Вклад народов россии в культуру страны – Культура народов России — самое интересное

Доклад на тему: Культура народов России

Уникальная культура многонациональной России.
Культура играет важную роль в развитии цивилизации. На протяжении прогресса человеческого общества, существуют случаи исчезновения целых наций, но благодаря культуре древних народностей, они вошли в мировую историю, на многие сотни лет.
Каждая из стран всего мира, отличается уникальной, непохожей на другие страны, культурой. Россия – страна, обладающая богатой историей и богатым культурным наследием. Культура России берет свои истоки, еще в Древней Руси. Этому свидетельствуют, сохранившиеся по сей день, древнерусские храмы и памятники зодчества, находящиеся под охраной всемирной организации ЮНЕСКО. Каждый этап развития государства оставлял свой отпечаток на культурных традициях всего русского народа. Впоследствии этого, образовалась держава, с богатым культурным наследием, изучаемым и вызываемым интерес у людей во всем мире.
Произведения русской литературы, входят в программу образовательных учреждений многих стран запада. Творения известных русских классиков, возглавляют списки лучших произведений столетия. По ним, до сих пор ставятся пьесы, и снимаются фильмы знаменитыми режиссерами. Русская живопись также получила известность во всем мире. Музыкальные сочинения, созданные российскими композиторами, вызывают восторг у знатоков классики, а русский балет всегда являлся предметом для подражания.

Культура России – это не только литература, древние памятники, великие войны и сражения, вошедшие в историю, но и богатые национальные традиции, обычаи народов, духовные ценности. Россия — страна многонациональная. Известно, что в ее состав входят народы, более двухсот национальностей. Каждый народ, отличается характерными чертами: языковыми принадлежностями, традиционными ценностями и особенностями национального темперамента. Совместное сосуществование народов России, во многом повлияло на культуру всей страны в целом.
Каждый край огромной России, славится своей уникальной особенностью и вызывает интерес у путешественников. В центральной части страны возведено множество исторически значимых строений. История сооружения этих зданий и их оригинальная архитектура, имеет большое значение в российском культурном наследии. Север страны известен меховым производством и изготовлением костяных изделий. Особой частью культуры татар, является национальная кухня, блюда которой, переняли многие народы. Народы Северного Кавказа, отличаются яркой темпераментностью, но на весь мир они прославлены, благодаря своему национальному танцу – лезгинке. Традиционный танец, не единственная особенность горских народов. Некоторым их представителям сквозь века передалось ювелирное и оружейное ремесло. Уникальна, и все еще, не до конца исследована, разносторонняя духовная культура бурят, ведь народов проживающих в России много и не все изучены полностью.
Все народности, выделяются своей исключительностью и достойны изучения и распространения. Вполне естественно то, что под влиянием технологического прогресса, историческая память нации слабеет, и национальная культура теряется. Во избежание этого, в музеях всей страны хранятся предметы, имеющие важное культурное значение. Проводятся множество выставок, фольклорных мероприятий. Организовываются туры, по местам культурного наследия, для привлечения туристов и молодежи. Несмотря на множество различий между собой, у народов России есть одна общая черта – уважение к традициям предков. Благодаря этому, национальные особенности народов России, будут передаваться из поколения в поколение еще долгие годы. И возможно, что через многие века, представители будущего поколения, будут восхищаться уникальной культурой многонациональной России.

www.istmira.com

Культура народов России — самое интересное

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимой культурой, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.

Наиболее многочисленно в России русское население — оно составляет 111 миллионов человек. Замыкают тройку наиболее многочисленных национальностей татары и украинцы.

Русская культура

Русская культура обладает огромным историко-культурным наследием и доминирует в государстве.

Религия русского народа

Православие — наиболее распространенная религия среди русского народа, которая оказала огромное влияние на развитие нравственной культуры народов России.

Вторая религия по численности, хотя несравнимо проигрывающая православию — это протестантизм.

Русское жилье

Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб.

В России до сих пор стоит много изб, например, в г. Вятка Арбажского района Кировской области. Есть возможность посетить уникальный Музей русской избы в селе Кочемирово Кадомского района Рязанской области, где можно увидеть не только настоящую избу, но и предметы домашнего обихода, печь, ткацкий станок и другие элементы русской культуры.

Русский национальный костюм

В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.


Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.

В повседневной жизни русские народные костюмы уже не носят. Лучшие образцы этой одежды можно увидеть в этнографических музеях, а также на всевозможных танцевальных соревнованиях и фестивалях русской культуры.

Традиционная русская кухня

Русская кухня известна первыми блюдами — щи, солянка, уха, рассольник, окрошка. В качестве второго блюда обычно готовили кашу. «Щи да каша — пища наша», — говорили издавна.

Очень часто в блюдах используют творог, особенно при приготовлении пирогов, сырников и ватрушек.

Популярно приготовление различных солений и маринадов.

Отличительными русскими блюдами можно считать холодец и заливную рыбу.

Попробовать русские блюда можно в многочисленных ресторанах русской кухни, которые встречаются практически везде и в России, и за рубежом.

Семейные традиции и духовные ценности русского народа

Семья всегда была главной и безоговорочной ценностью для русского человека. Поэтому издревле было важно помнить свой род. Связь с предками была сакральной. Детям часто дают имена в честь бабушек или дедушек, сыновей называют в честь отцов — таким способом проявляют уважение к родственникам.

Раньше нередко профессия передавалась от отца к сыну, но в сейчас эта традиция практически вымерла.

Важная традиция — передача по наследству вещей, семейных реликвий. Так вещи сопровождают род из поколения в поколение и обретают свою историю.

Русские праздники

Отмечаются и религиозные, и светские праздники.

Самым массово отмечаемым государственным праздником в России является праздник Нового года. Немало людей 14 января отмечают еще и Старый Новый год.

Отмечают еще и такие праздники: День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День солидарности трудящихся («майские» праздники 1-2 мая), День Конституции.

Крупнейшими православными праздниками являются Пасха и Рождество.

Не настолько массово, но отмечают также следующие православные праздники: Крещение Господне, Преображение Господне (Яблочный спас), Медовый спас, Троицу и другие.

Практически неотъемлемы друг от друга русская народная культура и праздник Масленицы, который длится целую неделю до Великого поста. Этот праздник уходит корнями в язычество, но теперь отмечается повсеместно и православными людьми. Масленица также символизирует проводы зимы. Визитная карточка праздничного стола — блины.

Украинская культура

Численность украинцев в РФ составляет примерно 1 млн 928 тысяч человек — это третье место по численности среди общего населения, а потому украинская культура является немаловажной составляющей культуры народов России.

Традиционное украинское жилье

Украинская хата — важная составляющая украинской традиционной культуры. Типичный украинский дом был деревянным, небольших размеров, с четырехскатной крышей из соломы. Хату обязательно белили изнутри и снаружи.

Встречаются такие хаты в России, например, в Оренбургской области, в западных и центральных областях Украины, в Казахстане, однако почти всегда соломенная крыша заменена на шифер или покрыта рубероидом.

Украинский народный костюм

Мужской костюм составляет льняную сорочку и шаровары. Для украинской рубахи характерен вышитый разрез спереди; носят ее, заправив в штаны, подпоясавшись кушаком.


Основой для женского наряда выступает длинная сорочка. Подол сорочки и рукава всегда вышивали. Сверху надевали корсетку, юпку либо андарак.

Самым известным элементом традиционной украинской одежды является вышиванка — мужская или женская рубаха, отличающаяся сложной и разнообразной вышивкой.

Украинские народные костюмы уже не носят, но их можно увидеть в музеях и на фестивалях украинской народной культуры. А вот вышиванки до сих пор в ходу и даже набирают все большую популярность — их любят носить украинцы всех возрастов, и в качестве праздничного наряда, и как элемент повседневного гардероба.

Украинская кухня

Наиболее известное украинское блюдо — красный борщ из свеклы и капусты.

Популярнейшим продуктом в украинской кулинарии является сало — его используют для приготовления множества блюд, едят отдельно, солят, жарят и коптят.

Широко распространены мучные изделия из пшеничной муки. К национальным блюдам можно отнести вареники, галушки, вергуны, лемишки.


Украинская кухня любима и популярна не только среди украинцев, но и среди многих других жителей России — встретить ресторан украинской кухни в крупных городах не составит труда.

Семейные ценности украинцев и русских во многом идентичны. То же касается и религии — православное христианство занимает большую часть среди вероисповедания украинцев, проживающих в России; почти ничем не отличаются и традиционные праздники.

Татарская культура

Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.

Религия татар

Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.

Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.

Традиционное татарское жилье

Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

В Казани, Республика Татарстан, осталось много таких усадеб, не только в качестве памятников архитектуры, но и в качестве жилых домов.

Татарский национальный костюм

Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.

В первозданном виде такие костюмы уже не носят, но некоторые элементы одежды в ходу до сих пор, например, платки, ичиги. Увидеть традиционную одежду можно в этнографических музеях и на тематических выставках.

Традиционная татарская кухня

Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.

Татарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.

Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек.

Масса ресторанов по всей России предлагает меню татарской кухни, а лучший выбор, конечно же, в столице Татарстана — Казани.

Семейные традиции и духовные ценности татар

Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью.

Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман. Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.

Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.

Татарская семья — это семья патриархального типа, замужняя женщина находилась полностью во власти мужа и на его содержании. Количество детей в семье иногда превышало шесть человек. Селились супруги у родителей мужа; жить у родителей невесты было постыдно.

Беспрекословное послушание и уважение к старшим — еще одна важнейшая черта татарского менталитета.

Татарские праздники

Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.

Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.

До сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.

Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ценить это культурное наследие.

Читайте также…

subscribe.ru

Культура многонациональной России — Сударушка

26 августа 2016

Источник фото: www.gumilev-center.ru/v-rosii-sozdadut-federalnoe-agentstvo-po-delam-natsionalnostey/


Россия — многонациональна страна

Эта черта явно обозначилась еще в XVI веке, когда завершилось объединение разрозненных княжеств в одно государство со столицей в Москве. Поволжье и Приуралье привели в состав России множество населяющих их народов: татар, удмуртов, коми, башкир, и других. Позже владения русского царя расширились как в восточном, так и в западном, и южном направлениях, благодаря чему среди народов, населяющих государство Российское, появились коренные жители Сибири и Дальнего Востока, а также украинцы, поляки, финны, балтийские народы, народы Кавказа, Средней Азии и Казахстана.

Особенностью многонациональной России всегда был тот факт, что народы, входившие в состав страны, сохраняли свою национальную идентичность при активном культурном и социальном взаимодействии с русским этносом. Именно это впоследствии определило богатство и разнообразие культуры России, в которую свой вклад внес каждый народ. По данным последней переписи населения, которая была в 2010 году, в России проживает порядка 150 разных народов. Можно представить себе, насколько многогранными в таком случае являются российский фольклор и культурные традиции!
 

Источник фото: http://e-history.kz/ru/publications/view/575


Искусство фольклора российских народов

Фольклор народов России — разноязыкое и многосложное явление, которое представлено произведениями народного творчества: танцевальными, песенными, сказительными. Они передаются от одного поколения другому, по мере взросления народа видоизменяются, преображаются, приобретая особую выразительность. Разумеется, на черты народного фольклора оказывают влияние и творчество русского народа, и многонациональных соседей.

В творчестве каждого народа нашли отражение его быт, трудовые и социальные отношения, природно-климатические условия, а также религиозные особенности. Ведь национальная идентичность характеризовалась не только сохранением языка и культуры, но и религии, благодаря чему к многонациональности России добавилась еще и многоконфессиональность.

Народный фольклор органично сочетает в себе различные жанры и манеры исполнения. Песни, танцы, сказки и легенды — у всего этого есть непременный визуальный образ, тесно связанный с представлением о национальном костюме, который часто помогает зрительно идентифицировать национальную принадлежность исполнителя, создает объемное, полное восприятие.
 

Источник фото: http://culture.natm.ru/201411.html


Самобытность и традиции народного костюма в истории России

Образцом народного русского костюма для нас традиционно считается женский сарафан и кокошник и мужская рубаха-косоворотка. Но при ближайшем рассмотрении хорошо заметными становятся региональные особенности костюма, его отличия, точно также, как у песенного и танцевального фольклора существуют отличительные черты в зависимости от того, о жителях каких областей России мы говорим — северные и южные районы, центральные регионы. И это только если рассматривать русский национальный этнос.

А если говорить о представителях иных этнических и национальных групп, то очевидными становятся их уникальные культурные признаки. Так например, среди народов Сибири и Дальнего Востока отслеживаются схожие традиции изготовления и внешнего вида народных костюмов. Эвенки, буряты, якуты, хакасы, тем не менее, сохраняют самобытность, столь ценную для ученых-этнографов. Финно-угорские, карельские народы также сохранили обычаи пошива национального костюма. Это же можно сказать о народах, населяющих государства современного ближнего зарубежья России — грузины, армяне, украинцы, белорусы, казахи, таджики и многие другие. Примечательно, что чем больше межнационального взаимодействия мы отмечаем в истории этих народов, регионов и стран, тем больше схожих черт мы видим в культуре, фольклоре и традициях. Это можно объяснить как практическими целями, когда перенимание тех или иных обычаев и порядков происходит на бытовом уровне, так и наличием единых политических и экономических задач и стремлением решать их конструктивно и сообща.

Источник фото: www.ruspravda.info/Russkiy-narodniy-kostyum-1199

 

Источник фото: www.dancepoisk.ru/tatarskie-narodnye-tancy/

Сохранение национальных традиций народов России

Каждый народ, проживающий на территории Российского государства, сам по себе представляет собой ценный вклад в золотой многонациональный фонд нашей страны. Важно сохранять аутентичные черты, уникальность и традиции даже самых малочисленных национальных групп. Во многом эта миссия ложится на плечи историков, которые занимаются изучением народной культуры, фольклора и костюма, а также этнографов, которые тесно взаимодействуют с музеями народного быта, национального костюма, с народными музыкальными и танцевальными ансамблями, чтобы не просто сохранить бесценное наследие народа, но и познакомить с ним наших современников, передать культурные традиции следующим поколениям.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

sudaryshka.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Кирипова Алина студентка

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

Научный руководитель: Асархинова Е.Б.

ДОКЛАД «НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации. 

Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении — около 9 тысяч километров, в меридианом — от 2,5 до 4 тысяч километров.    Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению     академика Д.С. Лихачева: «Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты».    Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый «блок» протестантских течений. 

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многоконфессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.

Культурная самобытность России особенно ярко проявляется в таком сложном и противоречивом феномене, как определенные несоответствия между её культурной зрелостью и ещё недостаточной цивилизованностью — экономической, политической, хозяйственно-производственной, да и просто бытовой. И, если в этом она еще отстает от развитых стран Запада, то в культурном отношении, во многом их превосходит. А это позволяет рассматривать нашу традиционную многонациональную российскую культуру, как важнейший и уникальный ресурс опережающего социально-экономического развития России.

Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны — это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности. 

Это также — поистине неиссякаемый родник современного народного творчества. Мы помним, какой популярностью пользовались выступления фольклорно-этнографических ансамблей, которые имелись практически во всех регионах. Среди них были и  аутентичные, или собственно народные ансамбли, участниками которых являются носители фольклорной традиции, и, так называемые, стилизаторские ансамбли, исполняющие произведения фольклора в обработках профессиональных композиторов, и экспериментальные ансамбли, воспроизводящие репертуар и региональные стили народного искусства. Отрадно, что после смутного периода 90 г.г., на волне усиления государственно-патриотических акцентов в нашей внутренней и внешней политике, интерес к народной песне и танцу вновь возвращается. 

Сохраняется и яркий, наиболее массовый вид художественного творчества народа — народный костюм. И хотя из повседневной жизни он практически ушел, тем не менее, костюм продолжает оставаться своеобразной визитной карточкой человека определенной национальности. А, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих семьях и, конечно, в музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня.   

Но, пожалуй, наиболее ярко талант народов России проявился в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, Центральный регион, сколько здесь уникальных народных промыслов. Это — федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву. Столь же уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов. Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья — нанайцев, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды. Широко в мире известно искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Можно назвать село Кубачи в Дагестане — один из крупных центров производства кованных и чеканных изделий из меди и латуни, который славится литыми бронзовыми котлами, латунными чеканными кувшинами, ритуальными сосудами, декоративными подносами, различными чашами, кубками.

Отрадно, что наряду с традиционными промыслами, творческая энергия нашего народа создает и новые художественные технологии, промыслы и ремесла. В качестве примера можно назвать принципиально новую, не имеющую аналогов мире, художественную технологию «Филигранная береста», которая создана уральской художницей Верой Леонтьевой. Эта технология позволяет создать из простой березовой коры художественные произведения, сопоставимые по впечатлению с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камня. 

Для нашей  многонациональной страны чрезвычайно важно, что все это богатство не замкнуто в пределах одного этноса, а становится доступным другим народам, что оно оплодотворяет и обогащает единую российскую общенациональную культуру. И наша задача всемерно поддерживать эти процессы. 
Национальная культура народов России была и остается фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная много этничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее «все человечностью». А это и позволило сформировать на основе национальных культур великую общенациональную российскую культуру.

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры. 
Помните у Пушкина: 
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, 
И назовет меня всяк сущий в ней язык, 
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий 
Тунгус, и друг степей калмык… 

То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям. 

Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского супер этноса, межнациональный мир и согласие. 

При этом мы не должны воспринимать национальные культуры в качестве фольклорного элемента общества. Нет, каждая национальная культура — это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Это, собственно, — главное условие и залог существования всех других форм культуры в нашей стране. 
И мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы национальные культуры народов России не теряли своей жизненной силы, успешно взаимодействовали и развивались, по образному выражению М.М. Бахтина, «на основе диалога культурных атомов». Только тогда Россия сохранит в общем потоке глобального цивилизационного процесса свою культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность и сможет решать масштабные национальные задачи. 

Национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваться, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры. 

По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. 

Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. 

В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер. 

Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. 

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.

Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни. 
Словом, сложившееся положение свидетельствует о существенном ослаблении механизмов и острой недостаточности ресурсов, блокирующих негативные процессы в социокультурной сфере и обеспечивающих гарантии охраны и развития культурно-исторического наследия народов России. 

Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа. 

Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур. 

При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и т.п. 

Литература

  1. Грушевицкая Т.Г. учебник для вузов «Основы межкультурной коммуникации». Москва: ЮНИТИ 2008 г.

  2. Садокин А.П. теория и практики межкультурной каммуникации. Учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ – ДАНА 2004 г.

  3. Садокин А.П. Межкультурная коммуникация теория и практика. Москва: ЮНИТИ 2009 г.

  4. Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс 2008 г.

infourok.ru

Культуры народов России | Социальная сеть работников образования

МБОУ «Тепловская школа Республики Крым»

 

Открытый урок — проект.

 

«Культура и традиции народов России»

 

Проект «Культура и традиции народов России»

Обоснование проблемы

Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях народов России. В результате опроса, проведенного в нашей школе, о том, какие проблемы волнуют подростков, мы выяснили, что вопросы межэтнического общения стоят на одном из последних мест. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы может сделать для поддержания имиджа России, как страны, в котором веками дружно живут народы более ста национальностей, большинство из которых являются коренными?

Воспитание взаимного уважения друг к другу надо начинать как можно раньше. Мы решили собрать материал о культуре и традициях нашего края, который поможет всерьез заняться этим вопросом. Таким образом, мы начали работу над нашим проектом «Культура и традиции народов России».

 

Цели:

  • Воспитывать учащихся в духе толерантности, повышения культуры межнационального общения.
  • Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства русского, казахского и молдавского народов.
  • Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.

Задачи:

  • Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;
  • Изучение истории, культуры и обычаев русского, казахского и молдавского народов;
  • Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного села;
  • Развитие творческих способностей, самостоятельности в поиске и отборе информации;
  • Организация совместной деятельности родителей и детей;
  • Формирование навыков поисково — исследовательской деятельности учащихся.

 

Оборудование: национальные костюмы (казахов, русских, молдаван), национальные блюда, орнаменты, посуда, ковры, аккордеон, мерцишоры, музыкальное сопровождение (русская народная музыка «Барыня», «Во поле береза стояла», молдавская народная музыка «Дойна», «Меланколие», казахская народная музыка «Домбра», «Бесик жыры»), лист самоконтроля, буклет.

 

План мероприятий:

Мероприятия

Сроки

Ответственный

  1. Анкетирование учащихся «Какие проблемы в общении с людьми тебя больше волнуют?»
  2. Опрос «С культурой какого народа ты бы хотел познакомиться в первую очередь?»                                                    
  3. Формирование творческих групп учащихся: «русские», «казахи», «молдаване» (сбор информации, подготовка сценария, костюмов, выбор национальных блюд)
  4. Создание инициативной группы родителей (помощь в приготовлении блюд, отбор национальных орнаментов, ознакомление с обрядами).
  5. Утверждение сроков и плана реализации проекта, выбор формы защиты.
  6. Защита проекта.

Январь

Февраль

Последняя неделя февраля.

Март.

Вторая неделя марта.

Апрель.

 Ученики. Ответст. Шведков Г.

Ученики. Ответ. Желабаев Д.

 

Учитель.

 

 

Игнат Н.В., Савлук Р.С., Шведкова Н.Н.

Учитель, учащиеся.

Защита проекта.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке. На прошлых уроках был изучен раздел «Религия и народы России». Сегодня итоговый урок — защита проектов.

— Какие цели урока вы поставите? (Ответы детей.)

Начинаем урок  со стихотворения В.Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой – надел халат.

Один —  рыбак с рожденья.

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна.

 

Защита проекта группы «Русские».

 Цель работы: изучить культуру и традиции русского народа.

Выходят участники проекта в национальных костюмах ( раздаются звуки аккордиона).

Звучит русская народная музыка «Во поле береза стояла»  в исполнении ученика 8 класса Сулейманова Владислава (исп. на аккордеоне).

 

Краткое сообщение ученика о культуре и традициях русского народа. 

Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово, Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с «проводами зимы».

        Русские используют письменность кириллицу (её создатели Кирилл и Мефодий). Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове – платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой – валенки. Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины – две косы.

        Дом крестьянский состоял из жилой и хозяйственной частей. Дома могли быть четырехстенки, пятистенки, шестистенки. Хороший дом – пятистенок – состоял из пяти стен. Жилище (изба) делилась по диагонали. Центральное место в ней занимал красный (передний) угол с иконами и столом, который, по выражению С.Есенина, «подобен заре, поток – небесному своду, а матица – Млечному Пути».

Жилая часть – изба с русской печкой. Печь русская играла первейшую роль. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, грели косточки. А если не было бани, то в печи и мылись.

        В жилой части находились и неотапливаемые (холодные) помещения – сени и клеть. В клети хранили запасы, там же могла храниться зимняя одежда. Летом в клети, где было прохладно, спали. Мебели почти не было. Лавки, сундуки, полки.перегородок не было. На пол стелили половики, на окна вешали полотенца. Взрослые спали на полу, дети размещались на полатьях.

На почетной лавке сидели родители, гости, а на свадьбе – молодые. У входа стояла лавка, где могли сидеть приходящие и нищие.

Хозяйственная часть имела мастерские, кладовые и поветь. На поветь с улицы поднимался бревенчатый настил – взвоз. Зимой на повети хранили сено, а внизу стоял скот.

 

Сообщение ученика о русских народных танцах

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток  религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцев.

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем  относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Популярный русский танец  — хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

Начиная с Ивана Грозного, царя, известного своим скверным характером и любовью к искусству, стало принято держать при дворе шутов, певцов, гусляров и плясунов. Придворные артисты считались дворовыми людьми наравне с кухарками и конюхами. 

Когда царю надоедало шоу, все артисты отправлялись в солдаты или в острог. В отличие от танцоров ансамбля Барыня, танцоры Ивана Грозного целыми днями выдумывали новые трюки и постановки, а остальное время репетировали. На бармицву для своего сына Иван Грозный потратил пятилетний военный бюджет: oн нанял полсотни гусляров и 34 танцора, ровно столько, сколько удалось наловить царской охранке за год в 101-километровой зоне Москвы. 

Именно придирчивый Иван Грозный издал указ, запрещающий танцовщикам выступать в одном платье разные номера программы, а музыкантам использовать фонограммы. Непокорным рубили головы.

 

Выступление учащихся – русский народный танец «Барыня».

 

Сообщение учащегося о русской кухне.

Древнерусская кухня, развивавшаяся с IX—X вв. и достигшая наибольшего расцвета в XV—XVI вв., хотя становление ее и охватывает огромный исторический период, характеризуется общими чертами, во многом сохранившимися и доныне.

В начале этого периода появился русский хлеб из кислого (дрожжевого) ржаного теста — этот некоронованный король на нашем столе, без него и теперь немыслимо русское меню, — а также возникли все другие важнейшие виды русских хлебных и мучных изделий: известные нам сайки, баранки, сочни, пышки, блины, оладьи, пироги и т. п. Эти изделия готовились исключительно на основе кислого теста — столь характерного для русской кухни на протяжении всего ее исторического развития. Пристрастие к кислому, квасному нашло отражение и в сознании русских настоящих киселей — овсяного, типичного и ржаного, появившихся задолго до современных, преимущественно ягодных кислей.

Большое место в меню занимали и разнообразные кашицы и каши, считавшиеся первоначально обрядовой, торжественной пищей.

Вся эта хлебная, мучная пища разнообразилась чаще всего рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами, мясом.

 

К тому же времени относится появление классических русских напитков — всевозможных медов, квасов, сбитней…

 

Учащиеся демонстрируют блюда из русской кухни.

Защита проекта группы «Молдаване»

Цель работы: изучить культуру и традиции молдавского народа.

Выходят участники проекта в национальных костюмах (раздаются звуки дойны).

Молдаване рассказывают всё о своей стране, читают стихи:

Есть на земле чудесный край,

Где Бог когда-то сделал рай.

И дети верят в доброту

И люди преданы труду.

Где на холме растёт лоза,

Где воды — чистая слеза.

И сердце мне сжимает слово:

«Родная, родная – Молдова»

Участница группы рассказывает о молдавских обычаях.

Молдаване относятся к романской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются те, что и у русских – Троица, Пасха, Рождество Христово.

Культура Молдавии богата традициями и обычаями. Когда-то территория нынешней Молдавии много лет назад была заселена племенами гето-даков, которые занимались в основном земледелием, а также выращиванием коз и овец.  Уже тогда, начали зарождаться традиции и обычаи сохранившийся по сей день. Это традиции связанные с народной музыкой, танцами, песнями, народной кухней, изготовлением предметов быта и их орнаментации. Многие современные традиции являются продуктом скрещивания гето-дакской культуры с культурами таких завоевателей как Греки, Славяне, и особенно Римляне. Традиции Молдовы проявляются в таких областях как народная музыка и танцы, народная кухня, виноделие, работа народных мастеров, обычаи связанные с проведением свадеб, венчании и крестин, встречей Рождества и Пасхи. Наиболее красноречивы Молдавские традиции связанные с проведением свадеб, венчании и крестин. На такого рода мероприятиях довольно ярко представлены все аспекты Молдавского культурного наследия – начиная с порядка рассаживания гостей и заканчивая посудой в которой подается еда. Не обойтись на настоящей Молдавской свадьбе без народной музыки и танцев. Выпив вина гости начинают танцевать хору. Хора, это народный танец при исполнении которого группа людей формирует кольцо и движется по кругу. Таких колец может быть несколько, одно внутри другого, и двигаются они в противоположных направлениях. Происходит всё это под аккомпанемент живой музыки. Наиболее распространены такие инструменты как: цимбал, чимпой, флуер, най, кобза, и тоба. Ритм Молдавской народной музыки обычно быстрый и веселый, но бывают и грустные мотивы. Одним из основных источников Молдавской народной музыки является дойна. Дойна, это лирическая песня которая появилась на территории Молдовы еще до прихода Римлян. Песня эта грустная и протяжная и поётся во времена утраты и разлуки. Есть также и колинды появившиеся в период зачатия христианства. Колинды можно услышать во время таких религиозных праздников как Рождество и Крещение. Колядование представляет собой ритуальный обход сельских домов, когда группа людей в национальной одежде, в масках и шкурах животных исполняют песни и танцы в обмен на символическое вознаграждение в виде еды, вина или других подарков. Колядование в Молдове связано сславянскими колядками и имеет как религиозные так и языческие источники.

Сегодня молдавские обычаи чтут не все, но на мой взгляд, нам молдаванам необходимо сохранять и оберегать нашу культуру. Помнить традиции предков, а самое главное прививать их соим детям.

        Выступление участниц группы с молдавской песней «Меланхолие».

Сообщение участника о молдавском празднике «Мэрщишор».


Если в некоторых странах принято провожать зиму, то в Молдавии – встречать весну. Каждый год 1 марта празднуется молдавский национальный праздник «Мэрцишор». Традицию праздновать “Мэрцишор” установили далекие предки молдаван, которые Новый год отмечали с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу мэрцишор (символ ясности и счастья), это миниатюрное красно-белое украшение в виде всевозможных цветов, колокольчиков, бусинок, человечков, сердечек


Мэрцишор — еще и предмет гордости каждого молдаванина, гордость за то, что этот символ весны, плодородия, счастья и благополучия поселился именно на его родине. Любой житель Молдавии с восхищением рассказывает об истории его появления и о приметах, связанных с ним. Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а в апреле красно-белые талисманы нужно повязать на фруктовое дерево и загадать желание, которое непременно исполнится. А если дерево, на которое вы прикрепили мэрцишор, даст богатый урожай, значит, счастья и любви вам в этом году не миновать. 

Рождена эта красивая традиция легендой. Легенда о Мэрцишоре передается из уст в уста, из поколения в поколение. Интерпретации этой красивой и доброй сказки различные.

Давным-давно в незапамятные времена появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел — Подснежник. Вырос он на голом когосоре, когда солнце впервые пронзило золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького Гиочела оберегала от стужи красивая и добрая волшебница Весна. Прослышал об отважном цветке злобный вихрь-полуночник Кривэц. Он вылетел из своего ледяного жилища с намерением заморозить храбреца, дерзнувшего переступить суровый закон его ледяного царства. Свирепый Кривэц вырвал из земли колючий шиповник и швырнул его с досады в светлую Весну, уколов ей мизинец. Брызнула на землю горячая алая кровь и обагрила белые лепестки Гиочела. Каждая горячая капля возвращала этот нежный и хрупкий цветок к жизни. Когда к Гиочелу вернулись силы, он радостно возвестил о приходе Весны”.

В первый день весны в Молдавии принято дарить мэрцишоры (от слова «мэрць», «марць» — март) — небольшие красно-белые украшения. Они могут быть в виде цветков, человечков из ниток, колокольчиков, но обязательно красно-белые! Дарят мэрцишоры с пожеланиями счастья, любви, удачи во всех делах, как символ наступившей весны, как символ новых надежд. 
Я пью весенних дней кагор
(дни стали чуточку теплей),
Дарю молдавский мэрцишор
И обнимаю всех друзей! 

Участники дарят гостям мэрцишоры.

Сообщение участницы о молдавской кухне.

Традиционная кухня Молдовы славится своим разнообразием и изысканностью благодаря тому, что формировалась она под влиянием культур многих народов, в разное время пребывавших на территории страны (украинцев, русских, греков, евреев, немцев и др.).

Так как Молдова считается страной винограда, фруктов и овощей, а также овцеводства и птицеводства, исторически сложилось так, что наиболее любимыми блюдами для молдаван являются брынза, мамалыга, блюда из овощей, фруктов и мяса. И, конечно же, особое место в молдавской кухне занимает вино.

Сыр из овечьего молока – брынза готовится в Молдове с XVII века, со времен, когда в стране активно развивалось овцеводство. Применяется брынза в приготовлении большого количества блюд национальной кухни, а также употребляется в натуральном виде в качестве закуски.

Еще одно, не менее популярное блюдо в Молдове – это мамалыга. Готовится она из густо заваренной кукурузной муки и подается обычно с брынзой, молоком, а также с борщом, соленой рыбой, шкварками. Кукуруза появилась в стране около 200 лет назад, первым ее применением было приготовление пищи для бедняков, и лишь со временем из кукурузы начали готовить самые разнообразные блюда (супы, гарниры и многое другое).

Молдавская кухня отличается обилием овощей и фруктом, которые в большом количестве имеются в стране благодаря хорошим природным условиям. Широко применяются в приготовлении самых разных блюд кабачки, баклажаны, перец, помидоры, фасоль, чечевица, редис и лук. Овощи в молдавской кухне используются как самостоятельные блюда, так и в качестве гарниров. Готовятся они самыми различными способами, это жарка, тушение, запекание, соление, отваривание. А такие овощи, как перцы и баклажаны часто фаршируют рисом с мясом или другими овощами. Популярны в Молдове также разнообразные рагу из овощей, пюре из бобовых, закуски из маринованных овощей.

Для придания всем блюдам более пикантного и изысканного вкуса в Молдове принято использовать множество приправ и пряностей, таких как перец, чабер, гвоздика, эстрагон. Лук-порей и сельдерей часто используются и как самостоятельные блюда. Отдельно можно выделить и чеснок, так как в молдавской кухне на его основе готовится две популярные подливки – муждея и скордоли, кроме того, чеснок добавляется практически во все мясные и овощные блюда.

Вторые блюда в молдавской кухне традиционно готовят с использованием говядины (мититей), свинины (кырнэцей, костица, мушка), птицы (зама), баранины (чорба, гивеч, мусака), рыбы. Наиболее популярными видами приготовления мяса являются тушение (в духовке), запекание в горшочках и жарка на гратаре (на смазанную шпиком решетку, которая устанавливается над раскаленными углями, кладется порезанное кусками мясо или птица). Одним из самых любимых мясных блюд у молдаван является куриный суп с овощами (замэ де гэинэ), холодец из петухов (рэчитурь), голубцы (сармале), костица и мититей (блюда приготовленные на гратаре). Мясо молдаване обычно готовят с большим количеством овощей, и часто – фруктов (с айвой, абрикосами). Характерной особенностью молдавской кухни является также использование сухого вина и томатного сока в мясных блюдах и соусах к ним, для придания мясу мягкости и пикантности.

Мучные изделия в молдавской кухне представлены вертутами, плациндами с различными фаршами, куличами, пасхами, варениками. А для приготовления десертов используется виноград и самые разнообразные фрукты – айва, яблоки, сливы, черешня, вишня, абрикосы, а также – орехи. Наиболее популярными кондитерскими изделиями в молдавской кухне является кукурузные пирожные, печенье гогошь и семилунэ, альвица, пелтя.

Молдавские вина хорошо всем знакомы даже за пределами страны, они широко используются в приготовлении национальных блюд и являются неотъемлемой частью любого застолья.

Так, блюда из баранины обычно сопровождают белое или красное вино (в зависимости от метода приготовления мяса), для говядины или птицы подается белое вино. Тяжелые и острые мясные блюда запивают более крепкими спиртными напитками (разнообразные цуйки и наливки). Кагор традиционно считается неотъемлемой частью праздничных столов, он подается с кутьей, куличами, плэчинтами. Молдавские коньяки (дивины) часто украшают праздничный стол.

мамалыгу и брынзу молдаване обычно дополняют купажными красными винами (из разных сортов винограда). А блюда из овощей, приготовленных в любом виде – легкими розовыми и белыми винами. Сладкий стол в молдавской кухне принято сопровождать хересом, насыщенным ароматами полевых трав, фруктов и орехов.

В Молдове вино используется также и в приготовлении кондитерских изделий – пирожных и печенья из слоеного теста (молдавская халва, ореховая нуга). Дополняют десерты во время застолья красные десертные вина, которые и сами по себе могут служить полноценным десертом.

Таким образом, молдавская кухня, обладая большим историческим опытом и богатой продукционной базой, по праву считается одной из самых разнообразных и интересных в мире. Ее главными достоинствами являются насыщенность вкусовых оттенков блюд и оригинальность комбинаций разных продуктов.

Учащиеся демонстрируют блюда из молдавской кухни.

 

Защита проекта группа «Казахи»

Цель работы: изучить культуру и традиции казахского народа.

Казахи относятся к тюркской группе алтайской семье. Исповедуют ислам. Традиционные праздники у казахов – Наурыз (праздник весны), Раз-Айт (праздник разговения), Курбан-Байран (праздник жертвоприношения).

Гость радуется песенному гулу
Не чувствуя не стужи, не жары
У нас, мой друг, не сыщешь ни аула,
Ни даже просто дома без домбры.
И предки наши яркие картины
В напевах проносили сквозь года
Ведь две струны, как горы и равнины.
Как жизнь и смерть
Как радость и беда.
На зов домбры друзья спешат с вестями,
Звучат слова радушны и добры,
Но беден дом с почетными гостями
И песнями, и счастьем без домбры.

Выходят участники проекта в национальных костюмах (раздаются звуки домбры)

Народов много кочевых осело в нашем крае
Почти все помнят родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим о дружной и родной
Народности — Казахской, самой коренной.

Участница группы.

—  А сейчас мы вам покажем самые интересные обряды, которые до сих пор имеют место в семейном укладе казахов.

Ученики 8  класса представляют обряд «Бесик-той»

Обряд укладывания младенца в колыбель — бесик-той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя — духи могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик жыры» — она отпугивает злые силы. Важная роль в обряде отводится «киндик шеше» — пожилой женщине, которая во время родов перерезала пуповину.

Сообщение участницы об особенностях казахской кухни и традиции чаепития.

Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской и других кухонь. Именно поэтому в современной казахской кулинарии при сохранении чисто национальных черт нетрудно заметить интернациональные черточки. Во многом изменился набор продуктов, из которых сегодня готовится пища.

Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями.

И все-таки наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо.

Мясо — основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола.

Исстари казахская кулинария отличалась своеобразной технологией. Особенность жизненного уклада казахского народа наложила отпечаток на способы приготовления пищи. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдавалось варке. Именно этот процесс позволяет получать мягкие и нежные вкусовые оттенки мяса, придает ему сочность и аромат.

Большое место отводилось заготовке и длительному хранению продуктов. Во время забоя скота часть мяса заготавливали впрок, для чего его солили, вялили, иногда коптили, деликатесные изделия готовили в основном из конского мяса — казы, шужук, жал, жая, карта и др.

Широко использовались молоко и молочные продукты. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни.

Хлеб чаще всего выпекался в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки.

Из напитков всегда любимыми были кумыс, шубат и айран, особое место занимал чай.

 

 

 

 

Чаепитие по-казахски

Казахи пьют чай, «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», — писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, чай пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно – ни одно угощение не обходится без чая.  
           Чаепитие как составная часть трапезы обязательно включено в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс, а сегодня вместо кумыса опять устраивают чаепитие.  

Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. В наши дни казахи называют черный чай «красненьким» (кызыл шай). Слово «красный» указывает тут не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления  молока: он должен быть не белесым, а красным, т.е. заварка должна быть крепкой.

Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития:   чай, сладости, сахар, печенье, конфеты.   

Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда.        

Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и  «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. Во время чаепития заварочный чайник все время стоит на огне. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям  — значит показать им свое уважение.  

Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника.  

Вместе с чаепитием к казахам перешли и некоторые знания о существовании особенных правил питья чая, «чайной церемонии».  

По традиции, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю.   

Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте.  

Чая, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда сам не наливает себе чай.  Чай наливают только хозяева – ухаживают за гостем. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу. 

О серьезных делах за чаем не говорят. Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, — прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!».  

Разговоры за чаем обычно легкие, веселые, эмоциональные. Об очень серьезных делах за чаем не говорят. Например, за чаепитием не принято говорить о цели приезда.

 

Чай по-казахски

 Пять чайных ложек заварки залить половиной литра кипятка. Через три минуты добавить немного подслащенных сливок, сметаны или молока, все размешать, процедить в другой сосуд, перелить в первый, можно еще попереливать – в общем, через пару минут после процеживания – к столу.

 

«Чай не пьешь – откуда силы возьмешь…»  Этими словами сказано все об отношении казахов к этому напитку…

 

Гости и участники приглашаются на чаепитие.

Рефлексия.

Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры — вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

 

 

 

nsportal.ru

Культура России — история русской культуры и искусства

История русской культуры: от Древней Руси до современной культуры России

Культура России составляет большую часть русского нематериального наследия. Она объединяет традиции многочисленных народов Руси, отражает исторические события, географические особенности, влияние других культур и мировоззрений.

История русской культуры условно делится на пять этапов:

  1. Культура Древней Руси. В X веке Киевская Русь попала под влияние Византии. Приход христианства оказал большое влияние на уклад местных народов. Это отразилось в развитии архитектуры, в традициях, в письменности. После нашествия хана Батыя византийская культура начала сдавать позиции, часть наследия предыдущего периода была навсегда утрачена, а структура власти переняла отличные от западноевропейских принципы государственного устройства.
  2. Русская культура в XIII-XVII веках. Этот этап в развитии культуры России относят к так называемому периоду Московской Руси. Территория, которая на протяжении многих веков была раздроблена, объединилась в единое государство с центром в Московии. Именно в этот период был построен белокаменный Московский Кремль, возродилась роспись храмов фресками. Живописцы вновь обратились к византийской культуре, сформировалась школа русской иконописи. Яркий представитель этой школы — Андрей Рублёв.
  3. Культура Российской империи. Реформы Петра I открыли доступ к западноевропейским достижениям. Идеи просвещения привлекли внимание к ценности человеческой личности, необходимости образования и всестороннего развития. Начались оживлённые дебаты между сторонниками славянской культуры и поклонниками западного образа жизни. Вместе они искали «золотую середину», определяли, как должна развиваться Россия, чтобы сохранить национальную самобытность и традиционные ценности. Именно тогда сформировались основы русского литературного языка, были написаны произведения великих русских классиков. Появилась тенденция сохранять историю и просвещать людей, начало развиваться музейное дело.
  4. Советская культура. Под влиянием советской власти русская культура сильно изменилась. С приходом большевиков многие творческие и научные деятели царской России эмигрировали в Европу. Репрессии унесли жизни видных представителей интеллигенции. Советская власть решительно избавлялась от пережитков прошлого, уничтожив многие артефакты церковной жизни. В то же время коммунисты взяли курс на ликвидацию безграмотности, сделав образование бесплатным и обязательным для всех. Выросла новая интеллектуальная и творческая элита, появились литературные классики советской эпохи, развивался театр, кинематограф и другие виды искусства.
  5. Современная культура России. После распада Советского Союза сократилась финансовая поддержка многих научно-исследовательских институтов и культурных учреждений. Люди переходили в коммерческие сферы, усилилось социальное неравенство. Вакуум, возникший в результате кризиса нравственной системы, заполнили западные ценности, в частности, индивидуализм. Многие стали прислушиваться к религии, начала возрождаться православная церковь, строятся новые храмы. Большое влияние на сознание людей оказывает телевидение и кинематограф. А электронные СМИ, как и во всём мире, приходят на смену печатным изданиям.

Живопись

Долгое время русская школа живописи ограничивалась росписью икон. У каждого из знаменитых мастеров был свой стиль. Например, иконы Андрея Рублёва сильно отличались от икон, созданных Феофаном Греком. Во время правления Петра I в Россию проникли западные техники исполнения. Начали создавать пейзажи, портреты, натюрморты. К началу XX века через пейзажи передавали не только красоту природы, но и состояние души автора. В начале XX века расцвели направления модернизма и авангарда. Казимир Малевич, работая в технике авангарда, создал новое направление — супрематизм. Этот жанр хорошо отражает его картина «Чёрный квадрат». Подробнее…

www.advantour.com

Презентация по обществознанию к уроку «Культурные достижения народов России» (6 класс)

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Культурные достижения народов России

Представьте, что вы собираетесь отправиться в страну, где вы будете общаться со сверстниками, которые не имеют никакого представления о России. Чтобы хорошо ориентироваться в данной теме, уметь рассказать о выдающихся культурных достижениях народов нашей страны, совершим экскурсию в мир культуры с помощью компьютерной презентации. Как и все путешественники, вы должны вести дневники, в которых будете фиксировать впечатления от увиденного.

Автор: Афанасьева Римма Ахатовна,

учитель обществознания

Россия — страна неповторимой

высокой культуры

Россия — страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Рос­сия — многонациональная страна, которая объединила множество народностей, тесно связанных общностью исторических судеб.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве — выдающийся памятник древнерусской архитектуры XI в. 13-купольный храм имеет 5 не­фов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей.

С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на кото­рые можно попасть через две лестничные башни. Храм был бо­гато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. По своим размерам и бо­гатству убранства Софийский собор не имел себе равных не толь­ко в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. В конце XVII — начале XVIII в. собор был перестроен и приобрел черты украинского барокко

Одним из центральных в храме является мозаичное изображение Богоматери Оранты в алтаре — фигуры с воздетыми вверх руками. Построенный Ярославом Мудрым Со­фийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков.

Золотые ворота

Золотые ворота — уникальный памятник древне­русской фортификации, построенный в XII в. мастерами Владимиро-Суздальского княжества. Владимирский князь Андрей Боголюбский сделал их главными крепостными воротами города Владимира — новой столицы княжества. В их архитектуре гармо­нично сочетаются триумфальная арка, боевая башня и надвратная церковь. Величественный облик Золотых ворот запечатлел время недолгого, но необычайно яркого и мощного расцвета Владими­ро-Суздальской Руси.

Собор Покрова на РВУ ,

(храм Василия Блаженного, построен в 1555-1556гг )

Собор Покрова на Рву, более известный как храм Ва­силия Блаженного, построен в 1555—1561 гг. по обету, данному Иваном IV перед покорением Казанского царства. Уникальный замысел многопридельного храма, принадлежавший митрополиту Макарию, воплотил образ Священного града Иерусалима и опре­делил архитектурное своеобразие собора, который стал символом русского национального зодчества. Под сводами Покровского собора покоятся мощи двух московских чудотворцев — Василия Блаженного и Иоанна по прозвищу «Большой Колпак».

Русский Север по праву называют сокровищницей деревянного зодчества. К числу самых выдающихся произведений относится Кижский погост. Нигде больше нельзя увидеть такою размаха строительной фантазии и такого богатства форм. Когда над серой гладью северных вод встает сказочный город-храм, то невольно вспоминается легендарный Китеж. Это и архитек­тура, и поэзия, и музыка, слитые воедино. В 1714 г. на острове появилось чудо русской деревянной архитектуры — знаменитый на весь мир двадцатидвухглавый Преображенский храм. И не­даром само название «Кижи» стало символом красоты русской души. Ансамбль Кижского погоста состоит из трех зданий — Пре­ображенской церкви (1714), Покровской церкви (1764) и стоящей между ними колокольни, построенной в 1874 г. на месте более старого сооружения. Их окружает деревянная ограда. Несмотря на то что все здания построены в разное время и имеют разную архитектуру, они не выглядят нагромождением построек, а образуют художественное, целое.

Кижский погост

Самым ранним датированным памятником древне­русской письменности является пергаменное «Остромирово Еван­гелие». Оно было переписано дьяконом Григорием в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Еван­гелие», объемом в 294 листа, переписывалось около 7 месяцев — по 1,5 листа в день. Замечательной особенностью «Остромирова Евангелия» являются его заглавные буквы — инициалы. На стра­ницах встречаются причудливые орнаментальные переплетения хищные птицы, загадочные человеческие личины, чудовища -фантастические химеры, напоминающие в одних местах собак, в других — крокодилов. Но ни один инициал не повторяется два­жды. Они безукоризненно сочетаются с текстом, такой точности можно было добиться двумя путями: или художник сидел рядом с переписчиком Григорием, и они работали попеременно, или сам Григорий был блестящим графиком. Традиция изображения животных, символизирующих христианские понятия, была при­внесена на Русь из Византии и южнославянских стран. В книге есть три большие миниатюры с изображениями евангелистов — Луки, Марка и Иоанна с учеником Прохором.

Андрей Рублёв

(около 1370[2] — 17 октября 1428, Москва) —

наиболее известный и почитаемый

мастер московской школы иконописи

В «Троице» Андрей Рубл ев явил себя выдающимся мыс­лителем, «всех превосходящих в мудрости», человеком высочай­шей культуры. Икона, которую он создал, поняли и приняли его современники, а затем и многие поколения людей. Три ангела парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи — лишь символы странничества, напоми­нающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ниче­го не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит сия­ние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублев­ских ангелов. Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости».

Диони́сий

(ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец

(изограф) конца XV — начала XVI веков.

Яркая праздничность и парадность произведений Дионисия , изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Мо­сковского Кремля икону «Богоматерь Одигитрия». Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богомате­ри, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали об­щий величественный строй образа.

Особой известностью пользуются две парные житийные ико­ны Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возмож­но, иконы висели в соборе друг против друга и потому компози­ционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия — вправо. Величественная осанка, красочные одежды с преобладающим белым цветом уси­ливают торжественность и монументальность образов. В малых же

картинах-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.

Богоматерь Одигитрия.

Икона кисти Дионисия.

Около 1502 г.

Ферапонтов монастырь .

Икона

Икона

« Митрополит Алексий

« Митрополит Пётр

с житием»

с житием»

Павел Андреевич Федотов

(1815-1852)

П. Федотов

Свежий кавалер

П. Федотов

Вдовушка

Глубокой жизненной правдой и остротой критиче­ской мысли характеризуется творчество Павла Андреевича Федото­ва, замечательного живописца, родоначальника искусства крити­ческого реализма, достигшего своего высшего расцвета во второй половине XIX в. Жанровые картины и рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простою, «ма­ленького» человека. Созданные им образы были близки современ­никам и навсегда вошли в золотой фонд русской живописи. До­статочно вспомнить такие его картины, как «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», чтобы перед глазами встал целый мир незабываемых образов, которыми прославил себя художник, по справедливости прозванный Гоголем русской живописи. Искусство Федотова сво­ей демократической идейной направленностью и сознательным стремлением к воспроизведению правды жизни является важней­шей вехой в истории русской художественной культуры.

П.Федотов

Завтрак аристократа

П.Федотов

Сватовство майора

Петр Ильич Чайковский 

(1840–1893)

Петр Ильич Чайков ский по праву считается одним из самых великих композиторов. Он является автором 80 сочине­ний, среди которых 10 опер и 3 балета. Его знаменитые концерты для фортепиано, симфонии, сюиты, балеты — все это занимает важное место в мировой музыкальной культуре. Чайковскому принадлежит создание особого музыкального языка, органиче­ски связанного с широкой и буйной народной стихией и бытом современной ему эпохи. 1870-е гг. — взлет творчества компози­тора и время создания шедевров, покоривших весь мир: музыки к драме Островского «Снегурочка», Второй и Третьей симфоний, балета «Лебединое озеро» и др.

Николай Иванович Лобачевский

(1792-1856)

Великий русский математик Николай Иванович Ло­бачевский создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти 2000 лет работали ученые всего мира. Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском универ­ситете.

Первая русская кругосветная экспедиция

(1803—1806)

Крузенштерн И.Ф.

(1770– 1846)

Лисянский Ю.Ф.

(1773–1837) –

Большой вклад в развитие географической науки внесли русские путешественники. Первая русская кругосветная экспедиция (1803—1806) под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского прошла от Крон­штадта до Камчатки и Аляски. Были изучены острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин, полуостров Камчатка. Русское географическое общество, учрежденное в 1845 г., стало центром изучения территории и морей России.

Александр Сергеевич Пушкин

(1799–1837)

Основоположник русского реализма — гениальный Александр Сергеевич Пушкин. Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Он первым пришел к выводу, что истинная народность — это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества.

Лев

Николаевич

Толстой

(1828-1910)

Во второй половине XIX в. и в первой половине XX в. творил гений мысли и слова Лев Николаевич Толстой . Он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо в сво­ем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

Литература России представлена не только произведениями русских писателей — она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе.

Хохломская роспись

Хохломская роспись — это самобытный русский на­родный промысел, существующий более 300 лет, уникальное яв­ление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье. Благодаря иконопис­цам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом вызолачивания изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в золотые без ис­пользования драгоценного металла. Хохломские изделия привле­кают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни.

Гжельская керамика

Гжельская керамика обобщенное название худо­жественных изделий из полуфаянса, фаянса, фарфора, характер­ных для народных промыслов, развивавшихся с середины XVIII в. в селении Гжель и ближайших районах. Изготавливали тарелки, кружки, кувшины, но самые замечательные — самобытные квас­ники — сосуды кольцеобразной формы на ножках, с отверстием в середине. Основной объем делали из заранее заготовленных гли­няных колец и ленты для торцевой поверхности, затем эти детали соединяли и склеивали жидкой глиной. Композиция дополнялась забавными лепными фигурками. Роспись производили зеленой, коричневой и желтой красками. К середине XIX в. стал вырабаты­ваться стиль, по которому легко узнаются современные гжельские изделия, — роспись синим кобальтом по белому фону.

Тула- кузница русского оружия

Тульский музей оружия

С XVI в. Тула кузница русского оружия. С тех са­мых пор тульские оружейники стали изготавливать пушки, ру­жья, сабли, пистолеты и т. п. Большую роль в становлении Тулы как оружейной столицы сыграли две личности: Петр I и Никита Демидов. Туляки — известные мастера по изготовлению именно декоративного оружия, украшающего известнейшие коллекции мира.

Якутский народный героический

эпос олонхо

Согласно якутской мифологии вселенная делится на три мира

Якутский народный героический эпос олонхо. В 2004 г. он был признан ЮНЕСКО шедевром нематериальной культуры человечества. В олонхо нашли отражение верования наших предков — древних якутов. По их представлениям, су­ществуют три мира: верхний (небо — обитель богов), средний (земля — место пребывания людей) и нижний (преисподняя Юеден — обиталище абаасы). Самобытная мифология якутов нашла отражение в творчестве многих якутских художников, но «певцом олонхо» справедливо считают Тимофея Андреевича Степанова. Его часто называли также олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий и верований народа саха.

Верхний — небо

Средний — земля

Нижний-преисподняя Юедеи

Искусство народов Дагестана

 

 

 

 

 

Возникновение и развитие самобытного искусства народов Дагестана относится к глубокой древности. Многочис­ленные находки, обнаруженные во время археологических рас­копок, говорят о существовании на территории Дагестана почти всех видов искусств, связанных обработкой камня, глины, дерева, металла.

В основе материальной культуры горцев, включающей не только бытовую утварь, одежду, мебель, ковры, но и орудия труда, оружие, каменные и деревянные детали архитектурного декора, могильные стелы, лежат все виды художественных реме­сел — ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, вы­делка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночекан­ное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню и многое другое.

Большой театр

 

 

 

 

Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) — крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра вос­ходит к 1776 г. Первоначально труппа его была единой (одновре­менно драматической, оперной и балетной) и состояла из кре­постных актеров и музыкантов, выкупленных казной. С 1784 г. в ведение театра перешла балетная школа Воспитательного дома. В современном Большом работает труппа из 900 актеров.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *