Varcan на livelib.ru
На свете существует много книг про самооценку и уверенность в себе. Те, которые мне доводилось читать, например, содержали в себе малополезную информацию в стиле «успешного успеха». Действуй, мол, как будто у тебя самооценка президента сверхдержавы, будто ты покорил Эверест или завоевал чемпионский пояс по смешанным единоборствам. Действуй как будто ты уже крутой и непременно станешь таким. Нужно говорить о пользе такого чтива? Вот то-то!
Есть книги посерьезней. Там умные и успешные дяди делятся своими успехами, от главы к главе, в историях демонстрируют свою высокую самооценку. Между сдержанным бахвальством и водой вставляют «практические» упражнения. Людям с потенциально заниженной самооценкой советуют выписать на бумаге все свои достоинства, всё то, чем они гордятся в своей жизни, свои сильные стороны. «Что вы считаете своим наивысшим жизненным достижением?» Добивая, советуют, если не поместится взять второй листок. Далее снисходительно подталкивают к действиям словами о необходимости действовать смело и не принимать близко к сердцу неудачи. Но покажите мне человека, который не знает, что надо быть по жизни смелее и решительнее?
Ценность данной книги в том, что писалась она психологом, изучающим проблему самооценки несколько десяток лет на практике. Книга стала выжимкой полученных сведений и практик. Самое главное отличие в том, что здесь чётко даётся понятие самооценки. Самооценка — это не некая абстракция, а конкретное явление, у которого есть свои составляющие. Их, как можно догадаться, целых 6 штук. И, внимание, работать и самосовершенствоваться предлагается именно по 6 направлениям. Это не примитивный самооналитический вопросы «Назовите три самые серьезные ошибки, которые вы допустили. Какие уроки вы из них извлекли?», которые любой здравомыслящий и главное рефлексирующий (другие люди такие книжки не читают) человек задавал себе много раз. Бранден даёт убедительную теорию и конкретную практику.
В книге Бранден часто ссылается по разным вопросам к своим книгам, им посвященным. И очень жалко, что они не переведены на русский язык. Потому что эта книга «6 столпов самооценки» оказалась очень толковой и полезной.
www.livelib.ru
Читать онлайн электронную книгу Потомки скифов — Глава восемнадцатая бесплатно и без регистрации!
Варкан принимает решение. — Дорбатай вершит расправу. — Скифские знахари. — Смерть в огне. — Исторические параллели Артема. — Современный Дон-Кихот. — Клятва Варкана. — «Слышишь ли ты, Лида?»
Один за другим проходили дни, до тоски похожие друг на друга. Траурная процессия, растянувшаяся больше чем на километр, медленно двигалась к легендарным Геррам. Кони шли неторопливо, тяжело скрипели гигантские возы. Даже пешеход мог без труда обогнать процессию!
Эта медлительность очень раздражала Артема, который с нетерпением ждал решительных событий. А они могли наступить лишь тогда, когда скифы доберутся до Герр! Когда же это произойдет?
Варкан и Ронис успокаивали его. Дмитрий Борисович старательно переводил их слова:
— Эта медлительность, говорят они, на пользу нам, Артем. Тем более что Лида и Иван Семенович находятся в полной безопасности. Ведь после того как Лида пригрозила Гартаку гневом чужих богов, он не станет торопить ее с браком.
— Еще бы!
— То-то и оно. А тем временем силы Дорбатая тают, а наши растут! Все идет хорошо, говорят Варкан и Ронис.
Грек добавил:
— Меня просто радует медленное движение процессии. Скажу больше: если бы шествие затянулось еще на какое-то время, было бы только лучше. Помните, я как-то говорил вам, что вся эта затея с похоронами ослабит силы Дорбатая и старейшин? Дело в том, что распался порядок жизни племени, где все группы жили обособленно, а рабы и невольники были лишены возможности общаться. Сейчас все смешалось. Ежедневные жертвоприношения Дорбатая довели рабов до крайнего отчаяния. Недовольство все сильнее охватывает и свободных, но бедных скифов; вы можете об этом судить по тому, как растут наши ряды. О, с тех пор как было задавлено последнее восстание, мы многому научились! — Ронис стиснул кулак и стукнул им по стволу дерева, под которым велась беседа.
Он с нетерпением ждал, пока археолог переведет его слова, так ему хотелось высказаться до конца.
— На этот раз кровь убитых и замученных Дорбатаем моих несчастных братьев будет отомщена!
Варкан вразумительно сказал:
— О Ронис, сейчас в тебе говорят не мысли разумного и уравновешенного человека, каким ты должен быть, а оскорбленные чувства!..
— Но ведь я человек из плоти и крови, и мне свойственны человеческие чувства! Или ты забываешь об этом, Варкан? — воскликнул Ронис.
— Нет, не забываю. Но помню также и то, что жажда мести никогда не приводит к добру. У нас иная цель, Ронис! И ты не хуже меня это знаешь.
Грек опустил голову и после долгой паузы произнес:
— Ты, пожалуй, прав! Кровь моих соплеменников затуманила мне глаза…
Варкан поспешил перевести разговор на другую тему. Он понял, как тяжело было Ронису подавить в себе чувство мести, для которого, к сожалению, было слишком много оснований.
— Я хотел обратить внимание вот на что, — сказал Варкан. — Не знаю, принял ли ты это в расчет… Если бы Дорбатай и старейшины знали что-нибудь о нашей подготовке, они не вели бы себя так сурово по отношению к охотникам и скотоводам. Ведь в последние дни Дорбатай, словно нарочно играя нам на руку, теснит, оскорбляет этих бедняг. С ними обращаются как с рабами. Вот они и бегут к нам. И их стало, как мне кажется, слишком много…
— Чем же это плохо? — невольно вырвалось у Артема.
— Тем, что Дорбатая может обеспокоить исчезновение многих людей, и он поймет, в чем дело. Поэтому я решил, начиная с нынешнего дня, не принимать в наш отряд новых людей. У нас сил хватит: пусть лучше все недовольные остаются там. Они будут влиять на других и помогут нам в решающий час. А этот час, несомненно, приближается, да еще как!
Последние слова Варкана прозвучали для Артема как музыка. Приближается время решительного боя. Еще немного — и восстание вспыхнет. А тогда… тогда решится все, все!
Отряд Варкана продвигался вслед за траурной процессией. Постепенно в нем оказались едва ли не все молодые воины, бывшие в свое время самой надежной частью отряда умершего вождя. После смерти Сколота молодые воины быстро убедились в том, что Дорбатай и его сообщники не собираются прощать чего бы то ни было приближенным покойника, которых они считали своими врагами.
Сколот умер, и его окружение потеряло поддержку. Каждый, кто когда-либо пользовался расположением старого вождя, был на подозрении у Дорбатая. А еще хуже было тем, кто при Сколоте высказывался против вещунов или заносчивых старейшин. Такие люди были обречены. И это было ясным для всех, в первую очередь для них самих.
Да, теперь Дорбатай не прощал ничего. Его зоркие безжалостные глаза словно видели перед собой длинную череду людей, которым следовало отомстить или просто убрать с дороги. Давно уже старый вещун считал излишним какие бы то ни быдр проявления человеческих чувств; он видел перед собой не живых людей, а лишь пешек на доске, где он вел азартную игру. Больше их или меньше — для него это было безразлично. Пешки созданы для того, чтобы ими распоряжался хладнокровный игрок, не задумываясь об их судьбе. Ведь главное — выиграть борьбу за власть! Именно так и вел себя Дорбатай…
Каждый день старый вещун торжественно налагал суровые проклятия на кого-либо из людей, которых он подозревал. И это было концом человека — у него вещуны отбирали все имущество, каким бы ничтожным оно ни было. Такой человек сразу же низводился до уровня рабов, и никто из скифов уже не осмеливался помочь ему. Ибо помогать проклятому богами означало вызвать такое же проклятие и на самого себя.
Впрочем, проклятие и следовавшее за ним лишение имущества были не самой страшной мерой. Старый вещун прибегал и к более жестоким приемам, чтобы еще больше запугать племя и удержать его в руках. Три молодых охотника, близкие друзья Варкана, до этого выступали против власти вещунов и даже осмеливались насмехаться над ними, без должного уважения относились они и к знатным старейшинам. Дорбатай расправился с ними.
…Первый из охотников был обвинен в неуважении к священным обычаям племени. Обезоруженного, его привели к Гартаку. Новый вождь сидел на возвышении, убранном красным войлоком и коврами. Около него стоял холодный и суровый Дорбатай в торжественном одеянии. Старейшины заняли места вокруг них. Внизу толпились скифы, бросая сочувственные взгляды на обреченного человека. Молодой скиф держался твердо и мужественно.
Гартак поднял руку, и суд начался.
Дорбатай скрипучим, безжизненным голосом спросил охотника:
— Признаешь ли ты, что изменил старым обычаям? Признаешь ли ты, что оскорбил богов?
Охотник отвечал:
— Нет! Не виновен я в том, в чем меня обвиняют. Я никогда не изменял священным обычаям. Я не оскорблял богов. Я лишь заступился за девушку-сироту, у которой помощник вещуна обманом отнял последний скот. Он сказал, что такова воля богов. Но справедливые боги не могли обречь беззащитную сироту на голодную смерть! Вот почему я заступился за девушку. Разве это можно считать проступком перед богами и нарушением священных обычаев?..
Многие скифы понимали, что слова молодого охотника — чистая правда. В толпе послышался ропот, сочувствие явно было на стороне подсудимого. Гартак растерялся. Его испугало возмущение толпы, Зато Дорбатай хорошо владел собой. Вскинув руки вверх, он громко и уверенно произнес:
— Помощник вещуна выполнял волю богов, иначе они покарали бы его. А вот ты отступник, и они карают тебя. Молчи и не спорь! Мы сами теперь спросим великих богов. Они скажут нам всю правду, и мы поступим с тобой, как они повелят. Эй, позвать сюда предсказателей!
Помолившись, жрецы-энареи торопливо начали перекладывать лозы, всматриваясь в них. Они бормотали священные слова молитв. Толпа хмуро молчала. А обвиняемый даже пожал плечами: разве могут сказать что-либо против него эти лозы, если о поступке вещуна, ограбившего девушку, знают все?..
Но вот жрецы закончили. Главный из них выступил вперед и произнес:
— О великий, мудрый вождь Гартак! О мудрый и святой слуга богов Дорбатай! Боги ответили нам. Мы слышали их грозные голоса! Этот человек повинен! Боги гневаются на дерзкого, ибо он оскорбил их и предал священные сколотские обычаи.
Обвиняемый побледнел. Но когда Дорбатай снова спросил его, признает ли он себя виновным теперь, когда боги изрекли свое вещее слово, молодой охотник, державшийся с прежним мужеством, сказал:
— Они лгут, эти колдуны. Боги не могли дать такого ответа. Я ни в чем не виновен.
Дорбатай зловеще ухмыльнулся.
— Привести сюда других жрецов, — приказал он. — Выполним наши священные обычаи!
Теперь пришли шесть энареев. Конечно, они подтвердили то, что сказали первые.
И снова молодой охотник смело отверг обвинение. Тогда на зов Дорбатая пришли двенадцать энареев — высшая скифская жреческая инстанция. Все было в соответствии со священными обычаями племени. Когда и двенадцать знахарей подтвердили, что боги требуют суровой кары охотнику, Дорбатай обратился к Гартаку:
— Ты должен вынести приговор, великий и мудрый вождь.
Не глядя на обвиняемого, который не сводил с него глаз, Гартак ответил заученными словами:
— Пусть свершится воля богов! Обвиняемый должен быть наказан!
Дорбатай взмахнул рукой, и появился уже заранее приготовленный воз, доверху наполненный сухим хворостом. В повозку были запряжены свирепые быки. Молодого охотника связали и положили на телегу. Затем подожгли сухой хворост, который вспыхнул, как солома, и хлестнули быков. Испуганные животные умчали в степь этот страшный костер на колесах…
А Дорбатай, проследив холодным взглядом за путем пылающего воза, торжественно поднял руки вверх и повелел молиться великим богам и благодарить их за то, что они справедливо указали на преступника, изменившего священным обычаям сколотов.
Двое других охотников, как и первый, были друзьями Варкана, и, вероятно, в этом и была их главная вина. Они погибли не при столь торжественной обстановке, Одного из них помощники вещуна ночью зарубили секирами. Потом они распустили слух, что он был преступник, тайно молившийся греческим богам. Грозные скифские боги обрушили на богоотступника острые секиры, а затем забрали свое оружие на небо. Простодушные скифы верили этому.
…Третий молодой скиф погиб во время охоты от дротика, который, как утверждали вещуны, опять-таки упал с неба. Были свидетели, видевшие, как это произошло. Правда, дротик не полетел обратно на небо, но в том, что он оттуда свалился, сомнений не оставалось. И только Дорбатай и ближайшие его помощники знали, как зовут того «бога», который по их приказу заранее взобрался на дерево, стоявшее на пути охотников, и казнил обреченного.
…Прекратив принимать людей в свой отряд, Варкан делал исключение лишь для тех, кому угрожала прямая расправа Дорбатая. Но и этих людей было так много, что отряд продолжал расти.
Еще больше было тех, которые оставались среди участников траурной процессии, но были готовы помочь Варкану и Ронису в их заговоре. Там они и впрямь были полезнее. Будучи надежными союзниками Варкана, они в то же время усыпляли бдительность врагов. К тому же Варкану трудно было бы прокормить большое количество людей.
По священным обычаям племени скифы не имели права вступать в бой, если только на них не нападут, до тех пор, пока тело умершего вождя не будет предано земле. Пользуясь этим, Варкан позволял себе время от времени совершать лишь небольшие набеги и угонять лошадей из больших табунов Дорбатая. Воины Варкана действовали ловко, даже не прибегая к оружию.
Артем шутил по этому поводу:
— Получается как в той легенде, которую рассказывал во время пира Ормад.
— Это не легенда, дорогой мой Артем, а историческая быль, — поправил его Дмитрий Борисович.
— Все равно! Похоронное шествие племени к Геррам можно сравнить разве что с продвижением огромного войска Дария. А нас — с тогдашними скифами, которые избегали боя, ограничиваясь партизанскими набегами… Видите, Дмитрий Борисович, как помогает опыт — безразлично, легендарный или исторический?
Артем и Дмитрий Борисович понемногу учились пользоваться скифским оружием. Артем, отдавая предпочтение луку, добился кое-каких успехов. Он уже научился попадать в ствол дерева с пятнадцати метров. Да, это был уже успех, хотя Артему далеко еще было до искусства Варкана и других скифских воинов или охотников: те попадали в цель с тридцати, а то и сорока метров!
Кроме того, Артем стрелял метко лишь тогда, когда ему ничто не мешало. Достаточно было юноше хоть немного разволноваться, видя перед собою не ствол дерева, а какую-либо живую цель — зайца или лисицу, — как его стрелы начинали будто нарочно падать далеко от избранной мишени.
Дмитрию Борисовичу больше нравилась секира на длинной ручке, которую он впервые взял в руки перед внезапным нападением воинов Дорбатая на лесной лагерь. Археолог уже ловко орудовал ею. Его сухощавая высокая фигура и длинные жилистые руки как бы удлиняли ручку секиры. Когда он, зловеще поблескивая очками, вызывал на учебный бой Варкана, тот вынужден был защищаться со всей серьезностью. Блестящая секира в руках темпераментного Дмитрия Борисовича становилась грозным оружием.
— Только одно мне не нравится, Дмитрий Борисович, — как-то пошутил Артем. — Слишком уж вы с этой секирой похожи на знаменитого рыцаря Дон-Кихота Ламанчского…
— Что?.. — побагровел археолог.
— Да вы не сердитесь, это же правда. Ей-богу! Такой же вы длинный, как Дон-Кихот, такой же… стройный. Нет, нет, простите, я не то хотел сказать, просто неудачно выразился, честное слово! — выкручивался Артем, видя, как длинная и жилистая рука Дмитрия Борисовича потянулась к его уху. В самом деле, разве можно было допустить, чтобы могущественному колдуну-чужестранцу, который умеет вызывать из-под земли огонь и гром, драли уши, как простому сорванцу?
На всякий случай Артем надвинул боевой шлем на самые уши. И он и Дмитрий Борисович носили теперь эти металлические круглые шлемы с вырезом для лица. На этом настоял Варкан. Ронис его поддержал, говоря:
— Зачем напрасно рисковать? Излюбленный скифский боевой удар — в голову. Нужно носить металлический шлем, тогда будет намного меньше опасности… Ведь неизвестно, что может случиться…
Траурная процессия двигалась вот уж который день, а таинственные Герры все не показывались… Отряд Варкана неотступно следовал по лесу за продолжавшим свой путь племенем, не отрываясь от него ни вперед, ни далеко в сторону. Благодаря этому ни на один день не прерывалась хорошо налаженная связь отряда Варкана и Рониса с их единомышленниками в лагере Дорбатая.
Артем же широко пользовался этой возможностью, чтобы поддерживать переписку с Лидой и Иваном Семеновичем.
Теперь они обходились без помощи Дианы. Да и не стоило тревожить врагов страшной поскиной и напоминать таким образом о том, что бежавшие пленники находятся где-то рядом. Обязанности письмоносцев выполняли рабы. Гартак приставил к Лиде двух рабынь, которым приказано было выполнять любые пожелания его невесты. Он не подозревал, что рабыни, как и почти все невольники племени, гораздо больше считались с распоряжениями Рониса и его помощников, чем с приказами Гартака. Рабыни, искренне привязавшиеся к Лиде, брали у нее письма и передавали их мужчинам-рабам, а те по ночам переправляли почту в лесной лагерь.
…Беседа продолжалась. Только что Варкан закончил переговоры с двумя охотниками из лагеря Дорбатая, сообщившими недобрые новости. Варкан посоветовался с Ронисом и, дав охотникам наставления, отпустил их. Он не скрывал своего плохого настроения. Еще печальнее был Ронис. Охотники подтвердили, что Дорбатай готовит новое моление с большими жертвоприношениями.
Ронис грустно смотрел в костер на вспыхивающие языки пламени. Варкан попробовал окликнуть его — погруженный в свои мысли Ронис не отвечал. Тогда молодой скиф подошел к нему и обнял друга.
— Уже недолго ждать, — сказал он. — Еще дня два-три, и наступит конец всему тому, что угнетает и мучает тебя. Неужели ты не веришь мне, Ронис?..
Грек поднял голову. Его большие черные глаза сверкнули в свете костра. В голосе чувствовалась большая боль, когда он отвечал Варкану:
— Я верю тебе, Варкан! Разве иначе я находился бы здесь? И я знаю, что мы победим! Но порой ненависть туманит мне голову, и я уже ни о чем не могу думать, кроме мести Дорбатаю и его вещунам. Когда я думаю о многих моих братьях, которых он убил… и еще убьет, я не могу больше сдерживать себя. Если Дорбатаю удастся спастись, мое сердце не выдержит этого!
— Ты отомстишь ему, Ронис!
— Я мечтаю об этом! Ну, а если я погибну?.. Нет, нет, Варкан, я не боюсь смерти. Я боюсь только, что не сумею отомстить. Вот что жжет мою грудь, вот когда я теряю покой, вот когда мне хочется, забыв обо всем, броситься в битву! Слушай меня, Варкан. Никогда до сих пор я ни о чем не просил тебя. Но теперь хочу, чтобы ты торжественно обещал мне выполнить мою единственную просьбу.
— Слушаю тебя, Ронис.
— Если я погибну в бою и мне не посчастливится стать мстителем за моих братьев, если судьба помешает мне убить собственной рукой коварного, злобного зверя, палача Дорбатая, убей его ты, Варкан! Убей его! Исполни мое самое горячее желание, покарай мерзкого выродка, о Варкан!
Непримиримая ненависть звенела в голосе Рониса. Он потрясал в воздухе сжатыми кулаками, задыхаясь от гнева и ненависти.
— Убей его!.. Убей, о Варкан! Поклянись мне!
Положив руку на рукоять акинака, Варкан произнес медленно, отчетливо и громко, чтобы его слова были слышны всем:
— Клянусь тебе, мой Ронис, что будет так! Я, да и все мои товарищи, мы ненавидим Дорбатая не меньше, чем ты. И мы успокоимся только тогда, когда расправимся с ним как подобает. Клянусь тебе, мой Ронис!
Приступ у Рониса постепенно проходил. Казалось, он и сам теперь стыдится своей несдержанности, такой непохожей на него. Он потер рукой лоб, снова глубоко, но уже облегченно вздохнул. Потом крепко обнял Варкана, глядя ему прямо в глаза;
— Я верю тебе, Варкан! Больше не будем говорить об этом. Ты благородный, честный человек. И я повторяю тебе то, что сказал когда-то, хотя ты и не хотел слушать меня: я всем сердцем хочу, чтобы ты стал вождем скифов, о Варкан!
Варкан пожал плечами и ничего не ответил. К костру подошли несколько молодых воинов. Они отправлялись в ночной поход за лошадьми. Варкан кратко проинструктировал их, напоминая об осторожности. Издалека донеслись звуки тимпанов: племя останавливалось на ночевку.
— Последние ночи! — тихо произнес Ронис. — Послезавтра мы будем в Геррах. Так говорят старики, которые провожали туда тело отца Сколота.
Все молчали, думая о приближающейся развязке. Какая судьба уготована им — кто уцелеет и кто падет на поле брани?..
Артем не испытывал страха. Узнав от Дмитрия Борисовича, что близится день схватки, юноша даже обрадовался. Он уже не думал об опасности. Тревога за Лиду, ненависть к Гартаку и Дорбатаю заставляли забывать обо всем. Он рвался в бой и всей душой сочувствовал Ронису. Как удивительно дополняли друг друга Варкан и Ронис! Спаянные многолетней дружбой и взаимным доверием, оба они раскрылись теперь перед Артемом во всей своей мужественной душевной чистоте. Это были настоящие борцы, умевшие глубоко чувствовать, остро ненавидеть и горячо любить. Честные пылкие сердца бились в их груди. С такими ничего не страшно. Они должны победить, они не могут не победить! За ними — правда страдающих рабов и бедняков. За ними — честность и отвага, вызывавшие всеобщее восхищение и любовь у всех тех, кто доверил им свою судьбу.
Никогда еще это не было так понятно для Артема, как сейчас, когда он увидел затаенную до сих пор ненависть Рониса и огромную силу дружбы Варкана. Впервые за все время сдержанный Ронис взорвался гневом и ненавистью — и не мог даже овладеть собою. Впервые за все время простодушный и скромный Варкан произнес торжественные слова клятвы, которая была нужна его другу.
Да, Артем гордился своими новыми друзьями и даже не улыбнулся, когда Дмитрий Борисович воинственно воскликнул:
— Мы победим, Артем! Правда?
Археолог смотрел на него своими близорукими глазами, старательно вытирая очки, которые по неведомой причине покрылись влагой.
— Иначе и быть не может, Дмитрий Борисович! — ответил Артем. — Ведь вы все видели и слышали!
— Да, слышал, Артем! И теперь я убедился в том, что наших друзей уже ничто не остановит. Следовательно, скоро мы снова будем все вместе, расцелуем нашу милую Лиду, обнимем Ивана Семеновича…
Ронис поднялся.
— Ну, я возвращаюсь к племени, — сказал он своим обычным спокойным голосом. Трудно было поверить, что несколько минут назад этот спокойный, сдержанный, волевой человек буквально задыхался от душившего его гнева. — Разузнаю, как чувствуют себя наши уважаемые Дорбатай и Гартак, — иронически продолжал Ронис. — Вполне ли они спокойны за свое будущее или что-нибудь тревожит их?.. Кажется, мы с тобой все выяснили, Варкан? Ты хорошо помнишь наши условные сигналы?
— Да, — подтвердил Варкан.
— В таком случае пора! Теперь мы, вероятно, уже не увидимся с вами, друзья, до самого восстания.
Несколько минут возле костра царило молчание. Костер понемногу угасал, отовсюду надвигались густые черные тени, едва уловимый ветерок пробежал по высокой траве. Артем задумчиво посмотрел вверх.
Холодные влажные тучи низко плыли над лесом. Вершины деревьев как будто о чем-то тревожно шептались. Вот одна из туч опустилась еще ниже и медленно поплыла на запад. Артем следил за ней. Он думал: возможно, и Лида в эту же минуту смотрит на небо, видит эту тучу, очертания которой едва угадываются в ночном небе, следит за ее медленным движением…
Лида, Лида! Как хотелось Артему услышать ее насмешливый и ласковый голос, увидеть ее зеленоватые глаза, ощутить прикосновение ее теплой руки! Он вспомнил ее дружеский жест, когда, прося о чем-то Артема, она касалась рукой его плеча.
И чего только не сделал бы он для нее, для милой, такой далекой и такой близкой сердцу девушки!
librebook.me
10 лучших курортных отелей в Варкале, Индия
Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.
Популярные языки среди пользователей в России
- Русский
- English (UK)
- English (US)
- 简体中文
- Français
- Deutsch
Все языки
- English (UK)
- English (US)
- Deutsch
- Nederlands
- Français
- Español
- Español (AR)
- Català
- Italiano
- Português (PT)
- Português (BR)
- Norsk
- Suomi
- Svenska
- Dansk
- Čeština
- Magyar
- Română
- 日本語
- 简体中文
- 繁體中文
- Polski
- Ελληνικά
- Русский
- Türkçe
- Български
- العربية
- 한국어
- עברית
- Latviski
- Українська
- Bahasa Indonesia
- Bahasa Malaysia
www.booking.com
Варкала. Первые впечатления, ощущения, мысли
А я вам сегодня расскажу наши первые ощущения от прибрежного городка Варкала, маленького городка в индийском штате Керала. Эх, все-таки, Индия- это Индия. Это второй дом. Тут всегда хорошо.Так рада, что мы тут.
– Что такого вы видите в Индии, чего не вижу я?
– Цвета. Краски. Улыбки… Вот она — жизнь.
— Есть ли еще на свете место, где наше восприятие подвергается такому же натиску?
(фильм «Отель Мэриголд»)
Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN
Как вы уже поняли, с Шри-Ланки мы переместились в индийский штат Керала, который находится на юге-западе Индии, соседствует с Тамил Наду с южной стороны и с штатом Карнатака с северной. Керала считается самым образованным штатом в Индии, грамотность здесь у 90 % населения.
И что более интересно, тут главенствует коммунизм. Журнал National Geographic назвал штат Керала одним из «десяти райских уголков мира» и одним из «50-ти мест, которые нужно посетить в жизни». А ещё, тут самая высокая продолжительность жизни среди всех штатов Индии — 75 лет у мужчин и 78 лет у женщин.
Думаешь, как можно описать штат Керала в нескольких словах, и в сознании рождаются слова: «юг, цветы, аромат, улыбки, аюрведа.» Да-да, Керала считается родиной аюрведы, здесь много пространств, где можно пройти всевозможные полезные процедуры.
Керала имеет прибрежные городки, которые омываются Аравийским морем и Индийским океаном, и их уже давно облюбовали европейцы. Это Варкала, Аллепи, Ковалам, Коллам и другие. Мы постараемся их посетить. И вам подробно все расскажем.
Керала очень богата на достопримечательности и интересные места. Как вы может помните, мы уже были в Керале, около недели провели в городе Кочи, оттуда гоняли на красивые чайные плантации в Муннар. Кочи нам понравился, люди там такие добрые живут, какие-то необычно сердечные. Идешь по улицам, а вокруг сплошные улыбки.
А сейчас мы поселились в Варкале. Это небольшой поселок на побережье Аравийского моря, в 50 км на север от Тируванантапурам (или Тривандрума) — столицы штата Керала.
Когда-то давно Варкала была небольшой рыбацкой деревенькой, а сейчас это довольно известный аюрведический курорт в Индии. Сюда приезжают на целебные аюрведические процедуры, погреться на солнышке, да окунуться в воды Индийского океана. 🙂
Варкала нашими глазами
Дорогие читатели, хочу показать вам Варкалу нашими глазами и нашими первыми ощущениями. Первые впечатления от того или иного пространства, как первые ростки растения, если они политы хорошими ощущениями, то могут вырасти в прекрасный цветок. А если поливать их своим недовольством, они вырастут в колючки и сорняки, которые так и останутся в сознании, влияя на дальнейшее настроение.
И хорошо бы их сразу выкорчевать и поливать росточки волшебными мыслями, да дать пространству второй шанс. Но эта тема отдельного разговора, не буду отвлекаться от курса.
Варкала
Тут очень зелено, растет много ароматных цветов. По вечерам тихо, поют цикады. Керала сразу по-матерински обняла нас:» Отдохните, все успеете.»
Мы поселились в аскетичной, но лучшей комнате на деревне, с балконом и с небольшой кухней. Наш дом похож на заброшенный отель, никогда бы не подумала, что там сдают комнаты. Когда искали жилье, к нам подошла улыбчивая индианка и предложила посмотреть комнаты в её отеле. Скептически мы поплелись за ней. Первое, что бросилось в глаза, в комнате была огромная кровать. Знаете, с маленьким ребенком, на кровать обращаешь свой первый взгляд.
Индианку звали Рита. «Почему не Гита или Зита? — промелькнула сразу мысль. — Было бы интереснее.» Улыбка женщины привлекла нас, как и возможность остаться одним в целом заброшенном отеле. «Ладно, останемся на пару дней.» — подумалось нам. Теперь здесь живем только мы, за смешную цену в 400 рупий (250 руб). Мы остались и пока не нашли в себе силы на поиски другого дома. Индия нас расслабила, откармливает вкуснейшей индийской кухней, задабривает и окрыляет.
Символ Варкалы, делающий её узнаваемой на любой фотографии — это огромный утес, внизу которого расположен главный варкальский пляж. Чтобы добраться до пляжа в Варкале, сначала нужно произвести некие физические процедуры, спуститься вниз по длинной лестнице.
Сам пляж Варкала небольшой (можно пройти пешком минут за 10). Он делится на две части, южную и северную. Разделитель — груда камней, которые когда-то давно откололись от утеса. Северная часть пляжа считается туристической.
Варкала.Главный пляж.
А на южной половине, местные жители, которые приходят совершать разные церемонии, ведь этот пляж считается целительным и мгновенно очистительным от всяческих грехов.
По легенде, Варкала находится в волшебном месте. Давным-давно, мудрец Нарада повелевал людям молиться именно здесь, в этом священном месте, который он назвал местом «искупления грехов». С тех пор, пляж так и называется «Papanasham Beach», что в переводе обозначает «очищение или искупление греха».
Рядом с пляжем находится очень древний храм Janardhana Swamy, которому уже 2000 лет (о нем мы ещё расскажем). Паломники сначала идут в храм, а после приходят на чудодейственный пляжик, чтобы произвести церемонии, пообщаться с океаном и духами предков.
Прогуляемся по волшебному пляжу. Тут много голубей, который прикормили местные садху вкусными подношениями.
Специальные дяденьки-брамины и святые садху сидят на небольших песочных насыпях под зонтиками и проводят разные ритуалы. Сегодня наблюдали за ними все утро.
Брамины и садху не прочь сфотографироваться, немного воображают, и по-своему, веселятся перед камерой.
Некоторые церемонии немного похожи на балийские, только происходят они довольно быстро. Балийцы, конечно, эстеты. В них хоть и живет индуизм, но он такой красивый, как волшебная история, за их церемониями можно бесконечно наблюдать.
Здесь же все проще, брамин провел ритуал и послал к океану, семья очень быстро отдает воде подношение, муж омывается в водах океана, а жены и дочки его фотографируют, после все возвращаются к брамину. Брамин лепит рис на лоб. Свободны.
По пляжу бродит много прилипчивых и похожих друг на друга собак. И совсем нет коров. Это удивительно, удивительно. Оказываются, в Индии все-таки есть места, где не гуляют, как бы невзначай, волшебные индийские коровы с грустными глазами. С молоком, пришедшим из космоса. С колокольчиками на шее или с метками на ушах. Коровы, которые, как кажется, гуляют сами по себе. Их тут нет.
Зато местного народу на священном пляжике довольно много, особенно к вечеру, когда все ждут заката солнышка.
Южная часть пляжа Варкала на закате
Вот в таком интересном месте мы поселились. Будем держать вас в курсе и рассказывать обо всем, что мы тут для себя откроем. А ещё мы скоро вышлем вам заманчивое предложение, от которого некоторые из вас не смогут отказаться! Заинтриговала? Хе-хе! Ждите, дорогие друзья, наших следующих заметок, все напишем! 🙂
А пока все, шлем вам индийские лучики с Аравийского моря и Индийского океана. Ловите и будьте счастливы всегда, несмотря ни на что! 🙂 Пока-пока, на связи с вами была Наташа 🙂
С уважением, авторы блога «Жизнь с мечтой» life-with-dream.org — Саша, Наташа и малышка Ярослава!
Ещё о Варкале:
Керала
Читать о других наших путешествиях!
life-with-dream.org
как добраться и цены на отдых, достопримечательности, туристические улицы, еда, праздники
Полоса основного пляжа в Варкале делится на пляж для туристов и пляж для местных жителей.
Пляж для местных жителей, Папанасам, находится по дороге после храма, который местные (и живущие по несколько месяцев приезже тоже) просто называют Темпл. Здесь любым желающим чаще, конечно, приезжим индусам, местные святые проводят обряд омовения, традиционный Пуджи. Выглядит это как сопровождение старцем (святым) индуса к морю со свечой в венке из цветов, сопровождающееся определенным песнопением и последующее бросание венка и свечи в прибой. От этого, довольно часто проводимого обряда, только в Варкале можно увидеть прибитые океаном к берегу цветы. Очень красиво и романтично. Также все индусы по вечерам именно на пляже Папанасам провожают солнце.
По местному поверью, Варкала располагается на том месте, где когда то божественный мудрец Нарада уронил сделанною из коры дерева одежду. В результате появился «Papanasham Beach» («Папанасам пляж»), название которого в буквальном переводе, означает «разрушение греха». Название не случайно, по легенде, Нарада повелел молиться на этом месте людям об искуплении грехов. И по сей день, верующие после посещения древнего храма Janardhana Swamy (Джанардхана Свами), которому более 2000 лет, идут на пляж для омовения. По преданию, храм построен без песка и цемента с помощью специального раствора. Аборигены утверждают, что, если главное божество храма поднимет правую руку ко рту, наступит конец света.
Туристам не рекомендуется купаться и загорать на этом пляже, потому что этот он является священным местом, а оголение любых частей тела в Индии считается одним из самых страшных грехов. Так, если вы вдруг решите осквернить пляж Папанасам своей фигурой в купальнике, вас может ждать суровая кара —индусы могут побить вас палками за такое, хотя, конечно, они с уважением относятся к приезжим и конкретно в Варкале вам только объяснят, почему так не стоит делать.
Так или иначе, все приезжие каким-то чутьем узнают границы пляжа «для раздевания» и дальше не заходят. На Папанасаме не очень спокойное море и многого не потеряешь, если там не будешь купаться.
Остальная полоса пляжа, спуски с Клиффа и Хелипада, отданы на откуп туристам, там сдают в аренду лежаки и зонтики, а также серфы.
Между пляжем Папанасам и «пляжем для туристов» из нависающего обрыва текут источники с пресной водой. Они замурованы в три трубы, и из одной из них, красной, даже якобы течет питьевая вода, но я не стала это проверять. О питьевой воде в Индии нужно говорить отдельно.
В этих источниках по утрам индусы принимают душ с мылом и чистят зубы. А туристы могут смыть с себя соль после купания в море. Удобно и удивительно — нигде больше я такого не встречала.
Море в Варкале менее спокойное, чем на Гоа. Полоса воды, в которой можно купаться с ребенком, примерно 10-15 метров. Далее идет обрыв, где глубина достигает роста взрослого человека.
Даже в сезон, если вы застали непогоду, об этот обрыв в море разбивается волна, в которую любят нырять купающиеся. Её высота примерно полтора-два метра. Из-за этого в Варкале есть несколько серф-лагерей и пункты проката серфов.
Песок на пляже желтый, разбавленный немного черным. Сама вода довольно соленая, по отзывам такая же соленая, как и во всех других океанах.
Если вы боитесь собак, то нужно быть готовыми к тому, что в Индии их очень много . И на пляже к вам будет подходить, ложиться, просить у вас еду одна, две, а иногда и целая стая собак.
Они абсолютно безобидные, и, если к вам подходят или ложатся под ваш зонт или лежак, знайте, они просто ищут у вас защиты от палящего солнца и индусов, которым в радость кинуть в собаку горсть песка, палку, или кусок кокоса. Собак спасает то, что индусы не очень агрессивны и не очень метки, и бросаются песком и всем остальным только ради собственной защиты — они очень боятся собак, а некоторые и кошек.
За Клиффом есть Black Beach — пляж с черным песком, который появляется обычно в декабре, когда море отходит.
На мопеде или машине можно от Варкалы добраться до очень симпатичного пляжа Kappil beach, ехать всего 6 километров. Пешком также до него можно дойти. Идти можно по прямой, вдоль полоски берега, через Клифф — это плюс. Но идти по жаркой погоде довольно долго — это минус.
Я очень советую добраться до пляжа Каппил, потому что там всегда меньше туристов, соответственно, чище море. Туда можно на машине приехать на пикник на целый день, прятаться в пальмах или купаться.
На этом пляже меньше волн, большая полоса с неглубокой водой, температура примерно такая же, как и на пляжах Варкалы, а также красивый золотистый песок без примесей черного.
А через дорогу от пляжа находится большое пресное озеро, на берегу которого открывается вид как в рекламе Баунти. Стоит того, чтобы увидеть!
Как видите по карте ниже, идти не очень близко до Каппил. Но вы все-таки попробуйте, если у вас будет достаточно времени и сил.
travelask.ru
Варкала неизвестная | интересные места
Варкала — популярна как пляжный и аюрведический курорт на Аравийском море в южно-индийском штате Керала, округ Тируванантхапурам, но мало кто из приезжающих сюда туристов и путешественников знает, что Варкала также и уникальный природный объект, и паломническое место, окруженное легендами…
Варкала единственное место на юге штата Керала, где скалы соприкасаются с Аравийским морем. Эти скалы образовались из осадочных пород кайнозойского периода, являются уникальными геологическими объектами на плоском побережье Кералы, геологи называют ее конструкцией Варкалы, а Геологический Комитет Индии — геологическим памятником. На берегах этих скал располагается множество источников и спа.
Легенды Варкалы
Считается, что король Пандаян получил наказ от Брахмы построить храм, чтобы искупить свои грехи. Хотя есть и другие легенды о возникновении города Варкалы. По другой легенде группа паломников пришла к святому Нараде и покаялась в своих грехах. Нарада сбросил валкалам (набедренную повязку из коры дерева), которая упала в прекрасной деревне, поэтому это место получило название Варкала. Нарада велел паломникам молиться об искуплении грехов в Папансалам, что дословно означает «Отпущение грехов».
Пляж Варкала или пляж Папанасам
Пляж Варкала находится в городе Варкала. Пляж идеальное место для купания и и принятия солнечных ванн. Окруженный зеленью и золотыми песками пляж находится на юге Кералы северной оконечности района. Пляж известен не только своими небольшими магазинчиками и блошиными рынками, но и восхитительными закатами и рассветами. Он также известен своими пресноводными родниками, находящимися на скалах. Считается, что погрузившись там в воду, человек очищается от грехов. Кроме того, на некоторых участках пляжа местные жители развеивают прах своих родственников и друзей над морем. Считается, что священные свойства морской воды помогут душам достичь небес. Этот красивый курортный городок известен и как крупный центр паломничества.
Храм Джанардхана
Храм Джанардхана это главный памятник, который расположен рядом с пляжем. Люди, не исповедующие индуизм, попасть туда не могут, но туристам разрешено заходить во внутренний двор храма, где есть огромный баньян и рака Аюпана, Ханумана и других индуистских богов.
Храм Джанардхана Свами – один из религиозных центров Варкалы, которому уже более 2000 лет. Храм расположен недалеко от пляжа «Папанасам», а находящаяся там рака считается священной. Большой колокол, который был смыт с голландского торгового судна, хранится в храме.
Согласно легенде король из династии Пандаян построил этот храм, бог Брахма отпустил ему грех. Говорят, что бог Брахма приснился королю и рассказал ему о местонахождении мурти (лик) божества, который из-за гнева богов был смыт волнами океана и разрушен до основания. Король вынул мурти с помощью рыбаков и построил храм. Историки утверждают, что первоначально храм был разрушен приливными волнами, сегодняшний храм построил король Пандаян на первоначальном месте.
Ваву Бали это праздник, отмечаемый в храме в день новолуния в месяце Каркидакам, месяц по Малаяламскому календарю.
Шивагири Мутт
Шивагири Мутт (ашрам) является штаб-квартирой Шри Нараяна Дхарма Шангхам – организации, объединяющей учеников и последователей гуру Деви Джаянти, которая пропагандирует его концепцию «одна каста, одна религия, один Бог». посвященный самому выдающемуся Гуру (1855-1928) Кералы. Это популярное место для паломничества и жители Свами рады пообщаться с посетителями. Шивагири Мутт известный ашрам, основанный философом и общественным реформатором Шри Нараяна Гуру.
Гробница Шри Нараяна Гуру также находится здесь. Самадхи (место последнего упокоения) гуру привлекает тысячи верующих.
Шивагири ашрам, построен в 1904г. и служил резиденцией Гуру до тех пор, пока он не покинул мир для своего небесного обители в 1928г. Ашрам расположен на вершине горы Шивагри неподалеку от Варкалы. В основном его посещают паломники 30 декабря и 1 января во время ежегодного праздника. Одетые в желтый наряд, мудрецы и священники, проживающие в ашраме, пропагандирует его концепцию «Одна каста, одна религия, один Бог». Шивагири ашрам также является штаб-квартирой организации Шри Нараяна Дхарма Шангхам. Ашрам является популярным местом для проведения красочных шествий, дискуссий и семинаров, встреч с общественностью, культурных мероприятий, общественных праздников, свадеб и ритуалов. Кроме того, здесь ежегодно в августе и сентябре отмечается «Гуру Дева Джаянти» (День рождения Гуру) и День самадхи.
Анчутхенгу и Форт Андженго
Форт Андженго главная достопримечательность Варкалы, который напоминает о многих исторических событиях, связанных с колониальным господством в регионе. Форт, расположен в окрестностях города Варкалы и был построен в XVII-XVIII веках. Период строительства Форта считается от старейших захоронений, датируемых 1704г. В настоящее время Форт остается в руинах, но стоит как свидетельство того времени, когда многие иностранные оккупанты пытались захватить его для того, чтобы закрепиться в Керале. Название Форта произошло от маленькой земли пяти кокосовых пальм, которая была дана в Восточно-Индской компании Королевой Аттингал в аренду. Малая земля служила для создания площадки Форта, с целью помочь Великобритании в проведении многочисленных торговых сделок. Сохраненный в рамках национального наследия памятников, в Форте также находится кладбище, на котором покоятся останки захватчиков форта.
Тоннель Варкалы
Тоннель Варкалы популярная туристическая достопримечательность. Длина тоннеля составляет 924 фута. Он был построен в 1867г. главным министром Траванкора Т. Мадхава Рао, которому понадобилось 14 лет для завершения строительства. Маяк Варкалы еще одна туристическая достопримечательность в окрестностях.
Озеро Каппил
Озеро Каппил, одна из главных достопримечательностей Варкалы. Оно расположено в восьми километрах к северу от Варкалы. С озера, плотно усеянного кокосовыми рощами, открывается прекрасный вид на заводи, которые впадают в Аравийское море. С моста, проходящего над озером открывается вид на все озеро. Благодаря туризму в Керале создан Лодочный клуб Каппил, где можно взять на прокат водные велосипеды или моторные лодки.
Автор и источник публикации:
журнал Индийский вестник
indonet.ru
Варкала, Индия — отдых, пляжи, отели Варкалы от «Тонкостей туризма»
Варкала от А до Я: отели, пляжи, море, развлечения и экскурсии. Яркие фото и видео. Отзывы туристов о Варкале.
Варкала — небольшой курортный поселок в штате Керала в 40 км от Тривиндрама. Он не такой модный и раскрученный, как Гоа или Андаманские острова, но пляжи там тоже отличные, есть вся инфраструктура, а туристов, наоборот, относительно немного даже в высокий сезон.
Ночных заведений здесь практически нет, рестораны и бары закрываются не позже полуночи, но зато есть йога, множество аюрведических салонов и целебные минеральные источники. Культурных достопримечательностей тоже немного, разве что старинная рыбацкая деревушка, где ничего не менялось последние несколько сотен лет. В местных ресторанах отлично готовят рыбу и морепродукты.
Как добраться
Ближайший к Варкале аэропорт расположен в Тривандруме. Добраться туда проще всего внутренними авиалиниями из Дели или других крупных городов. Между Тривандрумом и Варкалой около 50 км, доехать из аэропорта можно на поезде, автобусе или на такси.
Железнодорожная станция в Тривандруме расположена в 15-20 мин ходьбы от аэропорта. Поезда до Варкалы ходят часто, ехать примерно час, стоимость проезда — 70-100 INR с человека. Цены на странице указаны на март 2019 г.
Из Тривандрума в Варкалу ходят автобусы, путь занимает около 2 часов, стоимость проезда — 25-30 INR. Кроме того, несколько раз в день ходит комфортабельный автобус с кондиционером, первый отправляется в 6:10, последний — в 17:30 (иногда с опозданием), проезд стоит примерно 100 INR с человека.
Такси из Тривандрума в Варкалу обойдется примерно в 1500 INR. Тарифы фиксированные, торговаться бессмысленно: поездку нужно оплатить на стойке такси, расположенной на выходе из аэропорта, и уже с квитанцией садиться в машину.
Поиск авиабилетов в город Кочин (ближайший а/п к Варкале)
Погода в Варкале
В Варкале тропический климат, который зависит от сезонных ветров — муссонов. Лучшее время для поездки сюда — с октября по март, в это время на пляже стоит жаркая сухая погода, а дождей практически не бывает. Полностью исключить вероятность осадков нельзя, но в это время дожди обычно непродолжительные, идут преимущественно по ночам и не мешают отдыхать. Температура воздуха круглый год примерно одинаковая — +26…+29 °С, самое жаркое время — апрель, в это время воздух прогревается до +36 °С.
В декабре начинается сезон клубники. Ее привозят из города Муннара в гористой местности и продают повсеместно по цене примерно 90 INR за кг.
Отели Варкалы
Центральное место в Варкале — Клифф, это целая полоса ресторанов и магазинов, и большинство отелей сосредоточено здесь. Здесь есть разные варианты туристического жилья: от дешевых комнат в гестхаусах без горячей воды до полноценных 4*, но крупных гостиничных комплексов здесь нет. Двухместный номер в простеньком отеле 2* с кроватью, душем и вентилятором обойдется примерно в 1800-2100 INR в сутки, бунгало на пляже — от 1000 INR в сутки на двоих, деревянное бунгало без душа — от 430 INR в сутки, небольшой коттедж с двумя спальнями — от 2800 INR, номер на двоих в гостинице 4* будет стоить около 7000 INR, а вилла с бассейном — от 9900 INR в сутки. Имейте в виду, что если в гостинице или домике есть терраса с видом на море, это автоматически поднимает цену на 20-30 %.
Жилье около Хелипада будет дешевле на 20-25 %, но до моря придется прогуляться минут 15.
В Варкале пользуется спросом и долгосрочная аренда. Небольшой домик с собственным двориком и верандой обойдется примерно в 17 700-28 200 USD в месяц. Лучше выбирать район подальше от Клиффа – там спокойнее и дешевле.
Бронировать популярные отели Варкалы по лучшим ценам
Все отели в ВаркалеПляжи Варкалы
Море в Варкале чистое, прозрачное, с пологим дном, но совсем не такое спокойное, как в Гоа. Здесь сильные течения и прибой, а в 10-15 метрах от берега есть обрыв глубиной почти 2 м, поэтому спасатели запрещают уплывать дальше 10 м от берега. Однако именно благодаря такому рельефу дна здесь часто бывают высокие волны (только у самого обрыва, у берега купаться можно спокойно), поэтому на пляже много пунктов проката досок для серфинга и периодически организуют серф-лагеря.
Пляж Варкалы делится на две части, их разделяет источник, куда местные ходят за водой:
- южный берег — относительно тихая рыбацкая деревенька с несколькими отелями и салонами, расположенными на крутых склонах вперемешку с домами местных жителей. Пляж здесь пологий и выполняет роль пешеходной зоны, по которой ходят местные жители, коровы и собаки. К тому же здесь довольно сильные течения.
- северный берег Варкалы (пляж Papanasam) — полноценный курорт с множеством отелей и ресторанов, магазинов и аюрведических клиник. Пляж находится на скале, так что к воде придется спускаться по крутой тропинке. Зато здесь всегда мало народу, а в дневное время единственными соседями по лежакам могут быть стайки ярких птичек.
Карты Варкалы
Оздоровление в Варкале
В Варкале много аюрведических клиник, где лечат методами традиционной медицины. Здесь проводят пульсовую диагностику, которая дает представление о состоянии организма человека в целом — о его физическом и психическом состоянии. Здесь особенно успешно лечат заболевания опорно-двигательного аппарата, нервные и психические расстройства, а также помогают бороться с лишним весом.
Помимо медицины здесь популярны оздоровительные процедуры, в частности массаж. Его делают и в клинике (800-1000 INR за часовой массаж всего тела), и прямо на пляже — частных массажистов работает много, и у них это будет стоить раза в два дешевле.
Магазины в Варкале
В Варкале есть отличный рыбный рынок — Punnamoody Fish Market. Он расположен на окраине деревни, добраться туда проще всего на рикше. Там можно купить самую свежую рыбу, кальмаров, креветок, крабов и другие морепродукты. Тунец весом 3-4 кг стоит здесь всего 400 INR, и еще 100 INR возьмут за разделку. Приготовить рыбу можно самостоятельно или попросить сделать это в каком-нибудь шеке или ресторане за отдельную плату. Рынок работает каждый день до обеда, рядом с ним расположен самый дешевый в округе овощной рынок, куда за покупками ходят местные хозяйки.
На территории рыбного рынка есть традиционная аптека (не аюрведическая), в Варкале таких немного.
На курорте есть магазинчики и маленькие супермаркеты — там можно купить продукты, средства гигиены и разные хозяйственные мелочи, а также несколько аюрведических аптек (ассортимент везде примерно одинаковый).
В деревне Варкала есть магазин недорогой, но очень симпатичной плетеной мебели (журнальный столик стоит примерно в 1000 INR, кресло — от 1200 INR), а также большой магазин тканей Manaf. Там можно купить бюджетное качественное постельное белье (от 500 INR за комплект) и изделия из натурального шелка и кашемира (кашемировые шарфы — от 150 INR).
Кухня и рестораны Варкалы
В Варкале стоит пробовать рыбу и морепродукты, их здесь готовят практически везде. По вечерам свежую рыбу выкладывают прямо у входа в ресторан, и можно просто показать пальцем, какую вы сегодня хотите на ужин.
Местная кухня ориентирована на европейских туристов, поэтому здесь четко придерживаются принципа no spicy даже без запроса, но для желающих карри, масала, чили и прочая местная экзотика всегда доступна. Цены в местных кафе и ресторанах различаются, но незначительно. В дорогом отеле или в ресторане с террасой будет подороже, в кафе для местных — дешевле, особенно если подальше от пляжа.
Суп из морепродуктов обойдется здесь примерно в 100-200 INR, щедрая порция креветок в кисло-сладком соусе — в 200-250 INR, пицца (можно заказывать на двоих) — в 300-450 INR.
Развлечения и достопримечательности Варкалы
Варкала — это аюрведический курорт, многие приезжают сюда, чтобы совместить пляжный отдых с оздоровительными процедурами у местных лекарей. Здесь много аюрведических центров, где предлагают косметические процедуры с целебными глинами и минеральными водами, программы для похудения и многое другое.
На курорте много йога-центров. Для новичков есть услуги йога-инструкторов за очень умеренную плату.
Исторических достопримечательностей здесь немного, разве что несколько старинных храмов. Самый известный из них — вишнаитский храм Джанардхама Свами, которому более 2000 лет. Сюда ежегодно приходят тысячи паломников со всей страны. Согласно легенде, он был построен без песка и цемента, и местные верят, что именно здесь исполняются просьбы о рождении ребенка. Как символ этого верования в храме растет священное дерево, украшенное маленькими куклами. Есть еще одна, менее жизнеутверждающая легенда, связанная с этим храмом Вишну: считается, что как только статуя божества в храме поднимет руку, наступит конец света.
На перекрестке в центре деревни стоит «Золотой человек» — памятник индийскому философу Бхимрао Рамджи Амбедкару. Даже из местных мало кто помнит, кто это, но зато памятник всем служит ориентиром, и возле него назначаются встречи.
Отзывы
Вопросы об Индии
tonkosti.ru