлонии иммигрантов из Южной Голландии , играл значительную роль в торговле и промышленности, и были спокойно терпеть до тех пор , как они держали низкий профиль.

17 18-го века: Конверсия саамов и свобода для христианских меньшинств

Сами , которые первоначально имели свою собственную религию шаманской, были преобразованы в лютеранство шведских миссионеров в 17 — м и 18 — м веках. Граждане иностранных государств, в основном русские, получили свободу исповедовать восточное православие с договора Столбов в 1617 англиканских и кальвинистах иностранцев получили свободу исповедовать свою религию в Стокгольме (1741) и Гетеборге (1747). Подобные вольности были предоставлены католиками в 1781 году, и апостольский викарий был направлен в Швецию в 1783 году.

18 19-го века: Репрессии пиетизма и обеспечение лютеранства

Для того , чтобы обуздать Пиетизм несколько королевские указы и акты парламента были выпущены в 18 — м веке; они запретили шведские гражданин исповедовать любую религию , кроме обязательной лютеранских воскресной мессы и ежедневных семейных богослужений. Без присутствия священника Лютеранской были запрещены публичные религиозные собрания. Оставался незаконным до 1860 для лютеранских Шведов преобразовать в другую конфессию или религию.

19 двадцатый век: Либерализация всех религий

В 1860 году он стал законным уйти из Церкви Швеции с целью стать членом другой официально признанной религиозной деноминации. С 1951 года он стал законным покинуть церковь, без предоставления каких-либо оснований. С 1951 по 1977 год все религиозные институты могут быть созданы только с разрешения короны.

Демография

Церковь статистики Швеции
ГодНаселениечлены Церквипроцентизменение в% (ср.)
19728146000775478495,2%
19758208000777088194,7%0,2%
19808278000769063692,9%0,3%
19858358000762976391,5%0,3%
19908573000763035089,0%0,5%
19958837000760119486,0%0,6%
20008880000736082582,9%0,6%
20059048000696749877,0%1,2%
20109415570658976970,0%1,4%
20119482855651988968,8%1,2%
20129555893644672967,5%1,3%
20139644864635750865,9%1,6%
20149747355629226464,6%1,3%
20159850452622509163,2%1,4%
20169995153611648061,2%2,0%
201710120242 5993368 59,3%1,9%

Конституция Швеции предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдает это право на практике. Правительство на всех уровнях стремится защищать это право в полном объеме и не терпит злоупотребления ею, либо государственными или частными лицами. Права и свободы, перечисленные в конституции включают в себя права исповедовать свою религию и защиту свободы вероисповедания. Законы, касающиеся религиозных свобод, как правило, наблюдаются и применяются на всех уровнях власти и судами в недискриминационной форме. Правовая защита охватывает дискриминацию или преследование со стороны частных лиц.

В начале 2000 — х годов около 85% шведов по- прежнему принадлежали церкви Швеции. К концу 2017 года эта цифра снизилась до 59,3%. Процент шведов , принадлежащий к Церкви Швеции сокращается ежегодно более чем на один процент. В 2016 году, по данным интернет — опроса , проведенного среди около 500 трудоспособного возраста, подключенного к сети Интернет люди в Швеции, только 24% участников утверждают, что верят в протестантизме. 45% участников утверждают , не имеют какой — либо религиозной или духовной веры, из которых 33% являются атеистами и 13% являются агностиками . 13% говорят , что они имеют духовные убеждения , но они не являются религиозными . Иммиграция и преобразование принесли в Швецию множества религий с Востока, в том числе ислама (3%) и буддизма (1%), но и новые популяций католиков (4%) и православие (3%).

Восемь признанных религиозных конфессий, в дополнение к Церкви Швеции, повысить доходы за счет стран-взносов в рамках национальной налоговой системы. Все признанные конфессии имеют право направлять государственную финансовую поддержку, вклад, внесенный в рамках национальной налоговой системы, или сочетание того и другого. Некоторые христианские праздники национальные праздники. Школьники из религиозных меньшинств происхождения, имеют право принимать соответствующие религиозные праздники. Нет признания или регистрация не требуется для осуществления религиозной деятельности. Религиозные группы, которые хотят получить государственную помощь, могут подать заявку на него.

Образование обо всех основных мировых религий является обязательным в государственных школах. Родители могут отправить свои ребенок в религиозные школы чартера , все из которых получают школьные ваучера , при условии , что они придерживаются государственных руководящих принципов в отношении основного учебного плана. Управление омбудсмена по борьбе с этнической дискриминацией расследует заявления о дискриминации «по признаку расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения или религии». Дискриминация по религиозному признаку является незаконным, включая дискриминацию на рабочем месте и в предоставлении государственных и частных услуг.

Обзоры

  • В 2017 году исследовательский центр Pew нашел в своей глобальной Attitutes обследования , что 59,9% шведов считают себя христианами, с 48,7% принадлежащих к Церкви Швеции, 9,5% были беспартийным христиане, 0,7% были пятидесятники протестанты, 0,4% были католиками , восточная православная и конгрегации были 0,3% каждый. Беспартийным люди были 35,0% разделены на 18,8% атеистов, 11,9% ничего в частности и 4,3% агностиков. Мусульмане были 2,2% , а члены других религий были 2,5%.
  • В 2016 году Международная программа социального обследования установлено , что 70,2% населения Швеции объявлена принадлежать к христианской конфессии, с Церковью Швеции является крупнейшей церкви на которые приходится 65,8% респондентов; Свободная церковь была вторая по величине церковь составляет 2,8%, католики были 0,7% , а Восточный ортодокс был 0,5%; представители других христианских конфессий составляли 0,4% от общей численности населения. Еще 28,5% заявили , не имеют религии, 1,1% , чтобы быть мусульманином и 0,3% заявили , принадлежат к другим религиям.
  • В 2015 году Евробарометр показало , что христианство было религией 47,6% респондентов, причем протестантизм является основным деноминации с 36,5%, далее следуют другие христиане 8,6%, католики 1,6% , а православные с 0,8%. 31,0% выборки объявляется Агностик и 19,0% объявляется атеистом.

религии

Религия, формальная принадлежность (в 2015 году)членыПроцентов
христианство688650169,9%
Церковь Швеции622509163,2%
православные Церкви1402751,4%
Объединяя Церковь в Швеции1266101,3%
католическая церковь1130531,2%
пятидесятников приходы1068191,1%
Свободная церковь Евангелическо501320,5%
Национальный фонд Евангелическо394130,4%
Другие христиане530480,5%
Свидетели Иеговы224300,2%
мормоны96300,1%
Адвентистов седьмого дня Церковь2828Менее 0,03%
квакерыО: 100Менее: 0,01%
Нехристианские религии1671321,7%
ислам1397591,4%
индуизмО: 100000,1%
иудейство83020,1%
буддизм79010,1%
Mandaeism69790,05%
алевизм41910,05%
Нет принадлежности или другие религии279681928,4%
Всего9850452100,0%

вера бахаи

Бахаи утверждают , около 1000 Бахаев и 25 местных собраний в Швеции от Умео на севере до Мальмё на юге. В ноябре 2009 года шведская газета Västerbottens-Kuriren сообщила , что 25 местная некоммерческая организация Бахаи изменила свою организационную форму религиозных общностей. Центральный секретариат Бахаи в Стокгольме заявил , в то время , что Вера Бахаи в Швеции было 1003 членов. Ассоциация Религия архивов данных (опирающиеся на Всемирной христианской энциклопедии ) оценивается около 6200 Бахаев в 2005 году.

буддизм

В 2014 году насчитывалось 4812 официально аффилированные буддистов в Швеции, содержащий 0,05% от общей численности населения. 2016 Исследование, проведенное Ipsos на основе 500 трудоспособного возраста, подключенного к сети Интернет шведов, показало , что 1% респондентов заявили , буддистами.

христианство

В 2015 году было 6,886,501 официальных аффилированными христиан в Швеции, содержащий 69,9% от общей численности населения.

Результаты исследования являются различными, например, в соответствии с 2016 Ipsos опроса, только 32% рабочего возраста около 500, подключенного к сети Интернет участники утверждали, что принадлежат к христианству , и среди них 24% принадлежат к протестантизму , 4% до католицизма , 3 % к православию и 1% к Свидетелям Иеговы . Другой опрос, проведенный Исследовательским центром Pew обнаружили весной 2016 года , что 66,7% из образца 1000 шведов утверждал, что христиане .

протестантство

По состоянию на 2015 год, 6601113 людей, или 67% от общей численности населения, были зарегистрированные члены различных протестантских конфессий в Швеции.

Церковь Швеции

Церковь Швеции ( шведский : Svenska kyrkan ) является крупнейшей христианской церкви в Швеции, а также крупнейший религиозный орган. Церковь исповедует лютеранскую веру и является членом Порвоо Причастия . В 2017 г. он имеет 5,993,368 членов, 59,3% населения Швеции, хотя опросы показывают разные цифры, начиная с 24% до 41% до 52,1%. До 2000 года он занимал должность государственной религии , и большинство шведов были крещены при рождении. Число как новых крещений и членов уменьшилось с тех пор. Действительно, по данным официальной статистики, по состоянию на 2016 год :

  • О 4 из 10 (42,4%) детей крестили в церкви Швеции.
  • О 1 из 3 (31,6%) свадьбы проходят в церкви.
  • О 3 из 4 (72,9%), шведы имеют христианские захоронения.

Церковь Швеции, по закону, организовано следующим образом:

Протестантские свободные церкви

19 — го века увидел прибытие различных евангельских свободных церквей , а к концу века секуляризма , в результате чего многие дистанцироваться от церковных обрядов. Покидая церковь Швеции стала законным с так называемым законом несогласных 1860, но только в соответствии с положением ввода другого номинала. Право стоять вне какой — либо религиозной конфессии было установлено в законе о свободе религии в 1951 году.

Сегодня шведское Free Церковный Совет ( Swedish : Sveriges Frikyrkosamråd ) организует бесплатные церкви в Швеции, принадлежащих к различным протестантским конфессиям: кальвинистов , пятидесятников и других. В общей сложности церковь членов имеют около 250 000 членов. Баптисты , методисты и Миссия пакт Церковь Швеции объединились в 2011 году в новую деноминацию: Объединяя Церковь в Швеции . Это самый большой член церкви в Швеции Свободного Совета Церкви, приблизительно с 65 000 членов. Один из баптистских деноминаций, то Евангелическая свободная церковь в Швеции , остается независимой деноминация вне этого объединения.

католическая церковь

Большинство католиков в Швеции являются славянскими (особенно поляки и хорваты ), Южной Америки или Ближнего Востока (особенно ассирийского ) происхождения.

По состоянию на 2015 год, официально зарегистрированы католики в Швеции были 113053, содержащий 1,2% от общей численности населения. По данным Ipsos , в 2016 году католическая церковь в Швеции составляет 4% от трудоспособного возраста, подключенных к Интернету населения, в то время как научно — исследовательский центр Pew нашел процент 1,2% в апреле 2016 года.

Свидетели Иеговы

По данным 2015 Ежегодник Свидетелей Иеговы , есть 22,730 активных членов в Швеции, и 36,270 человек посетили их ежегодный мемориал смерти Христа . Это число включает в себя активных членов и гостей. По состоянию на 2016 год , 1% трудоспособного возраста, подключенного к сети Интернет население Швеции объявлен Свидетелей Иеговы.

Православное христианство

Несколько православных юрисдикций существуют в Швеции, в том числе , но не ограничиваясь ими греческих и сербских православных церквей. Существует также значительное присутствие коптской и эфиопской христиан. Сербская Православная Церковь имеет несколько приходов в Швеции, под юрисдикцией Сербской Православной Епархии Великобритании и Скандинавии . Церковь готов имеет присутствие в Готланде . По состоянию на 2015 года, официально зарегистрированы восточные православные христиане были 140275 , и они были второй по величине христианской секты в Швеции, содержащий 1,4% от общей численности населения. 2016 Исследования показало , что 3% от трудоспособного возраста, подключенные к сети Интернет население Швеции объявлено православным.

германские Язычество

Члены Forn Седа Швеция проведение жертвы .

Германские Heathenry, современное продолжение древней германской религии, представлено различными организации, в том числе скандинавского общества Ese ( Nordiska Asa-samfundet ), в Швеции Forn Седа Ассамблеей ( Samfundet Forn Sed Sverige ) и сообщество для скандинавской веры ( Samfälligheten för Nordisk Sed ). Скандинавский Общество Ese, несмотря на самое последнее основано среди трех (он был основан в 2013 году), быстро вырос , чтобы стать крупнейшим Языческая организацией в Швеции.

индуизм

Korsnäs gård, главное здание 2014.

IRF 2005 сообщает , что есть между 7000 и 10000 индуистами .

Из 10000 индуистов, 2000 являются тамильского происхождения и 1500 имеют бенгальского происхождения.

ислам

Ислам прибыл в Швецию в основном за счет иммиграции из стран с большим мусульманским населением (например, Боснии и Герцеговины , Турции , Ираке , Марокко , Ирана и Сомали ) в конце 20 — го века. В балтийских татарах были первой мусульманской группой в современной Швеции.

В 2009 году было подсчитано, что было 450000 до 500000 мусульман в Швеции, около 5% от общей численности населения, в то время были только 139759 официально аффилированные мусульман в 2015 году в 2016 году, 3% от трудоспособного возраста, подключенного к Интернету населения Швеция утверждал, что верующие в ислам.

иудейство

Официальный совет еврейских общин Швеции оценок около 20 тысяч этнических евреев в Швеции галахических критериев. Из них около 8302 были членами еврейской религиозной общины в 2015 году.

Стокгольм имеет самое большое сообщество и имеет начальную школу, детский сад, библиотека, раз в два месяца публикации ( Judisk Kronika ) и еженедельная еврейская радиопрограммы. Другие города , как Мальме , Гетеборг , Борас , Хельсингборг , Лунд и Упсал есть еврейские общины , а также. Синагоги можно найти в Стокгольме (который имеет два православные и один консервативную синагогу), Гетеборг (один православные и одной консервативной синагоги), Мальмё (одна ортодоксальной синагоги), и в Норркёпинге (хотя сообщество Norrköping слишком мало , чтобы выполнять регулярные) ,

Смотрите также

Заметки

внешняя ссылка

СМИ , связанные с религией в Швеции на Викискладе ?

ru.qwertyu.wiki

Религия в Швеции — это… Что такое Религия в Швеции?

Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) — совокупность религиозных убеждений, свобода на исповедание которых закреплена для граждан Швеции в Конституции страны.

История

Христианство

Церковь Швеции[1]
ГодНаселениеЧисло членовВ %
19728,146,0007,754,78495.2 %
19808,278,0007,690,63692.9 %
19908,573,0007,630,35089.0 %
20008,880,0007,360,82582.9 %
20059,048,0006,967,49877.0 %
20069,119,0006,893,90175.6 %
20079,179,0006,820,16174.3 %
20089,262,0006,751,95272.9 %
20096,664,06471.3 %[2], [3][4]
20106,589,76970.0 %

Христианство пришло на территорию Швеции в X веке благодаря просветительской деятельности святителя Ансгара, крестившего первых шведов.

Лютеранство

К Евангелическо-лютеранской церкви Швеции принадлежит большая часть населения страны, хотя наблюдается тенденция к снижению официальных членов этой церковной деноминации.

Православие

Святого Ансгара, принесшего в Швецию первые семена христианства, почитают как святого неразделённой церкви как православные, так католики и лютеране.

В настоящее время численность православных оценивается в стране в порядке 94 тысяч человек, что составляет около 1 % населения. Значительную часть составляют сербы, греки, румыны, русские. Имеются небольшие общины православных финнов, эстонцев, грузин.

Католицизм

Основная статья: Католицизм в Швеции

Ислам

По оценкам 2010 года в Швеции проживают от 250 до 450 тысяч мусульман. Мечети построены во многих крупных городах страны.

Иудаизм

По оценкам на 2010 год в Швеции проживало более 18 тысяч евреев.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Религия в Швеции — Википедия

Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) — совокупность религиозных убеждений, свобода на исповедание которых закреплена для граждан Швеции в Конституции страны.

История

Язычество

До христианства народы Швеции поклонялись различным языческим богам, а самой развитой религией на Скандинавском полуострове была Германо-скандинавская мифология. Центром поклонения языческим богам был Храм Уппсалы на месте современного населённого пункта Старая Уппсала, где местное население, лидеры племён и жрецы осуществляли Обряды скандинавского культа. Данный культ был скорее смесью мифологии и образа жизни, чем строго оформленной религией. Поэтому он и назывался на языке викингов «старой традицией» forn sidr в противоположность «новой традиции» христианства. Руководство культом осуществляли местные вожди и лидеры всех уровней: на хуторе — глава семейства, в деревне — староста или жрец, в столице — конунг (король).

Данные обряды, согласно летописям, включали в себя жертвоприношения, в том числе и людей (добровольцев). В начале XX века с уменьшением роли религии, с ростом интереса шведов к своим корням эти исторические свидетельства вызывали сильные дискуссии в обществе, ярким катализатором которых стала картина Midvinterblot (Зимнее жертвоприношение или Жертвоприношение середины зимы) известного шведского художника Карла Улофа Ларссона (швед. Carl Larsson; 28 мая 1853 — 22 января 1919). Написанная им в 1911—1915 годах специально для Национального музея Швеции картина изображает легенду о принесении в жертву короля Швеции Домальди (Domalde) с целью прекращения трёхлетнего неурожая и голода, ради своего народа. Легенда является частью серии саг об Инглингах — полу-легендарной династии правителей свеев V—VII веков н. э.

Эксперты Национального музея Швеции, где картина была наконец выставлена только в 1992 году (затем куплена у частного японского коллекционера в 1997 и с тех пор выставлена там, где и хотел художник), назвали эту картину самой дискутируемой художественной работой Швеции[1].

Христианство пришло на территорию Швеции в X веке благодаря просветительской деятельности святителя Ансгара, крестившего первых шведов в 859 году во время кратковременного визита в Швецию. В 831—845 Ансгард был епископом в Гамбурге, но был вынужден бежать от нашествия датских викингов.[2] Затем он в 847 руководил епископством в Бремене и оттуда пытался распространять христианство в Скандинавии, посетив Швецию в 861 году.

В отличие от других стран Европы у Швеции нет официальной даты (года) крещения, хотя такие даты есть у всех ныне существующих европейских стран (примеры: Крещение Армении — 301 год, Крещение Дании — 965, Крещение Польши — 966 год, Крещение Руси — 988 год, Крещение Исландии — 1000 год, Крещение Норвегии — примерно 1024 год, Крещение Литвы — 1387 год), Причина отсутствия этой даты для Швеции в том, что история принятия христианства в Швеции противоречива и запутана. Две разные части Швеции были обращены в христианство в разное время.

В IX—XI веках в Швеции доминировали два племени (племенных союза): гёты (ёты, гауты; швед. götar, göter, древнеисл. gautar) в Гёталанде, в районе шведских озёр (между современным Стокгольмом и Гетеборгом) и свеи (швед. svear, sviar) в Свеаланде, в районе современного Стокгольма и Уппсалы (Уппланд). Если гёты приняли на своей территории проповедников и позволили строить церкви на рубеже IX и X веков, то свеи сопротивлялись христианизации ещё более века.

Христианство

Церковь Швеции[3]
ГодНаселениеЧисло членовВ %
19728,146,0007,754,78495.2 %
19808,278,0007,690,63692.9 %
19908,573,0007,630,35089.0 %
20008,880,0007,360,82582.9 %
20059,048,0006,967,49877.0 %
20069,119,0006,893,90175.6 %
20079,179,0006,820,16174.3 %
20089,262,0006,751,95272.9 %
20099,341,0006,664,06471.3 %
20109,416,0006,589,76970.0 %
20119,483,0006,519,88968.8 %
20129,556,0006,446,72967.5 %[4]

Первыми шведскими христианскими королями были:

1. О́лаф Шётко́нунг (швед. Olof Skötkonung — 995—1022 годы, стал первым королём и свеев и гётов, объединив их под своей властью. Начал чеканить собственную монету в городе Сигтуна (основан его отцом). Был крещён в 1008 году в Husaby, то ли англо-саксонскими, то ли германскими миссионерами. Также основал в районе 1014 года на землях гётов в Скаре первое в истории Швеции епископство или диоцез (церковно-административная единица) (швед. Skara stift) во главе с первым епископом по имени Thurgot. Не смог ничего поделать с язычеством свеев и был в конце правления выгнан ими в Гёталанд.

2. Его сын Анунд Якоб (Anund Jacob) — 1022—1050 годы,

затем после прерывания этой династии и смуты:

3. Король Стенкиль (швед. Stenkil) из западного Гёталанда — 1060—1066 годы. Именно он приложил руку к созданию нового епископата в Сигтуне[5] и в 1060-е годы вместе с епископами из Сигтуны — Адальвардом Младшим (Adalvard den Yngre) и из Лунда — Эгино (Egino или Egin) думал сжечь основной языческий храм свеев в Старой Уппсале ради христианизации, но затем остановил планы епископов, боясь восстания свеев.

Все эти короли из-за своего обращения в христианство реально правили лишь Гёталандом, и не могли управлять другой половиной Швеции — Свеаландом, так как народ свеев постоянно выгонял их из своих земель при отказе выполнять основную церемониальную функцию короля: приносить жертвы языческим богам. Аналогичным образом после отказа приносить жертвы был выгнан и христианин Анунд Гардске (Anund Gårdske — Анунд из Гардарики) — претендент на престол, считавшийся наследником шведской династии Рюрика, специально вызванный из Киевской Руси в Уппсалу в 1070 году.

4. Сын Стенкила Инге I Старший — 1080—1084 годы, тоже проводил агрессивную политику христианизации, ратовал за отмену жертвоприношений, за что был выгнан свеями камнями прямо с местного совета (тинга) в 1084 году.

Свеи сразу же выбрали королём его шурина по имени Свен, прозванного Блот-Свен (Blot-Sven) или Свен-Жертвующий — в честь того, что он согласился продолжать жертвоприношения (Блот) языческим богам в Уппсале.[6] Это был последний языческий король Швеции, правивший с 1084 по 1087 год.

В 1087 году Инге I Старший (Инге Стенкильссон; древнеисл. Ingi Steinkelsson;) в результате скрытного рейда из Гёталанда застал врасплох и убил в Уппсале действующего короля избранного народом свеев, своего шурина Блот-Свена и его сына Эрика, жреца храма (они были сожжены в доме-резиденции). Затем он спалил языческий храм в Старой Уппсале и уничтожил места поклонения языческим богам. Инре Старший также основал первый монастырь Швеции — Врета (Vreta kloster).

После этой даты официальной религией государства свеев стало христианство, хотя ещё многие викинги продолжали неофициально поклоняться старым богам.

Христианизация шла неровно, за звание главного епископства конкурировали со стороны гётов епископство в Скаре или диоцез (церковно-административная единица) Скара (швед. Skara stift) и со стороны свеев новое епископство в Уппсале (политический центр страны). В результате главное обще-шведское архиепископство в Уппсале было учреждено только в 1164 году.

Лютеранство

С ростом мощи Швеции и движения элиты страны к независимости от датчан и от римской католической церкви внимание лидеров обратилось к протестантской религии. В Швеции появились проповедники, вдохновленные Мартином Лютером, в частности Олаус Петри (лат. Olaus/Olavus Petri, швед. Olof Pettersson Улоф Петтерсон), который в 1524 году был отлучён от католической церкви вместе с своим братом Лаурентиусом Петри Нерициус (лат. Laurentius Petri Nericius, ориг. швед. Lars Petersson från Närke Ларс Петерссон из Нерке) за ересь. Впоследствии первый брат стал королевским канцлером, а второй — архиепископом Швеции (причём первым женатым архиепископом).

В 1523 году королём Швеции был выбран Густав Ваза, который в 1521 году поднял восстание и освободив страну от датского владычества. Молодой король решил реквизировать огромный капитал, накопленный католической церковью. Он оформил это решение на заседании парламента (риксдага) в Вастеросе — денежное имущество церкви секуляризовали — конфисковали в пользу короны, всех священников обязали отдавать часть пожертвований и дохода в пользу короля, король объявлялся главой церкви вместо папы римского. Разрыв с Римом произошёл в 1530 году, когда король сам назначил архиепископа Швеции, не согласовывая его назначение с папой римским. В 1529 были обговорены новые правила деятельности священников и религиозные обряды, Евангелие было переведено на шведский. В ответ на эти реформы и высокие налоги последовали крестьянские восстания 1524—1525, 1527—1528, 1529, 1531—1533 и 1542—1543 годов.

Реформация в Швеции шла тяжело, так как Швеция была первой страной в Скандинавии сменившей католическую церковь на лютеранскую. Реформация в Дании и Норвегии в 1536—1537 годах прошла гораздо спокойнее, так как шведский пример указал соседям на основные сложности смены государственной религии.

К концу реформы королевский суперинтендант в Швеции мог назначать и смещать духовенство, проводить ревизии всех церковных сообществ, включая епископства. Монашеским общинам в Швеции было запрещено принимать новых послушников. Монахам, которые уже были в монастырях, разрешили остаться, чтобы заботиться об имуществе, или же покинуть обители по желанию. Только некоторые монастыри, например Вадстена (швед. Vadstena kloster)[7], по личному разрешению короля смогли продолжить свою деятельность.

В 1593 году Уппсальский церковный Синод (швед. Uppsala kyrkomöte) из 300 священников, 4 епископов и представителей правительства решил, что все шведы должны быть лютеранами и запретил все остальные религии в Швеции (под угрозой полной конфискации и депортации нарушителей).[8] Швеция стала строго протестантской страной, подчинённой лозунгу: «одна страна, один народ, одна религия». С развитием промышленности, торговли и армии развивался и миссионерский дух шведских протестантов. Стремясь помочь протестантам Европы, Швеция под руководством короля Густава II Адольфа внесла важный вклад в победу в Тридцатилетней войне против католиков. Швеция (как и Дания с Норвегией) участвовала в этой войне с 1629 по 1648 год, постоянно обеспечивая до четверти (75-100 тысяч человек) общей численности войск протестантов, совершенствуя армию и применяя новые методы ведения боя, такие как линейная тактика.

Современная ситуация — атеизм

Согласно многим исследованиям до 85 % шведов являются атеистами — это самый высокий уровень атеизма в мире[9]. По результатам более сложного (мультивариантного) опроса Евробарометра от 2005 года[10] показано, что в Швеции только 23 % шведов верят в бога, 53 % верят в какой-либо дух или силу жизни, 23 % не верят ни в бога, ни в какой-либо дух или силу жизни.

К Евангелическо-лютеранской церкви Швеции чисто формально принадлежит большая часть населения страны (согласно статистике налоговой службы таких было 6476900 человек из примерно 9.5 миллионов населения на 2014 год[11]), хотя наблюдается тенденция к снижению официальных членов этой церковной деноминации. Но многие из этих людей даже и не знают, что они состоят в Церкви Швеции.

Вероисповедание жителя Швеции определяется по тому, в какую конфессию платится церковный налог с данного жителя. Выбор конфессии влияет на то, какая конфессия/церковь получит так называемый церковный налог (швед. Kyrkoavgift) размером в 1 % от налогооблагаемого дохода. Дело в том, что многие жители Швеции не знают про этот выбор или не делают его. А по умолчанию, любой житель Швеции, не указавший своё вероисповедание, платит этот церковный налог (вместе с остальными налогами он автоматически вычитается из зарплаты) именно в Церковь Швеции (Шведскую церковь). Чтобы перевести свой налог в другую конфессию, налогоплательщик должен: во-первых, знать о существовании этого налога, и, во-вторых, заявить о своём выборе в налоговой декларации или заявлением о членстве в конкретной религиозной общине (которая сама подаст декларацию со списком прихожан в налоговую службу с требованием перечислить налог данных лиц в свою пользу).[12].

Так как неверующих этот налог обычно не интересует, то часто они «по умолчанию» остаются «членами» Шведской церкви согласно налоговой статистике. Некоторые осознанно остаются в Шведской церкви. Причина в том, что привыкшие к порядку шведы часто рассматривают крещение и венчание в церкви как традицию и обязанность, символ принадлежности к государству.[13] Из-за этого Церковь Швеции часто называют «церковью неверующих» — только 15 % её членов верят в Иисуса Христа[14]. Похожая ситуация в Норвегии — только 36 % верят в бога, 9 % атеисты, 46 % ни те, ни другие[15] и в Дании — только 2,4 % посещают церковь раз в неделю[16].

До 2000 года Церковь Швеции или Шведская церковь (швед. Svenska kyrkan), согласно закону о церкви 1951 года считалась государственной и коммунальной организацией, а священники считались гос-служащими (с обязанностью регистрации рождения и брака, организации погребений и ухода за кладбищами) за что получали зарплату именно от государства.[17] Согласно тому же закону, обеспечивалась свобода совести, то есть кто угодно мог выйти из церкви и войти в другую религиозную организацию. Только с 1 января 2000 году Шведская церковь была полностью отделена от государства[18] по закону о Шведской церкви 1998 года швед. Lag om Svenska kyrkan (SFS 1998:1591), что вызвало выход из церкви около 0.5 миллиона прихожан[19]. Но отношение к церкви, именно как к части государства по инерции осталось у многих. Шведская церковь раньше отвечала и за погребение жителей, за что получала, кроме церковного, ещё и так называемый налог на погребение (размером 0,22 % от налогооблагаемого дохода). После 2000 года Шведская церковь получала налог на погребение только с прихожан Шведской церкви, а с 1 января 2013 для них налог на погребение был отделен от церковного налога[20].

Православие

Святого Ансгара, принесшего в Швецию первые семена христианства, почитают как святого неразделённой церкви как православные, так католики и лютеране.

В настоящее время численность православных оценивается в стране в порядке 94 тысяч человек, что составляет около 1 % населения. Значительную часть составляют сербы, греки, румыны, русские. Имеются небольшие общины православных финнов, эстонцев, грузин.

Католицизм

Ислам

По оценкам 2010 года в Швеции проживают от 250 до 450 тысяч мусульман. Мечети построены во многих крупных городах страны.

Иудаизм

По оценкам на 2010 год в Швеции проживало более 18 тысяч евреев.

Примечания

  1. ↑ Архивированная копия  (недоступная ссылка — история). Проверено 30 октября 2008. Архивировано 22 августа 2010 года.
  2. ↑ Римберт. Житие святого Ансгара / Пер., пред. и комм. В. В. Рыбакова. — М.: Наука, 2007. — С. 11-86. — (Швеция и шведы в средневековых источниках).
  3. ↑ Svenska kyrkans medlemsutveckling år 1972-2011 (швед.) (PDF). Svenska kyrkan.
  4. ↑ Svenska kyrkans medlemsutveckling år 2012 (швед.) (PDF). Svenska kyrkan. (недоступная ссылка)
  5. ↑ http://histvarld.historiska.se/sok/artikel.asp?id=11101
  6. ↑ Bengt Liljegren. Rulers of Sweden, 2004 Historiska Media. ISBN 91-85057-63-0
  7. ↑ Монастырь в Вадстене (Vadstena kloster) описание и фото. Швеция: Линчёпинг (Linkoping)
  8. ↑ N.F. Lutheran Cyclopedia, article, «Upsala, Diet of», New York: Schrivner, 1899. p. 528-9.
  9. Zuckerman P. Atheism: Contemporary Rates and Patterns // Cambridge Companion to Atheism, edited by Michael Martin.— University of Cambridge Press, 2007
  10. ↑ http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_225_report_en.pdf Special EUROBAROMETER 225 «Social values, Science & Technology» (стр.9)
  11. ↑ Trossamfund — siffror om avgifterna | Skatteverket (Церковный фонд — цифры о налогах)
  12. ↑ Avgift till andra trossamfund i skattebeskedet | Skatteverket (Налог для других конфессий в налоговой декларации)
  13. ↑ Typical Swedish Christianity — YouTube
  14. ↑ Church of Sweden’s Nonbelievers | The Living Church (Церковь шведских неверующих)
  15. Lønnå, Eline. Норвежцы самые нерелигиозные (Norwegian), Klassekampen. Архивировано 17 июля 2011 года. Проверено 28 июня 2009.
  16. Только 2,4 % ходят в церковь еженедельно, Kristeligt Dagblad, 14 января 2004
  17. ↑ Historik — Svenska kyrkan — Om oss (Шведская церковь — о нас)
  18. ↑ Vad är Svenska kyrkan? — Svenska kyrkan — Tro och andlighet Архивировано 16 июля 2014 года.
  19. ↑ http://www.openspace.ru/article/504 Заплатил налог — и веруй спокойно!
  20. ↑ Kyrkoavgift och begravningsavgift | Skatteverket (Налоговое Министерство)

Ссылки

  • Гейссер Л. История Реформации в Швейцарии, Дании, Швеции и Англии (1850) / См.: Лютер М. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 489—531. ISBN 978-5-905551-05-5
  • Религия и церковь Швеции: от эпохи викингов до начала XXI века / Отв. ред. О. В. Чернышева. — М. : Наука, 2015. — 535 с. — ISBN 978-5-02-039184-0.

wikipedia.green

Религия в Швеции — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Религия в Швеции (швед. Religion i Sverige) — совокупность религиозных убеждений, свобода на исповедание которых закреплена для граждан Швеции в Конституции страны.

История

Язычество

До христианства народы Швеции поклонялись различным языческим богам, а самой развитой религией на Скандинавском полуострове была Германо-скандинавская мифология. Центром поклонения языческим богам был Храм Уппсалы на месте современного населённого пункта Старая Уппсала, где местное население, лидеры племён и жрецы осуществляли Обряды скандинавского культа. Данный культ был скорее смесью мифологии и образа жизни, чем строго оформленной религией. Поэтому он и назывался на языке викингов «старой традицией» forn sidr в противоположность «новой традиции» христианства. Руководство культом осуществляли местные вожди и лидеры всех уровней: на хуторе — глава семейства, в деревне — староста или жрец, в столице — конунг (король).

Данные обряды, согласно летописям, включали в себя жертвоприношения, в том числе и людей (добровольцев). В начале XX века с уменьшением роли религии, с ростом интереса шведов к своим корням эти исторические свидетельства вызывали сильные дискуссии в обществе, ярким катализатором которых стала картина Midvinterblot (Зимнее жертвоприношение или Жертвоприношение середины зимы) известного шведского художника Карла Улофа Ларссона (швед. Carl Larsson; 28 мая 1853 — 22 января 1919). Написанная им в 1911—1915 годах специально для Национального музея Швеции картина изображает легенду о принесении в жертву короля Швеции Домальди (Domalde) с целью прекращения трёхлетнего неурожая и голода, ради своего народа. Легенда является частью серии саг об Инглингах — полу-легендарной династии правителей свеев V—VII веков н. э.

Эксперты Национального музея Швеции, где картина была наконец выставлена только в 1992 году (затем куплена у частного японского коллекционера в 1997 и с тех пор выставлена там, где и хотел художник), назвали эту картину самой дискутируемой художественной работой Швеции[1].

Христианство пришло на территорию Швеции в X веке благодаря просветительской деятельности святителя Ансгара, крестившего первых шведов в 859 году во время кратковременного визита в Швецию. В 831—845 Ансгард был епископом в Гамбурге, но был вынужден бежать от нашествия датских викингов.[2] Затем он в 847 руководил епископством в Бремене и оттуда пытался распространять христианство в Скандинавии, посетив Швецию в 861 году.

В отличие от других стран Европы у Швеции нет официальной даты (года) крещения, хотя такие даты есть у всех ныне существующих европейских стран (примеры: Крещение Армении — 301 год, Крещение Дании — 965, Крещение Польши — 966 год, Крещение Руси — 988 год, Крещение Исландии — 1000 год, Крещение Норвегии — примерно 1024 год, Крещение Литвы — 1387 год), Причина отсутствия этой даты для Швеции в том, что история принятия христианства в Швеции противоречива и запутана. Две разные части Швеции были обращены в христианство в разное время.

В IX—XI веках в Швеции доминировали два племени (племенных союза): гёты (ёты, гауты; швед. götar, göter, древнеисл. gautar) в Гёталанде, в районе шведских озёр (между современным Стокгольмом и Гетеборгом) и свеи (швед. svear, sviar) в Свеаланде, в районе современного Стокгольма и Уппсалы (Уппланд). Если гёты приняли на своей территории проповедников и позволили строить церкви на рубеже IX и X веков, то свеи сопротивлялись христианизации ещё более века.

Видео по теме

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *